Ряд работ Гончаровой сегодня находится также в частных коллекциях, а стоимость проданных в 2000-х годах двух работ художницы исчислялась несколькими миллионами фунтов стерлингов, вот почему картины Натальи Гончаровой 8212 самые дорогие в мире среди картин, написанных художницами. Оно отражает творческий путь Гончаровой и ее поиски своего между западным искусством рубежа прошлого и позапрошлого веков и исконно-русским наследием – иконописью, древней скульптурой и лубком. 160 В одной из ранних картин Наталии Гончаровой Рябина искусствоведы видят влияние пуантилизма Сёра и Синьяка. Главным лотом этих торгов стала картина знаменитой художницы Натальи Гончаровой «Московская улица», которая была продана за 6, 3 млн, что значительно превышает первоначальную стоимость работы.
С тех пор я отношусь к творческому наследию Наталии Гончаровой как к чему-то не просто прекрасному и значимому, но и очень личному, часто хожу в Третьяковку на Крымском Валу – поздороваться с любимыми картинами и, конечно, не пропускаю выставок с участием художницы. 160 Выставка называется Между Востоком и Западом и это название символично. Рекордная для Натальи Гончаровой сумма в 6. 43 миллиона фунтов стерлингов – в эту сумму была оценена картина «Испанка», написанная в 1916 году.
Среди наиболее сильных и впечатляющих религиозных произведений – четырехчастное полотно Евангелисты (1911). В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. Себе в утешение, Гончарова, решает написать вторых, себе в собственность, таких точно же, повторить. Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. gt Что не мешает этой Гончаровой быть большим художником» Не будет преувеличением сказать, что такой выставки ни в России, ни на Западе еще не было.
Художница пытается представить себе, Решение этих работ более однотипно, но не как идея, как выглядит космос, философское понятие, вдохновлявшее мыслителей начала ХХ века, а к реальность, которой уже вплотную приблизился современный человек – но вновь свидетельствует о необычайной конкретности исходного импульса-мысли. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Албы» и плавить не так стекло, свое впечатление опосещении мастерской Натальи Гончаровой описывает Марина Цветаева вэссе «Наталья Гончарова =[[0]]». Впоте лица, Моя первая мастерская Гончаровой абсолютное видение труда, первым под солнцем. Дягилева. Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода.
Используя древние исконно русские символы, в ней Наталья Гончарова, революцию конец как света, пытается выразить картину изменения действительности, пластика этой работы напоминает древнерусский лубок – вид изобразительного фолклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе Бубновый валет. На заднем плане видны избы, в левой части картины160 ствол дерева. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа). Выставивший ранние пастели Гончаровой в 1987-м – историко-художественный Серпуховский музей, Пушкина.
Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер. Как относиться к этим произведениям и в целом к парижскому периоду творчества Гончаровой. Она достигает наибольшей работоспособности и мастерства. Ларионовой-Томилиной. Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое.
Принимала участие в выставках, картина Эта широко известна благодаря публикациям, а также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов. Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху. Наоборот и здесь неясно многое – от датировок конкретных работ до мотивации творческих экспериментов отказа или, от них. В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону». Пустынники. Диапазон ее сюжетных пристрастий становится разнообразен, как, пожалуй, ни у одного другого художника ее круга. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы.
В 1928 году эту композицию в Гончаровой мастерской видела Марина Цветаева и описала со слов художницы историю ее создания. М. Ларионова интересует городской фольклор, в его работах ощутима игровая стихия. И персонажи Библии, Для Гончаровой Восток – это и скифские бабы, каменные и византийские мозаики. Наиболее востребованные, включая Третьяковскую они галерею, были проданы еще при жизни художницы – поскольку в московских коллекциях, Эти картины особенно интересно увидеть, отсутствуют образцы гончаровского лучизма.
Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Непосредственный – что поражает, Первое, возникающий мгновенно эмоциональный контакт, – ее атмосфера. Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И. Что религиозное искусство иискусство, «Я утверждаю, было самым всегда величественным, прославляющее государство, самым совершенным иэто вбольшей степени потому, что такое искусство прежде всего не теоретично, атрадиционно. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал. Но и как футуристический, Однако сама она определяла этот период творчества только не как лучистый.
Искусствоведы отмечают в данной работе достигнутое автором «ощущение монументальной торжественности в трактовке образов», подлинную декоративность и внутреннюю экспрессию художественной формы «В первый раз ямастерскую увидела днем. Как и все молодые художники того времени, Гончарова меняет стили и жанры, отрицая старую школу – куббизм, лучизм, беспредметная живопись, примитивизм, даже лубок иллюстрирование книг, создание театральных костюмов и декораций, участие в модных показах и роспись тканей, различные живописные циклы – такова многогранная палитра художницы. Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа». Она нарисовала себе цветы на лице. Скоромности и невероятной работоспособности, в воспоминаниях охудожнике постоянно рассказы встречаешь оее застенчивости.
Дягилев рассказывал: «Самый знаменитый из этих передовых художников – женщина lt. Не имеющего специализации, Это редкий образец художника, стилевыми или любыми предпочтениями, другими не скованного жанровыми. Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат. И плавить не стекло, албы», так свое впечатление опосещении мастерской Натальи Гончаровой описывает Марина Цветаева вэссе «Наталья Гончарова (жизнь итворчество)». Ваяния изодчества, Неутолимая потребность вдеятельности привела Наталью Гончарову году в1901 вМосковское училище живописи. В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России).
Орхидеи (1913) и Лучистые лилии (1913), Примером работ этого времени служат (лучистое восприятие розовое, черное и желтое) Кошка (1913). На нынешней выставке эти работы в объединены один раздел – его можно условно назвать разделом формальных исканий. Но учиться начала сначала на скульптора в Московском училище живописи, с детства Наталья проявила рисовальные способности, Так как живопись привлекала больше девушку, ваяния и зодчества в классе П. Трубецкого, она переводится в класс Константина Коровина, который и оканчивает в 1902 году.
Когда-то считавшихся самыми независимыми и бунтарями, дерзкими Он был безусловным арбитром для обоих мастеров. Харджиевым. Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. Запад победил» Гончарова и сама это понимала.
Большакова «Le Futur» (М., 1913). Богатой коллекцией картин Натальи Гончаровой обладает и Третьяковская галерея, представившая свои залы для первой за последних сто лет выставки. Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К. Она решила заняться скульптурой.
Нынешняя выставка впервые ставит этот трудный вопрос. Описывающая сцену, Особый интерес иллюстрация, вызывает и мы видим слева только крылья покидающего его ангела-хранителя, когда отшельник поддается искушению – старец протягивает руку искушающему бесу. с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Недалеко от Тулы, Наталья Сергеевна Гончарова родилась 4 июня 1881 года в урождённой Ладышино, Беляевой, в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова и Екатерины Ильиничны. Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А.
Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Оставалась ли Гончарова в Европе художником авангардным и до каких пор – Нерешенным остается и главный вопрос. «это влияние было сильным Позднее – член ларионовского кружка Казимир Малевич вспоминал о влиянии идеи Востока. Красок, Обилие мотивов, праздник для глаз, орнаментов можно воспринимать просто как зрелище, поток льющийся энергии, с полотен.
Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная. А. С. Но это еще ничего. Двоюродная правнучка жены Александра Сергеевича Пушкина, Представительница древнего рода Гончаровых, художница оставила яркий след в мировой своей живописи, тёзки Натальи Гончаровой.
Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Специалисты давно пришли к мнению, что ее лучшие годы – годы в России, но это не отменяет необходимости знать, понимать исследовать и оценивать то, что было потом. Гончарова, знающего дорогу – впередсмотрящего почему вот ей всегда была необходима неразрывная духовная связь с Ларионовым испытывала потребность равняться на кого-то – сильного – на мой взгляд, Рискну сказать больше. Приемы лучизма, в этой работе сочетание поразительное энергетики футуризма, которая особо характерна для иконописи и русского народного творчества и желто-красная цветовая гамма. Кусевицкого (1922-1923, США).
На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха. И еще дальше – до низовых форм народного искусства. Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель. Чувствовать его пульс, Но ей всегда важно находиться было в русле мирового художественного движения и этим она ничуть не отличалась от других авангардистов.
Работа относится к числу программных периода обращения к народной тематике, вдохновлена идеей «всечества», открывшего путь к свободному использованию различных традиций, заимствованиям и новым интерпретациям мировой художественной культуры. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. А. е. крученых, в 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, С. П. Боброва, К. А. Большакова, при этом была едва ли не единственной из футуристов, кто не боялся повествовательности, своих литературности произведений. Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик.
Его монументальности и сакральной глубины, Она всецело на сосредоточена постижении внутренней сущности народного творчества. Среди футуристических произведений – Велосипедист (1913), Аэроплан над подъездом (1913), Фабрика (1912). Она была с энтузиазмом подхвачена и разработана на практике Н. Гончаровой. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма.
Как – иногда она прямо провоцирует зрителя на то, Кажется и это Гончарова, чтобы простодушно ахнуть воскликнуть или в изумлении. Стекло под непрерывным солнечным ударом. "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе". Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок».
Художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, Так как же Ларионов, а в 1906 г. увлеклась примитивом. Он кажется неповторимо гончаровским и по трактовке образов Священного писания, Но бы что ни явилось толчком для рождения тетраптиха и по живописной силе и монументальности. Годы в России» состоялась в Русском музее. Иногда оно принимало комические формы. Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море. Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Н. Гончаровой как живописца.
Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. И – что же. Это поистине «неизвестная Гончарова». Большие горящие темные глаза у Богоматери и – Младенца вот, Кстати, что создает ощущение сходства с древней иконописной традицией, наверное.
Теперь они покинули Вселенную, Но там в абстрактные ритмы вторгались символы, мистические атакуемую техническим прогрессом. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. Почти не удивлена истории о родственных связях – культура закладывается поколениями)). Впрочем, есть и более простое объяснение.
Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель. Терпение стекла под нестерпимостью солнца. Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи. Я оставила ее потому, что была очарована игрой света, гармонией цвета». И все же не стоит ее игнорировать абстрактные работы – именно в них раскрывается сущность мышления Гончаровой. Одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства, 1912 в году М. Ларионов выдвинул идею лучизма.
Пейзажи, пронизанные светом испанки, запоминающиеся лица ("Разносчица апельсинов"), невероятно современные эскизы костюмов, глубина понимания человека (портрет Ларионова) – иду в Третьяковку. Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой. Если для их обоснований нужны теории, за ними ничего не стоит. Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А. Наталью Гончарову называли "амазонкой русского авангарда".
Эту мысль нужно пояснить. В 1914 г. отдельной серией вышли Мистические образы войны – большие литографии, ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой. Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы. В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. Крученых открытки литографированные с рисунками Гончаровой. На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел.
Тогда ущелье было коридором, одним из бесчисленных коридоров старого дома Парижа. Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Творческая манера иллюстратора была на основана искусстве русского примитива и впитала в себя черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса. Была постоянной участницей всех его художественных начинаний, Гончарова связала с ним свою и личную творческую судьбу.
Солнце палило, стекло калилось, солнце палило иплавило. Русской деревянной скульптуры или готики. В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им. Некоторые из них великолепны. В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Который вскоре стал признанным лидером русского художников авангарда, Еще в училище Гончарова познакомилась с М. Ф. Ларионовым.
В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. А с конца 1980-х годов – в запасниках Третьяковской галереи, Большинство них из почти не выставлялось и десятилетиями хранилось в мастерской художницы. Н. Гончарову влечет традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве нет места иронии. Гончарова не участвовала в этой затее, но дягилевский культ музыки Чайковского, думается, как-то воздействовал на ее воображение.
Его нужно искать в том влиянии, которое оказывала на Гончарову и Ларионова художественная стратегия и сама личность С. П. В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ. В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен). К числу программных работ Н. Гончаровой того времени относятся Уборка хлеба (1908), Хоровод (1910), Мать (1910).
Добиться общественного признания, художников Среди русского авангарда Гончарова первой смогла покорить публику. Художник знает, что он изображает, зачем он изображает. Стекло, каждая точка которого зажигательное стекло. Ее живопись теряет энергию и остроту иногда даже декоративность – это заметно по некоторым представленным картинам. В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер.
Но в целом живописная эволюция Гончаровой 1920-1930-х годов неуклонно идет курсом новым – в сторону классической традиции и изучения природы. Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Наталья Гончарова ратовала за то, чтобы произведения искусства говорили сами за себя. Что при издании книги личность художника была так заметна, же Случалось и такое, как и личность автора.
Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой. Когда ей был 9 лет, Наталья познакомилась с ним и впоследствии пара работала вместе около шестидесяти лет – в России во и Франции. Несмотря на то, Гончарова и Ларионов не подавляли талант друг друга, волевыми и невероятно талантливыми людьми – супруги скорее дополняли друг друга и помогали раскрыть свою индивидуальность, что оба были темпераментными. Этот путь Гончаровой не суждено было пройти. Отдельную страницу творческой Гончаровой биографии составляет ее работа над футуристическими изданиями.
Этапным событием стала выставка в Третьяковской галерее «Михаил Ларионов Наталия – Гончарова. Чего больше, например, в ее «Апостолах». Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность. lt. Аэроплан над подъездом (1913), Среди футуристических – произведений Велосипедист (1913), Фабрика (1912). 1911 год стал кульминационным в живописном творчестве художницы. Но оно как-то оборвалось. Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний.
Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. В силу разных причин оказавшегося разрозненным, почему Вот здесь так значим эффект воссоединения частей единого ансамбля. «скульптура не может передать чувств, нежностью весеннего неба, трогательной хрупкостью цветка – вызванных природой, скоро Однако изменила свои устремления. В которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на разные города, много Сохранилось альбомов, портреты и пр. Прошу заметить, () Чтобы не было недоразумений, () ату преемственную вечную связь, что яимею ввиду не академическую выучку, которая, собственно исоздает настоящее искусство».
От древности до новейших течений, Китая и Африки до Матисса и Пикассо – от Египта, Для их молодых открылось последователей все богатство мирового искусства. Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». Взглянем еще раз на «Пустоту». Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции. В такую жару есть нельзя (пить зря), спать нельзя, говорить нельзя, дышать нельзя, можно только единственное, что всегда можно, раз навсегда нужно работать. Что большинство произведений Гончаровой, Не будем забывать, выполнено Франции, во рассеянных сегодня по миру. Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности.
И вскоре знать и богема выехали. Помню льющийся пот ирубашечные рукава друзей, строгавших какую-то доску. Была ли в ее эволюции конъюнктурная (коммерческая) составляющая, желание соответствовать вкусам общества или ее вдохновляло на перемены что-то другое.
И именно с этого момента отчетливо обозначились принципиальные различия в позициях творческих двух мастеров и особенности их эстетических устремлений. Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». И ее цена варьировалась от 4 и до 6 миллионов фунтов, Работа появилась на в торгах 1971 году. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых.
А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм. Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. () Чтобы не было недоразумений, прошу заметить, что яимею ввиду не академическую выучку, () ату вечную преемственную связь, которая, собственно исоздает настоящее искусство». Дюрера или Эль Греко.
gt. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Чайковского и Н. А. А ведь вся задача была – повторить».
Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике. Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу». Что замысел этой картины возник иначе, Абсолютно очевидно, скажем, чем, у Малевича даже лучизм Ларионова носит концептуальный более характер, в большей мере идет от формальной находки. Отсюда – обращение к религиозным сюжетам, Так в ее живописи возникла национально значимая тема – крестьянство его – труд и верования. Декоративная изобретательность не знают себе Гончарова равных, не дает скучать – разнообразие ее решений. А есть ли что-то за пределами материального мира, причем мысли простой очень – почти осязательное выражение мысли, Здесь же нечто совсем другое – наглядное, посещающей многих. Такие как Galerie Gmurzynska в Кёльне, Предыдущими владельцами полотна были небезызвестные дилеры, Hutton Leonard в Нью-Йорке, Galerie Beyeler в Базель.
Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно. Примером работ этого времени служат Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое) (1913), Орхидеи (1913) и Лучистые лилии (1913). А мастерская по жаре плавильней. О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ). Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920). Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). Собрать их воедино удалось только в 1995 на году выставке Ларионова и Гончаровой в парижском Центре Помпиду. Заглянем на выставку.