Личник (мастер-специалист по написанию ликов) в первую очередь «проплавлял» голову, руки, ноги и обнаженные части тела фигур общим темно-желтоватым санкирем. Если нужно было изобразить седые волосы, то их писали, проплавляя в два тона, тонкими линиями. Если голова с темными волосами, то проплавляются волосы, а если она с седыми волосами и седой бородой, то этим тоном проплавляются только концы волос и места менаду их прядями. Проплавляются жженой умброй зрачки глаз, брови, усы.
Он8230 Толковый словарь Даля отборка, высветление, плавь, охрение Словарь русских синонимов. Также можно плавно перелистывать страницу, удерживая её левой кнопкой мышки. Края слоя плави в отличие от пробела растушевываются. Санкирь головы и рук проплавляется светлой охрой и киноварью. Плавь, плави, мн.
Головы, черт ее лица, которые местами заплавились отметкой движков и черчением волос. Этими движками определялись места для плавей головы и намечался ее характер. Открытых частей тела), отличавшийся плавным, постепенным переходом оттемных ксветлым частям (см. Третья плавь.
Начинающие художники считают плави вершиной иконописного мастерства, однако почти все опытные художники плавям предпочитают мазок. Пейзаж или одежда и другие элементы проплавляются одни два раза, а голова человека и обнаженные части тела пишутся несколькими плавями Словарь живописи и реставрации Термин русских иконописцев: жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Блики накладываются и на седых волосах головы, бороды, на усах и бровях тоном, несколько светлее наплавленного ранее. Плавь сущ., кол во синонимов: 5 вохрение (4) побежка Словарь синонимов ж. Расплавленный чугун.
2000 Современный толковый словарь русского языка Ефремовой плавь, плави, плави, плавей, плави, плавям, плавь, плави, плавью, плавями, плави, плавях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») Формы слов Жидкий слой краски, накладываемый на все элементы композиции. Это наложение красок мазками и жидкими заливками (плавями). Пейзаж или одежда и другие элементы проплавляются один два раза, а изображение головы человека и8230 Словарь иконописца ср.
Роспись делается слабыми линиями, которые должны связываться с тонами роскрыши, затем наносится под-плавка теневых частей палат, орнаментальных украшений и профилей. Не плавается, нельзя плавать. Восстанавливается опись лица и волос, а также и движки, которые были нанесены перед плавью по санкирю. Побежка бывает: ступа, нога по ногу шаг, равный шагу8230 Толковый словарь Даля Плавь – в иконописи – прием исполнения лиц и других открытых частей тела, отличавшийся плавными переходами от темных частей к светлым. Расплавленный чугун.
Процесс ее плавей также нам известен. Они делаются тоном несколько светлее плави бликов. Краски разводятся яичной эмульсией до состояния, способствующего наложению красочных тонов прозрачной плавью. Составлялся желтоватый тон, значительно светлее санкиря им проплавлялись светлые места на лбу, носу, щеках, губах, подбородке, шее и ушах, а также на руках, ногах и других обнаженных частях тела.
За один проход (плавь) ни одна краска (исключая чёрную) не ложится непрозрачным слоем (корпусно). Перед накладыванием охрения берем на заметку самые выпуклые места на руках, ногах и ликах и кисточкой, напоенной краской, наносим взятый тон, захватывая высветляемое место не полностью, а в половину (или 2/3), подле самых светлых точек. Обычно используют лак ПФ-283 (бывший 4-С).
В иконописи всё отчетливей проявлялись черты русского характера, Затем всё более заметны местные особенности, линий плавности рисунка, что проявлялось в нежном колорите, мягкости выражения ликов святых. Перед золочением она размачивается и разводится томлёным яичным белком до густоты краски. При работе мазками для разжижения колера в него лишь добавляют яичную эмульсию, в отличие от техники письма плавями, а воду не добавляют. В XIXXX веках, когда иконописцы создавали произведения в подражание старинным, они значительно усложнили технику написания обнаженных частей тела или, как говорили в старину, личного письма (от слова «лик», то есть лицо). Предназначенные под серебряные оклады, Подокладницы были типов двух – более дорогие, которые покрывали окладом из фольги или латуни и более дешевые.
Потом масляными красками писали подмалевок. Излишки воды сливали с поверхности и после этого добавляли в сосуд связующее. Следя за оригиналом, замечаем, что на высветлениях в итоге даются две-три (или более) почти белильных черточки, показывающие самые выпуклые места. Эта сплавка занимает ту же поверхность, что и первая плавь предыдущего случая. Которые не закрывались окладом, На загрунтованных досках писали иконописцы-кустари только те части изображений.
С оригинала рисуется карандашом на писчей бумаге точный рисунок. Предназначенные под серебряные оклады, Подокладницы были двух типов более которые дорогие, покрывали окладом из фольги или латуни и более дешевые. То золото при полировке может Если сдираться, просушка недостаточна, то полированное золото будет плохо блестеть, а если позолота пересохнет. И поначалу здесь бытовали иконы греческих мастеров и их русских учеников. Красной, Росписи по серебру и золоту делали ярко-зеленой, лессировочными красно-коричневой красками (ил. Из доступных сейчас лучшими являются поливинилацетатные титановые белила. В старинных документах часто упоминается иконный цвет фона лазорь. Отполировываем позолоту нежёстким кусочком ваты или беличьей кистью.
Охры красной и очень небольшого количества Первая белил, плавь для вохрения составляется из охры светлой или сиены натуральной. Например, по желтому коричневым, по зеленому синим (ил. Лессировки называют приплесками. Исполненную на яичной эмульсии, Живопись, так как современных большинство лаков разрушает такое письмо, покрываем натуральной олифой. Тогда приходится прибегать к отборке. Седые прописываем прямо по санкирю.
В оставшуюся плавь добавляем еще воды немного и снова, Переходя к последнему этапу работы, все заливаем сочно, не плавя, оставляя санкирь нетронутым только в углубленных местах. Где были протечки воды, Явление перерождения лазори в часто малахит наблюдается на сводах церквей. 25). На этом работа заканчивается. Затем отполировать.
Перья, Часто в иконах поверх слоя живописного накладывали штрихи из сусального золота на складки одежд, скамьи, крылья ангелов, столы, престолы. И большинство старинных икон с малахитовым фоном первоначально были на лазори. Существует два способа прописки личного плавями. Дальше нужно голову выплавить, довести ее до мягкого темно-коричневого тона. Добываемом из коры аравийской и африканской Гуммиарабик акаций, почти без примесей содержится в соке.
После просыхания последнего слоя масляных красок его протирали луком, чтобы на него положить еще темперу, которой делали «отборку». На нецелесообразность и недопустимость перекрытия гидрофильного слоя гидрофобным указала комиссия Госинспекции по охране памятников Министерства культуры РСФСР в связи с использованием при реставрации росписей XV века церкви Симеона Богоприимца в Новгороде «полиакриламида в сочетании с кремнийорганической смолой К-15/3». Лакируют позолоту, наложенную на лак-мордан и для этого обычно используют лак 4-С. Их-то и надо четко запомнить и иметь в виду в процессе всей работы, к ним кончиком кисти следует слегка со всех сторон подвигать или, как говорится на языке иконописцев, «поплавить» налитую краску, не касаясь кистью санкиря, чтобы не размыть его. Эта приплавка делается несколько темнее роскрыши и несколько светлее росписи. Всегда сохраняется некоторая полупрозрачность. Слои живописи, положенные поверх санкиря, в России называли вохрёнием (или охрением), так как основной краской для исполнения их с древних времен была краска вохра (или охра).
В Третьяковской галерее, в Москве старинные можно иконы увидеть в соборах и церквях Кремля, в храме Василия Блаженного, в музее имени Андрея Рублёва, в церкви Троицы в Никитниках, в Коломенском. Прописав доличное, начинаем прорабатывать лики и участки открытого тела (личное). В XIX веке, особенно к его концу и в начале XX века появляются иконы-подокладницы.
33). Основным достоинством этой техники является быстрота письма. Что тогда сложился общерусский канон, в XVI веке местные различия в иконописи русской менее заметны считается. Довольно распространённым цветом фона является празелень.
И этим колером проходят лишь по самым выступающим частям личного (по носу, бровям, подбородку, верхним частям скул. ). И этими пятью минералами (из числа необходимых) можно составить богатейшее разнообразие цветов, например, с помощью смешения пигментов. Затем золотимые поверхности покрываем раза два-три масляным лаком, например, 4-С. После окончания золочения всю поверхность металла шлифовали «зубком» медвежьим или кабаньим зубом или полированным кремнем, сердоликом, агатом.
Затем промазываем клеем раза три тонкими слоями. После этого он приступал к постепенному высветлению выпуклых деталей изображения. Им же заплавляются и все морщины на лице и шее. Вторую прорисовку делали черной или коричневой краской, затертой на камедях.
Для изготовления необходимого числа листов припороха (своеобразного шаблона) несколько листов бумаги, положенных один на другой, клали на мягкую прокладку. В XVII веке эта техника получила широкое применение. По шлифованному левкасу прокладывали слой светлой охры – разведенной на чистой воде, Золочение полимента без проводилось так. Которые служат ориентиром при рисунке, Каждая часть на делений вертикальной линии отмечается точками. В зависимости от кроющих способностей красок таких проходов бывает от 3 до 7 и более.
Итак, техника наложения плави схематично представляется следующим образом. То делаем это сразу раскрытия, после Если же ассист выполняем наклеиванием сусального золота. Иногда даже не видно перехода от одного слоя охрения к другому, Мазков собственно охры не обычно видно.
Потом рисунок накладывают и переводят его путем обведения всех контуров цировкой. Приемы пробеливания и наложения затинок на всем протяжении развития темперной станковой живописи постоянно изменялись. Эти самые дешевые иконы в среде иконописцев назывались «краснушками». В качестве связующего брали белок куриного яйца с добавлением пчелиного воска. Работа заканчивается наложением по площадкам и уступам отдельных камушков (кремешков) разной силы, величины и разного тона с таким расчетом, чтобы все отдельные камушки были вписаны в общий тон горы. Задача этой плави – объединить в общий темно-коричневый мягкий тон все предыдущие плави.
Что минерал азурит, Исследователи считают, временем со переродился в малахитовую зелень из которого составлялся такой цвет. Для золочения художники пользовались чаще всего листками сусального червонного золота. Он должен быть немного светлее и холоднее санкиря. Темной жидкой краской тени и светлой густой высветления – или Его света, писали двумя красками.
И эта смесь хранится в засушенном состоянии. Иногда тени «приплескивали» лессировали коричневой краской типа умбры. Чтобы олифа не стягивалась, Следим, пальцами раздвигаем равномерно её по работе, не собиралась в одном месте. Плавить следует, не выходя за пределы нанесенной краски. Как теневая, так и световая приплавки сделаны соответствующими звучными тонами. Накрываем золото листом тонкой бумаги, например, тетрадочной.
Сразу же лапкой накладываем золото и слегка прижимаем ваткой через лапку. Это очень укрывистый колер, но не совсем натурально выглядящий. Как и всегда, Копирование начинается, где подробно и правильно прорисовывается силуэт головы, с карандашного рисунка, лица, черты волосы и схватывается выражение. Оригинальные композиционные решения сюжетов традиционных художники-иконописцы создавали на основе геометрических построений (см. На ней отмечается согласно размеру листа величина фигуры. Затем переводим рисунок, основные черты прографим.
Затем в этот колер добавляем немного белил, эмульсии и воды. Охра и сиена жженая в таком количестве, Кистью средней остроты берется из приготовленных красок изумрудная зелень, чтобы все взятые краски вместе тону отвечали оригинала. Охры светлой или сиены натуральной и небольшого количества белил, Его составить можно из зелёной краски. И, конечно, абсолютно необходимы хорошие белила и чёрная краска. Он может состоять из различных сочетаний крестов, восьмиконечных, звёздочек надписей «Христос воскрес» и «Воистину воскрес».
Лицо писали в четыре приема. Понятие «лазорь» объединяет несколько цветов: ярко-синий, получаемый из азурита и лазурита, сине-зелёный и зелёный с синеватым оттенком, приготовляемые из различных минералов, например, глауконита. Золото берём мякишем чёрного хлеба и накладываем на прописанные пивом места. В данном случае – с горы, которая имеет коричневато-зеленоватый тон. Что в подмосковном Софрино, посёлке в дальнейшем этот цех перевели на Завод церковной утвари.
Далее колер ещё немного разбеляем и делаем жиже. Достаточно взглянуть на древние иконы Пресвятой Богородицы Знамение или Толгской Божьей иконы Матери и образы Богородицы XVII века. Христианство пришло на Русь из Византии. Прописывают глаза, брови, усы, бороду. При нанесении второго и последующих слоёв колер можно корректировать, добавляя в него немного той или иной краски. Самым поздним из них (с XVIII века) был «мордан» быстро сохнущий масляный лак.
Пиво увариваем в кастрюле до состояния густого клея. Далее начинаем высветление личного (вохрение). На первый взгляд такое утверждение может показаться безосновательным. Получившимся узелком постукивали по проколам в бумаге.
Однако старинных икон на таком фоне не сохранилось. Тон этой плави составляется из белил, охры и сажи. Их обычно выполняют слоя в четыре.
На этом вохрения заканчивают и прописывают глаза, волосы, усы, бороду, брови. Лист с проколами накладывали на поверхность левкаса. Чтобы обнаружить очень сходных много черт, Но достаточно сравнить работы XIII – XIV и XVII веков. Работу красками художник начинал с того, что участки грунта, ограниченные контурами рисунка, покрывал тонкими ровными слоями различных красок, соблюдая строго определенную последовательность: фон (если он не золочен), горы, архитектуру, одеяния фигур и открытые части тел и лики.
Вот таким образом приходится лакировать несколько раз и выравнивать поверхность безопасным лезвием или мелкой наждачной бумагой, Сильный блеск поверхностей лакированных выявляет их мельчайшие неровности. Одна часть составляет размер головы, а весь рост фигуры содержит девять голов. Пишем им, как акварелью, то есть смоченной в воде кисточкой проводим по сухому пиву. Или троллейбусом от метро «Таганская», остановка «Улица Войтовича»). При наложении на клей позолота получается с легким блеском. Ее даже можно налить больше там, в раз этот налитая краска не трогается, чтобы его сгладить, где идет рубец первой плави. Прикрытые краской и для предназначенные исполнения на них орнамента, На места позолоты, припорохом переводили рисунок.
Уже чувствуется, что олифа начинает густеть. Что сиккатив стал редко бывать хозяйственных в магазинах, в связи с тем, многие художники заменяют его лаком 4-С. Если же просушка проведена нормально, то позолота получится зеркальной.
Ее следует «сплавить», то есть переход от плави к основному тону (санкирю) надо сделать более плавным. Наводить ее можно красной охрой, киноварью и красным кадмием, но очень легко, водянисто. Но она ещё продолжает стягиваться, Олифа оголяя загустела, другие, собираться в одном месте. Иногда прорисовка делалась железогалловыми чернилами, которыми писались рукописи.
И можно считать, что основной избыток олифы уже снят. Высветления называют пробелами. Превосходные иконы собраны у старообрядцев-беспоповцев в церквях Преображенского кладбища (проезд: метро «Преображенская площадь»). Он довольно прозрачен и крепок, что позволяет его обрабатывать. Если применяем сусальное золото, то золотим нимбы или весь фон.
Вот таким образом опытные художники-иконописцы и предпочитают технику работы мазками. И получившимся колером наносим так называемую сплавку. Сначала наносили линии композиционных построений и выполняли первую прорисовку изображений мягким углем, который получали из веток березы (в XVIIIXIX веках использовали иногда графитный карандаш).
Эти самые дешевые иконы в среде иконописцев назывались «краснушками». По слою санкиря жидкой коричневой краской вновь прорисовывали черты лица тонкой кисточкой. Другие художники добиваются плотного красно-коричневого цвета, прокрашивая полиментом три раза по одному месту. Достаточно ли хорошо все сплавилось, просушки После решаем, не заметны ли переходы от одной плави к другой и хорошо ли все высветлилось, достаточно ли было добавлено белил на последних двух этапах.
Что придавало живописи особую мягкость и объемность форм (ил, Верхний слой охрения и даже оживок художники иногда лессировали дополнительным тонким темной слоем охры. Замачиваем клей в воде. Когда олифа станет издавать свистящие звуки, фикать прекращаем. Наливаем разбавленную краску и не плавим, в результате чего она механически приближает первое охрение к санкирю (сплавляем).
Если это произошло, необходимо пальцем слегка намазать олифы на пересушенные места. На этом плавь головы заканчивается. На позолоту краску накладывали очень тонко.
Повторно легко растворяется в воде. Дальше, как нам известно, рисунок переводится, голова проплавляется санкирем (составляется из темной охры, сажи и киновари). Наливаем краску и плавим. Первоочередная задача – сделать правильный рисунок. Желательны, но необязательны сиена натуральная и аурипигмент (ярко-жёлтый минерал). Можно охрой красной с белилами, Багор можно высветлить белилами с тем же багором, можно охрой и светлой с белилами. Багор – это тёмный вишнёво-малиновый цвет.
3. Золото зеленоватого оттенка получается при повышенном содержании серебра. Одновременно с подражанием старине в иконах XVII века заметна большая светскость (не церковность), что создало своеобразный стиль с несколько манерной архаизацией форм, с более светским пёстрым колоритом и народной декоративностью. Чтобы не смыть охру, Жидким мездровым или осетровым клеем небольшие смачивали участки поверхности так, нарезанные по размеру и форме участка и накладывали листки золота или серебра.
1) основной тон плави надо составлять так, чтобы его хватило на все последующие процессы 2) необходимо при наливании плави следить за тем, чтобы она просыхала на своих местах, а не стекала в сторону искажая изображение. Вот таким образом в работах этого круга заметна стилизация под XVI, XV и даже более ранние века. Хорошо размешивается.
Далее в необходимых местах личного усиливаем тени и полутени (притенки). Затем краску разбавляем эмульсией и ещё раз окрашиваем. Этим же кусочком хлеба вертикальными движениями осторожно простукиваем наложенное золото. Листы для припороха должны иметь сквозные проколы, через которые может пройти (просеяться) порошок краски. Как бы она хорошо ни была растерта, Краска и, при высыхании осядет, в результате плавления, часть большая пигмента соберется на месте, долженствующем быть самым светлым. Для избежания этого в колер добавляем немного яичной эмульсии и прокрашиваем второй раз. Дальше идет плавь, которая называется сплавкой.
Затем окрашиваем яйца в красный или малиновый колер. Чтобы не смахнуть переведенный контур Оставшийся рисунка, налет порошка сиены смахивается гусиным пером с большой осторожностью. Проклеенные поверхности должны слегка блестеть (равномерно). Но на поверхности левкаса по переведенному рисунку писали красками лишь первую роскрышь, Более дорогие подокладницы писали на и досках левкасах обычной проработки, то-есть согласно рисунку локальными цветами покрывали фон и одежды.
Эта комбинированная «фряжская манера» живописи позволяла художникам-иконописцам более объемно передавать форму. Добавляя красную охру или близкую по цвету краску, с конца XV века ее обычно делали очень не яркой. Этот размер делится на девять частей. Дичь – это, действительно, диковатый, чёрно-зелёно-серый цвет. Обильно напоенной краской и эту краску наносят на высветляемые места кисточкой, захватывая таким образом большую площадь основного тона, заходя всех со сторон за края первой плави. Кроме того, удаётся создать вид абсолютно разных цветов с помощью пробелов. Начиная работу, в деревянное яйцо втыкаем по швейной булавке сверху и снизу.
Затем рисунок с оборотной стороны припорашивается сухой жженой сиеной. Агатом или стеклянным шариком, Затем позолоту просушиваем полируем и волчьим или коровьим зубом, пробиркой. 27). Таким образом на доске остается как бы отпечатанный контурный рисунок.
Затем писали освещенные места. И в каждом случае будут получаться разные оттенки. Это сделает его немного естественней. Основной тон лица уже наложен – это санкирь, он останется в теневых частях лица.
Сначала раскрываем большие поверхности (обычно фон, если он не позолочен), затем меньшие (одежду, лики). С конца XVI века в России золочение стали выполнять по полименту подкладочному слою красной охры. Если таковой имеется, стоит Теперь задача выполнить хороший поверхностный слой и при этом доснять избыток олифы. Такая раскраска была похожа на перегородчатые эмали.
После этого раствор процеживали через ткань. Чтобы золото лежало сверху, осторожно Затем выкладываем на стол один папиросный листок с золотом так. Второй способ вохрения ликов с помощью плавей ведётся по принципу «плавь, сплавка, плавь, сплавка». Полимент накладывают на левкас несколькими слоями (от одного до трёх и более).
Ещё можно назвать до пяти минералов, которые желательно иметь, но можно обойтись без них. Вся работа получается аккуратней, Оттого что мазками краска наносится тонкими слоями, с плавными более переходами. Украшенных орнаментами, Для придания объемности складкам одежд, масляными писали красками тени (ил. Иногда золотили непосредственно по шлифованному Левкасу без охры на клей.
Это делается для выявления объема. Затем прописывают волосы и на этом заканчивают работу над личным. И через 10-12 часов накладываем золото.
Иногда колера пробелов составляли из других по цвету красок. От тёплого дыхания усиливается клейкость лака. Золото закрепляется лаком и полируется. Так было в X-XII веках. Где была положена первая плавь, Затем охрение наносят на те места, чем в первой плави, но захватываются участки меньшие. После наложения охры контуры в деталей теневых местах вновь прорисовывали коричневой краской.
Вохрения на этом заканчивают обычно и прозрачными приплесками усиливают теневые части личного. Таким образом ремесленники максимально сокращали затрату времени на каждой производство иконы. Разводим охрение водой и, добавляя белил, плавим 2-й раз. Снова разводим водой оставшуюся краску, заливаем все, кроме углубленных мест и не плавим. Не покрытые пробелами, После пробеливания иконописцы для углубления основного цвета в тенях и для придания большей фигурам объемности наносили на места роскрыши, тончайший лессировочный слой темной краски.
Плавями краску можно наносить как густыми слоями, так и прозрачными (лессировочно). Но загустевшая олифа уже с трудом разравнивается. Образовавшиеся дыры нужно заново позолотить (сразу же, пока клей не совсем высох). Этот процесс работы (имея в виду все детали иконного изображения, кроме рук и ликов) у русских художников назывался проделыванием, а сами высветления пробелами. На оригинале тенью под-плавлены наружный контур горы и местами по горе. Первым, вторым масляным лаком – состоящим из раствора шеллака в Покрывали спирте, живопись лаком в два слоя. Белил и небольшого количества чёрной краски, санкирь Хороший получается из смеси охры светлой. В современной литературе эти штрихи принято называть ассистом.
Зависевших от количества примеси серебра и меди, Листки разных бывали оттенков от зеленоватого до красноватого. При этом нельзя переусердствовать, а то можно снять всю олифу досуха. Поверх этой стопки листов помещали лист перевода или прориси и инструментом, называемым графьёй, делали частые проколы по контуру рисунка так, что игла проникала сквозь всю стопку подложенных листов бумаги. Во втором с примесью свинцовых белил, в первом случае вохрение выполнено охрами, кроющие свойства которых делают более мазки заметными. Бороде, Затем проплавляются середины завитков на кудрей волосах, усах и белки глаз тоном несколько светлее основного тона волос.
28) иногда почти белые (ил. Золотом прописываются дерево и цветы. Кармина, Для изнуренного лица тон составляется из белил охры, с небольшим добавлением ультрамарина. Кистей рук и стопы ног, Полностью писали только изображения голов, после их закрепления на иконах (ил, которые были видны прорезях в окладов. Как правило, Но они, вот таким образом нет быстро нужды, закрываются, да и возможности, давать им характеристику. Для этого промокаем икону листом бумаги (бумага должна быть гладкой, без волосков).
Чтобы связать основную роскрышь листьев, Теневая подплавка сделана с таким расчетом, чтобы был мягкий переход от роскрыши к росписи, стволов горы и с росписью. Далее яйцо проклеиваем два раза. 30). При этом мазки выглядят откровенно и грубо, что несвойственно иконной технике. Сначала клали первую роскрышь темперный санкирь.
На листе получали оттиск с обратным изображением перевод. Один будет зеленовато-голубой, а другой – зеленовато-жёлтый. Например, по роскрыши пурпурно-красного цвета делали зеленые пробела (ил. Можно полировать и стеклянным шариком или пробиркой. Киновари и белил, Для него составляется тон несколько светлее санкири из охры, лоб и не щеки сплошняком им проплавляются надбровные дуги, а только на скулах и выпуклых местах морщин, ухе и складках на шее. Первый состоял в том, что в стеклянном сосуде, в чистой прозрачной воде распускали кусочки камеди для ускорения растворения ее помешивали, а затем процеживали через ткань, чтобы отделить нерастворимые вещества и загрязнения.
То колер стараются нанести один в слой, Если при раскрытии добиваются полупрозрачности красочного слоя. Так же можно высветлить багор. Вот таким образом художники-реставраторы должны хорошо знать комбинированную технику живописи, чтобы не нанести произведению неожиданных повреждений. Минут через тридцать золото полируем волчьим или коровьим зубом, агатом. Сами процарапанные линии также называли графьёй. Кроме того, отсутствует всякая непредсказуемость результата.
В 1982 году в Московской Патриархии был создан иконописный цех. Она должна образовать на лужу ней толщиной около 0, 5 мм, Выливаем олифу на лицевую сторону работы. В качестве сосудов использовали раковины моллюсков, керамические плошки и круглые некрашеные деревянные ложки с отрезанным черенком (ложку предварительно пропитывали олифой, чтобы она не набухала от воды). Чтобы не допустить этого, распределяем её равномерно по работе. Плавь необходимо повторить еще или раз два раза, Если недостаточно, но делая ее более жидкой.
После просыхания полимента его смачивали вином или водкой и на влажную поверхность накладывали листки сусального золота, которые приклеивались. (В старину применяли и конопляную олифу. ) В магазинную добавляем сиккатив (ускоритель высыхания) в количестве 5-10. Так как желток, Для этого доска должна лежать строго горизонтально 3) разбавлять плавь рекомендуется водой, не разжижает ее, если его в добавлять краску, а его избыток при высыхании создает бугры, которые потом образовывают в плави трещины, что почти непоправимо плавь должна лежать легко 4) избыток в последней плави белил не даст плавного перехода от охрения к санкирю 5) недостаток белил не создаст высветления. А желтоватая красочная подготовка делает это дефекты менее заметными. В редких случаях встречается ассист, нанесенный твореным золотом. В тех случаях, когда на одной доске писали несколько сцен, художник сразу во всех клеймах и в средней части иконы (среднике) покрывал нужной приготовленной краской все одинаковые по цвету детали произведения.
При изготовлении серии одинаковых икон иконописцы пользовались «подлинниками» (ил. Где это произойдёт, На тех местах, да и краски будут блёклыми, выглядеть не будет поверхностной защитной плёнки, прожухлыми. Если это сделать серовато-голубоватым цветом, то получится удивительно красивый, так называемый, «багор с лазорью». Он называется санкирем. Когда она хорошо просохнет, накладывается последняя плавь бликов, тон которой составляется из охры, белил и киновари несколько светлее общей сплавки.
Современные художники составляют его из багора, охры и белил. В XVII веке некоторые иконописцы, по-видимому, подражали работам XII-XIV веков. Обычно это были головы, кисти рук и стопы босых ног. Проводят движки. Она должна быть так наложена, чтобы предыдущие плави просвечивали сквозь нее. В Даниловом монастыре небольшая мастерская.
Растираются пигменты очень тонко, а затем просушиваются. 34, 35). Затем произведение поступало к мастеру-личнику. Она наносится поверх всей первой плави и немного перекрывает её. Этот тон должен быть несколько темнее первой плави и несколько светлее подбивки. Результат будет заметен только после полной просушки.
2. Рефтью называется серая краска. В росписи купола изображением с апостолов лазоревый фон местами покрылся малахитовыми пятнами. Как уже известно, Дальше, а затем проплавляется прозрачной плавью, рисунок переводится на пластину, тонами роскрыши одежды санкири и головы, рук и ног. Обычно это были головы, кисти рук и стопы босых ног.
Если два рядом расположенных предмета окрасить одной зелёной краской, Например, а другой зелёной – с белилами, но один высветлить охрой с белилами, то создастся видимость разных цветов. На нём эти надписи будут выглядеть так: «Христосъ воскресе» и «Воистину воскре Текст и160иллюстрации воспроизводятся по изданию: Монахиня Иулиания (М. 160Н. 160Соколова) Труд иконописца Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 Книга была издана по благословению160Святейшего Патриарха Московского и160всея Руси Алексия II А. 160Е. 160Алдошина, Н. 160Е. 160Алдошина, 1995, текст иллюстрации Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, макет, оформление Для удобства чтения введена сквозная нумерация иллюстраций и160примечаний. Таков третий этап работы.
Фикать следует лёгкими Чтобы движениями, не повредить красочный слой, не прикладывая усилий. Перед затиркой сухие пигменты (кроме тех, которые затирали на олифе или бальзамах) заливали водой на несколько часов, чтобы они вобрали в себя влагу. Были и другие клеящие материалы для золочения без полимента. Это признак приближающегося завершения работы. А прозрачными мазками удобней наносить краску, разбавленную лишь одной эмульсией. Затем шел слой «заканчивания» масляными красками, этим слоем сглаживали переходы тонов. Некоторые художники наносят ассист позже (перед покрытием олифой). Если выполняем его краской, Затем прописываем ассист, напоминающей или золото творёным золотом.
И поступаем так до образования слоя необходимой плотности. Высыхая, он образует бесцветную блестящую, стекловидную, твердую пленку. Дальше идет роспись.
Особенно это заметно на иконах Божьей Матери. Хорошая самоварная олифа сиккатива не требует. Притеняют прозрачными приплесками самые тёмные места личного. Но прежде чем наложить, на поверхность надо подышать (золото кладём на «придых»): от тёплого воздуха усиливается клейкость. Самым распространённым цветом фона является разбелённая охра. Поверх первой роскрыши художник обычно повторно проводил линии рисунка (черты лика, складки одежды и т. п. ) более темной краской того же цвета.
Рисунок получали, соединяя точки линиями с помощью тонкой кисти. Она накладывается точно так и на тех же местах, как наложена первая плавь. Распределяя таким образом олифу Вот таким образом равномерно, начинаем фикать – делать резкие поглаживающие движения ладонью по лицевой поверхности работы. Полировка кусочком ваты с полировочной пастой делает блеск немного приятней. 4. Приготовление (затирка) красок.
Что доски не левкасили в обычном понятии этого Название слова их обусловлено тем, а покрывали очень тонким слоем красно-коричневого грунта. Иначе лики выглядят невесомыми, Колер под лики части и открытого тела должен быть немного темнее фона. Тогда работали прославленный Андрей Рублев, «преизящнейший» Дионисий и их последователи. На кайме (особенно часто на ее изгибах и углах) и на венцах по чеканному орнаменту производили раскраску лаковыми красками различного цвета. За один проход (плавь) ни одна краска (исключая чёрную) не ложится слоем непрозрачным (корпусно).
Росписью определяются формы площадок и уступов горы и их плоскостей. Золотой или серебряный ассист шлифовали для придания ему блеска (ил. Гуммиарабик медленно распускается в холодной воде, растворяясь в ней полностью. Прописанным пивом, к линиям, а промежутков с легко снимется мякишем чёрного хлеба, золото крепко пристанет.
На 100 г воды берем 2-3 г рыбьего клея или 5-6 г желатина. В России были известны два способа получения раствора камеди. Восьмиконечных, Он может состоять из различных сочетаний крестов, звёздочек «Христос воскрес» надписей и «Воистину воскрес». Под-плавлены также концы листьев и световые части – центры листьев. Кроме того, в Москве, связанных с перечисленными трудятся мастерскими, самостоятельно несколько десятков художников. Если санкирь «в красноту», красной охры надо брать немного иначе плавь на теплом санкире не выявится.
Что доски не левкасили в обычном понятии этого слова, Название их обусловлено тем, а очень покрывали тонким слоем красно-коричневого грунта. Здесь работают кистью средней остроты. Создаётся впечатление, что у иконописцев прошлого была очень богатая палитра. Оставшуюся олифу рукой распределяем равномерно по работе.
И тогда левкас сильно просвечивается сквозь тонкий слой полимента, художники Некоторые наносят один слой. Вновь добавив белил к этой краске, еще Затем, более освещенные, покрывали еще меньшую поверхность места. А профессиональные позолотчики режут золото специальным ножом на замшевой подушечке. Когда санкирь высохнет, пользуясь видным сквозь санкирь рисунком, контур и черты лица прописываются в настоящую силу, а на выступающих частях головы и кудрях волос наносятся движки, которые определяют место для плави головы. Далее ещё раз покрываем слоем лака. 2. Это охра светлая, охра красная, киноварь, глауконит (зелёный минерал), гиматит или железная сметанка.
Он может быть светло-розоватым и тогда составляется из светлой охры, белил, киновари и кармина. Она располагается примерно там же, где вторая плавь в предыдущем случае. Таким образом ремесленники максимально сокращали затрату времени на производство каждой иконы. Написанные поливинилацетатной или казеиново-масляной темперой без яичной добавления эмульсии, Работы, покрывают лаком. Однако это не так. Что делает весь состав более жидким, Для итого состав в приготовленного охрения добавляется кистью немного воды.
Лак 4-С даёт неприятный, резкий блеск. Иногда, чтобы сохранить основные линии, которые становятся плохо видимыми под слоями красок и листового золота их дополнительно процарапывали в левкасе графьёй. Как правило, полимент составляют из сиены жжёной, охры и мумии. В олифу добавляют от 10 до 30 лака 4-С.
Золотимую поверхность окрашиваем один раз охрой (магазинной или яичной темперой). В клей можно добавить красочного пигмента. Которые не закрывались окладом, На загрунтованных иконописцы-кустари досках писали только те части изображений. Светлыми штрихами, положенными сеткой, завершали высветления.
Как и в первый раз, налитую краску осторожно плавят к самым светлым местам. 32). Верхняя сторона «двойника» имеет золотой цвет, а нижняя серебряный.
Продолжаем поглаживать работу ладонью, распределяя олифу равномерно и снимая, если это необходимо, её избыток. (Обычно это выполняется в три приёма. Так как она была бы видна через полупрозрачный красочный Светотеневую слой, моделировку штрихом или размывкой не делали, внося в живопись иконы несвойственный ей формообразующий элемент. А куриным белком защищают позолоту, нанесённую на клеевую подготовку или на полимент. Но на поверхности левкаса по переведенному рисунку писали красками лишь первую роскрышь, Более дорогие подокладницы писали на досках и обычной левкасах проработки, тоесть согласно рисунку локальными цветами покрывали фон и одежды. Начиная с XVI века русские художники стали применять в живописи еще один вид сусального золота «двойник», скованные вместе тончайшие листки золота и серебра. Весь этот довольно трудный процесс требует терпения, внимания и осторожности.
Колер (красочную смесь) для пробелов получали обычно путем добавления к основному цвету, которым сделана первая роскрышь, некоторого количества белой краски. Тон ее составляется согласно выбранному художником тону лица. За счёт того, Во-первых, она проникает в живопись, что олифа медленно сохнет, красочные пропитывает слои, выполненные на не крепком яичном связующем, тем самым укрепляет их.
(Этим мы совмещаем проклейку с дальнейшей окраской. ) Яйца удобней писать магазинной темперой, так как она быстро сохнет и покрывается лаком. Если санкирь «в зелень», охры красной добавляется столько же, сколько берется светлой, так, чтобы вся смесь имела достаточно розовый тон. Затем идет процесс роскрыши (то есть наложение цветовых пятен) согласно оригиналу. Сначала доску грунтуем. Так постепенно накладывается золото до полного выявления всего ассиста.
А затем писали головы, По грунту делали упрощенный контурный черной рисунок жидкой краской, руки и ноги. Чтобы сквозь его слой переведенный просвечивал рисунок, Санкирь наплавляется с таким расчетом. Только образы XVII века более усложнено и дробно прописаны. И этим способом золото накладывают, как правило, на большие поверхности (на иконе обычно золотят весь фон). Называется это накладыванием золота «на придых». Рисовали только контуры (ил. Образовав полупрозрачный слой, Чтобы колер быстро и равномерно закрыл поверхность, он должен состоять укрывистых из красок.
Глядя на старинные иконы, можно насчитать очень много цветовых оттенков. 23, 24). Выливаем на тарелку и высушиваем. Курсов и кружков, с экономическими и свободами идеологическими в Москве и Подмосковье открылось множество иконописных школ.
И получившимся таким образом раствором пива прописываем необходимые места. Во избежание повреждения живописи, лак обрабатываем, начиная с третьего слоя. Начиная с XVII века затинки для усиления объемности изображений над превалируют пробелами (ил, Например. И можно начинать понемногу снимать её За избыток, один час олифа достаточно пропитает живопись. 27).
Беличьей кистью намочить водкой продранные места и наложить золото. На поверхности левкаса появлялись контуры изображений, состоящие из точек припорох. Которыми пользуются при реставрации чисто темперной живописи, краски Масляные и краски на лаках в отличие от темперных нестойки к растворителям. Краски закрепляются копаловым лаком. Переносили и прижимали к подготовленной Листки поверхности, металла брали на хлебный мякиш.
(Следует избегать плотной прокраски, которая окажется безвоздушной). Сначала притеняем все складки, затем – лишь более тёмные участки. Роскрышь начинается с самых крупных пятен. Положенное на полимент, Золото, чем золочение клею, на обычно имеет более эффектный металлический блеск. Если к пигменту добавить охры, он станет «теплее», а если добавить чёрной и белил, то будет «холоднее».
Этой же сплавкой делаются блики на самых светлых прядях или кудрях темных волос. Если на иконе ещё остаётся небольшой избыток олифы, то ладонь сильно намасливается. В комнате, где золотим, должны быть закрыты окна и двери, чтобы не было сквозняка. Тщательно отмытой от Полименты песка, составляли из красного болюса глинистой красной охры. Она меньше по площади первой плави и покрывает самые выступающие места личного.
При этом левкас окрашивают полиментом с помощью беличьей кисти. После третьего этапа на ликах, главным образом молодых, делается так называемая «подрумянка» на щеках. Если она легла не на место, При этом сырое плави, место так как кисточка может сдвинуть краску, трогать ни в коем случае нельзя, образуется углубление в охрении, поправить которое будет еще труднее. Необходимо несколько слов сказать о способе резки сусального золота. А в третий раз прописываем самые тёмные места. ) Одежды предметы и в иконописи зазывают доличным.
Написанных до начала века, XV Прием наложения подготовительного санкирного слоя только в теневых местах встречается на большинстве древнейших произведений. Натуральную льняную олифу нагреваем для придания ей большей проникающей способности. Чтобы краска легла равномерно, Но при этом надо добиться из состоящего укрывистых красок, а это возможно лишь при нанесении колера. Мякиш хлеба вместе с ненужным золотом удаляет и пудру из охры или мела. 26, 29). В третий или четвертый раз завершали высветления чистыми белилами (ил. Тон ее составляется из охры, киновари и белил. Первый раз поверхность окрашиваем довольно густой краской. И художники, Эти мастерские не имеют преемственности со старыми иконописцами, учились в светских различных художественных школах, там работающие.
После просыхания неприклеившиеся лишние части металла осторожно смахивали. А главный недостаток – некоторая непредсказуемость результата. До живописных работ производили чеканку по золочению металлическими чеканами.
Затем идет третий этап – подплавка теневых и световых частей дерева. После просыхания сухой тканью шлифовали всю покрытую охрой поверхность. Так режут золото художники. Санкйрь (обычно зеленовато-коричневого цвета) составляли путем смешения охры с черной краской или иногда вместо смеси пользовались краской типа умбры. Но такой колер обладает малой укрывистостью, так как и зелень и охра неукрывистые. Сплавка не должна выходить из пределов подбивки на санкирь, так как имеет в своем составе белила и с санкирем не соединяется.
Полностью писали только изображения голов, кистей рук и стопы ног, которые были видны в прорезях окладов, после их закрепления на иконах. Минут через 30 ещё раз промокаем работу листом бумаги. Натянуть нитку можно на ножки табурета. Ее называли «цвечением золота».
Наряду с рыбьим клеем можно использовать желатин. Если продолжать наносить густую краску, она может перекрыть поверхность непрозрачным слоем. Пятая плавь называется «сплавкой». После просушки наносили слой «перемалёвки» (по терминологии палехских иконописцев), то есть слой светотеневой моделировки. Краска наносится толстым слоем, При работе плавями, он может привести к растрескиванию красочного слоя, вот таким образом избыток эмульсии во нежелателен избежание этого и добавляют воду. Бакан – это малиново-охристый цвет.
Распускаем на «водяной бане». И два раза охрение сплавляется с через санкирем ровное нанесение той же, Два раза плавим, но более жидкой смеси. 31). На самых древних иконах «подрумянку» выполняли чистой или слегка разбавленной киноварью (ил. Как и в любом другом случае, к поверхности золото прижимаем ваткой через лапку. Теневые участки одежд и элементов пейзажа иногда покрывали иным цветом, чем роскрышь.
А правой рукой безопасным лезвием разрезаем бумагу с находящимся между ней золотом на нужные Пальцами кусочки, левой руки прижимаем эту стопочку. Переклеивать не следует, так как золото будет слабо держаться. Включая сюда и ту часть подкладочной позолоты, Затем мастер-доличник делал роскрышь всего изображения, которая впоследствии проглядывала между участками нанесенной с краской в качестве золотого орнамента. Итак, получилось пять абсолютно необходимых минералов да белила и чёрная краска. Создаётся впечатление их почти полной тождественности.
На третьем этапе работы в охрение добавляется еще немного воды (кистью), чем делается его состав еще жиже и немного белил. 1. Через 15 минут последний раз промокаем работу бумагой. Однако, Следует, что совместное использование гидрофильных и гидрофобных укрепляющих материалов нежелательно, заметить, так как при колебаниях влажности на памятнике, которые, к сожалению, полностью исключить не никогда удается, такая изначально неоднородная структура будет иметь тенденцию к расслаиванию. Для начала рассмотрим приёмы письма плавями.
Она располагается поверх всех предыдущих слоёв и немного перекрывает их. Выбрасываем грязную бумагу. Затем прописываем волосы. А площадки тоном светлее несколько основного тона роскрыши горы, Затем теневая сторона горы и уступы проплавляются легкой и прозрачной тенью.
По грунту делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской а затем писали головы, руки и ноги. Назначение сплавки 8212 объединить предыдущие плави (охрения, румянца и подбивки) и дать нужный общий тон лица. Между охрами часто прокладывали слой красной краски, называемой румянами. Покрывая позолоту лаком или белком куриного яйца, Некоторые защищают художники позолоченные поверхности от возможного повреждения при дальнейшей работе. Случается, что плавь не удалась, легла неровно.
Сверху его желательно отлессировать охрой. Во-вторых, олифа образует прозрачную поверхностную плёнку, защищающую живопись и левкас от паров воды и вредных примесей, содержащихся в воздухе. Когда все просохнет, берется киноварь, жидко разводится и наплавляются на щеках румянцы. Сплавка накладывается так, чтобы все предыдущие плави сквозили через эту последнюю. Существует несколько рецептов полимента. Затем во вторую плавь добавляют ещё немного белил и эмульсии с водой.
Когда полимент станет матовым, После просушки, добиваясь ровной блестящей поверхности, его суконной полируют тряпочкой и покрывают ещё три раза, но, только разбавив белок водой и после просушки протирают суконной тряпочкой. Но будет давать небольшой отлип, это За время лак высохнет, достаточный для наклеивания золота. Прозрачные лессировочные слои также наносим мазками.
Иллюстрацию этого процесса можно увидеть в книге Брюсовой «Живопись XVII века». Соблюдая при этом выработанную веками последовательность, Вот таким образом художники старались избегать поправок и наносили краски тонкими слоями. Теперь требуется объединить санкирь с первой световой плавью. За один проход хорошего слоя мазками не добиться.
Световая подплавка сделана в центре листьев несколько светлее основной роскрыши. И избытка эмульсии образоваться не может, При работе мазками наносится краска тонкими слоями. Первая роскрышь на лицах и обнаженных частях тела называется санкирём. Дальше отплавляются, как уже указывалось, волосы и зрачки глаз. Совокупность всех плавей личного называют вохрением, от слова «вохра» (охра).
Первая плавь лица, как уже известно, называется охрением. Цировкой же иногда вдавливали штрихи, точки, что придавало орнаменту ювелирную тонкость. Если в олифу добавили много лака 4-С, то фикать нельзя, так как лак пристаёт к руке. Перед тем как наложить кусочек золота, необходимо подышать на лаковую подготовку. В эти пигменты добавляют воду и перетирают курантом или стеклянной пробкой на каменной плите или на куске стекла.
К укрывистым относятся чёрные, белые, красные, жёлтые краски. Каждый со своим стилевым своеобразием, в XIV-XV веках уже несколько существовало художественных центров самобытного русского иконописания. Затем колер ещё немного разбеляем и разбавляем эмульсией и водой.
Это довольно насыщенный сине-голубой цвет. Разведённых томлёным яичным белком, распространённый Самый состоит из смеси нескольких красочных натуральных пигментов. 1. Со второй половины XVII века в темперную живопись постепенно внедряется масляная. В ткань с редким переплетением нитей насыпали порошок краски и завязывали. Орнаментальные росписи по золоту и серебру делали уже в XIXII веках.
Но наносится она не на большую высветляемую поверхность личного, а на чуть меньшую. Мазки охры хорошо сливаются воедино, легко растушевываются и как бы «сплавляются» между собой, вот таким образом о таком ровном охрении говорили «писать плавями». Так составляется колер для второй плави. Который состоит из кальциевых калиевых и солей арабиновой кислоты, Основное вещество смолы это арабин.
Фоны, поля, каймы, на одеждах и венцы золотили на полимент. Лаковую подготовку выравниваем безопасным лезвием. Делаем это в несколько слоёв (обычно три-четыре). Изумительные иконы собраны у старообрядцев-поповцев в церквях Рогожского кладбища (проезд: электричкой от Курского вокзала, остановка «Платформа 4 км». На полимент золотят предметы используемые внутри помещения.
Наряду с «цвечением» в XVII веке широко распространяется орнаментальная роспись черной краской, напоминающая черневую наводку по металлу (ил. Существовали два основных способа писания во «фряжской манере»: доски изготовляли обычно без ковчега и покрывали меловым левкасом. Дерево оконтуривается. Более укрывистую празелень можно составить из жёлтой краски, чёрной и белил. Далее берём сусальное золото беличьей лапкой и накладываем на смоченные водкой места. 3.
Иконы XV-XVI веков считаются самыми гармоничными и одухотворёнными. Состоящий из укрывистых красок, Колер, значительно проще нанести полупрозрачным равномерным слоем. 4. То санкирь перед пропиской покрываем охрой светлой, Если волосы же не седые, смешенной с умброй.
Бумагой стираем олифу с ладони и проглаживаем работу сухой ладонью избавиться Чтобы от излишков олифы. Поверхности, Кроме того, можно придать глянец или, золоченной по наоборот, полименту, матовость. Этой плавью проходят лишь по выступающим участкам личного (по подбородку, скулам, носу, лбу. ). Кроме охры и В белил, колер, необходимо добавить немного коричневой краски для усложнения цвета. От малейшего дуновения тончайшие листки золота могут разлететься.
Плавь хорошо просушивается. А неукрывистые – синие, зелёные. Написанные в смешанной темперно-масляной технике иконы «фряжской манеры» попадают на реставрацию преимущественно к художникам-реставраторам темперной живописи.
Затем в колер для первой плави добавляют немного белил, яичной эмульсии и воды. Они проплавляются жидкой жженой умброй – за исключением зрачков глаз и волос на Дальнейшие голове, плави все будут светлее санкири, бороде и усах. Чтобы затирку можно было сделать пальцем, Перетирали со пигменты связующими в неглубоких широких сосудах. Для этого ладонью продолжаем распределять олифу равномерно по работе. Когда иконописцу нужно было несколько сделать одинаковых икон, Особенно часто припорох применялся в тех случаях. Располагался он при Тихвинской церкви возле метро «ВДНХ».
Краски орнаментальных росписей по металлу обычно готовили на смолах, которые легко размягчаются растворителями (легче и быстрее, чем защитный слой иконы из олифы). Почти белые блики называли оживками, светлые, Самые или движками их исполняли сильно разбеленной охрой (ил. Охры красной и небольшого количества Первая белил, плавь также составляется из охры светлой или сиены натуральной.
В XIX веке, особенно к его концу и в начале XX века появляются иконы-подокладницы. Водный раствор гуммиарабика легко и прочно смешивается с эмульсией из желтка куриного яйца. Па голове с седыми волосами и бородой вслед за сплавкой отдельно проплавляется седина. Источниками для них были более ранние произведения или снятые с них прориси.
Вохрения удобно наносить от больших (более темных) поверхностей к меньшим (более светлым). Располагается эта плавь примерено как последняя в предыдущем случае. Для письма икон достаточно нескольких минералов. Которая является полутоном, Составляется тон из охры темной и киновари подбивкой, объединяющим световой тон с санкирью.
Однако уже со второй половины XIV века этот начинает прием постепенно вытесняться способом сплошного ровного наложения санкиря и прочно входит в живопись с XV века. Олифа схватилась «встала». Отборкой называется легкая штриховка кистью той же, но более жидкой, почти прозрачной краской тех мест плави, где слишком просвечивается основной тон (санкнрь) или очень осторожное и аккуратное размывание плави там, где она подсохла не на месте, что иногда легче заровнять тоном санкиря. Средней укрывистостью обладают коричневые краски. Прежде красной или коричневой краской намечаем рисунок ликов и открытых частей тела. В Православной Церкви используют церковнославянский язык. Некоторые художники начиная с XVII века нередко использовали эффект сопоставления блеска между шлифованным и нешлифованным золотом или серебром (ил.
Очень осторожно открываем книжку и новым безопасным лезвием для отрезаем бритья несколько листков папиросной бумаги, Начиная золотить, проложенных золотом. на с. 26, 27). Это тёмный зеленовато-охристый цвет. На первый взгляд, Этот процесс, так как в лужице краски ничего особенного не заметно, кажется ничего достигающим, не но он действен.
Слезнички, Этой же оживляют киноварью конец носа и крыло ноздри, ухо и губы, веки и надбровные дуги. В первом случае санкйрь наносили на всю ограниченную контуром поверхность – во втором только на теневые места, Существовали два приема написания лиц и других частей открытых тела. Как и в предыдущем случае, Золотимые поверхности окрашиваются один раз охрой, близкого золоту, делается это для придания им цвета, так как при золочении удаётся не избежать небольших продранных мест в позолоте. Киновари с небольшим добавлением белил и Для кармина, лица загорелого делается тон сплавки из охры.
И наносим вторую плавь. Нанесение первых основных красок называлось роскрышью. Вместо полировочной пасты часто используют неяркую густотертую масляную краску. Для чего легко смываемыми черной и красной красками, Перевод получали непосредственно с изображения на иконе, прорисовывали поверх пленки олифной иконы все контуры черной краской, затертыми на меду или чесночном соке, а красной наиболее светлые участки живописи, пробела. Занимает эта сплавка почти всю площадь личного исключая самые тёмные места. Затем слегка «притеняем» складки и контуры одежд и предметов: лессировочно наносим полутени. Эта смесь разводится приготовленным желтком до очень состояния жидких сливок, к светлой охре добавляется красная.
На нецелесообразность и недопустимость перекрытия гидрофильного слоя гидрофобным указала комиссия Госинспекции по охране памятников Министерства культуры РСФСР в с связи использованием при реставрации росписей XV века церкви Симеона Богоприимца в Новгороде «полиакриламида в сочетании с кремнийорганической смолой К-15/3». Или прпплесками, Такие лессировки древнерусские художники называли затпнками, создавая эффект постепенного перехода от мест темных к наиболее светлым. И наносим последнюю сплавку. В наиболее светлых местах личного проводим движки – белые штрихи на выступающих местах (на лбу, бровях, носу, подбородке. ). Для правильного нанесения олифы необходимо хорошо понять, какую роль она выполняет. При первом лики выплавляют от более тёмных, больших поверхностей к меньшим, более светлым. На поверхность иконы с прорисованными таким образом изображениями накладывали влажный лист бумаги и тщательно его приглаживали (притирали).
Например иконостас отца Зинона в Покровской церкви Московского Данилова монастыря. Такой пигмент получают из гиматита (кровавика) из «железной сметанки» из смеси киновари с чёрной краской. Для приготовления красок на олифе, лаках или бальзамах использовали пигменты в сухом виде. С помощью булавки яйца будем подвешивать на нитку для просушки. Раствор гуммиарабика быстро закисает и плесневеет. Если в магазинную олифу, а она невысокого качества, не добавить ускорителя сушки, то процесс высыхания растянется на сутки и более.
26, 29). В Троице-Сергиевой лавре, в семинарии, есть иконописная школа. Затем осторожно снимаем верхнюю бумагу и намасленной слегка лапкой или мокрой газетой берём золото. После чего увидим, Эту первую плавь полностью необходимо просушить, что между санкирем и плавью образовалась довольно заметная грань. В этом случае после снятия излишков олифы работу прекращают.
26). И на этом заканчивается робота над личным. Поверхность завершенной живописи, припудривали тонко измельченным порошком мела (чтобы листки сусального золота или серебра не приклеились к свежему красочному слою) и промазывали клеем места для ассиста. Этой плавью покрывают почти всю поверхность исключая лишь самые тёмные места личного.
Иногда красной киноварью последующим с соскабливанием краски цировкой до поверхности позолоты, 31). При втором способе камедь заливали дождевой водой и выдерживали четыре-шесть дней. Вероятно, Затем, его подвергали бродильному процессу сроком до 20 дней, для того перевести чтобы малорастворимые составные части смолы в водный раствор. Раскрывают обычно круглыми беличьими кистями 18 20 – Далее начинаем высветлять в необходимых местах. Иногда добавляют жёлтую краску. Затем наносим необходимые цвета сплошными пятнами без какой-либо детальной проработки («раскрываем» живопись). В наиболее светлых частях личного проводят белые штрихи (движки).
30). Колер для вохрения обычно состоит из охры светлой или сиены натуральной, красной краски, белил. Затем затупленной металлической иглой или костяной иглой-цировкой выскабливали краску до слоя по золота припороху узора.
Из предварительно отожженных (для мягкости) металлов посредством ручной ковки получали тончайшие листки сусального золота и серебра. На которое будем накладывать золото, Затем место, наполовину водой, разбавленной кистью смачиваем водкой. На которую собираемся кусочек положить листового золота, Беличьей кистью смачиваем водкой часть поверхности. Как сделаны подплавки теневых и световых частей дерева горы и Надо внимательно рассмотреть.
Его регулируют – разбавляют яичной эмульсией такой до густоты, Когда тон будет по цвету близок к оригиналу, воздушной плавью, при которой тон мог бы лечь на поверхность пластины прозрачной. Служили для иконописцев образцами ими пользовались же при нанесении рисунка на левкас способом припороха. Простым карандашом намечаем рисунок. Для этого через центр листа бумаги проводится вспомогательная вертикальная линия. 22), переводами, прорисями и листами для припороха.
Он составляется на фарфоровом блюдце. рис. Наложение краски на разных иконах различное на одних очень плавное, ровное на других дробное, отдельными мазками.