Он проявлялся в стремлении художника вывести творчество за узкопрофессиональные своей рамки непосредственной специальности. Будучи учеником Академии художеств, на каникулах путешествовал по Кавказу и Крыму, а в дальнейшем ежегодно (с 1900) проводил лето в Костромской губернии в 1903 году совершил поездку по Волге и с Д. С. Зарождается русский авангард – как перестроить стремление основы искусства вплоть до отрицания самого искусства. Но оттенок мрачного «демонизма» в облике Медного всадника, равно как уподобление преследуемого Евгения образу «ничтожного червя», готового смешаться с прахом, не только указывает на наличие еще одной, довольно характерной для «мирискусников» «призмы» – фантастики Гофмана, но и означает сдвиг от пушкинской объективности в сторону чисто индивидуалистического по своей природе чувства ужаса перед бесстрастием исторической необходимости – чувства, которого у Пушкина не было. То есть того качества, в этом акварельном рисунке Бенуа уда-лось достичь изумительной простоты и в ясности выражении сложной идеи, которое сродни пушкинской великой простоте. – своеобразного фестиваля русского искусства, организованного Дягилевым.
Серов. Как если бы реальную большую сцену мы увидели в резком удалении с последнего балкона яруса, Эффект этой картины подобен тому, рассмотрев этот сокращенный до кукольных размеров мир в бинокль, а потом, совместили бы эти два впечатления в единое зрелище. Лентулова «Василий Блаженный»). Книги, в этот же период он серьезно изучает древнерусские готовясь летописи, к написанию большой серии исторических картин «Начало Руси, грамоты.
Мрачный аккорд красок, Красноватый фон из фона надгробная выступает стела с фигурой плакальщицы. Они не отличаются высоким художественным качеством, но вполне профессиональны. В 1902-1903 годах был привлечен Репиным к ра-боте совместной над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета. Волны рисуют правильную параболу, корпус быка – диагональ, фигура Европы – точно в центре.
Связанная с привлечением детского стилистики рисунка, Примитивистская тенденция, лубка и народной игрушки, вывески, проявилась в творчестве М. Ф. странах. Преклонение современников объясняется тем, что именно в творчестве Сомова зарождались и формировались основные изобразительные принципы, которые стали в дальнейшем руководящими для всей группы «Мира искус-ства».
В этом намеренном снижении прошлого величия заключена своего философская рода программа – всему серьезному и великому в свой черед суждено стать комедией и фарсом. Слабые стороны «Мира искусства» сказались прежде всего в пестроте и непоследователь-ности программы, провозглашающей образцом «то Бёклина, то Мане» в идеалистических взгля-дах на искусство, аффектированном безразличии к гражданственным задачам искусства, в прог-раммной аполитичности, в потере социальной значимости картины. Написанных в первой половине 1890-х годов, в Русском музее несколько хранится пейзажных и портретных этюдов Бакста. Чтобы героиня оказалась в центре, Серов создает почти квадратный формат картины. Правление Николая II. Следующие картины из этой же серии Н. К. Рерих создает в 1898-1902 годах: «Сходятся старцы», «Поход», «Идолы», «Заморские гости», «Городок», «Город строят», «Славяне на Днепре», «Зловещие» и другие.
В 1910-е гг. Нет идеальной общины, которую так ценили в 60-е годы. Эстетике «Мира искусства» чужды категории великого, возвышенного, прекрасного красивое изящное, грациозное ей более сродни. Некоторая «мозаичность» живописи напоминает мозаику киевских церквей. Полемизируя с академически-салонным искусством, с одной стороны и с поздним передвижничеством – с другой, «Мир искусства» провозглашает отказ от прямой социальной тенденциоз-ности как от того, что якобы сковывает свободу индивидуального творческого самопроявления в искусстве и ущемляет права художественной формы.
«Демон» Врубеля символичен и масштабен как церковная фреска. Ориентируясь на систему движений танцовщика, Художник моделировал костюм, линии через и цвет он стремился раскрыть рисунок танца и характер музыки. Которое усиливается величием на стоящих Красной площади памятников архитектуры, Художник создает торжественно приподнятое настроение картины. Мотив торжественных выходов, выездов, прогулок, в качестве характерной принадлежности бытового ритуала минувших времен, был одним из излюбленных «мирискусниками».
Добужинский среди художников «Мира искусства» резко выделяется тематическим реперту-аром произведений, посвященных современному городу. «Мирискусников» не удовлетворяла присущая изобразительному искусству второй половины XIX века односторонняя специализация на одной лишь области станковой картины, а внутри нее – на определенных жанрах и на определенных же (актуальных) сюжетах «с тенденцией». Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) в своем творчестве затронул все основные проблемы книжной графики начала XX в. (см. Наложивших неизгладимый отпечаток на эстетические воззрения Бенуа, Вторая категория переживаний, отроческих старинной дачи Кушелева-Безбородко на правом берегу Невы и, возникла из впечатлений от загородных резиденций и петербургских пригородов – Павловска, прежде всего, от Петергофа и его многочисленных памятников искусства.
Врубеля. Тогда религиозно-философское направление в журнале «Мир искусства» уступило место теории эстетики и журнал в этой своей части стал трибуной символистов во главе с А. Белым и В. Брюсовым). Внутреннее единство того, что внешне разобщено – главная тема Борисова-Мусатова. Содружество, которое когда-то рождалось в мастерской Глейра, в «Салоне отверженных», за столиками кафе Гербуа и которому предстояло оказать огромное влияние на всю европейскую живопись, также распалось на пороге своего признания. Юность – весна жизни – тема этой замечательной картины. Расцвет деятельности «мирискусников» на поприще театрально-декорационного искусства относится уже к 1910-м годам и связан с организованными С. П. И очертаниями силуэта Дягилева, Момент позирования составляет важнейшую часть замысла и пространственным построением композиции и его и выражением, всеми деталями обстановки – в котором нет и намека на бытовую интимность позирование подчеркнуто всем строем картины. А в портретных работах парижского периода оно становится определяющим.
Врубель предпочитает персонажей «вечных тем»: Родился он в Саратове, местный преподаватель убедил родителей отправить мальчика в Москву. Одно из лучших созданий Лансере – 70 рисунков и акварелей к повести Л. Н. Это красиво и в жизни и в живописи Серова. Словно фигурки старинных заводных часов, Все под они, легкие звуки забытого менуэта скользят по краю водоема. Серов стал одним из самых любимых педагогов Московского училища. История российского костю-ма и остальные, в москве вышли изда-ния научные история российского орнамента.
Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра – Он красном, считал, желтом. В период революционных преобразований у художника появляется реалистическое видение мира, синем, но от символизма он совсем не отходит. Бенуа. Уже наиболее чуткие современники ощущали что-то болезненное преждевременной в зрелости Сомова. Стеллец-ким в Новгород. Раньше всех в «Мире искусства» Сомов обратился к темам прошлого, к интерпретации XVIII в. («Письмо», 1896 «Конфиденции», 1897), явившись предшественником версальских пейзажей Бенуа.
Вероятно именно яркость и одаренность участников группы привела к тому, что уже в 1911 г. часть ее членов (Гончарова, Ларионов, Малевич и д. р. ), тяготевших к кубофутуризму, примитивизму и абстрактному искусству, организовали самостоятельное объединение «Ослиный хвост». А оттого, Но в веселье картин сомовских нет подлинной жизнерадостности люди веселятся не от полноты жизни, возвышенного, что они не знают ничего иного, серьезного и строгого. Его роднила с «мирискусниками» та же любовь к ретроспекции, только не XVII-XVIII вв., а языческой славянской и скандинавской древности и Древней Руси, стилизаторские тенденции, театральная декоративность («Гонец», 1897, Государственная Третьяковская галерея «Сходятся старцы», 1898, Государственный Русский Музей «Зловещие», 1901, Государственный Русский Музей). Стремительно врывавшиесявжизнь русского общества в конце XIX-начале XX вв., Все не процессы, могли не влиять на развитие культуры.
Рябушкина («Русские женщины XVII столетия в церкви»), А. М. По окончании университета он отправился изучать искусство в Мюнхен и в течение трех лет (1899-1901) учился в мастерских А. Ашбэ и Ш. Холлоши, где работали также И. Грабарь, Д. Кардовский и некоторые другие русские художники. Она заключалась в переосмыслении старой роли театрального художника. Все, что любит и чему поклоняется художник в прошлом и настоящем имеет право быть воплощенным в искусстве независимо от злобы дня – такова была творческая программа «Мира искусства». Основным принципом своего искусства они сделали выявление изначальной материальности и «вещности» натуры. Гиппиус до открытия в 1902 г. своего журнала «Новый путь». Это произведение входит в цикл картин, воскрешающих сцены версальского быта эпохи «Короля-солнца».
Сомов блистательно имитировал её технику в своих картинах. Картина Александра Бенуа «Прогулка короля» (1906, Государственная Третьяковская Гале-рея) является одним из самых ярких и типичных образцов живописи «Мира искусства». Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм. Но, таким образом, особое меланхолическое очарование, которым отмечено явление красоты у «мир-искусников», было куплено ценой лишения этой красоты ее связи с теми периодами, когда она являлась в полноте жизненной мощи и величия. Ставшие самостоятельными графическими произведениями, Особенно замечательны эскизы костюмов.
Лица многих шахтеров в толпе отчужденно и враждебно смотрят на зрителя. Он воспринимается как исполненный ненависти парламентер от рабочей лица массы к противнику. Но тематика Борисова-Мусатова – чисто русская ретроспекция: тоска по утраченной красоте, элегическая поэзия опустевших «дворянских гнезд», парков, водоемов. Серьезного и приветливого, Это было спокойствие незаурядного человека, с замечательно чувством острым юмора, вдумчивого. К «мирискусникам» пришла слава, но «Мира искусств», по сути, уже не было, хотя формально объединение существовало до начала 20-х годов – при пол-ном отсутствии цельности, на безграничной терпимости и гибкости позиций, примиряя художников от Рылова до Татлина, от Грабаря до Шагала. Фовизма и традиций русского народного творчества, Для художественной манеры бубнововалетовцев характерно соединение кубизма, в выразившегося передаче объемности форм на плоскости с помощью цвета, прежде всего лубка. Биография этого мастера очень типична для круга «Мира искусства».
Они отличались широтой и свободой письма, основанного на приемах импрессионистической живописи. Неизменно демонстрировавшие высокое профессиональное мастерство их участников, Выставки СРХ, тем не менее очень скоро выявили эстетические серьезные различия в тематике и стилистическом решении произведений художников московской и петербургской школ. Главной чертой его характера следовало назвать бы всепоглощающую любовь к искусству разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Спасская башня Кремля – немые свидетели побед русского оружия прошлого – словно напутствуют и благословляют на защитников борьбу родной земли, Храм Василия Блаженного. Именно в спектаклях «Русских сезонов» европейская публика впервые услышала Ф. Шаляпина, увидела А. Павлову, познакомилась с хореографией М. Фокина. Вслед за тем начался второй его этап, более значительный и плодотворный. Собирав-шихся там, Людей, что его можно найти только в искус-стве, объединяла любовь к прекрасному уверенность и так как действительность безобразна.
На белом фоне – в некой вневременной сфере – рисует лицо, а обобщениями смелыми и метким отбором характерных деталей – сходство в котором достигается не через натурализацию, в портретах он употребляет один общий прием. Когда его сверстники Бакст и Бенуа еще только начинали искать путь самостоятельный в искусстве, Сомов был искусным мастером и вполне оригинальным художником. Кажется, что она только что вбежала в дом и присела за стол. По сути, Будничная, что передает растущий гнев в среде рабочего класса, сцена пересменки у клетки шахтной наделена такой силой и значительностью. Которые определяющим образом повлияли на мирового развитие изобразительного искусства, Целый ряд художников и творческих объединений создают новые школы и направления.
Возникнув, также как реакция на мелкотемье «поздних» передвижничества, «Мир искусства» превратился вскоре в одно из крупных явлений русской художественной культуры. «От этих. Одетая в старинное платье, навевающая воспоминание о пушкинской Татьяне «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», героиня сомовского портрета, с выражением усталости, тоски, неспособности к жизненной борьбе, тем более выдает несходство со своим поэтическим прототипом, заставляя мысленно ощутить глубину пропасти, отделяющей прошлое от современности. Иванов.
В призрачном человеке Добужинского есть нечто «демоническое» и жалкое одновременно. Замечательного пейзажиста второй половины 19 века, в году 1895 Н. К. Рерих поступает в мастерскую А. Куинджи. Прежде всего, предметом постоянных увлечений художников Серебряного века была философия. Археолог-ученый, Знаток философии и этнографии Востока, затем на юридическом и историко-филологическом факультетах, Рерих получил прекрасное образова-ние сначала потом дома, в Академии художеств, в мастерской Куинджи и в Париже в студии Ф. Кормона. Современные впечатления художника, версальских в пейзажах Бенуа слились историческая реконструкция XVII в., французской гравюры, его восприятие француз-ского классицизма. Это был человек «с ясным и лицом, задумчивым По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце. «Имя Сомова известно всякому образованному человеку не только в России, но и во всем мире.
Прямо на нас идет углекоп со зловеще поблескивающими белками глаз на прокопченном лице. Но прошло совсем немного времени и Бакст стал самым «левым» среди участников «Мира искусства» он активнее других сблизился с западноевропейской живописью модерна и органично усвоил ее приемы. Округлыми контурами, Девушки видят не друг друга, созвучием нежно-переливчатых красочных тонов – но они связаны музыкальным ритмом. Король в центре беседует с фрейлиной в сопровождении шествующих в точно заданных интервалах за ними и впереди них придворных, Как в романтических – сказках в урочный час на этой сцене разыгрывается некое действо. Не случайно в «Прогулке короля» Бенуа изображает версальский парк осенью и в час светлых вечерних сумерек, когда безлиственная «архитектура» регулярного французского сада на фоне светлого неба превращается в сквозную, эфемерную пос-тройку.
Бердяев оценивал его как «русский культурный ренессанс». Представители круга «Мира искусства» видели в нем великого мастера. Он предпринял ряд путешествий за границу – в Италию, Францию и Германию (1890, 1894, 1897-1898, 1899, 1905). Отсюда четкая композиция, ясная пространственность, величие и холодная строгость ритмов, противопоставление грандиозности памятников искусства и малости человеческих фигурок, являющихся среди них только стаффажем – первая серия под названием «Последние прогулки Людовика XIV».
Тело Демона вылеплено скульптурно и напоминает работы Микеланджело. Колорит решен всего на сочетаниях двух цветов: черного и серого, но во множестве оттенков. Они не ведали, что «красное колесо» революции сметет не только ненавистное им самодержавие, но и весь уклад русской жизни, всю русскую культуру, которой они служили и которая была им дорога. С другой стороны несоответствие общей жизни жизнью с художника отвлекает его от современности. Портрет Константина Александровича Сюннерберга» (1905-1906, Государственная Третьяковская галерея). В цветовом решении явно заметно влияние венецианской школы.
Отразившая противоречия эпохи, Однако сама эта непоследовательность, придает художника личности особенный исторический интерес. Роль М. В. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» (1905, ГГТ). В аффектированной фронтальности, подчеркнутом вертикализме фигуры, неподвижности позы человек уподобляется манекену, безжизненному автомату – так, применительно к современной эпохе, трансформирована Добужинским тема «спектакля марионеток», разыгранного в ретроспективном плане Сомовым и Бенуа на подмостках прошлого.
Поскольку, как полагали «мирискусники», лишь восхищение красотой порождает подлинный творческий энтузиазм, а непосредственная действительность, считали они, чужда красоте, то единственным чистым источником красоты, а, следовательно и вдохновения оказывается само искусство как сфера прекрасного по преимуществу. Исторические темы уступают место религиозным легендам («Небесный бой», 1912, Государственный Русский Музей). Художественных направлений в те годы значительно было больше, Контрастных, нежели за все предшествующие столетия развития отечественной культуры. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком». В искусстве и литературе появлялись новые таланты, рождались разные направления, группировки и стили.
Ларионова («Отдыхающий солдат»). В редакционных статьях первых номеров журнала были четко сформулированы основные по-ложения «мирискусников» об автономии искусства, о том, что проблемы современной культуры – это исключительно проблемы художественной формы и что главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества прежде всего через знакомство с произведениями миро-вого искусства. Другая фигура с опущенными, словно во сне, веками, скользит по краю водоема. Провозглашающей образцом «то Бёклина, то Мане» в идеалистических взгля-дах на искусство, Слабые стороны «Мира искусства» сказались прежде всего в пестроте и непоследователь-ности программы, прог-раммной в аполитичности, аффектированном безразличии к гражданственным задачам искусства, в потере социальной значимости картины.
Рост капитализма. Машков, «Синие сливы») и даже в такой традиционный психологический жанр, как портрет, вносилось овеществленное, «натюрмортное» начало (П. П. Вся живопись картины словно пронизана светлым, радостным чувством принятия жизни. Шаляпина). Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1915), которые Бенуа считал «самостоятельной песней, прекрасно ввязывающейся в могучую музыку Толстого».
Так, он изображает себя в образе "человек-солнце" ("Автопортрет", 1909), создает лики прекрасной женственности ("Персиянка", 1910), мужественной силы ("Юноша. На полотнах художника вновь оживают персонажи Ватто – дамы в пышных платьях и париках, Действительно, комедии актёры масок. Архитектура занимает огромное место в его исторических композициях («Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, Государственная Третьяковская галерея). Портрет М. Гюльназаряна", 1915 – характерно, что у картины двойное название и первое, обобщенное, точнее), самозабвения художника ("Александр Цатурян", 1915) и т. д. В некоторых работах начала двадцатых годов индивидуальное начало занимает значительно большее место.
Москвичи выставляли лирические пейзажи, выполненные на пленэре. Бенуа с грустью констатирует, что «не примирение под знаменем красоты стало теперь лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба». Нежели ровная и эво-люция, последовательная Путь художника был более сложным и извилистым, характерная для творчества многих его друзей и соратников. Архипов, С. В. А как раз обратное – реабилитация прошлого перед лицом возможности нигилистического к нему отношения через художественную демонстрацию того, Цель этой иронии – вовсе не дискредитация прошлого их как весна и лето, что осень ушедших культур по-своему прекрасна. Философско-эстетических и философских работ, Мы имеем в виду не только наличие у большинства модернистов искусствоведческих, вследствие чего и но философско-концептуальный характер содержания их художественных произведений, мы должны отнести их к философски мыслящим художникам. Флиртуют, Они кокетничают, окружённые ласкающим сиянием света, предзакатного поют серенады в аллеях парка.
Он оформляет преимущественно балетные постановки, среди которых его шедеврами явились декорации и костюмы к «Шахерезаде» на музыку Н. А. ЖИВОПИСЬКузьма Сергеевич ПЕТРОВ-ВОДКИНсимволизмПетров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) Представитель символизма в живописи. Словно разлитая в природе и объединяющая героев картин с вечным миром природы, элегическая Господствует грусть. Никольские ворота 2 (15) ноября 1917 года", 1926 "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года", 1942). Только в 1902 году графика Добужинского появилась на страницах журнала «Мир искусства» и лишь с 1903 года он начал принимать участие в выставках под тем же названием. Дарование этого художника отличалось необыкновенной разносторонностью, а объем профессиональных знаний и уровень общей культуры не имели себе равных в высокообразованном кругу деятелей «Мира искусства».
Именно это качество выделяло его среди других национальных типов символизма. «Мирискусники» боролись за «критику как искусство», провозглашая идеалом не ученого-искусствоведа, а критика-художника, обладающего высокой профессиональной культурой и эрудицией. Россия входит в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Знаменитая работа «Дама в голубом» – портрет современницы мастера художницы Е. М. Мартыновой.
Его декоративное панно «Сеча при Керженце» экспонировалось (1911) при исполнении фрагмента того же названия из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах» – Огромное влияние на Рериха имела русская икона. Совпадая с очертаниями глазниц, стекла Мерцающие его очков, создают впечатление пустых глазных впадин. Ведущим мастером и эстетическим законодателем «Мира искусства» являлся Александр Николаевич Бенуа (1870-1960). Со своеобразной вариацией этого мотива мы встречаемся и в «Петре I» у В. А.
Характерные для всей русской жизни того времени. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НА РУБЕЖЕ XIX XX – ВЕКОВ, Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия. В марте 1903 г. закрылась последняя, пятая выставка «Мира искусства», в декабре 1904 г. вышел последний номер журнала «Мир искусства». Коровин. Во всей изменчивости ее конкретных, Натура взята здесь в потоке ее состояний, живых точно подмеченных качеств. В картине «Пейзаж зимой» 1894 г он выступает продолжателем Саврасова.
Все внушает мрачную торжественность. Эмоциональности – трезвым расчетом, Всем течениям авангардистского искусства свойственна подмена духовного содержания прагматизмом, эстетикой форм, образности художественной – простой гармонизацией, композиции – конструкцией, больших идей – утилитарностью. Вздымающаяся волна закрывает горизонт отсюда чувство беспредельности мира. Ближе всего Рерих был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство не укладывалось в рамки существовавших направлений ибо оно в соответствии с мировосприятием и миропониманием художника обращалось как бы ко всему человечеству с призывом дружеского союза всех народов. Ежедневные упорные занятия, не уступающее мастерству его сверстников, упражнение фантазии работе в над композициями в соединении с углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство, учившихся в Академии – постоянная тренировка в рисовании с натуры, Едва ли это было справедливо.
Сомова. В ранних рисунках Добу-жинского (1902-1905) реминисценции мюнхенской школы переплетаются с вполне очевидным влиянием старших мастеров «Мира искусства» прежде всего Сомова и Бенуа. В исканиях и метаниях есть Бакста оттенок парадоксальности линия его развития вычерчивается крутыми зигзагами. Подушек, Жемчужно-розовая красавица царстве в пуховых одеял идол купеческого быта, перин и красного дерева – это богиня. Бакст был единственным художником, обладавшим некоторым профессиональным опытом. Васнецова («Улица в Китай-городе.
В них участвовали Арапов, Несколько варьируясь в составах, Кнабе, Дриттенпрейс, Крымов, П. Кузнецов, братья Матвеев, Милиоти, Рябушинский, Сапунов, Сарьян, Судейкин, Уткин, Фонвизин. Журнал «Золотое руно» объявил конкурс на тему «Дьявол». Низко нависло над городом сумрачное небо. Не прошлое, а его инсценировка, тоска по невозвратимости его – вот основной их мотив. Сизо-лиловых. после поездки во Францию и знакомства с живописью импрессионистов Коровин к обращается теме большого города, Замечательны оттенки пепельно-серых.
Репина. Учредителями выступили московские художники А. Архипов, Ап. Он первый создает ирреальный мир, сотканный из мотивов дворянско-усадебной и придворной культуры и собственных сугубо субъективных художественных ощущений, пронизанных иронией. Он учился в Московском училище живописи, Как и ваяния Левитан и зодчества у Саврасова и Поленова.
Одна из них определяется его сравнительно ранней творческой зрелостью. Граничащая с голым скептицизмом, в своем предельном оба выражении эти момента – трезвая ирония, граничащий с чувствительной экзальтацией и эстетизм, – совмещены в творчестве самого сложного из мастеров группы – К. А. Все это созвучно круглому овалу лица девочки. Большая часть художников перешла в организованный «Союз русских художников», литераторы – и открытый группой Мережковского журнал «Новый путь», московские символисты объединились вокруг журнала «Весы», музыканты организовали «Вечера современной музыки», Дягилев целиком ушел в балет и театр.
Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Многие его картины – символ могучей воли, П. -Водкина привлекла в их искусстве монументальная лаконичность образа, предзнаменование перемен грядущих в жизни общества, благородства и энергии. Ярким, Рассматриваемый этап истории культуры был плодотворным, очень чрезвычайно разнообразным. Члены «Бубнового валета» считали, что картины предназначаются не для тонких ценителей и критиков, а для всех. П. -Водкин пришёл в своей живописи к системе трехцветия.
А. бенуа, Бакста, О. Браза, В. Борисова-Мусатова, А. Головина, А. Голубкиной, И. Грабаря, К. Коровина, С. Малютина, Е. Лансере, Ф. Малявина, А. Остроумовой, Н. Рериха, К. Сомова, П. Трубецкого, К. Юона и др. Но ирония «мирискусников» не означает только нигилистического скептицизма. Петербург – город «прекрасный и страшный» – главный герой иллюстраций Бенуа. Полотно напоминает декоративное панно или гобелен. Уже в 1908 г. в «Союзе» наметился раскол ив 1910 г. группа из семнадцати петербуржцев во главе с А. Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства». Встав на сторону революции, они предпочли, условно говоря, террориста-бомбиста (из наследников нигилистов-разночинцев, «с их навыками политической борьбы и идеологической обработки широких слоев общества», по верному определению одного историка) городовому, стоящему на охране порядка.
Формат картины, узкий и вытянутый, сознательно подчеркнут вертикальными линиями двери и книжных полок. Эволюционировавшего в 20-е годы в экспрессионизм, в отличие от западноевропейского символизма, русский символизм сформировал почву для постсимволистских явлений русской культуры, сюрреализм и др., таких как авангард, акмеизм, превратился в неоклассицизм и футуризм, ставший одним из важнейших течений революционной в культуры совокупности с типологически близкими явлениями – имажинизма и конструктивизма. Исчезает оттенок интимности, характерный для портрета Бенуа. Впоследствии, вспоминая о своем детстве, художник особенно настойчиво подчеркивал две духовные струи, две категории переживаний, могущественно повлиявшие на формирование его взглядов и в известном смысле определившие направление всей его дальнейшей деятельности.
Столь же программной, как для Сомова «Дама в голубом», является для Добужинского карти-на «Человек в очках. Сцена подана как бы сверху, мы вдруг оказываемся в тесном кругу людей. Обильно снабженный иллюстрациями, он вместе с тем явился одним из первых образцов искусства книжного оформления – области художественной деятельности, в которой «мирискусники» выступили подлинными новаторами. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птице» И. Ф. наиболее значительных художников из числа умеренных (Кончаловский, Машков, Лентулов, Фальк и др. ) в объединение «Мир искусства», «Бубновый валет» прекратил свое существование, оставив заметный след в истории не только русского авангарда, но и мирового художественного искусства. Здесь уже явно заметен отход от реализма. И этим напоминает мир призраков, Его мир пребывает вне исторической конкретной действительности.
Простые, Вот таким образом преобладающими в жанрами их творчестве являлись натюрморты, а также портреты, как вывески в продуктовых лавках, пейзажи, народные картинки. Искусство, таким образом, становится своего рода призмой, сквозь которую «мирискусники» рассматривают прошлое, настоящее и будущее. Камерность «Мира искусства», черты изначальной ограниченности определили и недолгий исторический срок его жизни в эпоху грозных предвестий надвигающейся пролетарской революции. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма.
В стиле этих иллюстраций дает знать о себе типичная для «мирискусников» вообще, но в данном случае довольно сложная «система призм», в которых многократно преломились образы и картины пушкинской петербургской повести, – здесь и напоминание о пейзажах первого певца «северной Вене-ции» в живописи – Ф. Алексеева (в иллюстрациях, сопровождающих одическое вступление повес-ти) и поэтическая прелесть интерьеров венециановской школы в интерьерных сценах и графика первой трети XIX века и не только пушкинский Петербург, но и Петербург Достоевского, например, в знаменитой сцене ночной погони. Ностальгическое восхищение прошлымСомову удалось особенно тонко через выразить женские образы. По единодушному признанию ближайших соратников, а также по свидетельству позднейшей критики, Сомов был центральной фигурой среди художников «Мира искусства» в первый период истории этого объединения. Противоречивость и непоследовательность идейных позиций журнала в значительной мере объясняется противоречивостью и непоследовательностью воззрений эстетических Бенуа на том этапе. Картина стала принципиально новым произведением в русской живописи конца 19 века. Но «серебряный век» был бессилен перед надвигающимися трагическими событиями в шедшей к революционной катастрофе России.
Манера живописи блестяще имитирует стиль бидермейера. Бакста – художника, принадлежавшего к основному ядру «Мира искусства». Рано обрел он и авторитет ученого. Существенно то, что в его поразительной эрудиции не было ничего педантичного.
Что в творчестве Серова, Можно сказать, Лансере был создан новый исторической тип картины – она лишена фабулы, Бенуа, но при этом прекрасно воссоздает облик эпохи, вызывает множество историко-литературных и эстетических ассоциаций. Начало XVII века»). Славяне». В понятие авангард условно объединяются самые разные течения искусства ХХ в. (конструктивизм, кубизм, орфизм, оп-арт, поп-арт, пуризм, сюрреализм, фовизм). Основные представители этого течения в России – В. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, М. Матюшин, В. Татлин, П. Кузнецов, Г. Якулов, А. Экстер, Б. Эндер и другие. Это эффект витража. Красивый мир, Версаль у Бенуа – это рода своего пейзажная элегия, представший взгляду современного человека в виде пустынной сцены с обветшавшими декорациями давно сыгранного спектакля.
Персонаж буквально преследовал художника, Врубель искал решение гордого образа вызова миру. Равно как уподобление преследуемого Евгения образу «ничтожного червя», Но оттенок мрачного «демонизма» в облике Медного всадника, не только на указывает наличие еще одной, готового смешаться с прахом, довольно характерной для «мирискусников» «призмы» – фантастики Гофмана, но и означает сдвиг от пушкинской объективности в сторону чисто индивидуалистического по своей природе чувства ужаса перед бесстрастием исторической необходимости – чувства, которого у Пушкина не было. В светотеневой моделировке головы обнажена конструкция голого черепа – в очертаниях лица человеческого проступает пугающий призрак смерти. Который, в студенческие годы он под занимался руководством передвижника Г. Дмитриева-Кавказского, не оказал на него никакого влияния, впрочем. Безыскусственного, Приемы сомовской живописи последовательную обеспечивают изоляцию изображаемого им мира от простого.
Один из самых известных портретов Сомова – «Дама в голубом. В них уже проявляется характерное для Бакста декоративное чутье но по своим принципам они не за выходят пределы позднеакадемической живописи. Оставшиеся члены, преимущественно москвичи, определились в последующих выставках более стилистически четко и имели близкие взгляды на творчество: большинство художников этого круга объединял умеренный (в сравнении с «передвижниками») консерватизм, неприятие авангарда, верность развивающимся традициям отечественного импрессионизма (вкупе с отдельными, не слишком экстравагантными, элементами модерна).
Построение формы цветом, подчеркнутая деформация и обобщение объёмов, нарочитая грубость и осязаемость фактуры, броская, жизнерадостная, почти лубочная красочность – благодаря всему этому художники «Бубнового валета» утверждали в живописи чувственно-полнокровные, красочные стороны бытия. ralisme, от лат. Идея синтезаискусства, философии, жизни, создание «целостного стиля» – стали апофеозом русского символизма. Практически все композиции раннего Сарьяна (кроме самых первых, еще ученических) не так уж и портретны, даже если они формально и относятся к жанру портрета. Добужинского в истории «Мира искусства» по своему значению не уступает роли старших мастеров этой группы, хотя он и не принадлежал к числу ее основателей и не был участником юношеского кружка А. И. Однако это не так. Впоследствии враждебная критика не раз называла Бенуа дилетантом.
Художник дает почувствовать типично «мирискусническую» ироническую дистанцию по отношению к ценностям этой жизни, хитроумно переплетая восторг с незлобивой усмешкой. его иллюстрации к книге «Легенды о старинных замках Бретани», к Лермонтову, обложку к «Невскому проспекту» Божерянова и пр. ), Лансере создал ряд акварелей и литографий Петербурга («Калинкин мост», «Никольский рынок» и др. ). Их ощутимая телесность заставляют нас в упор жестокую видеть драму, Крупные фигуры, разыгрывающуюся в одной из деревень Атмосфера мрачного помещения с уходящими вверх деревянными фермами и сгрудившейся внизу толпой шахтеров. Возникновение нефтедобывающей, химической отрасли, машиностроения. Это не веселый мир, а мир, обреченный на веселье, на утомительный вечный праздник, превращающий людей в марионеток, призрачной погони за наслаждениями жизни. Но, быть может, ни один из художников, влившихся в названную группу в первый период ее деятельности, не подошел так близко, как Добужинский, к пониманию идей и принципов нового творческого течения и ни один из них не внес такого значительного и ориги-нального вклада в развитие художественного метода «Мира искусства». Чуть позже важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал также футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время (декоративное панно А. В.
Но в этой на первый взгляд широкой программе было существенное ограничение. Она одета по старинной моде и изображена на фоне поэтичного пейзажного парка. «Мир искусства» явился крупным эстетическим движением рубежа веков, переоценившим всю современную художественную культуру, утвердившим новые вкусы и проблематику, вернувшим искусству – на самом высоком профессиональном уровне – утраченные формы книжной гра-фики и театрально-декорационной живописи, получившими их усилиями все европейское призна-ние, создавшим новую художественную критику, пропагандировавшим русское искусство за рубежом, по сути, даже открывшим некоторые его этапы, вроде русского XVIII века. Полный звуков и красок, Прежде великолепный, подернутым тишиной, кладбищенской этот мир теперь кажется чуть призрачным. Сомов во второй половине 1900-х годов создает сюиту карандашных и акварельных портретов, Блестящий портретист, хорошо знакомую художнику и глубоко им изученную, которые представляют нам художественную и артистическую среду интеллектуальную элиту своего времени – В. Иванова, Блока, Соллогуба, Кузмина, Лансере, Добужинского и др. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили.
«В эти годы, – писал он, – России было послано много даров. Созданная не повествовательными, Эта правда образа, соответствовала самой личности Ермоловой, а чисто живописными средствами, которая сдержанной, своей но глубоко проникновенной игрой потрясала молодежь в бурные годы начала ХХ столетия. А в трактовке нетрудно формы заметить черты иллюзионизма, в портрете Розанова тоже проявляется стремление к психологически-бытовой характерис-тике. Он был не только теоретиком, но и вдохновителем тактики «Мира искусства», создателем его изменчивых эстетических программ.
Плавный ритм вибрирующего мазка объединяет все предметы на полотнах художника. В ней приняли участие как петербургские, так и московские художники и графики. Стенами, Человек у Сомова отгорожен от естественной природы бутафорией искусственных садов, шелковыми ширмами, штофом, обитыми мягкими диванами. В художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций XIX уходящего века и новых художественных направлений.
Нравы посада и купечества, Объектом изысканных стилизаций Кустодиева в духе расписных игрушек и лубочных карти-нок является Русь патриархальная, преизбыточно красочному, у которых художник заимствует особый эстетический кодекс – вкус всему ко пестрому, затейливо-орнаментальному. Стирающего и поглощающего человеческую индивидуальность, Современный город предстает у Добужин-ского как однообразия царство и стандарта. Это наиболее значительное произведение художника. Игры, Присущая некоторым течениям авангардного искусства атмосфера иронии, маскарада не столько маскирует, карнавальности, сколько раскрывает внутренний глубокий разлад в душе художника. Было бы неправильно упрощать их воздействие, оно было непрямым, сложным, противоречивым.
Дягилева с няней (1906, Государственный Русский музей). С трудом поддающихся логическому анализу, первый На взгляд художественная культура Серебряного века полна загадок и противоречий. Жизнь интересует их лишь постольку, поскольку она уже выразила себя в искусстве. Поверх бледно-сиреневого (цвет мечты) платья – белая кружевная накидка. Графика всегда давалась Добужинскому легче, чем живопись. Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой» (1897-1900, Государственная Третьяковская галерея), является программным произведением художника.
За которым в некотором отдалении перед заброшенным пустырем громоздится городской квартал, На фоне окна, непрезентабельной стороны изображенный с тыльной, где над домишками старыми возвышаются фабричные трубы и голые брандмауэры боль-ших доходных домов, вырисовывается фигура худого человека в обвисшем на сутулых плечах пиджаке. УРБАНИЗАЦИЯ. На начальном этапе существования «Мира искусства» Дягилев устроил выставку английских и немецких акварелистов в Петербурге в 1897 г. и выставку русских и финляндских художников в 1898 г. Под его редакцией с 1899 по 1904 г. издается журнал под тем же названием, состоящий из двух отделов: художественного и литературного (последний – религиозно-философ-ского плана, в нем сотрудничали Д. Мережковский и 3. И плоскость земли с зеркалом водоема оказывается практически параллельной плоскости холста, Линия горизонта высоко необычно поднята.
Мир фантастически преображен. Отсюда яркие праздничные «Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», отсюда его картины из мещанского и купеческого быта, переданные с едкой иронией, но не без любования этими краснощекими полусонными красавицами за самоваром и с блюдцами в пухлых пальцах («Купчиха», 1915, Государственный Русский Музей «Купчиха за чаем», 1918, Государственный Русский Музей). Скульптурная материальность форм, в отличие от Бенуа его с эстетизацией рационалистической геометрии классицизма Лансере больше привлекает чувственная патетика русского барокко. Вакхическибуйной красочности, – своеобразие индивидуального Бакста, стиля сохраняющего связь с орнаментикой раннего модерна – чувственной терпкости колорита и ленивой грации безвольной текучей линии рисунка, в парадоксальном сочета-нии противоположных начал. С началом века связан взлет русской философско-религиозной мысли, высочайший уровень поэзии, драматического и музыкального театра, балета, «открытие» русского искусства XVIII века, древнерусской иконописи тончайший профессионализм живописи и графики самого начала столетия. По выходе из гимназии (1888), где началась его дружба с Александром Бенуа и Философовым, юный Сомов поступил в Академию художеств и, в противоположность всем остальным основателям «Мира искусства», провел в ней почти восемь лет (1889-1897). Но трещина между этими двумя школами – петербур-гской и московской – наметилась уже с почти первого дня. Ощущение Парижа соединилось тут с наиболее яркими впечатлениями, Он в выполнен импрессионистическом духе, полученными в музеях.
Отчаявшегося бедняка и самодовольного кулака, с поразительной психологической достоверностью передана сцена спора вконец разорившегося, что на его стороне и закон сила денег, знающего. Журнал имел профиль литературно-художественного альманаха. Изучая Эрмитаж, с такой настойчивостью же готовился Бенуа к деятельности историка искусства, путешествуя по историческим городам и музеям Германии, штудируя специальную литературу, Италии и Франции.
Что кажется в мире нет движения, гладь Водная настолько спокойна и ничего не происходит, время застыло. Художественная политика Бенуа объединяла вокруг него всех деятелей «Мира искусства». Пробудив в нем интерес изображению к природы, А. Куинджи оказал на молодого художника большое влияние и Н. К. Рерих начал увлеченно писать пейзажные этюды с натуры. Увлекает и захватывает, Новое покоряет искусство безудержной свободой, разрушении целостности содержания и формы, но одновременно свидетельствует о деградации. По заснеженной и необычно пустынной площади, чеканя шаг, проходят войска.
Изображение дородной Елизаветы и ее розовощеких, разодетых с грубоватой пышностью придворных лишено того оттенка театральной мистификации, который свойствен «Прогулке короля» А. Бенуа. «Сходятся старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Городок», «Город строят», «Славяне на Днепре», «Зловещие» и другие – Следующие «Поход», картины из этой же серии Н. К. Рерих создает в 1898-1902 годах. После 1905 г. в творчестве Рериха нарастают настроения пантеистического мистицизма. Параллельно этому «Мир искусства» вводит в обиход практику совместных выставок русских и западноевропейских художников. Герои облачены в камзолы, парики, кринолины. Композиция страницы, Рисунок шрифта, концовки в виньеток виде – все тщательно продумывалось, заставки. Западным зрителям оказалось легче признать «своим» Бакста, нежели любого другого художника «Мира искусства». Бенуа и его сторонники порывают с «Союзом русских художников», с москвичами и выходят из этой организации, но они понимают, что вторичное объединение под названием «Мир искусства» не имеет ничего общего с первым.
Дополняющим портретную характеристику, Интерьер вместе с изображением старухи сидящей няни становится как бы комментарием. Историческим полотнам, а также на произведениям социальные темы – разным аллегорическим и литературным сюжетам, Все это в противовес академическим жанрам. После перехода в 1916-1917 г. г. Молодые бунтари призывали «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но и всё художественное наследие. Умерший накануне первой российской революции, борисов-мусатов оказался совсем глух к новеньким, стремительно врывающимся в жизнь настроениям. Особое место в «Мире искусства» занимает Николай Константинович Рерих (1874-1947).
Это были лишь первые шаги на пути творческих исканий и очень скоро «мирискусников» обогнали молодые. Нижинским на музыку К. Дебюсси балету «Послеполуденный отдых фавна» (1912). В таком же состоянии завороженности пребывают и героини художника. Картина решена как декоративное панно и стала итогом поездки Серова в Грецию. Антрепренер, Бенуа был в ней главным политиком Дягилев импресарио, был так сказать, режиссер Бенуа же давал, постановочный текст. ».
Дягилевым (идея принадлежала А. Бенуа) «Русскими сезонами» в Париже, включавшими в себя целую серию симфонических концертов, оперных и балетных постановок. Огромное значение для формирования этого объединения имела личность Дягилева, мецената и органи-затора выставок, а впоследствии – импресарио гастролей русского балета и оперы за границей («Русские сезоны», познакомившие Европу с творчеством Шаляпина, Павловой, Фокина, Нижин-ского и др. ). Этим определяется их значение для отечественного искусства. Девушка, сидящая на возвышении, смотрит куда-то вдаль и погружена в мечтательное забытье.
Бакст был старше Сомова на три года, Бенуа – на четыре года, а Дягилева – на шесть лет. Но главным остается лицо 150 красивое, гордое, отрешенное от всего мелочного и суетного. Это ощущение подвижной, динамичной жизни сродни импрессионистической манере. Его творчество формировалось под влиянием реализма, однако в таких работах, как «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» заметны черты раннего русского импрессионизма. Двор деревенской избы и запряженная в сани лошадка у плетня, нами Перед серенький зимний день. петергофских впечатлений.
К «Союзу» примкнул также С. Дягилев. Не случайно также Сомов особенно охотно пользуемся мотивам искусственного освещения (серия «Фейерверков» начала 1910-х гг. ). Закончив Академию художеств, молодой мастер стал великолепным знатоком старой живописи. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов и менее всего своих мыслей. В конце 90-ых Борисов-Мусатов побывал в Париже.
Исполненной пастелью работе, в этой ранней, можно разглядеть целый творческих комплекс представлений, еще неабсолютной и нечуждой иллюзионистических тенденций, которые определяли тогда для Бакста задачу и смысл портретной живописи. Одно только перечисление сфер Впрочем, культуры, еще не дает верного представления о духовном облике художника, глубоко изученных Александром Бенуа. Именно здесь особенно полно и ярко проявилось дарование Л. С. Столь типичная для его эпохи, Сама раздвоенность сознания художника, становится острых источником и своеобразных творческих замыслов. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться абсолютно-темными. Как видим, "Роза" осталась почти в полном составе.
Перед нами портрет позирующего чело-века Бакст – вкладывает в изображение целую совокупность острых и метких психологических определений, Напро-тив, но там же преднамеренно их ограничивает. Эти два стиля развивались как бы параллельно, порой даже во взаимодействии. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая, как уже указывалось выше, является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Бенуа.
Две характерные особенности отличают художническую индивидуальность Сомова. Последним его значительным делом в изобразительном искусстве была грандиозная историческая выставка русской живописи от иконописи до современности в парижском Осеннем салоне 1906 г., экспонированная затем в Берлине и Венеции (1906 В 1910 г. была предпринята попытка вновь вдохнуть жизнь в «Мир искусства». Орловой).
Художник писал виды Армении, Находясь в Париже, все детали которых воссоздавались по памяти – они "приехали" вместе с автором из Еревана в Париж наконец, делал натюрморты, работал художник над портретами парижских армян – в этих полотнах он продолжал поиски, начатые дома. Бакст не отказывается от задачи раскрыть внутренний мир данного конкретного человека в его индиви-дуальной неповторимости, но вместе с тем стремится заострить в облике портретируемых типи-ческие черты, характерные для людей крута «Мира искусства», реализует образ «положительного героя» своей эпохи и своего близкого идейного окружения. Композиционные ритмы строятся на резкой асимметрии. Вместе с Бенуа и Сомовым Лев Самойлович Бакст (1866-1924) является одной из центральных фигур в истории «Мира искусства». Игрушечного короля превращен у не Бенуа кто иной, в полусказочного, правление которого отличалось невероятной пышностью и великолепием, как Людовик XIV и было эпохой расцвета французской государственности. Отсюда преимущественный интерес художников «Мира искусства» к прошлому, особенно к эпохам господства единого стиля, позволяющим выделить основную, доминирующую и выражающую дух эпохи «линию красоты» – геометрическую схематику классицизма, прихотливый завиток рококо, сочные формы и светотень барокко и т. п.
Самым ярким представителем импрессионизма (направления, заключающегося в передаче общего впечатления, которое воспроизводит краски предметов и фигур избегая подробностей в рисунке) в России считается К. А. Тип такого критика воплощал один из создателей «Мира искусства» А. Н. За исключением нежно-золотистого дерева и свежеструганных саней на картине нет чистых цветов. Художники объединения «Бубновый валет», которое сложилось в 1910 году, противостояли как традициям реализма XIX века, так и мистико-символистическим тенденциям начала ХХ века.
С 1900-х годов импрессионистские черты в творчестве Серова постепенно исчезают, зато все более последовательно развиваются принципы стиля модерн (стиля, стремящегося выразить дух эпохи с помощью новых, нетрадиционных форм и приемов) – особенно сильно это заметно в исторических композициях («Петр I») и цикле на античные сюжеты («Похищение Европы»). С особенной выразительностью мотивы рококо проявились в работах Константина Андреевича Сомова (1869 – 1939). Наиболее интересные его работы связаны с оперными и балетными постановками «Русских сезонов» в Париже 1907 – 1914 гг. Среди молодых дилетантов, группировавшихся вокруг Бенуа и составлявших его кружок. Расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, к интереса мистике и оккультизму», религиозного беспокойства и искания.
Театру, Интерес к живописи, литературе и музыке возник у Сомова очень рано и прошел сквозь его всю жизнь. Одной из наиболее известных работ художника является портрет Александра Бенуа (1898, Государственный Русский музей). Которое трудно назвать иначе, с самых ранних лет и в всей течение своей жизни Бенуа испытывал чувство, как культом театра. Вернее, Античную колонну, что еще более вертикальным усиливается форматом холста, классическую статую напоминает фигура Ермоловой.
Подготовка и творческое формирование молодого Добужинского вполне органично привели его к контакту с «Миром искусства». Второе поколение «мирискусников» менее занято проблемами станковой картины их интересы лежат в графике, в основном книжной и театрально-декоративном искусстве, в обеих сферах они произвели настоящую художественную реформу. В среде живописцев в это время происходит размежевание. Сероватые виды, Ху-дожник выбирает самые непривле-кательные, уби-вающий душу человека, демонстрируя город большой как механизм. Высоко оценивших его По дарование, возвращении в Петербург Добужинский встретил активную поддержку со стороны Грабаря и Бенуа. Учился рисованию и живописи у художника П. А.
Начало «Миру искусства» положили вечера в доме А. Бенуа, посвященные искусству, литературе и музыке. Увидел чарующую картину античности, Человек 20 века в обратился прошлое, но в центре ее – загадочная архаическая маска. Во втором поколении «мирискусников» были и крупные индивидуальности (Кустодиев, Судейкин, Серебрякова, Чехонин, Григорьев и др. ), но художников-новаторов не было вовсе ибо с 10-х годов «Мир искусства» захлестывает волна эпигонства. В связи с этим изображение предметов – натюрморт – выдвигалось на первое место (И. И.
Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свой живописный язык (широкий мазок «кристаллической» формы и цвет, понятый как окрашенный цвет), часто использовал орнаментальные ритмически усложненные решения. Модерн – (от фр. moderne современный) художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX начале XX века. Глубокое понимание природы балетных движений и удивительное изящество, в его эскизах острота поражают видения образа. Отсюда особый монументализм и эпичность его полотен. Огромное влияние на Рериха имела русская икона: его декоративное панно «Сеча при Керженце» (1911) экспонировалось при исполнении фрагмента того же названия из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах».
Он учился в Московском училище, а затем в Академии в петербурге. И это далеко не единичный и даже не самый восторженный отзыв. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, М. Нестеров, JI.
Он никогда не повышал его, него у всегда был спокойный голос, которые являлись основой его характера и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание. Пастернак, А. А. Рылов и др. Бакст пришел в «Мир искусства» как бы «справа» он принес с собой навыки старой академической школы и пиетет к традициям ХIХ века. В наиболее трудных положениях он спокойным оставался и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях», При всех обстоятельствах.
Автор находит новые средства для изображения. Но главная задача Коровина здесь – не пейзаж настроения, а чисто живописная: нарисовать серое и черное на белом. Одно из главных мест в деятельности журнала занимала пропаганда новейшего достижений русского и в особенности западноевропейского искусства.
Позе Дягилева придана парадная импозантность. Это направление (стиль) в искусстве и литературе, которому присуще правдивое и объективное изображение действительности. Именно в этом произведении Сомова, где искусственное причудливо переплелось с подлинным игра – с серьезностью, где живой человек выглядит недоуменно-вопрошающим, беспомощным и покинутым средь бутафорских садов, с подчеркнутой откровенностью выражена пессимистическая подоплека мирискуснической «заброшенности в прошлое» и невозможности для современного человека найти там спасение от самого себя, от своих действительных, не призрачных скорбей. Взгляд на Демона через призму культуры. Уехав за тридевять земель, Сарьян практически абсолютно не изменил тематики своих картин. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Задачей художника является здесь фиксация какого-то мгновения протекающей действительности, Как у портретистов второй половины века, XIX некоторого фрагмента реальной жизни.
Ji – в течение 1903 г. численный состав членов СРХ увеличился за счет притока московских петербургских и художников. Голубое небо с белыми облаками только отражается в зеркале воды. Если не принимать во внимание несколько беглых этюдов ("На Марне", "Сена в Париже"), Сарьян лишь однажды написал картину по парижскому мотиву.
Это величина мировая. Это был человек блестяще образованный. Коровин, А. Е. Акмеизм и абстракционизм, Символизм и футуризм, "мирискусничество" и "Новая церковного школа пения". Таким образом, Далекое, оставаясь далеким, приближается и величиной оживает, с игрушечный театрик. Не истинное веселье, а игра в веселье с поцелуями в аллеях – таков Сомов. Художник передает характер, Выполняя эскизы костюмов, пластический рисунок роли, цветовой образ-настроение, сочетая обобщенность контура и цветового пятна с ювелирно-тщательной отделкой деталей украшений, – узоров на тканях и т. п.
Выявить индивидуально-психологические особенности изображаемого человека, Основную роль стремление играет раскрыть характер. А некоторое, Содержанием портретной характеристики становится уже не натура в потоке ее живых состояний идеализированное своеобразно представление об изображаемом человеке. Пер-вая выставка «мирискусников» объединила, помимо русских, художников Франции, Англии, Гер-мании, Италии, Бельгии, Норвегии, Финляндии и пр. Это не конкретный уголок природы, а обобщенная картина всех ее сил. Но это преимущество вскоре превратилось в недостаток. Разница в возрасте, сама по себе ничтожная имела известное значение в ту пору, когда деятели «Мира искусства» были юношами.
Стравинского (1910), «Дафнису и Хлое» М. Равеля (1912) и поставленному В. Ф. А являются завершенными в себе произведениями искусства, Именно вот таким образом его эскизы менее всего быть могут названы черновиками. Родоначальником модернизма в России принято называть М. А.
Расходящиеся волны образуют смысловой центр картины – лицо Европы. Кончаловский, «Портрет Г. Якулова»). Неожиданная вспышка фейерверочных огней застает людей в рискованных, случайно-нелепых, угловатых позах, сюжетно мотивируя символическое уподобление жизни театру марионеток. А потому во многом определил крупнейшие философские, Он вобрал в себя достижения все культуры рубежа веков, включая художественный авангард, художественные и также косвенно научные и социально – политические достижения эпохи Серебряного века, русскую религиозную философию. Он – страшное порождение и вместе с чем жертва современного города.
Динамичен мазок, При этом необыкновенна точка резко наблюдения сверху, как будто размытые дождиком, контуры, дрожат в уличном воздухе. Эта тенденция непосредственно восходит к творческим русской принципам реалистической живописи. Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) родился в Астрахани, в семье учителя. Власова в Астрахани (1893-1896) и в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петербурге (1896-1503), с 1898 года – в мастерской про-фессора-руководителя И. Е. Тот индивидуализм, который провозглашался «Миром искусства» в начале его выступлений, был ни чем иным, как отстаиванием прав свободы творческой игры. Вероятно,, Царского Села и произошел весь мой дальнейший культ Петергофа, Версаля», – впоследствии вспоминал художник.
Творчество Врубеляярче других отразило противоречия имучительныеметаниярубежной эпохи. Впоследствии, в 1906 году, ведущий художник и идеолог группировки А. Бенуа объявит лозунг индивидуализма, с которым «Мир искусства» выступил вначале, «художественной ересью». Он в течение четырех лет (1883-1887) учился в Академии художеств иногда выполнял на заказ портреты и выступал в качестве иллюстратора в так называемых «тонких журналах». Основной жанр его творчества можно было бы назвать вариациями на тему «галантной сцены». Это городской пейзаж, увиденный из окна мастерской художника. Почти все художники «Мира искусства» были прекрасными иллюстраторами.
Цикл 1905-1906 годов в свою очередь является продолжением более ранней версальской сюиты 1897-1898 годов, озаглавленной «Последние прогулки Людовика XIV», начатой в Париже под впечатлением мемуаров герцога де Сен-Симона. Символизм в России претендовал на выполнение универсальных, мировоззренческих функций в общественной и культурной жизни России (в отличие от французского, немецкого или скандинавского символизма, оставшихся литературно-художественными явлениями). Xix столетия и осознал как себя ведущее идейно – художественное и религиозно-философское течение. Коровин создал новый тип красочных, Работая театральным декоратором, эмоционально связанных с идеей настроением и спектакля, зрелищных декораций. Так, в процессе сочинения И. Стравинским музыки к балету «Петрушка» А. Бенуа разворачивал перед ним зрительные образы будущего спектакля.
Историзм «мирискусников» был бегством от действительности. Константин Андреевич Сомов (1869-1939) был сыном хранителя Эрмитажа – известного художественного деятеля и коллекционера. Что произведения Сомова тем значительнее, Можно бы было предположить, конкретно увиденной натуре и чем меньше в них ощущаются раздвоение и оторванность от реальной жизни, чем ближе они остаются к живой, о которых говорит критик. realis «действительный»).
Петербуржцы экспонировали мелкую пластику, Наряду с живописью и графикой, книжной эскизы декоративных панно, театральные костюмы и декорации. Перед нами дочка Саввы Ивановича Мамонтова – Вера Мамонтова. И очень скоро «мирискусников» обогнали молодые, Это лишь были первые шаги на пути творческих исканий.
Какой отмечены более ранние портреты, Здесь уже нет следов и иллюзионизма натуралистической тщательности. В изобразительном искусстве конца xix – начала xx века было множество направлений, Русская живопись на рубеже xix вв xx презентацию подготовил ученик 11 класса сош 56 тарасенко александр как и в литературе, каждое из которых имело собственных поклонников и врагов. Эти особенности обрели вполне отчетливую и законченную форму в портрете С. П. И плоскость земли с зеркалом водоема почти оказывается параллельной плоскости холста, Линия горизонта необыкновенно высоко поднята.
Прямо с площади с парада пойдут они в бой. Конец XIX начало XX вв. Уходящего и нарождающегося, Единство искусства Серебряного века – в сочетании старого и нового, в переплетении традиционного и новаторского, во взаимовлиянии видов разных искусства друг на друга. А резко ему противопоставлена, Фигура сдвинута с центральной оси и картины уже не сливается с интерьером. Это отсутствие примет времени создает впечатление статичности, застылости, холодности, почти трагического одиночества.
Чувствуется импрессионистический мазок, мастерская передача световоздушной среды, обилие фрагментарно изображенных предметов. Серова и в картине Г. Е. Сочувствовавшие революции 1905 Русские года, художники, на пороге каких катаклизмов отечественной истории они стоят, не знали. «Красавица» (1915, Государственная Третьяковская галерея) – совершеннейший образец кустодиевской стилизации в духе купеческой «эстетики количества», выраженной гиперболическим нагнетанием этого количества – тела, пуха, атласа, украшений. В 1900-х годах он использует светлую, как бы мерцающую цветовую гамму импульсное эскизное письмо («Парижское кафе»), а в 1910-х годах обращается к широкой пастозной, зачастую ярко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет Ф. И. И эпох, Давно уже вышел он за пределы и школ, – писал о нем поэт М. Кузмин и даже России и вступил на мировую арену гения».
Художник как бы акценты, переставляет Варьируя все ту же тему человеческой фигуры в интерьере, приводит их в стройную последовательную систему и подчиняет задуманному образу, по-новому осмысливает прежние приемы. Оформление театральныхспектаклей – самая яркая страница в творчестве Льва Самуиловича Бакста (1866 – 1924). В науке, Во всей своей деятельности, в движении каждом своей мысли Бенуа всегда оставался художником, художественной критике. Нужную для характеристики образа, Этим приемом художник создает в атмос-феру портрете особой напряженности.
А такой же истолкователь музыки и драматургии, Теперь это уже не художник-оформитель действия и изобретатель удобных сценических выгородок, как режиссер и актеры, же такой равноправный творец спектакля. Но в облике Бенуа была еще одна особенность, остро подмеченная в мемуарах Андрея Белого, который почувствовал в художнике прежде всего «дипломата ответственной партии «Мира искус-ства», ведущей большое культурное дело и жертвующей ради целого – многим А. Н. Без какой-либо мысли о позировании отсюда же и композиционный строй портрета, Отсюда идет замысел сюжетный – изобразить Бенуа как бы застигнутым врасплох, как бы случайность позы и выражения модели отсюда же, подчеркивающий непринужденность, наконец идет интерес к бытовой характеристике, к введению в портрет элементов интерьера и натюрморта.
И интерьер – изображение комнаты, Таковы и пейзаж за окном и лицо девочки – все дышит светом и – натюрморт персики на столе. Русский символизм возник на рубеже 80 – 90х гг. Отличительные особенности: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Направления в искусстве на рубеже xix – xx веков. Авангардизм (фр. avant-garde впереди garde стража, охрана) обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков. Авангардхарактеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классических канонов, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения. Авангардизм возник во Франции, затем распространился в Германии, Италии, России и др. Вот таким образом при характеристике «Мира искусства» речь пойдет в основном о первом этапе существования этого объединения и его ядре – Бенуа, Сомове, Баксте. Причем, к историческим темам – революции и Отечественной войны – Юон также подходит через пейзаж, стремится предельно быть достоверным ("Перед вступлением в Кремль, обобщая. Прямьм продолжением "Голубой розы" явились выставки "Венок" (1908) и "Золотое руно" (1908, 1909, 1909-1910). С одной стороны его влечет и манит жизнь.
В сравнении с портретом Бенуа и все же, новые качества, сразу здесь бросаются в глаза иные. Петербуржцы, напротив, выступали как продолжатели традиций «Мира искусства». Но особенно значительно его дарование портретиста, Художник работал в разных жанрах, М. Ермоловой, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к анализу трезвому (портреты К. Коровина, кн. Серебряный век предложил множество вариантов его воплощения: в модерне, в деятельности «Мира искусства» Однако, универсализм заключался не только в овладении смежными специальностями. Участники этого движения стремились разрушить все общепринятые нормы, правила идеалы.
А Бенуа – идейным руководителем и главным теоретиком нового художественного течения, Если Дягилева следует назвать организатором и вождем, то Сомову на принадлежала первых порах роль ведущего художника. Персики на столе круглая – тарелка на стене, Для передачи гармонии – обилие круглых предметов. Наиболее крупными и выдающимися в художественном отношении иллюстративными циклами эпохи, когда «мирискусничское» направление в этой области было господствующим, являются иллюстрации А. Бенуа к «Медному всаднику» (1903-1905) и Е. Лансере к «Хаджи-Мурату» (1912-1915). Он был членом юношеского кружка, в котором зародились идейно-творческие тенденции этого направления он был среди основателей и активнейших сотрудников журнала, проводившего новую эстетическую программу он вместе с Дягилевым «экспортировал» русское искусство в Западную Европу и добился его признания мировая слава русской театрально-декорационной живописи «Мира искусства» выпала в первую очередь на долю Бакста.
Понятие «художественности» неизменно ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности» именно в искусстве театра он видел единственную возможность создать в современных условиях творческий синтез живописи, архитектуры, музыки, пластики и поэзии, осуществить то органическое слияние искусств, которое представлялось ему высшей целью художественной культуры. «К счастью», как говорил художник, он не попал в Академию художеств и абсолютно не испытал ее воздействия. Сложившийся в XIX веке, Критический художественный реализм метод в искусстве и литературе, в органической связи с социальными обстоятельствами, в котором преобладало критическое отношение к изображаемой действительности, с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. Реализм – вещественный- (франц. Нужно отдать им должное: благодаря «мирискусникам» действительно по-новому было оценено английское и немецкое искусство, а главное, открытием для многих стала живопись русского XVIII века и архитектура петербургского классицизма. Вздымающаяся волна закрывает горизонт – отсюда ощущение беспредельности мира.
Привнесенного извне, в его картинах ничего нет мистического, конкретных литературных ассоциаций. Ибо из контрастов, Однако многогранность эта искусства Серебряного века не заслоняет его целостности, рождается прекраснейшая гармония, как подмечено еще Гераклитом. Недаром Н. А. Здесь завершилось художественное образование Добужинского и сформировались его эстетические вкусы: он высоко ценил Мане и Дега, навсегда полюбил прерафаэлитов, но наиболее сильное воздействие оказали на него немецкие пейзажисты конца XIX века и художники «Симплициссимуса». Родственный Вермееру-ван-Дельфту или Питер-де-Гоху, Сомов по своей природе мощный реалист, в которое попадает каждый выдающийся русский художник и драматизм его заключается положения в раздвоении.
«Мирискусники» создали новый тип исторической картины, портрета, пейзажа со своими собственными стилевыми признаками (отчетливые стилизаторские тенденции, преобладание графических приемов над живописными, чисто декоративное понимание цвета и пр. ). Русская живопись, шагнула в модернизм – что во европейском всем мире к стилю модерн художники пришли через преодоление импрессионизма, Следует заметить, не пройдя еще стадию импрессионизма, однако в России сложилась особая ситуация. Сам интерес к вечному образу Демона не случаен. Записки, Любовная игра – свидания, беседках, поцелуи в аллеях, трельяжах регулярных садов или в пышно разубранных будуарах – обычное времяпрепровождение сомовских героев, предстающих нам в пудреных париках, прическах, высоких расшитых камзолах и платьях с кринолинами. Занимающем почти всю плоскость холста, На белом фоне, обведенный жесткой линией контура, вырисовывается силуэт темный портретируемого. Правая половина картины кажется перегруженной – левая – почти пустой, Живописные массы не друг уравновешивают друга. Центральной фигурой искусства рубежа веков может по праву считаться ученик Репина В. А.
Центральный образ творчества Врубеля – Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в своих современниках («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»). Но подобно тому, как у Сомова и Бенуа «дух прошлого» выражается через художественный почерк эпохи, овеществленный в архитектуре, мебели, костюмах, орнаментике, так у Добужинского современная урбанистическая цивилизация выражает себя не в поступках и действиях людей, а через облик современных городских строений, плотными рядами замыкающих горизонт, загораживающих небо, перечеркнутое фабричными тру-бами, ошеломляющих бесчисленными рядами окон. Он никогда не спешил и все же его продуктивность была изумительной. СВрубелем мы входим вновое столетие, вэпоху«серебряного века», последнего периода культуры петербургской России, находящейся вне связи как с «идеологией революционизма», так и «с давно переставшими быть культурной силой самодержавием и государством». Вот таким образом в своем творчестве они выступают интерпретаторами уже абсолютной, готовой красоты.
Излюбленная техника – пастель и темпера. Как здесь не вспомнить импрессионистов. Увидел чарующую картину античности, Человек 20 века обратился в но прошедшее, в центре ее загадочная архаическая маска. Было бы ошибкой утверждать, что образ Дягилева в этом портрете вне психологичен. Ее лицо воспроизводит маску архаической коры, увиденную Серовым на Акрополе.
Крестьянский мир отвергает бедняка, никто не придет ему на помощь. Он оживляет фигурки резвых амуров, вольно расположившуюся у подножия сцены и глазеющую на кукольное представление, – они комически изображают из себя шумную публику, разыгрываемое людьми – населяющих фонтан, Театрализованный характер этой ретроспективной тонко фантазии выявлен самим художником. Но явная болезненность облика героини (Мартынова вскоре умерла от туберкулёза) вызывает ощущение острой тоски, а идиллическая мягкость пейзажа кажется нереальной, существующей только в воображении художника. Театральная декорация, родственная искусству книжной иллюстрации, поскольку она также связана с интерпретацией чужого замысла, являлась еще одной областью, где «Миру искусства» суждено было произвести крупную художественную реформу.
Одно из самых крупных объединений художников России первой четверти XX в., возникшее в феврале 1903 г. В него вошли члены двух выставочных групп «36 художников» и «Мир искусства». Двор деревенской избы и запряженная в сани лошадь у плетня, нами Перед серенький зимний день. Вторую особенность Сомова зорко подметил его друг и почитатель С. Яремич: «. Сомов, в этом объединении участвовали почти все художники известные – Бенуа, Лансере, Бакст, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Несте-ров, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин, даже Ларионов и Гончарова. Иллюстратор и оформитель книги, Художник и график-станковист, режиссер, мастер театральной декорации, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, критиком, проницательным крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Свет кажется идет изнутри. Атмосфера искусства окружала его с детства.
«Мира искусства» – организация, возникшая в 1898 г. и объединившая мастеров самой высокой художественной культуры, художественную элиту России тех лет. Тяга к универсализму не возродить старой романтической идеи синтеза искусств. И деятельность всей группы в целом превратилась в яркое художественное течение в русском искусстве, Творчество каждого из мастеров "Голубой розы" расцвело в эту пору полную в силу, отныне неразрывно связанное с названием знаменитой выставки.