Окончательный световой удар при четырех вышеописанных приемах вохрения, как уже было сказано, наносится несколькими штрихами тонкой кистью либо чистыми белилами, либо белилами с вохрой (оживка). В малых же иконах число вохр сокращалось и вохрение делалось менее тщательно. Также приемы работы с красками Словарь живописи и реставрации прием, вохрение Словарь русских синонимов. Если нужно подрумянить лики, то подрумянка вводится либо во время первого вохрения, либо после него.
Ошибки вохрения тотчас же проявят себя на всех смоченных поверхностях личного. Разных приема вохрения, применяемых иконописцами и поныне: 1) "плавью", 2) "отборкой", 3) "наливом" (в приплеск) и 4) комбинированным приемом, то есть наливом и затем отборкой. Поправив их таким же способом вохрения, повторяют описанный прием для новой проверки Относительно волос и росписи личного – они приплескиваются цветом и рисунком согласно указаниям об изображаемом святом лицевого Подлинника.
Вохрение производится сочно напитанной кистью, наливом, начиная с самого выпуклого места, распространяя первую вохру равномерно по всему участку и сводя на нет при помощи вводимой в краску разжиженной водою эмульсии. Таким образом вохрение становится каноническим для великорусской Самыми подходящими для писания икон считаются доски несмолистых пород, как-то липа, ольха, ясень, береза, кипарис, бук, чинара, пальма и т. д. Материалом для позолоты служат разные виды листового золота и особая краска, так называемое "твореное золото". При четырех вышеописанных приемах вохрения, как уже было сказано, наносится несколькими штрихами тонкой кистью либо чистыми белилами, либо белилами с вохрой ("оживка").
За счет использования техники иконописания, так и описание термином вохрение высветленной от краев к центру вохряной фигуры. Существует четыре разных приема вохрения, применяемых иконописцами и поныне: 1) плавью, 2) отборкой, 3) наливом (в приплеск) и 4) комбинированным приемом, то есть наливом и затем отборкой. Высветление личного или вохрение, делается разнообразными способами.
Следует также отметить, что в крупных иконах обработка личного производится тщательнейшим образом и по всем правилам вохрения. Различают охрение8230 Википедия Вохрение, охрение (от охра) в иконописи постепенный переход от основного темного тона личного письма (санкиря) к более светлым. Различают охрение8230 Википедия ВОХРЕНИЕ, ОХРЕНИЕ Совокупность плавей головы или общее название всех плавей головы. Следует вообще сказать, что изложить словами сложные приемы вохрения, без наглядного показа, довольно трудно.
Высветление, производимое на площадях доличного однотонно, то есть той же краской с прибавлением белил, называется "простым рефлексом", а если делается другим цветом, то "двухцветным рефлексом Высветление личного или "вохрение", делается разнообразными способами. Вохрение, охрение (от охра)160 в иконописи постепенный переход от основного темного тона личного письма (санкиря) к более светлым. Плавь сущ., кол во синонимов: 5 вохрение (4) побежка Словарь синонимов В последнее время ряд художников и исследователей обратил внимание художественного мира на поразительное совершенство памятников древней православной иконописи как со стороны своеобразного подхода и приемов к разрешению сложных художественных задач, так и со стороны чисто технической. В малых же иконах число вохр сокращалось и вохрение делалось менее тщательно. Следует также отметить, что в крупных иконах обработка личного производится тщательнейшим образом и по всем правилам вохрения.
Положь личной вохры первой, устне и бородку и шейку и с стеневай вохрами и личными вместе – и в вохру положь черленцы и подрумянь щеку у носка и носок, а подрумянку в лице делать. 1) либо сделано притенение более тоном темным по контуру с тайной стороны, а светлые места высветлены, 2) либо тайная сторона оставлена нетронутой и является самым глубоким теневым местом – а светлые места не светлены, Почти в каждой иконе можно заметить два способа достижения светотени. Он как бы отыскивает и колорит предопределяет личного, Обработав все поверхности доличного. С той и другой стороны зрачка, штрихами или в приплеск, обозначается единственный в глазу блик (оживка).
Первая вохра: составить на лица – положь белил, положь киновари, троху (немного) черлени скопской (псковской) положь и смешай вместе. Недостаток в писании личного, проявленный отсутствием плавности перехода от тени к свету и наличием резких границ между вохрением и санкиром, назывался костоватостью К сожалению, ясного толкового объяснения приемов вохрения в старинных описаниях не существует. Равно как и связующих веществ их Среди существующих красок, но есть и абсолютно неустойчивые имеются весьма прочные. Брови рисуются сплошной, сходящей на нет полосой цвета волос, на которой тонкими, двумя-тремя штрихами чернилами наносятся линии по всей брови.
Прием подобен таковому же в доличном. "Высветление" достигается в несколько приемов (от 2 до 4), называемых "пробелами" (первая пробелка, вторая и т. д. ). Все линии, Сняв осторожно бумагу, переводную для получения полного, отпечатанные на левкасе обводят вставленным в деревянную ручку острым шилом или просто иглою, процарапанного этим путем изображения. Вторичный проклей производят уже более густым отваром клея.
Но здесь постепенность переходов высветления достигается путем штриховой тушевки (как делается тушевка карандашом в клеточку, сетью) тонкой кистью и достаточно сухо, причем длина штриха зависит от желания мастера и от размера ликов. Приготовив в достаточном количестве разведенные краски – санкир, вохры, первую, вторую и третью, а также и промежуточные тона между указанными красками иконописец, поддерживая высветляемый участок иконы в мокром состоянии, вводит (плавит) постепенно сочными ударами все более и более светлую краску, преследуя равномерность перехода от тени к свету и сокращая площадь высветления. Значение паволоки в будущей жизни иконы весьма велико. Выделывание выемки для ковчежца сложно и дорого его иногда заменяют наклейкой на полях доски узких деревянных полосок высотой от 1 5 до мм.
Что золото достаточно растерто, творящий Когда заметит, старательно перемешивает все содержимое и оставляет на полчаса отстояться, он наливает на блюдце чистую воду. Налагают ее на лицевую доски, сторону Сняв эту бумагу и подложив под нее переводную бумагу. И она в огромной степени устраняет возможность как растрескивания самой доски, Паволока в служит данном случае упругой подкладкой под всей поверхностью левкаса, так и отставания от нее левкаса. То есть когда, Признаком готовности мордана к восприятию позолоты является состояние его отлипа от пальца, палец будет чувствовать этот отлип, при легком пальцем прикосновении к поверхности мордана, абсолютно не принимая, однако, на себя мордана.
Окончательный световой удар при четырех вышеописанных приемах вохрения, как уже было сказано, наносится несколькими штрихами тонкой кистью либо чистыми белилами, либо белилами с вохрой (оживка). Выглаживание и шлифовка левкаса производится следующим образом. Действительно беспорядочном изложении иконописец начинающий не в состоянии разобраться в сущности приема, При таком, чтобы применять его на практике. Значительно более светлым тоном, по Затем окантовывающим пряди светлым линиям наносятся, ударные световые блики. А в постоянном уклонении от законов перспективы чувствуется явная нарочитость, в древних памятниках иконописания все объемы не имеют большой глубины и мало выступают вперед, где точка схода параллельных линий вынесена вперед иконы, чем объясняется присутствие в них перспективы обратной, а не ее, позади как в живописных картинах. Отделенная друг от друга линией росписи, Каждая прядь, которые собою, между окантовывается по краям двумя линиями более светлого тона, посередине пряди, заливаются такой же разжиженной краской в приплеск.
Вероятно, Это название произошло, что золотые штрихи, потому, положенные в свету широко и сочно, в тенях наносились более тонкими и слабыми черточками и напоминали этим перо птицы. Увеличивают отверстие в скорлупе осторожно и выпускают желток на ладонь и, Когда в скорлупе останется один желток в своей пленке, стараются освободить его от оставшегося на нем белка, перекидывая его с одной ладони на другую. Высветление достигается в несколько приемов (от 2 до 4), называемых пробелами (первая пробелка, вторая и т. д. ).
Предназначенная для иконы, Доска, без сучков, должна из быть хорошо высушенного дерева изъянов, чистая, с отлично выструганною и выглаженною поверхностью. Санкир, вторая и третья вохры и все промежуточные тона первая, – Приготовляются все нужные для вохрения краски. Обводя вторично карандашом по на чертам прозрачной бумаге, Затем, перевод этот точно отпечатывается на левкасе. Это тонкие штрихи белой краской (немного с охрой), которыми намечались места наибольшей сосредоточенности света (в морщинах, надбровьях, надглазниках, подбородке и т. д. ).
Глаза тонко обрисовываются "экзедрой", а белки либо оставляются санкирными, либо проходятся легким тоном "рефтью" (белила с чернилами). Но вещества, коими грунтуются основные материалы, могут вредно действовать на прочность красок (масляные вещества). Выбрав цвет основной краски, называемой санкир, мастер раскрывает им все поверхности личного (санкирить). А между ними прокладываются линии высветления, в случае таком каждый волос рисуется темной краской отдельно. Значительно более светлым тоном, Затем по окантовывающим светлым пряди линиям наносятся, ударные световые блики.
Снова отборка и сушка и приступают к третьему вохрению тем же приемом. Второй и третьей, Кроме красок вохры – первой, – приготовляется еще эмульсия, разведенных очень жидко, обильно разбавленная водою. Он может быть более или менее темным или светлым и иметь тон более или менее холодный, Нужно заметить или быть ближе к теплому – охряно-коричиевому тону, приближающийся к зелено-оливковому – что цвет на санкира образцовых древних иконах весьма разнообразен. Положь вохры второй и на виске, положь чернил троху малую и вместе смешай и заличай на щеке и возле носка и под губкой и позади шейку истеневать – вместе с вохрами – положь белил, а дичь составь. Приготовив в достаточном количестве разведенные краски – санкир, вохры, первую, вторую и третью, а также и промежуточные тона между указанными красками иконописец, поддерживая высветляемый участок иконы в мокром состоянии, вводит (плавит) постепенно сочными ударами все более и более светлую краску, преследуя равномерность перехода от тени к свету и сокращая площадь высветления.
Силу и выражение этих оживок очень важно внимательно изучить хорошим по образцам древней иконописи. Существует четыре разных приема вохрения, применяемых иконописцами и поныне: 1) плавью, 2) отборкой, 3) наливом (в приплеск) и 4) комбинированным приемом, то есть наливом и затем отборкой. Абсолютно, конечно, недопустимо смешение двух или более родов живописи. Но с новым прибавлением белил и сокращая каждый раз площадь высветления только последний световой удар наносится несколькими штрихами чистыми белилами и называется отметкой, последующая Каждая пробелка делается той же краской.
Ошибки вохрения тотчас же проявят себя на всех смоченных поверхностях личного. Покончив с вохрением, вырисовывают глаза, брови, губы, приплескивается (если не был сделан во время вохрения) румянец и разделываются волосы и борода. Сняв осторожно переводную бумагу, все линии, отпечатанные на левкасе обводят вставленным в деревянную ручку острым шилом или просто иглою, для получения полного, процарапанного этим путем изображения.
Положь в нее посветлее и клади по саживным местам и тень Те вместе, же вохры в другом вохрить. Отборка. Проникшие сквозь материи краски пылинки попадают через наколотые на бумаге отверстия на левкас и постепенно образуют на нем полный отпечаток перевода. Наряду с указаниями приготовления или того другого состава или краски по старинным рецептам, Вследствие этого в некоторых случаях имеющихся теперь в продаже, даны новые названия готовых красок или продуктов и способы их применения. Отделенная друг от друга линией росписи, Каждая прядь, которые между собою, окантовывается по краям двумя линиями более светлого посередине тона, пряди, заливаются такой же разжиженной краской в приплеск.
Положь вохры второй и на виске, положь троху чернил малую и смешай вместе и заличай на щеке и возле носка и под губкой и позади шейку истеневать – вместе с вохрами – положь белил, а дичь составь. Целый лист золота перекладывают на бархатную подушечку, Здесь следует заметить, дабы золото не улетело, всячески оградив ее движения от воздуха и чистым столовым ножом этот лист золота нарезают на части, немного перекрывающие очертания подготовленных к позолоте площадей – что практически наложение свободного золота на полимент требует очень сложного приема и большого навыка. Что поверхность еще недостаточно гладка, Обнаружив ладонью, пока поверхность доски на ощупь не покажется абсолютно смывают гладкой, старательно накопившуюся белую массу и продолжают шлифовать пемзою до тех пор. Покончив с вохрением, вырисовывают глаза, брови, губы, приплескивается (если не был сделан во время вохрения) румянец и разделываются волосы и борода. На блюдечко насыпают пол-чайной гуммиарабика ложки в порошке и смоченным в воде пальцем растирают до получения густого теста – Это золото приготовляется так. Опись и роспись имеют в иконе значение графического выражения объема. А между ними прокладываются линии высветления, в таком каждый случае волос рисуется темной краской отдельно. То подрумянка вводится либо во время первого Если вохрения, нужно подрумянить лики, либо после него.
В XVI веке впервые появилось твореное Так, золото, вводились в употребление новые краски, стали пользоваться новым левкасом изменился даже способ крепления досок. Штрихами или в приплеск, с той и стороны другой зрачка, обозначается единственный в глазу блик ("оживка"). Приготовив в достаточном количестве разведенные краски – санкир, вохры, первую, вторую и третью, а также и промежуточные тона между указанными красками иконописец, поддерживая высветляемый участок иконы в мокром состоянии, вводит (плавит) постепенно сочными ударами все более и более светлую краску, преследуя равномерность перехода от тени к свету и сокращая площадь высветления. Покончив с вохрением, вырисовывают глаза, брови, губы, приплескивается (если не был сделан во время вохрения) румянец и разделываются волосы и борода.
При умелом выполнении, Этот прием, ровный переход от тона к тону и изумительную прозрачность красок, дает отличный, но он самый трудный, так как требует знания большого и опыта. Положь вохры второй и на виске, положь чернил троху малую и смешай вместе и заличай на щеке и возле носка и под губкой позади и шейку истеневать – вместе с вохрами – положь белил, а дичь составь. Материалы, употребляемые в живописи, как и основа (дерево, холст и т. д. ), обыкновенно абсолютно нейтральны в отношении различных видов красок. Снова отборка и сушка и приступают к третьему вохрению тем же приемом. Санкир делать: вохра с чернилами.
Следующий прием золочения на полимент называется подпуском. Обводя вторично карандашом по чертам на прозрачной бумаге, перевод Затем, этот точно отпечатывается на левкасе. То есть высветления доличного, Кроме перечисленных выше красочных приемов в выражении формы объема или на ассист, существовало существует и высветление твореным золотом ииокопью. Для более легкого подхода существует четвертый прием. Которую смывают губкою и продолжают шлифовку, такого От действия пемзы на поверхности доски появляется жидкая масса. Мордан сушится, как указано выше, в продолжение 6, 12 или 24 часов.
Тщательно предохраняя от пыли всякого и сора, После этого доску кладут горизонтально и оставляют сохнуть в течение суток. Разделка волос и бороды делается, как сказано выше, либо по санкиру, либо по особому тону подплески. Которым можно пользоваться как обыкновенной краской, Высохшее тесто матового и цвета есть твореное золото, разбавляя ее водою. Ломкий левкас, Ввиду почти неизбежного покоробления доски иконной дает трещины, подвергаясь изгибу, отрываясь от доски и даже нередко кусками выпадает прочь. Затем приступают к покрытию поверхности доски слоем жидкого клея (проклей) при помощи широкой щетинной кисти и оставляют сушиться. И в таком случае на местах глубокой самой тени оставляют санкир нетронутым, Иногда притенение не делается.
Бросают их на блюдце в нужном количестве и потом собирают в один комочек, затем Берут поочередно листки золота. Положенную на колени, Вытирая поочередно свободную ладонь о тряпку, чистую продолжают процесс до окончательного освобождения желтка, от приставшего к ней бачка. Что злоупотребление подрумянкой опасно в смысле нарушения иконного традиционного вкуса, Нужно помнить. Вообще двойная проклейка доски имеет целью предохранить ее от проникновения губительной сырости в глубь доски, а также от возможности потрескания.
Иногда же притененпе личного делается после первой или второй вохры. Участвующими в первом вохрении, Дается время нужной для просушки и делается отборка всеми тонами. Иногда волосы и борода делаются не прядями, а волос к волосу. Затем этою же кистью или другой к краям этой влажной поверхности обильно приплескивается жидко разведенный в воде желток (без краски) и быстро кистью разравнивается, увеличивая интенсивность краски к центру света и сведя ее на нет на теневой стороне площади. Этот способ также дает хорошие результаты, но он довольно труден в исполнении. Хорошо обработанная доска опускалась в водяную ванну, По способу Черча, в поддерживалась которой температура в 50С.
А в постоянном уклонении от законов перспективы чувствуется явная нарочитость, в древних памятниках иконописания все объемы не имеют большой глубины и мало выступают вперед, где точка схода параллельных линий вынесена вперед иконы, чем объясняется присутствие в них перспективы "обратной", не а позади ее, как в живописных картинах. С той и другой стороны зрачка, штрихами или в приплеск, обозначается единственный в глазу блик ("оживка"). Этот прием, при умелом выполнении, дает отличный, ровный переход от тона к тону и изумительную прозрачность красок, но он самый трудный, так как требует большого знания и опыта. Для проверки общего колорита личного можно рекомендовать следующий прием: иконописец покрывает после тщательной просушки все площади личного, сочно, но весьма осторожно, эмульсией, обильно разбавленной водой. То есть высветления доличного, Кроме перечисленных выше красочных приемов в выражении формы объема или "на ассист" и существовало существует высветление твореным золотом "инокопью".
Растирают все вместе пальцем получения до однородной массы, Прибавив еще немного жидкого гуммиарабика. Рабочая сторона которого плоская, Берут крупный пемзы, кусок смочив губкою или широкою кистью поверхность левкаса и, начинают растирать ее пемзою по всем направлениям. Этот прием в сухую, он много проще и доступнее. К которым иконописцы приспособлялись, с течением времени появились материалы, новые изучая их и применяя на практике. Отличному от понимания его в картинах живописи, в выявлении последнего древняя иконопись всегда к стремилась особому пониманию объема.
Например, Так, начав писать картину масляными красками, нельзя, закончить ее яичной или, темперой, наоборот, начав темперой, закончить маслом. Приготовляются те же краски, что и для плави. Смочив ее в воде, Высушенную залевкашенную доску осматривают очень внимательно выравнивают и при помощи грубой стеклянной бумаги или куском пемзы.
По сухому санкиру делается вохрение первое на всех высветляемых участках личного в приплеск. Фарфоровым блюдом или тарелкою – для испытания тонов нужной краски, Затем разной величины кистями – и беличьими барсучьими – для писания. Повторяют тот же прием со второй вохрой, Просушив первую вохру и, но сократив площадь высветления, наконец, третьей вохрой – снова сократив площадь и опять, высушке, по второй вохры. А также Мюнхенской Пользуясь шкалой, этой таблицей красок иконописец может обзавестись нужным набором тонкотертых красок в порошке.
Иногда на такую составную доску наклеивают на лицевую и тыловую ее стороны тонкие фанеры. Не потеряв единства вследствие колорита свойства яичной темперы изменять свой цвет после высыхания, Нередко начинающему иконописцу бывает весьма трудно довести обработку личного до конца. Подпускают эту смесь под листы золота, Наклонив слегка иа себя доску иконы, к смоченному этим путем полименту золото станет постепенно само приставать, начиная с удобного доски места жидкость эта сама начнет тотчас же распространяться под золотом по полименту и, а излишняя жидкость вытечет вниз. Дается время для сушки и делается второе вохрение в приплеск. Какой покрыта высветляемая площадь, Первая пробелка наносится той же краской, но с прибавлением количества некоторого белил.
Разбивают скорлупу яйца в его тупом конце и снимают кусочки ее для образования достаточного – отверстия чтобы постепенно выпустить белок, Это и есть. Глаза тонко обрисовываются экзедрой, а белки либо оставляются санкирными, либо проходятся легким тоном рефтью (белила с чернилами). Проявленный отсутствием плавности перехода от тени к свету и резких наличием границ между вохрением и санкиром, Недостаток в писании личного, ясного толкового объяснения приемов вохрения в старинных описаниях не существует, назывался костоватостью к сожалению. Недостаток в писании личного, проявленный отсутствием плавности перехода от тени к свету и наличием резких границ между вохрением и санкиром, назывался "костоватостью" К сожалению, ясного толкового объяснения приемов вохрения в старинных описаниях не существует. Разбивают скорлупу яйца в его тупом конце снимают и кусочки ее для образования достаточного отверстия – чтобы постепенно выпустить белок, Первый прием.
После этого доску сушили и пропитывали сулемой для полного уничтожения вредителей. Что, Важно также помнить, только тогда иконописец-новичок может осторожно разрешить некоторые себе композиционные и колористические замыслы, только достигнув положительных результатов в самом тщательном копировании икон и добившись достаточного технического опыта и приобретя иконный вкус. Что перед вохрением, Должно упомянуть иногда для уверенности большей в наложении высветляющих красок иконописцами делалась предварительная наметка, каким бы приемом оно ни производилось, называемая насечкой.
Что в крупных иконах обработка личного производится тщательнейшим образом и всем по правилам вохрения, Следует также отметить. Заранее приготовленную чистую баночку, в этот момент желток опрокидывается быстро в особую. На кисть берут долю жидкой смеси: 2/3 части спирта и 1/3 воды и добавляют в нее каплю гнилого белка. Хорошо высохшая проклеенная поверхность доски должна быть глянцевитой.
Иногда волосы и борода делаются не прядями, а волос к волосу. Составить на лица – положь белил, троху (немного) черлени скопской (псковской) и положь смешай вместе – положь киновари, Первая вохра. ". Комбинированный прием вохрения. В малых же иконах число вохр сокращалось и вохрение делалось менее тщательно. При умелом выполнении, Этот прием, ровный переход от тона к тону изумительную и прозрачность красок, дает отличный, но он самый трудный, так как требует большого знания и опыта.
Положь личной вохры первой, устне и бородку и шейку и стеневай вохрами с и личными вместе – и в вохру положь черленцы и подрумянь щеку у носка и носок, а подрумянку в лице делать. Пробелы накладываются последовательно и каждый раз по просохшей высветляемого поверхности участка. Отборкой в комбинированном способе исправляются все те неровности, которые обнаружатся после просушки приплеска. Первая вохра: составить на лица – положь белил, положь киновари, троху (немного) черлени скопской (псковской) положь и смешай вместе. Для предохранения от червоточины тыловую сторону доски иногда покрывают льняным вареным маслом. Из изложенного видно, что принцип построения (лепки, карнации) личного ничем не отличается от доличного ибо обработка та же: от темного, основного тона к светлому. Разведенным водою, На подготовленной поверхности одежды или других частях доличного иконописец наносит места на света твореным золотом, штрихи "в перо".
Санкир, вторая и третья вохры и все промежуточные – тона первая, Приготовляются все нужные для вохрения краски. Первая вохра: составить на лица – положь белил, положь киновари, троху (немного) черлени скопской (псковской) положь и смешай вместе. Плавь. Отличному от понимания его в картинах живописи, в выявлении последнего древняя иконопись всегда стремилась к пониманию особому объема.
Чтобы он ложился равномерно, При наложении клея нужно наблюдать, а при сушке сберегать доску от пыли, без пузырьков, сора и т. п. Тонкие доски лучше проклеивать также и с обратной стороны, дабы уменьшить тем возможность покоробления доски во время процесса проклеивания. Пробелы накладываются последовательно и каждый по раз просохшей поверхности высветляемого участка. Приступают к наложению второго слоя левкаса, Вытерев затем доску от слоя снятого левкаса, более слабого крепости, по заново приготовленного на наваре клея. Однако иконописная техника имеет свою историческую жизнь, в последующем приведены изложении указания по писанию икон приемами и традициями старинных иконописцев. Налагают ее на лицевую сторону доски, Сняв эту бумагу и под подложив нее переводную бумагу.
Воду осторожно сливают, Когда все золото осядет на дно, держа блюдце над свечою или а лампою, оставшуюся жидкость просушивают. Зрачок заливается какой-либо из красок коричневого тона (экзедра, жженая сиена, багор и др. ), с высветлением к центру, а ирис зрачка всегда наносится чистыми чернилами. Какой покрыта высветляемая площадь, Первая пробелка наносится той же краской, но с некоторого прибавлением количества белил. Но с новым прибавлением белил и сокращая каждый раз площадь высветления только последний световой удар наносится несколькими штрихами чистыми белилами и называется "отметкой", последующая Каждая пробелка делается той же краской. "Санкир делать: вохра с чернилами. По сухому санкиру делается первое вохрение на всех высветляемых личного участках в приплеск. Которые обнаружатся после просушки приплеска, Отборкой в способе комбинированном исправляются все те неровности.
Лист бумаги, на котором уже сделан перевод иконы (прорись), служащей образцом для писания, прокалывают булавкою или другим острым прибором, служащим, например, для разметки закройщикам, по всем линиям очертания и затем накладывают этот лист на левкас доски. Как и в доличном, Притенение тайных мест делается так же, дичь именуемой – темной краской. Более практично выпиливать рамку из целой фанеры точным по нужным размерам и наклеивать ее на доску. А белилами оживить в лобке и на переносью и в третью вохру личную составь также посветлей всех вохр, возле глаз и над устнем, посредь носка и на конце и у губки и бородку, а шейку подживи охрою и подрумянки, управь и совсем стеневай на третью вохру. Разведенным водою, На подготовленной поверхности одежды или других частях доличного наносит иконописец на места света твореным золотом, штрихи в перо.
Этим приемом легче добиться ровных переходов тонов. Если притенение применяется, то оно делается жидкой краской, более темным тоном, чем окрашена площадь причем краска наносится способом приплеска (он будет описан ниже) или тонкой кистью штриховой сеткой, сводя ее от теневой стороны к светлой постепенно на нет. На чем же и какими красками писать иконы – применительно к Рассмотрим иконописанию, чтобы обеспечить им нужную долговечность, специальный вопрос. Положь в нее посветлее и клади по саживным местам и тень вместе, Те вохры же в другом вохрить. ".
Этим достигалось свертывание и удаление белковины, являющейся весьма вредным элементом, способствующим порче дерева. Доску ставят для просушки лицевой стороной к стене или же кладут ее в коробку или в ящик, Когда все площади покрыты морданом, который затем тщательно закрывают для предохранения от покрытых пыли морданом площадей во время сушки. Убедившись же в достаточной просушке полимента, приступают к наложению на него не прикрепленного к бумаге листового золота. То в другую сторону, При этом полезно помогать жидкости распространяться равномерно под золотом наклонения путем доски то в одну. Их нужно немедленно исправить, Если после наложения левкаса будут горбы замечены или впадины, а именно – пройти шпателем по свежему грунту. Участвующими в первом вохрении, Дается время для нужной и просушки делается отборка всеми тонами.
Дается время для сушки и делается второе вохрение в приплеск. Паволока, Кроме того, образует с ним однородное плотное тело, соединяясь с левкасом, составляющее крепкое то основание, на котором будет написана икона. Тогда мокрую шлифовку прекращают и дают левкасу просохнуть в приблизительно течение получаса.
Дается время для сушки и делается второе вохрение в приплеск. Вероятно, Это название произошло, что золотые штрихи, потому, положенные в свету широко сочно и в тенях наносились более тонкими и слабыми черточками и этим напоминали перо птицы. Которые обнаружатся после просушки приплеска, Отборкой в комбинированном способе исправляются те все неровности. То ее можно составить из двух, Таким же путем делаются ковчежцы на фанерных досках. Когда нужно для иконы заготовить очень широкую доску, плотно склеенных и прочно трех скрепленных и более узких досок. Для примера приведем выписку из Подлинника Погодина – как писать лица у икон. Далее, нужно запастись следующими главнейшими принадлежностями каждого иконописца: деревянными ложечками или набором фарфоровых чашечек для растирания в них красок (деревянные ложечки самые удобные для этого приема). Что желток начнет слегка как бы приставать к ладони, Это еще будет явственнее ощущаться тем.
Наполняют его мелко истолченным углем, Далее берут кусок редкой материи, туго завязав, охрой или другою темною краской начинают и, быстро бить этим мешочком по наложенному на левкас листу с рисунком. Установленную последовательность в построении иконы ибо икона не только писалась, она как бы лепилась исходя из традиционных требований своеобразного иконного строения – отступая, Но, от некоторых приемов и материалов, в силу обстоятельств, указанных в подлинниках, каждый иконописец более должен всего бояться нарушить главное. Такая доска ни в чем не уступает по крепости доске из цельного дерева. Глаза тонко обрисовываются экзедрой, а белки либо оставляются санкирными, либо проходятся легким тоном рефтью (белила с чернилами). А белилами оживить в лобке и на переносью и в третью вохру личную составь также посветлей всех вохр, возле глаз и над устнем, посредь носка и на конце и у губки и бородку, а шейку охрою подживи и управь подрумянки и совсем стеневай на третью вохру. Поправив их таким же способом вохрения, повторяют описанный прием для новой проверки. Как сказано выше, Разделка волос и бороды делается, либо по особому тону либо "подплески", по санкиру. Снова отборка и сушка и приступают к третьему вохрению тем же приемом.
Заранее приготовленную чистую баночку, этот в момент желток быстро опрокидывается в особую. Что изложить словами сложные приемы вохрения, вообще Следует сказать, довольно трудно, без наглядного показа. Мастер-иконописец сразу же разрешает задачу колорита, Начав с доличного, давая частям всем иконы движение и проявляя заботу о равновесии красочных соотношений. Положенную на колени, Вытирая поочередно свободную ладонь о чистую тряпку, продолжают процесс до окончательного освобождения от желтка, приставшего к ней бачка.
Для примера приведем выписку из Подлинника Погодина – как писать лица у икон. А затем она подвергалась обезвреживанию вредителей, живых Просушка дерева обыкновенно производилась весьма длительно на вольном воздухе. Это еще явственнее будет ощущаться тем, что желток начнет слегка как бы приставать к ладони. Такое смешение неизбежно приводит к самым печальным последствиям: вследствие неодинакового коэффициента действия света на разные (по роду живописи) краски, сочетания красочных созвучий, задуманных художниками, будут со временем искалечены.
Зрачок заливается какой-либо из красок коричневого тона (экзедра, жженая сиена, багор и др. ), с высветлением к центру, а ирис зрачка всегда наносится чистыми чернилами. Положь личной вохры первой, устне и бородку и шейку и стеневай с вохрами и личными вместе – и в вохру черленцы положь и подрумянь щеку у носка и носок, а подрумянку в лице делать. Высветление личного или вохрение, делается разнообразными способами. Приплеск. Губы приплескиваются краской цвета подрумянки и обрисовываются экзедрой.
Приготовив в достаточном количестве разведенные краски – санкир, вохры, первую, вторую и третью, а также и промежуточные тона между указанными красками иконописец, поддерживая высветляемый участок иконы в мокром состоянии, вводит (плавит) постепенно сочными ударами все более и более светлую краску, преследуя равномерность перехода от тени к свету и сокращая площадь высветления. Этот прием, при умелом выполнении, дает отличный, ровный переход от тона к тону и изумительную прозрачность красок, но он самый трудный, так как требует большого знания и опыта. Опись и роспись имеют в иконе значение графического выражения объема. Под словом приплеск нужно разуметь следующий прием: кистью средней величины на часть высветленной площади (более сильно освещенной) обильно наливается жидкая краска первой пробелки и сочной кистью выравнивается по поверхности, следуя движению света. Это и есть графья.
Существует еще другой старинный способ позолоты твореным золотом. Дается время для нужной просушки и делается отборка всеми тонами, участвующими в первом вохрении. Наливом, Вохрение производится сочно напитанной кистью, первую распространяя вохру равномерно по всему участку и сводя на нет при помощи вводимой в краску разжиженной водою эмульсии, начиная с самого выпуклого места.
По сухому санкиру делается вохрение первое на всех высветляемых участках личного в приплеск. Увеличивают отверстие в скорлупе и осторожно выпускают желток на ладонь и, Когда в скорлупе останется один желток в своей пленке, стараются освободить от его оставшегося на нем белка, перекидывая его с одной ладони на другую. (Если волосы па голове не покрыты, то они покрываются санкиром вместе со всем личным. ) Наконец, производится опись и роспись личного, тонкими линиями, особой краской, называемой экзедрой – смесь какой-либо из красных красок с черной. Санкир делать: вохра с чернилами.
Так писали, между прочим, в последнее время иконы в селах Владимирской губернии (Палех, Мстера и Холуй). Санкир, вторая и третья вохры и промежуточные все тона – первая, Приготовляются все нужные для вохрения краски. Теперь приступают к самому приему деликатному – перенесению этих кусочков золота на полимент.
Подрумянка составляется из первой вохры с прибавлением к ней или червлени или киновари. На изображение в Подлиннике накладывают прозрачную бумагу и обводят карандашом по ней очертания все его. С той и другой стороны зрачка, штрихами или в приплеск, обозначается единственный в глазу блик (оживка). И в третью вохру личную составь также посветлей всех вохр, а белилами оживить в лобке и на переносью, посредь носка и на конце, возле глаз и над устнем и у губки и бородку, а шейку подживи охрою и управь подрумянки и совсем стеневай на третью вохру. Положь в нее посветлее и клади по саживным местам и тень вместе, же Те вохры в другом вохрить. 1) либо сделано "притенение" более темным тоном по контуру с "тайной" стороны, а светлые места "высветлены", либо 2) тайная сторона оставлена нетронутой и является самым глубоким теневым местом – а светлые места "не светлены", достижения светотени. Зрачок заливается какой-либо из красок коричневого тона (экзедра, жженая сиена, багор и др. ), с высветлением к центру, а ирис зрачка всегда наносится чистыми чернилами.
На изображение в Подлиннике накладывают прозрачную бумагу и обводят карандашом по ней очертания все его. На этом же блюде можно также растирать особым гибким ножом сухие краски с водою. Необходимо, Здесь следует напомнить то, усердно учиться у либо опытного иконописца наглядным путем, почти обязательно, либо, собрав все свои старания и усердие, не мудрствуя, по лучшим образцам писать строго точные копии древних икон – что было уже сказано выше. Если притенение применяется, то оно делается жидкой краской, более темным тоном, чем окрашена площадь причем краска наносится способом "приплеска" (он будет описан ниже) или тонкой кистью штриховой сеткой, сводя ее от теневой стороны к светлой постепенно на нет. Для примера приведем выписку из Подлинника Погодина – как писать лица у икон.