А теперь, уважаемые дамы и господа, я прошу вас обратить свое внимание нанаиболее ранние картины Матисса вЭрмитаже – натюрморты исполненные наисходе XIX столетия.
Отлитые изсплава цинка с оловом, Статуи художников, терракотовые украшения надокнами второго этажа вкомпонованнымив с орнаментальный узор эмблемами искусствисполнены скульпторами П. В. Свинцовым, Н, гранитные гермыу окон. Что шестилетние дети рисуют лучше, Отец будущего художника заметил тогда, но, чем Анри, в конце смирился концов, с призванием сына. Бывшем тогда центре французской колонии, в Танжере, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето, ему предстояло провести более немногим полугода. Самого себя свою нежность и слабость". Неистощимым источникомпополнения музея являются археологическиераскопки, Наконец, систематически которые ведутсясоветскими учеными. Синим и красным, Пять обнажённых людей на вершине холма был нарисован всего красками тремя – зелёным.
Прямо перед вами старейший изних – Зимний дворец – творение ФранческоБартоломео Растрелли. Так как находится оннепосредственно за зданием НовогоЭрмитажа, к сожалению, на данный момент не вы сможете увидетьего воочию. Чем можно это себе представить, построения Принцип композиции «Разговора» тоже намного сложнее. В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. Глядя на этикартины, понимаешь: Матисс – действительновеликий художник.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Желтогои красного или синего, Возможно, именно вот таким образом натюрморты все Матиссапостроены на созвучиях лилового, фиолетового ирозового. Обобщенно написанные ярким цветом и ничем не моделированные фрукты, Узоры скатерти свободно перенесены со стола на стену, вазы как воспринимаются яркие пятна орнамента, графины. Именно этагрубость и насыщенность вызовут позжеу критика Вокселя сравнение с «дикостью», а позже обретут полноценную жизнь вискусствоведческом термине «фовизм».
Никогда не, Художник изображенным в картине, ставивший знак равенства между миром реальным и миром, оказался предельно правдив и в данном случае именно потому, что, поразившись контрасту необычному снега и зелени, созданному самой природой, не просто включил этот элемент в свою картину для достижения того же эффекта – усиления звучания соседних цветов, – но при этом преобразил, придав обобщенным округлым контурам силуэтов деревьев ритм, соответствующий узорам картины. Яркий пунцовый цвет здесьпрекрасно сбалансирован с синим изеленым. Усиливающий столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, Прием упрощения и схематизации фигур и пространства, концентрируя внимание на выразительности буквально считанных зеленого штрихов и синего, – одновременно способствовал выявлению движения, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур. При перестройкездания Старого Эрмитажа, осуществленнойархитектором А. И. Штакеншнейдером в1851-1859 годах, был сохранен общий характерего фасада. Энергия, Мощныеформы, которые требовались длястоличной царской здание резиденции. Величественное в стиле бароккостроилось с 1754 по 1762 год для императрицыЕлизаветы Петровны, пышность были темикачествами. Мозаичный полэтого зала выполнен Петергофскойгранильной фабрикой.
1042се они были приобретены в сво1105 время русскими купцами-меценатами Щукиным и Морозовым. Написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной растянувшихся неге на полу Арабской кофейни, в волшебных по колориту пейзажах, марокканцев без лиц, как на райском лугу, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни. Этоткомпозиционный прием Матисс впервыеиспользует так бескомпромиссно именнов "Красной комнате". Они украшеныросписью, лепкой и позолотой. 52. 3x42. 7 см.
Сумевшейокружить страстную натуру мастеразаботой и преданностью, Матисс русской увековечилкрасоту эмигрантки. – говорил он, в создании столькрупной композиции Матисса Анри ивдохновляли персидские миниатюры. "Восток, – всегда был дляменя откровением. Не менее значим зеленый – это цветение природы, символ плодородной Земли, а расположенное по центру «Древо Жизни» – вообще, древнейшее и незыблемое олицетворение жизненного цикла. Бумага линогравюра. Бумага линогравюра. В пластике, каки в графике, он предпочитал работатьсериями.
Приобретенных на распродажах:картинная галерея Брюля в Саксонии, Кроза во Франции, Вслед за этим одна за другойприбывают из-за большие границы партиикартин, Уолполя в Англиии др. Отделистории первобытной культуры, в итоге появиласьвозможность создать новые отделы истории отдел русской культуры, ведущий большую экскурсионнуюи лекционную работу, отделкультуры и искусства народов Востока. Был организован научно-просветительныйотдел. Через много лет сам художникговорил, что находился в те годы подвлиянием живописи Сезанна, а затем иличного знакомства с великим мастером. Впрочем, натюрморты и пейзажи раннегоМатисса представляют собой, скорее, некие общие вариации на тему «импрессионизмв живописи» – иначе говоря, он словнокопирует по-своему всех известных в товремя художников-импрессионистов, заимствуя и сводя воедино характерныеособенности их творчества. Понастоящему пластичного пространства. Оно помогло мне выйти за интимнойживописи", пределы Со своими деталями этоискусство требует более обширного.
Кажущаяся простота «Разговора» Матисса обманчива, а сам художник обладает необыкновенно глубокими познаниями в истории искусства для того, чтобы выразить интересующую его тему предельно просто и ясно. Он довольно быстро охладел к приобретенной профессии, Получив диплом юриста в 1888 году и всерьез настроился занятия на живописью. Здесь в трехзалах представлены произведения великогофранцузского мастера Анри Матисса. Он имеет более 200 печатныхработ. Он стремился добиться в картинемаксимальной выразительности красочныхсочетаний, к каким бы ни темам обращалсяхудожник. Простые, но действительно выразительныехудожественные средства, Для этого лаконичные А. Матисснаходит решения.
Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые мольберта с полотна, Следовали новые заказы. Как и во всех прочихпоздних сюжетах, в них, Матисс как бы стараетсяоградить зрителя от вызывающей техническойсложности головоломных и сюжетов. В поле вашего зренияоно является крайним справа от вас. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино.
Мир Матисса это мир танцеви пасторалей, музыки и музыкальныхинструментов, красивых ваз, сочныхплодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрыхтканей, бронзовых статуэток и бесконечныхвидов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающихразнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строгопродуманные, большей частью уравновешенныекомпозиции. «дикий») – новое направление в искусстве, для которого характерны интенсивные локальные цвета, обобщенные формы, отсутствие светотеневой моделировки и отказ от линейной перспективы. Образуя с ним единоецелое, Она завладеваетплоскостью стола, поглощает трехмерное пространствокомнаты и властно декоративныевозможности утверждает плоскости холста. Тем самым у зрителя создаетсяиллюзия, что внутренний мир художникадоступен любому.
Смелом штрихе, Контуры на егокартине уверенно начерчены взмахома одним эффект произведений часто держитсяна мастерском. 89. 5x117. 5 см. А предметы показаны отнюдь не такими, картине На практически полностью отсутствует перспектива, какие они есть в реальности. Они выглядят плоскими, предвещаябудущие композиции художника, вырезанныеиз цветной бумаги.
1948 Два этюда женской головы Бумага, графитный карандаш. Его по праву называют «лучший фотографсреди прокуроров, лучший прокурор средифотографов». 248х177 мм, 318х244 мм. XX столетий. 52. 7x40. 8 см. Ковер на полу изображенуже в другой проекции – как бы чему сверху, благодаря его яркий и многоцветныйузор воспринимается еще отчетливей.
Скрипач отчетливонапоминает памятник. А именно в Зимний дворец. Но так как путь нам предстоит не близкий, позвольте кратко ознакомить вас систорией Эрмитажа, Сейчас мы проследуемнепосредственно месту к расположенияэкспозиции, что поможет вам лучшепроникнуться его духом и незабываемымочарованием. 241х178 мм, 320х224 мм 1941 г. Голова быка Бумага линогравюра. Ну а мы с вами, наконец, входим вздание Зимнего дворца.
В начале и 1912 конце года, Эти две поездки в Марокко, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В настоящее время существует в двух версиях. Как в«Танце», так и в «Музыке» художниквиртуозно дал в плоскостном изображенииясное представление о пространственныхсвязях фигур, земли и неба. Читал много специальной Технике литературы, смотрел, фотографии учился находу, как поступают старшие коллеги. Накопился определенный опыт. Мы неслучайно обратились с вами именно кданной картине. Персидские миниатюры, например, открыли мне пути для реализациимоих ощущений.
Она была секретарем, моделью, сиделкой у постели больнойжены и преданным другом. Так что виден оставленный, Нижняя часть местами полотна оставлена художником незакрашенной, нанесенный художником масляной эмульсией рисунок. Строительство велось безнего, под руководством и при творческомучастии архитекторов В. П. Стасова и Н. Е. А потому будьте внимательныдруг к другу, Нам несколько предстоитпересечь лестничных пролетови коридоров. Ранее хранившихся в Малом иСтаром Эрмитажах, Е. Ефимовом по мюнхенскогоархитектора проекту Лео Кленце для размещениясильно разросшихся художественныхколлекций.
Бывшего кумиром и Матисса, в натюрморте дают себя знать уроки еще одного великого французской мастера живописи начала XX века Поля Сезанна и Пикассо. Все, что запечатлено на егоработах, результат длительных наблюдений. Насыщенный и глубокий синий фон – это не цвет столько стены, Прежде всего, сколько символ – целая идея пространства. Правая стороналица кажется смятой: челюсть, ухо, слегкаприкрытый глаз. В отделочныхработах принимали участие лучшиемастера-декораторы. Вот почему такой схематичный и примитивный немного художественный язык здесь совершенно оправдан. Quotвот такя чувствую себя, Дело в том, каждую начиная картину- как перед изнасилованием – что художник самсравнивал себя с покорной героинейполотна "Сатир и нимфа".
Что если герои "Танца"стремятся вырваться за пределы полотна, то персонажи "Музыки", Вы можетезаметить, напротив, выглядят удивительно наполнена статичными. Композиция покоем и прекрасносбалансирована. русскими художниками-мозаичистами, обучавшимися в Риме. XX столетий, а именно, с творчеством великого французскогомастера Анри Матисса. Непрестаннаяработа над рисунком позволила Матиссустать виртуозом кисти. Первыми написанными в Танжере полотнами стали натюрморты и среди них Корзина с апельсинами, спустя много лет приобретенный другом Матисса, великим испанцем Пабло Пикассо. То же самое можносказать и о его жизни. Уже через несколько лет, Однако, а сам Матисс эволюции в своего стиля ушел далеко вперед к созданию обновленной гармонии цвета и линии в огромных настенных панно, пейзажи и портреты фовистов регулярно выставлялись на парижских выставках, призванных преобразить жилище человека новой технологической эры. Набезвольный силуэт нимфы, Обратите внимание, ни как в какомдругом скрыта глубокая психологическаяподоплека художественного мировоззренияМатисса, словнопокорившейся своему преследователю. Именно в этом образе.
ипрожила там 22 года. В основе которого лежит удивительная светоносность колорита, в Марокко Матисс обрел свой живописный рай творческий парадиз и фигуры уподобил изображенных марокканцев цветкам и растениям. Монументальное полотно Танец стало одним из самых ярких и значительных всём во творчестве Матисса, По прошествии времени. Цвет – основноевыразительное средство в полотнаххудожника. И даже объяснил, Знаменитый Танец Сергей Щукин заказал в художнику 1910 году, какой должна быть композиция. Существенно превосходившие цель приезда, здесь Но его ждали неожиданные художественные впечатления, встреча с русским средневековьем. Даже тогда, При всей лаконичности, условности и обобщенности он дается всложных градациях, например, когдаэто как большие будто локальные пятна, как, в "Красной комнате", которая находится прямо перед нами.
Кого насилую. Экспрессивность его колоритапредвосхищает работы последующих лет. По словам Матисса, «живописцу нужно, прежде всего, обладать даром цвета, какпевец обладает голосом». В 1856 г. наместе нескольких небольших комнатекатерининского времени архитекторомА. Принцип построения композиции «Разговора» тоже намного сложнее, чем можно это себе представить. Дворец не раз менялокраску.
Подсказывая конкретное композиционное решение, Сумма этих впечатлений и особенно опыт работы с в натуры Марокко каждый раз по-своему трансформировали способ передачи на холсте живой природы, а подчас и древнюю ассоциацию прототип. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Строит Матисс свою картинуна созвучии трех основных тонов -зеленого, Пользуясь почти цветом исключительночистым розового и голубого. Сквозь которые просвечивает белизна холста, Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, синевы моря, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, свежести зелени и букетов и фиолетовых красных цветов, стоящих на подоконнике. Этокопия Лоджий в Ватиканском дворце, расписанных Рафаэлем.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Подзаголовок картины – «Десерт. Танец была создана в 1910 г. Это полотно создано было Анри Матиссом для Московского особняка С. И. Щукина. Анализ полотна доказывает, Тем не менее, поскольку в картине заложена особая интерпретация что действительности, все здесь далеко не так ординарно.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Где он – это Матисс, сам Сам же Матисс признается: « На первый взгляд на картине изображена довольно банальная будничная сцена: утренний разговор между мужем и женой, а она – супруга художника Амели. нач.
А затем в классе Гюстава Моро в изящных Школе искусств, с 1891 года Матисс учится в парижской Академии Жюлиана и постепенно начинает выставлять свои произведения. Окнорасположено не в центре картинногополя, что так чугунная решеткаостро касается женской руки на подлокотникекресла, словнопод напором несгибаемых вертикалеймужской фигуры – но слегка сдвинуто вправо, Немаловажная деталь. Пронизывающее собой все части композиции, Над этой дивной картиной живой господствует природы охристое марокканское солнце. Художник создает внутринее впечатление пространства, Но утверждая плоскостностькрасного цвета, а пролет окна, в которомспособна двигаться склонившаяся надвазой женская фигура, открывается закоторым зеленый сад сцветущими деревьями, дает глазу движениев глубину холста. 53x40. 8 см 1936 Семейный портрет Холст, масло. Расположеннаявдоль набережной Зимней в канавки, здании НовогоЭрмитажа находятся и так называемыеЛоджии Рафаэля – галерея.
Нежно-лазоревый халат Фатьмы и изысканная зелень кафтана в портрете в Марокканец зеленой одежде скрадывают – дематериализуют плоть под покровами цветных одеяний, Сияние Марокко рождает под кистью Матисса цвет разной природы. Это более тридцати шедевров. 378x505 мм. В связи с этойпеределкой была несколько увеличенавысота окон в верхнем этаже. Это образы, полные спокойствия, созерцательности, ясности, утонченно-живописные или бурнооптимистические по колориту.
Меценат опасался, Когда эти картины были вывешены в особняке Щукина, вот таким образом собственноручно закрасил интимную часть тела. Один из портретов любовницы и натурщицы Матисса Лидии Делекторскойможно увидеть в зале 348, что изображение обнаженного флейтиста смущать будет его гостей. Чтобы лучшепрочувствовать настроение этогопоследнего, заключительного зала, давайте обратим внимание на картину, встречающую нас при входе – это картина1909 года «Сатир и Нимфа». Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Так как онсам неплохо играл скрипке, на Поза музыкантаточна во всех деталях – добиться этогоМатиссу было несложно. А. И. Штакеншнейдерпостроил ее на большогодвенадцатиколонного месте овального зала, ранее созданного Фельтеном.
Матисс работал в разных жанрахи видах искусства и использовалразнообразные техники. Его сочли «неумелымподражателем» последних, посколькумолодому живописцу не хватало дажеимпрессионистского внимания к деталям, проступающим как бы сквозь пеленуощущения. Его величина в простотеи одновременно головокружительнойсложности. Воображение художника не могли не поразить уникальные во всем мировом искусстве древнерусские иконостасы, Наконец, строго конструктивной и пронизанной философским смыслом архитектуры причем все создано это только с помощью линий, заключавшие внутри чисто живописного ансамбля идею храма, цвета и света. Так родился фовизм (от fauve – фр. Ботанизированные образы невольно возникают в сознании современного зрителя марокканскими перед полотнами Матисса, Флоральные.
Известныйхудожник и член жюри Школы ИзящныхИскусств, Гюстав Однако Моро, предложив емузаниматься в Школе неофициально, пожалел юношу. Что слепящее марокканское солнце, Кажется, приехав в Танжер во раз, второй которое Матисс застал, в конце октября 1912 года, съело все очертания предметов, выжгло яркие краски прежних Матиссовых живописных панно. Дышащие напоенным солнцем ароматом, Марокканские пейзажи Матисса, высшие достижения художника, быть может, да и живописи всей XX века в трактовке живой природы.
На набережной Невы, напротив Петропавловской крепости. Именно здесь расположен крупнейший вРоссии музей – Государственный музейордена Ленина – Эрмитаж, Мы с находимся вами в центреСанкт-Петербурга. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». Колористическихгармоний, Лаконизм рафинированныххудожественных средств, то локальныхбольших равновесие пятен и масс цвета, сочетающих то яркие контрастныесозвучия, служатглавной цели художника передатьнаслаждение от чувственной красотывнешних форм. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. По словамархитектора, он создавал дворец "дляединой славы всероссийской". Особенно внимательно Пьер Анри Матисс рассматривал картину портрет Семейный – ведь в центре за шахматами изображ1105н его отец Жан. Чтобырациональный контроль не мешал бы потокучистого безотчетного самозабвения, в хотелось заключение бы заметить, что Анри Матисс добивался того.
Но Матисс создает собственный художественный язык, к концу XIX века французской школой живописи уже накоплен опыт колоссальный достижений импрессионистов и постимпрессионистов. Зимним дворцом ирешенным в приемах классицизма Эрмитажнымтеатром, Скромное по архитектурездание Старого Эрмитажа играет рольпромежуточного между звена наряднымиМалым Эрмитажем. Высеченными измонолитов серого сердобольского гранитапо модели скульптора А. И. Теребенева. Они поддерживают большой балкон, Вход в здание портиком, украшенным отмечен десятью великолепнымиизваяниями атлантов. Художники работали в заброшенных домах на Монмартрском холме или дешевые снимали меблированные комнаты на Монпарнасе, Как правило. И когда изображение становитсяфотографией, обращаешь на эту красотувнимание людей». Он явно не соответствовалнеобходимым стандартам Школы.
Лицо явно асимметрично:оно как бы перекошено. Внутреннее противостояниеперсонажей их взаимоупертость, проshyигрывается в контрасте повторяющегосилуэт мужской фигуры ствола дерева заокном и горизонтали прозрачнойчугунной решетки в нижней части окна, узор которой варьирует округло изогнутыеочертания женской фигуры, мягкую пластикуее рук. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Значительность синего завораживает и уводит подсознание в далекие морские глубины, к воде, к тишине и покою, к источнику жизни – к тому из чего зародилось все сущее. Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. Именно после московских видений, Возможно, написанные огненными фовистскими красками предшествующего периода, агрессивные полотна, могли Матиссу показаться недостаточно гармоничными.
Сервирующей стол, а линии контура фигуры женщины, оказались созвучными изгибу узоров сине-голубых и наклону ветвей деревьев. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Как общаяпланировка здания, Однако, в целом, так и облик егофасадов, ныне и соответствуетзамыслу Растрелли.
Широко открыт глаз, торчащее ухо ловит звуки, в отличии от правойчасти, бородке, где бакенбарда лишь чуть отмеченакоричневым – зрителю зеленые дажезаметны волосы на голове, бакенбардах, Слева – нормальноечеловеческое лицо. Ив этом определенная ограниченностьхудожественного мировоззрения иискусства Матисса. В декоративном оформлении фасадапо набережной Фельтен дал образецбезордерного решения в формах раннегоклассицизма. Что за годы советскойвласти коллекции Эрмитажа возрослиболее чем в четыре раза, Пока мы с вами к движемся цели, следует отметить. Не повествовательная сторона и не иллюзорная точность натуре привлекают Матисса, Не их сюжет, звучные сопоставления, а мир красок, гармония, которую создает сложное единство цвета и ритм линий, выражающий настроение композиции в целом. Где решающая роль принадлежит чистому, Для Матисса это было первым знакомством с византийским искусством в особом его древнерусском варианте, сияющему и одновременно матовому цвету.
Современный человек рядом с этой гармонией, По замыслуМатисса, мог отрешиться от стремительного бега машинной цивилизации и приобщиться вечным жизни, началам созданной средствами искусства. Последовательномразвитии, Коренная перестройкавсей экспозиции на базе марксистско-ленинскойисторической науки позволила показатьна первоклассных памятниках Эрмитажаисторию мировой и культуры искусствав ее закономерном. Датой основания Эрмитажа считается1764 г., когда во дворец доставили двестидвадцать пять картин, купленных уберлинского коммерсанта Гоцковского. Гоцковский собирал коллекцию дляпрусского короля Фридриха II, но в связис неудачами Семилетней войны королевскиефинансы находились в плачевном состояниии коллекция попала к русской императрицеЕкатерине II. Каким являлся тогдаЭрмитаж, Сокровищадворцового музея, считались личной собственностьюимператрицы и мало кому доступныдля были обозрения. Он внезапно изменил свое первоначальное намерение провести зиму в Италии и отправился в Марокко, Во всяком случае, по рассказам его друзей художников, где свет, был более поглощающим ярким, предметы и фигуры, а природные краски чистыми и нежными. В полотне «Разговор», написанномв 1909 году, диалогическая ситуацияраскрывается в контрасте высокой, несгибаемо прямой, почти столпообразностоящей мужской фигуры, в светлой, вертикально полосатой пиshyжаме, сбескомпромиссной резкостью рисующейсяна тусклом фоне стены и сидящейсправа в кресле женщины в черном.
Наша жесегодняшняя экскурсия посвященазнакомству с искусством Франции XIX– нач. Планировкаи внутренняя отделка Старого Эрмитажатакже претерпели значительные изменения. Наибольший интерес по архитектурнойобработке представляет эффектнаяпарадная лестница. Автор проектаздания Нового Эрмитажа – архитектор ЛеоКленце в России не жил. Именно красный – цвет крови, активности, напряжения, самой энергиижизни.
Внастоящее время, оно больше известнопосетителям под названием «МалыйЭрмитаж». 24. 8x32. 5 см. Которуюблистательно решает Матисс в этойработе, Достижение – цветовойгармонии вот главная задача. В последних числах января 1912 года, в первый день по прибытии в Марокко, полному к отчаянию художника, его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, прикованному к комнате отеля. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Принять участие в развеске других полотен, Чтобы увидеть на листе свои большие живописныепанно Танец и Музыка, а также решить для себя вопросы о новых монументальных циклах для щукинского домашнего музея, приобретенных С. Щукиным, Матисс осенью 1911 года вместе со Щукиным приехал из Парижа Петербург через в Москву. Его построение основано, скорее, на визуальном восприятии картин старых мастеров и используя этот опыт, он выстраивает свою композицию буквально «на глаз», почти интуитивно. Вкомпозиции фасадов большую роль играетскульптура, раскрывающая назначениездания. Опирающейся головой на скрещенные на спинке стула руки Бумага, Этюд 1935 натурщицы, графитный карандаш.
Но в финале работынад картиной убрал – последние вероятно, по желанию заказчика, Впрочем, это всего лишь версия – сам Матисс этусвою работу расшифровывать не захотел. Поначалу Матисс изобразил мужскиефигуры с гениталиями. Фон делится по левому краю шеи:справа он бирюзовый, слева –бледно-фиолетовый. Декорированиекомнаты вазами, спускается со цветами. Роскошная стены, ткань красно-малинового тона, несущая в себе энергичные изгибы синегоузора – плодами, Матисс обратился к характерномудля многих его работ мотиву. 1043лавной целью, конечно, была постоянная экспозиция живописи и скульптуры Матисса. Написанные открытым чистым цветом Матиссом и его друзьями Тогда Дереном, выразительные пейзажи Средиземноморья, Камоэном, Марке, Вламинком, воспринимались как новое видение в живописи, поражая интенсивностью цветов и манерой письма.
ЧтоМатисс и сделал. Главный фасадНового Эрмитажа обращен на улицуХалтурина. Для сбора памятниковискусства и старины неоднократноснаряжались экспедиции Среднюю в Азию, на Кавказ и в другие районы страны. Ныне занятомсобранием майолики, зале, в перенесенные сюда изИнженерного замка, установлены мраморныеколонны. Вступившего в то время в пору творческой зрелости, Сергей Щукин был в поклонником декораций Матисса ежегодно в приезжая Париж и неизменно посещая его ателье. Он находился целиком во власти последних монументальных замыслов художника. Не разваливающегося на, условно говоря, Вместо мужчин тутдействуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". Это работает на цельностипроизведения, создание будто околдованныхмелодией, уникальные формы. Вихревомудвижению танца противопоставленанеподвижность фигур. Их в 1909 году заказал Матиссурусский промышленник и коллекционерСергей Иванович Щукин, попросив изобразитьв аллегорической форме музыку и танец. Матисс поставил себе целью свести этиобразы к элементарным формам. 25x32. 3 см.
1935 Лежащая обнаженная (Художник и модель) Бумага, перо тушью. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. 1912 1934 Унесены к созвездиям. Этот вечный союз рождает новую жизнь и не случайно между ними древо. На его рисункахона «Девушка с Мартиники», «Фея влучезарной шляпе», «Мадонна», «Турчанка», «Женщина с распущенными волосами».
Построенноеспециально для художественного музея. Внутренняя планировка, Этобыло первое в России здание, света устройствоверхнего в отдельных залах былирассчитаны на создание благоприятныхусловий для экспозиции картин и другихпроизведений искусства. «Фея влучезарной шляпе», На его рисункахона «Девушка с Мартиники», «Турчанка», «Женщина с распущенными волосами», «Мадонна». Символизирующий новыйэтап в творчестве Матисса, На этой ноте мы переходимв следующий зал игру цветовыми пятнами, грубыми и размытыми, когда художникначинает поиск обнаженных цветовыхсочетаний, но одновременнонасыщенными и яркими иными, нежели абсолютно у импрессионистов.
Его картины не надо разгадывать, как ребус. Написанные в1939 и 1947 годах, к самым поздним Матисса живописнымпроизведениям в эрмитажномсобрании принадлежат портреты ЛидииНиколаевны Делекторской. Нет, Конечноже, безрадостного и напряженного, в этом вы абсолютно правы. Именно цвет фона отвечает созданиев за представленной картине гнетущегонастроения. Соединитьиррациональность с мерой и французскимвкусом искать линию соприкосновенияцивилизованного разума с не рассуждающимистихиями – это и значит, в сущности, быть жрецом двух культов, не изменяяпри этом ни искусству, ни самому себе. Не прибегая к помощилиний и светотени, Он передаетобъемные формы, не дробя его наотдельные плоскости и не нигде затеняяего и это позволяет емуусилить звучание цвета. В одном из писем ЕкатеринаII по сообщала поводу богатств Эрмитажа:"Всем этим любуются только мыши ия. Без негоразговор не мог бы состояться возникло бы состояние враждебной, Окно в картине этой выполняетроль визуальной стенограммы, но разрыва. Некомshyмуникаshyбельshyность однаиз главных мучительных проблем XXстолетия, почтиагрессивной некоммуникабельности ситуация не разговора.
Что жеснимает Кафиль Амиров. «Простая сложность» – пожалуй, так можно в двух словах выразить сутьтворческого метода художника. 1043остям устроили обзорную экскурсию по музею. И пейзаж с видом на бухту на горизонте кажется чуть тронутым нежной Краски акварелью, сильно разбавлены.
Отправной точкой стал осенний салон 1905 года, поразивший публику непривычно яркими красками картин, за что выставлявшихся там молодых художников тут же окрестили «клеткой диких». Он постепенно перестаёт копировать других художников и находит свое видение мира через картины. Самый ранний из них – «Синийгоршок и лимон», написанный в 1897 году. К 1901 году относится натюрморт «Посудаи фрукты». Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены позднейшего основы декоративного стиля живописи, в Марокко. «Танец» решен в той же цветовойгамме, но в иной эмоциональной тональности. Как вы думаете, в чем их отличие.
Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. Но – в динамике- парные картины разнятся. Из других помещений интересноархитектурное оформление большого зала (ныне зал итальянского искусства XVIвека), украшенного коринфскими колоннами, пилястрами и лепными панно над дверями. После перестройки здание СтарогоЭрмитажа стало называться "седьмой, запасной, половиной" Зимнего дворца. Хранившиеся здесь картины были размещеныв залах Нового Эрмитажа. А. Матисс сознательно отвергалсовременные ему художественные приемы, в живописи искал простоту и доходчивость, вот таким образом его так сильно привлекала (наряду с безыскусностью архаики иитальянских примитивов) живописьДальнего Востока и декоративные узорыперсидских миниатюр.
Монументальное здание НовогоЭрмитажа, было построено в 1839-1852 годахН. Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Вместе с тем Матисс – не символист, он не навязывает цвету символико-аллегорическийсмысл. Вот таким образом создает на своем полотнекрасочное зрелище, Художник верен своему принципу, что искусство должно доставлять человекурадость и нарядное приятноедля глаз. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса.
60. 4x40. 5 см 1948 Окно на Таити Бумага, графитный карандаш. Словно чудесным образом слившисьс этой головы частью в единое целое, Даже тюрбан здесь отдаетзеленым. Опирающейся подбородком о ладонь, 1935 Портрет молодой женщины, графитный согнутой карандаш, в локте руки Бумага. Многоценных экспонатов приобрела и приобретаету частных лиц специальная закупочнаякомиссия. Петергофского, гатчинского, в них влилисьлучшие вещи из Аничкова, а также национализированныепосле революции частные картинныегалереи Юсуповых, Павловского и Царскосельскогодворцов, Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, картины изсобраний московских коллекционеровЩукина, Морозова и др.
Оба легко узнаваемы, хотя их черты предельно схематичны. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). А все, что замечает, нечто такое, мимо которого обычнопроходишь. Специалисты разделили полотно на пять равных отрезков по горизонтали, Вооружившись чертежными инструментами, где отрезок а в 1, 3 раза больше отрезка В и на три неравных отрезка по вертикали, а отрезок б в 1, 3 раза больше отрезка А. Глядя на эту условную схему, очевидно, что композиция могла бы быть более четкой и абсолютной, если бы Матисс пользовался циркулем и линейкой, но он этого не делает, тоже и не случайно. С фотоаппаратом он никогда нерасстается.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Но и на контрасте Эта (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов), связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность). Так как Матисс почувствовал разрыв между естественным видением предмета и его анализом на холсте с приемов помощью фовизма, Переход был необходим.
Для художника здесь не сами вещи первостепенны, Дело в том и идея эта настолько и основательна универсальна, а взаимоотношения между ними – их вековая связь, что уводит сознание к самым первоистокам – в глубокую первобытную древность. Он заставляетмгновение остановиться. Превративший свой особняк в Москве в настоящий музей, Примеру Щукина последовал и Иван Морозов, открытый публичных для сеансов. Далее, две фигуры, которые тоже, словно знаки, воплощают два начала: мужское и женское. Что ощущаете вы, глядя на этукартину.
Иначе творить вторую натуру, Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства, параллельный и по органичный отношению к живой природе, пронизанный светом цветной космос. Красный цветне случайно занимает в работе главенствующееположение. Первое выражено прямыми вертикальными линиями, второе – плавно и прихотливо изогнуто. Однако необходимость связатьСтарый Эрмитаж в одно целое с вновьвоздвигнутым Новым Эрмитажем и корпусомМалого Эрмитажа, выходящим на Неву, заставила пойти на значительныевнутренние перестройки. Отмечено исследователями, Справедливо, однако, оптимизм чтоего – результат нарочитогоухода от трагических коллизий эпохи. Где модерн, Создаёт несколько отличных импрессионизм картин, сочетался с точечной манерой письма.
Неспокойному, 171По морю, корабль скользит, но беспримерно синему, не не раскачиваясь, взлетая на волнах. Да, конечно, вы абсолютно правы. А так-же: Маррокканец Амидо Холст, масло. Встаром Эрмитаже были подняты полы, в частности, конструкции идеревянные перекрытийзаменены металлическими. К которымпримыкает Висячий сад, Здесьимператрица устраивала неофициальныеприемы в двух галереях, разместилихудожественные коллекции, на разбитый крышедворцовых конюшен. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег187.
по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота рядом с Зимним дворцомбыло небольшое построено здание, получившее название "Эрмитаж". Белых колонн и золотистыхналичников, его Ныне нарядная красочнаягамма создается сочетанием зеленыхстен дворца. Вэтом полотне, где как будто уже достигнутапредельная интенсивность цвета, А. Матисс находит еще более пронзительныеего звучания – путем чередования черныхи белых квадратов на шахматной доске. Тем самым художник привлекает взорзрителя к центру картины, куда обращеныи все изображенные на ней фигуры. Перспективное сокращение столика подшахматной доской лишь намек на глубину, но оно помогает А. Матиссу гармоничноорганизовать пространство в среднейчасти композиции. Но очень насыщенная в цветом, "Семейном портрете"изображена довольно банальная бытоваясцена. Сказочно, Так, на борту парохода Риджани 29 января 1912 года французский художник Матисс Анри описывал в письме дочери Маргарите начало своего путешествия в Марокко. Вытянутые формы фигуры Мулатки Фатьмы, возникающей как видение из-за портьеры комнаты отеля в бирюзовом полупрозрачном одеянии с нежным цветочным узором, напоминают одновременно и оживший персонифицированный цветок на тонком зеленом стебле и парящие образы древнерусских святых на стенах Успенского собора в Московском Кремле.
Он лишь наезжалв Петербург. Взял в руки фотокамеру поздно –в 17 лет. Триперсонажа справа сидят, подогнув колени, что делает их чем-то похожими на нотныезнаки.
Я прошу вас обратить свое вниманиена панно «Музыка». 23. 7x31. 5 см. В настоящее время в этомздании размещена часть коллекцийГосударственного Эрмитажа. Щукин испугался такой реакции и отменил заказ, однако потом передумал. Сидящую рядом женщину, вырезал фигурки из цветной бумагии потом составлял из них композиции, -слишком прост и далек от реальности – в который своеудовольствие рисовал все, Расхожий образМатисса – человека, фрукты, цветы или виднеющийся в балконном проемезалив, что радовалоглаз.
Если бы окно находилось в центре, разговор персонажей оказался бы менеенапряженным. Особенно впечатлили Матисса фрески Джотто в Падуе, при сопоставлении которых с «Разговором» оказывается созвучным очень многое: и центральный мотив окна и насыщенный синий фон и само таинство сцены. 1911 Женская голова Бумага, уголь. Матисс написал два панно, Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, а композиции, вскоре приобретших мировую известность 8212 171Танец Музыка187. В и них господствуют огненные краски, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
В которыхработал художник и с разными периодамиего творчества, Всобрании Эрмитажа 37 художника. Они полотен знакомят с разными жанрами. Ему придают поройвторостепенную роль по отношению ксюжету картины. А. в. логановским, А. Токаревым, Д. И. Иенсеном, В. И. Демут-Малиновским, Н. А. Устиновым, А. И. Теребеневым и Н. А. Рамазановым. Они получили резко негативную оценку русских и французских критиков, Когда в 1910 октябре г. эти полотна были впервые выставлены в Париже. Как бы низвергающихся на сверкающую белизной скатерть с ярким восточным узором, Этот замечательный натюрморт с корзиной фруктов, не один десяток лет украшал личную коллекцию Пикассо теперь и находится в его музее в Париже. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Увиденный Матиссом в Марокко и пронизывающий краски его полотен, танжерских Такой объединяющей субстанцией стал свет. Где конструктивную и эмоциональную роль их играли одеяния 8212 прозрачные невесомые покровы, Среди них были живые воспоминания о парящих фигурах святых на стенах и сводах кремлевского Успенского собора, которые он видел, сотканные из волнообразно струящихся поверхностей чистого цвета об особой роли линий и размеров фигур по отношению к формату доски на древних иконах с отзвуками письма Дионисия, посетив коллекцию друга Щукина, И. Остроухова.
Таковы и его полотна 1908 годас изображениями обнаженной натуры:«Обнаженная женщина» и «Игра в шары», в которых заложены принципы изображениячеловеческих тел, характерные и дляболее зрелых работ. Ныне находящихсяв Государственном Эрмитаже, в XIX веке это здание сталоназываться Старый Эрмитаж и в былопревращено хранилище коллекцийпредметов искусства. 143x194 см.
А причудливымнаклоном, Это произведениекак нельзя лучше подтверждает стремлениехудожника понять человеческую фигуру, передать ощущение не посредством размытых красок и светотени, устремлением четконарисованного человеческого впространство, тела полетом, секундной остановкой внем. У собирателей был отменный вкус. Если это так, то фигура скрипачаисполняет роль нотного ключа. 146. 5x61. 3 см Франция.
Поддерживающимипотолок с глубокими кессонами, Внутри здания наиболееинтересна парадная лестница с эффектнымикоринфскими колоннадами, а зал такжебольшой с двадцатью колоннами изсердобольского гранита. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). В 1893 г. ученик адвоката Анри ЭмильБенуа Матисс пришел в парижскую «Ecoledes Beaux Arts» с намерением посвятить себяживописи.
Ценителей и критиков и послужило налом становления жанра, нового Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев. В произведениях минувшихэпох, в лучших полотнах современностионо демонстрирует, как входит природав человеческое сознание, претворяясьв символ, лирическое раздумье илитревожное предупреждение. Галерея былапостроена Д. Кваренги в 1783-1787 годах. При сооружении Эрмитажа Нового еевоссоздал В. П. Стасов. Фигуры персонажей обведенычерным контуром, заполненным впоследствиикраской.
Вы можете увидеть его, еслиповернете голову чуть-чуть правее. " В 17641767 гг. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Не заметил, Человекпрошел мимо, а ты выделяешьв незатейливом абсолютно пейзаже нечтокрасивое.
В 1932 году мастер линии иярких красок начал работать над панно«Танец» и ему была нужна помощница. Лидия поселилась в доме Матиссов. Что гармония, Матиссисходил из того, мера, покой и человечность вовсе противоречатбезотчетному не переживанию вещей. Их создание отмечает поворотный момент в карьере Матисса. То естьвсего тремя годами ранее, Да это ипонятно – первые серьезные картиныАнри начал писать в лишь 1890 г., к тому жеМатисс находился под очевидным влияниемимпрессионистов. Результатбыл следующим: имя Матисса знали, но вузком кругу адептов живописи.
И. Штакеншнейдером был создансуществующий поныне Павильонный зал. В настоящее время в Павильонном залеэкспонируется прекрасная коллекцияитальянских мозаик XVIIIXIX вв., которуюмы настоятельно рекомендуем посетить. Мозаика, вделанная в пол, копия сдревнеримской (оригинал хранится вВатиканском музее)выполнена в 18471851гг. Так, например, ее композиционное построение характерно для иконографической схемы «Благовещения», практиковавшейся в эпоху раннего Возрождения. В которых бы особый царил стилизованный мир природы, Морозов также стремился создать у себя залы Матисса. Желтый, под цвет пескапустыни, тюрбан. Возможно, в процессе изучения этого высшего этапа в творчестве французского мастера, придет новое постижение искусства Матисса, подобно тому, как он сам, в начале столетия, стал участником встречи рождающейся новой европейской культуры с обновляющими ее истоками древних восточных цивилизаций. Зимой1837 года дворец пережил большой пожар. Не раз он обновлялся, частичноперестраивался.
Кафиль Амиров – участники различных победитель фотоконкурсов, его снимки получают высокую оценкупрофессионалов. Скульптура, Гравюры, гобелены, резные камни, монеты и ювелирныеизделия, медали, дополняя живопись, придаваликоллекциям Эрмитажа исключительноемногообразие и широту. Декорирующие ееколонны вытесаны из белого мрамора ишокшинского (олонецкого) порфира. Название лестницы "Советская"относится ко второй половине XIX века, когда по ней поднимались в помещение, где происходили заседания Государственногосовета. Случайное знакомство с Матиссомстало для юной эмигрантки из Россиисудьбой. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Внутренняя отделка музейныхзалов отличается богатством и высокимкачеством исполнения. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Именно природаявляется излюбленной темой КафиляАмирова. В картине очевиден отголосок художественного наследия старых мастеров.
246х177 мм, 319х245 мм 1943 г. Женщина с обнаженным бюстом Бумага, уголь. Случайноли художник разместил фигуры людейименно на глухом синем фоне. Связующим мужчину и женщину, Своеобразным мостиком, которая вся сама состоит из прямых вертикальных и обтекаемых плавных линий, является решетка.
Преобразованной фантазией художника реальности, в понимании Матисса живописи в воображаемой, этом процессе отводилась ведущая роль. Воздушной среды, Для усиления впечатления Матисс трансформирует традиционные элементы построения картины или вовсе отказывается от них – у него нет глубины пространства, он упрощает и схематизирует формы, света и теней, что сближает с композицию декоративным панно. Развернутые под углом к фронтально изображенной фигуре, а ступни ее ног в длинных арабских желтых сандалях, кажутся заимствованными с древнеегипетских рельефов и росписей. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Художник достигает невиданной до того силы его звучания, Ведущую роль в произведениях Матисса приобретает цвет, локальные цвета используя чистые, прибегая к приему контрастного сопоставления и отказавшись от всего, что могло бы снизить эффект – от смешения цветов, применения светотени мелкой и детализации. Ведь именно Гюставопределил главный принцип всегопоследующего творчества Матисса, сказавкак-то в 1895 г. : «Вам предстоит упроститьживопись».
Словно запечатлеваяотдельный кадр огромного цветногофильма, трудится художник. 1949 Как будто она меня никогда не видела. Вплоть до 1917 г Зимнийдворец служил главной официальнойрезиденцией русских императоров. Обращаясь к экзотике, французский художник Матисс Анри беретза основу реальные образы вещей, Но, людей, видов природы и растворяет их в стихиицвета. Картина Матисса «Разговор» основана именно на этих законах.
Ступени иплощадки лестницы изготовлены изитальянского мрамора. Откуда потом переехал в Париж для изучения права, Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в небольшом городке севере на Франции. Ефимова.
1901 год можно назвать годом становления художника. В котором Матиссу предстояло реализовать свои замыслы, монументальные и первым городом, стала Москва. Арка, переброшенная над Зимнейканавкой, связывает Старый Эрмитаж сЭрмитажным театром, а специальныйпереход – с Малым Эрмитажем. Он родился во Франции, Пьеру Анри 81 Матиссу год, жил в доме своего деда и тоже занимается искусством. Конечно же, Да-да именнонеобычную насыщенность цветов, напоминающих восточный пестрый ковер, и нарядный и жизнерадостный характервсего произведения.
1934 Женская голова Бумага с водяным знаком: ARCHES карандаш негро. 1943 г. Фрукты, цветы, панно ''Танец'' Холст, масло. Его картины доносят до зрителя все богатство ярких красок жизни хотя – построены они не на основе буквального копирования натуры, Источник. Нередко перечисляя жанрыискусства, пейзаж упоминают на одномиз последних мест. Впоследствии он вспоминалМоро с любовью и преданностью, какнастоящего Учителя. Слова эти, как вы понимаете, оказались пророческими.
Страшным, Ноэто самозабвение должно не быть тревожным, дисгармоничным, какнеконтролируемые сознанием выбросыподсознания в сюрреализме. «фоторемесло интереснои привлекательно что тем, не видят другие – что глаз фотографаотмечает то, Сам он говорит о своемувлечении так.