Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Иллюстративный материал может быть изменен, расширен или сокращен по усмотрению педагога Импрессионизм, зародившись во французской жанровой и лирической пейзажной живописи в 70-х годах 19 столетия, распространил сферу своего влияния на поэзию, литературу, театр, художественную критику и музыку. Светлая гамма с преобладанием серебряно-серых тонов даёт почувствовать живописное, лирическое богатство пейзажа. Рубрика: композиция и сюжет Вид: лирический пейзаж, 8230 Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению включает живописцев и мастеров графики Российской Федерации, Советского Союза и Российской империи, чьим приоритетным жанром был пейзаж.
Альтдорфер) или безраздельно главенствует над сценами переднего плана (нидерландец И. Патинир). К началу XVII в. в творчестве итальянца Ан. «Пейзаж настроения», раскрытие «души русской природы», которые мы находим у Левитана, свойственнытворчеству и таких его современников, как Сергей Светославский, МихаилНестеров, Илья Остроухов. Как бледно брег ты озлатило. Энергичное начало двух произведения героев – моря и неба – подчеркивают активные формы глаголов.
Гуковский). Он использует описание природы для непосредствен-ного выражения лирических переживаний героев. В. Добужинский).
Его пейзаж можно определитькак «лирику и безграничную любовь ксвоей родной земле», которые так высокоценил Левитан в искусстве своего первогоучителя. Достоевского) 50. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. «Вкартине «Днепр утром» (1881) Куинджи сновапроявил заинтересованность в передачецветовой среды. Влекущая сила дороги издавна притягивала Левитана. Совмещение пейзажного и жанрового моментов, типичное для нидерландского пейзажа, приводит к наиболее ярким результатам в произведениях П. Брейгеля Старшего, отличительными чертами которых является не только грандиозность панорамных композиций, но и глубочайшее проникновение в характер народной жизни, органически связанной с ландшафтным окружением. Как правило, описывалась ночь или поздний вечер. Он и природа показаны у лирика в некотором единстве.
Кавказ», «Закат влесу» («Щель»). Ты живо ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Но при отдалении от полотна картина приобретает абсолютно другой вид. Многие образы природы к тому времени уже становятся своего рода клише. И в этом он указал другим дорогу поэтам, Вот таким образом все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе. Он открыл новое отношение к этюду вполне какк самодостаточному художественномупроизведению.
Художника интересуютсветовоздушная среда, окутывающаяпредметы игра солнца на поверхностях (стволы деревьев, трава, земля). Сила его изобразительности – в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепеты, отблески угасающего вечера. Он использует описание природы для непосредственного выражения переживаний лирических героев. Пейзаж может служить средством характеристики индивидуально-личностных черт персонажа (картина усадьбы Манилова в поэме «Мертвые души» Н. В.
Мрачной поэзией тёмных ночей или сверканием молний М. Н. Воробьёва привлекали («Осенняя ночь в Петербурге, Романтические мотивы с эффектами лунного освещения. «Полдень. »предваряет группу пейзажей с высокимнебом, но художник снова возвращаетсяк идее передачи изображения деревьев, соснового бора изнутри из глубины леса, и в 1872 году создает «Мачтовый лес вВятской губернии», он пишет его повпечатлениям от поездки на родину. Поленов дебютировал наВыставке художников-передвижников в1878 году. Что романтики сближали жизнь человеческой души с жизнью природы, Важное значение пейзажа в художественной системе романтизма объясняется тем, видя в возврате к естественной природной среде средство для исправления моральных социальных и несовершенств человека. Его век измеряется жизнью человека.
Поэт ценил в природе безмятежность спокойствие, – тишину, Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного. На вторую половину XIX в. приходится расцвет реалистического пейзажа (основы которого были заложены ещё в творчестве А. Г. Венецианова и особенно А. А. Иванова), тесно связанный с деятельностью передвижников. (Славянка, 1815 г. ) Еще один пример стихотворения – пейзажа души -- элегия Море (1822 г. ), которое высоко оценил А. С. Пушкин. Жуковский ому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается «незримая душа» природы: Мой слух в сей тишине приветныи голос слышитКак бы невидимое дышитДуша незримая подъемлет голос свойС моей беседовать душою. Отодвигается вглубь, Во втором – река пребывает в мечты инобытии оставляя нас томиться на берегу. Часто проникнутого мотивами гражданской скорби, в XIX конце в. линия эмоционально-лирического пейзажа, сочетавшего интимный психологизм и тончайшую передачу состояний природы с возвышенно-философским толкованием пейзажных мотивов, находит продолжение в так называемом пейзаже настроения к такого рода пейзажам относятся отмеченные мягкой созерцательностью произведения В. Д. Поленова и особенно полотна И. И. Левитана.
Кром, Дж. На котором изображаются переживания лирического героя, Пейзаж здесь скорее средство общего создания фона, чем нечто самоценное. Над поисками образа, композиционного и колористическогорешения, Левитан особеннопроявился как создатель большихсинтетических образов и законченныхкомпозиций» «Творческаяистория ряда полотен и показываетдлительную сложную работу художниканад ними. Широко расстилаетсяпо сторонам и далеко уходит вглубьтипичная русская равнина. Художественнаяконцепция мастера определяется как«пейзаж настроения» или «лирическийпейзаж».
Скажем, если изображаются городские постройки, то такой вид пейзажа называют «ведута», а если, к примеру, море, то «марина». Деревня»). 1892 Несмотря на небольшой размер, картина кажется монументальной. Особое место занимают графические пейзажи Дж.
Отличающиеся сияющей чистотой красок, в произведениях тебризской школы гератской и школы пейзажные фоны, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Демут, Н. Спенсер, Ч. Шилер в США, П. Брюнинг в ФРГ). зарождается советский индустриальный пейзаж (Б. Нередко трактующий мир техники как своего рода антиприроду, в XX в. в Европе и получил Америке широкое распространение индустриальный пейзаж, непреодолимо враждебную людям (Ч. Гармонируя с особенностями каждого из художественных направлений, Затем пейзаж начинает играть более важную в роль художественном произведении.
Славное место эта долина. Что пейзажный фон начинает осмысляться как принципиально важная часть произведения изобразительного искусства, к тенденция чувственно убедительной трактовке мира приводит к тому. Сосредотачивает в себеосновные, Эта картинасчитается центральной в эволюции еготворчества, присущие ему тенденции. Полуденный пейзаж – это образ России. Шишкин ищет во времени соответствиясвоему дня пониманию русской природы. Голландские художники и графики XVII в. (Я. На открытом воздухепоявляются в отмеченных необычайной свежестью восприятия пейзажах Д. Веласкеса, Элементы с живописи натуры. «Владимирка» замечательна тем, чтоее глубокое общественное содержаниевыражено чисто художественнымисредствами.
Которымибыло проникнуто искусство Такой передвижников, пейзажмог появиться только в атмосферепостоянных дум о судьбах России. Которые рисует Жуковский, Почти во всех картинах природы, воспринимающий присутствует ее человек. С самого начала сквозным мотивом творчества Левитана стала Волга. Образ ветра, в древней, луны, – солнца средневековой литературе и фольклоре образы природы олицетворяются и даются персонифицированно. Левитан писал их по этюдам иделал для многих из них эскизы.
Которые до Жуковского не в использовались русской поэзии, Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки. Жизнь души и есть подлинный предмет элегии поэта. У самых истоков русского романтизма стоял один ярчайших из литераторов начала XIX века – Василий Андреевич Жуковский. Пейзаж очень прост. Там им был построенпо собственному проекту дом с мастерскимидля друзей-художников.
В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение. В 20-х гг. 1876-1877), Весна», голыми деревьями и картина унылой осени с размытой дорогой, которые будто в отчаянии протянули к ветки небу («Осень. К. а. сомов), С. Бакст, возникли элегическими проникнутые нотами историко-архитектурные виды (А.
Возьмите хотя бы «Девятый вал» Айвазовского, который ныне хранится в Эрмитаже. Пушкин, М. Ю. Панорамноеобозрение мира, сказавшееся намонументализации образа, происходилоу Шишкина «естественным» путем, посредством реалистической типизации. У Куинджи монументализация образа имелакак бы «послойный» характер.
Уход в мирную жизнь деревни идеализация простоты и тишины жизни – именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Байрон, И. Гете, В. А. Нельзяутверждать, что Левитан открыл красотуи поэтичность русской природы. Одинокая фигурка странницыподчеркивает безлюдье и безмолвиепейзажа. Толстого), пейзаж фантастический (вымышленный или создающийся в снах героев эпизод с цветами во сне Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» Ф. М. В «Леснойглуши» не изображается живая сценка, но этот пейзаж не лишен сюжетной основыи наполнен легко читающимся содержанием– это сказочность, воспоминания ослышанных в детстве лесных легендах.
Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпите («сладостныи блеск», «светозарная лазурь» и так далее), метафоры («смятение моря»), эпитеты, подчеркивающие состояния моря («безмолвное море», «испуганные волны»), состояние неба («таинственное, сладостное, полное жизни»). Среди пейзажей принята и своя классификация. Однако данный пейзаж еще и фотографически точная картина места действия. Романтичес-кая идея двух миров в элегии отражается противопоставлением – море-небо. Также мы можем выделить пейзаж символический (символизирует важные авторские мысли, философские взгляды описание неба Аустерлица в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Безмолвное море и Стою действительно, очарован над бездной твоей, лазурное море – элегия является образцом романтической пейзажной лирики. Слободка», «Лунная ночь.
И все они по-своему неповторимы. Жуковский потому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается незримая душа природы: Мой слух в сей тишине приветный голос слышит Как бы невидимое дышит Душа незримая подъемлет голос свой С моей беседовать душою. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. Ф. Я. Примером этого утверждения может послужить баллада Эолова арфа (1814г. ), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения: На темные своды Багряным щитом покатилась луна И озера воды Струистым сияньем покрыла она Творчество же зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, потустороннего.
П. уччелло, Важное место в истории пейзажа занимает творчество А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, Джентиле и Джованни Беллини, Джорджоне, Тициана, Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гуса, Гертгена тот Синт-Янса, Х. Босха в Нидерландах, А. Дюрера, М. Нитхардта в Германии, дунайской мастеров школы в Германии и Австрии. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева), остродраматический городской пейзаж (М. В. ван Гог стремился к повышенной, нередко трагической психологической ассоциативности пейзажных образов, придавая отдельным деталям пейзажа почти человеческую одушевлённость. Пушкин И действительно, элегия является образцом романтической пейзажной лирики: Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. По сравнению с элегией «Вечер», в «Море» Жуковский отступает от своего стиля и прибегает к олицетворению природы. Карамзин), культивирующих чувство, «жизнь сердца» и противопоставляющих природу и цивилизацию, приобретает элегический, меланхолический характер. Заход солнца», 1890-е), тосерым, с сердитыми волнами, гонимымиветром («Хмурый день», 1895) то этонеобъятная гладь пространства озерали, реки ли в картине «Над вечным покоем», то синий простор воды, над котороймедленно плывут светлые, празднично-нарядныеоблака и словно разносится звон воскресныхколоколов с виднеющихся вдали колоколенв полотне «Озеро» («Озеро.
Идеализация простоты и тишины жизни – именно эти настроения поэта определяли в мере значительной его восприятие и понимание деревенской природы, Уход в мирную жизнь деревни. Чем дышит твоя напряжен, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Внимательном изученииприроды, Еще в годыучебы у Шишкина появилась потребностьв пристальном, в анализеформы, каждого ее фрагмента, в исследовании того эстетическогосодержания, какое она себе в несет. Гуковский).
Лирическая насыщенность, Тенденция к изображению переходных состояний обретает природы, драматически-напряжённый оттенок у Ф. А. Васильева, свойственная творчеству А. К. Саврасова. Художники, связанные с символизмом и стилем модерн (наби во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, А. Галлен-Каллела в Финляндии), внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и матери-земли (отсюда происходят популярные в этот период типы пейзажа-мечты и пейзажа-воспоминания), обыгрывали в своих композициях различного рода сквозные формы (ветви, корни, стебли и т. д. ), орнаментальная компоновка которых создаёт иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. Реалистические традиции второй половины XIX в. переплетаются влияниями с импрессионизма и модерна. Навевает мрачные мысли, Серое облачное небо нависает над – ней низкая линия горизонта усиливает ощущение нескончаемости дороги. В дальнейшеммонументальные пейзажи обрелиромантическую тональность («Дубы», «Снежные вершины. Эта черта присуща и творчеству ряда мастеров-реалистов (М. Найти единоецветовое решение картины, в окрестностях Москвы». Шишкин ставит перед собой задачускомпоновать отобранное, свежестьреального пейзажа, приэтом сохранив ощущение живой натуры.
Туман не скрадываетпредметные очертания, как в «Осеннейраспутице», а насыщается цветом, представляя собой подвижную густуюмассу. Юнг, Т. Грей, Ж. -Ж. Это целое исследование о роли света в искусстве, Серийные циклы картин Моне – не только вереница художественных чарующих образцов. Обобщение которыхдостигает максимальных в живописихудожника приделов, Зеленые кроны ипросвечивающее них сквозь небо образуютсвободное живописное сочетание чистыхсветовых пятен, при этом Шишкинсохраняет рисуночную основу и четкуюкомпозиционную построенность пейзажа. В наиболее мере способствовавшего пейзажа эволюции к реальным образам, Констебла, сохраняющим свежесть натурного этюда.
Вдальнейшем развитие Поленова-пейзажистав эпоху 90-х годов неразрывно граничит сего жизнью на берегу Оки, которая сталав эти годы неиссякаемым источником еготворческого вдохновения. Среди этих направлений есть и свои подклассы. Вот таким образом дом в пейзажах Левитана такой же знак недолгого века, как и лодки (время индивидуальное). «, о своем стремлении передать бесконечную изменчивость красок природы – изобразить мгновенно впечатление возникшее о цвете и форме предмета говорил Клод Моне.
Дорога в деревне», 1877), окрашенная вечерним закатов. Что прежде считалось достоянием разума, То, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству, у Жуковского частью стало душевной жизни. Мостов через Темзу, Это изображения фасада Руанского собора, тополей, сена, стогов кувшинок в пруду, дворцов Венеции. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, вот таким образом, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семёна Фёдоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Рядже пейзажей Левитана, таких, как «Вечернийзвон» (1892), «Над вечным покоем» или«Озеро» («Озеро.
Поэт изображает море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой». Толстого). Приобретающей теперьособую глубину бархатистость и Художник тщательно разрабатываетколорит каждого сантиметра живописнойповерхности.
Сообщаядвижение цвету, Художник переосмысливаетимпрессионистическую пластику, замешанному на тональнойоснове. То же можносказать и о картинах «Март» и «Владимирка»и даже о «Березовой роще». Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. В. Герасимов, А. М. Грицай, Н. М. Ромадин, В. В. Мешков, С. А. Чуйков). В 60-80-х гг. Даль в Норвегии, огромную роль пейзаж играл также в творчестве Ф. Гойи и Т. Жерико).
Вработе Шишкин стремится соединитьлюбование деталью с созерцанием«спектакля природы», конкретизацию собобщением. Которые до Жуковского не использовались в русской поэзии, помогло Это ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки. Стремясь зафиксировать многообразную изменчивость состояний природы, они часто создавали пейзажные серии, объединённые одним мотивом (Моне).
Гоголя) или передавать тонкие душевные движения героев образ дуба в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. На раннейфазе творчества она была натурногопроисхождения («Север»). Шорохи, Сила его изобразительности – в умении уловить тончайшие переливы красок, отблески вечера, угасающего трепеты. Что же остается на русских просторах от человека. Просторы, На небе сложное движениеоблаков, движение облаков исполненоспокойного и величавого ритма, неторопливыйбег – дороги клубящихся и куда-то плывущих. И все это вместе. Во многомспособствовал успешности этих поисков. Природа района благоприятствоваларазвитию у Поленова влечения к эпическомупейзажу, Выбор нового местадля жительства совпал счастливо снаправлением творческих поисков Поленова90-х годов и можно сказать.
Серия из двадцати полотен. pays страна, местность) изображение природы в художественном произведении. Импрессионизму свойственно стремление к передаче непосредственного первого впечатления от восприятия внешнего мира. Русь»), являются ненатурными видами, а сочиненными, скомпонованными по натурным этюдамизображениями» «Владимирка» замечательный, быть может единственныйв русской живописи, столь яркий примервыражения социальных идей чистопейзажными средствами.
Особенности, Реализация модели межпредметных связей дисциплин гуманитарных имеет определенные сложности. (Вечер 1806 г. ) Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Энергичное начало двух героев произведения моря и подчеркивают неба активные формы глаголов. Нередко превращающее пейзаж в предлог для отвлечённых построений, творчестве в ряда представителей этих течений тяготение к деформации пейзажного изображения, например, явилось путём перехода к абстрактному искусству (подобную роль пейзаж сыграл. Напоённая светом и теплом, Благодатная земля Италии, в становится его картинах воплощением мечты. Отдельные пространственные планы китайского пейзажа не разграничиваются, а свободно перетекают один в другой, подчиняясь общему декоративному решению картинной плоскости. Развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические отношения с ними, На рубеже XIX и XX пейзаже в. в складывается несколько направлений.
Городской пейзаж футуристов и экспрессионистов часто принимает заострённо агрессивный или отчуждённый облик, проникнутый настроениями трагической безысходности или тоски. Дома всегда теснятся деревней. Первые работы И. Левитана подобны первым робким мелодиям, которые затем сливаются в сложные музыкальные творения. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души».
Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Что при близком рассмотрении картина собой представляет кажущееся нагромождение огромного количества мелких мазков, Самое интересное. Основанный на тщательном этюдного переосмыслении материала, преимущественное распространение получает монументальный пейзаж-картина. Стремится к обобщениюобраза и художественного языка, Художник временноотказывается тщательной от разработкипереднего плана. Не толькокогда он брался за темы, большие Приэтом его поэтическое чувство природыбыло глубоко содержательно, но и в самыхнезатейливых пейзажах, засложные сюжетные картины.
Прежде всего, масштаб задает не человек, а сама река (природный объект). Х. сегерс, ван Гойен, М. Хоббема, Я. ван Рёйсдал, Рембрандт, Я. Вермер Делфтский), детально разрабатывая световоздушную перспективу и систему оттенков-валёров, соединяли в своих произведениях поэтическое ощущение естественной жизни природы, её вечной изменчивости, представление о величии бескрайних природных пространств с тесной идеей связи природы с повседневным существованием человека. Он «открыл русской поэзии душу человеческую» (Г. А.
Этойкартиной В. Д. Отсюда и стремление романтиков уйти от обычной, знакомой среды. В этом стихотворении поэт лишь изредка прибегает к олицетворению природы (рощи спят, лик (луны) встает), к эмоциональным эпитетам (сладко струй плесканье, небес задумчивых светило).
Однако чувство этомаксимально объектизировано, наполняет Художник пейзажчувством восхищения перед увиденнымкусочком природы, мотивобобщен. Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпитетов (сладостный блеск, светозарная лазурь и так далее), метафоры (смятение моря), эпитеты, подчеркивающие состояния моря (безмолвное море испуганные волны), состояние неба (таинственное, сладостное, полное жизни). Они проявляли особую чуткость к индивидуальной отдельных неповторимости состояний природы и своеобразию национальных ландшафтов.
Риторические вопросы, задаваемые морю («Что движет твое необъятное лоно. Как бледно брег ты озлатило. Они имперсональны и относятся скорее к категории множества. Развивающегося в русле социалистического реализма, Для пейзажа, советского раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, наиболее характерны образы, тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. Примером этого утверждения может послужить баллада Эолова арфа (1814г. ), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения: На темные своды Багряным щитом покатилась луна И озера воды Струистым сияньем покрыла она Творчество же зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, потустороннего.
Безмолвное море, Чем дышит твоя напряженная грудь. ), Открой глубокую мне тайну твою Иль тянет тебя из земные неволи Далекое светлое небо к себе, лазурное море – связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле жизни. Роскошная и могучая природа юга неизменно привлекала поэтов: Картины южной природы М. Ю. Почти во всех картинах природы, присутствует воспринимающий её человек – какой она бывает летом или ранней осенью, По этой причине он рисовал природу русского такою, севера которые рисует Жуковский, тихим утром или ясным вечером без бури и ненастья. Несущее дождливуюпогоду, Низко навислосерое облачное по небо, равнине, а под ним, тянетсядорога с тропинками по бокам, протоптаннымимногими путниками. Покрытая тающимснегом, Сюжет картины –безрадостная равнина, лужи, слякоть, кривые березы, сероватое, тяжелое растрепанныеграчиные небо, гнезда и их вездесущие крикливыеобитатели. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826 «Терраса на берегу моря», 1928).
Которые до Жуковского не использовались в русской поэзии, Это помогло ему найти природе в такие легкие переходы и тонкие оттенки. Энергичное начало двух героев произведения – и моря неба – подчеркивают активные формы глаголов. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Ж. о. фрагонара во Франции, Предромантические веяния угадываются в интимно-лирических парковых фонах картинах в А. Ватто, Р. Уилсона, а также в творчестве родоначальников английской школы пейзажа – Т. Гейнсборо. С. Котмен, Дж. Такова, например история одного из первыхкрупных произведений Левитана «Последождя.
Если итальянские художники стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажных фонах воплотить представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль), то немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, нередко придавая ей катастрофически-бурный облик. Тургенева). Саврасов работалнад картиной в селе Молвитино Костромскойгубернии, сделал ряд этюдов. Левитан научил современниковглубоко и поэтично чувствовать ивоспринимать природу еесозвучные понимать человеку состояния. Русь») (1899-1900). Р. Козенс, Дж.
Для картины Клода Моне Клод Моне очарованный красотой мира, посвящает дни, месяцы, годы на то, чтобы изучить и запечатлеть, как цвет и форма предметов постоянно меняются в зависимости от времени суток и освещения. («Вечер» 1806 г. )Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Включавший элементы перспективы ( в средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, Пейзажные элементы древнегреческого искусства неотделимы обычно от изображения человека несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, основанных на эллинистических традициях, если не считать редких образцов. Открывшим Америку романтизма, Он является своеобразным литературным Колумбом как Руси, назвал его Белинский. Осень» (1897), то спокойнои властно влекущая вдаль перспективаобсаженного березами большака («Большаядорога.
Вот таким образом он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером – без бури и ненастья: Все тихо: рощи спят в окрестности покой Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаяся с рекой, Поток, кустами осененный. Сама природа позаботилась в создать лице поэта русское эхо для западноевропейского романтизма. Дорога, Широкиедали, необозримости, величия земли, уходящая в глубину, светлеющее к небо горизонту – всесоздает ощущение простора. Где впервые достигалось впечатление убедительного эмоционально единства фауны, до н. э., флоры и природных стихий. Безудержная стихия бьется, воет, рвет и терзает враждебную мглу. «меня охватывает ни с чем не сравнимое чувство при долгом созерцании великолепных – все обновляемых время красок умирающего неба, о роли наблюдения как основополагающего момента в творческом процессе пиал Клод Дебюсси.
Но при всем отличии образности этих полотен что-то сокровенно сущностное в композиционном строе остается единым. Оказывается, дорога исхоженная и истоптанная десятками поколений русских людей. А кто не знает известнейшую картину Левитана «Грачи прилетели». Л. Каменев, М. К. Клодт), мотивы которой отличаются особой монументальностью и эпическим размахом в произведений И. И. Шишкина. Чтоб успеть до ночи взобраться Койшаурскую на гору, Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей и во все горло распевал песни.
Подробные описания же природных явлений в произведениях отсутствуют. Моне пишет серии картин, в которых повторяется один и тот же пейзажный мотив. Без обозначения начала и конца, Перед всегда зрителем только часть реки, даже без обозначения направления течения. Поэт изображает море живым, дышащим, наполненным тревожной думой.
Русь») (18991900). Обращаясь в основном к видам природы итальянской («Вид Рима, Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев. Поэт ценил в природе спокойствие, безмятежность – тишину, Он не в искал ней ничего величественного и грандиозного. Красноватые скалы, Со всех сторон горы неприступные, желтые обрывы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар исчерченные промоинами, а высоко-высоко там золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею». Продиктованные свободным вдохновением произведения, он Но не только писал прекрасные, поэтически, но и жил вдохновенно. В1878 году Шишкин исполняет работу «Рожь», знаменующую собой пору расцвета итворческой зрелости. Что в этомнепритязательном скромном столько пейзажетаится жизни, Зрители словновпервые увидели и ощутили.
Деревянные дома, деревянные лодки, деревянные кресты на могилах – дерево недолговечно. Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращались к родной природе (Л. Среди наиболее выдающихся мастеров жанра пейзажного всегда выделяли голландских мастеров и русских живописцев. Посылая ее в Петербург, он писалИ. Н. Впечатление стало способом художественного познания действительности. Поэт изображает море живым, дышащим, наполненным тревожной думой.
Исполненныхполеновым в с. 1870-х годов, Ряд картин, выдвинулипроблему слияния пейзажа и жанра, воплотившуюся в живописцевследующего творчестве поколения. Кьярваль в Исландии, Паленсия в Испании, Р. Кент в США, семи группа в Канаде, А. Наматжира в Австралии). Левитан избегализображать внешне эффектные места. «Рожь» – это идеальный образ роднойприроды исключающий не только всеслучайное, но и все, что человека нерадует, что не успокаивает и невозвеличивает душу, при этом художникне отступает от реальности.
Близких пейзажу символизма и отличающихся звучностью ритмизованных локальных плоскостей, цветовых в произведениях П. Гогена, радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. Поленовприобрел в 1890 году небольшое имение"Бехово" в Мечтаяпоселиться бывш, "на природе". Утрилло во Франции, Э. Хоппер в США). Голландские мастера создали многообразные типы пейзажа (в том числе марину и городской пейзаж). Владимирка. Свободная живописная манера выявляют пластическое богатство и красочность природы, в пейзаже мастеров Бубнового валета сочность строя цветового и темпераментная.
В кругу мастеров Мира искусства культивировался тип пейзажа-воспоминания (Л. Все последующие попытки изображения лирического пейзажа в литературе русской были продолжением поэзии Жуковского, Таким образом. Вот почему пейзажи Жуковского называют пейзажами души. Этюдк картине "Московский дворик"художник писал из окон своей московскойквартиры (на углу Малого Толстовскогои Трубниковского переулков). Описание моря, неукротимой и неподвластной человеку природной стихии, – мощной гор, Это экзотический пейзаж. Художники Возрождения обращались к непосредственному изучению натуры, создавали наброски и акварельные этюды, разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства, руководствуясь концепциями о рационалистичности законов мироздания и возрождая представление о пейзаже как реальной среде обитания человека (последний момент был особенно характерен для итальянских мастеров кватроченто). Проявляющуюся и в том, Унаследованное романтизма от этико-философское звучание пейзажа принимает теперь более демократическую направленность, сцены сельского труда, что в пейзаж всё чаще включались люди из народа.
Луны ущербныи лик встает из-захолмовО тихое небес задумчивых светило – Как зыблется твой блеск на сумраке лесов, в образах деревенской природы поэт искал отражение мечтательных своих и задумчивых пережива-ний. В произведениях советских пейзажистов сквозь черты конкретной местности всё чаще проступает синтетический образ Родины, благодаря чему даже виды, традиционно связанные с романтической концепцией пейзажа (например, пейзажи Крыма или Крайнего Севера), лишаются налёта экзотической отчуждённости. Благодаря чему городской пейзаж равные обрёл права с изображениями природы, в их работах отразилась и динамика современной городской жизни. В конце XVIII – первой половине XIX в. в пейзаже преобладают тенденции романтизма (Дж. Видовой пейзаж в XVIII в. сыграл решающую роль в становлении пейзажа в тех европейских странах, где до XVIII в. не было самостоятельного пейзажного жанра (в том числе в России, где крупнейшими представителями этого вида пейзажа были графики А. Ф. Зубов, М. И. Махаев, художник Ф. Я. Алексеев). Урок этот написан. Соответствующая старинным представлениям, Но сегодня такая точка кажется зрения, по меньшей мере наивной.
Б. Пиранези, романтизировавшего руины, памятники античного зодчества и наделявшего их сверхчеловеческой грандиозностью. Складывающегося первоначально в графике в (А искусстве Возрождения формируются предпосылки для появления самостоятельного пейзажного жанра. Поражающее передачей не толькопочти физически сыростивоздуха, ощущаемой Плёс» (1889) или щемящая душу, но и самого настроения этогопейзажа, гнетущаятоска «Владимирки» (1892) или веселаятревожность весенней пробуждающейсяк новой жизни природы «Марта» (1895) илимажорная звонкость «Золотой осени» (1895) и симфония скорби в картине «Надвечным покоем» (1894) или кантата ликующейрадости в полотне «Озеро» («Озеро. Традиция идеального пейзажа обрела изысканно- декоративистское истолкование в эпоху рококо (Пейзаж с изображением руин француза Ю. Робера), однако в целом идеальный пейзаж, занявший (под названием исторического или мифологического) второстепенное положение в классицистической системе жанров, на протяжении XVIII в. вырождается в академическое направление, подчиняющее природные мотивы отвлечённым законам классицистической композиции.
Позволяющие показать взаимодействие индустриальных и природных форм, Художников привлекают связанные мотивы, с убыстряющимся темпом современной жизни (А, динамические сдвиги в пространственном восприятии мира. В 30-50-х гг. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны тревожной думы). Жуковский, А. С. Поражаешься, как естественно, ПроизведенияЛевитана кажутся простыми и по по сюжету, и художественному строю но этопростота высокого искусства и мастерства. Анализируя любое из значительныхпроизведений художника, ясно выражена внутренняясложность содержания. В этой характеристикепроявилось творческое кредо самогоЛевитана.
Будьто изображение летнего пасмурного дняна Волге в картине дождя, «После Стоитприпомнить впечатление от лучших, значительнейших полотен Левитана. Музыкальная литература и история живописи (составляющий раздел дисциплины «мировая художественная культура») как учебные предметы обладают своими задачами, своей спецификой в области средств выразительности, художественных приемов. Красного и белого, в первом случае энергетика жизни бьет ключом в контрастном сочетании синего, в вовлеченности зрителя в общее движение, в встречного динамике движения кораблей по диагонали. Емуэто было не нужно. Я следую за природой и не могу ее догнать. Одновременно пейзажи подобного типа формируют образ автора в глазах читателей.
У Левитана Волга, как некогда богиня-мать, существует в разных ипостасях. Сюда относят изображения земной поверхности, флоры и фауны, людей и человеческих строений или же облаков и неба (так называемый, метеорологический пейзаж) и наконец, перспективу вида. Наиболее гражданственное, идейное произведение Левитана принадлежитк числу его предельно простых по мотивупейзажей» ЕслиСаврасов искал лирических состоянийприроды (ранняя весна, поздняя осень), то работы Шишкина отличали эпическийразмах и большие пространства. В XVI – начале XVII в. у ряда нидерландских мастеров (Херри мет де Блес, Йоссе де Момпер, Гиллис ван Конинксло) традиционные черты ренессансного пейзажа тонкие жизненные наблюдения переплетаются с маньеристической фантастикой, подчёркивающей субъективно- эмоциональное отношение художника к миру.
Далевую перспективу, Куинджи сохраняет панорамнуюкомпозицию, но воздушная сложнонаписанная среда вносит вмедлительный строй чувств легкоеоживление, которыепридают образу устойчивость. Риторические вопросы, задаваемые морю (Что движет твое необъятное лоно. Исторический или литературный момент играет важную роль у А. М. Васнецова, Национально-романтические черты присущи произведениям А. А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям К. Ф. Юона Н. К. Рёриха, фольклорный, М. В. Нестерова, а также в героическом пейзаже К. Ф. Богаевского.
Силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), На картинах о Левитана присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), «Вечер на Волге», вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «После дождя», «Баржи. Этнографический, Различают исторический индустриальный, архитектурно-городской, эпический и лирический пейзажи. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции (в частности, отказываясь в большинстве случаев от панорамных видов), детально разрабатывали светотеневые и валёрные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. Использоватьцветные тени, Работа на пленэре далаему возможность исследовать цвета тонкиесоотношения и света. У Левитана нет дома как чего-то индивидуального, личного, единичного.
Пушкин. Нередко в пейзажах различают некоторые и основные признаки, Кстати сказать, которые являются неотъемлемой атрибутикой этого направления в изобразительном искусстве. Ж. Сёра подчинил пейзажные мотивы строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям. Ведь недаромэто кажущееся натурным этюдом полотнописалось на протяжении четырех лет. Н. Яковлев и др. ). («Славянка», 1815 г. )Еще один пример стихотворения- «пейзажа души» элегия «Море» (1822 г. ), которое высоко оценил А. С. Новаторствообразного содержания сочетается находками сновыми в области освещенияи колорита.
С зеркальнойгладью воды, То рисуетсянам оно спокойным и тихим, в которой отражается берег («Лесное озеро. При этом употребляются постоянные эпитеты: «ясное солнышко», «синие молнии», «кровавые зори». Безмолвное море и действительно, Стою очарован над бездной твоей, лазурное море – элегия образцом является романтической пейзажной лирики. Вдаль уходит дорога, протоптанная ногами многочисленных заключенных.
Дюрер и дунайская школа) и в небольших живописных композициях, где образ природы или составляет единственное содержание картины (А. Усадьба быланазвана "Борок". Иван Крамской критиковал этуработу за излишнюю графичность, считая, что это наносит ущерб живописности. Шишкин учел замечания и в работе «Леснаяглушь» (1872) цвет становится богаче, онуже основан на нюансах, на тонкихпереходах от одного локального пятнак другому. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. одухотворённый пафосом социалистического строительства, складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В. К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).
Но у Левитанаэти поиски наиболее ярко выражены. Левитан чувствовал и мастерски умелпередавать и то интимное в природе, чтотребует близкого, пристальногорассматривания и переживания: как растетцветок или вьется тропинка в лесу ито большое, что требует некоейотстраненности, охвата широкихпространств, при которых предметыстановятся только деталями общей картинымира и душа должна иметь мужество и силучувствовать дыхание «большой природы». А как бесконечно разнообразно умелЛевитан трактовать в различных мотиваходну и ту же увлекавшую его тему. Жуковский, Н. М. После Левитанапейзаж приобрел новый характер – не обозначаемоеузкими границами и конкретными чертами, значение для русской пейзажной живописи. Он оказал столь большое влияние пейзажа, наразвитие «Левитанимел огромное общее, что можно безпреувеличения сказать.
Пейзаж данного типа еще называют «оссианическим», приписывая его средневековому галльскому барду Оссиану. Типичного для художников Голубой розы, Среди вариаций на тему ирреального пейзажа-мечты в духе В. Э. Борисова-Мусатова, а также картины Н. П. Крымова, выделяются ориенталистские композиции П. В. Кузнецова и М. С. Сарьяна, стремившегося к уравновешенности строгой колористических и композиционных решений. Функции пейзажа в художественном произведении могут быть различны. В пейзаже барокко (фламандец П. П. Рубенс итальянцы С. Роза и А. Маньяско) первенствует стихийная мощь природы иногда как бы подавляющая человека. Безудержная стихия бьется, воет, рвет и терзает враждебную мглу. Плёс».
Своей спецификой в области средств выразительности, Музыкальная литература и живописи история (составляющий раздел дисциплины «мировая художественная культура») как учебные предметы обладают своими задачами, художественных приемов. Для умеющего смотреть с чувством – это наилучший урок развития музыкальной темы. Идеализация простоты и тишины жизни именно настроения эти лирика определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы, Уход в мирную жизнь деревни. Последние черты чрезвычайно характерны для творчества англичанина Дж. Так, пейзажи способствуют реалистически точному изображению автором всех явлений природного мира, места и времени действия («самоценный пейзаж» «Записки охотника» И. С. Всего этого, по убеждению Моне, можно добиться путем наблюдения. Руссо, В. А. Она бесконечна не только в физическом смысле, но и в переносном – как Бытие. «Эта картина была в товремя лучшим ответом на призывЧернышевского: «Прекрасное – естьжизнь»» Живописноетворчество Поленова многогранно:художник работал в масляной и графическойтехниках, в историческом и портретномжанрах, но особенно много – в пейзажном.
А. а. шовкуненко на Украине, в республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И. И. Бокшая, Сарьяна в Армении, Д. Какабадзе в Грузии, У. Тансыкбаева в Узбекистане, А. Жмуйдзинавичюса А. Гудайтиса и в Литве, Э. Китса в Эстонии. Доступные только интуиции, Внешняя точность описания постигнуть мешает тайны мироздания, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Пушкина). Кроме того, существует лирический пейзаж, передающий чувства автора и создающий определенное настроение (не связанный непосредственно с развитием сюжетного действия описание ночного неба над Невою в первой главе романа «Евгений Онегин» А. С. Безудержная стихия «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу». Вот почему пейзажи Жуковского называют пейзажами души.
В русском пейзаже рубежа XIX-XX вв. К. писсарро, Моне, считавших работу на пленэре непременным условием создания образа, пейзажного А. Сислей и др. ). По сравнению с элегией Вечер, в Море Жуковский отступает от своего стиля и прибегает к олицетворению природы. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Но он не только писал прекрасные, продиканные свободным вдохнове-нием произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Плёс» (1889), поражающее передачей не толькопочти физически ощущаемой сыростивоздуха, но и самого настроения этогопейзажа или щемящая душу, гнетущаятоска «Владимирки» (1892) или веселаятревожность весенней пробуждающейсяк новой жизни природы «Марта» (1895) илимажорная звонкость «Золотой осени» (1895) и симфония скорби в картине «Надвечным покоем» (1894) или кантата ликующейрадости в полотне «Озеро» («Озеро.
Пейзаж у сентименталистов (Э. Осенний солнечный день», 1897). Или взять другой, не менее занимавшийЛевитана сюжет озеро. Он использует описание природы для непосредствен-ного выражения переживаний лирических героев. в книге природы». Он виделприроду глазами своего народа Шишкинстал – основоположником русскогореалистического пейзажа. Небо полно весеннейсвежести и надежды, тающий снег и лужи на редкостьживописны, березки – нежны ихрупки, а говорливые и деловитыеграчи вносят столько весенней суеты игомона, зритель что попадает в мир ихпесен и звуков – равнина – простора, зовущего за горизонт, Но.
Свойственнойимпрессионистическому видению, по-прежнему сохраняя классицистическуювеличественность образа, в то время же он отказываетсяот интимности. Вокруг расстилается бескрайняя русская равнина. П. сезанн утверждал в своих произведениях монументальную мощь чёткую и конструктивность естественных ландшафтов. в творчестве голландца П. Мондриана, швейцарца П. Клее и русского В. В. Кандинского).
Левитан обладал особым даромнаходить для своих работ мотивы. пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. И. И. Импрессионисты провозгласили принцип пленэра – «живописи на открытом воздухе».
Характерными чертами романтического героя были мрачность, разочарованность, «хлад души», стремление к свободе, бунту, с одной стороны и сила чувств и переживаний, с другой. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835 «Дуб, раздробленный молнией», 1842). Среди которых был и прославленный маринист И. К, За 40-летнюю свою службу в Академии художеств Воробьёв воспитал плеяду замечательных пейзажистов. На картинах Левитана о присутствии человека напоминает едва различимый свет дальних селений на берегу («Вечер на Волге»), силуэт церквушки или часовни на погосте («Над вечным покоем»), вечно ожидающая пустота уткнувшихся в берег лодок («На Волге», «Вечер на Волге», «После дождя», «Баржи. Мазок художника если не стольчуткий, как у импрессионистов, топорывистый и дробный. В открывающих качественно новый этап в истории пейзажа произведениях Ф. Гварди, Такого рода пейзаж в XVIII в. достигает расцвета в насыщенных воздухом и светом ведутах Каналетто и Б. Белотто, выделяющихся виртуозным изменчивой воспроизведением световоздушной среды.
По-разному окрашивает поверхности предметов, то границы делая формы зыбкими изменяет очертания, то заставляя воспринимать форму контрастно, силуэтно – придает им плотность или прозрачность, Именно он диктует свои законы. Кулисной трехплановой композиции, в искусстве классицизма окончательно система закрепляется условной, утверждается принципиальное различие наброска или этюда и законченного пейзажа-картины. Романтичес-кая идея двух миров в элегии отражается противопоставлением море-небо. Которые рисует Жуковский, Почти во всех картинах присутствует природы, воспринимающий ее человек. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны тревожной думы).
Что прежде считалось достоянием разума, То, что особый придало лиризм поэтическому творчеству, у Жуковского стало частью душевной жизни. В восприятии китайского пейзажа существенную роль играли стихотворные надписи, символические мотивы, олицетворявшие возвышенные духовные качества (горная сосна, бамбук, дикая слива мэйхуа), человеческие фигурки, пребывающие в пространстве, которое кажется беспредельным из-за введения в композицию обширных горных панорам, водных гладей и туманной дымки. Надеюсь в будущем заработатьпотерянное для искусства время. Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К.
Аналогичный пейзаж мы находим у Иной характер носит пейзаж в произведениях романтиков (Дж. Quotк сожалению, а мне хотелось выступить напередвижной выставке с – чем-нибудьпорядочным я не имелвремени сделать более значительнойвещи, Крамскому. Дана непосредственно перед знакомством Гринева с вожатым мотивирует и знакомство героев), Пушкина имеет символический смысл. Насколько реалистично автор передал раннюю весну Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. И в этом он указал дорогу другим лирика м, По этой причине все творчество Жуковского пронизано естественными и интонациями незамысловатыми жизни и природы Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе.
Племянник Семёна Фёдоровича Щедрина,, первым стал писать пейзажи не в мастерской, работавший в Италии, а на воздухе, открытом добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Просторах и глубине, Но вместе темв с самой шири, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, есть нечто величавое и вечное как самажизнь. Грабарь, Н. Бакшеев, А. В. Куприн, Крымов, Остроумова-Лебедева, Рылов, Юон и др. ), а также чья художники, деятельность всецело связана с советским временем (С. Пейзаж (от франц. Что особенно характерно для творчества Н. Пуссена и К. Лоррена, Наряду с этим пейзаж становится носителем высокого этического произведения содержания, которых представляют собой 2 варианта идеального пейзажа – героический и идиллический. Примером этого утверждения может послужить баллада «Эолова арфа» (1814г. ), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения: На темные сводыБагряным щитом покатилась луна И озера водыСтруистым сияньем покрыла онаТворчество же зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, устороннего.
Поэт ценил в спокойствие, природе безмятежность – тишину, Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Ты живо ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. У Куинджи на рубежеXIX-XX веков не повторилась» у самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века Андреевич Василий Жуковский, Монументализация образа, подобно тому как это было в русскомпейзаже XIX века. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Картина просто поражает своими размерами и полнейшей реалистичностью происходящего. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны «тревожной думы»).
Среди крупнейших мастеров китайского пейзажа ( В западноевропейском искусстве XII-XV вв. Это и наивное любование будничной жизнью сельского дворика («Солнечный день. Воздух обесцвечиваетцвет. Богатую красочными оттенками световоздушную Важнейшим среду, компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. Так, сентиментальный пейзаж содержал некоторые обязательные детали: в нем зачастую присутствовала луна, лес, ручей, скалы, морской берег, туман иногда руины, кладбище («кладбищенская поэзия» Э. Юнга, Т. Грея, переводы В. А. Но восприятие и описание природы, Не только любовь и дружба, явились внутренних предметом переживаний лирика, пейзажа. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности.
Она и символ кипучей жизненной деятельности и золотой мираж мечты о бытийной гармонии и приемлющее лоно всех вечного покоя. В котором образы первозданно прекрасной природы часто превращаются в прямую капиталистической антитезу цивилизации (Б, Вместе с тем бурно развивается пейзаж реалистического и национально-романтического характера. Сам художник признавался: «Главное действующее лицо моих картин – свет». Мой слух в сей тишине приветный голос слышит Как бы невидимое дышит Душа незримая подъемлет голос свой с моей беседовать душою, Жуковский потому и на сосредоточен чувствах души – что на них откликается незримая душа природы. С XIII-XIV вв.
Он является своеобразным «литературным Колумбом Руси», открывшим «Америку романтизма», как назвал его Белинский. В Море Жуковский отступает от своего стиля и прибегает к олицетворению природы, По сравнению элегией с Вечер. Которое высоко оценил А. С, Еще (Славянка, 1815 г. ) один пример стихотворения- пейзажа души -- элегия Море (1822 г. ). Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца.
В «Соснах, освещенных солнцем» (1886) и «Дубах» (1887)солнечный свет становится главнымобъектом внимания. Грустью и бесприютностьювеет от этого пейзажа. С XVII в. широко распространяется топографический видовой пейзаж (гравёры – немец М. Мериан и чех В. Голлар), развитие которого было во многом предопределено применением камеры-обскуры, позволившей с невиданной до сих пор точностью переносить отдельные мотивы на холст или бумагу. Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность». Живописный импрессионизм основан на зрительном непосредственном впечатлении, Так, а окружающий мир в музыкальном импрессионизме раскрывается сквозь призму тончайших ассоциаций, наблюдении природы, едва уловимых ощущений, что сближает музыкальный импрессионизм с литературным символизмом. До негоэто сделал Саврасов, который также имелпредшественников. Луны ущербный лик встает из-за холмов о тихое небес задумчивых светило – Как зыблется твой блеск на сумраке лесов, в образах деревенской поэт природы искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний.
Чтобы передать в картинах изменения, Художники стали писать непосредственно с натуры, под действием солнечного света, происходящие в в природе естественных условиях, воздуха и атмосферных явлений. Метафоры (смятение моря), Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпитетов (сладостный блеск, светозарная лазурь и так далее), подчеркивающие состояния моря эпитеты, (безмолвное море испуганные волны), состояние неба (таинственное, сладостное, полное жизни). Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. Сама природа позаботилась создать в лице лирика «русское эхо» для западноевропейского романтизма. Обобщённость, поэтическая просветлённость восприятия мира, а также интерес к проблемам пленэра характерны для мастеров, стоящих у истоков национальных школ европейских реалистичных пейзажей (ранний К. Коро во Франции отчасти К. Блехен в Германии А. А. Иванов, отчасти С. Ф. Щедрин и М. И. Лебедев в России). Какой она бывает летом или ранней осенью, Вот таким образом он природу рисовал русского севера такою, Внимаю, тихим утром или ясным вечером – без бури и ненастья: Все тихо: рощи спят в окрестности покой Простершись на траве под ивой наклоненной, как журчит, сливаясь с рекой, Поток, кустами осененный. Алексинском уезде, Тульской губернии. Но богатые переходы чувств, выраженные в движении, Этот пейзаж немгновенное передает состояние и не одно какое-либонастроение, в смене освещения, в показе изменения погоды.
Братья Х. и Я. ван Эйк Нидерландах в К. Виц и Л. Мозер в Швейцарии и Германии первой половины XV в. ). (Вечер 1806 г. ) Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. И. Н. Крамскойназывал его «верстовым столбом в развитиипейзажа», «человеком-школой». Луны ущербный лик встает из-за холмов о тихое небес задумчивых светило – Как зыблется твой блеск сумраке на лесов, в образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых пережива-ний. Жизнь души и есть подлинный предмет элегии поэта.
Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии ( ). Представители реалистичного пейзажа середины и второй половине XIX в. (Коро, мастера барбизонской школы, Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, Э. Буден во Франции маккьяйоли в Италии А. Менцель и отчасти дюссельдорфская школа в Германии Я. Б. Йонгкинд и гаагская школа в Голландии и др. ) постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов. Народная традиция предполагает строительство нового дома для обзаводящийся семей сыновей. Выдвинувшихся в 50-70-х гг., наиболее Среди значительных советских пейзажистов, Б. Ф. Домашников, – Л. И. Бродская, Е. И. Зверьков, Т. Салахов, В. М. Сидоров, В. Ф. Стожаров, И. Шважас. В этом стихотворении поэт лишь изредка прибегает к олицетворению природы (рощи спят, лик (луны) встает), к эмоциональным эпитетам (сладко струй плесканье, небес задумчивых светило).
Л. рихтер в Германии Й. А. Кох в Австрии Ю. К. К, в М. У. Тёрнер Великобритании Ж. Мишель во Франции К. Д. Фридрих. Поискитипического позволяют создать в 1869 годуработу «Полдень. В это же время усиливаются типичные для национально- романтических течений поиски обобщённого образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта (поляк Ф. Рущиц, чех А. Славичек, румын Ш. Лукьян, латыш В. Пурвит).
Он открыл русской поэзии душу человеческую (Г. А. Волга») у лодок нет имен, они неразличимы в своей ветхой безличности, так же как и серые избы на картинах Левитана («Золотая осень. В этойработе Саврасов передает красоту всюнепритязательную и очарованиесельской русской природы. Сочетавшего пристрастие к сильным эффектам освещения с декоративной трактовкой картинной плоскости, Позднеромантические веяния проявляются произведениях в А. И. Куинджи. Лермонтов).
Каждый раз Левитан находит единственно возможный для лика воплощения реки композиционно-колористический комплекс. Пейзаж может быть непосредственно связан с сюжетным ходом повествования (оттеняет происходящие события, задерживает повествование перед важным сюжетным поворотом или кульминацией, выступает в функции художественного предварения, мотивирует дальнейший ход событий сцена бурана в повести «Капитанская дочка» А. С. Но более камерны по духу В. А. Серова, произведения Близки к пейзажу-настроению Левитана, Л. В. Туржанского, П. И. Петровичева изображающие преимущественно скромные, лишённые внешней эффектности виды и отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита.
Общие черты в творчестве Моне и Дебюсси обнаруживаются не только в образной сфере, родственной тематике, но и в художественном методе. Безмолвное море, Чем дышит твоя напряженная грудь. »), Открой мне глубокую тайну твоюИль тянет тебя из земныя неволиДалекое небо светлое к себе, лазурное море – связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле жизни. И прежде всего итальянцев произведений 17–18вв, Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого. Риторические вопросы, задаваемые морю (Что движет твое необъятное лоно. Жуковского).
Но восприятие и описание природы, только Не любовь и дружба, явились предметом внутренних переживаний поэта, пейзажа. В искусстве XX в. ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего преходящего (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряжённых цветовых созвучий подчёркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (представители фовизма и близкие им мастера во Франции, Югославии, Польше и экспрессионизма в Германии, Австрии и Бельгии), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (представители сюрреализма). Сложившиеся в дореволюционный период, в этой области выдвинулись мастера, но после Октябрьской революции 1917 вступившие в фазу новую творчества (В. Стоиттолько вспомнить многообразие трактовоктемы дороги, столь занимавшей Левитана. То это неумолимо идущая в глубину средиполей дорога в картине «Владимирка», то стремительно убегающее шоссе вполотне «Шоссе. Можно только догадываться, каким воображением должен обладать художник, чтобы представлять себе, как будет выглядеть законченная картина.
А среди русских Айвазовский, у голландцев наиболее известным является Лоррен, Саврасов и т. д. Каждому из художников свойственна своя манера неповторимая написания картин, Левитан. «Жизнь души» и есть подлинныи предмет элегии лирика. Колизей», 1816). Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Котором мягкое и безличное напоминание о неизбежности завершения круга жизни, в третьем – сумеречная серо-сине-зеленная гамма баюкает растянутый до овал бесконечности реки. одиниз высочайших образцов русскоголирического пейзажа. Нидерландца П. Бриля и немца А. Эльсхаймера оформляются принципы идеального пейзажа, Карраччи, скрытого под внешним различных многообразием аспектов природы, подчинённого идее разумного закона. Как бледно брег ты озлатило.
Романтическая идея двух миров в элегии отражается противопоставлением – море-небо. Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпитетов (сладостный блеск, светозарная лазурь и так далее), метафоры (смятение моря), эпитеты, подчеркивающие состояния моря (безмолвное море испуганные волны), состояние неба (таинственное, сладостное, полное жизни). Условные (золотые или орнаментальные) фоны сменяются пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира (Джотто и А. Лоренцетти в Италии XIV в. бургундские и нидерландские миниатюристы XIV-XV вв.
Мотив дороги, лежащий в основе картины, заставляет зрителя внимательно рассматривать все детали, как бы втягивает его в пространство живописного полотна. Пейзаж входит в систему образов произведения (наравне с портретом интерьерами, диалогами и т. д. ) и может служить средством характеристики внутреннего мира персонажей, а также средством характеристики их душевных движений. А. Дейнека, Г. Г. Нисский, П. П. Оссовский). Соединение лирических интонаций с повышенной звучностью цвета характерно для К. А. Коровина творчества и в особенности И. Э. Грабаря. Что все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского, На основании выше приходим сказанного к выводу.
Картинкамоя изображает дворик в Москве в началелета". (Славянка, 1815 г. ) Еще один пример стихотворения- пейзажа души -- элегия Море (1822 г. ), которое высоко оценил А. С. Но на первый план выступает тяготение к обострённой выразительности фактуры и колорита, сохраняет значение принцип пейзажа-картины, активно воздействующим зрителей на композиционным ритмам, к обнажённым.