Подводя основные итоги первого этапа развития русского авангарда, необходимо отметить, что за девять лет (1907–1916) возникло и стремительно развилось в самостоятельную идейно-художественную систему новое движение в русском искусстве, охватившее живопись, литературу, музыку и постепенно втягивавшее в свою орбиту театр. Литературно-художественные симпатии этих газет и их рабочей аудитории были подчинены утилитарному принципу «кто не с нами, тот против нас». Достоевский был для них реакционером, Мережковский и Сологуб – тоже. Л. Сабанеев – «музыкальный Чхеидзе», Маяковский – «большевик в поэзии» и т. д. Русский футуризм находился вне поля зрения революционной прессы.
Русский и советский авангард 1915 – 1932» (1992 – 1993). Фоменко удается предложить интегральный сравнительный анализ идейных, Признавая вслед за русскими формалистами автономность художественных феноменов, представляющих поздний русский авангард как уникальное явление, эстетических и политических страт, не сводимое ни к своим древнерусским корням, к ни западному модернизму, ни к сталинскому стилю и социалистическому реализму. Так и за счет местных художественных сил, Продвижение русского авангарда в провинцию происходило как за счет переезда туда столичных искусств деятелей и централизованной рассылки художников-эмиссаров для переустройства художественной жизни. Форматом и толщиной напоминающая энциклопедию, Эта книга, почти роман о бурной самой эпохе отечественного искусства, больше напоминает многожанровое повествование. Разумеется, специалистам по искусству ХХ века (сюда включаем и литературу) известны не очень обильные отечественные и многочисленные зарубежные работы по русскому авангарду. Книга первая. Охранительные взгляды на и искусство литературу деятелей консервативного лагеря ограничивались признанием передвижников в живописи и Пушкина, Так, Достоевского – в литературе, Гоголя. Каталог собрания ГТГ (Т. 3, Лейкинда «Золотой век художественных объединений в России и СССР» (СПб., 1992).
«Русские футуристы, – писал либеральный критик ltон жеgt, – максималисты в области революции, пережитой русским литературным языком». Что касается либерального лагеря, то один из сотрудников газеты «День» ltС. Но зато они не упускали случая сообщить о том, что какой-то хулиган или вор назвался «футуристом», о сумасшествии Пяста, самоубийстве И. Игнатьева или о судебных разбирательствах, связанных с футуристами.
М., 2005 Т. 6. Очередной том его книги «Русский авангард», вышедший в издательстве «НЛО», представляет собой обзор событий художественной жизни России 1907–1917 гг., связанных с зарождением, возникновением, формированием и бурным развитием новаторского движения в русском искусстве, деятели которого в той или иной степени считали себя футуристами и борцами за «искусство будущего». От учительских тенденций, Заявляя о искусства свободе от общепринятого смысла, взрывая интеллигентскую культуру, они действовали как бы внутри публики. А удобный повод выставить своего политического противника глупом в виде, Однако это было скорее не защитой футуристов от нападок черносотенной печати. Например, националистическая петербургская газета «Голос Руси» предлагала писателям объединиться под знаменем «русской идеи».
Таким образом, книга А. Крусанова – это источник не только знаний о русском авангарде пореволюционной эпохи, но и кладезь разнообразной информации об эпохе интересующей всех. Респектабельный итальянский футурист Маринетти был встречен гораздо благосклоннее, чем собственные авангардисты (Крусанов тщательно реконструирует подробности российских гастролей Маринетти). Либеральная пресса в области искусства придерживалась более широких взглядов. Биографические статьи, собранные в первом и втором томе «Энциклопедии русского авангарда», – авторские, хотя и написаны по определённым энциклопедическим стандартам. Из поэтического и живописного футуризма и параллельных родственных ему новаторских течений в музыке и театре начало формироваться новое, более мощное движение, отказавшееся от практики футуристического эпатажа, отбросившее скандальность и сосредоточившее основное внимание на внутренних вопросах искусства.
Андрей Крусанов (Премия Андрея Белого 1997 года) в течение многих лет занимается изучением истории русского литературно-художественного авангарда. Так, А. В. Луначарский в статье «Футуристы» упоминал о «подлинном» футуризме, предтечей которого явился Уолт Уитмен, а учителем – Эмиль Верхарн. В 1913 году на одном из самых скандальных вечеров в кабаре Розовый фонарь художник Михаил Ларионов выкрикнул: Вы хотите, чтобы я в пять минут рассказал вам о своем творчестве. Что представители старого, Вполне естественно, устоявшегося искусства хотели не так просто сдавать позиций. Литературные критики-марксисты обращали мало внимания на реальный русский футуризм, предпочитая говорить о некоем «подлинном» или «истинном» футуризме, т. е. таком, каковым они хотели бы его видеть.
Но, как показал лаврентьев, великой степанову сделало совсем не это. Исследование питерского ученого открывает новую страницу в осмыслении русского авангарда и прежде всего производственного искусства и фактографии. Отсюда редуцирование средостений, обращение к наималам языка (В. Авангарду уже не нужна была философия в старом понимании. Книга первая.
Охранительно-консервативная пресса до осени 1913 года считала ниже достоинства своего замечать футуризм. Спасовскийgt. Футуристы «забрали в руки свои знамя словесной революции и под этим знаменем неизменно выступают. Авангарду уже не нужна была философия в старом понимании. В каждой строчке Сологуба и Андреева, по утверждению «Земщины», «сквозит полная бездарность». Исторический обзор. «Земщина» утверждала, что русская поэзия сплошь испакощена «произведениями Бальмонтов, Александров Блоков, Игорей Северяниных, а за последнее время и обалделых футуристов».
«Петербургский листок», «Колокол», «Свет» игнорировали футуризм до октября 1913 года, «Земщина» – до ноября 1913 года. Крайне правая газета «Русское знамя», рассматривавшая всю жизнь России, все события через призму «жидовского засилья», считала, что в печати футуризм оценивается слишком легко, как простое сумасбродство, безумие. М. – СПб., 1970 – 2002), каталог выставки «Великая Утопия. 132). Вернемся к Пушкину, Тургеневу, Достоевскому», – призывал правый критик ltМ. «Наш путь только в прошлое», «надо возвратить литературу на пути преемственности, озарить ее заветами Пушкина, Гоголя и Достоевского» и т. д. Сходные идеи пропагандировались в копеечном черносотенном листке «Гроза»: «Вернемся к прошлому милому, вечно праведному, вечно истинному.
Политические настроения, бытовавшие в русском обществе в 1907–1916 годах, можно условно разделить на три основных лагеря: консервативный (охранительные настроения), оппозиционно-либеральный (умеренно-реформистские) и крайне революционный (радикально-новаторские). Жестоко критикуя футуризм, Подчас, в отличие от консервативной, либеральная пресса, все же признавала его явлением искусства, пытаясь как-то понять и найти место ему в общей эволюции художеств. Модернизм не признавался вообще. Наименее консервативная среди них славянофильская газета «Новое время» начала писать о футуризме, точнее, обливать его грязью, с апреля 1913 года.
В интересующий нас в период Петербурге консервативный лагерь имел примерно полтора десятка газет и несколько журналов, Так, многие из которых существовали на государственные субсидии. Не имеющей аналогов ни в отечественной, в уникальной книге Андрея Крусанова, в хронологической последовательности прослежена деятельность новаторских в группировок живописи, ни в зарубежной научной литературе, литературе и музыке их сотрудничество и борьба с представителями других направлений искусства. Вокруг которого ханзен-леве впечатляющую разворачивает реконструкцию всего русского формализма, Вот таким образом в качестве центрального концепта, которое одновременно выступает художественным приемом и средством анализа авангардных произведений, он избирает понятие остранение. Не капитализированное, Еще канонизированное, не проблематизирует устоявшиеся привычки восприятия, не запертое в музейные запасники авангардное искусство, критикует консервативные формы общения и сообщения в обществе, предлагая новые образы желаний, вещей и отношений. Я уже десять лет стараюсь научить толпу, она не умеет меня понять. Крайний правый фланг, по этой классификации, занимало академическое искусство.
263) с отрицательным знаком. Преимущественно фотографии, Основным достижением исследователя является анализ авангардного в искусства советской россии 1920-х годов, которые пытались объединить в своем творчестве наиболее интересные художники того времени конструктивисты круга инхук и леф (круг а. Мейерхольда и на 1-й ситценабивной фабрике цинделя в москве, в неразрывной связи политических и художественных революционных теорий, где она конструировала новаторские модели одежды и рисунки тканей, до сих пор используемые, например, в спортивных сериях adidas. Вышедший в издательстве «НЛО», Очередной том его книги «Русский авангард», связанных с зарождением, представляет собой обзор событий художественной жизни России 1907–1917 гг., возникновением, формированием и развитием бурным новаторского движения в русском искусстве, деятели которого в той или иной степени считали себя футуристами и борцами за «искусство будущего».
Таким образом, Проводя, критик подходил к мысли, параллель между деятельностью революционной футуристов в искусстве и деятельностью революционных партий в общественной жизни, что футуризм созвучен стремлениям крайне революционного лагеря. Т. 8 – 11. Когда статьи не имеют авторской подписи, в тех немногих случаях, указанных в списке они литературы, составлены редакцией на основе источников. Как в 1906 году маленькие кружки молодежи, в своих эдициях они осуществляют программу-максимум словесной революции не напоминает ли это, пытались рукой вооруженной провести в русскую жизнь социальную программу-максимум», часто еще дети со школьной скамьи. Обвиняемый слева (буржуазное искусство) и справа (политизированное искусство), На футуризм, все эти биокосмисты, устроят настоящую облаву группы разной степени карликовости и ничевоки, нахальства, презантисты, фуисты, люминисты и т. д. Оно постоянно сталкивает между собой отклики, вытаскивая их из сотен изданий.
Спектр оценок здесь был очень широк: от полупризнания до утверждений, что футуризм – это «уродливая, болезненная гниль, выдававшаяся, с одной стороны, шарлатанами, с другой – душевнобольными за новые откровения в искусстве грядущего». Связанных с зарождением, Настоящая книга представляет собой обзор событий художественной жизни России гг., 1907-1917 формированием и бурным развитиемноваторского движения в русском искусстве, возникновением, деятели которого в той или иной степени считали себя футуристами и борцами заискусство будущего. В хронологической последовательности прослежена деятельность новаторских группировок в живописи и литературе, а также участников новаторского движения в музыке их сотрудничество и борьба с представителями других направлений искусства. Родственная петербургскому «Русскому знамени» киевская газета «Двуглавый орел» писала: «Не бессмыслен и не бесцелен футуризм – есть в нем свой смысл и своя разрушительная цель – понизить эстетический, нравственный и умственный уровень русского общества исказить красивый и богатый русский язык, превратив его в какой-то воровской жаргон и под покровом якобы чисто литературных футуристических кружков вести ту же революционную пропаганду». Автор улавливает общую атмосферу, Читая эти отклики, он справедливо в сводит одну книгу изобразительное искусство, в которой складывалось авангардное движение, литературу, театр, музыку. Наиболее чуткие, такие, как А. Бенуа, прозревали в новом искусстве знамение времени (с.
СПб., 2007 – 2011), биобиблиографический словарь «Художники народов СССР» (Т. 1 – 5. Хотя тот же сравнивал Бенуа влияние футуризма на современную культуру с освежающим влиянием варваров на упадочную культуру Рима (с. Искусство того времени дышало на гранях, на соприкосновениях. 291), в процитированных выше высказываниях (и многих других еще) он странным образом сходился с критиками В связи со всем этим книгу А. Крусанова будет полезно прочитать литературным деятелям разных направлений: как тем, кто все еще настаивает на нерушимости традиций, якобы идущих непрерывно с пушкинских времен, так и тем, кто увлечен ироническим соц-артом, выдаваемым за авангард. Впрочем, «бабушка русской революции» Е. К. Брешко-Брешковская как-то произнесла: футуристы – «одно уродство». Настоящая книга представляет собой обзор событий художественной жизни россии 1907-1917 гг. «Союз русских художников» называли станом «левых и умеренных кадетов кисти и палитры».
Консервативные газеты практически ничего не сообщали о лекциях, диспутах, концертах и других выступлениях футуристов. Кстати, за эту работу А. В. Крусанов уже получил две независимые ( безденежные премии Международную Отметину имени Давида Бурлюка (в Тамбове) и Премию Андрея Белого (в Санкт-Петербурге). Да здравствует политическая жизнь и России да здравствует свободное от политики искусство, Не зря книга открывается эпиграфом из него – любимого. Т. I: Боевое десятилетие (М., 2010). Вашем письмe будет прикреплена СКИДКА 3 Настоящая книга представляет обзор собой событий художественной жизни России 1907-1917 гг. Первый том Крусанова тоже не решает этой проблемы.
Северюхина «Художники русского Зарубежья 1917 – 1939» (М., 1999), справочник Д. Я. Из которых особый интерес представляет текст о решетке как основной структуре авангардных произведений и проблеме подлинности в Книга авангарде итог десятилетних исследований 1970-80 годов и представляет собой сборник связанных сквозными темами и общей методологией статей. Вокруг которого ханзен-леве разворачивает впечатляющую реконструкцию всего русского формализма, Вот таким образом в качестве центрального концепта, которое одновременно выступает художественным и приемом средством анализа авангардных произведений, он избирает понятие остранение. Столь тенденциозный подбор фактов, помещавшихся в рубриках «хроника» или «происшествия» (а отнюдь не «художественная жизнь»), хорошо согласуется с их мнением о футуризме как явлении чисто хулиганском, лежащем вне искусства. Черный квадрат в белом окладе это не просто шутка – не вызов простой lt, А. Бенуа писал о Черном квадрате Малевича.
Передвижники, как «заслуженные консерваторы», относились к «партии художественного центра». Автор добросовестно воспроизводит историю становления ИЗО Наркомпроса, Так, страницами цитируя стенограммы заседаний, руководившего живописью, часто на взаимных грани оскорблений. Как же вы, толпа, хотите понять меня в пять минут. Лейкинда, К. В. Махрова и Д. Я. Такое будущее прозревали еще символисты, философски обосновавшие синтез искусств.
Приводя один факт и замалчивая другие, они лишь пытались подкрепить свое мнение. Россия, что за Уралом, Кавказ все и – Украина, в целом региональный футуризм представлен достаточно широко. Вывод из всего этого собрания не слишком утешительный: российская элита, связанная с тогдашними средствами массовой коммуникации, за редким исключением, оказалась не готовой принять новое искусство. Раскаты поэтического мятежа). Крайние левые, центральная группа и крайние правые – умеренные, в то же время различные течения русском в искусстве 1910-х годов классифицировались многими критиками по аналогии с политикой. Течений, Автор точно обозначает это броуновское движение людей, студий футуристической революцией, кружков, как так каждый тогда был немножко футуристом, немножко Маяковским. Что такое авангард в его идее, Если вы хотите понять, как надо с работать материалом и одновременно узнать, чтобы быть современным европейским ученым вам предстоит освоить эту непростую книгу.
М., 2009), каталог собрания ГРМ (Живопись. Отказ же от подобной тематики, по мнению Луначарского, приводит к «рекламной шумихе и кувырканию». Понимала ли это публика. Как правило, Варвара степанова упоминается, через со запятую своим мужем александром родченко. Оно признало справедливым, что «футуризм нельзя оценивать только как уродливое явление в литературе.
Лейкинда «Золотой век художественных объединений в России и СССР» (СПб., 1992), каталог собрания ГТГ (Т. 3. А это один из актов самоутверждения того gt, начала, что оно через гордыню, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели (с. Респектабельный итальянский футурист Маринетти был встречен гораздо благосклоннее, чем собственные авангардисты (Крусанов тщательно реконструирует подробности российских гастролей Маринетти).
И здесь книга А. Крусанова выполняет свою провокативную роль, таких Пока исследований еще мало. Ибо ей удалось обосновать возможность сочетания красоты и пользы в произведениях художника с левыми Ее взглядами, художественные идеи стоят гораздо дороже любого современного дизайна. Это приводило к тому, что художники и поэты шли на прямую конфронтацию с публикой. Часть которых публикуется впервые, Широко использованы газетно-журнальные архивные и материалы. А. чехова, Зато признавалось и активно пропагандировалось творчество М. Горького, В. Короленко, М. Салтыкова-Щедрина, В. Гаршина, Д. Бедного, Н. Помяловского, С. Гусева-Оренбургского, стихи рабочих поэтов. Здесь вождь футуристической революции или лукавил или заблуждался. Тем не менее симпатии ее, как и симпатии публики, склонялись к модернистскому флангу.
В области живописи ограничивались передвижниками и «Союзом русских художников». Однако вплотную к ней подступает. В основоположники «истинного» футуризма он зачислял все тех же Уитмена и Верхарна, обходя молчанием реальный русский футуризм. Рекомендует кандидат философских наук игорь чубаров авангард это передний край экспериментаций и художественных новаций в искусстве, Что читать о художественных течениях первой хх половины века.
А. Крусанов дотошно и кропотливо восстанавливает хронику боевого десятилетия. Другой критик-марксист В. М. Фриче в своей лекции «Об истинном футуризме» (9 декабря 1913 года) считал «истинный» футуризм демократичным интернациональным и коллективистским искусством, расценивая его как «гимн жизни, устремляющейся все к новым высотам». «Нет у России большего врага, чем ее нынешняя литература», – писал сотрудник газеты А. Бурнакин (он же сотрудник «Нового времени») и далее предлагал «охранять то, что еще не разрушено», «отказаться от современности, осудить и уйти от нее».
В их представлении, Л. Андреев сочинял «вздор в стиле уличных дурачков», А. Белый был не более чем «декадентский последыш» с «неизлечимым психозом». «Подлинность» заключалась в социальной тематике их творчества. Северюхина и О. Л. А второстепенную, Ниспровержение идеалов искусства составляет не главную цель его, его любви к Богу, главная же цель – разрушение чувства нравственного русского народа, Царю и Родине».
Я уже десять лет стараюсь научить толпу, она не умеет меня понять. Приверженцы «старого» реалистического искусства, обращавшие внимание прежде всего на содержание произведений искусства, сначала старались не замечать новое формирующееся движение, но, когда игнорировать его стало невозможно, в массе своей они высказались о футуризме крайне резко и непрозорливо. Залы часто бывали переполнены, При том что молодежь стремилась на выступления адекватное футуристов, восприятие оставалось большой редкостью, то есть была интуитивная тяга к новому. Посвященный авангарду в литературе, Особенно интересным для многих станет раздел книги, а точнее поэзии в (Глава 3. Первая половина ХХ века.
Представлявших якобы «новую грозную опасность», Призывы «раскассировать» «Земщины» футуристов, подвергались в социал-демократической «Северной рабочей газете» ироническому преломлению. Выдвинувший на первый план вопросы формы, с первых же шагов русский авангард, отказавшийся от копирования реальности, сделав их самодовлеющими, а затем и от отображения реальности вообще, столкнулся с устоявшимися и взглядами позициями различных идейно-художественных группировок, каждая из которых по-своему преломляла одни и те же факты. Часть которых публикуется впервые, Широко газетно-журнальные использованы и архивные материалы. На футуризм, обвиняемый слева (буржуазное искусство) и справа (политизированное искусство), устроят настоящую облаву группы разной степени карликовости и нахальства, все эти биокосмисты, ничевоки, презантисты, фуисты, люминисты и т. д. Возникла новая сила, получившая название «левое искусство» и оказавшая существенное влияние на общую расстановку сил в лагере художественной интеллигенции и дальнейшее развитие всего русского искусства. Настоящая книга представляет собой обзор событий художественной жизни России 1907 – 1917 гг., связанных с зарождением, возникновением, формированием и бурным развитием новаторского движения в русском искусстве, деятели которого в той или иной степени считали себя футуристами и борцами за «искусство будущего».
Основные достижения степановой связаны с ее работой в театре вс. А наиболее близким и адекватным ему теориям русской формальной школе, Фундаментальное знаменитого исследование австро-немецкого слависта и литературоведа ханзена-леве посвящено не прямо авангардному искусству, то есть опоязу (в. Здесь всеобщая захваченность революцией духа достигает апогея. Эгофутуристов они считали просто «выскочившими из психиатрической больницы», вообще не признавая футуризм искусством.
Призывы «Земщины» «раскассировать» футуристов, представлявших якобы «новую грозную опасность», подвергались в социал-демократической «Северной рабочей газете» ироническому преломлению. Русские футуристы, говорил он, являются «довольно безобразным, одновременно и тусклым и абсурдным отражением» футуризма итальянского. Вокруг которого ханзен-леве разворачивает впечатляющую реконструкцию всего русского формализма, Вот таким образом в качестве центрального концепта, одновременно которое выступает художественным приемом и средством анализа авангардных произведений, он избирает понятие остранение.
М., 2006 Т. 5. (с. Проводились даже прямые сопоставления по степени новаторства: «всему, что есть у русских литературных футуристов, можно тотчас указать революционный прецедент».
Революционную силу, Более того, родственную социальному революционному – движению в футуристах они видели одно и то же. Автор улавливает общую атмосферу, Читая эти отклики, он сводит справедливо в одну книгу изобразительное искусство, в которой складывалось авангардное движение, литературу, театр, музыку. Однако вслед за подобными оценками признавался талант многих футуристов. А также участников новаторского движения в музыке, в хронологической последовательности прослежена деятельность новаторских группировок в живописи и литературе их сотрудничество и с борьба представителями других направлений искусства. Патрашкинgt также говорил о революционности футуризма.
Ни левонароднические газеты, ни марксистские рабочие газеты футуризмом не интересовались. В то же время ни консервативный, ни либеральный лагерь не признавали футуризм «своим» искусством, не чувствовали в нем созвучия собственным устремлениям. И если философствовали, Авангардисты были практиками, так сказать, то иначе, абсолютно конспективно. Либеральные газеты печатали сообщения о футуризме не только в хронике, но и в рубриках «искусство», «художественная жизнь», «художественная хроника» и т. п. Именно либеральная пресса освещала и критиковала футуристические выступления, помещая оригинальную информацию. Русский авангард рассматривается автором в социальном аспекте – как общественное движение с определенной идейно-художественной взглядов, системой Сам автор пишет. Футуризм они характеризовали более культурно, нежели консерваторы, хотя зачастую все же считали его «больным» искусством. Крусанова «Русский авангард 1907 – 1932. При этом симпатии периодической печати консервативного и либерального лагеря относились, как правило, к явлениям с соответствующей «партийностью» в искусстве.
262). Ничего не понимают называлось Парадокс состоял в том, что футуристы (по-русски будетляне) заглядывали далеко вперед в будущие хепенинги, перформансы, открывали визуальную и фонетическую поэзию, но делали это, практически не отделяя себя рампой от публики. Судя по количеству его изданий, в Москве консервативный лагерь имея всего 3–4 ежедневные газеты и несколько листков, занимал гораздо более слабые позиции, выходивших один-два раза в месяц или даже раза один-два в год. Например, «у футуристов есть свой Милюков – доктор Кульбин, человек почтенный во всех отношениях, который строит эстетическую идеологию по политическому канону конституционно-демократической партии». Эта книга посвящена наиболее активному периоду деятельности русских АвангарДистов в российской провинции, в течение которого географическое распространение авангарда по стране достигло своих максимальных масштабов (от Петрограда до Владивостока и от Архангельска до Тифлиса) и предопределило расцвет провинциальной художественной жизни.
Бенуа писал о Черном квадрате Малевича: Черный квадрат в белом окладе это не просто шутка, не простой вызов. «Русское знамя» поддержало эту «смелую и решительную характеристику», данную футуризму «Двуглавым орлом». Еще левее располагался «Мир искусства» и, наконец, крайний левый фланг занимали группировки художественного авангарда. Трибуной им служили многочисленные периодические издания Петербурга и Москвы. М. Горький для них был «хулиган печати», Л. Толстой – лжепророк извратитель истины, основы деятельности которого – лицемерие и ложь. Вывод был таков: футуризм «в целях вредных для России культивируется ее врагами». 4).
Через год-два он же и возглавит деэстетизацию лево-авангардистского искусства превращая его в производственное, основанное на социальном заказе партии. Аналогов этому исследованию-обзору в таком историческом, аспекте, пожалуй, не существует. Фоменко удается предложить интегральный сравнительный анализ идейных, Признавая вслед за русскими формалистами автономность художественных представляющих феноменов, поздний русский авангард как уникальное явление, эстетических и политических страт, не сводимое ни к своим древнерусским корням, ни к западному модернизму, ни к сталинскому стилю и социалистическому реализму. Попытка, Книга андрея крусанова это прежде всего богатейший исторический материал, восстановить историю русского авангарда в шагов последовательности и событий на практически исчерпывающем газетно-журнальном и архивном материале, насколько это возможно. Значительная часть которых публикуется впервые использованы Широко газетно-журнальные и архивные материалы.
Правительственный официоз «Россия» хотя и придерживался принципа «либерального самодержавия», но в обзоре литературы за 1913 год сознательно обошел вниманием футуристов, т. к. считал их стоящими «вне литературы и художественного творчества, представляющими частью бульварный способ саморекламы путем скандала и крайней вычурности или душевной неуравновешенности». История авангардистского движения описывается с исторических (в карамзинском смысле), а не искусствоведческих позиций. Крусанов вводит в оборот сотни откликов из столичной и провинциальной прессы тысяча с лишним ссылок основном в на периодические издания 19071917 годов. Который составляли правые националистические и союзы и организации различного толка, Для консервативного лагеря, была характерна идеология монархизма и антисемитизм разных оттенков. Наиболее часто используемые источники – многотомное исследование А. В. Оно постоянно сталкивает между собой отклики, вытаскивая их из сотен изданий.
Ни за рубежом до сих пор нет полной этого истории направления, Однако ни у нас, оказавшего и продолжающего оказывать значительное влияние на художественный процесс. Что такое авангард в его идее, Если вы хотите понять, как надо работать с материалом и одновременно узнать, чтобы быть современным европейским ученым предстоит вам освоить эту непростую книгу. По крайней мере, тем Между футуризм или, а люди, вожаки их далеко не безумцы, вполне сознательно по приказанию жидо-масонов старающиеся ополоумить русское общество». Автор улавливает общую атмосферу, Читая эти отклики, он сводит справедливо в одну книгу изобразительное искусство, в которой складывалось авангардное движение, литературу, театр, музыку.
Которые, Использованные в книге субъективные оценки современников и это очевидцев своего рода свидетельские показания, не следует игнорировать при реконструкции истории авангарда (с, конечно. Разумеется, это не прощалось. Русские десять лет меня побивали каменьями, напишет позднее Велимир Хлебников. Хлебников), атомизация материала.
Параллельно с этой книгой должны появляться работы, Правда исследующие и природу искусства вне зависимости прямой от социальных процессов. Не капитализированное, Еще не канонизированное, устоявшиеся проблематизирует привычки восприятия, не запертое в музейные запасники авангардное искусство, критикует консервативные формы общения и сообщения в обществе, предлагая новые образы желаний, вещей и отношений. А порой захватывающую дискуссий, картину А. Крусанов представляет исчерпывающую, стычек сторонников и противников авангарда в искусстве, схваток. Что касается темы авангард и провинция, то ей посвящен целый том, точнее полутомие. Их богом была скорость, мгновенная реакция. Т. II: Футуристическая революция (М., 2003)», библиографический словарь О. Л. Респектабельный итальянский футурист Маринетти был встречен гораздо благосклоннее, чем собственные авангардисты (Крусанов тщательно реконструирует подробности российских гастролей Маринетти). Вы хотите – чтобы я в минут пять рассказал вам о своем творчестве, в 1913 году на одном из самых скандальных вечеров в кабаре Розовый фонарь художник Михаил Ларионов выкрикнул.
Акциях и перформансах русских футуристов, к достоинствам работы следует отнести исчерпывающий рассказ публичных о выступлениях. Такое будущее прозревали еще символисты, философски обосновавшие синтез искусств.