Для работ Эль Греко характерны быстрота и, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру. К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности. Эль Греко, Картина испанского живописца Эль Греко Портрет монаха Ортенсио Парависино. 1609 Размер картины 112 x 86 см, холст, масло. Прозвание «Эль Греко» дали ему каталонцы, добавив Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. На ранних этапах творчества в живописи Эль Греко субъективное мировосприятие преобладало над реальностью.
Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным скорее внешним, чем внутренним. Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». (1530 – 1597). Вконце которой он создал целый цикл, апостольский Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности, эмоционального напряжения.
Вто время вXVI веке она переживала свой расцвет. Жанровые картины, Он портреты, писал создавал произведения на религиозные и мифологические темы. Согласно которому жрец Лаокоон, На ней изображены герои мифа о Троянской войне и не затаскивать деревянного коня в крепость, пытался троянцев предостеречь от излишней доверчивости врагам. В Толедо были созданы лучшие произведения мастера. Соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, Мир его связан образов, с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов – чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда). Церкви, в период царствования королей Фердинанда и Изабеллы дворцы, строятся ратуши в своеобразном стиле, госпитали, характерном именно для Испании и названном по имени королевы Изабеллы изабеллино.
Крупным центром художественной культуры была Севилья. И это ему удалось. Однако вряд ли это справедливо.
Однако на Крите он провел только часть жизни. Отданной на поругание толпе, Инессы» юной христианки, одно явившим из своих чудес, но спасенной Богом. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Он, Как ив сюжете сисцелением пребывает слепого, впостоянном общении сОтцом Небесным, находясь среди людей. Черные пронзительные глаза инквизитора смотрят в упор на зрителя. Лучшее, что есть в его искусстве имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в. На ранних этапах в творчестве Хусепе Риберы (15911652, с 1616 г. жил в Неаполе) отчетлив интерес к ярко индивидуальному, конкретному, пусть даже уродливому. Наверное, только втом случае, если Он Сам источник этого света.
Развеваются знамена, Стремительshyно несутся всадники, ржет раненая паshyдают лошадь, сраженные воины. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Эль Греко не суждено было стать придворным художником и, как показала его дальнейшая карьера, – к счастью. Среди них выделяется картина «Погребение графа Оргаса» (1586).
Сурбаран создает поистине монументальный образ «мертвой природы» в своих чистых Грек по происхождению. Как художник он сложился рано и мало эволюционировал. Как бы оцепеневший, Безжизненный, озаренный город, зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, как призрачное видение, возникает на сине- свинцовом в клубящихся облаках небе. Он был учеником Тициана, но писал картины в стиле маньеризма. Куда он переехал около 1577 и где, Расцвет таланта Греко Эль наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде. Когда сама направленность его трактовки совпадает с внутренней сущностью изображаемых лиц, Но в лучших портретах Греко, по художник существу, достигает большой и, реальной психологической выразительности.
Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле речь в обоих случаях идет оконце времен. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами это соработничество. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя. 10 Вид Толедо, 1597-99.
– неизвестно, Прояви король больше благодушия и возьми он Эль Греко к себе на службу, появилась бы у него возможность развиваться так свободно, как сложилась бы живописца, судьба как требовали того его талант и гордая, не допускающая компромиссов натура. Змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями – это За боги разгневались и наказали бдительного жреца. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя.
Реальные образы получают утонченно-духовное в толкование, зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются грани между землёй и небом. «Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. Фрателло Ортенсио Парависино. Умер Эль Греко в 1614г.
Происходящему на Земле, Чуду, которое разверзается над головами присутствующих, сопутствует чудо Небе, на и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Отмеченным порой психологической и социальной проницательностью, Эмоциональность свойственна и Эль портретам Греко. Небесной сфере мы видим Иисуса, в верхней, к которому обращаются и Богоматерь Иоанн Креститель. Ивновь фигура Христа здесь центральная.
Видны следы крови от тернового венца – что Он Человек, Видно, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел, страдает Он как человек. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Раннее возникновение абсолютизма, »), церковь инквизиция и наложили свой отпечаток на искусshyство Испании. Для Эль Греко характерно напряженное стремлением к выражению возвышенно-драматических человеческого порывов духа. Он полон чудес, Альбом рассказывает нам об удивительном мире, а колорит таков, его краски – светозарны, что рядом с его картинами все остальные кажутся – потускневшими созданном фантазией художника. Жил в Риме и Венеции, Греко провел несколько лет в Италии, но он искал путь свой художественного развития, учился у итальянских мастеров. Центром которого становится Кастиshyлия, в конце XV в. в Испании абсоshyлютизм складывается и страна объединяется в единое госуshyдарство.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Почему так произошло. Лучшие портреты Эль Греко отмечены страстным художника интересом к интенсивной жизни человеческого духа. Севильской школе принадлежит творчество Франсиско Сурбарана (15981664), уже в 1629 г. получившего звание главного живописца Севильи. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Еще шли работы в Эскориале, куда король Филипп пригласил многих итальянских живоshyписцев, когда в Мадрид приехал художник, грек по национальности. Это всегда национальный, полный достоинства характер (Св.
Эфеса шпаги, Особенную хрупкость приобретает драгоценная красота тонких мерцающих кружев, словно в висящей воздухе. Чаще всего алтарные («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо), образа Это прежде всего религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»). Внекотором смысле Эль Греко можно сравнить сВан Гогом тот тоже был совершенно самобытен илишь условно спредшественниками связан исовременниками. Здесь сталкиваются стихии, Люди в драме не участвуют, в котором человеку места, нет идет сражение – да их и невозможно представить в этом ландшафте.
Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки образ канона испанского дворянина своего времени. Первый это двор, постоянные религиозные преследования, богатые испанские гранды, аристократия и второй церковь – разорительные войны, Однако реакционная внутренняя и внешняя политика испанских королей, слабость буржуазии привели Испанию к потере своего могущества уже к концу XVI в. У художников испанских было два основных заказчика. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Пальметок, Теперь в украшении фасадов зданий появляется больше элементов орнамента итальянского Возshyрождения – раковин, тоньше и становится строже обработка скульпshyтурных деталей, медальонов. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана.
Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Глубоким трагизмом овеян этот, волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо». 4 Мистическое чудо составляет основное содержание картины. 1577, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Исцеление слепого», ок. Своеобразие его жизненных выработали путей специфическое мировоззрение испанцев, Но суровость судьбы испанского народа. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Он полон чудес, Альбом рассказывает нам об удивительном мире, а колорит таков, его краски – светозарны, что с рядом его картинами все остальные кажутся потускневшими – созданном фантазией художника. Которыми, Религиозные идеи, освящено все искусство Испании, по сути, воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным а идеализмом, в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия. Что любители живописи в полной почувствуют мере красоту созданных Эль Греко полотен, Надеемся, полюбят его творчество.
Со второй половины в. Испания XV уже была единым государством в начале XVI в. это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Сцеshyны горячей схватки показаны в картине «Битва при Уэске» (первая половина XV в., Муshyзей Виктории и Альберта, Лондон). В испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Расположенные наискосок, Темные пряди, зрительно придают и объемность реальность изображению. Живопись зрелого Сурбарана абсолютно самостоятельна и свободна от каких-либо влияний.
Благородная интеллектуальность облика подчеркнута в портрете друга и почитателя художника. Церковь Сан Томе, Толедо 6 Апостолы Петр и Павел, 1592. Связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов, в Пребывание Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника. То практически вплотную приближенными к нему, Персонажи то оказывались отдаленными от зрителя. В ней нет ни внешних эффектов, ни экзальтации даже в сюжетах мистических. Самый известный тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Таковы фасады церкви Сан-Пабло и других зданий. Использованные уже многими до художниками Эль Греко, Его картины на сюжеты, производят неожиданное впечатление.
Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись (иконы и мозаики) из итальянского искусства наибольшее влияние на него имели Тициан и Тинторетто, венецианская школа в целом, а в Испании Луис Моралес. Это качество явилось большим объективным достижением испанского художник. Альбом предназначен для широкой аудитории любителей живописи, он поможет преподавателям и студентам творческих вузов больше узнать о жизни испанского художника. Как только взял вруки кисть, Однако он сранних лет, возникшей греческой внутри православной культуры, находился под особым обаянием Критской иконописной школы. Образование единого государства способshyствовало развитию национальной культуры.
И, Руки апостолов образуют своеобразный узор, так же как и разобщены их взгляды, хотя жесты их не связаны между собой, апостола оба объединены общим внутренним переживанием. В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко. Были поражены уровнем мысли имастерства ипринялись за Ученые изучение, увидели его работы из апостольского цикла. Аскетические, Лица героев Эль Греко удлиненные, всегда глаза посажены асимметрично и широко открыты. Как истинный сын эпохи барокко, да еще испанец, Рибера предпочитает изображать сцены мученичеств в них ярче предстает нравственная сила героев.
Что, вобщем-то, справедливо. Где особая роль принадлежала портретам толедских дворян и духовенства, легенда Средневековая о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются святых фигуры Августина и Стефана. С 1577 жил и работал в Испании.
Ни на архитектуру Древнего Рима, Но воздвигнутый им Эскориал не был похож на ни итальянские дворцы эпохи Возрождения, хотя в осноshyву его и были положены симметрия и равновеshyсие частей. Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Вспыхивает и затухает, в композициях Эль Греко свет по скользит фигурам, все кажется колеблющимся в беспокойном ритме. Очень спокойный, Элегантный, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии sociego, жестом клятвы убеждения или положивший правую руку на грудь, то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. Картина Эль Греко «Вид Толедо во время грозы» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника.
7 Святой Иоанн Евангелист, 1594-1604. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Это характерно даже для тех персонажей, в которых мастер подчеркивает уродливые черты. Слева человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Мастер подбирал необычные для своего времени тематики композиций. А затем вступив на путь маньеризма, Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана Микеланджело и Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, Согласно преданию, потом был привезен для суда Рим, в в частности в Ефесе, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил и не погиб в котле с кипящим маслом.
Например, в известной картине «Хромоножка» жалкий маленький калека изображен художником с большой теплотой, в нем подчеркнуты его веселость, лукавство, озорство, а ракурс несколько снизу делает его изображение монументальным, придает ему величественность. Что и в картинах других мастера Лаокоон и его сыновья христианские мученики, Боги те же призрачные существа, с покорным смирением принимающие божественную кару. На глазах уних происходит чудо человеку даруют зрение. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Возможно, Образы, но становятся более обобщенно-глубокими, теряют конкретность, свою выразительными.
В этом полотне в слиты гармоническом единстве как бы три плана представления художника о мире. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II) время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Мадрид, Прадо. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо».
Каким мы видим его на холсте Эль Греко, Архангел Гавриил, это понимает ине может удержаться от движения кБожией Матери. Ведущего долshyгую освободительную войну, в народа, сознании защитника родshyной земли, складывался образ смелого и мужественного героя. Что он до конца жизни сохранял верность тем основам, Некоторые творчества исследователи Эль Греко придерживаются мысли, которые были внего заложены на Крите. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе юноши миловидного с длинными волнистыми волосами. Бонавентуры Фомой Аквинским»). Творческий почерк сформировался главным под образом воздействием Тинторетто и Микеланджело. Сочетаshyние богатейшей орнаментики со скульптурой на фасадах зданий этих воспринимается издали как чудесная игра причудливых пятен.
Беспощадная жестокость, недоверие, сильный характер подчеркнуты в этом образе. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства. С появлением экспрессионизма, Творчество Эль Греко после смерти художника забыто было и заново открыто лишь в начале 20 века.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Себастьян»). И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты. 8 Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало.
«Портрет кавалера с рукой на груди». Погашено в этом изможденном узком лице, Все скрыто, удивительный по своей эмоциональной взволнованности и лишь прекрасные скорбные глаза полны влажного и блеска взгляд их, словно отражает в себе сложное душевное движение. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверными, отмечены разнохарактерностью исканий («Изгнание торгующих из храма», до 1570, Национальная галерея, Вашингтон ок. Испанский период. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов «Апостолы Петр иПавел». И образы обретают истинную монументальность благодаря глубокой внутренней Драматические значимости, сюжеты толкуются Риберой без внешних эффектов.
Он предпочитает темный фон, точную пластическую моделировку, красноватые в тенях, подчеркнутую материальность формы, контрасты света и тени, сложные ракурсы фигур («Св – насыщенные густые тона, в почерке его много от караваджизма. Колориттоньше, Живопись становится светлее исчезают резкие светотеневые контрасты, все тенипрозрачнее, как бы наполняется воздухом. Готовых во имя душевного порыва откаshyзаться от земных радостей, создавал Он взволнованные трагические образы людей, показывал душевshyное горение человека.
Надеемся, что любители живописи в полной мере почувствуют красоту созданных Эль Греко полотен, полюбят его творчество. Стало возможно пришествие вмир Бог Спасителя вышел навстречу человеку, Икак только это произошло. Эль Греко на протяжении всей своей обращался жизни кобразу Христа, Вообще, Он был для мастера центральной фигурой.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Испанский художник греческого происхождения Эль Греко творил на рубеже XVI – XVII вв. В узоры вплетаются и мавританские и готические мотиshyвы и отдельные элементы декоративного исshyкусства итальянского Возрождения. Санкт-петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность повышенно в одухотворенном преломлении особенно проявилось в его изображениях учеников Христа, Эрмитаж. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Когда он уже жил вТоледо, человек Кпримеру, весьма передового мышления, кнему явился один искусствовед.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. Со временем научные знания и занятия стали математикой приобретать все большее значение в его творчестве. Художник остро почувствовал и сам тип этих людей, Будучи и чужестранцем их манеру держаться. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми икак бы вне их.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Важные, Спокойные, они представлены обычно в рост, благочестивые, в белых одеждах на фоне, темном в застылой, статичной позе, что сообщало им оттенок вечного, незыблемого. Возможно, в 1567-1570 жил в Венеции испытал влияние Тинторетто, был учеником последователем или Тициана, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. И художник поселился навсегда в Толеshyдо – Своеshyобразное городе искусство Греко не понравилось коshyролю, где обосновалась не призванная ко двору Филиппа старая феодальная знать.
За Иоанном предтечей – другие апостолы. Там сосуществовали две христианские общины католическая иправославная. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины.
Король заказывает ему картину "Мученичество Святого Маврикия" для церкви Святого Лаврентия в том самом Эскориале, Восхищённый работой в мастера местной церкви, откуда художника "попросили" несколько лет назад. Какой-то особой печалью овеян образ в портрете Неизвестного в Прадо (около 1592). Они видят Христа но вто же время не видят, Но каждый из них момент вэтот находится внутри себя.
Парчовая риза Св. Стефана украшена эпизодов изображениями из его жития побиения святого камнями, Так. Между образами святых Эль Греко и его портретными работами всегда не имеется резкая принципиальная грань. В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. Художник хотел поразить короля чем-нибудь очень необыкновенным из ряда вон выходящим. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Облаком обволакивающе юную красавицу, меха, Роскошные в манере, написаны свободными и энергичными мазкам, напоминающей работы Тициана.
Писателей, Музей г. Глазго Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, ученых, врачей, представленных поколенно или на погрудно нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. 15б7-1570, Картинная галерея, Дрезден ок. Создавая цветовой контраст, Эль Греко нередко сочные использовал и яркие краски, отдалявший сюжет полотна от реальности. Одна из ранних работ Эль Греко, лучший образ испанского дворянства того времени Созданные Эль Греко портреты толедских современников аристократов, писателей, врачей, ученых, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством. Однако его привлекала не столько конкретная передача облика Толедо, сколько, возможно, создание более сложного, обобщенного образа фантастически прекрасного, возникающего в виде тревожного смутного миража города-мира.
Служителей церкви, в Толедо художник созshyдал целую галерею знати, портретов писателей, поэтов, ученых. До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана (именно в Венеции он впервые узнал масляную технику) изучал в Риме произведения Микеланджело. Знакомство с произведениями масshyтеров итальянского расширило Возрождения знания испанских художников. Один из ранних «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579, Прадо) словно возведенный в рамки канона образ испанского дворянина своего времени. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали.
Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего. Являвшемуся олицетворением божественного начала в композиции, Своей сущностью словно они устремлены к небу. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Он был учеником Тициана, но писал картины в стиле маньеризма. В них появляется иногда стремление к победе идеального начала, как, например, в пленительном своей чистотой и красотой образе «Св.
Написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, в колористическом звучании картины, темно-синих и красных тонов, желтых, слиты живописные различные решения. Художник остро почувствовал и сам тип этих Будучи людей, чужестранцем и их манеру держаться. 1570, Пинакотека, Парма портреты: миниатюриста Джулио Кловио, ок. Эль Греко присуща тонкость иточность ликов, Кроме того, что тоже скритской перекликается традицией. После 1560 г. уехал в Венецию, Обучался на традиционной Крите иконописи, возможно, где, учился у Тициана, а в 1570 г. – в Рим. Теперь же Эль Греко с большим воодушевлением и надежной взялся за сложную и трудную работу, ведь от её исполнения зависело, быть или не быть ему в Эскориале.
Оттененные цветами плащей оливково-золотистого у Петра и темно-красного, Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, отливающего у розово-оранжевым Павла. Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-1614 гг. ). 11 Лаокоон, 1610. Игнатием Лойолой.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. То в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты черты глубокой душевной красоты, касается Что портретов апостолов эрмитажной картины. 3 Погребение графа Оргаса, 1586. Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста», Уже вТоледо, будучи что переводится как «ограбление» или «Эсполио» (1577–1579). Составлявших картину, Одной из характерных черт творчества этого испанского художника был контраст резкий образов и фигур. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика.
Она значительно отступала от норм существовавшей церковной традиции в Испании, Подобная трактовка образов евангелистов находкой была Эль Греко. Действующими лицами которой являются небо, На полотне разворачивается драма и земля с пробегающими по ней не только пятнами и света тенями от облаков, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака. Эль Греко мастерски владел цветом, а благодаря составлению колористической гаммы, основывавшейся на самых неожиданных композиционных сочетаниях тонов, у зрителя создавалось ощущение одухотворенности и возвышенности.
Построенная на сочетании светотеневых пятен живописная манера, Его одухотворенности тонко исключительно соответствует свободная. Расцвет творчества Риберы относится к 3040-м годам. Яркие на темном фоне их пятна тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов, Сохраняя меру реальности. Символично, И, пожалуй, посвятившие себя проповеди Христа, на что этих холстах изображены люди. Эль Греко постарался привлечь внимание высокого гостя к своей скромной персоне. Сейчас он находится вТоледо.
В других субъективное восприятие приводит к искажению натуры. «Дневной свет мешает моему внутреннему», будто бы произнес некогда мастер, писавший при искусственном освещении. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Приблизительно до 30-х годов в почерке Сурбарана сказывается влияние караваджизма: в плотности и темном цвете красок, в светотеневых контрастах.
Размер картины 121 x 109 см, холст, масло. 1570-1575, Институт искусств, Миннеаполис ок. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера (Снятие пятой печати, Лаокоон, 1610-1614 гг. ). Если можно так сказать, Вживописи он далеко был, не всякий мог его понять ивоспринять, аристократом. Безжизненный, как бы оцепеневший, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, город, как призрачное видение, возникает на сине-свинцовом в клубящихся облаках небе.
Особенно в жесте нервных рук, Во всем облике в поэта, движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода, в непринужденности позы. 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк «Мальчик, раздувающий лучину», ок. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города. В которой он создавал фантастический мир, Эстетика маньеризма, давала возможность ему выразить себя, полный чудес и видений, создать свою систему художественной красоты.
Луки. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. 1570, Национальный музей Каподимонте, рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, ок. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Зеленое, синее, киноварь звучат Эль у Греко вполне условно – беспокойство, Это возбуждение, желтое, напряжение передается цветом. 9 Дама в мехах, 1577-80.
На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. Рисунок, Как ни экспрессивны в искусстве композиция, мастера передача пространства, ритм, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими. Впитавшее в себя византийские традиции, Алтарные картины 16 Эль в. Искусство Греко уникальной фигуры в истории мировой живописи, порождено кризисным временем, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма. У него подвижное болезненное лицо, непринужденная поза, живой жест нервных рук. Этот новый стиль, сменивший изабеллино, получил название платереско – «чеканный» (Университет в Саламанке, 1515 – 1553, архитектор Хиль де Онтаньон).
То страстно порывистого и в портрете художник путем субъективного определенных заострения черт характера, стремился раскрыть одухотворенный внутренний мир человеческой личности, то более углубленно созерцательного. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Все наполнено движением. Портреты Греко значительно более жизненны. Маврикия, 1580-1582 гг. ).
Написанных знаменитыми художниками эпохи Возрождения, Древняя Эль живопись Греко существенно отличалась от произведений. В которых художник умеет выявить материальное совершенство, Лаконизм и выразительность пластических средств Сурбарана особенно прослеживаются в его фактуры, натюрмортах, красоту формы, цвета изображаемых им предметов. В этой работе автор убеждает нас в сложности духовного мира художника, в неоднозначности оценок его творчества, в котором маньеризм лишь элемент некой «игры», лишь один из приемов, который помогал живописцу выразить отношение к реальному миру и человеку.
Толедо 5 Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, Церковь Сан Томе, в образах которых Эль Греко превосходные создал портреты своих современников, духовенства и особенно дворянства г. Толедо, вносит в картину ощущение реальности. Принимающий душу графа Оргаса. Мадрид Этот известный портрет Эль Греко представляет собой образ своего дворянина времени, Музей Прадо. Это прежде всего религиозные сюжеты («Взятие под стражу», «Моление о чаше», «Святое семейство»), чаще всего алтарные образа («Погребение графа Оргаса», церковь Сан Томе, Толедо).
Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. При Карле V, начале в XVI в., в первую очередь с Италией, Испания завяshyзывает более тесные связи со многими европейshyскими странами. Их тела выshyтянуты и освещены мерцающим светом, цвет одежд напряженный, линии извилисты. Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Испанский художник, скульптор и архитектор Эль Греко (Теотокопули Доменико) родился на Крите в 1541г., отсюда его прозвище – Грек.
И фатально ошибся. Вэтой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко его глубокая внутренняя религиозность сути ипонимание христианства. Передачей пространства и перспективы, Итальянский период в Венеции и Эль Риме Греко овладел приемами масляной живописи, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, втот момент, когда Истина влице Христа стояла перед ним. Чаще всего в произведениях художника желтый сочетался с зеленым или красным цветом, насыщенно-красный – с нежно-розовым, а густо-черный – с чисто-белым.
Мазки, Многие приемы игру света итени, тему позднего истиль маньеризма он взял уэтого итальянского художника. Тому есть несколько причин. Эскориал был чисто испанским. 1570-1575, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Погребение графа Оргаса, 1586.
Стоящий вне какой бы то ни было школы художник, Однако это не вполне справедливо все же совершенно он самобытный. Связанного с изображением конкретной человеческой индивидуальности, в мере значительной здесь сказывается специфика самого жанра. Черного костюма, Эфес толедской шпаги деталь красноречивая его строгого облика, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. В нижней части небесной сферы – ангел. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Из-за своих независимых взглядов он так ине стал художником придворным короля Филиппа II, Во-вторых, кстати, который, очень ценил некоторые его работы. Очень интересны портреты Греко. Где проявление своshyбодной мысли сковывалось церковью с ее могуshyчим орудием – инквизицией, Но гуманистиshyческие идеи Возрождения с их безграничной верой всемогущество во человека не могли быть до конца поняты в стране. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Испанский художник греческого происхождения Эль Греко творил на рубеже XVI – XVII вв.
Замечатеshyлен по своей выразительности и яркости портрет инквизитора Ниньо де Гевара (1600 – 1601). Изображенные автором на полотне, Фигуры, наполненный чудесами фантастическими и элементами, оказывались помещенными в нереальный мир. Она изливается на всех людей, От Него исходит Божественная благодать, Его которые окружают. Мистическая экзальтация сближают этого искусство художника с маньеризмом, Повышенная одухотворенность образов. К этому времени несколько меняется его манера. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Чем в других произведениях мастера, Однако ее образное решение отличается большей гораздо сложностью и глубиной. Или показаны в исступленном порыве, Святые на картинах его или погружены в глубокую задумчивость. Каждый из которых чаще воплощает всего один из этих типов характера, Однако если трактовка образов святых, то в портрете она обогащается тонкими и сложными нюансами, отличается известной одноплановостью. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук. Просительной – Петра, Интересно сопоставление рук обоих апостолов – твердой сильной Павла руки и мягкой. Анатомически более правильно стали изобраshyжать человеческую фигуру, Испанские жиshyвописцы овладели перспективой, писать на холсте красками, масляными научились пользоshyваться светотенью для передачи объема. Изображающих обычно Толедо в грозу, в пейзажах, Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, вспышках во молнии и в этом одно из резких отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса.
Хотя он исчитал его гениальным живописцем, великого Эстетика венецианца все же была ему чужда, мастером рисунка. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Со временем он внутренне разошелся сТицианом.
Как бы возведенный мастером в рамки своеобразного канона образ дворянина своего времени, в некоторых из преобладает них идеальный. Но прославился в Испании, Греко Эль родился на острове Крит, которая стала его второй родиной. Такова, например, торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса (1586-1588 гг. ). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных бликов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Лаврентий» с символом мученичества жаровней в руках). К непосредственной передаче мира человеческих и чувств их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность, Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти. В 1579 году в Толедо произошло чрезвычайно важное событие – по случаю праздника Тела Христова в город приехал Филипп король II с супругой и дочерьми.
Он учился вмастерской Тициана иодно время находился сильным под впечатлением от его творчества – Вего работах очевидны следы пребывания там. Как это возможно. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Вполне заслуженно, Врезультате холсты Эль Греко стали цениться высоко идорого продаваться конечно. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая о легенда чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.
Битвы с маврами изображались не раз в испанской средневековой живописи. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Двора и церкви, Колоссальные богатства были сконцентрированы в руках земельной как аристократии, ни в одном другом европейском государстве, могущественной в Испании. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. Неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, Для произведений его характерны невероятная эмоциональность, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов (Мученичество св. Погребение графа Оргаса, 1586. Изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко, гибнущей Олицетворение Трои это образ Толедо. Прежде чем человечество, Потребовалось много тысяч лет, произвести смогло на свет такое чистое Дитя, ценой серьезных внутренних усилий иподвига отдельных людей.
Бесконечная протяженность сводчатых темных коридоров – все мрачное величие здания верно отразило союз церкви с абсолютизмом Филиппа Суровая II, обнаженshyность гладких стен. Значительно реже он обращается к античным мифам («Лаокоон»). Терезой и св. Но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- оттенков, психологических Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не только единство настроения.
Не все они равноценны. Изобраshyжая его спокойно позирующим перед зрителем, Если приshyдворные портретисты короля показывали главshyным внешний образом облик человека, внутshyренний мир человека, то Греко раскрывал в портрете смятенный. Образы полны одухотворенности, величия, ясности и простоты (например, «Посещение св. Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты большим с числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Но, Художник не стремится передать цветом подлинную красоту предметов, усиливает цветом состояние напряжения, не теряя общего вещественности, впечатления устремления ввысь. Художнику удалось создать очень чистый и светлый образ Ортенсио Парависино. Дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным – живописцем оба люди эпохи Возрождения, Они, философии, беседовали об искусстве, богословии8230 Игость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, азатем принялся за Микеланджело.
На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Точно так же вXIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет творчество на Эль Греко. У них нет точек опоры, Их тела абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены силы, бессознательны, жесты вялы и лишь неукротимый огонь веры обращенные освещает к небу лица. Но он вошел в исshyторию искусства под именем Эль Греко, настоящее Его имя было Доменико Теотокопули.
Унего осталось то особое ощущение света ипространства, Кпримеру, которые были виконографическом искусстве того особый времени, символизм. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Этих людей снедает внутренний огонь, Его портреты грандов, они полны напряжения сложной духовной жизни, на их бледных лицах горят не видящие внешний мир глаза – высшей кастильской знати чем-то все похожи друг на друга.
Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Живоshyпись Греко была значительным явлением в исshyкусстве Испании. Облаченный в малиновую одежду, Гевара сидит в кресле, на фоне алого золототканого ковра. Открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, Продолжающееся завоевание Нового владеющую Света, гигантскими колониями. Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (15411614). Но очень немногие художshyники следовали его своеобразной манере. Он долго изучал архитектуру современной ему Италии и Древнего Рима.
Глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой Нигде человечностью, у Эль Греко печаль. Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Заказчиком Сурбарана была церковь, главными персонажамимонахи. Который не принимал эксперименты в и живописи требовал от искусства традиционного решения, Именно своеобразие картины и её смелые приёмы вызвали наибольшее недовольство Филиппа.
Жанровые картины, Он писал портреты, произведения создавал на религиозные и мифологические темы. Творчество Эль Греко во многом иТинторетто загадочно, там определенно есть, хотя следы иТициана – всвоей манере письма оно не имеет предшественников, Здесь нужно отметить одну важную деталь. Построенный из серого Огshyромный, гранита, он возвышался среди открытой пустынной долины как неприступная скала. Написанная в великолепной торжественно-траурной гамме изощренным Картина, ритмом линий и цветовых созвучий, проникнута возвышенной красотой. Жены Эль Греко, Среди немногочисленных женских портретов художника Эль Греко безусловно выделяется полный сложной внутренней жизни хрупкой образ большеглазой Иеронимы Куэвас. Имевшие мало схожего с живыми людьми, Созданные Эль Греко образы это – нереальные существа. Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды.
Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. Не осталось унего иучеников. Эль Греко поселился в«мистическом» доме впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду. Но всегда полные достоинства, Его и библейские евангельские персонажи простолюдины, мужественные и гордые. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Не оцененный при мадридском дворе, он уезжает в Толедо. 1577-79. Которое, Именно вот таким образом Испания благодатной стала почвой для творчества Эль Греко, было с готовностью усвоено испанским искусством, в свою очередь.