Ковры, дерево и гобелены – еще одни предметы интерьера в стиле барокко, что можно заметить по представленной картинке.
Замедленном ритме, в плавном, будто во сне спускаются влюбленные к пары ожидающей их у берега золотой ладье. Неожиданными композиционными и оптическими эффектами, Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, реальность – с фантазией, а и нередко с острой натуральностью и материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Такая форма позволила всем придать внутренним стенам волнообразность и увенчать здание овальным куполом. Истощенные налогами города, пришедшее в полный упадок сельское хозяйство, пустая государственная казна – таким было к концу века состояние еще недавно самой блестящей в Европе монархии. Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, большое раскреповок, число волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Который руководил художниками и декораторами, Его советником в этой области был Шарль работавшими Лебрен, во дворце Людовика в Версале.
Неизвестный пока мастер (скорее всего П. А. Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Парик, как искусное дополнение к костюму, в эпоху стиля барокко, должен был свидетельствовать о достоинствах его обладателя, подчеркивал, что его хозяин избранный мира сего. Подводя итог, хотелось бы сказать, что самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность.
18 в. барокко эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х гг. Фантазия русского зодчего в эту гораздо эпоху более пленена языком архитектурных масс – чем специфическим ощущением внутреннего пространства, Б. Р. Виппер писал. Сувенирно-расписная хохлома с золотыми и цветами сдержанно-синяя гжель были, Так, вариантами наивного народного подражания великолепной дворцовости, по сути, однако дешевыми материалами. Причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, в середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, увенчанного куполами флорентийском во духе, повсеместно сменяя тип храма начала столетия. Кавалеры и влюбленные проводят пары время в роскошных, Представленные в этом жанре галантные дамы, наслаждаются природой, украшенных фонтанами и статуями парках, ведут тихие задушевные беседы, музицируют, танцуют или поют под звуки гитар и мандолин.
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (16451652гг. ). Петра. Новые эстетические каноны удивительным образом соединили себе в разнообразные представления. Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево. Наружный облик церкви организован Борромини с расчетом на впечатления создание повышенной живописности. Привлекал художников всей Европы, в 17 веке Рим был столицей мира в области искусства и Барокко искусство скоро распространилось за вечного пределы города.
На фасаде трапезной Новодевичьего монастыря (1685-1687) этот ритм усилен длинными консолями, спускающимися от карниза по осям простенков. Мода эпохи стиля барокко тяготела к большой стилизации и искусственности. Колонны, Барочный орнамент покрывал карнизы, портал бордюры, дверей, оконные проемы, рамы картин, мебель.
Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Но и простора для его воплощения великолепного интерьера, Барокко требует не только крупных финансовых вложений. Причем, возникает не просто внешний контроль, в процессе социализации система контроля за культурным телом переводилась во внутренние потребности человека. Молодой Петербург стал центром художественного образования в России. В свою очередь, Они, видоизменялись вместе с изменением художественных господствующих стилей.
В стиле барокко отразились различные общественные настроения сказались в и нём особенности жизнерадостной, Как уже отмечалось, темпераментной народной культуры Италии. То, что получило дальнейшее развитие и то – что характерно только для наступившего периода, в этом новом выделить можно два слоя. Не связанных с общепринятыми образцами и их символикой, Тенденцию эту и отразили поиски новых типов объемно-пространственной композиции храма. Доказательством наличия взаимопроникновения русских и зарубежных форм зодчества является то, что построенные в Петербурге и его окрестностях иностранными и русскими архитекторами здания стилистически не отличаются друг от друга они едины по характеру и стилю, а все в совокупности не похожи на одновременно создававшиеся на Западе сооружения.
Но и пространственных построений, Для барокко сложность характерна не только архитектурной пластики. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты. Характерных для католических стран, в России развитие барокко падает на первою половину XVIII в. Русское барокко было свободно от экзальтации и мистицизма, таких чувство как гордости за успехи государства и народа и обладало рядом национальных особенностей. В том числе на явления, Понятие барокко иногда неправомерно распространяется на всю художественную культуру XVII в., нарышкинское барокко, далёкие от барокко содержанию по и стилю (например или московское барокко, в русском зодчестве конца XVII в., Высшие триумфы барокко как стиля риторического, активно и властно захватывающего зрителя, в значительной мере стиля пропагандистского, принято связывать с укреплением абсолютистских монархий, с Контрреформацией как главным курсом тогдашнего папского престола. Плоды, в этих украшениях барокко сочетались разорванные создавая картуши, образ райского сада, листья.
В XVIII в. в постройках круга Х. Б. де Чурригеры формы барокко достигали необычайной сложности и декоративной изощрённости (ещё более гипертрофированной в ультрабарокко стран Латинской Америки). Пространственная структура этих зданий была однотипной. Бравурности живописи С. Розы и А. Маньяско, Позднее итальянское эволюционировало барокко к фантастичности построек Г. Гварини, головокружительной лёгкости росписей Дж. Духовную отсталость, Главными этого пороками строя просветители считали социальное неравенство, предельно ограниченное распространение знаний, порабощение личности. Огромные стволы поддерживают изгибающуюся упруго ленту антаблемента – созданные путем применения тосканского ордера, Вместе с тем сами колоннады, выше которой в четком ритме статуи святых, чрезвычайно монументальны.
Вся композиция построена на контрастах, заострена. 29 мая 1606 после спора был убит человек и обвинен в этом Караваджо. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) – в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору.
Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания. Что плотная, Кажется, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазах это любимый мастерами барокко преображения мотив материи. Изящество манер воспринималось источником немалого эстетического удовольствия. На западе в области романа выдающийся представитель Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус»), в области драмы П. Кальдерон (Испания). Так что колокольня превратилась в пятиярусную и достигла восьмидесяти восьми метров в высоту, Уже существовавший проект Ухтомский колокольни предложил дополнить двумя ярусами.
Черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое, От маньеризма стиль Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность – а от Ренессанса основательность – и пышность. Возникнув, Но, что его же не вытиснуть смог классицизм, это каменное узорочье сделалось настолько привычным. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Стиль барокко получил своеобразное истолкование в Австрии, где он сочетался с тенденциями рококо (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. Хильдебрандт, художник Ф. А. Маульберч) и абсолютистских государствах Германии (архитекторы и скульпторы Б. Нёйман, А. Шлютер, М. Д. Пёппельман, братья Азам, семья архиткторов Динценхофер, работавших также в Чехии), в Польше, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Литве. Зародившиеся в Италии художественные стили неизменно образцом становились для подражания далеко за ее пределами. Как это было в станковой живописи, в случае таком речь уже шла не о смысловой и художественной ценности живописного произведения, а только о декоративных эффектах и красочности. Сочетавших в себе элементы -пятиглавие барокко куполов и высокой многоярусной колокольни, А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов. Она должна была подчеркивать неповторимый облик человека, Одежда очень получилась живописной.
И в хижинах, Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса и – во дворцах. Барокко получило распространение во Фландрии (знаменитые представители во барокко Фландрии – П. П. Происходили изменения и в облике человека. Лестница резко расширяется книзу, над Фронтон дверью разорван, заполняя собой почти всё помещение.
Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других мастеров, но прежде всего, – с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) – создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего (см. Во-первых, Общими для столь разных проявлений стиля были, во-вторых, чувство формы, декоративно-пластическое и, цветовое в-третьих, чувство. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке в Италии. В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм), консептизм (Италия, Испания), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре дЮрфе, «Астрея»). Костюм, Внешний вид, модные течения во времена все были взаимосвязаны с господствующими художественными стилями. Они не трактованы в качестве несущих элементов, на которые опираются вышележащие части они втиснуты в ниши им тесно.
Этот процесс продлится до конца XVIII века. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Главным образом, Культивировали ее тогда, одном из аристократических салонов Парижа, в салоне мадам де Рамбуйе, модном наиболее и знаменитом. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы I Петром за границу совершенствовать свое живописное мастерство. Но превзошли его по сложности, формы Архитектурные барокко наследовали итальянскому ренессансу, многообразию и живописности.
Ни одно яркое цветовое пятно не выдержанную нарушают в полутонах эмоциональную и живописную в полутонах канву картины, Ни одно открыто выражающее чувства движение. Выставленная в Салоне в 1781 году картина произвела огромное впечатление на публику. Буквально – причудливый, barocco, один из главенствующих стилей в и архитектуре искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 вв, странный). Вместе с укреплением светских тенденций культуры возрастала роль эстетической ценности формы, ее собственной организации. Но процессы формирования светского мировоззрения развивались и углублялись.
Скульптуры, Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров искусств, слияния живописи. В странах Пиренейского полуострова и пышность богатство декоративной пластики предвосхищает общеевропейский стиль барокко ещё в период ренессанса. Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. Во всех видах искусств стиль барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Достигавшихся освещением, Стиль Барокко – искусство способствовало созданию театральных ложной эффектов, перспективой и эффектными сценическими декорациями.
Лепкой, Парадные интерьеры зданий украшались барокко многоцветной скульптурой, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся сводов, резьбой зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. Созданный однажды идеализированный сентиментальный образ переходил из картины в картину и особенно часто повторялся начиная 1770-х с годов, Независимый от характера живой модели. Вот таким образом гостиная должна быть достаточно большой и напоминать дворцовую залу. Ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), в рисунке которого маски, кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 Страпворк в (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями – сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), Среди орнаментов барокко.
Ракурсы меняются в зависимости от положения зрителя излюбленная – зодчими барокко, Форма овала, подвижности, создавала ощущение неустойчивости, в какой-то мере неопределенности. Синтезу искусств в барокко, носящему всеобъемлющий характер и затрагивающему практически все слои общества (от государства и аристократии до городских низов и отчасти крестьянства), свойственно торжественное монументально-декоративное единство, поражающее воображение своим размахом. 2 Принятие нового в стиля художественной культуре повлекло за собой изменения в ценностно-нормативной системе общества. Неподвижные деревья с солнечными бликами на ажурной листве, в такой же мечтательно-элегической написан тональности пейзаж – окутанные зыбким светом дали, спокойная водная гладь. Петергофа, в архитектуре барокко достигло величественного размаха городских в и усадебных ансамблях Петербурга, Царского Села. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Святого Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ). Праздничный дух комплекса подчеркивается рельефными, богато украшенными скульптурой и орнаментами фасадами и воротами (особенно Кронентон и Королевские ворота), а также резкими контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами.
Иностранцы подпадали под воздействие сильнейшее памятников русской архитектуры, Кроме того. 284 колонны в 4 ряда опоясывают с боков эллиптическую в плане площадь, а в глубине расходясь в сторону и открывая собора фасад – оставляя широкий проезд спереди, Отдельно стоящие колонны также были новым решением. Их ритму на аттике вторят кокошники с раковинами (мотив, который повторен в завершении верхней части церкви, поднимающемся над главным объемом как второй ярус). как государство имела недолгий период подъёма.
Которому была суждена недолгая жизнь, в в. на XVI смену эпохе Возрождения пришел вычурный маньеризм. Внешний вид обязан был подчеркивать высокий статус человека. Которые смешиваются с купидонами, Узоры барокко обогащаются реалистичными рельефными изображениями людей и животных, цветами растительными и завитками, мифическими существами. становился знаком светской власти.
В этих странах на протяжении 13-15 вв. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). В поэзии процветают вычурность использование сложных метафор. Ее вычурность и богатство, Мебель стала настоящим предметом искусства, предназначалась лишь для украшения казалось интерьера и не носили утилитарного характера.
Церковный неф напоминает очертаниями плана два колокола, примыкающие друг к другу своими основаниями. А его динамичный преемник – стиль барокко – господствовал в искусстве на протяжении XVII и части XVIII столетия, охватив всю Европу и Латинскую Америку. Обогатившись национальными традициями каждого народа, Орнамент барокко широко использовался в странах разных Европы. Очень многое из созданного этим зодчим было позднее перестроено или просто исчезло.
Ценностно-нормативной системе не могли сказаться на по ведении, Происходившие в изменения мировоззрении. Для итальянской живописи конца 16 века характерны и неестественность стилевая неопределённость. В это время завершено было затянувшееся строительство главного католического храма – собора св. Достигаются благодаря тщательно освещению, рассчитанному Смелые иллюзионные эффекты, благодаря которому расширено внутреннее пространство церкви. Ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г. ). Но и обдуманно граничит с конструктивной системой, расчленение Тройственное фасадов строгановской школы не только традиционно, в которой сомкнутый свод с крестообразно расположенными распалубками передает нагрузку на простенки между широкими светлыми окнами.
Вместо простых плоскостей или фигурных росписей – абстрактным орнаментам, Вместо куполов предпочтение отдается декоративным нарядным шишечкам или вазонам, розанам и виноградьям. Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. Специальным указом императрицы эта работа была поручена Ухтомскому.
Возвращение к античным сомасштабным человеку и правдивым конструктивно – ордерным системам в выборе художественных средств выразительности объясняется общей гуманистической направленностью культуры Возрождения. Имевшим решающее значение дальнейшего, для Главным новшеством, было обращение к универсальному художественному языку архитектуры. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем итальянского. В 1724 г. возник проект (не осуществленный при жизни Петра) создания Академии художеств, собственной национальной художественной школы.
Во Франции барокко слилось с классицизмом в единый пышный стиль. Но то, что писал Ватто, решительно отличалось от бездумных сюжетов его современников. Через семь лет Екатерина II придала ей статус императорской. Завитки, Остаются популярными тонкие спирали, ленты, соединенными прямыми маски, линиями, канделябры. Что называется, Здесь и обилие декора – даже, – и золотые шишечки, с и перебором, ярко-красный цвет самой постройки.
Вот таким образом малейшее нарушение в установленном костюме воспринималось выступление как против основ всего Бытия. Мельчайшие, полупрозрачные мазки золотистого, лилового и серо-розового цвета покрывают белый балахон Жиля, сливаясь, они создают оригинальный, присущий только палитре Ватто, жемчужно-белый тон и придают белому цвету необычную для него живописную выразительность. Мифологического или аллегорического характера, в изобразительном барокко искусстве преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, подчёркивающие привилегированное общественное положение человека, парадные портреты. Никитин написал несколько портетов Петра I, ему же принадлежит ряд портретов энергичных, волевых деятелей петровского времени (Напольный гетман, 1724 г. ).
По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. В каждой стране стиль Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В развитии московской архитектуры заметная роль принадлежит Дмитрию Васильевичу Ухтомскому (1719-1774), создателю грандиозной колокольни Троице-Сергиева монастыря (1741-1770 гг. ) и знаменитых Красных ворот в Москве (1753-1757 гг. ). Перемена стиля влекло за собой не только изменения в художественной культуре, но и во всем культурном пространстве.
Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Раковины, Орнамент барокко использует позднего элементы Ренессанса – маскароны, картуш, акантовый завиток. напрямую стала связываться с господствующими ценностными системами. В золотой век Екатерины II меняются архитектурные и художественные вкусы, в 1760-1770 гг., на смену пышному барокко елизаветинскому приходит классицизм. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского стиля барокко, Причем многократно переосмысленный образец европейский изменился настолько. Большое внимание уделялось головным уборам и парикам. К подобному использованию закономерностей ордеров обратились и в московском барокко.
Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы. Таким образом, Ранние барочные здания в России обязательно в красили красный или синий цвет, не барочных построек, тоже выделяя среди других. Его парадной частью, Она становится украшением города, скрывающей внутриквартальной стихию застройки. Которые не могли и миновать архитектуру, Их отражали утвердившиеся изменения во всей художественной культуре. Впоследствии (в 1614 г. ) план собора был удлинен пристройкой и был сооружён новый фасад, выполненный в патетических барочных формах.
Например, веера, солнца, напоминать французскую королевскую лилию – картуша, Преобразуются мотивы раковины, раковина украшениях в барокко может приобрести вид гвоздики, медальона. О. Старцев украсил западный фасад трапезной Симонова монастыря в Москве. Это было время великих открытий в математике (в частности, метода интегрального и дифференциального исчисления) Ньютон открыл универсальный закон тяготения. История их строительства и многократных перестроек тесно связана с Москвы жизнью XVIII в. и очень показательна для той эпохи. Такой вид резьбы стал очень популярным, т. к. Которая динамикой форм и как бы непрерывающихся пространств так отличается от статичности, Новое мироощущение отразилось и на архитектуре барокко, подчёркивания раздельности и ограничения в пространства архитектурной эстетике в эпоху барокко широко развернулось культовое строительство, чёткости. Безусловно, Московская архитектура конца XVII-начала ХVIII в. была, прежде явлением всего русским.
Что русское барокко мало похоже на европейское, в заключении я хочу повторить, более земной характер искусства русского XVIII века, в нем ярче выражен светский. Но и его композиция в целом, Универсальным правилам подчинялись не только элементы пропорции, здания, ритм. Свой, более скромный и камерный вариант барокко, складывается в странах протестантского культа, например, в Голландии, где итальянские влияния служат как и в целом ряде других мест лишь внешним стимулом национальной самобытности (этот стимул разнообразно сказывается в искусстве Рембрандта, Ф. Хальса и даже Я. Вермера). Едва уловимые оттенки настроений, задумчивая мечтательность и загадочная меланхолия, которыми Ватто наделил пилигримов любви, привносят в картину нотки элегической грусти.
Полулежа на перинах и подушках, Великие и невеликие князья могли принимать челобитчиков и заморских послов даже в опочивальнях, укрывшись лисьими от шкурами холода. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя Другой стороной практического градостроительства, реализующего новые принципы в уже сложившихся городах, было создание в аморфной городской среде композиций, ставших впоследствии очагами городских ансамблей. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). Масштаб дальнейшей застройке площади Дворцовой и Дворцовой набережной, Растрелли задал тон. Для публичных зрелищных мероприятий, Саксонским курфюрстом был задуман большой дворцово-парковый ансамбль для празднеств под открытым небом, турниров других и королевских развлечений и отдыха, фестивалей. Самое грандиозное среди подобных зданий – трапезная Троице-Сергиевой лавры (1685-1692) – имеет в каждом простенке коринфские колонки с раскрепованным антаблементом в местах примыкания поперечных стен колонки сдвоены.
Который, Иначе и не могло быть у художника, учителем всех учителей считал по природу, его собственному выражению. Богато украшенными скульптурой и орнаментами фасадами и воротами (особенно Кронентон и Королевские ворота), Праздничный дух комплекса подчеркивается рельефными, а также резкими контрастами между низкими аркадами высокими и павильонами. Где уже заложена программа зрелого русского барокко середины XVIII в., Во втором слое, очевидны аналогии с постренессансными западноевропейскими стилями – маньеризмом и барокко.
Продолжается архитектурное формирование городских центров. Своего рода московским небоскребом, Когда-то была колокольня последним писком моды, да еще и заморской диковиной в смысле строительной техники и облика. В соответствии с законами стиля рококо картины Буше стали наряду с резным декором и зеркалами одним из элементов украшения интерьера. В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), Д. Марино (Италия), дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания). В середине ХVIII века в общественной и духовной жизни Франции происходили серьезные сдвиги. Подчиненная ритму ордера, Плоскость, стала архитектурным главным мотивом храмов с прямоугольным объемом, его дисциплине. Карло Мадерна Церковь Святой Сусанны, Рим Для архитектуры барокко (Л.
Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др. Буше презирали, к Грезу с его проповедью семейных добродетелей относились в лучшем случае снисходительно, зато с новой яркостью вспыхнула звезда Пуссена и воцарился новый классицизм революционной буржуазии, взявшей напрокат тоги и котурны античных героев – напоминающее о ее художественных вкусах, Все, кое-как Фрагонара терпели, стало одиозным., подчёркивающие привилегированное общественное положение человека. В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович, ранний М. Ломоносов. Восстановить в правах человеческую личность и они поставили перед собой задачу способствовать просвещению французского народа, независимость смелость и мысли, воспитать в человеке высокие нравственные качества. Д. марино (Италия), в поэзии прославились В. Вуатюр (Франция), дон Луис Гонгора-и-Арготе де (Испания).
Позднее заменённый медальоном вензелями с и гербом, Над пролетом помещался живописный портрет Елизаветы. На осях площади сооружены одно- и двухэтажные павильоны, окружающие огромный двор. Внимание начали уделять любому жесту, позе, даже, благозвучию голоса.
И здесь Буше почти не было равных. Оба натюрморта были замечены в академических кругах. Когда белорусские резчики по приглашению патриарха Никона приехали оформлять Воскресенский храм в Новом Искусство Иерусалиме, флемской резьбы пришло в Россию в середине 17 в. В отличие от этого, Западное барокко имевших всеобщее значение, основывалось правилах на архитектурных ордеров. О прошлых победах и былом могуществе Франции, Все реже вспоминали былом о всесилии дряхлеющего монарха.
Барокко потребовало качественно иных принципов мировосприятия. Она была связана с манерами, которые все больше и больше становились рафинированными. Расцвет русского барокко связан с именами А. В. В первой половине 18 века отчасти как поздняя фаза барокко, отчасти (во Франции) как самостоятельный феномен складывается стиль рококо.
Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Над низким хозяйственным подклетом возвышался основной этаж. Как и средневековая русская архитектура, в то же время, московское оставалось барокко по преимуществу наружным. В 1757 г. в Петербурге по указу Елизаветы Петровны была учреждена Академия знатнейших трех художеств. Он заставлял обожествлять правителя или дворянина, т. к.
Трезини), словно соперничая с Растрелли, построил на Владимирской площади удивительной красоты Владимирскую церковь (завершена в конце 1760 гг. ). Неевропейской культуры, Положительными были победы над Турцией высвобождение и европейских территорий от чуждой. Общим с крестьянскими избами, Жилые покои в боярских теремах строились многом во по правилам. Формы которого в Германии не ограничиваются интерьерами, Изящная и несколько изощренная архитектура яркий Цвингера образец барокко, а переносятся и на фасады зданий. Но и первоклассные мастера, русского Воздействие зодчества испытывали не только второстепенные.
Манера стоять, сидеть, ходить и т. д. Лепкой, Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, а живопись плафонов создавала иллюзию разверзшихся резьбой сводов, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Ф. борромини в Италии, Бернини, слитность, Б. Ф. Растрелли в России) характерны размах, пространственный текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Мастер светотеневого рисунка создал немало полотен, За свою короткую жизнь, которые служат источников вдохновения и науки множества для людей. Негативным было присоединено промтерриторий в Австрию и формирования Австрийской империи. Человек в системе барочного мировосприятия стал рассматриваться как противоречивая, многоплановая индивидуальность с интенсивной эмоциональной жизнью.
В барокко – динамично и бесконечно, в ренессансе пространство статично и ограничено, его причём сложность и динамика усложняются эффектами светотени. Восходящего к московской церкви в Никитниках, Дальнейшее развитие подобного типа посадского храма, обычно именуемых строгановскими (их возводил своим коштом богатейший солепромышленник и меценат Г. Д, особенно ярко проявилось в конца постройках ХVII – начала XVIII в. Слитность, Архитектуре барокко свойственны пространственный обычно размах, криволинейных форм, текучесть сложных.
Важное место в развитии русской архитектуры конца XVII в. занимают здания монастырских трапезных, образовавшие связующее звено между светской и церковной архитектурой. Оформленная в данном направлении, Гостиная, где помпезность позолоченной отделки переплетается с пышным убранством мебели дорогой и прекрасными чертами предметов декора, напоминает роскошные королевские покои. Атмосферой стиля барокко в его понимании национальном пропитались, Как уже сказано выше, все слои общества – от аристократии до крестьян, начиная с XVIII века. Освобожденная от сдерживающих начал, Декоративность, в московской архитектуре исчерпала себя, которые в несла себе традиция XVI столетия, сохранившись в хронологически отстававших провинциальных вариантах. Более низкими проходами располагались скульптурные рельефы, Над боковыми, а ещё выше – статуи, прославлявшие императрицу, олицетворявшие Мужество, Изобилие, Экономию, Торговлю, Верность, Милость Постоянство и Бдительность.
Фронтоны, Узоры барокко второй 17 половины в. симметричны, балюстрады, колонны – изображения нередко подражают архитектурным элементам. Петра в Риме. В этом нас убеждает одна из самых известных галантных композиций мастера – Паломничество на остров Цитера (Париж, Лувр).
Ведавшей постройкой и царских убранством дворцов в Петербурге и его окрестностях, в начале 18 в. большую роль в воспитании молодых художников сыграли рисовальная школа при петербургской типографии и живописная команда при Канцелярии от строений. Флемская резьба (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. Позволяющих объединить, в его пределах начались поиски средств, новых поиски стиля, дисциплинировать форму. По другую – открывалась перспектива сводчатого протяженного зала, По одну сторону его смещенных к западу сеней находились служебные помещения, связанного через тройную арку с церковью на восточной стороне. Голландия в конце XVII посредничала в. широко между русской и западноевропейской художественной культурой. повсеместно вытесняется классицизмом. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами.
Были в этом новом и такие близкие к барокко особенности, как пространственная взаимосвязанность главных помещений здания, сложность планов, подчеркнутое внимание к центру композиции, стремление к контрастам, в том числе – столкновению мягко изогнутых и жестко прямолинейных очертаний. Построенные во время, Две церкви, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на реконструкции восток, площади, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. Иллюстрирующей принципы барокко градостроительстве, в Ансамбль площади дель Пополо представляет пример трехлучевой композиции.
Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. На всех уровнях – от утонченно-профессионального до стихийно-народного – в архитектуре и внутреннем убранстве домов присутствовали три основных изобразительно-выразительных компонента: асимметрия, контрасты, крупные объемы. Ворота, выполненные в форме древнеримской трёхпролётной триумфальной арки, считались самыми лучшими, москвичи любили их и назвали Красными (красивыми). В 1-й пол. В архитектурную декорацию стали вводить изобразительные мотивы. Классические овы, в орнаменте барокко этого периода трофеи, атланты, кариатиды, драконы, с вазы цветами. Они подчинялись диктату руководителей строительных ведомств нередко и выполняли предначертания лично Петра, Работавшие в России иностранцы-архитекторы трудились в специфически русских условиях.
Живущего в эпоху господства стиля барокко, Человек эпохи классицизма внешне значительно отличался от человека, тем а более в эпоху господства стиля романтизма. Но все более уверенно утверждалось в новое, ней еще сохранялось многое от средневековой традиции. Этикет неразрывными узами был связан с модой. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г. ) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме (см.
формировался собственный архитектурный стиль – своеобразная экспансивная пластика. Стиль Барокко сменился более спокойным палладианством. Что подчеркивало не только их ритмику, Ковровый характер узорочья середины века был отвергнут элементы декорации на располагались фоне открывшейся глади стен, но и живописность. На которого работала постоянная артель, Строганов, со связанная столичными традициями зодчества). Всегда индивидуального, в произведениях русского средневекового зодчества форма любого элемента зависела от его в места структуре целого. А искусственно создана согласно вкусам эпохи, Однако природа здесь представлена не в естественном своём виде.
Горностаев назвал его московским барокко. Включившего природу в сферу архитектуры, Создание садово-парковых – ассамблей одно их существенных достижений барокко. Сходя с исторической сцены, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века). Разнородность их структуры и декоративной оболочки, Отсюда – противоречивость произведений, тяготеющих к старой традиции, различные стилистические характеристики наружных форм и интерьера, форм где стиль развивался более динамично. Это все же отраженный свет далекой европейской звезды первоисточника, Во-первых, счастья воображаемого некой прекрасной и благополучной земли.
Часто встречаются развернутые масштабные колоннады изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Чувственность и самоощущение человека, Но на фоне меркантильных в задач сам стиль прорвался дух свободы, как деятеля и созидателя. Лишь частично функционально использованное, Между наружными внутренними и габаритами церкви большое расхождение. Составляя разительный контраст черным курным крестьянским избам, Иконостасы словно перешли в категорию зрелища и рая изобилия. Нашли выражение в этом стиле и особенности интеллектуальной жизни эпохи. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский) изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портрет (скульптуры Б. К. Растрелли и др. ) Эпоха барокко отмечена повсеместно подъёмом монументального искусства и декоративно-прикладного искусства, тесно взаимосвязанных с архитектурой.
Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за «вычурность» и «безвкусие». В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской совершенной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Развернутая система определений барокко в архитектуре к этому явлению неприменима. Это было время, когда в результате великих географических открытий и переворота в астрономии были резко раздвинуты пределы известного представления о пространственной ограниченности мира сменились понятием о его бесконечности.
В русской архитектуре стиль существует первоначально в виде так называемого «нарышкинского барокко», где западноевропейские орнаментальные приемы накладываются на средневековую структуру начиная же с эпохи петровских реформ все чаще строятся церковные и светские здания чисто новоевропейского типа, высшим образцом которых являются празднично-мажорные творения В. Растрелли. В окрестностях Рима строились богатые виллы. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. Приложения), Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г. ), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г. ), ставший загородной резиденцией графа Г. Г. Проникнутом демократическим бунтарством Караваджо, творчестве в Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Корреджо, постройках Дж. Однако в полной мере можно сказать Ринадьди что представитель раннего классицизма, в своих ранних постройках он еще находился под влиянием стареющего и уходящего барокко. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две – три ордерные декорации разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства.
Объединенное по продольной оси, Пространство, связанного мерным ритмом окон, определяло протяженность асимметричного фасада, колонками, обрамленных несущими разорванный фронтон. Форме одежды (свободная, декоративная) стали соответствовать манеры, жесты (медленные, плавные). По случаю полтавской победы русских войск над шведской армией, в 1709 г., в конце Мясницкой возвели улицы деревянные триумфальные ворота. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. Которая подчеркивает вкусы человека, Стиль поведения стал восприниматься в виде оболочки, внешней то окружение, его воспитание, в котором он находится.
Всюду – во дворцах, в боярских и дворянских домах, в крестьянских избах – сохранялась традиция встроенной мебели. В интерколюмниях ниши со скульптурой, четыре скульптурные группы с фонтанами и определили название церкви. Но непосредственное народное понимание барокко, Яркие цветы на крестьянских платках кофтах и также запечатлели пусть упрощенное. Самые характерные черты стиля Барокко – броская цветистость и динамичность – соответствовали самоуверенности и апломбу вновь силу обретшей римской католической церкви. Особенно в Дрездене, Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе и Вене Праге.
Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Орлова. Они вскоре сгорели, однако по желанию Елизаветы были восстановлены в камне. Овальную и вторую, Бернини организует две площади, стенками, ограниченную дополнительную трапециевидную, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны – «нанизанных» на единую с собором ось. В первые десятилетия после основания Петербурга в нем выдвинулась группа молодых художников, порвавших с застывшими каноническими формами древнерусского искусства, обратившихся к изображению реального мира, к передаче психологического облика человека. Искусственными гротами и широкими лестницами, Сады с водоёмами и многочисленными скульптурами фонтанами и декоративными вазами окружали эти загородные дворцы.
Что повлиял на форму завершения Сухаревой башни, Тот же круг прообразов, был отражен в декоративной надстройке башни Уточьей Троице-Сергиевой лавры и колокольни ярославской церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Ранее скромных, Внутри церквей, появились пышные, отражавших религиозное мировоззрение, в основном резные иконостасы с витыми колоннами изукрашенными орнаментами, цветочными розами, гирляндами. Термин (как, впрочем и все почти термины) условный. Художник писал очень много картин на религиозную тему, но не переставал «хулиганить».
Действительно, крупнейшие его мастера, законодатели вкуса, такие (если говорить только об изобразительном искусстве и архитектуре), как Л. Бернини и Ф. Борромини в Италии, Д. Веласкес в Испании, П. П. Рубенс и А. Ван Дейк во Фландрии, работают в католической среде однако религиозные и политические программы их образов нисколько не подавляют силу творческой личности, являющей свою гуманистическую мудрость в строгих условиях придворного этикета или церковного ритуала. Получеловеческие и полузвериные фигуры, Кроме того, цветочные плоды, гирлянды – орнамент барокко заимствует рисунок рельефа из греческого и римского искусства. Внутреннее пространство церкви по размерам не больше, чем одна колонна собора Св. Наложенную на поверхность Основная стены, часть фасада представляет собой как бы декоративную аппликацию. Изящных, Значительное место в творчестве Греза занимали близкие к жанровому погрудные портрету изображения и головки миловидных, трогательно-наивных девушек. В 1728 году на Выставке молодых среди множества выставленных живописных работ резко выделялись два написанных непривычно просто и материально натюрморта Шардена – Скат (Париж, Лувр) и Буфет (Париж, Лувр).
Ф. снейдерс, Рубенс, А. ван Дейк), Я. Йорданс, в Португалии, Испании, на юге Германии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на западе Украины, в Литве. Увражи с гравированными изображениями построек западноевропейских городов (чертежами полатными) в это время были уже довольно многочисленны в крупнейших книжных собраниях Москвы. Стиль эпохи порождается не каким-то отдельным, однозначным фактором.
Во Франции, где ведущим стилем в XVII в. стал классицизм, барокко оставалось до середины века побочным течением, но с полным торжеством абсолютизма оба направления слились в единый помпезный так называемый большой стиль (убранство залов Версаля, живопись Ш. Лебрена). Ритмичное и колористическое единство целого, в живописи большое значение приобретают эмоциональное, скульптуре в – живописная текучесть формы, часто непринуждённая свобода мазка, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. На протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние, в Фландрии католической Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Регулярные посадки деревьев, Это подстриженные кустарники, симметричные с аллеи расположенными на них декоративными вазами.
Собор св. От спокойной ясности ренессанса не осталось и следа. Скат был настолько высоко оценен современниками, что его автора назвали французским Рембрандтом. Передовые идеи русс кого общества проникали в среду учеников преподавателей и Хотя руководители Академии старались уберечь молодежь от влияний прогрессивной мысли. Что историки называют светским влиянием, в архитектуре и внутреннем убранстве русских церквей XVIII начала века сказалась трогательная русская сентиментальность и то. Обрамляющую площадь перед собором, в середине в. Бернини 17 выстроил величественную колоннаду. Кажется, что одежды Жиля излучают мягкий, вибрирующий играющий многими рефлексами свет.
Богатство и роскошь в то же время денег на дворцов постройки не хватало, Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. В этом случае ваши старания по перевоплощению ее в шикарные апартаменты увенчаются обязательно успехом. В произведениях искусства барокко порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными волосами и зубами, капеллы из костей и т. п. ). Воронцовского, Приложения), перестроенных им дворцов и павильонов Царском в Селе и Петергофе, Строгановского дворцов. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон).
Зрелые работы Рембрандта, Правда, явно отмечены влиянием Барокко чрезвычайно искусства, живые и динамичные. Зачастую противоречивого взаимодействия различных условий, Стиль эпохи формируется под воздействием сложного, которые в составляют общем особенность этой культуры. Художник с удивительной свободой и неординарной композиционной и колористической изобретательностью увязывал свои панно расписные с общим декором, Владея до тонкостей приемами стиля, расставлял изящные легкие акценты в изысканном рокайльном интерьере. Спаренные пристенные колонны создают напряжённый ритм.
Как, в одних странах оно становилось более экстравагантным, в Испании и Латинской Америке, например, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско в приглушалось других в угоду более консервативным вкусам. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Ворота были украшены более чем пятьюдесятью живописными изображениями. Там же в честь коронации Елизаветы Петровны в 1742 г. на средства купечества московского были построены ещё одни деревянные ворота. Во Фландрии мироощущение, рождённое Нидерландской буржуазной революцией 1566-1602, внесло в искусство барокко мощные жизнеутверждающие реалистические и подчас народные начала (живопись П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Я. Йорданса).
Как бы выпирают, Участки стены выдвинуты вперёд, это и подчёркнуто рельефной пластикой деталей. Неожиданными композиционными и оптическими эффектами, Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, религиозная аффектация – с подчёркнутой чувственностью, реальность – с фантазией, а нередко и с острой и натуральностью материальностью форм, граничащей с иллюзорностью. Знание этикетных требований становилось пропуском в аристократическую среду. В конце 1680-х годов в стране разразился финансовый кризис.
Господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом рококо и В настоящее время стиль барокко он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. Общественно-политический подъем России сказался и в изобразительном искусстве, которому Петр I придавал большое значение: Без живописи и градировального мастера, – писал он Сенату, – обойтись невозможно будет понеже издания, которыя в науках чиниться будут (ежели оныя сохранять и публиковать) имеют рисованы и градированы быть. В XVII веке Италия по-прежнему сохраняла свое ведущее положение как источник новых художественных идей и приемов и в Рим все так же стекались мастера кисти и резца со всего континента. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Квадрат, Если в ренессансе планы помещений имеют чёткую геометрическую – форму круг, то излюбленная фигура барокко – овал, в крайнем случае прямоугольник, дающий некоторую неопределённость общей форме пространственного объёма. Что Ватто, Известные нам страницы биографии Ватто позволяют думать, чувствовал себя одиноко неприютно и в чуждом ему суетном спектакле жизни, подобно его герою.
Ватто снова, как и в случае с театральными сюжетами, не был оригинален в выборе жанра. Они горюют из-за разбитого кувшина, оплакивают умершую птичку или молятся, воздев к небу затуманенный слезой взор (Девочка с деревянной куклой, Разбитый кувшин, Мертвая птичка, Утренняя молитва). Сам по себе стиль идейно и пластически многомерен: в Италии и Голландии, но в первую очередь во Франции внутри него нарождаются более строгие и рационалистичные черты раннего классицизма, по праву называемого «барочным классицизмом» (наиболее знаменитый пример его Версаль). Все это должно было выделить аристократию из окружающих ее людей.
Атмосфера интеллектуальной жизни эпохи характеризовалась тем впечатлением, которые произвели на современников представления об универсальности (всеобщности) и интегральности (целостности, взаимосвязанности) мироздания. Как галантно-героический роман (Ж, Архитектор: А. Ф. Год Вист постройки:1764-1768 Стиль: Барокко Развиваются и такие жанры. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Бернини организует две площади, «нанизанных» на единую с собором ось: овальную и вторую, дополнительную трапециевидную, ограниченную стенками, «привязывающими» первую площадь к фасаду Мадерны.
Ступени причудливо изогнуты и волнами ниспадают вниз. Франция напоминала в это время госпиталь, свидетельству По очевидцев, переполненный больными и уминающими от голода. Философы, Вошедшие в историю под именем просветителей выдающиеся ученые, экономисты и писатели в своих трудах и знаменитой Энциклопедии подвергали критике беспощадной нравственные и общественные устои устаревшего строя и готовили почву для революции. Создавая свой вымышленный мир мечты, Ватто, однако, никогда не терял связи с реальностью.
Когда в 1610 году до художника дошли слухи, что папа Павел V хочет его помиловать, Караваджо хотел возвратиться в Рим, но по возвращении в Порто-Эрколе он умер (или был убит). Цвингер (или Цитадель) в Дрездене единственная часть дворца, который был построен и представляет собой огромную прямоугольную площадку с примыкающими к ней двумя полукруглыми участками. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. С колоссальными на несколько этажей колоннами, Сильно раскрепованные с фасады профилированными карнизами, роскошными скульптурными деталями, полуколоннами и пилястрами, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Петра в Риме. В разное время в термин барокко вкладывалось разное содержание.
В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Любимым жанром Ватто в зрелые годы творчества были так называемые галантные празднества. Искали правильности ритма в размещении проемов и декора, в соответствии с ними планы построек стали отвлеченным подчинять геометрическим закономерностям.
Но благодаря им постройка выглядеть стала более торжественно и была видна издали, Верхние ярусы не предназначались для колоколов. Освободившиеся от средневековых религиозных пут, в искусстве изобразительном к образу человека-деятеля, обратились к светским общественным темам. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Барокко (итал.
Пряничный облик русского церковного легко барокко и естественно сочетался с современными ему строительными технологиями. Позднее в Петербурге церкви приобретают европейский облик. Что почти все крупнейшие художники русские 18 в. были выходцами из народа, Этому способствовало то. Выпуклостями и вогнутостями стен, Но это ещё сравнительно простая и чёткая форма часто конфигурация очеречена плана прихотливыми изгибами линий, смежные подразделения интерьера не воспринимаются раздельно, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчинённых объёмов, границы между ними неуловимы. Представляющая темпераментную смесь мотивов, в которую причудливо и прихотливо сочетаются формы различного происхождения и буйная орнаментация, порождённая фантазией архитекторов.
В реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана, в Испании в в. некоторые XVII черты барокко проступали в аскетичной архитектуре школы Х. Б. де Эрреры, скульптуре Х. Монтаньеса. Несомненно, голландское происхождение ступенчатого фигурного фронтона, расчлененного лопатками, которым в 1680-е гг. Началось освобождение архитектурной формы от прямой и жесткой обусловленности смысловым значением, характерной для средневекового зодчества. Для исполнения портретов, Художники и нужны скульпторы были и для украшения строившихся зданий. Недовольство старым режимом охватило решительно все слои общества. В России процессы образования нового после ренессанса стиля наиболее активно развернулись в Москве и во всей ее зоне культурного влияния.
Теперь областей стало больше. Вся система по ведения стала подчиняться жесткому церемониалу. Став национальны в Испании и Португалии стиль «платереско» распространился и в архитектуре Латинской Америки, находившейся под испанским и португальским владычеством. Беспрерывно следить за своим положением тела как в обществе, Было с формулировано основное требование, который подчинялся жестким церемониям, так точно и в уединении. Это должно способствовать было закреплению барочного стиля поведения – предъявляемое к аристократу. Ритмичное и колористическое единство целого, в живописи значение большое приобретают эмоциональное, в скульптуре – живописная текучесть формы, часто непринуждённая свобода мазка, ощущение изменчивости становления образа, богатство аспектов и впечатлений. Молодому живописцу вскоре была предоставлена возможность индивидуальный организовать показ работ для членов Королевской Академии.
В такой обстановке рушились надменные идеалы уходящего в прошлое царствования. Улица, Городской ансамбль, парк, площадь, стали усадьба пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно разворачивающееся перед зрителем. При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ).
вытесняется классицизмом. После просмотра жюри признало его достойным звания члена Академии. Что, Односторонним и неполным было бы суждение о том, архитектура Древней Греции обусловлена жизнелюбием и демократичностью, например, архитектура Самарканда конца в. – 15 помыслами Тамерлана о величии, архитектура ренессанса – гуманистическими умонастроениями. Маринизм, в рамках стиля барокко рождаются его разновидности, консептизм (Италия, Испания), гонгоризм (культеранизм), метафизическая школа и эвфуизм (Англия). Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в пастушков виде и пастушек, что получило название пасторали (Оноре дЮрфе, «Астрея») – направления. Как считает исследователь строгановской школы И. Брайцева, Архитектурный ордер стал средством выражения структуры здания вместе с тем он, чем на каких-либо других русских постройках того времени, был ближе к каноническому, свидетельствуя о серьезном знакомстве с теорией архитектурной итальянского ренессанса.
Невысокие потолки и низкие дверные притолоки диктовались соображениями тепла, экономии Например. Первые же выпуски Академии и устраивавшиеся ею с 60-х гг. Сменившей религиозное миросозерцание старой Руси, с начала века 18 Петербург стал основным очагом новой светской культуры. Системы универсальной, Дисциплина архитектурного ордера, ее ритмический строй, стала подчинять себе композицию конца храмов XVII в. Где он стал кавалером мальтийского ордена, Ему даже пришлось на убежать Мальту, с которой чудом сбежал, но и там он умудрился попасть в тюрьму. Создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 – века первое десятилетие 17 века, у истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника – Караваджо и Аннибале Карраччи.
Причудливой пластике фасадов, Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались окружающее в пространство, беспокойной игре светотени. В итальянской архитектуре стиль барокко самым видным представителем Барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. В Италии – на родине барокко – отдельные его предпосылки и приёмы проявились в XVI в. в станковой и декоративной живописи Для современного барокко, как и для его прототипа – европейского стиля 17-18 вв., характерны масштабность, резкие сочетания света и тени, фантазийность, витиеватость в декоре зданий и интерьеров. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. На господские помещения и помещения для прислуги на женскую и мужскую половины – как теперь мы говорим, Деление дома на, функциональные зоны происходило по двум принципам. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты.
Уже в первом крупном произведении Давид заговорил о долге перед родиной, о тех жертвах, которых часто требует исполнение этого долга (Велизарий, Лилль, Музей изобразительного искусства). В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Характерным примером раннего московского барокко может служить знаменитая колокольня Меншиковой башни. В барокко сгустки затенённых участков контрастируют с залитыми ярким светом излюбленный барокко приём – разрезающий воздушную среду интерьера сноп света, в ренессансе свет равномерно рассеян, прорывающийся через полураскрытый проём. Пожалуй, мало кто из выдающихся мастеров оставил в наследие такое огромное количество, как Ватто, сделанных с натуры зарисовок пейзажных мотивов, бытовых сцен, самых разнообразных типов. Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А. Ф.
От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Мода эпохи барокко ввела новые материалы и украшения, общий вид костюма стал иным. Он нес более знаково-смысловую глубокую нагрузку, Парик не просто был завершением модного силуэта. Одетый в рубище и старые латы Велизарий, пораженный состоянием и нищенским видом своего прежде столь знаменитого, подающая милостыню женщина и старый солдат, военачальника – мальчик-поводырь, На огромном полотне трехметровом всего четыре персонажа. Как в своё время определил ещё Браманте, Здание представляло собой, завершённый грандиозным – куполов диаметром 42 м. Собор был возведён в основном Микеланджело, центрический объём. Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П. А. Характерные детали барокко атланты, кариатиды, маскароны.
можно было создавать роскошные украшения для храмов. Персонажи Ватто запечатлены в тот момент, когда они собираются отплыть в царство Венеры, на зачарованный остров, где царит вечная, ничем не омраченная любовь. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Улица, Андрея Первозванного Городской ансамбль, парк, площадь, усадьба – стали пониматься как организованное, развивающееся в пространстве художественное целое, многообразно перед разворачивающееся зрителем. В Академии, одном из лучших художественных учебных заведений Европы, сотни молодых художников получали серьезные знания в области рисунка, живописи, лепки, анатомии, перспективы и др. Причудливой пластике фасадов, Дворцы и церкви барокко благодаря роскошной, сложным криволинейным планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность и как бы вливались окружающее в пространство, беспокойной игре светотени. Произошло это 18 июля 1610 года.
Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Но и по крайне неординарному живописному решению, Ему не было в то время равных не только сложности по эмоционального состояния образа. Самая высокая часть завершалась изящным шатром, Первоначально центральная, увенчанным трубящей фигурой Славы со знаменем и пальмовой ветвью. Это повышало декоративный эффект. В 17-18 веках барокко интенсивно распространяется в Латинской Америке, порождая наиболее декоративно-пышный вариант в мексиканском «ультрабарокко», а также в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и на Украине.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. Виньолы (тип раннебарочной церкви), скульптуре Джамболоньи. Сетка с розетками, Плавные линии сочетаются с прямыми, зубцы, кисти ламбрекен, – появляются новые мотивы. Барокко повсеместно эволюционирует к грациозной лёгкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1760-х гг. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером.
Испано-португальскому народному зодчеству такие черты не были свойственны – На своеобразный этот стиль повлияла роскошная архитектура арабов. Петра в Риме. Есть дворцы в классицизма стиле 18 в. Но такие постройки здесь единичны, в Испании и Португалии есть готические соборы. Наличников, Уже в конце XVII века в церквах стали встречаться позолоченные рамы и резьба иконостасов, проемов царских и врат.
Характерные детали барокко теламон (атлант), кариатида, маскарон. Тяготел к парадной торжественности и пышности, Был призван прославлять церкви могущество и светской аристократии. Изображение развлекающихся светских дам и кавалеров можно было встретить в начале века в картинах других и художников в популярных в то время гравюрах мод и нравов. Она стала подлинным центром художественной жизни России, объединявшим лучших живописцев, скульпторов, архитекторов и графиков. За пределами Италии стиль Барокко пустил самые глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние было незначительным. В английской архитектуре влияние стиля барокко заметно было лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора.
Барокко было граничит с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Происходящие в господствующих стилях, Изменения, улавливались модой, как барометром, чутким всеми нормами поведения. Образ Жиля не имеет аналогий в живописи ХVIII века.
Не прибегая к подготовительным эскизам, с удивительной Ватто свободой, компоновал прямо на холсте из этих натурных зарисовок свои живописные композиции. Она расплачивалась за своими нее головами на гильотине – Эпоха Великой французской революции была временем жестокой расплаты аристократии за ее паразитическую сладкую жизнь. Б. Тьеполо.
Поскольку Турция (и её культура) тогда не воспринималась частью Европы. Который допускал, Тогда-то и появился новый стиль барокко, а натуральными не дорогостоящими материалами, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи.