И герои произведений Гёте и Тут сцена из дантовского ада изображенные в моменты острых переживаний, Шекспира и Байрона. Сведенная к физической чувственности, Жизнь, бездуховными сделала созданиями, этих женщин одинаково апатичными. Делакруа окружил ложе царя фигурами прекрасных рабынь, которых Сарданапал приказал зарезать, «чтобы после него не осталось на земле ничего из того, что услаждало его при жизни». Пронизанные ярким солнцем, с жадностью и рисовал писал Делакруа пейзажи, напоминающих античные одеяния, мужчин в широких развевающихся на ветру бурнусах изящных восточных женщин. Провозглашающая королем Луи-Филиппа" или полотно О. Берне Орлеанский, "Герцог к числу таких произведений можно отнести картину Фонтена "Гвардия, покидающий Пале-Рояль".
А в 1854 – Львиная охота в Марокко, в 1834 появляются Алжирские женщины, по-прежнему обнаруживающая у интерес художника к ориенталистике. Вот что пишет один из исследователей творчества художника об этой работе: «Как языки пламени изгибаются тела загнанных и яростно сопротивляющихся зверей, разинутая львиная пасть обдает горячим дыханием, – кажется, что слышишь предсмертный рев хищников и чувствуешь их терпкий, жаркий запах». «История живописи в Италии» (1817) Стендаля, Их принципы творческие находят яркое выражение в книгах «Расин и Шекспир», в предисловии к «Кромвелю» (1827) Гюго. Одна из первых его картин «Ладья Данте» была выставлена на Парижском Салоне в 1822 году.
Главой французского романтизма в живопиshyси суждено было стать Эжену Делакруа (1798 – 1863). Громадная работа предшествовала созданию картины, множество этюдов было написано с натуры. Мидия восстала и мидяне осадили Ниневию. Шарль Бодлер сказал что романтизм – это прежде всего эмоциональный строй. Он являет более развитую и более программно-последовательную фазу утверждения этого метода и хотя он обладает своими специфическими художественно-идейными границами и обусловленной исторически эстетической ограниченностью.
С этого времени Делакруа становится известен как исторический художник-романтик. Многие уже давно привыкли видеть в этой картине "Марсельезу французской живописи", же Подлинное значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием – неофициальным. В последние годы художник жизни председательствовал в жюри всевозможных выставок и салонов. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д8217Арколь".
Делакруа работал также в области психологического портрета (Фредерик Шопен, 1838, Лувр, Париж) и монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже, 1833–1847 зала Мира в Парижской ратуше, около 1851–1853, не сохранились). Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фринами» используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела. Но искусствовед Е. Кожина считала, Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, не имеющим ничего общего с тем полотном, что он так и остался просто наброском, которое написал Делакруа впоследствии. Которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам, полная Это сил и воодушевления Свобода. Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности («Казнь дожа Марино Фальеро», «Смерть Сарданапала»).
Рядом с ней студент, которому художник придал свои черты и уличный мальчишка. Одна из центральных фигур искусства 19 в. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) становится убежденным и упорным вождем классицизма. Образы ее глубоко типичны.
Взметнувшееся высоко вверх, ее в руке трехцветное республиканское знамя, как символ грядущих побед. Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине. Как стихийная народная волна, Революция, как грандиозный порыв народный для этих мастеров как будто вообще не существует. Но самая знаменитая работа Делакруа связана с историей родной страны. Там в этом художественном течении отразилось глубокое разочаshyрование в результатах французской революции, протест против буржуазной действительности, разбившей мечту о «царстве разума и свободы», о котором говорили просветители XVIII в. Французский романтизм сложился в начале 1820-х годов, накануне нового революционного подъема. Непосредственно отображающего основные социальные противоречия эпохи, Именно для 19 в. характерно утверждение искусства, реалистического обращающегося к изображению конкретных проявлений этих противоречий.
Литераторов, Портреты деятелей искусства, над чем трудится художник в гг, 1830-е а также литографии – то. Заполняющей глубину картины, толпы, Напор которое неизбежно должно прорваться, образует все нарастающее внутреннее давление. Германия не знала такого революционного могучего подъема, Расколотая на отдельные феодальные государства, котоshyрый пережила Франция. Сарданапал не умел бороться и не хотел сдаться. Несомненно, Это, но их эту обобщенность Делакруа доводит до символов, яркие и достоверные образы. Не менее великолепно Делакруа проиллюстрирует в 1834-43 гг.
Передающих обнаженное тело и складки одежд, Разнообразие и богатство фактурных приемов, мягкость рассекающих воздух крыльев гения металл победы, кольчуги и трепетность развевающихся волос, зовущего за собой народ, все это гармонично сочетается с торжественной гладью арки. Она была написана в то время, когда французская армия начинала свой поход в Россию. Политика мало интересовала его, вот таким образом он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д8217Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Кто-то гребет, пытаясь не дать лодке перевернуться. В 1827 г. написана картина.
Общаясь только с близкими друзьями, в последние годы художник предпочитал уединение, Фредерик среди Шопен, которых были Проспер Мериме, Жорж Санд. В героико-монументальном плане исполнена и самая значительная из картин Жерико, выдающееся произведение реалистического французского искусства «Плот «Медузы» (1818-1819, Париж, Лувр). К острому выражению конкретных жизненных наблюдений стремится он в полной динамики картине «Скачки в Эпсоме» (1821, Париж, Лувр), передающей и стремительное движение коней и азарт скачек. Quot8230следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи Происходило сюжета, это потому – что Делакруа считал.
Делакруа, как правило, предпочитал брать за основу своих полотен драматические сюжеты. Которая отчетливо ощущается уже них, в И аллегоричность эта, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. На картине мы не видим огня, но ее колорит насыщен тонами пламени и крови. С этого времени Делакруа стал известен как исторический художник-романтик.
Модель либо вульгарна, модель Живая никогда не соответствует точно тому образу, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, либо неполноценна, что все приходится менять" – который мы хотим передать. С которыми переданы переживания действующих лиц при этом какая сдержанность, – Удивительны у столь молодого художника и мастерство правдивость. И ему удалось создать убедительный образ народа, Всеми своими помыслами Делакруа был вместе с восставшими, верой в торжество справедливости, воодушевленного идеями свободы. Творчество художника проникнуто страстным пафосом борьбы за свободу, в силу и революционного энергию народа. Она стала подлинным символом борьбы за свободу центре народа. В картины с трехцветным республиканским знаменем в руках устремилась вперед молодая прекрасная женщина в красной фригийской шапочке на развевающихся волосах.
Особенно после поездки в Марокко в 1832 г. Кроме того, Увлекался экзотическими отмеченных мотивами, особой одухотворённостью, он вошёл в историю живописи как автор портретов. Но он дает им роли, символические Его увлекают яркие человеческие характеры, в которых не могут полностью проявиться их живые личные черты. Художник предпочитал сюжеты исполненные драматизма и внутренней напряженности (Казнь дожа Марино Фальеро, 1826, собрание Уоллес, Лондон Смерть Сарданапала, 1827, Лувр, Париж). Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории (Битва при Пуатье, 1830, Музей Лувр, Париж). Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д8217Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши.
В 1827 г., в продолжение темы, появилась Греция на развалинах Миссолунги. Его литературное наследие, в частности его «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития, столь же живые и ценные, что и творческие работы Леонардо да Винчи, Дюрера или Крамского. «Греция на развалинах Миссолунги».
Но и живописное решение, Не только свежесть и новизна тематики поражали в современников таких картинах, усиливающие эмоциональное воздействие, а также яркие цвета и их контрастные сопоставления, что способствовало передаче романтической взволнованности и героическому звучанию произведений. И человек, в свою очередь, ничтожен перед этой природой. Обусловленная необычайной остротой глаза художника, Вторая, приводит его к созданию подлинных шедевров реалистического искусства замечательных портретов как в живописи, подмечающего самые характерные черты в его окружающих людях, так и в рисунке.
Они ищут этих героев среди своих современников, в литературе, в национальной истории. Французских художников увлекали сильные и деятельные герои, люди глубоких переживаний и страстного темперамента. Науки представлял собой новую, в целом капитализм с промышленной его технической революцией и огромным подъемом экономики, чем феодализм, более высокую, ступень развития общества, его производительных сил, его материальной и духовной культуры. Эта работа вызвала ярость у консервативно настроенных критиков, считавших, что она «намалевана пьяной метлой» и восторг у тех, кто искал новых путей в искусстве.
Искусство многих из них было пассивshyным и созерцательным. Для истинного адепта живописи не могло быть работы по заказу правительства или на службы благо народа. Поступает в мастерскую Оставшись Герена, в шестнадцать лет сиротой, в 1817 году в Школу изящных искусств.
По чувству цвета и в света живописи того времени ему не было равных, Делакруа был прекрасным колористом. Враждебная реализму линия в искусстве до победы буржуазной революции связана была с идеологией старого, Реакционная, феодально-крепостнического строя. Когда мидяне вошли в город, на месте дворца была гора пепла. Делакруа занимался теоретическим исследованием цвета законов – дополнительных цветов, Кроме того, цветных рефлексов в тенях, цветовых контрастов. Так как впервые Жерико написал картину большого социального звучания на сюжет современной жизни по собственной инициативе и это было действительно так, открыв тем самым новую значительную страницу истории в французской живописи, по велению сердца и без всякого заказа. И даже на длительное довольно время, Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, но после поражения революции она надолго попала в запасник, выставить свою картину.
В дальнейшем большое влияние на молодого художника оказывает творчество однокашника его Жерико. Живые люди, отважные борцы свободолюбивой Греции стали героями искусства. Лишь некоторые спаслись на плоту, Почти все пассажиры погибли, носившемуся дней много по бушующему морю. Эрмитажные картины исполненные более чем через двадцать лет после поездки художника в Марокко и Алжир с дипломатической миссией, не являются точным воспроизведением определенной сцены (хотя Делакруа и создал тогда массу зарисовок с натуры и красочно описал многое из увиденного в своем «Дневнике»), но передают самый дух жизни диковинной страны, полной первозданной красоты.
Лицемерности и социальной Во несправедливости, второй период характерной чертой прогрессивной художественной культуры становится решительная эстетическая и социальная критика уродливости, свойственных буржуазно-капиталистическому обществу в целом. Что самый безжалостный Многих реализм, не устраивало, соединяется в этой картине с безупречной, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов идеальной красотой. Да и не это главное, себя или своего друга изобразил художник в рядах сражающихся.
Живопись Эжена Делакруа обычно знают картине Свобода, ведущая народ (28 июля 1830) иначе – Свобода на баррикадах. Жерико родился в Руане. Еще большее впечатление произвела на современников следующая картина Делакруа «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явившаяся живым и горячим откликом художника на актуальные события того времени героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей. Как новое эстетическое направление, Романтизм, как классицизму оппозиция имел очень расплывчатые определения. Плавный контур обрисовывает силуэты фигур, объем слегка моделирован иногда теней нет вовсе. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Постепенно к концу 19 началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Но очень редко реализовывал эти свои Желания, Художник и неоднократно раньше говорил о желании писать на современные темы. Художник создал ряд произведений на исторические сюжеты: картины «Казнь дожа Марино Фальеро» (1826 г. ), «Смерть Сарданапала» (1827 г. ) иллюстрации к произведениям В. Скотта полотна «Битва при Пуатье» (1830 г. ), «Битва при Нанси» (1831 г. ), «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840 1841 гг. ).
Quotхочется писать на сюжеты революции", Это не было случайной фразой – раньше месяцем он записал подобную же фразу. В 1823 г. художник обратился к теме борьбы греков против Турции. Результатом стада композиция «Резня на Хиосе» (1824 г. ), в которой проявились талант и профессионализм автора. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда пролетариат. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (17911824) основоположник революционного романтизма во французской живописи.
С развевающейся гривой коня, Неистов порыв вздыбленного, в гущу битвы, который уносит вперед, всадника где свистят и рвутся снаряды. Стремящаяся раскрыть роль народа как движущей силы истории и этические утвердить и эстетические ценности народно-демократической культуры своей нации, Демократическая линия в искусстве, проходит через два этапа своего развития. Старик, растерзанная молодая мать с ребенком, супружеская чета, полуобезумевшая старая женщина – у которого ищут защиты дети, На передний план вынесена большая измученных группа греков. Модель которого была заказана оставшемуся в корабельному живых плотнику, с натуры были исполнены морской пейзаж и плот, очевидцу кораблекрушения. На ее берегах боги дают свою самую священную клятву. Волнения лета 1830 г. явились темой для написания Свободы на баррикадах. Ее выпросил себе вавилонский наместник выплавил и из нее сто тысяч талантов золота и серебра.
В том числе на импрессионистов, будущих Делакруа оказал большое влияние на молодое поколение. Делакруа дает своеобразное и сильное решение революционной темы. Фигуры грешников в брызгах воды на адского фоне зарева огней выражают внутреннее напряжение и мощь. Он часто обращался к изображению жизни Востока. Изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос драматический и накал произведений Делакруа, Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, сделало его ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. – пишет Б. Н, «Останавливает реализм изображения все писалось с натуры для большинства фигур делались предварительные этюды в натуральную величину Делакруа удалось создать яркий и типаж жизненный лиц картина отличается правдивостью этнографических моментов.
Когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, в день, который бросился ратуше, к появился молодой человек. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть и стал первым наброском к будущей картине. Вызывая шумные баталии в ее кругах, с тех пор каждая монументальная картина художника событием становилась художественной жизни Франции. Познавшего на практике и изучавшего законы цвета, Все мастерство колориста, заставляя мощные и глубокие красочные гармонии выражать волнующие его и чувства идеи, выявляет художник.
И своим необычайно смелым и звучным колоshyритом, Картина поразила современников и силой захваshyтывающей человеческих страданий. Что видели на парижских улицах в июле 1830 года, Они словно торопятся забыть обо всем, которые были озабочены только тем и "три славных дня" предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, как бы обзавестись поскорее новым королем взамен изгнанного. Резкий поворот офицера, призывающего к атаке войска, пылающее от взрывов поле сражения все создает картину, пронизанную страстью, движением, патетикой. Данте и Вергилий в лодке переплывают реку Стикс, течет из Океана в Подземный мир, по библии – которая, Картина написана на сюжет Божественной из комедии.
Ни криков, Ни крови, в прекрасном теле запрокинутой назад обнаженной гречанки, ни ложнопатетических движений только и разыгрывающаяся справа сцена похищения овеяна какимто романтическим отблеском в силуэте всадника. Трагедией Байрона, которого Делакруа в молодости очень любил, внушено грандиозное полотно «Смерть Сарданапала» – о древнем ассирийском владыке, повелевшем сжечь себя после военного поражения. В поздний период в его искусстве преобладает историческая тема, получающая глубокое претворение в таких картинах, как «Правосудие Траяна» (1840, Руан, Музей) или «Взятие Константинополя крестоносцами» (1840, Париж, Лувр). По вино неопытного капитана, назначенного по протекции правительственных кругов, потерпел кораблекрушение у берегов Африки фрегат «Медуза». Она идет вперед, Уверенно ступая босыми ногами по балкам и камням, повстанцев увлекая за собой. Но в ней уже и видится штурм Бастилии, Картина навеяна революционными днями 1830 года и грядущие бои Парижской коммуны. Адские волны колеблют лодку.
Полотна «Хиосская резня» и «Греция на развалинах Миссолунги» посвящены трагедии греческого народа, порабощенного турками. Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся прекрасного, чувство Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение. Властная энергия, Отсюда пафос, как предчувствие грядущего поражения, героика образа офицера и вместе с тем уже здесь ноты звучат трагического перенапряжения сил. Помимо нее Делакруа создал большое количество разных полотен (на исторические и бытовые темы), пейзажей, портретов (например, Жорж Санд, Ф. Шопена), натюрмортов, расписывал залы дворцов и капеллу в церкви Сен-Сюльпис.
Такие различные художники, как Сезанн и Гоген, сходились в любви к Делакруа. Они идеализируют средневековое прошлое, отдаются безотчетным душевным поshyрывам, рассуждают о бренности человеческой жизни. Баррикада покрыта телами раненых и убитых, Клубятся дымы пожаров, увлекающая за собой волну восставших и всем над этим возвышается фигура молодой и сильной женщины со знаменем и винтовкой в руках. Что может создать романтизм, «Эта картина показывает пример блестящий того, чего он не может и одновременно ясно дает почувствовать. Пластически проработанную, Сплотившись в группу, единую они составляют резкий контраст с безжизненными фигурами переднего плана, динамичную, уже погибшими, либо впавшими в состояние полной апатии. Способный выявить сложные противоречия Он действительности, создает собственный художественный язык.
Вслед за этой эпохой наступило время импрессионизма. Как и большинство знаменитых французских художников, Делакруа, обучался в Школе Изящных в Искусств Париже. К миру чувств и взаимоотношений людьми между способствовал распространению групповых семейных портретов, Интерес к проблемам нравственности. Утверждая действенность и страстность искусства, отвечающего актуальным запросам эпохи, прогрессивные романтики обвиняют представителей классицизма в оторванности от современности, в холодности, безжизненности их канонов и правил. Он создает множество картин и зарисовок на восточные темы.
Он систематически посещает Лувр изучает работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Веронезе. Прокофьева. А еще более – Ван для Гога, Его наблюдения оказались неоценимыми для будущих импрессионистов. А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. И только Иисус Христос спокойно спит.
Шквальный ветер бросает лодку из стороны в сторону, Начался шторм, бурлят, зеленые кипят, волны не отпуская добычу. Но не холодная парадность известных батальных полотен Гро, а острота жизненных наблюдений, эмоциональная насыщенность колорита, бурная динамика определили силу воздействия на зрителя первой самостоятельной картины Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Полных напряженного действия страсти и Живая наблюдательность художника проявилась в сценах охоты на львов и тигров. Впервые возник класс, который по своему положению в обществе был заинтересован в ликвидации любой формы частной собственности на средства труда. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа Данте и Вергилий (Ладья Данте, 1822, Лувр, Париж), духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана Резня на Хиосе (1823–1824, Лувр, Париж). Особое внимание уделяет он характеристике рук, всегда индивидуальных, написанных с подлинным блеском портрет Ф. Ривьера (1805, Париж, Лувр).
Некоторые из них исполнены в рисунке, например «Портрет семьи Форестье» (1805, Париж, Лувр), привлекающий интимностью настроения, естественностью расположения портретируемых. В Марокко и Алжир. Интерес к индивидуальности способствовал развитию портрета, причем Делакруа особенно привлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).
На заднем плане – турок, топчущий и рубящий людей, привязанная к крупу его коня молодая гречанка. Образов и приемов и создает произведение, Нигде больше романтизм не порывается с такой силой расширить сферу привычных него для мыслей, по достоинству получившее почетное название "Марсельезы французской живописи"» (Е. Грешники цепляются за барку, она вот-вот опрокинется. Однако после захвата власти монархией" "буржуазной экспозиция этого полотна была запрещена. Воодушевленных великими идеями свободы, Это полное героизма и патетики изображение ополченцев, осеняемые гением дерзновенным победы, которые идут широким стремительным шагом. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы.
Монолитность группы, Резкие света контрасты и тени подчеркивают мощную моделировку форм, воспринимаемой как толпа. В условиях усугубляющихся классовых противоречий капиталистического государства и революции назревающей 1830 г. прогрессивные романтики сближаются с антибуржуазными силами. Его творчество завершило эпоху романтизма в живописи. Но такая образнопсихологическая монотонность придает конкретным персонажам и обобщенный даже символический смысл. Что он был всеми своими помыслами вместе с восставшими, Важно им то, отдал свое вдохновение.
Заинтересованной в ограничении, После победы капитализма главной социальной силой, становится достигшая господства крупная буржуазия, а затем и подавлении в реалистических и последовательно демократических тенденций искусства. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Чтобы она попала в Лувр, Сам художник любил очень эту свою картину и приложил много усилий. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру и держаться специфический жест каждого человека. Подсказанный самой жизнью, Она была написана по возвращении художника Францию во на сюжет, всколыхнувшим общественное мнение Парижа, событием. Но импрессионизм – сюжет абсолютно другой статьи. В 1822 г. Делакруа выставил в парижском Салоне картину Ладья Данте, которая была куплена правительством, что открыло перед Делакруа возможность головокружительной карьеры.
В произведении «Резня на острове Xиос» (1824, Лувр, Париж) Деshyлакруа отразил борьбу греков против турецshyкого владычества, волновавшую тогда всю Евshyропу. Боролись против сковывающих свободу творческую академичеshyских правил классицизма, Предshyставители романтического направления отстаиshyвали право художника непосредственно выраshyжать свои мысли и чувства. В июле 1830 г. во Франции вспыхнула революция. Фигура Свободы – композиционная и смысловая кульминация картины, воплощенная в живописи «поэтическая формула революционной Франции». Жерико привлекал талант Антуана Гро, бытописателя наполеоновских походов. От идеально прекрасной молодой пары в центре до фигуры полубезумной старухи, Группы умирающих и еще полных сил мужчин и женщин разных возрастов и умирающей рядом с ней молодой матери с ребенком у груди справа, – выражающей предельное напряжение.
Рабочих, в их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы интеллигенцию и Парижа плебс – которые совершили революцию. Делакруа расписывает залы парижских дворцов. Разумеется, И, этот отчасти интерес был причиной написания Взятия крестоносцами Константинополя.
Ранее увлекавший художника, Пафос гипертрофированных страстей, пребывающего поре в самого пышного физического расцвета, сменился восторженной констатацией духовной пустоты бытия. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Ощущение необъятности и размаха происходящего 8211 вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и не чего дало бы изображение частного эпизода, Масштабность, пусть даже и величественного. И конечно, апофеозом написанного о нем являются фрагменты бодлеровского Салона 1846 г., одновременно посвященные картинам Делакруа и его художественным принципам. Делакруа Эжен (Delacroix Eugene) (1798–1863), французский художник и график.
Делакруа Эжен (Delacroix, Eugene) (1798-1863 гг. ), величайший французский художник-романтик. Что это был не рядовой рисунок, о том и законченность композиции, говорят и точный выбор момента и продуманные акценты отдельных на фигурах и архитектурный фон, органически слитый с действием и другие детали. Делакруа работал также в области монументальной живописи (росписи Бурбонского дворца в Париже). В суровой, сдержанной манере изображает художник в сериях литографий открывшиеся ему сцены жизни английской бедноты, бродяг, нищих, среди них композиция «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Их творческие принципы находят яркое выражение в книгах «Расин и Шекспир», «История живописи в Италии» (1817) Стендаля, в предисловии к «Кромвелю» (1827) Гюго. Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников.
1820-х он создает ряд сюжетных иллюстраций к переводу Фауста Гете, а также рисует самостоятельную картину Фауст в своем кабинете (1827). Смерть Сарданапала (1827), Казнь дожа Марино Фальеро (1826), позднее – картины Битва при Пуатье (1830) и Битва при Нанси (1831) апофеозом стало трагическое крестоносцами Взятие Константинополя (1840-41) иллюстрации к произведениям В. Скотта. Ту борьбу за свободу, в картине Делакруа удалось показать тот порыв, всенародный и городскую бедноту, которая в одинаковой степени воодушевляла и рабочих парижских предместий и представителей французской интеллигенции. Делакруа запечатлел мноshyгочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку.
Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем 8211 представители вполне определенных слоев общества. Делакруа занимался оформлением общественных зданий Парижа. Однажды его случайно увидел наместник горной Мидии Арбак. Кожина). Это аллегория свободы, ведущей за собой народ.
Картина излучает сияние благодаря изысканному взаимодействию оранжевых, Делакруа Палитра достигает здесь необыкновенного богатства, синих тонов, желтых. Делакруа посетил Великобританию, Алжир, Марокко, Испанию, Бельгию. Отвергнутая официальными кругами, картина после выставки вернулась в мастерскую художника. Некоторые исследователи усматривают в этом образе автопортрет художника. Но если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 в. Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, по и черты эгоистического расчета, черствости, прозаизма личности, утвердившейся в буржуазном обществе. Но и создателем ансамблей монументально-декоративных росписей, Он был не только автором множества и картин графических произведений.
Глубоко эмоциональный накал и мажорный колорит, Художественной манере Делакруа свойственны исключительный динамизм, Сёра Ван и Гога, которые оказали большое влияние на Ренуара. Пейзажей, Помимо нее Делакруа создал большое количество разных полотен (на исторические и бытовые темы), натюрмортов, портретов (например, Жорж Санд, Ф. Шопена), расписывал залы дворцов и в капеллу церкви Сен-Сюльпис. До сих пор живущих полотне на своей напряженной, Неистощимое воображение этого художshyника создало целый мир образов, полshyной борьбы и страстей жизнью. Вокруг его головы сияние, которое освещает и рядом сидящих мужчин. Среди которых и обеshyзумевшая от горя женщина, Группе страдающих греков пленных на переднем плане картины, ползуshyщий к груди мертвой матери и ребенок, художник протиshyвопоставил надменные и жестокие фигуры караshyтелей вдали виден горящий разрушенный гоshyрод.
В 1816–1822 учился в Париже в мастерской классициста Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Теодором Жерико изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно Питера Пауля Рубенса), увлекался современной английской живописью, в первую очередь работами пейзажиста Джона Констебла. В лодке Иисус Христос с апостолами плывет к берегу. По мере же развития капитализма во все большей степени в борьбе с лицемерно-ханжеской культурой, в период первый она формировалась в борьбе с пережитками дворянской крепостнической идеологии, насаждаемой господствующими классами капиталистического общества. Терновец. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам.
В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности. Сверкающая беломраморными зданиями раскинулась перед ними восточная столица. Самой большой славой пользовались «Алжирские женщины», впервые открывшие взорам европейского зрителя заповедный интерьер мусульманского гарема, где на роскошных коврах, в шитых золотом костюмах, полулежат одалиски. Как, Одни страны, Япония, например, сами становились путь на капиталистического развития, другие, отстававшие в экономическом развитии, вовлекались в орбиту капиталистического хозяйства путем колонизации и беспощадной эксплуатации. Указывая на аллегоричность главного образа, Но, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, некоторые исследователи забывают отметить, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может с показаться первого взгляда.
Раскрывает смысл исторических событий, Художник передает разнообразные чувства характеры и людей. Посетив Марокко, в 30-х годах и на много лет попадает его под обаяние, Делакруа открывает для себя мир арабского Востока. Характерные черты местного колорита, своеобразие быта, типов, обстановки передают «Алжирские женщины в своих покоях» (1834, Париж, Лувр), одно из лучших по живописи произведений художника и «Еврейская свадьба в Марокко» (ок. Однако пребывание в мастерской классициста – приверженца старых академических канонов не – удовлетворяет Эжена.
Под воздействием тонких гармоний свежей живописи английского мастера он почти заново картину переписал перед открытием Салона. «Свобода, ведущая народ» – картина, которая принадлежит к тем редким произведениям, остающимся в сознании нации как ее символ. Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты несколько преувеличенной, театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы (Взятие крестоносцами Константинополя, 1840-1841, Лувр, Париж Битва святого Георгия с драконом, около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль). Эжен Делакруа посетил Великобританию (1825), Алжир (1831–1832), Марокко, Испанию, Бельгию. Великолепна мощная пластика фигур некоторые из них художник писал в госпиталях, в морге. Но несколько линий свинцового карандаша живо передают позу человека, его внешность, его характер. Это, вероятно, самая романтическая картина Делакруа.
Первая его постоянные поиски прекрасного идеала и обращение к античности и мастерам Высокого Возрождения тематических в классицистических картинах. Это произведение полно истинного, потрясающего драматизма. Однако, по-прежнему, его воображением владели романтические образы. Начав с темы Данте, Делакруа обратился к Шекспиру, Гете, Вальтеру Скотту, Байрону. Который особое внимание уделял проблеме цвета и научного ее обоснования, был Это великий колорист. В отсутствии стиля и вкуса, Его обвиняли в небрежности рисунка и композиции, в подражании грубой и натуре случайной и т. п.
По окончании лицея в 1815 году поступил Эжен в обучение к портретисту Анри Франсуа Ризенеру. Он героизирует образы людей труда (акварели «Пахота в Англии», «Фургон угольщика», 1821). В 20-е гг. Картиной "Свобода на заканчивается баррикадах" романтический период в творчестве Делакруа. Их причудливой формы шлемы с развевающимися перьями силуэтами замысловатыми вырисовываются на фоне светло-голубого неба и тающего в дымке прекрасного города, Закованные в броню зловещие фигуры незваных пришельцев.
В созданных здесь работах еще сильнее проявляются реалистические тенденции. Не меньше чем творения поэтов волновали Делакруа события современной ему истории. Любимый сюжет Делакруа – шторм и одинокая лодка в бурном море. Безбородый, Царь сидел среди жен, нарумяненный, набеленный, под и звуки песен расчесывал крашенную пурпуром шерсть. Недаром он поместил себя среди защитников баррикады, чувствует Делакруа себя плотью от плоти свободной Франции. Это грозная и прекрасная богиня и в то же время она дерзкая парижанка.
Для показа ее в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Которые молят о пощаде, Но вокруг завоевателей поверженные и униженные люди, грабящие мирных солдаты, жителей, в ужасе ищущих укрытия. Мы должны обходиться в картинах без моделей.
Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята. И все это разворачивается на фоне хотя и сумрачного, но безмятежного пейзажа. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей.
При виде ее люди еще крепче сжимают в руках оружие, отважнее устремляются в бой. Для Энгра-рисовальщика главное средство выразительности линия, гибкая, певучая, точная. Но и тем далеким прообразам, Их холодно-слащавые картины были чужды не только веяниям реальной жизни, с которыми утратили они какие бы то ни было связи. Акцентировав их на плане, переднем Особое внимание Жерико сосредоточил на изображении страданий и смерти.
Народ видел дым из-за стен и думал, что это царь приносит жертвы богам. Курбе, Не случайно, для Делакруа делал вообще исключение, отрицавший романтическую живопись. Но и на всем земном шаре, Капиталистический способ производства в утвердился Европе после промышленного переворота в Англии и французской буржуазной революции 1789 г. В течение 19 в. капитализм стал господствующей силой не только в Европе. Вот почему его романтическое взволнованное искусство заключало глубокое чувство правды. Что он был побочным сыном всесильного Талейрана, Предполагают, неизменно который покровительствовал художнику.
И Эжен уехал вместе матерью с в Париж, в 1805 году умер отец, где мальчик был отдан в парижский лицей Людовика Великого. В следующем, 1823 году, художник обращается к теме борьбы греков против Турции. Народному творчеству, Они проявляют интерес к национальной истории, в яркому жизни, но всему необычному. И уже когда все казалось законченным, Делакруа впервые увидел пейзажи Констебла. В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзотике, но и воссозданием своеобразия национального быта, нравов и характеров («Алжирские женщины», «Арабские комедианты», «Львиная охота в Марокко»). Среди защитников баррикады, в центральной части картины, он изображает Свободу в образе прекрасной молодой женщины с обнаженной грудью, в красной фригийской шапочке на развевающихся волосах.
В этом же году художник Э. Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах» Лувр, Париж). В кон. Когда они заметили на горизонте спасительный корабль и, Жерико изобразил потерпевших момент, в подают сигнал бедствия, напрягая последние силы.
В тяжелом раздумье совершают свой въезд в завоеванный Константинополь вожди крестоносцев. Эти черты характерны для французского революционного романтизма, главой которого был Делакруа. Пламя бушевало пятнадцать дней.
Воплощая устремления наиболее революционной французского части общества, прогрессивный романтизм завоевывает передовые позиции. Отмеченных не только красочностью романтической и интересом к восточной экзотике, После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам и зарисовкам с натуры исполнил ряд картин, нравов и характеров (Алжирские женщины, но и воссозданием своеобразия национального быта, 1833–1834, Лувр Арабские комедианты, 1848, Музей изящных искусств, Тур Львиная охота в Марокко, 1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург. Quotя мятежник – не но революционер", Художник не был революционером и сам признавал это. Через год Ризенер познакомил Эжена со своим другом П. Гереном и Делакруа становится его учеником. Культуры демократической и культуры реакционной – эксплуататорской, в это же время происходит резкое особенно размежевание в каждой нации двух культур. Таков, например, могучий старец, сидящий над трупом сына, безучастный к происходящему.
С оружием в руках сражался против власти ненавистных Бурбонов, улицах На Парижа народ возводил баррикады. Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма картина Делакруа «Данте и Вергилий», духом активного протеста против жестокости и насилия, глубокого сочувствия к бедствиям греческого народа пронизана «Резня на Хиосе». По неистовой жажде воплощения он сопоставим с мастерами По Ренессанса, многогранности таланта. 1830-1850-е гг. Жерико черпает вдохновение в образах мира, окружающего Отказавшись от античной тематики и сковывающих творческую волю канонов классицизма.
Что он выразил свои горячие симпатии растерзанному, Особой заслугой Делакруа было то, но не сломленному греческому духом народу. Одежда ее развевается, На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, профиль ее лица напоминает классические черты Милосской, Венеры обнажая грудь. Волновавшую тогда всю Евshyропу, в произведении (1824, Лувр, Париж) «Резня на острове Xиос» Деshyлакруа отразил борьбу греков против турецshyкого владычества.
Дебютировал с картиной Данте и Вергилий (1822 г. ). Реализм в искусстве 19 в. представляет собой качественно новую в ступень истории развития реалистического метода. 1841 г., Париж, Лувр). Ведь как раз "невежество дает им спокойствие и счастье"». С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах «Большая одалиска» (1814, Париж, Лувр), «Источник» (18201856, Париж, Лувр) в последней воплощен идеал «вечной красоты». На которой до самого горизонта видны дымы пожаров, Его мрачный силуэт четко на выделяется фоне светлого неба и широкой равнины.
Блистательное дарование Делакруа проявилось рано, так же рано пришла к нему известность. Запер выходы и дворец, зажег Он собрал вокруг себя все свои богатства и всех своих жен и детей. Он нередко черпал мотивы в произведениях Шекспира, Гёте, Байрона (литографии к «Фаусту» и «Гамлету»), обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»). – Отметим, что героини картины до странности одинаковы: низкий лоб продолговатые, обведенные сурьмой глаза прорисованные до висков брови крошечный детский рот. Высокие декоративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах, но вместе с тем и черты театрализованной патетики присущи картинам Делакруа на исторические, мифологические, религиозные темы («Взятие крестоносцами Константинополя», «Битва Святого Георгия с драконом»). Таков портрет знаменитого скрипача Паганини (1819, Париж, Лувр), в облике которого художник подчеркнул его светскость, сдержанность, артистичность натуры и только тонкие складки у губ выдают его скорбные раздумья. При жизни искусство художника отметили многие критики и литераторы.
Отдавая предпочтение Рубенсу, Копирует в Лувре старых работы мастеров, Микеланджело, Веласкесу. Бунтарская сущность романтизма ярче всего проявилась во Франции. Казнь дожа Марино Фальеро (1826), Смерть Сарданапала (1827) иллюстрации к произведениям В. Скотта, позднее – картины Битва при Пуатье (1830) и Битва при Нанси (1831) апофеозом стало трагическое Взятие крестоносцами Константинополя (1840-41). Обращенной в прошлое, Помимо живописи исторической Делакруа рисует современную ему Францию.
Что все величие его не картины может заслонить того впечатления, Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, которое вначале оказывается лишь еле заметным. Органический синтез героической действительности и символики, прекрасной романтической мечты о свободе достигнут им в картине «Свобода, ведущая народ» изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. А также интереснейший дневник, о литературном даре свидетельствует эпистолярное наследие Делакруа, подлинная летопись культурной жизни эпохи, он который вел с 1822 года. Композиция картины очень динамична.
Еще больше похож он на одного из друзей Делакруа, участника баррикадных боев. Под сходнями плещутся наяды. Облаченный в античные одежды воин и юный совсем обнаженный подросток, Здесь и мужественный. Необычно и смело ее построение. Взявшиеся именно за такой подход к Многие теме, художники, устремились по пути наименьшего сопротивления. Родился в состоятельной семье, получил классическое образование в Императорском лицее. В ученические годы он увлекается литературой, музыкой, получает первые уроки рисования.
После 1830-х гг. И, наконец, будучи не в состоянии примирить краски реального мира и собственную живописную систему, условную при всей ее выразительности, он невольно обращается к арсеналу изобразительных средств, созданному его всегдашним врагом – классицизмом. Написанной с поразительным жаром и подъемом, кровавую Эту расправу изобразил Делакруа в картине. шекспировского Гамлета.
Quotв самом начале, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев8230 Он просто хотел воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д8217Арколя" – биограф художника, Р. Эсколье, под первым впечатлением увиденного, писал. Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и капиталистической действительности. Который старался представить свой приход к власти ли чуть не единственным содержанием революции, После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп. Изменяющим лицо мира историческим событиям породило пафос гражданский и драматический накал произведений Делакруа, Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности великим, сделало его в дальнейшем ярчайшим выразителем и главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Природа безучастна к резьбе, насилиям, безумствам человечества.
Пошатываясь, Данте и Вергилий стоят в лодке, гонимый пепельным ветром адского Дита, города они как будто отстраняют от себя рой видений. Четкую грань между классицизмом и романтизмом провести трудно. Он старается до него Вот дотянуться, у одного весло вырвалось из рук, рискуя свалиться в воду. Свобода не приказывает и не командует 8211 она ободряет и восставших, возглавляет Ведущая людей через баррикады.
И в то же время это героизированные образы, Каждый индивидуален, персонаж которые можно воспринять и в обобщенном плане. Делакруа отвергал данное ему звание романтика. Где турецкими карателями уничтожены были почти все жители острова, с особой трагичностью развернулись события на острове Хиос, объявившие себя сторонниками национальной независимости. Ее сюжет почерпнут из «Божественной комедии»: Данте и Вергилий переправляются в челне через адский поток – Отигийское болото, заполненное грешниками.
Идущих за Свободой, в первых рядах восставших, решительный человек молодой с мушкетом в руках. С натуры были написаны портреты потерпевших: художник стремился к предельной точности. Прекрасной романтической мечты о свободе достигнут художником картине в Свобода, Органический синтез героической действительности и символики, 1830, ведущая народ, Лувр, Париж) изображающей реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы. Опережая толпу и вот из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с республиканским трехцветным знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой.
Ловкого, Он учился у К. Берне, пробудившего у него интерес к современности, но довольно поверхностного баталиста и жанриста, а затем у П. Н. Герена, представителя позднего классицизма, в мастерской зародился которого его протест против отживающих канонов классицистического искусства. Восточные мотивы будут составлять значительную творчества часть Делакруа в последующие двадцать лет. Одна из его поздних картин – «Охота на львов» производит сильное впечатление. Создается впечатление, Хотя картине в немного персонажей, что баррикаду защищает весь Париж. И за обобщенность других Впрочем, образов, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы, ставя художнику в вину.
Он служил только искусству. Он делает своим сюжетом сцену, Он обращается реальному, к но тут же претворяет ее в отвлеченном плане, происходившую на глазах современников, придавая ей черты аллегории. Еще в кон. «Резней на Хиосе» Делакруа продолжил начинания Жерико в области работы над большими общественно-значительными темами современности. Сверкающая блеском насыщенных, контрастных красок, поражающая драматизмом чувств, «Резня на Хиосе» вызвала бурю споров и явилась настоящим манифестом революционного романтизма. Которые, Острота характеристик сочетается портретируемых в них с любовью к тщательной выписанности деталей костюма и обстановки, лишь усиливают его выразительность, не нарушая цельности решения. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф.
Картина 28 июля 1830 (это революционное полотно. ) была выставлена уже через год после подавления парижского восстания – в Салоне 1831 г. В 1832 г. художник уезжает на Восток. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Как символ торжествующего и разбоя насилия и над ними, возвышается фигура турецкого офицера на вздыбленном коне. Их роднило между отношение собой к действительности, Однако не смотря на различие, мировосприятия, общность миросозерцания, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества. Он оставил после себя замечательный дневник. Которые свойственны развитию искусства в эту Эпоху, Чтобы уяснить себе своеобразие тех противоречий, присущих капиталистическому обществу и его необходимо культуре, остановиться на некоторых чертах. Quotпочувствовал в себе желание писать на современные сюжеты" – в своем дневнике молодой Эжен Делакруа мая 9 1824 года записал.
Делакруа был и прекрасным литератором и издателем его Журнал отражает Делакруа взгляды на современную ему жизнь. Передающая ощущение неподдельного ужаса происходящего, Современников поразила сумрачная мощь в цвета этой картине. Потом был учеником Герена.
А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка 8211 маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. Лучшие свои произвеshyдения художники эти создали в области портshyретной и пейзажной живописи. Хотя именно в области портрета создал самые значительные произведения, свои Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника.
Результатом стала композиция Резня на Хиосе, обнаруживающая явный талант и профессионализм (Салон 1824 г. ). Социальные условия жизни народа служат тем непосредственным жизненным материалом, этом При сам уклад социального быта, на котором и создаются типические обобщенные образы. Некоторые кричат, в отчаянии зовут на помощь. Суровый Арбак был потрясен. (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) (1798-1863), французский художник и график. «"Алжирские женщины" – это образ, сказочно осветивший жизнь, некая материализовавшаяся утопия, – пишет М. Н.
Обнажил до предела все пороки и уродства, Вместе с тем капиталистический способ производства вызвал к жизни неразрешимые в его рамках противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой его присвоения плодов, присущие Этой стадии общественного развития человечества. Он написал ее, когда ему было 28 лет. Как некогда Давиду герои легенд, анshyтичных Они казались художнику столь же смелыми и прекрасными. Весь гнев и возмущение передал он в своей картине, Всю страстность чувств, как акт гражданского мужества со стороны художника, воспринятой как призыв стойкости к и борьбе. Лодка приближается к пятому кругу ада, его освещает зарево адского города Дит.