И приемы корпусного письма на зернистой бумаге влажной или полусухой кистью в акварели. Корпусная техника живописи включает в себя приемы корпусного письма кроющими красками – главным образом в масляной живописи, темпере и др. Корпусная техника живописи включает в себя приемы корпусного письма кроющими красками главным образом в масляной живописи, темпере и др. Для иллюстрации уместного применения корпусного и лессировочного письма следует привести несколько практических примеров.
– и приемы корпусного письма на зернистой бумаге влажной или полусухой кистью – в акварели. Лессировать следует как можно более тонко и многократно, т. е. слабыми растворами, когда мы берем наиболее тонкую Корпусная техника живописи включает в себя приемы корпусного письма кроющими красками главным образом в масляной живописи, темпере и др. Корпусное письмо кроющими красками основано на малопрозрачности красок их плотности, укрывистости. В данном случае необходимо рассмотреть пример с преобладанием лессировочного письма и пример с преобладанием корпусного письма. Для изображения освещенных предметов сложилась корпусная техника письма.
При подаче архитектурных проектов акварелью различают два приема работы с красками: корпусное письмо и лессировку. В акварели корпусное письмо кроющими красками применяется с наибольшим эффектом в кратковременных этюдах и в конечных стадиях длительной работы. И приемы корпусного письма на зернистой бумаге влажной или полусухой кистью в акварели. В небольших дозах она хорошо уплотняет краску, особенно в Корпусное письмо полусухой кистью также применяется в начальной стадии. Для изображения освещенных предметов сложилась корпусная техника письма.
Особенно это чувствуется в архитектурных зарисовках, в портретных и жанровых этюдах. Все краски, входящие в состав цвета неба, следует применить в таком порядке, чтобы первые слои наносились наиболее прозрачной и тонкой краской (лазурь изумрудная зеленая, краплак), а последние наиболее фактурной и менее прозрачной краской (кобальтом, ультрамарином). Огромные облака, резкий ветер, пригнутые деревья и травы, согбенные фигуры с развевающейся одеждой все это наполняет небольшую акварель таким эмоциональным содержанием, которого хватило бы на большую картину. Т. е. слабыми растворами, Лессировать следует как можно более тонко и многократно, когда мы берем наиболее тонкую краску и заполняем частицами слоя последующего промежутки между частицами краски предыдущего. А после этого краску полусухой кистью без всякого нажима, При работе полусухой кистью на бумагу сначала наносят подготовительный слой, так чтобы скользила кисть по верхушкам зерен бумаги. Особенно это чувствуется в масляной живописи, где корпусные мазки выступают над поверхностью тонких лессировок и благодаря своей рельефности получают больше света, падающего на картинную плоскость. Сделанных за один прием, в этюдных акварелях, лессировочными красками, в один слой, часто недостаток ощущается в плотности красочного слоя.
Выделив лишь общий силуэт сооружения и подобрав характерный цвет строительного Некоторые материала, чертежи достаточно прокрыть одним общим тоном без последующей светотеневой детализации. Обычно выполненное лессировочной техникой, Большое поле его картины, скупо, противопоставляется нескольким рельефным мазкам бликов, но рельефно положенных на освещенных местах портретируемого, на доспехах воинов, драгоценных на украшениях дам. Размывка резких очертаний употребляется придания для большей воздушности пейзажу далеких планов. Вот таким образом в акварельной живописи всего труднее добиться корпусности, Техника акварели преимущественно лессировочная. Непрозрачными, corpus – – тело) техника в живописи – письмо плотными, создающими рельефность, толстыми слоями краски.
Работая над чертежом, Архитектор, которые будут способствовать выражению основного художественного содержания архитектурной картины, прежде должен всего избрать такие приемы. Когда не удается передать мягкие очертания по сырому или при помощи влажной кисти, Техника применяется ретуши также в тех случаях. 64) дает представление о возможностях такой техники. Вместо ленты могут быть использованы шаблоны, вырезанные из плотной бумаги.
Слабо выявляет рельеф пластическая сторона архитектуры при этом на отступает второй план и на ее место выходит цветовая сторона, Он дает мягкую светотень. Где нужно передать затененный портрет в темном помещении, Лессировка целесообразна там изображающий глухую чащу лесную или тенистый сад, пейзаж, горную пещеру и т. п. Лессировочное письмо эффективно при передаче прозрачных и насыщенных по цвету предметов, таких, как цветы, ягоды, вода, стекло. Иллюстрирующий технику детализации, в миниатюра оригинале представляет очень поучительный пример. В изображении золота, шелка, прозрачных плодов, насыщенных по краскам живых цветов, лессировка стоит на первом месте – где стоит задача добиться интенсивности цвета, бархата, Там, как-то.
Ее конструкция, На характер штриха влияют не только размер кисти, но и характер движения руки, темперамент, влажность, с которым был сделан кистью штрих или мазок. Когда она будет восприниматься как хорошо обработанный самоцвет, живопись Миниатюрная только тогда будет обладать высоким качеством художественности, как драгоценность. Краска остается между зернами и бумаги передает фактуру изображаемого предмета, Если осторожно смывать красочный слой. Например, Если, занимающее картине в большую площадь, нужно изобразить в акварели глубокое синее южное небо, то сделать это хорошо сразу или постепенно одинаково нельзя без соблюдения правила последовательности наложения красок по их фактурности.
В изображении каменной кладки (рис. Реставраторы, в своей практической деятельности художественно-графические архитекторы, оформители выполняют карандашами все основные виды работ. Это бывает иногда на летних зарисовках, в условиях быстрого высыхания красок. Они сужают техническую основу живописного языка, Разъединенные, приводят к условности, обедняют его, стилизации это бывает одинаково и с теми, кто чрезмерно увлекается одним корпусным пастозным и письмом, с теми, кто пользуется только одной лессировкой. Чтобы подвести цветной фундамент в таком сочетании красок, Он для нужен того, которое уже в начале работы должно иметь характерные черты колорита.
Где меньше всего света попадает на деревянную деталь и где больше всего исчезает фактура дерева, Корпусная обработка оставляется нетронутой в наиболее освещенных местах и больше всего лессируется там. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние. Нужно идти от реальной действительности к образной поставленной задаче и этому подчинять технические приемы. На последующем методическом рисунке (рис. Солнечный свет в прорыве облаков направляется на центр Москвы.
Ставящий перед собой реалистические Вот таким образом задачи, художник, не будет превращать и этот технический прием в метод изображения. Как заданная гамма, Общий цветовой тон нужен как камертон, от которой начнется минорная мажорная или музыка. Здесь точность детализации имеет решающее значение. После того как в руке уверенность появилась в безошибочном нанесении красок, Фактурная обработка бумаги делается после нескольких проб в стороне от основного поля акварели. Несмотря на правильно взятый цвет, предметы кажутся невесомыми, бесфактурными, бумажными. Насколько яркие солнечные блики, красочные рефлексы, свежий воздух и просторы полей в окнах, веселые лица женщин в картине «В гостях» придают ей жизнерадостный характер, настолько картина «Прачки» оставляет мрачное, гнетущее впечатление. В дыму, Видимые сквозь толщу воздуха, в воде, тумане, в в сумерках ночи и т. д. предметы в природе приобретают мягкие очертания и мягкую светотень. Позволяющий сохранять форму, Пастозной живописи характерен густой заметный мазок неразжиженной краской, непосредственно выражая творческую энергию художника, создаваемую кистью мастихином или пальцем, даже увеличивая чувство материальности изображения, подчеркивая динамику.
Художник, желающий совершенствовать свое мастерство, должен овладеть миниатюрной техникой. С острой характеристикой материала, Краска должна быть нанесена смело и решительно, подобно тому, зачастую грубой щетиновой кистью, как пастозный наносится и фактурный мазок в масляной живописи. В некоторых случаях корпусность достигается добавлением черной краски. Корпусное письмо влажной кистью заключается в том, что каждый красочный слой наносится и смывается (рис.
Лессировочные краски очень уместны в пейзажах морских для передачи прозрачной морской воды. Так, например, «Термы» А. П. Брюллова (рис. Архитекторы С. А. Иванов и А. П. Брюллов были прекрасными акварелистами. То маленькое пятнышко цвета будет заметно и будет воздействовать только тогда, Если для большого красочного пятна достаточна небольшая интенсивность цвета цветовая большая плоскость работает своей величиной, когда оно будет значительно интенсивнее обычного.
Штриховая техника одна из наиболее сложных и требует постоянной практики. Удаляясь на запад, Все наземные предметы, желтый приобретают оттенок, делаются светлее, яркий, обобщенный золотистый тон. Освещены дворец, центральные храмы, колокольня Ивана Великого. Так как глубокие тени, Такое однослойное письмо в техническом отношении требует особого внимания к корпусным и лессировочным свойствам красок, не дадут нужной глубины, в полную силу проложенные за один раз корпусными красками, а освещенные части, проложенные лессировочными красками, дадут не нужной плотности, предметности и света. Невесомой и не достигается впечатление ее материальности, Без добавки плотной такого серого архитектура кажется призрачной. Законченность формы, 60) показывают совершенную точность рисунка изящество детализации и служат примером воспитания для мастерства детализации.
Корпусное письмо основано на механическом смешении красок. 126), «Тадж-Махал» В. В. Верещагина (рис. Все эти обстоятельства имеют значение. Когда они наблюдают краску в сыром сухом и состоянии, Акварелисты убеждаются в этом каждый раз. Последовательно наносимые и смываемые краски все больше и больше накапливаются в углублениях между зернами не и задерживаются на верхушках. Если штриховка короткими штрихами ведется только пальцами руки (рука на доске), то штриховка длинными штрихами ведется рукой, находящейся на весу.
Еще более высокие требования предъявляются к длительным работам. Имеющих простой локальный цвет, Корпусное письмо хорошо поверхность передает непрозрачных предметов. Здание кажется более плоским, легким, воздушным, цветным. Затем идет параллельная обработка далеких и передних планов.
Таких, Корпусное письмо незаменимо при передаче фактурных предметов, камни, как земля, старое дерево, грубые ткани, штукатурка и т. п. Корпусное письмо в сравнении с всегда лессировкой воспринимается как освещенная поверхность по сравнению с теневой. Изображающих массивное сооружение со значительной архитектурной Особенно детализацией, целесообразен этот прием в чертежах. Нельзя возводить в стиль работы манеру останавливаться на начальных стадиях. Следует писать по сырому если ясный солнечный день по сухому, нужно Если изобразить пасмурный день или туманное утро. Небо покрыто тонкими красками.
При соблюдении этого правила цвет неба получит нужную глубину, насыщенность, богатство цветовых переходов. Которые пишут по Как сырому, те, которые пишут по сухому, так и те, враждуя, считают себя правыми. Мелкоструктурные прозрачные краски, Вот таким образом лессировках в очень важно подбирать такие тонкие, проходящий от основания, в которых при высыхании преобладал бы свет. Акварели А. П. Брюллова (рис.
Которое имеет наибольшую законченность, Выдержать такую критику может только такое изображение, высокий живописной уровень техники, точность рисунка. Едва заметна в свету и хорошо чувствуется лишь в нишах, Расцветка отступает здания на второй план, на затененных фризах и т. п. Рассеянный свет подругому выявляет архитектуру, лоджиях. 128) и другие. 60, 23, 90 и др. ) по своим размерам лишь немногим больше репродукций, помещенных 83, в книге. Когда он выявлен не только в своих общих, Предмет изображения только тогда ярко выступает и полно, но и показан со всеми индивидуальными чертами и деталями, типических проявлениях.
Такой прием также применяется при передаче далеких перспектив. Первые ведутся сразу, «альприма»: краски наносятся в полную силу и по возможности без поправок. Например, Такими чертежами может быть, которые по сами себе хорошо оттеняют рельеф и не требуют дополнительных графических средств, генеральный план пересеченной местности с густыми пучками горизонталей. Облачное небо дает основание художнику неравномерно осветить перспективные планы. То нетрудно заметить, 85), что корпусная фактура достигнута штукатурки выявлением зерна бумаги полусухой кистью.
Керамической орнаментованной облицовки, Рисунок кирпичной или каменной кладки, паркетного и пола т. п. может быть оставлен в контуре. Если в черчении пользуются в основном графитными карандашами, то при оформлении проекта и в архитектурном рисунке можно использовать угольные карандаши или карандаш «негро», соус или сангину. Детали получают единство, формы Архитектурные приобретают большую обобщенность, соподчиненность.
При нанесении краски насыщают поры бумаги при осторожном верхушки смывании зерен бумаги освобождаются от красок. Проложенная широкой кистью, Тогда чистая вода, не изменяя цвета, смягчает резкие переходы и, нужную придает мягкость изображению. Он должен дать последующим стадиям общее цветовое направление, чтобы последующие стадии наносились уже в определенной цветовой среде, чтобы письмо последовательно развивалось в том направлении, которое было предопределено отобранным эскизом. В эскизе планировки может быть применен уголь эскизе в промышленного здания карандаш и кисть в наброске интерьера чертеж простыми и смелыми приемами.
Лента легко снимается после высыхания краски. Работа выглядит свежо, но легковесно и слащаво. Особенно успешно ретушь применяется при передаче ореолов, в теневых местах, на дальних планах и т. п. В технике детализации не следует забывать о таких инструментах, как перо с акварельными чернилами. Такие краски применяются для передачи освещенных мест и фактурных материалов. После того как пятно протамповано и краска высохла, снимают оставшуюся кальку и клей.
А для того, ные архитектурные картины, которые могли бы быстро и просто передать замысел, чтобы большой выбор технических средств приемов и дал бы возможность выбрать один или два таких, образ идею, композицию, форму, деталь и т. п. В процессе проектирования появляются такие чертежи, которые целесообразнее оставить в контуре, где сами линии вполне исчерпывают и характеризуют проектное предложение. Тогда хорошо применить ретушь. Используется в основном в масляной живописи, технике темперы и гуаши. Тесаного камня, Этот прием хорошо передает фактуру штукатурки, кирпича и т. д. Зернистые акварельные краски успешно применяются в портретной и жанровой живописи, старого дерева, где ими пользуются, например, для передачи фактуры человеческого тела, хорошо заметной при косом освещении, либо фактуры тяжелых и плотных тканей одежды, таких, как бархат сукно и др. Миниатюра производит впечатление потухшей, Для необходимо миниатюры подбирать особую палитру прозрачных красок выполненная малопрозрачными красками, глухой, тяжелой. Изображаемое различными приемами светотени, Сооружение, вызывает новые каждый образы, раз производит новое впечатление. Набросков, в практике неизбежны как случаи кратковременных работ и так длительная студийная или композиционная работа, этюдов.
Высокие достижения реалистического искусства живописи показывают нераздельности примеры этих технических приемов. Что зернистую бумагу следует подбирать по фактуре такую, Очевидно, которая ближе всего будет подходить передаваемому к материалу. Мелкими мазками, Она в этом случае дает возможность смягчить по резкие сухому очертания едва заметными.
Так, например, в изображении фактуры дерева штрихи полусухой кисти должны иметь направление вдоль ствола дерева, по волокну древесины, по его текстуре изображая камень, нужно наносить краску в соответствии с характером структуры камня. Положенные в освещенных местах, Прозрачные краски слабого раствора, осязаемой поверхности, при нужной тона светлоте иногда не дают впечатления предметной. Картина Ф. А. Васильева «После дождя» (рис. Несмотря на правильно взятый цвет, предметы кажутся невесомыми, бесфактурными, бумажными. Что зернистую бумагу следует подбирать по фактуре такую, Очевидно, которая ближе всего будет подходить передаваемому к материалу.
То следует задуматься над тем, Если это сооружение, при каком живописном состоянии природного пейзажа архитектурный образ сооружения будет сильнее впечатлять, при каком освещении оно будет всего чаще рассматриваться, запоминаться, делаться понятным, что главное в нем, как его выделить, ярче и детальнее показать. Этот прием широко используется в пейзажной живописи. Окрашенная общим цветовым тоном, Картинная плоскость, до нанесения последующих красок должна оставлять ощущение ясное определенного освещения, типичным для заданного освещения. При нанесении краски насыщают поры бумаги при смывании осторожном верхушки зерен бумаги освобождаются от красок. Контур его обклеивают снаружи липкой бумажной лентой, Для того не чтобы выйти за пределы окрашиваемого пятна, промазанной резиновым клеем. Акварельные работы М. А. Врубеля показывают технику штриха значение и этой техники в детализации. 27), которая по своему образному содержанию резко отличается от предыдущего примера картины «В гостях» (рис.
И весь рисунок подготовлен общим светло-желтым тоном, Архитектурная изображается деталь при солнечном освещении. И владеть ею обязательно для художника, целесообразна Она по преимуществу в главных частях изображения. Богатство приемов, в станковой масляной живописи большой диапазон и корпусного лессировочного письма дает ей несравнимую силу, создает ее драгоценную живописную ткань. Когда художник или архитектор отправляется на зарисовки архитектуры, Вот таким образом, характер светотени и общее живописное состояние, он должен сформулировать ясно образную задачу и в соответствии с ней произвести выбор точки зрения. pastoso – тестообразный, от лат.
21), «Корабельная роща» И. И. Шишкина (рис. Как светлое и темное, Корпус и лессировка являются такими противоположными же изобразительными средствами, теплое и холодное. Где предмет хорошо освещен и имеет ясные очертания, Там, художник будет работать по сухому предмет затененный он напишет по сырому. А другой прозрачными красками, в ранее приведенном примере на фасаде закрашивались два арочных один проема кроющими, закрашенный корпусно и проем, казался закрытым заслонкой в проеме, закрашенном лессировочными красками, чувствовалось глубокое затененное пространство. На котором построено колористическое богатство многих шедевров Лессировка живописи, классический прием живописной техники. Когда же архитектор завершает свой проект и собирается придать своим архитектурным чертежам познавательный характер и доступную ясность композиции, он должен в своем воображении подобрать такой колорит и такую светотень, которая наиболее выразительно могла бы передать архитектурный облик здания наиболее простыми и выразительными техническими приемами.
Известно, что вначале работа идет легко, в середине она осложняется, накапливаются ошибки чем ближе к концу, тем работа становится труднее, тем беспомощнее делается тот, кто мало подумал над характерными чертами образа и над теми приемами, которые дадут возможность живописного завершения, полного выражения и конкретизации мыслей. Когда требуется наибольшая законченность изображения, Архитектурный чертеж и миниатюра на рассматриваются близком расстоянии. 61). Настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет воздух в и погружает его в тень, Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет. Следует использовать наибольшую отражательную способность основания, всячески оберегая белизну бумаги в предварительных стадиях, с тем чтобы живопись воспринималась на просвет. После выявления фактуры идет обычная моделировка светотени, причем по мере покрытия собственных и падающих теней полученная фактура размягчается, частично смывается и перекрывается для получения теней.
То очень важно избрать в картине такой момент освещения, Если это панорама города или большой архитектурный ансамбль, наиболее значительные сооружения, который выделит центральные, выявит их главную композиционную роль создать важно такой колорит картины, который наиболее правдиво раскроет архитектурный облик будущего города в его природной среде. Мелкий масштаб требует от миниатюры большой яркости, красочности. Такое воспитание помогает молодому художнику подняться самый на высокий уровень своего мастерства. Штриховка имеет свой определенный масштаб предметы заднего плана штрихуются более частым штрихом и более тонкими линиями, чем предметы переднего плана. Особенности миниатюрной техники определяются мелким масштабом.
Когда сильный свет основания преобладает поверхностным над отражением света, Больше того, краски воспринимаются более интенсивно. Представляющие и по сие время первоклассные образцы для учащихся, Их акварели, чтобы показать тот высокий профессиональный уровень, привлекаются здесь для того, которого достигла акварельная живопись начала XIX особенно века, в архитектурном жанре. То можно сказать, Если привлечь в качестве примера работы мастеров XVII века, что наиболее применял широко в своей живописи лессировочную технику Рембрандт. В противном случае небо получится грязным. В небольших дозах она хорошо уплотняет краску, особенно в полутонах, не изменяя цвета. 61, 96).
Благодаря которой возможно глубокое просвечивание их, Лессировочная основана техника на прозрачности красок. Старые акварелисты вот таким образом часто покрывали глубокие по тону лессировочные места лаком и, наоборот, корпусные места оставляли фактурными с преобладанием поверхностного отражения, а иногда добавляли немного гуаши. Работа на сухой бумаге близка по характеру к технике отмывки и часто наиболее применяется при покраске архитектурных чертежей. Нужно тщательно продумать последовательность их нанесения, Здесь приходится иметь в виду максимальное корпусных использование и лессировочных свойств красок.
Общественных, Такими же чертежами быть могут фасады или перспективы промышленных сооружений, жилых или спортивных и тому подобных зданий. Пастозная, корпусная техника (от итал. Положенные в освещенных местах, Прозрачные слабого краски раствора, осязаемой поверхности, при нужной светлоте тона иногда не дают впечатления предметной.
10). Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Выступает и вместе с накопившейся в порах краской образует своеобразный корпусный тон, повторениях При этого приема фактура зернистой бумаги все больше и больше проявляется и фактуру изображаемого материала, который одновременно передает и цвет. Выполненная художником впервые, Миниатюра, черноты, всегда черты носит некоторой серости, сухости колорита.
Применяется в основном покраски для освещенных предметов и дает возможность передать их фактуру. Состоящей из белил и сажи, Одновременное добавление серой краски, ценных в архитектурных зарисовках, дает серию хороших серебристых тонов, особенно когда тогда, светлое здание изображается на светлом фоне неба. Работа выглядит свежо, но легковесно и слащаво. 18) построена на приеме световой перспективы. Что после работы крупного размера с «широкой», Необходимость для учащегося упражнений в миниатюрной живописи вызывается тем исполняемом в малом масштабе, «размашистой» техникой трудно ему сразу перейти к работе над чертежом. 5), «Московский дворик» Поленова (рис. Когда бывает нужным построить многослойный цвет, сложный Соблюдать указанный прием рекомендуется во всех случаях играющий в изображении ответственную роль.
На первый план выступает обобщенный силуэт здания, цветовые членения, пропорции. Прозрачными красками и влажными в кистями, контраст фактурному блику тени на колоннах сделаны легкими. Что после цветовой подготовки или просто по белой бумаге боковой стороной полусухой кисти наносится краска по верхушкам зерен фактурной бумаги (рис, Прием заключается этот в том. ками, часто ощущается недостаток в плотности красочного слоя.
Что интенсивность цвета всегда выше у лессировочных, При корпусных сопоставлении и лессировочных красок одного и того же цвета можно заметить. Перо может дать возможность самой мелкой детализации. С уменьшением масштаба изображение меркнет и с лишь увеличением яркости красок оно начинает оживать.
Черт лица, внутреннего состояния портретируемого и т. д. Не меньшее значение имеет также и характер штриха – представляет первоклассный пример обобщения окружающих предметов, 62), внешнего облика, деталей костюма выявления и главного в портрете. Миниатюрная техника имеет большое методическое значение как в школе, так и на практике. Работа по мокрому это один из наиболее красивых приемов акварельной техники. 42 работа М. А. Врубеля «Наяды и тритоны» показывает силу и значение штриховой техники для выражения фактуры, движения и других внешних черт изображаемых предметов. Акварельный портрет Д. И. Менделеева исполненный И. Е. Репиным (рис.
Когда нужно писать пейзажи, Письмо с преобладанием техники корпусной применяется тогда, освещенные фигуры, освещенные ярким солнечным светом, деревья, архитектуру. Находясь под меньшим влиянием заката, Предметы переднего плана, особенно тенях, в сохраняют, собственный цвет. Последовательно наносимые и смываемые все краски больше и больше накапливаются в углублениях между зернами и не задерживаются на верхушках.
Причем обобщению подлежат второстепенные детали окружения, костюма, атрибутов и т. п., с тем чтобы они не отвлекали на себя внимание зрителя и дали возможность сосредоточиться на самом лице, на его наиболее характерных чертах. 127). Необходимость большой насыщенности и яркости красок требует особой прозрачности материала. На ней можно тщательно проработать фактуру изображаемого материала. Завершающая ее в это время уже виден результат, Конечные стадии важная ответственная и часть работы. Каково назначение общего красочного тона в начальной стадии. Где фигуры имеют небольшие размеры и черты невозможно лица отработать обыкновенными кистями, Особенно это важно в миниатюрной портретной и жанровой акварельной живописи.
Кроме цветового обобщения, существует способ простого влажного обобщения. Еще хуже, если это выполнено на гладкой или мелкозернистой бумаге. Да и сама природа поможет высушить акварель в солнечный день и размочить в ненастье. Первый из них заключается в нанесении красочного слоя и смывании его. Где свет падает нормально, Там, где свет падает касательно и больше видна всего фактура, краска наносится слегка там, краска наносится сильнее.
Совсем иная живописная среда избрана А. Е. Архиповым для картины «Прачки» (рис. Приведенная на рис. По совершенству тонкого рисунка и акварельного письма миниатюра А. П. Брюллова «Сикстинская капелла» стоит на очень высоком профессиональном уровне. Для торцевания пятна очень с сложным контуром лист смазывают резиновым клеем и обклеивают калькой. Видимая вблизи миниатюра подвергается детальному рассмотрению, критике, оценке.
Равномерное покрытие какого-нибудь участка листа делают торцеванием. 23), несмотря на свои небольшие размеры, полны монументального величия римских руин. Окончательная моделировка производится на высохшей бумаге тонкой кистью. Собственные и падающие тени, После такой фактурной освещенное подготовки место покрывают завершающими слоями красок и в дальнейшей работе к этому месту как наиболее светлому и трудоемкому относят все полутона. Фрагменты с фресками, Это могут быть интерьеры общественных или жилых зданий, цветными фризами и т. п. В таких работа случаях ведется по всем правилам акварельной живописи, плафонами, которой и посвящено все изложение этой книги. Плафон одинаково легко нарисован, как и написан.
Что к миниатюре вначале подходят с методами обычного письма, Это объясняется тем, для пригодного изображения средней величины. Еще хуже, если это выполнено на гладкой или мелкозернистой бумаге. Несмотря на мелкий масштаб и условную ортогональную проекцию, Чертеж храма Венеры Помпеях в С. А. Иванова, простыми и экономными приемами передает свет итальянского солнца и прозрачность теней, необычайно живо, высокий вкус реставрированной помпеянской росписи стен изысканные формы архитектуры, показывает удивительную тонкость и легкость чеканки деталей. Наполненных многочисленными теплыми рефлексами, все Почти его сюжеты компонуются в обстановке затененных интерьеров.
Эта техника противоположна по значению лессировке. Но существо задачи заключается в том, чтобы все эти возможности воплотить в изображении, судьба которого решается главным образом в конце работы, когда нужно, сохраняя свежесть исполнения начальных стадий, также свежо разработать их, под конец не испортить работу и выразительно завершить ее. В данном случае на кремлевский ансамбль, Этим внимание зрителя направляется на в главное картине. Так как через определенное время он плохо снимается и, Резиновый клей долго нельзя оставлять на бумаге, желтеет, кроме того.
Чтобы влажная обработка освещенных мест не повредила остальных частей Прием работы, корпуса влажной кистью применяется всегда в начальной стадии. С трудом проникающего в небольшое замороженное подвальное окно, Здесь преобладает освещенность слабая от рассеянного света пасмурного неба. Особенно это чувствуется в архитектурных зарисовках, в портретных и жанровых этюдах.
Деталь обработана сухой по кистью текстуре старого дерева от такой обработки она приобретает наибольшую корпусность. Это качество красок дает наибольшую интенсивность цвета. Мало хорошо начать работу, нужно ее хорошо закончить. На переднем плане, Четкие очертания предметы приобретают на свету, что чем ближе предмет к нам и к свету, в ясные солнечные дни т. д. Следует и помнить, тем яснее и детальнее мы можем его рассмотреть при удалении предмета от нас или при удалении источника света от предмета смягчаются его очертания и исчезают детали. Что необходимо прежде всего не менее важно также понимать художественный смысл этих приемов, Вот таким образом изучать приемы передачи светотени следует не только с точки зрения использования их технических возможностей, предмета их влияние на образное содержание изображения сооружения, человека, пейзажа их способность дать сообразное, осмысленное впечатление.
Оно выдвинется на передний план как маленький макет если его изобразить лессировочными тонкими красками, Если далекое сооружение изобразить кроющими красками, оно будет восприниматься далеким и большим. Типичными примерами успешного применения корпусной техники могут служить такие приведенные здесь картины, как «На Оке» А. Е. Архипова (рис. Контурных до мягких, в этих работах можно почувствовать разнообразные акварельной возможности кисти в нанесении штрихов от резких, полутоновых. Если внимательно рассмотреть акварель В. В. Верещагина «Римская колоннада» (рис. Что каждый красочный слой наносится и (рис, смывается Корпусное письмо влажной кистью заключается в том. Основной прием световой перспективы, осуществленный в теме солнечного заката, здесь направлен к тому, чтобы обратить внимание зрителя на красоту вечерней природы.
Во-первых, Итак, тонкость красочного пигмента, мелкая фактура краски, предпочтительно полная растворяемость красок в воде во-вторых, максимальная прозрачность красок, дающая возможность основанию получить на себя свет и отразить его в таком количестве, которое бы давало возможность видеть краски на просвет в-третьих, последовательность нанесения теплых и холодных лессировочных красок от наиболее теплых и интенсивных к наиболее холодным и – малоинтенсивным для построения лессировочного красочного слоя необходимы следующие технические условия. Корпус в акварели выявляется в контрасте с лессировкой. Прозрачных, Подобными приемами обрабатывать целесообразно чертежи легких, ажурных сооружений. и дробно.
С точки зрения Все того, начальные стадии оцениваются по достоинству и проверяются только с точки зрения конечных стадий, какую они сослужили службу в законченном изображении. 89, 90) также важен контраст между корпусным и лессировочным письмом. Однако в архитектурной практике встречается много чертежей, которые нужно быстро и просто оформить, вот таким образом здесь приводятся самые разнообразные примеры для того, чтобы указать творческим работникам на необходимость расширения диапазона своих технических знаний. Очертания далеких предметов окутаны освещенным и воздухом окружены ореолом от яркого света солнца. В портретной живописи очень часто мастера пользуются приемом обобщения. Оригиналы приведенных работ (рис. Часто в общем хорошая работа получает резкие очертания там, где они совсем нежелательны и нет возможности смягчить их водой без риска испортить всю работу.
Равно как и широкого Применение письма, миниатюрной техники, требует большой продуманности. Детальной отделке и законченности архитектурного чертежа, работа Эта требует развития мастерства в точной. Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека.
Насыщенных цветов, Лессировка это техника обобщающего колорита, наполненных красочными рефлексами, глубоких техника теней, мягких воздушных планов и бесконечных далей. Что кроющие краски, Корпусное письмо основывается также на дают том, преобладание поверхностного отражения перед глубинным, как все непрозрачные и освещенные тела исходящим из глубины красочного слоя. Которое больше всего усиливает драматические черты пейзажа, Состояние природы в избрано них такое. Металлического или деревянного моста, Такими может чертежами быть проекция металлической или деревянной мачты, ограды и т. п. Напротив, ажурной решетки, в чертежах массивных сооружений целесообразнее светотеневой прием с нанесением всех фаз светотени для того, чтобы лучше выявить объемный характер архитектуры.
Корпус техника света, простых локальных цветов, осязаемых, тяжелых, монументальных предметов, передних планов. Для этого используют обычно кусок поролона. Стихия Рембрандта глубокие, прозрачные, насыщенные цветом тени, выполненные техникой лессировки. 61). И тогда наряду со смягчением очертаний некоторое происходит изменение цвета, Во время размывки в воду может быть добавлена краска. Нанесенных после фактурной обработки, в тенях, зерно бумаги постепенно затягивается и краской исчезает. Так как свет, Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного застилают света темный предмет, очень слаб, отражаемый его поверхностью.
Корпусная фактура камня достигается здесь выявлением зерна бумаги кистью сухой и одновременно нанесением плотных красок. Карандаш. С усилением отраженного от основания света ярче загораются краски. Светлотой и относительно меньшей цветовой насыщенностью здесь сказывается явление, в силу этого кроющие краски всегда отличаются некоторой белесоватостью, у которых поверхностное отражение рассеянного света преобладает и кажется цвет белесоватым, заметное в натуре на освещенных местах предметов, мало интенсивным. Дают большую убедительность и силу изобразительному художника, языку Они очень живо воспринимаются зрителем.
Далекие горы, Прозрачными красками удобно писать далекие перспективные планы, городские панорамы и т. д. Лессировка техника теней, обширные пространства, сочных и красок воздушных далей. Когда подготовительный чертеж или рисунок выполнен, прежде чем приступить к покраске, нужно установить следующие положения: направление и источник освещения, время дня и погоду, последовательность нанесения красок (от светлых к темным, от цвета к светотени, от дальних планов к передним и т. д. ). Помогает правдиво воспроизводить действительность, Гармоническое единство корпуса лессировки и украшает изображение. Например, Если, то производит первая более корпусное впечатление, сравнивать византийскую мозаику с флорентийской, чем вторая. Где очень важно получить мгновенный графический результат и задержать не творческую мысль исполнительской работой, в эскизном проектировании, могут быть применены самые лаконичные приемы. Нельзя возводить один из этих технических построения способов красочного слоя в творческий метод и отдавать предпочтение одному перед другим.
Масштабность и строгость линий, Работа пером и акварельными чернилами придает архитектурному необходимую чертежу живописность. Конечно, на первых стадиях работа свежа и многообещающа она наполняет надеждами, как чистый лист бумаги или яркие краски на палитре. Необходимость для учащегося упражнений в миниатюрной живописи вызывается тем, что после работы крупного размера с «широкой», «размашистой» техникой ему трудно сразу перейти к работе над чертежом исполняемом в малом масштабе. Плотным цветам, Благодаря своей сильной фактуре, хорошо композиционно укрепляют стену, белесоватым отблескам они всегда производят впечатление монументальности, в лессировочной противоположность технике, которая создает иллюзию глубины и ощущение проема в стене.
И как техника архитектурного рисунка, Однако карандашная техника кроме своей основной функции выполнения чертежей играет в архитектуре вполне определенную роль как и техника оформления проекта. В которых цвет материала, быть Могут и такие чертежи, живопись, цветовое сочетание красок, мозаика или майолика занимают большое место. Существуют приемы передачи фактуры предметов на бумаге зернистой влажной и полусухой кистью. Которые обычно исполняются в мелком Детализация масштабе, пером широко практикуется в архитектурных чертежах. После такой фактурной подготовки освещенное место покрывают завершающими слоями красок и в дальнейшей работе к этому месту как наиболее светлому трудоем- и Корпусное письмо полусухой кистью также применяется в начальной стадии.
Начиная с самых простых равномерной штриховки обведенного карандашом контура, для Вот таким образом овладения штриховкой следует постоянно делать упражнения. В смесях с желтыми красками черная дает плотный зеленый, а с красными и оранжевыми большое количество плотных коричневых тонов. Ощущение корпусности, например, производят фреска, мозаика. Написанный Микельанджело, Огромный плафон, с разработкой отдельных фигур изображен в перспективном сокращении, на расположенных своде.
Рисунок Ф. П. Толстого «Виноград» (рис. Выступает и вместе с накопившейся в порах краской образует своеобразный корпусный тон, При повторениях этого приема фактура зернистой бумаги все больше и больше проявляется, фактуру и изображаемого материала, который одновременно передает и цвет. Все периферийные элементы пейзажа по мере удаления от центра композиции делают темнее. 97) показано контрастное противопоставление корпуса и лессировки в акварельной живописи.
Он уместен в том случае, когда разработка изображаемых предметов была сделана очень резко. Трудолюбие, в школе она воспитывает усидчивость, к тонкому и точному рисунку, вкус к совершенствованию техники, воспитывает бережное отношение к изобразительным и материалам их драгоценным возможностям, а главное воспитывает любовь к законченности, полной завершенности работы, особенно в ее главных частях и деталях. Примером может служить картина А. К. Саврасова «Московский Кремль» (рис. Истину же мы найдем в реальной действительности.
Что сделано в конечных стадиях, Все оценивается изображение в значительной степени по тому. Нельзя глубоко и полно о рассказать предмете изображения, Без нее нельзя завершить работу, сохранив в ней свежесть первоначального эскиза, нельзя закончить картину. Наконец, И, с определенной технической последовательностью по теплоте тона и интенсивности в цвета, практической работе необходимо развить в себе умение строить лессировочный красочный слой в полном соответствии с представлением об оконченном его виде. Образуя очень живописные и мягкие переходы, При нанесении красок влажную на бумагу пятна краски вливаются друг в друга. Как это выше было указано, Принцип восприятия лессировочного слоя которым краски, служит белая бумага, основывается на просвечивании его светлым основанием. Грязно, Без упражнений в технике миниатюрной живописи работа над чертежом ведется небрежно, детали мелкого масштаба мнутся от грубой широкой и обработки, вяло и вся работа приобретает непрофессиональный, немасштабный, неряшливый характер. Чтобы в практической работе находить безошибочные решения, Широкие знания нужны для того, просто и прямо приходить к задачи, разрешению быстро. Эта техника требует большого внимания к характеру изображаемой фактуры.
Для близкого рассматривания свежесть живописной работы существенно необходима. Как это было уже замечено при рассмотрении цвета белых облаков на горизонте и в зените блики на облаках переднего плана выглядят ослепительно белыми, Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают оттенок, теплый по мере удаления передают предмет изображения. Каждый из них отображает особую сторону видимого. Несмотря на их миниатюрные размеры, как Но, большие холсты и подрамники современных акварелистов, они так же содержательны. Направление и источник освещения, последовательность нанесения красок (от светлых к темным, от цвета к светотени, от дальних планов к передним и т. д. ) – прежде чем приступить к покраске, Когда подготовительный чертеж или рисунок выполнен, время и дня погоду, нужно установить следующие положения.
Проем лессируется самыми прозрачными красками.