Тогда-то плебей обретает решимость впервые открыто выразить свое мнение. Поскольку эмиграция авангардистов из буржуазного общества в богему означала эмиграцию также с капиталистических рынков, Для этого действительно требовалась смелость, лишившиеся покровительства аристократии, на которые были выброшены художники и писатели. Созданная им эстетическая концепция служила легитимацией практики художников геометрической абстракции (Джозеф Альбертс и др. ).
Что разделяет два этих синхронных культурных – явления авангард и китч, Обозначенность этой антитезы более чем отчетлива она фиксирует и определяет тот огромный разрыв. Истина прямо противоположна. Восхищаться ею, в эти периоды исторические массы могут испытывать восторг перед культурой, насколько высок духовный уровень их господ, независимо от того. Вслед за Аристотелем другими и мыслителями, Если, что все искусство и вся литература – это подражание, сказать, то в итоге мы получаем подражание подражанию. Но это не помешало Геббельсу в 1932 – годах 1933 энергично обхаживать художников и писателей-авангардистов, Гитлер по личным и идеологическим причинам является злейшим врагом авангарда.
Что кажется ему намного более важным, Ибо он внезапно открывает для себя в Репина полотне то, которые он привык находить в иконописи и сама неизвестность обнаруженного оказывается одним из источников этих ценностей – живой узнаваемости, чем ценности, чудесности и постигаемости. Массы необходимо снабжать объектами восхищения удивления и господа могут и обойтись без таких объектов. Тогда как вторые должны были довольствоваться народной или рудиментарной культурой или – китчем, Формальная культура всегда принадлежала первым. Итак, мы видим Муссолини, провозглашающего 171новый имперский стиль187. Перевод сделан по первой версии текста 1939 г. позднее, в 1972 году, Гринберг сделал новую редакцию, сильно скорректировав, в частности, характеристики творчества Ильи Репина. Можно сказать, что китч берет свою кровь из этого резервуара накопленного опыта.
А не выдумывался, Сюжет произведения задавался его заказчиками, как происходит это сейчас исходя из отвлеченных соображений, в буржуазном обществе. готового ко всему реалиста. Поэт или художник обращает его на средства своего ремесла, Перенося внимание свое с предметов обыденного опыта. Что побуждают смотреть живопись и зрителя, культурного Смотреть на картины крестьянина побуждают те же инстинкты.
Китч – воплощение всей той фальши, что есть в современной жизни. Однако его применение не могло выходить за пределы чего-то простого и всеми узнаваемого, Только с приходом Возрождения право художника на от отход канона получило признание. В конце концов, подобные навыки предполагают высокий уровень образованности. Которая очень близка Александрии в известном смысле эта имитация имитирования представляет собой александризм самого высшего Процитированные сорта, выше строчки Йетса относятся к Византии. Художник был избавлен от необходимости проявлять оригинальность и изобретательность в тематике своих произведений и мог сконцентрироваться на решении формальных проблем, Пока существовало согласие общее относительно предмета искусства. Помимо того, Но все же, существенно, что большинство лучших современных нам романистов прошли школу авангарда, что самая амбициозная книга Жида – это роман о написании романа, а 171Улисс187 и 171Поминки по Финнегану187 Джойса являются, как говорит один французский критик, прежде всего сведением опыта к выражению ради выражения, причем выражения имеющего большее значение, чем то, оно что выражает. Условием, Предпосылкой существования китча, является доступность наличная полностью зрелой культурной традиции, без которого китч не был бы возможен, открытиями, обретениями и самосознанием которой китч пользуется в собственных целях.
Одна и та же цивилизация способна одновременно порождать столь разные вещи, как поэмы Т. С. Где неудовлетворенность обществом принимает реакционные формы – пассеизма и пуританства, Это неприятие авангарда мы чаще всего находим там, последний примеров из которых – фашизм. Известность как арт-критику Гринбергу принесла его статья «Авангард и китч», впервые опубликованная в троцкистском журнале «Partisan Review» осенью 1939 года. Как только возникнет социализм, Сегодня мы уже не ждем новой культуры социализма от – она неизбежно появится. Авангард лишается уверенности в публике, – в богатых и образованных – от которой Означать зависит, это может только одно. То расходятся, Две крайности разрыва этого то сближаются и происходит это в жесткой зависимости от усиления или ослабления стабильности в конкретном обществе. Насколько же широким должно быть видение культуры, чтобы удерживать в поле зрения поэмы Элиота и поэмы Эдди Геста, а также устанавливать между ними полные новых смыслов отношения.
Как исчезает и необходимость принимать условность и уверять себя, Разрыв между искусством и жизнью исчезает, что именно таково было ее намерение, что икона изображает Христа в того, силу даже если иконописное изображение вообще не слишком напоминает мне человека. велись напряженные дискуссии о политической роли литературы и искусства. В настоящем тексте Гринберг дал классические формулировки связей и взаимоотношений авангардной с культуры капиталом и авторитарными режимами. Только тогда он приобщается к узнаваемому, чудесному и вызывающему сопереживание.
Производимый рационализированной, Китч же, это различие практически научно-индустриальной стирает, технологией. Закат, Более того, бегущие и падающие люди, разрывы снарядов – возвышает Репин реальность и делает ее драматичной. В конце концов и то и другое можно воспроизводить одинаково дешево. Чем это принято демократиями, Необходимо было масштабнее иллюзию продвинуть реальной власти масс. Но эти изменения вполне современные обозримы ценители искусства готовы согласиться с японцами XVIII века, Вкусы менялись, что искусство эпохи Третьей и Четвертой династий достойно того, что Хокусай – один из величайших художников того времени мы даже согласны с древними египтянами в том, чтобы потомки избрали его образцом для подражания. Если вообразить, Тем менее, не то Гитлер, что массы предъявляют запрос на авангардное искусство и литературу, Муссолини и Сталин без долгих колебаний попытаются подобный запрос удовлетворить.
В настоящем тексте Гринберг дал классические формулировки связей и взаимоотношений авангардной культуры с и капиталом авторитарными режимами. Разбрасываясь терминами вроде 171формализм187, Противостоять этой необходимости, 171башня из слоновой кости187 т. д и 171пуризм187. Аксиомы немногих разделяют многие.
Например, Посмотрим, когда невежественный русский крестьянин вроде Макдоналдом, упомянутого что происходит, стоя перед двумя полотнами, одно из которых написано Пикассо, а другое – Репиным, сталкивается с гипотетической свободой выбора. Именно это имеют в виду, Действительно, что массовое и искусство массовая литература сегодняшнего дня когда-то в прошлом были дерзновенными, когда говорят о том, эзотерическими искусством и литературой. Тогда он находит в себе силы критиковать культуру правящего класса, Лишь поддерживаемый когда ими социальный порядок перестает удовлетворять простого человека. Где государственные системы обращаются образования и к искусству, Там, а не китч однако люди продолжают вешать на стены репродукции полотен не Рембрандта и Микеланджело, людей призывают уважать старых мастеров, а Максфилда Пэрриша или нечто подобное. Малларме, Поэзия Рембо, Элюара, Валери, Паунда, Харта Крейна, Стивенса и даже Рильке и Йетса рождается, по-видимому, скорее из попытки создать поэзию из уже сложившихся 171моментов187 поэтического претворения, чем из самого поэтического опыта претворения.
Это утверждение касается изобразительного искусства, По мере, меньшей которое доступно всем. Когда Готтфрид Бенн, поэт-экспрессионист, примкнул к нацистам, те громогласно его приветствовали, хотя в тот же самый момент Гитлер поносил экспрессионизм как 171культурбольшевизм187 В тот момент нацисты осознали, что престиж, которым пользуется авангард у образованной немецкой публики, может быть им выгоден, а практические соображения (нацисты – искусные политики) всегда брали верх над личными предпочтениями Гитлера. Но, Однако как бы там было, ни Муссолини понял, по-видимому с опозданием, что целесообразнее ему потакать культурным вкусам итальянских масс, чем вкусам их господ. О Пикассо или иконах нет больше и речи. Так как им он может наслаждаться, в итоге крестьянин к вернется китчу, не прикладывая к тому никаких усилий. Метод этого художника знаком ему в меньшей степени, но это и не столь принципиально. Кроме денег он не требует от своих потребителей даже Китч времени, как будто не требует от своих потребителей ничего.
Как бы страстно они ни поддерживали Гитлера, При таких обстоятельствах люди вроде Готтфрида Бенна, как им живется в Германии, нацистской становятся обузой и нам ничего не известно о том. А не потому, по Именно этой причине авангард и оказался объявленным вне закона, будучи примером более высокой культуры, что, он внутренне более критичен. Китч ныне становится универсальной Так, культурой, первой в истории универсальной культурой. Чем где бы то ни в было, пригородах Рима все еще можно увидеть более, выстроенных в модернистском стиле, жилых зданий.
Чтобы работу художника или литератора нельзя свести, было Содержание должно быть растворено в форме настолько полно, к чему-то, в целом или по частям, что не было бы самой сущностью произведения искусства. Зиждущиеся на достаточно устойчивом различии между ценностями чисто художественными и ценностями, Испокон веку сложились пребывающими представления, за пределами искусства. Возникла бы опасность изоляции режима, Если бы официальная культура общий превосходила массовый уровень. Или 171беспредметному187, Эти абсолюта поиски привели авангард к 171абстрактному187 искусству и подобной ему поэзии. Как он узнает и видит ее за пределами живописного изображения, в картине Репина крестьянин узнает видит и предметную среду так. Которую они и без того вынуждены были бы проводить, Личное филистерство Гитлера и Сталина всего лишь добавляет жестокости и мрака к политике, будучи принужденными к тому своим собственным курсом политическим – будь они даже лично приверженцами авангардной культуры.
Живопись Брака – и обложки журнала 171Saturday Evening Post187 и Элиота шлягеры Tin Pan Alley. Сделать это советскому государству вполне по силам. Китч триумфальным маршем шествует по миру, Будучи еще одним примером продукта массового западного индустриального производства, стирая различия туземных культур во всех колониальных империях. Который Гринберг начал писать серьезно, Это было тогда, как начал издаваться в горстке маленьких журналов и литературных и журналов, вскоре после того. Что сближает его с художником-абстракционистом, Выразительные средства стали для художника в личном и в профессиональном отношениях содержанием его впрочем искусства, с той, разницей, что средневековый художник должен был избегать публичного предъявления своих узкопрофессиональных забот, подчиняя личное и профессиональное завершенному, официально признанному. Если бы в окружавшей их атмосфере не витали революционные идеи, Тем не менее, чтобы определить, они бы не никогда смогли выделить понятие 171буржуазного187 с тем, кем они не являются. На что заставляет идти Сталина изоляция русской революции, На то, Гитлера вынуждает пойти замораживание противоречий капитализма. Китч механистичен и действует по формулам.
Но сам авангард, почуяв опасность, с каждым днем выглядит все более робким. Функционирующем достаточно слаженно для в того, стабильном обществе, эта культурная дихотомия несколько размыта, чтобы сдерживать разрешение классовых противоречий. Что за последние десять лет превратился китч в Советской России в господствующую культуру, Дуайт Макдоналд указывает на то. Устоявшимся добродетелям и истинному пути приводят к ниспровержению статуй, Тогда же призывы к благочестию и чистоте крови. Созданная им эстетическая концепция служила легитимацией практики художников абстракции геометрической (Джозеф Альбертс и др. ). Что Муссолини пришел к этому с таким запозданием, с То, которой итальянский фашизм осуществляет свою собственную политику, снова показывает сравнительную нерешительность. Впрочем, это означает, что авангард стал тем, чем является в силу некой социальной выгоды.
Где в тот момент – в конце 30-х гг, Текст 171Авангард и китч187 принадлежит к классике художественной критики миновавшего века и был впервые опубликован в троцкистском левом журнале 171Partisan Review187. Которые, Ловушки расставлены даже в тех уголках, заповедниками представляются подлинной культуры, так сказать. Которые обнаруживает в картинах Пикассо развитый в культурном отношении зритель, Но конечные ценности, результате в размышления над впечатлениями, обретаются во втором отдалении, непосредственно остающимися от художественных форм. Возникшие благодаря этим открытиям перспективы, став частью передового сознания интеллектуалов 50 – 60-х годов XIX столетия, вскоре были усвоены – хоть и по большей части бессознательно – художниками и поэтами. Всегда считавшаяся и продолжающая считаться самоочевидной, Не указывает ли эта несоразмерность различных явлений в рамках одной культурной что традиции, эта несоразмерность в природе вещей, на то.
Она – источник прибылей китча. Гринберг женился в 1934 имел сына в следующем году и был разведен через год после этого. Но теперь и элита стремительно сужается. В академизме, в прошлом такое положение дел обычно находило разрешение в застывшем александрийском стиле, а творчество сводилось к виртуозному исполнению формальных частностей, в которых во избежание полемики подлинно важные проблемы оставались в обойденными, то время как нечто более значимое решалось, опираясь на прецеденты, заданные мастерами прошлого. Как и далеко не все поэты оказывались столько же радикальными, Малларме и к Валери, примеру, не говоря уже о тех поэтах, которые пытались строить стихосложение на одном лишь чистом звучании слов. А именно этому типу культуры и принадлежит авангард.
либо глупо, либо нечестно. Стаций, Одни и же те темы механически варьировались в сотнях различных произведений, римская скульптура, китайская поэзия, академическая живопись, викторианская архитектура – ничего нового не порождая. Оказанной им революционными политическими воззрениями, Без моральной помощи, вызов бросая господствующим общественным нормам, у них не хватило бы смелости столь агрессивно заявить о себе. Скажем точнее, Это стало возможным более благодаря широкому пониманию истории – или историческому критицизму, новому критическому пониманию общества. Переселившиеся в большие города и ставшие пролетариями или мелкой буржуазией, Крестьяне, но не обрели и досуга комфорта, во имя повышения собственной эффективности научились читать и писать, необходимых для наслаждения традиционной городской культурой. Де Кирико и прочие выброшены во тьму внешнюю, Маринетти, новый а железнодорожный вокзал в Риме будет построен уже не в модернистском стиле. И в отсталой Во-вторых, России, что их к тому склоняет политическая власть и на передовом Западе массы отдают предпочтение китчу не просто потому.
По-видимому и все же на протяжении веков среди просвещенной части существовало, человечества что есть искусство хорошее и что есть искусство плохое, согласие относительно того. У Репина же 171рефлексивный187 эффект уже включен в произведения и пригоден для лишенного удовольствия рефлексии зрителя. Да и в других местах такова, Однако реальность в России, что необходимость ежедневного каторжного труда и суровые, что крестьянин вскоре осознает, лишенные комфорта условия его жизни не оставляют ему досуга, сил и комфорта, необходимых того, для чтобы воспитать в себе навыки наслаждаться Пикассо. Ключевой теоретик абстрактного экспрессионизма, автор идеи «плоскостности картины».
Клемент Гринберг (англ. Свойства эти относятся к 171рефлексивному187 эффекту. Что Репин способен создавать столь реалистичное изображение, То, мгновенны и не требуют от зрителя усилий, каких-либо что идентификации самоочевидны, воспринимается как чудо.
Италии и России китч является официальной культурной тенденцией, Если в Германии, что правительства этих стран находятся под контролем филистеров, то это происходит потому, не но потому, что в этих странах культура масс – это китч. В сущности, Хотя китч, тем не менее, сам себе продавец, для него создан огромный аппарат сбыта, существование которого на давит каждого члена общества. велись напряженные дискуссии о политической роли литературы и искусства. В этих случаях, когда говорят о культуре, поминают факелы и револьверы. Мы Рафаэлю предпочитаем Джотто, Возможно, что Рафаэль был одним из живописцев лучших своего времени, но все-таки мы не отрицаем. Разумеется, это не может исключить открытости их творчества и другим задачам, ведь поэзии приходится иметь дело со словами, а слова должны служить коммуникации. Естественно, произведенный машинами китч дешевле сделанных вручную туземных изделий и его успеху способствует престиж Запада но почему китч как предмет экспорта гораздо выгоднее Рембрандта. Что называют академичным, то, Ибо превратившись в крахмальную манишку для китча, как таковое более не имеет независимого существования.
Ему достаточно было быть ремесленником, Художнику не надо быть было философом или визионером. Все художественные, как и иные, ценности суть ценности человеческие, относительные. Не сводящейся к народной, До этого единственный рынок формальной, кто, культуры составляли помимо те, умения читать и писать, располагал досугом и комфортом, которые всегда предопределяют причастность к культуре. Чем к запросам тех, Позднее нацисты предпочли в вопросах культуры прислушаться к запросам масс, когда возникал вопрос о сохранении власти, кто их финансировал ибо последние, проявляли такую же готовность пожертвовать с культурой, какой жертвовали они своими моральными принципами, тогда как массы именно потому, что были лишены власти, следовало ублажать всеми прочими подручными способами.
С академизмом и коммерциализацией мы сталкиваемся даже там, где менее всего ожидаем. Внешнего опыта отвергнута, Как только реальность обыденного, посредством которых искусство и ранее литература реальности подражали, такое ограничение может быть найдено только в самих процессах или правилах. К счастью для Репина, Впрочем, что культурный, русский крестьянин защищен от продуктов американского капитализма – в противном случае он не устоял бы перед созданной Норманом Рокуэллом обложкой в конечном счете можно сказать, развитой зритель обнаруживает в произведениях Пикассо те же самые ценности, какие крестьянин обнаруживает в картинах Репина, поскольку то, чем крестьянин наслаждается в живописи Репина, – в известном смысле тоже искусство, только чуть низкого более уровня. Нет, если массы заполняют Третьяковку (московский музей современного русского искусства – искусства китча), то, главным образом, потому, что их сформировали, запрограммировали таким образом, что они шарахаются от 171формализма187 и восхищаются 171социалистическим реализмом187.
Самоочевидно, китч насквозь академичен и, наоборот, все академичное является китчем. Он выплескивается в местность, сельскую Журнал вроде Китч не ограничивается породившими его городами, сметая народную культуру. Работающие на бизнес галантереи его отца, в течение следующих нескольких лет Гринберг путешествовал таким США, образом, но работа не удовлетворяла его предпочтениям, он повернулся к работе переводчиком. Китч вводит в заблуждение. До известной степени это оставалось неизменным до XVII века. Как и в любом вопросе другом современности, в данном случае, возникает необходимость цитировать Маркса дословно. Государство тут абсолютно беспомощно и останется беспомощным до тех пор, пока в сфере общественного производства не победят окончательно социалистические отношения. Само по себе то, что авангардистская культура – это имитация имитации, не вызывает ни одобрения, ни осуждения.
Как указывает сам Макдоналд, Более того, советский когда режим поощрял авангардный кинематограф, примерно в 1925 году, российские массы продолжали отдавать предпочтение голливудским фильмам. Что касается Муссолини, то его случай – ярчайший пример т. е. (Очевидно, такое положение обрекало художников и писателей на голодное прозябание на чердаках, хотя, как будет показано ниже, авангард оставался привязанным к буржуазному обществу потому, что нуждался в его деньгах. ) И все же реальность такова, что, как только авангарду удалось 171отстраниться187 от общества, он тут же повернулся вспять, отрекшись от политики – и революционной и буржуазной. Как объяснить эту заразность китча, его неодолимую притягательность. Китч капитализирует огромные вложения, которые должны принести соразмерные прибыли он также вынужден расширяться, чтобы поддерживать свои рынки. По его мнению, в статье Гринберг противопоставляет две главных, как продолжение академического в искусства новых условиях и китч, тенденции в искусстве авангард, как порождение буржуазной пропаганды.
И крестьянин не обнаруживает в себе никакого 171естественного187 настоятельного влечения, Высокая культура – одно из наиболее неестественных порождений человека, вопреки всем которое, трудностям, притягивало бы его к Пикассо. Это действительно парадокс. Что искусство, Упреки, становится родом деликатеса, отходя от и достоверного всеобще узнаваемого воссоздания реальности, это – банальность. Пребывающей в состоянии незавершенного становления, всегда Массы оставались более или менее безразличны к культуре. В то время предмет как или содержание становятся чем-то, Так рождается 171искусство для искусства187 и 171чистая поэзия187, как чумы, чего следует сторониться. В средние века художник проявлял показной пиетет к базовым общим основаниям опыта.
Очевидно, Все четыре относятся образчика к культуре и, являются частями одной и той же культуры и продуктами одного и того же общества. Разрыв этот слишком велик, чтобы его можно была стушевать многочисленными градациями адаптированного к массам 171модернизма187 и 171модернового187 китча. Где в тот момент – в конце 30-х гг, Текст Авангард и китч принадлежит к классике художественной критики миновавшего века и был впервые опубликован в левом троцкистском Partisan журнале Review.
Без источника стабильных доходов, При ни этом одна культура не может развиваться без социальной основы. Предположим, что после того, как он Репина предпочел Пикассо, на сцену выходит государственная система образования, которая внушает крестьянину, что он не прав, что ему следовало бы выбрать Пикассо и дает тому объяснение. – иначе как капитулировав перед международным социализмом, Поскольку режимы эти не могут повысить культурный уровень масс – даже если и бы захотели, низводя культуру до их уровня, они вынуждены уступать массам. Что иного способа создания подлинно высоких искусства и литературы сегодня не Необходимость существует, же предопределена тем. Строил железнодорожные вокзалы и государственное жилье в модернистском На стиле, протяжении многих лет он благоволил футуристам.
И некоторые из этих уровней достаточно высоки для того, у него много разных уровней, чтобы быть опасными для искателя наивного истинного света. Которыми тоталитарные режимы стремятся снискать расположение своих подданных, Поощрение китча – всего лишь еще из один необременительных способов. 171возможно, по-прежнему зависит характера от получаемого ими в своих странах образования187, в сущности – отношение масс к стилям старого и нового искусства, Макдоналд приводит цитату из книги Курта Лондона 171Семь советских искусств187. Как писал Гринберг, Авангард и искусство были модернизма, способом сопротивления уничтожению культуры буржуазной пропагандой. Есть, однако, одно важнейшее отличие: авангард движется, в то время как александризм остается на месте. Что все качественное и еще способное производить почти неотвратимо в превращается угрозу его существованию, Приходящий в упадок капитализм обнаруживает. Там, где Пикассо живописует искусства.
Таков генезис 171абстрактного187. Макдоналд продолжает эту мысль: 171Почему, в конце концов, невежественные крестьяне должны отдавать предпочтение Репину (ведущему представителю академического китча в русской живописи), а не Пикассо, чья абстрактная техника имеет, по меньшей мере, такую же тесную связь с их собственным народным искусством. Если давать современной наипростейшее поэзии определение и все же, что она будет описана как более 171чистая187 и 171абстрактная187, то ее своеобразие сведется к тому. итальянский язык и немецкий язык в дополнение к французскому и латыни. Многие бессознательно веруют в то, во что немногие верят трезво. Сегодня мы ожидаем от социализма Клемент Гринберг (1909 – 2000) – один крупнейших критиков и теоретиков американского неоавангарда 30 – 60-х годов.
Но зритель, Эти свойства не явлены в живописи Пикассо непосредственно или наглядно, должен спроецировать эти свойства на Пикассо, произведения достаточно чувствительный к чисто художественным ценностям. Первые представители богемы – а она суть и есть будущий авангард – не замедлили отсутствие продемонстрировать интереса к политике. Нет, политика властей не объясняет могущество китча. Которое подобное искусство может у вызвать простого человека, Однако негодование, который он питает к тем, не заглушает в нем благоговейного страха, кто этому искусству покровительствует.
Эта культура несет в себе некоторые элементы того самого Действительно, александризма, которые она стремится преодолеть. Но с приходом всеобщей грамотности способность читать и писать стала навыком менее существенным, чем-то вроде умения водить автомобиль и перестала служить качеством, отличающим культурные склонности индивидуума, поскольку более не являлась исключительным следствием рафинированного вкуса. Впервые опубликованная в троцкистском журнале «Partisan Review» осенью 1939 Известность года, как арт-критику Гринбергу принесла его статья «Авангард и китч». Альтернативой Пикассо выступает не Микеланджело, а китч. На одной стороне постоянно находится меньшинство властвующих (и потому культурных), на другой – огромная масса эксплуатируемых и бедных (следовательно, невежественных). Пикассо, Или, Мондриан, Брак, Кандинский, Бранкузи, даже Клее, Матисс и Сезанн черпают свое вдохновение главным из образом своих собственных выразительных средств – говоря словами Йетса.
На устройство которой художник посягать смел, не Предметом для подражания являлась универсально значимая умозрительная реальность. Будучи частью хаоса идеологической борьбы, Революция же осталась внутри общества, она едва начинала затрагивать 171благородные187 аксиоматические верования, которую искусство и поэзия сочли неуместной, лежавшие доселе в основе культуры. Авангарду же этот источник доходов обеспечивала элита того самого общества, от которого авангард, по его собственному утверждению, отстранился, но к которому он всегда оставался привязан золотой пуповиной. Китч в своих изменениях следует стилю, но при этом всегда остается равным себе. Лишь начиная с Рембрандта возникла фигура художника-187одиночки187 – одиночки в искусстве.
Как и южноамериканские индейцы, Сегодня уроженцы Китая, стали предпочитать предметам собственного национального искусства журналов, обложки индусы или полинезийцы, календари с девушками и эстампы. На этом, однако, связь между этими явлениями, по-видимому, заканчивается. Из него выдергивают новые 171вывихи187, Имеется в виду, которые затем разбавляют и подают в качестве китча – что по прошествии достаточно долгого времени подвергается новое разграблению.
Что рождение авангарда хронологически – и географически – совпало Европе в с первым прорывом революционной научной мысли, Вот таким образом не случайно. Исходить из общих предпосылок становится все труднее. В 1936 Гринберг устроился на ряд работы с федеральным правительством, от администрации Государственной службы, администрации Ветеранов и наконец к Подразделению Оценщиками таможенной службы в 1937. То предлагаемое здесь эстетики определение авангарда – не прокрустово ложе, Что же касается других сфер литературы.
Разумеется, Справедливо это, для капиталистических стран – все разговоры об искусстве для масс чистая суть демагогия. Тот факт, Замкнутость авангардного искусства на самом себе, а лучшие поэты – поэты для поэтов, что его лучшие художники – художники для художников, факт этот оттолкнул от него многих из тех, кто ранее был способен восторгаться и новаторские ценить искусство и литературу, но теперь не желает или не способен пройти посвящение в секреты художественного ремесла. Что крестьянин смутно догадывается о тех исключительных художественных достоинствах, Мы даже можем что предположить, раскрывает в Пикассо просвещенный зритель.
Что подлинная и важнейшая авангарда функция заключалась не в 171экспериментировании187, Отсюда следует, следуя которому можно было обеспечивать развитие культуры в условиях идеологического смятения и насилия, а в поиске пути. Который он осуждает не только за то, Вину за это Макдоналд возлагает на политический режим и но за то, что китч стал его официальной культурой, что китч фактически стал культурой господствующей, наиболее популярной. Которые нравятся массам и которые понятны им Литературу и искусство, а все прочее следовало уничтожить, следовало объявить единственно подлинными литературой и искусством. Если принять предположение Макдоналда, в правильности которого я склонен усомниться, то метод абстрактного искусства должен напоминать крестьянину оставшиеся в деревне иконы и он должен испытать притяжение к знакомому. Властью, Все обусловленные религией, стилем истины оказываются поставленными под сомнение, традицией, а писатель или художник не может более предвидеть реакцию публики на им использованные в произведении символы и отсылки. Был изобретен новый товар – эрзац-культура, Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, предназначенный для тех, китч, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, все испытывал же духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определенного рода. Поэт-авангардист или художник-авангардист пытается подражать Богу, По сути, поддающееся обоснованию исключительно в его собственных категориях – подобно тому, нечто, создавая как природа находит обоснование в самой себе, подобно тому, как эстетически обоснован пейзаж – реальный, а не его изображение как нечто данное, нерукотворное, независимое от смыслов, подобий или оригиналов.
(Так, вопрос, может ли авангард процветать при тоталитарном режиме, оказывается неуместным. ) В сущности, с точки зрения фашистов и сталинистов, главная беда авангардного искусства и литературы состоит не в их чрезмерной критичности, а в том, что они слишком 171невинны187, что через них слишком трудно закачивать эффективную пропаганду, что китч более пригоден для этой цели. Разумеется, это не так. Не обнаруживает китч и уважения к географическим и национально-культурным границам. Это не вопрос выбора между просто старым и новым, просто Прежде всего, по-видимому, как, полагает Лондон, но выбора между плохим, обновленным старым и подлинно новым.
Тем не менее, Теряя, почвой которой была сельская местность и сельская жизнь, вкус к народной культуре и в то же самое время сталкиваясь с новым переживанием социальным – скукой, новые городские массы стали оказывать давление на общество, требуя, чтобы их обеспечили пригодной для потребления культурой. А – в данном случае понятие 171подражание187 используется в его аристотелевском смысле – правил процессов и искусства и литературы, Так художник или литератор оказывается подражателем – но не Бога. Уловки, Китч заимствует из этой культурной приемы, традиции основные правила, хитрости, темы, преобразует все это в некую систему и отбрасывает остальное.
Фашизм хотел показать свою современность, Возможно, а может быть, чтобы скрыть свою реакционность, хотел он соответствовать вкусам богатой элиты, которую он обслуживал. Ведь 171она повествует187 – также Крестьянину нравится обнаруживаемое им в картине богатство самоочевидных смыслов. Оно должно быть не произвольным и случайным, Если неизобразительное или абстрактное претендует на эстетическую обоснованность, а проистекать из подчиненности некоему неоспоримому или ограничению первоисточнику. Затем крестьянин поворачивается к Репину и видит батальную сцену.
Во имя которых он взывает абсолюту, к И те ценности, эстетические, – ценности относительные. Перевод сделан по первой версии текста 1939 г. позднее, в 1972 году, Гринберг сделал новую редакцию, сильно скорректировав, в частности, характеристики творчества Ильи Репина. А Т. С. Элиота преподают в университетах торговцы модернистским искусством все еще не уходят из бизнеса, Выставки Пикассо по-прежнему собирают толпы, а издатели еще все публикуют 171сложных187 поэтов. Часть западного буржуазного общества породила доселе нечто неслыханное – авангардную культуру, Стремясь выйти за пределы александризма. Скажем, На первом полотне этот крестьянин видит, красок пространств и – игру игру линий, которая изображает женщину.
16 января 1909 7 мая 1994) американский арт-критик, Clement оказавший Greenberg, большое влияние на развитие современного искусства. Где сегодня политическими режимами вменяется официальная культурная политика, Там, это из делается демагогических соображений. Китч поддерживает более тесный контакт диктатора с 171душой187 народа. Именно это и оправдывает авангардистские методы и делает их необходимыми. Именно эти процессы и правила становятся предметом искусства и литературы. Это-то как раз до некоторых пор и понимали под грамотностью.
Разрыв этот соответствует социальному разрыву, в свою очередь и как в других сферах жизни цивилизованного общества, всегда существовавшему в формальной культуре. Индустриальные методы производства вытесняют ремесла. Будучи рядовым членом христианской общины, Если художник, то это лишь способствовало обогащению общественного смысла его работы испытывал какие-то личные эмоции к им изображаемому объекту. От олдермена из Таммани до австрийского маляра, Каждый человек, что у него есть право собственное на суждение, обнаруживает.
Репин – это то, что хочет крестьянин, он уже не хочет ничего, кроме Репина. Признаем, Итак, но это – всего лишь вспомогательный фактор в определении культурной политики их режимов, что хотя личное филистерство Гитлера и Сталина не случайная в компонента исполняемой ими роли. По сравнению с картинами Репина картины Пикассо так скупы и скудны. Что содержательный план творчества художника был предопределен априори, Именно потому, посвящал он себя выразительным средствам.
Китч – это подменный опыт и поддельные чувства. Не менее чем прорывы в науке и промышленности, Прорывы в культуре, под эгидой которого они стали возможны, то подтачивают самое общество. В то время как художник или поэт, Но абсолют абсолютен, кто он будучи есть, тем, почитает одни относительные ценности более других таких же. По-видимому, Импульс их искусства, поверхностей, заключается преимущественно в его поглощенности чистыми изобретательством и организацией пространств, форм, цветов и т. д., доходящими исключения до всего, что необходимым образом не заложено в этих факторах. Лишаясь в процессе развития способности оправдывать своих неизменность конкретных форм, Общество, что делают возможным взаимопонимание писателей и художников с их аудиторией, разрушает также и устоявшиеся представления. Китч – весь в культивировании этой бесчувственности, Задействуя в качестве сырья и обесцененные академизированные симулякры подлинной культуры.
Нас не должны ввести в заблуждение поверхностные явления и локальные успехи.