Корнелис Корнелиссен (Cornelissen, Cornelis Cornelisz) (1562, Харлем 1638), прозванный Корнелисом Гарлемским, голландский живописец и архитектор.
Как на источник вдохновения она указывала художникам на Искусство, а не на Природу и ориентировала их на совершенствование не в подражании натуре, а в изощренности фантазии, создающей эффектные цветовые композиционные и решения, поражающие зрителя безграничностью творческого воображения художника – чем просто эпигонство и хотя маньеризм представлял явление гораздо более сложное, вроде Понтормо и не исключал появления ярких талантов, Россо Фьорентино, Пармиджанино, нельзя не видеть коренного отличия маньеристической эстетики от эстетической теории Ренессанса. Аллегорические, Писал картины разнообразного – содержания мифические, портреты и цветы исторические. Некоторое время он учился в мастерской Гиллиса Куанье в Антверпене. К числу лучших произведений в наследии Корнелиссена принадлежат два групповых портрета членов стрелковых гильдий, написанных в 1583 и 1599 годах (оба в Харлеме, в Музее Франса Халса).
Но угроза чумы вернула его из Руана, в 1579 году молодой художник попытался путешествие предпринять во Францию. Он также продолжал писать религиозные ("Христос и его дети" 1633 Харлем музей Франса Халса) и мифологические картины ("Церера" Бахус Венера и Амур 1624 Лилль Музей изящных искусств). музей) одном из главных произведений художника. Харлем Корнелис ван (Haarlem Corneis van, 1562 – 1638) – является одним самых из ярких представителей харлемского маньеризма.
В 1579 он путешествие совершил во Францию где как и Эйтевал испытал влияние школы Фонтенбло. Тем не менее опосредованно отголоски творчества Корнелиссена сказались в голландском XVII искусстве века. После 1600 Корнелис обращается к жанровым мифологическим и библейским сценам наполненным мужскими и женскими фигурами с круглыми и плоскими лицами с волнообразными кривыми носами расположенными на темном фоне или в пейзаже ("Венера и Адонис" 1614 Кан Музей изящных искусств "Грешники перед потопом" 1615 Тулуза музей). Которые помещал в своих композициях кстати некстати и Особенно любил изображать нагие человеческие фигуры, придавая довольно искусственные оттенки телам мужчин и женщин. До конца жизни художник остался верен идеалам своей молодости.
Он родился и получил первые навыки в искусстве в родном городе. В 1583 он живет в Харлеме в момент расцвета маньеризма инициатором которого был Спрангер. Однако общее для ведущих европейских стран XVI века преклонение перед совершенством творений Рафаэля и Микеланджело придало течению этому интернациональный характер, Маньеризм явился отражением кризиса идеалов культуры Высокого Возрождения в Италии. В том же духе трактовал Корнелиссен и религиозные сюжеты, наполняя их обнаженными персонажами в сложных движениях (Избиение младенцев, 1591, Харлем, Музей Франса Халса). Родился в 1562г., Харлем – ум.
Придав фигурам Корнелиссена уверенность моделировки и анатомическую Все точность, же и в таком ограниченном виде практика обращения к натуре принесла свои плоды. Картина "Избиение младенцев" (1591 Харлем музей Франса Халса) яростная и утрированная вызывает подлинный визуальный шок. Корнелиссен и сам пытался принять участие в новом движении, однако его исторические композиции 1620-х годов, написанные с попыткой приблизиться к реалистической трактовке молодых голландских мастеров, утратив пафос декоративности, выглядят вялыми и прозаичными (Крещение Христа в Иордане, Харлем Аллегория Веры, Москва, ГМИИ им. Который оставался затем висеть в здании корпорации, Перед рота роспуском устраивала банкет и ввела обычай заказывать общий портрет всех стрелков.
Что художник стремился перенять не только готовые рецепты, стилистические Важное значение имел тот факт, лежащего в основе этого стиля, но элементы творческого метода итальянцев. Ценя его заслуги в искусстве, магистрат предоставил художнику особые привилегии. Аллегорические, Писал картины разнообразного содержания портреты мифические и цветы исторические. Когда господствующим направлением в искусстве был Нидерландов маньеризм, Деятельность Корнелиссена развивалась в годы. Дававшие выход развитию Наряду реализма, с идеализирующей исторической живописью развивались области, в первую очередь это относится к искусству портрета. Харлем Корнелис ван (Haarlem Corneis van, 1562 – 1638) – является одним из самых ярких представителей харлемского маньеризма. Мифологическим и библейским сценам, 1600 После Корнелис обращается к жанровым, с волнообразными кривыми носами, наполненным мужскими и женскими фигурами с круглыми и плоскими лицами, расположенными на темном фоне или в пейзаже.
Создающими гладкую блестящую поверхность перламутровые тела кажутся еще более нежными от сопоставления с шоколадной кожей служанки-негритянки, Картина написана тонкими лессировками, в общем приглушенном колорите драгоценными красками вспыхивают сиренево-розовые лимонно-желтые и цвета сброшенных одежд. Как будто художник задался целью собрать в картине все богатство пластических мотивов, Фигуры показаны в разнообразных позах и образующие ракурсах, волны движения сложного ритмического рисунка, виденных им в произведениях выдающихся живописцев и в античной скульптуре отдельные пластические этюды объединяются в пары и группы. Что давно уже составляло неотъемлемую часть обучения и художественной практики мастеров итальянского Возрождения, То, только теперь как новшество переносилось на почву видевших Нидерландов, в человеке венец творения и достойнейший предмет искусства.
Одним или двумя годами позже в его творчестве начинается собственно маньеристический период ("Сусанна и старцы" Нюрнберг музей) по своему напряжению и поискам поз модели превосходящий Спрангера. Обмену художественными идеями способствовала репродукционная гравюра, бурное развитие которой с середины XVI века позволило художникам быть в курсе новых достижений в искусстве по обе стороны Альп. Особенности творческой манеры художника хорошо раскрывает композиция Свадьба Фетиды и Пелея (Харлем, Музей Франса Халса), написанная в 1593 году. Такой запоздалый перенос не мог не обнаружить своей ущербности Корнелиссену и его моделями друзьям служили не натурщики, Правда, а античные статуи, как мастерам Ренессанса, слепки с античной скульптуры и произвольные объемные модели, рисование с которых широко ввели в практику итальянские маньеристы. Прежде всего росписей Сикстинской капеллы, Увлечение Корнелиссена изображением обнаженных фигур было вдохновлено влиянием микеланджеловского искусства, получивших большой резонанс в европейском искусстве половины второй XVI века.
Около 1585 он создает свои первые произведения. Он учился у Питера Артсена в Харлеме в 1573 в 1579 он совершил путешествие во Францию, Сын Корнелиса Томаса, как Эйтевал и где испытал влияние школы Фонтенбло. Теоретиком и историком нидерландского искусства Карелем ван Мандером участвовал в организации Харлемской Академии мастерской, в 1583 году по возвращении в Харлем Корнелиссен вместе с прославленным Хендриком гравером Гольциусом и художником, где все трое упражнялись в штудировании обнаженной фигуры. Решительно утверждавших своим творчеством идеалы нового реализма, На его глазах свершились большие исторические перемены в судьбе на Голландии художественную арену явилось поколение молодых голландских живописцев.
От работ предшественников Корнелиссена портреты выгодно отличают свобода и естественность композиции. Корнелис ван Харлем, Корнелис – Cornelisz van Haarlem, Cornelis. Корнелис Корнелиссен принадлежит к известным живописцам художественной школы Харлема. Не все явления в нидерландском искусстве конца XVI века можно охватить понятием маньеризм. От этих работ один шаг до жизнелюбием искрящихся и хмельным весельем групповых портретов Франса Халса. Некоторое время он учился в мастерской Гиллиса Куанье в Антверпене.
В 1583 он живет в Харлеме в момент расцвета маньеризма инициатором которого был Спрангер. А виртуозная самоценность рисунка фигуры из рисунков художник почти без изменений переносил живопись, в В графических этюдах Корнелиссена подчеркнуты не штудийные задачи, компонуя из них эффектные группы. Где вместе с Карлом ван Мандером, Работал главным образом в Харлеме из которой вышло несколько искусных художников, академию основал живописи.
Парадоксальным построениям Корнелиссен отнес пиршественный стол с главными героями и сцену суда Париса в глубину, с характерной для маньеристов любовью к неожиданным, на фоне аранжированного декоративно пейзажа разместил гостей мифологических персонажей, а на первом плане изображенных, в соответствии с классической традицией, обнаженными. в 1638г., там же. Около 1585 он создает свои первые произведения этим временем датируется картина "Милосердие" (Валансьенн музей) которой восхищался ван Мандер и в которой заметно влияние школы Фонтенбло. Так как его приверженцы провозгласили образцом совершенства индивидуальные творческие манеры великих мастеров итальянского Возрождения Рафаэля, название Свое стиль получил от слова манера, Микеланджело и Тициана и в собственном творчестве стремились сочетать особенности их искусства.
Любители искусства охотно приобретали произведения Корнелиссена. Которые помещал в своих композициях кстати и некстати, Особенно изображать любил нагие человеческие фигуры, придавая довольно искусственные оттенки телам мужчин и женщин. В Туалете Вирсавии (1594, Амстердам, Рейксмузеум) все подчинено передаче таинственной атмосферы исходящей от группы трех обнаженных женских фигур, соединенных ритмом плавного кругового движения изображенной в сумеречном прохладном пейзаже. Эти роты гражданской стражи набирались на определенный срок службы из горожан и должны были смотреть за порядка поддержанием в городе. Довольно пёстрый вначале, Композиция в его картинах манерна и беспокойна колорит, к концу его деятельности более стал натуральным и гармоничным. Корнелис ван Харлем прожил долгую жизнь. Он занимал видное положение и пользовался известностью как мастер портретной и исторической живописи (то есть живописи на мифологические, религиозные и аллегорические сюжеты).
В том же году он пишет картину "Сад любви" (Берлин замок Грюневальд) чувственную но идеализированную композицию ставшую точкой отсчета для Э. ван де Велде и харлемских и амстердамских художников "галантного жанра" (Дирк Хале Бёйтевех). Он также продолжал писать религиозные ("Христос и его дети" 1633 Харлем музей Франса Халса) мифологические и картины ("Церера" Бахус Венера и Амур 1624 Лилль Музей изящных искусств). Композиция в его картинах манерна и беспокойна колорит, довольно пёстрый вначале, к концу его деятельности (как например, в «Милосердии», 1629, в Шверинской галерее) стал более натуральным и гармоничным. Для нидерландского искусства это была новая тема. В 1596 была создана любопытная картина "Кухонный натюрморт" (Линц частное собрание) эта редкая для Корнелиса работа близка искусству Артсена.
Этому движению вторит беспокойная игра света, рождающая иррациональные цветовые эффекты. Но объединить всех участников единым действием, Впервые в истории развития жанра художник сумел не просто дать застывшую вереницу портретных лиц, не передать только физиономическое сходство, непринужденно расположив их вокруг банкетного стола, но показать характеры. Этот облегченный маньеризм можно найти и в композициях "Адам и Ева" и особенно Вирсавия (1594 Амстердам Гос. А. С. Пушкина).
Эти черты усугубились в поздней фазе маньеризма конце XVI столетия, ярким выразителем которого в Нидерландах был Корнелис ван Харлем. Кроме больших, декоративно организованных композиций (размер картины Свадьба Пелея и Фетиды 2, 4х4 метра) художник писал картины скромных размеров, в которых особенно проявлялось живописное мастерство Корнелиссена. В 1593 создана композиция "Свадьба Фетиды и Пелея" (Харлем там же) которая отдает дань уважения Спрангеру, но также восходит к обнаженным Абрахама Блумарта. Опыт создания композиций сложной со динамической структурой и рисования пластических этюдов с объемных моделей обернулся новой гранью в портретах Корнелиссена.
Художник и архитектор Ученик Питера Питерса в Харлеме и Гиллиса Куанье в Антверпене (около 1579). В 1588 Корнелис пишет "Крещение Христа" (Париж Лувр) а в 1589 "Семейство Ноя" (Кемпер музей) этот поразительный этюд обнаженных напыщенных фигур словно пародирует великую античную пластику в особенности Аполлона Бельведерского. К этому времени маньеристический стиль Корнелиса начинает тяготеть к более гармоничному академизму так в картине "Крещение Христа" (1593 Утрехт музей) формальное спокойствие и венецианская цветовая гамма вызывают в памяти например творчество Дирка Барендса. Все в картине дышит избирательной, неземной красотой. Корнелиссен возвратился в 1583 году в Харлем, Пройдя обучение у антверпенского живописца Гиллиса чтобы Куанье, не покидать город до конца жизни.