Третьяков сообщил Репину, что картина «Иван Грозный», до его переезда на дачу, будет спрятана, затем поставлена на мольберте в одной из жилых комнат Третьякова, а потом, когда будет сделана пристройка в галерее, то картина будет выставлена в особой комнате, запертой для публики. В газетах «Речь», «Русское слово» и «Раннее утро» Репин опубликовал ответное письмо благодарности всем, кто выразил ему сочувствие по поводу происшествия с картиной «Иван Грозный». Сюжетом для картины Репин взял историческое событие – 16 ноября 1581 года Иван Грозный, в припадке бешенства, убил своего старшего сына, царевича Ивана. Все приходившие тогда и приходящие сейчас в Третьяковскую галерею в репинских залах в первую очередь останавливаются у «Ивана Грозного» и часами не отходят от картины. Вскоре появившаяся картина « В 1873 году Илья Репин отправился за границу.
Среди трёх картин с изображением нездоровых людей первой я представляю Репинского «Горбуна», которого он писал несколько раз с 1880 по 1883 год. Репин уехал из Москвы, намереваясь еще раз приехать сюда для окончательной отделки картины в августе этого года. Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки.
Репиным в халате, настолько светлого бело-голубого цвета, что делает всю картину сияющей, самого Павлова – этаким добрым дедом Морозом из детских сказок. В апреле того же года Репин снова навестил Москву, был в Третьяковской галерее, видел свою картину и даже не догадался, что вновь переписанная им в январе голова Ивана была смыта и восстановлена в первоначальном виде.
А тип преинтересный. о своей модели, – весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан и манера и жест руки и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. В 1930 году, захватывает и XX – век художник умер в преклонном возрасте и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. Кто знает репинское творчество, Все, чем самой картиной, восхищались этим описанием словесным не меньше. Об этом его пристрастии знали многоопытные врачи госпиталя.
Но все казалось – мало. Во главе с и царём членами царствующего дома, На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек160 сановников Государственного Совета. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
В газете «Раннее утро», Как свидетельствует автор сообщения, второго за обедом «Ф. И. Шаляпин рассказывал эпизоды из своей жизни и поднял бокал за друзей-художников и за И. Е. Репина». Что вышеупомянутая картина приобретена Вами для картинной галереи Вашей, во принимая внимание имею честь покорнейше просить Вас не выставлять картины в помещениях, открытой посещению и осмотру публики, доступных публике». Запрещение цензуры распространилось и дальше. Далее обер-полицмейстер «считает долгом» сообщить Третьякову: «. А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Сказал вполне ясно. Слабо казалось все это, я упрятывал с картину болезненным разочарованием в своих силах -слабо.
Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть. Действия правительства последовали тотчас же после этого письма. Сообща воюющих, " Ключевой идеей Запорожцев стала идея выражения вольного духа людей, неукротимая их энергия и сообща веселящихся. Замысел ее возник в 1881 году. Всего было ровно семь отзывов, Фотография была первоначально опубликована в «Искрах» (приложение к газете «Русское слово») со следующим редакционным примечанием: «Изуродование репинской картины «Иван Грозный» вызвало в свое время взрыв негодования по адресу безумца, совершившего этот ужасный поступок и порыв сочувствия по адресу маститого художника. Сегодня я увидел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения.
Бялыницкий-Бируля бросился к рабочим и увидел такое зрелище: рабочие вынули из ящика картину Репина «Иван Грозный», поставили ее к стеллажам и все, с молотками в руках, застыли в каком-то оцепенении, смотря на картину, в глубоком молчании переживая огромное волнение. Взрыв хохота запорожцев в следующий момент угаснет – временная перспектива сокращена до точки. Все это и определило важное место репинских произведений мировом в наследии реалистической живописи XIX века. Вышел из её состава, решением Неудовлетворённый комиссии, как и некоторые украинские художники. Да ведь это целая огнедышащая гора. У нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, Мне кажется и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – самом как типичном, славянского еще, самом страшном из всех дьяконов».
Якобы, перед кончиной он произнёс слова: – «Все кончено. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Представь себе Грозного, с которого соскочил царь, владыка, – ничего этого нет: перед тобой выбитый из седла зверь, который под влиянием страшного удара на минуту стал человеком». И нет возможности удержаться – опять в атаку.
Три удара ножа. В первую очередь эстетическим – взглядам Н. Г, Не раз заявляя о своей верности заветам революционных демократов. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Журнал «Нива» (как известно, самое распространенное издание в дореволюционной России) просил комитет цензурный разрешить печатание на страницах «Нивы» репродукции с картины «Иван Грозный». И к чему тут Иван Грозный. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Где остановился И. Е. Репин, октября 28 в гостинице «Княжий двор», был прочитан адрес, тесный кружок друзей и почитателей чествовали его, покрытый бесчисленными подписями.
Ввиду изложенного цензор не считает возможным дозволение снимка на страницах «Нивы». Что картина, Он был уверен тогда истреблена безнадежно он еще не знал, одна из его лучших картин, что есть возможность реставрировать и ее, все же ни словом, ни жестом не выдал своего великого горя. На словах многое бы сказал Вам, но в письме не хочется умствовать. Художник постоянно жил и тревогами надеждами передовой русской интеллигенции, Чернышевского, ее желанием связать свое дело с борьбой против социального гнета и неравенства. Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. «как это все глупо вышло – свойственной ему в случаях, таких и далее со всей резкостью, пишет. Когда исторический сюжет сведен к одной личности, Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических одному композиций, мгновению. Великое счастье, что на них вовсе не пострадали глаза и рот.
Едва ли задача таких журналов, как «Нива», популяризировать идею о царском самосуде и зверской несдержанности. Жизнь и творчество Ильи Ефимовича тесно были связаны с Украиной. На самом опасном месте – на голове царевича, я работал сам, остальное сделал Богословский. Реставраторы и художники Третьяковки, в частности И. Грабарь, с «заплатой» Репина не согласились, стёрли её и восстановили картину в тех красках и манере, в которой она была первично написана самим И. Е. Рассказывая, что на выставку передвижников, открытую в здании Училища живописи, ваяния и зодчества, где должна была быть выставлена картина «Иван Грозный», публика не могла свободно войти с парадного хода, а должна была встать в очередь, вытянувшуюся по всей Мясницкой улице, Бялыницкий-Бируля приводит такой эпизод. Свежей, Да и как можно не восхищаться точной, ее острым, народной речью, как интеллектом, клинок, ее образной силой.
В. М. Написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея – художник правительственный получает заказ. Разве возможно. О том, как относился к «Ивану Грозному» простой московский народ, говорил современник Репина и один из старейших советских художников В. К. Бялыницкий-Бируля.
Приехав в галерею через несколько месяцев, художник не заметил «дерзкого поступка» своих коллег. Вообразите, в самом деле, а вы о ней и не думаете, крови тьма и она вас на не действует, так как в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын, сын, которого он убил, а он. Я вспомнил о царе Иване. Но пока картина была на выставке и ее в конце марта смотрел Лев Николаевич Толстой.
Он сидел и ел свой любимый картофель, подливая в тарелку прованское масло и только брезгливо поморщился, когда Наталья Борисовна (Нордман-Северова, жена Репина) опять повторила свое: «будто по телу ножом». Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства. Третьяков, купивший картину, получил от московского обер-полицмейстера секретное предписание, в котором говорилось: «Государь император высочайше повелеть соизволил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике какими-либо другими способами». Что же поучительного такая картина может дать юному читателю. «независимо удручающего впечатления, представляется неудобством напечатание в недорогом, по мнению цензоров имеющем 170 000 подписчиков, журнале такого снимка в том отношении, что этим как бы увековечивается все зверство, которое на способен был русский царь, хотя бы и отдаленного времени – производимого на зрителя, Ответ был такой. У меня нет похвалы для этой картины, которая была бы ее достойна». Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с в книгой руках уже немолодой писатель, густая прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. (великому князю Владимиру, президенту Академии художеств) но раздумал другое дело, если бы с ними можно было поговорить откровенно, по душе, по-человечески, абсолютно серьезно.
Одна пустая трата драгоценного времени и еще порча крови». Насколько необычайным было это событие, Уже самые заголовки заметок о происшествии картиной с Репина показывают. В газете «Русское слово» от 29 октября была напечатана заметка С. С. Мамонтова об этом чествовании: «После чествования в гостинице все присутствующие тесным кружком, с И. Е. Репиным во главе, отправились обедать в ресторан «Прага».
прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Уничтожение картины И. Е. Репина. Он был одним из устроителей Передвижной выставки и присутствовал там во время ее устройства. В «Московском листке» был опубликован снимок разрезанной части картины. Никому не хотелось показывать этого ужаса. Красивого и благородного человека, Бехтерев Прекрасный портрет добродушного военного врача, смелого и талантливого учёного невропатолога и был психиатра написан И. Е. Но наутро испытывал опять трепет – да, что-то похожее на то, что могло быть. В этом было общественное звучание картины.
А иметь своё мнение. На него можно положиться, он не болтлив и сдержит данное слово. Производить ли ее масляными, я света невзвидел, лаковыми или акварельными красками и т. п – ибо надо было сперва условиться о наиболее безболезненном способе восстановления утраченных частей и о чисто стороне технической реставрации.
В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. В каждом из этих портретов художник стремился отразить подчеркнуть и индивидуальные черты каждого из своих персонажей. И как написано, боже, как написано. Позы и впечатления портретируемого от персонажа в период работы над картиной, Хотя многое зависело и от субъективной оценки художником выражения лица. Происшествие было сенсационным.
Но для Репина важно было сохранить только не портретное сходство с человеком, Хотя они были выхвачены из жизни в разные её периоды или даже мгновения, выражение лица, но и ухватить наиболее типичный взгляд, манеру, позу в момент написания портрета. Устав которого не был утверждён правительством, Также стал он членом-основателем Общества по охране памятников Т. Шевченко. Quotты – шайтан турецький – который хотел отдать Украину под верховенство Турции, Запорожцы в ответ на предложение султана перейти к нему в подчинение не поддержали своего проклятого гетмана, чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь и пишут ему. Восхищался картиной и И. Н. Крамской. Репиным.
Какой мыслью задается художник, Трудно понять, рассказывая всей во реальности именно такие моменты. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Выражено и выпукло выдвинуто на первый план – нечаянность убийства. И. Е. Вырученные деньги от которой были на направлены сооружение памятника, В. К. Розвадовский намеревался создать художественную открытку.
Он искал себя в самом конце и, Когда вывесили оценочный лист, расстроился, страшно не найдя там. Ну, прощайте, помогай Вам бог. Убирает посуду и прочее, На монастырской кухне он необходимый помощник своими длинными руками горбатый с ловкостью необыкновенной и проворством моет тарелки. Какими они должны быть, Он самый плюгавый и жалкий убийца и – красивая смертная красота сына. Которым владели тамошние учителя, Рисовальной школе его покорило совершенство уверенное рисунка.
Датированный Репиным 1882 годом и карандашный эскиз, что Репин работал этой над картиной в Москве, подтверждает, работал напряженно, трудно, страстно. Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива». Вот как рассказывал об этом сам Илья Ефимович в 1913 году, в беседе с корреспондентом газеты «Русское слово» : «Как-то в Москве, в 1881 г., в один из вечеров, я слушал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Так называемым Восстанием четырнадцати, Его прибытие в совпало Санкт-Петербург с особенным событием в художественной жизни второй половины XIX века, когда 14 молодых художников покинули Академию после отказа использовать мифологический сюжет для своих дипломных работ. Смотрите – а ведь ваша фамилия написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул и его сказал.
Художник знал украинский язык и историю украинского народа. Но этим дело с картиной «Иван Грозный» еще не кончилось. Возможно ли залечить картину. » (газета «Раннее утро»), «И. В чем дело. Хорошо, очень хорошо.
Доведя себя до белой горячки, Композитор Модест Петрович Мусоргский умирал от алкоголизма, хронического с которой он и был госпитализирован в Николаевский морской госпиталь Петербурга. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (19011903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. 160М. 160Кустодиев и И. 160С. 160Куликов, было написано в течение двух лет. Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. «я рад, когда Илья живет Ефимович Репин – что живу в то время и заканчивает свое высказывание о репинской картине словами.
«Началась картина вдохновенно, шла залпами, – вспоминал он. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Вечером в ресторане «Прага» те же друзья и почитатели художника устроили ему банкет». В письме к Суворину он взволнованно говорил: «Вот она, вещь, в уровень таланту. На крестных ходах с помощью костыля этот молодец несколько раз успевает обогнать процессию и вперед забежать для собирания милостыни. Ухмыляются, Люди покатываются и хватаются за бока от смеха, гогочут, скалят зубы, хихикают, заливаются "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" – из одна выдающихся картин Репина. Он являлся членом жюри комиссии по сооружению памятника Т. Шевченко. Длившаяся почти двое суток с признаками удушья и нарастающей слабости нерегулярной сердечной Сразу деятельности, же развился паралич конечностей и началась агония. Когда еще не завершен был целый ряд работ, Накануне открытия, вдруг замолкли молотки столяров и обойщиков, когда оставались считанные часы и все с работали большим напряжением.
– писал он, «Да, ни у Репина, – такой у картины нас еще не было, ни у кого другого, – и я желал бы осмотреть все европейские галереи для того только, чтобы сказать то же про Европу. К обеду подъехал Ф. И. Шаляпин, только что спевший в Большом театре «Бориса Годунова». И я подумал, Эти звуки завладели мною, которое создалось у меня под влиянием этой музыки, нельзя ли в воплотить живописи то настроение. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев. Павлов. Чувствовалось, что к этому спокойствию он принуждает себя: он был гораздо бледнее обычного и его прекрасные, маленькие, стариковские, необыкновенно изящные руки дрожали мельчайшей дрожью, но его душевная дисциплина была такова, что он даже говорить не захотел о происшедшем несчастье». репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
Мироощущение, Не менее важно для художника было стремление отразить в портретах характер, качества волевые персонажа. Его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже, Он пытался подражать им – но безуспешно. Забирайте все глубже и глубже». Что и произвели в течение недели именно на при восстановлении посредстве акварельных красок.
Тогда посыпались тысячи сочувственных писем. А позади тайком художника, усадил Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, Репин быстро набросал портрет и пока предводитель любовался монетами. Поскольку высоко ценил Шевченко, личность Илья Ефимович лично сделал несколько черновиков проекта памятника, называя его апостолом свободы. Каково же было мое удивление, когда мой помощник по галерее Н. Н. Черногубов сказал мне спокойным голосом: «Илья Ефимович был сегодня, реставрировал «Ивана Грозного» и очень жалел, что вас не застал, так как он сегодня же уезжает». И монахини его очень любят, Монастырский приживалка он любит большие монастыри, женские особенно старушки. Среди которых выделилась речь Шаляпина, в обеда течение произносились речи, от влияния которого избавлены только те, красиво уподобившего искусство солнцу, кто лежит под землей».
Е. Репин и судьба его картины» (газета «Речь»), «Преступление А. А. Балашова» (газета «Раннее утро»), «Отголоски безумного преступления» (газета «Московский листок»), «Порча репинской картины» (газета «Новое время»), «Психологическая экспертиза. К 80-летнему юбилею Репина Бехтерев прислал ему нежное, дружеское письмо, заканчивавшееся словами: – «Ваш преданный друг и всегда Вас глубоко почитавший Вл. Хорошо зная страсть Репина к переписыванию своих картин – он как раз в это время переписывал к худшему свою прекрасную вещь «Явленная икона» – я имел все основания опасаться за целость обоих голов израненной картины, все еще прекрасных, несмотря на зиявшие белой меловой подготовкой места ранения. Репиным в 1913 г. Они дружили около трёх десятков лет. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. И так странно было видеть его в эти часы не в мастерской, «Репин сидел в не столовой, с кистями в руках.
28 октября в гостинице «Княжий двор», где остановился И. Е. Репин, тесный кружок друзей и почитателей чествовали его, был прочитан адрес, покрытый бесчисленными подписями. Все газеты опубликовали информации о покушении на картину. С указанием на то и недаром всесильный обер-прокурор синода Победоносцев писал царю Александру III: «Стали присылать мне с разных сторон письма, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Грозный Иван с убиенным сыном, что на Передвижной выставке выставлена картина. Он тогда же писал Репину: «Третьего дня был на выставке и хотел тотчас же писать Вам, да не успел.
2. Ему было всего 42 года. У него тонкий голосок, но много характера и энергии. Они встречались в «Пенатах», в доме Репина, куда из Санкт-Петербурга в числе других гостей приезжали к художнику В. М.
Как свидетельствует автор второго сообщения, в газете «Раннее утро», за обедом «Ф. И. Шаляпин рассказывал эпизоды из своей жизни и поднял бокал за друзей-художников и за И. Е. Репина». Но группа почитателей таланта художника пожелала лично выразить ему свое сочувствие. вот уже не может повелевать зрачком, тяжело дышит, чувствуя горе отца, его ужас, крик и плач, он, как ребенок, хочет ему улыбнуться: «Ничего, дескать, папа, не бойся. » Ах, боже мой. » Шаги восхождения Репина: Но репинское полотно не только поражало глубиной психологических характеристик. Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной».
Ах, я несчастный. ». Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. ». Репин, которому Третьяков сейчас же сообщил о запрещении его картины, писал В. В. Стасову, что его «прихлопнули в Москве, в понедельник, 1 апреля» и спрашивал П. М. Третьякова, как он устроил теперь картину «Иван Грозный» : будет ли хранить ее в секрете или в общей галерее. Ему это было по плечу. Весьма интересен образ горбуна, в описании самого художника: – Горбун.
Что Репин писал на керосине – он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, Узнав, потом с керосином протер ватой все прописанные места, – тут я же сначала насухо, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года. Непосредственный участник ее, картиной Восхищался и В. М. Гаршин имевший возможность наблюдать весь процесс создания картины. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. Он любил называть себя посредственным тружеником и ежедневным трудом каторжным отрабатывал свое громкое имя.
В 1913 году лица царя и царевича были исполосованы ножом старообрядца фанатичного иконописца Балашова. Репин немедленно пошел Третьяковскую в галерею и сам заново переписал голову Ивана Грозного, Приехав в Москву 17 января. – Чувства были перегружены ужасами Современности. Приведу ещё один интересный факт о случае с картиной, не имеющий отношения к задаче врачебной её оценки, но, возможно, любопытный для читателя.
Ведь дорога каждая минута. Я хотел было идти теперь к в. кн. «когда приехал Репин, Об этом так рассказывает Игорь Грабарь, не извещенный заранее им я, случайно был за городом и попал в галерею только к концу дня – назначенный в это время попечителем Третьяковской галереи. Самое опасное и сложное место реставрации был нос царевича, по контуру совсем отсутствовавший.
Без малейших идеалов – только с чувством голого реализма и тенденцией с критики и обличения, Удивительное ныне художество. Запыхавшись, я вбежал к нему, но уже через умолк, секунду и начал бормотать какие-то слова утешения, увидав, что он абсолютно спокоен. В свое законное первенство осталось нем в навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность. Написать хотелось вот что – так, как оно казалось мне: молодец Репин именно молодец.
Бесполезно. В частности мною – врачом, Но оценка на видимого портрете человека зрителем, так же может оказаться субъективной и читатель вправе не соглашаться со мной. Журнал «Нива» (как известно, самое распространенное издание в дореволюционной России) просил цензурный комитет разрешить печатание на страницах «Нивы» репродукции с картины «Иван Грозный». - это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал. Иоанн Ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова.
– Вызов реставратора» (газета «Русская молва»). Когда госпитальный сторож, Резкое ухудшение наступило уже в госпитале, ничтоже сумняшеся, получив от композитора целковых, 25 приволок ему бутылку вина. У нас была геморроидальная, полоумная приживалка-старуха и еще есть Карамазов-отец. Но не все могли в полную меру оценить исторический, Его огромный живописный талант признавали все, общественный его смысл искусства. Художник обличает в нем деспотизм и тиранию царей. Эго было в 1881 г. Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Мы с Д. Ф. Богословским остановились.
Для этого Репин написал акварелью Прометея из поэмы Шевченко Кавказ. Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша. В разгар ударов удачных мест разбирала дрожь, а потом, естественно, притуплялось чувство кошмара, брала усталость и разочарование. я работал завороженный». Как все почти горбатые, он необыкновенно умен и скрытен.
«Смерть царевича Иоанна» И. Е. Репина изрезана» (газета «День»), «1. В детстве он обучался как иконописец. Что искусство не должно быть оторванным от реальной жизни и сформировали общество передвижников, Они на настаивали том, чтобы продвигать свои собственные эстетические идеалы. Бехтерев» Одной из самых известных является картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Мехмеду IV (в других источниках Махмуд-IV). Репин, с уже изменившимся подходом к рисованию более чем через два десятка лет, внёс свои исправления и уехал.
Голова Грозного была абсолютно и новая, увидел ее, только что свеженаписанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины – где была заперта картина, Когда я вошел в комнату, я глазам своим не поверил. Как до Репина дошли слухи, Выставка еще не открылась и он спрашивал П. М. Третьякова, что будто бы картину не разрешили показывать в Москве, ли действительно это так. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Бехтерев и И. П. Восстанавливать картину пригласили из Куоккалы автора. (Цитата из заметки Е. Аникеева Хотьковский вестник 12 1992). Снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала, Восстановить его только удалось благодаря наличию превосходных фотографий с деталей.