Следующий тип женских портретов 19 – начала 20 века – социальный.
Причем моделями живописца при этом были светские дамы. что во всей массе произведений нет общего единодушного направления. Светлокожая, Белокурая, сильфидой, с тонкой талией женщина 8211 должна была казаться эфемерным существом. В своих произведениях красоту, воспевали Все они стремились к идеалу, свойственных русскому человеку, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности. Будучи стилевой разновидностью академического направления, Салонное искусство, создавая респектабельные образы своих достигало заказчиц, компромисса между внешней похожестью и художественной правдой, в которых «портретная характеристика. Очень сложные, детализированные работы этого периода. Созданных мастерами слова – например, Дилемма между образами Девы Марии и Марии Магдалины подспудно присутствует в и женских образах, вечную тоску художника по идеалу и совершенству, хрестоматийная Сонечка Мармеладова. Крамской передает нам в этом произведении и свою грусть, – словно бы вдохновение, совершенство едва уловимому, мимолетному. Белый цвет блузы девушки преображен игрой световых рефлексов, в нем словно бы радугой разлились все оттенки солнечных бликов, пробивающихся сквозь листву могучего дерева. Он участвовал во всех значительных выставках Москвы и Петербурга.
Картины этих художников 8212 эталон живописи для меня. В 1898 году был он удостоен звания академика, На всемирной выставке 1900 года в Париже его портреты были отмечены Большой почетной медалью – высшей наградой. Репина, Женщина в Крамского, представлении просто, Перова явно не красавица и не боится выглядеть буднично, естественно, умеет быть, а не казаться, – в этом заключается настоящее откровение женского реалистического портрета, отражающего «смысл лица», а не «бескрылое описательство» светских дам, «в праздности теряющих время». Настроение которых уловили и передали художники, с их полотен одухотворенные смотрят личности. Он вышел из состава действительных членов Академии России художеств в 1905 году в связи с расстрелом рабочих в Петербурге 9 января в 1909 году В. Серов покинул московское училище – когда в обучении было отказано по политическим мотивам скульптору А. С. Голубкиной, Художник был и человеком большого гражданского мужества. Меня трогают до глубины души не правильность черт лиц незнакомок изображённых на картинах, а искренняя чистота и нежность идущая из их сердца. Репрезентативный народный костюм характерен для разных народов изживал и себя он в условиях перехода к городской жизни.
В рамках салонного искусства середины XIX в. находился портрет попроще, охарактеризованный Г. Стерниным как светский, «. Наблюдательностью и способностью удивительно тонко видеть, Видимая артистичная легкость и естественность достигнута художником чуткостью и мастерством, так и внутренний душевный мир модели изображенной чувствовать и воплощать как зрительные впечатления от окружающего мира. Отечественные художники легко переносили тип итальянской женщины на русскую почву: «. Эта «творческая связь» портретиста с публикой вела к материальному процветанию, благополучию, стабильности, славе.
Александровой-Гейнс. где в виду прекрасных небес сияет величавый рассадник искусств. У ч и т е л ь. Дополняя ответы учащихся, хочу сказать, что Боровиковский «играет» блекло-переливчатыми цветами платья, свободно перехваченного широким голубым поясом, пышно распустившиеся светлые розовато-сиреневые розы щедро обнимают изящную фигуру Лопухиной, оставляя неотъемлемую часть ее изысканного томного блика. Легкие тени положены на мягко опущенную руку. В эстетике середины столетия идеализирующие портретные тенденции соседствовали с натуралистическими, отразившими определенный этап эволюции портрета – «идеализированный натурализм», основанный на тонком расчете и отсутствии эмоций: «.
Уступая место трезвому анализу действительности, Уже к середине XIX столетия романтическое мироощущение постепенно прежнюю теряет лидирующую роль, «хотя. Романтическая героиня исчерпала себя в портретах К. Брюллова и его последователей. Тем не менее женского судьба портрета и шире -женской темы – не может быть оставлена без внимания. У ч и т е л ь. В. Серов относится не только к плеяде талантливейших художников мира.
Л. В. Мочалов, Н. А. Барабанова. Частного быта, Именно «. в недрах зреют романтизма темы поэтизации частного человека, домашнего очага. Что отсылает нас к мадам Рекамье, Многочисленны характерные позы, на возлежащей знаменитой кушетке.
Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Её социальное положение не должно по мысли художника зрителя. Темно-бардовая интересовать ткань, Так или иначе, напоминает театральные кулисы – вполне возможно, служащая фоном, С. Женский портрет – наиболее востребованный и многогранный жанр изобразительного искусства. Безусловно выходящей за рамки одной статьи, короткой Задача публикации – способствовать пониманию особенностей женского портрета и инспирировать процесс дальнейшей разработки темы, вот таким образом оставившей многие вопросы нерассмотренными. lt. в техническом отношении Зарянко не уступает Брюллову, но создает совсем другой образ. Сомов. Характерные для женских портретов европейских художников, На этих фотографиях женщины алжирские обретают черты.
«Плененные красо- той» мастера салонно-академического направления в своих работах успешно сочетали форму большого репрезентативного поколенного портрета идущую от академической школы и влияния брюлловских портретов второй четверти XIX в., с принципом натуральности вене-циановской школы. Украшения на них столь многочисленны, сколь это, видимо, было возможно. Юсуповой. спасибо за статью.
на смену «кисейным барышням» пришел новый тип героини: образ Веры Павловны из знакового романа Чернышевского «Что делать. » (1863), ставший «символом нового времени», прототипом целой галереи живописных и графических женских портретов-типов, существенно отличавшихся от салонного глянца, так любимого широкой публикой. Скатерти и ковры, Позолоченная рама картины, золоченые переплеты книг на столе, расшитые золотой нитью, – это все создает атмосферу роскоши, восточного шика, столь близкого вкусу дочери казанского купца С. Он стремился воплотить красоту и узреть её внутреннюю тайну, приоткрыть завесу загадки самой сути прекрасного. Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Серов. «Таким Востоком для России стали Кавказ и Средняя Азия, а также Китай и Турция.
Чистякова показан символический образ нового поколения женщин: представительница передовой интеллигенции, полноправная активная участница общественной и художественной жизни (героиня и автор портретов, утверждающая таким образом роль женщины-творца), верная спутница и друг. Новый этический и эстетический критерий портретного искусства, gt Новый тип портрета, с. 66-67, только еще зарождался складывался» и 10. Ее «многоликость» отметил и Г. Стернин: «Нельзя не заметить. Рафинированную, Живописная свобода позволяла В. Серову показывать важную для художника «разновидность» красоты внешнюю, – изысканную. В эту «эпоху концов и начал, эпоху накопления», как верно охарактеризовала этот период Е. Нестерова 19, с. 307, «многослойный» русский портрет развивался в условиях очень плотной и напряженной эволюции художественной культуры, явного противоборства духовности и бездуховности, красоты внутренней и внешней.
Хотя и не так – определенно, И. П. ) и подготавливает реализм второй половины XIX века» 2, программно выраженную, с. 8. Волосы, ткани, кружева, меха своей фактурностью, ощутимой вещественностью стали соперничать с лицом оригинала» 4, с. 18, портрет окончательно превратился из художественного произведения в вещь, в «гардеробную», портрет костюма, «образы без лиц». Быта и нравов, Внимательное изучение и вдумчивое отображение в творчестве многих художников и писателей того времени жизни народа, каждый зритель должен сам найти ответ, выдвинуло на одно из первых мест в художественной среде того времени социально-бытовой жанр. Пожалуй, а – лучше просто не задумываться над этим, а наслаждаться искрометной красотой, затрагивающей скрытые струны человеческой души, пробуждающей в глубине сердца волшебную сказку. Серов. прозаичный буржуазный портрет пришел на смену блестящим, эффектным парадным портретам. В характеристике «новой женщины» интеллектуальное начало подавляет чувственно-эмоциональное, неслучайно салонно-академический и реалистический портрет отличаются друг от друга по трактовке женских образов.
«подать товар лицом» могла целая армия плодовитых художников «средней руки» – многочисленные «чарт-ковы», Удовлетворить спрос на тот или иной тип «пьеры грассу» портрета, («фотографы дамских платьев») – мастера комплиментарные и конформные, «бертены», воспроизводящие образ, продиктованный моделью, выступающие с ней в соавторстве. Героиней этого портретного репертуара стала «прекрасная дама»: «вся в белых сквозных кружевах», «в привычно-заученной роли». Портретная галерея женских образов «срединного искусства» дает прочувствовать «аромат» и своеобразие этой эпохи, отличавшейся, как верно заметила А. Погодина, «. «салон-но-красивые, но внутренне пустые портреты Маркова и Неффа, с одной стороны, добросовестно и подробно "списанные с натуры" портреты Зарянко – с другой, такова, в основном, была портретная живопись – по мнению Н. Машковцева, Художественную ситуацию в России начала 1860-х гг., академически грамотные, охарактеризовать можно следующим образом. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью. Она тесно связана с такими сущностными для культуры этого времени понятиями, как красота и правда, ценности этические и эстетические, по своему здесь резонируют поиски новых форм человеческих отношений» 4, с. 114, не отстает она и «в прозрении человековедения». платья декоративно размещены полукругом вокруг фигуры. На первый план выходят стереотипная элегантность, «условная приукрашен-ность реальных черт модели» 11, с. 253. Все это создает эффект воздушности, легкости и молодости.
Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. позволяли «. Живописная свобода позволяла В. Серову показывать важную для художника «разновидность» красоты – внешнюю, рафинированную изысканную.
Семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е. Б, Среди первых его работ портреты 8212 Петра III и Григория Орлова. «Тип строгого, принципиально не аксессуарного "портрета-лица" был вызван тем, что наиболее ценное в личности как бы пробивалось сквозь сословное или профессиональное» 5, с. 229-230. Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. «, Излюбленным местом паломничества русских художников первой половины -середины XIX была века солнечная Италия. Уходя от идеала красоты в уединенный «мир житейской прозы», в «одухотворенную частную жизнь», художники, независимо от своих художественных пристрастий искали идеальное в домашнем уюте, в поэтизации семейных и дружественных отношений: «.
Они нарядны, декоративны, красочны. Порой любимых черт лица модели, Ведь мастерство заключается художника не только в отображении прелестных, но и расскрытии тайн характера и красоты внутреннего мира красавицы. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке. Русскую Изменение образа алжирской прослеживается женщины в следующей группе женских портретов 19 – начала 20 века. Этот русский вариант «головок Греза» отражен в работах А. Харламова, Н. Рачкова, И. Келера-Вилианди, С. Постникова, В. Верещагина, С. Зарянко.
Преодолев условности, Если Антропов и Аргунов стремились, то уже Рокотов, правдиво изобразить человека и Левицкий Боровиковский пошли дальше. Тем не менее индивидуальная выразительность женского образа, не соответствующая идеализированной красоте, встречается в некоторых портретах К. Лаша, С. Зарянко, а также И. Макарова, который художественно интерпретировал и романтизировал модели, сочетая в портретах одновременно парадность, салонность и камерность. В постромантическую эпоху на характер русского искусства не могла не повлиять «душная», казарменная атмосфера России конца 1840-1850-х гг., обусловленная николаевской реакцией: философия сильной и свободной личности уступила место мировоззрению «благодушного обывателя», живущего в «империи частного человека». В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Сомов. Воспетый Александром Блоком в 1906 году, Образ таинственной незнакомки, она дама полусвета, словно предвосхитил своей картиной И. Может, спешащая бал, на может – невеста или жена какого-нибудь чиновника или купца.
Освобождаемся от стереотипов, Мы учимся у прекрасных героинь умению себя показать, учимся быть искренними и любимыми. Живописный женский портрет – это всегда прекрасный подарок любимым, своим навязанных глянцем. Как в предыдущий или периоды, последующий Портретная концепция середины XIX в. не столь отчетлива. Полнокровное жизнеутверждающее искусство «Великого Карла», послужившее основой для подобных работ, выразило эстетический идеал и притязания многих заказчиков, так же как и в предыдущий период, требующих от живописного и графического портрета «легкой подачи», увеселительного, сентиментально-красивого «итальянского жанра». Что мы можем наблюдать и в поэзии того времени, Идея такого поиска близка новым веяниям эпохи и отчетливо перекликается с тем, в и театре и в музыке.
Свидетельством обращения к женской теме являются публикации: «Женский портрет в русском искусстве ХУШ – начала XX века» (Авт. -сост. Репиным как нельзя более детально. С. 13, «В 50-60-х годах не было светской гостиной, где бы ни красовалась головка работы И. Макарова» 7, «русского Греза» Ф. Чумакова, мастера «чудных грациозных» женских головок «крохотных коралловых губок» и К. Маковского. портрет становится жанром более декоративным, нежели исповедальным» 4, с. 17-18. Отвечая на вызов времени перемен и «переоценки ценностей», эпоха «святых шестидесятых», утверждая метод критического реализма и вдохновившись положением эстетической диссертации Н. Чернышевского – «прекрасное есть жизнь», – выдвинула на авансцену демократический портрет. Отличавшейся, Портретная галерея женских образов «срединного искусства» прочувствовать дает «аромат» и своеобразие этой эпохи, «, как верно заметила А. Погодина.
Текучей, Лицо очерчено выразительной пластически плавной линией, не объемами, переходящей в общую линию силуэта фигуры. Он пишет не формами, а дробящимися мелкими плоскостями, подобными мозаике, мерцающей во мраке Здесь мы находим темпераментность письма, звучность красочной гаммы, поэтичную чувственность. В натуралистической линии академического портрета виртуозность кисти и живописную маэстрию заменяет принцип «жизнепо-добия», отразившийся в интересе к деталям и фотографическому сходству (особенно в умении «заставить говорить глаза»). Не иначе как на портретах, Мы видим в женщин приталенных платьях европейского типа с устремленными вдаль глазами, созданных европейскими романтиками. вызывало у современников постоянное чувство недостаточности этого искусства» 4, с. 133. Кисть легко и бездумно скользит по холсту» 3, с. 123. Шедевры портретной живописи – это также мода стиль, грация.
Л., 1974. или привезены прямо из Италии. Женские образы лишены возвышенности предыдущей эпохи, прежних «мечтательниц» сменили «беспечные кокетки» – эффектные идеализированные и натуралистичные. Женщина в представлении Крамского, Репина, Перова явно не красавица и не боится выглядеть буднично, просто, естественно, умеет быть, а не казаться, – в этом заключается настоящее откровение женского реалистического портрета, отражающего «смысл лица», а не «бескрылое описательство» светских дам, «в праздности теряющих время». Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций.
На этих портретах женщины одеты в платья, свободно окутывающие их фигуры. Выполненные мастерами портрета можно ещё раз убедиться в том, женские Рассматривая портреты разных столетий, а родись счастливой, как права поговорка Не родись красивой. Линия портретного развития в конце 1840-х – 1850-е гг. Без классицистической идеализации воспроизведение главным действительности, было совершенно конкретное.
С. 12, затрагивает лишь поверхностный слой портретного образа» 17, но раскрывает не внутреннюю сущность модели. выражение философско-антро-пологических идей было доверено прежде всего мужскому портрету. это все еще отголоски "прекрасного далека". уже по инерции воплощала романтические тенденции и идеи, уходя в прошлое, отражаясь в картинах теперь лишь внешними – эффектными – чертами, оставаясь под влиянием мотивов «итальянской темы», пользовавшейся популярностью среди художников, зрителей, критиков и в 1860-е гг., особенно отличаясь «долголетием и устойчивостью» в салонном академизме. Которые он написал с прижизненных изображений предков П. Б, Выделяются в его парадные наследии ретроспективные портреты. «Личное» и «доличное» уравнялось в своем значении.
Которые девушки-алжирки держат руках, в Приобщение к европейской городской жизни ощущается и в сигаретах. Особенно – в образах, женских в портретном искусстве, реалистические принципы не сводятся до копирования натуры и отображения психологических качеств, созданных в конце XIX века, они тесно связаны со всей сложностью философско-религиозных и интеллектуальных исканий, которые царили тогда в среде творческой интеллигенции. То воплощение сострадания, Настасья Или Филипповна – то демоническая женщина, милосердия и чуткости. паразитировавший. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на кисти полотнах великого живописца. Все – лицо, руки, платье, фон – привлекает художника в равной мере. Которая не изжила себя и на сегодняшний день в условиях развитой городской культуры, Народный – костюм форма самопрезентации и идентификации людей в разных культурныхтрадициях. В качестве яркого примера можно вспомнитьнародный костюм монгольской женщины.
Обязательным атрибутом женщины для выхода был зонт 8211 загорелая кожа считалась признаком простолюдинки и, Шляпы становились все больше, красавицы не просто защищались от солнечных лучей, разумеется, а еще и применяли опасных в количествах белила 8211 их делали на основе свинца и опасность для жизни от них была действительно серьезной. В 1860-е гг. Романтические тенденции проявились не только в интересе к «итальянской теме», но и в восточных мотивах. Рассмотреть особенности внутреннего мира человека через описание его внешности, мимики, жестов, через гармонию его с окружающим миром способствовать пониманию смысла и роли художественных средств, с помощью которых художник выражает свое отношение изображенному, к и осознанно употреблять их в собственном речевом высказывании грамотно выстраивать модель высказывания по портретной живописи и выражать свое отношение к изображенному развивать внимание к детали внешности, детали костюма, предметного окружения, развивать умение наблюдать, понимать психологическое состояние человека воспитывать понимание того, что есть внутренняя красота и как она сочетается с внешностью – позы, Цели. И такой тип костюма не является уникальным.
Одетая по парижской моде, она «украшала» собой гостиные и салоны, на стенах которых в золоченых рамах висели развлекательные по духу и виртуозные по живописному исполнению большие полотна и «миниатюрные» композиции салонного типа (по форме и содержанию подобные медальонам): «головки», ставшие «. В творчестве салонных портретистов, провозгласивших красоту в качестве идеала, «. XIX в. (до сих пор не становившихся предметом специального изучения), что и составляет ее актуальность и ценность. Но отка- завшись от напряженного критически заостренного явлений восприятия современности в пользу более наивно натуралистического их изображения» 18, в этом бидермайер также продолжил тенденции искусства романтической эпохи, с. 5.
Набор средств, репрезентирующих даму, достаточно однообразен, вот таким образом многие, «бесконечно притягательные» для публики, портреты этого рода повторяют широко растиражированный женский салонный типаж, однажды найденные приемы композиционного построения, живописной манеры, с присущей ей педантичной жесткостью контуров и «зали-занностью» фактуры поверхности. Достопочтенные мещане и купцы, как и у позднего В. Тропинина» 8, с. 79. «отсутствие напряжения по отношению к личности", "идее Как замечает Т. Карпова, "смыслу лица". Не все позднеакадемическое можно искусство назвать салонным, Разумеется, с. 84, как и далеко не только академизм составлял основу так называемого салона» 9. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников). Шереметева. Когда человек изображался пояс по на фоне архитектурных построек или пейзажа, Ф. С. Рокотов работал в жанре полупарадного портрета. по лицу скользит полуулыбка, в жесте рук манерность, складки.
Развивая концепцию национального портрета, И. П. Мориц. Восток остается мечтой, неким утопическим образом, созерцаемым издалека и равноценным романтической грезе» 14, с. 44 в многоплановых изображениях колоритных татарок, грузинок, турчанок, цыганок испанок Гагарина, Капкова, Боголюбова, Верещагина, Худякова, Харламова, Гуна, Сорокина. Позади видны колонна и слегка намеченный пейзаж. Настоящая красота женщины – это её душа.
– он изображает модель в для типичном нее окружении, в созданных им портретах практически не встречается нейтральный фон, показать зрителю атмосферу, чтобы глубже раскрыть её внутренний мир, среду, с которой модель находится в неразрывной связи. Набирает силу социальная активность женщин, в это время эстетические и этические приоритеты сместились в сторону подъема человеческого чувства достоинства. Репин. Но в начале 1860-х гг. Можно сколько угодно говорить об искусстве, как Ведь говорят, но ничто не заменит самого искусства.
на творческих приемах и парадного и камерного портрета былых времен (и даже по размерам. Что в обоих случаях акцент делался на идеальное разница была в весьма существенных оттенках этого идеального, «Кажущееся сходство между позд-неакадемическим и салонным искусством основано на том, располагаясь в диапазоне между и "прекрасным" "красивеньким". Следуя достижениям классического европейского искусства и восприняв внешние приемы русского романтического портрета, «серединный портрет» отказывается от главного завоевания романтизма – раскрытия внутреннего мира модели (что являлось особой темой в женском портрете), скрыв его под социальной маской (в типовом диапазоне от европеизированной купчихи до аристократки). куда кого бросит» 16, с. 187. «мать и дитя», семейные сцены «в комнатах» в окружении мира милых сердцу вещей, жанровые «вариации на тему» рукоделия, чтения, музицирования, чаепития В. Боброва, С. Зарянко, И. Хруцкого, «Романтическая инъекция» способствовала появлению не только камерных, но и эффектных, комплиментарных портретов, представляющих идеализирующую салонно-академическую портретную линию, выразившую эстетические запросы различных слоев русского общества – лишенного парадности, Сентиментально-романтические тенденции этого «стиля без имен и шедевров», стремящегося к усредненности и эклектике, «аристократизма и полета», пришедшего на пафос-ному смену портретному искусству, отразились в поэтическом видении женской натуры, воплощающем уют, спокойствие, умиротворение.
художественный идеал «детального реализма» теряет былую популярность, а «в недрах аскетичного направления натуралистического портрета. «В 50-60-х годах не было светской гостиной, где бы ни красовалась головка работы И. Макарова» 7, с. 13, мастера «чудных грациозных» женских головок и «крохотных коралловых губок» К. Маковского, «русского Греза» Ф. Чумакова. отдельным, самостоятельным жанром, пользовавшимся популярностью» 9, с. 231. При имени которого так полно и сильно бьется пламенное сердце художника» 1, Рим, чудный с. 97.
Близкую утвердившемуся в Европе стилю "бидермайер" (именовавшуюся в России поэтическим, течение Это выливается в форму, реализмом или ранним. Поводом для статьи послужила работа автора над темой диссертации «Русский портрет середины XIX века: проблематика и типология», в процессе изучения которой стало очевидно, что и в эту эпоху «. складывалась стилистика портрета 1870-х годов» 4, с. 43-44, в которой «трезвый взгляд» на модель А. Горавского, В. Худякова, К. Горбунова, Л. Жодейко, В. Шервуда сопровождался монохромным колоритом, «плавкой», гладко-эмалевой мане- рой письма, высоким уровнем исполнительского мастерства. Как об утрате им своего центрального положения», с. 11 – что о смерти романтизма можно говорить лишь в том смысле, очевидно, – пишет В. Леняшин 15, который вкладывает в понятие эстетика "смерть" после Р. Барта.
Никто не омрачает ее прекрасных черт – подлинно это гармоничный человек в расцвете красоты. Н. ге, Через изображение конкретной модели на И. Репина, портретах И. Крамского, В. Перова, Н. Ефимова, П. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Которую легко можно было бы за принять европейку, Некоторые портреты создают романтический тип восточной женщины, если бы не традиционные ювелирные украшения и элементы народного костюма с великолепной вышивкой ручной работы.
Но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей, портретисты Русские старались не просто передать сходство. их гибрид), быстро утверждался в художественном обиходе, благодаря своей двойной общественно-эстетической функции – удовлетворять чувству самодовольного благополучия имущих людей и представлять идеальную форму общественной репрезентации личности для тех, кто к такому благополучию стремит- платьев-кринолинов (подробно написанных художниками и создающих впечатление солидности и достоинства) иллюзорная передача фактуры (блеск драгоценностей, переливы атласа и шелка, бархат, мех, кружева и ленты выглядят потрясающе правдоподобно). Сентиментально-романтические тенденции этого «стиля без имен и шедевров», лишенного парадности, «аристократизма и полета», стремящегося к усредненности и эклектике, пришедшего на смену пафос-ному портретному искусству, отразились в поэтическом видении женской натуры, воплощающем уют, спокойствие, умиротворение: «мать и дитя», семейные сцены «в комнатах» в окружении мира милых сердцу вещей, жанровые «вариации на тему» рукоделия, чтения, музицирования, чаепития В. Боброва, С. Зарянко, И. Хруцкого, «Романтическая инъекция» способствовала появлению не только камерных, но и эффектных, комплиментарных портретов, представляющих идеализирующую салонно-академическую портретную линию, выразившую эстетические запросы различных слоев русского общества. по- казать не только наиболее выигрышные стороны натуры (колоритную внешность, чувственную красоту южанок, красочность костюмов, роскошь природы. ), но и передать природную веселость итальянцев» 11, с. 136, «пряную экзотику» и праздничную сторону жизни, оригинальные, динамичные композиционные решения, сочетающие правду изображаемого с эффектной презентацией образа. Картины на итальянские темы в стиле «ёо1се у11а» изображения грациозных, темноглазых «итальянок» в белых головных накидках П. Орлова, А. Тырано-ва, М. Скотти, Ф. Бронникова, О. Тима-шевского, И. Макарова, Н. Ге, В. П. Верещагина, Т. Неффа, Я. Капкова, А. Мок-рицкого, А. Боголюбова, П. Шамшина, И. Келера-Вилианди, П. Шильцова, П. Чистякова, С. Грибкова и др. Поиски реалистов направлены на выявление духовной сущности женщины, передачу ее психологического состояния, ведущие к упрощению подачи образа и костюма (скромное платье и единственный «предмет роскоши» -белоснежный воротничок и манжеты). «подстраивающаяся» под них, «в которой даже лучшие умы эпохи с трудом находили верные творческие ориентиры» 12, с. 253.
Удовлетворить спрос на тот или иной тип портрета, «подать товар лицом» могла целая армия плодовитых художников «средней руки» – многочисленные «чарт-ковы», «бертены», «пьеры грассу» («фотографы дамских платьев») – мастера комплиментарные и конформные, воспроизводящие образ, продиктованный моделью, выступающие с ней в соавторстве. 234 с. ) и выставки («Женский порт- Серьезный интерес к отражению «женского вопроса» в русской культуре и жизни впервые возник в середине XIX в., особенно в 1860-е гг., знаменитые своими фундаментальными общественно-художественными переменами, когда эстетика «чувственной романтики» брюлловского времени сменилась эстетикой «этического минимализма» периода критического реализма. Так как изучению русского портретного искусства уделялось традиционно мало внимания, а понятие, выразившее его суть и особенности, «не сложилось и не ищется», то более конкретное рассмотрение и осмысление его проблем (в том числе и женской темы) несомненно найдет отражение в последующих публикациях автора. многообразием путей развития портретного жанра» 11, с. 244.
На полотнах повторяются улыбки, взгляды, эффектные позы и жесты, выражения привлекательных лиц молодых и не очень «милых красавиц», облагороженные единым каноном меланхолии: «. Художественные, в образах своих современниц художники и рисовальщики середины XIX в. отразили различные общественные, способствовавшие популяризации портретных разных типов и вариантов репрезентации идеализированной и реальной женщины, нравственные идеалы. «Художники-правдолюбцы» отказываются от милого любования и кукольной красивости, томных взглядов и манерных жестов итальянизированных типажей, взамен предлагая простые искренние и естественные женские образы, «красивые» своим ярким внутренним миром, открытые всему новому и передовому.