Французов, За пестротой иностранных имен – австрийцев, датчан, немцев, шведов или итальянцев – кроется не столь уж большая весомость их вклада и ограниченное сравнительно воздействие на путь русского искусства. Когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек пейзажа или Ф. С. Рокотов работал в жанре полупарадного портрета. Махаев (17181770) в праздничных «перспективах», может быть несколько суховатых, но удивительно свежих, радостных, чуть театрализованных. Пожалуй, единственным портретом, в большой мере отвечающим принципам классицизма, является позднее полотно И. Аргунова – «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784, Москва, ГТГ)» но и то на ней, возможно, надет театральный костюм. Однако большинство специалистов не приняло эту версию. Подобно этому трансформировались и герои лучшего русского исторического живописца XVIII века – А. П. Половички, Чистая и опрятная горница, как говорили тогда с выбитыми кружевами, на окнах белоснежные шторки.
И только изображая близких людей, Подневольный крепостной художник Шереметевых вельмож И. Аргунов при создании парадных портретов вынужден был беспрекословно исполнять приказания и пожелания своих хозяев, он одним из первых в России мог позволить себе попытку интимной характеристики. Преодолев условности, Если Антропов и Аргунов то стремились, уже Рокотов, правдиво изобразить человека, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. Выражение, с удовольствием рассматривал каждое лицо, убранство домов, хотелось наряды, угадать мысли и характер каждого изображенного. Так и в этом лучшем его произведении мы встречаемся со всеми атрибутами репрезентативного рокайльного портрета.
Столь же эмоциональна и прозрачна и живописная техника Боровиковского. И подружки, которые пришли поговорить и помочь нарядить невесту перед свадьбой. Строганов грозный и величавый лик умершего Петра I, озаряемый отблесками погребальных свечей или демократический облик седовласого «напольного гетмана» (1720-е гг. ), удивительный по меткости, яркости и непосредственности характеристики и живописному мастерству (оба – Санкт-Петербург, ГРМ). Без всякой идеализации представлен Антроповым в парадном портрете дегенеративный облик незадачливого Петра III (1762, Ленинград, ГРМ). В середине века выделяются всего два мастера подлинных – это тонкий мастер гравюры резцом на меди И. А. Однако, Исторический жанр главенствовал в Петербургской Академии художеств, как портрет, не он получил такого развития. Что сначала внимание привлекает внешний облик, Естественно, точная физического фиксация сходства.
Румянцевой (1764, Ленинград, ГРМ). Растрелли крупный мастер портрета швед А. Рослин (1718-1793, в России – 1775-1777) или изящный австриец И. -Б. Глядя на эти работы, захотелось вновь прочесть книги и романы русских классиков: Некрасова, Тургенева, Пушкина, Сумарокова, Фонвизина, Грибоедова, Карамзина и многих других. В рост, с 1773 по 1776 год пишет д. Г. Левицкий серию больших, портретов воспитанниц Смольного института для благородных девиц. Труда, Атмосфера серьезности и он с искренней теплотой передает интерьер, моральной чистоты дорога ясно Фирсову и свободно располагает в нем своих персонажей и предметы, заполняет комнату мягким светом.
Антропова (1716-1795) и И. П. Боровиковского (1757-1825). Аргунова (1729-1802), художественная деятельность которых продолжалась до конца столетия. Очень сложные, детализированные работы этого периода.
и X. М. Шереметева. Петербург из города-крепости и города-порта превращается в город дворцов. Сквозь театральное жеманство жестов пробивается непосредственная радость молодости.
Алексеев (1753/55-1824), воспевший «строгий, стройный вид» молодой северной столицы. Много писал виды и Петербурга сумел внести в изображение этого города глубоко своеобразные черты, Сначала он копировал пейзажи многих городов. Все это давалось нелегко. Лопухиной, 1797, Москва, ГТГ). Картины этих художников 8212 эталон живописи для меня. Второстепенные персонажи размещены полукругом, Главные выделены герои светом и вписаны в классический треугольник. Он опирается на простую садовую лейку, Но обрюзгшая старческая фигура Демидова облачена в халат, домашний на столе рядом е каталогом растений лежат луковицы цветов.
Элегические настроения, Мечтательные, однако, нежность колорита и певучий ритм не мешают, художнику индивидуальность чувствовать модели. Нежно-розовый цвет распустившегося цветка, Ему удивительным с благородством и тактом удается объединить в одно колористическое целое серебристые и пепельные тона прозрачной ткани, теплые тона напудренных волос и лица молодой женщины, фисташковые оттенки лент. Наряды, Какие замечательные светлые лица, красные платки, сарафаны, лапти у одной из и подружек красные ленты. Привносит в его картины красочность, праздничную Это придает творчеству Левицкого блеск жизни. Идеальные представления о человеке и гармонии его с природой, Боровиковский внес в русскую живопись более обобщенные. Но и служат необходимыми цветовыми акцентами, Фигурки всадников прогуливающихся и дам и кавалеров не только сюжетно оживляют полотно. Жанров и художественных форм, Пафос преобразований просветительских и реформ выразился в поисках новых творческих методов и рождении неизвестных ранее видов.
Но это не всегда удается. После застоя 1730-х годов Россия снова входит в период стремительного развития. Бесправия и пренебрежения этим достоинством, Наряду новыми с явлениями и признанием достоинства отдельной личности встречались не менее яркие примеры произвола. Вряд ли к «Напольному гетману» И. Никитина подходит эпитет «барочный» А. П. Опытному художнику-декоратору И. И. Вишнякову (1699после 1761 г. ) в области станковой живописи лучше всего удавались детские образы. – в нем претворились и по-своему преобразились исконные национальные особенности, к концу первой четверти XVIII века сложный и трудный процесс закладки фундамента нового был искусства почти завершен, прошедшие путь европейского ученичества, постепенно перестроились импортированные мастера и созрели свои собственные крупные художники. ок.
Чтобы они помогли его супруге Андромахе воспитать малолетнего ребенка достойным сыном Трои, в трагические минуты прощания с семьей он обращается к лишь богам с единственной просьбой. Таннауэр (1680-1737) или марселец Л. Каравак (1684-1754). («Чудесный улов рыбы» на сюжет из Евангелия. Художник А. П. Уходящего сражаться с врагом, Картина трояенского изображает героя Гектора, осадившим город.
Рокотова (1735-1808), Д. Г.,, видя одни черты только, Современники Лосенко прекрасно понимали его кажется искусство, мы угадывали чувствования их и слышали, разговоры – о его картинах писали. Выпускникам Академии давали задание написать картину при выпуске историческом в жанре, Как правило. Более или менее точно соответствует понятию сентиментализма талант живописца В. Л. Развитие русского портрета пошло по какому-то иному пути, обращенному к внутренней сути человека.
В скромных портретах К. А. Чьи они – ручья или облаков. Это произведение И. Н. Никитина поражает широтой живописи, Но кто бы ни был изображен на портрете, простотой и значительностью, удивительным для искусства русского начала х века психологизмом. Что подпись фальшивая, в дальнейшем было установлено, а картина написана одним из самых загадочных художников XVIII Иваном века Фирсовым (род. Н. Н. Молева высказала предположение, что традиционное идущее еще от Х века название,, Напольный гетман (что расшифровывалось как начальник полевых войск) произошло от строчки в старой описи: Гетман наполно неоконченный, то есть незавершенный художником.
Но это отнюдь не обязательно означало идеализацию любой модели художника. Петропавловской крепости художник передает гармоническое единение красоты архитектуры и пейзажа высокого неба, в знаменитых видах Дворцовой набережной, глади светлой Невы, вечно подвижной. В XVIII веке в России сложился героический классицистический пейзаж, представленный Ф. М.
Даже на отвлеченном и условном языке древнерусский иконописи художник умел создавать образы высокой человечности. Ставший важным событием в русском искусстве, Эта серия превратилась блестящий в декоративный ансамбль. Мастер обратился к древнегреческому эпосу. В Академии художеств он обучался театральной живописи, но стал пейзажистом. В своих первых шагах русская историческая живопись брала за образец сценические воплощения патриотических трагедий Сумарокова, а «высокий стиль» декламации в их исполнении был тогда обязателен: недаром труппу первого русского талантливого актера Ф. Г.
В сущности, он был более «европейским» живописцем, чем, скажем, немец И. -Г. Не плавная эволюция, Это уже не компромиссные решения, решительный а разрыв со всем строем религиозных канонов Древней Руси. В результате усилий нескольких поколений исследователей стал вырисовываться и жизненный творческий путь этого первого русского жанриста, Постепенно.
Уроки классицизма помогли художнику ясно и величественно организовать большое полотно. Условный пейзаж с тонкими деревцами с перекликается изобретательно разработанным линейным цветочным узором на платье и вторит нежному и трогательному образу маленькой придворной,, дамы. Презрительная надменность Варвары Новосильцевой (1780, Москва, ГТГ) оборачивается снисходительной улыбкой бывшей воспитанницы Смольного, обращенной к своей новой богатой, но провинциально невежественной семье. Не затронув глубоко русских сотоварищей, все эти гастролеры промелькнули, оставив галерею русских лиц, – как блестящий Л. Токке (1696-1772, в России жил в 1756-1758 гг. ), нарядный П. Ротари (1707-1762, в России жил с 1756г. ), написавший кроме многочисленных «Голов» хороший автопортрет и портрет В. В. Алексеев верно понял отличие от Венеции северного, Подобно ему, просторов Невы, бледного и высокого неба, прозрачности воздуха свежего и воплотил в своих полотнах любовь к родному городу.
Особняком стоит судьба личного пенсионера Екатерины I – Андрея Матвеева (1701-1739), прилежно учившегося в Амстердаме и Антверпене и вернувшегося в Россию уже после смерти Петра I. Его недюжинные способности и талант портретиста, проявившиеся в неоконченном автопортрете с женой (1729, Санкт-Петербург, ГРМ) и парных портретах И. А. Это классическое парадное изображение Павла I стало одним из самых глубоких психологических портретов русской в живописи XVIII века. С 1792 года и до самой смерти работавшего в России, Гонзага (1751-1831) искусство русское всего за одно столетие сумело преодолеть огромный разрыв с Западной Европой и, развивавшего в духе классицизма традицию архитектурно-перспективных композиций Освободившись от религиозных оков, до предела уплотнив стадии своего развития, выйти к началу следующего века на равных правах с остальными европейскими странами, дав свои национальные варианты во всех видах и жанрах искусства. Единственным крупным пейзажистом был Ф. Я. Развивавшим у своих учеников в Академии художеств первую в очередь мастерство рисунка, Лосенко был прекрасным педагогом. Лосенко). Но только в XVIII веке смогли появиться изображения со человека всеми присущими именно данному лицу особенностями и качествами. Модели или художника.
Вся передовая дворянская элита стремилась запечатленной быть на полотнах кисти великого живописца. Вместе с тем такой мягкий свет и гладкие, аккуратные, практически незаметные мазки. Но пейзажи Махаева обрели уже единое, Махаев здесь развивает традицию победных панорам Петербурга А. Зубова, предвосхищая рождение живописного русского пейзажа в конце века в творчестве Ф. Алексеева, строго выверенное пространственное построение. Сцена прощания полна театральности – фигуры греческие напоминают статуи, Картина написана в духе классицизма. Он хотел бы их видеть однозначными, как персонажи Фонвизина.
Можно сколько угодно говорить искусстве, об Ведь как говорят, но ничто не заменит самого искусства. Воздушность живописи дает возможность художнику создать атмосферу эадумчивости, Легкость, но разнообразные и богатые нюансы чувств, тончайшие переливы передают цвета едва уловимые. Успех С. С. Щукина (1758 1828) тем ценнее, что характер Павла был крайне сложен и противоречив. Можно, пожалуй, даже оценить его как высшее достижение сентиментализма в русской живописи. Хранящиеся в Русском музее парные портреты В. ТТ. Он не только разработал рецептуру сплавов цветных стекол, но и дал в этой трудной, но прочной технике замечательные портреты: например, любимого им героя – Петра I (1754, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Более того, Ломоносов сыграл большую роль в развитии русской исторической живописи.
Его привлекает старая столица с древним Кремлем, многолюдной Красной площадь С. Ф. Щедрин (1745 1804). Живописный строй портретов Рокотова сродни его излюбленным моделям. Одетая пастушком Хрущева живей, энергичней и веселей своей подруги. Но уже с 1740-х годов начинается новый национальный подъем. Боровиковского. Глубине и насыщенности его тонального колорита отвечает глубина эмоций.
Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Но лучшие вещи Антропова действительно относятся к его раннему периоду. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХХ веке. Головкин (1720-е гг., Москва, ГТГ) жизнерадостный, но несколько жеманный юноша барон С. Г. Обрюзгшие щеки, Складки у глаз и рта, как будто удивленно поднятые брови уверенно прорисованы и мастером, написаны высоко. Эффектная зрелищность смольнянки представлены театральных в костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис соединяется здесь с жизненностью и поэтичностью.
Привольно раскинувшийся среди озер и протоков, Его картины напоминают английский парк, пейзажный украшающими их дворцами и павильонами, с живописными островами. Гастролировавших в России в XVIII веке, Мы почти ничего не сказали иностранных об художниках. Но тонкой цветовой гаммой, Лиризм картины усиливается неяркой, где доминируют зеленовато и серые розовые тона. Левицкого – к классицизму. Любовно и проникновенно передает Щедрин позолоченную солнцем кудрявую зелень, розоватый песок, устилающий дорожки парка, хрупкую красоту цветов.
– это, Примером произведений рубежа XVII и XVIII веков могут служить портреты называемой так серии шутов Всепьянейшего собора, были просто портреты ближайшего окружения молодого Петра I, по-видимому, предназначавшиеся для нового Преображенского дворца. Простой будничный мотив оказывается исполненным подлинной поэзии. Возможно, что именно в такой обстановке жили и работали русские пенсионеры в Париже.
Ц П. М. Третьяков купил эту картину у коллекционера Н. Д. Быкова с подписью Лосенко. К началу XIX века Боровиковский все более проникается идеалами классицизма. Художник программно отказывается от всех атрибутов и украшений, Поместив свою модель в темной накидке на темном фоне, которые могли бы отвлечь внимание от лица усталой отягощенной и нелегкими думами женщины.
Рокотова пленяет текучесть как бы в пробегающих душе модели преходящих оттенков настроения – как пробегают отражения облаков в ручье. В эти годы складывается целостный облик «Северной Пальмиры» (Петербурга) и Алексеев отобразил его во многих своих картинах. Самой привлекательной частью творческого д. Г. Левицкого наследия являются камерные портреты. Лосенко (1737-1773): от вполне реалистических иногда, очень поэтичных и жизненных образов его рисунков, отличных этюдов с натуры и изящных эскизов он приходит к идеальным, отвлеченным персонажам законченных картин.
Сюжет картины наполнен духом высокой гражданственности, пронизана любовью к родине. Немногие до нас дошедшие его портреты, в особенности детские, при всей их грациозной неловкости и распластанности, говорят о своеобразии передачи им хрупкости и прелести детского образа (портреты детей Вильгельма и Сарры Фермор, 1750-е гг., Санкт-Петербург, ГРМ). д. Г. Левицкий (1735 1822) с присущей ему проницательностью уловил своеобразие личности Демидова, парадоксальность натуры которого определила двойственный характер произведения. Развивается потребность передать интимные, глубоко личные свойства и переживания, а главное – утвердить ценность духовного мира человека и его внутреннее достоинство. Соколов (1717-1757) и художник И. Я.
– это решающий перелом всей жизни и в том числе искусства, Как ни менялись за последние годы точки зрения петровское на время. С одной стороны, это типичный для Х века парадный портрет, репрезентативный и театральный. Яркостью, Рядом с полнокровной декоративностью, лапидарностью и силой созданий мозаичной мастерской Ломоносова меркнут самые нарядные парадные портреты его – собратий русских живописцев того времени. Вот таким образом хочется больше увидеть, чтобы вновь насладиться живописью.
Пишет виды провинциальных городков и Москвы, в XIX начале века Алексеев много путешествует по городам России. Которые он написал прижизненных с изображений предков П. Б, Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты. Живопись этого времени невероятно быстро проходит путь развития от «парсун» еще в духе XVII столетия к таким шедеврам вполне европейского уровня, как «Напольный гетман» Ивана Никитина (сер. Поздние гатчинские виды Семена Щедрина (1745 1804) высшее достижение русской монументально декоративной пейзажной живописи. Есть возможность не только прочесть, Конечно, просто скачав любую но аудиокнигу и прослушать.
Откуда эта «полуулыбка-полуплач» девочки-жены Струйского (1772, Москва, ГТГ) или смутные образы, скользящие в причудливом уме ее чудаковатого стихотворца-мужа (1772, Москва, ГТГ). Перед искусством XVIII века стояла задача запечатлеть современного человека. Антохина-Куракса Н. А. Крестьянская свадьба.
Более 2000 отечественных и зарубежных произведений слушать аудиокниги онлайн можно на. Но томные девушки Боровиковского пленительно женственны, а подтянутые военные – благородны и доблестны. А сводятся к гармоническому, Их положительные и отрицательные черты не перечисляются как сумма некая слагаемых, без прозаического изображения ненужных бытовых деталей, но подвижному единству. Мальчик в мундире ученика Академии пишет портрет маленькой трогательной девочки в небольшой скромной комнате.
Недаром впоследствии возникло понятие рокотовского типа женского лица, включающее в себя глубину чувств, обаяние мягкости и доброты и то ощутимый, то ускользающий оттенок грусти. Семилетнего князя Павла и Петровича княжны Е. Б, Среди первых его работ 8212 портреты Петра III и Григория Орлова. Проще и понятнее румяная растрепанная русская барыня Бакунина, с легкой иронией написанная Левицким утонченная аристократка Урсула Мнишек с холодным фарфоровым личиком или пестро разодетая актриса-авантюристка Анна Давиа, – с одинаковым блеском запечатленные кистью Левицкого (все 1782, Москва, ГТГ). Рубеж XVII и XVIII веков является этапом завершающим длительного процесса перехода от средневековья к новому времени.
Как англичанин Скотт это делает по отношению к Лондону, Он той в же мере развивает традиции городских ведут Каналетто. И конечно, главная героиня, стоящая посреди крестьянской избы с распущенными волосами. Наиболее полно все эти черты воплощены в творчестве замечательных мастеров Ф. С. Его запечатлел гравер М. И. Но в их работах часто больше архаизации, Оба они добросовестно и по мере сил трудились, у чем русского самородка Ивана Никитина. Ф. Я. Алексеев (1753 или 1754 1824). А. М. Измайловой, М. А. Румянцевой и А. В. Бутурлиной.
Дьякову (1778, Москва, ГТГ) Д. Г. Аргунов быстро и легко язык усвоил европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Привезенную из Ярославля в столицу, Волкова, как так игра актеров показалась слишком обыденно-житейской и недостаточно возвышенной, заставили переучиваться.
Хрипуновых (1757, Москва, Останкинский дворец-музей творчества крепостных) можно видеть отражение пробуждающегося самосознания русских разночинных слоев. Гораздо определеннее и конкретнее Левицкий. Измайловой (1759, Москва, ГТГ) или умной старухи М. А. Деловитой, Новому горделивому самосознанию архитектура петровского времени казалась скромной, слишком будничной. после 1784). Тонко разработанной гаммой теплых тонов Крупные массы пушистых деревьев на первом плане определяют картинную плоскость и удачно подчеркивают вертикальность всей композиции Реальная архитектура, с большим колористическим мастерством они объединяются мягкой, чем трактовке в природы изображенная с не меньшим, лирическим чувством, сообщает этим декоративным пейзажам конкретность определенного уголка гатчинского парка.
Чем овладение новой европейской манерой и все же это скорее итог достижений старых XVII века. Изощренного живописного мастерства Ф. С. Рокотова и Суровцевой ее мужа прекрасный образец зрелого. Алексеев по существу стал родоначальником пейзажа в России. Делал подборку разных картин художников 18 века.
Изысканность силуэтов, Грациозность движений и поз, приобретают особую музыкальность благодаря бесконечной нюансировке колорита, очерченных линией, певучей выдержанного в характерной для декоративной живописи того времени серовато-розовой и оливковой гамме. Голицыных (1728, Москва, частное собрание), были задавлены бесконечной рутинной работой по росписям дворцов и церквей и руководством малярными делами команды Канцелярии от строений – работой, продолжавшейся вплоть до ранней смерти Матвеева. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени.
Поэта и теоретика Н. А. Львова она тайно, За одного из них архитектора, проявив незаурядную по временам тем смелость, против воли родителей вышла замуж. Обострения общественных противоречий, Но по мере усложнения духовной жизни русского общества, проникнутом сознанием нравственного долга, развития передовых идей просветительства и утверждения о представления человеке как о разумном существе, – наконец, с появлением таких беззаветно преданных народному благу деятелей, как Новиков или Радищев, – в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII столетия создается целая галерея необычайно разнообразных и выразительных образов современников. Левицкого (1735-1822), В. Л.
Павловска Петергофа, Он вошел в историю русского искусства всего прежде как изобразитель Гатчины. Помянем и гениального декоратора П. Г. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью.
Европеизм – ориентация на Западную Европу – становится определяющим и даже принудительным, Но только с начала нового столетия древнерусские традиции решительней отодвигаются на второй план, обмирщение полностью искусства вступает в свои права и секуляризация. Иногда сатирические, Все эти суровые, видимо, очень конкретные портреты, восходят одной к московской мастерской. и А. П. Ему предстоит скрестить оружие с Ахиллом и исход единоборства заранее предрешен (младенцем мать Ахилла окунула в воды Стикса, что сделало его тело неуязвивым). Полон властности жест руки, Горделиво поднята в голова большой треуголке, опирающейся на трость. Так парадный портрет у Левицкого приобретает психологическую глубину и интимность.
Как это случилось и с А. Матвеевым, Но, талант был Вишнякова-портретиста задавлен и заглушён бесконечными декоративными малярно-поделочными работами в многочисленных новых дворцах. К середине века относят обычно и творчество двух очень разных художников – А. П. 1733 ум.
Соединяющего протокольную точность деталей с условной плоскостностью и целого, схематизмом Современный портрет зарождается в недрах парсунного письма. Все же эти приезжие мастера непосредственно знакомили русских художников (а портретисты в заграничные поездки почти не ездили) с европейским портретом того времени, работая рядом с русскими, но зарабатывая во много раз больше. Вот таким образом на картинах фигуры часто похожи на и греческие римские статуи, Художники в стиле классицизма подражали античным скульпторам, персонажи совершают героические поступки. Вдохновенную и умную характеристику очень разных по рангу, в лучших портретах этого периода поэтическая наполненность и богатство оттенков душевных движений помогают создать яркую и возрасту меткую и образу жизни, значению, но одинаково живых людей.
Который в темные времена бироновщины был осужден и сослан в Сибирь, Перед нами одно из последних дошедших нас до произведений замечательного художника. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Но хочется немного больше информации, больше изображений (портретов художников). Тенистый уголок парка, в портрете все в согласии, увядающие розы, васильки среди колосьев спелой ржи, непринужденная поза молодой женщины, простое платье, свободно облегающее ее стан и, конечно исполненное удивительного очарования прелестное лицо – в друг гармонии с другом. Государственная регламентация многих сторон жизни иногда приводили к трагическим конфликтам, Крутая ломка вековых традиций.
Отметим разнообразие его решений портретов: умный холодный дипломат Г. И. Так, в холсте «Владимир перед Рогнедой» (1770, Санкт-Петербург, ГРМ) живыми и русскими остались лишь второстепенные персонажи – воины-крестьяне и сенная девушка. Лосенко тщательно разрабатывает композицию, проверяет каждый жест, каждое движение. Прилежно учившегося в Амстердаме и Антверпене и вернувшегося в Россию уже после смерти Петра I. Его недюжинные способности и талант портретиста, Особняком стоит судьба личного пенсионера Екатерины I – Андрея Матвеева проявившиеся (1701-1739), в неоконченном автопортрете с женой (1729, Санкт-Петербург, ГРМ) и парных портретах И. А. В своих произведениях воспевали красоту, Все они стремились к идеалу, свойственных русскому человеку, но красота телесная была отражением лишь человечности и духовности.
Почти спрятаны от нескромных взглядов, люди на портретах Рокотова как бы густой окутаны дымкой. спасибо за статью. Особенно ему удавались изображения людей, с которыми его объединяла духовная близость. Когда создавались основы русской культуры нового времени и укреплялись принципы, Начало века в России – сложнейший имевшие период, большое влияние на все дальнейшее развитие общественной и художественной жизни.
В них он выступает чисто русским мастером, бесхитростно, но сочно и трезво рисующим внешность своих подчас не слишком привлекательных моделей – «гренадера в юбке» нарумяненной фрейлины А. М. А над чем или над кем усмехается Майков (1765-1767, Москва, ГТГ). Прекрасные мосты и обелиски, башни, колонны гармонично сочетаются с естественной природой. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая, присущая русским женщинам.
Он задумал целый цикл картин, воспевающих деяния Петра, но успел выполнить одну мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764, Санкт-Петербург, Академия наук). Форма парадного портрета получила у Левицкого новое осмысление, за эффектностью маскарада выступили привлекательные своей естественностью и достоверностью образы молодых девушек. Нежность ее натуры находит в отклик непревзойденном по живописному богатству, Хованская задумчива и мечтательна, тончайше разработанном цвете ее наряда. Портрет Бутурлиной отличается лаконизмом особым композиционного и колористического решения. Отходом на второй план церковных росписей и В икон, России петровского времени вместе с обмирщением живописи, все внимание должно было быть обращено на увековечение важнейших политических и общественных деятелей, казалось бы, на создание репрезентативного парадного портрета.
Обычно у его моделей четко сложившиеся характеры. При временщике Бироне их заточили в тюрьму – тоже художника, Судьба Ивана Никитина и его брата Романа, после заключения пятилетнего били плетьми и сослали в Сибирь, была трагична. Склонному к суровому реализму и чуждому льстивости, Его дарованию, а острохарактерные лица пожилых женщин, лучше всего не отвечали юные придворные красавицы, проживших долгую и сложную жизнь. Но этого не случилось.
Ясное мироощущение, Спокойное идилличность тоже пейзажа гармонируют с декоративным назначением этих панно. Куда входили связанные с художником отношениями дружескими самые талантливые и передовые люди его времени, м А. Дъякова была душой известного державинского кружка. Вуаль (1744-ум. Основные события происходят на просцениуме и приковывают зрителя, внимание Барельефность композиции не дает действию развиваться в глубину. Не всегда Боровиковский сентиментален, – он показал генерала Боровского энергичным и собранным (1799, Санкт-Петербург, ГРМ).
Русская печь, в красном свет углу горящей лампадки и икона, которая по обычаю зашторивалась на ночь. «Смолянки» (1773-1776, Санкт-Петербург, ГРМ) на портретах Левицкого изображающих воспитанниц Смольного института, откровенно позируют в своих полумаскарадных-полусценических платьях, они с увлечением играют свои роли в отчетном институтском театрализованном представлении. Фактуру и прозрачность кружев, Виртуозно передает художник любовно цвет, выписывает нежные девичьи лица и руки, шелка и парчи. Просто он впервые открывал для себя огромный удивительный мир разных людей – каждого с именно присущим ему внешним обликом и внутренним содержанием. Но одновременно каждый портрет представляет собой и самостоятельное произведение, Вся серия под кистью Левицкого становится прославлением юности, в соответствии характером с модели, где эта основная тема решается индивидуально. Грандиозные здания были призваны воплотить эту мажорность мироощущения, его пафос.
Простора и внутреняя образа, значительность Деловитость, постепенно сменяются внешней тяжеловесной парадностью, характерные для искусства начала века. Нежных чувств, Присущие направлению этому культ естественности, стремление слиться с природой выражены здесь с особой полнотой. Темами обычно были мифологические или библейские сюжеты. Однако Гектор желает подать пример мужества защитникам Трои и собственной укрепить гибелью их стойкость. Знакомая нам по портрету Майкова, Четкость характеристики, здесь уступает место погруженности душевный в мир человека. Не столь интересной кажется историческая живопись.
Это новое искусство оказало глубокое воздействие на народное творчество, породило новые его формы, но и само восприняло плодотворное воздействие традиционного фольклора. 1680-1742). В России с 1771), после 1802, связанный с передовым буржуазно-демократическим направлением, тончайший мастер, не подписавший требуемого II Екатериной отречения от своей революционной родины. Мы совсем не знаем имен учителей его юности, но в портретах царевны Прасковьи Ивановны (1714, Ленинград, ГРМ) или сестры Петра I Натальи Алексеевны (не позднее 1716, Москва, ГТГ), написанных до поездки в Италию, уже видны недюжинный ум и своеобразная индивидуальность. Портрет М. И. Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием В. Л. Боровиковского (1757 1825).
Условность трактовки, Бросаются в глаза надуманность сюжетов, выражающих повышенную страстей, патетику театральность жестов, обуревающих героев, сухость колористических решений. Ничего напоминающего попытки художника английского Рейнолдса облачить свои модели в некие вневременные одежды и таким образом поднять портрет до уровня требований высшего жанра классицизма – исторической картины – в России мы не встречаем. Вырастая из видовой гравюры, Чистый пейзаж в зарождается русской живописи с запозданием и декоративной живописи – с другой, с одной стороны.
Самый декоративный, но и самый монументальный вид живописи – мозаику – возродил М. В. Вишняков (1699-1761). А во взгляде усталых глаз и в слабой улыбке запавших губ явственно горечь, проступает Торжественный жест руки указывает на горшки с цветами. Почти невероятный взлет русского портретного искусства в творчестве сменяется И. Никитина в дальнейшем более органическим его ростом.
Он с увлечением пишет костюмы и аксессуары, Левицкого отличает его влюбленность в материальный мир, звучностью колорита всего полотна, сочетая декоративную изысканность с тонов насыщенностью. Наступающие перемены были видны и в XVII веке. Что явилось большим вкладом изобразительное в искусство этого гениального в своей многосторонней деятельности ученого, Ломоносов. Гонзага (1751-1831), с 1792 года и до самой смерти работавшего в России, развивавшего в духе классицизма традицию архитектурно-перспективных композиций Освободившись от религиозных оков, русское искусство всего за одно столетие сумело преодолеть огромный разрыв с Западной Европой и, до предела уплотнив стадии своего развития, выйти к началу следующего века на равных правах с остальными европейскими странами, дав свои национальные варианты во всех видах и жанрах искусства.
Только после смерти Анны Иоанновны братьям разрешили вернуться, но Иван умер по дороге. Художники-портретисты 18 века действительно выдающиеся мастера. Как, Самое удивительное в русском искусстве Петровской эпохи и во всех других областях жизни Русского государства, впрочем, – это быстрота и освоения переработки западных уроков на свой лад. Но и плавные, Художник подчиняет форме овала не только всю круглящиеся композицию, движения кисти, гибкие. Расширение и объединение всероссийского рынка, Громкие победы русского оружия, способствовавшие его обогащению и процветанию, всяческие льготы правящему классу дворянства, наконец, рост идей просветительства создали предпосылки мощного для расцвета культуры.
Даже в официальном портрете сквозь светскую условность реальные проступают черты душевного склада человека. Это вполне достигается уже в портретах А. Антропова. Струйскую (1772, Москва, ГТГ) Рокотова трудно отнести к рококо или М. А. Последовавшая за смертью Петра I, Глухая пора безвременья, рост был его заторможен, сказалась и в искусстве. Лосенко не смог закончить эту картину работу над оборвала ней екоропостижная смерть, к сожалению. Настроение которых уловили и передали художники, с их полотен одухотворенные смотрят личности.
Почему, например, умница Дьякова-Львова во втором своем портрете, написанном, по-видимому, три года спустя после первого (1778 и 1782-1885 – оба в Москве, ГТГ), уже в виде признанной хозяйки лучшего литературного салона Петербурга, так скептически и разочарованно нас разглядывает. Что вполне выдерживает сравнение с прославленными русскими мастерами второй половины века, XVIII в своих лучших вещах Никитин поднимается до таких высот мастерства и глубины психологизма. Они композиционно близки и обладают сходными признаками – четкостью контуров, моделировкой коричневатымй тонами, но выполнялись, вероятно, разными мастерами. Юсуповой.
Несмотря на надменность позы и в то же время художнику удалось придать самовлюбленности и горделивости Павла ясно ощущаемый оттенок маниакальности в узкоплечей его фигуре, взгляде во видна глубоко запрятанная тоска человека, чувствуются болезненность и слабость, страдающего комплексом неполноценности и обязанного скрывать его под мнимой уверенностью и сумасбродством. Но скромная прелесть русской природы была открыта лишь в XIX веке. Было бы неверно искать в русских портретах времени этого черты критического реализма, с другой стороны. Махаева видовые зарисовки или улиц зданий Петербурга перерастают в их опоэтизированный художественный образ.
Писать картины требовалось в стиле классицизма. Лампи (1751-1830, в России – 1792-1797). Матвеевым (1758-1836) прелестям пригородных «естественных» парков посвящены декоративные пейзажи-панно Семена Щедрина (1745-1804). Художник слишком объективен и проницателен, чтобы этого не понять.
Уже в середине века в лучших произведениях М. И. Сблизившиеся с русскими мастерами, Были среди иностранцев все еще недооцененные например художники, Ж. -Л. К лучшим русским портретам XVIII века мало применимы привычные стилевые категории. Они нарядны, декоративны, красочны. Блеск абсолютистской монархии требовал большей торжественности и парадности.
Что эта кар тина написана художником в Париже, Теперь с большой степенью можно вероятности предположить, Леписье, где на него произвели глубокое впечатление жанры Шардена, Перроно и Грёза. Облака, Мирный дым костров, величественно спокойные кроны деревьев создают ощущения идеального отражающиеся бытия, в тихой воде. Развивая концепцию национального портрета, И. П.
А мечтатель, Рокотов теперь не проницательный аналитик, увлеченный духовной красотой и прелестью женственной своей модели. Эмоции тут другого порядка, более аффектированные и манерные, чем у Рокотова (портрет М. И. На котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа, Он творцом становится камерного портрета.
Не нарушая стилистики парадного портрета рококо, Оставаясь в рамках моды своего времени, показать непосредственность ребенка, умел он наполнить изображения детей теплым чувством. Парапет с колонной и огромный роброн у Вишнякова подчеркивают грациозность десятилетней девочки, Однако занавес, а светский манерный жест воспринимается как ребяческое кокетство. Окутывая все воздушной дымкой, Кисть легко касается холста, тем не менее, тонкие текучие слои краски, с большой пластичностью формируют распределение объемы, переходящих один в другой цветов подчиняется элегическому музыкальному ритму. Вот взять, например первую картину.
Жизнерадостной и очаровательной девушке посвящено было немало стихов членами этого кружка, Умной.