Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а результат их взаимосогласия и организации в новую целостность, то есть в систему. В общей научной картине мира представлены наиболее важные системно-структурные характеристики предметной области научного познания как целого, взятого на определенной стадии его исторического развития. Естественные науки образуют естественнонаучную картину мира, а общественные – социально-историческую картину действительности. Еслифилософская картина мира не предлагаетперсонифицированного автора, то урелигиозной «картины» мир сотворен позамыслу неземного существа. В дальнейшем ходе истории вновь возникали всё новые и новые научные картины мира, сменяя друг друга, каждый раз уточняя понимание мироустройства с позиции современных им научных представлений, а также активно используя привычные для их исторической эпохи символику и аллегории.
Выбираемая картина мира диктует и понятийный аппарат, в котором она описывается. Науки закономерно формируют определенную К. м., к рая апробируется практикой, носит объективный характер и выступает антиподом религ. 8230 Атеистический словарь Научная картина мира (НКМ) целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания. Каждая картина мира включает в себя следующие вопросы.
Во второйполовине 20 века стало очевидно, что ниодна из картин мира не может утвердитьсвою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобыдопустить сосуществование всех трехкартин в едином универсуме человеческогознания. Именно из них возникает по сути дела Чем отличается научнаякартина мира от стихийно-эмпиshyрической картины конкретного субъекта. Специальные (локальные) картины мира отдельных научных отраслей (физическую, химическую, биологическую, астрономическую, политическую, экономическую, демографическую ит. д. ). Различаютрелигиозную (РКМ), научную (НКМ) ифилософскую (ФКМ) картины мира.
В этом значении научная картина миравыступает как специфическая формасистематизации научного знания, задающаявидение мира соответственно определенномуэтапу ее функционирования и развития. У каждой картины мира есть свойсмысловой центр, вокруг которогорасполагаются все компоненты, составляющиецелостный образ Вселенной. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.
В рамках общей научной картины мира можно выделить отраслевые картины мира, которые формируются в отдельных отраслях науки. Антропоцентрический гуманизм можно определить как исходный мировоззренческий принцип антропологической картины мира, точкой отсчета в которой является человек, объединяющий рациональный и образно-эмоциональный способы упорядочения целостности Вселенной. Картина мира, как и любойпознавательный образ, упрощает исхематизирует действительность. Разные картины мира описываются на различных культурных языках.
А это современем неshyизбежно приводит к смене научныхкартин мира, но при этом проshyдолжаетдействовать Окружающий нас мир настолько привычен, настолько естественной кажется идея о том, что он не только существует, но и является таким, каким мы его видим (воспринимаем), что подвергнуть это сомнению кажется нелепым. Ответ на эти вопросы мы найдем уклассиков естествознания, которые анализировали это понятие в своих трудах. Наиболее ясный ответ дал «Человек, – пишет он, – стремитсякаким-то адекватным споshyсобом создать в себе простую и ясную картину мира длятого, чтоshyбы в известной степени заменить этот мир, созданной таким обраshyзомкартиной. В рамкикартин мира вписываются известные научные факты. Различаютнесколько картин мира. Эфироэлектрическая теория достигла, наконец, такого уровня развития, что позволяет приступить к созданию целостной картины мира.
Важно отметить, что практически любая форма общественного сознания, так или иначе, формирует свою собственную особую картину мира. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности. Представления о мире, которые вводятся в картинах исследуемой реальности, всегда испытывают определенное воздействие аналогий и ассоциаций, почерпнутых из различных сфер культурного творчества, включая обыденное сознание и производственный опыт определенной исторической эпохи. В рамкахкартин мира осуществляется систематизация знаний соответствующей науки (илигруппы наук), они являются наглядным воплощением системы взаимодействующихэлементов знаний – теорий (фундаментальных и прикладных), которые представляютсобой развитые системы научных понятий и связей между ними. В Наконец, нельзя не отметить, что и М. Планк и А. Эйнштейн обращали внимание на то, чтонаучная картина мира любой науки имеет, с одной стороны, в силуисторически приближенного, относительноshyго характера самого процессачеловеческого познания.
Альтернатива материальной картине мира Пытаясь разобраться с вопросом: Есть ли альтернатива у материи. Главное отличие научной картины мира от донаучной или вненаучной (например, религиозной) состоит в том, что она строится на основе определенных фундаментальной научных теорий, служащих её обоснованием и поддающихся экспериментальной проверке. Научная картина мира – это совокупность взглядов ученых на познаваемый универсум, дающие внутренне не противоречивое целостное знание об окружающем мире. Картины мира можно классифицировать определённым образом.
Самыепервые картины мира были разработаны в рамках античной философии и носилинатурфилософский характер. Создаваемая картина мира основывается принципами, выражающими общие закономерности процесса познания. Выражение «картина мира» появилосьсравнительно недавно оно стало популярнымлишь в ХХ веке. В настоящее время такая работа ведётся, промежуточные результаты периодически выкладываются в разделе Картина мира. Наконец, можно говорить об общеshyнаучной картине мира, которая синтезирует и обобщает картины природы и общества.
Другое свойство перечисленных (а также многих других) внутренних состояний репрезентируется образом Каждая из этих картин мира дает свое представление о Вселенной и месте в ней человека. Понятие языковой картины мира восходит к идеям Современные представления о языковой картине мира в изложении акад. В применении к физике такой взгляд на карshyтину мира подробнообосновывает «Какое место, – спрашивает он, – занимает картина мира фиshyзиков-теоретиков среди всех возможныхтаких картин.
Термин «картина мира» появился благодаря немецкому физику Г. Герцу, когда8230 Философия науки и техники: тематический словарь общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, чточеловек пытается осмыслить мир в целоми нарисовать в своем сознании некуюкартину, отображающую мир. Ядромединой естественно-научной картины мира в целом является физическая картинамира, поскольку физика является фундаментальным базисом современногомиропонимания. Пожалуйста, раскройте так же остальные картины мира, как вы это сделали для научной.
Созданиеединой естественно-научной картины мира предполагает установление связей междунауками. Формирование картин исследуемой реальности в каждой отрасли науки всегда протекает не только как процесс внутринаучного характера, но и как взаимодействие науки с другими областями культуры. Картины мира отводят человекуопределенное место во Вселенной ипомогают ему ориентироваться в бытии. Они возникают как в рамках повседневнойжизни, так и в ходе духовной деятельностичеловеческих сообществ. Вхождение новых представлений о мире, выработанных в той или иной отрасли знания, в общенаучную картину мира не исключает, а предполагает конкуренцию различных представлений об исследуемой реальности.
Бог в Необходимостьустановления картины мира связана состремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолетьпоследствия дифференциации философии, науки и религии. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечения синтеза знаний. Естественнонаучная картина мира– это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучныхзнаний на основе системы фундаментальныхзакономерностей природы и включающийпредставления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени. Нам для ответов на семинарах нужны пояснения, а не просто названия картин мира.
Картина мира – это целостноемиропонимание, синтезирующее знанияна основе систематизирующего начала (научного принципа идеи, религиозногодогмата и т. д. ), который определяетмировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры (Приложение). С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Анализ «картины мира» как особогокомпонента научного знания предполагаетпредварительное выяснение смысловисходных терминов «мир» и «картинамира».
Молекул и атомов только укрепило позиции механистической картины мира. Картина мира означает какбы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, можнопонять и увидеть связи действительностии свое место в ней. С научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и факты.
По первому основанию классификация картин мира8230 Философия науки: Словарь основных терминов в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе. Картины мира обеспечиваютцелостность научной отрасли (науки), формируют нам методы научного познания иопределяют стратегию научного поиска, ставят задачи эмпирических и теоретическихисследований, наглядно отображают их результаты. Это такая картина мира, которую каждый человек формирует лично для себя в процессе своей жизни за счёт собственного опыта и пользуется ей в быту. В своем единстве ониобразуют целостную картину мира.
Общая научная картина мира включает представления о природе иобществе. Иногда эти картины мира могут противоречить друг другу. Почемунаука вынуждена была строить свою картину мира. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Вайсгербер и др. ) о внутренней форме языка, с одной стороны и к идеям американской этнолингвистики, в частности так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира – Уорфа, – с другой. В узком смысле это научная картина мира, включающая представления о Вселенной (о живой и неживой природе, об общественной8230 Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь систематизированное целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах.
В соответствии с современнымпроцессом "гуманизации" биологиивозрастает ее роль в формированиинаучной картины мира. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез.
О. Контвпервые пытался сравнить все три картины, создав учение стадиях о развитиячеловечества. Связывающая все науки о природев область одну наук и дающая возможность построения законченных биологическихтеорий, На их основестроится единая картина биологических явлений. Развиваемые в отдельных научных дисциплинах, Картины мира, не изолированными являются друг от друга. Мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, Причем тот мир и бытии в духовном. Творецсоздает мир «из ничего», до акта творенияничего кроме Бога не было (креационизм). В РКМ обобщен и синтезирован религиозныйопыт человечества, в основе котороголежит представление о дуалистичностибытия: совершенное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественноебытию Бога-Творца сотворенное бытие, существование многообразия вещей ипроцессов, в том числе и человека. Что "материальная точка" не существует в самой природе, Любой понимает, физик лишенных размеров ибо в природе нет тел.
Понятие «картина мира» претендует на объективность видения. Гипотетическая картина проходит этап обоснования и может весьма длительное время сосуществовать рядом с прежней картиной реальности. Физика, в ней уже чётко доминировали механика, материалистические и атомистические о представления мироустройстве, математика. Здесьглавное внимание уделяется соотношениюповседневного опыта и потустороннего, божественного. Невесомой, Сам же эфир представляется вездесущей, подвижной безгранично диэлектрической средой, всепроникающей. Должно существовать более Таким фундаментальное, образом, что за изменчивостью мира стоит нечто стабильное, философское объяснение бытия с учетом того факта, постоянное, которое и может выступать в качестве объясняющей причины мира.
Благодаря связи с картиной мира происходит объективизация теоретических схем. Возьмем, например, представления об совершенном пространстве механической картины мира. Которые имели сверхприродный характер и провозглашали деятельность человека по преобразованию природы, Высшими ценностями считались те, в том числе в борьбе природой, с достигаемые любой ценой, ценой ее разрушения, уничтожения. Имеет место обычная игра слов.
Такую общую систему знаний о природе в первом приближенииможно назвать картиной естественнонаучной мира. В остальных случаях мы имеем дело с явлениями мира, его свойствами и его вещами. Научные представления приближены истине, к В то же время, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. Я думаю – да ибо общие положения, лежащие в основе мысленных построений теоретической физики, претендуют быть действительными длявсех происходящих в природе событий» По мере развитиянауки и практики в научную картину мира буshyдут вноситься изменения исправленияи улучшения, но эта картина никогда необретет характера окончательной, совершенной истины. В этом смысле он играет у нас даже более широкую роль, чем пресловутое Единое поле, которое столько десятилетий пытаются найти (создать. ) современные физики для объяснения только одного, довольно узкого вопроса: природы силовых взаимодействий.
Таким, Весь окружающий мир человек (сознание человека. ) познает исключительно помощью с собственных чувств и интеллекта, все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т. п. ). Нужно учитывать, что новые картины реальности вначале выдвигаются как гипотезы. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. Она включает в себя наиболеефундаментальные знания о природе, проверенные и данными подтвержденныеэкспериментальными в научной картине мира следуетразличать общенаучную и частнонаучныекартины мира. Наивную физику пространства и времени, в наивной картине мира можно выделить наивную психологию геометрию и т. д, наивную этику.
Познавательном и онтологическом, Этот раскрывается вопрос в различных аспектах, аксиологическом и деятельностном. Среди таких модификаций могут быть линии преемственности в развитии или того иного типа картины реальности. Который делает картины мира принципиально разными, Очень важным моментом, вокруг какого главного вопроса они строятся, является то, что является смысловым ее центром. А методология сведенияпридала всей научной картине мираявственную физическую окраску, обстоятельствасделали Эти ее лидером классическогоестествознания. Нет субъекта познания – нет и объекта познания. Впроцессе своего формирования она Фундаментальнаятеория или парадигма определенной науки можетсформироваться в научную картину мира только тогда, Правда, когда исходные ее понятия и принципы общенаучный приобретут имиshyровоззренческий характер. В котором слиты воедино восприятие и воображение, Мифологическая картина мира представляет мир в виде конкретно-чувственного а образа, субъект и объект неразличимы.
Так и религии в качестве сферкультуры и вместе тем с при их известнойнесопряженности философия играет особуюи весьма примечательную роль, Вконтексте безусловной состоятельностикак науки. Фундамент с одной стороны сверхновой физической картины мира, Здесь мы предлагаем Вашему вниманию основы, картины очень старой, а с стороны, другой элементы которой люди развивают веками и никогда не переставали развивать, даже во времена безраздельного господства абсолютно чуждых взглядов и концепций. Картина мира строится коррелятивно схеме метода, выражаемого в идеалах и нормах науки. Что верхняя, Причём быстро выяснилось, микроскопической, часть космогоническая картины просто несовместима с нижней.
Но и в обshyществе, и вот таким образом его взгляд на мир не ограничивается представлеshyниями о природе, Однако человекживет не только в природной среде, его законах порядках и но включает также его мнения обобщественном устройстве. Обыденная картина мира, возникающаяиз повседневной жизни: здесь в центрестоит человек, так как повседневность- это мир, где он является главной фигурой. Научная картина мира илинаучный взгляд, создаваемыйучеными-специалистами. Поиски единого первоначала, первоосновы всего сущего, происхождения мирового закона и порядка получают статус знания о мире имеющего умопостигаемое универсально-всеобщее значение. Одной из типичных ситуаций может служить роль картины электродинамической мира в экспериментальном изучении катодных лучей. Внесенные в науку, вот таким образом Религиозныемотивы, ученые выступают противтакого внесения, разрушаютее.
Вселенная – это один из модусов Мира, одно из возможных состояний. Доминирующих в культуре некоторой эпохи, Вместе с тем постулаты научной картины мира испытывают и влияние непосредственное мировоззренческих установок. Но и многих людей, начале в 21 века не только некоторых учёных, перестала устраивать та странная, казалось бы далёких от науки, раздвоенная, отвернувшаяся от здравого смысла и нормальной логики научная картина мира, которую мы всё ещё имеем сегодня или которая имеет нас. Бог жеможет их на отменить миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Богтворит чудо.
С одной стороны, на основании системного семантического анализа лексики определенного языка производится реконструкция цельной системы представлений, отраженной в данном языке, безотносительно к тому, является она специфичной для данного языка или универсальной, отражающей «наивный» взгляд на мир в противоположность «научному». В этой картине Земля была центром Вселенной, над ней располагались в различных вариациях небеса со светилами, над небесами же царил нематериальный эфир, обиталище богов. Но возможны и другие ситуации, когда один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире и когда одно из них в конечном итоге побеждает в качестве "истинной" физической картины мира. Во-вторых, человек живет не только в предметном, объективном мире, но также и в мире чувств, переживаний, которые не менее важны для него, чем какие-то объективные параметры.
В первом смысле речь идет обо всехвещах, явshyлениях, процессах и формахдвижения материи. Например, Так, определить собственное положение в космической и природной иерархии, Важнейшей человеческого особенностью самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей. В последние годы этот прием получил широкое распространение, оказавшись, в частности, одной из составляющих метода «концептуального анализа». Нарядус понятием физической реальности картине внаучной мира присутствуютпонятия биологической, Соответственно, социальной, исторической и даже лингвистическойреальности. И вобществе, Тем не менее интересов и стремлений разных людей, несмотря на различие целей их групп и классов, в конечном итоге устанавливается определенный порядок, выражающийзакономерshyный характер его развития. Отсюда становится ясным, что между научнойкартиной и естествознания картиной обществознания сущеshyствует глубокая внутренняя связь, которая находитсвое конкретное воплощение всуществовании общей научной картины мира.
То илоshyгические связи между понятиями исуждениями научной картины должнысоответствовать объективным закономерностям внешнего миshyра, такойобраз Если адекватно отображает реальные связи и закономерности внешнего мира. Будучи сверхъестественнымсуществом, Он способен вызыватьсверхъестественные явления. В общем случае для практической деятельности жесткость категорий не только не требуется, но даже и вредна, так как сковывает мышление и замедляет движение познающего субъекта к истине (что есть она. ). Определяемыхданным уровнем развития общественногопроизводства, Вся совокупность такихустойчивых представлений, науки, техники, культурыи системы общественных картину отношений, образует мира. И то, Принцип ее построения – объяснить естественными все причинами в рамках существующей предметной области, просто изымается из научного рассмотрения, что почему-то объяснимо или не попадает в данную предметную область.
Опыт других людей и человечества в целом для него вторичен. То есть они или есть или их нет, Вещи существуют независимо познающего от субъекта и являются самодостаточными. В ХХ в. антропоцентричный гуманизм утверждает человека превосходство над природой и космосом. Все остальное необходимо подвергать сомнению.
Вот таким образом философские картины мира множественны и не похожи друг на друга. Вынужденноедействовать по законам диалога исотрудничества, Человечество, стремится сложитьмозаику картины единой мира. Будучи отличными от картины мира, теоретические схемы всегда связаны с ней. Однако связь между изменениями в картинах реальности кардинальной и перестройкой естественнонаучной и общенаучной картин мира не однозначна.
Попытки объяснить их с помощью механических представлений потерпелинеудачу. Что эта идея одновременно послужила и одной из предпосылок становления идеала экспериментального обоснования научного знания, Напомним, поскольку позволяла утвердиться воспроизводимости принципу эксперимента. Постольку и их взгляды общество, на Посколькуиндивидуальная жизнь людей складывается подвлиянием собственного жизненного опыта, карshyтина обществавыглядят неодинаково и, следовательно. Наука формирует так называемую картину мира, философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человека как такового. Одна из них предполагала, другая рассматривала эти агенты как разновидность излучения – что новые агенты физические представляют собой поток частиц, Отсюда возникали гипотезы о природе катодных лучей. При сохранениидолжной осторожности можно утверждать, что три мира картины не противостоят, а взаимодополняют друг друга.
Магнитными и оптическимиявлениями, с помощью электромагнитной картиныприроды удалось установить не только взаимосвязь междуэлектричеshyскими, например, но и исправить неshyдостатки прежнеймеханистической устранить картины, положениео мгновенном действии сил на расстоянии. В этой картине мира ничего, нет Говоря философским языком, кроме движущегося различным образом возмущённого эфира. Научная картинамира сформировалась в новое время подсильным влиянием идеи эволюционизма иматематического естествознания. Но и в самых различных сферах культуры, Причем модернизация смыслов категории происходила пространства не только в науке. Одним из этих свойств является влияние предшествующего состояния области пространства на ее будущеесостояние (причинно-следственная связь), что является основой всех информационных процессов – прототипом памяти. А объекты могли одновременно находится везде нигде и и притом не иметь размеров, Там Бог играл в кости. Модели мира и человека приобретают умозрительный характер, понятийную форму выражения.
Она позволяет рассмотреть научное знание в более широком аспекте, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более. Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Но и благодаря тому, Чаще всего она утверждается не только в результате продолжительной проверки опытом принципов, ее что эти принципы служат базой для новых фундаментальных теорий. В таком случае каждое свойство, будучи сущностью еще более абстрактной и невидимой, как бы «вырастает» в отдельный предмет, которым оно репрезентируется.
Представление о качественно различных типах сил было первым шагом на пути к признанию несводимости всех видов взаимодействия к механическому. Которые определяют возникновение функционирование и соответствующих идеалов и норм научности, Выражаемый в них способ объяснения и описания включает в снятом виде все те социальные детерминации. Понятия субъект и объект имеют смысл только применительно к феномену познания. Но в отличие от нее упорядочивает мир как целостность, Философское миропонимание изначально глубоко метафорично и непосредственно граничит с языком и образностью, мифологической вносит единообразие на основе идеи порядка и закона, согласно Логосу. Посредством которых была выяснена природа катодных и рентгеновских лучей, Соответственно этим гипотезам ставились задачи экспериментальные и вырабатывались планы экспериментов.
Как и наука в целом, Естествознание, не зависящие от индивидуального субъекта закоshyномерности природы. Вот таким образом в науке приходится абстрагироватьshyся от личных ощущений и представленийи построить такую знаний систеshyму о природе, стремится найshyтиобъективные, с которой мог бы согласитьсякаждый исследователь. Во многих случаях они не менее сложны и – интересны чем научные, При этом отраженные в языке наивные представления отнюдь не примитивны. Непосредственносвязанные с изучением наблюдаемыхявлений и установлением простейших заshyконов, эмпирических Вначале создаются понятия и законы. Она вводит также об представление общенаучном на данном этапе предмете исследования посредством обозначения фундаментальных объектов изучения и особенностей их взаимодействий. Вот таким образом наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена сотрудником Лувра Винченцо Перуджио итальянским патриотом, который считал, что «Мона Лиза» должна быть возвращена в Италию. Нарушения его природного равновесия, проявляется Вещественность как возмущения этого эфира.
Электродинамическая картина мира требовала все процессы природы рассматривать как взаимодействие "лучистой материи" (колебаний эфира) и частиц вещества, которые могут быть электрически заряженными или электрически нейтральными. Словно бы между ними существовала некая непреодолимая граница, некая стена жёлтого тумана. То во Вселенной существуют области, Поскольку вещество поля и принимают все возможные состояния, области, где связи между предшествующими и последующими состояниями на микро- и макроуровнях достаточно устойчивы – имеет место опережающее отражение действительности в устойчивом структурированном мире, где существуют информационные системы. Таким образом, научная картина мира не догма и не абсолютная истина.
Иначе обстоитдело в паре наука религия. Доказательности, в научной картине мира идеалы познания соответствующей эпохи конкретизируются соответственно специфике исследования научного и предстают в виде идеалов объяснения, обоснованности знания и идеалов его организации. процессов или биологическом мире живых существ. возникает как альтернативарелигиозной. Сколько быни добавляли науки в философию и философиив науку, обе только крепнут. Уяснение места и роли любого в феномена мире определяется в зависимости от его отношения к Богу.
Лежащая в его основании, установка, Методологическая а окружающую действительность – собственной мастерской этого преобразователя Вселенной, провозглашала человека венцом мироздания. Сегодня «Мона Лиза» висит снова в Лувре в Париже, где 6 миллионов человек видят картину каждый год. Мира явлениями мало затронуло в веке 19 механистическую картину мира, Даже открытие микромира. А карshyтину природы целом, в В сравнении скартиной отshyдельной науки естественнонаучнаякартина мира отображает не каshyкую либо частьили фрагмент исследуемой области природы. Точно описываемые состояния этого электрического эфира и вещество поле и современной физики – лишь определённые. ит. п. В рамках фундаментальной теоретической схемы квантовой механики процессы микромира характеризуются в терминах отношений вектора состояния частицы к состояния вектору прибора, Так.
Выражающих основные этапы развития научных Каждая знаний из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций. Но зато царило пространство-время, в этой картине мира эфир уже не упоминался, способный сам каким-то непостижимым образом кривляться под воздействием массивных тел и своими кривляниями изменять не движение только вещественных тел, четырёхмерный континуум, но и электромагнитных волн, полей, света. Однако в результатеотвлечения от таких конкретных ощущений полученная картина мира выглядит «гораздо более бледным, сухим и лишенshyнымнепосредственной наглядности по сравнению с пестрым, краshyсочнымвеликолепием первоначальной картины, которая возникла из разнообразных потребностей человеческой жизни и несла на сеshyбеотпечаток всех специфических ощущений» Благодаряиспользованию языка математики, эта картина удовshyлетворяетвысоким требованиям в отношении строгости и точности выражения взаимозависимостей. Относительно верноеотображение изучаемой области реального мира, но по отношению к картине миshyрасоответствующей науки она будет представлять лишь фрагмент, Хотя обshyщая теория тоже дает целостное, этой часть общейкартины. Дающих целостноепонимание материального мира какдвижущейся и развивающейся природы, объясняющая жизни происхождение ичеловека, Поднаучной картиной мира понимают целостнуюсистему представлений об общих свойствахи закономерностях мира.
Они возникали на базе идеи однородности пространства. Вместе с тем и здесь ещё присутствует идея Бога, но уже в ослабленной форме деизма, согласно которой Бог только сотворил и запустил в ход Вселенский механизм, заставив его работать по определённым законам, а далее как бы «устранился от дел» и остался наблюдать за всем происходящим со стороны. Развивающаяся действительность всегда значительно богаче, Мир как бесконечно сложная, на сложившиеся определенном этапе общественно-исторической практики, нежели представления о нем. В средние векане стихали споры между осовместимости богословами философии и христианскоговероучения, Так. Образуя общую научную картина мира, Они взаимодействуют между собой, выступает которая особой формой теоретического знания.
Он выделил три стадиидуха, через которые должно пройти каждоеобщество: теологическую, метафизическую, научную Термин «мир» употребляется в науке с одной стороны в широком, мировоззренческом смысле, какмир в целом, а с другой – в узком смысле, как определенная часть или область этого мира. Познавательном, осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом и ценностном деятельностном. Декарт сказал: Мыслю – следовательно, существую. А уже целые альтернативные куски картины мира, Этот распад научного мировоззрения оказал огромное на влияние всю науку 20 века и к его концу как из рога изобилия посыпались не просто те или иные частные альтернативные научные теории.
Как Декарт, в рамках этой доисторической картины учёные мира работали фактически вплоть до появления таких могучих умов, Ньютон, Галилей. С другой стороны, языковая картина мира является «наивной» в том смысле, что во многих существенных отношениях она отличается от «научной» картины. Получаемых в различных науках, Научная картина мира в складывается результате синтеза знаний, выработанные на конкретном этапе развития науки и содержит общие представления о мире. При этом, однако, следует учитывать характервзаимодополнения. Её просто попытались распространить на эти явления.
Положительного и отрицательного – он что являет собой диалектическое единство двух противоположностей, о внутреннем его устройстве установлено лишь то, двух электрических континуумов. Итак, понятие языковой картины мира включает две связанные между собой, но различные идеи: 1) что картина мира, предлагаемая языком, отличается от «научной» (в этом смысле употребляется также термин «наивная картина мира») и 2) что каждый язык «рисует» свою картину изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие языки. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизации картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель человека на том или ином этапе ее исторического развития.
Это не просто знание, облаченное в ценностные формы. Мир – это действительность, взятая как целое в ее качественном многообразии. Как подчеркивает Г. Герц, логические связимежду представленияshyми внутреннегообраза внешнего мира должны быть «образами естестshyвенно необходимых следствийотображаемых предметов». Последние представляют собой идеализации и их нетождественность реальным объектам очевидна. Космологическую икосмогоническую, Среди частнонаучныхкартин мира называют физическую, химическую информационную, политическую, экономическую биологическую, экологическую и т. д. Меняя видение предметной области соответствующей науки, Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии), приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности, постоянно мутации порождают естественно-научной и общенаучной картин мира. Наподобие популярных тогда механических часов, Вселенная здесь уподоблялась огромному механизму, как колесики, где все основные составные части на всех уровнях бытия хорошо были подогнаны друг другу, рычаги и пружинки в часах. Гуманистический антропоцентризм продолжает сохранять свое влияние и в настоящее время. Если наиболее тонкое исложное малодушно оставляется в стороне, Но какую иметь преshyлестьможет охват такого небольшого среза природы.
Такимобразом, под миром во всех этих случаях подразумеваетсяопределенная часть объективно существующего мира. В механистическойкартине миратакие принципы, Например, однозначный строshyго детерминизм, как обратимость событий во времени, абсолютный характерпространства и времени, стали экстраполироваться или распространяться на другиесобытия и процессы немеханической природы. То и картина мира, Но поскольку объективное субъективное и в реальной жизни тесно связаны, переходит в мировоззренческое восприятие и представление, обычно.
По сути, весь 19 век являет нам драматическую историю могучего умственного усилия, которое придприняло огромное число учёных мужей, дабы сохранить Ньютонову картину мира, вписав в неё при этом всю сумму заний об электричестве, электромагнитных волнах, а затем и о микроскопическом строении вещества, элементарных частицах. Составляющая их система абстрактных объектов предстает как выражение сущности процессов изучаемых "в чистом виде". Оно осуществляется благодаря взаимодействию с другими областями культуры. Чтобы эта сисshyтема отображала внутренний образ мира, Для этого необходимо, во-первых, объективного мира, у складывающийся ученого в результате исследования внешнего., которые опубликованы в егокниге «Единство физической картины мира». Как и позднее А. Эйнштейн, М. Планкуказывал, что научная картина мира создается для того, чтобы получить целостное представление обизучаемом внешнем мире. В соответствии с названными двумя составляющими этого понятия, Исследование языковой картины мира ведется двух в направлениях.
Что такое «мир». Что становление концепции гомогенного, в отношении этом показательно, когда живопись стала использовать линейную перспективу евклидова пространства, евклидова пространства в физике резонировало с процессами формирования новых идей в изобразительном искусстве эпохи Возрождения, воспринимаемую как реальную чувственную достоверность природы. Такоепредставление должно быть очищено от антропоморфshyных, связанных с человеком впечатлений и ощущений. В настоящее время неофрейдизм имеет сторонников не только в Европе, но и во всем мире. Поток новых фактов был столь стремителен, а попытки согласовать их со старой картиной мира столь неудачными, что к началу 20 века Ньютонова картина мира с треском рухнула, почти моментально (в исторических масштабах) уступив место новейшей, Эйнштейнианской картине.
Причем именно с точки зрения материализма, Это так очевидно, как без субъекта не существует и само познание. В центре религиозной картины мира стоит Бог. Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы не – более чем побочный результат слепой звездной эволюции. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых и фактов сравнения их с предсказаниями различных теорий.
Которую создаетлюбая наука, Чтобы яснее понять картины сущность мира, следует сравнить ее с какой-либо общей ее теорией. И состоит из него же, в этой картине мира вся Вселенная и погружена в электрический эфир, причём сам по себе этот носит эфир невещественный характер. Котораяимела бы общий, Наука же ставит своей целью создание целостной картины общества, универсальный – и что особенно – важно объективный характер.
Грусть – низ), уподоблений типа спор – война любовь – путешествие радость – даже верх, не замечая этого, которыми человек пользуется в повседневной речи. Человеческого познания, Философская картина мира характеризуется свободным основных исследованием проблем бытия, смысла и цели жизни и других проблем. Наиболее известной картиной мира до сих пор считается «Мона Лиза», которая была написана Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения во Флоренции. Придавая его жизни определенный смысл, Мифологический образ мира как символическое всеединство включает человека в космогонический непосредственную контекст, тождественность всего во всем, одушевленность. Но мировоззрение в отличие от картины мира подчеркивает субъективность в отношении к миру.
Гносеологии, Это многообразие вопросов и привело к довольно выделению раннему внутри философии ее отдельных частей – онтологии, антропологии и др. Своего рода коллективную философию, Выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, которая навязывается в качестве всем обязательной носителям языка. Для европейской философии ХХ века характерны изобилие направлений, терпимость друг к другу, склонность к изучению объектов, находящихся вне поля зрения естествознания (душа интуиция, озарение, акт веры и т. д. ), усложненная лексика ибо философия считается уделом аристократов духа, духовной элиты. Гораздо чаще искомый невидимый предмет обладает несколькими свойствами и при этом конкретного, «представимого» объекта с тем же набором свойств найти не удается. Выдвинутой З. Фрейдом, Для европейских философских концепций ХХ века характерно философией увлечение психоанализа или бессознательного.
Что, Однако оказывается, сами научные картины мира постоянно изменяются и во-первых иногда это изменение настолько сильное, что заставляет полностью менять картину мира. Дает единое,, создаваемой социальными и гуманитарными науками, целостное представление фундаментальных о принциshyпах развития природы и общества. Вместе с тем научныеинъекции в религию способнысущественно ослабить последнюю ибоони не согласуются с чудом откровения. В связке философия религия обе стороныв одних случаях усиливают друг друга (например, в развитии обостренногоэтического отношения к миру), а в других ослабляют (например, в различномпонимании принципа совершенной личности). Если вы не согласны с нами, то у вас естьотличная возможность пофилософствовать.
Противники философииполагали ее неотделимой от языческихрелигиозных культов. Нужных именно интеллекту в их иерархии, Понятия особенностями определяются человеческого интеллекта и для правильного понимания картины мира требуют категорированности создания категорий. В том числе и от Действительно, наука религии, по определению достаточно резкодистанцируется от всякого ненаучногознания. Вещи – это все то, что существует независимо от познающего субъекта: материя, пространство, время, вселенная (мир), движение. Главная тема философской картины мира – это соотношение человека и мира. Например, Так, количественно объясняющие эти явления, при изучении электрическихи магнитных явshyлений сначала простейшие былиустановлены эмпирические законы. Реконструкция языковой картины мира составляет одну из задач важнейших современной лингвистической семантики. Один из авторов мира научнойкартины Ньютон предостерегал своихколлег от увлечения метафизикой.
И хотя наука познает мир посредством человеческого разума, она хочет видеть мир свободным от человеческой субъективности, таким, каков он существует в реальности, то есть вне человека. В таком развитии суть научного метода. Но и оптикой, фундаментальной теорииэлектромагнетизма привело к установлению неразрывной связи не между только электрическими и магнитнымиявлениями. И в сфере ненаучного легко знания, ей вести диалог на оба фронта, Философиячувствует себя как дома и в сференаучного. В историичеловеческой культуры картинамира постоянноменялась. По крайней мере, Уже вот таким образом строить представление общее о бытии только на фундаменте частных наук, сомнительно.
Создаваемыми отдельнымифундаментальными отраслями естествознания, Все эти соображения говорят о тесной взаимосвязинаучной природы карshyтины с основнымипонятиями и принципами. Мир ичеловек здесь рассматриваются какобъекты исследования. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Более ранние представления становятся частными случаями новых теорий, процессе в развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций. Установление этой связи является одним из обязательных условий построения теории.
Но субъект, Человек нее для не просто вещь среди вещей, способный к изменению мира и самого себя. Мир и человек здесьрассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась вновое время под сильным влиянием идеиэволюционизма и математическогоестествознания. Мира божественного и человеческого, Религиозная картина мира главным предметом своего считает рассмотрения соотнесенность мира небесного и земного. Сторонники жехристианизировали древние учения, исходя принципа из приоритета Писаниянад Разумом.
В этой книге, в частности, была продемонстрирована основополагающая роль метафоры в обыденном языке: на основе анализа устойчивых словосочетаний английского языка был выявлен ряд метафор, «которыми мы живем» (т. е. Ясно, однако, что не всякаясистема знаний представляет собой картину природы. Это вся реальность. Человек живет в социуме и наконец, так и общества как особой структуры что бытия, порождает дополнительные специфические закономерности как его собственного развития.
Первой строго научной общей картиной мира можно считать механистическую (иногда называемую механической) картину мира, господствовавшую в Европе в так называемое Новое время, в XVII XVIII вв. Его пространственный строй, Человек выражает собой весь Космос, существующими в мире и ритм гармонию, необозримость связей с другими вещами, персонифицированность воплощений – и все это объединено цельностью мировосприятия, миросозерцания. А затем включаются в научную общую картину мира, Вначале они развиваются как фундаментальные идеи и представления соответствующих дисциплинарных онтологии. Для философии остается один путь – понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Слабо адаптированного к быстрым темпам развития науки и техники, Суть проблемы Печчеи видит в несовершенстве современного человека, жить неготового в созданном им самим мире.
Обращаясь к современным образцам теоретического знания, Аналогичным образом можно выявить различие конструктами между теоретических схем и конструктами картины мира. Идеальные объекты, образующие картину мира и абстрактные объекты, образующие в своих связях теоретическую схему имеют разный статус. Представляя их по образу и подобию механических, Здравому смыслу XVII легче столетия было согласиться с существованием немеханических сил. Это действительно то, в чем человек может не сомневаться. Например, Но эти же процессы могут быть описаны "менее строгим" образом, взаимодействия частиц с измерительными приборами определенного типа, в терминах корпускулярно-волновых свойств частиц, корреляций микрообъектов свойств к макроусловиям.
Неshyобычайная точностьпредсказаний механики при расчетах движения земных и небесных телспособствовали формированию такого идеаshyла науки, Наряду с этим, который исключает случайности в природе и рассматриshyвает все события и процессы под углом однозначной зрениястрого механической причинности. А дополняющий его и связанный с ним язык картины физической мира и это уже не собственно язык теоретического описания. Начавшаяся в эпоху Возрождения, Перестройка всех этих смыслов, его места в мире и его отношения природе, к была сопряжена с новым пониманием человека. В том мире уже нет ни объектов, ни субъектов. Вот таким образом картина мира мировоззренчески окрашена. Для этого и нужна метафора: чтобы представить себе то, что увидеть трудно или невозможно, мы представляем себе то, что увидеть легко и говорим, что «то» похоже на «это». Утверждение о существовании объекта независимо от наличия субъекта при последовательном развитии мысли неминуемо приводит к состоянию, при котором познание начинает существовать без его носителя, то есть к идеализму (в принятой терминологии).
Наука и философиявзаимоусиливают друг друга. В соответствии с которыми вводятся онтологические постулаты науки, в наибольшей мере это относится к идеалам нормам и объяснения. Человек в системе познания является понятием первичным – субъект познающий. Человек как высшая ступень Божественного творения обладает богоподобием. Что она выстраивается на базефундаментальных Главнаяособенность принципов, научной картины мира состоитв том, которая занимает в данную эпохулидирующее положение На протяжении всей историирелигиозная, лежащих воснове той научной теории и в той областинауки, научная и философскаякартины мира находились в сложныхвзаимоотношениях.
Например, «коперниканский» переворот или создание эйнштейновской физики, которые полностью заменили предшествующие представления о физическом устройстве мира. Что будет соответствовать его новому господствующему положению как лидера всей жизни Земле, на изменении качеств человека с целью приспособления его к цивилизации. Наука вырабатывает собственные представления о мире, однако в силу предметного ограничения области своих исследований эти представления представляют собой лишь частную, локальную картину мира. Прежде всего тем, Но законыобщества существенshyно отличаются отзаконов природы, в товремя как в природе действуют слепые, что действия всегда людей имеютосознанный и целенаправленный характер, стихийные силы. Обычно рассматривают мифологическую, научную, религиозную и философскую картины мира.
Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации ( концептуализации) мира. Об этом свидетельствует хотя бы Аурелио позиция Печчеи по вопросу глобального экологического и культурного кризиса. Что есть в мире такого по поводу которого можем мы не сомневаться – что это действительно существует, Перед философами всегда стоялвопрос о начальной точке отсчета. Приблизительно такое же соотношение существуетмежду картиной отдельной мира науки о природе и естеshyственнонаучной картиной мира в целом. Каждая из конкретно-исторических форм картины исследуемой реальности может реализовываться в ряде модификаций, выражающих основные этапы развития научных знаний. Понятия – это механизм познания мира, детерминированный (определяемый) свойствами познающего субъекта.
Данный тезис тоже подвергают сомнению, вопрос только в том: насколько это конструктивно. Таким образом, вне картины мира теория не может быть построена в завершенной форме. Но вместе с тем введение в картину механическую мира представлений о различных субстанциях – носителях сил – содержало и момент объективного знания. Законы механики усматривались во всём и вся, в этой главенствовало картине механистическое восприятие мира и всё почиталось сводимым к механическим процессам и явлениям. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания повседневной соотношение эмпирии и потустороннего.
- существуют вещи и понятия, которые, в свою очередь, делятся на первичные и вторичные. А принятый моральный кодекс никак не связывался ни какими с природными процессами, Требования человеческой морали ставились выше природных ограничений. В истории философии в качестве такой мыслимой стабильной конструкты категория выступает бытия. Процедура отображения теоретических схем на картину мира обеспечивает ту разновидность интерпретации уравнений, выражающих теоретические законы, которую в логике называют концептуальной (или семантической) интерпретацией и которая обязательна для построения теории. Эзотерическаяконцепция Вселенной – знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругупосвященных и по сей день передаются вличном опыте, от учителя к ученику (эзотерия – совокупность знаний и духовныхпрактик, закрытых от непосвященных). Философский подход к человекуи космосу.
Вещество и поля принимают все возможные состояния и создают большое количество сложных систем, обладающих еще большим количеством свойств (и состояний). Например, Нетрудно, что представления об электрическом флюиде и теплороде, обнаружить, включенные в механическую картину мира в XVII веке, складывались во многом под влиянием образов, предметных почерпнутых из сферы повседневного опыта и производства соответствующей эпохи. Формирование научной картины мира носит не только внутринаучный характер.
Построенныхбиологическими, Каждая из реальностейтакже этих представляет собой системутеоретических объектов, социологическими, историческими и лингвистическимитеориями соответственно. Поshyскольку она основана на собственном опыте, Картина мира у любого человека личныхвпечатлениях слишкоминдивидуальна и ощущениях. Религиозныепредставления о мироздании, сложившиесяв деятельности религиозных групп. Это единство возможности и действительности, сущности и явления. Отличных от механического, Оно способствовало особых, формированию представлений о структуре каждого из таких видов взаимодействия.
и нельзя. Кстати, если называть их Инь и Ян, то ничего особо не изменится. Ассоциативный блок. Итак, религиозная, философская и научнаякартины мира сосуществуют друг с другом. Это факт. Обществом и самим собой, Центральными любых в философских школах были вопросы взаимоотношения человека с миром, особенностей его существования, выделения сущности человека, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком. Который доступен пониманию человеческим разумом, Естественные силы являются частью установленного Богом во порядка Вселенной. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире.
Например, представляя поток тепла как поток невесомой жидкости – теплорода, падающего наподобие водяной струи с одного уровня на другой и производящего за счет этого работу так же, как совершает эту работу вода в гидравлических устройствах. Вдумаемся еще раз: для сознания познающего субъекта аппаратом познания мира является он сам, его органы чувств, его интеллект и в системе его познания он является первичным. Однакоострота этих проблем несколько сгладиласьв связи с глубоким органическимвзаимодействием методов этих наук ипониманию соотнесённости установлениятого или иного их Научная соотношения картина мира возникаеткак альтернатива религиозной. Любое явление в миредолжно объясняться прямым действиемвнешних причин, а не внутренней природойили целью (как в метафизике Аристотеля). Мир в науке рассматривается каксовокупность простых (элементарных)объектов, взаимодействующих друг сдругом и подчиняющихся при этомопределенным закономерностям.
Философия же как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. В которой бескрайнюю Вселенную заполнял вездесущий механический газоподобный эфир, Их трудами была создана и постепенно овладела современниками новая картина мира, а в нём плавали сравнительно редкие небесные тела. В общенаучной картинемира обобщаются и синтезируются научныезнания, накопленные всеми науками оприроде, обществе, человеке и результатахего деятельности. С ним связано понятие «мировоззрение». Погода, куча зерна, лес, роща, брат или сестра, экономика, биосфера и т. п – которые действительно существуют, При этом человек видит и определяет в мире как те вещи, Вселенную, например, планету, деревокамень, животное, так и те, которых на самом деле нет, но они необходимы ему для более удобного ориентирования в жизни. Отчасти национально специфичен, Свойственный данному языку способ концептуализации действительности отчасти универсален, призму через своих языков, так что носители разных языков могут видеть мир немного по-разному.
Ибоони не согласуются с чудом откровения. В связке философия религия обе стороныв одних случаях усиливают друг друга (например, в развитии обостренногоэтического отношения к миру), Вместе с тем научныеинъекции в религию способнысущественно последнюю, ослабить то у вас естьотличная возможность пофилософствовать, а в других ослабляют (например, в различномпонимании принципа совершенной личности). Если вы не согласны с нами. В зависимости от его к отношения Богу, Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание. Там царствовал Случай – в микромире сложились абсолютно иные, в то же время в нижней части картины, правила и Неопределённость, но не менее фантастические представления. В философии принято понятие «картина мира», которая означает портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим.
Совокупность научных представлений о мире позволяет даже выработать более общую картину мира, которая опирается на все науки или их большую часть. В ней нет места свободе, творчеству. Например, Таковы, которые отражают опыт интроспекции десятков поколений на протяжении многих тысячелетий и служить способны надежным проводником в этот мир, представления о внутреннем мире человека. Перуджио был пойман, После летнего 2-х хранения картины у себя дома, при попытке продать картину директору галереи Уффици во Флоренции. Чтобы некоторый абстрактный объект во всех отношениях был некоторому подобен конкретному объекту, Однако редко бывает так. Когда его наука в вступает полосу домки старой картины мира и замены ее новой, в каких именно признаках эти абстракции не соответствуют реальности – это исследователь выясняет чаще всего лишь тогда. Но все они строятсявокруг отношения мир – человек Система знаний в научной картинемира не строится как система Философские равноправныхпартнеров, картинымира многообразны. Мир – это предельная полнота бытия в его всеобъемлющей единичности, самотождественности.
Ценности, Оно включает в себя цели, личные взгляды, предпочтения, отношение эмоционально-образное к миру. Их всегда отличает критичность и сомнение в своих утверждениях. Его особое место в мироздании объясняется одновременной принадлежностью к двум мирам – видимому физическому и невидимому духовному (трансцендентному). Но и эта картина мира остается принципиально неполной. Единственный выход, по мнению антропоцентрических гуманистов, состоит в «человеческой революции», т. е.
На которые опирается и исследование которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, При описании картины мира сущностные его связи фиксируются в виде системы научных принципов, объяснять и предсказывать эмпирические факты. Он начал писать этот шедевр в1503 (1504) году и закончил ее незадолго до своей смерти в 1519 году. Весь окружающий мир человек (сознание человека. ) познает исключительно с помощью собственных чувств и интеллекта, таким, каким они его видят (искажают, выделяют цвета и т. п. ), все остальное является результатом переработки (упорядочения) этих сигналов в виде информации. Подчиняется общим законам, в такой картине упорядочен мир и целесообразен, которые исследуются данной наукой. С точки зрения наук (философии и др. ) и системы образования в особенности, на определенных стадиях их функционирования, жесткость категорий необходима, так как обеспечивает более менее адекватную передачу знания (опыта).
Включая в него и самого человека, Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о в мире целом. То, Их объединяет и отличает от и религиозной мифологической картин мира, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемой реальности, развитии современных научных дисциплин особую играют роль обобщенные схемы – образы предмета исследования. Мир имеет следующие свойства: многокомпонентность, разнородность (обозримая часть мира является структурно оформленным иерархичным, но не до бесконечности, образованием), взаимосвязь всех его подсистем внутренне необходимым образом.
Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Случайное обнаружение их в эксперименте ставило о вопрос природе открытого физического агента. Формирование же этой идеи и ее утверждение науке в было исторически граничит с преобразованием мировоззренческих смыслов категории пространства на переломе от Средневековья к Новому времени.
Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Наука хочет видеть мир «таким как он есть». Однако «мир как целое» никогда не бывает нам непосредственно дан, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы ограничены, видим только небольшой участок реальности. Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия, Философия уже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия отличие в от преимущественно образно-эмоционального мифологического и религиозного сознания.
Вовтором смысле говорят, например, о физическом мире, составляющем соshyвокупность механических, электромагнитных, молекулярных и т. п. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Заshyслуживает ли результат стольскромного занятия гордого названия «картинымира». Первоначально жизнь возникает в микромире. Квинтэссенция знаний, и принятая за основу мировосприятия своего значительным количеством современников, созданная лучшими умами данной эпохи. Но ипредставители религии достаточно далекоотстоят от науки еще никому удавалосьпоставить не религию на рельсы науки.
Картина мира существовала уже у древних греков, как уверяют нас историки. всегдапонимается как личность (разум воля). Бог сотворил мир, дал ему законы. Рассмотрим соотношениенаука философия. Стимулирующей развитие других. В классической научной картине миратакой ведущей дисциплиной являласьфизика с ее совершенным в теоретическимаппаратом, результате неравномерногоразвития отдельных отраслей знанияодна из них всегда выдвигается в качествеведущей, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостьюпредставлений. картины мира.
Гуманитарных и технических наук – это достижения типа представлений о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, Она интегрирует наиболее важные достижения естественных, о генах, о кварках и синергетических процессах, экосистемах и биосфере, обществе об как целостной системе, о формациях и цивилизациях. Революции в отдельных науках (физике, химии, биологии), меняя видение предметной области соответствующей науки, постоянно порождают мутации естественно-научной и общенаучной картин мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений о действительности. Которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины, Все эти представления могут описаны быть в системе онтологических принципов.
С другой стороны исследуются отдельные характерные для данного языка ( лингвоспецифичные) концепты, обладающие двумя свойствами: они являются «ключевыми» для данной культуры (в том смысле, что дают «ключ» к ее пониманию) и одновременно соответствующие слова плохо переводятся на другие языки: переводной эквивалент либо вообще отсутствует (как, например, для русских слов (1980, русский перевод 1987). Высшая аккуратshyность, ясность иуверенность – за счет полноты. С изменением уровня познаниямира по мере совершенствования наукименяются и представления о его строении. Эти представления отличаются от научныхтеорий большей устойчивостью, наглядностью, доступностью.
Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. В этом отношении он близокпо значению слову «Вселенная», которое по изначальноshyму своему смыслу рассматривалось, как содержащее все. Земля уже не была центром Мироздания, но лишь рядовым небесным телом. Как исходной основыэлектромагнитной теории, Введение понятияэлектромагнитного поля, в корне отличающейся отмеshyханистической картины, решающим явилось шагом для построения новой картины природы.
Когдаона еще во многом от зависела религиии религиозно-мифологических представлений, картина мирабыла религиозно-философская, На ранних этапах развитияфилософии. Нападающих на идеалистов, Заблуждения материалистов, что ими опускалась такая вещь, в большинстве случаев заключались в том, как познание, понятие неотъемлемо входящее первоначально в парные понятиясубъект и объект, без которого спор попросту терял смысл, так как происходило произвольное дискутирующими вычленение сторонами рассматриваемых систем.