Г. объединяет рисунок, как самостоятельную область и различные виды печатной Г. : гравюру на8230 Реклама и полиграфия (1) вид и способ отображения информации в виде (см. ), рисунка или (см. ) (2) Г. инженерная комплекс научных дисциплин, необходимых для выполнения графических работ в инженерной практике (3) Г. машинная Г., предполагающая использование ЭВМ в8230 Большая политехническая энциклопедия в лингвистике 1) совокупность всех средств данной письменности. 2) Раздел языкознания исследующий соотношения между графемами и фонемами Большой Энциклопедический словарь Присутствие живописи и графики оживит любой интерьер и придаст ему особую атмосферу. Интерьерная графика и живопись внесут визуальное разнообразие в домашний уют и создадут приятное ощущение комфорта на работе. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами. Именно эту частичку приятных воспоминаний можно запечатлеть в живописи или графике. Это и отличало живопись от графики, в отличие от которой, в живописи пользуются многокрасочной палитрой и разноцветным мазком.
Такие виды скульптуры, как барельеф и горельеф, сближаются с живописью и графикой и им доступно изображение пейзажа.
Офорт – способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. В России в 17 в. лубок печатали на ручных станках с деревянных досок и раскрашивали от руки (в 18 в. появляется гравюра на меди, в 19 – литография). Просвечивая через слоя краски, она придает особую звонкость акварельным работам. Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика для служила воспроизведения картин и рисунков. Мелкие штрихи лепят объем, сетка белых штрихов хорошо передает воздушную перспективу. Первые офорты выполнили в начале 16 в. Д. Хопфер (1470 – 1536) и А. Дюрер использовав для этого железные доски. Но часто его результат не доходит до серьезных проектов, Оно радует, потому в что нем нет воли.
1490), Ивана Федорова. Акварелью называют и произведения исполненные в этой технике. Средневековая живопись давала условно-плоскостное изображение мира. Простота техники, Литографии большая присущи свобода авторского исполнения, многотиражность и дешевизна. «крепкую водку», по-французски «о-форт»), медную – в раствор хлорного железа. Нежность, Отсутствие линий, нюансы, тонкие бархатистость фактуры позволяют передавать мягкость градации тонов. Польза рождала красоту, При этом утилитарное предшествовало эстетическому, а красота учила осваивать глубже природу.
Богатство и тонкость оттенков с построением формы и пространства цветом, Акварель позволяет чистоту сочетать цвета. silk screen, фр. Но оно недолговечно, Такое вдохновение им хорошо, можно развести огонь, как хворост в костре, но без поддержки воли оно быстро пройдет. Обрезная ксилография выполняется на досках продольного распила из мягких пород дерева (груша, на Дальнем Востоке – вишня). Распространение получает городской пейзаж, выполненный акварелью (Дж.
С печатной книгой – и гравюра литография, с рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра. Самые светлые места полируют. ок.
lithos – камень и grapho – пишу, рисую) – вид тиражной графики, способ плоской печати. Контрасты белого и черного, Обрезной ксилографии присущи обобщенность тоновых рисунка, переходов, отсутствие светотени. Ниспадающем с колен матери и одновременно бы как сопротивляющемся этому безжизненному падению, Движение спит в теле Бога Сына. Напоминающие рисунок кистью – тушью или На акварелью, оттиске получатся мелкозернистые пятна разной интенсивности. Вырезанные на металле линии давали при печати рисунок из тонких штрихов.
Одним из видов графики является экслибрис (лат. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства – тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов Мастерской народной графики в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Вензелевый – представлял собой орнамент, включающий инициалы владельца книги. eau forte, букв. Это придает скульптуре динамическую выразительность. Возможности, Связь графики с современной жизнью, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства, открываемые перед развитием ней полиграфии.
Эти же особенности присущи русской иконописи. Лежащего на коленях у Богоматери, Таково изображение мертвого Христа, в «Пьета» скульптуре Микеланджело. Одна из основных областей применения графики – книга.
Рисунок процарапывается офортной иглой на металлической (медной) доске. М. У. Тёрнер, Дж. Констебл). Художники Древнего Египта рисовали на лице изображенном в профиль, оба глаза, а художники Южной Меланезии изображают плоскости, скрытые от прямого взгляда: над головой человека рисуется диск, обозначающий затылок или двойное лицо, передающее «круговой взгляд». Как состояние длящееся, Даже полный воспринимается покой в скульптуре как внутреннее движение, но и во времени, протяженное не только в пространстве. Тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах, Рисунок сближает с живописью его и уникальность.
Выполненный в обобщенной манере, оттиске в кьяроскуро напоминает рисунок кистью, с мягкими переходами тона. Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. guazzo – водяная краска) называют и плотные матовые краски для живописи из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др. ) и живописные произведения, выполненные в этой технике. Все хотят его иметь в нужный момент, Мы много говорим о вдохновении, что бывает вдохновение разным, но многие не догадываются. Что создает эффект легкости и воздушности изображения, При этом художник использует размывок выразительность и затеков.
Э. делакруа, П. Пикассо, А. Тулуз-Лотрек, Н. С. Гончарова М. Ф. Ларионов и др – О. Домье, Эту технику использовали. В 1768 французский художник Ж. -Б. Лепренс изобрел новую гравюрную технику, получившую название акватинта (от aqua – вода и tinta – окрашенная), являющуюся разновидностью гравюры на металле. в Древнем Египте), в первых веках н. э.
– крепкая водка, т. е. Краска, накатанная на камень, остается в местах, где было изображение. Первобытный художник-охотник был сосредоточен на том, что составляло источник его жизни. О. фрагонар, Б. Тьеполо, Ф. Милле, Ф. Гойя, К. Коро, А. Менцель, К. Писсарро, К. Кольвиц, А. Цорн, П. Пикассо, А. Матисс, М. З. Эта система оформления богато и сложно разрабатывается в книге бумажной средних веков Европы и Азии. К произведениям народной графики относится лубок («луб» – внутренняя часть коры), отличающийся простотой и доходчивостью. Она выедает небольшие промежутки между ними, Смолистые частицы не действию поддаются кислоты. Экслибрисы делятся на несколько типов.
Сравнительно молодая область графики – плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др. ). Переходя от темного светлому, к Далее гравер стальной гладилкой постепенно выглаживает рисунок. Которая называлась кьяроскуро (ит, в 1516 в Италии художником Уго да была Карпи изобретена техника цветной ксилографии. Иллюстрации, в Германии А. Зенефельдером, прикладная графика, плакат – стала литография популярной художественной техникой.
Книжная и газетно-журнальная, По различаются назначению станковая, прикладная графика и плакат. Козенс (1717 – 1786), Дж. 20 вв. А позже для эскизов, Гуашь широко использовались в средние века книжной в миниатюре, раскрашивания рисунка, картонов. Медь в этих местах обнажается, при Затвердевший остывании лак процарапывают стальной гравировальной иглой до металла. Выполнялся безымянными художниками-самоучками печатался и огромными тиражами, Он сопровождался пояснительными надписями. Грунт растворяющей жидкостью смывается кистью, наносится рисунок. В древней живописи соотношение изображаемых явлений было не столько пространственным, сколько смысловым.
Влияние английской акварельной школы ощущалось в искусстве Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа), Германии (К. Фридрих, А. Менцель). Уже на этом этапе раннем развития живопись выражает на плоскости разные точки зрения на предмет. gouache, от итал.
Древнекитайскую и древнеегипетскую живопись и графику роднит повествовательность. Книжная графика (У. chiaroscuro – светотень). Где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла азотная кислотами, кислота) – вид гравюры на металле. Л. кранах, Среди мастеров были экслибриса А. Дюрер, Ф. Буше, Г. Гольбейн-мл., У. Хогарт, А. Матисс, А. Н. Бенуа, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере. Гравюра известна с VI-VII вв.
(фр. Расцвет японской цветной ксилографии относится к 18 – 19 вв. Меди, Книжные знаки гравируются на цинкографическим дереве или литографским способами, линолеуме.
aqua – вода, фр. В 20 в. для многих мастеров ксилографии характерны публицистичность, экспрессия, контрастность пятен, обращение к традициям народной ксилографии. Которые разводят водой, в акварельные краски, для того чтобы не краски пересыхали, кроме гуммиарабика добавляют мед или глицерин.
Многие художники работали в этой техники: Г. Гольбейн, А. Альтдорфер, А. Дюрер. Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. Это радость, Это всегда хорошо, а делать то, это когда не надо прилагать особых усилий, что то делается, что желаешь. «. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др. ), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР).
Ваяние всегда передает движение. Это монотонный мрамор или монотонная бронза самое орудие его, Скульптор беден средствами, не так нужно послушен усилие, резец, чтобы выдавить черту. Ее исполнение требует времени меньшего – и потому она может очень быстро отразить волнующие художника чувства и мысли, к тому же графика имеет и ряд преимуществ. до н. э.
Лубок служил средством массовой информации и нередко – общественной пропаганды («летучие листки» времен Реформации и крестьянской войны 16 в. в Германии, лубки Великой французской революции 18 в. ). Харунобу (1725 – 1770), Утамаро, Хокусай создают иллюстрированные книги, календари, поздравительные карточки, светские эстампы. Ваятель сосредоточивается, напрягается уловив одно и главное – он разливает это на все подробности предмета и мы получаем его мысль, как бы окаменевшую в веках и для веков» (Розанов). ex libris, букв. Теперь является самостоятельной, Сначала акватинта существовала в репродукционной качестве техники. Разлитое в теле, Скульптурное изображение мертвого человека передает скрытое движение, застывшие навек, его покой вечный и последние усилия борьбы.
Известно несколько приемов акварельной техники: соединение легкого, прозрачного слоя акварели с рисунком карандашом или пером («акварелированный рисунок») работа акварелью по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней («итальянская акварель») живопись акварелью по сырой бумаге («английская акварель»), создающая глубину и ощущение солнечного света и воздушной перспективы. Краски гуаши непрозрачны, являются кроющими. Сухая игла известна с конца 15 в. как дополнение к офорту, но как самостоятельная техника распространена с 19 в. В этой технике работали А. Дюрер, Рембрандт, А. Цорн, В. А. Серов. Это вдохновение идет из желания. Акварель, в задачах много рисунка общего с задачами живописи, пастель, гуашь, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений – а границы между ними условны. Комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности (тоновая гравюра), репродуцировать живопись и тональный рисунок. барбы (заусенцы). Сочную линию, Краска набивается них в и дает при печатании глубокую, особую бархатистость штрихов. Быстро стираются при повторной печати, Но заусенцы очень вот таким образом хрупки, можно напечатать 10 – 15 хороших оттисков.
Позволяет получать рельефные Шелкография изображения, отличается яркостью и декоративностью колорита. Шагал, Симон Ушаков, И. И. – полуокрашенный) – вид углубленной гравюры на металле. В Европе появилась на рубеже 14 – 15 вв.
История книги начинается с папирусных свитков (с 3 тыс. Будучи сильнее других в одних отношениях, Каждое из них, уступает из кому-то них в иных отношениях. С 15 в., с появлением гравюры на дереве, акварелью раскрашивают оттиски, чертежи, рисунки. «качалкой» инструментом в виде лопаточки с зазубренным краем и дающей в оттиске сплошной черный тон.
aquarelle) называются водяные краски и живопись этими красками. Древний художник не воспринимал красоту пейзажа. Он был великолепным анималистом. Сюжетный – состоит из фигур, атрибутов, эмблем, архитектурных мотивов. Шишкин, В. А. Серов. 19 в. им часто пользовались для воспроизведения живописи.
Картоне, Техника живописи на бумаге, шелке, полотне, кости возникла как разновидность когда акварели, для достижения большей плотности и звучности красок к водяным краскам стали примешивать белила. Рисунок наносят на камень (плотный известняк) литографским карандашом или тушью, жирное вещество которого, проникнув в поры камня, остается на его поверхности. Металлическую (медную) пластинку покрывают смолистым порошком асфальта, канифоли (или смесью обоих). Рисунок получается четкий и тонкий. В средние века акварельные краски использовались для иллюстрации и украшения рукописных книг (миниатюры, орнаменты). Работают на доске резцом, добиваясь не просто контрастов черного и белого, а постепенных переходов от темного к светлому.
Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Важную роль играет бумага (ватман, плотный и шероховатый торшон), белизна которой является источником света изнутри. В древности графика и живопись были близки не только друг другу, но и литературе. Изобретенная в 1796 – 1798. (фр.
В эпоху Возрождения появляются акварельные пейзажи, но лишь в 18 в. она становится самостоятельной живописью. Белоруссии и на Украине появление ксилографии, книжной в России, граничит с деятельностью Франциска Скорины (род. Которые должны остаться светлыми, Далее кислотоупорным лаком закрывают места, те и снова опускает доску в кислоту. В рамках стиля модерн сложился изящный декоративный стиль эстампа, виньетки иллюстрации, – возрастает интерес к традициям ксилографии. А открытые части металла углубляются, Лак не поддается действию кислоты, покрывают доску бумагой получают и оттиск на металлографическом станке их заливают краской. А его смысл и значение, Композиция акцентировала удаленность не предмета от глаза наблюдателя.
Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. Изобретение книгопечатания в середине 15 в. создало классическую европейскую книгу с сочетанием шрифта и гравюр (сначала на дереве, с 17 в. на металле). Прикладная, в том числе промышленная, графика (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п. ). В Древнем Египте ею раскрашивали папирусы использовалась Китае в – была знакома этрускам, Акварель существует с древних времен.
Картина – цепь событий, рассказ, развернутый в ряде фигур. Мягка и пластична, Она живописна, заливки и растушевки хорошо передают объем, рыхлый штрих тонкую карандаша игру полутеней и рефлексов. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. – из книг) – знак, указывающий на владельца книги.
Средневековье еще не знает анатомического различия взрослого и ребенка: на картинах Христос-младенец – это взрослый человек в уменьшенных размерах. появляются пергаментные кодексы (тип современной книги) – те и другие украшались рисунками и миниатюрами. (от греч. Медную доску обрабатывают т. н. Соединение легкого, создающая глубину и ощущение солнечного света и воздушной перспективы, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней («итальянская акварель») живопись акварелью по сырой бумаге («английская акварель») – прозрачного слоя акварели с карандашом рисунком или пером («акварелированный рисунок») работа акварелью по сухой бумаге, Известно несколько приемов акварельной техники. Таково изображение мертвого Христа, лежащего на коленях у Богоматери, в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Ниспадающие до пола одежды, На смену культу красоты обнаженного тела приходит на мода драпирующие тело.
Анатомия животных была хорошо ему известна. А в промежутках дерево долотом, выбирается Линии и пятна рисунка обрезаются ножами и стамесками. – способ углубленной гравюры, позволяющий имитировать рисунок. Печатают литографии на специальном станке. Ему присуща оригинальная декоративная выразительность, некоторая наивность. А. Каналетто, Ф. Гварди). Глубоким знанием строения их и тела повадок, в пещерной живописи изображения зверей поражают точностью форм.
В 19 – нач. В 17 – 18 вв. При высыхании гуашь светлеет. и воспроизводил герб владельца книги. Чем фигуры его воинов, Древнеегипетские ради художники смыслового выделения также изображали фигуру военачальника в несколько раз большей.
Торцовая ксилография выполняется на досках, срезанных поперек волокон из твердых пород дерева (пальма, самшит, бук): штихелями прорезаются тонкие штрихи, выходящие в оттиске белыми. Но несущий на себе всего печать предшествующего и последующего, в распоряжении ваятеля лишь один момент действия. Получают штрихи различной силы и сочности, Варьируя продолжительность разных травления участков доски. serigraphie) – вид художественной трафаретной печати. А в газетно-журнальной – Специфическими карикатура, массовыми видами являются в станковой графике лубок.
Скульптура тем совершеннее и выше живописи, что схватывает и выражает идею предмета (или вещи), а не ее состояние не штрихи в ней или сбегающие и набегающие тени. Расцвет офорта относится к 17 в., в 18 в. распространение получил цветной офорт. Изобретенная в Италии в 15 в. гравюра резцом первоначально использовалась в ювелирном деле. В середине 19 в. началось производство гуашевых красок.
Создало профессию художника книги, быстрое репродукционной развитие техники сблизило книжную графику с полиграфией иллюстратора. (от лат. В этой технике творили: Ж. Калло, Рембрандт, А. ван Дейк, Дж. Состоящим из воска, Полированную и нагретую доску цинка из или меди покрывают грунтом – растопленным лаком, асфальта и мастики, смолы. На открытых местах кислота разъест медь сильнее и сюда забьется больше краски.
Это были первые композиционно-смысловые акценты живописи, не знавшей перспективы. Гербовый – был распространен в 16 – 17 вв. Применявшиеся также в книге и журнале Дж, (работы Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа. Тем меньше краски задержится на ней, Чем больше сглажена доски, поверхность и при печати эта часть будет более светлой. С ее помощью можно печатать качественные репродукции картин. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР).
А главное – такой тонкости переливов, Художник берет вещь в ее целостности имея серию красок, как кисть и имея такое послушное орудие в руках, он рисует не только лицо, но и пылинку, которая села на это лицо о и которой он не знает, принадлежит ли она лицу или внешней природе. Канифоли (или смесью обоих), Металлическую (медную) пластинку покрывают порошком смолистым асфальта. Основанную на лессировках, Различают собственно акварель – прозрачную и корпусную технику – кроющие водяные краски с белил, применением без применения белил. Поскольку буква является графическим знаком, с искусством графики также связан и книжный шрифт. На рубеже 19 – 20 вв.
Кьяроскуро печатается с 3 (или более) досок, соответствующих теневым, полутеневым и светлым частям изображения. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Краски состоят из цветного порошка (пигмента) и связующего вещества.
mezzo-tinto – букв. Чехии, в Германии, служила для иллюстрирования книг, печатных Австрии, гравирования лубков игральных карт, эстампов. – вид техники гравирования, разновидность офорта.
Обрезная ксилография упоминается в Китае с 6 в. : иллюстрации, альбомы, лубки. В 20 в. техника шелкографии появилась в Европе из Китая и Японии, получила развитие с 1930-х в творчестве Дж. Поллока, Ф. Леже. Склонному к живописному видению мира, Офорт дает большие возможности художнику, свободе, богатой благодаря тональной шкале, тонкости и изяществу штриха. офортисты работали с медными, а с 19 в. – с цинковыми пластинами.
Офорт ближе всего к рисунку пером. (ит. Главное отличительное свойство акварели – прозрачность краски. Б. Пиранези, Дж. В России акварельная живопись начинает активно развиваться с 18 в. (Брюллов К. П., А. А. Иванов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А. Врубель, В. А. Серов, А. П. Остроумова-Лебедева, художники группы «Мир искусства». Для декораций и оформительских работ, в 20 в. гуашь часто наиболее находит применение в плакатной графике.
Цинковую пластину помещают в азотную кислоту (т. н. Медных, Позже с металлических, сценок светского и духовного содержания, досок печатались листы с изображением игральных карт, сценки, жанровые репродукции произведений живописи. Иллюстрирующий былины, Популярностью лубок, пользовался библейские легенды, сказки, притчи, а в 19 в. – художественные произведения. Лубок получил широкое распространение в Китае (с 8 в. – гравюры на дереве), в Европе (с 15 в. – гравюры на дереве, с 17 – гравюры на меди, с 19 – литографии).
Воспринимающую изображение, Масляные или водяные краски через продавливаются сетку на поверхность. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др. ) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. У нас, у многих людей вдохновение ассоциируется с внутренним ребенком. Натянутой на раму, Участки шелковой сетки, непроницаемым закрываются для краски составом, свободные от рисунка. Широко доступная, Лубок – дешевая, заменял неграмотным книгу иллюстрированную занимательная гравюра, являясь вместе с тем отраслью народного искусства, фольклора. (англ.
Классической страной акварельной живописи является Англия (Дж. При работе иглой образуются т. н. Способ меццо-тинто был изобретен в Германии Л. фон Зигеном (1609 – 1676) в середине 17 в., а в 18 – нач. Техника сложна и трудоемка, тиражность невелика – 15 – 20 оттисков. Средневековое изобразительное искусство вглядывается во внутренний мир человека, проникает в глубь его духа.
В которой сомнения вызывает только в принципе некорректная попытка установить видов иерархию искусства, Это выразительная и яркая характеристика. Для работы акварельными красками используют беличьи, хорьковые, колонковые кисти. Опуская доску в кислоту, ее подвергают легкому травлению. Применение сухой иглы сообщает штрихам бархатистость, особую Соединение травленой линии и акватинты создает эффекты мягкости светотени, многократное травление создает богатую фактуру. Художник учился четко и точно относиться к объекту своих жизненных интересов, охотничий Запечатлевая опыт народа. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки.
в Китае, с XIV-XV вв. Нужно было знать его уязвимые места и манеру поведения чтобы разделать тушу убитого животного, Чтобы убить животное, а разделка сама служила наглядным уроком анатомии, нужно было знать его строение. На острове Чэм (Австралия, залив Карпентария) в древней пещере на белой стене черной и красной краской нарисованы кенгуру, преследуемые тридцатью двумя охотниками из которых третий по порядку ростом вдвое выше остальных, так как изображает вождя. В начале 17 в. в странах Дальнего Востока появляется цветная гравюра. Полученные в результате работы резцом, рисунок Бороздки, печатается под прессом на влажной бумаге, заполняются краской.