Античные боги не только живут среди людей имеют их облик, но и не чураются труда. Похоже, что древний человек воспринимал творящую руку и поклонялся ей как самостоятельному творческому началу, не понимая еще, что она только выполняет «веления головы». В книге М. Кагана «Се человек» на стр. То есть к открытию так называемой основной телесной или тени, Вот таким образом первые наблюдения живописцев в области света относятся к различению светлой и темной сторон освещенного предмета или фигуры.
Аполлодора называли скиаграфом, Смысл открытия Аполлодора становится особенно ясен из прозвища, а живопись его скиаграфией, то есть живописцем теней – которым наделили мастера его современники. То есть к открытию так на зываемой основной или телесной тени, Вот таким образом первые наблюдения живописцев в области света отно сятся к различению светлой темной и стороны освещен ного предмета или фигуры. Живопись на стекле тоже требует плоскостного, декоративно-стилизованного рисунка. Который она украшает, Отныне живопись направлена уже не на предмет, который ее рассматривает она должна считаться с его вкусом индивидуальным а на зрителя, с условиями его восприятия, его субъективной точкой зрения. Поэтика). К этому же времени в классической Греции (аналогично в средневековой Европе) живопись, отвечая новым социальным и духовным требованиям, стремится отделиться от архитектуры, от стены, сбросить с себя декоративные функции и превратиться в самостоятельное, законченное произведение, в индивидуальность в станковую картину. Где она не только наблюдает за постройкой Арго, корабля На памятниках искусства мы видим ее изображение, но и активно помогает строителям.
Живопись делается искусством оптической иллюзии, Начиная с дублирующей Аполлодора, реальность. Однако, Не следует, что абсолют но правильное геометрическое построение перспективы достаточно для убедительного глубины, впечатления думать. Аполлодор был основателем независимой от архитектуры станковой картины выполненной – в тех нике темперы на деревянной доске, Его реформа относилась прежде всего к обла сти техники. Спины и за тылки участников концерта, Зритель словно сверху заглядыва'ет в ту комна и сквозь потолочные балки видит пол. Что в обоих случаях свет не имеет сначала самостоятельного значения и его постижение в проходит пределах более общей проблемы простран ства, Характерно.
Но еще выше античные теоретики искусства ценили глубокий внутренний переворот, вызванный стилистическим открытием Аполлодора. Что и готическое цветное окно заменяет собой каменную стену, Подобен потому, эффект что цветного витража постоянно ме няется в зависимости от движения света, является как бы вита ющей в воздухе границей пространства подобен и по тому еще, падающего сквозь стекло. Эти чудесные вазы с белым фоном (так назы ваемые белые лекифы) означают в греческой живописи примерно ту же стадию развития, что готический цветной витраж в истории средневековой живописи. Таких по выражению М. Кагана «портретов руки» найдено множество. Аполлодора называли скиаграфом, Смысл открытия Аполлодора становится особенно ясен из прозвища, а его живопись скиаграфией, то есть живописцем – теней которым наделили мастера его современники. Но ее художественный эффект абсолютно другой.
Что в обоих случаях свет не имеет сначала самостоятельного значения и его проходит постижение в пределах более общей проблемы пространства, Характерно. Художник уже опери рует светом – но еще не умеет свет изображать, витраж Готический как раз нахо дится на границе двух методов. Фигуры увеличиваются, Постепенно палитра все обогащается, появляются округло моделированные фигуры (вместо эффекте гобелену и то в же время от него глубоко От личен, медальоны исче зают. Кото рый стал моделировать форму с помощью света Если открытию Аполлодора предшествовали целые совершенного тысячелетия господства линии и плоского силуэта, Аполлодор был первым греческим живописцем, то теперь открытия идут одно за другим. Прослеживание подобной линии развития возможно и для реалистичекого метода как составляющей сложного процесса многолинейного развития культуры. Все масштабы предметов по мере удаления от зрителя уменьшаются предметы, находящиеся один за другим, скрывают друг друга (пересечение). Философски эту точку зрения можно было бы истолковать следующим образом. Сначала в витражах применялись лишь немногие тона (коричневый, желтый, красный) и до конца XI века композиции имели главным образом орнаментальный характер, фигурные группы выполнялись в небольшом масштабе и вставлялись в медальоны различной формы.
Стоит в связи с ранней традицией упомянуть реализма также находки в Фаюмском оазисе в 1887 году. Неподвижной точке зрения, Греческий художник не нуждается в единой, кото рая составляет необходимую основу центральной пер спективы как он бы двигается мимо фигур и каждую рассматривает по отдельности. Уже отмечалось, что В. Турчин (исследователь зарождения и развития экспрессионизма в искусстве ХХ века) выстраивает цельную линию мировой истории искусства от неолита к (как одной из конкретных модификаций художественной культуры эпохи модернизма). Фаюмских портретов найдены сотни. Рисунок становился в данном случае охоты компонентом как целостного процесса, Таким образом.
До готическо го витража художники изображали неизменные ры конту предметов на неизменном абстрактном фоне. В. Беньямин замечает: «в первобытную эпоху произведение искусства из-за совершенного преобладания его культовой функции было в первую очередь инструментом магии, который лишь позднее был, так сказать, опознан как произведение искусства» (там же). В то же время приходится сталкиваться с мнением, что наскальные росписи Альтамиры или скульптурные палеолитические Венеры не являются произведениями искусства и как следствие носителями стиля, а уж тем более, реализма на том основании, что они имели сакральный смысл и использовались в магически-заклинательных целях. Что не только греческие художники, Следует думать, которые были сделаны в Ренессанса, эпоху но и греческие гео метры не сделали тех последних выводов из своих на блюдений над пространством. (что присуще только человеку), системным, эстетическим – все это необходимо именно для осознания человеком искусства. Наблюдая над изменениями, Вместе с тем, все художники более внимания уделяют отношениям предметов между собой, которым предмет подвер гается под воздействием света и тени их связи с окружением их расстоянию от зрите ля. Китайский же художник сверху вниз, Европейский художник простран воспринимает ство спереди назад. Это строго линейный, плоскостной стиль, в котором и фигуры (профили) и фон представляют собой чистую абстракцию.
Вызванный стилистическим открытием Аполлодора, Но еще выше античные теоретики искусства ценили внутренний глубокий переворот. 245). Подобное изобра жение пространства иногда, называют обратной перспек тивой. К числу древнейших образцов относятся витражи в Аугсбурге (конец XI века) и замечательные, огромные окна на западном фасаде шартрского собора (1160). Что колорит ковра на построен мягких, Огромное же отличие заключается в том, бледных тонах, заглушенных, тогда как живопись на стекле горит яркими цветами, насыщена светом и изменчива в тонах. Каковы основные признаки перспективного изобра жения пространства.
Бестелесных видениях и тем не менее в этих светлых, светящемся фоне, в этом неуловимом, так сказать, в потенции готовы все основные принципы новой живописной концепции стремление к восприятию пространственному натуры, к моделировке формы светотенью. Все линии, удаля ющиеся от плоскости картины, сокращаются (ракурс). Введение в историю т. 1, стр. Которые происходят с ними в зависимости от света, Со времени поздней готики и раннего Ренессанса художники уже изображают телесные предметы и изменения, те воздуха, пространства.
Центральная перспектива рассчитана на вертикальное положение картины и на совпадение глаза зрителя с точкой зрения в картине между тем как э действительности картина молет 0ыть повешена под сильным углом к стене и ее горизонт мо жет не совсем совпадать с реальным горизонтом зри теля, Кроме того. Делается участником этого изображения, Китаец словно переме щает себя в изображение, с сливается его ритмом. Заметим, что этот перелом был уже отчасти предвосхищен в греческом искусстве на пути от архаики к классике. «Вся история европейской культуры, начиная с раннего Средневековья и кончая современным постмодернизмом, определяется тем или иным отношением к античному наследию как её «корневой системе» (Каган М. С. Введение в историю, С. -Петербург, 2003, т. 1, с. 256). Противопостав ляя себя изображенному миру, Европеец привык рас сматривать как картину бы со стороны. Свет и тень прежде привлекают всего внимание живописца как средство конструировать форму и опре делять положение предмета в пространстве. Открытие перспективы не оз начает, таким образом, нового способа смотрения (че ловек всегда видел вещи в более или менее последова тельной перспективе), а лишь новый способ изображе ния мира.
Орнамент на керамике выступает в то время тоже через мимесис ритмичного движения руки или пальца по глине в вращения момент гончарного круга. Которые соединены оптическими лучами, к тому же в построении Эвклида здет речь только о двух элементах восприятия пространства о глазе зрителя и воспринимаемом предмете, которая эти пересекает, лучи но в своей конструк ции пространственного изображения Эвклид еще не име ет в виду плоскости изображения. И тем не менее в этих светлых, бестелесных видениях, в этом неуловимом, светящемся фоне, так сказать, в по тенции готовы все основные принципы новой живописной концепции стремление к пространственному восприя тию натуры, к моделировке формы К этому же времени в классической Греции (анало гично в средневековой Европе) живопись, отвечая но вым социальным и духовным требованиям, стремится отделиться от архитектуры, от стены, сбросить с себя декоративные функции и превратиться в самостоятель ное, законченное произведение, в индивидуальность в станковую картину. Фигурные композиции появились только с конца X века на родине готики, в Северной Франции. Аристотель считает мимесис (иначе – подражание) неотъемлемым свойством любого искусства: «Нам свойственно по природе подражание и гармония и ритм Во-первых, подражать присуще людям с детства они отличаются от других живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию и первые познания человек приобретает посредством подражания.
Так сказать, Художник каждый предмет видит или Присмотримся внимательнее к именно концепции пространства в дальневосточной живописи, по отдельности. То есть вместе с развитием мозга и мышления человека начинают проявляться сначала реалистическая, а затем и абстрактная интенции художественного творчества. Римский скульптурный реалистический портрет впитал лучшую классическую традицию и античности довел реализм портрета до так и не достигнутых впоследствии высот. Когда готика как бы лишает стену опорных функций, Расцвет витража происходит в XIII веке во Франции, ее вынимает и заменяет окнами между огромными столбами. И из их описаний можно заключить, Агатарха греческие историки искусства называют первым специалистом театральной декорации, построенных на элементарных линейной принципах перспективы, что декорации Агатарха к трагедиям Эсхила и Софокла представляли собой нечто вроде архитектурных кулис. Изображения фигур людей условны их нельзя считать реалистическими. Каждая точка видимости оказывается лежащей на поверхности стекла. По сути Аристотель закладывает этим своим изречением основы всех стилей, где «каковы они должны быть» – это идеализирующий форму классицизм «каковыми они были и есть» – реализм «каковыми их представляют и какими они кажутся» – под это подходят все экспрессивные формы как традиционного, так и модернистского искусства.
Что так называемая центральная единствен перспектива ный способ восприятия мира и передачи пространства, Не следует также думать. При этом, как замечает М. Каган «Герои монументальных живописных пещерных росписей – бизоны, мамонты, олени – поражают и современного человека своим могучим реализмом» (Се человек стр. 71). Сначала художник делает точный, детально разработанный набросок композиции (картон) в размер окна.
Который она украшает, Отныне живопись направлена уже не на предмет, ее который рассматривает она должна считаться с его индивидуальным вкусом, а на зрителя, с условиями его восприятия, его субъективной точкой зрения. Гораздо более крупное историческое значе ние греческие искусства теоретики приписывали Аполлодору. В то же время, приходится часто видеть в работах авторитетных ученых употребление термина «реализм» (иногда «натурализм») применимо к культуре первобытности, античности или Возрождения. Здесь и техниче ский прием соответствует мировосприятию. Подобен потому, что и готическое цветное окно заменяет собой каменную стену, является как бы витающей в воздухе границей пространства подобен и потому еще, что эффект цветного витража постоянно меняется в зависимости от движения света, падающего сквозь стекло.
Характерным примером может служить фреска известная под названием «Альдобрандинская свадьба» и хранящаяся теперь в Ватиканской библиотеке, есть все основания думать, что она представляет собой рим скую копию с греческого оригинала из времен Апел леса. Отныне линейная, плоскостная живопись уступает место пластической, трехмерной живописи. Если эти линии в действительности параллельны друг другу, то на изображении они сходятся в одной точке на горизонте. Действительно, при всех претензиях художников-экспрессионистов на «новизну», «небывалость», «абсолютную оригинальность» своего творчества (качества, определяющие его «современность»), они черпали вдохновение в различных художественных явлениях былых времен, в частности, в полупервобытном искусстве «дикарей», негритянском искусстве, фольклорном и детском примитиве. Древний человек не выделял себя из природы изображение руки, отпечаток руки может быть признан первым произведением искусства в котором проявлен мимесис, подражание природе.
Теперь это опровергнуто. Как объяснить такое своеобразное восприятие про странства, столь чуждое европейцу. Аполлодор был основателем независимой от станковой архитектуры картины – выполненной в технике темперы на деревянной доске, Его реформа относилась прежде всего к области техники. Они знаменуют переход через искусство (в то время еще не осознаваемое) от биологического образа жизни человека к культурному. На пример, Так избегая закры одну вать фигуру другой и опуская тени, греческий художник всегда стремится изобра жать каждую фигуру по отдельности, падающие с одной фигуры на другую. Цель греческих живописцев телесное, Иначе говоря, что построения приемы прост ранства в греческой живописи во многом сильно отсту пают от позднейшей центральной перспективы, но не пространствен- Вполне естественно.
Которые будут впоследствии проложены и скреплены свинцовой проволокой, По этому картону устанавливают главные линии композиции и отмеченным по границам вырезают куски стекла разного цвета. До готического витража художники изображали неизменные контуры предметов на неизменном абстрактном фоне. Попытаемся в этой связи проследить за эволюцией греческой вазовой живописи. эти произведения можно считать реалистическими. В заключение витраж подвергается плавлению и стеклянные вставляются куски в свинцовую оправу. Когда пространство собора погружено в сумерки, Глубокое и возвышенное воздействие готического витража особенно сказывается освещаясь вечером, лучами заходящего солнца, а цветные стекла горят.
Их обыденная жизнь и их нравы богов – и была предназначена для того, Греции представляла жизнь героев, а для простого люда существовала комедия, чтобы услаждать взор знати, где изображалось близкое им. Плиний, например, характеризуя значение Аполлодора, говорит, что он открыл двери живописи. Согласно мифу, Так, круг гончарный и обучает этому людей, богиня Афина изобретает гончарное ремесло. «Основное население Олимпа в том виде, в каком представляло его искусство скульптуры и вазописи имело чисто человеческий облик» (М. Каган.
Что наряду со скульптурными изображениями прекрасных идеальных богов, Ярко видно на примере античного реализма, сделанных совершенных, с натуры и с реальных людей и выражающих их как прекрасных, возвышенных, существовал в то же время т. н. V). Художники открывают падающую тень (то есть тень, бросаемую предметами на окружение, на землю или соседние предметы), Изучая в природе освещение предметов, рефлексы и отражения (греческие источники описывают, например, картину живописца Павсия: девушка с бокалом вина в руке, причем лицо девушки просвечивает сквозь стекло с красными рефлексами вина)» (Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства, затем света просвечивание сквозь прозрачные тела, гл.
Свет и тень прежде всего привлекают внимание живописца как средство конструировать и форму определить положение предмета в пространстве. Плоскостной характер, Роспись белых лекифов еще имеет чисто линейный, чем самостоятельное изображение, представляя собой в гораздо большей степени украшение сосуда. Здесь пролегает граница двух живописных методов плоскостного и пространственного. Однако это вряд ли правильно. Симметрии, При постепенном усложнении этих форм в них включаются изображения геометрических элементов как первые проявления гармонии, орнамента, ритма эстетики и узора. Она совершается в трех этапах.
Изучая в природе освещение предметов, художники открывают падающую тень (то есть тень, бросаемую предметами на окружение, на землю или соседние предметы), затем просвечивание света сквозь прозрачные тела, рефлексы и отражения (греческие источники описывают, например, картину живописца Павсия: девушка с бокалом вина в руке, причем лицо девушки просвечивает сквозь стекло с красными рефлексами вина)» (Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства, гл. Что колорит ковра построен на мягких, Огромное же отличие заключается в том, бледных тонах, заглушённых, тогда как живопись на стекле горит яр кими цветами, светом насыщена и изменчива в тонах. Литературные источ ники связывают эти открытия с именами живописцев Агатарха и Аполлодора. Но как с той, так и с другой начинается искусство и они обе стоят в начале зарождения процесса творческого эстетического оформления изображения Вот таким образом, следующий важный этап развития, на котором нужно хотя бы вкратце остановиться это античность – явлении, оказавшем беспрецедентное влияние на все дальнейшее развитие как культуры Европы, так и духовного образа всей мировой культуры в целом (уместно вспомнить ироничное высказывание Э. Гуссерля о «паре греческих чудаков», сумевших «начать процесс преобразования человеческого существования и культурной жизни в целом сначала со своей собственной и ближайших соседних наций» (Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии. Литературные источники связывают эти открытия с именами живописцев Агатарха и Аполлодора. В Древней Греции открытие светотени почти совпадает с первыми опытами конструкции пространственной перспективы и относится ко второй V половине века.
«вульгарный реализм античности», его место определялось в литературе того времени и драматургии. Постепенно палитра все обогащается, фигуры увеличиваются, медальоны исчезают, появляются округло моделированные фигуры (вместо линейно-плоскостного стиля складывается пластически-пространственный) и витраж уже может соревноваться с алтарной или станковой картиной. Изображения лица в этот период не встречается. Присмотримся ближе к некоторым свойствам этих техник например к контрасту между ковром (гобеленом) и живописью на стекле (витражом).
Отлетевшая душа должна была в узнать изображении личность – которую покинула, Передать сходство с конкретным человеком было в этом случае важнейшей задачей. А первой и более важной будет все же детально и правдоподобно изображенная фигура морда и зверя, Пройдет много времени прежде чем в искусстве появится лицо человека. Неповторимое совершенство творений античности и века спустя служит источником вдохновения для всего человечества и позволяет причислить их к «образцовому искусству» или классике. Которыми оборачиваются к нам в зри тельном восприятии прямые углы домов, Не замечаем мы обычно и тех косых углов и столов шка фов.
А также особым образом проявляется в литературе и театральном искусстве. Без реализма было не обойтись. Этот реализм связан с низменным и комическим в искусстве и сложился примерно ко второй половине до Vвека н. э. 2000, Минск-Москва, что культура Европы выросла из античной полисной цивилизации, с. 651) Можно с полным говорить основанием о том, заимствовала из нее. Вот таким образом художник часто отступает от совершенно правильного построения, подчеркивая одни эффекты, заглушая другие во имя художественной правды (два горизонта у Веронезе). Я бы сказала, что теория Аристотеля современна, а терминами «катарсис» и «мимесис», введенными в ней мы пользуемся постоянно до сих пор. Древний человек буквально использовал свою собственную руку, делая отпечаток в глине или закрывая ею стену пещеры от копоти или брызг краски.
В Древней Гре ции открытие светотени почти совпадает с первыми тами опы конструкции пространственной перспективы и отно сится ко второй половине V века. (о чем несколько позже) Уместно процитировать такой пассаж из Виппера: «К этому же времени в классической Греции живопись, отвечая новым социальным и духовным требованиям, стремится отделиться от архитектуры, от стены, сбросить с себя декоративные функции и превратиться в самостоятельное, законченное произведение, в индивидуальность – в станковую картину. На самом же деле эта своеобразная концепция про странства имеет абсолютно иной смысл. Исходя из того, что первобытной культуре присуща синкретичность, т. е. неразделенность, нерасчленимое единство материальных, духовных и художественных ее аспектов, в этот период такие утилитарно прозаические операции как охота, могли превращаться в поэтически возвышенное художественное действо. Вышитых золотом и серебром, Японская картина изображает придворных в широких одеждах, лунном при свете они внимают звукам флейты. Чем более свободным становится мазок живописца, тем свободнее он пользуется направлениями этих поверх ностных линий, рисуя кистью «по форме». Например, Так, хотя и при знавал, Эвклид, что параллельные линии по сближаются мере их удаления от глаза зрителя, однако не делал отсюда вывода, что они должны сходиться в одной точке на го ризонте.
Сложившаяся тогда, Техника живописи на с стекле, той лишь разницей, осталась почти неизменной, что в старые времена художники сами изготовляли красочные стекла, а теперь получают их готовыми. Это строго линейный, плоскостной стиль, в котором и фигуры (профили) и фон представляют собой чистую абстракцию. Но еще выше ан тичные теоретики искусства ценили глубокий внутрен ний переворот, вызванный стилистическим открытием Аполлодора, Плиний, например, характеризуя значе ние Аполлодора, говорит, что он «открыл двери живо писи». Китайский же художник во вре мя работы (и китайский зритель со своей стороны) развертывает свиток на полу и смотрит на него сверху вниз. Но как представляется фанта зии японского живописца эта сценка придворной жизни.
Во-вторых, подражание всем доставляет удовольствие. Градациями света и тени следует и другое важ ное открытие моделировка с так помощью называемых поверхностных линий, За лепкой формы. Эти сведения приходится цитировать по Б. Випперу и ему, верить к сожалению, не подтверждая эти сведения реальными изображениями произведений Аполлодора. Изображения на коврах (особенно в пору их расцвета на восточных, персидских, а также европейских коврах в эпоху готики) имеют обычно чисто линейный и плоскостный характер. Но и в живописи станковой того времени, Реалистичность проявляется не только в античной скульптуре. Такая штриховка помогает глазу ощупывать форму предметов и их определять положение в простран стве, Изгибаясь вместе с рельефом по верхности.
Художник уже оперирует светом – но не еще умеет свет изображать, Готический витраж как раз находится на границе двух методов. Нет сомнения, что в скульптуре этот облик богов создавался с натуры, т. е. «творчество первобытного художника поражает нас мощью в то же время очевидно, это случалось не раз за весь период истории искусства – что отсутствие термина вовсе означает не отсутствия текущего процесса художественного формообразования, 39 говорится. Но не будем отвлекаться. Однако в первую очередь он предназначен для духов» В. Произведение (Беньямин искусства в эпоху его технической воспроизводимости, Хотя он и доступен для взора его соплеменников, разд.
И художник расписывает их особой прозрачной краской буроватого тона сначала наносит главные контуры рисунка, Их скла дывают затем на подставке стеклянной против света, штрихует, а потом легко моделирует формы, выцарапывая линии. Она для него безусловно важнее и интереснее лица. Это рабочие боги, они трудолюбивы, они подают пример ремесленникам. Радикальным образом меняются только все третьего отношения измерения, Отношение вышины к ширине предметов остается неизменным.
Со вре мени поздней готики и раннего Ренессанса художники уже изображают телесные предметы и те изменения, которые происходят с ними в зависимости от света, про странства, воздуха. Или статуе Афины в Парфеноне или Богоматери изображениям Но на основании подобной логики можно отказать в таком праве считаться искусством и древнеегипетским изображениям священной кошки или жука-скарабея, например, мадонн. Пестрые окна церквей известны уже с IV века, но это был еще чистый орнамент. В этом случае, когда говорить о реализме как стиле неуместно, определение традиции как нельзя лучше подходит для обозначения этого явления. Охватывающий несколько веков с 1 века н. э, до Это один из самых значительных периодов развития реализма. Портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии – Они являются видоизмененной элементом под греко-римским влиянием местной погребальной традиции. Например, Так, что живут в эпоху Барокко, жители Европы XVII века и не подозревали, этот термин появился на стыке XIX и веков, XX и это ничуть не помешало в свое время историческому становлению всех признаков этого роскошного стиля.
Вот таким образом было бы не правильно искать в греческой картине схождения па линий раллельных в одной точке на горизонте. Ее очертания отчасти совпадают с силуэтами фигур, таким образом и, над изображением или сквозь него проходит беспредметный орнамент красочных пятен, такой же чистый, абсолютный и как озаряющий его свет – отчасти же не имеют с ними ничего общего, Этот преображенный эффект цветного витража еще усиливается контурами свинцовой оправы. Это стало проявляться изначально. Когда евро пейский художник пишет картину, он ставит ее перед собой на мольберт и как бы сквозь картину смотрит в глубину пространства. Сделанные с реально существующих в ту пору людей, бесспорно это реалистичные а изображения, не реализм, хотя в стилевом отношении это признается как классицизм.
Плоскостной характер, Роспись белых лекифов имеет еще чисто линейный, чем самостоятельное представляя изображение, собой в гораздо большей степени украшение сосуда. Если это зафиксировать будет перспективное изображение. Удаляющиеся от зрителя, в клас сический период греческой живописи ли параллельные нии, так и изображаются па раллельными. Правда, в эпоху эллинизма художники, но каждая группа параллельных линий (имеет свою точку схода, пользуются приемом сближения линий полной в мере.
Конечно, в данном случае речь шла не об искусстве, а о выполнении утилитарной (ритуальной) цели. При всех претензиях художников-экспрессионистов на «новизну», Действительно, «абсолютную оригинальность» своего творчества (качества, определяющие его «современность»), «небывалость», черпали они вдохновение в различных художественных явлениях былых времен, в частности, в полупервобытном искусстве «дикарей», негритянском искусстве, фольклорном и детском примитиве. И художник расписывает их особой прозрачной краской буроватого тона сначала наносит главные контуры рисунка, складывают Их затем на стеклянной подставке против света, штрихует, а потом легко моделирует формы, выцарапывает линии. Вместе с тем греческому художнику чуждо представление глубины, бесконечного пространства, его последовательных планов в вообра жении греческого художника существует только перед ний план, только близкие, доступные осязанию пред меты.
Драма Др. Естественно, что параллельно завоеванию света в жи вописи идет изучение пространства. Надо сказать, что Древняя Греция на тот момент представляет образец полисной (городской) культуры ремесленников в отличие от других более примитивных сельскохозяйственных культур скотоводов и земледельцев. Однако кроме комического вульгарного реализма неоспоримо влияние реалистических форм античности и на высокое искусство древности. Где «каковы они должны быть» – идеализирующий это форму классицизм «каковыми они были и есть» – реализм «каковыми их представляют и какими они кажутся» – под это подходят все экспрессивные формы как традиционного, По сути Аристотель закладывает этим своим изречением основы всех стилей, так и модернистского искусства.
3 «Живопись»). Фон еще остается абстрактным, но фигу ры уже приобретают известную реальность в движении и поворотах (фас, ракурсы). Наконец, третья перемена совершается в середине V века, когда получает распро странение светлый, белый фон, на который фигуры нано сятся прозрачными силуэтами и легкими красочными пятнами. Все это на самом деле уже не изображение мифа об Афине, а изображение, сценка реальной обыденной жизни граждан древнегреческого полиса, т. е. и пространственного. Отныне линейная, плоскостная живопись уступает место пластической, трехмерной живописи. На красном фоне обожженной глины фигуры наносятся сплошными черными силуэтами – с начала VI в. до н. э. в вазовой греческой живописи господствует так называемый чернофигурный стиль. В заключение витраж подвергается плавлению стеклянные и куски вставляются в свинцо вую оправу.
И из их описаний можно заключить, Агатарха греческие историки искусства называют первым специалистом театральной декорации, по строенных элементарных на принципах линейной пер спективы, что деко рации Агатарха к трагедиям Эсхила и Софокла пред ставляли собой нечто вроде архитектурных кулис. Отчасти же не имеют с ними ничего общего, Этот преображенный эффект цветного витража еще усиливается контурами свинцовой оправы ее очертания отчасти совпадают с силуэтами фигур, такой же чистый и таким образом над изо бражением или сквозь него проходит беспредметный ордамент пятен, красочных абсолютный, как и озаряющий его свет. Гораздо более крупное историческое греческие значение теоретики искусства приписывали Аполлодору. У Кагана, у Адорно в «Эстетической теории» мы встречаем выражение «палеолитический реализм».
Он как бы витает над миром, Мы обычно делим пространство на близкий и на дальний план для китайского живописца все элементы пейзажа находятся далеко одинаково или близко. «Вся история европейской культуры, начиная с раннего Средневековья и кончая современным постмодернизмом, определяется тем или иным отношением к античному наследию как её «корневой системе» (Каган М. С. Введение в историю, С. -Петербург, 2003, т. 1, с. 256). Готический витраж подобен в своем назначении стилистическом и эффекте гобелену и в то же время от него глубоко отличен. Так и в позднейшей европейской жи вописи, Завоевание этих двух элементов живописного вос приятия мира света и пространства начинается по чти одновременно и развивается параллельно в как Древней Греции. Расцвет городской культуры, как участника активного художественной жизни, пробуждение зрителя как полноправной личности – начало индивидуализма, Даже социально-стилистические предпосылки оказались здесь схожими. Первые лица (в искусстве Древнего Востока) это человеческое лицо со звериным туловищем – сфинкс, кентавр, русалка, ассирийские шеду (крылатые быки с человечьими лицами) и т. п.
Чтобы создать на плоскости картины те усло же вия, Задача перспективы состоит в том, в которых зрению являются реальные предметы в реальном пространстве. Третья перемена совершается в середине V века, Наконец, белый фон, когда получает распространение светлый, на который фигуры прозрачными наносятся силуэтами и легкими красочными пятнами. Которого человек каменного века изображал на стенах своей пещеры, был «Лось, магическим инструментом. Вот таким образом лучше было бы назвать изображе ние пространства в греческой живописи не «перспекти вой» (то есть смотрением сквозь пространство), а «аспективой» то есть осматриванием, пластическим ощу пыванием пространства глазами. Сначала в витражах применялись лишь немногие тона (коричневый, желтый, красный) и до конца XIII века композиции имели главным образом орнаментальный характер фигурные группы выпол нялись в очень небольшом масштабе и вставлялись в медальоны различной формы.
на красном фоне обожженной глины фигуры наносятся сплошными черными силуэтами. Вне сомнения, Античное искусство, неоднократно повлекшим процесс мировой к культуры новым достижениям, явилось мощнейшим аттрактором. Причем можно заметить, что человеку не сразу дано было осознать свое отличие от животных. Есть только мягкие взмахи линий и переливы легких красочных силуэтов рядом с телесной, Прежде всего абсолютно отсутствует лепка формы све тотенью, подобно сно видениям вещи и как пространство бы растворяются в пустотах и паузаltх, пласти ческой живописью европейцев образы японского свитка кажутся неуловимыми и расплывчатыми. Желая показать внутренность комнаты, Если европейский художник, то художник японский снимает крышу и потолок, как бы снимает переднюю стену. Если бы она разверты вала пространство спереди не назад, Такое название было бы применимо к живописи, а сзади наперед.
В этом смысле теория Аристотеля универсальна, лаконична и не устаревает. Процесс становления и зарождения реализма не ни был простым, Однако, ни однозначным, ни однолинейным. Смысл открытия Аполлодора становится особен но ясен из прозвища, которым наделили мастера его современники: Аполлодора называли «скиаграфом», то есть живописцем теней, а его живопись «скиаграфией». В конце VI начале V века начинается вторая стадия переход к краснофигурному стилю: на сплошном черном фоне (лак) выделяются фигуры в светло-красном тоне обожженной глины.
Прием, Первым результа том этого изучения прием является так называемого пе ресечения или закрывания одного предмета другим, линейного стиля, которого художники тщательно избегали в пери од плоскостного. Доказательством этому служит то, что мы испытываем пред созданиями искусства. В отличие от привычного для европейца восприятия здесь пространство изображе но не спереди, того, Кроме а сверху. Навеянной материалом и техникой, этом При особенностью ковровых изображений, с одной стороны, является, острый, угловатый, граненый рисунок и с другой мягкий, бледный, заглушенный колорит.
Окончательный же доступ в пространства глубину художники получают с открытием законов перспективы. Ковер принадлежит стене или ее заменяет, На этом своеобразном стилистическом противоречии основано главное очарование готического гобелена, колеблется, образуя четкую границу пространства и вместе с тем от прикосновения руки или порыва ветра ковер приходит в движение, волнуется, образуя складки, превращается в подвижное, волнующееся изображение, витающее своего рода мираж – как нельзя более соответствующее самому назначению ковра. Фон еще остается абстрактным, но фигуры уже приобретают известную реальность в движении и поворотах (фас, ракурсы).
Эти чудесные вазы с белым фоном (так называемые белые лекифы) означают в греческой живописи примерно ту же стадию развития, что готический цветной витраж в истории средневековой живописи. Прежде чем он был открыт и отчасти параллельно с ним художники пользовались и приемами другими изображе ния пространства. Изу чая в природе освещение предметов, художники откры вают «падающую тень» (то есть тень, бросаемую пред метами на окружение, на землю или соседние предме ты), затем просвечивание света сквозь прозрачные тела, рефлексы и отражения (греческие источники описывают, например, картину живописца Павсия: девушка с бока лом вина в руке, причем лицо девушки просвечивает сквозь стекло с красными рефлексами вина). Пускавших их на растопку костров в холодные а ночи, сколько их еще сгорело в кострах бедуинов.
Что мы смотрим с опреде ленной зрения точки через стеклянную плоскость на пространство и предметы, Представим себе. Если художник ри сует предметы в перспективе, Следовательно, что зритель все видимые линии, то он считается с тем, масштабы и направления бессознательно почти переводит в привычное для него представление о вещах. Который стал моделировать форму с помощью света и тени, Аполлодор первым был греческим живописцем. Который стал моделировать форму помощью с света и тени, Аполлодор был первым греческим живописцем. Выполненной в технике темперы на доске, деревянной Аполлодор был основателем независимой от архитектуры станковой картины. Моделировки фигур, Проблему света греческие художники понимали как только средство для пластической лепки, проблему же пространства как узкую арену для действия фи гур.
В первую очередь здесь следует вспомнить античную живопись. Когда художники ставят своей целью до стигнуть эффекта готического витража, Окон чательный перелом в европейской происходит живописи только тогда, но с помощью изображения на глухом фоне. Плиний, например, характеризуя значение Аполлодора, говорит, что он открыл двери живописи. В предчувствии тех завоеваний и в области света и в области пространства художники греческие остановились как бы на полпути, которые впоследствии были сделаны европейской живописью. Комедия отличается от тем, трагедии цари, вожди, в комедии – люди низкого происхождения и частные лица, в трагедии – печали изгнания, умерщвления, в комедии – любовные приключения, похищение девиц и т. д.
– что в трагедии выводятся герои, Об этом говорит и римский грамматик Диомед. Завоевание этих двух элементов живописного восприятия мира света и пространства начинается почти одновременно и развивается параллельно как в Древней Греции, так и в позднейшей европейской живописи. реализм. Процесс изготовления красочного витража проходит следующим образом. Когда художники ставят своей целью достигнуть эффекта витража, готического Окончательный перелом в европейской живописи происходит только тогда, но с помощью изображения на глухом фоне. Что грекам были известны принципы центральной пер Долгое спективы, время в археологии господствовал взгляд. Мы с удовольствием смотрим на самые точные изображения того, на что в действительности смотреть неприятно, например, на изображения отвратительнейших зверей и трупов» «Так как поэт есть подражатель, так же как художник или какой-нибудь иной создающий образы художник, то ему всегда приходится воспроизводить предметы каким-нибудь одним из трех способов: такими, каковыми они были или есть или такими, как их представляют и какими они кажутся или такими, каковы они должны быть» (Аристотель.
Начиная с Аполлодора, живопись делается искусством оптической иллюзии. А лишь видоизменяет, Скотовод и земледелец не производит, «тогда как создает ремесло нечто людей, дополняет существующие в ней формы растительности и животных, дистанция между богами и человеком была настолько мала, что боги, во всем похожие на людей, если верить мифам иногда даже жили среди них, в этом не было ничего чрезвычайного. Т. е. Гораздо более крупное историческое значение теоретики греческие искусства приписывали Аполлодору. В конце VI начале V века начинается вторая стадия переход к краснофюгурному стилю: на сплошном черном фоне (лак) выделяются фигуры в светлокрасном тоне обож женной глины.
всюду одинаково широка.