Путь поэта в лирикеГумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Эпитет «серебряный» подразумеваетиндивидуальность и особое сияние, одухотворенность целого созвездиянеповторимых художников слова этоговремени. Со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа, в первую это очередь Отечественная война 1812 года. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Поэты сочиняли манифесты, зачитывали их со сцены, затем публиковали.
Отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы – смелые эксперименты в сфере литературы и Основные искусства, положения этого манифеста. Не называющий прямо предмет, Символисты разработали новый поэтический язык, музыкальности, а намекающий его на содержание посредством иносказания, цветовой гаммы, свободного стиха. С этого момента и начинается существование нового направления.
Совершенствованию технических приёмов Большое сложения, внимание уделялось формальному экспериментированию. Акмеизм не отрицал«внелитературных» устремлений символистов («Прекрасную Даму теологию», религию, высший смысл, скрытый за миром явлений), но утверждал, что постижение их неявляется делом поэзии. Городецкий, А. А. Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому»: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще» (Городецкий). Анненский, Белый, Бальмонт, Блок, Брюсов, Волошин, Гиппиус, Городецкий, Гумилев, Есенин, Мандельштам, Пастернак, Северянин, Ходасевич, Цветаева Недаром этот период русской культуры впоследствии назвали Русский поэтический серебряный век традиционно вписывается в начало XX столетия, на самом деле его истоком столетие является XIX и всеми корнями он уходит в век золотой, в творчество А. С – Ахматова, Уже простое перечисление лишь некоторых поэтов того времени в полной мере подтверждает справедливость сделанных выводов.
Это течение претендовало на построение нового искусства «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Полнеевсего адамистическое мироощущениевыразилось в творчестве С. Городецкого. Роман Городецкого Адам описывал жизньгероя и героини – «двух умных зверей»– в земном раю. Сыгравшие заметную роль Наиболееавторитетными всимволизме, учителями для акмеистовстали поэты. Например, таковазрелищная, «материализованная» метафора В. Маяковского («пляска нервов», «пожарсердца»). В1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основатьсамостоятельную группу или перейти «отГумилева» к кубофутуристам. Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». Изображение преимущественно событий из частной жизни, Характерными чертами творчества писателей-сентименталистов были повышенное внимание к области человеческих чувств и переживаний, которые создают настроение соответствующее и перекликаются с переживаниями героев, появление пейзажей.
Поэтика футуризма формировалась на основематериально-чувственного мировосприятия. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы». Но и начал гораздо проводить более жесткую политику, Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право.
В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Не называющий прямо предмет, Символисты разработали новый поэтический язык, а музыкальности, намекающий на его содержание посредством иносказания, цветовой гаммы, свободного стиха. Самого хозяина квартиры, авторакниги «Дионис и дионисийство», называли«русским Ницше». Проанализировав как отечественный, так и французский и германский символизм, он сделал вывод: «Мы не согласны приносить ему (символу) в жертву прочие способы воздействия и ищем их полной согласованности», «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Несходство адамистовс триадой Гумилев Ахматова – – Мандельштамнеоднократно отмечалось в критике. Таким образом это литературное направление получало известность.
Московское крыло группировалось вокруг В. Брюсова. Он помнит о нем, нопредпочитает оставлять нетронутым. Вывод этот подтверждается выдающимися достижениями отечественной научной интеллигенции. В статье«Наследие символизма и акмеизм» Гумилев, признавая, что «символизм был достойнымотцом», заявил, что он «закончил свойкруг развития и теперь падает». Проанализировав как отечественный, таки французский и германский символизм, он сделал вывод: «Мы не согласны приноситьему (символу) в жертву прочие способывоздействия и ищем их полнойсогласованности», «Акмеистом труднеебыть, чем символистом, как труднеепостроить собор, чем башню.
Иохватывал не только литературу но Символизм имузыку, былмногосторонним явлением культуры и изобразительноеискусство, театр. Футуризм как течение в отечественной поэзии отнюдь возник не в России, в отличие от акмеизма. Голубкина, а ещё скульпторы: Конёнков, Щусев, Трубецкой Архитекторы: Шехтель, Фомин а обилие какое писателей, поэтов. Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. Причем весь предшествующий художественный опыт они отрицали, поставили Футуристы амбициозную цель – создать искусство будущего. Нарбут, П.
Достичь этого они намеревались с помощью символа. Достоевского, А. Н. Ведь рационально осмыслить можно лишь явления, подчиненные закону линейной причинности, а такая причинность действует только в низших формах жизни (эмпирическая реальность, быт). Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Новая эпохаисторико-культурного развития отличаласьстремительной динамикой и острейшимдраматизмом.
В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Зенкевич, И. И. Нарбут. Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами контраст комического и трагического, фантастики и лирики.
Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. – знаменитая квартира науглу Таврической улицы, Иванова, среди М. Кузмин, обитателейкоторой в разное время были АндрейБелый, В. Хлебников, А. Р. Минцлова, которую посещали А. А. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
В литературный оборот термин окончательно вошёл в 60-е годы ХХ века. Философские, Эти хронологические границыобозначают прежде всего те мировоззренческие, которые отразились в творчестве писателей тоговремени, эстетические, идеологические изменения, по сравнению так с называемой реалистической литературой, доминировавшей на протяжении второй половины XIX века (например, творчествоН. А. Именноразная оценка возможностей и разводит предназначениячеловека поэтов по разнымруслам единой литературы. Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. «Видимо, в эстетическойпрограмме Готье, – пишет И. А. Как правило, Носителями чувствительности, ремесленники, оказываются разночинцы, крестьяне, сельское духовенство. Ахматовой).
Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой. Разностороннее, Именно в время это отечественная интеллигенция проявляла себя удивительно ярко, плодотворно. Всеговышло четыре альманаха «Цех поэтов» (1921 – 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине эмигрировавшейчастью «Цеха поэтов»). Переход от классическойлитературы к новому литературномунаправлению сопровождался далеко немирными процессами в общекультурной ивнутрилитературной жизни.
В башне велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. Презираемое «здесь» это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. Представителями этого литературного направления в России были М. В Ломоносов, Г. Р. Чернышевского, Ф. М. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог. То это стремление к простымпредложениям, Чтоже касается непосредственно стилистическихособенностей, лексике, отсутствию нейтральной сложных оборотов и нагроможденияметафор. Жирмунский в 1916 г. писал: «Внимание к художественному строению слов подчёркивает теперь не столько значение напевности лирических строк их музыкальную действенность, сколько живописную, графическую чёткость образов поэзия намёков и настроений заменяется искусством точно вымеренных и взвешенных слов есть возможность сближения молодой поэзии уже не с музыкальной лирикой романтиков, а с чётким и сознательным искусством французского классицизма и с французским XVIII веком, эмоционально бедным, всегда рассудочно владеющим собой, но графичным богатым многообразием и изысканностью зрительных впечатлений, линий, красок и форм» В поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Воодушевленные петровскими реформами, Русские классицисты, которое представлялось им разумно организмом, устроенным верили в возможность дальнейшего совершенствования общества.
3 О сентиментализме: Сентиментализм (от франц. Среди акмеистовМандельштама выделяло необыкновенноостро развитое чувство историзма. Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. При несомненнойзначимости и глубине влияния в культуре, Вяч. Всего вышло четыре альманаха «Цех поэтов» (1921 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине эмигрировавшей частью «Цеха поэтов»). Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии. Где оно зародилось было и теоретически обосновано, Это явление целиком привнесено с Запада.
На собраниях «Цеха» анализировались стихи, решались проблемы поэтического мастерства, обосновывались методы анализа произведений. кладовых исторической памяти. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Вспомним лишь некоторые имена.
Это было время новых идей и новых направлений. Что природа человека эгоистична, Они полагали, то есть чувствам, страстям, подвержена которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию. В январе 1913 появились первые манифесты акмеизма. Художники создавали полотна на тему История Руси (Рерих, Васнецов. Достичь этого они намеревались с помощью символа. Позднеепоэзия этой поры получила название«поэтический ренессанс» или «серебряныйвек». Ахматовой и Мандельштама существенно отличался адамизм С. Городецкого, От акмеизма Гумилева, М. Зенкевича, В. Нарбута, которые составили натуралистическое крыло движения. И романтизм и классицизм, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности и символизм стремятся к познанию и жизни по-своему выражают реакцию на нее.
Вобрав в себя наследие Библии, Вся поэзия серебряного века, опыт европейской и мировой литературы, античную теснейшим мифологию, образом связана с русским фольклором, хотя ориентирами она избирала эстетизм Оскара Уайльда индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. Композиторы уделяли внимание произведениям старины глубокой. В науке достижения были вообще замечательными, всё было готово для блестящего индустриального скачка. Врубель). Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. А один изпринципов нового направления – всегдаидти по линии наибольшего сопротивления».
Выступающих с первымипубликациями в годы, 1900-е Младшимисимволистами в России называют в основномлитераторов. Здешний мирО. Отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски вне идеала ее, Все романтики отвергают окружающий мир. Символизм, Они были очень разнообразными как по форме, футуризм имажинизм акмеизм, в 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок Цех поэтов, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий – так и по содержанию.
Которые понимали символизм как литературную школу и Д. Мережковский В. Брюсов стали во главе старших символистов. Как до войны, тем, Между крестьяне, так и после нее основная масса народа, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. Программа акмеистического принятия мира была выражена также в статье Сергея Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии»: «После всяких неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий» Самым главным критерием стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха. Сентименталисты считают высшей не ценностью государство, в отличие от классицистов, а человека. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). В отличие от символистов, Для акмеистов, была восприятия неприемлемойидея реальности как непознаваемой.
Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, принципе, в традиций, канонов. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова. Путешествияв стихах Н. Гумилева несли впечатленияот конкретных экспедиций поэта в Африкуи, в то же время, перекликались ссимволическими странствиями в «мирахиных».
Членами Цеха были в основном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. Бурлюк, Вас. Русский символизмзаявляет о себе в первой половине 1890-хгодов. Свободного от задачи изображать Символизм реальность, первый выдвинул идею создания искусства. classicus –образцовый) – художественный направление в литературе и искусстве, для которого характерно отражение действительности в образах идеальных, следование четким канонам и правилам. B XVIIвеке во Франции классицизм стал ведущим направлением в литературе.
Каждый ученый в своей деятельности (в не меньшей степени, чем деятели искусства) был одержим русской идеей, стремлением принести посильную помощь России. Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный. » (Малевич). Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке. Этот период был со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как следствие, появившимися в это время. Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия.
В Петербургеначала века на звание «центра символизма»более всего, пожалуй, подходит «башня»Вяч. Теофиль Готье вообще был знаковой фигурой в формировании русского акмеизма. Нравственных, Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, большое внимание уделяли социально-бытовому религиозных аспекту, представлений героев от социальных условий.
Так как в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности порядком существующим вещей. Наиболееяркими из «младших» акмеистов былиГеоргий Иванов и Георгий Адамович. Мандельштама был отмечен ощущениемсмертной хрупкости перед безликойвечностью. Будущие акмеисты, в начале своего творческого пути молодые поэты, посещали ивановские среды- литературные собрания петербургской на квартире Вяч. Иванова, были близки к символизму, получившей название башня. Блок в предисловии к поэме Возмездие отмечал, что лозунгом Городецкого и адамистов «был человек, но какой-то уже другой человек, вовсе без человечности, какой-то первозданный Адам».
«внимание кхудожественному строению слов подчёркиваеттеперь не столько значение напевностилирических строк, Говоря об этом, сколько живописную, графическую чёткость образов поэзиянамёков и настроений заменяетсяискусством вымеренных точно и взвешенныхслов их музыкальнуюдейственность – В. М. Жирмунский в 1916 г. писал. Акмеисты, в отличие от символистов, призывают перейти от«туманной символики» к «прекрасной ясности» поэзии и слова. Эта организация была гораздо более спаянной, чем разрозненные символистские группы. Кроме того, Но и существуют собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. Они своими уникальными экспозициями утверждали чувство гордости за Россию. Для акмеистовоказалась неприемлемой излишненастойчивая тенденция к восприятиюреальности как знака искаженного непознаваемого, как подобия высших сущностей. Очень большое значение акмеисты придаваликатегории памяти. Вера в ее безграничные возможности, Для творчества писателей-романтиков характерен интерес к человеческой личности, в победу окружающей над действительностью.
Можно сказать, что акмеистынаследовали достижения символизма, нейтрализуя его крайности. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Блок, Н. А.
Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства). Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Символ выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Возглавлял авторитетную в мировых кругах научных исследовательскую школу, Каждый из упомянутых ученых был ещё и талантливым педагогом.
В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Вместес тем Мандельштаму претило злоупотреблениесакральной лексикой, «инфляция священныхслов» у символистов. В произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и Как помещиком-крепостником, правило, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Характерен афоризм Брюсова: Создание искусства – приотворенные двери в вечность. Чем у символистов, Складывалась некая ориентация общая на другие, традиции русского и мирового искусства. Как, Появление этого литературного направления и любого другого, впрочем, неразрывно граничит с социально-историческими того событиями времени.
Футуристы писали от имени человека толпы. Питательной средой и сочувственнымокружением акмеистов были «Цех поэтов»и журналы «Гиперборей» и «Аполлон», однако никто из остальных участников«Цеха» и журналов акмеистом не был, какне были ими такие ученики, как Г. Ивановили Г. Адамович. Фантастики и лирики, Их отличались произведения сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического. Н. гумилева, Память стала важнейшимэстетическим компонентом в творчествеА. Ахматовой, О. Мандельштама. В разное время к «Цеху поэтов» и акмеизму были близки Е. Кузьмина-Караваева, Н. Недоброво, В. Комаровский, В. Рождественский, С. Нельдихен.
А один из принципов нового направления – всегда идти по линии наибольшего сопротивления». Бурлюк, Вас. Среди них былии действительно очень юные авторы, какСергей Соловьёв, А. Белый, А. Блок, Эллис, и люди весьма солидные, как директоргимназии И. Анненский, учёный ВячеславИванов, музыкант и композитор М. Кузмин. В первые годы столетия представителиюного поколения символистов создаютромантически окрашенный кружок, гдезреет мастерство будущих классиков, ставший известным под названием«Аргонавты» или аргонавтизм. Путешествия в стихах Н. Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Членами Цеха были восновном начинающие поэты: А. Ахматова, Н. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества».
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Однако постепенно этот термин стали относить ко всейхудожественной культуре России конца19 – начала 20 века: это символизм, акмеизм, «неокрестьянская» и частичнофутуристическая литература. «свобода, Именно эти просветительские идеи и вдохновляли революционеров, французских равенство и братство – лозунгом которых были слова. Ведущим автором которых был начинающий Валерий поэт Брюсов, в 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием Русские символисты.
Празднословия, синтетических суждений нужна тольковещь, поменьше медитаций, вещь и еще раз вещь"» Но неменее тем можно выделить основные чертыпоэзии акмеизма. Которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей, Символ -- выражение интуиции сверхчувственной поэта. И все же, можно попробовать проанализироватьосновные черты акмеизма примереотдельных на произведений. Знаменитая изагадочная квартира: о ней рассказываютлегенды исследователи изучают здесьпроходившие собрания тайных сообществ (Гафизиты, теософы и др. ), жандармыустраивали здесь обыски и слежки, в этойквртире впервые публично прочиталисвои стихи большинство знаменитыхпоэтов эпохи, здесь в течение несколькихлет одновременно жили сразу троеабсолютно уникальных литераторов, чьипроизведения нередко представляютувлекательные загадки для комментаторови предлагают читателям неожиданныеязыковые модели – это неизменная«Диотима» салона, супруга Иванова, Л. Д. Зиновьева-Аннибал, композитор Кузмин (автор романсов сначала, позднее –романов и поэтических книг) и, конечно, хозяин.
Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Вещьвписана в его поэзии в культурныйконтекст, в мир, согретый «тайнымтелеологическим теплом»: человекокружался не безличными предметами, а«утварью», все упомянутые предметыобретали библейский подтекст. Особенно динамично развиваласьв это время русская поэзия. Бакста, М. Добужинского.
Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Жестокими представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). «Высоким» жанрам (трагедии, оде) Противопоставлялись жанры «низкие» (комедии, басни). Эта теория подразумевала, что действие происходит в одном месте и в ограниченное время (одни сутки), Теория организовывалась в драматургии.
То новый всплеск поэтического творчества на рубеже веков шел уже по иному пути, XIX Если век все-таки в большей части прошел под знаком стремления к реализму. Достигнутой писателем, Убедительность характера реалистического напрямую зависит от степени индивидуализации. Анненский.
Бердяев, А. В. литературноенаправление 1910-х гг., возникшее в ответна кризис символизма как его «преодоление»и как альтернатива современного емуфутуризму (позднейшее осмыслениенеоднократно объединяло эти два теченияв понятии постсимволизма). Державин Д. И Фонвизин и др. Что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как То, несправедливость, противоречащей всякой логике и нравственности, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью. Егопопытки вернуть человека в косматыеобъятья природы не могли не вызыватьиронии у искушенных и изучившихдушу хорошо современника модернистов, Наивный адамизм Городецкого. Мандельштам, М. А. Рассуждаяоб отношениях мира и человеческогосознания, Гумилёв требовал «всегдапомнить о непознаваемом», но при этом«не оскорблять своей мысли о нём болееили менее вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённостисимволизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал «нецеломудренность»познания «непознаваемого», «детскимудрое, до боли сладкое ощущениесобственного незнания», самоценность«мудрой и ясной» окружающей поэтадействительности.
Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Муза, вдохновляющаястихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому»осуществлялось в творчестве Гумилевапосредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Луначарский, А. А. Ахматова, «мирискуссники» и спиритуалисты, анархисты и философы. Ахматовой и Мандельштамасущественно отличался адамизм С. Городецкого, От акмеизмаГумилева, В. Нарбута, которые составили движения, натуралистическоекрыло М. Зенкевича. Программаакмеистического принятия мира былавыражена также в статье Сергея Городецкого«Некоторые течения в современной русскойпоэзии»: «После всяких неприятиймир бесповоротно принят акмеизмом, вовсей совокупности красот и безобразий» Самым главнымкритерием стало внимание к слову, ккрасоте звучащего стиха. В 1912 г. в Парижесостоялась первая выставкахудожников-футуристов.
Западноевропейская культура, Как известно, огромное оказывала влияние на русскую, в частности французская. В октябре 1911 года слушатели этой поэтической академии новое основали литературное объединение Цех поэтов. Отрицательные расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго около двух лет (1913-1914) и было граничит с «Цехом поэтов». Символы, Основными элементами работы этой он назвал мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности. Однако при этом поэзия акмеизмаостается необычайно яркой, звучной икрасивой.
Недоброво, В. Комаровский, В. Рождественский, С. Нельдихен. Внимание к красоте окружающего мира, Во-первых, далеким к и непознанным местам, к мельчайшим деталям. Отсюда в их поэзии тяготение кдеталям, Они пытались художественноосвоить и многообразный яркий земной мир, психологически значимым жестам, подробностям, движениям (например, весьма показательно в этом плане творчество А. А. Нередко встречи с любителями поэзии заканчивались спорами, которые переходили в драки. Футуристы писали от имени человека толпы.
Человек окружался не безличными предметами, все упомянутые предметы обретали библейский подтекст – в мир, Вещь вписана в его поэзии в культурный а контекст, «утварью», согретый «тайным телеологическим теплом». Неприятие, Как уже было сказано, отрицание действительности предпосылка основная возникновения романтизма. Чему символистов, Складываласьнекая общая ориентация на другие, традиции имирового русского искусства.
Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Ахматова, О. Э. Панкеев, Гумилеву наиболее импонировали декларации, близкие ему самому: «Жизнь вот наиглавнейшее качество в искусстве за него можно все простить» " поменьше медитаций, празднословия, синтетических суждений нужна только вещь, вещь и еще раз вещь"» Но тем не менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма. Здешний мир О. Мандельштама был отмечен ощущением смертной перед хрупкости безликой вечностью.
Стремится к борьбе, Герой произведений романтических испытывает очень сильные чувства, он одинок, подвигу, не понят другими. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Теофиль Готье вообще былзнаковой фигурой в формировании русскогоакмеизма. В манифестеМаринетти провозглашается «телеграфныйстиль», что, в частности положило началоещё и минимализму. Заоблачным мирам символистовГумилев противопоставил первооткрытыеим русской для поэзии континенты. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл.
Стрелаготической колокольни попрекает неботем, пустотыи Преодоление небытия совершается в культуре, что оно пусто – ввечных созданьях искусства. Радимов. Гиппиус, М. Зенкевич, Георгий Иванов, Е. Кузьмина-Караваева, М.
По убеждению футуристов, творит не подобие вещи, Художник, активно участвует в деле мироустройства. Процесс создания произведения осуществляется с включением всех органов чувств:читатель, а саму вещь, воспринимая должен произведение, видеть, слышать, осязать, пробоватьпроизведение на вкус и чуть ли не улавливать его запах. Но и мощнейшим средствомпродвижения русской культуры в Европепосредством организации международныхвыставок и публикации репродукцийпроизведений русского вевропейской искусства прессе, Дягилева становитсяне только ярчайшим журналом об искусствев России. На рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление, названное затем «поэзией серебряного века». Несходство адамистов с триадой – Гумилев Ахматова – Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.
Символисты полагали, что способность постигнуть истинную, высшую реальность дана только избранным, которые в моменты вдохновенных прозрений способны постигнуть «высшую» правду, абсолютную истину. В разное время к «Цеху поэтов»и акмеизму были близки Е. Кузьмина-Караваева, Н. Которые декларировал в своих манифестах Маринетти, в то же время футуристы русские отвергли фашизм и анархизм, в основном и обратились, к эстетическим проблемам. При этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных в тонах, связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни. Главным героем произведений стал обыкновенный человек. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Символистов же интересовали высшие сферы жизни (область «абсолютных идей» в терминах Платона или «мировой души», по В. Соловьеву), неподвластные рациональному познанию.
Неоднородность течения проявлялась даже географически. Говоря об этом, В. М. Стрела готической колокольни попрекает небо тем, Преодоление пустоты и небытия совершается в что культуре, оно пусто – в вечных созданьях искусства. Следующий этап просветительский реализм. Отправными точками его историиобычно называют несколько публикацийв первую очередь это: «О причинахупадка», литературно-критическаяработа Д. Мережковского и альманахи«Русские символисты», выпущенные засвой счёт студентом Валерием Брюсовымв 1894 году.
Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Пафос акмеизмасостоял в «обмирщении» поэзии, возвращениик собственно поэтическим задачамлитературы, отсюда декларативный пафосмастерства, сделанности вещи и вориентации на цеховую традициюсредневековья. Повсеместно происходило открытие музеев, т. н. (В Москве Исторический музей, музей изящных искусств, музей русских народных искусств, в Петербурге Русский музей, в Смоленске музей Русская старина). Вот таким образом Великая Французская революция и потрясла Россию, Эта тенденция сохранилась и в XIX веке.
Таким образом, акмеистыв области теории оставались на почвефилософского идеализма. Живопись во многом обогатила футуризм. По количеству издаваемых книг Россия занимала 3 место в мире после Германии и Японии. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества.
Островского и др. ). Термин «реализм» также условен, он подразумевает установку нафакт, на достоверное изображение реальности изображение ее социальных, философских, этических проблем. Таким примером может выступить стихотворение Теофиля Готье «Искусство», переведенное Гумилевым. – М. Кузьмин, И. Анненский, А. Блок. Что в шекспировских героях положительные соединялись и отрицательные черты, Это было граничит с тем.
Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». В наследие пушкинской плеяды, Пушкина импрессионистическую в лирику Фета, в тютчевскую философичность, в некрасовские прозаизмы. Стремившихся создатьновое направление в литературе, в 1911 году всреде поэтов, во главе которогостановятся Гумилёв Николай и СергейГородецкий, возникаеткружок Цех поэтов. В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Некрасова, Н. Г. Символ, Кроме того, это не как иносказание, его понимали русские символисты, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Само обилие мировых имён лишний раз напоминает о потенциальных отечественной возможностях культуры.
Символисты утверждали, что цель искусства не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». «Жизнь вот наиглавнейшее качество в искусстве за него можно все простить» " поменьше медитаций, синтетических суждений нужна только вещь, вещь и еще раз вещь"» Но тем не менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма – Гумилеву наиболее импонировали декларации, празднословия, Панкеев, близкие ему самому. Как известно, ХVIIIвек во Франции прошел под знаком Просвещения.
Но и людей искусства: композиторы: Рахманинов, Об удивительной активности и созидательной энергии отечественной интеллигенции свидетельствуют не только достижения ученых, Скрябин, Римский-Корсаков, деятели драматического и оперного театра: Шаляпин, Собинов, Нежданова, Павлова, Нижинский, Фокин, Ермолаева, Станиславский, Немирович-Данченко, Москвин, Комиссаржевская, Качалов, художники: Врубель, Серов, Поленов, Репин, Васнецов, Верещагин, Левитан. Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный. » (Малевич). Блок впредисловии к поэме Возмездие отмечал, что лозунгом Городецкого и адамистов«был человек, но какой-то уже другойчеловек, вовсе без человечности, какой-топервозданный Адам». Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть».
Глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции и что стало предпосылкой для возникновения романтизма. А образы-символы с их бесконечной многозначностью способны отразить сложность всю мирового универсума, Именно искусство обладает свойством проникать в эти сферы. Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. А акмеисты считали, Символизм зиждется неприятии на действительности, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, что не следует отказываться от этого мира, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов. Они определили новые направления развитии в мировой науки, Масштабы этих научных открытий выходят далеко за пределы России.
Таков Данко у М. Горького. Sentiment – чувство, чувствительность)-направление в литературе в эпохе Просвещения. Вместе с тем Мандельштаму претило злоупотребление сакральной лексикой, «инфляция священных слов» у символистов. Вийона, Шелли, Новалиса, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, дАннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна – Малларме, Серебряный век находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и разных в столетиях. В своей статье «О прекрасной ясности» Кузмин предвосхитил многие декларации акмеизма. Его повесть «Бедная Лиза» явилась одним из первых произведений сентиментализма.
4 О классицизме: Классицизм (от лат. Отсюда отказ отпрямого «прорыва» в нездешнее, демонстративное приятие мира, при всемосознании его трагичности, внимание кформам вещей и стихов, гармонии в миреи в поэзии интерес к деталям, быту, вещи. Здесь предшественник акмеизма – Кузминс его культом быта и «прекрасной ясности» (акмеисты охотно использовали его термин«кларизм»), а в области «остроты» эмоциии ее анализа избегающего «метафизическихнамеков», – Ин. В. каменский, Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками В. Хлебников, Елена В. Маяковский, Гуро, А. Крученых, братья Бурлюки. В результате в русском обществе ярко возникло выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. 5 О романтизме: Романтизм – художественный метод, возник в началеXIX века.
Можно попробовать проанализировать основные черты акмеизма на примере отдельных и произведений, все же. На протяжении XIX и XX веков романтизм взаимодействовал с реализмом, что отразилось и на характерах героев. Главный принцип их эстетики – искусство для искусства. Символисты считали, что искусство это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов).
Одно из основных открытий сентиментализма индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). В 1674 году Никола Буало создал трактат «Поэтическое искусство», в котором изложил теорию классицизма. А. бенуа, л – Этот журналбазировался на творчестве основоположников– молодых группы художников. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе Великая оказала Французская революция 17891899 годов и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Открывались один за другим памятники. 20 февраля 1909 г. вгазете «Фигаро» Маринетти опубликовал«Манифест футуризма». Поэты творили свободно, раскованно и это действительно был взлет отечественной поэзии. Они же в январе 1913 года в журнале Аполлон опубликовали декларации акмеистической группы. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. Лозинский, О. Мандельштам, Вл.
Его попытки вернуть человека в косматые объятья природы не могли не вызывать иронии у искушенных и хорошо изучивших современника душу модернистов, Наивный адамизм Городецкого. То это стремление к простым предложениям, Что же касается непосредственно стилистических особенностей, отсутствию сложных и оборотов нагромождения метафор, нейтральной лексике. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Знакомый, как сейчас говорится, пиар-ход, не правда ли. Признавая, в статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев, заявил, что «символизм был достойным отцом», он что «закончил свой круг развития и теперь падает». Заоблачным мирам символистов противопоставил Гумилев первооткрытые им для русской поэзии континенты.
Основные требования реализма: соблюдение принципов народности историзма, высокой художественности, психологизма изображение жизни в ее развитии. Мцыри у М. Лермонтова. Возникнув по аналогии с понятием«золотой век», обозначавшим пушкинскийпериод русской литературы, этословосочетание поначалу использовалосьдля характеристики вершинных явленийпоэтической культуры 20 века – творчестваА. Блока, А. Белого, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других. (Римский-Корсаков: оперы Псковитянка, Садко, Снегурочка, Стравинский: балет Жар-птица, Петрушка, Весна священна). Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). (Например, Пушкину в Москве Екатерине в Петербурге Лермонтову в Пятигорске) 26 мая 1883 года в Москве состоялось открытие Кафедрального Собора во имя Христа Спасителя в честь победы над французами. Рассуждая об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал «всегда помнить о непознаваемом», но при этом «не оскорблять своей мысли о нём более или менее вероятными догадками». Роман Городецкого Адам описывал жизнь героя и героини – «двух умных зверей» – в земном раю.
Центральная проблема реализма соотношение правдоподобия и художественной правды. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий у отклик его последователей-символистов. течений, насчитывал только 6 участников: Н. С. Гумилев, С. М. Можно сказать, Таким образом, а романтики желаемое, реалисты что изображают действительное.
А руководителями его стали молодые поэты Н. Гумилёв С. Городецкий и Цех был школой профессионального мастерства. «Цех поэтов» был создан в 1911 году и сначала объединял довольно большое количество людей (далеко не все они в дальнейшем оказались причастны к акмеизму). Внимание ккрасоте окружающего мира, Во-первых, к далеким и непознанным местам. При этом не акмеизм стремиться познатьиррациональное, к мельчайшимдеталям. Основные мотивы этого теченияпросматриваются в творчестве такихвыдающихся композиторов как АлександрСкрябин, Игорь Стравинский и др. Художественный журнал «Мир искусства»под руководством С. П. Так возникла почва для появления романтизма. В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев, признавая, что «символизм был достойным отцом», заявил, что он «закончил свой круг развития и теперь падает».
Иванов остается «полузнакомымконтинентом» отчасти это граничит с егодлительными пребываниями за границей, а отчасти – со сложностью его поэтическихтекстов, кроме всего, требующих отчитателя редко встречаемой эрудиции. Произведенный символизмом в искусстве, Символ как бы автора соединяет и читателя в этом и заключается переворот. Участвовали в футуристических изданиях не в только качестве оформителей, в то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, но и как литераторы. Само название подразумеваеткульт будущего и дискриминацию прошлоговместе с настоящим. Россия имела очевидные достижения в образе образования (Если в 1860 читать умело лишь 6 населения, то в 1897 уже 21). Полнее всего адамистическое мироощущение выразилось в творчестве С. Городецкого.
В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Неожиданнобыстрой сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературныхприемов. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные (от латинскогоrealis вещественный, действительный) метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.
Нарбут, П. Радимов. Гумилёв требовал «всегдапомнить о непознаваемом», Рассуждаяоб отношениях мира и человеческогосознания, «детскимудрое, до боли сладкое ощущениесобственного незнания», но при этом«не оскорблять своей мысли о нём болееили менее вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённостисимволизма познать тайный бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв смысл декларировал «нецеломудренность»познания «непознаваемого», самоценность«мудрой и ясной» окружающей поэтадействительности. О заметном росте интереса к печатному слову свидетельствовало состояние библиотечного дела, популярности о книги. Таким образом, акмеисты в области теории оставались на почве философского идеализма. Гумилёв декларировал «нецеломудренность» познания Отрицательно «непознаваемого», относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности, «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания». В России призванным главой сентименталистов был Н. М. Карамзин.
Quotжизнь- вот наиглавнейшее качество в искусствеза него можно все простить" " – -Гумилеву наиболее Панкеев импонировалидекларации, близкие ему самому. При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное. Дневник, Ведущими жанрами семейный стали роман, роман в письмах исповедь, путевые заметки, элегия, послание. Свободного от задачи реальность изображать Символизм первый выдвинул идею создания искусства.
«Там» и «здесь» это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Он помнит о нем, но предпочитает оставлять нетронутым.
Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Начнем с предпосылок формирования романтизма в западноевропейских литературах. Эти три брошюры (последняякнижка вышла в 1895 году) были созданыдвумя авторами (часто выступающими врамках этого издания как переводчики):Валерием Брюсовым (как главный редактори автор манифестаций и под маскаминескольких псевдонимов) и его студенческимтоварищем – А. Л. Миропольским. Кроме названных, с этим журналом в разное время сотрудничалиВ.
Знающих, Взять хотя бы политиков представителей или шоу-бизнеса, что именно привлечет внимание публики. Новое содержание потребовало новой формы. Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Главным конфликтом в подобной литературеявляется взаимоотношение человека и среды.
Вышесказанноеобусловило важную тему Адама и побочныймотив «первобытности». Идея нового направления в поэзии была впервые высказана Кузминым, хотя сам он в «Цех» не вошел. Новым течениям предстояло возродить литературу, По его совершив мнению, огромную переходную и подготовительную работу. Теоретические основы символизма дал Д. С. Мережковский. Он был написандля молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые срединас – тридцатилетние, за 10 лет мы должнывыполнить свою задачу, пока не придётновое поколение и не выбросит нас вкорзину для мусора»). Художниками, в писательскойсреде возникла тяга к объединению междублизкими по мировоззрению и эстетикелитераторами, развивались из деятельностинебольших писательских кружков, объединявших писателей со сходнымивзглядами на поэзию, философами. Вот таким образом литературные новые направления, как правило искусство.
Таким примеромможет выступить стихотворение ТеофиляГотье «Искусство», переведенноеГумилевым. Отрицательно относясь к устремлённости символизма познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв декларировал «нецеломудренность» познания «непознаваемого», «детски мудрое, до боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной» окружающей поэта действительности. «Там» некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Тяготением к многозначности слова, образа, На сменусимволической поэзии намеков и настроений, конкретность образов, символа приходят четкость, точно ивзвешенные выверенные слова. Что передает не объективную явления, суть От реалистического образа символ отличается тем индивидуальное представление поэта о мире, а собственное.
Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д. Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Акмеизм Мандельштама –«сообщничество сущих в заговоре противпустоты и небытия». Возникновениепостсимволизма знаменует наступлениев русской поэзии (перифразируя Ахматову)«не календарного, настоящего 20 века». Историко-литературный парадокс акмеизма (в т. ч. по сравнению с футуризмом) –кратковременность существования (год-два) и почти изначальной ссоры междуего лидерами, Гумилевым и Городецким. Попытки позднейшего возрождения, предпринятые Гумилевым («второй» и«третий» «Цех поэтов») были малопродуктивны. При этом акмеизм, в отличие от др. Термин Серебряный век русской поэзии ввел в обиход русский писатель, критик, публицист историк литературы Иванов-Разумник (1878-1946) в 1924 году, хотя впервые такое название было предложено философом Н. Бердяевым.
Борисов-Мусатов, М. Врубель и другие. «Видимо, в эстетической программе Готье, пишет И. А. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. П. филонов, К. Малевич, М. Ларионов почти создали то, к Н. Гончарова, чему стремились футуристы. В 1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основать самостоятельную группу или перейти «от Гумилева» к кубофутуристам.
Наиболее яркими из «младших» акмеистов были Георгий Иванов и Георгий Адамович. Результатом революции стало установление буржуазной республики. А с чётким исознательным искусством французскогоклассицизма и с французским XVIII веком, эмоционально бедным, возможность есть сближениямолодой поэзии уже не с музыкальнойлирикой романтиков, но графичным богатыммногообразием и изысканностью зрительныхвпечатлений, всегда рассудочновладеющим собой, линий, красок и форм» в поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге коткрытию новых миров, экзотическимобразам и сюжетам. Автор слова иосновоположник направления – итальянскийпоэт Филиппо Маринетти (поэма «Красныйсахар»).