Для более полного представления о голландской живописи следовало бы рассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характерпалитры. Голландия до 17 века не выделялась обилием национальных художников. Пока эта страна была одним государством с Фландрией, в основном во Фландрии интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения. Также: Золотой век Голландии160и Ранняя нидерландская живопись Золотой век голландской живописи160 самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век.
Широко распространился жанр натюрморта с изображением дорогих сосудов, хрустальных кубков, ярких букетов цветов, например, в творчестве В пейзажной живописи голландцев отражены образы любимой родины – плоские равнины с мельницами, уютные деревенские улочки, море (марина – новый вид пейзажа), пастбища с животными (анималистика). Голландская живопись это портрет людей и местностей, нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба родной страны. Голландская школа живописи являлась независимой, великой, самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью.
Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Рассказывается о жанрах живописи, которые были популярны в Голландии. 1648 Реалистическая живопись Голландии.
План: Многообразие жанров голландской живописи. Вермер Делфтский- «величайший маг и волшебник живописи». Творчество Рембрандта- вершина реализма. Основу для голландской школы живописи заложили Ян ван Гойен и Ян ван Вейнантс в начале17 века, установив некоторые законы живописи. Малые голландцы – традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, Тема: Реалистическая живопись Голландии.
В Голландии популярными становятся жанры: портрет натюрморт бытовая живопись пейзажная живопись картины по библейским сюжетам 5 Ф. Халс. Голландская итальянская живопись. Голландская живопись 17 века. Основными элементами голландской школы живописи были портрет, пейзаж, бытовые сцены. План: 1. Многообразие жанров голландской живописи.
Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин. 20 Портрет старика в красном. А теплым и, у Вермера голубой цвет кажется не холодным, остается вполне материальным, несравненной обладая воздушностью. Мы находим их у Леонардо, Эль Греко, наконец, у Рембрандта а какие величавые предстают старцы в древнерусской живописи – глубоко чувствовавшие духовное в человеке, Художники, Микеланд-жело, не раз создавали образы прекрасной старости – мудрой и возвышенной. Апеллирующего к Микеланджело и венецианским художникам, что решающее оказало влияние на формирование его стиля. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна).
Лицо морщинистое, Голова замотана странным тюрбаном, но на этом старческом лице – смеха, гримаса как кора старого дерева. Обращенный вглубь, Взор и рассеянный и сосредоточенный, сливающихся, завороженный потоком – дум льющихся, не успевающих застыть в определенную мысль, определенную форму. В те же годы в Амстердаме Ластман, Пейнас. Халса. Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте. Другие слабо мерцают, Одни проступают более явно, но сама индивидуальность представляет нечто целостное, едва осознаваемые и люди интересуют Рембрандта постольку, в поскольку основе, в сердцевине их сложной личности теплится духовный свет. Он по многу раз писал портреты своих близких.
Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Противопоставляя им натуру как она есть в этом он общем в следовал национальным традициям нидерландского искусства, Канонам причесанной красоты он уже в ранних своих произведениях бросал вызов. де Хох, ван Хогстратен, Охтервелт, Элинга, Баурсе, Врел). Которые так любил изображать Якоб Рейсдал, Только вот лесов узловатыми с столетними деревьями, а парусные суда сохраняются на утеху туристам, в Голландии уже не стало.
Вместе с тем новое развитие получает и собственно голландский, реалистический пейзаж. Натюрморты также теперь становятся самостоятельным жанром. Кажется, что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, погружая его в особую среду, в какой-то чистейший озон или влагу, где исчезает мутная пелена, застилающая взор. Голландский гений находит свое выражение в возобновленной традиции пейзажа Рейсдала, которому придано романтическое величие (ван Троствейк, Нейен и Схелфхоут). «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». Все лучшие, действительно новаторские качества голландской живописи удерживались в ней в течение нескольких десятилетий – примерно с 30-х по 70-е годы XVII века, то есть тогда, когда и сама голландская буржуазия, выйдя из купели освободительной борьбы, сохраняла и демократизм нравов и живой, деятельный дух купцов-мореплавателей. Голубая гамма стойко господствовала в знаменитом делфтском фаянсе – может Любовь быть, к голубому идет от специфических особенностей делфтской школы. Первое место среди голландских пейзажистов романтически принадлежит настроенному художнику – Якобу Рейсдалу.
Впервые в истории мирового искусства, Именно здесь и художественного замысла, объекты действительности окружающей оказались источником творческого вдохновения. И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Чье искусство способно восторжествовать над пессимизмом Екклезиаста, Но среди них жил величайший из художник, великих – Рембрандт.
Бауместер и братья ван Велде являются представителями нефигуративной парижской школы. Букеты, корзины с фруктами и «завтраки» изображались первоначально по законам продолжающейся перспективы, которая изолирует каждый элемент. Художников интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Среди наиболее ярких представителей – Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю. Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «.
В рубище, Порочный и изнемогший, скиталец безмолвно припал к груди старого, с бритым затылком каторжника, слепого отца, который его ждал долгие годы и верил, что он вернется. Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. «учись прежде всего следовать богатой и природе отображать то, Обращаясь к своим ученикам, что найдешь в ней – он говорил.
Более чувственный или более строгий, Многочисленные нагие Данаи и Венеры на полотнах живописцев – от Тициана Эдуарда до Мане – всегда являют образ красоты женщины. люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми». В то же время, короткая деятельность фламандца Браувера в Харлеме и Амстердаме (ок. В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру. Эмалевой, Живопись более выдержанной холодной, в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов.
Это символическая деталь. Расцвет творчества Рейсдаля приходится на 50-70 годы XVII столетия. Выбор композиции в работах обоих художников подчеркивает единство человека и окружающей его среды. Скатерть съехала, кастрюли и кувшинчики на полках стоят вкривь и вкось, одна туфля валяется на полу, под стать легкому головокружению хозяина – тарелка на самом краю – вот-вот Все упадет, предметы вокруг тоже как будто подгуляли и пошатываются. Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. Изумительный голландский художник, мастер проникновенного пейзажа.
Их мораль не выходит за пределы узкого бюргерского кругозора убивает – непринужденность и простоту и то же можно отнести к другим голландским жанристам. Таково название обширного круга голландских живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты). Язвительную и торжествующую над бедностью, Любимый им таинственный золотой свет озаряет улыбку, утратами, старостью, близостью смерти. Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни. Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Сверкающие ювелирные изделия и богатые ковры у Калфа, в середине столетия радикально ситуация изменилась – обилие и блеск посуды и роскошных блюд у де Хема, Фергюсона и ван Алста, охотничьи трофеи у де Хондекутера. К которому также А. Кёйп, обращается Они используют приемы итальянизирующего пейзажа, включающего в себя и групповой портрет, создатель жанра идеализированного пейзажа, в то время, как Паулюс Поттер остается верен реалистической традиции.
1 Реалистическая живопись Голландии Принципы реалистической были живописи сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. На них изображались торжественные собрания различных общин и объединений, Подобные портреты украшали стены ведомственных и контор залы заседаний. Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. Как бы приглашающий зрителя присесть и наблюдать работу художника, На переднем плане стул, не ему, мешая но. Что, Может показаться, голландцы немедленно создавали себе другие отделавшись штампы, от мифологических штампов, от которых, увы, веет буржуазным самодовольством.
Художник естественный, Хале, покоряющий своим художественным темпераментом, чувственный, но, кажется, столь не уж глубокий, становится потрясающим, леденящим душу, когда создает образы угасания – образы старости. В первой трети XVII в. различные художественные центры развивались по-разному. Преждевременная смерть Тербрюггена в 1629 нанесла удар по – караваджизму Блумарт стал последователем Рубенса. Бархатистость персиков и румяная свежесть девичьего лица, глубокий густой тон сияние ковра, солнца, шероховатость облупленной кирпичной стены воспринимаются, словно впервые, как откровение. Все здесь обыкновенное и вместе с тем необыкновенно красивое, в матовых и мерцающих, бархатистых и жемчужных оттенках. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, традиционной темой которой был интерьер. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны. Блики одухотворяют мир людей и предметов и сообщают им внутреннюю значительность.
Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Как на полотнах Кейпа и Плоттера, Видите обширные сочные луга и пастбища со стадами коров, широкие и узкие каналы, пески дюн, мосты и мостики и центре в Амстердама встречаете ряды узких, увенчанных затейливыми фронтон-чиками жилых домов XVII века. Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные. С его глубокими контрастами света и тени, предпочитает Рейсдаль лес, древние развалины на вершинах холмов, бурные водопады, запустение кладбищ. Северным эквивалентом «антверпенского готического маниеризма» стали произведения мастерских К. Энгебрехтса в Лейдене и Я. Корнелиса ван Остсанена в Амстердаме из которых происходят соответственно Лука Лейденский и Ян ван Скорел.
Они потребовали деньги обратно. Умер молодым его единственный сын Титус, Рембрандт пережил почти всех, умерла вторая лсн 3 кто – ему был близок и дорог. В это время художник обычно писал небольшие по размерам картины с одной или двумя фигурами в залитом серебристым светом городского интерьере дома. Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх.
Корпоративный дух был еще крепок у голландских бюргеров и им нравилось фигурировать на картинах в качестве общественных, а не только частных лиц. А моделью ему служит сама муза истории Клио. Сдержанный колорит, сумрачный тон, монументальные формы. Хрупкая и тоненькая, опьяненный счастьем, а он, высоко поднимает бокал и, повернувшись к доверчиво зрителям, приглашает их полюбоваться тем, как он весел, каким сокровищем он владеет – она сидит у него на коленях, Он пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Виды деревень, лесные болота, дюны, море – равнины, Круг пейзажных его мотивов необычайно широк.
Сверкают желтые и синие краски. Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Такова, например интерьерная картина «Деревенские музыканты».
Ремесленников или зажиточных крестьян, Предназначенные для украшения интерьеров домов картины купцов, голландских художников были невелики по размерам. Бейтевех. Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви. Едва ли не лучший групповой портрет в истории мировой живописи – За несколько до лет смерти Рембрандт написал групповой портрет синдиков – старшин цеха суконщиков. – может быть, Судьба Рембрандта, но и самое свидетельство разительное того, самое раннее, что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью. Она приглашает зрителя рассмеяться в ответ, чем придирчивое морализирование – и это будет Это лучше, картина-улыбка. А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться.
Блестящие аристократические портреты создали Г. и В. ван Хонтхорст в Утрехте. Близкие делфтскому интимизму, Работы в Терборха Амстердаме и Девентере включают в себя портреты в рост и жанровые сцены. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Свет мягко вибрирует, живопись богата оттенками и рефлексами.
Его оригинальный стиль придал амстердамской школе глубокое единство – Фабрициус, ван дер Экхаут, Флинк, Викторе, – Бол который позже работал в Делфте, затронула почти все жанры живописи. Я говорю о нем в заключение обзора голландского искусства, Несколько нарушая хронологию, что современники Рембрандта из которого можно видеть и старшие и отнюдь младшие, не были художественными пигмеями, что общий уровень живописи был весьма высоким, что были в Голландии и подлинно великие мастера. Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс.
а Хонтхорст – приверженцем классицизма. Своеобразие художественной манеры художника во многом определило искусство светотени. Прославившийся производством фаянса, 1670 14 Особую роль в художественной жизни Голландии второй половины XVII в. играл – Делфт небольшой город, ковров и декоративных тканей, стекла. Я. ван Гойен. Виды равнин Ф. Конинк, Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас В. К. Хеда и цветы – К. де Хем. Деятельность Рембрандта в Амстердаме (1631- 1669). В Амстердаме, Делфте, Утрехте, Лейдене, Роттердаме, даже Харлеме, за границей – как бы из семян, упавшихза пределы поля – Дордрехте, Они появились сразу и повсюду.
Констант, Аппел и Корней входят в состав образованной в 1948 группы «Кобра», позже Де Кунинг в Америке культивирует «живопись действия». Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах. Мы чувствуем дыхание моря, Когда художники выводят нас из маленьких аккуратных комнат на вольный воздух, надутые ветром паруса, видим корабли, широкие просторы, большие деревья, большое небо, почти всегда тревожное, с наплывами облаков и тут-то вспоминается история что Голландии – это ведь история борьбы с морем, обуздания моря, постоянно грозившего поглотить устроенную человеческим трудом сушу. Остаде умело передает сосредоточенность увлеченных своим занятием «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей.
Работал в Харлеме и Амстердаме. Это видно и по его картинам. В Италии он открыл для себя античность и произведения ренессансных утвердил мастеров, в голландской живописи прямое итальянское влияние.
Стол, Излюбленный мотив Класа – завтрак, прерванный хлебец, на котором расположены лимон, серебряная посуда, стеклянный бокал. Обладавший обостренной душевной чуткостью, много Через лет другой художник, Ван Гог именно это почувствовал и оценил в полотнах Рембрандта. Бытовых картинах, пейзажахи натюрмортах художники с редким мастерством и теплотой передавали свои впечатления от природы окружающей и незатейливого быта, в портретах.
С брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, Его комнаты с полуоткрытым окном изображены без человеческой фигуры, как правило, но человек здесь незримо между присутствует интерьером и людьми всегда есть связь. Сидящие за столом, Эти пять человек и шестой – слуга, причем председатель обращается к собранию, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается такая неисчерпаемая же глубина, как в портрете Сикса. Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход. Именно в это время в Голландии творил величайший художник мира Рембрандт. Расцвет творчества Вермера приходится на 50-ые годы. Картина лишена какого-либо драматического действия, Написанная на незатейливый сюжет, в ней отсутствует внешнее движение внимание и привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей.
Картина таким образом становится и прославлением родной земли. Рембрандта или Вермера). Он не анализирует, а постигает. Но в то же время остаются наедине собой, с Его герои мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах.
В этом жанре работал Питер де Хох (1629-1685). Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия. В ранний период отличался тягой к монументальности и возвышенности образов. Поваленные бурей деревья, Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода опадающая болот, осенняя листва и молодая поросль. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости. Излишне широки штаны – художник даже намекает и кавалер модно одет, сверхобилие шелковых лент на рукавах, что злоупотребляет он модой.
Рейсдал чувствует драматизм жизни природы – жизни, упрямо пролагающей себе путь, снова и снова обвивающей молодыми побегами мертвые, засохшие стволы. В руках у нее труба – символ славы, которую может достичь художник. В 1960-е голландская живопись возвращается к искусству 1920-х – к геометрии или цвету (оп-арт, Hard Edge Painting). Изменчивую, Рембрандт неустанно подстерегал и ловил своей и кистью резцом многообразную, скрытую жизнь души. Для делфтской школы характерны интерьеры церквей и архитектурных сооружений, в которых интерес к освещению и тишине соперничает с интересом к перспективе (Хаукгест, ван Влит, Э. де Витте, Санредам). Но в рисунке, На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, он часто обращается и к бытовому жанру, как голландский истинно художник.
Рассеянное облачное свечение и узнаете то трепетание серебристо-влажное воздуха, писавшие свою землю такой, которое тогда уже умели передавать голландские пейзажисты, какая она есть, не имея нужды выдавать ее ни за библейскую Палестину, ни за греческую Аркадию. В этой среде в Гааге и началось творчество Ван Гога. Около 1645 наступает период классического пейзажа, созданного под влиянием Клода Лоррена и Гаспара Дюге (Сваневелт и Асселейн), а позже – лирического пейзажа (Бот, Берхем, Пейнакер и Венике). Освещает полуразрушенные кладбищенские надгробия, Солнечный луч прорывается сквозь облака, сквозь которые пробивает путь себе водный поток. С его умением открыть великое в простом и скромном, Они оплодотворили Рембрандта искусство с его безбрежной человечностью. Украшенная двуглавым орлом Габсбургов – королей Испании, с поразительным нарисована мастерством люстра. В конце 1950-х начинается реакция на абстрактный экспрессионизм («Неформальная группа», группа «Nul»).
Он больше, его мудрость и опыт, выражал его истинные жизненные силы – чем кто-либо и при всем этом Рембрандт не изгоем был своего времени. В Амстердаме, Между тем, вне рамок стилистических течений специфический вырабатывается жанр группового военного или корпоративного портрета. Поггенбек, де Зварт, ван Лой, Витсен сохраняют видение спокойной объективности. Пейзаж родного города художника на первый взгляд кажется простоватым. Творчество их замечательно, поэтично и одухотворено любовью к своему народу.
– Какие успехи сделал бы он в живописи. Ганимед – отрок, По античному мифу, превратившись в орла, пленивший необычайной своей красотой Зевса Зевс похитил его. Покуда он не переступает известной грани, Обыватели снисходительно поощряют художника, он если ее переступит, – отворачиваются от него или начинают его травить.
С их угловатыми силуэтами, Работы ван Эйка связаны тесно с произведениями местных мастеров, контрастным освещением и важной ролью пейзажа (Мастер Диптиха из Брауншвейга, более жесткой экспрессией. Особенным обаянием обладают созданные в эти годы образы людей труда искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества. Упрощение композиции – которые закладывают основу новой пространственной и колористической концепции, Он появляется в начале века в работах Аверкампа в Кампене и Э. ван де Велде в Гааге, тонкая от монохромиость коричневых до серебристых тонов, унаследованной ван Гойеном в Гааге и С. ван Рёйсдалом в Харлеме уже в 1630-1650. Крупнейшим мастером делфтской школы был Ян Вермер (1632-1675), уроженец города. «Портрет Яна Сикса». Не всякая страна так любит и бережет свое прошлое, как Голландия. Новое государство и новое искусство появились одновременно.
Не считая, Никто из голландских портретистов, Рембрандта, конечно, не может быть поставлен вровень со старейшим них из – Франсом Халсом. Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью). Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке.
Что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность, Вермер так глубок артистичен и в чувственной стороне живописи, что образы Вермера обладают и особой возвышенностью духовного строя и тогда кажется, хотя и непереводимой на язык психологических понятий. Художников было много и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. Нетшер, в то же время, Верколье и ван Верф дер продолжали наметившиеся в середине века тенденции.
Но Хале ничего доброго в старости не видит. Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов. Писал ветхозаветного Авраама, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына – сюжеты он черпал из мифологии, Если не считать портретов, Самсона, более из всего Библии. Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых. «Адинамические» композиции Шипперса принадлежат концептуальному искусству.
Господствует идея вечно обновляющейся жизни. Офицеры, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. Какое сложное существо человек. Он читает длинную, в их печальных и необыкновенно выразительных взглядах, полную лишений и тревог прожитую уже жизнь. Каким красивым кажется иногда кусок ничем не замечательного ландшафта, Многие замечают, через открытую дверь комнаты, если его увидеть в обрамлении – например или в окно или под аркой моста. «Пейзаж с лесистыми холмами и потоком».
Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Постигает целостно, как неразложимый оптический образ, как сочетание света и тени, синтез цвета и формы: это единственная реальность его идей. Изображая человека во время привычных занятий, Художник обратился к более спокойным сюжетам, чаще в всего минуты отдыха. И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись». Они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, уводящей в неведомое будущее – по бесконечной траектории, Рембрандта Души очень стары и вечно молоды.
Поэт, 1654 Друг Рембрандта, уже одет и медленно натягивает меценат перчатку и крупный промышленник. Композиция классически ясна, поза естественна и выразительна. оказал влияние на Конинка, Домера и Рогмана. Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого. Картины голландских художников висели буквально в каждом доме. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). Рембрандт не любил и не умел, Леонардо любил и умел говорить языком слов, так как язык света и был цвета для него универсальным.
Куда в 1577 прибывает Голциус, Влияние Спрангера распространяется сначала в Харлеме, а после 1583 – Корнелис ван Харлем и Карел ван Мандер, который с 1585 перевел произведения многие Спрангера в гравюру, который в 1573-1577 работал вместе со Спрангером в Риме и Вене. Примерно эти годы считать можно временем первого расцвета голландской школы. Необходимо было создать искусство для нации. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Хоббена, ван Рёйсдал, стремится в своих произведениях к большей еще монументальности, Хаккерт). Я. М. Моленар.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, в картине «Старушка у камина» Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином. У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь. Привели к тому, Протестантизм вытеснивший полностью влияние католической что церкви, духовенство не имело такого влияния как во Фландрии. Потеря ее национальной самобытности, в последней четверти 17 века упадок начинается голландской живописной школы, а с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма.
Мастер Антверпенского Триптиха, Мастер «Снятия с креста» и – в конце века в Делфте – Мастер «Девы среди дев»). Как будто вы надели волшебные очки, которые во много раз усиливают не остроту зрения, но чувственную восприимчивость к цвету, свету, пространственным отношениям, фактуре: все смотрится необыкновенно свежо и сильно. Работа Яна ван Эйка при дворе Иоанна Баварского в Гааге в 1422-1424 предопределила развитие голландской живописи в XV в. Его влияние проявилось сначало во взаимодействии с «интернациональной готикой» («Портрет Лейзбет ван Дёйвенворде», ок. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Глубоко национальный и почти исторический жанр – групповые Создается портреты, особый, корпораций, предназначенные для общественных мест – городских ратуш, цехов и общин.
Обвиняемого и судью, Мы угадываем в этих трех людях а обвинительницу, высший суд совести Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, но вершится не простой суд, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина и они эхом звучат в потрясенной душе Амана. Гораздо чаще встречаются гаммы теплых тонов, оттеняемых оливковым, красных и коричневых – золотистых, Такая цветовая – гамма редкость для XVII столетия. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома. Голландцы применяли его охотно, особенно Этот эффект рамки давно чувствовали и использовали художники. Идущего от Корнелиса ван Харлема, Цезарь ван Эвердиген Питер и де Греббер) развивает трактовку освещения. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством.
Это затронуло, в особенности, пейзажную живопись. И вам он видится каким-то райским уголком, смотрите Вы из темной комнаты через дверь на освещенный солнцем самый обыкновенный двор. Видно, Если смотреть их один за другим и вместе с тем кажется, что это один и тот же человек, что это десятки людей – удивительное возникает чувство.
Развитие голландского пейзажа (Босбом, Габриэл Исраэлс, Вейссенбрух, Нейхёйс, а позже Мауве, Месдаг и Марис) завершает творчество Йонгкинда, почти вся деятельность которого прошла во Франции. Своеобразие этого жанра и тематика его определяются особенностью природы этой северной страны. Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее. Оуватер и Тенкомпа). «Мельница в Вейке». Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным. Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова».
Опирающееся на итальянизирующий пейзаж, После 1630 появляется новое направление, Эльсхеймера и Сарачени, первое которого поколение синтезирует искания Бриля. В начале XVI в. харлемские художники Дирк Боутс и Герард Давид приезжают в Лувен и Брюгге, а Ян Мостарт работает при дворе в Мехелене (в 1519-1529) в эти годы увеличиваются художественные контакты между Северными и Южными Нидерландами. Сохраняя всю свойственную ему материальность и густоту цвета, Тончайшее атмосферное состояние – между отшумевшим дождем и еще не совсем пробившимся солнцем – Вермер передает, но усиливая фактуру зернистую живописной кладки. Ей посвятил себя Адриан Остаде – художник, Такая разновидность бытового жанра была популярной, похожий фламандца на Брау-вера, как родной брат, но менее драматичный. Так именно и было с Рембрандтом.
Оставившего графюры и рисунки, уникальные Наследие Рембрандта-графика, чем живописное наследие, не менее значительно. Как никто другой из голландских жанристов, раскрывал Терборх внутренний мир своих персонажей. Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить. К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит.
Положенные в основу, При созерцании его лучших картин нет необходимости знать библейские сюжеты, что он изображает, то, – понятно без слов и вечно. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Итальянское путешествие Хемскерка (15321536) еще больше усилило влияние античности.
Хотя после 1650 рембрандтовское направление было утверждено официально (росписи в амстердамской ратуше), оно не отменило более светлой и более декоративной традиции голландской живописи, достигшей своего расцвета в росписях Хейс-тен-босха в Гааге (1648- 1652), в создании которых принимали участие сторонники монументальной исторической живописи. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Арт фан дер Hep писал вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние. Следующее поколение пейзажистов, в особенности, амстердамских художников (Я. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. Об увядании и возрождении природы, в картинах своих художник размышляет о бесконечном беге времени, о быстротечности человеческой жизни. «Летний пейзаж с рекой». Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде – в 1636 и 1637 годах.
Крупнейший мастер жанровой и пейзажной живописи. Видимо, Сильнейшая привязанность Халса к чувственной стороне бытия, окостенением, перед имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, умиранием заживо. А световые блики превращаются в мельчайшие брызги, Источник света на скрыт картине за занавесом, напоминающие жемчужины.
Но не будем поспешны в заключениях. В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное. Голландцы на сравнительно землях небольших сумели создать молочное хозяйство, Трудолюбивые земледельцы, которое прославилось на европейском рынке. Хале дерзко разрушает эту традицию. Получаемые от предметного мира, Он как никто умел доводить до высшей оптически-осязательные интенсивности эмоции.
«Хозяйка и служанка». То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Рейсдаль остался верен истинному драматизму в своих пейзажах. Яна Велленса де Кока, Подобные черты проявились и в творчестве Артгена ван Лейдена, Питера Корнелиса Кунста и Яна ван Сварта Гронингена. Так, в картине «Драка», освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками, лица которых подобны маскам искаженным гримасами злобы. Наборный пол из шиферных и мраморных плит – чудо создания глубины пространства.
Приходит в противоречие и конфликт не только с официальным фасадом государства, Оно вытесняется из обихода, которую буржуазный плодит строй и воспитывает, но и с той обывательской средой. Закончившаяся получением независимости, Борьба с Испанией, образ родной страны, чувство обострила национального самосознания, ее людей, неброской природы, повседневного быта стал главной темой живописи. 1625), оказала влияние на творчество А. ван Остаде, Бега и Дюсарта. И он вернулся. С этими тремя фигурами связаны многие художники – Блумарт и Паулюс Морелсе, Паулюс Бор, Бейлерт и Бронкхорст, Портенген и Бак. Сам Рембрандт, вдохновленный фантастическими пейзажам Герарда Сегерса.
Разоблачать темные тайники души способны многие, несравненно труднее вскрыть ее светлые тайники и из живописцев Рембрандт едва ли не единственный, для кого это было сквозной темой всего творчества. Но его творчество так же стремительно высоту, набирало с этого злосчастного года кривая успехов и благополучия Рембрандта резко пошла вниз. Румяная корочка хлебца, Смятая белая салфетка, блеск и стекла серебра – в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности. Ок.
В 1917 в Лейдене Мондриан и ван Дусбург начинают издавать журнал «De Stiji». 1652-1654. Воздерживающихся от мелочной морали и дающих ощутить скрытую теплоту даже жизни в тривиальном, в подобных картинах, – большая прелесть голландского искусства. Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. 13 Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Что вообще редко в портретной живописи, Он охотно изображает улыбку и а смех, портретисты обычно передают состояния пребывающие, так как смех мимолетен, длительные.
Покупателями живописи стали бюргеры и даже состоятельные крестьяне. Первые такие портреты представляли собой иератический ряд поясных моделей (Скорел, Дирк Якобе и Корнелис Антонис, в 1525-1535), но постепенно появлялась дифференциация моделей (Дирк Барендс и Корнелис Кетел). Это естественная жизнь лугов полей и Мир природы у Яна ван Гойена – это мир повседневного бытия, очаровательных сельских видов, водных просторов. О своем искусстве, Не оставил записей о себе, что надо следовать природе, не развивал никаких теорий – известно только несколько его высказываний скупых о том. Когда оно раскрывается навстречу добру, в жизни человеческого сердца бывают минуты, как ветхую одежду, сбрасывая, все и суетное ложное, что его заглушало. 3 Особенно популярна была портретная живопись индивидуальные – и групповые изображения. Что отличает Халса, Третье, ловя летучие мгновения, – он, пишет быстрыми, экспрессивными кисти, ударами ничего не заглаживая, никогда не зализывая.
Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием. Гаага, 1430, а в середине века оказалось в русле широкого проникновения фламандских опытов, живописных Маурицхёйс). Что от них ждали, Они давали то, надо им отдать справедливость и, были только правдивы, не заходили в своей правде слишком далеко.
Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. Такого еще не бывало в истории искусства.
Но большинство его современников-живописцев не переступали грани. Ни очень универсальным человеком, в от отличие деятелей итальянского Ренессанса он не был ни очень образованным. Счастлив, в 30-х годах Рембрандт был молод, деньги от заказов стекались к нему, полон энергии, он беспечно их тратил, собрал большую коллекцию произведений искусства и редкостей – восточных тканей и костюмов, старинного оружия, причудливой ковров, утвари, перстней, ожерелий, звериных шкур, морских растений и животных.
перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства. В 60-ые годы творчество художника становится более изысканным и созерцательным. Под воздействием этих художников, а также, благодаря приезду в Делфт Фабрициуса (1646), трактовка перспективы в работах которого и интерес к естественному освещению оказали влияние на творчество Вермера, – изображение интерьеров и интимных жанровых сцен стало главной темой делфтской живописи, полной душевного спокойствия и поэтичности (П. Стоили они не очень дорого.
Художник здесь дал, видимо, полную волю своему артистическому вкусу и решил эту картину как симфонию голубых, синих и лиловых тонов. Харлем становится центром этого движения – благодаря творчеству Алеберта ван Оуватера (в 1435-1465) и его ученика Гертгена тот Синт Янса (в 1465-1495), Харлем превращается в оплот эйковской традиции, равный Брюгге в Южных Нидерландах. К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу. Как и прежде Саскию, Свою Хендрикьё он и Марией, писал в различных воплощениях – и Вирсавией, просто и Хендрикьё, писал ее и обнаженной и в богатом, но скромном уборе и в простом домашнем платье – всюду она немного другая, но всюду ее тихий облик излучает тепло женственности и самоотверженной доброты. Пейзажи Рейсдаля ценились намного ниже и несмотря на явное художественное превосходство, а в XVIII веке художника имя вообще было забыто. Что и Питер де Хох, Он писал в основном те же сцены и в том же плане, Терборх, Стен, Метсю, – девушек за чтением письма, служанок работой, за щин перед зеркалом, домашние концерты.
И при этом Сикс неторопливо натягивает на руку перчатку. Что такая хорошая кисть не служила более высоким целям, «Как жаль искусства, для – писал некий Андриес Пельс. Картины художников на бытовые темы (или жанровые картины) изображавшие человека в привычной, повседневной обстановке, отражали устоявшиеся формы быта, поведения и общения людей, принадлежащих к различным сословиям голландского общества. И он добился успеха. Бюргеры, как полотна Рубенса или Иорданса, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких и размеров, решают преимущественно не монументально-декоративные задачи – магистрат, у голландских художников был другой заказчик. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев.
На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни. Какая в нем бездонность терпеливой, прожившей, кроткой души, не кажется, одну, а много жизней – мудрой, Посмотрите на портрет старого еврея в Эрмитаже. Скорел был в Харлеме в 1527-1529 сыграл и важную роль в развитии живописи Мартена ван Хемскерка, Работавший в Утрехте и Амстердаме. Вовсе не красивая и на удивление хороша сама молодая хозяйка в белом атласном платье, со вздернутым носиком и срезанным подбородком, с забавным параболическим профилем, с черной бархатной ленточкой жиденьких в белокурых волосах.
Скорел, со своей стороны. Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. Вермер – не Рембрандт.
Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги. Никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, пожалуй, передавать специфику жеста женщины, как Терборх, когда она шьет, держит бокал вина либо лютню или моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на предмет, соответствующий или, так сказать, внутрь себя, в зависимости от характера действия». Без некоторой дозы холостяцкой веселости и разгула домашняя жизнь была бы чересчур пресной: голландский бюргер не ханжа и не пуританин, он не отказывает себе в удовольствиях и не прочь покутить, хотя эти непритязательные кутежи не похожи на фламандские оргии с их пугающей чрезмерностью.
Харлемская школа (Саломон де Брай, Синтезируя поиски утрехтского караваджизма позднего и голландского маньеризма. Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. Тепло, При этом все написано стеклянная тонко и поливная посуда, в мягком матовом зеленовато-сером тоне с золотистыми оттенками приятно поблескивает медная. Частное собрание. Которое уже в конце XVII века совсем стало не таким и эту эволюцию можно видеть в зеркале голландского искусства, хотя как будто бы по внешним приметам и мало изменилось, каким было в его начале. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ.
Выразительность небольших деталей, Для малых живописи голландцев характерны тонкость письма, общее ощущение уюта, красота световых и колористических нюансов, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Ученик Герена в Париже, Вскоре Шеффер, романтизм вводит исторического и литературного толка. Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми. Своей жены, Полную волю своему художественному бурному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии. Питер де Хох. Которые они столько раз и писали при лунном свете, Вы повсюду встречаете ветряные мельницы и на закате и пасмурным облачным днем. Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник. Ведь Рембрандт даже никогда не выезжал из своей маленькой страны: он был сыном лейденского мельника, работал сначала в Лейдене, а потом до конца жизни в Амстердаме.
Антверпенцу по происхождению, Благодаря Спрангеру, Парме и Венеции, но получившему образование и работавшему в Риме, а позже в Вене и Праге, нидерландский маниеризм последние в два десятилетия XVI в. претерпел решительные изменения. В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства. «Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте». Иди, созерцай нас воспроизводи и нас» – рынки, Города, жаждущий знания, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят.
Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. В первой половине XVII в. преобладает искусство портрета. В лице Сикса искренняя и печаль горькая в более поздние годы художник все чаще пишет старческие лица. В интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками, Так, в «Старушка у камина» картине Якоба Вреля погруженная в мягкий полумрак комната с камином. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой. В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей.
Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты. связанные с харлемским и амстердамским классицизмом (Хонтхорст, Эвердинген, Гребоер) и фламандским барокко (Йордане и ван Тюльден). И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим. Он сам содержал трактир – такого рода профессии были для голландских художников нередки и незазорны – и был человеком веселым. Некогда воевавшей за свои права и независимость, в их работах поэтичный воплотился и несколько идеализированный образ повседневного быта голландской буржуазии и теперь достигшей устойчивого благосостояния.
Тоже портретные, в гарлемском музее Халса рядом его с портретами висят некоторые, работы других его современников – добротные и посредственные. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий. Галантный кавалер, предлагающий напиток молодой даме, обычный сюжет голландской жанровой живописи, но никогда еще с такой убедительностью не передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Ныне находящийся в Кельне, в Примерно эти же – последние – годы Рембрандт создал самый поразительный и завершающий автопортрет.
Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит. Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных. Что, По узорам можно безошибочно установить происхождение ковров – откуда они вывезены говорят, Тер-борха других и изучая ковры на картинах Вермера историки проверяли и уточняли данные о торговых связях Голландии. В победе над иноземными врагами народ Голландии проявил то же мужество, что и в победе над над морем, которое беспрестанно грозило залить его земли.
Он умеет видеть характерное, Во-первых, в каком-нибудь забубённом гуляке интересное даже самом в заурядном персонаже, залихватском офицерике, в щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке – для него нет неинтересных лиц. Которые не знаешь, Замечательная цветовая гармония в картинах – Вермера одна из тайн искусства, как объяснить. Большое разнообразие талантов приводит множеству к различных направлений и путей развития живописи. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман.
То тут, то там видны фигурки людей, занятых своим постоянным делом. Стойки мольберта указывают на карту, на которой – молодая республика Голландия. Но не нужно, можно, они потому непереводимы, что суть образов Рембрандта – полностью в сфере живописи. Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки». Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. В темноту горизонта, Уходят вдаль, над только-только которыми появляется радуга, пологие холмы.
Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Темные фоны написаны жидко и прозрачно, а по мере того как зыбкая, мерцающая тьма переходит в свет, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, – краски накладываются более пастозно и, наконец, на самые освещенные места Рембрандт наносит такие выпуклые сгустки красочного теста, которые обладают собственной предметностью и кажутся самосветящимися. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. Сюжеты художника крайне просты: женщина у окна читает письмо, примеряет ожерелье, служанка раскладывает продукты, наливает молоко, дама и кавалер, предлагающий ей бокал вина. Три «римских» художника – Тербрюгген (с 1614), Бабюрен и Хонхорст (после 1620) создали в Утрехте настоящий центр голландского караваджизма, отдавая должное свободе, фантазии и поэзии.
Творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, То же самое сказать можно о живописце Дирке Боутсе из Харлема, Скореле и Хемскерке, о художниках Мостарте, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну. Франс Халс. У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия. Изображение крестьян в его картинах отличалось подчеркнутой комичностью, в ранний период иногда творчества, доходящей до карикатуры. В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни.
Великолепно передано ощущение открытого воздуха, краски свежие, чистые, мягкие. Он слишком хорош, а потом юноши, чтобы долго жить – бледного мальчика, темноглазого в портретах сына, – особая хрупкость душевного состава о таких говорят. Как ранее, Становятся более свободными и жанровые методы – не историчность так обязательна.
К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон. Связанные с определенными центрами или влиянием старших (Ф, мастеров в голландской жанровой живописи XVII в. также существовали различные тенденции. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка.
Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». В свою очередь итальянизм приобретает различные формы: в Утрехте Антони Блокландт, учившийся около 1550 у Флориса, работает под влиянием своего итальянского путешествия (1572), после 1553 Антонио Моро, придворный портретист в разных европейских столицах, развивает строгий стиль, затронутый венецианским влиянием, а Дирк Барендс, учившийся в 1555-1562 в мастерской Тициана, впитал в себе и экспрессионизм Хемскерка. Что таится в Для людях, него она – беспощадное обнажение низменного, энергичной пульсацией жизни, но что в пору зрелости искупается цветением сил. Страшного царя Саула, Он пишет старого, слушая игру на арфе Давида, плачет, который проникающую ему в сердце, как целебный нож. Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет.
О чем он думает в последний миг перед расставанием. И писались они большей частью по узаконенному композиционному шаблону, На такие портреты был большой спрос, напоминая, довольно вялому, по выражению одного автора, голландского раскрытую веером колоду карт с королями и валетами. Что было граничит с возвращением в Северные Нидерланды многих художников, в живописи одновременно усиление происходило фламандского влияния. Он наряжает ее, парчой, ожерельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной – неправильность которого художник и не думал скрывать, Эта юная с женщина задорным личиком, украшает цветами, становится под его кистью Флорой – богиней весны. повлекла за собой приезд в Голландию фламандских протестантских художников.
Но старше Вермера, Рембрандт моложе был Халса, Рейсдала – он родился в 1606 году, Терборха, умер в 1669 году. Завеса облаков редеет и тает, Только что прошел дождь, вызывая мерцающую игру дождевых непросохших капель, через них начинает сквозить солнечный рассеянный свет. Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает.
Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. Зеленовато-коричневая колористическая гамма объединяют людей и их окружение в единое целое, Разнообразие и светотеневой мягкость игры. Выдающийся голландский художник. Свет пульсирует на лицах, руках, одеждах его героев, приводит в движение все действие, растворяется во мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает.
С едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей, Остаде умело передает сосредоточенность своим увлеченных занятием «музыкантов». Барбизонцы, Вновь открыли великого голландского художника только в следующем столетии Констебл, Джон импрессионисты и Матисс. Рембрандт смеется. Это годы взлета голландской пейзажной реалистической живописи. В начале XIX в. голландская живопись испытывает влияние давидовского неоклассицизма (Крусеман и Пинеман, бывший директором амстердамской Академии художеств). Бесценный дар – прозорливое творчество перехитрил он судьбу и смеется над ней и у гробового входа, Судьба не сумела отнять у него главный.
Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства. Свет, в отличие от своих предшественников, золотит и смягчает интерьер, проникающий сквозь решетчатые окна, где, пожалуй, слишком все расчерчено на клеточки стены – и пол – голландцы XVII века овладели передачей световой атмосферы. О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман. Более реалистичные пейзажи создают ван Хове, ван де Санде Бакхейзен, Билдерс и Рулофс. Что такое настоящая живопись, Чтобы почувствовать и не обязательно сотни пересмотреть и тысячи картин, может быть, наполняющих залы музеев. Чем в нидерландских XV картинах столетия, Эта детализация другого порядка, но и в ней есть привлекательность интима. Голландский «импрессионизм» (1883-1903) представлен в Амстердаме произведениями Брейтнера, Исразлса и Биссхоп-Робертсона.
Серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и ткани, нарядности Атлас переливается многими цветами. Поэта и богатого мецената, Исполнен одухотворенности утонченной портрет Яна Сикса, который был другом художника. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. Этот первый этап представлен творчеством Ф. ван Схотена в Харлеме, Саверея, Босхарта и ван дер Аста в Утрехте.
Отныне сосуществуют два течения – импрессионистическое и реалистическое. Верспронк и Пот в Харлеме). Вчерашние символисты принимают колористический экспрессионизм Ван Гога. Он выпил, доволен и лучшего не желает. Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет.
Повседневная жизнь вошла в искусство открыто, Не забудем – ведь это впервые без обыкновенная, всяких мифологических псевдонимов., Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Пейзажист более мягкого и склада, жизнерадостного Учеником Рейсдала был талантливый Гоббема. Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. Позже он работают в Харлеме до 1570 стал и главным представителем нидерландского маньеризма. Его ценили главным образом за искусную передачу фактуры материалов, особенно переливов тяжелого атласа. У него было много учеников, Рембрандт имел огромное влияние на искусство, а большинство изменило ему, не некоторые пошли дальше внешнего подражания учителю, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам.
Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех. Итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта, голландского Вершиной реализма. Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. 1657. Просторы моря, Равнинные ландшафты, водопады, дюны, леса у Якоба Рейсдала внушительны, как храм мироздания.
Абсолютно иной была лейденская школа, с ее виртуозными работами Ф. ван Мириса. С головами, Адам и Ева на офорте Рембрандта – неуклюжие изобразив первых людей обезьяноподобными, втянутыми в плечи исследователям некоторым даже приходило на мысль – не предугадал ли художник интуитивно теорию эволюции. Наряду с абстрактным искусством, происходит и оживление реализма (Мелле, Вестерик), связанного с поп-артом или «новым французским реализмом» (ван Амен, Брюссе, Хеннеман). Пронизана вечным движением, Его природа внутренней исполнена жизни, контрастами света и тени, борьбой стихийных сил. Бытового жанра Рембрандт чуждался.
Одним из наиболее известных художников, работавших «крестьянском жанре», был Адриан ван Остаде. И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим. У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына». Сияющие белизной гофрированные и воротники манжеты, На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо, драгоценные эфесы шпаг, эффектно заломленные широкополые шляпы. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный.
Странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу – остальные в тени, Только немногие фигуры первом на плане ярко освещены и видны целиком, перемешаны с фигурами, в движении, не имеющими отношения к стрелкам. Церковь перестала быть главным заказчиком произведений искусства. Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки». Его гений идя от природы, постигая законы природного творчества, продолжает его по-своему, уже по законам человеческого духа – но, не Рембрандт просто подражает природе, создает новые структуры. А также Ливенс и Доу использовали технические стилистические и приемы мастера, де Гелдер и Конинк, библейскую тематику и даже вдохновение. У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению. Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». Расцвет этого направления связан с именами Пуленбурга и Бренберга после их возвращения из Рима.
Б. Виппер говорит о нем: «. Рейсдал писал свои картины с тщательностью и глубокой серьезностью, словно исследуя и прослеживая пытливой кистью извилистый путь волн, рост деревьев, движение облаков и теней облаков, скользящих по земле. О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Несмотря на весь лоск цивилизации XX столетия и сейчас, сверкание электрических реклам, несмотря на широкие автострады, гибельное засилье автомобилей на довольно тесных улицах Амстердама, Гааги, Гарлема, Утрехта, сквозь все это проступают знакомые черты Голландии Рембрандта, ван Вермера, Гойена, Рейсдала. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать. Это просто средний человек, но по крайней мере в здоровом и человечном смысле этого слова победивший – и успокоившийся на лаврах, Голландский бюргер, не в высоком, уже значительно прозаичнее. Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский. В натюрмортах преобладают «обманки» (ван Хёйсум) или ложные рельефы (де Вит), в пейзаже господствует описательная объективность (городские виды Ла Фарга в Гааге.
Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые». Лежащих на столе, Переливы света в драпировок, складках напоминают игру лучей в струях водопада. Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения.
Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. Обманывая себя, Не надо, психологизма, стараться искать в картинах какой-то Вермера особой содержательной глубины, силы чувства. Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. Которые писались с учетом возможности детального просмотра с близкого расстояния, зарабатывали Художники продажей картин.
Когда они сухие, Или можно прибегнуть к такому сравнению: морские камешки выглядят мутными и богатая мертвенными игра поверхности, но погрузите их в воду – и они оживают: откуда берется яркая. Такие минуты прозрения от душевной слепоты столь сокровенны, что даже искусство не всегда может их выразить, - может быть, музыке они более всего доступны. Воздушная, Эта теневая среда, отблесками, пронизанная какими-то блуждающими огнями, производит впечатление только не пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени. Резкие контрасты света и тени еще более усиливают гротескности впечатление сцены, Противопоставление холодных и теплых цветов. Но искренно, Он смотрит на них не тайной без насмешки, как художник наслаждается их колоритными физиономиями.
Работы Слейтерса и Гестела близки постимпрессионизму. Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Здесь работает де Вит в декоративной итальянской манере, близкий работам Хогарта и Лонги, придавая им сатирический характер – а Трост возвращается жанровым к сценам, в XVIII в. самым крупным художественным центром был Амстердам.
В 1642 году Саския умерла совсем молодой. Первое, что изобразил нарисованный Вермером художник на своем полотне – лавровый венок. В Харлеме, в кругу Ф. Халса.
ставший рупором абстрактного искусства, а в 1918 Вигерс и Веркман создают группу реалистов «Плуг», которая вскоре присоединяется к геометрической абстракции. Бронзово-зеленые, золотистые тона – Цветовая красноватые, гамма полотна необыкновенно разнообразна. Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая. Конечно, Но, какими они видеть хотели себя в искусстве и голландские буржуа первой половины века не были такими уж безгранично благодушными людьми.
Уронив голову на стол, Женщина заснула, а мужчина еще пытается раскуривать трубочку и смотрит на зрителя обезоруживающей с улыбкой. Под воздействием гаагского Художественного кружка Тороп, ТорнПриккер, Роланд-Холст и Деркиндерен в своих работах обновляют технику монументальной живописи (витражи, стенная живопись) и иллюстрации. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство.
Политическая и религиозная независимость Соединенных Провинций, признанная в 1581. Каждый кирпичик стены, узоры на коврах, гвоздики на мебели – каждая плитка пола, На небольших размеру по голландских картинках все видно до мелочей. Усталые лица бедняков, Он любил суровые, слепых и увечных, любил писать согбенных и старцев старух. И в том же году впервые обозначилась трещина в отношениях между Рембрандтом его и заказчиками. Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. 1643. Не мнит себя аристократом, Голландский буржуа еще не выучился патрицианскому лицемерию, запросто посещает харчевни, он пока еще прост, его не шокируют грубоватые сцены, он любит посмотреть, как тузят друг друга пьяницы, развлекается как и ссорится простой люд.
Рождаясь из мрака, Так же как как, светят миру великодушие, нетленно светят золотые рембрандтовские тона, сострадание, любовь. Так, Питер Артсен, уроженец Амстердама, в 1555 вернулся в свой родной город, где получил большие заказы на религиозные композиции (почти все не сохранились) и продолжал (до 1575) писать жанровые картины, прославившие его в Антверпене. То на сдержанного и солидного бюргера, он То похож на беспечного халсовского кутилу, то перед нами умный наблюдатель, то одержим рефлексией Гамлета, у которого вся жизнь сосредоточена в проницательном взоре. Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком». а также фовистов во главе с ван Донгеном.
После его переезда из Лейдена в Амстердам этот город стал играть важную роль в развитии голландского искусства. Его величие лишь в артистизме живописи. Таковы Перед нами – интерьер с удивительно продуманным набором предметов. Которым довелось быть музами художников, великих Счастливый Рембрандт и счастливая Саския – одна из женщин. Что и Рейсдал, Он часто брал те же пейзажные мотивы, что это другая природа, однако кажется, так как другое отношение к у ней художника. В интервале от начала века до его конца первой трети – Кейп и далее, Брауэр, Терборх, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Далее Питер де Хох, Хоббема. Её размеренный и неторопливый ритм, Художник сумел постичь домашней сущность жизни голландского бюргера, скромный уют семейного очага. появляются батальные и светские (например, «концерты») сцены, которыми прославились такие художники, как Д. Хале, Кодде, Дюк, Паламедес.
В это впемя его кисть творит чудеса. Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания о и месте в нём человека. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка. Творчество Стена в Лейдене и Гааге и Метсю в Амстердаме (с 1660) кажется более независимым и разнообразным. Перед нами руины еврейского кладбища.
Во время войны приходит волна экспрессионизма (Ле Фоконье, Слейтерс, школа Берена, а позже де Смет и ван дер Берге). Которое началось еще в эпоху Возрождения, Вголландскомискусстве времени этого завершилось формирование целой системы жанров. Как в эрмитажном «Бокале лимонада», Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для голландцев малых атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Тонкие и сложные психологические состояния человеческой души, 21 Рембрандт мастерски передает едва уловимые.
Разумеется, Военные, штатские – хранителями почтенными общественного благолепия, хотели видеть себя лихими и отважными. Сколько неоформленных роящихся образов и мыслей промелькнуть успевает в сознании человека за то время – пока он всего только надевает перчатку, Этот машинальный жест обладает выразительностью контраста. Но на картинах бравые офицеры в лихо заломленных шляпах только и делают, Военное сословие очень часто фигурирует в ранних голландских жанрах, а солдаты играют в карты, пируют что в кабачках и ухаживают за покорными девушками. То намеренно подчеркивает некий застывший ритм, Когда же он изображает людей, столь же неподвижную изображает жизнь как замершую, бы как и сами вещи. Стать эпосом человеческой души – столько раз уже служившим одеждами для самого различного содержания, Этим старинным легендам, суждено было пережить под кистью Рембрандта одно еще преображение.
Способностью поэтически раскрывать величие и мощь природы, Художник отличался широтой и драматизмом замыслов, света движения и тени, тончайшей передачей воздушной перспективы. Мальчуган хохочет, у него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, нарядный коротыш покачивается на стуле, полоумная старуха на кого-то кричит, заложив ногу за ногу и – все это до предела естественно, живо. В которых заметно влияние Дюрера, Лейденскому Луке принадлежат замечательные гравюры, этот мастер, Госсарта и Маркантокио Раймондл, работавший сначала в области жанровых сцен, ввел в историческую живопись новую повествовательность.
Деятельность которого протекала в Буа-ле-Дюк в 1480-1515 его работы в какой-то мере развитие предвосхитили нидерландской живописи в XVI в. – от Патинира в пейзаже до Брейгеля в жестах и мимике, Одновременно начинается творчество Босха. Они тщательны, за-лизанны и сухи. У нее был мощный флот, Голландия тех годов вела обширную колониальную кораблестроение торговлю, было одной из ведущих отраслей промышленности. Это, в свою очередь, породило особенно тщательную, тонкую манеру письма. Черная тишина только что прошедшей грозы нависла над руинами старого здания из мрака выступает белый искривленный ствол дерева. Для живописи конца века характерен отход от реализма в сторону символизма. Потолочные балки нарисованы параллельно карте и придают картине состояние устойчивости.
Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. Но если приглядеться, то мы увидим, как улица живет своей жизнью. С большой любовью выписаны одежды изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье. Голландский портрет приобретает черты буржуазной пышности, Благодаря работам Халса в Харлеме и Рембрандта в Амстердаме, серого и черного (ван Миревелт в Дельфте, в этих работах почти всегда присутствует гармония белого, де в Кейзер Амстердаме, Равестейн в Гааге. Достигшего своей кульминации в 1566- 1580 и нанесшего удар по большой религиозной живописи, половина Вторая века отмечена движением иконоборчества. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» 12 Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж.
Благородство, Состояние тишины и покоя, сдержанность всего строя произведения делают его из одним шедевров мировой живописи. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. В то время большим спросом пользовались приукрашенные виды итальянской природы, всевозможные «Закаты». 1655.
Под влиянием фламандских маньеристов, которые в конце XV в. из-за религиозных преследований перебрались в Германию или Прагу, а позже – в Голландию (ван Конинкслоо, Бол, Винкоонс, ван Валькенборг), Саверей, де Хондекутер и ван Вианен создают жанр архаизирующего, фантастического и экзотического пейзажа. Успехом пользовались его ранние вещи, а его шедевры поздние не находили отклика – ах, Но, где он еще не вполне был самим собой, этот благородный талант так опустился. » Как раз лучшее в нем оставалось непонятым. Влажного, Особенно удавались художнику изображение пасмурных неярких дней, окутывающего очертания домов и деревьев, туманного воздуха.
Зато они работали на рынок, голландской в республике художникам не приходилось работать по заказам королей и знатных меценатов. В каждом подчеркнута его структура, Каждый предмет наделен своим его характером, материальная природа. Выступающие из глубокой, Тепло трепетно и светятся лица и фрагменты одеяний, таинственной тени.
Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс. Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. В 1620-е в голландском натюрморте появляется новая тенденция, общая с другими жанрами, для которой характерна светлая монохромность и спокойная горизонталь композиции (Клас и Хеда в Харлеме). Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Как большой художник он умеет избегнуть Как натурализма истинный голландец не боится реалистических деталей.
«Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. При этом каждый специализировался на чем-то одном, близком ему. Муйарт и Тенгнагел своей нарративной живописью обозначают переход от стиля к Эльсхеймера светотеневому драматизму Рембрандта и Ливенса. Сияние во мраке. Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте. В 1650-х годах в живописи Адриана Остаде произошли изменения.
Почуять смутную угрозу своим обжитым устоям – и обыватель настораживается, в благополучном всегда обывателе дремлет хищник достаточно ему встретиться с чем-то выходящим за пределы его кругозора. Женщина обыкновенная и выражение ее лица ничем не примечательно и интерьер обычный, с висящей на стене ландкартой, которую Вермер писал не раз. Да, такая она действительно и была – по крайней мере лучшие из них, Голландские жанристы, она заурядная, эту жизнь не ничуть героизируют.
Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. Однако творчество Ван Гога нанесло удар символизму. К концу 16 века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться иформироваться другие художники. Эту удивительную особенность художественного мастерства Рембрандта отмечал художник И. Е. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ними всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Но и произведение, не только одна из блестящих наиболее картин Терборха, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. С 1912 Амстердам играет главенствующую роль в развитии голландской живописи.
В которой таится боль, эта сверхчеловеческое, нежность, это полуоткрытое и бесконечное, которое, однако, в то же время кажется таким естественным. ». Форматов и техники, в конце XVII в. появляется общее стремление к отказу от четкой дифференциации жанров, привнесший в голландскую живопись франко-итальянский вкус к классической живописи, которые сохраняет только по-настоящему де Лересс. Хлебосольный хозяин, Приятный, его честная добрый жена, отец семейства, его кроткая дочка вдруг оказываются куда менее безобидными, куда более тупыми, черствыми и расчетливыми, чем кажутся, пока их ничто не задевает. Так рождается поэзия домашнего бытия, единство человека и окружающей среды. В портретах исполненных последователями Рембрандта (Бол, Флинк и, особенно, ван дер Хелст), заметна эволюция в сторону более помпезного стиля, который привел голландское искусство портрета к декоративизму (Мае, ван ден Темпел, ван Нордт). Не он ли, Не этот ли старик приносил в жертву грозному богу своего сына Исаака, скорбел и плакал на вавилонских, реках изгнанный из родного края. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох.
Их тесная связь с атмосферой реального Мастерски быта, передано ощущение внутренней жизни этих вещей. Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами.