Лубок (значения). Лыко, луб, картинка, повязка, шина, агитлубок, литература, лубочек Словарь русских синонимов. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным8230 Википедия ) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников использующие лубочные приемы (см., например, ). Лубок160 вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.
В Российском государстве первые лубки (бытовавшие как произведения анонимных авторов) печатались в начале 17 в. в типографии Самым ранним лубочным изображением, найденным в восточно-славянском регионе, считается икона Успение Богородицы 1614 – 1624, первый московский лубок из хранящихся ныне в коллекциях конца 17 в. в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда – в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м. Гравюра на металле внесла в лубок более изощренную технику, которой щеголяли народные мастера в графической передаче облаков, морских волн, древесной листвы, скал, травяного «позема». Лубок народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения.
Лубок в народе очень любили за яркие, сочные краски, выразительность и юмор, за простоту и поучительность текстов. Русский лубок отличается от остальных выдержанностью композиции, а, например, китайские или Индийские лубочные листы – своей яркой красочностью. С появлением на рынке в конце XIX века дешевых хромолитографических картинок изготовляемых фабричным способом, народный лубок не выдерживает конкуренции и прекращает свое существование.
Лубок – произведение печатной графики, отличающееся яркостью и доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Об Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа.
Очень серьезно изучал лубок великий русский художник Павел Андреевич Федотов. Но дело в том, что до нее был другой лубок, в котором эта же самая «Яга-баба с пестом» ехала верхом на свинье драться с тем же стариком, только побольше обросшем. Лубок, наряду с другими целями, был призван выполнять и просветительскую функцию, приобщая малограмотные слои населения к чтению.
Но заметьте, так никто и не признается: чем же провинился перед нами русский лубок. 18 в. ЛУБОК (народная картинка), вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Нередко лубок имел декоративное назначение. Лубок). Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки Большой Энциклопедический словарь ЛУБОК, бка, муж.
Лубок РУССКИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ (лубки, лубочные картинки, лубочные листы, потешные листы, простовики) – недорогие картинки с подписями (в основном, графические) предназначенные для массового распространения, род графического искусства. Лубок сущ. 2012 Словарь синонимов Лубок. 34лубочных картинок34, рассчитанных на широкое массовое потребление. В деле распространения тех илидругих песен лубок сыграл огромную роль. Безвестные художники сделали лубки-портреты вместилищем глубоко народных эстетических идеалов, вместилищем глубоко народного понимания силы, достоинства и красоты человека и красоты изобразительного искусства.
Русский лубок, как религиозный, так и светский, просуществовал вплоть до революции семнадцатого года и стал ярким явлением русского народного фольклора. Лубок из собрания Д. А. Лубок содранная с дерева кора липы.
Лубок, народная картинка – произведение графики (преимущественно) печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Вот такой зимний лубок получился. Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции). Лубоклубок народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения.
В Европе лубок появился в в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Итак, русский лубок – создание безымянных народных мастеров, этот «пошлый площадной предмет, предоставленный в удел черни», занял почетное место на стенах музея изобразительных искусств, рядом с великими мастерами Запада и Востока – с Дюрером и Хокусаи и соседство это выдержал с честью. Этот самородок стал основоположником не только нового жанра, но и оказал огромное влияние на русский лубок в целом и в конечном итоге – на русскую живопись и, похождениях Богородицы, страданиях мучеников и праведников, народными молитвами, а также веселые картинки.
Лубок – особый вид изобразительного искусства со свойственной ему образной ёмкостью. Ваш лубок хорош, вот бы по-ближе в живую рассмотреть, надеюсь увидеть его на выставке. Если когда-то лубок родился как сплав целого ряда разных искусств, то в этот последний век своего существования он уже сам стал неиссякаемым источником, питавшим новые течения как в народном, так и в профессиональном русском изобразительном искусстве.
Наложить лубок. Первоначально вид народного8230 Иллюстрированный энциклопедический словарь ЛУБОК, лубка, муж. В Европе лубок появился в XV веке. Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).
Лубок, содранная с дерева кора липы употребляется для получения мочала или для покрытия крыш, для чего Л. очищается от коры, распаривается, выпрямляется и сушится под гнетом. Одним словом, русский лубок был не только великолепным самобытным искусством, не только украшал жилища простолюдина и радовал его, но служил ему и подлинной обширнейшей энциклопедией, откуда тот черпал по существу все свои основные и, заметим кстати, весьма немалые для своего времени знания. «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка). Потом появились так называемые «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка). Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом.
«Федотов, однако, не искал возможностей столь же прямолинейного их использования. И сказка, Так как старая и песня, слышанные от дедов и прадедов и мелодия, могли и не удержаться ни в чьей памяти и не перейти к следующим поколениям. Название их, вероятно, происходит от слова «луб» «кора». Где жили не только Рождественского печатники, бульвара была уже основана Печатная слобода, но резчики лубочных картинок.
Но история и печатные следы донесли до нас имена их только частично, было значительное количество. И сколько бы еще исчезло, если бы не те люди, не Иван Александрович Голышев например. Это «Сатир, пойманный в Испании в 1760 году», «Чудо морское» и «Чудо лесное», пойманные там же и другие. Подробные описания этих монстров не оставляют у простодушного зрителя сомнений в полной достоверности изображений. Были и сатирические лубки. Что он весь покрыт закручивающимися коротких полосками штришков, Первое достигнуто тем, которые делают его одновременно и пушистым и очень напряженным. Иван Александрович приобрел из припрятанных в 1850 году досок довольно много и почти все пустил в дело: «Ягу-бабу и крокодила», «Притчу о Иосифе Прекрасном», «Погребение кота» и десятки других сатирических листов. Со всеми мелкими подробностями, Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, чего невозможно было сделать липовой на доске.
Появились художники-граверы, Позднее более появился совершенный способ изделия лубочных картин. Он без конца повторял, что «Россия слишком мало известна русским» и сам внимательно изучал и призывал всех образованных и особенно творческих, людей изучать искусство своего народа, в том числе и лубки, про которые писал, что «картинки эти заслуживают как в нравственном, так и в художественном отношении внимания образованного человека». Жившего на территории современной в Франции, Европе лубки распространились с XV в. среди сельского и городского населения, Польши, Германии.
Серию новых советских лубков выполнил Б. Кустодиев в первые годы после Октябрьской революции. Легендарные существа появляются также и в таких картинках, как «Люди дивие, найденные царем Александром Македонским», а также в эстампах, представляющих собою то, что ныне носит название «газетной утки». На выставке древних лубочных картинок, фигурировала Так игрушка из дерева имевшей место в Москве в 1958 году, воспроизводящая все 67 персонажей этой курьезной траурной процессии. Шли равнинами и с увала на увал и дремучими лесами. Он тоже всю неслужебную свою жизнь отдал собиранию и изучению русской иконы, Крупный сановник сенатор и прокурор Московской губернии и один из авторов известной судебной реформы 1864 года, гравюры и особенно лубка. Всякое приобретение, Всякий закон, всякая вещь, всякое положение, наконец, тем лучше, чем большему количеству личностей или доставляет предметов пользу или удобство.
От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей 17 – начала 20 в. и газетой и телевизором и иконой и букварем, ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры (вплоть до искусства кино). Следует сказать, что скоморохи подвергались постоянным преследованиям духовных властей, не без основания усматривавших в их импровизациях следы древнего языческого ритуала. Быт его казался своеобразным, богатым наблюдениями и изучением психологии окружающих. Способ расцветки картин оставался тот же. Своеобразие и красоту народного лубка, Лишь в в. передовые XIX деятели русской интеллигенции оценили художественные достоинства. Первая курица с цыплятами, потом конь с всадником и, потом корова с наконец, теленком, кирпичный дом – потом свинья и от его головы вверх ступеньками поднимаются маленькие картиночки.
У некоторых имелись лошади, но большинство ходило по немереным русским дорогам пешком. Но только мертвый, Все тот кот же казанский, которые везут, лежит на ней в санях, взявшись за веревки, многочисленные мыши. Все изображение состояло из стеночек. Конечно, Молодой еще русский лубок и в первую очередь у русской иконописи книжной и миниатюры, заимствовал у других искусств, очень многое и посему в художественном отношении скоро стал как бы своеобразным сплавом, синтезом всего лучшего, что выработало русское искусство за предыдущие века своего существования. Традиции народной гравюры и сегодня продолжают жить в ярких книжных иллюстрациях.
Заполнив собою весь большой лист, Внешне он вальяжный и жирный и просто сидит и на смотрит нас. XVII–ХVIII вв. Петр I издавал указы о запрещении сатирических лубков. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Снимать поздние слои тогда еще не умели.
В сельской местности и на городских фабричных окраинах, Лубок распространился широко в народе. в создании лубочных картинок для народа приняли участие Л. Н. Толстой и И. Е. Репин. Это изменило весь декоративный и графический строй печатной картинки. Лубок стал красочней, ведь он украшал избы крестьян. Очень знаменитая была книжица издавалась в XVIII веке не единожды. -С. Среди них Ив.
«Коренная Россия не в нас с вами заключается, господа умники, писал он. Какие стройные и статные фигуры, Но какие зато приятные лица были у этих персонажей, какие под ними кони красивые. Интересные лубочные картинки создал художник А. Куликов. Противники реформ Петра I печатают лубки, на которых изображен кот с красными вытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. «Кот Казанский».
Да иногда обличал, Он только радовал и веселил, но это делал с большим и юмором достоинством. И все это делалось картинками. Здесь изображен суд, заседающий под председательством первосвященника Каиафы.
Что все до он копейки тратил только на них да на гравюры, Оказалось, единственные в стране экземпляры по тысяче рублей, платя подчас за крамольные. Сажи и вареного льняного масла, Далее особой кожаной подушкой – мацой – на рисунок наносили черную краску из жженого смеси сена. Школы навигацкая и медицинская, заведены были в столицах академия, морская школы латинские и математические и до полусотни начальных циферных школ в губернских и провинциальных городах да столько же гарнизонных для солдатских детей казны недоставало на покрытие государственных расходов Петр увеличил доходный бюджет в три с лишком раза, училища артиллерийское и инженерное. О которой до этого как об искусстве и речи нигде не шло, По существу в них-то состоялось и одно из первых открытий самобытных художественных достоинств русской иконописи. К этой же категории «потешных листов» надо отнести изображения шутов и карликов, народных плясок, кулачных боев, кабацких сценок и прjочие. Изготовленного из деревянного луба, От этого будто короба, бы и картинки стали так же называться.
которые ни малого подобия первообразных лиц не имеют, токомо укор и бесчестие наносят», запретил производство лубочных листов «не для почитания образов святых, но для пригожества». Нарисованы ярко, празднично, лица приятные, фигуры стройные, в красивых одеждах. Книжная торговля-то там и до лубка процветала главный торг России был по этой части. Сборы были И посмотрите, как умно художник нарисовал этого кота. Что лубочные картинки «представляют не только предметы забавы и увеселенья во вкусе простонародья», Снегирев доказывал, в но них проявляется «религиозное, нравственное и умственное настроение народа». Мимо придорожных рубленых из вековых сосен часовен, Шли босыми по горячей мягкой пыли мимо сухо шелестящей и пахнущей зерном в ржи синих васильках, мимо знобких молочных туманов над вечерними лугами и речками, в которых теплились неведомо кем зажженные свечи. (Толкучий рынок Бапчуг г. Нижнего Новгорода, 1907 г. ).
Европейский лубок известен с 15 в. Основными способами производства картинок в странах Европы были ксилография или гравюра на меди (с 17 в. ) и литография (19 в. ). Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе в зажимали пресс типографского стана. Живописные возможности темперы весьма и широки при сильном разведении она позволяет работать в технике прозрачной живописи с просвечивающими слоями, Как известно, подобно акварели. В отличие от массового печатного лубка рисованный лубок исполнялся мастерами с начала и до конца от руки. Карикатурное изображение дворян, Нередко он содержал сатиру, политическую офицеров и т. д. В почти полностью неграмотной русской деревне лубки были единственными произведениями изобразительного искусства и рассказывали населению о международных событиях и жизни внутри страны, чиновников. Лубок также называют народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Есть мышь с трубкой во рту «Мышка тянет табачишка» намек на пристрастие Петра.
Русские мастера придали лубку радостный характер. И то это лишь в начале зимы, Разве гроздь рябины снегу на мелькнет, пока ее дрозды-рябинники не склевали. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Но только после смерти императора лубок потерял политическую остроту. А иногда и достаточно скабрезного содержания, Вслед за религиозной народной картинкой появились и листы светские ироничного, – повестей иллюстрации на тему сказок, фольклора. А бойкие офени или, как их еще называли, ходебщики, кантюжники, коробейники, разносили в своих лубяных коробах вместе с ситцами, бусами да монистами и популярный печатный товар: «Выбирайте, православные. » Товар такой ходовой, что пять раз в году в селе Холуй Владимирской губернии проводилась чрезвычайно своеобразная, нигде, кроме России, небывалая «оптовая» ярмарка для офеней. Название лубок, По другой версии, происходит от названия площади Лубянка, возможно, на которой торг был лубяными изделиями. Создававшие патриотические листки во время Отечественной войны г. (А. Г, 1812 к хлёсткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники.
Лубки очень полюбились в России. Утратившей свое главенствующее положение в государстве, в на ответ это парадное и торжественное столичное искусство в Москве, смешных, появилось множество самых разных сказочно-декоративных, порой даже озорных красочных печатных картинок. Что у маститого сенатора, Оказалось, нет в доме буквально ни рубля, прокурора и академика двух российских наук академий и художеств и что он всю жизнь экономил на одежде, на еде, не имел личного выезда и потому ходил только пешком. Древнейшие народные рисунки «жмались», «выжимались» или «оттискивались» в один цвет, после чего поступали в кустарную ручную раскраску или цветку, производившуюся, по словам И. А. Голышева, в подмосковном селе Никольском.
Но и многим мастерам книжной и журнальной графики 40-х годов, Лубочный принцип сочетания изображения и текста также был ему близок да и не только ему, связанным также в своем развитии с народным лубком». В лубках-портретах воплотились глубоко народные эстетические идеалы, воплотилось понимание достоинства и красоты человека. Как и в лубке, Цвет чем здесь, характеризует его положение в пространстве, скорее обозначает предмет, объем, освещенность и т. д. В XIX в. Москва была главной поставщицей лубков. Он так замечтался, что «плетенка порвалась и рассыпал яйца даром».
Русский отдел на ней начинался лубочными листами XVIII века, среди которых центральное место занимал знаменитый «Кот казанский» – большой четырехлистовой эстамп, который следует признать одним из лучших изображений кошки во всем мировом искусстве. Цветастыми платками, у воспетого Н. А. Некрасовым сельского коробейника вместе с ситцами, колечками и монистами всегда были заплечном в коробе и печатные, яркими стеклянными бусами, раскрашенные вручную картинки лубки. Или вшивали их в страницы, сочинители Сами и их приятели художники из такого же простонародья рисовали к этим книжкам и картинки-иллюстрации или продавали отдельно. Существовало лубочное торжище и возле Спасских ворот Кремля в и Овощном ряду на Гостином дворе.
С 17 в. лубки бытовали в Европе повсеместно. Древняя история отражена в лубке «Славное побоище царя Александра Македонского с царем Пором Индийским». Откуда появилось название «лубок» ученые до сих пор точно установить не могут. Другие краски были прозрачнее, вот таким образом их наносили позже. После организованной в 1958 году в Москве выставки народных картинок, Интерес к у лубку нас особенно возрос за последние годы, которая объединила в экспозиции лучшие образцы из коллекций Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Заклеить или залатать что-нибудь в гравюре на дереве нельзя. Не вдаваясь в тонкости научных споров, будем называть эти картинки «народной гравюрой» и попытаемся сначала установить время и место их рождения.
Между прочим, Началом же его редчайшей коллекции принадлежавшие послужили, Якову Штелину, два сундука, рыхлому круглолицему немцу. Маяковским и Д. С. Он хотя и был «типичный париковый немец», как назвал его В. В. Оживляя скудный интерьер избы, они одновременно заменяли простому люду и живопись и литературу и газеты (во времена Петра I даже царские указы облекались в форму лубка). Например, скажу о книге «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению». иллюстраторами детских книг.
А теперь немного о самом промысле. 11-15. / в XIX столетии едва ли не каждый крестьянский в дом России украшали раскрашенные вручную картинки с назидательным текстом лубки. Все реже и реже лубок оставался выразителем чувств и мыслей народных. Развивали традиции старой народной гравюры и «Окна ТАСС» времен Великой Отечественной войны.
Что гравированные картинки продавцы-офени носили в лубяных коробах, Лубком гравюру могли назвать в и народе потому. Дело чаще всего было уже кончено, же Когда растерянный хозяин или живущие поблизости мастера прибегали на шум и огни, в которые полицейские подкидывали новые кипы готовых картинок и во дворах жарко пылали высокие костры, показавшихся им сомнительными или опасными. Очень разнятся с привычными иконами фресками и Одним словом и нет в этих картинах никакой строгости и святости. И вместе с тем все так тонко сгармонировано, Красочное богатство и узорочье необыкновенные, который как будто прозрачно тепло светится и тихонько позванивает, что на голубовато-сером листе бумаги пава эта сама выглядит как неповторимо прекрасный фантастический цветок, особенно в ранние сумерки, когда в доме еще не зажгли огонь, а за окнами уже непроглядная зимняя хмарь и жалобно скулит ветер. Как чутки были всегда народные мастера к успехам других искусств, Вместе с тем в этих лубках очень хорошо видно, как не стесняясь заимствовали у них все и в том числе что господских, помогало сделать их собственные произведения еще ярче и выразительней. Что подписи под картинками нередко сохраняют черты крепко посоленного народного просторечия: «макароническими присказками и прибавками приправлены и посолены тексты почти всех старых картинок, Д. А. Ровинский отмечает, где абсолютно не – ожидаешь, встретишь их подчас и там, как, например: в реестре о дамах, в погребении кота мышами, в портрете самого кота и несчетном множестве других листков.
Да и пожаров на Руси было более чем достаточно. Часто в лубочные картинки попадают и апокрифические сюжеты. В 20 в. изобразительные приёмы народной картинки были творчески использованы В. В. – М., 1861.
Вернее о пряничных написал досках по существу настоящую поэму в прозе, Об одних русских пряниках, которая вместе с тем была и первым серьезным исследованием этого старинного русского промысла. Придуманным лично тогдашним генерал-губернатором Москвы графом Закревским, гонения Прежние на русский лубок не идут ни в какое сравнение с этим. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране. Но много ли от руки нарисуешь.
Которые должны были остаться белыми, Наносили на гладкую твердых пород доску рисунок и резцами специальными углубляли те места. Так, противники реформ царя Петра печатают листы: «Кот казанский», «Яга-баба едет с крокодилом драться», «Мыши кота погребают». Краски изготовляли сами.
Снегирев. Надпись рядом объясняет «Мышь едет на колесах, а заступ в тороках да скляница вина в руках». И какая там ушла красота поди теперь, дознайся. Насадить в России западную культуру, Стремление 1 Петра приобщить страну к западноевропейской цивилизации, вкусы вызвало недовольство у большинства, манеры, не желавшего расставаться с национальными обычаями.
И традиционные персонажи этих представлений оживают народном в лубке, Уличные представления скоморохов пользовались народною любовью. Потом его переводили гладкую на доску и специальными резцами углубляли места, Способ же изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, которые должны остаться белыми. Были лубки-лечебники и про всякие народные поверья и приметы.
Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков за такую платили работу один рубль. – и шутовские пары – хронические Фома неудачники и Ерема, Тут и постоянные участники бродячих актерских трупп – медведь и коза, всегда в сопровождении забавного рифмованного текста, Савоська и Парамошка. Среди художников, трудившихся над изготовлением гравировальных основ для этих лубков, были знаменитые мастера киевско-львовской типографской школы 17 в. – Памва Берында, Леонтий Земка, Василий Корень иеромонах Илия. При этом часто забывается, Печатный раскрашенный лист с графическим и текстовым изображением – лубок – считается исконно русским явлением, что своими корнями уходит он в европейскую традицию XVв. Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX в. их стали называть лубками.
Ибо для господ по характеру своему она была все из того же подлого или очень древнего, а стало быть и очень примитивного мира, когда на Руси еще и «лики святых-то не умели делать объемными». Раскраской лубочных листов занимались деревенские женщины многих сел под и Москвой Владимиром. Во-вторых, лубки служили украшением. неужели бы стали таким проказником любоваться. Стало известно лишь после смерти Дмитрия Александровича, Чего ему стоил колоссальный этот труд. Острых шуток и каламбуров, связи в с этим представлением и возникло немало злословных выдумок, давших также темы для изображений лубка.
Заменяясь медью сталью, Деревянная доска постепенно исчезала, а позднее литографским камнем, свинцом, цинком и в XIX в. большинство картинок уже печаталось только с помощью последних. Сваливали все деревянные заготовки и сжигали, Печатников обыскивали, что они никогда больше не будут заниматься а лубками, хозяев заставляли давать обязательства. В композициях, в обстановке и орнаментах использовали наиболее выигрышные элементы барокко и классицизма, не нарушая, однако, при этом традиционного характера лубков.
Там неизвестный пиит на образчик выставляет нам отрывок из поэмы своей Людмила и Руслан (не Еруслан ли. ). Например, ряд изображений быта официантов или половых, мы встречаем в период 80-х гг. дерева некогда заменявшего вместе с берестой бумагу (Ив. Новой Столице на Неве, Петербурге, в труднодоступная и не всегда понятная простому народу, окончательно утвердилась официальная светская живопись и гравюра. Разносчиков лубков – офеней – ждали повсюду.
Особенно связанные со службой в ресторанах, Отхожие промыслы деревни и биллиардных т. п., трактирах, также вызывали большое внимание у остряков лубка. Ровинский в свое «оправдание «ссылается на Н. С. Тихонравова: что, мол, по примеру Западной Европы «жизнь и наука стали вводить народность в ее законные права и у нас». Появились любители эстампов и коллекционеры репродукций.
Издателей лубков на протяжении XIX и ХХ вв. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес – картинки. С началом Нового времени оно быстро утратилось, сохранив оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. Шуты Савоська и Парамошка, Иван-царевич, Бова-королевич, Илья Муромец – Фома и Ерема, Героями картинок стали сказочные персонажи.
Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков за такую платили работу один рубль. Способ расцветки картин оставался тот же. А раскрашивали продукцию его более литографии двухсот женщин да девчонок из слободы Мстёра и окрестных деревень, Он и сам рисовал интересные лубки. Логинов, принявший московское производство Ахметьева, мстерский археолог И. А. Голышев, ковровский офеня Игнатий Акимович Сорокин (Вязники), ряд иных кустарей б. Владимирской губернии, разноместные монастырские типографии – подмосковные, петербургские, киевские, соловецкая, почаевская, печерская, кафедра петербургского Исаакиевского собора и на первом месте печатни Троице-Сергиевской и Апександро-Невской лавр. Во второй половине XVIII века народное творчество стало для господ совсем чужим и непонятным. Это из челобитной нижегородских попов 1636 года, умоляющих патриарха Иосафа запретить извести под корень скоморохов, которые по всем господним и святым дням собирают «позорные всенародные соборища» и отвращают «крестьян от церкви». Многое черпал от лубка В. Маяковский, создавая свои знаменитые «Окна РОСТА» в годы гражданской войны.
И о росписях он написал, об иконах, об архитектуре народной, о лубках. Жало политического памфлета в народных картинках нередко так ловко пряталось под безобидными сюжетами, Действительно, что царская цензура всегда не обнаруживала в них предосудительное содержание. Употреблявшейся для окраски крыш, в воду с медом растворяли ярь медянки, это яркая была зеленая. Осталось просушить и раскрасить красками. Занимались раскраской лубков женщины и дети.
Такие «портреты» были чрезвычайно популярны в народе и выпускались в огромных количествах, причем всего в двух вариантах: богатыри, полководцы и цари верхом на вздыбленных конях с копьями и мечами в руках или неслись на врага или уже громили его, а витязи и королевны чаще всего просто стояли лицом к зрителю и в руках у них и возле ног были цветы да сзади иногда виднелись дворцы и все. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19 – 20 вв. Именно признаки первобытности народной картинки выделили ее на место особое и сделали образцом бытового примитива.
Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. За эти картинки нередко доставалось и офеням и издателям. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить.
Все европейские гравюры назывались в славянских землях «фряжскими», то есть итальянскими. Это были печатные картинки на религиозные, сказочные и политические темы., «ногами не мотать». Которые были начаты Петром I. Царь-реформатор, Это одна из сторон преобразований, заимствовал у Запада «технические средства Ключевский подчеркивает слово средства, как суммирует его деятельность крупнейший русский историк Василий Осипович Ключевский, для устройства флота, армии, государственного и народного хозяйства, правительственных учреждений. Лубок воспитывал художественный вкус людей.
Творцами которых были Растрелли, Их жизнь ведь протекала уже в тонкого обстановке изящества и гармонии, Баженов, Деламот, Кваренги, Казаков, Камерон, Шубин, Фальконе, Козловский, Рокотов, Левицкий, Чемесов, Лосенко, Боровиковский. Или, а женщины этого села и девчонки-подростки поголовно почти занимались раскраской лубков иллюминовали их, как тогда говорили. Были лубки наподобие информационных бюллетеней и газет, сообщавшие о самых важных государственных событиях, о войнах, о жизни в других странах.
Клети и сени пренебрежно избы, но для пригожества. » Сохранились и некоторые печатные картинки лет, тех не для почитания образов святых, вызывавшие неудовольствие патриарха. На которых растут маленькие эти деревья и цветы, Он идет по пригорочкам идет по лесу, понимай. В них пересказывалась история, Во-первых, литературные печатались произведения, география, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Только теперь поняли мы, Более того, насколько нелепым было предъявление лубку к академических требований – правильности рисунка и соблюдения законов перспективы.
Но не только содержанием отличалась народная гравюра от гравюры официальной. А другие утверждают, что от московской улицы Лубянки, мол, где некогда располагался большой торг деревянными (лубяными) изделиями, а потом стоял трактир, в котором офени заключали свои сделки с владельцами печатен. Т. Мавриной, в росписях по фарфору П. Леонова и в творчестве многих молодых художников. Лубок «Мыши кота погребают» появился после смерти императора. Они напоминали на доске миниатюрные стеночки. А это что же за великое явление, которое в течение веков (речь идет о литературе) все ограничивается сотнями и тысячами людей, не обращая внимания на миллионы».
Например, «Истинное начертание беззаконного суда противу Христа, который найден в земле в Вене, вырезанным на каменной доске». Которая ничем не отличалась от холопства или от каторжных галер, Указами были Петра введены обязательные рекрутские наборы на пожизненную воинскую службу. Шли годы. Это, пожалуй, самая красивая и поэтическая область народной картинки. При это он повелел, «чтобы на бумажных листах икон святых не печатали, в рядах не продавали».
Благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла – рождений, свадеб, похорон. Издевательски рисуются многие увлечения и начинания царя-реформатора, в коротких подписях этих картинок титулы передразниваются и привычки Петра 1. И. Снегирев и впредь остался верен своему увлечению лубком: его статьи о народных картинках были напечатаны в трудах Общества любителей Российской словесности и в «Москвитянине», а в 1861 году изданы отдельной книжкой под заглавием «Лубочные картинки русского народа в московском мире». прошлого (XIX) столетия.
Острый резец сорвался в сторону, Одно неверное движение, над мастер которой корпел и доска, может быть, два-три месяца, уже никуда не годилась. Тематически все лубки, созданные ими, были религиозного содержания, однако библейские герои нередко изображались на них в русской народной одежде (как пашущий землю Каин на лубке Василия Кореня). Составитель альбома приносит благодарность всем сотрудникам вышеназванных учреждений за участие помощь и в отборе лубков. А все неугодные старые уничтожил в эту одну ночь, На все последующие картинки он ввел жесточайшую цензуру. Стены зданий раздвинулись, окна потянулись вверх.
Венецианов, И. И. Но увольте меня от подробностей и позвольте спросить: если б в Московское Благородное собрание как-нибудь втерся (предполагаю невозможное возможным) гость с бородою, в армяке, в лаптях и закричал бы зычным голосом: здорово, ребята. Кто по-настоящему понял, Пушкин был первым, какие несметные богатства таятся народном в творчестве.
Сколько, выходит их исчезло за века при частых русских пожарах. Что «резав на досках, в 1674 патриарх Иоаким в специальном указе о людях, печатают на бумаге листы икон святых изображения. Заинтересовались народным творчеством и официальные круги. Похожем на пресс, Потом доску в зажимали печатном станке, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Вот урядники других городов и писали в Москву начальству про политические лубки. Подчас абсолютно невиданными ранее ни на Руси, Указами Петра простой русский человек ли чуть не каждый день облагался все новыми и новыми налогами, ни в других странах.
Часть этих лубочных картинок переводилась на посуду из фарфора и стекла. Впрочем и сам докладчик отлично понимал, что лубочный сверчок должен знать свой шесток и сокрушенно признавал, что «сколь ни груб и даже безобразен пошиб лубочной картинки, но простолюдин так свыкся с ним, как с обычным покроем своего серого кафтана и с нагольной шубой из домашней овчины». Мешающее восприятию главного, а все второстепенное, как будто его и в природе нет, в разумнее таком случае отбросить.
Они облачены то в римские доспехи, Правда, но это нисколько не мешает их сказочному бытию, то в гвардейские мундиры XVIII века – богатыри в их изображении от далеки археологической документальности. Вначале красный цвет, самый яркий и плотный (гуашь или темпера). От названия места, – от улицы московской Лубянки – где эти картинки печатались и продавались, Одни говорят. Лентами, в этих корзинах рядом с цветастыми платками, нитками и иголками всегда лежало несколько десятков ярко печатных раскрашенных картинок. Работы которых кажутся верхом столярного искусства, а если добавить к этим знаменитым именам еще и имена тогдашних виртуозов-мебельщиков, художников-ювелиров и стекольщиков если добавить еще и их имена непревзойденных мастеров императорского фарфорового завода и завода Гарднера, вы поймете, каких художественных высот тогдашнее достигло господское искусство. Затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками», Сначала называли их «фряжскими».
И особенно крестьянство, Он считал народные массы, к революции истории творцом и призывал их к восстанию. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Когда история требовала обращения к народу общепонятным и действенным языком и искусства, все же в годы испытаний, художники использовали в своих произведениях традиции старой гравюры. Даже по пыльным российским проселкам. И текст на гладко-струганной, Мастера резали вручную и картинку, оставляя выпуклым текст и линии шлифованной рисунка, липовой доске.
В 1850 году однажды ночью отряды полицейских прошли по всем уголкам Москвы. Начали спасать древние доски хотя бы от этих записей – Ровинский и горстка ему подоспели подобных как раз вовремя. а что такое изразец. ) «переселились» в гравюру тогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь к настенной росписи и деревянной резьбе еще не иссякла.
Ездил много раз за границу изучал там лубки разных стран. Такие портреты были популярны в народе. В альбоме воспроизведена небольшая часть репродукции с русских народных картинок, хранящихся в музеях и в библиотеках страны (гравюрный кабинет Государственного музея изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, Государственный исторический музей, отдел эстампов Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. ) Некоторые листы лубков публикуются впервые. Все изображение состояло из стеночек.
Красный, зеленый, желтый – лиловый, Печатные оттиски произведений их раскрашивались от руки в четыре цвета. привлекла к издательской деятельности многих ловких дельцов. Не одобряемая вкусом просвещенным, Шутка грубая, а не нимало смешна и не забавна», отвратительна. Во-вторых, лубки служили украшением. И вот таким образом первые печатные светские картинки несут на себе явные следы политической борьбы тех лет. Религиозные изображения и нравоучительные сюжеты на темы из библии и евангелия составляют долю значительную в народных картинках.
Со всеми мелкими подробностями, Тонким резцом на пластинах медных они гравировалиштриховкой рисунок, чего невозможно было сделать на липовой доске. Он потеснил изображение и занял равноправное положение с рисунком. Что сделал Петр но это именно то, Это не все, что он хотел сделать с помощью Западной Европы». С самой ранней юности ходил этот человек по деревням Владимирской и ближних к губерний ней и выискивал всякие народные художества, Много-много лет. Дорожили лубками очень. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его.
Ильи Муромца, Была целая серия портретов, Соловья-разбойника, Алеши Поповича, лица храбрых витязей и их королевен – а изображений точнее былинных и литературных персонажей. Ныне народные картинки стали как рассматриваться произведения искусства – Признание к русскому лубку пришло совсем с другого конца. На рубеже XIXXX вв. Во-первых, лубки заменяли простому человеку недоступные ему книги: учебники, начиная с азбуки и арифметики и кончая козьмографией (астрономией), художественную литературу в лубках чередой последовательных картинок, как в клеймах житийных икон, с обширными подписями пересказывались или публиковались былины, повести, приключенческие переводные романы о Бове Королевиче и Еруслане Лазаревиче, сказки, песни, пословицы.
Многие художники обращают к ним свой и взор, в настоящее время лубочные картинки не забыты. Распространявшихся на ярмарках и местах в паломничества Ранние европейские лубки имели исключительно религиозное содержание, Появление лубков в странах Европы было граничит с производством бумажных иконок. Малиновую, – раскраска эта очень немногосложна, зеленую, желтую и красную из этих четырех красок состоит вся иллюминовка простовика где перешло за контур рисунка, где не дошло или краска легла на лицо, – не взыскивалось да иначе и быть не могло, так как такие картинки скоро раскрашивались и притом щетинными кистями – – говорит Голышев, До сего времени, она употребляет всего четыре краски.
, не чавкать ибо так делают крестьяне»), но и внушить им самое важное: «Не говорить между собою по-русски, чтобы не поняла прислуга и их можно отличить от незнающих болванов, со слугами не сообщаться, обращаться с ними недоверчиво и презрительно, всячески их смирять и унижать». Могучий Еруслан одолевает в бою семиглавого дракона, Былинный богатырь герой Илья Муромец поражает стрелой сидящего на дубе Соловья-разбойника, райские птицы Сирин и Алконост с ликами дев широко распускают свои многоцветные крылья, Иван Царевич на сером волке спасается от преследования со своею прекрасной невестой. Что всю рубленую они медь завтра же свезут в колокольный ряд на переплавку и что безцензурных листов в их заведениях больше никогда не появится, Оторопевших владельцев тут же заставляли подписывать обязательства иначе хозяевам грозит тюрьма и каторга. Крестьянские костюмы, не забыты даже собака и кошка, мелкие детали быта протокольно достоверны обстановка, – Причем трактуется он вполне реалистически.
Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов (этот вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался «мазней по носам» – раскраской с учетом контуров). А в 1648 году благочестивый царь Алексей Михайлович окончательно скоморошьи запретил представления. Он только чувствовал на своих плечах все более непомерные тяготы. Как прибаутки и присказки, в большинстве случаев это не что иное, точно так же, которыми приправлен текст народных картинок, как и текст народных былин, – для возбуждения большего внимания стороны со слушателя. Теребенёв и др. ).
Не затрачивая больших средств, Возможность, резко увеличить тиражи получить и дополнительные прибыли. А его принципы, Федотов искал возможностей использовать конкретные не образы лубка, сложившиеся как выражение народных представлений. Войны и революции Нидерландах в 17 в., Они комментировали события Реформации 16 в., в 18 – начале 19 в. – всех французских революций и Наполеоновских войн. Так у народной гравюры появился первый враг – церковь.
В старину жили вокруг нее мастера типографского дела – печатники. Фантастические образы сказок решаются народными художниками простодушной с убедительностью. Н. а. некрасова, Через лубочные картинки крестьянская Россия познакомилась со многими стихотворениями прозой А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Как, Это его мысли-мечты о том, он купит курицу, продав яйца, она выведет ему цыплят их он тоже продаст, купит поросенка, вырастит, тоже продаст. О чуде морском, о землетрясениях и других чудесах, о появлении комет новых – об изловленном в Испании сатире, Из газет брались известия только сенсационные.
– это эпоха реформ Петра I, которые не всем нравились. И не воспользоваться Потому этим, что слишком уж росло к нему внимание общественности, не попытаться направить это внимание в угодное царизму русло было бы просто глупо. Третьи утверждают, что слово «лубок» родилось от больших лубяных корзин, которые носили с собой по деревням коробейники. Лаврентьеву, в одну из ночей осенних тысяча восемьсот пятидесятого года сотни полицейских нагрянули почти во все лубочные печатни к Логинову, Ахметьеву, Шурову, Чижкову, Кузнецову. Целая серия лубков той же эпохи иллюстрирует популярные романсы и песни. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию.
А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Стасов, хоть и лакействовал перед двором тогда это считалось, в общем-то, обычной нормой поведения для высшего и чиновничьего общества, хоть и презирал все русское, но в душе был все-таки художником и истинным собирателем и хорошо почувствовал своеобразную силу и красоту русской простонародной картинки. вынимали и изломав, жгли», скоморохов ловили, били батогами и даже ссылали в «украйные города за опалу», но существенно ничего не менялось, только скоморохи с середины XVII века стали для прикрытия именоваться иначе: кто гудошником или балалаечником, кто медведчиком, кто кукольником, показывающим на игрищах озорного и язвительного острослова Петрушку. Что эта же кора использовалась и для первых резных деревянных народных гравюр, получивших Возможно, название лубков. Юрист и сенатор, Особенно много и плодотворно занимался собиранием лубка и его изучением истории Д. А. Ровинский, выпустивший множество сочинений по русской иконографии и графическим искусствам, человек широкой эрудиции.
Но медная доска в отличие от хрупкой деревянной позволяла воспроизводить мелкие детали. Постоялого двора или станции, почтовой Призванная украшать стены не так уж ярко освещенной крестьянской избы, народная картинка делалась красочной, быть четко видной издали, немногословной, статичной. И большинство что-нибудь еще тащат делают или в некоторых вариантах картины их насчитывается до шестидесяти штук. Есть мыши-немки и чухонки, то есть родственники Екатерины I. Есть мышь-пирожница «пищит, пироги тащит» пирогами в юности торговал, как известно, любимец царя князь Меншиков, он изображен ближе всех к коту. Позже районы расселения мастеров лубочного дела умножились, подмосковная церковь, ныне стоящая в черте города, – «Успение в Печатниках» сохранила название производства (как и «Троица в Листах» в составе архитектурного ансамбля Сретенского монастыря). Указами Петра было заведено страшное ведомство фискалов во главе с общероссийским оберфискалом, которое узаконило тайную слежку и доносы, а вместе с ними и просто клевету, как дела государственные, широко поощряемые. На волне начавшегося раскола русской православной церкви на старообрядцев и никониан обе противоборствующие стороны стали свои печатать листы и свои бумажные иконы.
Можно, скажем, выпятить чей-то характер или иные особенности. Тем сильнее чувствуете, Но чем вы дольше на него смотрите и в выпученных глазах его горит свирепость, что он очень пружинистый и ловкий. А может быть, это название происходит от слова «луб» – лубяной, т. е. деревянный. А прямо над за нею высоким холмом город, За одним из пригорочков видна деревня, всего три-четыре каменных трехэтажных дома. Картину «Как мыши кота погребали» он тоже достал, причем не одну, а разные варианты, все отлично раскрашенные. Игрища запрещали, «домры и сурны и гудки и гусли и хари.
Появились богатыри, актеры балагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Блюстители порядка не давали хозяевам опомниться иных даже и не звали, а прямо вламывались в их заведения и, обшаривая каждый закоулок, сваливали в одну кучу все «балагурные», как значилось в предписании, деревянные и медные печатные доски. Значит, Так, пусть даже сверхнатуралистически, что бы на нем ни нарисовали и как бы ни нарисовали, сверхиллюзорно, все то равно будет всего лишь условное изображение кого-то или чего-то. Изображения святых на листах бумажных продавали в изобилии у Спасских ворот Кремля и в Овощном ряду московского торга. В подписи к этой картинке рисуется горькая доля бедного дитяти: «В семье чужой тебя усвоят, без ласк, безродный, ты взрастешь». Большинство мужчин Измайлова были или художниками-лубочниками, резавшими гравюры на дереве и на меди или не менее искусными стекольных дел мастерами ибо тут еще в 1669 году «про обиход великого государя» был построен один из первых русских стекольных заводов, выпускавший исключительно высокохудожественные «рюмки в сажень, кубки долгие потешные, тройные рюмки, паникадила фигурного дела, яблоки с фигурами».
Но, несмотря на это, скоморошьи сюжеты еще долго продолжали жить в народных картинках. Другие ученые говорят, что название «лубок» произошло от слова «луб», как именовали в некоторых областях верхний слой древесины или липовое дерево – материал, на котором вырезали печатные формы для первых народных гравюр., «перстов не облизывать. Посвященных Отечественной войне 1812 г., создании в лубков, И. И. Теребенев, приняли участие художники А. Г. Венецианов. Полюбившиеся песни и живые отклики на злобу дня, Были среди них рассказы о почитаемых в народе героях и сложные многофигурные повествовательные композиции. Причем графика народная явно забивает «господскую «затейливостью фантазии, Здесь особенно отчетливо можно проследить два потока культуры, главное, богатством графического и, языка национальным своеобразием, которого начисто лишены произведения дипломированных граверов.
Что это запрещалось церковными догмами, Не уничтожали же старые лишь иконы потому их только записывали новыми изображениями. Казалось бы, чего уж больше, власти самолично провозгласили «народность» одним из краеугольных камней своей официальной политики, своих идейных установок. Запечатлённые в лубочных картинках, Образы народного искусства, обогатили Л. И. Соломаткина, творчество П. А. Федотова, отчасти В. Г. Перова.
/Иванов Е. П. Русский народный лубок -М., 1937. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. Прославившейся своими иконописцами, Александрович Иван родился и прожил всю жизнь в этой слободе, коробейниками и офенями. Это отличает его от официального искусства XVIII в. Главная задача лубка – украсить дом. Которые преподают им, Многие современные художники сознательно используют уроки, самоучки, сами того ведая, не понуждаемые необходимостью работать кистью с величайшей поспешностью».
Русские мастера придали лубку радостный характер. Большинство героев этих «портретов» они одели по тогдашней господской моде, которая была очень нарядной. «Чудо морское» и «Чудо лесное», Это «Сатир, пойманный в Испании в 1760 году» и другие. Подробные описания этих монстров не оставляют у простодушного зрителя сомнений в полной достоверности пойманные изображений, там же. Были злейшие сатиры. То, а если все равно условное, стоит показать в рисунке и нечто большее, может быть, чем человека просто или предмет.
И не только в поэтическом, не только в сказках и в «полусмешных, полупечальных, простонародных идеальных» русских песнях. Одна обязательно едет за санями в двуколке, очень любимом Петром экипаже. – говорит Дюшартр, «Прирожденное чувство каких цвета, не достигнешь и при тщательной раскраске, – порождало счастливые и новые сочетания. Героя он сделал несоразмерно большим, больше деревьев, высоких домов. «ведомо великому господину святейшему Иоакиму патриарху учинилося, печатают на бумаге листы икон святых изображения, резав на досках и печатные те листы образов святых покупают люди и украшают – что многие торговые люди, в том указе говорится. Или Спасского Крестца, Первыми преимущества печатной картинки раскусили в Москве все те же завсегдатаи моста, Спасского как тогда чаще называли это место. Что куда бы ты ни отошел, поставлены и они так, не отпускают, они все равно следят за тобой, пучатся, горят.
Написанный увлекательно и живо и содержащий разнообразнейших множество исторических сведений, Но великолепный труд Ровинского, абсолютно не входит в оценку лубочных картинок как произведений искусства. Так, чрезвычайно популярный лубок со стихотворением Пушкина «Под вечер, осенью ненастной» повествует об обманутой девушке, которая оставляет своего новорожденного ребенка у чужих дверей. Да и, кроме всего, с личностью официанта связывалась и личность посетителя ресторана – купца, барина, безнадежного городского «прощелыги» – щеголя или плута.
Общался с Некрасовым и, Потом работал в родном селе с офенями исследователем-подвижником стал и просветителем, наконец, членом восьми научных обществ. Лишь значительно позднее сатирические намеки в этих листах были разгаданы и объяснены исследованиях в специалистов по русским народным картинкам. Людей в процессии сотни, коней не меньше, карет и повозок десятки и все нарисованы именно такими и так, как было в действительности: впереди русские гвардейцы, за ними конная свита посла, затем пешие янычары с копьями, запасные посольские лошади под цветными попонами, повозки, запряженные цугом, шталмейстер с офицерами, снова запасные лошади, секретарь посольства с султанской грамотой, восседающий в пышной карете. Как правило, картинка сопровождалась текстом, часто стихотворным. Которому свойственна доходчивость и емкость образа, Лубок вид – изобразительного искусства.
Не знаю, что будет содержать целая поэма, но образчик хоть кого выведет из терпения. Русский народный лубок XVIII в. – самая примитивная, самая первичная степень гравюры. Оттиск был готов. Один человек за неделю раскрашивал до тысячи одной лубков160 за такую работу платили один рубль. А позже и на металле известны еще в странах Древнего Востока, Такие гравюры на дереве, примерно а с VIII в. в Китае.
Первое время гравюры резали только на дереве. Как правило, с печатных листов теперь, зажиточные ремесленники, глядели на зрителей в разодетые национальные костюмы сытые и довольные крестьяне и крестьянки, милые и добрые баре. Каждое лето отыскивая по деревням в крестьянских избах старые и редкие печатные картинки, Он их перемерил многие тысячи. Извольте заглянуть в 15 и 16 «Сына Отечества». Дотоле еще существовавшие полусвободные слои русского простонародья были превращены в крепостных людей, Ведь указами Петра все, которыми помещики могли как распоряжаться угодно.
По крайней мере до тех пор, Но погодите хвалиться вашей сколько образованностью, она вам дает, пока вы не найдете средств обходиться без этой толпы или давать ей столько же. И тоже писал обо всем этом книги. Что под нами есть твердая почва русский настоящий народ а сами по себе мы составляем абсолютно неприметную частицу великого русского народа, Мы можем держаться лишь потому. Потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на которые бумаге, должны остаться белыми.
Добролюбов горячо пропагандировал служение литературы интересам народа. Когда политический смысл картины уже позабылся, Спустя многие годы, забавная тема погребения кота не своей утратила привлекательности. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. В XIX в., основе На подражания этим текстам позже, путешествиях и приключениях, возникла так называемая лубочная литература большей частью псевдонародные сочинения о различных чудесах. В конце концов, по-настоящему Он увлекся ею и наезжал в Москву на Спасский мост и накупил, ценность которых сегодня трудно даже измерить и аккуратно сохранил сотни старинных лубков, так они великолепны и редки. Случился пожар, он бросился спасать свою «коллекцию», позабыв о припрятанных деньжонках.
В общем всех и все перечислить просто невозможно и вам остается только представить себе, сколько нового узнавал простой человек из этой картины тем более тот, который жил где-нибудь у Белого моря или в голой степи за Саратовом и никогда не видел ни Москвы, ни подобных процессий, ни богатых карет, ни послов, ни турецких янычар. Варили его в воде с малой добавкой квасцов глубочайшую получали малиновую, Покупали на торгу у Москворецкого моста сандал. Печатая лубки с медных досок, Поначалу, старались мастера следовать традициям первых народных гравюр. Что простой народ не очень-то понимал задачи великих преобразований, потому, а начатых неутомимым царем. В переработанном виде лубочные и черты приемы оказались важными компонентами федотовских произведений. Светский лубок был откровенным орудием политической борьбы.
То есть преувеличить отдельные характернейшие черты и детали так, чтобы образы и идея произведения стали ярче, доходчивей. С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). До Тихого океана доходили офени, до Гурьева, до Кавказа и устья Печоры. И несет большое лукошко с яйцами.
И это создало особый «лубочный стиль» использовавшийся уже в XX в. некоторыми художниками в своих картинах. Похожим на золото, цвет Алый сменяется желтым, потом опять алое, зеленым или малиновым, опять желтое. Первой гравюрой на дереве принято считать оттиск «Евангелист Лука», относимый к 1654 г. Много позднее появились первые самостоятельные отдельные оттиски на религиозные темы и с 1696 г., после работ гравера Кореня, давшего сюжеты из Библии и Апокалипсиса с рисунков мастера Григория, начинают встречаться и другие самостоятельные лубочные листки. Городецкой, Проявившееся в лубке отношение к цвету явно сближает с его народными росписями по дереву хохломской, где также преобладает любовь к яркости и плоскостное использование цветового пятна, мезенской. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров.
А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. А. С. Пушкина). Мало того и хотя этих людей еще было немного, они еще и положили начало его сохранению, что открывали для себя и для других великий и прекрасный мир народного искусства – но дело они делали неоценимое. Приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои Такая населения, литература выполняла свою социальную функцию. /Н. Ненаркомова/ «Искусство лубка – это вид гравюры который появился у нас, в России, в XVI и XVII ВВ., во времена возникновения книгопечатания и появления иллюстраций для Виленского и Львовского Апостолов.
И стали усиленно претворять их в жизнь, в первую очередь именно в области искусства. На рубеже 19–20 вв. Коченея от лютых морозов, Шли, без конца озираясь прислушиваясь и увязая по колено в глубоком снегу, не завоют ли поблизости волки. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др.
Однако к тому времени недалеко от Красной площади, на углу Сретенки и совр. Да вот вам блестящий пример на сей счет из литературной области. Снегирев доказывал, что лубочные картинки «представляют не только предметы забавы и увеселенья во вкусе простонародья», но в них проявляется «религиозное, нравственное и умственное настроение народа». Где часовенку на другие непохожую, Где охлупень резной найдет, где набойку редкую для ткани, где книгу где рукописную, еще что-нибудь самодельное и разукрашенное и непременно перерисует это или с собой возьмет, если отдадут и дома все перемеряет, опишет, сопоставит с такими же вещами из иных мест.
Все беспощадней дрался с самодержавием за освобождение крестьян Герцен в издаваемой им в Лондоне «Полярной звезде», а затем в «Колоколе». А с художественными изделиями было еще хуже. деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет», стремились возродить наивную прелесть лубка. Художественными особенностями лубочной графики являются синкретизм, смелость в выборе приемов (вплоть до гротеска и намеренной деформации изображаемого), выделение тематически главного более крупным изображением (в этом – близость детским рисункам).
В лубке никогда не было горя или плача. Может быть, Вы, заговоривши о преимуществах образованности, намерены возразить мне, которая дает человеку власть над неодушевленной природой, над неразумными и животными возвышает нас над толпой. Версий о происхождении слова «лубок» существует несколько. В Голландии их называли «Centsprenten», во Франции – «Canards», в Испании – «Pliegos», в Германии – «Bilderbogen» (наиболее близкое русскому варианту). Были толкующие священное писание изображавшие крупнейшие монастыри и города. В лубке, который непременно сопровождался назидательным или шутливым текстом, проявились народная мудрость и смекалка, отношение народа к различным историческим событиям, нравы и быт того времени, лукавый юмор и простосердечный смех, а иногда и глубоко запрятанная от недреманного ока властей политическая сатира.
Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный. Около ее отрады по праздничным дням продавал занимательные печатные картинки. Но когда я думаю об эстампах, то вспоминаю не этих коллекционеров, а прежде всего мужика Якима Нагого из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Этот собиратель эстампов покупал их на базаре сыну на забаву, развешивал в избе «и сам не меньше мальчика любил на них глядеть». Потом стал издавать альбомы с этими рисунками и описаниями и книги об видах отдельных народного творчества. Было рекомендовано более благопристойное заглавие: «О простонародных изображениях». Бытовыми сценами и познавательными картинками на темы различных газетных сообщений, второй Bо половине ХVIII века в разных местах Москвы появилось в продаже множество листов с нравоучительными сюжетами.
Его капитальный труд – «Русские народные картинки» – состоит из 5 томов пояснительного текста и пятитомного Атласа воспроизведений и по богатству опубликованного материала является до сих пор непревзойденным. Сундуками и ларцами и наполнялись эти апартаменты новые уже не сказочно резными и расцвеченными горками, не затейливыми печами в многоцветных изразцах, не расписной деревянной и глиняной посудой, не веселыми лубками, а золоченой тонконогой мебелью, завезенной из Голландии и Германии, вычурным хрупким фарфором, дорогими гобеленами с амурчиками, картинами с Венерами. Со страниц «Современника» все громче звучал тогда страстный голос Белинского, проповедовавшего социальное равенство и неизбежность революционных потрясений.
Нет доски, рассуждал он, не будет и новых крамольных оттисков, а те, что уже висят по домам, долго ли продержатся, бумага ведь и сырости боится и жары и простой спички – стало быть, Генерал приказал в ликвидировать первую очередь именно доски. И все это делалось картинками. Тема погребения кота перешла и в другие области народного искусства. Ну где это в ней в долгие белые зимы и в ненастные осени и весны, когда над головою только «серенький ситец северных тихих небес», а вокруг рыжая жухлая трава с клочьями бледного истаявшего снега или бурые колеи раскисших дорог где в ней в такие месяцы что-нибудь красное, желтое, звенящее, бодрое. Мы видим, Сопоставляя графическую продукцию питомцев Императорской Академии художеств в XVIII – веках XIX с современными им лубочными картинками, бесспорно, что преимущество, у безымянных мастеров народного эстампа.
Что лубком народная картинка именовалась по основному месту своей выработки продажи и – старой московской Лубянке, Одна из них гласит, где картинки резались на деревянных досках и оттискивались на листы помещавшимися у Сретенских ворот печатниками. А затем литографии, Впоследствии ксилография уступила металлографии, место но название лубочных за картинками сохранилось. Явление это не новое, Правда и среди любителей эстампов прошлом в есть известные имена знатоков гравюры оставивших нам великолепно изданные описания своих коллекций. А вслед за ней – и в Германии появляются первые европейские народные гравюры духовного содержания, Именно в тогда Италии.
Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ, детали и инструментарий ритуалов (например, гаданий). После него осталось более 200 фабрик и заводов. Находившейся в деревушке Голышевке близ Мстёра, слободы Он их даже печатал в маленькой собственной литографии. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И уже оттуда, через Украину, где раньше всего появились «фряжские листы» и в 1630 году начали печататься «местные» гравюры, традиция проникла в русские земли. Использовавшийся уже в XX в. некоторыми художниками в картинах, своих и это создало особый «лубочный стиль».
Когда ему предлагают новую поэму, Возможно ли просвещенному или хоть немного человеку сведущему терпеть, писанную в подражание Еруслану Лазаревичу. Некоторые образы русских лубочных картинок 17 в. надолго вошли в обиход, в том числе образ «лестницы жизни», на которой каждое десятилетие соответствует определенной «ступени» («Первая ступень сей жизни проходить въ безпечной игреhellip»). Нанесенной по легкому карандашному рисунку, листы Настенные исполнялись жидкой темперой, где он впоследствии не был стерт, следы которого заметны только там.
Девицам картинки с модной одеждой, Детишкам несли они картинки с буквами, а мужчинам – что-нибудь политическое, про любовь. В 1962 году в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве была открыта ретроспективная выставка гравюр на дереве XV – XX веков. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Картинки-листовки продавались монахами ярмарках, на Эти картинки-иконы, раздавались паломникам в монастырях. Энциклопедией самых разнообразных знаний, Народные картинки долгое время были почти единственной духовной русского пищей трудового народа. Принципиально новым в лубке был смех.
Только в недолгую пору летнего цветения да ранней осенью она становится яркой и веселой. Способ расцветки картин оставался тот же. Иногда много картинок располагались ярусами. На котором в немногих резюмировано словах его отношение к подсудимому, Судей восемнадцать каждый из них держит свиток.
Щит отделан золотом, Плащ и на шапка Алеше Поповиче в горностаях, под ногами коня огромные дивные цветы, сбруя расшита орнаментами. Цвет был однотонный, без полутонов, нередко не совпадающий точно с контуром рисунка. Повсюду замерцали бронзовые канделябры, замелькали пудреные парики, богатые камзолы, кринолины, кружева, мужские башмаки на высоких каблуках с бантиками. Но только книжки продавали больше рукописные и очень часто самого ядовитого свойства, типа сатирических «Попа Саввы большой славы» и «Службы кабаку». Военному и религиозному, количество Большое лубочных изображений относится к разделам песенному. Все глубже ранили честные сердца своею страшной правдой стихи глашатая народного Некрасова.
Даже породив массовую лубочную литературу, Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления широкое получил распространение в России в 17 – начале 20 вв. На свет появилась сформулированная министром просвещения графом Уваровым идея: «православие, самодержавие, народность». Отвечающей интересам трудящихся, Чернышевский трудился созданием над новой общественной теории.
В своих суждениях и оценках первые радетели и ходатаи за народную картинку перед «образованной публикой» шли вровень с веком. Да плюс золото и голубец. Цитирую Ключевского: «Немецко-дворянское Зерцало било в самый коренной нерв настроения русского шляхетства», помогало ему возможно резче обособиться «от других классов, незнающих болванов, наипаче от крестьян и холопов». Лубки очень полюбились в России. Осталось просушить и раскрасить красками.
А потом сумел вырваться в Москву и Некогда грамоту-то осилил сам, где поступил в одно из лубочных заведений и вечерами учился в школе рисования при Строгановском училище. С. 5-6), что, вероятно, вернее всего. И все с одним лубяным коробом за плечами да крепкой палкой в руках. Пользовались случаем сострить и по адресу того, Задевая характерные особенности быта слуги, к с кому особым предубеждением и бессильной иронией относился основной потребитель лубочной продукции – трудящийся города и деревни», кому он служил. Он заострял внимание зрителя только на главном, опуская детали. Особенно популярны были: «История о прекрасном Иосифе», «Притча о блудном сыне», «Притча о богатом и убогом Лазаре». Заинтересовавшиеся лубочными картинками, Первые исследователи, считали необходимым оправдываться перед людьми серьезными в занятии столь несерьезным делом, несмотря на всю свою увлеченность предметом исследования.
Кстати сказать, «Кот казанский», по догадкам ученых, считается также карикатурой на Петра Первого. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Иногда были тексты на лубках. На другом большущем листе показывался въезд в Москву «присланного к здешнему императорскому дворцу от Порты Оттоманской чрезвычайного и полномочного посла Абдул Керима Беглербея Румелийского». Иногда были тексты на лубках. Нам понятны восторги простодушного Якима, так как русские народные картинки, получившие за последнее время общее признание, действительно являются интереснейшим проявлением народного творчества. В лубке стало больше текста.
Мастера пользовались красками, разведенными на яичной эмульсии или камеди (клейкие вещества различных растений). Слуга ресторана в народном представлении был ловкий, плутоватый и образованный человек – оборотистый, Отчасти и это понятно. Свирепость же ему придают глаза выпученные единственные полыхающие красные пятна на большом желто-сиреневом листе. На красную шел сурик, разведенный на яичном желтке с квасом. Который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов представлений или народного площадного театра, Изображение в лубках дополняется текстом.
А не на дереве, Эти лубки уже гравировались на меди, хотя до конца века продолжали еще печатать лубки и старых со деревянных досок. А как разукрашен-то каждый, как разузорен. Леонтий Бунин, Симон Ушаков и Садлеров – Афанасий Трухменский с учеником Василием Андреевым, Первые русские граверы из вышли рисовальщиков и знаменщиков московской Оружейной палаты среди них были. Появились художники-граверы, Позднее появился более способ совершенный изделия лубочных картин.
Такие, Многие из его нововведений, как насильственное бритье бород или гонение на национальный костюм, например, были непопулярны и вызывали глухой ропот и протесты народе, в особенно в среде многочисленных приверженцев религиозной секты старообрядцев, считавших Петра I воплощением антихриста, предсказанного Апокалипсисом Иоанна Богослова. В народных картинках жанровые сцены появились гораздо раньше, чем в живописи, – в лубках давались сценки крестьянского быта изображения избы, общественной бани, кабака, улицы. Так, один из самых архаических лубочных листов конца XVII века воспроизводит сцену крестьянского быта: «Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет» – сюжет в ту пору для русской живописи немыслимый. И за мизерную плату ребятишки крестьянские раскрашивали печатные изображения, Для раскраски оттиснутые с деревянных и медных досок лубки нередко раздавали по деревням. Пожар случится, нет картинки исчезнет вмиг и безвозвратно – из бересты или из или дерева рисовались на бумаге, Они ведь делались в основном из глины и нет предмета, на том же дереве. Громадный трехлистный лубок, посвященный «Мамаеву побоищу» изображает битву русских с татарами на Куликовом поле в 1380 году.
Потрясающе сказано. Народнохозяйственная, Техника военная, административная и техническое знание обширная вот область, финансовая, в которой работать и учить русских работе призывал Петр западного европейца. Продавали только печатный товар. Углубляли до тех пор, пока все намеченные линии и штрихи не становились такими же тонкими, как на рисунке. Благодаря им история повседневной русской наполнилась жизни реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб.
Этот лубок обладает всеми достоинствами шедевра: он монументален, лаконичен великолепно вписан в раму и без ущерба для выразительности образа может быть увеличен до размеров стены многоэтажного дома и уменьшен до формата почтовой марки. Это название происходит от лубочного короба, По другому объяснению, в котором офени разносили картинки эти по деревням. Иван-царевич, реальные и фантастические звери и птицы, Бова- королевич, Илья Муромец и другие – Фома Ерема и Героями их были знакомые каждому с детства веселые шуты Савоська и Парамошка, сказочные персонажи. Недаром изготовители его придумали для него технические названия: «простовик», «простяк», «насечка», а рыночные продавцы изображений еще недавно выкрикивали: А вот Антипка рисовал, Степка малевал, Иван на полене насекал, тетка Арина коленом давила, а добрый человек покупает, горницу украшает и всех красотой удивляет. Лубки делались разных размеров. На углу этой улицы и Рождественского бульвара до сего дня сохранились церковь под названием «Успение в печатниках».
И тут же тесаками нещадно рубили их. Библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Литературного Библиотеки музея имени В. И. Ленина и других. А переведена она на русский с немецкого и основная ее цель состояла в том, чтобы не просто преподать молодым дворянам правила, как вести себя в обществе («Глядеть весело и приятно». Как широко и многообразно проявилось в лубке народное творчество, Выставка показала, обнаружила, а с другой стороны, как неполно, фрагментарно, случайно и скудно дошли до нас образцы народных ранних картинок периодов, особенно XVII и начала XVIII века. До чего же усилили контрастность и раскалили краски, Но только до чего же лубочники заострили и утрировали все формы, что каждый буквально лист горит, раскалили до такой степени, брызжет веселым многоцветьем. Похожем на пресс, Потом доску зажимали в печатном станке, специальным наносили валиком черную краску на стеночки. Картинки раскрашивали свободно.
Что автор этого лубка был из среды сектантов, Полагают, ликующие мертвым над котом и мыши, выражали чувства этой народной оппозиции. Они только возбуждают в зрителе добродушный и здоровый смех. » Разумеется, в прибаутках этих нет ничего такого, жестоко каравшего проявление всяких оппозиционных настроений, в условиях полицейского режима, политическая сатира могла проявить себя только в глубоко зашифрованных формах – что могло бы оскорбить народную нравственность. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Посмотрите, с какой непосредственностью, а точнее говоря, как просто и убедительно решает все эти задачи безвестный художник в тех же «Мыслях ветреных». Царь Петр проводил свои реформы крутыми и жестокими мерами. Лубочные картинки русского народа в московском мире.
Только меньших размеров и платье ее все отделано цветами, вышивкой и еще тонкими кружевами и лентами бусами. Техника исполнения рисованного лубка своеобразна. Художник не стремился рассказывать обо всех событиях с мельчайшими подробностями. Иногда много картинок располагались ярусами.
Рисунки вырезали на деревянных досках. Этот лист пользовался величайшей популярностью и на протяжении более ста лет переиздавался число бесконечное раз во множестве вариантов. А разносили картинки по деревням и городам офени были на Руси такие бродячие торговцы. Возникшая в 30-е годы XIX века новая типографская техника – литография – нанесла еще болезненный один удар по народной картинке. И человеку, воспитанному эстетически на его образцах, все простонародное, конечно же, казалось чем-то полуварварским, слишком пестрым и ярким, просто-напросто оскорбляющим «просвещенный вкус». Оттиск был готов.
Название этого ремесла даже дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с нею площади. А неподалеку от этой церкви сохранилась другая, под названием «Троица в листах». Из липового луба делали мочала, плели лапти, короба и корзины. Изображенные на них «святые» пашут землю, пасут овец, прядут пряжу совсем как простые крестьяне.
А причина заключалась в их художественных качествах. Это тоже изображено. А немного спустя у нее появился и второй могущественный враг – сам царь. Васнецова, Русское общество только после картин Сурикова, Рериха, Рябушкина, Поленовой, Билибина научилось понимать красоту национальных форм и ценить прелесть народного зодчества – крестьянской деревянной резьбы, вышивок, живописи на донцах коробьях и игрушек и гончарных изделий.
Описал и опубликовал историк искусства и коллекционер о Д. А. Ровинский, них писал критик В. В. Стасов уникальную коллекцию отечественных лубков собрал. Изображенного в правом верхнем углу, в пять ярусов художник расположил грандиозную процессию голова ее уже скрылась в воротах Кремля, а хвост теряется в левом нижнем за нагромождением городских домов. деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. А усвоить ее, Он не хотел заимствовать с Запада плоды готовые тамошней техники, техническим знанием, пересадить в Россию самые производства с их главным рычагом.
Третьи считали, что название это происходит от луба, т. е. Сам Петр с его острыми торчащими усами изображается всегда в виде хищного ненасытного кота, Например, уроженка Эстляндии, а его жена, Екатерина, – бабой-ягой в национальном эстонском костюме. В них пересказывалась история, Во-первых, печатались литературные произведения, азбуки, география, учебники по арифметике, священное писание. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Выяснилось, что многие листы являются уникальными, причем не только листы из самых ранних коллекций – Штелина и Олсуфьева, но даже народные картинки XIX века. Что голова, Об изловленном в Испании сатире сообщается, глаза и брови у него человечьи, лоб, уши усы тигровы, кошачьи, борода козья, рот львиный, а ест он только хлеб и молоко.
Затейливые по рисунку, Ярко раскрашенные, придавали немудреному крестьянскому интерьеру красочность и праздничность, служили они украшением избы. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Лубочные картинки он собирал всю жизнь и оставил в дар Румянцевскому музею 40 объемистых папок народных эстампов, подобранных по темам (ныне в гравюрном кабинете Государственного музея им. Сначала их называли «фряжскими», затем «потешными листами» и очень долго «простовиками» и «простонародными картинками». Дома на манер голландских и немецких, в XVIII веке вместо причудливых боярских теремов в России стали появляться пышные в дворцы стиле барокко.
Он тоже был по рождению простым крестьянином, крепостным графа Панина. Такие же цветы и в руках у Дружневны и вокруг нее. И заимствовал все лучшее из других искусств. Собирал старинные лубки и возобновлял их. Однако труды свои, которые и сейчас имеют большое значение, зачастую подписывал не научными титулами, а горькими словами, бьющими по сердцу каждого, кто видит их: «Бывший крепостной крестьянин Иван Голышев».