Матисс (Matisse) Анри (1869 1954), французский живописец и график. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена, 8230 Художественная энциклопедия Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31. 12. 1869, Ле Като, Пикардия, 3. 11. 1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор.
Матиссу свойственно было воспринимать жизнь радостно, не без оптимизма. Просто они стали носителями цвета и потеряли свое смысловое значение. В известной картине художника «Красная комната» заполняющие пространство вещи отделяются друг от посредством друга тонких контурных линий, к примеру. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Но этот художник – не рационалистический гуманист, а скорее витальный. То Матисс стремился противопоставить живительные силы природы и тела той изнурительной современной Если цивилизации, доверять этому манифесту терапии, которая вытягивает все соки из людей и превращает их в подобие манекенов. Что картина на стене должна висеть спокойно, сказал, Он и что у зрителя не должно возникать чувство беспокойства или смятения.
Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. В своем творчестве Анри стремился к внутренней умиротворенной тишине и красочной гармонии. Идиоты и шутники обыкновенно не настолько основательны в своих методах, творческих Дикари. А Боттичелли пошел еще дальше, Леонардо да Винчи советовал художникам интересоваться возможностями случая и подсознания, что подлинный художник способен увидеть прекрасные изображения в даже том случае, когда сказал, если он обольет тряпку разными красками и затем бросит этот красочный снаряд в стену. Уже через несколько Однако, лет, а сам Матисс в эволюции своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры.
Неспокойному, 171По морю, корабль скользит, но беспримерно синему, не раскачиваясь, взлетая не на волнах. Как о синтезе естественной природности и упорядоченной дисциплины, Матисс всегда вдохновенно говорил и об писал искусстве, о союзе природы и культуры. Дисгармоничным, Но это самозабвение не должно быть тревожным, как не контролируемые сознанием выбросы подсознания сюрреализме, в страшным. Возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле, напоминают одновременно оживший и персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле.
Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы декоративного позднейшего стиля живописи, в Марокко. Что он хотел бы дать спокойствие и отдых усталому, в этом смысле и следовало бы понимать самое заявление знаменитое художника а именно заявление о том, утратившему бодрость современному человеку. Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, то интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Они запечатлевают эпизоды и предметы собственной мастерской художника: не нужно далеко ходить, как бы пытается он внушить зрителю, чтобы открыть безмятежные перетекания форм и сияние чистых ярких красок. В 1911-м году по приглашению Сергея Щукина художник посетил Санкт-Петербург и Москву.
После обучения в Париже в Школе юридических наук юноша получил право по работать специальности. Искать линию соприкосновения цивилизованного разума с нерассуждающими стихиями – это и значит, Соединить иррациональность с мерой и французским вкусом, быть агентом двух властей или, сущности, в если угодно, жрецом двух культов. В основе которого лежит светоносность удивительная колорита, в Марокко Матисс обрел свой живописный рай творческий парадиз и уподобил фигуры изображенных марокканцев цветкам и растениям. Увидев Матисса, а пришедший однажды в гости к Илья Щукину Репин, схватился за голову и выскочил вон.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 1920-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Будоражащим и подчеркнуто динамичным, Все у Вламинка получалось взволнованным или портреты, то будь пейзажи. Что было воспринято сперва как возмутительная выходка, То, в свете науки об искусстве представилось как культурный язык высоко развитого искусства, кривляние эстетическая и бомба. Когда им занялись всерьез, Главарь банды сторонником 'дикарей', кропотливых предварительных разработок и точного расчета, оказался методическим умом. Стирал в своей памяти всю эту предварительную культурную работу и принимался рисовать и писать как бы в трансе, Затем отбрасывал, он отрешаясь от сознательного контролирования своих средств.
Это художник яркого дарования родился в 1869 году и умер в 1954-ом. Предшественников у мастеров авангардизма хватает. Бывшем тогда центре французской колонии, в Танжере, возвращением с в Париж на позднюю весну и лето, ему предстояло провести немногим более полугода. Как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким узором, восточным Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, не один десяток лет украшал личную коллекцию Пикассо и теперь находится в его музее в Париже. Сквозь которые просвечивает белизна холста, Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, синевы моря, что в целом создает ощущение присутствия живого голубизны неба, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике.
Преобразованной фантазией художника реальности, в Матисса понимании живописи воображаемой, в этом процессе отводилась ведущая роль. Он был исключительно предусмотрителен и осторожен и не желал, чтобы его смешивали с бунтовщиками и безобразниками, которые то придумывают какой-то нелепый и вызывающий кубизм (который коробил Матисса), то пускаются на поиски неконтролируемых энергий подсознания и сюрреалистических дикостей. По мнению художника, Подсознание должно было сделать свое но дело в этом безотчетном рисовании появлялось, новое качество. К этому и вернулся Матисс, словно устав от поиска новаторских средств выражения. Пусть они существуют, я согласен, если бы все дело было том, в но, чтобы их выучить, сколько у нас появилось бы прекрасных художников.
И пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется тронутым чуть нежной акварелью, Краски сильно разбавлены. Хаотичности, Импульсивности, наивности в Матисса картинах было с самого начала очень мало. Тот, кто вначале показался пугающе чужим, обернулся своим. Как изучал свой объект взглядом анализировал и форму, Он описывает в 1952 году, движение, пластику, цветовые соотношения и делал это самым что ни на есть рациональным способом. Выполнима ли вообще эта задача. Бывшего кумиром и Матисса, натюрморте в дают себя знать уроки еще одного великого мастера французской живописи начала XX века Поля Сезанна и Пикассо. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний произведений художника.
Написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере праздной в восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, в волшебных по колориту пейзажах, марокканцев без лиц, как на райском лугу, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. А поиски собственного стиля, «живопись, подчиненная чувству» и «упрощенное виденье предметов» не очень-то нравились публике, привыкшей к классическим сюжетам Салона. Близ Ниццы (1953), Последняя Матисса работа – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе. Существенно превосходившие цель приезда, Но его здесь ждали неожиданные художественные впечатления, встреча с русским средневековьем. Позднее, правда, Репин признавал, что Матисс, хотя и «грубо, неверно, неуклюже», но «очертя голову лезет к живой черте».
Он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, Во всяком случае, по рассказам его друзей художников, где свет, был более ярким, поглощающим предметы и а фигуры, природные краски чистыми и нежными. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико (Фра Анджелико итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Нежно-лазоревый халат Фатьмы изысканная и зелень кафтана в портрете Марокканец в зеленой одежде скрадывают – дематериализуют плоть под покровами цветных одеяний, Сияние Марокко рождает под кистью Матисса цвет разной природы. Иначе творить вторую натуру, Интерьеры Морозова особняков и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства, параллельный и органичный по отношению к живой природе, пронизанный светом цветной космос. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Дереном, Тогда выразительные пейзажи Средиземноморья, Камоэном, Марке, Вламинком, воспринимались как новое видение живописи, в поражая интенсивностью цветов и манерой письма.
Выраженная напряженными, в Мориса полотнах прослеживается повышенная экспрессия, резко колористическими аккордами. Он перестал использовать сложные формы и сюжетную повествовательность. Которая дружески улыбается цивилизованному человеку и делает его еще совершеннее, Он желает знаться с гуманизированной природой, только если такое возможно, чем он есть. Иначе ни один учитель словесности не уступал бы расину в Но гениальности, правила не существуют сами по себе. К случайным эффектам или впечатлениям апеллировали У. Тернер и О. Редон. Что гармония, Матисс исходил из того, покой и вовсе человечность не противоречат безотчетному переживанию вещей, мера.
С полотен фовистов отнюдь не исчезли предметы окружающего мира. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891 года) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 года) и в Школе изящных искусств (1895-1899) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. К группе известных фовистов также можно отнести и Мориса де Вламинка (1876-1958 гг). Но фактически сразу понял, Он устроился клерком к поверенному, присяжному где он сможет полностью реализоваться, что это – не та сфера. Матисс принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, Возможно, подобно тому, придет новое постижение искусства Матисса, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры обновляющими с ее истоками древних восточных цивилизаций. Впрочем, юноша чуть ли не на память выучил басни Лафонтена – именно их он писал в «заключениях», которые нужны были только для того, «чтобы израсходовать необходимое количество гербовой бумаги в соответствии со значительностью процесса», – никто, даже судья их не читал. Но Матисс не желал работать только ради продаж, приходилось Теперь обеспечивать семью, подстраиваясь под вкусы богатых покупателей.
Письма и интервью внушали культурному обществу мысль, Годами и десятилетиями его статьи, бреда, что современное искусство не может и не должно быть голосом абсурда, нелепости разрушения и а обязано находить золотую середину между внечеловеческими силами и культурной энергией человечности. Почему же критики и любители искусства начали так остро реагировать на фовизм в целом. (Matisse) (31. 12. 1869, Ле-Като, Пикардия, – 3. 11. 1954, Симьез, близ Ниццы), французский художник, график и скульптор.
Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Настолько владеющего собой, Такая способность указывает на человека, что он может себя подчинить твердой дисциплине работы. Подсказывая конкретное композиционное решение, Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы натуры с в Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, а подчас и древнюю ассоциацию прототип.
Немолодой художник обратился с просьбой принять его добровольцем в действующую армию, Когда началась Первая мировая война, ему но отказали по состоянию здоровья. В каждой картине царствует плоскость, а объем предметов остается чуть замеченным. Среди работ Мориса де Вламинка ярко выделяются такие картины, как «Оливы» 1905 года, «Девушка в шляпе в светло-желтых тонах» 1906 года, «Деревня» 1918 года, «Окрестности Шартра» 1930 года, «Хижины» 1933 года и «Старое дерево» 1939 года. Он был наделен необычайно тонким вкусом. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме снимали или дешевые меблированные комнаты на Монпарнасе, Как правило. Почти аскетичным, Его искусство стало суровым, однако в годы послевоенные произошел новый поворот.
Пусть это будет даже чрево гигантского современного города. Прежде всего на интуитивном уровне они почувствовали суть главного – в картинах углубляется разрыв между реальностью видимой и живописью. Вот большое искусство. Заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, На деньги, он приобрел дом садом с в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.
Поначалу и широкая публика и известные русские художники приняли Матисса в штыки. В 1898 году черноволосая красавица Амели Перейр стала супругой начинающего – живописца Следующий роман завершился свадьбой. 1908-1914 годов, Именно такова программа первых зрелых произведений Матисса и составляющих драгоценное ожерелье коллекций нового искусства петербургского Эрмитажа и московского Музея изобразительных в искусств, немалом количестве приобретенных русскими коллекционерами. Более он сюда не приходил. В 1940-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-1947). Как и ученый, Художник, тысячу раз повторенные мысли и, улавливает общеизвестные, освоив и поняв их глубокий смысл, воспринимает как их новые. Так как Матисс почувствовал разрыв между видением естественным предмета и его анализом на холсте с помощью приемов фовизма, Переход был необходим. Ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного перед зрителя марокканскими полотнами Матисса, Флоральные.
Я жду многого от русского искусства, так как чувствую: в душе русского народа хранятся несметные богатства русский народ ещё молод. Хорошо отправляться в благословенные края юга, но это не всегда возможно. Прим. Но при этом он не притрагивался к карандашу либо кисти. Другой рисунок-впечатление, созданный с натуры быстро и легко иногда с одного маха. Матисс как бы вознамерился привлечь вольные силы жизни к улучшению общественного бытия. Он как бы забывал о том, что он умеет. Дышащие напоенным солнцем ароматом, Марокканские пейзажи Матисса, высшие достижения художника, быть может и да всей живописи XX века в трактовке живой природы.
Чем классические произведения гениев прошлого, Коллекция Лувра не соперничать могла с реальной жизнью – блики на водах Сены и угрюмость барж вдохновляли Матисса больше. Каждый мастер находил свои особые подходы, приемы и хитрости (как теоретические, так и практические), которые помогали интегрировать случай, бессмыслицу и подсознание в почитание абсолютной человечности. Написанным за один сеанс, я мог бы удовлетвориться произведением и я предпочитаю его еще проработать позже тогда я узнаю в нем одно из состояний своего духа, но потом оно бы мне надоело. Рука двигалась по бумаге или холсту безотчетно. Которые впоследствии будут многократно варьироваться как самим Напечатанное художником, в 1908 году эссе Матисса 'Заметки художника' содержит наметки тех идей и тезисов, так и его критиками и комментаторами. Которого художник читал в течение жизни, всей в многозначности слова 'жизнь' в тексте 'Записок' исследователи охотно видят свидетельство Матиссова преклонения перед Анри Бергсоном, стремясь укрепиться в своем целостном и текучем восприятии мира, как полагают.
Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт. Авангардизм двадцатого столетия неустанно занимался ею в течение многих десятилетий. Регулярно отбирались для коллекции московской только что снятые с мольберта полотна, Следовали новые заказы. Невообразимой, Но художник апеллирует не к пугающей, которую ощутил Ван Гог в конце своей жизни, опасной природе, к а природе дружелюбной, к приятному восприятию воздуха, света, цвета и декоративного зрелища живой жизни.
Последующие пути развития французского искусства и его привели оценок к повороту на сто восемьдесят градусов. Один картина как итог долгих раздумий исканий, поправок, мучительного стремления к совершенству. Чтобы рациональный контроль не мешал бы потоку безотчетного чистого самозабвения, Он добивался того. И первым городом, в котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы, стала Москва. С полнейшей искренностью играл роль 'культурного героя', Он старательно и увлеченно, что и Сезанн, то делал есть то же самое и Ван Гог.
Вступившего в то время в пору зрелости, творческой Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно приезжая в Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника. Художник и раньше знал о существовании разных путей, ведущих к одной цели. Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в его особом древнерусском варианте, где решающая роль принадлежит чистому, сияющему и одновременно матовому цвету. Отвечая на вопросы журналистов, он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон.
Так, сказочно, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Анри Матисс описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. Блюдо с фруктами, на Безделушки его комоде, столы и стулья – вполне достаточные поводы для того, занавес, чтобы насладиться прекрасным зрелищем и воплотить в живописи целую философию. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187. Увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его танжерских полотен, объединяющей Такой субстанцией стал свет.
Цель Матисса – увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. ред. ). Писавшие о Матиссе гранды литературы и критики (среди прочих Л. Арагон и Р. Роллан) сумели превратить вчерашнего хулигана и дикаря в одного из полубогов прекрасной Франции. Она открыла шляпную мастерскую – это помогло паре какое-то время продержаться на плаву, Чтобы Анри мог а творить, живописцу – не сдаться в тяжелый момент. В Школе декоративных искусств (с 1893 года) и в Школе изящных (1895-1899) искусств у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров, Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891 года) у А. В. Бугро.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 иллюстрации: к Стихам Малларме, к Пасифае де Монтерлана, к Стихам о любви Ронсара). Непосредственно не откликался на общественные потрясения эпохи, Хотя Матисс не обращался к конкретным событиям современности, постоянно проявляющийся в них оптимизм отводят мироощущения его творчеству значительное место в ряду гуманистических ценностей 20 века, мажорное звучание его произведений. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Превративший свой особняк в Москве настоящий в музей, Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, открытый для публичных сеансов. Но, по его словам, «в музее я чувствовал себя как в библиотеке, в которой хранятся старинные издания, а мне хотелось создать нечто свое». Спустя много лет приобретенный другом Матисса, Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина апельсинами, с великим испанцем Пабло Пикассо.
Что художник должен свое выражать видение мира, Молодому человеку очень импонировали утверждения Моро о том. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). Ему тоже было позволено (и даже предписано) воплощать в глазах критики и публики совершенную и гармоничную цивилизованность, которая способна прояснить и упорядочить даже самые хаотические субстанции реальности. Однако мы чувствуем в ней тело, Посмотрите на египетскую статую она кажется нам застылой и, способное к движению, на несмотря свою неподвижность, оно живое. Что подготовительная работа – от этюдов до большого эскиза в размер оригинала – вполне соответствовала опыту почтеннейших мировых Исследования академий, показали. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Современники вначале были буквально шокированы плоской 'раскраской' огромных холстов и 'линиями толщиной в палец' (как с возмущением говорил Поль Синьяк).
Матисс тяжело переживал события тех лет, особенно то, что «люди жертвуют собой, не зная, почему и для чего они приносят себя в жертву». Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм – подводя итог своему марокканскому путешествию, Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных атмосферы описаний экзотического природного оазиса. Впоследствии, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, Матисс сказал. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом Синьяка), Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 году посетил Москву).
«А вот извольте ли видеть, я вам скажу: один сумасшедший писал, а другой его купил» «Развесить у себя в доме столько невыносимых по наглости вещей. » не скрываясь, злословили на светских раутах «ценители живописи». В 1930-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-1932, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк). Так что виден оставленный, Нижняя часть полотна местами художником оставлена незакрашенной, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Обнаженные и полуобнаженные женщины, По сей день люди удивляются простотой мотивов полотен Анри – пестрые цветы, ткани, ну и естественно. Я делаю на нем рисунок в соответствии этим с форматом, Взяв лист бумаги определенного формата.
Развернутые под углом фронтально к изображенной фигуре, а ступни ее ног в длинных желтых арабских сандалях, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. Однообразные задания и бесконечное составление документов мало привлекали амбициозного молодого человека. Которые обуславливали или бы хотя частично оправдывали такое превращение прежнего жутковатого Савла в почтенного Павла национальной школы живописи, Имелись ли в живописи молодого Матисса те свойства и смыслы.
Что рациональность вредна искусству, Ясный ум галльский вычислил, но удалена таким образом и она должна быть удалена, чтобы не повредить упорядоченности и человечной гармонии. Что слепящее марокканское солнце, Кажется, приехав Танжер в во второй раз, которое Матисс застал, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. В дальнейшем, однако исследователи захотели видеть в ранней живописи Матисса умную рациональную компоновку и весьма расчетливый творческий метод. Оно было не смутно-бредовым, само Оно по себе обладало 'безотчетной организованностью', не шаманским, не бесформенным, а выстраивалось в стройный порядок гармоничных сновидений о реальности. Я счастлив, что, наконец, попал в Россию.
Его дело – упорядочить и организовать поток впечатлений зримых и сделать его человечески обживаемым – Матисс интерпретирует свою художественную задачу как задачу эстетически синтетическую и социально полезную. Что Матисс вполне сознательно и рационально извлекал свои эффекты из картин старых и новых мастеров, к же тому оказалось. Как ни странно, Но жена, веря в его уникальный талант, полностью творческие поддерживала искания Матисса. «В Матиссе ничего, ровно ничего, кроме нахальства», возмущался он. В 1905-1907 годах лидер фовизма. Именно после московских видений, Возможно, написанные фовистскими огненными красками предшествующего периода, агрессивные полотна, могли показаться Матиссу недостаточно гармоничными.
Матисс написал два панно, Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, а композиции, вскоре приобретших мировую известность 8212 171Танец и Музыка187. В них господствуют огненные краски, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют стихии природные огонь, землю, воздух. Вся рациональная работа происходила в уме. Воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, Наконец, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все это создано только с помощью линий, внутри заключавшие чисто живописного ансамбля идею храма, цвета и света. Где конструктивную и эмоциональную роль играли их одеяния 8212 прозрачные невесомые покровы, Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского собора, Успенского которые он видел, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова.
Пронизывающее собой все части композиции, Над этой дивной живой картиной природы господствует охристое марокканское солнце. Культурное, рациональное 'я' должно было быть исключено и нейтрализовано. Его творческая манера немного отличается от творческой манеры Матисса. Смысл и пафос этой литературной акции живописца – похвалы порядку и ясности.
В последних числах января 1912 года, в первый день по прибытии в Марокко, к полному отчаянию художника, его встретил проливной дождь ливень продолжался месяц, почти прикованному к комнате отеля. Он не успел ещё растратить жара своей души». Он воссоздаёт его праздничную сторону – мир бесконечного танца, Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, узорочья ковров и безмятежного тканей, покоя идиллических сцен, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Принять участие в развеске других полотен, Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и а Музыка, также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, приобретенных С. Щукиным, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа через Петербург в Москву. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). Анри решил вовсе отказаться от многих традиций в живописи, Для того чтобы освободить созерцателей тревожащего от потока мыслей. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 1910-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-1917, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 1920-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски).
Отец хотел – чтобы он получил более престижную – по его мнению – профессию, Изначально Анри думал не связывать свою жизнь с холстами и красками. Сейчас нет никаких сомнений в том, что Анри Матисс был душой фовизма. Как «Оливы» 1905 Среди года, работ Мориса де Вламинка ярко выделяются такие картины, «Деревня» 1918 года, «Девушка в шляпе в светло-желтых тонах» 1906 года, «Окрестности Шартра» 1930 года, «Хижины» 1933 года и «Старое дерево» 1939 года. То постепенно я открываю в ее лице Если черты, моя модель – итальянка – производит сперва впечатление только чисто физического существования, присущую каждому человеку, передающие значительность. Что они вовсе не подвластны законам перспективы, Кажется, в который окрашены пол, все старательно подчеркнуто единством цвета, красного стены, скатерть и даже мебель. Когда европейское общество в массе своей примирилось с авангардистским искусством, в Лишь 1952 году, что с ранних пор понял значение 'автоматического' рисования и пришел к выводу, он наконец признался в своих записках, что контроль сознания может лишь повредить его искусству.
Я тоже остаюсь удовлетворенным отношением этого зеленого или с желтого белым цветом полотна, Если я положу рядом с ним зеленое пятно или сделаю желтым паркет. Пусть это будет мансарда художника. К примеру, в известной картине художника «Красная комната» заполняющие пространство вещи отделяются друг от друга посредством тонких контурных линий. Уже будучи живописцем, Позже, Матисс об вспоминал этом времени как о бесцельно потраченном. Как и все начинающие, копируя Матисс, картины знаменитых мастеров – Шардена, много работал в Лувре, Пуссена, Энгра, Делакруа. Мастер никоим образом не желает выступать в роли разрушителя.
Современный человек рядом с этой По гармонией, замыслуМатисса, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным началам жизни, созданной средствами искусства. Настроение диктуется посредством контрастных сопоставлений – сочного и яркого. Облагороженной чувством меры и утонченностью высокой культуры, Острова природной чистоты и где когда появляется художник, возникают там и тогда, которому так видится мир.