Величественный стиль. Во всем тексте «Ренессанса и барокко» можно наблюдать акцентирование тех архитектурных терминов, кото рые напоминают об аналогии «здание человеческое тело». Успокоение по вертикальной линии 119 4. Соотношение стены и проемов «223 3. Вельфлиновский стиль изложения делал его глубокие по научному содержанию доступными работы и интересными для широкого круга читателей. Малые сочинения.
Применение понятия живописного к архитектуре барокко 82 Глава II. Лесгница 240 10. Те отношения, в которых находятся, с одной стороны, обсуждае мое Вёльфлином «разложение» формы в период после ренессан са и, с другой стороны, первостепенные для него психологиче ские (и в конечном счете 17Такой подход к ренессансу и можно назвать определением его как «органического» стиля (см. Период от публикации этой книги до появления наиболее значительной в теоретическом отношении работы "Основные понятия истории искусства" (1915) стал временем мировой славы Вельфлина. Архитектура пригородной вшшы 244 3.
На первый взгляд даже произвольным, Вельфлин легко обращается к неожиданным, в итоге на удивление и точно осязаемо передающих мысль исследователя, сравнениям и метафорам. Вход, площадки перед домом и позади него «250 5. Сочинение Вельфлина открьшо современникам новые методы стилистического анализа и иной взгляд на саму категорию барокко.
Он занимал профессорские кафедры в крупнейших университетах Германии и Швейцарии. Посвященной "немецкому чувству формы", в последней книге, он только демонстрирует дополнительные возможности "формального" подхода к искусству исследователь не вносит ничего принципиально нового, пытаясь связать видения" "метод с особенностями национального мироощущения. Помимо научной новизны и актуальности его Популярности идей, Вельфлина, несомненно способствовала литературная одаренность исследователя. Композиция парка: тектоническое и атектоническое»251 6. См.
Вёльфлин вносит в эту старую концепцию психологический элемент и уже говорит о своего рода архитектурной мимике и о сопереживании. также в конце главы «Дви жение» вёльфлиновское изложение теоретических рассужде ний Альберти. За последние три десятилетия жизни Вельфлин опубликовал только одну крупную работу – "Италия и немецкое чувство формы" (1931), в которой он скорее уточнял ранее высказанные положения, чем выдвигал оригинальную концепцию. Определение «не органический», отнесенное к стилю барокко и подобные этому вещи произносятся в книге вскользь. Исследователю не удалось противопоставить этой критике ничего существенного.
Издание содержит большое количество иллюстраций. Возвышенное 153 10. Понятие живописного стиля в целом «72 2. С его именем граничит становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины. Связанные материей, мало различающиеся формы: пилоны, пилястры, лизены утопленная в стену колонна 104 д) Целое не является завершенным организмом. Предназначено для специалистов и всех интересующихся изобразительным искусством.
Массивность 1. Архитектуру как подражание растите льным образованиям, в своем эстетическом ответвлении морфология изучала золотое сечение (попытка ухватить математику формо образования в природе), ее происхождение в связи с этим и т. п. Положение о нормальном образовании формы в ренессансе (связанном у Вёльфлина со «строгим архитектурным чувством») и о нарушениях этого образования при переходе к барокко (оскорбление архитектурного чувства, создание случайного, не правильного) может представлять собой отголосок обсуждения в нормального морфологии и патологического развития формы живых организмов. Движение 1. Патологические явления здесь наросты, вздутия, опухоли искривления (то, что развивается вне естест венной модели, произвольно и непредсказуемо). Формы членения «231 6.
В смене ренессансного стиля барочным исследователь был склонен видеть одну из важнейших закономерностей в развитии формы, наблюдаемую не только в итальянском искусстве. Образным языком, Вельфлин писал выгодно живым, отличающим его произведения от перегруженных специальной терминологией и до предела наукообразных "гроссбухов" иных немецких ученых. Ворота»235 8. Шутихи 267 10. Пригородный и сельский типы виллы 244 2. 13). Выразившийся в особой подхода предметности к явлениям искусства, Этот интерес, даже в тех случаях, ощущается во всех работах Вельфлина, когда художественный процесс рассматривается на уровне абстрактных категорий.
Использование деревьев: группа, аллея роща 258 8. Величественный стиль 1. СПб., 2000. Свободный стиль 77 5. ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ СТИЛЯ 1. Шесть книг, которые составляют серию «Художник и знаток», выходящую в издательстве «Азбука-классика», знакомят читателя с памятниками мирового классического искусствознания. Как свидетельствует все ис следование Вёльфлина о ренессансе и барокко, Однако, проявляя себя главным образом в выборе тех или иных слов, это направление в мысли рассуждении о стилевом изменении оказывается второ степенным.
Система пропорциональных соотношений в ренессансе и барокко «127 1. Они стремились к более глубокому постижению содержательной стороны искусства, Новое поколение искусства историков уже не удовлетворял вельфлиновский анализ художественной формы. прим. Общее впечатление от ренессанса и барокко 84 2. Характерных для тех или иных исторических эпох, в основе вельфлиновской теории идея лежит о существовании различных "методов видения".
Он получил образование в Базельском университете, Швейцарец родом, от которого Вельфлин унаследовал вкус к широким концепционным построениям, где учителем его был выдающийся историк ренессансной культуры Я. Буркхард, а также важную для всего последующего вельфлиновского творчества идею "классического искусства" как вершины в развитии стиля. Отношение к античности. Издание содержит большое количество иллюстраций. Но и в опосредованной форме влияют на многих художников, Его идеи не только господствуют среди историков искусства именно в это время особенно интересующихся проблемами языка изобразительного как известно. Примененный для познания исторических явлений, Новый подход к существенно искусству, не изменявшуюся, позволил Вельфлину выработать достаточно цельную концепцию, но развивавшуюся я уточнявшуюся на протяжении всей жизни ученого.
Величественный стиль. Что все лежащее за пределом "оптических ценностей", Основной тезис Гильдебранда сводился к тому, формальной стороны произведения, собственно видимой, не прямого имеет отношения к сущности художественного творчества. Стена и ее членение. Система пропорциональных соотношений в ренессансе и барокко «127 II. Движение по горизонтали 120 а) Ритм вместо метра 121 б) Нарастание пластической экспрессии по направлению к 121 середине в) Волнообразное искривление фасада 121 5. Таким образом, развитие художественных форм у Вельфлина становится внутренне обусловленным имманентным процессом, подчиняющим себе все остальные моменты творческой деятельности.
Окна 233 7. Предназначено для специалистов и всех интересующихся изобразительным искусством. Ее предметом были прообразы природ ных форм (например, «Urpflanze» Гёте), всеобщее их сходство, более того соответствие одной имеющей математическое вы ражение идее. Допускает возможность "истории как искусства истории выражения", в этой ситуации Вельфлин отказывается от полемических выпадов против культурологических и социологических подходов к изучению искусства. Термин «барокко» 65 6. Предназначено для специалистов и всех интересующихся изобразительным искусством.
Пилоны, Масса не вполне сформирована и расчленена 104 а) Связанные материей, лизены утопленная в стену колонна 104 б) Умножение мотивов 109 в) Умножение начальных и заключительных мотивов 111 Границы г) и углы 111 д) Целое не является завершенным организмом, пилястры – мало различающиеся формы. Мастера 56 5. Мотив напряженности: неудовлетворительные пропорции и формы 123 6. После первой мировой войны вельфлиновский метод подвергся основательной критике.
Их стремились послушать практически все искусства историки Лекции Вельфлина были своего рода событием, получавшие образование в Европе. СОДЕРЖАНИЕ А. Якимович. Издание содержит большое количество иллюстраций. Замкнутая, неразвитая массивность 114 Глава IV.
Влияние университетского курса хорошо заметно во второй крупной работе Вельфлина – книге "Классическое искусство" (1899), которая окончательно утвердила его авторитет как выдающегося историка искусства. Выделение giardino secreto «255 7. Получившим звание академика за работы в области истории искусства, Он был исследователем, первым безусловно, что, подняло престиж тогда еще молодой науки. Генрих Вёльфлин и другие 9 Введение 1.
Упрощение и единство композиции»87 Глава III. в XIX веке свой расцвет. Связь идей Фидлера с конкретной художественной практикой показал Гильдебранд в получившей широкую известность книге "Проблема формы в изобразительном искусстве".
Стремление к колоссальному»85 3. Историческое развитие фасада 198 4. В своем эстетическом ответвлении морфология изучала золотое сечение (попытка ухватить математику формо образования в природе), архитектуру как подражание растите льным образованиям, ее происхождение в связи с этим и т. п. Положение о нормальном образовании формы в ренессансе (связанном у Вёльфлина со «строгим архитектурным чувством») и о нарушениях этого образования при переходе к барокко (оскорбление архитектурного чувства, создание случайного, не правильного) может представлять собой отголосок обсуждения в морфологии нормального и патологического развития формы живых организмов.
Разработанный Вельфлином метод формально-стилистического художественных анализа памятников уже почти столетие лежит в основе подготовки. Мотив перекрывания форм и необозримости 125 7. Его общественный характер 268 Литература 371 Примечания 274 Список иллюстраций 281 Указатель имен 283 Его отец был специалистом по античности и являлся одним из составителей, а уже в 1888 году он опубликовал работу, явившуюся результатом этого двухлетнего путешествия по Италии «Ренессанс и Барокко» («Я среди историков искусства формалист. Неопределенно-живописное.
Поэзия 150 9. Эти рассуждения представ ляют собой своего рода дань древним авторам. Отношение силы и массы 116 2.
Вот таким образом любые знания о художниках играют для понимания искусства второстепенную роль. Его труды переводятся на основные европейские языки. Дворцовая архитектура 1. Отчасти периферийная область истории культуры, До Вельфлина история искусства – это отчасти раздел археологии, после Вельфлина – это респектабельная и вполне автономная отчасти наука, сфера эссеистического творчества, обладающая собственным методом и специфическим материалом для исследования. В нем отрицается сходство между человека произведениями и тво рениями природы, Иными словами. Также поставивших перед собой задачу самоценного изучения художественной формы, Концепция оказывает Вельфлина значительное воздействие на развитие литературоведения и некоторых других гуманитарных дисциплин.
Его настроение 149 7. Работы Вельфлина постепенно потеряли свою актуальность, превратились в своеобразную искусствоведческую классику. Что фундаментальная монография "Ренессанс и барокко", Сейчас кажется почти невероятным, была опубликована в 1888 году лишь всего двадцатичетырехлетним юношей, принесшая Вельфлину европейскую известность. Противопоставление фасада и внутреннего пространства. Живописный стиль в живописи «73 3.
Умами владели концепция "истории искусства как духа" истории Макса Дворжака и идеи набирающей силу иконологической школы. Основоположник формально-стилистического метода в искусствознании, Генрих Вельфлин один – из самых известных и авторитетных историков искусства. Но как два абсолютно разных способа художественного мышления, в первой книге Вельфлина Ренессанс и барокко рассматривались не как просто сменяющие друг друга стили, выражающие принципиально отличающиеся мироощущения. Отсюда и знаменитые термины:«oder Gegensatz» (контраст, противоположность, антагонизм) и«das Gegensatzpa ar (пара контрастирующих положений, оппозиция).
Его основные работы как бы отмечают вехи на этом пути. Определение итальянского барокко 52 2. климате (не обладающем, однако исключитель ным правом формировать культуру). Внутреннее пространство 209 а) Продольный с неф капеллами 211 б) Бочарный свод 213 в) Отделка стен 214 г) Формы купола и освещение «219 Глава II.
Которую в применении к XIX веку можно назвать морфологической, Соразмерность детали и целого требование и по дражания законам естественного формообразования харак терные положения эстетики. А вневременной категории, Вывод исследователя о "классическом искусстве" как не конкретно-исторической, получил дальнейшее развитие теоретическое в "Основных понятиях истории искусства". Которые составляют серию Художник и знаток, Шесть знакомят книг, читателя с памятниками мирового классического искусствознания, выходящую в издательстве Азбука-классика.
Использование воды 260 а) Фонтан 261 б) Каскад 265 в) Бассейн (пруд) 266 9. Системы фасада 187 3. Помноженное на талант и незаурядное трудолюбие, Прекрасное образование, могло не не принести свои плоды. Где Вельфлин представил искусство Высокого Возрождения как результат развития "чисто оптического характера", работа Эта была продолжена в книге "Классическое искусство", направленного "к объединенному созерцанию многого и к слитому в необходимое целое соотношению частей".
Которое имеет мес в то природе и именно здесь проявляется главное сходство между созданием художественного произведения и тем образованием отдельных частей организма. Ставшие своего рода учебным пособием, Не случайно много раз "Основные переиздавались понятия истории искусства". А уже в 1888 году он опубликовал Его работу, общественный характер 268 Литература 371 Примечания 274 Список иллюстраций 281 Указатель имен 283 Его отец был специалистом по античности и являлся одним из составителей, явившуюся результатом этого двухлетнего путешествия по Италии «Ренессанс и Барокко» («Я среди историков искусства формалист. Устремление в высоту как мотив вертикальной композиции. В процессе исследования сущности и происхождения барочного стиля ученый пытался систему выработать понятий для описания различных "методов видения".
Достаточно вспомнить знаменитое сравнение раннего Ренессанса с "тонкочленными девичьими фигурами ярких в одеяниях". Шесть книг, знакомят читателя с памятниками классического мирового искусствознания, выходящую в издательстве «Азбука-классика» – которые составляют серию «Художник и знаток», Описание. Частный и общественный типы дворца 222 2. Далее, с точки зрения этой традиции разум ным способом объяснения барочного формообразования (в том числе и в случае с «античным барокко») была бы аналогия с вы шеупомянутыми патологическими явлениями в формообразова нии организмов. Порождающей изменение зрительного восприятия предметного мира Различие и, методов граничит с эволюцией психической природы человека, форм его воспроизведения в искусстве, как следствие. Сочинение Вельфлина открыло новые современникам методы стилистического анализа и иной взгляд на саму категорию барокко.
Барокко как антипод античности и ренессанса 156 III. Прямым следствием популярности и широкой известности явилось избрание Вельфлина в Прусской члены Академии наук. Исследователь подчеркивает, что смена стилей не зависит от сознательной воли художников.
Не "история художников" – а "история искусства без имен", Отсюда знаменитый возникает вельфлиновский тезис. Серьезность постренессанса 150 8. Современная точка зрения на изменение стиля. Однако Вельфлину было суждено пережить апогей своей славы. На развитие которой он оказал решающее влияние, " – так Генрих Вельфлин в последние жизни годы определил свое место в науке об искусстве.
Характер массы: мягкая, сочная. Определение римского барокко 53 3. Вертикаль в композиции 226 a) «Ultima maniera» Браманте и ее развитие «228 б) Фасады по образцу палаццо Фарнезе «229 в) Фасад с мезонином «229 5. В условиях свободы мыш народа ление расцвело подобно благородному побегу на здоро вом стволе. » (цитируется по переводу И. Бабанова:Винкелъман И. И. История искусства древности. Неограниченное: эффекты освещения во внутреннем пространстве 126 8. РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ТИПОВ Глава I. Церковная архитектура 1. В некотором смысле вельфлиновский метод является краеугольным камнем в многосложном здании современной науки об искусстве.
Испытание второй 139 4. С университетской работой была связана вся дальнейшая жизнь ученого. Истоки у Микеланджело 147 6.
Увеличение массы и подчеркивание тяжести вплоть до потери формы 94 2. Генрих Вельфлин прожил долгую жизнь. Виллы и парки 1.
Снабженная современным научным аппаратом, в основу книги легла новая перевода редакция Е. Г. Лундберга. После Мюнхена он преподавал в Базеле, затем в Берлине, снова в Мюнхене, с 1924 года и до конца жизни – в Цюрихе. Вельфлин стремился уйти от методов субъективных в область точного эксперимента, Воспитанный на позитивистских идеалах XIX века, управляющие развитием искусства, с помощью которого исследователь хотел найти неизменные закономерности. В основу книги легла новая редакция перевода Е. Г. Лундберга, снабженная современным научным аппаратом. Вздутость 98 3. Восприятие парка. Что Вельфлин собирался в дать книге параллельное рассмотрение "античного барокко", Примечательно.
Необозримое и Непостижимое 78 6. Иллюстрированное издание: 16 таблиц на отдельных листах и 19 рисунков в тексте. Испытание первой 136 3. Эта система явилась своеобразным завершением теоретических построений Вельфлина.
Линии и массы (свет и тень) плоскость и пространство 74 4. Сочинение Вёльфлина открыло современникам новые методы стилистического анализа и иной взгляд на категорию саму барокко. Утверждавший, Роль идеолога выполнял Фидлер, а творение некой "новой реальности" через достижение абсолютной гармонии форм, что задача искусства – не воспроизведение окружающего мира не и идеализация его. Отчасти периферийная область истории культуры, До Вельфлина история искусства – это отчасти раздел археологии, после Вельфлина – это респектабельная и вполне автономная наука, отчасти сфера творчества, эссеистического обладающая собственным методом и специфическим материалом для исследования. К моменту выхода книги Вельфлин уже преподавал в Мюнхенском университете. Описание: Шесть книг, которые составляют серию «Художник и знаток», выходящую в издательстве «Азбука-классика», знакомят читателя с памятниками мирового классического искусствознания. Прижизненное издание. Двор 235 9.
На конкретных примерах передать существо идей, своих в лекциях исследователь пытался в достаточно простой и ясной форме, преимущество нового подхода к искусству. Равным образом можно трактовать и само «превращение стиля» как переход к патологическому (без нега тивной оценки) состоянию. Впоследствии он сравнивал их "бодрящим, с Идеи "римского кружка" вдохновили Вельфлина, свежим дождем на изнуренной засухой почве". Привлекала возможность превращения истории искусства в объективную науку, в открывшейся перспективе исследователя более всего, по его ведь мнению, форма, могла быть "математически" измерена. «влияние климата должно было вдохнуть жизнь в семя – из которого произрастает искусство, выска Примеры зываний. Перевод с немецкого Е. Лундберга. Когда молодой исследователь во время в поездки Рим познакомился и близко сошелся с группой немецких интеллектуалов, Для понимания истоков вельфлиновской теории развития искусства необходимо вернуться к событиям 1887 года, художник X. фон Маре, в которую входили философ К. Фидлер, скульптор А. Гильдебранд. Общие замечания.
В одном из лучших университетов того времени, Заканчивал образование Вельфлин в Мюнхене, стремившегося привить молодому исследователю интерес к тщательному конкретного рассмотрению памятника, под руководством профессора Г. Брунна. Горизонталь в композиции 226 4. Временные рамки 54 4. Здесь метод Вельфлина становится последовательно не историческим, он создает картину искусства нового времени используя систему формальных категорий, состоящую из пяти пар контрастных понятий (линейного и живописного, плоскостного и глубинного, замкнутой и открытой формы, множественности и единства, совершенной и относительной ясности). Внутренние помещения «241 Глава III. Живописный стиль в скульптуре 81 8.
В этом отноше нии примечательна используемая Вёльфлином (хоть и в истори ческом, культурном смысле) терминология «Symptom», «Habi tus» и др. Чувство собственного достоинства 67 ИЗМЕНЕНИЯ I. СУЩНОСТЬ СТИЛЯ Глава I. Живописный стиль 1. Заключение. Разработанный Вельфлином метод формально-стилистического анализа художественных памятников уже почти столетие лежит в основе подготовки в искусствоведов разных странах мира.
С. 32Основой для этого и близких к нему высказываний Вёльфлина в «Ренессансе и барокко» служат суждения о прямой соразмерности человеческого тела и здания, соответствия его частей частям тела живого существа (человека) и т. п., которые можно найти как у античных авторов, так и у Альберти и Вазари. Устремление в высоту 116 а) Неравное распределение пластического элемента 117 б) Разрушение горизонтали (ломка форм) 117 в) Ускорение движения линий 118 3. Сочинение Вёльфлина открыло современникам новые стилистического методы анализа и иной взгляд на саму категорию барокко. Идеал тела в искусстве барокко 144 5. Принимая во внимание вышесказанное, выражение«jeder nicht organische Stil» нужно истолковывать как указание на стиль, формы которого не отвечают (математическим) законо мерностям здоровой органической формы.
В произведении подобного стиля каждая деталь и форма целого од объединены ной закономерностью. Лишь с большой натяжкой «растительным» аналогиям у Винкельмана можно при писать строгий, непоэтический смысл и назвать их проявления ми продуманной и законченной концепции, рассматривающей произведение искусства и динамику художественной жизни с оглядкой на характеристики живого организма. 1913 г. В издательском коленкоровом переплете, Издательство день Грядущий Типо-Литография Якорь, с цветным тиснением и цветной печатью на передней крышке. С его именем граничит становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины.
Снабженная современным научным аппаратом, в основу легла книги новая редакция перевода Е. Г. Лундберга. Архитектура сельской виллы 248 4. Центрические и вытянутые в плане постройки 184 2. Механическая и психологическая теории 134 2.
Которую определяет словами "искусство имманентная как история формы", Однако при этом он всячески отстаивает право на существование собственной теории. Эти люди были объединены идеей возрождения "большого на стиля" основе вновь найденных "вечных законов художественного творчества". Разграничение живописного и цветного 80 7. СПб.