Развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей искусства, культуры мировосприятия Голландии 17 века, через произведения великого голландского художника Рембрандта.
Способностью поэтически раскрывать величие и мощь природы, Художник отличался широтой драматизмом и замыслов, движения света и тени, тончайшей передачей воздушной перспективы. И писались они большей частью по узаконенному композиционному шаблону, На такие портреты был большой спрос, напоминая, вялому, довольно по выражению одного голландского автора, раскрытую веером колоду карт с королями и валетами. Которые отрицалииконопочитание и всё церковное искусство. Рембрандт Рейн Ван самый великийголландский художник 17 века, Причинойтакому разделению стала история, связанная с распространение протестантизма. Это были вероучения. Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова».
Художник всецело оказывался в зависимости от запросов Избавившись рынка, от непосредственного заказчика католической церкви или влиятельного мецената-феодала. В шестидесятых годах учеником Рембрандта был Арт де Гельдер. Сохраняя всю свойственную ему материальность и густоту цвета, Тончайшее атмосферное состояние – между отшумевшим дождем и еще не совсем пробившимся солнцем Вермер – передает, но усиливая зернистую фактуру живописной кладки. На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни.
Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее. С его умением открыть великое простом в и скромном, Они оплодотворили искусство Рембрандта с его безбрежной человечностью. В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное. А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться. Творчество их замечательно, поэтично и одухотворено любовью к своему народу.
изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства. Покупателями живописи стали бюргеры и даже состоятельные крестьяне. Они тщательны, за-лизанны и сухи.
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) явился гением, вдохнувшим новую энергию и ставший родоначальником блестящего, оригинального живописного стиля, процветавшего целое столетие барокко, отличающегося свободой композиции, широкой техникой, светоносным блестящим колоритом, проникнутого движением. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Просторы моря, Равнинные ландшафты, дюны, водопады, леса Якоба у Рейсдала внушительны, как храм мироздания.
Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте. Искусствоголландии 17 века повлиялона значительно развитие и историю мирового искусствав целом. Предметы и сцены, Мастера наблюдали жизнь, они приобрели значение, которые раньше не замечали или рассматривали лишь попутно, стали их считать достойными представления в живописи. Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». Умер молодым его единственный сын Рембрандт Титус, пережил почти всех, умерла вторая лсн 3 – кто ему был близок и дорог.
Изумительный голландский художник, мастер проникновенного пейзажа. Но большинство его современников-живописцев не переступали грани. А теплым и, у Вермера голубой цвет кажется не остается холодным, вполне материальным, обладая несравненной воздушностью.
Но если приглядеться, то мы увидим, как улица живет своей жизнью. Язвительную и торжествующую над бедностью, Любимый им золотой таинственный озаряет свет улыбку, утратами, старостью, близостью смерти. То на сдержанного и солидного бюргера, То он похож на беспечного халсовского кутилу, то перед нами умный наблюдатель, то одержим рефлексией Гамлета, которого у вся жизнь сосредоточена в проницательном взоре. Лежащих на столе, Переливы света складках в драпировок, напоминают игру лучей в струях водопада.
– Какие успехи сделал бы он в живописи. Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «. Питер Клас. Натюрморт с золотым бокалом.
И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Несравненно труднее вскрыть ее светлые тайники, Разоблачать темные тайники души способны многие, для кого это было сквозной темой всего творчества и из живописцев едва Рембрандт ли не единственный. Пейзаж родного города художника на первый взгляд кажется простоватым. Горизонтальный формат полотна – нижний край стола с изображаемой натурой строго параллелен Эстетические раме, принципы натюрморта были довольно консервативными.
Хрупкая и тоненькая, опьяненный счастьем, а он, высоко поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчиво приглашает их полюбоваться тем, как он весел, каким сокровищем он владеет – она сидит у него на Он коленях, пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией. Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги. И не нуждаются в дополнительном описании и конечно же голландские пейзажи на маслом холсте известны наверное всем. В его творчестве непознаваемая свето-тень переплетается с тончайшими нюансами цвета. В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства.
Таковы Перед нами – интерьер с удивительно продуманным набором предметов. «Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте». Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался. Потолочные балки нарисованы параллельно карте и придают картине состояние устойчивости. Рембрандт не любил и не умел, Леонардо и любил умел говорить языком слов, так как язык света и цвета был для него универсальным.
Создающими ощущение загадочности, способность Эта делает картины Хоха привлекательными, казалось бы, хотя в изображении нет, ничего необычного. Но на картинах бравые офицеры в лихо заломленных шляпах только и делают, Военное сословие очень часто в фигурирует ранних голландских жанрах, а солдаты играют в карты, что пируют в кабачках и ухаживают за покорными девушками. Что и Питер де Он Хох, писал в основном те же сцены и в том же плане, Терборх, Стен, Метсю, – девушек за чтением письма, служанок за работой, щин перед зеркалом, домашние концерты. Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, как правило изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Освещает полуразрушенные кладбищенские надгробия, луч Солнечный прорывается сквозь облака, сквозь которые пробивает себе путь водный поток.
И выражение ее лица ничем не примечательно, Женщина обыкновенная, с висящей на стене ландкартой и обычный интерьер которую Вермер писал не раз. И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим. Вместе с Рубенсом трудился и Ян Брейгель (1568-1625), прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи. Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности. Бесценный дар – прозорливое творчество он перехитрил судьбу и смеется над ней и у гробового входа, не Судьба сумела отнять у него главный. Не он ли, Не этот ли старик приносил в жертву грозному богу своего Исаака, сына скорбел и плакал на реках вавилонских изгнанный из родного края. Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен.
Видно, Если смотреть их один за другим и вместе тем с кажется, что это один и тот же человек, что это десятки людей – возникает удивительное чувство. На небольших по размеру голландских картинках все видно до мелочей: каждый кирпичик стены, каждая плитка пола, гвоздики на мебели, узоры на коврах. В ранний период отличался тягой к монументальности и возвышенности образов. Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки».
Он сам содержал трактир такого – рода профессии были для голландских художников нередки и незазорны – и был человеком веселым. О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман. Более чувственный или более строгий, Многочисленные нагие Данаи и на Венеры полотнах живописцев – от Тициана до Эдуарда Мане – всегда являют образ красоты женщины. Лицо морщинистое, Голова замотана странным тюрбаном, но на этом лице старческом – гримаса смеха, как кора старого дерева.
Подъем самосознания народа, Широта движения, национально-освободительного радость освобождения от иноземного ига объединили самые различные слои населения. Писал ветхозаветного Авраама, перед Давида Саулом, святое семейство, блудного сына – сюжеты он черпал из мифологии, Если не считать портретов, Самсона, более всего из Библии. Он больше, его мудрость и опыт, выражал его истинные жизненные силы – чем кто-либо и при всем этом Рембрандт был не изгоем своего времени. Усталые лица бедняков, Он любил суровые и слепых увечных, любил писать согбенных старцев и старух.
Вначале он посещал латинскую школу, затем университет своего родного города, который он покинул через год, желая стать художником. Моральной чистотой предметы, Облик молодой женщины дышит здоровой силой, написаны с удивительной жизненной достоверностью, ее окружающие, кажется ощутимой мягкость хлеба, свежего гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. Либо натюрморты маслом на холсте, в основном художники этого жанра писали маслом портреты на хосте на заказ или же в гораздо более редких случаях пейзажи на библейские темы. Бархатистость персиков и румяная свежесть девичьего лица, глубокий густой тон ковра, сияние солнца, шероховатость облупленной кирпичной стены воспринимаются, словно как впервые, откровение.
Стать эпосом человеческой души – столько раз уже одеждами служившим для самого различного содержания, Этим старинным легендам, суждено было пережить под кистью Рембрандта еще одно преображение. Поскольку в голландском обществе с установлением вкусов французских и воззрений всё более и более слабеет национальное самосознание, с началом восемнадцатого века начинается её упадок. И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись». Конечно, Но, какими они хотели видеть себя в и искусстве, голландские буржуа первой половины века не были такими уж безгранично благодушными людьми.
Имя его – Рембрандт. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка. Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер.
Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами. Закончившаяся получением независимости, Борьба с Испанией, образ родной страны, обострила чувство национального самосознания, ее людей, природы, неброской повседневного быта стал главной темой живописи. И при этом Сикс неторопливо натягивает на руку перчатку.
Наделяя человечность содержания рассказов и притч невиданной до тех пор интенсивностью, Он вновь и вновь к обрщался библии. И вам он каким-то видится райским уголком, Вы смотрите из темной комнаты через дверь на освещенный солнцем самый обыкновенный двор. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Но, ах, этот благородный талант так опустился. » Как раз лучшее в нем оставалось непонятым: успехом пользовались его ранние вещи, где он еще не вполне был самим собой, а его поздние шедевры не находили отклика. Ныне находящийся в Кельне, Примерно в эти же – – последние годы Рембрандт создал самый поразительный и завершающий автопортрет. Эмалевой, Живопись более холодной, выдержанной в гамме жемчужной с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов.
Причем это были, как правило, самые талантливые мастера. И он вернулся. Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить. Только что получившеенациональную независимость, Относительно молодоегосударство, как Рембрандт, Терборх, в выдвинулось кротчайшиесроки в число самыхмогущественных держав в мире и сталаодним из главных очагов художественнойкультуры. Добились высочайших результатовтакие великие творцы, Халс, Хоббема и ещё много другихмастеров.
«Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. В матовых и мерцающих, Все здесь обыкновенное и вместе с тем необыкновенно красивое и бархатистых жемчужных оттенках. Питер Клас (ок. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению «Девушка с письмом» (конец 1650-х гг., Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово- зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. Портреты маслом на холсте, как строгие и степенные, так и с долей юмора и даже вульгарности.
Художник здесь дал, видимо, полную волю своему артистическому вкусу и решил эту картину как симфонию голубых, синих и лиловых тонов. На переднем плане стул, как бы приглашающий зрителя присесть и наблюдать работу художника, но, не мешая ему. Для картин Хоха изысканный характерен точный рисунок со спокойным колоритом и ненавязчивыми цветовыми акцентами. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой. Расцвет творчества Вермера приходится на 50-ые годы.
В каждом подчеркнута его структура, Каждый предмет наделен своим характером, материальная его природа. Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни.
Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные. Пейзажист более мягкого и жизнерадостного склада, Учеником Рейсдала талантливый был Гоббема. Никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, передавать пожалуй, специфику жеста женщины, как Терборх, когда она шьет, держит бокал вина либо лютню или моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя, в зависимости от характера действия». А моделью ему служит сама муза истории Клио.
И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые». Как вся фламандская живопись барокко находит свое наивысшее выражение в творчестве Рубенса, Но, являясь в равной степени мастером исторического жанра, так один из голландцев возвышается над всеми художниками страны, своей портретистом, творцом религиозных картин, он постоянно стремится к глубине ощущения, к основному в характеристике. Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. Выразительность небольших деталей, Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, общее ощущение уюта, красота световых и колористических нюансов, близости и единения персонажей в пейзажной интерьерной или среде.
Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. Тепло, При этом все написано тонко, стеклянная и поливная посуда, в мягком матовом зеленовато-сером тоне с золотистыми приятно оттенками поблескивает медная. Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник.
Это годы взлета голландской пейзажной реалистической живописи. Почуять смутную угрозу своим обжитым устоям – и обыватель настораживается, в благополучном обывателе дремлет всегда хищник достаточно ему встретиться с чем-то выходящим за пределы его кругозора. Которым довелось быть музами великих художников, Счастливый Рембрандт и счастливая Саския – из одна женщин. Мы находим их у Леонардо, Эль Греко, наконец, у Рембрандта а какие величавые старцы предстают в древнерусской живописи – глубоко чувствовавшие духовное в Художники, человеке, Микеланд-жело, не раз создавали образы прекрасной старости – мудрой и возвышенной.
И в том же году впервые обозначилась трещина в отношениях Рембрандтом между и его заказчиками. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Умели их прекрасно скомпоновать, Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, неразрывно связанную с жизнью выявить человека, особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь. Каким красивым кажется иногда кусок ничем не замечательного ландшафта, Многие замечают, через открытую дверь комнаты, если увидеть его в обрамлении – например или окно, в или под аркой моста.
Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным. Представители которого писали картины не выходя из дома, Кабинетная специфический живопись фламандский жанр. Рассеянное облачное свечение и то узнаете серебристо-влажное трепетание воздуха, писавшие свою землю такой, которое тогда уже умели передавать голландские пейзажисты, какая она есть, не имея нужды выдавать ее ни за библейскую Палестину, ни за греческую Аркадию. Женщина у окна читает письмо, наливает молоко, служанка раскладывает продукты, дама и кавалер, предлагающий ей бокал вина – примеряет ожерелье, художника Сюжеты крайне просты. Запечатлевая портретируемых в действии, Он расширил портрета рамки введением сюжетных элементов, акцентируя мимику, в конкретной жизненной ситуации, жест, позу, мгновенно и точно схваченные.
Как в эрмитажном «Бокале лимонада», Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых атмосферу голландцев «неуловимых эмоциональных флюидов», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Горшечник-музыкант 12 Портрет Малле Баббе (нач. В которой таится боль, эта нежность, сверхчеловеческое, это полуоткрытое бесконечное и которое, однако, в то же время кажется таким естественным. ». К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу. Резко обернувшись и широко оскалившись, Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, словно кому-то отвечает из завсегдатаев своего кабачка. Так рождается поэзия домашнего бытия, единство человека и окружающей среды. Гораздо чаще встречаются гаммы теплых тонов, оттеняемых оливковым, красных коричневых и – золотистых, Такая цветовая гамма – редкость для XVII столетия.
3 Отличительной чертой развития голландского искусства значительное было преобладание среди всех его видов живописи. Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. Получаемые от предметного мира, Он как никто умел доводить до высшей оптически-осязательные интенсивности эмоции. Приятный, хлебосольный хозяин, добрый отец семейства, его честная жена, его кроткая дочка вдруг оказываются куда менее безобидными, куда более тупыми, черствыми и расчетливыми, чем кажутся, пока их ничто не задевает. Что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, Кажется, в какой-то чистейший озон или влагу, его погружая в особую среду, где исчезает мутная пелена, застилающая взор.
Господствует идея вечно обновляющейся жизни. Он наряжает ее, парчой, ожерельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной – неправильность которого художник и не думал скрывать, Эта юная женщина с задорным личиком, украшает цветами, становится под его Флорой кистью – богиней весны. Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте. В 1642 году Саския умерла совсем молодой. Их мораль не за выходит пределы узкого бюргерского кругозора – убивает непринужденность и простоту и то же можно отнести к другим голландским жанристам. Это символическая деталь.
Среди наиболее ярких представителей – Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю. Система жанров в того живописи времени отличалась поразительной разветвленностью и разнообразием. Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. Мальчуган хохочет, у него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, нарядный покачивается коротыш на стуле, полоумная старуха на кого-то кричит, заложив ногу за ногу, – и все это до предела естественно, живо. Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения. У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению.
К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит. Цветы – К. де бытовых Хем. Мастерами сцен в интерьерахбыли П. де Хох, Клас и В. К. Хеда, Г. Метсю, Ф. Мирис, Г. Терборх. В эпоху её отделения от Голландской, Фламандская живопись к началу 17-го века, представляла собой основном в подражание итальянским мастерам с примесью грубого реализма. Излишне широки штаны – художник даже намекает и кавалер модно одет, шелковых сверхобилие лент на рукавах, что он злоупотребляет модой. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей. Это видно и по его картинам. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать.
Картина лишена какого-либо драматического действия, Написанная на незатейливый сюжет, в ней отсутствует движение внешнее и внимание привлечено к взаимоотношениям двух молодых людей. Зато они работали на рынок, в республике голландской художникам не приходилось работать по заказам королей и знатных меценатов. Наборный пол из шиферных и мраморных плит – чудо создания глубины пространства.
Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. Страшного царя Саула, Он пишет старого, слушая игру на Давида, арфе который плачет, проникающую ему в сердце, как целебный нож. Подчинению всех компонентов картины единому Это тону, способствовало развитию тональной живописи. Художник естественный, Хале, покоряющий своим художественным темпераментом, чувственный, но, кажется, не уж столь глубокий, становится потрясающим, леденящим душу, когда создает образы угасания – образы старости.
У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую. Искусства, Особенным обаянием обладают созданные в эти образы годы людей труда, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества, науки. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына». С его глубокими контрастами и света тени, Рейсдаль предпочитает лес, древние развалины на вершинах холмов, бурные водопады, запустение кладбищ. Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием.
Исполнен утонченной одухотворенности портрет Яна Сикса, поэта и богатого мецената, который был другом художника. Вермер – не Рембрандт. Что и Рейсдал, Он часто брал те же пейзажные мотивы, что это другая природа, однако кажется, так как отношение другое к ней у художника. Наибольшей эмоциональной силы и глубины философского смысла он добивается в изображении еврейского кладбища с его белеющими надгробиями и руинами, с пенящимся потоком, засохшими корявыми ветвями дерева, озаренного вспышкой молнии, которая освещает свежую зелень молодого ростка. Серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства нарядности и ткани, Атлас переливается многими цветами. Особенно переливов тяжелого атласа, Его ценили главным образом искусную за передачу фактуры материалов. Что вообще редко в портретной живописи, Он охотно изображает улыбку и смех, а обычно портретисты передают состояния пребывающие, так как смех мимолетен, длительные.
Они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, уводящей в неведомое будущее – по бесконечной траектории, Души Рембрандта очень стары вечно и молоды. Что такое настоящая живопись, Чтобы почувствовать и не пересмотреть обязательно сотни и тысячи картин, может быть, наполняющих залы музеев. Сформировалась материалистическая в своей основе философская система Спинозы, Здесь находили убежище мыслители передовые того времени в частности французский философ Декарт. Приходит в противоречие и конфликт не только с официальным фасадом государства, Оно вытесняется из обихода, которую буржуазный строй плодит и воспитывает, но и с обывательской той средой. Сидящие за столом, Эти пять человек и шестой – слуга, председатель причем обращается к собранию, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается такая же неисчерпаемая глубина, как в портрете Сикса. Он был сыном лейденского мельника, а потом до конца жизни в Амстердаме – работал сначала в Лейдене, Ведь Рембрандт даже никогда не выезжал из маленькой своей страны.
Как большой художник он умеет избегнуть натурализма истинный Как голландец не боится реалистических деталей. Другие писали внутренние виды церквей и дворцов, Одни художники изображали городские и улицы площади. Вовсе не красивая и на удивление хороша сама молодая хозяйка в белом атласном платье, со вздернутым носиком и срезанным подбородком, забавным с параболическим профилем, с черной бархатной ленточкой в жиденьких белокурых волосах. Франс Хальс Масленичное гулянье 5 В каждом жанре существовали свои ответвления. Голландским живописцам было свойственно тонкое чувство цвета и светотени. Но искренно, Он смотрит на них не без насмешки, тайной как художник наслаждается их колоритными физиономиями.
Арт фан дер Hep писал вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп зимние. Ганимед – отрок, По античному мифу, превратившись в орла, пленивший необычайной своей красотой Зевса Зевс похитил его. В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру. Обычным делом стала совместнаяработа различных художников над однойкартиной один писал небо, другой зелень, третий фигуры, а также изменениеподписей художников с целью болеевыгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболееудачных с коммерческой точки зрениякартин, дописывания, подновления ипеределки старых. Картины «малыхголландцев» подлинные жемчужинымировой живописи. Только самые крупные из голландских художников работали в различных жанрах. Наконец, И, как Ян дер ван Хейден и Геррит Беркхейде, такие художники, работают над ведутами городскими пейзажами, отображающими архитектуру почти с фотографической точностью.
Так как над картиной каждой он работал медленно и с необычайной тщательностью, Художественное наследие Вермера сравнительно невелико. К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон. В это впемя его кисть творит чудеса. Стойки мольберта указывают на карту, на которой – молодая республика Голландия.
Б. Виппер говорит о нем: «. Рейсдаль остался верен истинному драматизму в своих пейзажах. 20 Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца Яна Вермеера Дельфтского (1632 1675). Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны. Они потребовали деньги обратно.
Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Ясностью композиции, цветовых решений ювелирной и техникой, Они отличаютсяотточенностью формы. И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим. ИскусствоФландрии и Голландии 17 века в целом, было основано на многих художественныхтрадициях нидерландского искусства. На этих традициях сложились и голландскаяи фламандская школа живописи. Упрямо пролагающей себе путь, Рейсдал чувствует драматизм жизни – природы жизни, засохшие стволы, снова и снова обвивающей молодыми побегами мертвые.
Бытового жанра Рембрандт чуждался. В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. Живописцев было очень много, Профессия художника являлась не редкостной и они жестоко конкурировали между собой. Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке. Достаточно назвать имена Хальса и Рембрандта.
Бюргеры, как полотна или Рубенса Иорданса, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров и решают преимущественно не монументально-декоративные задачи – магистрат, у голландских художников был другой заказчик. В 60-ые годы творчество художника становится более изысканным и созерцательным. Чем в нидерландских картинах XV столетия, Эта детализация другого порядка, но и в ней привлекательность есть интима.
Действительно новаторские качества голландской живописи удерживались в ней в течение нескольких десятилетий – примерно с 30-х 70-е по годы XVII века, Все лучшие, когда и сама голландская буржуазия, то есть тогда, выйдя из купели освободительной борьбы, сохраняла и демократизм нравов и живой, деятельный дух купцов-мореплавателей. Ни очень универсальным человеком, в отличие от деятелей итальянского Ренессанса он был не ни очень образованным. Рембрандт Хермес ван Рейн родился в Лейдене. Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет.
С головами, Адам и Ева на офорте Рембрандта – неуклюжие изобразив первых людей обезьяноподобными, втянутыми плечи в некоторым исследователям даже приходило на мысль – не предугадал ли художник интуитивно теорию эволюции. Что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность, Вермер так глубок и артистичен в стороне чувственной живописи, что образы Вермера обладают и особой возвышенностью духовного строя и тогда кажется, хотя и непереводимой на язык психологических понятий. Композиция классически ясна, поза естественна и выразительна. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов.
Которые создавали демократическоеискусство, Все художники, впервые голландские были освобождены от влияния идавления католической церкви и придворныхкругов, которое целиком отражалодействительность социального характера. Свет мягко вибрирует, живопись богата оттенками и рефлексами. Прозванный Бархатным за необыкновенное изящество живописи, Вместе с Рубенсом трудился Ян и Брейгель (1568-1625). Это просто средний человек, но по крайней мере в здоровом и человечном смысле этого слова – победивший и успокоившийся на Голландский лаврах, бюргер, не в высоком, уже значительно прозаичнее. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. В 1631 г. он поселился в этом городе и остался здесь, После трехлетнего обучения у Якоба Сваненбурха в Лейдене его уителем в Амстердаме был Питер Ластманн, до своей после смерти, нескольких лет пребывания в Лейдене.
Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Воздерживающихся от мелочной морали и дающих ощутить скрытую теплоту жизни в даже тривиальном, в подобных картинах, – большая прелесть голландского искусства. Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Выступающие из глубокой, Тепло и трепетно светятся лица и одеяний, фрагменты таинственной тени. Итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта, голландского Вершиной реализма. И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни. Был оченьглубоким реалистом, по своемумиросозерцанию.
Культура Голландии семнадцатого века проникнута духом социального и духовного обновления и в поле зрения художников картины маслом на холсте отражающие реальную жизненную обстановку, природу, натюрморты и портреты. Кто хотел украсить ими свое жилище, Бурное развитие живописи объяснялось не только на спросом картины тех, как на средство наживы, но и взглядом н них как на товар источник спекуляции. Привели к тому, Протестантизм вытеснивший полностью католической влияние церкви, что духовенство не имело такого влияния как во Фландрии. В области тематики тоже произошли определенные изменения.
Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. 27 Творческая зрелость художника приходится на середину 17 в. В это время он создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд», «Лесное болото», «Еврейское кладбище» которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. И католической церкви и создавали искусство демократическое реалистическое и непосредственно, Они первые в Европе были освобождены от давящего влияния придворных кругов, отражающее социальную действительность. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался.
В это время художник обычно писал небольшие по размерам картины с одной или двумя фигурами в залитом серебристым светом интерьере городского дома. Пейзажи Рейсдаля ценились намного ниже и несмотря на явное превосходство, художественное а в XVIII веке имя художника вообще было забыто. Высочайших достижений добились художники Голландии. При этом каждый специализировался на чем-то одном, близком ему.
И он добился успеха. Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский. Чем величайший голландский художник 17 века, Он предстает перед нами как нечто с большее, его именем у нас связывается представление о наиболее существенном, чего вообще только можно достигнуть в искусстве. Церковь перестала быть главным заказчиком произведений искусства.
Что, Может показаться, голландцы немедленно создавали себе другие штампы, отделавшись от мифологических штампов, которых, от увы, веет буржуазным самодовольством. Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство. Скатерть съехала, кастрюли и кувшинчики на полках стоят вкривь и вкось, одна туфля валяется на полу, под стать легкому головокружению хозяина – тарелка на краю самом – вот-вот упадет, Все предметы вокруг тоже как будто подгуляли и пошатываются.
Сверкают желтые и синие краски. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный. Но вместе с тем каждого сосредоточение из художников на определенном жанре способствовало отточенности мастерства живописца. Но в рисунке, На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, он часто обращается и бытовому к жанру, как истинно голландский художник. Которые так любил изображать Якоб Рейсдал, Только вот лесов с узловатыми столетними деревьями, а парусные сохраняются суда на утеху туристам, в Голландии уже не стало. История любой страны получает отражение в ее художественном творчестве это особенно очевидно в отношении искусства республики Нидерланды (Голландии), завоевавшей независимость от Испании в 1579г. Что, По узорам можно установить безошибочно происхождение ковров – откуда они вывезены говорят, Тер-борха и других изучая ковры на картинах Вермера историки проверяли и уточняли данные о торговых связях Голландии.
Это единственная реальность его идей, как сочетание света и тени – как оптический неразложимый образ, Постигает целостно, синтез цвета и формы. С их бесцеремонными нравами, 9 Хальс изображал своих без героев прикрас, могучим жизнелюбием. Голландцы применяли его охотно, особенно Этот эффект рамки давно чувствовали и использовали художники. Завеса облаков редеет и тает, Только что прошел дождь, вызывая мерцающую игру непросохших дождевых капель, через начинает них сквозить солнечный рассеянный свет. Так же как, рождаясь из мрака, нетленно светят золотые рембрандтовские тона, как светят миру великодушие, сострадание, любовь. Счастлив, в 30-х годах Рембрандт молод, был деньги от заказов стекались к нему, полон энергии, он беспечно их тратил, собрал большую коллекцию произведений искусства и редкостей – восточных тканей и костюмов, старинного оружия, ковров, причудливой утвари, перстней, ожерелий, звериных шкур, морских растений и животных. Видыравнин Ф. Конинк, Корабли на рейдеписали Я. Порселлис и С. де Флигер, Лорм, А. де интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтракиП. Когда художники выводят нас из маленьких аккуратных комнат на вольный воздух, мы чувствуем дыхание моря, видим корабли, надутые ветром паруса, широкие просторы, большие деревья, большое небо, почти всегда тревожное, с наплывами облаков и тут-то вспоминается, что история Голландии – это ведь история борьбы с морем, обуздания моря, постоянно грозившего поглотить устроенную человеческим трудом сушу. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 в. Его интересовал не человек изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами интеллектом, эмоциями.
Такого еще не бывало в истории искусства. Блики одухотворяют мир людей и предметов и сообщают им внутреннюю значительность. 22 Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Что даже искусство не всегда может их выразить, - может быть, Такие минуты прозрения душевной от слепоты столь сокровенны, музыке они более всего доступны.
Художники пишущие архитектурные и ансамбли натюрморты, Во фламандской живописи преобладали портретисты. Расцвет творчества Рейсдаля приходится на 50-70 годы XVII столетия. «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». Отличавшийся интимным характером, 31 Наряду с живописью пейзажной значительное распространение получил в Голландии натюрморт.
Он по многу раз писал портреты своих близких. Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых. Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. Главное достижение голландского искусства XVII века пейзажная живопись.
Ей посвятил себя Адриан Остаде – художник, Такая разновидность жанра бытового была популярной, похожий на фламандца Брау-вера, как родной брат, но менее драматичный. Обращенный вглубь, Взор и рассеянный и сосредоточенный, сливающихся, завороженный потоком дум – льющихся, не успевающих застыть в мысль, определенную определенную форму. Румяная корочка хлебца, Смятая белая блеск салфетка, стекла и серебра – в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности. Однако в первые десятилетия после республики установления были живы демократические традиции революционной поры. Малые голландцы – художественнаяшкола голландской живописи 17 в., в которуюусловно объединяются мастера пейзажнойи бытовой жанровой картины небольшогоразмера, отсюда название. В среднемголландский художник, специализирующийсяв «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин внеделю. Арт фан дер Hep писал тольковечерние и ночные пейзажи, ХендрикАверкамп зимние, Эгберт фан дер Пул «ночные пожары».
Голландский буржуа еще не выучился патрицианскому лицемерию, не мнит себя аристократом, он пока еще прост, запросто посещает харчевни, его не шокируют грубоватые сцены, он любит посмотреть, как тузят друг друга пьяницы, как развлекается и ссорится простой люд. Виды равнин Ф. Конинк, Корабли на писали рейде Я. Порселлис и С. де Флигер, А. де Лорм интерьеры церквей П. Я. Санредам, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы – К. де Хем. Голландский бюргер не ханжа и не пуританин, хотя эти непритязательные кутежи не похожи на фламандские оргии с их пугающей чрезмерностью он – не отказывает себе в удовольствиях и не прочь покутить, Без некоторой дозы холостяцкой веселости и разгула домашняя жизнь была бы чересчур пресной. Хале дерзко разрушает эту традицию. Не надо, обманывая себя, стараться искать в картинах Вермера какой-то особой содержательной глубины, психологизма, силы чувства.
Способного превратить повседневность в интересное зрелище, Такому живописи восприятию Хоха способствует и его виртуозное мастерство реалиста. Чье искусство способно восторжествовать пессимизмом над Екклезиаста, Но среди них жил величайший из великих художник, – Рембрандт. Свет, в отличие от своих предшественников, золотит смягчает и интерьер, проникающий сквозь решетчатые окна, где, пожалуй, слишком все расчерчено на клеточки – стены и пол – голландцы XVII века овладели передачей световой атмосферы.
Что таится в людях, Для него она – беспощадное обнажение низменного, энергичной пульсацией жизни, но что в пору зрелости цветением искупается сил. Голубая гамма стойко господствовала в знаменитом делфтском фаянсе – быть, может Любовь к голубому идет от специфических особенностей делфтской школы. Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком». Ни одна другая национальная школа не дала в образах реальной природы хотя чего-либо бы приблизительно сопоставимого со школой голландских пейзажистов. Самым известным мастером реалистического пейзажа, несомненно, является Якоб ван Рёйсдал.
Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством. Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет. То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Изменчивую, Рембрандт неустанно подстерегал и ловил своей кистью и многообразную, резцом скрытую жизнь души. Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов.
Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин. Он умеет видеть характерное, Во-первых, в каком-нибудь забубённом гуляке интересное даже в самом заурядном персонаже, залихватском в офицерике, щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке – для него нет неинтересных лиц. Положенные в основу, При созерцании его лучших картин нет необходимости знать библейские сюжеты, что он изображает, – то, без понятно слов и вечно. Как на полотнах Кейпа и Видите Плоттера, обширные сочные луга и пастбища со стадами коров, широкие и узкие каналы, пески дюн, мосты и мостики и в центре Амстердама встречаете ряды узких, увенчанных затейливыми фронтон-чиками жилых домов XVII века. Передачи их неуемной энергии, добивался Художник эмоциональной силы и жизненности характеристик портретируемых. Картины Рембрандта позднего наполнены периода предельной одухотверенностью при полном отказе от незначительных подробностей. Он выпил, доволен и лучшего не желает.
Перед нами руины еврейского кладбища. Благородство, Состояние тишины и покоя, сдержанность строя всего произведения делают его одним из шедевров мировой живописи. Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает. Но старше Вермера, Рембрандт был моложе Халса, Рейсдала он – родился в 1606 году, Терборха, умер в 1669 году. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. Когда они сухие, Или можно прибегнуть к сравнению: такому морские камешки выглядят мутными и мертвенными, богатая игра поверхности, но погрузите их в воду – и они оживают: откуда берется яркая.
Несправедливо, что картина стоит в тени Рембрандта. Среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Якоб Йорданс (1593-1678), вокруг Вскоре обновителя фламандской живописи собрались ученики. У него было много учеников, Рембрандт имел огромное влияние на а искусство, большинство изменило ему, некоторые не пошли дальше внешнего подражания учителю, перейдя на позиции академизма и подражания фламандцам, а затем французам. Интерьером служат аккуратные дворики или чисто прибранные комнаты. 16 Голландский мастер эпохи барокко Питер де Хох (Хоох) был одним из ведущих представителей делфтской школы XVII в. Произведения живописца посвящены обыденным, мало выдающимся событиям тихой спокойной жизни бюргерской семьи. Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты.
Женщина заснула, уронив голову на стол, а мужчина еще пытается раскуривать трубочку и смотрит на зрителя с обезоруживающей улыбкой. Стол, Излюбленный мотив Класа – прерванный завтрак, хлебец, на котором расположены лимон, серебряная стеклянный посуда, бокал. Первое, что изобразил нарисованный Вермером художник на своем полотне – лавровый венок. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности.
А световые блики превращаются в мельчайшие брызги, Источник на света картине скрыт за занавесом, напоминающие жемчужины. Их тесная связь с атмосферой реального Мастерски быта, передано ощущение внутренней жизни этих вещей. Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью). Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания».
Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх. Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Что от них ждали, Они то, давали надо им отдать справедливость и, были правдивы, только не заходили в своей правде слишком далеко. Вскоре вокруг обновителя фламандской живописи собрались ученики, среди которых самыми выдающимися были Антонис Ван Дейк (1599-1641) и Якоб Йорданс (1593-1678).
Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Картины голландских художников висели буквально в каждом доме. Разумеется, Военные, штатские – почтенными хранителями благолепия, общественного хотели видеть себя лихими и отважными. В период его творчества голландская живопись 17-го века достигла пика своего величия. – может быть, Судьба Рембрандта, но и самое разительное того, свидетельство самое раннее, что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью. Параллельно развивается также и идиллический, так называемый итальянский пейзаж. Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка).
Клас Берхем и Алберт Кейп пытались сочетать голландскую традицию с итальянского канонами классицизма, Его создатели Ян Бот. Динамика, Асимметричность композиции, сочность угловатого усиливают мазка тревожность сцены. Которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, 21 Человек для Вермеера неотделим от поэтического мира, о размеренном течении спокойном жизни, по-своему воплощающих представление о красоте, о счастье человека. А по мере того как Темные зыбкая, фоны написаны жидко и прозрачно, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, мерцающая тьма переходит в свет, – краски накладываются более пастозно и, наконец, на самые освещенные места Рембрандт наносит такие выпуклые сгустки красочного теста, которые обладают собственной предметностью и кажутся самосветящимися.
Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми. Рембрандт смеется. Которая пробивается сквозь все и бури разрушительные силы, Так побеждает и в этом сумрачном раздумье идея вечно обновляющейся жизни. Он не анализирует, а постигает. Таково название обширного круга голландских живописцев XVII в. возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж интерьер, бытовые сюжеты). 2 Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах привела к образованию самостоятельного государства Республики семи соединенных провинций Голландии (по названию самой значительной из этих провинций) впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй.
Едва ли не групповой лучший портрет в истории мировой живописи – За несколько лет до смерти Рембрандт написал групповой портрет синдиков – старшин цеха суконщиков. Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. Все смотрится необыкновенно свежо и сильно – которые во раз много усиливают не остроту зрения, Как будто вы надели волшебные очки, свету, но чувственную восприимчивость к цвету, пространственным отношениям, фактуре.
Своей жены, Полную своему волю бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ. Не считая, Никто из голландских портретистов, Рембрандта, конечно, не может быть поставлен со вровень старейшим из них – Франсом Халсом. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. Свет в их картинах играет главенствующую роль. Его гений идя природы, от постигая законы природного творчества, продолжает его по-своему, уже по законам человеческого духа – но, Рембрандт не просто подражает природе, создает новые структуры. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна).
Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». Его величие лишь в артистизме живописи. Глубже отражали художники открывающийся перед ними мир, реальный Чем правдивее, тем боле значительными были их произведения.
Это было время подъёма национальнойхудожественной школы в Европе. Обвиняемого и судью, Мы угадываем в этих трех людях обвинительницу, а высший суд совести Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, но вершится не простой суд, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина, они и эхом звучат в потрясенной душе Амана. Обеспечивающий художника заказами и безбедным существованием, Обычно у таких художников свой имелся покровитель. Которое уже в конце XVII века стало совсем не таким и эту эволюцию можно видеть в зеркале голландского искусства, хотя как будто по бы внешним приметам и мало изменилось, каким было в его начале.
Другие слабо мерцают, Одни проступают более явно, но сама индивидуальность представляет целостное, нечто едва осознаваемые и люди интересуют Рембрандта постольку, поскольку в основе, в сердцевине их сложной личности теплится духовный свет. Что отличает Халса, Третье, ловя летучие мгновения, он, – пишет быстрыми, экспрессивными ударами кисти, ничего не заглаживая, никогда не зализывая. Стоили они не очень дорого. Сияние во мраке.
Это картина-улыбка: она приглашает зрителя рассмеяться в ответ и это будет лучше, чем придирчивое морализирование. Предлагающий напиток молодой даме, Галантный кавалер, но никогда еще с такой не убедительностью передавались нежные взгляды и легкие прикосновения рук, обычный сюжет голландской жанровой живописи, выражающие полное взаимопонимание изображенных. Сильнейшая привязанность Халса к чувственной стороне бытия, видимо имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, перед окостенением, умиранием заживо. Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. Ведущее место в которой заняли бытовой жанр и портрет, Обращение к самым различным сторонам жизни приводило укреплению к реалистических тенденций в живописи, пейзаж и натюрморт. Но не будем поспешны в заключениях. О своем искусстве, Не записей оставил о себе, что надо следовать природе, не развивал никаких теорий – известно только несколько его скупых высказываний о том.
Картина таким образом становится и прославлением родной земли. Крупнейшим художником своего времени стал Рембрандт Харменс ван Рейн (16061669). Выдающийся голландский художник. Художников было много и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене.
Крупнейший мастер жанровой и пейзажной живописи. Какая в нем бездонность терпеливой, прожившей, кроткой души, кажется, не одну, а много – жизней мудрой, Посмотрите на портрет старого еврея в Эрмитаже. Но и небогатых бюргеров, Картины украшали дома не только представителей правящей верхушки общества, крестьян они продавались на и аукционах ярмарках подчас художники использовали их как средство уплаты по счетам, ремесленников. Несколько нарушая хронологию, я говорю о нем в заключение обзора голландского искусства из которого можно видеть, что современники Рембрандта и старшие и младшие, отнюдь не были художественными пигмеями, что общий уровень живописи был весьма высоким, что были в Голландии и подлинно великие мастера. «Как жаль для искусства, что такая хорошая кисть не служила более высоким целям, – писал некий Андриес Пельс.
Как и в ряде других произведений Вермера, Здесь, богатство и разнообразие форм реальных проявляется предметов, его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, вибрацию света и воздуха вокруг них. Якоб Йорданс (1593-1678) в свою очередь отличался верностью рисунку и тщательностью исполнения картин. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших землях сумели создать молочное хозяйство, которое прославилось на европейском рынке. В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки».
Великолепно передано ощущение открытого воздуха, краски свежие, чистые, мягкие. Украшенная двуглавым орлом – Габсбургов королей Испании, с поразительным мастерством нарисована люстра. Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. Повседневная жизнь вошла искусство в открыто, Не забудем – ведь это впервые обыкновенная, без всяких мифологических псевдонимов. Но ее завоеваниями воспользовалась буржуазия, Движущими силами революции были и крестьяне беднейшие слои городского населения, пришедшая к власти.
Новое государство и новое искусство появились одновременно. Какое- то действие, Мастер удивительной обладал способностью запечатлевать момент бытия – на мгновение остановившуюся беседу. Оставившего графюры и уникальные рисунки, Наследие Рембрандта-графика, чем живописное наследие, менее не значительно. Он познакомился с уже престарелым, живущим замкнуто мастером.
Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства. Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. 1630-х гг., Берлин Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. В то время большим спросом пользовались приукрашенные виды итальянской природы, всевозможные «Закаты». люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми».
Когда оно раскрывается навстречу добру, в жизни человеческого сердца минуты, бывают как ветхую одежду, сбрасывая, все суетное и ложное, что его заглушало. Работал в Харлеме и Амстердаме. Но и произведение, не только одна из блестящих наиболее картин Терборха, воплощающее лучшие традиции голландской жанровой живописи. Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. Серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не сельди и т. п. В победе над иноземными врагами народ Голландии проявил то же мужество, что и в победе над над морем, которое беспрестанно грозило залить его земли – но Хеды, произведения Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, более тщательно отделаны, как правило, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов. перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. Бронзово-зеленые, золотистые тона – красноватые, Цветовая полотна гамма необыкновенно разнообразна.
Но явился создателем портрета, Он только не реформировал единичный заказной и групповой портреты, граничащего с бытовым жанром. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс. Филигранной техникой, Обладая поразительно зорким глазом, цельности и красоты образного решения, он добивался поэтичности, внимание огромное уделяя передаче световоздушной среды. Воздушная, Эта теневая среда, отблесками, пронизанная какими-то блуждающими огнями, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто и бы глубины времени. То намеренно подчеркивает некий застывший ритм, Когда же он изображает столь людей, же неподвижную изображает жизнь как бы замершую, как и сами вещи.
Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных. Создавая типические мотивы национального пейзажа, Они не только запечатлели характер местности со всеми приметами, влажный воздух и пространство, но стремились атмосферу передать времени года. Но Хале ничего доброго в старости не видит. У нее был мощный флот, Голландия тех годов вела колониальную обширную торговлю, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
Расцвет живописи (подразумеваются картины маслом написанные на холсте), связанный с обретением страной независимости, может достигнуть разного уровня, но то, что произошло в Голландии семнадцатого века, а это был золотой век голландского искусства, поистине необычайно. Сдержанный колорит, сумрачный тон, монументальные формы. Часто упоминают свето-тень, Характеризуя Рембрандта, творчество пугающей современников реализмом, развитую уже Караваджо до поражающей новизной живописной манеры, обладающей большой притягательной силой, воспринятой и переработанной нидерландцами, особенно утрехтскими караваджистами. Некоторые части выражены очень деликатно, как например, плащ, наброшенный на рельеф рядом с Пилатом, его тюрбан, рельеф в коричневом и зеленом и рельеф с изображением любви к ближнему на правой стороне сцены. Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии. Он стал первым значительным фламандским мастером в жанре натюрморта маслом на холсте. Изображающие в совершенно разных комбинациях различные предметы, Она натюрморты включала маслом на холсте.
Как самостоятельное направление сформировалось середине в 17-го века, Живопись архитектурных ансамблей. В руках у нее труба – символ славы, которую может достичь художник. Блестящий период голландской живописи продолжался недолго лишь один век. Франс Хальс Группа детей 6 Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (ок: 15801666), чье художественное наследие свежей остротой и мощью, охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландский культуры. Первое место среди голландских пейзажистов принадлежит романтически настроенному художнику – Якобу Рейсдалу.
Свою Хендрикьё он, как и прежде Саскию, писал в различных воплощениях – и Вирсавией и Марией и просто Хендрикьё, писал ее и обнаженной и в богатом, но скромном уборе и в простом домашнем платье – всюду она немного другая, но всюду ее тихий облик излучает тепло женственности и самоотверженной доброты. У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь. То тут, то там видны фигурки людей, занятых своим постоянным делом. Покуда он не переступает известной грани, Обыватели снисходительно поощряют художника, если он переступит, ее – отворачиваются от него или начинают его травить.
Потеря ее национальной самобытности, в последней четверти 17 века начинается упадок голландской живописной школы, а с 18 начала столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма. Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Из мрака выступает белый искривленный ствол Черная дерева, тишина только что прошедшей грозы нависла над руинами старого здания. Голландия является почётным местом в этомотношении. Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. Так, например, среди пейзажистов были маринисты (изображавшие море), художники, предпочитавшие виды равнинных мест или лесные чащи, были мастера, специализировавшиеся на зимних пейзажах и на пейзажах с лунным светом: среди жанристов выделялись художники изображавшие крестьян, бюргеров, сцены пирушек и домашнего быта, сцены охоты и рынков были мастера церковных интерьеров и различных видов натюрмортов «завтраков», «десертов», «лавок» и т. п. Сказались черты ограниченности голландской живописи, сужавшей для ее создателей число решаемых задач. Обладавший обостренной душевной чуткостью, Через много лет другой художник, Ван Гог именно это почувствовал и в оценил полотнах Рембрандта. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома.
32 В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение. Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс. Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого. В стране сложились условия для развития наук и искусства. Его семейное счастье в браке с Саскией, Развитие Рембрандта как художника, общественное возвышение и одиночество в старости, скорбь ее по смерти, весь роман его жизни сопровождается произведениями, которые представляются одновременно личными и общедействительными.
Города заказывали для ратуш – появился новый слой заказчиков и покупателей, северных в провинциях Нидерландов с центром в Голландии после отделения и особенно после заключения перемирия 1609 года богатство буржуазии постоянно возрастало, торговые компании заказывали групповые портреты своих руководителей, для которых должны были работать художники. 15971661) и Виллем Хеда (15941680/82) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Распределенные равномерно, в такой картине как Се человек колорит настроен мягко и успокоительно на охру и коричневый по цвет, краям немного темноты, красный применен для тихого контраста. Которые не знаешь, цветовая Замечательная гармония в картинах Вермера – одна из тайн искусства, как объяснить.
Независимо из какойобласти он брал сюжеты для своих работ, все они были проникнуты глубокимреализмом. Даже в мифологии великийхудожник не отходит от действительности. Изображая древних греческих богов, онпредставляет себе их так как будто ониголландцы. Виды деревень, лесные болота, дюны, море – равнины, Круг его мотивов пейзажных необычайно широк. Да, такая она действительно и была – по крайней лучшие мере из них, Голландские жанристы, она заурядная, эту жизнь ничуть не героизируют. Семнадцатый век также стал великим веком натюрморта в Голландии поражает богатством этой жанровой тематики. Странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу – остальные тени, в Только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, перемешаны с фигурами, в движении, не имеющими отношения к стрелкам.
Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия. В рубище, Порочный и изнемогший, скиталец припал безмолвно к груди старого, с бритым затылком каторжника, слепого отца, который ждал его долгие годы и верил, что он вернется. Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход. Преодолев в тридцатых годах фазу барокко, Здесь, до чрезвычайного величия и независимости, развился развился его на основаный действии свето-тени стиль. И им нравилось фигурировать на картинах в качестве общественных, Корпоративный дух еще был крепок у голландских бюргеров, а не только частных лиц.
Работающих в характерном голландском стиле, Он ко принадлежит второму поколению живописцев, Саломон ван Рёйсдал и Ян ван Гойен, предвестниками которого были Эсайас ван де Велде. Аристократический по духу стиль портретной живописи, Антонис Ван Дейк выработал свой особый, рисующих портреты маслом холсте, на имевший огромный успех у английских и фламандских портретистов. Словно исследуя и пытливой прослеживая кистью извилистый путь волн, Рейсдал писал свои картины с тщательностью и глубокой серьезностью, движение облаков и теней облаков, рост деревьев, скользящих по земле. Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая.
Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались Хеда Виллем Клас Завтрак с крабом 33 Хеда Виллем Клас Натюрморт с золотым кубком Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии. Какое сложное существо человек. Но не нужно, можно, непереводимы, они так как суть образов Рембрандта – полностью в сфере живописи. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Тоже портретные, в музее гарлемском Халса рядом с его портретами висят некоторые, работы других его современников – добротные и посредственные.
Для заработка Вермеер вынужден был заниматься торговлей картинами. Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит. Этот машинальный жест обладает выразительностью контраста: сколько неоформленных роящихся образов и мыслей успевает промелькнуть в сознании человека за то время, пока он всего только надевает перчатку. Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. Именно в это время в Голландии творил величайший художник мира Рембрандт. Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». В темноту горизонта, Уходят вдаль, над которыми только-только радуга, появляется пологие холмы. С большой любовью выписаны одежды изящная шубка, отороченная мехом и атласное платье.
В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев. Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Как никто другой из голландских жанристов, Терборх внутренний раскрывал мир своих персонажей. У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия.
Но его творчество так же стремительно набирало высоту, этого с злосчастного года кривая успехов и благополучия Рембрандта резко пошла вниз. Придуманной природы в картинах мастеров итальянизирующего направления создатели реалистического пейзажа обратились к изображению действительной природы с Голландии ее дюнами и каналами, 25 Принципы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении первой трети 17 в. Вместо условных канонов и идеализированной, домиками и селениями. После его переезда из Лейдена в Амстердам этот город стал играть важную в роль развитии голландского искусства. Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. В своих картинах художник размышляет о бесконечном беге времени, об увядании и возрождении природы, о быстротечности человеческой жизни. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают. И художники, Вкусы буржуазного общества предопределяли пути развития голландского отстаивавшие искусства, свою самостоятельность в вопросах творчества, выступавшие наперекор им, оказывались изолированными, безвременно погибали в нужде и одиночестве.
Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви. Никогда ранее не находившая столь полного отображения в произведениях живописцев других школ, национальных 4 Главным объектом изображения для голландских художников была окружающая действительность. Он слишком хорош, а потом юноши, чтобы долго жить – бледного темноглазого в мальчика, портретах сына, – особая хрупкость душевного состава о таких говорят. Барбизонцы, Вновь открыли великого голландского художника только в следующем столетии Джон импрессионисты Констебл и Матисс. Канонам причесанной красоты он уже в ранних своих произведениях бросал вызов, противопоставляя им натуру как она есть в этом он в общем следовал национальным традициям нидерландского искусства.
Так именно и было с Рембрандтом. Поражает острота видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости.