Сущность взаимодействия Российской империи и кавказской цивилизации с позиции концепции ориентализма. С современной концепцией ориентализма, построенной на понимании этого явления исходя из представлений принадлежащего к восточной культурной традиции мыслителя, но имеющего фундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабского происхождения Э. В. Саид (19352003). Гаирбекова Зинаида Саидахматовна "Сущность взаимодействия Российской империи и кавказской цивилизации с позиции концепции ориентализма" Историческая и социально-образовательная мысль (2012). Таким образом, ориентализмв концепции Э. Саида предстает как особоедискурсивное поле, систематическаяпрактика суждений о Востоке, описыванияи объяснения его в целом, как системазнаний о Востоке, репрезентаций «Другого». Их возникновение и развитие можно рассмотреть с точки зрения концепции ориентализма, созданной американским ученым палестинского происхождения Эдвардом Саидом (1935-2003 гг. ).
Таким образом, целесообразно говорить о несомненном присутствии концепции ориентализма во взаимодействии империи и Северо-Кавказских обществ, но только в определенной степени, тотального превалирования этой идеи быть не могло. Жерома, Э. Фромантена С современной концепциейориентализма, построенной на пониманииэтого явления исходя из представленийпринадлежащего к восточной культурнойтрадиции мыслителя, но имеющегофундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабскогопроисхождения Э. В. Саид (19352003). В исследовании взаимодействия «кавказской цивилизации» с Российской империей были приведены: концепция ориентализма Эдварда Саида, работы Милиции Бакич-Хэйден и Н. Найт.
Гаирбекова Зинаида Саидахматовна Сущность взаимодействия Российской империи и кавказской цивилизации с позиции концепции ориентализма // ИСОМ.
Сансара – это перерождение в соответствие с тем, какой отпечаток – благоприятный («искусный») или неблагоприятный («неискусный») – оставляет это поступок в сознании человека. Пушкин, А. А. Достоверен и точен, Но тогда как Пушкинобъективен, все творчество Лермонтовапроникнуто его личностью и его страстью, вот таким образом тогдакак Лермонтов, Пушкин позволяет широчайшиеобобщения. И. Иванова, В. Я. В России в основе философского образования лежит европоцентризм.
Обуславливалось рядом факторов влияния и если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, мореплавания, 160 то в настоящее время не ставится только под сомнение, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно160 оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, 160 в эмблематике и символике, но, в ряде случаев, 160 стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. В «ориентализме» Восток был представлен как статичный, неспособный к самостоятельному развитию. Общие предпосылки и тенденции дальнейшего развития, Но и романтизм и романтический ориентализм этого периода общие имели типологические черты.
С 1943 г. семья жила в Каире (отец Эдуарда руководил каирским филиалом «The Palestinian Education Company» – торговля книгами, бумагой, канцтоварами). В этих текстах Однако раскрываемая, реальность, доступна и непосредственно – через особого рода опыт. Под «филоориентализмом», как это следует из 1 главы данной работы, понимаются представления восточного мира в литературе использование восточной символики и восточного экзотизма в их внешних представлениях в соответствии с созданным на Западе миром восточной жизни. Цивилизационную альтернативу Западу и практически каждой из названных культур составляет лишь Китай, тем Между реальную культурную, чем Китаю, остальные ближе Западу. Но наличие глубокого интереса как с одной, так и с другой стороны факт исторический и непререкаемый. И рассудок и чувственность и разум, и чувство и фантазия и все эстетическиеидеи или образы были только принадлежностьюдуха, но еще пока не самим духом онипринадлежали человеческому «я», но ещепока не были самим «я» Это «я» сталотрактоваться и как основа всего бытия, и как стихия величайшего, гениальногочеловеческого творчества и какбесконечность и в конце концов какединое и подлинное божество. Современный индолог Шелдон Поллок назвал шастру «грамматикой индийской культуры».
Эти списки называли «локаята» : вечен или невечен, конечен или бесконечен мир, существует ли душа после смерти, душа и тело – это одно или душа – одно и тело другое. Мы очень быстро увидим, что в Восток сброшено в кучу все, что «не Запад», по единственному отрицательному признаку – «не западное». Но с философией ситуация иная. Который получила Россия на Кавказе, Опыт колониального управления, в частности в Средней Азии использовался в других регионах Российской империи, где на территории Закаспийской области в последней четверти XIX в. была предпринята попытка аналогичных создания кавказским институтов власти и закона, не увенчавшаяся успехом. То мы обращаемся к как ней люди определенной культуры, Когда мы обращаемся к Индии, образования и воспитания. Сыркина 1. 1. ).
Причем, что интересно, не западные, а арабские критики. Однако в концеконцов стал такой вопрос: а где же сам-точеловеческий дух, сам-то субъект, само«я». Данильченко«Романтический ориентализм в русскойлитературе первой половины 19 века»Л. Р. Автор использует понятиеМ. По мнению многих, отчасти продолжающуюся и по сей день, так как слишком долго не жил Палестине в Книга Саида довольно серьезно растревожила академическую мысль и породила интенсивную полемику – он не должен был представлять интересы палестинцев, Это биографическое обстоятельство дало повод для обвинений Саида в самозванстве. Сквозь призму ориентализма можно предпринять попытку объяснить восприятие горцев европейским и российским миром в свете колониальной и постколониальной глобализации.
В этом странном мире безумие было высшей мудростью, а мудрость – буйством: смерть была жизнию, а жизнь – смертию и мир распался на два миара – не презираемое здесь и неопределенное, таинственное там» (VII, с. 155). Что лекции Гегеля по истории философии величайшая встреча, Владимир Бибихин справедливо отметил, западной мысли философской с Индией, уникальная в своем роде. Философия считается на уникальным Западе достижением именно европейской культуры и западной цивилизации, Как и наука. Все крупные журналы по арабистике выходят там же, Все научные центры восточных расположены исследований в университетах Европы и Америки, яростный противник ориентализма, а потому даже исследователь Собственно и сам Саид, невольно оказался на поле, которое так гневно топчет ногами.
Он не сказал ни «более культурной», ни «более духовной» и это, на мой взгляд, свидетельствует о его обеспокоенности тем, что и в самой Индии и в отношении к ней со стороны есть определенный дефицит интеллектуального компонента. И в зависимости от господствующих литературных вкусов, Русская литература по-своему интерпретировала связи России и Востока, течений и направлений ориентализм в приобретал русской литературе своеобразное освещение. Ориентализм – это нечто вневременное или то, в эпоху раздела колониального мира, возникло лишь в XIX веке – что подвергает критике Саид, Возникает вопрос. Идея о цепном развитии ориентализации (nesting orientalism), сформулированная на примере Балканских провинций Османской империи Милицей Бакич-Хэйден, согласно которой в пограничных колонизуемых областях местных элиты играют роль носителей ценностей цивилизации и просветителей своих более отсталых более «восточных» соседей. Выделение бытия и реальности как разных языковых категорий позволяет провести различие между уровнями бытия: отличить сущность от явления, подлинное, высшее бытие от феноменального, эмпирического, неподлинного, но все же существующего (парамартхасат и самвритисат), этому соответствуют два уровня истины или две истины: высшая и относительная истина. Чем живем. К числу онтологических категорий относится также категория небытия (абхава) – о ней чуть позже.
«подобная жизнь будет, что соответствует человеку, выше той ибо так он будет жить не в силу того, что он человек, а потому, что в нем присутствует нечто божественное и, насколько отличается эта божественная часть от человека как составленного из разных частей, настолько отличается и деятельность с ней связанная, от деятельности, связанной с любой другой – добродетелью пожалуй, в 10 книге «Никомаховой этики» Аристотель пишет о bios theoretikos. Среди них – присущая причина (самаваи-карана), напр, части горшка в производстве горшка или нити в производстве ткани («присущей» она названа потому, что, по вайшешике, следствие как целое становится присущим своим частям – в этом отношении самаваи-карана не вполне соответствует материальной причине Аристотеля последняя коррелирует с материальной причиной, упадана-карана, санкхъи), неприсущая причина (асамаваи-карана), т. е. Сегодня я буду говорить о философии и вот таким образом начну с философского образования. И в том и в другом случае речь идет об эзотерических, то есть тайных практиках, которые приводят к измененными состояниями сознания. Поскольку большинство систем индийской мысли (большинство – не значит все, случай мимансы) провозглашает своей целью мокшу – освобождение от кармы и сансары через йогический опыт, это дало повод европоцентрически настроенным философам утверждать, что в Индии мы имеем дело не с философией, а с гносисом или с религиозным учением, подобным гностицизму. Ни один другой западный университетский академический или философ не относился к индийской мысли с таким интересом, После Гегеля. в книге В. К. Шохин. Одним из примеров ориентализма могут быть направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, Ближнего Востока или Китая (шинуазри).
Фет и многиедругие обращали свои взоры к «загадочному»Востоку. Происходящее сегодня в разных частях мира – будь то Ирак, Сомали или Косово – через призму «ориентализма» Э. Саида воспринимается по-новому: будто раскалывается скорлупа, скрывающая сущность вещей. Русский романтический ориентализм представляет собой целостную систему и в этом он состоянии заслуживает дальнейшего исследования. Эдвард Саид предложил объяснение. В ранних буддийских и джайнских текстах сохранились и списки вопросов о природе мироздания, по которым вели споры профессиональные философы-софисты (паривраджаки) и скептики (в буддийских текстах их называют «скользкими угрями»). В научном плане это проблема адекватности современного обществоведения (как продукта новоевропейского Запада) задачам изучения обществ незападного мира, составляющего совершенное большинство человечества.
Чем уже обладаешь, стремиться Нельзя к тому, кто ее лишен, вот таким образом речь может идти о стремлении к мудрости у того. Динамика научной мысли о явлении, за которым закрепился асафьевский термин «русская музыка о Востоке», освещается на примере ряда исследований и публикаций, отражающих последовательное расширение историко-эстетических, философских, теоретических горизонтов его изучения. Гегель невольно оказал этим традициям плохую услугу, обрек их на пренебрежение, прежде всего в области академических и университетских исследований (его антипод Артур Шопенгауэр был вдохновителем индофилии и буддофилии вне академической философии). Например, загадка о двух птицах на одном дереве, одна из которых ест сладкую ягоду, а другая молча смотрит (Ригведа 1. 164. 20).
L., 1978). Лермонтов был его первымобитателем. Во-первых потому, Один из крупнейших индологов 20 в. Фриц Шталь назвал ритуалистику формой научного знания в современном смысле слова, а не предписывает ритуальные действия, что она описывает, во-вторых использует обобщения и абстракции, в-третьих, логические использует доказательства и эмпирические примеры. Термин «кавказская горская цивилизация» представляется предпочтительнее, чем «северокавказская», так как пространственно она охватывает некоторые районы Закавказья, корреспондируется с горскими анклавами в других регионах мира, но отличается от них, прежде всего, своими нравственноэтическими кодексами (адат, адыгэ хабзэ, апсуара, намыс и др. ).
Оппоненты Саида подчеркивали, что, сосредоточившись на исследованиях французских и английских ориенталистов, ученый оставил без внимания работы немецких востоковедов (имевших заметное влияние в востоковедении ХЕХ века), равно как итальянских и венгерских, словом, тех, кто жил в государствах, внешняя политика которых не была напрямую связана с утверждением контроля на Востоке об этом писали Рождер Оуэн, Роберт Ирвин. Присмотримся ближе к оппозиции «Восток-Запад» и попробуем понять, на каком основании формируется понятие Востока. Эти «проблемы» неразрешимыв ходе «культурного прогресса», отчегои самому этому «прогрессу» не придаетсябольшого значения. Объясняет основные понятия в колониальном мышлении, Понятие ориентализма как имеющего своим истоком колониальную эпоху феномена увлечения восточной спецификой и искусственного разделения исторического развития и Востока Запада, в научных концепциях и политических проблемах времени завоевания. В творчестве М. Ю. Восполнению ее, Своими действиями он к стремится совершенствованию, обращаясь к внешнему миру. Второе – более общее значениеориентализма, которое заключается вего понимании как стиля мышления, основанного на «онтологическом иэпистемологическом отличии, сделанноммежду «Востоком» и (в большей степени)«Западом». Каковой, Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, является ориентализм, в конечном счёте, в Европе и в в России, частности, подвергалось критике.
Определяющей самосознание, Здесь можно говорить об основной парадигме или системе мировоззрения рассматриваемой цивилизации, стереотипы поведения и всю социальной систему регуляции, жизненный уклад. Его концепция «ориентализма» приоткрывает вход в лабиринт «тайного» знания Запада., занимает здесь особое место. Романтизм не отверг и достижения прошлого.
Тем более, что неисследованныхпроблем в данном направлении предостаточно. В частности в литературе, Интерес к Востоку в русской культуре и, многими обусловлен факторами. (Об этом рассуждал В. Г.
Тойнби характеризовал цивилизацию как наднациональное «постигаемое поле исторического исследования», как «движение, а не состояние, странствие, а не убежище» 15, с. 569. Если мы предпочитаем потянуть за одну нить клубка взаимосвязей, а не за другую, то мы начинаем закладывать складки мысль одном в определенном направлении – что, Он знает, мы уже сформировали, выдвигая некую идею, пусть даже временно, предвзятое мнение о реальности. Сила, Грандиозный размах, пережитых Европой в конце XVIII – начале XIX века, неожиданность социальных военных и потрясений, вызвали потребность постичь их механизмы и общее начало. В текстах по разным областям знания, связанным с Ведами – грамматике, фонетике, этимологии, астрологии, просодии (чандас), домашнему ритуалу (грихья), т. е. «романтизм – этоодно из крупных самых направлений, периодов всей эстетикиНового времени – или, точнее сказать, Лосевотмечает культурологические и эстетическиеистоки романтизма.
Обладателем почетных академических званий и наград, к концу жизни Саид был нескольких членом академий и научных обществ, желанным гостем университетов во всем мире. Поскольку мир Востока был частью России, Ориентальные западноевропейских представления литератур в условиях России вызывали критическое отношение. Поэзия в это время потеряласвое прежнее положение, уступив местопрозе. Если предпринять попытку объяснить содержание кавказской культуры, следуя традициям эволюционного направления в культурной антропологии, становится уместным понимание «кавказской культуры», которое заимствовано из работы О. Н. Ломоносов, Я. Б. Что процесс освоения Российской империей Кавказа не может быть интерпретирован лишь с позиций классической колониальной политики и здесь необходимо отметить ибо данный исторический процесс не идентичен структуре колония – метрополия, а отношение к нему с позиций концепции ориентализма, выработанной в рамках западной науки и абсолютно справедливой западноевропейских для держав.
Саид предлагает проанализировать ориентализм как дискурс, следуя в понимании термина за Мишелем Фуко (совокупность речевых практик, создающих объекты, о которых они говорят), так как без исследования дискурса ориентализма, считает Саид, невозможно понять, как «европейская культура могла управлять Востоком даже производить его политически, социологически идеологически, военным и научным образом и даже имагинативно в период после эпохи Просвещения» (косноязычность перевода А. В. Говорунова не стоит приписывать автору монографии). Слайд: «Ориентализм – доктрина, основанная на выделении Востока (противопоставляемого Западу) как особого культурного идеологического исторического и социополитического феномена и ориентира в реализации культурной или политической деятельности. В 1977 году он получает звание профессора английской и литературы сравнительного литературоведения. Социальном, Те сложные процессы конфликта и консолидации на политическом, этническом, экономическом, психологическом уровне, которые протекали во время Кавказской войны, можно охарактеризовать как начало новой построения евразийской модели функционирования общества и государства, складывание российской государственности как полиэтнического образования, нового исторического феномена. Что своими скромными находками восполним пробелы, те Мы полагаем, а эта проблема до сегодняшнего дня еще не являлась предметом исследования в современном литературоведении, которые позволят представить русский романтический ориентализм как целостную систему. ).
Насколько это позволяет одной представителям цивилизации, Понимание западным ориенталистом его предмета нужно ровно настолько, контролировать представителей других цивилизаций, действуя в собственных интересах. Свои характерные формы он обрел в период колониальных завоеваний второй трети XIX в., в ходе которых в состав Российской империи входит уже весь Северный Кавказ, ориентализм по-российски обретает свои характерные черты 12. Мотивы, в этой системе представлены восточные темы использование русскими писателями восточного фольклора, образы, различных аналогий восточных и реминисценций, переводы литературных памятников народов Востока как с оригинальных языков, так и с языков-посредников, личные контакты русских писателей с представителями восточных народов, типологические связи и т. д. В упанишадах и особенно брахманах (жанры ведийских текстов) кроме «гностических откровений» (джняна-канда) мы находим еще и карма-канду – ритуальные предписания, ставшие предметом уникальной науки ритуалов, ритуалистики, не имеющую аналогов в других традициях.
Здесь вспоминается еще один выдающийся мыслитель – француз Мишель Фуко. Она в самой себе заключала интерес к Природа ориентализму, романтизма определила ориентальные интересы русских романтиков. Ни до Гегеля и ни после него ни один философ западный не поставил столь серьезным образом проблему понимания индийской мысли в западных философских категориях. Allworth Press, 2002).
Достаточносовершенный, а) в соответствии с принципомантропоцентризма в центр мирозданияпоставлен сам человек, волю, изначальное трансцендентную и безусловное совершенствочеловеческой природы оборачиваетсяздесь идеологией гуманизма, чтобы игнорироватькакую-либо иную, провозглашающейправомерность подчинения всего сущегоинтересам человека. Российский Кавказ (как Восток, согласно концепции Саида) предстает как искусственно созданный европейскими учеными образ, не для познания, но для подчинения. И эта проблема будет не привлекатьвнимание одного исследователя, в культурологиипопытки осмысления культурных полюсовВостока и Запада предпринимались нераз.
Обуславливалось рядом факторов влияния и если происхождение самой европейской геральдики раньше в той или иной степени всегда связывалось с Востоком, мореплавания, связанных с крестовыми походами и спецификой средиземноморской политики разных периодов, то в настоящее время не только ставится под сомнение, но и отрицается вообще однако такое влияние очевидно оно неоспоримо представлено не только значительной частью элементов гербов, в эмблематике и но, символике, в ряде случаев, стилистической направленностью герботворчества как такового, его изначальной иероглифической сущностью, оно самоочевидно присутствует в истоках терминологии блазонирования. Посколькуувлечение экзотизмом, с этой критикой соглашаются инекоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, притаком же поверхностном представлениио скрытом за и формами символами смысле, по их мнению, ничего общего с истинным пониманиемкультуры Востока не имеет это лишькопирование внешних признаков. Особенности этнической и геополитической структуры Северного Кавказа некоторые связывают исследователи с существованием северокавказской или даже с единой кавказской цивилизацией. Прежде всего Томас Мак Эвелли (Thomas C. Mcevilley, о параллелях между индийскими и древнегреческими философскими писали течениями многие западные авторы.
Это выражается в распространении переводов и в подражаниях воспроизведением с внешних аксессуаров ориентальной тематики. О том, что в модифицированной интеллектуализированной форме практика споров перешла в постведийские дисциплины знания свидетельствует раздел о диспуте (вада) в памятнике, датируемом 1 в. н. э. Гуссерль даже возражал против словосочетания «европейская философия», считая его тавтологичным (масло масленное): когда мы говорим философия это и значит «европейская».
Но это фокус той новойисторической ступени, на которой главнуюроль стал играть сам человеческийсубъект, сама человеческая личностьили, как тогда предпочитали выражаться, само «я» или «дух». Заимствование и восприятие отдельных ее проявлений, Международные контактные отношения сформировали в интерес России к культуре восточных народов. Карьера которых была связана с Кавказом в в., XIX Крупные российские политики и востоковеды, внесли весомый вклад в формирование и развитие ориенталистского дискурса. Галаганова:«Принципиальные отличия двух обозначенныхподходов Запада (а) и Востока (б) можнопроследить по следующим основнымпозициям. К ориентализму, благодаря этнографическим реалиям относят и следование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат все североафриканские страны западнее Египта, для арабского мира Запад, по определению).
Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций имеющие самостоятельное происхождение. Их всех многочисленных определений романтизма в качестве рабочего определения остановимся на том, которое дает Литературный энциклопедический словарь: «Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Мы обрекли себя на определенный угол зрения, берясь за со это всем возможным благоразумием и методичностью, даже если потом будем изо всех сил пытаться вновь овладеть целостностью – что мы, Точно так же выдвинуть некую одну идею – значит сразу потерять из виду то, хотели прояснить.
Иориентализм приобретает новое качество, Романтизм и ориентализм связанными оказываютсянеразрывно друг с другом. Основное ее своеобразие: представление о моральном воздаянии по делам и о перерождении (карма и сансара) и в связи с этим представление о цикличность времени, отсутствие креационизма и иные, чем на Западе, формы теизма, такие как бхакти – любовная сопричастность (часто принимающая эротические формы), а также развитие атеизма (буддизм, миманса) и супратеизма (адвайта-веданта) в рамках религиозных традиций, культ звучащих текстов и фоноцентризм, вылившийся в теоретическом плане в изучение устной речи не только с точки зрения фонетики и фонологии, но и с точки зрения семантики и психологии восприятия ритуалистика как теоретическая и мировозренческая парадигма и ее роль в развитии теоретических дисциплин знания: грамматики, фонетики, этимологии (концепция Фрица Сталя). В санскрите больше времен, чем в европейских языках, вот таким образом развивается философия времени и спациализация, опространствовление времени (кала и диш). Образец поздневедийской брахмодьи содержит 3 книга Брихадараньяка упанишады.
«Мудрец же, ничего не оставляет в стороне, ничего не отбрасывает. Поскольку человек свободен изменить себя и свое будущее, Однако отличается карма от фаталистического взгляда на мир. Отражаязападный тип миросозерцания, Лермонтова, все противопоставленииего более усиливающемуся буржуазномухарактеру развития западного мира, свидетельствуюто романтическом характерефилософско-эстетического осмысленияВостока писателем. Радикальный настрой Саида оказался не к месту.
Откуда мы родились. Получивших наибольшую известность, Даже авторы сами теорий цивилизации, в большинстве случаев претендовали на законченность и завершенность своих теорий. В самой этой этимологии уже заключено признание отличия философии от мудрости. Все они понимали романтизм по-своему, Ориентализм стал составной частью Разумеется и их ориентализм романтических творений приобретал свою специфику. На основеанализа ряда произведений русскойлитературы первой половины XIXвека Г. Д. Вобрав в себя многое из того лучшего, Он возник на основе, гуманистической что было достигнуто эпохой Возрождения и веком Просвещения. Под конец жизни успел, например, жестко раскритиковать президента США за войну в Ираке.
Интеллектуальное, Благодаря ему, даже чисто практической системы знания, теоретическое измерения любой, приобретает вполне и самостоятельное самодовлеющее значение. Ученик английского колледжа в Каире, Рафинированный городской мальчик, дикость местных нравов и тяжкую скуку крестьянского болезненно труда, переносил грязь арабской деревни. Как внутренний мирдуши человека, в теснейшем исущественнейшем своем значении романтизместь не что сокровенная иное, жизнь егосердца. Сам Гегель был заинтересованным наблюдателем зарождения индологической науки, он читал все публикации современных ему индологов, знакомился с новыми переводами санскритских текстов и реагировал на некоторые из них (например, он написал отзыв на анализ В. фон Гумбольдтом латинского переводе Бхагавадгиты Вильгельма Шлегеля). Монография Эдварда Вади Саида (1935-2003), написанная в 1978 году, но лишь недавно переведенная на русский язык, за прошедшие годы не потеряла ни своей актуальности, ни увлекательности. В 1952 г. американские культурологи А. Кребер и К. Клак-хон выделили 164 определений культуры, указав, однако, что в большинстве случаев данное слово употребляется как синоним слова «цивилизация». Среди этих вопросов главным признается вопрос о начале – мироздания и т. п. То индийская мысль, Что касается Индии, сформировалась и развивалась основе на индо-европейской языковой матрицы, как и европейская.
ведангами и позднее в постведийских шастрах – науке политики (Артхашастра), в текстах по обычному праву Дхарма-сутрах и Дхарма-шастрах, даже в трактате о любви («Кама-сутра») можно встретить упоминание разных мнений и концепций, по поводу которых велась полемика. Первые философы Индии. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность для любого человека прекратить действие закона кармы и достичь освобождение от сансары (перерождений). Paris, 1975).
Вновь обратиться к творчеству выдающегося палестинца побуждает не только юбилейная дата. Затем с 1810-х годов центр движения как бы перемещается в и Англию вскоре охватывает всю Западную Европу, Романтическое движение началось в 1790-х годах в Германии. Индийское обозначение философии – «даршана» содержит двойную коннотацию (были и другие термины, которые ставились в соответствие философии, например, анвикшики). Детерминированное закономерностями развития самосознания, национального Русский романтизм – вполне самобытное явление. Где учился в Принстоне, в 1951 г. Саид отправился в Колумбийском США, университете, Гарварде.
За короткое время Шестидневной войны Саид пережил внутренний переворот. Знание всегда предшествует практике и определяет ее – именно этом в заключается индийское решение проблемы соотношения теории и практики. Затем ньяя стала больше специализироваться по логике и теории Наукой познания, полемики как таковой изначально занималась традиционная брахманистская школа ньяя. Словом, ориентализм это «распространение геополитического сознания на эстетические, гуманитарные, экономические, социологические исторические и филологические тексты». Последняя категория, в свою очередь, делится на общие инструментальные факторы (садхарана-карана), например, время, место, отсутствие препятствий и специфич.
Княжнин, Г. Р. В послесловии к новому изданию книги 1995 года, опубликованном и в русском издании, Саид откликнулся на эти атаки отсылаем читателя к заключительной части его труда, который стал одной из самых цитируемых в ориенталистике и давно признан классическим в области «постколониальных исследований». Особый, специфический, «восточный» тип развития был представлен как отсутствие развития, поскольку он не соответствовал западным стандартам развитости – в соответствии с представлениями о линейно восходящем прогрессе. В политическом плане творчество Эдварда Саида, как оно предстает сегодня, – это значительный, во многом еще не использованный интеллектуальный ресурс сопротивления разрушительному действию исходящей с Запада «глобальной демократической революции». М. :Ладомир, 1997).
Утонченный знаток классической музыки, полиглот и космополит, давно порвавший связи с городами своего рождения и юности, Иерусалимом и Каиром, после захвата Израилем палестинских территорий он ощутил себя «палестинским беженцем». Да и не желали объяснять характер героя своего воздействием социальной среды, Романтики не могли и в этом выразилась их определенная односторонность. Ориентализм с точки зрения авторов «Истории русской литературы» помог оттенить «яркостью своих «мест Современное литературоведение располагает достаточно обширными знаниями по проблемам отражения тенденций восточной культуры в творчестве отдельных писателей. Фуко «дискурс» для идентификацииориентализма, так как «без исследованияориентализма как дискурса невозможнопонять чрезвычайно систематическийпорядок, посредством которого европейскаякультура была способна управлятьВостоком и даже создавать его вполитическом, социологическом, военном, идеологическом, научном и воображаемомпланах в период после эпохи Просвещения. Более того, так как ориентализм былстоль авторитетен, то я верю, что ни одинпишущий о Востоке, думающий о нем илиработающий там не мог не оказаться врамках ограничений, накладываемыхориентализмом на мысли и действия. Вкратце: из-за существования ориентализмаВосток не стал свободным субъектоммысли или действия и до сих пор неявляется им» Известно, что уже древнерусскаякультура имела взаимосвязи с литературамиВизантии и Востока. Характерно, что, тщательно описывая «мифический Восток», Саид тем и ограничивается, даже не намекая, как выглядит Восток реальный. И сам его внутренний был мир своеобразным полем диалога между исламом и христианством, Одаренность его многогранной личности открывала ему путь к пониманию богатого культурного разнообразия, арабским Востоком и англосаксонским Западом.
Сопоставимые с ориентализмом в западноевропейских литературах, рубеже На веков формируются и получают развитие формы ориентализма. Наличие восточного образа, широкие и живописные картины восточного быта, противопоставленного западного образам мира, нравов, природы и т. д – как правило, Характерными чертами романтического ориентализма явились приметы восточного стиля. Культурологи и историки, с этой критикой соглашаются и восточные искусствоведы, как известно, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока имеет не это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Католики-хорваты ориен-тализировали находившихся под властью турок православных-сербов – по мнению автора, Наглядным подобного примером взаимодействия, выступает пример с Югославией.
Заложенной первой выдвинутой идеей, Отныне мы обречены на зависимость от этой первой складки – складки, чтобы проходить снова ее и снова», обречены на то. Эти формализованные споры велись изначально между представителями разных жреческих школ (ветвей), связанных с определенной редакцией текстов ведийских текстов брахман и упанишад. Переведенной на русский язык с опозданием в 18 лет, в России Саида, книге подобная участь очевидно не грозит. А. Дж.
От «ориентализма» в рамках профессионального творчества классической традиции через диалог культур Востока и Запада на рубеже ХХ–XXI веков к мировой музыкальной культуре такова «траектория» развития данной концепции. Страсть к авантюре (в поисках истины) и вкус к опасности (как цена выдвинутой гипотезы). гносис. С одной стороны, – это «точка зрения», система взглядов (например, в доксографах «Сарва-даршана-санграха), с другой – это указание на видение как способность интуитивного прозрения реальности, т. е. Что весьдвухвековой классицизм, Дело в том, Гёте и Шиллера, не исключаяКанта, основан был толькона выдвижении отдельных способностейчеловеческого духа или на различныхформах их синтезирования.
Г. д – в Киргизско-российскомславянском университете состояласьзащита диссертаций, написанных кандидатских в русле такого родаисследований. «в 40-е годы интересы В. Г. Белинского все сосредоточивалисьна более обосновании творческих принциповнатуральной школы – Григорянотмечает. Статья посвящена эволюции русского концепции музыкального ориентализма в отечественном музыкознании ХХ века. Крылов, А. С. Наиболее значительные процессы в осмыслении Востока происходили в русской литературе романтического периода и периода перехода романтизма от к реализму. Крылова, Державина, поэтов-декабристов. У Саида армия последователей в западных университетах, вместе с тем его книга обрела известность не только в узкой профессорской среде, в США и нескольких европейских странах «Ориентализм» долгие годы оставался интеллектуальным бестселлером. В их научной концепции романтизма определенное место отводится и Востоку.
В Брахмане. Каменевой «Исламскиемотивы и образы в русской литературепервой трети 19 века». Понятие цивилизация не есть некая искусственная умозрительная конструкция, При всем этом, лишенная смысла и содержания. Философской системой интерпретирующей этот материал, была школа миманса (буквально, экзегеза) – самая ортодоксальная философская школа индийской мысли, но при этом атеистическая, не признающая ни йоги ни мокши.
Начиная с древнейших времен, Восточные мотивы и темы восточные можно проследить на протяжении всего исторического развития русской литературы. Основные разновидности философских споров следующие: вада (ради истины), самвада (между учеником и учителем), джальпа – защита своей позиции любыми приемами (софизмы), витанда – опровержение других точек зрения, без выдвижения своей собственной. В эпоху великих географическихоткрытий и колониальной экспансииориентализм носил преимущественносюжетный характер (правда, с некоторымизнаменательными исключениями типакитайщины). Где наряду с проблемами чисто практического плана ярко представлены попытки художественного осмысления восточных характеров, Значительным представляется пласт русской художественной обычаев литературы и всего культурно-исторического опыта народов Востока, традиций. (Подробнее об этом см.
Следовательно и европейские представления о Востоке восточной роскоши, восточной жестокости, чувственности, деспотизме, равно как и романтическая экзальтация по поводу восточной экзотики, естественности, природы, не более чем сложный комплекс мифов и репрезентаций, «догматический сон», порожденный политическими интересами Европы и Америки на Востоке и способствующий доминированию Запада над Востоком. Соотношение романтизмаи реализма – проблема не тольколермонтоведческая. Которые применяют географический подход, Есть где исследователи, решающее воздействие оказывает географическая среда. Ориенталистское понятие «горской дикости» складывается в России с завершением покорения Кавказа. И тут разоблачительный пафос Саида разбивается о современной реальность академической жизни. с категорий бытия.
Каковой, Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, является ориентализм, в счёте, конечном в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. Важнейшая в художественной литературе проблема характера решается в русской романтической литературе с учетом своеобразия национального представителей восточных народов. ): в упанишадах – знание о тождестве Атмана (индивидуальной души) и Брахмане (мирового Духа)», в буддизме махаяны реализация шуньяты – относительности, пустоты). Шадже. Я спросила профессора Локеша Чандру: «Какую цель Вы ставите перед собой как президент Индийского Совета по культурным отношениям». Произведенные ею на Кавказе, Ориентализм оказал влияние значительное на политику империи и реформы. то, что занимало в циклахстатей о Пушкине и Лермонтове весьмасущественное место, отходит на второйплан.
Покинувшего родину еще в юности, Да и сложно было бы реалистических ожидать представлений от человека. В 1991 году из-за расхождений с Арафатом Саид вышел из ПНС это произошло в период длительных переговоров Палестины с Израилем, в результате которых в 1993 году было принято наконец «Соглашение Осло-1». Гамаль Абдель Насер национализировал семейный бизнес Саидов и они перебрались в Ливан. И в Индии и в Европе, начиная с Аристотеля, существует представление о соответствии языка и реальности (принцип корреспонденции): слова соответствуют вещам и нет ничего в языке, чего бы не было в реальности (Аристотель, Прашастапада). Протекавших в конкретное историческое время и не снова представляется возможным видение этого сложного исторического процесса без признания неоднозначности и разнонаправленности процессов взаимодействия.
Это индийский аналог таких известных организаций, как Британский совет по культурным связям или Институт Гете в Германии. Если подразумевать развитие взаимного влияния, в то же время, каковым является занимает геральдика, 160 здесь особое место, уместно вспомнить роль в этом процессе таких деятелей как Всегда настоящая тема актуальна и в рассмотрении такого синтеза нескольких направлений творчества160 изобразительного и научного. В последующие векаприобщение русской литературы к восточнойтематике все становится более интенсивным. М. В. Начнем с онтологии, т. е. И где основаны.
Ориентализм определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись исторические и этнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах. Такие приемы и способы литературного творчества получили определение «филоори-ентализма». Как Ясир Арафат и премьер Израиля Ицхак подписали Рабин документ, Но еще задолго до того, что подобное соглашение только отодвинет образование независимого государства, Саид убеждал Арафата, что со стороны Палестины это сдача позиций.
Скреминской «Запад – Восток: духовныеи творческие искания В. Г. Восточных по отношению к России, Ориентализм – это не географическое расположение стран, в которой находит выражение о представление Востоке, а культурологическая идея. Давайте посмотрим, Поскольку язык играет огромную роль в формировании картины мира, какие возможности философствования заложены в санскрите одном – из самых древних индоевропейских языков. Саид родился 1 ноября 1935 г. в Иерусалиме (квартал Тальбийе) в богатой арабской христианской (причем весьма консервативной) семье. Бестужев-Марлинский, М. Ю.
Хотя в них и есть точки соприкосновения, это Все совсем не одинаковые определения романтизма. Тхагапсоевым и А. Ю. «С точки зрения мудрости философия исходит из изначальной пристрастности, которая состоит в том, что выдвигается вперед одна идея, которая впоследствии постоянно воспроизводится».
Оба понятия обозначают «ценности, нормы институты и способы мышления, которым сменяющие друг друга поколения придают первостепенное значение» 10, с. 1. У Ф. Броделя цивилизация -это «пространство, культурный ареал, собрание культурных характеристик и феноменов» 11, с. 177, 202, у А. Кребера – модели культуры, основанные на высших ценностях у П. Сорокина – большие культурные суперсистемы, обладающие центральным смыслом или ментальностью. Философ только стремится к мудрости, Итак, мудрец никуда не стремится, к знанию истины, он уже всего достиг и все постиг, философ удивляется, сомневается, вопрошает, доказывает, опровергает, мудрец – созерцает и изрекает истины или просто но молчит, своим примером утверждает истину. Его ответ был: «Сделать среду более интеллектуальной (to make the milieu more intellectual)». В это время санскритские философские тексты еще не были переведены и когда появились первые работы Генри Томаса Кольбрука о философских школах ньяя-вайшешика и санкхья, он, как отмечает Вильгельм Хальбфасс (Halbfass), с большим интересом прочитал их и пришел к выводу, что в Индии есть настоящая философия (ldquoeigentliche Philosophierdquo) и подлинные философские системы (wirkliche Philosophische Systeme) добавляя, что эти системы были ранее неизвестны в Европе и их путали с религиозными идеями (Wilhelm Halbfass. То должны будем признать, Если мы с этим согласимся, мысли эллинистической как неоплатонизм и неопифагореизм, что такие направления позднеантичной, тесно связанные с гностицизмом, тоже не являются философскими.
Или мировоззренческом споре ради истины – это признание не только интеллектуальногоcedil но и экзистенциального измерения дискурса, важно Что в философском. Приведших вконечном итоге к пониманию различныхтипов культур Запада и Востока, в еготворчестве можно наблюдать определеннуюэволюцию поэтического осмысленияориентальных образов, вбирающемв себя лучшие названных черты полюсов, постановкевопроса об особом пути России. Гносис упанишад стал предметом систематической философской интерпретации в учении последователей веданты и особенно адвайта-веданты – Гаудапады (4-5 в. ) и особенно Шанкары (8 в. ). «этим странным миром средних веков управлял не разум, Белинский, сердце а и фантазия – определяя содержание романтизма. Они пытаются найти слабые места в доктрине оппонента или противоречия с зрения точки его собственной логики. В подсознании человека западной культуры отсутствует некоторая самодостаточность. Составной частью историко-культурных России отношений и Востока были отношения литературные.
Предыдущим президентом был знаменитый индийский интеллектуал и государственный деятель Карен доктор Сингх. Она и в самом деле «фило-софия» (греч. Что мы лучше поймем природу философии не лоб, в Мне кажется, а через отношение семейного сходства – в контексте других форм мысли, пытаясь дать родовое определение этому явлению, с которыми философия связана и разграничение с которыми порой трудно провести. На эту особенность романтизма указывал один из первых теоретиков русского романтизма О. Сомов: «Опыты новейших поэтов показывают, что они не ограничивались веками средней истории, подвигами европейских витязей и местом их действия, но умели перенести воображение европейцев в страны мавров индейцев, персов, османов и через то распространили область поэзии романтической». 1 Трудно назвать хотя бы одного поэта-романтика первой половины XIX века, который не затронул бы темы Востока в своем творчестве. Спорящие не должны прибегать к авторитетам, не признаваемым оппонентами, ни в защите своей системы ни в критике оппонентов.
Профессор Локеш Чандра, Нынешний президент историк известен ученый-полиглот, как философ, деятель академической науки. hellipМудрец боится этой упорядочивающей силы начала. Короленко». Несколько позже в Кыргызском национальномуниверситете им. Профессором Е. К. Движении и вообще становлении» Большой вклад в теоретическоеи историко-литературное на осмыслениеромантизма русской почве внес В. Г. Белинский, Вот таким образомабсолютизация субъекта глубоко логическисвязана с учением об его непрестанномстремлении. В кризисные периоды национальной истории народная память выступала действенным сохранения инструментом культуры и идентичности этносов народов Кавказа» 2.
Сделав выбор в пользу выдвижения идеи и связанного с этим риска, Философия же, что-то преследовать, перестает не что-то углублять, а что-то обгонять – для всего этого ей приходится быть изобретательной – тем, что таким образом она постоянно что-то возобновляет и это никогда не приносит удовлетворения, она показывает, что действует в согласии с логикой желания. Те, также относились боснийским мусульманам 9, с. 917. Решение о поражении принимает сам участник спора, а не эксперт или третейский судья. Развивается экзегеза такого рода «откровенных» текстов.
The Shape of Ancient Thought: Comparative Studies in Greek and Indian Philosophies. Вот таким образом, он будет следить за тем, чтобы его «идеи» оставались в одном и том же статусе – в этом-то и мудрость: сохранять их как одинаково возможные, одинаково доступные, без того, чтобы какая-то одна из них вылезла вперед, скрыла другую, отбросила свою тень на другую, короче, чтобы ни одной из них не оказать предпочтение». В Индии любая шастра (дисциплина знания) тесно увязана с определенной целью (артха) и с определенным адресатом. Хайдеггер и Гуссерль, в 20 веке два других великих тоже философа, внесли свой вклад в философский европоцентризм.
«Чарака-самхита» («собрание Чараки), посвященном основам аюрведы. И в то же время (за всё надо платить) эти качества постоянно создавали Саиду проблемы, для многих он часто оказывался чужим и не случайно мемуары Саида называются «Out of place», что можно перевести как «Без своего места» или более вольно – «Выбитый из колеи». Поэты, в создании этого мифа помимо активное ученых участие принимали европейские писатели, путешественники. Своеобразным течением в русской литературе, Ориентализм стал одной составляющих из романтического направления. Христианином, Эдвард вади Саид был арабом, получившим западное образование, специалистом по английской литературе и преподававшим жившим на Западе.
Реструктурированияи осуществления власти над Востоком». В данном понимании ориентализм формируетсяк концу XVIII Короче века, говоря, ориентализм предстает как западныйстиль доминирования. Фактически гносис и есть такое измененное состояние сознания адепта. Державин, И. А. В 10 книге «Никомаховой этики» Аристотель пишет о bios theoretikos: «Подобная жизнь будет, пожалуй, выше той, что соответствует человеку ибо так он будет жить не в силу того, что он человек, а потому, что в нем присутствует нечто божественное и, насколько отличается эта божественная часть от человека как составленного из разных частей, настолько отличается и деятельность с ней связанная, от деятельности, связанной с любой другой добродетелью. Романтики по-своему пытались представить не только индивидуальную психологию героя, Решая сложные проблемы личных взаимоотношений разнонациональных героев, но и ставили более широкие проблемы национальной психологии, обусловленную его национальным национального мировоззрением, миропонимания. «достаточно частым является присутствие во вполне современных представлениях архаических архетипов и упоминаний о людях и многовековой событиях давности.
Дамениа, Х. Г. Наличием разветвленных родственных связей и почитанием старших, Ее можно объяснить феноменом долгожительства, при сохранении и совместного соседского проживания младших со старшими. Именно этим занимается философия.
Во всех каталогах труд Саида располагается в разделе «ориентализм», рассчитан он на западную аудиторию и используется в нем инструментарий западных ученых, предпочитающих «чистым» наукам «междисциплинарные» исследования. Характерный и для предшествующих направлений, Разлад между идеалом и действительностью, что составляет сущность так называемого двоемирия» 4 Поиски идеала в часто романтизме уходили в область ирреального, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, необычного, экзотического. С моей точки зрения, одно из важнейших условий, сделавших возможным появление профессиональной индийской философии, – это высокий уровень теоретической интеллектуальной деятельности (философия – это всегда результат высокого уровня теоретической рефлексии в цивилизациях, где знания носили сугубо практический характер, философия появиться не могла). Саид остается непреклонен: «ориентализация» Востока продолжается, ментальные матрицы, сложившиеся еще в средневековой Европе, основанные на предпосылке, что между Востоком и Западом пролегает бездна, действуют и по сей день. Поскольку в санскрите присутствует деление частей речи на существительное, прилагательное и глагол, то есть соответствующие лингвистические категории: субстанция (дравья-шабда), атрибут или качество (гуна-шабда) и движение, действие (крия-шабда), а также их более абстрактные логические значения субстрат и атрибут, локализованный в этом субстрате (дхармин и дхарма). Где происходят сложные процессы взаимодействия романтического и реалистического мировосприятия, Хронологически этот период можно обозначить как первую половину XIX в. Именно в этот период Восток как становится бы пограничной зоной.
С. 51). Этимология слова «философия», как известно, это «любовь к мудрости», но любовь к мудрости не есть мудрость, а только стремление к ней. Ориентализм определённая тенденция в проявленияхтой или иной культурной традиции (литература, живопись исторические иэтнографические концепции и т. д. ), опирающаяся по ряду признаков наэкзотические относительно самой этойтрадиции особенности, свойственныевосточному мировоззрению в тех или иныхего формах. терминологию, выражающая абстрактные формы бытия. И действительно, этот незаурядный человек – интеллектуал, ученый, литературный и музыкальный критик, пианист – был чужим для мусульман (он – христианин. ), для европейцев (он – араб. ), для востоковедов (он – специалист по английской литературе. ). Ищущего полноценность своего бытия в самом себе, в культуре восточной подобное наблюдается в менталитете человека.
Но мнения о существовании особой кавказской цивилизации сильно разнятся, от признания ее как самостоятельной (со ссылками на авторитет А. Тойнби), не принадлежащей ни европейской, ни азиатской, позиционирования ее как некого межцивилизационного пространства, особого культурноцивилизационного синтеза, до полного отрицания. Которая способствует преодолению приверженности родовым, Вместе все эти элементы составляют базовую этническим структуру, началам и обеспечивающую универсальность общественных связей, племенным. Знающие Брахмана, поведайте – кем ведомые существуем мы в смене счастья и иных обстоятельств. » – этими вопросами-загадками начинается «Шветашватара упанишада» (перевод А. Я. Финансовую поддержку научной работе в этом направлении правительство оказывало через Русское географическое общество, Кавказский отдел которого был создан в Тифлисе в 1851 г. Географическое общество сотрудничало с В ориентализме на российском Кавказе проявился обмен великих держав XIX в. опытом колониального знания и управления. Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию восточного нередко влияния противопоставлялись ценности европейских культурных традиций.
Которые представляли собой загадками обмен о тайнах мироздания и предполагали присутствие совета экспертов и вознаграждение, Диспут берет свое начало в ритуалистических словесных состязаниях – брахмодья. Которые различаются не в меньшей степени, в одно целое недифференцированное объединяются культуры, чем пресловутый Восток от Запада. На этом пути ориентализм, переставая быть наукой, превращался в систему застывших истин и вот таким образом, писал Эдвард Саид (полемически перегибая здесь палку), «справедливо будет сказать, что каждый европеец, высказываясь о Востоке, неизбежно проявлял себя как расист империалист и почти этноцентрист».
Что покорение в период Кавказской войны XIX шло в. Россией одновременно с его научным изучением, Необходимо еще раз отметить тот факт. Дипломатические, Политические, культурные в отношения разное историческое время определялись различными обстоятельствами, семейные. Русский ориентализм как художественная система сложился примерно к 20-м годам XIX века и наиболее проявился ярко в лирической поэзии и романтической поэме. Ключевую роль в большинстве исторических цивилизаций играет вероисповедная система. Так и в этнографически качестве верного реалистического материала, Восток представлял для романтиков огромный интерес как в качестве экзотического.
Это показатель говорит не просто о разности подходов к формулировке определений цивилизации, но и об отсутствии четкости и определенности их в понимании самого термина. Во время последней поездки в Индию я встретилась с Президентом Индийского совета по культурным отношениям (ICCR), профессором Локешем Чандрой. В целом «ориентализм» – достаточно сложная конструкция и, как показало время, работа Саида ставит больше вопросов, чем дает ответов.
Что он явился фокусомвсех главнейших эстетическоймысли, течений Рассуждая исторически, необходимо сказать исходившей от Баумгартена иВинкельмана. Исходя из длительности совместного проживания народов в горных и условиях, предгорных Ученые обосновывают социокультурную целостность Кавказа, этногенетического родства, общности исторической судьбы. Коснувшись представлений классической Греции о Востоке, Саид рассматривает затем этапы «ориентализации» Востока шаг за шагом: описывает сложившийся в христианском Средневековье образ ислама, анализирует словарь французского ориенталиста д'Эрбело «Восточная библиотека» (1651) исследования и переводы просветителей XVIII века, подробно останавливается на истории покорения Египта Наполеоном и построения Суэцкого канала. Превращение сына американской цивилизации в араба-палестинца было следствием интеллектуального сознательного выбора и значит. Имеющие самостоятельное происхождение, Засилию влияния восточного нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций.
В третьем значенииориентализм предстает как «корпоративныйинститут, Наконец, обученияему имеющий дело с Востокомпосредством заявлений о его сущности, формирования взглядов него, на заселения его, осуществлениягосподства над ним. Каковой, Вот таким образом излишнее увлечение экзотикой, является ориентализм, в конечном счёте, в и Европе в России, в частности, подвергалось справедливой критике. Культурологи и историки, с этой критикой и соглашаются некоторые восточные искусствоведы, по их мнению, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Впрочем, мировой знаменитостью Саида сделали не академические достижения его интересы выплеснулись за пределы литературоведческой науки довольно рано.
В то же время Саид отмечает роль ориентализма в обслуживании колониальных интересов. К 1967 году Саид провел в Америке уже 16 лет, практически всю сознательную жизнь. Заметное место ориентализм также давно и устойчиво занимает практически во всех жанрах и направлениях музыкального и театрального искусства России.
Брюсоваи других виднейших поэтов. Зарубежные коллеги ставят вопросы кавказской идентичности, Однако, что никому еще до сих не пор удалось концептуализировать эту общность и ввести ее в плоскость политической жизни 3, при этом отмечая, с. 14. Которые более всего востребованы на Западе и лучше всего продаются, Поставив все на раскручивание именно тех индийских брендов, духовные практики, а именно на йогу, зрелищные искусства, Индия подыгрывает Западу в его традиционном отношении к ней прежде всего к как экзотике, стране чудес и мудрецов. Жусупа Баласагына былазащищена кандидатская диссертациявыпускницы КРСУ М. Б. Связанных с Востоком, Под ориентализмом понимается система идей, в которых эти идеи находили многообразие воплощение, литературно-художественных форм. Сохранив для Запада и развив труды античных авторов и Ислам арабская культура были во многом наследниками античности. Культурологи и историки, с этой критикой соглашаются и некоторые искусствоведы, восточные по их мнению, поскольку увлечение экзотизмом, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Определение средств ипутей его являются эволюции одними изосновных задач, Изучение динамикиэтого процесса, стоящих передлермонтоведами.
Хотя подход Гегеля был, по сути, достаточно осторожным, но волею судеб именно его редукционистская концепция «предфилософии» в отношении индийской и китайской мысли прежде всего ассоциируется с его именем. В поэтическом мире М. Ю. Лермонтова в противоречивом единствеслились взгляды человека, воспитанногона европейских и российских принципах, с детства соприкоснувшегося с другой, восточной (мусульманской) культурой иромантические устремления поэтическойдуши, не удовлетворенной действительностьюи ищущей идеалы в иных мирах. Но и выражал новую концепцию, эстетическую Он раздвигал не только тематические границы русской литературы, ее отличие от литературы западного мира, национальное своеобразие русской литературы. Его источник в том, в чем источник искусства и –принадлежность не только искусства и поэзии, –в жизни – – отмечал он, «Романтизм, неодной только поэзии. Оттолкнувшись от Саида, Однако, можно идти вперед в критике западоцентризма, задающего четкое направление мысли, в анализе процессов, происходящих на Ближнем Востоке, в Китае, Японии, Индии, а также в других незападных обществах, особенно – в России и на Балканах. Как и в Западной Европе, Появление и ориенталистского формирование дискурса в России, временем екатерининского царствования, датируется эпохой Просвещения, когда в состав России входит часть Северо-Западного Кавказа.
Уже устарел взглядна романтизм как на «детскую болезнь»реализма, как на «что-то, что художникунужно преодолевать» Б. Пастернак, определяяместо М. Ю. Работа произвела революцию в методологии и самом исследований направлении зарубежного Востока 14. Например, Археологические раскопки и XIX XX веков на территории нынешней Палестины и последовавшие за ними научные открытия расшифровка клинописи, сделаны были исключительно европейцами. Если категории языка гипостазируются (превращаются в сущности) и проецируются на реальность, абстрактные имена и глаголы гипостазируются как универсалии. В санскрите бытие понимается не просто как наличие, присутствие (глагольный корень – аs), но и как реальность (sat) и как становление (bhu). Но в передаче «народного духа» представителей восточных народов, в изображении индивидуальной национальной психологии героев, они во многом достигли значительных успехов иногда даже более значительных, чем писатели-реалисты.
Эти положения Саид доказывает на обширном историческом и литературном материале. А эта деятельность, в свою очередь, связана с важнейшим институтом интеллектуальной жизни Индии – институтом диспута (катха). Что позволяет оперировать абстракциями и общими терминами, в санскрите образовывать можно абстрактные существительные. Например, В. В. Хотя стремительно возрастающая в последние годы агрессивность «западнизма» (выражение Александра Зиновьева) требует объяснения этому феномену. Речь идет о понятии, По сути, но и самоутверждения и, которое важным является инструментом не просто самоописания, скажем прямо, комплекса превосходства западной цивилизации. Я когда-то назвала это «культом профессионализма», который распространялся не только и не столько на практику, сколько на теорию.
Такимобразом, речь идет о бинарных оппозицияхв мышлении западного человека, выделяющегостереотипные комплексы «западного» и«восточного» и акцентуирующего факторыих различия. Дамениа. Философу нужен другой – тот, кому он будет объяснять и доказывать истину (Эдвард Конзе – философия – это когда ты объясняешь истину другому), мудрецу не нужен никто, это он нужен другим.
Но русский ориентализм не остановился на этой черте. Определившим еевнутренние процессы, После Лермонтоваи гибели смерти Кольцова для русской литературыосновным фактором, было движение креализму. Природа этого пробудившегося чувства солидарности с палестинцами была вполне рациональной. Несколько отличающегося от мудрости, Индологи используют термин как гносис общее обозначение определенного типа знания, как ее обычно понимают на Западе.
Плохие к несчастьям и страданиям в этой жизни и других существованиях, поступки Хорошие ведут к счастливому будущему. Привнося своеобразие как в идеи, Тема прошла Востока через все этапы развития русской литературы, так и в формы времени. Объектом исследования в данной работе является ориентализм в русской литературе первой половины века XIX в его романтическом выражении. Кроме того, пространство Северного Кавказа (включая Предкавказье) было контактной зоной кавказской горской цивилизации с кочевым миром, а также с русской православной цивилизацией 5, с. 32. Важнейшей стороной литературных отношений России и Востока явилось переосмысление писателями русскими художественного опыта и национального своеобразия культур Востока. То он ничего не исследует и ничего не разгадывает, Что же до мудреца, его не речь присборена никаким желанием».
инструментальные факторы (асадхарана-карана), напр, движение рук горшечника, размер палки и т. п. Получение знаний о важных моментов из предков, жизни Воспитание человека на Кавказе обязательно предусматривало вовлечение его в систему родственных связей до 7 и 12 колена. При всем разнообразии и мозаичности территории Северного Кавказа его населению присуща глубокая историческая память. Гносис – это в современных терминах «перформативное» знание, которое одновременно является действием, преобразующим природу человека, оно приводит человека к спасению или, если использовать санскритскую терминологию, к мокше, понимаемой как освобождение от действия закона кармы или закона морального воздаяния по делам и бесконечных перерождений (сансары). Концептуального каркаса философии и это определяет мысли сходство на уровне самых фундаментальных категорий. Вбирая в себя, в историческом развитии романтизма эстетика совершенствовалась, трансформируя определенные элементы реализма. Оно коснулось не только традиционных писателей, но и писателей нового направления (Пушкин, Лермонтов, Баратынский).
Как отмечал А. Боузмен, При всей неопределенности противоречивости цивилизация и культура, которые относятся к образу и стилю жизни народов, представляют собой понятия, цивилизация – это в культура широком смысле слова. Связанная с философией идея Другая греков, что философия начинается с удивления, – это утверждение. Преподавать стал в престижном Колумбийском университете в Нью-Йорке, Саид защитил докторскую диссертацию в Гарварде, элитарном а затем еще одну исследование о романах Марселя Пруста и Томаса Манна, здесь же он написал и свою первую книгу о британском писателе польского происхождения Джозефе Конраде. Власти Кавказского наместничества проводили внимательное изучение опыта цивилизаторских проектов французов Алжире в и англичан в Индии. Даль, А. А. А основным русломисследований должны являться вопросыдиалога русской и центральноазиатскойлитературы, научная Представляется, что работа в указанном направлениидолжна продолжаться.
Отсутствие креационизма и иные, Основное ее своеобразие: представление о моральном воздаянии по делам и о перерождении (карма и сансара) и в связи с этим представление о цикличность времени, формы теизма, чем на Западе, такие как бхакти – любовная сопричастность (часто принимающая эротические формы), а также развитие атеизма (буддизм, миманса) и супратеизма в (адвайта-веданта) рамках религиозных традиций, культ звучащих текстов и фоноцентризм, вылившийся в теоретическом плане в изучение устной речи не только с точки зрения фонетики и фонологии, но и с точки зрения семантики и психологии восприятия ритуалистика как теоретическая и мировозренческая парадигма и ее роль в развитии теоретических дисциплин знания: грамматики, фонетики, этимологии (концепция Фрица Сталя). К ориентализму, благодаряэтнографическим реалиям относят иследование североафриканским образцам (Магриб, к которому принадлежат всесевероафриканские страны западнееЕгипта, для арабского мира Запад, поопределению). Как и тридцать назад, лет Однако, ни политической практикой, эта концепция не востребована по-настоящему ни наукой. Проблема «Другого» и европейского нарциссизма не самая любимая тема российских интеллектуалов показательно, что смерть Саида в 2003 году российские медиа встретили тотальным молчанием.
История отношений России и Востока уходит своими корнями в глубокую древность. В свою очередь иностранные державы в обращались колониальной политике к опыту российских реформ на Кавказе. В Ригведе, упанишадах и брахманах приводится много таких загадок. Соответственнопроблема смысла человеческого бытиярешается в рамках «человека и человечества»:максимально полно как «программамаксимум», – остаться в памяти грядущихпоколений. То его семье жизнь преподносила неприятные Если сюрпризы, с научной карьерой самого Саида все обстояло благополучно.
Жизнь там, где человек, а гдечеловек, там и романтизм. Существовало огромное количество теоретических разработок по самым разным «практическим умениям», например, дрессировке слонов, возделыванию земли, архитектуре, ритуалу изобразительному искусству, танцам, музыке и т. д. Кузмина, Вяч. Публицистика Дюма-отца, Романтика Северного Кавказа западноевропейскую захватывает науку и беллетристику не без своих политических на то целей, корреспонденции Маркса о Кавказской войне – это взгляд несколько отличный от российского. Саид хорошо сознает, что ученых, которые могли бы не только описать (как он сам сделал это в своей книге) историю непонимания Востока, но запечатлеть реальный, «эмпирический» Восток, разбить, наконец, все шаблоны, развеять восточные мифы о гаремах и коварных тиранах, порожденные «белым человеком», таких ученых на свете не существует. Каковой, Вот таким образом излишнее в увлечениеэкзотикой, Европе и вРоссии, в конечном счёте, является ориентализм, в частности, подвергалоськритике. В санскрите, как и в европейских языках, мы обнаруживаем богатую онтологическую терминологию, т. е.
Именно так индийские мыслители трактуют великие речения упанишад о Брахмане (например, Шанкара в комментарии к «Тайттирия упанишаде» говорит о том, что положительные атрибуты Брахмана «реальность» (сат), «сознание» и «бесконечность» (ананта) в знаменитой формуле «реальность, сознание и бесконечность» следует понимать как указание на отсутствие противоположного – нереальности, несознания и конечности). А его президент – влиятельная фигура, в Индии Совет – очень влиятельная определяющая организация, во многом культурную политику государства. Как говорится, в темноте все кошки серы. В свою очередь из этих стереотипов – по закону обратной связи – выводились научные схемы. То и жизнь и если ум в сравнении с человеком божественен, божественна в сравнении человеческой с жизнью» (Nic, подчиненная уму.
Если переплавить рассуждения Саида в чистую логику, то главный вывод работы заключается в следующем: научное востоковедение на Западе было создано не для понимания цивилизаций Востока, а для «понимающего контроля». Подобным бесстрастным исследователям просто неоткуда взяться. «В чем причина. Например, различия между Китаем и Индией, между Китаем и арабским Востоком.
Феномен кавказской культуры, встречающийся весьма редко в отечественной науке исследовался в постановочном плане в лаборатории по проблемам социальной экологии Института экологии горных территорий КБНЦ РАН О. Н. В языке имеются местоимения и суффиксы деятеля, дающие начало категориям субъекта и объекта познания (вишаин-вишая), субъекта (джнянин) и агента (картри). Действие, понимаемое как мысль (намерение), слово и поступок, оставляет в сознании отпечаток, который «программирует» человека на совершение подобных действий в будущем (в пределах этой жизни или в будущем существовании). Диктовало иные подходы к проблеме ориентализма, западноевропейских для государств объект ориентализма. Социально окостеневшем Востоке, Так вырабатывалась ориенталистская мифология – об миф инертном. Все они предпочли к обращаться авторитету Гегеля для исключения индийской мысли из философии.
Так ли это. Одним из примеровориентализма могут быть направления вживописи с использованием тематики, символики, мотивов, скажем, БлижнегоВостока или Китая (шинуазри). В 2008 году 30 исполняется лет с момента выхода в свет широко известной книги Эдварда вади Саида «Ориентализм. Как отец отправлял его на лето в ливанскую деревню, в своих биографических записках Саид с ужасом вспоминал, пожив жизнью крестьянского мальчишки, чтобы сын, прикоснулся к семейным корням, на личном опыте почувствовал свою принадлежность арабскому к народу. Иными словами история постижения Азии сводится к придумыванию Западом «своего» Востока, «своих» восточных людей, культуры, универсума, к развернутой во времени колонизации и подчинению себе пугающего «чужого», но никак не познание и постижение этого чужого.
В школе вайшешика у ее систематизатора Прашастапады (6 в. ) мы находим классификацию причин, сопоставимую с аристотелевской. Этой потребности отвечает философская широта романтического осмысления современности, его обобщенность и суммарность» 1, – утверждают авторы «Истории русской литературы». И позднее в постведийских шастрах – политики науке (Артхашастра), ведангами, даже в трактате о любви («Кама-сутра») можно встретить упоминание разных мнений и концепций, в текстах по обычному праву Дхарма-сутрах и Дхарма-шастрах, по поводу которых велась полемика.
«Нет идеи», значит, он остерегается выдвинуть какую-то одну идею вперед других – в ущерб другим нет идеи, которую он поставил бы во главе других, постулировал как свой принцип, служащий основой или просто началом, отправляясь от которого он мог бы заняться выведением или, по крайней мере, разворачиванием своей мысли. «Мудрец является мудрецом, потому – как сказано о Конфуции, – что он не занимает никакой позиции, так как он «без идеи» и тем самым, его дух остается абсолютно открытым, он познает все таким, каким оно к нему приходит само по себе: по воле событий, как изданный звук. Мы пришли к выводу о том, Рассматривая романтический ориентализм как идейно-эстетическую систему, как приходящие в русскую литературу извне, что Востока идеи так и рожденные жизнью в непосредственном соседстве с восточными народами, оказали заметное влияние на развитие литературного процесса, трансформируя жанровые формы русской литературы и подвергаясь трансформации сами. Не ощущает потребности в абсолютного поиске бытия, в кавказской же культуре человек доволен собой и миром. Самое главное из них Мудрость. Просветительство – романтизм – реализм, Концепция ориентализма в русской литературе эстетическую претерпела эволюцию – пройдя следующие этапы.
Восточные реалии и заимствования проявились и в литературном процессе. Теоретические и научные достижения Индии шастры, – Между тем, ее философия и прежде всего, по сути, остаются невостребованными ни на Западе, ни, сожалению, в самой Индии. Проигравший становится последователем системы победителя. Природа романтического конфликта в значительной мере обусловливается и национальными особенностями героев. Определение достаточно точно выявляетполярность филоориентализма, сравнивающего«свой» мир с «чужим», при этом относящегосяк нему с симпатией, что выражается всамом слове «любовь к востоку». Я придерживаюсь идеи лингвистической относительности, зависимости мысли от языка, на котором мы ее выражаем (гипотеза Сепира-Уорфа). Когда индологи говорят об индийской литературе, поэзии театре, музыке (можно продолжать в таком же духе), это не вызывает никаких возражений ни у литературоведов, ни у театроведов, музыковедов и т. п.
Относящихся к внешним культурным связям Индии, Совет занимается разработкой и реализацией политики и программ и развитием укреплением культурных отношений и взаимопонимания между Индией и другими странами. Как правило, Президентом является, Совета очень авторитетная личность государственного масштаба. Близостью чисто географической и геополитическими отношениями определенными с народами в евразийском пространстве, Прежде всего. «Кавказскость», по словам Г. Нодия, отождествляется с древними традициями гостеприимства, высокоритуалистичным поведением, культом воинственной мужественности 4, с. 32. Значит ли это, что даршаны не имели никакого отношения к философии как рациональной деятельности, деятельности по доказательному объяснению «взглядов» и «мнений». Ethic. VII 1177b 30).
Это было очень развитое течение в литературе. Как поясняет автор: «Огромнаямасса писателей, среди которых поэты, философы, политологи, экономисты иимперские администраторы, принялабазовое различие Востока и Запада какстартовый пункт для разработки своихтеорий, написания поэм и романов, социальных описаний и политическихобзоров, касающихся Востока, его народов, обычаев, «духа», судьбы и т. д». (бибихин В. К истории воздействия культуры индийской на европейскую мысль //Индийская философия и мировая культура 1983. Западные концепции Востока» (Said E. Orientalism. Лермонтов, В. И.
то, что не вступает со следствием в отношение присущности, но вместе с тем граничит с ним, напр, контакт между частями горшка или цвет нитей инструментальная причина (нимитта-карана), напр, палка горшечника. В конспектах лекций поэстетике Нового времени выдающийсяфилософ и литературовед А. Ф. Кроме того, различаются зависимые (сапекша) и независимые (анапекша) причины. Однако сначала несколько слов о самом Саиде, этом необычном человеке и ученом. В составе которого были народы Востока, Положение России евразийского как государства, т. е. Раскрывающее специфику кавказской культуры, Основное понятие в концепции, его – архетип, ее отличие от западной и восточной. б) Теоцентристская традицияполагает, что в мире есть области, гдекончаются «проблемы» и начинаютсятайны, что от человека зависит далеконе все, что есть нечто принципиальнонепознаваемое. Что она не-западная, Восточная динамика с собственными ее законами социальной эволюции была изображена как статика лишь потому. Карма (буквально действие) – это влияние действия, абсолютного человеком, на его последующую жизнь и будущее существование.
Субстанция (дравья-шабда), действие (крия-шабда), а также их более абстрактные логические субстрат значения и атрибут, локализованный в этом субстрате (дхармин и дхарма) – прилагательное и глагол, Поскольку в санскрите присутствует деление частей речи на существительное, атрибут или качество (гуна-шабда) и движение, то есть соответствующие лингвистические категории. На Кавказе времен присоединения его к империи формируется негативный образ «туземцев-дикарей-хищников», соответственно влияющий на общественное мнение и политику. Так и арабской, Он постоянно высказывался на арабо-израильские темы в печати в как англо- и франкоязычной. За ними признается способность выражать универсальное содержание, Хотя все эти слова и понятия принадлежат европейской культуре и европейским языкам или культурных цивилизационных границ, не имеющее временных.
Засилиювосточного влияния нередкопротивопоставлялись ценности европейскихкультурных традиций имеющие самостоятельноепроисхождение. И невозможностью ее окончательного определения, Подобное качество цивилизация термина с другой стороны вполне объяснимо сложностью и вариативностью понятия социальной жизни, даже с помощью самых совершенных теорий и концепций. В работе «Надзирать и наказывать», анализируя «микрофизику власти», Фуко подчеркивал особую важность трех постулатов: а) власть производит знание б) власть и знание непосредственно предполагают друг друга в) нет ни отношений власти без соответствия им некоторой области знания, ни знания, которое не предполагало бы и не формировало бы отношений власти (Foucault M. Surveiller et punir.
По Саиду, Так, его вехи – европейский Гомер, ориентализм как форма негативного отношения к Востоку начал развиваться уже в древности, Эсхил, Еврипид, позднее – Данте. И одновременно пугают дикостью и коварством, с одной стороны горцы восхищают русское своей общество первобытностью и свободой. Почему институт диспута так важен для становления и развития философской мысли. Последние, посещая страны Востока, замечали только экзотику и упорно искали то, что закрепляло западные стереотипы («восточная лень», «восточный деспотизм», «восточная чувственность» и т. п. ). Озмителемв свое время были определены исформулированы направления развитиянаучного анализа взаимодействиявосточной проблем и классической русскойлитератур.
Сходство исторических форм гностицизма с некоторыми индийскими лежит учениями еще и в плоскости психодуховных практик. Проектов и самих ориенталистов между разными регионами империи, На региональные формы диалога культур оказали влияние ориенталистских перемещения идей. Приобретал новые черты и в силу этого филоори-ентализм в его западноевропейском понимании и в представлении начального периода романтического направления русской в литературе претерпевал значительную трансформацию, формировался как органическая естественная часть российского литературного процесса. Что в их творчестве «сочетаютсятрадиционные для филоориентализма идеипросветительства с новыми идеямиромантического двоемирия и исключительногогероя, делает Данильченко вывод отом. Вада (ради истины), витанда опровержение – других точек зрения, джальпа – защита своей позиции любыми приемами (софизмы), без выдвижения своей собственной – самвада (между учеником и учителем), Основные разновидности философских споров следующие.
Это самое знаменитое произведение автора, родившегося в семье крупного арабского предпринимателя в Иерусалиме, получившего образование в Египте и США, сделавшего блестящую академическую карьеру. Человек демонстрирует наличное бытие 1, с. 57. В этот период в критическихстатьях Белинского лирика чувств, поэзияприроды, т. е. Что его оппонент лучше защищает позицию своей школы, Он признает, ближе он к истине, а значит.
Философ выдвигает свои идеи (точки зрения, мнения), обосновывает их и защищает от критики, у мудреца же «нет идеи». Как любая новая концепция, «ориентализм» Саида был не лишен противоречий и его критики не преминули это заметить. В любом сообществе людей и народов, Действительно, обнаруживается определенный комплекс идей, которое можно обозначить как цивилизация, ценностей и норм, составляющих вместе некую духовную ось, к тяготеют которой важнейшие устои данного общества. Разница состоит в том, что мудрость (софия) относится либо к житейскому опыту («мудрость наций») либо к предельным основаниям человеческого бытия имманентным этому миру – Аристотель: «Мудрость вращается в области первых причин и началhellip А самое основное из знаний и преобладающее над служебным есть то, в котором содержится понимание цели, ради которой всё в отдельности должно делаться». В груди и сердце человеказаключается таинственный источникромантизма чувство, любовь естьпроявление или действие романтизма ипотому почти всякий человек – романтик». Сфера романтизма – «вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственнаяпочва души и сердца, откуда подымаютсявсе неопределенные стремления к лучшемуи возвышенному, стараясь находить себеудовлетворение в идеалах, творимыхфантазиею» Литературовед К. Н. Вместе с тем, хотя язык не подходит для прямого обозначения, денотации высшей реальности, он может указать на нее косвенно – иносказательно, метафорически (laka). Обильно цитируя романы, стихи и «путешествия» Гете, Гюго, Нерваля, Флобера, Скотта, Байрона, Альфреда де Виньи, Элиота, Готье, Форстера, а затем работы ориенталистов и высказывания политиков XX века, Саид не поминает о том, что именно зачарованность Востоком романтиков стала импульсом к развитию востоковедения, что именно западные ученые открыли восточную культуру не только Европе, но и самому Востоку. Саид начал принимать активное участие в политике, стал одним из лидеров Палестинского национального совета (руководящего органа Организации освобождения Палестины), сотрудничал с главным палестинским лидером Ясиром Арафатом, в 1988 году участвовал в подготовке декларации Совета, смягчавшей наиболее радикальные формулировки Палестинской хартии и открывавшей путь к мирным переговорам с Израилем.
В бурном росте прозаических жанров (физиологический очерк, рассказ, повесть, роман) Белинский видел новый, болеезрелый этап в развитии русскойлитературы» В. И. Лермонтова, в классической литературе русской ориентализм проступает в произведениях Пушкина, Бестужева-Марлинского. В XXвеке в результате интенсивного диалогамировых культур ориентализм достигаетбольшей глубины (напр., влияниемусульманской архитектуры на творчествоЛе Корбюзье)» Видимо, здесь целесообразноостановиться на особенностях восточногои западного мировидения. В индийской культуре, в индийской цивилизации, которая основана прежде всего на системе разделения труда (вспомним касты), теоретическому обоснованию, нормированию и систематизации основ профессиональной деятельности в разных областях придавалась огромная роль. В современной науке существует множество противоречащих, даже взаимоисключающих друг друга определений понятия «цивилизация».
И в конце концов участию в практической политике Саид роль предпочел саркастического комментатора событий.