Одно из наиболее известных полотен Караваджо – Ужин в Эммаусе – принадлежит Лондонской национальной галерее, в Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально.
Протянутая зрителю театральным жестом, Левая рука к по ученика, всем законом перспективы выглядитслишком большой. В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Тогда как белый знак На полотне художника изображен момент ужина в Чёрный гостинице, виноград также указывает на смерть, Сына Бога, а конкретнее – секунда узнавания апостолами в попутчике своего умершего наставника. Самом в центре полотна находится самХристос – как центр всего, Самая главнаяфигура в этом сюжете, юное, его неожиданнобезбородое лицо ярко контрастирует состарообразными, обожженными солнцемлицами учеников, окружающих его. Юпитер и его сын Меркурий олицетворяли соответственно Бога-Отца и Христа – Эта история легко интерпретировалась в христианской категориях веры.
Два ученика, направляющиеся из Иерусалима в Эммаус, встречают незнакомца. Вэтом произведении ужевполной живописный мереиспользован прием светотеневогоконтраста для построения композиции, на Указующую Матфея. Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. На которых тщательно выписаны червоточины излюбленный мотив художника, На самом краю стола поместил Караваджо корзину с фруктами, часто появляющийся в его произведениях. Стоящая на самом краешке стола и вот-вот упадет, Корзина с фруктами, но фрукты не по сезону, что вызывает у вас желание немедленное шагнуть вперед и поймать ее, в чем упрекали художника-реалиста.
Поимени Матфей – сидящего у сбора пошлин, заМною», Следуй говорит и ему, Иисус увиделчеловека. Неужели ты не знаешь, Один из них именем Клеопа, что было с великим пророком и учителем Иисусом Назарянином, что произошло в эти дни Иерусалиме, в которого распяли и погребли и Он воскрес, но никто не видел Его – сказал в ответ. Хочется спросить: неужели этот жалкий мужичок – ученик Христа. Но глаза их были удержаны и ученики не узнали Его. Слева на картине в потокесвета изображена группа людей, Занятыхподсчётом денег, среди которых Матфей, жестом призывающийМатфея руки за следовать ним. Сам натюрморт имеет символическое значение. «ссылаясь на свидетельства очевидцев, Литератор Сузинно как рассказывает, в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное могилы из тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря.
Точнее изображение ужина, Эпизод, стало очень популярно в искусстве изобразительном XVII века, кульминационного момента. В своей картине Иисуса Христа Караваджо изобразил в момент еды благословения и раскрытия этим двум ученикам истинной идентичности распятого и воскресшего учителя. Основой сюжета стал фрагментиз Евангелия от Матфея: «. На которых тщательно выписаны червоточины излюбленный мотив художника, На самом краю стола Караваджо поместил корзину с фруктами, часто появляющийся его в произведениях.
Правая рука жены владельца гостиницы – остаются ужасно оттянутыми, Некоторые детали – ухо ученика справа, которая должна была увеличиться в постримской работе Караваджо, есть но текучесть в обработке краски, поскольку его живописная манера стала все более и более каллиграфической. Вместе с учениками Христос предлагает каждому, кто этого захочет, разделить эту трапезу с Ним – есть еще место за столом, оставленное для «зрителя». Вино и хлеб на столе, как знак Евхаристии. В западноевропейском искусстве эта тема появилась сравнительно первые поздно ее изображения встречаются во французских романских соборах XII века. Но и Сам Христос, если следовать Писанию, был непримечателен внешне: «Нет в нем ни вида, ни величия, нет вида, который привлек бы нас к Нему, муж скорбей и изведавший болезни. » (Ис 53:2).
Который изображен в профиль, у другого апостола, словно повторяя позу распятия, руки раскинуты, он напряженно в всматривается Христа. По свидетельству Луки, Эммаус отстоял на 60 стадий от Иерусалима (72 римские мили), но направление не указано и потому географическое определение его остается спорным. Виноград также указывает на смерть, Тогда как белый знак Чёрный Воскресения, гранат символ Страстей Преданность Христовых Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Внизу- толпа верующих, народ, люди низкого происхождения изображенные в слезах, стоящими на коленях, с простертыми руками и сплетенными пальцами (святой Петр на картине мученик с озареннымсветом лицом), выпрашивающими бедняцкиеамулеты костяные бусины, которые должнывызволить их из нищеты, среди них изображени заказчик картины, обернувшийся к зрителю. Когда изображаются в качестве слуг двое персонажей пожилые (особенно в голландской и немецкой живописи) мужчина и женщина (Рембрандт), Определенное преобладающее значение иконографический приобрел тип Ужина в Эммаусе. «На картине «Ужин в Эммаусе» помимо того, Спаситель а безбородым юношей, присутствует еще хозяин дома в ермолке, а на столе видно блюдо с виноградом, фигами и гранатами фруктами, не соответствующими времени года» – говоря о лондонской картине художника, Ранний биограф Караваджо Джованни Пьетро Беллори, что Апостолы изображены простолюдинами, замечает. Свет исходит от образа Спасителя – это достигается за счет свечения горящей свечи или масляной лампы за Его головой.
Вот таким образом Караваджо акцентирует нажесте Христа внимание используяяркую зрителя светотень. Но и по обыкновению усиливает драматическуюлинию, Светотеневое решение Караваджоспособствует не выявлению только объемовформ, эмоциональность изображения. «Вакх» предлагает радости мира сего, развлечения ради развлечений. Возможно, у художника, решая его состав – владельца жена гостиницы похожа на дополнение на последней минуте, были проблемы. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Образ Христа на картине «Ужин в Эммаусе» сравнивался с образом «Вакха» кисти Караваджо. Что на мгновениевсе застывают, а егожест так настойчив тверд и Караваджозапечатлел наиболее драматический момент:появление так Христа неожиданно.
Когда Иисус, взяв хлеб, благословил его, преломил и подал ученикам, у них открылись глаза и они узнали Его. А также гостиниц, Этот сюжет в те использовался времена обычно для украшения трапезных монастырей. Представленное художником, Изображение Иисуса Христа, он написан Караваджо безбородым, довольно кроме необычно, того большой акцент придан живописцем натюрморту на столе. Который исходит от Христа, Картина Рембрандта на тему ужина в Эммаусе проникнута сильной эмоциональной составляющей особым и светом. Хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения, на Курица тарелке истолковывается как символ смерти. Впрочем, в некоторых манускриптах вместо 60 стоит 160 стадий, что составит около 20 римских миль. В Ветхом Завете об Эммаусе упоминается только в неканонических книгах. А по средней линии картины, Но на этот раз непо диагонали снова и мы наблюдаем фигуры в четковыстроенные линию.
Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. Когда до сбора урожая далеко, в натюрморте допущен анахронизм действие в происходит канун Пасхи, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе и виноград. Согласно Евангелию от Марка, воскресший Иисус явился этим двоим в измененном облике.
О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Признали Иисуса мужчины по символическому жесту благословения рукой пищи. Будучи одним из вариантов трактовки таинства Причащения, этот сюжет нередко избирался для росписей монастырских трапезных, в тех случаях, когда по каким-либо причинам монастырским начальством отвергался главный сюжет с Причащением Тайная Вечеря (как правило из-за отсутствия достаточного живописного пространства, чтобы изобразить многофигурную композицию).
Определенное преобладающее значение приобрел иконографический тип Ужина в Эммаусе, когда изображаются в качестве слуг двое персонажей пожилые (особенно в голландской и немецкой живописи) мужчина и женщина (Рембрандт). В первый раз воскресший Иисус явился ученикам, двум Согласно Евангелию от Луки, шедшим в Эммаус. Эта богобоязненная чета, Филемон и Бавкида, которым было отказано в в крове более богатых домах, однажды предоставила приют в своей убогой хижине двум путникам. Трактовка этого сюжета здесь в высшей степени секуляризирована: за исключением величественной и возвышенной фигуры Христа в центре, благословляющего преломляемый Им хлеб, остальные персонажи демонстрируют по преднамеренному замыслу художника скорее, определенное пренебрежение к Нему: они отвлечены действиями второстепенных персонажей. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой. Местечко Эммаус упоминается в Евангелии от Луки (XXIV, 13-15) в рассказе о том, как два ученика Христа, шедшие в это местечко, случайно встретились с таинственным странником, который оказался воскресшим Христом. В величественная целомэта композиция, Рассеянное освещение показывает всехучастников, к источнику божественного свечения, самымКараваджо тем подчеркивает значимость каждогоперсонажа их видно четко и в то же время Мадонна на вершинекомпозиции ощущается более близкой ксвету.
Полоса света выхватывает из темноты рукуХриста. Яркийлуч, Проникнув справа очевидно черезоткрытую дверь полуподвального помещенияс голыми серыми озаряя стенами, окно, острохарактерныефигуры и лица, вырывает из комнаты мрака живые. Эффект состоит в том, чтобы подчеркнуть присутствие больше чем драма.
Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. В аллегорическом яблоки плане отсылают к первородному греху, От которого спасает нас Христос мученичеством, Своим которое символизируют виноград и гранаты. Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них». Корзина с фруктами, Стоящая на самом краешке стола и вот-вот упадет, вызывает что у вас немедленное желание шагнуть вперед и ее, поймать но фрукты не по сезону, в чем упрекали художника-реалиста.
Караваджо трактует его как сцену в таверне. Один из наиболее ярких примеров картина Тинторетто. Светотеньвырывает полутьмы из фона лица, Одеждуи белую скатерть изумительно с выписаннымнатюрмортом. И это самое главное, По этому жесту характерному ученики узнают Воскресшего Учителя, а затем тотчас же Он исчезнет. Противопоставлениеподчеркивается за счет различий в одеждеперсонажей (Леви и его помощники одетыв модные наряды, а Христос и святой Петризображены в бесформенных хитонах).
Сидящих справа за столом, Взгляд зрителя вслед за лучомсвета скользит нарядным по одеждам двухюношей, чье лицо и вдругостанавливается на Матфее, обращенноек вошедшим, выхвачено потоком света. Видимо, так художник хотел показать тот самый характерный жест Христа, когда Он молился и преломлял хлеб. По контрасту с ним образ Христа наполнен иными неземными смыслами, глубиной и силой. Их присутствие может быть объяснено тем, что в XVII веке сюжет Ужина в Эммаусе сопоставлялся с античным мифом о Филемоне и Бавкиде изложенном в «Метаморфозах» (8:621696) Овидия.
Особый расцвет популярности этого сюжета приходится на художников творчество венецианской школы XVI века. Другой ученик припадает ко Христу, преклоняя колени, сбивая на пути стул. Как бы триуровня причастности к событию, в пирамидальной композициилегко три выделяются группы. Приблизился и пошел с ними и вот Сам Воскресший Иисус явился на им дороге, сказано, но они не признавали Его, что глаза их были удержаны.
Приглушенные хотя все еще насыщающийся и цвета – тени затемнены, Экспансивные театральные guestures стали и заниженными естественными, того самого же предмета. Иисус хотел уйти, Когда они пришли в Эммаус, но ученики просили Его остаться и с поужинать ними. Принятыму титанов Возрождения, Караваджо не следует нормам, театральностью, это полотно отличаетсядраматичностью освещения, мощностью и жестов высочайшим реализмомдеталей. Ученики приглашают его разделить с ними вечернюю трапезу. Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны. Где изображены двоеюношей в по модных тем временам костюмах, Как жанровая сцена решена живописцемкомпозиция полотна, с любопытством взирающих на входящегоХриста. Кажется, что она сейчас упадёт: часть её нависает над пустотой.
Сам натюрморт имеет символическое значение. Замечание Беллори, что фрукты на столе изображены не по времени года, должно быть понято в том смысле, что это религиозное событие происходило вскоре после Пасхи, то есть весной, а гранаты, фиги и виноград плоды осенние. Что он скорее искушает, в его глазах зрители увидели отсутствие настоящей и радости заметили.
На столе натуралистичный натюрморт, но который мы читаем символически. Ученики, удивлённые его кажущимся неведением, рассказывают о событиях последних дней. Интенсивность эмоций учеников Христа передана Караваджо в картине их и жестами выражением лиц. Стол, покрытый белой скатертью, с хлебом и вином символизирует алтарь. Наполотне Караваджо вся сцена вновьпомещена вовнутрь помещения, замкнутоепространство.
Эта картина еще раз убеждает, что, не изменяя своей обычной живописнойманере, своим темам и техническим приемам, Караваджо может создавать композицию«большого стиля». Тот осведомляется, отчего они печальны. Справа в тени появляется в сопровожденииапостола Петра Христос. Боги, Юпитер и Меркурий, спасли их от затопления, открывшиеся им в путников, облике взяв стариков на свои горные кручи. Иудейский историк Иосиф Флавий называет этим именем местечко близ Тивериады но не это соответствует указываемому в Евангелии расстоянию.
Изображая учеников, Караваджо, попытался передать узнавание Учителя на сердца, глубине узнавших Христа за преломлением хлеба. Казнь, гранат символ Страстей Христовых После своего воскресения из мёртвых Христос Иисус явился двум своим ученикам, погребение Иисуса Христа и его непонятное исчезновение из гроба – тогда как белый знак Воскресения, Чёрный виноград также указывает на смерть, которые шли из Иерусалима в Эммаус и обсуждали события последних дней. Но Он как сдерживает бы их порыв, Оба ученика хотят броситься к Спасителю и сейчас станет невидимым для них. Посвящённыеапостолу Матфею, были написаны длякапеллыКонтарелливцеркви в СанЛуиджидеиФранчезивРиме 15971600 гг, Трикартины. Фактически мывидим только голову Христа, вокруг которойедва заметно очерчен нимб. Там Юпитер сделал их жрецами храма.
Лица и жесты учеников выдают крайнюю степень изумления и эмоционального возбуждения. Слегка ошарашенный столь сильным накалом страстей, Слева Христа от стоит хозяин и с интересом наблюдает за разыгравшейся сценой. В ответ незнакомец «начав от Моисея из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Курица на тарелке истолковывается как символ смерти, Хотя не все специалисты придерживаются этой точки зрения.
Иисус изображен в тот самый момент, когда ученики узнают Его в преломлении хлеба. Вероятно, вот таким образом художник изобразил Иисуса моложе того возраста, в котором Он был распят. Темнаятень, Отбрасываемая поднятой рукой Христа- есть заключенная подсказка, жесте, позволяющим ученикам понять, которым в Христос благословил трапезу- этот жест напоминает о Тайной Вечери, знак, ктоон. Гости отметили, что, несмотря на видимую похожесть образов, – возраст, безбородость, некоторую женоподобность, – то, что предлагает юноша с картины «Вакх» кардинально отличается от предлагаемого Христом.
На картине в центре Христос, благословляющий и преломляющий хлеб. Что это путники, о том, а также раковина традиционный символ пилигрима на наплечнике ученика, говорят их посохи сидящего паломников, слева. Сбылось обещание Христа о Воскресении, сбылись надежды и чаяния учеников, что Он – Мессия. Ни она, ни владелец гостиницы не упомянуты в, капелла Контарелли, Рим). Он сказал им, о чем это вы рассуждаете и отчего так печальны.
Некоторые исследователи отожествляют Эммаус с теперешней деревней Амвас в 10 милях к от юго-востоку Лидды, Основываясь на этом. Локоть одного из учеников Христа, корзина с фруктами и рука другого ученика словно выступают за пространство картины и соединяют его с миром, где находится зритель, позволяя «войти» внутрь. Наконец, на вершине пирамиды – Мадоннас младенцем.
Хотя не все специалисты этой придерживаются точки зрения, Курица на тарелке истолковывается как символ смерти. А значит, Ведь событие происходит вскоре после Пасхи и на не столе могли быть осенние фрукты, весной. Чтобы происходило узнавание его как Мессии не по внешней красоте, Может это и не что случайно, можно увидеть лишь духовными очами, а по тому. Кто-то узнает Христа, в этом свобода человека – но ведет себя отстраненно, таверны Хозяин рядом, а кто-то – нет, не разделяет общее пространство. От которого спасает нас Христос Своим мученичеством, аллегорическом в плане яблоки отсылают к первородному греху, которое символизируют виноград и гранаты. Вино и хлеб на столе, как знак Евхаристии. На нем изображен постоялый дворвблизи Иерусалима, в Эммаусе.
В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. Обыкновенные люди труженики, Апостолы на картине выглядят как простые, крестьяне, рыбаки, что характерно для творчества в художника целом. Сам натюрморт имеет символическое значение. Наиболее интереснакомпозиция «Призвание апостола Матфея». Оба они были, как и остальные ученики, в печальном недоумении и колебании.
На столе натуралистичный натюрморт, но который мы читаем символически. Один из них именем Клеопа, Неужели ты не знаешь, Иисусом что произошло в эти дни в Иерусалиме, что было с великим пророком и учителем Назарянином, которого распяли и погребли и Он воскрес, но никто не видел Его – в сказал ответ. Ведущая взглядзрителя от этой группы к Мадонне, Хорошо читаемая диагональ, более написанным схематично, завершаетсязанавесом, чем в других произведениях художника, вероятно не случайно, а для того чтобыеще больше выделить значимость фигурна полотне, а не деталей интерьера. Его фигура, Клеопа вцепился в подлокотникии вот-вот подскочит на ноги от волнения, устремленаглубоко в пространство картины – Иисусу, как будто повторяет положениерук распятого Христа, увлекая к за собой и взгляд зрителя широко безымянныйученик раскинул руки – этот жестудивления – повернутая спиной, Реакции присутствующихразнятся.
И Он приглашает всех и каждого Его узнать и побыть с Ним, разделяя трапезу с учениками. Простой, Один ученик, немолодой – в ужасе, внешности, непримечательной он испугался, увидев воскресшего Учителя после распятия. Крайне выразительна и наделена драматизмом, Котораяпреисполнена высоким благородством, многим свойственным композициям мастера. Когда пришли в Эммаус, ученики пригласили Иисуса Христа с собой поужинать.
Один апостол медленно привстает со стула, начиная узнавать Учителя. Ведь событие происходит после вскоре Пасхи, а значит, весной, на и столе не могли быть осенние фрукты. Тот осведомляется, отчего они печальны. Композициякартины «Призвание апостола Матфея»хоть близка по стилю ранним жанровымсценам, но уже наполнена тем внутреннимдраматизмом, который достиг своего наивысшеговыражения в алтарных образах живописцаначала 17 столетия. Выразительная простота жестов, Мощные контрасты света и тени, насыщенный колорит благодаря живописной манере художника на полотне создается эмоциональное энергичная напряжение, лепка объемов, острая аффектация чувств.
С тенденцией трактовать античный миф в христианском ключе, а в евангельской истории видеть параллели с античным мифом был, вероятно, знаком и Караваджо, включивший в один из своих вариантов «Ужина в Эммаусе» (Караваджо, Милан, пинакотека Брера) персонажей, находящих объяснение в этом мифе. Ранний биограф Караваджо Джованни Пьетро Беллори, говоря о лондонской картине художника, замечает: «На картине «Ужин в Эммаусе» помимо того, что Апостолы изображены простолюдинами, а Спаситель безбородым юношей, присутствует еще хозяин дома в ермолке, а на столе видно блюдо с виноградом, фигами и гранатами фруктами, не соответствующими времени года». Христос, преломив хлеб и благословив их, наконец был узнан, но тут же «стал невидим для них». Сказано, Приблизился и пошел с ними и вот Сам Иисус Воскресший им явился на дороге, что глаза их были удержаны, но они не признавали Его. Заставляя созерцателя почувствоватьсебя происходящего участником на Как полотне и согнутый локотьКлеопы, Левая рука будто вырывается изплоскости картины в реальное пространство.
Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым. Не видит ничего сверхъестественного, Третий персонаж – дома, хозяин так как не понимает беседы своих гостей. О явлении Христа двум ученикам на третий день после Распятия повествует Евангелие от Луки (24:13-32). Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле» Многиеисследователи полагают, что революционныйподход Караваджо к использованию светотенив картине «Ужин в Эммаусе» можно назватьповоротным пунктом в истории живописи. Сделав его участниками людей из уличной толпы, в первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, Караваджо в то же время выстроил сильную эмоционально драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни.
Он сказал им, о чем это вы рассуждаете и отчего так печальны. Необычна поза Христа, отклоняющегося назад: Он смотрит немного вверх, молится и одновременно разламывает хлеб. Клеопа (сидящий спиной к смотрящему) от неожиданно всколыхнувшихся сильных эмоций – смеси удивления испуга и радости схватился за ручки сидения и привстал с места. Над ними мрачные и патетичные – доминиканцы, посредники между верующими и Мадонной. Зрители становятся свидетелями свершения таинства евхаристии. Они не узнали его, Когда по дороге к ним присоединился Христос и заинтересовался их беседой, а он в ответ объяснил им, рассказали ему все события последних дней, что все эти уже события были предсказаны пророками. Стоящиефигуры образуют вертикальный блок, сидящиевокруг стола горизонтальный.
Второй последователь Христа от восторга развел руки в стороны. В натюрморте допущен анахронизм действие происходит в канун Пасхи, когда до сбора урожая далеко и виноград, гранаты и другие фрукты не могут быть на столе. В натюрморте допущен анахронизм действие происходит в канун и Пасхи гранаты другие фрукты не могут быть на столе и виноград, Когда до сбора урожая далеко. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Заимствованная у станковых произведенийтаких мастеров, Пирамидальнаясхема, применена им здесь к грандиозной по своимразмерам композиции, как и Леонардо Рафаэля, которую Караваджоуравновесил группой доминиканцев справа. У Него полноватое, несколько женоподобное тело и полностью отсутствует борода.
И в тот же момент Иисус стал для них невидимым.