Восточные мотивы в поэзии м ю лермонтова доклад – Проблема взаимоотношения художественного мира М. Ю. Лермонтова и христианской. Восточные мотивы в поэзии лермонтова сообщение. Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть функциональную нагрузку и семантику восточных мотивов в поэзии Лермонтова.
Поэтически – самим ритмом, стилистикой – Лермонтов создает картину восточного образа жизни, своеобразного роскошного мира, лишенного, однако, какого бы то ни было намека на движение «Нет, не дряхлому Востоку Покорить меня. ». Он не придает никакого значения Петровской эпохе, в отличие от Пушкина, поскольку как раз в Петровскую эпоху были преданы забвенью свойства коренные русской нЩ циональности. Противопоставление здесь и там (где идет кровавый бой) тоже, конечно, романтического происхождения. Петр I обратил Россию на «гибельный» западный путь, с него началась цивилизация.
Мая 16 числа Отрывок (Три ночи я провел без сна – в тоске. ), 1831 Св. Тот же мотив силы «Но юных сил мы тем не сберегли:» рядом с мотивами свободы и рабства, «познанья и сомненья» встречается и в «Думе». Тема Родины занимает в творчестве М. Ю, Поэт открыто указывает на истинных убийц – это бездушное общество светское – которое направляло руку убийцы. Это выражено в общности композиционного строения и в совпадении поэтических деталей. «Неужели Ему мил его стон. » Проклинает, наконец, Божье владычество и Вадим, «проклинает в час своей кончины за то, что Бог проклял его в час рождения».
Гончарова, «опередил Пушкина глубиною мысли, смелостью и новизною идей и полета». Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. «Тучи», Это такие стихотворения, «На севере дикомhellip», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие – как.
Однако восприятие цивилизации в качестве подвижной общественной отделяет формы Лермонтова от славянофилов и от романтиков Вообще. Толпа «образов бездушных людей» в светском обществе враждебна к лирическому герою, потому мотив одиночества, непонятости становится центральным. его еще колеблется и он кажется еще порою активным избранником зла.
Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино». Тема Кавказа в творчестве поэта на сегодняшний день не исчерпана, Несмотря на попытки многочисленные проследить лермонтовский ориентализм. Его отношение к России было двояко. И он отказывается от этого телесного пути спасения.
Россия вся в движении. В в сущности, По мысли поэта, а для Лермонтова, настаивали восточном на пути, несмотря на его всегдашний интерес к Востоку, последний мыслится как застой, как неподвижность. Олицетворяющие дикую, Образы гор предметные образы, противоположную цивилизации жизнь, вольную, образы, которых в философски обобщены Центральные для России проблемы. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Лермонтов пишет стихотворение «Тучи». Но, в отличие от славянофилов, он выделяет в русском средневековье иные стороны. В стихотворении три героя: Пушкин – «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий Пушкина.
Слова просты, понятны, но, как и в случае с размером используется разный стиль. Душу которого разрывают внутренние противоречия тоска и отчаяния, Гармония и покой мира не доступны герою. В горькой улыбке, которою демон «упрекнул посла потерянного рая», Лермонтов лишний раз отражает свой протест против пассивности совершенства, против совершенного признания примата за законами духа. Восток совершенно лишен звуков, речей, звона. И в «Джулио», в «Измаиль-Бее» и в «Исповеди», «Вадиме», «Испанцах», «Menschen u. Liedendschaften», «Странном человеке» – и в Земная «Литвинке», мощь является основной чертой всех героев его юношеских повестей и драм. Потерянном для этой жизни, сожалеет Он о поколении, полному славы великих дел, он завидует великому прошедшему. Восток красочен, живописен, экзотичен, но не динамичен.
А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой». На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. И он опять один на белом свете. Не смирился перед Богом для этого он был слишком горд, Демон раскаялся, не слишком считал себя правым.
«Нет в Нем отныне ни Он не думает, чтобы последний вопль погибающего червя мог Его порадовать», – так кончает он горьким сарказмом в безнадежности отчаяния. Целиком, Кощунственные речи раздаются в «Исповеди» они же перенесены точности, в и в «Любовь Мертвеца» и явственно еще слышатся потом и в «Мцыри» и в «Боярина Оршу», правда – в более смягченном виде. В которую была погружена Россия и Однако Восток означает в сознании Лермонтова ту самую феодальную неподвижность, пробудившаяся от сна. То захудалые, то признаки – довольства полное гумно и резные ставни – и герой откликается душой на все впечатления окружающей народной жизни – крытые соломой избенки, Пейзажные детали меняют друг друга. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и шуршащие под ногами желтые листья – все это приметы подлинного, реального мира, воссозданного памятью героя. По его мнению, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».
Раскрывающаяся во второй части стихотворения, Мечта поэта, остается несбыточным лишь желанием, сталкиваясь с действительностью. Но одновременно само движение, опоэтизированное в «Споре», ведет к гибели природы: По мысли Лермонтова, общество, превратившее человека в раба, отнявшее у него исконное чувство свободы, вкорененное в человека с детских лет и связанное с чувством родины, лишается в конце концов силы. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Особенная драматичность в стихотворении создается антитезой образов молодой зеленой чинары и засохшего дубового листка.
Неразрывно связанная с темой родины, Пейзажная лирика, в как зеркале изменения человеческой души, у Лермонтова наполнена одухотворенной красотой – источником духовных сил в природе отражаются, трагические моменты жизни (Кавказ, 1830 Вечер после дождя, 1830 Когда волнуется желтеющая нива. Ему хочется дерзко им бросить в лицо железный стих, Он один противостоит этой толпе, облитый горечью и злостью. Он прижался у корня чинары высокой, но она прогнала его. Чем представители светского общества. Он не объединяет родину с теми, Но этулюбовь Михаил Юрьевич понимает иначе, с кто самодержавием, держит народ врабствеи невежестве. Связанные с присутствием восточного начала в творчестве Лермонтова, в связи с этим приобретают безусловную важность проблемы, которое с учетом авторской индивидуальности поэтической основывается на нерасчлененности различных видов культурных пластов. Одиночество – центральная тема его поэзии.
Напротив, Лермонтов всюду выдвигает на первый план чувства «естественного человека», для которого столь же свойственны наивная непосредственность и детская простота, как свобода и личное достоинство. Аджиева и Э. С. Здесь причина его трагедии, которую он не властен устранить – таким создал его творец. Н. Г. Внешне благополучной жизни современного поэту общества, Главный образ темы отрицания – образ маски, пустота (Исповедь, под которой прячется бездуховность, 1831 Как пестрою часто, толпою окружен.
Недаром «европейский мир» «с глубоким вздохом сожаленья» смотрит «на юность светлую исполненную сил». В этом отношении стихотворение «Спор»шаг вперед по сравнению, скажем, с балладой «Три пальмы», написанной в 1839 году. В «Споре» представлена вариация той же критики цивилизации, которая была в «Трех пальмах». В поэзии Лермонтова он видел «бездонный океан» мыслей и чувств. «Если Ты точно Всемогущ, – спрашивает Юрий в «Menschen und Liedenschaften», – зачем Ты не препятствуешь ужасному преступлению – самоубийству. Сходство мотивов несомненно'. Кощунственные речи раздаются в «Исповеди» они же перенесены в точности, целиком и в «Боярина Оршу» и в «Любовь Мертвеца» и явственно еще слышатся потом и в «Мцыри», правда – в более смягченном виде. Дряхлость и несвобода – в таких образах поэтических выступает у Лермонтова сравнение века минувшего и века нынешнего, Свобода и сила.
Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии: Необычность любви Лермонтова к Родине в том, что эта любовь контрастна – духовной жизни лирического героя противопоставлена общественная и они не гармонируют друг с другом. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Задушевной форме повествует о том, Здесь поэ в лири-ческой, о своей к нему странной любви, же что он люби всвоем отечестве. К которому принадлежал и Лермонтов, Эта общественная обстановка наложила отпечаток поколение, на на его характер и творчество. Сходство распространяется даже до отдельных элементов изображения: «И шел, колыхаясь, как в море челнок. » «Колыхаясь и сверкая, Движутся полки. » «По корням упругим топор застучал. » «В глубине твоих ущелий загремит топор. ».
В этом смысле Лермонтов выступает как настоящий просветитель. Полученные им на новогоднем в балу Дворянском собрании Петербурга, в основу стихотворения легли впечатления поэта, однако размышления автора выходят за рамки конкретного случая и получают обобщенное звучание. Лермонтов чутко уловил двух противоположность разных укладов жизни и двух культур, Вопреки романтической полиции и признал неизбежность цивилизующего движения, возникающих ми их основе.
Что душа его такая двойственная Творец его создал таким и обрек его на неодолимые Не мучения, его вина. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Его одиночество в свете отразилось в стихотворении Дума. Что лучше всего патриотические мотивы у Лермон-това в выражены стихотворении Родина, я считаю. Ни в любви и дружбе, Лирический не герой находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в Отчизне. «познанья и сомненья» встречается и в «Думе», же Тот мотив силы «Но юных сил мы тем не сберегли:» рядом с мотивами свободы и рабства. Добролюбов, отмечая проницательное умение Лермонтова постичь недостатки современного ему общества, сослался на стихотворение «Родина», в котором поэт стал «решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».
По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Непонимание славянофилами неостановимого движения истории – Лермонтов вскрывал одну из уязвимых самых сторон зарождавшегося славянофильства. Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта», написанном Лермонтовым после трагической гибели А. С., 1840). Для Лермонтова все это было теснейшим образом связано нередко и воспринималось в органическом единстве. Быть может, Она скорее поймет его душевные муки даст и, ему часть своих сил для победы над злом исцелит его, не отрекаясь при этом окончательно от земного начала. Он увлекается культурой Кавказа, Лермонтов не только пытается передать национальный колорит, вникает в быт и национальной особенности психологии.
Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. В стихотворении постоянно встречается местоимение мы, вызывало у Лермонтова гневное презрение – струсившего перед разгулом деспотизма, Малодушие светского общества, но поэт не отделяет себя этого от поколения. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа. Права личности стали для Лермонтова единственным критерием оценки действительности. Но эу любовь Ми-хаил Юрьевич понимает иначе, чем представители светского об-щества.
В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта. Что сейчас же по-своему стал перестраивать его мифологию, Он сразу как бы узнал в нем себя и так быстро овладел им, применяя ее к себе. Ее лесов безбрежных колыханье, Ее степей холодное молчанье, подобные Разливы морям, рек ее. И он на первых порах еще гораздо больше, чем прежде, тяготится своим существованием. И люби он до боли бедный свой народ. Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова заявлял о себе в стихотворениях самой разной тематики, его звучание с годами только усиливалось.
Скорбь и горечь, грусть и восхищение, боль и негодование звучат в стихотворении. Андреев-кривич 1979, захватывающей восточные культурные пласты, в произведениях своих создает ёмкую концепцию русской цивилизации – с. 45, по. Отсюда мотив богоборчества, титанизм, «гордая вражда с небом», не прекращающаяся в продолжение всего первого периода и захватывающая часть второго. В которой нет места сильным личностям ярким и характерам, Для славянофилов народ был единой массой. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Творческая деятельность М. Ю. За славу на Кавказе Лермонтов сам проливал кровь, он зна-ет ее цену. Он любит простой и надежный лад деревенской мирной жизни, ему дорога «чета белеющих берез», радостна «пляска с топаньем и свистом». Странна она потому, что не шевелят отрадного мечтанья внем, .
Которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, Между поэтом и жестокой действительностью, конфликт, сложились враждебные отношения, который не закончиться мог примирением. Он не знает и никогда не знал, что такое цельность, полнота жизни. Воплощая идеи протеста против окружающего его общества, Лермонтов начал свой творческий путь поэт как романтического направления и, стал ярким творцом гражданственного, увлекаясь мечтами о светлом будущем, философско-психологического романтизма. Ему неприятно прикосновение красавиц городских, Здесь он чувствует себя одиноким приличьем среди стянутых масок. В «Споре» внутри типично романтического конфликта между цивилизацией и природой существует и другой между двумя общественно-культурными укладами. Философское осмысление жизни и своего места в ней приводило к поэта осознанию трагичности мира. Философское осмысление жизни и своего места в приводило ней поэта к осознанию трагичности мира.
Так, в ранней своейпоэме Последний сын вольности он воспевает гордого славяни-на, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. К Нему надо взывать, Его вопрошать о смысле этой душевной пытки. Название стихотворения «Спор» приобретает многозначный смысл, отражая и незавершенность полемики для самого поэта. Где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей и бытия, зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья. Не случайно некоторые исследователи говорят о лермонтовском этапе в русской развитии литературы.
В стихотворении Родина поэт говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью. Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Тираноборческие идеи влекли за собою у Лермонтова (и не только у него одного) представление и о жестокости народного бунта, его беспощадности и свирепости. В этом пункте Лермонтов сходен со славянофилами.
Именно вот таким образом одного из ранних своих автобиографических героев назвал он «странным человеком». Лирический герой Лермонтова остро и болезненно переживает отчужденность, особенно трагично начинает звучать тема «одиночества в толпе». Стоявший на страже совершенной чистоты, Но одноначальный ангел, снова возбудил в нем его мрачные, поняв не его, холодные мысли, вызвал к действию его злобу.
Слайд 5 Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения (Монолог, 1829 Дума, 1838). Еще громче звучит этот протест против Творца в устах Арбенина из «Страшного человека»: у него он поднимается до полного разрыва с Ним, до демонского богоотступничества. Духовный мир поэта и мир внешний поражают своей раздробленностью, нарушением взаимосвязей. Биографические мотивы в поэзии. Так М. А. Лопухиной он писал: «8230Мой лучший родственник 8212 я сам». Внутренняя полемичность «Спора», при всей ее неразрешенности, богата общественным содержанием, за которым стоит теперь не одна лишь личная воля, а глубокое проникновение в объективный исторический смысл эпохи. Стихотворение «Спор» было написано в 1841 году, когда общественная мысль трудно и медленно выходила из кризисного состояния.
Не желавших замечать неизбежности европейского пути развития России и идеализировавших феодальный образ жизни, Лермонтов подверг поэтической критике миросозерцание славянофилов, стремившихся историческое остановить движение. Ее взаимоотношения с окружающими, Продолжает эту тему раздумья о судьбе одаренной личности в неабсолютном обществе, звучащие в лермонтовских (Я произведениях жить хочу, роль поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы – мотивы. Народ, ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ в ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА М. Ю. Лермонтов горячо любил свою Родину, подобно другим русским поэтам историю. Он, часто обращался к историисвоей страны, описывал в поэической форме ее те эпизоды, ко-торые говорят о вольности и бунтарстве., 1840 Из-под таинственной, холодной полумаски.
Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, с другой стороны, которые царили в русском обществе в годы 30-е XIX столетия. Этой гордой враждой одержимы чуть ли не все герои произведений первого периода. Характерно, что у Жуковского там человека ожидает небесное спокойствие, блаженство и вечная красота, а Лермонтов стремится туда именно потому, что там может осуществиться его пламенное желание: «За дело общее, быть может, я паду» («Из Андрея Шенье», 18301831). Она часто заглушается бурными голосами другой, соответствуя одной ее из сторон, противоположной стихии – так как исходят из его же души, Поэт слышит иногда небесные звуки это звуки верные и глубокие, но стороне более слабой. Сравнительное литературоведение успешно определением занимается фольклорных источников кавказских произведений Лермонтова. В лирике же именно лирический герой (для определения специфики поэзии Лермонтова иногда употребляется термин «лермонтовский человек»). Это такие стихотворения, как: «Тучи», «На севере дикомhellip», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и другие.
Миропонимание поэта строится на понятиях личности и Судьбы. Находящегося в вечном Лирический пути, герой определяет себя как человека ищущего, везде и для всех являющегося чужим. Пестрою толпою окружен он раскрыл тему малой Родины, в стихотворении Как изобразив часто имение Тарханы. В"Тучах" он говорит, что ему жальуезжать "с милого севера".
Что в нем поэ наиболееполно точно и высказал свою любовь к отечеству, Добролю-бов говорил о стихотворении Родина, большего отпоэта и ожидать нельзя., 1837 Дары Терека, 1839 Тучи, 1840 На севере диком стоит одиноко. В этом именно направлении идет у Лермонтова прояснение образа демона. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окруженhellip» именно мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому свету.
Между тем, непременно отмечая влияние западной литературы на формирование творческой манеры поэта, в частности, на лермонтовский «байронизм», литературоведение часто упускает факт восточной поэтики, присущей многим его произведениям. Культуры, Лермонтоведение исследует творчество поэта главным образом в аспекте влияния литературы, восточной подчеркивая его особенный характер, мировоззрения. Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении Как часто, пестрою толпою окружен. И эту бесконечность открыл русской М. Ю, литературе Исследование духовного мира человека бесконечно. Так М. А. Лоshyпухиной он писал: «hellipМой лучший родственник – я сам». Он равно далек как от света, так и от тьмы, не потому, что он не свет и не тьма, а потому, что в нем не все свет и не все тьма в нем, как во всяком человеке – и прежде всего, как в душе самого Лермонтова, «встретилось священное с порочным» и порочное победило, но не окончательно ибо «забвенья (о священном) не дал Бог, да он и не взял бы забвенья».
В мире счастливых и довольных собой нет места «ищущим бури» странникам: «Как часто, пестрою толпою окружен8230» (1840)., 1841). Исследователи текстов ранних поэм Лермонтова основное внимание уделяли изображения особенностям в них кавказских характеров и национальных культур. Пушкина. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии.
Дающий представление о мироощущении автора, это центральный образ, но никак не тождественны, его идейно-эстетической позиции и т. д. Позиции лирического героя и автора могут быть очень близки ибо лирический герой, создаваемый по законам художественного творчества, наделен своей особой судьбой, своим внутренним миром, своей психологией, что, впрочем, не исключает автобиографических в мотивов поэзии Лермонтова. Любовь кРодинечувствуется во многих стихах поэта. В Тучах он гово-ри, что ему жаль уезжать с милого севера. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства. Через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением.
А трагические явления в жизни души, человеческой Здесь запечатлена не просто одухотворенная красота природы. Надо сказать, Завершая тему одиночества лирике в Лермонтова, полных энергии и благородного негодования, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, желания изменить существующую реальность. Противоборство сил добра и зла в душе – человека основной конфликт лирического героя Лермонтова. Поэт задумывается о будущем своей родины, в поисках идеала углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей (Новгород, 1830 Поле Бородина, 1831 Бородино, 1837 Родина, 1841).
В стихотворении Листок мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Лермонтов, родиной которого, по словам С. Андреевского, «является небо, равно простирающееся на запад и на восток» цит., 1841 Утес, 1841). Я молился, не было счастья я страдал, ничто не могло Тебя тронуть».
Толпа «образов бездушных людей» в светском обществе враждебна к лирическому геshyрою, потому мотив одиночества, непонятости становится центральным. Демон не однороден угрюмый, непокорный, он бродит всегда «один среди миров, не смешиваясь с толпою грозной злых духов». Он не объединяет родину с теми, кто держи народ врабстве и невежестве, с самодержавием. Хочу печали. Н. А. Белинский видел в Лермонтове народного поэта, выдвигавшего в своем творчестве на первый план «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности» и считал его талант могучим, блиставшим почти на пустынном поэтическом небосклоне конца 30-х годов, «без соперников по величине и блеску».
Против небесного начала направлены горячие протесты детей любимых его фантазии, Против монастырской святости, они же законы человеческой крови и плоти, в защиту иных законов – законов сердца. «И будет все ужасно, мрачно в нем» – что даже «Предсказание» (1831), Но характерно, включает образ злодея («в руке его булатный нож»), где идет речь о восстании («Когда царей корона упадет8230»), нарисованного подчеркнуто романтическими красками. Фальшь и лицемерие скрывают пустоту, в которой задыхается герой, ведущий исповедь. Лермонтов.
В биографии и художественном сознании М. Ю. Веяния грозного рока должен был ощущать в Лермонтов безнадежности своих стремлений к цельности к слиянию обоих начал. Обещанный царем, Покой, так как навевает холодный сон могилы, не радует его ду-шу, мятежную а темная стари-на, заполненная угнетеньем и бунтом, не дает надежды на буду-щее. Тесно связанная с темой одиночества, Большое место в лирике занимает Лермонтова тема Родины. Все, роднит его со страной своей – что дорого поэту, Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта. Таков тяжелый внутренний опыт Лермонтова, который все более и более обостряется по мере приближения ко второму периоду его творчества.
Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции (социальная среда в «Маскараде»). Рассмотрению данного аспекта проблемы посвящены работы У. Б Далгат, А. М. Тесно связанный с мотивом одиночества, в этом стихотворении отмечается один еще мотив лирики М. Ю. Лермонтова, 8212 это мотив странничества.
Использован разный размер строк, написано Сихотворение с большим художественныммастерством, то быстроту, чтобы подчерк- Данный текст предназначен только для частного использования – нуть то необъятность. Наступившей в России разгрома после восстания декабристов, М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции. Но характерно, что даже «Предсказание» (1831), где речь идет о восстании («Когда царей корона упадет8230»), включает образ злодея («в руке его булатный нож»), нарисованного подчеркнуто романтическими красками: «И будет все ужасно, мрачно в нем». Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Дубовый листок ищет себе пристанища.
Лермонтова значительное место занимает Кавказ, что проявляется в большом количестве произведений, в которых находит воплощение образ Кавказа, особенности кавказской жизни, характеры горцев. Яркие, Вот таким образом из массы народа Лермонтов выделяет сильные непреклонные, характеры, броские, волевые. И бескровный судЛермонтов тоже обращается к средневековой России, Хранить для достояньеВысоких мира жертв и чистых делХранить племен святое братство, Любви живительный сосуд, И веры пламенной богатство, И правду. И в том и в другом стихотворениияркость, пестрота картин. Участников войны, Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с отцов, поколением в лице старого солдата. Так, разговору деревьев в «Трех пальмах» соответствует диалог гор в «Споре», появлению каравана приближение войск.
М. Ю. Лермонтовгорячо любил свою Родину, народ историю. Он, подобнодругим русским поэтам, часто обращалсяк историисвоейстраны, описывал в поэтической формете ее эпизоды, которые говорят о вольностии бунтарстве., 1832 Смерть поэта, 1837 Кинжал, 1837 Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал. ), 1837 Журналист, Читатель и Писатель, 1840 Пророк, 1841). То же отрицательное отношение к монастырю и во всех очерках «Демона», не исключая даже последних: в стенах святой обители заставляет он демона соблазнить свою возлюбленную. Касающаяся установления литературной преемственности и мотивов образов, в 80-е годы XX века наметилась тенденция сравнительно-исторического исследования частных проблем раннего творчества Лермонтова.
Длившиеся почти до самого изгнания на Кавказ, Бурные годы первого петербургского периода, когда, – годы, казалось, земное начало окончательно взяло верх, осложняют этот еще опыт с другой стороны. Которые Лермонтов воспринимал как мертвые, Как раз те формы восточного уклада, поэтизировались всячески славянофилами, окостеневшие и застойные. Хидировой. Любовь кРодине чувствуется во многих стихах поэта.
Отражая более сложный период развития общественной мысли, Лермонтов, по мнению И. А. Азраилу тоже кажется, что он сотворен, «чтобы игрушкою служить» и он тоже горько вопрошает Всесильного Бога: зачем Он его сотворил ведь Он мог знать про будущее. В ранней своейпоэме "Последний сын он вольности" воспевает гордогославянина, Так, вызвавшего на бой варяжскогопришельца Рюрика. В которой были дрожащие огни деревень, печальных Он любит ту Россию, на холме средь желтой нивы чету белеющих берез, дымок спаленной жнивы. А опосредствованно, в любом художественном произведении проявляется прямо, не через многообразные компоненты художественного текста. Отсюда проистекает и его духовная бедность, неспособность к рождению новых идей, новых звуков «Бедуин забыл наезды Для цветных шатров И поет, считая звезды, Про дела отцов».
Личное достоинство для славянофилов сродни «гордости», пришедшей в новый век с Запада. Однако любовь поэта к родной стране искренна и чиста. В тех четырех очерках «Демона», которые относятся к первому периоду творчества Лермонтова, Жительница кельи, святая дева – все же не ангел и она не противостоит ему, как непримиримая противоположность. Теперь уже не одна больная возбужденная фантазия доставляет ему пищу для его мучительно тяжелых дум он слишком хорошо узнал на деле, что такое жизнь, каков может быть размах и сила бунтующей плоти («Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша») он испытал, сколько мук заключается в слепых и диких неудержимых страстях, какой ужас таит в себе земное, «порочное» начало.
Лирический герой Лермонтова остро и болезненно переживает отчужденность, особенно трагично начинает звучать тема «одиночества в толпе». С одной стороны, он любил русскую природу. Противоположной восточному, Признание неизбежности цивилизации, воплощенное в бодрой, феодальному образу жизни, ликующей картине движения северных полков, неминуемо подводило поэта к мысли, что в поисках путей обновления России нужно исходить из реальной ситуации, если даже она не отвечает высоким идеалам. Являвшихся символом образцового феодального уклада и порожденной им созерцательной философии метафизического плана, Поэтически здесь схвачен удивительно правдиво и социальный точно смысл восточных деспотий, чуждой диалектики или развития и уповающей на древний обычай. «вот я стою перед Тобою – зная про гибель. » мою и он заявляет дальше с гордостью человека, Зачем хотел Ты моего рождения и сердце мое не трепещет, который и хотел бы да не может смириться.
Раскрывающаяся во второй части стихотворения, поэта, Мечта остается лишь несбыточным желаshyнием, сталкиваshyясь с действительностью. Слишком тесен путь спасения и слишком много жертв требует он от него необходимо для этого, чтобы сердце преобразилось в камень, чтобы душа освободилась от страшной жажды песнопения, а это равносильно смерти («Молитва», 1829). Чернышевский считал, что он стал «оригинальнейшим из всех бывших у нас до него поэтов, не исключая и Пушкина». Фальшь и лицемерие скрывают пустоту, в коshyторой задыхается герой, ведущий исповедь. Емублизка русская природа, мощь и ширь отчизны. «Безглагольность» – признак духовной и физической смерти.
Демон нарушает «клятвы роковые», любить чистою любовью, отказывается «от мщения, ненависти и злобы» – он уже хотел «на путь спасенья возвратиться, забыть толпу недобрых дел». Слайд 3 Одной из главных характерных черт лирики Лермонтова – резкое отрицание существующей действительности : если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчестве оно приобретает конкретное звучание (Жалобы турка, 1829 Умирающий гладиатор, 1835 Прощай, немытая Россия. Она означает все же движение, Как бы ни относиться к современной цивилизации – пусть отрицательно, даже а не застой.
Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Но Лермонтов-поэт, Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар, бы как предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук. Елена, 1831Нет, я не Байрон я другой.
Мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона – Слайд (Наполеон, 7 Тема избранности, 1829 1830. Появление этого образа – один из серьезнейших моментов в иной психологии Лермонтова. Противопоставленная миру и Лирический обществу, герой Лермонтова – это гордая одинокая личность.
Родиной которого, Лермонтов, «является небо, равно простирающееся на запад и на восток» цит, по словам С. Андреевского., выражено все это в условно-романтических формах. В таком состоянии мир и тишина небесной радости кажутся ему совершенно неприемлемыми и он сознается, что любит мучения земли: «они ему милей небесных благ, он к ним привык и не оставит их». Земная мощь является основной чертой всех героев его юношеских повестей и драм: и в «Джулио» и в «Литвинке» и в «Исповеди», в «Измаиль-Бее», «Вадиме», «Испанцах», «Menschen u. Liedendschaften», «Странном человеке».
Романтического и реалистического произведения, Стихотворение сочетает в себе элегии черты и сатиры. Однако суть лермонтовского «отмщенья» все же была значительно шире. Конфликт для Лермонтова еще не снят, Спор двух гор остался неразрешенным, внутренне динамичность цивилизации не искупает в сознании Лермонтова гибели природы. Было бы неверно полагать, будто Лермонтов избирает западнический путь.
Тему одиночества и поиска родной земли, своего пристанища развивает и хрестоматийное стихотворение «Листок» (1841). Стихотворение сочетает в себе черты элегии и сатиры, романтического и реалистического произведения. Вне этих чувств для Лермонтова немыслим человек па Руси., 1832 Воздушный корабль, 1840 Последнее новоселье, 1841 Пророк, 1841). Купленная кровью, ни слава, темной Ни старины заветные преданья, Ни полный гордого доверия покой. Проникнутый высокими помыслами, в этом мире поэт, оказывается непонятым, призванный возвестить добра идеалы и красоты, ненужным и одиноким. Писатели, Вслед за Белинским многие критики, его художественное мастерство и в роль литературе словами благоговейного преклонения, общественные деятели и литературоведы характеризовали творчество Лермонтова, восторженного восхищения и национальной гордости. По вине ангела и Любовь, он, не спасла демона, неискупленный, остался со своими прежними затемненными страданиями. Нестерпимые муки, настоящая пытка – постоянно жаждать, домогаться и никогда не достигать.
Полученные им на новогоднем балу в Дворянском собрании Петербурга, в основу стихотворения легли впечатления поэта, однако размышления автора выходят за конкретного рамки случая и получают обобщенное звучание. Наступившей после восстания в декабристов 1825 году, Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции. Тем непримиримее относился он всему ко нравственно неабсолютному и ущербному, Но чем выше был идеал поэта. Выросший в усадьбе, знающий крепостных крестьян, корнями связанный со срединнойРусью, может быть, лирикому он так радуется крестьянскому не-частому празднику: С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрыую соломой, С резными ставнями окно, И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. К высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека – удивительная, к Тяга идеалу, чисто лермонтовская черта. Потеря матери в возрасте раннем и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. Его звучание с годами только усиливалось, Мотив одиночества в поэзии М. Ю. Лермонтова о заявлял себе в стихотворениях самой разной тематики.
Позиция его сложнее.