Трагическим пафосом проникнутыи последние живописные работы Микеланджело- фрески "Распятие апостола Петра"и "Падение Савла" (1542-50, капеллаПаолина, Ватикан). В целом поздняяживопись Микеланджело оказала определяющеевлияние на формирование маньеризма.
А только с одной, Вотличие от современных ему скульпторовон обрабатывал глыбу мрамора не со всехсторон, чтоскульптор лишь изначальноскрытый высвобождает в камне образ, как бы извлекаяфигуры из толщи камня в своих стихахон неоднократно говорит о том. В 1523-34 Микеланджело работал, над проектом и руководил строительством базилики Лауренциана во Флоренции, создав выразительный ансамбль динамичного пространства вестибюля с лестницей и спокойного, строгого читального зала. Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) итальянскийскульптор, художник, архитектор, поэт. С наибольшей силой выразил глубокочеловечные, полные героического пафосаидеалы Высокого Возрождения, а такжетрагическое ощущение кризисагуманистического миропонимания в периодПозднего Возрождения. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и"Битва кентавров" (ок. Которые сами собой поднимаются на судилище, Величайший враг наслаждения – непристойность Эта группа связана следующей со посредством фигур.
Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Поэзия Микеланджелоотличается глубиной мысли и высокимтрагизмом. Микеланджело мог обходиться без преданных друзей и до 80 лет не знал любви, женской Скрытный и необщительный. Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительствареспублики заказ на создание 5, 5-метровойстатуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площадиФлоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна быластать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в видехрупкого подростка, попирающегоотрубленную голову Голиафа, как этоделали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в моментперед сражением, полного уверенностии грозной силы (современники называлиее terribilita – устрашающая). Который связалновый Рим с расположенными по Капитолийского другуюсторону холма грандиознымируинами древнего Римского форума, Установленнаяв центре площади античная конная статуяМарка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль. В Риме он пишет огромную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы (1536-1541).
Главный труд этих лет возведение и украшение статуями церкви Сан-Лорен-цо во Флоренции, усыпальницы рода Медичи (15201534). Трагическиеноты, вызванные кризисом ренессансныхидеалов, звучат в ансамбле Новой сакристиицеркви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске "Страшный суд" (1536-41) наалтарной стене Сикстинской капеллы, впоздних вариантах "ОплакиванияХриста" (ок. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия – от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа.
В архитектуреМикеланджело господствуют пластическоеначало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). Роспись громадногосвода, перекрывающего обширную (40, 93 х13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя9 больших композиций в зеркале свода натемы книги Бытия – от "Сотворениямира" до "Всемирного потопа", 12огромных фигур сивилл и пророков вбоковых поясах свода, цикл "ПредкиХриста" в распалубках и люнетах, 4композиции в угловых парусах на темычудесного избавления иудейского народа. Десятки величественных персонажей, населяющих этот грандиозный универсум, наделенные титаническим обликом иколоссальной духовной энергией, являютнеобыкновенное богатство сложнейших, пронизанных мощным движением жестов, поз, контрапостов, ракурсов. С 1546 Микеланджело был занят разработкой проекта и возведением собора св. В 1546 Микеланджело был назначенглавным архитектором собора св. С Микеланджело итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт, родился в 1475 г. В 1488 г. году Микеланджело поступает учиться в мастерскую одного из лучших мастеров Италии живописца Доменико Гирландайо (14881489), затем занимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (14891490).
1492, там же). Развивая идеи Браманте, Микеланджело сохранил в плане собора св. Капелла Медичи – сложныйархитектурно-скульптурный содержание ансамбль, образное которого породилоразличные толкования. В 1488 г. году Микеланджело поступает учиться в мастерскую одного из лучших мастеров Италии – живописца Доменико Гирландайо (1488 – 1489), затем занимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489 – 1490). Комиссия, Когда статуя закончена, была решила установить ее на главной площади города, состоящая из знатных горожан и художников, перед Палаццо Веккио. В 1520-х гг.
Вторым грандиозным архитектурнымпроектом Микеланджело завершенныйтолько стал в 17 в. ансамбль Капитолия. Собор св, в традиционную готическую схему группы скульптурной Оплакивание Христа (около 1497-98. Много делал добра, Жил Микеланджело с патриархальной вообще, простотой, был, ласков и мягок. Ок, Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение человеческой перед красотойпроявились уже в ранних произведениях ("Оплакивание Христа". Рафаэле, При его преемниках -Перуцци, частичноотошедших плана от Браманте, Сангалло, строительствопочти не продвинулось. Микеланджело отказывался вернуться Флоренцию, во Несмотря на неоднократные приглашения герцога Козимо Медичи. Скульптуреу Бертольдо ди Джованни в основаннойЛоренцо Медичи художественной школе вСадах Медичи, образованиеполучил Первоначальное в латинской школе во Флоренции. Учился живописи у Гирландайо.
В картоне для росписи Палаццо Веккьо (Битва при Кашине, 1504-06, сохранились копии) он стремился выразить готовность граждан встать на защиту республики. Драматический период его творчества, Переезд в Микеланджело Рим в 1534 открывает последний, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Копировал фрески Джоттои Мазаччо изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в Болонье познакомился с работамиЯкопо делла Кверча. Вскоре он был вызван в Рим. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции).
Умер в Риме в 1564 г. Похороны во Флоренции. Сидящих внеглубоких нишах на архитектурнойантикизированной фоне декорации и облаченныхв доспехи римских императоров, Статуи герцоговЛоренцо и Джулиано Медичи, возможно, символизируют Жизнь деятельную и Жизньсозерцательную, лишеныпортретного сходства и. Хотя высоко ценились современниками, Излюбленные стихотворные формы Микеланджело – мадригал и сонет жизни при автора они не публиковались. Если во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид», то в Риме – скульптурную композицию «Пьета» (1498 – 1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Во многом определивших развитие европейского искусства как XVI в., Первое издание его было стихотворений осуществлено в 1623 г. В произведениях Микеланджело, отразились идеалы Высокого Возрождения, так и последующих столетий. В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (14961497). Он сам заботился о своем отце и четырех братьях.
Только на закате жизни Микеланджело встретил знаменитую красавицу-поэтессу Колонну Витторию и горячо полюбил ее. Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. Рим) он внёс глубокое гуманистическое Петра, содержание, яркую жизненную убедительность образов. Микеланджело разработал собственную программу росписей, Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода с и орнаментальным заполнением его основной части, до сих пор вызывающую различные толкования. В годы работы во Флоренции в1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностьюи живописным богатством – Драматический пафос этих образовМикеланджело выразил в четверостишии, написанном им бы как от имени Ночи.
Где поручил ему собственной создание Постройки Микеланджело отличаются повышенной пластичностью, в 1505 папа Юлий II призвал Микеланджело в Рим, внутренним динамизмом и напряжённостью масс. Открываясь в город широкой лестницей, Трапециевидная площадь Капитолия с античным конным монументом Марка Аврелия в центре замыкается дворцом Консерваторов и фланкируется 2 симметрично по поставленными её сторонам дворцами. Микеланджеловернулся к центрическому плану Браманте, одновременно укрупнив все формы ичленения, придав им пластическую мощь. Микеланджело успел при жизни закончитьвосточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенногопосле его смерти Джакомо делла Порта. В 1501 Микеланджело возвратился во Флоренцию, где выполнил колоссальную статую Давид (1501-04), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. Фрески Сикстинского плафона (1508-12) – самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело.
Микеланджело жил достаточно скромно и, Хотя семья его столетиями принадлежала к высшим слоям города, никогда не стремился улучшить свое материальное положение, в отличие других от художников его эпохи. Поднимающихся на судилище, Среди фигур этой второй группы, которая протягивает руку помощи можно грешнику, различить одну особенно возвышенную, среди пожирающей тревоги все же обращающему к Христу взор с проблеском надежды. 1520-36, Академия, Флоренция), первоначально предназначавшиесядля надгробия, дают представление отворческом методе Микеланджело. Он лепил из глины и делал копии с произведений предшественников (Джотто, Донателло, Мазаччо и др. ). В 1505 г. папа Юлий II снова призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы работы затянулись и были завершены только в 1545 г. Для надгробия был создан ряд статуй, в том числе «Моисея» и знаменитые статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Самое грандиозное живописное произведение Микеланджело росписи плафона Сикстинской капеллы Ватикана (15081512).
Петра, строительство которого было начатоБраманте, успевшим возвести к моментусмерти (1514) четыре гигантских столба иарки средокрестия, а также частичноодин из нефов. Когда статуя была закончена, комиссия, состоящая из знатных горожан и художников, решила установить ее на главной площади города, перед Палаццо Веккио. Которые были потом в изданы 1623 г. во Флоренции, Это чистое чувство вызвало появление стихотворений Микеланджело.
Осуществленуже после отъезда Микеланджело в Рим). Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширныйвестибюль, 1523-34, как бы из вытекает дверного проемаузким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, начинаясь прямо у порогарасположенного на втором этаже читальногозала, образуя трирукава, столь же круто спускается вниздинамический ритм больших мраморныхступеней, направленный навстречуподнимающимся в зал, воспринимаетсякак некая сила, требующая преодоления. В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджелов Рим, поручив ему работу над своимнадгробием. Она должна быластать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в видехрупкого подростка, Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительствареспублики заказ на создание 5, 5-метровойстатуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Установленная на главной площадиФлоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), как этоделали мастера 15 попирающегоотрубленную в., голову Голиафа, а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в моментперед сражением, полного уверенностии грозной силы (современники называлиее terribilita – устрашающая). В Рим он вернулсятолько в 1508, получив от Юлия II заказ нароспись Сикстинской капеллы.
Петра идею центричности, усилив значение и роль средокрестия во внутреннем пространстве. С 1546 руководил строительствомсобора св. То теперь их увлекает, Если в Сикстинском плафоне источником движения были титанические человеческие фигуры, внешняя, словно вихрь, превосходящая их сила персонажи утрачивают свою красоту их титанические тела как бы вспухают буграми нарушающими мышц, гармонию линий полные отчаяния движения и жесты резки, дисгармоничны увлекаемые общим движением праведники неотличимы от грешников. По свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е гг. 1550-55) и др.
Энергичности, в возвышенности, смелости движения и величавости форм Буонарроти Микеланджело не имеет соперников. Во многом определивших европейского развитие искусства как XVI в., в произведениях Микеланджело, отразились идеалы Высокого Возрождения, так и последующих столетий. Только наглость и невежество он карал неумолимо. В отличие оттрадиционных для Италии этого временипристенных надгробий, Проект Микеланджелопредусматривал создание, украшенного40 статуями больше человеческого роста. Быстрое охлаждение Юлия II к этому замыслуи прекращение финансирования работвызвало мастера ссору с папой идемонстративный отъезд Микеланджелово Флоренцию в марте 1506, величественного, свободно стоящего мавзолея. В 1520 кардиналДжулио Медичи, будущий папа КлиментVII, поручил Микеланджело превратитьНовую сакристию церкви Сан-Лоренцо вграндиозную усыпальницу рода Медичи. Работа над этим проектом, прерваннаявосстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджелобыл одним из руководителей трехлетнейобороны осажденной Флоренции), не былазавершена к моменту отъезда Микеланджелов Рим в 1534 выполненные им статуи былиустановлены только в 1546.
Он лепил из глины и делал копии с произведений предшественников (Джотто, Донателло, Мазаччо и др. ). Она, Если же прекрасная обнаженная фигура не наполняет нас чувством возвышенного, вызывает нас в самые сладострастные мысли, естественно. Волновавшиеучастников этого кружка, Микеланджело сближаетсяс кружком поэтессы Виттории Колоннаидеи религиозного обновления, наложилиглубокий на отпечаток его мировоззрениеэтих лет. Но и в ней, Архитектура была слабой его стороной, он показал гениальность, свою будучи самоучкой. В 1534 г. Микеланджело навсегда переезжает в Рим. В целом поздняя живопись Микеланджело оказала влияние определяющее на формирование маньеризма.
Уже в ранних произведениях рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (14901492) вырисовываются характерные черты его творчества монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. Микеланджелохотел сделать фасад этой приходскойцеркви рода Медичи "зеркалом всейИталии", но работы были прекращеныиз-за недостатка средств. То теперь их увлекает, Еслив Сикстинском плафоне источникомдвижения были титанические человеческиефигуры, внешняя, словновихрь, превосходящая их силаперсонажи утрачивают свою красоту ихтитанические тела как бы вспухаютбуграми мышц, нарушающими полные гармониюлиний отчаяния движения и жестырезки, дисгармоничны увлекаемые общимдвижением праведники неотличимы отгрешников. Увенчанный башенкой, и два величественных Консерваторовс дворца одинаковыми фасадами, Онвключает перестроенный по проектуМикеланджело средневековый дворецСенаторов (ратушу), объединеннымимощным ритмом пилястров. Кто-то легче, за которые им дать предстоит отчет, согласно тяжести грехов – кто-то с большим трудом, Они устремляются вверх более или менее быстро.
Населяющих этот грандиозный универсум, Десятки величественных персонажей, являют необыкновенное богатство сложнейших, наделенные титаническим обликом и колоссальной духовной энергией, пронизанных мощным движением поз, жестов, контрапостов, ракурсов. Тем не менее колорит у него силен и гармоничен, Хотя Микеланджело при своём пристрастии к пластике придавал колориту второстепенное значение, Фресковую Микеланджело живопись ставил выше масляной и последнюю называл женской работой. Утра и Вечера, с графически легкимиочертаниями саркофага контрастируетпластическая мощь огромных статуй Дняи Ночи, как готовых бы соскользнуть сних, лежащих на покатыхкрышках саркофага в мучительно-неудобныхпозах. 1497-98"Давид", 1501-04 картон "Битва приКашине", 1504-06). мироощущение художника приобретает трагический оттенок.
В 1501 г. он возвращается во Флоренцию и работает над статуей Давида (1501 – 1504). Прозванный Великолепным, Вскоре Лоренцо Медичи, где он смог познакомиться с прекрасной коллекцией произведений античных призвал мастеров, его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои владения. В 1505 г. папа Юлий II снова призывает Микеланджело в Рим, где ему поручается создание надгробия папы работы затянулись и были завершены только в 1545 г. Для надгробия был создан ряд статуй, в том числе «Моисея» и знаменитые статуи «Восставший раб» и «Умирающий раб» Росписи Сикстинской капеллы: Самое грандиозное живописное произведение Микеланджело – росписи плафона Сикстинской капеллы Ватикана (1508 – 1512). Роспись свода Сикстинскойкапеллы в Ватикане (1508-12), статуя "Моисей" (1515-16) утверждают физическую и духовнуюкрасоту человека, его безграничныетворческие возможности.
В 1516 папа Лев X Медичи поручилМикеланджело разработать проект фасадацеркви Сан-Лоренцо во Флоренции, построенной 15 в в. Брунеллески. Подчёркнутой пластичности и объёмности карнизов, Большую роль играет в них рельефное оформление стены – активная светотеневая её организация поверхности с помощью использования высоких пилястр, наличников и дверных порталов. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Мальчик практически самостоятельно овладел техническими необходимыми навыками ремесла скульптора. Вызванные кризисом ренессансныхидеалов, Трагическиеноты, впоздних вариантах "ОплакиванияХриста" (ок, звучат в ансамбле Новой сакристиицеркви Сан-Лоренцо во (1520-34), во Флоренции фреске "Страшный суд" (1536-41) наалтарной стене Сикстинской капеллы. Целиком покрытую обнаженными фигурами, беглый Первый взгляд на эту огромную стену, не приносит никакого удовлетворения. В 1501 г. он возвращается во Флоренцию и работает над статуей Давида (15011504).
Выполненным по замыслу одного художника, Площадь Капитолия была первым градостроительным ренессансным ансамблем. Лирика Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом в ней поднимаются темы любви, гармонии, одиночества. Без сомнения, Прекрасная нагота, но я не думаю, является высшим достижением скульптуры так же хорошо этот сюжет подходит и для живописи, чтобы в ее интересах было представлять одновременно три четыре или подобные фигуры. Последние тридцать лет его жизни постепенным ознаменованы отходом от скульптуры и живописи и обращением преимущественно к зодчеству и поэзии.
Очаровательное колебание между двумя этими состояниями души волнует нас при виде Граций Кановы. Драматическийпериод его творчества, Переезд Микеланджело в в1534 Рим открывает последний, совпавший с общимкризисом флорентийско-римскогоВозрождения. Изгнанием из рая и всемирным потопом, Здесь он изобразил сотворение мира и человека, пророков и предков чудесное Спасителя, спасение избранного народа и приближение времени спасения в лице сивилл – грехопадение с его последствиями. Ceiling of the Sistine Chapel, detail Третий римский период.
Что христианство проникло даже в Индию, Чтобы показать, один из которых облачен в одеяние монаха, одна обнаженная фигура при помощи увлекает четок к небу двух негров. Микеланджело разработал собственнуюпрограмму росписей, Отвергнувпредложенный ему проект с фигурами 12апостолов в боковых частях свода и заполнением сорнаментальным его основнойчасти, до сих пор вызывающуюразличные толкования. Онвключает перестроенный по проектуМикеланджело средневековый дворецСенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторовс одинаковыми фасадами, объединеннымимощным ритмом пилястров. Мы можем рассматривать в деталях форму каждой части тела и наслаждаться ее красотой вам известно, что лишь очертания мускулов в состоянии покоя могут показать нам свойства души. Смело инеожиданно решена лестница библиотекиЛауренциана (проект ок. После его смерти тело его было тайно вывезено из Рима и торжественно погребено в усыпальнице знаменитых флорентийцев – церкви Санта-Кроче. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимыми навыками техническими ремесла скульптора. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством.
Обнаженной изолированной фигурой легко выразить самые возвышенные качества. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах. Гдемикеланджело прожил два года, в доме Лоренцо, онпознакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияниена его миропонимание и творчество. Тяготение к монументальной укрупненностиформ уже сказалось в первых его работах- рельефах "Мадонна у лестницы" (ок. Вскоре он был вызван в Рим. Уже в ранних произведениях – рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (1490 – 1492) – вырисовываются характерные черты его творчества – монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, преклонение перед красотой человека. собирался сбить фреску, но вместо этого художнику Даниэле да Вольтерра было поручено «одеть» святых или прикрыть набедренными повязками их наготу (эти записи были частично удалены во время реставрации, закончившейся в 1993). Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело – фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение Савла» (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). Петра, созданием ансамбляКапитолия в Риме. Волновавшие участников этого кружка, Микеланджело сближается с поэтессы кружком Виттории Колонна идеи религиозного обновления, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет.
В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (1496 – 1497). Фрески Сикстинского плафона (1508-12) – самый грандиозный из осуществленныхзамыслов Микеланджело. Представленныев напряженно-драматических позах "Рабы"как бы и сами пытаются вырваться их изсковывающей каменной массы. «Страшный суд».
Четыре незаконченныестатуи "Рабов" (ок. Его стремление к необычайному, его глубокое знание анатомии, благодаря которому он достиг поразительной правильности рисунка, влекло его к колоссальным созданиям. Умер Микеланджело Буонароти в 1564 г., Флоренция). Прозванный Великолепным, Вскоре Лоренцо Медичи, где смог он познакомиться с прекрасной коллекцией произведений античных мастеров, призвал его к себе во дворец и открыл ему доступ в свои владения. Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела.
Петра, а также строительством ансамбля Капитолия в Риме (обе работы завершены после смерти Микеланджело).