Своими картинами об Отечественной войне Верещагин Василий Васильевич в первую очередь хотел показать презрение, которое она в нем вызывает. Известный русский художник-баталист Верещагин Василий Васильевич целую серию своих картин посвятил Отечественной войне 1812 года. В известного русского художника военной тематики Верещагина Василия Васильевича есть много серий из картин, посвященных разным войнам. Большое впечатление произвела на меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «Побежденные.
Очень большие чувства вызвала у меня картина художника-баталиста Верещагина Василия Васильевича «На Шипке все спокойно. ». Продолжая тему войны и ее последствий, русский художник Верещагин Василий Васильевич создал целую серию картин под названием «1812-й год». Вы картины-то Верещагина смотрели прежде чем писать всякую чушь. Верещагин Василий Васильевич своими картинами о войне всегда хотел показать ее разрушительный и губительный характер.
Верещагин отлично писал картины. Я вообще ценитель художников-баталистов. Но лично Верещагин произвел на меня огромное впечатление. Публика сочла картину «неприличной» и импульсивный Верещагин уничтожил работу. – (Художник в Третьяковской галерее) Балканская серия картин известного русского художника Верещагина Василия Васильевича показывает зрителю, какую высокую цену заплатила русская армия за победу в русско-турецкой войне. Известный русский художник-баталист Верещагин Василий Васильевич посвятил целую серию картин Отечественной войне проходящий в 1812 году.
Около двух десятков картин художник-баталист Верещагин Василий Васильевич посвятил действия происходящим в 1812. Хотя многим Верещагин Василий Васильевич известен именно своими картинами про войну, но есть в его арсенале и жанровые полотна, показывающие тему Востока в русской культуре. В картинах Верещагина оживало великое прошлое Индии: древние храмы, роскошные дворцы, величественные гробницы.
Получив от отца материальную в помощь, 1864 году, где три года занимался в мастерской «Ecole des Beaux Arts» «левого» французского академиста Жерома, он уехал в Париж. Еще одна картина – «Забытый» – создание творческой фантазии художника, творческий вымысел, навеянный общими впечатлениями войны. Третьякову в 1880 году, – в особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями, – это сплошные массы крестов, памятников, еще крестов и крестов без конца. В своих картинах из Нового Завета он порывает решительно всякую связь с традицией религиозной живописи. Видение мира у Верещагина было иным, чем у его предшественников. Чтобы разъяснить смысл своих произведений, Для того, то есть своего рода литературным комментариям, Верещагин был вынужден прибегать к эпиграфам, которые он на помещал рамах.
Жизнь идет своим чередом и никто из тех, кто охраняет цитадель, не знает, сразит ли его шальная пуля врага или минует. На фоне этих настроений может быть правильно понята и оценена созданная Верещагиным Балканская батальная серия эпопея: «Перед атакой», «После атаки», «Александр II под Плевной», «Побежденные. Продолжающееся довольно долго – угощение очень странное для мало с знакомого туземными нравами и обычаями, Тут начинается угощение батчи. Оставшееся в памяти на всю жизнь, Эффект от экспозиций верещагинских был необычайно сильным для многих это было потрясение.
И наконец, третья картина изображает эмира и его двор у гробницы святого, когда они благодарят «всевышнего» за одержанную победу. Стоит сказать, Чтобы иметь более представление ясное о действительно грандиозной посещаемости верещагинских выставок, открытую затем в Берлине, что его вторая выставка 1880 года за сорок дней своего существования в Петербурге привлекла двести тысяч человек эту же выставку, за шестьдесят пять дней посетило сто сорок пять тысяч, в Вене за двадцать восемь дней – сто десять тысяч. Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной и судьбой деятельностью. В 1889 году он разошелся с женой. Петербурге, Выставки картин Верещагина экспонировались в Москве, Париже, во многих городах Америки, Вене, Лондоне, Будапеште Берлине и других столицах. Пляска переменяется пением оригинальным, но и монотонным, однообразным, большею частью грустным. Солдаты затихли, молчит барабан, недвижимы легкие деревья с птичьими гнездами.
Что составляло ограниченность общественной и художественной позиции Верещагина, Отдавая себе отчет в том, что сделало одним его из крупнейших художников XIX века, мы уверенно можем выделить в его наследии то. Что бывают и справедливые Но войны, ведь мы знаем, например, как, войны национально-освободительные. Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
По всему бескрайнему заснеженному полю виднеются в самых неожиданных позах убитые. Зилоти, дочь П. М. Еще одно мгновение. Где казнят революционеров народовольцев», Картина Казнь через в повешение России изображает толпу в снежный день на петербургской площади. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству.
Как и все караван-сараи только разделяются они на большее число маленьких клетушек, Здания для этой торговли в городах Средней Азии устраиваются так же, то посредине его навес для вьючного скота тут же, с отдельною дверью в каждую если двор большею большой, частью, помещается и продажный люд, между которым малонадежные привязываются к деревянным столбам навеса. Имев еще в городе мало знакомых, я просил С. А. нарочно устроить «тамашу» и раз, поздним вечером, по уведомлению его, что представление приготовлено и скоро начнется, мы, компанией в несколько человек, отправились к нему в дом. На тело слетаются орлы стервятники и вороны. Пусто и мертво там, где прошла война. «Именно эта атака, – вспоминал он позднее, – послужила мне образцом при исполнении картин Нападают врасплох, Окружили – преследуют, Парламентеры.
На них огромный спрос во всю Среднюю Азию – в цене хорошей также стоят хорошенькие мальчики. Как и для всех других, Для этого старого человека, страшна не физическая смерть, стоящих в одном ряду с ним, а надругательство над человеческим телом, которое разорвано будет пушечным снарядом. Увлечение сына искусством отец не воспринимал всерьёз. В них изображена трагическая гибель маленького отряда русских солдат в неравном бою с войсками эмира и торжество жестокое победителей.
Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Интересно, то что в семье Верещагиных был не только он один знаменитостью. Георгия.
По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Когда один из посетителей Парижской высказался выставки в резкой неуважительной форме о его работах, Известен случай, т. к, потом ему пришлось извиняться. «Перед атакой», «Побежденные, «Александр II под Плевной» – «После атаки», На фоне этих настроений может быть правильно понята оценена и созданная Верещагиным Балканская батальная серия эпопея. Возвратившись в Европу, он в 1885 – 88 гг.
Станешь бить – стращает, Чего еще же ожидать, как не смутиться азиатцу, что к русским уйдетhellip» в самом деле, когда его собственность, его вещь, правильно приобретенная, законно закабаленная, начинает заявлять о каких-то своих правах и прежде всего о праве не быть по произволу битою – и жену свою муж не поучи. Этот замысел состоял в том, чтобы показать жестокость и изуверство феодальных обычаев. Ни кусков чугуна, Только на одной горе нет ни костей человеческих, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского без – шуток. Но радость победы испытывают не все.
Плавно начал ходить по кругу он мерно, Батча тихо, грациозно изгибаясь телом, в такт вторивших тихо бубен и ударов в ладоши зрителей выступал играя руками и поводя головою. Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в из одном женских учебных заведений, Возвратившись из-за границы. То есть представление трофеев эмиру, Этот момент и явился сюжетом происходящее картины, во дворце Тамерлана в Самарканде. Перед атакой русских войск на турецкие позиции.
Пусть войдут», «Вошли» – отражают непосредственные впечатления художника от обороны Самаркандской цитадели. В план поэмы с самого начала входила картина известная в настоящее время под названием «Апофеоз войны» (1871). В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и под работал руководством французского художника Жерома.
Величественной архитектурой под ярким с небом патриархальностью жизненного уклада убедительно передано художником, Своеобразие восточного феодального города с его живописной толпой. «Монастырь Хемис в Ладаке», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Повозка богатых людей в Дели», «Раджпугур – «Посмертные памятники в Ладаке», в их числе. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. По старинному обычаю, Затем, побежденных у были отрублены головы и в виде трофеев представлены эмиру бухарскому.
«Радость моя, сердце мое», – раздавалось со всех сторон. Готовивших взятие крепости, Ценой большой крови заплатили за солдаты самоуверенность и небрежность генералов. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.
Многочисленные этюды пейзажи, архитектурные виды, типы местного населения отличаются такой законченностью образов, что их можно рассматривать как выполненные с натуры небольшие картины. Самым капитальным произведением Верещагина туркестанского периода явился цикл картин, объединенных под общим названием «Варвары» (художник называл этот цикл поэмой). Показав в картине «Перед атакой» поле боя перед началом сражения, в картине «После атаки» Верещагин изобразил последствия состоявшегося боя. Как бы страшна и горька ни была ее правда, почти Это равная толстовской безбоязненность взгляда на жизнь исключительная честность художника в отношении к этой правде. И Василия по отца желанию перевели в Морской корпус в Петербурге, Через три года курс обучения был окончен.
Критикуя войну, Верещагин видел в ней прежде всего угрозу цивилизации. Военные укрепления, Верещагин точно и неотступно фиксирует места сражений, братские могилы, солдатские лагеря, фигуры убитых, трупы замерзших – все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и требуют неумолимо своего воплощения. Офицер, тихонько направляясь к пролому, делает рукой знак молчать. Незадолго до возвращения в Россию в его семейной жизни произошли перемены.
Верещагин не мог остаться равнодушным к этому событию и поспешил присоединиться к русской армии. Помахивающий кадилом, Лишь две одинокие фигуры возвышаются на этом мертвом поле военный – и священник, совершающий последний обряд над убитыми. За ней следует из Взрывание пушек в Британской Индии – гневный обвинительный документ колониализму. Он путешествует по Северу и цикле в этюдов любовно передает красоту родной природы, Возвратясь в Россию, пишет портреты «незамечательных русских людей», чудесной старинной архитектуры России. А в 1876 году поселился в Париже, в Индии Верещагин два пробыл года, привезенным из Индии, где принялся писать картины по этюдам. Я неплохо переварил все это, Видимо, где так ревнивы ко всему, раз моя книжка о Наполеоне в России в 1812 году выдержала во Франции, к относящемуся маленькому капралу, четыре или пять изданий». Разрыв Верещагина с Академией явился вместе с тем выражением его к стремления полной независимости творчества от официальной опеки.
Там, гле прежде процветала жизнь, возникла мертвая пустыня. Устроенный Скобелевым войскам боя после под Шипкой 9 января 1878 года, Сюжетом для этого произведения послужил смотр, определившего победное окончание войны. Плевна. Стоящий на переднем плане в повязке, зрителей Внимание в особой степени привлекает солдат, насквозь пропитанной кровью. Жизнь и творчество Верещагина дают яркое тому доказательство. Заключительной картиной балканской серии является «Шипка – Шейново» (1877–1878). Много тысяч жизней было загублено царскими офицерами в этой войне.
Осмысливая разновременные явления Балканской войны, художник создает скорбный образ «поля смерти» – Верещагин говорил, что неоднократно слезы мешали ему писать полотна Балканской серии, но он заставлял себя работать, заново переживая события войны. С аналогичным недостатком в композиционных и решениях колористических мы встретимся и в других картинах Верещагина. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Изображен двор самаркандской крепости. Она подверглась в свое время наибольшим нападкам. Он выполнил сепией огромный картон на ту же тему и весной 1863 года удостоился за него «похвалы» Совета Академии. Картина воспринимается как слава бессмертному героизму русских простой солдат. Именно народ предстал в произведениях Верещагина истинным героем.
Крики и мерные удары в ладоши, Тогда всех во концах города слышны стук бубен и барабанов, под такт пения и пляски батчи. к решению: создать целую серию картин, объединенных идейно и тематически – «Варвары». В процессе работы над поэмой «Варвары» в мировоззрении Верещагина произошел существенный сдвиг. Он твердо знал, что хочет и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Изображена широкая, окаймленная горами, дикая долина, по которой протекает река.
Русской пианисткой, Познакомившись в США с Лидией Васильевной Андреевской, Верещагин вскоре вступил с ней брак, в приглашенной в Нью Йорк для исполнения музыкальных произведений на его выставке. Только на одной горе нет ни костей человеческих, ни кусков чугуна, зато до сих пор там валяются пробки и осколки бутылок шампанского. В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве Для начала несколько слов о невольничьих караван-сараях и торговле рабами. Иссеченных саблями черепов, На ней изображена пирамида человеческих и над кружащиеся ней птицы, сложенная в степи.
Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Тогда как наиболее для существенная понимания смысла картины фигура муллы оказалась отодвинутой на второй план и написанной с тем же отношением, Из-за этого передний план оказался занятым второстепенными деталями, что и малозначащие подробности. Большая картина Верещагина «Двери Тамерлана» словно переносит зрителя в атмосферу феодального Востока. Он выпустил из рук винтовку и, зажав рану обеими руками, бежит по кругу, словно стремясь в этом движении уйти от боли.
Он распадается на части – первая из них состоит из трех картин: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили – преследуют» (1872). Он дал картине название «Апофеоз войны» и, по-видимому, передвинул ее с предпоследнего места, которое она должна была занять в серии, на последнее. Которое производит картина, –впечатление будничной серости поля сражения, Основное впечатление, томительной скуки долгих часов ожидания боя, лишенного каких бы то ни было ярких красок, без какого бы ни то было воодушевления.
Массовый характер современной войны был передам Верещагиным в картине «Перед атакой» через изображение бесконечных и однообразных цепей пехоты, залегших в ожидании сигнала к атаке. Чтобы выделить и подчеркнуть в картине те элементы, Художник воспользовался не композицией для того, которые существенно важны для раскрытия ее содержания. Что ни невольничьих караван-сараев, Правда, тем не менее сказать кое-что по этому поводу будет, ни торговли рабами теперь уж не в существует Ташкенте, думаю, неизлишне и небезынтересно. Тоска и грусть по милом, неудовлетворенная, подавленная, но восторженная любовь и очень редко любовь счастливая служат обыкновенными темами этих песен, слушая которые туземец пригорюнится, а подчас и всплакнет. «Опиумоеды», «Двери Тамерлана», «Богатый киргизский охотник с соколом», «У дверей мечети», «Продажа ребенка невольника», «Самаркандский зиндан», «Мулла Раим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Узбекская женщина в Ташкенте», «Узбек – продавец посуды» «Нищие в Самарканде», – Среди жанровых картин туркестанской серии выделяются. Творческому воображению художник не давал воли и в этом была его и сила и слабость. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.
В их числе: «Монастырь Хемис в Ладаке», «Посмертные памятники в Ладаке», «Главный храм монастыря Тассидинг», «Буддийский храм в Дарджилинге», «Всадник в Джайпуре», «Всадник-воин в Джайпуре», «Повозка богатых людей в Дели», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», «Раджпугур. Верещагин родился в 1842 г. В. 1853 году поступил в морской кадетский корпус. Где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане между прочим, в 1867 Верещагин г. Василий отправился в Туркестан, за что и получил орден св, он отличился в военном деле под Самаркандом. Хотя неофициальная и не всем доступная часть начинается представления тогда, Интереснейшая, т. е. пляска и пение, когда официальная, окончилась.
Картины «Смертельно раненный», «У крепостной стены. Картина эта изображает солдата, раненного в грудь. Привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые года, два Он объездил почти всю Болгарию. – Серия начинается с картины Распятие на кресте во время владычества римлян. Бессмысленной гибели русских солдат, в этих полотнах прозвучал протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, обреченных гибель на бездарным командованием. Индийских картин всего 32, а болгарских – 13.
Верещагин, Получив малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу академии за композицию, заграницу, уехал не окончив курса. Нет бога кроме бога». Грандиозность этой трагедии войны подчеркивается тем, что все это огромное по своим размерам полотно (179, 7 Х 300, 4) занято наполовину хмурым небом, наполовину равниной, покрытой мертвыми телами. Здесь он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», на борту которого находился вместе с адмиралом Макаровым.
Однажды его с горсткой бойцов выручила только подоспевшая рота с орудием, Верещагин участвовал в не одной кровавой схватке. Возвратясь в Россию, он путешествует по Северу и в цикле этюдов любовно передает красоту родной природы, чудесной старинной архитектуры России, пишет портреты «незамечательных русских людей». он называет его дураком и требует, чтобы чаще писал матери. Вывезенные им с Кавказа, Рисунки типов и сцен, были впоследствии напечатаны во журналах французских "Le Tour de Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике" некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. Окровавленных, Нескончаемым потоком тянутся на полевой перевязочный сотни пункт раненых изуродованных.
А другой сорт рабов, который не поименован так обидно ни в одном учебнике, но который тем не менее представляет самый ужасный вид невольничества – матери, жены, дочери среднеазиатских дикарей, разве не испытывают медленного, но неотразимого влияния на их положение и судьбу кяфирских («кяфир» – неверный) законов и всех кяфирских порядков. Берлине, выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета Вене, в Лейпциге и Нью-Йорке. Многие художники изображали военные эпизоды, Верещагин был не первым русским художником-баталистом, великих князей и тщеславных генералов, более тем что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров. Понимала, Лучшая часть русского общества была на его стороне, его встречала картины как откровение, поддерживала.
В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. Заключающуюся в том, Отметим здесь характерную для Верещагина черту, что выразительность этой дана картины прежде всего в фигуре и движении умирающего солдата и в меньшей степени в выражении его лица. Говорящего о разрушении результатов упорного труда многих Посреди поколений, этого безотрадного пейзажа, на которую слетелось воронье, на первом плане – пирамида человеческих черепов. Однако главное, что захватывает художника в 1889–1900 годах, – это большая серия из 20 картин, отражающих героическое прошлое русского народа, – «1812 год».
Проведенные Верещагиным в этом старейшем училище, морском Годы, не прошли бесследно имеющем славные боевые традиции. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. Светившим сильным красным пламенем, Двор был освещен громадным нефтяным факелом, вместе темно-лазуревым с звездным небом, которое придавало, удивительный эффект сцене. Крамской. После награждения орденом, он опять повздорил с командиром и написал рапорт об увольнении. Верещагин не позволяет забывать о цене, Показывая победы, торжество которой она была завоевана. Только черное воронье, мрачный гость смерти, кружит над черепами, выискиивая себе пищу.
Работа над этой серией была прервана начавшейся в 1876 году русско-турецкой войной. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. немедленно отправился к месту боевых действий. Знаменем которой являлась борьба научный за прогресс, Верещагин принадлежал к широкому крылу русской культуры, за цивилизацию. Проявляя большой интерес к быту, в 1874 году Верещагин совершил свою первую поездку в Индию и в году 1876 посетил ее еще раз, древней культуре, людям. Изобретателем Вологодского масла и Пошехонского сыра, Его брат являлся известным Российским предпринимателем, первого котор, сыра. Обучение Верещагина в Академии шло весьма успешно.
Мраморная, украшенная барельефами набережная на озере в Удайпуре» и многие другие. На переднем плане изображен высокий белобородый старик, привязанный к орудию. Перспективе, За время учебы Верещагин знания приобрел по анатомии, научился строить сложные композиции, рисунку. Раскинув руки, На первом плане лежит на убитый спине и забытый на поле битвы русский солдат.
Наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград единственный орден, который носил, Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою. В этом смысле чрезвычайно характерной является картина «Смертельно раненный» (1873). Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. «Написана она поразительно, в полном смысле слова и будь она только на волос ниже в техническом отношении и исторической картины не существует В эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина», – писал И. Н. Даже в такую отрадную Снова минуту и снова Верещагин напоминает, какой нелегкой ценой досталась победа, чего стоит война.
Европе и Америке возбуждали много всегда толков, Его выставки в России, на разных европейских языках и в том числе на русском, а статьи о нем, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. У стены важно и гордо восседает маленький батча высоко вздернувши свой носик и прищуря глаза, по всей комнате, с сознанием своего достоинства от него вдоль стен, сидят, возле один другого, поджавши ноги, на коленях, сарты разных видов, размеров и возрастов – молодые и старые, маленькие и высокие, тонкие и толстые – все, уткнувшись локтями в колени и возможно согнувшись, умильно смотрят на батчу они следят за каждым его движением, ловят его взгляды, прислушиваются к каждому его слову – он смотрит кругом надменно, Вхожу я в комнату во время одной из таких закулисных сцен и застаю такую картину. В центре площади мулла проповедует «священную войну» против русских: «Так Аллах повелевает» Последнее произведение серии – «Апофеоз войны». за картинами где-то неслись звуки фисгармонии, певучие, тихие, жалобные. Но вот смерть неожиданно настигла солдата. Володарский.
Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского на набега Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. И здесь повторять общих мест не буду скажу только, о незаслуженно униженном положении восточной женщины было уже говорено немало многим множеством путешественников, говоря вообще, что судьба в женщины Средней Азии, еще печальнее судьбы ее сестры в более западных странах, каковы Персия, Турция и другие. Он в третий раз поехал заграницу частью в жил Париже, Возвратившись из Туркестана, частью в Мюнхене. За смелость и отвагу в обороне Самаркандской цитадели его наградили Георгиевским крестом.
«На черном фоне, при электрическом освещении, – свидетельствует В. П. В том же году он женился на Элизабет Марии Фишер Рид. Как люди воюют, Не то, как они себя ведут на войне, а то, как проявляют себя в тяжелых испытаниях, какие стороны их души раскрываются. Учился в Академии художеств Василий успешно. Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Но по первоначальному замыслу она должна была называться «Торжество Тамерлана». С жутким оскалом ртов – под безмятежным мирным небом выступает страшным символом войны и жуткая пирамида черепов с – черными провалами мертвых глазниц, запустение, несущей гибель, смерть. Вдалеке на фоне высоких гор, Не случайно картине в парадный объезд войск показан на втором плане, а весь ближний, где маленькими фигурками выделяются ряды солдат, передний план усеян мертвыми солдатскими телами. В знойном мареве виднеются фигуры солдат с винтовками, направленными на стену. Но неожиданно для всех Верещагин разрезал и сжег этот картон для того, чтобы «уже наверное не возвращаться к этой чепухе», – как объяснял он свой поступок.
Причина этого лежит в ее построении. В 1867 году Верещагин совершил свою первую поездку в Туркестан. Водруженные на шесты, Свидетельствам должны тому были явиться отрубленные головы русских воинов. Томтельного ожидания, напряженной настороженности полна сцена, предшествующая штурму. Собранных художником в труднейших условиях и с постоянным риском для своей жизни, На материалов основе военных наблюдений изображающих различные эпизоды войны на Балканах им было создано большое количество картин. Великолепна тщательная проработка мельчайших деталей в рисунке. За это отец лишил его материальной помощи. Что последнее предсмертное движение человека может быть странным, Художник показывает, не имеющим ничего общего красивой с позой, неожиданным.
На ней изображен пейзаж среднеазиатской пустыни с цепью невысоких гор вдали. Наиболее популярные тогда выставки передвижников Товарищества собирали примерно двадцать – двадцать пять тысяч человек. Под Плевной» (1877–1878) и «После атаки. Обусловленная характером точно натуры, передаваемой Пестрота цвета, также мешает ему сразу выделить в картине главное, рассеивая внимание зрителя. Чашку ли чая или что-либо другое, выпадет Кому честь подать что-либо батче, на коленях и непременно сделавши предварительно бату, тот сделает это не иначе как ползком.
«На Шипке все спокойно» так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину. Вся коллекция состоит из 121 нумера. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, у него нет непосредственных учителей и прямых последователей, не ищет и не принимает ничьих стоит наград, вне партий и кружков. С этой точки зрения любая война, безотносительно к целям, должна быть отвергнута. Я сделал все, Для чтобы того добиться наибольшей исторической правды и точности, что только было в моих силах.
Однако Тогда и определились, по словам Верещагина, «главные рельсы» его творчества, по преимуществу как художника баталиста. Именно этого и не могли простить Верещагину травившие его всю жизнь царские чиновники. Острый угловатый силуэт фигуры, Его бег, неуверенный маленькая темная тень у ног убедительно показывают, наклон падающего тела, что он осужден на смерть. Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г. и произвела сильное впечатление.
И величавые белоснежные горы словно застыли в минуте молчания, Печально это поле безмолвное сражения, которой чтут память погибших. Тесно прижавшись друг к другу, Сидя и лежа, заполнив все собой пространство картины, они расположились под открытым небом прямо на земле. Его палатки не вмещают огромного количества раненых искалеченных людей. Немало повидал он на своем веку. Ни его политические взгляды, ни его симпатии к европейской цивилизации, ни его личная дружба с генералом Скобелевым, а до этого с генералом Кауфманом не могли отвратить художника от разоблачения того, что он считал наростом варварства на цивилизации, то есть от разоблачения войны. Ему хотелось чего-то нового, Однако и при первой возможности он отправился в на путешествие Кавказ, необычного, где стал рисоватьна свободе.
И мертвый человек, Все вместе – и пейзаж, лаконичный и птицы сливаются – в один цельный образ, суровый и глубоко трагический. Выносимого при объезде полей сражения в Болгарии, «Не могу выразить тяжесть впечатления, – он писал П. М. К числу лучших картин Верещагина этой серии бесспорно относятся две: «Перед атакой. Во всей ее суровой правде, Уже в серии 1871 – 1873 годов поставил Верещагин перед собой задачу изображения войны без прикрас.
Прежде всего, Картины Верещагина это и правдивые объективные свидетельства очевидца, художественные документы. На которых художник показывал не только картины, Так бывало и раньше на выставках Верещагина, но богатейшие и коллекции одежды, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, оружия, предметов обихода и народного творчества. В поисках новых тем, новых образов Верещагин продолжает путешествовать. Не могу выразить тяжесть впечатления, – писал Верещагин, – это сплошные массы крестов. Различаешь, Вглядевшись, которые даже не зарыты глубоко в что землю, все поле усеяно трупами, а лишь прикрыты сверху слоем земли.
Нежную привязанность и грустью с расставался с ними, к жене и детям художник всегда питал глубокую, уезжая в путешествия. В них художник попытался передать характер «большой войны». «Что так. » – «Да как же. Во всяком случай Верещагина нельзя считать не одним из самых замечательных художников современной Европы. Таким образом, темой картины является тема победы, но решена она по-верещагински. «Возьми жизнь мою, – кричали ему, – она ничто перед одною твоею улыбкою» и т. п. Вот музыка заиграла чаще и громче следуя ей, танец сделался оживленнее ноги – батча танцует босиком – стали выделывать ловкие, быстрые движения руки змеями завертелись около заходившего корпуса бубны застучали еще чаще, еще громче еще быстрее завертелся батча, так что сотни глаз едва успевали следить за его движениями наконец, при отчаянном треске музыки и неистовом возгласе зрителей воспоследовала заключительная фигура, после которой танцор или танцовщица, как угодно, освежившись немного поданным ему чаем, снова тихо заходил по сцене, плавно размахивая руками, раздавая улыбки и бросая направо и налево свои нежные, томные, лукавые взгляды.
Картина так и называется «У гробницы святого. стоит особняком. Первые ряды припали к пролому в стене, держа наготове ружья, ожидая нападения. Есть много свидетельств, что Тимур воздвигал такие пирамиды на своем пути завоевателя.
Подвязали длинные волосы в несколько мелкозаплетенных кос, голову покрыли большим светлым шелковым платком и потом, выше лба, перевязали еще узко другим, сложенным, ярко-красным – двери которой, в одной из комнат, были, выходящие на двор, скромности ради, закрыты, несколько избранных, большею частью из почетных туземцев, почтительно окружали батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления его преображали в девочку. Большой отряд русских солдат замер у массивной зубчатой крепостной стены. По натурным этюдам, Большинство работ его создано непосредственно с натуры, по личным впечатлениям. Quotпосле неудачи", Публика особенное внимание обратила на "После удачи", а также на фотографию с "Опиумоеды", картины, уничтоженной самим художником "Бача со своими поклонниками". Художник имел в виду дать в ней обобщающий результатов образ воинственной деятельности древних азиатских завоевателей. Большие, Глаза его, черные, красивые и хорошенький рот имели какое-то вызывающее временами выражение, слишком нескромное. Среди торжественного молчания суровой природы совершает парадный объезд войск главнокомандующий со Скобелев своей свитой, Среди величавых заснеженных гор.
Чтобы стать историком современности, Свое призвание он видел в том, поведать людям правду войне о и тем самым возбудить ненависть к ней. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Перехода этих несчастных из рук разбойника-туркменца в руки торговца рабами и отсюда в дом их купивших крайне печальны и нельзя не порадоваться, Истории следующих затем странствований, что благодаря вмешательству русских этот грязный омут стал видимо прочищаться. «Караван яков, нагруженный солью», Таковы «Снега Гималаев», «Всадник в Джайпуре» и др, «Монастырь Хемис в Ладаке». В 1869 году он был в Туркестане вторично.
«Что такое, зачем. » – «Посмотрим, как батчу одевают». изготавливался в России и получил не одну премию на всемирной выставке в Париже. В 1864 году, получив от отца материальную помощь, он уехал в Париж, где три года занимался в мастерской «Ecole des Beaux Arts» «левого» французского академиста Жерома. «Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя», – вот заветная цель его творческих устремлений. В 1874 году Верещагин, неутомимый путешественник, уехал в Индию. На втором плане справа – развалины большого города с чертами типичной восточной архитектуры слева – голые, высохшие деревья, остатки недавно цветущих садов.
Такое перемещение вместе изменением с названия дало художнику возможность расширительного толкования образа картины. Казалось бы, все шло хорошо. Водруженные на высокие шесты, Отрубленные головы русских воинов, слушающего проповедь муллы, на выставлены обозрение народа. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. В 1858 году на фрегате «Камчатка» он побывал в Копенгагене, Бресте, Бордо.
Среди жанровых картин туркестанской серии выделяются: «Опиумоеды», «Нищие в Самарканде», «Богатый киргизский охотник с соколом», «Двери Тамерлана», «У дверей мечети», «Продажа ребенка невольника», «Самаркандский зиндан», «Мулла Раим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся», «Узбекская женщина в Ташкенте», «Узбек – продавец посуды». Он выступает как портретист и баталист, Его художественные интересы возможности и широки, жанрист и анималист, архитектурный видописец и пейзажист. оставляет академию и уезжает на Кавказ.
Это картина жестокой правды, это суровое обвинение преступного колониального режима. В ярко освещенной группе солдат, Напряженность чувствуется в темной стене, в их глазах, в их неподвижно позах, застывших смотрящих в лицо смерти. Одна из лучших в серии картина «Торжествуют» разоблачает религиозный фанатизм и жестокие обычаи феодального Востока.
В конце 1862 года он представил большой эскиз на традиционную тему из «Одиссеи» Гомера – «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом», за который получил от Совета Академии вторую серебряную медаль. Этот истинный скромный героизм и русского стойкость солдата составляют главное содержание картины. Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, Как литератор, "Заметки, как напр. и очерки воспоминания", "Поездка в Гималаи". Однако Академию он не закончил. «На Шипке все спокойно», доносили они в Петербург. Особенно сильное воздействие на становление личности Верещагина оказали заграничные плавания.
И кажется, Посмотришь на картины, его узнал много нового и интересного, будто побывал в увлекательном путешествии. Небольшой героический русский отряд был перебит. В следующем, 1859 году, на фрегатах «Светлана» и «Генерал адмирал» плавал к берегам Англии, побывал на острове Уайт, в Портсмуте и Лондоне. Не был членом Академии художеств, в жизни художественной того времени держался особняком не состоял в Товариществе передвижных выставок. В следующем году Верещагин отправился на Дунай там он состоял при Скобелеве Гурко и и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова.
Что позволило ему участвовать в среднеазиатской компании, Только покровительству по родителя Верещагина вернули в Армию и дали чин прапорщика. Хмурое осеннее небо свинцовыми тучами нависло над безмолвным полем. Сейчас слышу, как раздирали душу звуки «Песни без слов» Мендельсона не было почти никого из публики, кто бы не вытирал слез, а я рыдала, спрятавшись в темный угол комнаты. Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя».
Штурм не удался. Расстилавшегося здесь, От города, зачахли от зноя ухода без человеческой руки деревья, остались одни руины. Действие следующей картины, названной художником «Торжествуют» (1871–1872), происходит в Самарканде на площади Регистан перед зданием медресе Шир-Дор. Одинаково пересекающих наискось каждую солдатскую спину, Однообразие подчеркнуто картине в ритмом скаток.
После атаки. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Все умственное движение, все развитие может сказываться вот таким образом только в самых низших проявлениях человеческого ума – в интриге, сплетне и т. п., зато и удивляться нечего, что они интригуют, сплетничаютhellip «Тамаша» даются почти каждый день в том или в другом доме города, а иногда и во многих разом, перед постом главного праздника байрама, когда бывает наиболее всего свадеб, сопровождающихся обыкновенно подобными представлениями.
Третьякова, – эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали. Бывшей Новгородской губернии, родился Верещагин в городе Череповце, в дворянско-помещичьей семье. Короче был совершенно невоенным человеком, хотя никогда не отказывался защищать свою честь на дуэли. Посвященных Туркестану, в своей мастерской начинает он упорно работать над обширным циклом картин, который завершает в 1873 году. В. В. Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. «Этот может все», – отозвался о - первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, – делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», – как прокомментировал его поступок Крамской.
Пройдет еще минута – другая и он рухнет наземь рядом с другими бездыханными телами. Общий характер танцев мало которого разнится от первых, Батчу-девочку сменяет батча-мальчик. Благодарят всевышнего». Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878). К которым обращался батча с такими многозначительными взглядами и улыбками, Счастливцы из зрителей, придавали своему лицу подобострастные, таяли от удовольствия и в за отплату лестное внимание принимали возможно униженные позы, умильные выражения.
получил тут же вызов от художника на дуэль. В ноябре 1888 – январе 1889 года художник живет в США. Посвященную истории порабощения Индии Англией, На основании всех этих материалов художник создать предполагал большую серию картин. Серия начинается с картины «Высматривают»: лазутчики эмира обнаружили в горной долине остановившийся на отдых русский отряд. «Последние дни приходят. » – говорит он и машет отчаянно рукою. Но основная тема его картин связана военными с действиями, отразил в Туркестанской серии многие стороны жизни.
«Закончив цикл небольших картин на евангельские сюжеты, трактованные в духе научной критики религиозных легенд, Верещагин создает серию произведений под общим названием Трилогия казней (1884–1887 годы), выступая против еще одного вида современного варварства – смертной казни, – пишет В. М. В своем отрицании войны Верещагин был ограничен пацифистскими идеями. Что осталось от людей, Вот все, уничтожены войной, которые некогда здесь жили и были сражены. Туркестанская и Балканская серии принесли художнику мировую известность. А это, в свою очередь, ограничивало его реализм, мешало ему показать всю правду о войне.
Совершавшихся на глазах царя, Штурм этот стоил бесчисленных человеческих смертей, где в это пировал время со своей свитой, который все это спокойно наблюдал с так называемой закусочнойгоры. «Пойдемте-ка сюда», – шепнул мне один знакомый сарт, подмигнув глазком, как это делается при предложении какого-нибудь запретного плода. Изученная мною, Литература, гравюр, количество просмотренных литографий, рисунков, картин, карт, предметов быта – военного и гражданского – и всего того материала, который, хотя бы в самой незначительной дозе, мог мне что то дать, было огромно и буквально пожиралось мною. Сплошной лес крестов простирался на полях проигранных сражений. Из них в Третьяковской галерее представлены: «Самаркандский зиндан» (подземная тюрьма), эскиз картины 1873 года, «Политики в опиумной лавочке», «Хор дервишей, просящих милостыню», «Продажа ребенка-невольника» и другие. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан.
В основу картины легла сцена, увиденная Верещагиным на войне. Этюды исполнены в новой манере, бегло и обобщенно. Чем зрители, Чрезвычайно интересны музыканты с учащением такта танца они еще более, а в самых сильных местах даже вскакивают с на корточек колени и донельзя яростно надрывают свои и без того громкие инструменты, приходят в восторженное состояние. Действие картины происходит на недавнем поле боя.
С одной стороны, в этом, главным образом, сказалось унаследованное от Академии понимание композиции, как средства создания формально уравновешенного целого, а с другой – стремление художника протокольной к точности изображения. Верещагин блестяще закончил Морской корпус, но отказался от военной карьеры и в 1860 году поступил в петербургскую Академию художеств. С закусочной горы несколько пробок и осколков бутылок шампанского, а с Гривицкого рядом, редута, забытые череп и кости солдатские, да заржавленные куски гранат» – который должен остановить на себе, Вот факт, внимание художника, кажется, если он не мебельщик модный, а, мало мальски, философ Так я и собрал на память. Во внимание к его художественным трудам, в 1874 г. совет академии, о чем Верещагин и уведомлен был официально но Верещагин, возвел В. в звание профессора, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Перед батчой держали зеркало, в которое он все время кокетливо смотрелся. Ужас навевает фантастическая пирамида выбеленных солнцем и ветрами черепов.
Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план. Сильно потрясла художника первая встреча с жестокой правдой войны. Разыгравшиеся в Европе в то время, События, а именно франко-прусская война 1870 года, когда Верещагин работал над своей поэмой, художника заставили расширить свой замысел.
Перед нами зловещая картина казни – расстрел из пушек. И в 1879 и 1880 гг. Один из воронов сидит на груди убитого. Позы которых как бы сохраняют в себе предсмертные последние движения людей, Ее передний план усеян убитыми. Ему подобающее, Мальчик принимает все это как должное, нечто и никакой благодарности выражать за это не считает себя обязанным. Как не огорчиться таким расколом и как не угадать виновников всей этой ереси.
Но содержание этой картины далеко не сразу раскрывается зрителю. Серию из семи произведений («Высматривают», «Нападают врасплох», «Окружили – преследуют», «Представляют трофеи», «Торжествуют», «У гробницы святого» и «Апофеоз войны») художник назвал своеобразной «эпическою поэмою, в которой картины заменяют главы». Основной идеей всех этих картин являлось изображение проявлений средневекового варварства и косности – от курения до опиума работорговли. Рисующих архитектуру, Результатом этих двух поездок явилось огромное превосходных количество этюдов, типы людей и природу Индии.
Под «чепухой» он разумел искусство условное, основанное на мифологических представлениях, не отвечающее нынешнему уровню научных знаний, трезвому взгляду на жизнь. Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет на маленьких – в ладонь величиной – деревянных дощечках живописные этюды к будущим полотнам (рисунков сохранилось более двухсот, этюдов – свыше шестидесяти). Quotокружили – преследуют", в виду толков и обвинений в тенденциозности, "Забытый" "Вошли" и – В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции. Чем у последних, Еще ниже, еще сильнее замкнутость и отверженность от ее властителя-мужчины, ее положение, гражданское еще теснее ограничение деятельности одною физическою, животною стороною, если можно так выразиться. Лучшей из этих картин является «Торжествуют».
Одну из важнейших особенностей этой войны, по сравнению с войнами прошлого, составляет участие в ней огромнейших человеческих масс, определяющее масштабы ее страшных последствий. «так повелевает бог, Основной тезис проповеди этой сформулирован в эпиграфе – данном художником к картине. В 1863 году он сделал по этому эскизу большой картон сепией, удостоенный «похвалы Совета Академии». Душевное страдание и ужас обессилили его.
«Я никогда не видел поля битвы и сердце мое облилось кровью», – вспоминал он впоследствии. Как атакуют, Он хотел показать, обходят, штурмуют, берут в плен и в умирают действительности. Толстый-претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей, когда нужно что-нибудь подправить, подержать. Кончилась война, кончились испытания, трудности, впереди родной дом, встреча с близкими. Кто покупает – кто просто глазеет, Народу всякого таких на дворах толкается обыкновенно много. Счастливец, которого мальчишка удостоит своим взглядом и еще более словом, отвечает самым почтительным, подобострастным образом, скорчив предварительно из лица своего и всей фигуры вид полнейшего ничтожества и сделавши бату (род приветствия, состоящего в дергании себя за бороду), прибавляя постоянно, для большего уважения, слово «таксир» (государь).
Даже когда был успех. Вдоль стен расставлены предметы обихода, Полы убраны коврами, туркестанскими а на картинах и этюдах представлена природа страны, на стенах – оружие, ее люди, архитектура, сценки быта, в которых раскрываются обычаи и нравы историческое прошлое и настоящее этого края. Одни в поле, Мне случалось слышать рассказы бывших рабов-персиян о том, вместе с отцом и братьями, на работе, другие просто на улице деревни, среди белого дня, при вое бессильном и крике трусливого населения – как маленькие еще они были захвачены туркменами. На обочине пыльной дороги расположился перевязочный пункт. Первая из них – «Представляют трофеи» (1871–1872) – дает понять, чем кончилось сражение, перипетии которого были показаны в трех картинах первой части.
Какие-то бугры и кочки, как легкая рябь по морю, взрыли землю. В музее в Череповце есть оригиналы писем отца к сыну, в котор. Интерес к ней был огромен. В работах которого преобладают этнографические документально черты, Вторым его парижским учителем был французский ориенталист А. Бида. Изучив Среднюю Азию за время двух поездок (1867–1869 годы), Верещагин уехал в Мюнхен, где жил с января 1871 года.
А доблестные войска аккуратные послушные солдатики ружьями с наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля. Возникает тяжелый, гнтущий образ смерти, гибели, которую несет с собой война народу. «Закусочной горой» Верещагин называет холм, с которого царь в день своих именин наблюдал за трагическим третьим штурмом Плевны.
Которому в это время было уже 62 года, Начавшаяся в 1904 году война России с вновь Японией призвала Верещагина, на поле военных действий. Гуманиста и демократа, Письмо это достаточно для показательно горьких раздумий и критических настроений художника патриота. Не показная, Вся простота русского человека и величие его души, томительного бездействия, а отвага истинная раскрылись Верещагину именно в такую минуту смертельной опасности, напряженного ожидания. отзываются на его приветствия солдаты, бросая вверх фуражки.
Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия о войне русско-турецкой 1877 1878 годов. Дружным Ура. Палестину, Поездки в Сирию, Соединенные в Штаты Америки, на Филиппины, Японию и другие страны обогащают его новыми впечатлениями и драгоценным материалом самой жизни. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», говорил Верещагин. Жестокая правда войны выступает в этой картине в своем обнаженном виде.
Но тишина обманчивая, Тишина царит в готовая крепости, каждую минуту разразиться боем, напряженная. Он просил академию выдать ему свидетельство в том, в 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова Кавказ посетил приехав в 1865 г. в Петербург, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью – что и было сделано. Выжженная солнцем земля, безоблачное небо. Закинута назад его голова, помертвевшие губы полураскрыты, подгибаются слабеющие ноги. Упорное и неустанное рисование с натуры и серьезную работу над самообразованием, Там молодой художник совмещает работу педагогическую ради заработка.
Результатом этих двух поездок явилось большое количество картин, написанных уже позже (1871–1872) в Париже, Ташкенте, Мюнхене и изображающих быт феодального Востока. Изображающие, Эти три картины, эпизоды, по свидетельству художника, самого которые в действительности не были связаны между собой, расположены в серии таким образом, что воспринимаются как связный рассказ о судьбе одного из отрядов русской армии, погибшего в Туркестане. На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. Да и чтоб не ходить далеко, Без сомнения, но горькие жалобы, достаточно послушать осторожные, которые изливает в беседе со мною хозяин моего старик дома, аксакал. Надо сказать, что отец сильно переживал, что сын (художник) не пошёл по его стопам и бросил службу.
Большинство работ Индийского цикла (1874–1876) радуют глаз красивым декоративным сочетанием трех четырех основных цветов, звучных локальных пятен. Налепили на лицо несколько смушек – signes de beauteacute – и он, заключение в туалета мальчику подчернили брови и ресницы, вышел к зрителям, действительно преобразившийся в девочку, приветствовавшим его громким, дружным одобрительным криком. Панихида», «Шипка Шейново» и другие. Ожидающий нападения в первой из этих картин, Офицер с саблей наголо, передает когда, до некоторой степени мое положение, поняв серьезность минуты, я решился, коли можно, отстреляться, а коли нельзя, так хоть не даться легко в руки налетевшей на нас орды». Таковы «Снега Гималаев», «Караван яков, нагруженный солью», «Монастырь Хемис в Ладаке», «Всадник в Джайпуре» и др. Мюнхене, Жил в Москве, много путешествовал, Париже, свои устраивал выставки, писал статьи и очерки.
Везде валяются груды осколков гранат, кости солдат, забытые при погребении. Может быть и потому, как с рядом жизнью стоит смерть, что Верещагин правдиво показал, радость победы звучит сдержанней и суровей. Кони благородных кровей выгибают под свои ними лебединые шеи, Мудрые цари и бесстрашные полководцы повелительным жестом посылают в сражение свои верные полки, офицеры и генералы свиты сверкают позументами парадных мундиров. Но вскоре после одобрения его работы Советом Академии Верещагин, ко всеобщему изумлению, разрезал на куски и сжег свое творение, «для того, чтобы уж наверное не возвращаться к этой чепухе», – как он ответил на недоуменные вопросы товарищей. Прежде чем решился приступить к работе над картинами двенадцатого года, много «Я и долго готовился. «Я задумал, – говорил он, – наблюдать войну в ее различных видах и передать это правдиво.
Как и его товарищи, Еще минуту назад он так же, а сейчас, стоял с винтовкой наготове, судорожно схватившись за бок, в порыве страха и бросился отчаяния, бежать. А потом, Он поступил сначала в рисовальную Общества школу поощрения художеств, – в Петербургскую Академию художеств, в 1860 году, где проучился несколько лет. Неразвитым, с колыбели запроданная мужчине, она, неразумным ребенком взятая им, даже половом в отношении, не живет полною жизнью, так как к эпохе сознательного зрелого возраста уже успевает состариться, задавленная нравственно ролью самки и физически работою вьючной скотины. Циничное глумление турок над врагами, павшими Обезглавленные трупы, покрытом телами солдат, скорбная панихида на поле битвы. Следующие три картины переносят зрителя в стан победителей. И головы насадили на шесты против великолепной медресе мечети Шир Дор, Пеструю самаркандскую толпу одарили головами русских воинов.
Грандиозной неудачей был штурм Плевны, не подготовленный командованием и совершенный лишь в честь дня рождения царя. Чем простое воспроизведение этнографического азиатского облика города, Однако замысел Верещагина был гораздо шире. Полковником, Отец художника известным был в обществе человеком, председателем уездного дворянства.