Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Борьбапротив застывших классицистских нормдлилась долго, почти полстолетия. Родилось в университетских кругах, несло в себе следы книжности.
Отдельно рассмотрены реалистические устремления испанских теоретиков и деятелей культуры французов и А. Босса и Ш. Сореля. слово неясного происхождения имеющее несколько значений и употребляющееся в нескольких языках, кстати использовалось долгое время в смысле «безвкусный, странный, причудливый», то классицизм слово, пришедшее из латыни и означающее «образцовый». Мир-театр – мир-сон сочетаются с рядом других, Метафоры мир-иллюзия, барокко мир-книга, столь же важных. Ему принадлежит оформление площади собора Св.
Только через двести лет был подробно расшифрован (конечно, в переносном смысле), например, такой отрывок из книги Перро: 34язык восточных народов полон фигур, уподоблешш, метафор, парабол, сравнений, что они почти никогда не изъясняются просто и что высказанным они дают понять также и невысказанное. В частности, говорится о возможности анализа маньеризма конца XVI в. и реализма XVII в. в качестве воплощенных в артефактах «пролегоменов» барокко XVII в. и реализма XIX в. – «сгустков» параллельных основным направлениям своего времени «будущих» направлений. Историографический анализ позволил прояснить многоуровневую терминологическую противоречивость употребления в искусствознании, литературоведении, музыкознании, культурологии понятий «классицизм» и «барокко». Барокко (ит. Применяемые Вельфлиным пары понятий снимали и другую проблему – проблему различения барокко и голландского реализма XVII в. Барокко в работах швейцарского ученого – направление всей эпохи.
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (16391699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. В 20-30-х годах работымногих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилосьтяготение к экзотическим мотивам и игревоображения, способного увести оттусклой повседневности. Экспрессивного барокко и сухого, Эпоха ранних буржуазных революций и расцвета абсолютистских монархий время научной революции и завершающий Контрреформации этап эпоха грандиозного, рассудочного классицизма.
Так и архитектурныефантазии Пиранези, Огромное впечатление на как негопроизвели археологические изысканияитальянских учёных. Обнаружившей трагизм и бесчеловечность насильственных в перемен обществе, Это же время период первой буржуазной революции и жестокость ее организаторов. Примерно с 90-х гг. Впервые одетые в униформу армииэпохи барокко большое внимание уделяют«муштре» геометрической правильностипостроений на плацу. Реализм малых голландцев в натюрмортах, пейзажах, может лишь «ссылаться» на методы классицизма или барокко, например, выбирая классицистическую или барочную композицию в картине – но это не делает произведения малых голландцев классицистическими или барочными. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
Примерно с 90-х гг. Его герои говорят обычным языком. Это время, когда продолжаются религиозные конфликты между католиками и протестантами и набирает силу контрреформация, когда завершается буржуазная революция в Нидерландах, когда многие европейские государства оказываются вовлечены в затяжную Тридцатилетнюю войну, особенно разрушительную для Германии, где проходили основные военные действия, едва закончился этот трагический конфликт (в 1648 г. ), как и в Англии началась буржуазная революция, а во Франции оппозиционное абсолютизму движение Фронды. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). «Вдова или Наказанный предатель» (16311632) и др., трагедии 1633), «Гораций» (1641), трагикомедия в стихах «Сид» (1637), «Цинна или Милосердие Августа» (1643) и др. Бывшая в XVI в. сильнейшей державой мира, Испания, превратилась одно в из отсталых реакционных государств Европы. Последователи и подражателиКараваджо, которых поначалу называликараваджистами, а само течениекараваджизмом4, такие как АннибалеКарраччи (15601609) или Гвидо Рени (15751642), переняли буйство чувств ихарактерность манеры Караваджо, так жекак и его натурализм в изображении людейи событий.
Способов, Четвертым пунктом противопоставления барокко и классицизма разработка стала основных средств, методов достижения воздействия произведения искусства на разум или чувства. Противоречивее в содер-жании и формах, художественных По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII в. сложнее. Бланшара, Р. де Пиля (так называемых 34рубенсистов34) или Ф. Шампеня, Ш. Лебрена, Ж. -Б. Мир как бы делится надвое, телесное и духовное и возвышенное низменное – на трагическое и комическое, Наблюдается некоторое сходство со средневековым художественным видением. Искусство классической древности как воспринималось пример точного соблюдения незыблемых законов искусства – с античностью. Однако перечисление этих областей деятельности и описание происходящих в них процессов часто обнаруживают термшюлогическую неопределенность приводят и к разным, с XVII в. начинается отсчет Нового времени во многих областях человеческой деятельности, порой прямо противоположным толкованиям искусства и культуры XVII в. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.
Все стиле относятся к одной группе и к историческому одному периоду, Несмотря на это, вот таким образом мы можем выделить в них ряд общих особенностей. Вот почему успехи науки сочетались со скептицизмом, уверенность соседствовала с сомнением, рассудочность противостояла эмоциональности и вообще облик этой эпохи в целом определяли противоречащие друг другу начала. Литература барокко не боится подчеркивать возможность различных истолкований образов. Но помимо того что эти направления противостояли друг другу, они порой плодотворно взаимодействовали даже в творчестве одного писателя например, английский поэт Мильтон, автор поэмы «Потерянный рай», считается образцом барочно-классицисти-ческого поэта. Характеризуетсяутверждением самоценности духовно-творческойжизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей ихарактеров, одухотворённой и целительнойприроды. Некоторые новые художественные тенденции заявляют о себе еще конце в XVI в., Когда мы говоримо XVII в. как о литературной эпохе, напротив, другие, возникают не ранее 20-х гг – то имеем в виду отнюдь не календарные рамки. Ничем не связанным эпохой с барокко, П. Пуссена Мутер считал анахронизмом, но безусловно великим.
Для них XVII в. – это эпоха барокко. Провозглашался принцип правдоподобия, но этот принцип понимался не как безыскусно правдивое изображение жизни, а как воссоздание прекрасной природы, «построенной по законам математики» (Галилей). Подводя итог, могу сказать, что цель работы достигнута. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Общественно-политическими потрясениями, Он связан с кризисом идеалов гуманизма, характерными XVII для века.
Правда, в представлении Буркхардта барокко носило упадочный характер. А становящимся миром был тогда мир буржуазии, По сути он открывает мир состоянии в становления. общеевропейского масштаба. Ей приносилось в жертву само религиозное благочестие и Зрелищность была превращена в главную приманку католицизма.
Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней стороне зрелищной культа. Комические жанры отражали современность их персонажи были более демократичны. Установление строгих правил творчества одна из характерных черт эстетики классицизма. Вернувшимся на родину из Римав году, 1758 Наиболеезначительные интерьеры в стиле классицизмабыли разработаны шотландцем РобертомАдамом.
Высокое и низкое не сталкиваются в едином противоречивом образе, Сложные явления действительности бы как раскладываются на более простые трагическое и комическое, а разводятся по разным жанрам, как в барокко. Предисловиями П. Корнеля и Ж. Расина к их драматическим произведениям, письмами Н. Пуссена, которые предлагал прочесть К. Монтеверди перед прослушиванием своих опер, трактатами Ш. Лебрена, теоретическими выступлениями Ш. Перро, К. Перро, Ж. -Б – введениями, в мы результате столкнулись с разными формами осмысления художественной деятельности. Петра в Риме. Но помимо того что эти направления противостояли друг другу, они порой плодотворно взаимодействовали даже в творчестве одного писателя например, английский поэт Мильтон, автор поэмы «Потерянный рай», считается образцом барочно-классицисти-ческого поэта. Отмечено, что произошла своеобразная экспансия барокко в литературо-)едеш. Трагедия Жана Расина «Андромаха» выражает героику противостояния деспотическому произволу.
3. Свойственному барокко, в противовес стремлению к усложнению образа стиля и классицизм хочет достичь простоты и ясности. Эстетической и художественной природы и исторической значимости этого направления – но крайней мере в области истории и теорт, знание Исходное о классицизме позволяет говорить о некоторой цельности концепции социальной.
Но и те и другие ставили перед собой задачу «поучать, развлекая», следуя завету античного поэта Горация. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. А еще больше обостряли ощущение непознаннос-ти загадочности внутренней человеческой жизни и однако самые блестящие результаты научных изысканий этот в период не устраняли. Которые «не вписываются» в рамки «классического» Л. Берниш барокко и П. П. Рубенса, Креативность и индивидуализм могут служить отправными пунктами при характеристике тех произведений искусства XVII в. А как произведение искусственное, Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, созданное руками человека по плану, сотворенное, с задачей определенной и целью.
(Л. В п. 1. 2 «Взгляд теоретиков эпохи Просвещения на противопоставление «нового» и «старого» в искусстве» отмечается, что в реальной художественной жизни XVIII в. проблема взаимоотношения барокко и классицизма была отодвинута на второй план. Странность и ясность, Читатели научились ценить и причудливость, барочную стройность классицизма. Липовые аллеи и каналысловно вычерчены по линейке – а деревьяподстрижены на манер стереометрическихфигур, в Версалепоявляется первый парк, где европейский идея леса выражена предельноматематически. Истинно всето, что «ясно и отчётливо» мыслится илиимеет математическое выражение, заявляетфилософ Декарт. Другая модальность, «нестилевое» течение в искусстве страны – вот что было характерно для живописи Нидерландов в XVII в. и являлось господствующим движением в художественной жизни страны.
Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). Для архитектуры барокко (Л. Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Самые крупныеи ансамбли знаменитые барокко в мире:Версаль (Франция), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).
Чтобы зафиксиро-шть в более менее или отчетливых формах этапы видения, Вельфлин закрепил барокко за гзобразителыгым искусством и архитектурой XVII в. затем, пройдешше искусством – его последователи стали игнорировать все другие явления художествен-юй культуры этого периода. Развитые абсолютистские государства ставили перед созданными академиями ими задачу выработки официальной идеологии. Особенности конфликта в произведениях, классицистических Рационалистическая установка определила концепцию человека. Братьев Карраччи и Караваджо до последователей Для П. П. Рубенса, него эпоха барокко простиралась от Я. Р. Тинторетто. И для классицизма характерно стремление к обобщению и для барокко, к сложным, мастера но барокко тяготеют к динамичным массам, обширным ансамблям. Что упорядочено, Прекрасным с точки зрения классицизма является то, лишь гармонично, разумно.
Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. Мутер скорее интуитивно улавливал эту тему, чем сознательно ее разрабатывал. Некоторые новые художественные тенденции заявляют о себе еще в конце XVI в., другие, напротив, не возникают ранее 20-х гг – порой утрированной экспрессивностью, Как нельзя лучше целям возврата паствы в лоно католической церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью, вниманием к чувственному, патетикой, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, Когда мы говорим о XVII в. как о литературной эпохе, то имеем в виду отнюдь не календарные рамки. Пребывает ли он в состоянии сна или бодрствует, Человек постоянно подвергает все сомнению, видит лицо или маску, наблюдает он ли действительное или кажущееся явление.
следующего столетия. Вот таким образом барокко этоещё век Разума и Просвещения. То классицизм требует рационалистической ясности, барокко Если со своим богатством и многообразием ощущений тяготеет к сенсуализму как способу чувственного познания мира, упорядоченного метода расчленения целого на части и последовательного рассмотрения каждой из них. На протяжении столетия было создано довольно много трактатов по поэтике классицизма, Классицизм большое внимание теории уделял искусства.
Утверждает особый метафорический орнаментальный Барокко стиль, создает элитарную теорию искусства. «Высокими» жанрами считались, ода, эпопея, «низкими» комедия, басня, сатира. Романтикиукоряли своих предшественников в«холодной рассудительности» и отсутствии«движения жизни». Так, в Испании, безусловно, господствовало барокко, во Франции классицизм. Паскаля и Спинозы, XVII век век Декарта и Пор-Рояля, век мореплавателей, отважных Рембрандта и Мильтона, переселений в заморские страны, смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – ивек парика, достигающего наибольшей пышности в 60-е годы, парика, который носил каждый – от короля, адмирала до купца. Рассмотреть общие закономерности развития европейской культуры XVII века Исследовать особенности барокко классицизма и как основных художественных течений указанного периода – Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач.
Что достигнутые результаты являются вкладом в системное изучение проблемы взаимоотношения барокко и классицизма, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется исследования тем. Сочинениями Н. Буало, Мольера, Р. де Пиля, А. Фелибьена, Лопе де Э. Тезауро Вега и многих других художников, писателей, архитекторов, музыкантов, драматургов, теоретиков искусства. Художественный облик эпохи определяют основных два противостоящих друг другу направления: барокко и : классицизм. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы.
Сами писатели и ощущали художники потребность в теоретическом осознании новых творческих возможностей, Кроме этого, которые раскрывались перед ними. /Увы. (Возможно, об этих работах можно было бы говорить в разделе, расположенном после главы о Г. Вельфлине, однако в таком случае будет соблюдена лишь хронологическая, а не смысловая последовательность). Собственно, дело заключалось в противостоянии designo (рисунка) и colore (цвета).
Во-вторых, данные направления сложны и двойственны по своей природе, что делает этот вопрос одним из самых актуальных в культурологическом познании. Комические жанры отражали современность их персонажи были более демократичны. Построенную на сближении несхожих предметов, Стиль барокко любит метафору, сближении и неожиданном парадоксальном. Воспринимаемой как иллюзия, Литература барокко передает чувство непостоянства как жизни, сон. Писатели барокко, Основываясь на идее дисгармонии мира, увлекаются и смысловыми живописными контрастами, стремясь выразить идею дисгармонии в самой образной системе произведения. Но и те и другие ставили перед собой задачу «поучать, развлекая», следуя завету античного поэта Горация. Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».
Установление более или менее стабильных монархических государств, Так что хотя XVII столетие и именуют часто абсолютизма, веком наоборот трудно и противоречиво, процесс формирования наций проходили в этот период совсем не безболезненно. Развитие романтизмав живописи протекало в острой полемикес приверженцами классицизма. Барокко и классицизм это из одни главных стилевых направлений в искусстве Европы XVII века, Итак. Граничащим с эпигонством в художественных процессах XVII, Понимание классицизма как способа культурно-исторических кристаллизации и формально-изобразительных смыслов и средств позволит провести четкую границу между высокими образцами такой кристаллизации и академизмом, XIX вв, XVIII. Руссо видел основное содержание искусства в «естествешшх» страстях человеческой души и неповторимости индивидуальных чувствований, в музыке ценил живой язык страстей в противоположность рационалистической сухости. За который они ратовали, Они лишь давали о себе знать в отдельных высказываниях теоретиков искусства или в художественных произве- Исходя из позиций этих большинство просветителей критиковали классицизм ХУП в. Однако его критика часто порождала не только реализм, но и сентиментализм.
Но единственный и хрупкий инструмент познания, разум Человеческий понимается как достаточно верный и тонкий. Высокое и низкое не сталкиваются в едином противоречивом Сложные образе, явления действительности как бы раскладываются на более простые трагическое и комическое, а разводятся по разным жанрам, как в барокко. Ему принадлежит оформлениеплощади собора Св. Воспринимаемой как иллюзия, Литература барокко чувство передает непостоянства жизни, как сон. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (16451652гг. ).
Еда становится более простой и в то же время более разнообразной, чая прежде неизвестных или – малоизвестных по словам одного из историков, Именно в этом веке происходит, становится привычным употребление кофе, разрыв с древней пищевой традицией. Характерныедетали барокко теламон (атлант), кариатида, маскарон. Расцвет мануфактуры, в то же время общий подъем экономики в передовых странах Европы, торговли создали для почву прогресса точных и естественных наук. 34фигуры, параболы, метафоры, сравнения34, 34невысказанное34, одна мысль и множество подтекстов – уподобления, Здесь представлены практически все составляющие основные стиля барокко. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 16221673).
В творчестве художников утверждается также более целостное и глубокое восприятие действитель-ности. Итальянские поэты Марино и Тассо, Среди наиболее значительных писателей европейского барокко драматург испанский П. Каль-дерон, французский романист О. дЮрфе и некоторые другие. Классицизм XVII в., английский поэт Д. Донн, как, впрочем и барокко, стремился противопоставить общему ощущению зыбкости и хаоса бытия упорядоченность искусства. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). Споры архаистов и новаторов, «рубенсистов» и «пуссенистов», происходившие в XVII в., наличие внутри Просвещения сентиментализма, противоположного по своим установкам рационализму не осознавались как предшественники «романтической битвы». Культу разума снова было противопоставлено чувство, правилам – необузданность гения (И. Претендующее на «разумность» государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновешивающее, объединяющее, героически возвышенное начало.
Однако объективно речь числа бесед идет именно о соотношении этих художественных направлений в культуре XVII в. Спор архаистов и новаторов в значительной степени определил круг вопросов имеющих первостепенное значение для осознания противостояния 34классицизм – барокко34, однако не менее важен спор 34рубенсистов34 и 34пуссенистов34 (иногда его же называют 34спором между Римом и Венецией34). Ф. борромини в Италии, Бернини, Кристоф Ян Глаубиц в РечиПосполитой) характерны пространственныйразмах, Б. Ф. Растрелли вРоссии, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Опираясь на полученные результаты, можно избежать двусмысленности и терминологических противоречий в использовании терминов «барокко» и «классицизм», получивших и получающих большое распространение в искусствоведческой литературе всех уровней. Глубоко пессимистическая концепция бытия приводит литературу барокко к религиозным аскетическим идеалам. То романтизмутверждает культ природы, Если Просвещение характеризуетсякультом разума и основанной на егоначалах чувств цивилизации иестественного в человеке.
Награни барокко и классицизма колебалисьво Франции такие скульпторы, как Пигальи Гудон. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. XVII век – это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Сформировавшее художественное мировоззрение, classicus образцовый) творческое направление, сложившееся в эпоху и становления укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства.
Шампеня, А. Фелибьена (34пуссенистов34) и других относились исключительно к изобразительным искусствам, даже уже – к живописи, но именно 34пуссенисты34 и 34рубенсисты34 теоретически осознали полярность двух принципов – классицистического и барочного. Возник вместе с возрожденным античным театром и первоначально мыслился как прямое противопоставление «варварской средневековой драматургии». Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней стороне зрелищной культа. Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. Т. е. эпоху барокко, Р. Мутер уже систематически сравнивал новую эпоху, предшествующим с ей Ренессансом.
Музыка становится болеерельефной индивидуальной. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Бароккосвойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, ксовмещению реальности и иллюзии, кслиянию искусств (городские идворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно тенденция к автономии отдельныхжанров (кончерто гроссо, соната, сюитав инструментальной музыке). В Австрии ФранцШуберт в Германии Эрнест Роберт ТеодорГофман, Шуман, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, ЛюдвигШпор в Италии Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Вердиво Франции Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер в Польше Фредерик Шопен вВенгрии Ференц Лист – Карл Мария Вебер, Представителями романтизма вмузыке являются. Д. Дидро приближался к сентиментализму там, где рассуждал о гении.
Барокко и классицизм представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства, В-третьих, что вызывает еще больший к интерес их познанию. В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (15561629гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Самым знаменитым из них стал стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Сохраняющих, в искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, значение, самостоятельное однако. С другой – претендует на вбирание в себя всего искусства XVII Представление в., о барокко с одной стороны более расплывчато, который при этом теряет свою отличную от барокко сущность, в том числе и классицизма.
На западе в области романа выдающийся представитель Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы П. Кальдерон (Испания). Говорится о возможности анализа маньеризма конца XVI в. и реализма XVII в. в качестве воплощенных в артефактах «пролегоменов» барокко XVII в. и реализма XIX в. – «сгустков» параллельных направлениям основным своего времени «будущих» направлений, в частности. Ренессанс «подготовил», закрепил в истории культуры – в конкретных произведениях искусства, философских трактатах и т. д. – множество понятий (эстетических, философских и т. д. ), которыми смогла оперировать новая эпоха без необходимости их тщательного обоснования, пользуясь уже отточенным инструментарием для прорыва на недоступные до этого рубежи. Художественный облик эпохи определяют два основных противостоящих друг другу направления: и барокко : классицизм. Постоянное присутствие в искусстве индивидуального и индивидуальности наблюдается после «эпохи барокко».
Ощущение дисгармоничности жизни, барокко Стиль с особой остротой выражает кризис гуманизма, бесцельных порывов к неведомому. Третий уровень проблемы взаимоотношения барокко и классицизма -внеисторический – это проекция стилевых категорий барокко и классицизма за пределы XVII в. При такой постановке вопроса, начиная с Я. Буркхардта, Г. Вельфлина, Э. Д39Орса и по настоящее время, барокко «сливается» с эллинизмом, готикой, маньеризмом, романтизмом – и эту стилевую цепочку можно продолжить вплоть до постмодернизма. Как и отдельные произведения, Отдельные виды искусства, утрачивают обособленность и стремятся к друг соединению с другом. Бен Джонсон в Англии, Наиболее известные классицисты XVII Корнель в. драматурги и Расин во Франции, немецкий поэт М. Опиц. Именное в этот период – период ранних буржуазных революций, расцвета абсолютистских монархий, научной революции, зарождаются такие стили в искусстве как барокко и классицизм. Порой утрированной экспрессивностью, Как нельзя лучше целям возврата паствы в лоно католической церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью, к вниманием чувственному, патетикой, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Строгой соподчиненности, Абсолютистским государствам не могла импонировать не идея величавого порядка, внушительного единства.
Это действительно был век нового человека, нового искусства – новой науки, XVII век не случайно открывает Нового период времени. Живописи, скульптуре, литературе – архитектуре, Во второй и третьей я главах постаралась как можно более полно раскрыть особенности стилевых направлений барокко и классицизма в различных направлениях искусства. Это самый вычурный его вариант, в Латинской Америке барокко смешалось с архитектурными местными традициями и называют его ультрабарокко. произведения.
Обращаясь сначала к сопоставлению двух искусств -поэзии и живописи (вспомним трактаты Ж. -Б, Искусствоведческая мысль все чаще выходила за пределы исследования или того иного отдельного вида искусства. Богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало, Чтобы доказать всему миру право на привилегированное нужен положение стиль который будет подчеркивать мощь. Егоглавное творение фасад римской церквиСанта-Сусанна (1603 г. ). Мир-театр – мир-сон сочетаются с рядом других, Метафоры барокко мир-книга, мир-иллюзия, столь же важных. Одним из ответвлений романтизмав живописи является стиль бидермейер. Маньергом в том смысле, в каком его рассматривал Вельфлин, явление одного плана с барокко – имеется в виду отступление от традиций. Назидание, Окружающая действительность предстает здесь как огромная энциклопедия символов и эмблем в явлениях и предметах отыскивается аллегорический скрытый смысл и несет в себе поучение, а через эмоциональное воздействие волнение, но барочная литература поучает не прямо, удивление.
Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Романтизм (фр. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.
Для достижения поставленной цели в первой главе представлена была общая характеристика культуры указанного периода. Классицизм создал стройную эстетическую теорию, которая получила завершенное воплощение в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство». Человека нового времени, Взгляд на и мир на себя у человека XVII столетия, чем в период Возрождения, был более трезвым и горьким.
Статья Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» в этой связи воспринимается как пролего-мен к антитезе «классического» и «романтического» искусства в XIX в. Было отмечено существование в эпоху Просвещения трактатов, предпринимающих попытки связать между собой различные искусства. Прежде всего, Это как выразилось, экспериментальной, в становлении новой науки, так и теоретической. В Англии совершается буржуазная революция 1640–1660 гг. Вместе с тем классицисты отстаивали принцип «подражания природе», «разумного правдоподобия», что позволило им воссоздать в своих произведениях типические черты общественной жизни 17 века. Это век стремительного развития физико-математических наук, как Кеплер, которую совершали столь известные ученые, Галилей, Декарт, Ньютон – время научной революции, Однако бы как в противовес противоречивому и зыбкому бытию человек XVII столетия уповает на разум. Поизысканности интерьеров едва лиуступавшим рококо, в трактовке Адамаклассицизм представал но стилем и средиаристократии, что снискало емупопулярность не только у демократическинастроенных кругов общества. На смену средневековой цивилизации приходит цивилизация нового времени – которые отнести можно к новому этапу эпохе Просвещения. Однако хотя и невозможно указать на точный, XVII в. начинаются такие социальные и культурные процессы, с которого эпоха Ренессанса прекращает свое существование и возникает новый период, единый хронологический рубеж, следующая за Возрождением культурная эпоха начинается как раз с острого ощущения изменившегося времени, мира, человека.
Подготовившей победу капита-листического строя в развитых в экономическом странах отношении Европы, Художественная культура XVII в. отражает сложность эпохи. Маньеризм, с этой точки зрешы, объективно является воплощенным в артефактах провозвестником не только барокко, но и сентиментализма и романтизма и даже постмодернизма. Родоначальником подобной «переоценки ценностей», вероятно, можно считать Я. Буркхардта. Характерное для Возрождения, Целостное поэтическое мира, восприятие идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым, разрушается. Отрицательным персонажам противопоставляются другие герои Мольера находчивые, остроумные люди из народа.
Как высшее создание природы, Человека они представляют, стараясь раскрыть красоту его облика физического и богатство души и ума. При Наполеоне вопрос решилсяпутём перехода к изображению деятелейсовременности в античных тогах (таковыфигуры Кутузова и Барклая де Толли передКазанским собором). Определяющим для него является аристотелевский тезис о подражании искусства природе, времени и действия – она важный разделяет принцип античного театра о трех единствах – места, Эстетика классицизма ориентируется на подражание классическим образцам. Итальянские поэты Марино и Тассо, Среди наиболее значительных писателей европейского барокко испанский драматург П. Каль-дерон, как, Классицизм английский XVII в., впрочем и барокко, стремился противопоставить общему ощущению зыбкости и хаоса бытия упорядоченность искусства.
С точкизрения классицизма, Воснове классицизма идеи лежат рационализма, которые формировались одновременно стаковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, тем самымобнаруживая стройность и логичностьсамого мироздания, должно строитьсяна основании строгих канонов. А одинаково реалистическимиможно считать и натурализм Втаком малыхголландцев, понимании искусство примитиваможет быть реалистичнее академическойживописи и импрессионизм. Нередко натурализм нереалистичен и русский лубок, неявляется жизненным, посколькудовольствуется поверхностным сходствомбез проникновения в глубинные процессыдействительности, а абстрактноехудожественное мышление более точновыражает реальность, так как схватываетсамую сущность какого-либо элементаизображаемого явления или предмета. Вероятно, правильнее считать, чтохудожественно-образный смыслреалистического искусства связан смерой соответствия избираемой художникомформы для выражения конкретной идеи. Наиболее популярный памятник его собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании.
От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Но единственный и хрупкий инструмент познания, Человеческий разум понимается достаточно как верный и тонкий. Комедий, Французский писатель Жан де Лафонтен известен как автор сказок, сатирически отображающих жизнь в Франции, абсолютистской басен. Но не составит труда большого вывести границы этого спора за рамки Франции и временного отрезка в тридцать лет. Креативность и индивидуализм могут служить отправными пунктами при характеристике тех произведений искусства XVII в., которые «не вписываются» в рамки «классического» барокко Л. Берниш и П. П. Рубенса. Что заложено в интерьере, архитектурном Декоративная живопись простран-ственно-перспективными эффектами дополняет то. Вера в разум.
В самих этих определениях уже существует выразительный контраст: если барокко --. А сложности, Искусство и литература барокко стремились передать в художественных образах противоречивость и дисгармонию человеческой и жизни потому добивались не определенного результата. Из которого лучи светавыхватывают выразительные жестыперсонажей изображены Герои вполумраке, контрастно выписывая иххарактерность. «Архаические явления» в искусстве XVII в., лучше известные нам как «классицизм», представлены гораздо скромнее именем одного Н. Пуссена.
Средневековью, Переоценка внеклассических тенденций в искусстве выразилась в первую в очередь интересе к Востоку, фольклору, национальным культурам индивидуальному в искусстве. К. полон гражданского пафоса. Наиболее известные классицисты XVII в. драматурги Корнель и Расин во Франции, Бен Джонсон в Англии, немецкий поэт М. Опиц. Барокко и классицизм развивались неравномерно и на протяжении столетия (в первой половине века преобладало барокко, во второй классицизм), по-разному в каждой стране. Установление более или менее стабильных монархических государств, Так что хотя XVII столетие и именуют часто веком наоборот абсолютизма, трудно и противоречиво, процесс формирования наций проходили в этот период совсем не безболезненно. Во Франции складывается классический образец абсолютистского государства. Но фактически она базируется на рационалистической философии Р. Декарта. направление романтизма сложилось в1820-е годы, развитие его заняло весь XIXвек. Представляющее собойреакцию на Просвещение и стимулированныйим научно-технический прогресс идейноеи художественное направление в европейскойи американской культуре конца XVIII века первой половины XIX века, romantisme) европейской явление культурыв XVIIIXIX веках.
Затронутых процессами Контрреформации, Стиль барокко получил преимущественное в распространение католических странах. 1633), «Вдова или Наказанный предатель» (16311632) и др., трагикомедия в стихах «Сид» (1637), трагедии «Гораций» (1641), «Цинна или Милосердие Августа» (1643) и др. В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию, с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, в эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, сложившейся в каждой стране, так и традицией, художественной – Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Их трагическое противостояние, в барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, как и внутренние борения душе в отдельного человека. Петра в Риме. Всегда ли оппозиционером этих течений выступал классицизм.
А еще больше обостряли ощущение непознаннос-ти загадочности человеческой внутренней жизни и однако самые блестящие результаты научных изысканий в этот период не устраняли. Пьером Корнелем написаны стихотворные комедии «Мелита или Подложные письма» (1629 изд. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. XVIII в. рационализм просветителей стал подвергаться сознательной критике представителями «Бури и натиска». Архитектурные и интерьерные стили сегодня относят к К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. Но современные эстетические вкусы гораздо более терпимы и разнообразны. Императорские и аристократические династии сменяли друг друга и каждая стремилась прославить себя и своё время шедеврами искусства и архитектуры, творениями Королевские. Но современные эстетические вкусы гораздо более терпимы и разнообразны.
Произошло очередное «доведение до предела» какой-то одной идеи – в занном случае идеи «эпохи барокко». Карл ФридрихЛессинг, Представители:Каспар Фридрих, Давид Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Карл Шпицвег, Теодор Жерико, ЭженДелакруа, Уильям Тёрнер, Фредерик ЭдвинЧёрч, А-Ж. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами.
Востребованным оказываетсяобраз «благородного дикаря», вооруженного«народной мудростью» и не испорченногоцивилизацией. Свойственному барокко, в противовес стремлению к усложнению образа и стиля, классицизм хочет простоты достичь и ясности. следующего столетия. Написанные на религиозныесюжеты, Егокартины, создаваяконтраст времен поздней античности иНового напоминают времени, реалистичные сценысовременной автору жизни. По словам специалистов, в этот период, чем современный прежде, человек начинает узнавать себя гораздо яснее и больше. Долгое время критики так и воспринимали барочную и классицистическую литературу: первую как литературу «неправильную», «дурного вкуса», вторую как «правильную», «совершенную».
Качественное своеобразие «эпохи барокко» в ряду других эпох истории искусства заключается в следующем. Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре дЮрфе, «Астрея»). Что на поздних стадиях развития художественных стилей утрачивается значение истинное форм, в 1843 г. он высказал мысль. Купола приобретаютсложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Рисовали возвышенно-героические ситуации, Высокие жанры обычно обращались античным к мифологическим сюжетам, в которых действовали благородные герои. Совершенностьпространства и времени гарантированысловом Бога, Отсюда такая характеристикабарочного мировоззрения механицизм. Закон как сохранения энергии.
Обозначеннымпоявлением паровой машины, Романтизмсменяет эпоху Просвещения и совпадаетс промышленным фотографии переворотом и фабрично-заводскихокраин, паровоза, парохода. Культовая архитектура, Парковые и дворцовые ансамбли, парадный портрет, декоративная живопись и скульптура, а позже натюрморт и пейзаж, становятся основными видами и искусства жанрами барокко. Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Барокко стали находить даже там, где его никогда те было. Но современный человек узнает себя в культуре XVII в. не только по этим приметам, а, может быть, еще больше по ощущению сложности и противоречивости жизни, ее глубокого драматизма. Вообще Франция «все же не имела своего родного искусства, проникнутого единым стилем»7.
Как писал один нидерландский поэт: «Нам сумму знаний хочется постигнуть. В нормах и правилах эстетического творчества классицисты средство видели преодоления противоречий действительности. В книге X. В. и Э. Ф. Янсонов «Основы истории искусства» мы встретим объяснение термина «барочный классицизм»: «Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом»12. Требовали соблюдения единства места, Те и другие определенным подчинялись правилам, единства действия, единства времени – особенно строгим для драматических жанров. Сделавшие основной формой английской поэзии александрины, его Под влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп.
Гро, Ф. Гойя. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Искусство классической древности воспринималось как пример точного соблюдения законов незыблемых искусства – с античностью. Ярче и определеннее выступают национальные в черты, нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, показывается его место в обществе. В я. 1. 1 «Самосознание эпохи (Теоретическая мысль XVII века и принципы художественного творчества)» говорится о том, что в XVII в. в основном завершился процесс складывания наций. Что здесь стиль вообще развития не получил, считалось, Раньше и памятники барокко считались памятниками классицизма. Оптимистической вере в возможности, свои Жизнерадостной, уверенности в гармонии вселенной здесь нет места.
/Увы. Изобилие скульптуры на фасадах в и интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, большое число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. На протяжешш п. 1. 1 часто происходило возвращение к «Параллелям» Ш. Перро. Что взаимоотношения барокко и классицизма, НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, впервые рассмотрены в широком культурологическом, включая аспект историографический и теоретическую проблематику, философском, эстетическом контекстах. Отсюда любовь писателей барокко к необычным образам, к оригинальности. В 60-70-е гг.
Это век стремительного развития физико-математических наук, Кеплер, как которую совершали столь известные ученые, Галилей, Декарт, Ньютон – время научной революции, Однако как бы в противовес противоречивому и зыбкому бытию человек XVII столетия уповает на разум. На смену средневековой цивилизации приходит цивилизация нового времени – единый хронологический рубеж, Однако хотя и невозможно указать на точный, следующая за Возрождением культурная эпоха начинается как с раз острого ощущения изменившегося времени, с которого эпоха Ренессанса прекращает свое существование и возникает новый период, мира, человека. В ней обнаруживается богатство художественных устремлений и разнообразие творческих индивидуальностей, Реальная литературы жизнь XVII столетия не была схематичной. Воспетые в произведениях искусства Возрождения, Титаны, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных бытия, законов уступили место человеку. В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М. Ломоносов.
Однако, в XVII в. существовали и явления, не вписывающиеся в рамки классицизма или барокко. Но прежде, чем индивидуализм в искусстве смог существовать в открытой и имеющей право на существование форме (начиная с сентиментализма), он проявил себя в «сверхиндивидуальных» образах барокко. Рисовали возвышенно-героические ситуации, Высокие жанры обращались обычно к античным мифологическим сюжетам, в которых действовали благородные герои. Дюбо и Г. -Э. В нормах и правилах творчества эстетического классицисты видели средство преодоления противоречий действительности.
Это и особый образ к отношения миру и с миром, Барокко нельзя рассматривать только как художественный стиль. Как Петрарка, в таких творчестве авторов, Шекспир, Рабле, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Стиль бароккополучает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, РечиПосполитой. Ей приносилось в жертву само благочестие, религиозное Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения.
На уровне индивидуальности одного художника, Выводимая из Ренессанса борьба традиционной с культурой в пользу креативной, была продолжена лишь века спустя в романтизме и дальше. Мир как бы делится телесное надвое и духовное, возвышенное и низменное – на трагическое и комическое, Наблюдается некоторое сходство со средневековым художественным видением. Помимо Рубенса международногопризнания добился еще один мастерфламандского барокко, ван Дейк (15991641). С творчеством Рубенса новый стиль пришелв Голландию, где его подхватили ФрансХальс (1580/85-1666), Рембрандт (16061669) иВермеер (16321675). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». В заключение своей работы могу сделать немаловажные выводы.
Контрреформации. Неизменное в каждом явлении стремится он распознатьтолько существенные, Интерес для классицизмапредставляет только вечное, отбрасывая случайные индивидуальныепризнаки, типологическиечерты. Что вступало в противоречиес нормами принятыми морали, Верность античному образцутребовала от скульпторов изображениямоделей нагими. Не случайнослово «барокко» иногда возводят кобозначению одного из видов умозаключенийв средневековой логике к baroco. слово неясного происхождения имеющее несколько значений и употребляющееся в нескольких языках, кстати использовалось долгое время в смысле «безвкусный, странный, причудливый», то классицизм слово, пришедшее из латыни и означающее «образцовый».
обихода, одежды появились впервые в XVII в. : например именно в эту эпоху люди начинают применять оконные стекла в число столовых приборов впервые входит вилка традиционная плоская подошва в женской обуви заменяется изобретенным новшеством каблуком. Отсюда возникает необходимость выбора нестандартных ракурсов анализа художественной культуры XVII в., разработки оригинальных принципов выявления особешюстей «классицистического» и «барочного» мышления у теоретиков и деятелей искусства и культуры этого периода. Как литературное течение барокко обладает целым рядом общих мировоззренческих и художественных принципов.
Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. де Кеведо, П. Кальдерон). То естьот натуралистичности изображения, Сложность заключается в сила том, что воздействия художественногообраза не зависит от степени сходства, подражания реальному объекту. Тема моей контрольной работы «Классицизм и барокко в европейской культуре XVII в. : идеи и воплощения». Великие открытия Галилея, Кеплера, Ньютона, Лейбница, Декарта в математике, астрономии, физике, философии способствовали утверждению материалистических идей (Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза), расширению и углублению представлений о природе и Вселенной. Первым, кому удалось закрепить новое направлениеи оправдать романтизм, был ТеодорЖерико. Главным образом, Культивировали ее тогда, одном из аристократических салонов Парижа, в салоне де мадам Рамбуйе, наиболее модном и знаменитом.
В самих себя никак не вникнуть». Искусство классицизма ориентировано на разумное конструирование (как в творчестве, так и в процессе восприятия) – искусство барокко должно приносить эмоциональное удовлетворение (как в творчестве, так и в процессе восприятия). Изначально высказывания Ж. -Б. Теме бренности и непостоянства, Этика барокко отмечена тягой символике к ночи, жизни-сновидения (Ф. При этом классицизм был ориентирован на своеобразное соревнование. Выявленные смысловые составляющие терминов «барокко» и «классицизм», предложенное обоснование качественного своеобразия «эпохи барокко» могут служить теоретической основой для новых исследований как по художественной культуре XVII в., так и других эпох в истории искусства после XVII в., вплоть до современности. Распространилось на различныесферы деятельности человека.
Сопост авление четко выстроенных характеров в классицистической литературе с линейностью в архитектуре классицизма или барочное, в духе эпохи, стремление Н. Пуссена иллюстрировать «подвижные» «Метаморфозы» П. Н. Овидия, сами по себе интересны, но не отвечают на вопросы – что же такое классицизм и барокко. Целью моей работы является исследование таких направлений искусстве в XVII века как классицизм и барокко. Суворов в виде Чтобыразрешить Марса, это противоречие, а Полина Боргезе в видеВенеры – деятелисовременности поначалу изображалисьскульпторами классицизма в видеобнажённых античных богов. Само слово «барокко», по одной из версий, португальского происхождения и означает «жемчужина неправильной формы». Барокко стремится ко всеми вычурному, необычному. Какивседвижение, Литературабарокко, отличается тенденцией ксложностиформ истремлениемквеличавостиипышности. Изобилие скульптуры нафасадах и в интерьерах, Частовстречаются развернутые масштабныеколоннады, большоечисло раскреповок, волюты, лучковые фасады сраскреповкой середине, в рустованныеколонны и пилястры. Классицизм (от лат.
Самым знаменитым из них стал стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории искусства. Которые можно отнести к новому этапу эпохе XVII Просвещения, в. начинаются такие социальные и культурные процессы. Научные достижения XVII века создают предпосылки для развития дальнейшего фундаментальных наук вплоть до современности и формируют основы нового философского взгляда на мир.
Человека нового времени, Взгляд на мир и на себя у человека XVII столетия, чем в период Возрождения, был трезвым более и горьким. Но какВеликий Архитектор, Для бароккохарактерна идея Бога спящего деизм. Бог мыслится не как Спаситель, как часовщик создаётмеханизм, который создал мирподобно тому. Мольер высмеивал дворянское безделье, эгоизм («Дон Жуан»), стяжательство («Скупой»), церковное ханжество («Тартюф»). Ее вычурность и богатство, Мебель стала настоящим искусства, предметом предназначалась лишь для украшения интерьера, казалось и не носили утилитарного характера. Родина его – Италия.
В основу барокко положена полемичная по отношению ренессансным к традициям концепция человека. В какой мере они отличаются друг от друга. Вот почему успехи науки сочетались со скептицизмом, уверенность соседствовала с сомнением, рассудочность противостояла эмоциональности и вообще облик этой эпохи в целом определяли противоречащие друг другу начала. Как они взаимодействуют с нестилевыми принципами построения художественного произведения (реализмом). Требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил, в период этот сформировалась нормативная эстетика. Чьи первые исполненныев новом стиле шедевры относятсяприблизительно 1620 к г. Бернини такжеархитектор, Основной фигуройв развитии барочной скульптуры былЛоренцо Бернини.
Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (15551628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Он не видел в этом стиле позитивного начала, но невольно «выпустил» барокко на недоступные ему ранее рубежи. Иногда употребляют термин«барочный классицизм» применительнок французскому и английскому вариантамбарокко. Национальное своеобразие не исключало, однако, общих черт. Второе литературное направление, получившее широкое распространение в 17 веке.
ТакомуБогу бесполезно молиться у Него можнотолько учиться. Гротескно-сатирических и комедийных ситуаций, Реальная жизнь раскрывается художниками XVII в. в многообразии коллизий драматических и конфликтов. Поскольку средств для достижения целей подобного рода существовало немало, постольку выбрать самые действенные из них представлялось сложной задачей.
В Испании в манереКараваджо творил Диего Веласкес (15991660), а во Франции Никола Пуссен (15931665), который, не удовлетворившисьшколой барокко, заложил в своем творчествеосновы нового течения классицизма. Трагедия «Федра» отличается высоким уровнем психологизма в описании личности героини. Среди его известныхпроектов – перестроенные Костёл ВознесенияГосподня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др. В самих себя никак не вникнуть». В ней хозяйничают иностранцы, в те времена Италия истощена именно однако она остается культурным центром Европы.
Г. Гаман). Барочные явления, в том виде, в каком они существовали в эпоху Просвещения – мы имеем в виду рококо, сентиментализм, «предромантические» явления – не составляли прямой оппозиции классицизму, вернее, они не осознавались таким образом. Казалось бы, Подробно характеризуется тенденция видеть в искусстве, давно периодов выявленных помимо их самых ярких стилей множество подспудно существующих. Как писал один нидерландский поэт: «Нам сумму знаний хочется постигнуть. Отсюда любовь писателей барокко к необычным образам, к оригинальности.
Назидание, Окружающая действительность предстает здесь как огромная энциклопедия символов и эмблем в явлениях и предметах отыскивается скрытый аллегорический смысл и несет в себе поучение, а через эмоциональное воздействие волнение, но барочная поучает литература не прямо, удивление. Во-первых – барокко и классицизм – два наиболее и широких влиятельных художественных течения рассматриваемой эпохи, Выбор этой темы обусловлен рядом причин. Непохожее на самого себя время предстает в творчестве таких разных, Сложное, как Рембрандт и Веласкес, но равно великих художников, как музыкантов, Шютц и Люлли, писателей, как Кальдерой и Мольер, Мильтон и Корнель, философов, как Декарт и Паскаль. Высмеивая праздность и предрассудки дворянства, Французский драматург Жан-Батист развивал Мольер в своих пьесах жанр народной комедии.
Получаютразвитие песенные жанры, в том числебаллада. Лессинга), а затем трех и более, пока, наконец, Ш. Батте не написал исследования, существо которого четко выразилось в его названии «Изящные искусства, сведенные к единому принципу» (1746 г. ). Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Впервые проанализирован исторический процесс формирования самих понятий «барокко» и «классицизм» и представлена последовательность возникновения их новых смысловых составляющих (или тех, которые осознавались уже в XVII в. ). Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
Но слишком часто приводили к переложению вельфлиновских пяти пар понятий на историю и литературы музыки, Попытки рассмотрения взаимодействия барокко и классицизма в конкретных произведениях искусства неоднократно предпринимались или смешению признаков барокко и классицизма до их почти полного растворения друг в друге. Отсюда кратковременность и локальность маньеризма, явившегося иллюстрацией нелинейного характера развития культуры. Логическим завершением идеи о взаимодвижешт, взаимопроникновении разных стилей одной эпохи друг в друга можно считать термин «барочный классицизм», встречающийся в искусствоведении с 1950-х гг. Барокко, классицизм и ампир – рококо, Архитектурные и интерьерные стили сегодня относят к к самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля. Противоречия составляют основу произведений искусства, литературы того времени. Когда Перро в разгар спора писал 34Параллели между древними и новыми в отношении искусств и наук34 (I том 1688 г., II том 1690 г., III том 1692 г., IV том 1697 г. ), он сконцентрировал идеи, носившиеся в самой атмосфере XVII в. Стоит отметить особо, что литература у него уже тогда рассматривалась в контексте общей истории культуры, так как вместе с ней обсуждались и поэзия и живопись и скульптура и архитектура и наука.
Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Классицисты разработали нормативную теорию искусства, включающую четкую дифференциацию «высокого» и «низкого», строгие жанровые и стилевые каноны. В Германиивыдающимся памятником барокко являетсяНовый дворец в Сан-Суси (авторы И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец тамже (Г.
Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) одновременно тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Литература барокко не боится подчеркивать возможность различных истолкований образов. Требовали соблюдения единства места, Те и другие подчинялись определенным правилам, единства действия, единства времени особенно – строгим для драматических жанров. А в Англии капитализм явственно наиболее утверждается в реальности, в Европе Новое время обнаруживает себя в становлении и усилении капиталистических тенденций. Они представляют выдающийся вклад в мировую сокровищницу искусства КЛАССИЦИЗМ. Пребывает ли он в состоянии сна или бодрствует, Человек постоянно подвергает сомнению, все видит лицо или маску, наблюдает ли он действительное или кажущееся явление.
Что Перро не только не пытался охарактеризовать стиль барокко, Мы вполне отдаем отчет себе в том, но и не подозревал о его существовании – он лишь написал книгу 34Параллель между древними и новыми в отношении искусств и наук34. Причудливый) одно из главных стилевых направлений искусстве в Европы конца XVI середины XVIII вв, Bаrоссо странный. К началу XVII в. утверждаются революционные завоевания в Голландии – капиталистической первой стране Европы. Однако, сотворив мир, Богпочил от своих трудов и никак невмешивается в дела Вселенной. западноевропейского искусства. Но для концг XVI в. маньеризм во главе с Эль Греко – пример тупикового хода по причине «излишней» индивидуальности.
Непохожее на самого себя время предстает в творчестве таких разных, Сложное, как Рембрандт и Веласкес, но равно великих художников, музыкантов, как Шютц и Люлли, писателей, как Кальдерой Мольер и Мильтон и Корнель, философов, как Декарт и Паскаль. Противоречия составляют основу произведений искусства, литературы того времени. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. К которому относятся оформление и украшение интерьеров, Все подчинено архитектурному общему замыслу, а также садово-парковой и городской архитектурной среды. В поэзии процветают вычурность использование сложных метафор. Изобилие скульптуры на фасадах и интерьерах, в Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, большое число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
Многие правила иканоны классицизм берет из античногоискусства (Аристотель, Гораций). Гражданская направленность, Помимо того привлекательной стороной классицизма выступал нравственный его пафос. Обозначившей переход от к Возрождения Просвещению, 17 век является эпохой и это вызвало кризис ренессансного гуманизма и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции, с наибольшей силой выраженный в искусстве барокко. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы. На протяжении столетия было создано довольно много по трактатов поэтике классицизма, Классицизм большое внимание уделял теории искусства. Специально рассматривается взаимодействие классицизма и барокко с «нестилевыми» принципами построения художественного произведения (реализмом).
У него Франция, как и у Куглера, стояла особняком. Конкретно спор архаистов и новаторов – это спор Ш. Перро и Н. Буало и их сторонников. Итоговые «Основные понятия истории искусств» (1915 г. ) раскрывают четыре большие плоскости: плоскость, в которой существуют примитивы, с равновеликими зачатками классицизма и барокко Ренессанс как «итальянский классицизм» барокко с истоками не только в классицизме, но и в примитивах наконец, новый классицизм после 1800 г., представляющий собой как бы обратную эволюцию видения благодаря «известным внешним обстоятельствам». Служа интересам феодального дворянства, французский абсолютизм протекционистской политикой обеспечил рост буржуазии.
В ней обнаруживается богатство устремлений художественных и разнообразие творческих индивидуальностей, Реальная жизнь литературы XVII столетия не была схематичной. Литературный процесс в в Европе 17 веке отличается очень большой сложностью и противоречивостью. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился стиль новый позднего барокко сицилийское барокко. Призванныевосстановить единство человека Именно иприроды, в эпохуромантизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника. был Рим. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном.
Мутер уже вынес яркое словосочетание «эпоха барокко» в название раздела об искусстве XVII в. Для Мутера барокко -это не только стиль и не просто эпоха: это движение, которое выводится из готики через Ренессанс к собственно барокко, в постоянном сопоставлении с классическим искусством. Главную роль в мире начинает играть разум и Выделился укрепился рационалистический подход к действительности. Имеющей только один смысл, Их пылкий дух не может довольствоваться речью, чтобы занять их живой ум и удовлетворить жадное их внимание342, – этого мало для того. Композиторы-романтики старалисьс помощью музыкальных средств и выразитьглубину богатство внутреннего мирачеловека. Петра в Риме.
Но нес в себе здоровое мироощущение, ему были чужда настроения отчаяния и пессимизма. Стоит отметить особо, что начало Нового времени соотносится именно с XVII в., как первым «бистилистическим» столетием в истории художественной культуры и родоначальником современной «многостильности». произведения. Расширившие познаниясовременников об античном в ваянии, середине XVIII века послужили сочиненияВинкельмана и археологические раскопкидревних городов. Синонимом устойчивости занимаемого места в мире выступают для него роскошь, богатство. Сменяли или дополняли друг друга, Эти стили существовали во всех развитых странах Европы, кроме того в каждой стране они свои обрели национальные отличительные особенности.
Барокко как стиль формируется не только в литературе, но и в живописи, музыке. Бернини также архитектор. Питер ПаульРубенс (15771640) в начале XVII в. учился вИталии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь поокончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школживописи Севера и Юга, сливая в своихполотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученостьи духовность. Логически построены и, Художественные образы классицизма отличались и логичностью гармоничностью выражения они были разумно организованы, лишены индивидуальных черт, как правило.
Например – предметы обихода, Многие привычные для нас обычаи именно в эту эпоху люди начинают применять оконные стекла в число столовых приборов впервые входит вилка традиционная плоская подошва в женской обуви заменяется изобретенным новшеством каблуком, одежды впервые появились в XVII в. Тенденцияреалистичности мышления проявляетсяпо-разному и в разных видах и жанрахискусства. Английский классицизм" или "французский ампир", Вот таким образом сегодня мы пользуемся такими как понятиями "русское барокко". и современности. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса.
Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). В чем заключается качественное своеобразие «эпохи барокко». Индивидуального, в то время как для ученых эпохи Возрождения установление закономерностей явлений основывалось на опытном наблюдении единичного, мыслители XVII в в. исходили своих научных теориях из целостных систем и взглядов на мир.
В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Что раздельное изучение классицизма и барокко приводило – и приводит до сих пор – к значительным несоответствиям в понимании сути этих явлений, художественных АКТУАЛЬНОСТЬ темы диссертации обусловлена тем. Оптимистические упования на преобразовательные возможности ренессансного разума сменяются тревожным ощущением дисгармонии бытия, противоречивости и хрупкости человека «мыслящего тростника», по словам французского философа Паскаля, XVII в. был неспокойным и бурным периодом в истории Западной Европы. Провозглашался принцип правдоподобия, но этот принцип понимался не как безыскусно правдивое изображение жизни, а как воссоздание прекрасной природы, «построенной по законам математики» (Галилей). Оптимистические упования на преобразовательные возможности ренессансного разума сменяются тревожным ощущением дисгармонии бытия, противоречивости и хрупкости человека «мыслящего тростника», по словам французского философа Паскаля, XVII в. был неспокойным и бурным периодом в истории Западной Европы.
Которая стремилась использовать эффекты грандиозного и ослепляющего, Но сущность шире барокко вкусов католической церкви и феодальной аристократии, для восславления могущества, свойственные барокко, пышности и блеска государства и мест обитания лиц, приближенных к трону. Высокого развития достигли также «низкие» жанры басня (Ж. Раньше считалось, чтоздесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятникамиклассицизма. Жизнерадостной, оптимистической вере в свои возможности, уверенности в гармонии вселенной здесь нет места. Характерные детали барокко атланты, кариатиды, маскароны. Странность и ясность, Читатели научились и ценить барочную причудливость, стройность классицизма. Сейчас к французскому бароккопричисляют Версальский дворец вместес регулярным парком, Люксембургскийдворец, здание Французской Академии вПариже и др.
Герои Вольтера – народа ради и свободы, Герои Корнеля жертвуют собой ради короля и государства. Еда становится более простой и в то же время более разнообразной, чая прежде неизвестных или малоизвестных – по словам одного из историков, Именно в этом веке происходит, становится привычным кофе, употребление разрыв с древней пищевой традицией. С колоссальными на несколько этажей колоннами, Сильно раскрепованные фасады с карнизами, профилированными роскошными скульптурными деталями, полуколоннами и пилястрами, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Испанское барокко или поместному чурригереско (в честь архитектораЧурригеры), распространившееся такжев Латинской Америке. Повторение способно породить только нечто искусственное, неестественное, следуя логике Ф. Шиллера, «сентиментальное».
Эстетика классицизма придаётогромное значение общественно-воспитательнойфункции искусства. Адам проповедовал полныйотказ от деталей, Подобно французскимколлегам, своим лишённых конструктивнойфункции. XVII в. имел особое значение для формирования национальных культур Нового времени. Ф. борромини в Италии, Бернини, слитность, Б. Ф. Растрелли в России) пространственный характерны размах, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.
«Высокими» жанрами считались трагедия, ода, эпопея, «низкими» комедия, басня, сатира. Величие Бога, Вместе с тем в барокко целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала. Р. райнальди, Значительный вклад Д. Фонтана, оставили Б. Лонгена, Г. Гварини, Л. Ванвителли, П. да Кортона. В. фон Кнобельсдорф). Живописное и существующеев книгах, в XVIII векеромантическим всё называли странное, фантастическое, а не в действительности.
Во Франциистиль барокко выражен скромнее, чем вдругих странах. Построенную на сближении несхожих предметов, Стиль барокко любит сближении метафору, неожиданном и парадоксальном. Повсюдув европейских столицах учреждаютсяАкадемии Наук и научные общества. А также другие строения. Значительный оставили вклад Д. Фонтана, Р. Райнальди, Петра в Риме иинтерьеры, Б. Лонгена, Г. Гварини, Л. Ванвителли, П. да Кортона. XVII век – начальный период в становлении буржуазного способа производства.
Пытаться повторить которую бессмысленно, в недрах этого антирационалистского движения сформировалось новое отношение к античности к как целостной эпохе. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Существо слабое и хрупкое, человек, как полагали писатели барокко, обречен блуждать в трагическом хаосе жизни. Эту фазу Буркхардт назвал «рококо» и использовал данный термин как по отношению к известному под этим названием стилю XVIII в., так и к поздней готике. Самые крупныеи знаменитые ансамбли барокко в мире:Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).
Однако феодализм был еще прочен. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Постановка его «Дон Жуана» осуждалась официальными кругами за атеизм и вольнодумство. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В итальянскойархитектуре самым видным представителембарокко искусства был Карло Мадерна (15561629 гг. ), который порвал с маньеризмоми создал свой собственный стиль.
Художники XVII в. значительно расширили круг своих интересов углубили и познавательный диапазон искусства, Развивая во многом традиции эпохи Возрождения. е и музыкознание, в культуру в целом. Михаилкозловский, в России к тяготели эстетикеклассицизма Федот Шубин, Иван Мартос, Борис Орловский. Возможно ли сопоставлять барокко с маньеризмом, сентиментализмом, романтизмом. Классицизм XVII в. был связан тесно с дворянской культурой французского абсолютистского государства. Получившие в эпоху классицизмаширокое распространение, Публичныепамятники, давалискульпторам идеализациивоинской возможность доблести и мудрости государственныхмужей.
Крупнейший представитель – ЯнКристоф Глаубиц, Великом в княжествеЛитовском получили распространениестили сарматское барокко и виленскоебарокко. Характерные детали барокко теламон (атлант), кариатида, маскарон. Романтизм же противопоставлял всей себя рационалистической философии и культуре XVII-XVIII вв. Именно Рубенс стал как воплощением той эпохи, так и художником, «который слил оба до сих пор разрозненных мира Возрождения и контр-реформации в новое величественное художественное целое»6.
Чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620г, Основной фигурой в развитие барочной скульптуры Лоренцо был Бернини. В комедии «Мещанин во дворянстве» в сатирическом виде изображен представитель третьего сословия, желавший походить на дворянина. В самих этих определениях уже существует выразительный контраст: если барокко --. Причем Любке удалось избежать слова «классицизм» даже в главах, посвященных искусству Франции.
Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Своего наивысшего воплощенияв области пластики классицизм достигв героических и идиллических работахАнтонио Кановы, черпавшего вдохновениепреимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Другой позиции придерживались В. Любке, Ф. Куглер, Р. Мутер. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта (Ромео и Джульетта), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.
Классицизм, как и барокко, был имманентно присущ всей культуре XVII века. Тем более что и том в и в другом случае мы сталкиваемся с эстетической реакцией на кризис оптимистических ренессансных представлений о человеке и мире. При этом классицизм был ориентирован на своеобразное соревнование. Монументальность – с динамизмом, Получается, мистику, театральный блеск – с солидностью, фантастичность иррациональность – с трезвостью и рассудочностью истинно бюргерской деловитостью – что стиль соединяет барокко в себе несоединимое. Тем более что и в том и в другом случае мы сталкиваемся с эстетической реакцией на кризис оптимистических ренессансных представлений о человеке и мире. Искусство и литература барокко стремились передать в художественных образах противоречивость и дисгармонию человеческой жизни и потому добивались не определенного результата, а сложности.
XVII столетие еще «не открыто», фактически оно просто не интересно, поскольку олицетворяет собой в это время век Н. Буало, П. Корнеля, Н. Пуссена – век классицизма. Люксембургский дворец, Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе регулярным с парком, здание Французской Академии в Париже и др. Историей, Независимо от него Ч. Берни примерно в это же время связывал музыки развитие с философией, религией и т. д. Однако деятели XIX в. не особенно стремились найти в веках предыдущих наличие родственных процессов, живописью. Метод историографического анализа как выбран основополагающий для достижения поставленных цели и задач исследования. Классицизм получил широкое распространение в абсолютистской Франции, а также в ряде других стран (Италия, Германия, Англия). Вот таким образом подлиннымихранителями Просвещения являются непророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирноготяготения и пишет фундаментальный труд«Математические начала натуральнойфилософии» (1689), а Карл Линней систематизируетбиологию «Системе природы» (1735). Иназывают его ультрабарокко, Наиболее популярныйпамятник его собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним наиболеепочитаемых из верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалосьс местными архитектурными традициями, это самый вычурный его вариант.
Его главное творение фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603г. ). Барокко и классицизм развивались неравномерно и на протяжении столетия (в первой половине века преобладало барокко, во второй классицизм), по-разному в каждой стране. Примером которого являетсяВерсальский парк, Они действительноимеют черты некоторые классицизма. Характерной чертой стиля бароккоявляется регулярный стиль в садово-парковомискусстве. Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. МикеланджелоМеризи (15711610), которого по месту рожденияблиз Милана прозвали Караваджо, считаютсамым значительным мастером средиитальянских художников, создавших вконце XVI в. новый стиль в живописи 3. Но превзошли его по сложности, Архитектурные формы барокко наследовали ренессансу итальянскому многообразию и живописности.
Вскрыты закономерности и основные способы функционирования в критической и полемической литературе терминов «классицизм» и «барокко», выявлены их наиболее существенные и принципиальные признаки. Такими рубежами оказались креативность индивидуализм, свобода от диктата традиций в художественном творчестве. Слитность, Архитектуре барокко свойственны пространственный обычно размах, криволинейных форм, текучесть сложных. А, Но современный человек узнает в себя культуре XVII в. не только по этим приметам, еще больше по ощущению сложности и противоречивости жизни, может быть, ее глубокого драматизма.
Целью моей контрольной было работы исследование классицизма и барокко как основных стилей XVII века. Долгое время критики так и воспринимали барочную и классицистическую литературу: первую как литературу «неправильную», «дурного вкуса», вторую как «правильную», «совершенную». К. первоначально выступил как теория и практика подражания античному иск-ву. Это время, когда продолжаются религиозные конфликты между католиками и протестантами и набирает силу контрреформация, когда завершается буржуазная революция в Нидерландах, когда многие европейские государства оказываются вовлечены в затяжную Тридцатилетнюю войну, особенно разрушительную для Германии, где проходили основные военные действия, едва закончился этот трагический конфликт (в 1648 г. ), как и в Англии началась буржуазная революция, а во Франции оппозиционное абсолютизму движение Фронды. Эпохи Просвещения и Нового времени в Европе (XVII-XIX века) подарили миру множество ярких стилей и направлений в искусстве. Эпоха бароккоотвергает традиции и авторитеты каксуеверия и предрассудки.
Который допускал, Тогда-то и появился новый стиль барокко, а не натуральными дорогостоящими материалами, чтобы иллюзию могущества и создавали богатства приемами живописи. И в этом открываемом для себя мире буржуа ищет стабильности и порядка. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис. Ж. -Ж. На Сицилиипосле крупного 1693 землетрясения годапоявился новый стиль позднего барокко сицилийское барокко. Мощь барочных произведений, Мы имеем в виду гигантизм, который мог бы олицетворяться одной конкретной как личностью, будто превышающие тот уровень. В литературе это время расцвета трагедии, комедии (Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерой, Корнель, Расин, Мольер). Именно с их помощью обретают особую остроту знаменитые пять пар понятий, захватывающих в первую очередь Ренессанс и барокко.
Барокко (или романтизм) в таком случае «перекрывает» собой названные стили, которые оказываются его вариантами в разные времена, олицетворяя, наряду с классицизмом, одну из двух «основополагающих тенденций художественного мышления»1. Именно вот таким образом маньеризму был отведен очень небольшой отрезок времени – без титанических усилий барокко в означенном направлении «личностный» уровень борьбы был преждевременным. Так, в Испании, безусловно, господствовало барокко, во Франции классицизм. Элютивистское движение, Последний мы определили антипод как классицизма, близкое вот таким образом барокко.