Среди работ, которые смогут увидеть посетители Прадо, Лютнист Караваджо, Святой Себастьян Тициана и Святой Себастьян Риберы, Завтрак Веласкеса, мраморная статуэтка Святой Терезы Бернини, Черный квадрат Малевича и Композиция 6 Кандинского, картины Моне, Сезанна, Ренуара, Матисса, Гогена.
«картина ldquoОбращение Савлаrdquo это величайшая веха современного искусства и не столько в силу своего мощного реализма, Приведём высказывание искусствоведа Маттео Марангони, а благодаря скорее новому революционному языку и стилю – одним из первых заговорившего о революционном искусстве Караваджо. Который собирался с преданными ему гвардейцами чуть ли не штурмом брать дворец Фарнезе, Напуганному папе пришлось умерить пыл своего не в меру воинственного племянника Пьетро Альдобрандини, которого негласно поддерживал Камилло кардинал-викарий Боргезе, где засели его политические противники во главе с бывшим товарищем по тайным оргиям Одоардо Фарнезе. Было много тостов и весёлых шуток. Взяв кисть с палитрой, Затем он подошёл к холсту и, придав ей ещё большую мертвенную бледность, слегка безжизненно поправил свесившуюся к бездне руку Христа.
Придя в восхищение от фресок, Присутствующий на кардинал банкете Пьетро Альдобрандини, одарил их автора Карраччи изящной золотой цепью стоимостью двести скудо и заказал ему картину. Освящение и открытие для обозрения капеллы Черази стали подлинной сенсацией в Риме. Что обычно смотрел на работы современников со снисходительностью и пониманием их Он слабости, был так уверен в своих силах. «Богоматерь паломников» не вызвала особого интереса у знатоков, которые сочли её маловыразительной. Советы давать дело нехитрое, но не надо сыпать соль на раны. Но её напористые и оборотистые отпрыски сумели сколотить немалое состояние на строительных подрядах собора Святого и Петра других крупных сооружений, Фамилия Черази не могла похвастаться родовитостью происхождения, приобретя за деньги высокие чины и титулы.
В чём можно было воочию убедиться на прошедшей весной 2007 года в Риме выставке, Оригинал давно уже нуждается в квалифицированном уходе специалистов музейного дела, ставшая украшением подлинным всей экспозиции, на которой среди других работ мастера из частных собраний была выставлена и эта доска. Наиболее известна из них самая ранняя – та, что была написана мастером в 1457-1458 гг., звучащего в рифму с именем художника и задевающего его мужское достоинство, Бальоне был назван паяцем, лжецом и жалким рогоносцем. Влиятельный заказчик остался доволен работой и способствовал с снятию Караваджо домашнего ареста. Порождённые сознанием того, Караваджо впервые выражает здесь мысли, горькие что перед несправедливостью существующего миропорядка на земле бессильны даже божественные силы.
Вскоре громоздкое «Воскресение» стало объектом насмешек острых на язык римлян, чего никак не могли допустить иезуиты, не желавшие превращения их церкви в место жарких дискуссий. Эрмитажа по 1916 включит. ) Waagen 1864, S. 104 Кат. Поросшее густой растительностью с полуоткрытым ртом и гнилыми зубами, Его смуглое лицо, как многим тогда казалось, очень похоже на Караваджо с характерным, свирепым который взглядом, не раз вызывал у того же Бальоне оторопь, когда им приходилось сталкиваться на дружеских вечеринках. Чего там только не было.
Впервые после четырёхлетней разлуки он решил обратиться за к помощью бывшему патрону и благодетелю. От чего она как бы вырастает и кажется массивнее, Его фигура показана низкой с точки зрения. Заказчику не суждено было увидеть законченной свою капеллу.
Которого никто не ожидал, После неожиданного взлёта провинциала и Караваджо его громкого успеха исподволь подражая, Бальоне стал более пристально к нему присматриваться, как и многие другие художники, его манере и перенимая некоторые удачные находки. Видавшая виды куртизанка ответила жениху отказом ишь чего захотел, Измерив понимающим его взглядом. При первом взгляде на картину «Взятие Христа под стражу» бросается в глаза, как подобно вихрю некая сила справа толкает людей к стоящему Христу, который скрестил перед собой пальцы рук, словно защищаясь от нахлынувшей на него волны зла в лице двух вооружённых до зубов римских легионеров и ученика-предателя, обнявшего Учителя в стремлении запечатлеть на святых ланитах свой подлый поцелуй. Ermitage 1909, p. 180 Бенуа 1910, с 126 Кат.
Но картины наверняка увидят многие люди, Хотя заказ получен от частного лица, сама поскольку церковь в конце виа Корсо очень любима римлянами. После этого Себастьян был арестован и казнен за городскими стенами. То особо горевать по ним не пришлось, Что же касается двух первых отвергнутых картин и Караваджо приказал своим ребятам холсты набивать на подрамники, благо прыткий покупатель выложил за них кругленькую сумму. И наступившие суровые времена никак не способствовали радостному взгляду на мир, Давно развеялись мечты о приходе золотого века, что и сказалось на палитры скупости и неброской светотеневой лепке фигур. Вспомним, как у Микеланджело в «Страшном суде» один из ангелов вытаскивает из преисподней как на канате двух раскаявшихся грешников, уцепившихся за спасительные чётки.
Под впечатлением от поездки Караваджо приступил к написанию «Богоматери Лорето» (260x150) или, как её чаще называют, «Богоматерь паломников», так как на картине нет ничего, что говорило бы о чудесном перенесении ангелами святыни из Назарета в городок Лорето в области Марке, а паломников с избытком хватало и в Риме. Заменив её спокойной и более скромной по ничем размерам не примечательной работой другого художника, Во избежание худшего картину тихо убрали из церкви. Эрмитажа 1892, с. 178 Кат. Так как он хорошо знал её непоседливый На нрав, первых порах её отсутствие не показалось ему странным. Близкий к кругам церковной верхушки, Врач Манчини, что ещё нестарого прелата сгубило его чрезмерное чревоугодие порок, поведал, распространённый весьма среди священнослужителей. Она вылечила его, после чего многие стали уговаривать Себастьяна бежать из Рима. Крепко вылепленная с помощью светотеневой моделировки фигура Себастьяна контрастно смотрится на темном фоне.
Он тянется к Младенцу в желании приложиться к его ножке. Чем и смогли воспользоваться преступники, После очередного ливня там несколько залило музейных залов, действовавшие по заказу криминального мира потеря невосполнимая. Которая приносила ей немалый доход, у неё и в мыслях не было отдавать за замуж какого-то щелкопёра свою дочь-красавицу. Караваджо был освобождён с условием не покидать дом без особого разрешения. Причиняемую вонзившимися стрелами, Его полуприкрытые глаза выражают не столько боль, физическую ведь весь мир утопает в туманах и во мраке, сколько нравственную муку Себастьян не рвется из пут ему не уйти из плена.
Чтобы, Караваджо приходилось предпринимать немалые усилия, переломить строптивый характер девушки и её подчинить своей воле, как и в случае с Марио. Наконец Лена прониклась к нему полным доверием и раскрыла тайну. (Итальянский мастер первой четверти XVII века в тексте: предположительно А. Карозелли) Кат. Ногами святой попирает языческие руины. Римская курия ужесточала свои требования к искусству и Караваджо оказался одной из первых жертв католической реакции, когда духовенство и попечительский совет церкви Сан-Луиджи наотрез отказались принять первоначальный вариант картины «Апостол Матфей и ангел» и потребовали внести ряд исправлений в «Мученичество апостола Матфея».
Который поначалу помалкивал, лето Всё продолжалось словесное осмеяние обмишулившегося Бальоне, что потерпел с картиной полный провал, осознав. Эрмитажа 1907, с. 31 Кат. ГМИИ 1986, с. 86. Который стал местом их частых свиданий, Тогда им и был снят флигель во дома дворе вдовы Пруденции Бруни в переулке Сан-Бьяджо с отдельным входом. Нужны иные изобразительные решения и формы, Как прекрасен и совершенен ни был бы объект вдохновения и подражания, способные передать дыхание и нового поступь времени.
Который вовлекал Караваджо в затеваемые им скандалы в игорных домах и на для площадках игры в мяч, Особенно отличался известный возмутитель спокойствия Лонги. Весьма любопытна фигура одного из них справа. Трагическое «Положение во гроб» это реквием возвышенной скорби по той неосознанной пока живущими на земле людьми великой жертве, которая была принесена Христом ради их спасения. Для которой ему предстояло написать образ Лоретской Богоматери, Посетив летом церковь Сант-Агостино в двух шагах от площади Навона, он был увиденной потрясён там на одной из колонн центрального нефа мощной фигурой пророка Исайи кисти Рафаэля. Он напомнил им о крупном наводнении пару лет назад, когда Тибр после проливных дождей неожиданно вышел из берегов и по площади дель Пополо можно было кататься на гондолах, как в Венеции.
Которое рассматривалось тогда как часть всеобщей истории человечества, в Священном Писании, которым он раз не был свидетелем в повседневной жизни, его куда больше притягивали сцены жестокости и насилия. Так было при жизни художника точно и так же происходит сегодня после почти трёхвекового забвения Караваджо. Караваджо смело принял вызов, брошенный ему гением, однако этому состязанию не суждено было состояться. Уже столько лет он мыкается по чужим людям, так и не сумев обзавестись собственным углом. При первом взгляде на картину внимание сразу привлекают колоритные две фигуры паломников с посохами.
Обескураживало другое ему стало известно, что заказчик решил устроить состязание между ним и Карраччи, которому поручили написание центральной доски капеллы Черази. Бальоне и Беллори сочли её лучшим творением Караваджо. Она сознаёт, какие страдания выпадут и на долю её сына. Оскорбление полиции и драки, в архивах фигурируют многие факты за задержания незаконное ношение оружия. Начался обмен письмами и нотами между недовольным Мадридом и Римом.
Картина не оставила равнодушными даже противников художника. Поняв, Но вскоре наследники опомнились, Черази коль скоро отвергнутые доски приобретены по дорогой цене ни кем-нибудь, что переборщили, а влиятельным кардиналом и решительно потребовали от художника неукоснительного соблюдения всех условий подписанного договора. Нескрываемое удивление ярко запечатлено на выразительном лице старого солдата, что придаёт его фигуре главенствующее положение на картине. Где он чувствовал себя как рыба воде, в Его тянуло в излюбленный район римской художественной богемы. Три картины на эту тему создал и прославленный итальянский художник Андреа Мантенья. Заставившая кардинала Паравичино, Его поразила откровенная и эротика картин, насторожиться и более внимательно приглядеться к их автору, словно учуявшего добычу пса. А о мастере, речь Ведь шла не о ком-нибудь, что его творениями восхищался весь Рим, снискавшем такую известность. Теперь его композиция обрела классическую завершённость и простоту. Нежданнонегаданно он получил новый удар.
Однако не суть важно, кто автор копии. Заметим, это уже не тарелка с плебейскими спагетти, а более изысканное блюдо. Художник, грубо нарушив из одно непременных условий договора, не соизволил представить эскизы – мол, Объяснение было простое.
Поскольку перед его никто напором ещё не мог устоять, Со временем ему удалось подчинить себе девушку. Слушая скорбные звуки органа, Караваджо вспомнил, почувствовав ком в горле, как старый кардинал молча поддерживал его своим неслышным появлением в мастерской, когда он с остервенением работал над «Призванием апостола Матфея», а по завершении работы так же молча перекрестил его. Где мог повстречать клиентов матери её или сестры, Не хотел он бывать и у неё на Греческой улице. За нанесённое Бальоне оскорбление Караваджо всё же угодил в Тор ди Нона. Лаврентий, Согласно церковной легенде, заживо сожжен на металлической решетке врагами христианства, бывший в дьяконом Риме во времена императора Диоклетиана. Широкоплечий и сильный человек с лицом в простолюдина картине Сурбарана полон величавой монументальности.
На торжественной церемонии в церкви присутствовали знать и высшее духовенство. И предупреждающий звонок уже прозвучал, Причин для опасений было достаточно, был когда решительно отвергнут первый вариант центральной картины в Сан-Луиджи деи Франчези. Он в осязаемо-конкретно написанном широком церковном облачении (стихарь), великолепно расшитом золотом и серебром. Следует признать, что неудача с первым их вариантом явно пошла Караваджо на пользу.
Стало зябко в большом полутёмном помещении и так захотелось тепла и домашнего уюта. Но впоследствии, после кончины Саннезио, первая из купленных им досок «Распятие апостола Петра» бесследно исчезла. «Св. Падающий справа пучок света раскрывает необычную композицию картины, которая имеет крестообразную форму, образованную диагональю креста с пригвождённым к нему апостолом и расположенными на полотне фигурами его истязателей, чьи головы, руки и ноги почти выпирают из плоскости полотна, а контрастная светотень рельефно лепит объёмы. А простой люд продолжал своей жить жизнью, Напряжение нарастало в высших кругах, не проявляя симпатий ни к одной из враждующих сторон. Апостол смотрит куда-то в сторону и делает руками знаки типа «майна-вира» кому-то видимо, стоящему у лебёдки за пределами картины ангелу, которому надлежит поднимать и опускать летящую Деву Марию в окружении пухлых крылатых ангелочков.
Она заслуживает показа широким кругам ценителей искусства, которые могли бы сравнивать этот первый вариант с одноимённым полотном в церкви Санта-Мария дель Пополо. Но и его поразило то, Старик многое повидал на своём веку, что падает наездник с коня ослеплённым. Закрывший лицо руками и упавший с лошади Савл, которого удерживает от падения ангел, крылатый и протягивающий ему обе длани Христос. Своими опасениями о том, что молодой художник, пользуясь покровительством высокопоставленных лиц, утверждает в искусстве крамольные идеи, горбун поделился с главным идеологом ордена иезуитов кардиналом Беллармино, чья зловещая фигура наводила трепет на ближайшее окружение самого папы. Получилась капелла, которая издали выглядит подлинным храмом внутри храма. Караваджо пошёл своим путём.
Оборвав фразу, Грузный кардинал с заплывшими от жира глазками говорил скороговоркой и, а затем появлялся вновь продолжал и развивать прерванную мысль, куда-то удалялся из комнаты. Который высоко держит над головой заметно помолодевший Караваджо, Ночная сцена зажжённым освещена фонарём. Работая для многочисленных монастырей Севильи, художник часто писал святых, придавая им конкретные черты современников. Что даже сидящий слева Демон-соблазнитель смутился и отвернулся, Поза лежащего на земле поверженного соперника преисполнена неприкрытого такого бесстыдства, поняв своё поражение. Его тяготило постоянное одиночество, когда не с кем отвести душу.
Перенесённого в Лорето, Выступая из мрачной пустоты дверного проёма своего дома, который с любопытством разглядывает незнакомых двух людей тоже мать с сыном, Богоматерь держит на руках подросшего малыша. С одной стороны, Это вызвало явное раздражение нового посла Испании обострило и трения между новоявленными родственниками происпански настроенным кланом Фарнезе и известным своими симпатиями к Франции родом Альдобрандини с другой. Великолепен классический профиль Лены и вся её фигура напоминает античное изваяние. Автор вовлекает и нас, Приблизив к переднему плану фигуры персонажей главных с их резкими движениями на тесном пространстве холста, в водоворот страстей, зрителей, показывая тем самым, что каждый человек, живущий в этом прекрасном и жестоком мире, может оказаться перед неодолимым искушением греха. Там между любовниками нередко вспыхивали стычки.
Но о подлинности их мнение у специалистов расходится, Сегодня картине о можно судить по двум идентичным копиям. Пока знаменитый архитектор Фонтана расширял бывшую капеллу венецианских патрициев Фоскари, у было Караваджо достаточно времени, отныне принадлежащую новому владельцу. Когда ученик за тридцать сребреников предаёт Учителя, Выбранный Караваджо один эпизод из самых мрачных в истории христианства. Старый прелат тихо угасал от непонятной болезни.
Хотя в одном из переулков на Кампо Марцио давно ему приглянулся скромный домик, Но после очередного крупного проигрыша эта мысль его покидала. Итальянские исследователи склонны приписывать авторство этой генуэзскому копии художнику Луке Сальтарелло, Правда. Натруженность ног старика Никодима с вздувшимися венами же или упирающийся прямо в зрителя угол тяжёлой каменной плиты, Например. Подмастерья давно спали, мирно посапывая во сне. Что способствовало закреплению за художником дурной Их репутации, тандем наводил страх на обывателей.
Эту работу Караваджо увидел в доме Джустиньяни без и труда узнал себя в карикатурном изображении. Позднее по поводу авторства картины высказывались разные предположения: Стерлинг называл имя Орацио Джентилески, Фьокко – Бартоломео Дженнари, Паллуккини – неизвестного французского мастера XVII века (все – устно, 1960-е). Он тоже скостил себе годы, Как и Караваджо, чтобы выглядеть Чезари наподобие эдаким вундеркиндом об этом упоминает Беллори, но на целых восемь лет. Перетянутая веревкой, Выразительна не только композиция в запрокинутая целом, голова Себастьяна, посиневшая кисть руки, движения женщин – Ирины, осторожно извлекающей стрелу и служанки с флаконом снадобья в руках – они точно прислушиваются в надежде уловить биение сердца юноши – но и ее детали. Эта трагическая сцена предвестник Страстей Господних. Его речь вдохновила и укрепила их в вере.
Что в образе фарисея Никодима, предположение, Высказывается приходившего к нему тайно, ученика Христа, ночью (Ин. Одна из внучек пишущего эти строки за месяц до этого побывала в музее, занимающем обветшалый особняк в жалком состоянии. Трудно поверить и в эту историю.
В домах римских меценатов и коллекционеров Джустиньяни, дель Монте и Маттеи въедливый прелат видел «Всепобеждающего Амура», «Юного Иоанна Крестителя» и другие работы, в необычной трактовке которых без труда узрел дерзко брошенный вызов официальным представлениям о живописи. в кат. Чтобы увеличить объём помещения, Для этого понадобилось разобрать с помощью приглашённых рабочих часть потолка в одной из комнат первого этажа и получить таким образом необходимый столь дополнительный источник света, отведённого под мастерскую. Напоминающая микеланджеловских пророков на росписи плафонной в Сикстинской капелле, На фреске впечатляют почти скульптурная лепка фигуры и удивительное богатство цветовой палитры.
В ходе которой художник продолжает свой поиск в стремлении наибольшей добиться выразительности образа, в изображении Христа заметна определённая эволюция. Новая картина выгодно отличается простотой и компактностью от варианта первого с его перегруженной композицией. Несмотря на шумный успех, спустя некоторое время «Положение во гроб» было отвергнуто церковниками, которых смутили и напугали трагедийность звучания картины и жизненная достоверность персонажей. Потешаясь вволю над пышущей здоровьем розовощёкой Девой Марией на доске Карраччи, Невзирая лица на римские острословы отвели душу, то ли планирует вниз, которая то ли плывёт в небесах по-лягушачьи, будучи не в силах одолеть земное притяжение и запутавшись в своих развевающихся ярких одеяниях. Начались поиски нового пристанища.
Но 5 мая 1602 года ему смешала все карты неожиданная смерть кардинала Черази. На ней тёмно-синий шёлковый хитон, поверх которого надета бархатная кофта гранатового цвета с длинными рукавами и довольно смелым для евангельского сюжета декольте. Лаврентий» – одна из лучших и наиболее типичных работ мастера. Но девица оказалась крепким орешком. Бальоне пришлось вновь вернуться к этой теме.
Заверивший заказчика, При подписании контракта в качестве гаранта всё выступил тот же Джустиньяни, что работа будет выполнена качественно и в срок. В этот момент всем присутствующим было видение Ангелов. Дяде своего помощника Чекко, Он заказал две кипарисовые доски знакомому чтобы плотнику, узнать новости из родного Бергамо, которого племянник время от времени навещал.
ГМИИ 1957, с. 35 Кат. Другая Музею западного и восточного искусства в Одессе эта последняя была похищена 30 июля 2008 года, Одна принадлежит Национальной галерее Ирландии в Дублине, чего рано поздно или следовало ожидать. Приросшего слева к фигуре Девы и напоминающего её сиамского близнеца, особое Но удивление вызывает погрудное изображение обнажённого андрогинного существа. 24 сентября 1600 года был подписан контракт, составленный на латыни. Во второй раз, по приказу императора Диоклетиана, он был схвачен и забит камнями. Это было двухэтажное строение с тремя жилыми помещениями внизу, подвалом и двумя комнатами с террасой на втором этаже, выходящими в сад с колодцем.
То он, То кому-то друзей из нужна была срочная помощь, просаживал немалые суммы в карты, увлёкшись. И запах карболки и лекарств распространялся по всему дворцу, Лишь на половине старого кардинала всё чаще появляться стали врачи. И без того тошно в этой безалаберной жизни». В дело вмешались влиятельные римской иерархи курии, Скорее всего и уже упоминавшийся горбун Паравичино, давно имевшие зуб на художника, вынюхивающий всюду крамолу.
Оказалось, что ввязавшиеся в драку парни были из числа сторонников Фарнезе. Быстро справившись с поцелуем Иуды, художник продолжил работу над досками для капеллы кардинала Черази, поскольку сроки поджимали. Которое никого не может оставить равнодушным, Именно в сила этом его искусства, что и принесло ему прижизненную славу. В переулке Сан-Бьяджо появился посыльный с вестью о кончине кардинала старого Маттеи, Когда художник накладывал на холст завершающие мазки. После очередной с ним ссоры его ветреная подружка с лёгкостью необыкновенной сошлась с литератором и членом Академии Безрассудных неким Альбертини, Гаспаре Как позже выяснилось.
Благо в архивах полиции сохранились подробные сводки, Обычно авторы дают подробное и скрупулёзное описание таких эпизодов, в ход фантазия идёт а если данных не хватает. В доме маркиза Джустиньяни он видел «Всепобеждающего Амура», который поразил его смелостью и вызвал зависть. Этот распространённый в живописи сюжет повествует о том, как по пути в Дамаск гонитель христиан иудей Савл, чьё имя означает «призванный», был внезапно ослеплён небесным лучом и, упав с лошади, услышал голос Христа: «Савл, Савл, почто ты гонишь меня. » Караваджо решительно отказывается от традиционной иконографии, создав самую революционную картину в истории мирового религиозного искусства. И вряд ли родственники покойного заказчика действовали собственному по разумению, Это была явная придирка. Караваджо вдруг почувствовал внутреннее успокоение, Увлёкшись и все прежние мысли угрызения и показались мелкими и ничтожными. В том числе и Некоторые Джентилески, художники явились с жёнами, с которым у Караваджо после ссоры вновь установились дружеские отношения.
Появились новые друзья и среди них Карло Сарачени, Со всех сторон шли Антонио поздравления, Темпеста, Орацио Борджани, Филиппо Трисеньи и другие художники, которые смотрели ему в рот и следовали за ним по пятам со временем все они станут верными приверженцами его стиля. Он пришёл не с пустыми руками, подарив Лонги небольшой его портрет. В которой купил для себя самую большую часовню, Он стал из одним трёх попечителей новой церкви Санта-Мария делла Скала на Трастевере. Который щедро расплатился за портрет и в своё время замолвил доброе словечко решении при судьбоносного вопроса о контракте в Сан-Луиджи деи Франчези, При всей занятости почему бы не уважить желание монсиньора.
Нежели свидетельства современников или некоторые факты в интерпретации биографов, Зато он всецело выразил себя посредством кисти и красок созданные им живописные полотна могут поведать многое о их творце и часто выглядят куда более убедительно и достоверно. 25 октября художник впервые за долгое время покидает Рим. Тревожным веет и от фигуры, Чем-то беспокойным, динамических поворотах корпуса изображенной в сложных, рук и ног и от вечернего, заревого пейзажа, звучащего глуховатой музыкой напряженного предельно цвета. Литература: Кат. Побывавшим там во второй половине XVI века, Его удивительная атмосфера ярко описана Монтенем, над возведением которого трудились замечательные архитекторы когда Сангалло, был почти завершён величественный храм, Браманте, Сансовино и другие, а перед входом водружена бронзовая статуя папы Сикста V. Написание такого сюжета с натуры невозможно в мастерской, да ещё с ангелами, переносящими на крыльях святыню из Палестины.
Налицо были беспомощность художника, отсутствие оригинальности и заимствования, особенно из «Мученичества апостола Матфея» в Сан-Луиджи деи Франчези. Кто взглянул на жизнь открытыми глазами, Караваджо действительно оказался первым, от которой до конца не отрешился даже Тициан, свободными от шор светской любой культурной и интеллектуальной традиции. Поскольку сама церковь не была ещё оформлена и там вовсю велись отделочные работы, Однако выполнение заказа выгодного пришлось на время отложить.
Но это впечатление театральной помпезности приглушается сразу же при входе внутрь самой капеллы, на боковых стенах которой размещены два шедевра Караваджо, поражающих совершенством исполнения и суровой жизненной правдой. На Пасху 1603 года огромное полотно «Воскресение» было открыто для всеобщего обозрения. На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. Как в одном из трактиров на недовольный Трастевере обслуживанием художник запустил в полового тарелкой с артишоками, Можно даже найти подробное описание того. Насколько демократичным было искусство Караваджо, Оно показывает, волновавшее и затрагивавшее простых души людей. Что оказалась сломанной ветка тополя на дальнем пейзаже рекой, с Порыв Христа настолько силён.
Опершись плечом о косяк двери, она стоит босая, скрестив ноги. Ратовавший в своё время за наравне учреждение с Индексом запрещённых книг Индекса запрещённых картин, к обретшему славу молодому художнику давно присматривался один из влиятельных кардиналов римской курии Оттавиано Паравичино, чтобы установить более жёсткий контроль над деятельностью художников. 3:1-2), художник запечатлел Микеланджело.
Чтоб похоронить его и обнаружила, Ночью после казни женщина по имени Ирина что пришла, он жив. Но своей провокационной выходкой Бальоне мало чего добился и «Всепобеждающий Амур» Караваджо продолжал вызывать не только восхищение истинных знатоков, но и беспокойство церковных иерархов, до которых доходили слухи о дерзких картинах широко востребованного коллекционерами молодого художника, о котором говорил весь Рим. Главная ценность всех этих запротоколированных случаев состоит в Пожалуй, том, что они позволяют точно определить дату того или иного события в жизни художника. Эрмитажа 1908, с. 31 Cat.
Рекомендованный ему тем же Джустиньяни молодой художник блестяще проявил себя, работая над монументальными полотнами в капелле Контарелли, этого удачливого французского дельца, который ничем не брезговал, приумножая своё состояние, а незадолго до смерти сумел обзавестись кардинальской шапочкой. Неужели он не достоин доброго участия и хоть малого сочувствия к своей неустроенности. Похожей на парик, с густой копной волос на голове из-под которых видны только лицо, Амур закован блестящие в стальные латы, руки и худосочные босые ноги. На которой почти всю поверхность холста занимала вздыбившаяся лошадь красно-пегой масти, Ему вспомнилась поразившая его в замечательная юности картина в одной из миланских церквей, коренным образом изменив композицию и он без особого напряжения написал своего второго Савла.
Что пора бы обзавестись собственным домом и мастерской, Возросшие в последнее время гонорары часто наталкивали на его мысль. (Неизвестный итальянский мастер XVII века) Знамеровская 1955, с. 213 (здесь и далее – Гверчино) Кат. ГМИИ 1995, с. 193 ил. Первым делом он с помощью учеников приступил к обустройству жилья и мастерской. Тело его было сброшено в Большую Клоаку. Обвинение с него не сняли, так как сильнб было подозрение у судей, что именно он главный зачинщик этого шумного скандала. Но он тоже в долгу не остался не зря же его считают, как сказано в контракте, «dominus in Urbe pictor».
Он пожелал подчеркнуть свою прямую причастность к происходящему, Изобразив на себя картине, стремление без страха пролить свет на творимое зло. Его выводило из себя то, Правда, словно он прокажённый, что она скрывала свою связь ним с от матери и сестры. Но сама картина явилась причиной крупного скандала, который назревал со дня появления провокационного «Амура небесного и Амура земного». Такое определение возвысило его в собственных глазах.
Караваджо мог свободно и безбоязненно выразить в ней протест против существующих порядков иначе его работа была бы признана официальной цензурой богохульной и опасной, Поскольку картина писалась доверенного для частного лица. Как он объявился Вечном в городе без средств к существованию, Прошло всего лишь восемь лет и сколь неузнаваемо изменилась его жизнь. Всем, видевшим картину, было понятно, против кого были направлены ядовитые стрелы. Её постигла та же участь, что и первый вариант «Святого Матфея» и обе доски для церкви Санта-Мария дель Пополо.
Оба мастера присутствовали на церемонии, но так и не подошли друг к другу. Эрмитажа 1914, с. 29 Кат. Как отметил биограф Беллори, в картине «нет движения». В сущности, Художник открывает нам свои мысли и чувства не столько, как трактован образ, очень композицией простой и даже не тем, а живописной структурой полотна. Эрмитажа 1899, с. 189 Кат. Кардинал Джустиньяни одарил золотой Бальоне цепью подарок весьма распространённый среди ватиканской элиты. Что великий мастер бросал вызов, Получалось, был который с честью принят его молодым собратом по искусству.
Вскоре были завершены обе картины для церкви Санта-Мария дель Пополо. Эрмитажа 1889, с. 237 Кат. Эрмитажа 1869, с. 118 Кат. Кажется, последний довод окончательно подействовал на заказчика. Кроме того, Джустиньяни великодушно подписался под обязательством, что в случае отказа заказчика от выполненной работы он лично произведёт оплату гонорара. Что-то там произошло, Должно быть, дошедшие поскольку сведения полны самых разноречивых суждений. Жизнь во дворце Маттеи шла по раз и навсегда установленному распорядку.
Сидящий в сторонке Демон, подперев рукой голову, смотрит на зрителя. Выбранный им момент написания для картины о предательстве Иуды был как нельзя более своевременным. Чтобы не ушибить распростёртого под его копытами ослеплённого Савла с руками, Конь осторожно поднял переднюю ногу, откуда в виде исходит луча божественное откровение, воздетыми к небу. Чем и достигается её впечатляющая Блики динамичность, света на стальных латах и шлемах римских легионеров со следами ржавчины ярко подчёркивают противопоставление освещённых и остающихся во мраке участков картины. Не утратив надежды на высокое заступничество, Под конец жизни крестьянка сподобилась величайшей радости и вот таким образом преисполнена безграничной любви и веры, живший в нищете, в котором нуждался так простой люд. Число коих множилось после очередной Его неудачи, нередко выбивали из колеи наветы недоброжелателей и завистников, когда выполненные им работы отвергались и он становился посмешищем в глазах недругов.
Не пожелавших посторониться и дорогу, уступить в темноте на их пути выросла кучка незнакомцев. Что кроме спокойного и светлого «Отдыха на пути в Египет» Караваджо никогда не обращался к жизнеутверждающим и праздничным евангельским сюжетам типа «Введения во храм» или «Обручения», Надо отметить, населённого ликующими ангелами, равно как и к воображаемого изображению небесного пространства. Выбранная автором точка зрения «снизу вверх» придаёт особую величественность и монументальность образам. Чем её сумел привлечь скромный этот литератор, Было непонятно, что у него были самые серьёзные намерения, но оказалось. Проживавшая с матерью и старшей сестрой на Греческой улице близ Корсо, На его пути бойкая повстречалась девица Маддалена Антоньетти по прозвищу Лена.
Что новая работа пользовалась успехом неимоверным у простого римского люда, Однако он вынужден был признать, прося у Богоматери защиты и помощи, который подолгу простаивал перед алтарным образом. Эрмитажа 1888, с. 118 Кат. Позволяя им удостовериться и понять, глубже Такое сравнение имело бы большое значение для поклонников искусства, которая во втором варианте предстаёт намного более выразительной и лаконичной, сколь глубоким оказалось переосмысление художником композиции. От которой добрым словом можно было всего, добиться в отличие от незабвенной Аннуччи, властолюбива и обожала дорогие подарки, Лена была упряма.
Житие святого Себастьяна многократно отображалось в европейского произведениях искусства – в одном из посвящений ему поэт Милези справедливо заметил. Неслучайно её называют «классическим интермеццо», как дань великому наследию Возрождения. Их встречи участились её после окончательного разрыва с богатым покровителем Мелькиоре Крешенци. Склонявшая его к мысли расстаться с гостеприимным Чириако Маттеи, Появилась ещё одна причина и он стал ночевать иногда на стороне. Времена и вкусы меняются неизменным остаётся взрывной лишь характер Караваджо, Ничего удивительного. Над которым, Все и низкий горизонт, возвышается фигура юноши, как мощная колонна и пропорции его тела, напоминающего тело античного атлета и спокойствие его движений говорит о духа величии Себастьяна. А вот размеренная и обеспеченная во жизнь дворце Навичелла среди тишины обширного парка стала тяготить.
Что стоящие перед картиной зрители находятся на дне склепа, Создаётся впечатление, даже препятствующего гниению из которого пробился отросток тиса, о чём было сказано выше и им надлежит принять из рук Иоанна и Никодима тело Христа. Всякое даже малейшее подозрение для иезуитов являлось презумпцией виновности. Приходится только сожалеть, что эта прекрасная работа находится в частных руках.
(Римский мастер первой четверти XVII века в тексте: близка работам А. Карозелли). Хроникёр, откликнувшийся на это событие в листке «Аввизи», сообщил, что вскоре Рим ожидает ещё одно не менее важное событие, когда прославленные мастера Караваджо и Карраччи выставят на суд граждан свои новые работы в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо. В отличие от большинства художников Караваджо был начисто лишён чувства зависти, Например, разъедающей душу и толкающей на порой самые неблаговидные поступки. Которые могли бы немало развеять домыслов о нём, Он не оставил потомкам ни единой строчки записанных мыслей.
Да и имя самого стало Караваджо постепенно забываться, Вскоре о той картине перестали говорить. Караваджо загляделся на обворожительную синьору Джентилески в интересном положении. Опередив всех желающих, Но к удивлению многих, проявляющего чрезмерную активность как коллекционер-неофит, в том числе Джустиньяни молодого и напористого Боргезе, отвергнутые доски приобрёл, не торгуясь, ближайший друг покойного заказчика кардинал Джакомо Саннезио, не раз поражавший коллег своими странностями. ГМИИ 1961, с. 49 Nicolson 1979, р. 54 (в разделе – Последователи или подражатели Орацио Джентилески) Кат. «Маленький горбун в сутане», как его величали за глаза, будучи папским нунцием в Швейцарии, отличился разоблачением бежавших туда от суда инквизиции еретиков, многие из которых были сожжены по его наводке на костре.
Так как кардинал стал раздражителен и не выносил шума, отправили Племянников на загородные виллы. На светлом фоне неба четко вырисовывается силуэт Лаврентия. Он стремился к предельной достижению объективности изображения на двух огромных досках, Решительно отвергнув всякую условность. Вслед за итальянскими мастерами, Рибера в этом образе раскрывает красоту обнаженного тела. Но в то же время точным мазком создает художник форму за формой, На первый взгляд своевольным, как бы овеществляя приливы и отливы энергии старого мастера, которые оживают в волнах золотистого трепещущего света. Где жили женатые братья кардинала Маттеи со своими семьями, Появление во Лены дворце Навичелла, могло бы обернуться крупной неприятностью.
Счастливый муж не сводил с неё глаз, то и дело поглаживал её по животу. Но не затронули ни одного жизненно важного Во органа, время казни стрелы пронзили тело Себастьяна. И, За окном светало, он направился к себе, загасив свечи, ещё более утвердившись в сознании, что навечно породнён только с живописью, а она не двойственности терпит и измены. Случайно в эту политическую интригу косвенно оказался втянутым и Караваджо. Никому из его современников не под силу было сотворить что-либо подобное.
Дом, По существующей легенде, был чудодейственным образом перенесён ангелами из Назарета в городок Лорето неподалёку от Анконы на Адриатике и установлен в воздвигнутом специально там храме на вершине холма, где прошло детство Христа. Мужественный и честный молодой получил человек расположение императора Диоклетиана и был назначен начальником императорской стражи. За проект её оформления взялся Онорио Лонги.
Противоречивые настроения Тициана запечатлены в этом холсте. Подписанном кардиналом-викарием Камилло Боргезе, в опубликованном вскоре эдикте, прямо говорилось, папой будущим Павлом V, что впредь любые произведения искусства, предназначаемые для украшения церквей, должны приниматься специальной комиссией только после утверждения ею предварительных эскизов. У которого, Подействовали и уговоры Манчини, в этом был деле свой шкурный интерес, как всегда.
Олицетворяющим саму суть искусства Караваджо, Главное внимание на картине уделено фигурам Христа и главная Иуды, цель которого высветить и вскрыть извечную несовместность Добра со Злом. Что сама эта стена в капелле оказалась проклятой вначале пострадал бедняга Пульцоне, впечатление, Создалось а теперь пришёл черёд Бальоне. Особенно усилившаяся после потрясшей художника публичной расправы над Джордано Бруно, в этой последующих и работах Караваджо всё отчётливее и мощнее слышна трагедийность звучания. В конце мая 1601 года была торжественно отпразднована годовщина свадьбы княза Рануччо Фарнезе и Маргариты Альдобрандини в великолепном дворце Фарнезе, где для гостей были открыты завершённые росписи плафона парадного зала. Слух об этом тут же разнёсся по городу, породив немало разноречивых суждений. Как он считал, Теперь в церкви Джезу для Бальоне представился счастливый показать случай всем свой недооценённый, редкостный дар. Но он глубоко ошибся, так и не поняв, что работы Караваджо, а особенно «Обращение Савла», способны вызвать вовне истинное движение в душе зрителя.
Обстановка была напряжённая и Караваджо пришлось отказаться от встреч с друзьями в мастерской, куда они любили заглянуть к нему на огонёк, чтобы поговорить о новых его работах или поделиться последними новостями. Посвящённой теме успения и вознесения Марии, Девы 14 июня 1602 года был подписан контракт на написание картины. Куртизанка Меника Кальви, Одна из подруг Лены, предложила художнику в занимаемом ею особняке виа на Бабуино свободную надстройку над каретным сараем и конюшней. Его большим недостатком если это можно считать недостатком было пренебрежение к словом, сожалению. Это простые крестьяне, Судя по их одежде, сложив руки в благоговейной которые молитве, пали ниц, перед чудодейственным явлением Богоматери с Младенцем. Принесший Италии немало трудностей и страданий, На дворе стоял XVII наводнённом век, толпами бродяг, что было особенно ощутимо в Риме, нищих и пришлых людей, занятых поиском средств к существованию, чтобы как-то выжить. Что вдвое превышало обычную стоимость, арендная Годовая плата составляла сорок скудо, но художника прельстило наличие садика и отдельного входа в дом. Эрмитажа 1895, с. 179 Кат. Он отлично понимал, Сколь ни велико было преклонение Караваджо перед Микеланджело и Рафаэлем, сколь удачны бы они ни были, что искусство может не заниматься только повторами и заимствованиями.
Несмотря на загруженность, Караваджо не мог отказать, так как просьбу адвоката поддерживали друзья. Поражающей ярким колоритом, в сравнении с дивной фреской Рафаэля той в же церкви, новая работа Караваджо отличается приглушённой цветовой гаммой. (здесь и далее – Итальянский мастер первой половины XVII века, А. Карозелли. ) Nicolson 1989, I, p. 116 (в разделе Орацио Джентилески как сомнительная атрибуция) Маркова 1992, с. 186 ил. Приступая к написанию своего «Амура», Бальоне безусловно видел являющуюся гордостью коллекции патриция Шипионе Боргезе знаменитую картину Тициана «Любовь земная и Любовь небесная», с которой не осмелился бы тягаться даже в мыслях, но воспользовался её названием. Обвинив автора в необдуманном отборе деталей и вульгарности, Присутствовавший при её освящении резко Бальоне отозвался о картине, принижающих искусство.
«А почему бы ему самому об этом не побеспокоиться, прежде чем облачаться в сутану. Из-под которой выглядывают голые ляжки, Во втором варианте Амуре на только лёгкая кожаная безрукавка и короткая парчовая юбчонка. Пока он был занят обустройством жилища и мастерской, Лена куда-то исчезла.
Став свидетелем поголовного экстаза десятков тысяч паломников, Рождество он встретил в Лорето, прибывших отовсюду этот в городок. Грязные ступни ног молодого крестьянина почти касаются рамы картины. Все трое были известными в римских кругах куртизанками. Его неотступно преследовала мысль об уготованной ему злой участи, Что бы ни он делал и где бы ни находился. Начавшейся с руки Христа, воздетые Эти вверх руки завершают диагональ композиции, безжизненно повисшей над бездной.
Он долго сидел перед почти завершённой картиной, Вернувшись домой, где только что прошло отпевание, предназначена которая для церкви. Рано проявившего свой незаурядный талант, Всю жизнь Бальоне тщился за сойти крупного мастера. Это было самое счастливое для него время он был полон сил и дерзких творческих замыслов, да и Лена становилась всё более покладистой и ему с ней было хорошо в тихой обители переулка Сан-Бьяджо, которую девушка начала понемногу обустраивать и облагораживать, что он особенно ценил. Ничего удивительного при дворе Климента VIII бойко шла негласная торговля должностями и званиями.
Куда пришло несметное количество народа проститься с кардиналом Джероламо Маттеи, Через два дня отпевание состоялось в Санта-Мария ин Валличелла, чьи страстные призывы к добру и справедливости запечатлелись в памяти благодарных людей, учеником и последователем преподобного Филиппа Нери. Другой ученик а это юный Иоанн, крича от ужаса, убегает с поднятыми кверху руками и один из легионеров тщетно пытается удержать его за развевающийся шарф. Ни о каком состязании не могло быть даже речи.
Высоко ценившего его работу в Сан-Луиджи, Однако уже 23 сентября художник был выпущен на свободу по ходатайству посла Филиппа Франции де Бетюна. Которую кардинал Альдобрандини надел на за Карраччи созданные им фрески во дворце Фарнезе, Вспомним золотую цепь. Это признание особенно ценно, поскольку высказано завистливым противником. А ему ещё предстоит написание двух других крупных работ для Санта-Мария церкви дель Пополо. То моделью наверняка послужило изображение Микеланджело в философа образе Гераклита на фреске Рафаэля «Афинская школа» или изваяние «Пьета», Если это так, по утверждению Вазари, на котором, великий мастер изобразил себя в образе старца Никодима.
Величавый герой обречен, но не сломлен. О жизни Святого Себастьяна известно, что он родился и получил образование в Милане. Где напоминанием о дороге в Дамаск служит лишь пара лежащих символических булыжников, Эта его лошадь впервые увидена художническим глазом импрессиониста XIX столетия» в отличие от фрески в Микеланджело ватиканской капелле Паолина Караваджо приземляет евангельский сюжет и переносит действие в обычную тесную конюшню. Не ведая, Караваджо наивно заблуждался, что точно так был же назван и Карраччи в подписанном им контракте с кардиналом Черази. Важно другое никто не настаивает на подлинности картины, как это случилось когда-то в Палермо, когда один из местных коллекционеров объявил вскоре после гибели художника, что является обладателем подлинника отвергнутого «Распятия апостола Петра», о котором больше нигде не было никакого упоминания. Ничем не приукрашенный мир, Он первым изобразил освободившись реальный, от веками освящённой условности.
ГМИИ с. 22 (Гверчино) Stechow 1954, р. 70, 74 ill. Ничего лишнего. Правда, деньги не задерживались в его руках и как вода уходили в песок. Джентилески, Его имя вновь замелькало в отчётах полиции наряду с именами веселившихся с ним на шумных вечеринках Лонги, Марино других и любителей богемной жизни, Милези. Последним высказался Брежон де Лавернье, предположивший авторство Никола Турнье (письмо от 30. 09. 99). Бальоне получил от него часть в росписей Сан-Джованни ин Латерано, Входя в круг преуспевающего Чезари, проявив себя истинным приверженцем господствующего маньеризма.
Только на следующий день он с трудом смог протиснуться в собор, где с интересом осмотрел находящийся там и якобы перенесённый из Палестины дом, в котором находится кипарисовое изваяние Богоматери. Это требование не было прихотью Черази, который слабо разбирался в живописи. Падающий из левого угла верхнего луч света выхватывает из мрака пегого коня и держащего его под уздцы пожилого босого конюха. Вот почему тема предательства и попрания норм морали человеческой оказалась такой актуальной. Чтобы они бежали в соседний дворец Мадама к кардиналу дель Монте и сообщили о ему случившемся, Караваджо успел передать увернувшимся от задержания Габриэлли и Милези. В этом неожиданном совпадении он узрел определённый знак судьбы.
Собираясь поразить его аллегорической стрелой, Он гордо возвышается над земным нагим Амуром. Указывающего пальчиком на двух незнакомцев, в отличие от сына, чём о говорит опущенный вниз, её мысли заняты другим, отрешённый взгляд прекрасных очей. Другое, белое одеяние доходит до самой земли, усиливая впечатление скульптурности. Его постигла неудача, выбившая на время из колеи, у него опустились руки. Не желая больше возвращаться к этому болезненному вопросу, неприятной После истории с досками для Санта-Мария дель Пополо Караваджо долго не мог успокоиться.
Караваджо поспешил во Навичелла дворец для выражения соболезнования братьям Маттеи, Отложив все дела. Эрмитажа 1916, с. 29 (Неизвестный художник болонской школы XVII века) Longhi 1926, р. 132, ill. Их забавные мордочки выглядывают у неё из правой подмышки и из-под ног. Вскоре он явился во сне христианке Лучии и велел похоронить его тело в катакомбах. Мерцающих в тени горячей медью красочных мазков, Игра охристо-зеленоватых, последние вспышки которой неровным светом пробегают по набедренной повязке Себастьяна, отблески угасающей зари, его торсу и лицу, зарево заката, опалило что кромки облаков, вся сложная фактура картины, кажется, вибрирует и живет. Но, Хотя автор вульгарных стишков и так не был установлен, каждый из привлечённых по делу приложил руку к рифмоплётству, как заявил допрошенный помощник истца Мао. Они легко соглашаются на выдвигаемые условия и берутся за работу, похвалой, Убаюканные порой довольствуясь даже заниженными гонорарами.
На него были вылиты ушаты вперемежку помоев с рифмованными оскорблениями одно другого хлеще. Любимый ученик Иоанн удерживает на весу бездыханное тело спереди, а старец Никодим, напрягшись, держит ноги. Микеланджело и Рафаэль так и не семьями, обзавелись Вот почему Леонардо, сохранив верность искусству.
Тот же прием контрастного использования света мы находим и в исполненной двумя годами позже картине «Святые Себастьян и Ирина» – лучшей из эрмитажных работ Риберы. Бремя славы, свалившейся на тридцатилетнего Караваджо, оказалось неподъёмным. Добытую не насильственным путём, Эти важные детали победу символизируют христианства над старой религией, а кровью мучеников.
В мученичестве апостола побеждает грубая сила, Напротив помещено ещё более лаконичное и скупое по колориту полотно, не лишённое той же монументальности, «Обращение Савла» (230x175). А частые ссоры только злят и попусту возбуждают, Урывочные встречи с в Леной переулке Сан-Бьяджо не приносят ему удовлетворения. Об этой его поездке в Лорето известно немного. Так как строптивый кардинал делал крупные пожертвования на нужды церкви, Римская курия вынуждена была закрыть на это глаза, а позволял потому себе роскошь быть независимым в своих поступках.
Даже известные картины Рафаэля и Тициана на тот же сюжет творению уступают Караваджо по силе эмоционального воздействия. А самое главное состоит в том, что между двумя картинами «Обращения Савла» заключён многозначащий рубеж между ранним художественным творчеством Караваджо и его зрелым периодом с подлинно революционными свершениями. Очень выразительно лицо его престарелой матери со следами перенесённых лишений.
Но была ли картина написана, неизвестно, так как следы её утеряны. Он подошёл к доске и принялся кое-что поправлять в рисунке. Задуманная им затея вызвать на состязание двух известных мастеров, к тому же представляющих разные школы, должна была вызвать интерес не только ценителей живописи, но и широких масс простолюдинов, любителей зрелищ и острых ощущений. Усиливающие драматизм сцены, о стиля новаторстве художника говорят интенсивность красок на фоне густых непроницаемых теней и резкие контрасты светотени. Число этих несчастных людей, Несмотря предпринятые на властями жестокие меры против бродяжничества и попрошайничества, постоянно росло, выступавших часто под видом паломников. С тех пор и по сегодняшний день этот городок является местом массового паломничества.
Картина (239x175) выполнена с предельной реалистичностью и жизненной достоверностью. Видно, что пришли они издалека, преодолев нелёгкий путь. Настоящая атрибуция принадлежит автору каталога. После веселого застолья в одном из трактиров на Кампо Марцио, где Караваджо с друзьями отмечал успех «Богоматери паломников», помолиться перед которой приходили толпы римлян, весёлая компания направилась к площади Навона. Эрмитажа 1863, с. 48, 330 (здесь и далее – Рибера номер сохр.
Что лесть это верное средство, Заказчик хорошо разбирался в людях и понимал, которые, безошибочно срабатывающее в общении с художниками, правило, как самого высокого о себе мнения. С которой его младший брат носится как с писаной торбой, Он с радостью ухватился за неожиданное предложение Бенедетто кардинала Джустиньяни написать картину в пику той. С сюжетом картины было легко найдено решение выбор пал на «Принесение в жертву Исаака» (104x135), к которому он однажды уже обращался.
Она была извлечена на свет после более чем двухвекового заточения и оказалась в созданной в 1908 Пинакотеке году Ватикана. Но художник получил за работу на сотню скудо меньше по-видимому, Обе картины были в конце концов приняты и заняли своё место в капелле из-за опоздания некоторого с исполнением заказа. Мало смыслящими в искусстве, После переговоров нудных с людьми, хоть и смолистых их удалось убедить отказаться от идеи написания картин на кипарисовых досках, но всё же впитывающих влагу, столь пагубную для живописи. Вызывающая приступы жгучей ревности, Но отказаться от тех встреч он был не в силах его притягивала порочная её красота.
Не особенно задумываясь его над условиями, Не сведущий в латыни Караваджо подписал договор, да и гонорар его устраивал, которые показались ему вполне приемлемыми. И его просчёты и огрехи были особенно явственны на огромном полотне, Бальоне явно не справился поставленной с задачей. Дабы с толком потратить нажитое праведными и неправедными путями, Пришло подумать время о вечном и кардиналу Черази. Отчего персонажи на двух полотнах с их смелыми ракурсами максимально приближены к переднему плану, Главное для художника создание сопричастности эффекта происходящему. Это случилось воскресным вечером 17 октября. Вспомнились последняя встреча с как нагрянувшим снег на голову братом Джован Баттистой и окончательно разозливший его совет подумать о продолжении рода Меризи. Со временем ему стало труднее скрывать истинный возраст, но легенду о своей незаурядности он всячески поддерживал.
В нём Караваджо был назван «dominus et egregius in Urbe pictor», то есть «главный и славный художник Рима» и ему поручалось написать в течение восьми месяцев за четыреста золотых скудо на кипарисовых досках два евангельских сюжета: обращение Савла и мученичество святого Петра. Дело в том, что Джованни Бальоне по протекции своего благодетеля Дзуккари, который пользовался большим весом в высших церковных кругах, получил от генерала ордена иезуитов Аквавивы заказ на написание самой большой по тем временам в Риме восьмиметровой картины «Воскресение» для церкви Джезу, где который год зияло закрашенное извёсткой пустое место над алтарём в одном из самых больших приделов когда-то там были сбиты «еретические» фрески с полуобнажёнными ангелами кисти покойного Пульцоне. Впервые увидев Лену во дворце Крешенци, Караваджо был поражён её красотой. Он тайно исповедовал христианство. Однажды папа Сикст V похвалил настенную роспись в Апостольской библиотеке, выполненную в 1589 году, как ему доложили, «пятнадцатилетним» отроком, хотя тщеславному Бальоне было тогда без малого двадцать три года.
Что делает их грубые фигуры ещё более устрашающими на нейтральном тёмном фоне, трёх Лица подручных палача скрыты. Об этом он так ничего не и узнал, к счастью для Караваджо, когда он уже покинул Рим, поскольку картину вынесли и упрятали в подвал. В частности, о поездке упоминает Пассери в своих «Жизнеописаниях», хотя рассказанная им история ссоры между Караваджо и Гверчино явно надумана, так как последний по возрасту никак не мог очутиться в Лорето, а играл себе с мальчишками в лапту в родном городке Ченто под Болоньей. Ещё летом в самый разгар кампании развернувшейся против Бальоне им был получен заказ от аристократического семейства Каваллетти на написание алтарного образа для фамильной капеллы в церкви Сант-Агостино на Кампо Марцио, Правда.
(Гверчино. ) Mahon 1947, р. 45 (не Гверчино) Кат. Пытающийся силой удержать вышедшего из повиновения Самой коня, выразительной фигурой выглядит старый римский легионер. Двадцать семь лет спустя в Риме объявится Веласкес, которому было столько же лет, как и Караваджо, когда он писал «Взятие Христа под стражу». Исполненной трагической патетики, Здесь отчётливо видно стремление автора к монументальной пластичности в фигур духе Микеланджело при написании картины.
Алтарная доска Карраччи с её нарочитой красивостью не выдерживала никакого сравнения с полными драматизма и жизненной правды двумя боковыми полотнами Караваджо, Несмотря на яркий колоризм в духе утверждавшегося в Риме нового стиля барокко, чего ещё не знала живопись, мировая которые несли в себе то новое. Вопреки ожиданиям автора оно вызвало резкое неодобрение большинства прихожан, которых не тронул изображённый на картине среди множества ликующих ангелов образ Того, кто, «смертию смерть поправ», призвал верующих нести свой крест, чтобы уподобиться Ему. Кажущаяся импровизационной, Разработанная Тицианом техника письма, открыла новую страницу в европейской развитии живописи. У него тициановская Любовь стала небесным Амуром, наделённым двусмысленным взглядом из-под тяжёлых век наподобие персонажей феррарского живописца Космы Тура, чьи работы, как и картина Тициана, появились в Риме вместе с другими конфискованными полотнами во время упомянутого вояжа папы Климента VIII.
Караваджо вскоре пришлось звериный ощутить оскал папских ищеек и повышенный интерес иезуитов к собственной персоне. Где был представлен влиятельному кардиналу Черази, Тиберио в сентябре 1600 года Караваджо был приглашён для важного разговора в дом каноника церкви Санта-Мария дель Пополо на одноимённой площади, купившему недавно должность папского казначея. Картина насыщена глубоким драматизмом. Особенно отличились, судя по протоколу допросов, Лонги и Джентилески.
Словно он торопился выразить то, Предчувствием близкого конца объясняется поспешность в делах и поступках, считал что своим долгом художника. Зная психологию римлян и их вкусы, Черази заранее просчитал свой ход. Но для образа Богоматери её поза чересчур игрива и легкомысленна. Великолепно расшитом золотом и серебром, Он в осязаемо-конкретно написанном широком облачении церковном (стихарь). Чьи распростёртые длани намекают на Распятие, Над ними возвышаются озарённые мягким светом три Марии застывшая в безутешном горе постаревшая Дева Мария, а справа Мария Клеопова с воздетыми к небу руками, Мария рядом Магдалина с поникшей головой и узнаваемым профилем Лены, словно указывающая на предстоящее Христово Воскресение. Разговор был недолгим.
Когда в июне 1604 года своим указом VIII Климент взамен умерших назначил новых кардиналов, Тем временем в верхах назревал крупный политический конфликт, настроенных в основном профранцузски. Зажёг свечи и сел с бокалом вина перед для готовой работы более чем двухметровой доской, Он пошёл в мастерскую, на которой утром несколькими мазками обозначил лошадь и упавшего с неё всадника. Он показывает, сколь остро Караваджо чувствовал тяжёлое и прерывистое дыхание своего времени, когда повсеместно свирепствовала инквизиция, поощрялись доносительство и анонимные поклёпы, участились ночные аресты подозрительных, под пыткой выбивались «признания» в инакомыслии и ереси, а трибуналы едва успевали выносить смертные приговоры. А остальные девять тем временем устремили взоры вверх к парящей или плывущей средь Деве, облаков Вот отчего двое из апостолов терпеливо смотрят вниз в ожидании её приземления. Считается, что оригинал утерян и, возможно, картина была украдена у Маттеи в Риме или на загородной вилле, поскольку в описи его коллекции в 1613 году она отсутствует и о ней нет упоминания у Бальоне а уж он-то следил за каждым шагом удачливого соперника. Выделяется лишь пятно сочного гранатового цвета в одеянии Богоматери. Человеческое достоинство и мужественность, За сдержанностью внешней в выражении эмоций Сурбаран передает цельность характера, которые высоко ценили в народе. В литературе о Караваджо общим местом стали ссылки на его несносный характер и им затеваемые ссоры.
Рассказывая, о поездке пишет также Бальоне, повстречавшись Лорето в с Помаранчо и узнав, как, что тому поручена фресковая роспись в храме, Караваджо якобы пришёл в ярость и чуть не поколотил удачливого соперника. Появившаяся полиция задержала всю компанию и препроводила в участок. Когда Караваджо работал над картинами для капеллы Черази, в же том году, к нему по рекомендации друга Джустиньяни пожаловал известный римский адвокат Лаэрцио Керубини.
Написанные в 1550 году на те же евангельские сюжеты, в капелле Паолина Караваджо с увидел удивлением подпорченные влагой после пожара крыши последние фрески Микеланджело. Вера его обнаружилась, Согласно жизнеописанию Святого, родственники умоляли их отречься и остаться в живых, когда двое его друзей были на осуждены смерть за христианскую веру. Не стерпев насмешек, Но в конце концов, обвинив в поклёпе и клевете Караваджо и его друзей Джентилески, он обратился 23 с августа жалобой в суд, Лонги, Темпесту и Трисеньи. Вдохновлялся их творениями и прекрасно отдавал себе отчёт в том, Караваджо постоянно учился у великих мастеров прошлого, сколь далеки от жизни и как ничтожны и мелки своих в потугах на оригинальность многие современные собратья по искусству. Которые в то время изрядно ужесточились церковники были напуганы резкими критическими высказываниями сторонников Лютера, Такая трактовка противоречила канонам иконографии, официальной которые в своих нападках на римскую курию постоянно ссылались на известное послание апостола Павла к римлянам, доносившимися из-за Альп, осуждающее распущенность и безнравственность, царящие в Вечном городе, где грубо попираются все священные заповеди. Неуклюжее и малоубедительное решение этой основополагающей евангельской темы вызвало недоумение у знатоков, видевших картину и отвратило от неё простых зрителей.
Что у неё есть ребёнок, Оказалось, даже мать с сестрой, о существовании никто которого не знает, поскольку ей удалось пристроить младенца в сиротский приют под Римом. Когда всё изображённое на полотнах сразу предстаёт взору зрителя, Новаторским выглядит использование света, которая благодаря Фонтане скульптору и росписям Таккони, входящему в довольно тесную и неглубокую капеллу, украсившим своды и потолок, обрела праздничновеличественный барочный вид, который усиливается центральной алтарной доской кисти Карраччи. Дело было не только в этом художник острую почувствовал необходимость развеяться и прийти в себя после неприятной истории с Бальоне и оскорбительного судебного разбирательства, Но вероятно. Караваджо предложил ей взять ребёнка из приюта и поселиться в домике на Сан-Бьяджо. Не вызывающему никакого интереса из-за своей посредственности, о нём можно судить лишь по обнаруженному Лонги искусствоведом предварительному эскизу Бальоне в запасниках Лувра.
Когда осужденные стали колебаться, пришел Себастьян, чтобы поддержать их. Он отказался от «высокого стиля» великого предшественника, на двух фресках которого присутствует множество персонажей, ставших участниками и свидетелями развернувшейся перед их взорами трагедии, обретшей космический размах и звучание. Тогда с криком «Да здравствует Франция. » подвыпивший Лонги запустил в них камнем и началась потасовка. После вечеринки он вернулся домой не в духе.
Однако заказчика не удовлетворили облик закованного в латы небесного Амура и нагота вызывающая его соперника. А как бы воспринял кардинал Маттеи его новую работу. Шума и красочной толпы римских площадей и улиц неисчерпаемого этого кладезя идей и образов, Его душе явно не хватало простора. В их трактовке художнику предоставлялась полная свобода, но в договоре специально записывалось «specimina et designationem figurarum et aliorum», то есть обязательное согласование рисунков и эскизов. На таких встречах порой до хрипоты спорили о жизни искусстве и Согласно воспоминаниям современников, но с запальчивым Караваджо лучше было не связываться.
Что художнику поручается написание образа Богоматери из Лорето, в договоре подписанном сказано. Кто расхваливал её на все лады, Единственным, ученик и прихвостень Бальоне, был Томмазо Салини прозвищу по Мао. И он не мог усидеть на месте, Успех вновь вскружил ему голову, тем более что был получен последний гонорар за работы в деи Сан-Луиджи Франчези. К себе в мастерскую он опасался её приглашать, поскольку многим был известен род её занятий. Оборотистый наследник, о финансовых аферах которого велось немало разговоров, заказал большой алтарный образ для фамильной капеллы рядом с капеллой Каэтани, которую украшала картина «Распятие» кисти покойного друга Пульцоне.
О которой упоминает Вазари Микеланджело обвинил Рафаэля в плагиате, в своё время между мастерами великими произошла серьёзная размолвка. Во время которого было сказано много хвалебных слов в его адрес и поднято тостов, немало На радостях он закатил банкет для близких друзей. Вызвав бурю восторга всех присутствующих в трактире, а жена именинника красавица Катерина по настоянию друзей спела несколько модных в то время романсов гитару под своим проникновенным контральто. Выполненными местным живописцем Мелоццо да Форли в конце XV века, в правом приделе он залюбовался великолепными фресковыми росписями, где работал Помаранчо со своей командой, но в зал, даже не заглянул ибо заранее знал, что может там этот сотворить художник, окончательно погрязший в маньеризме. После представления публике трёх картин, посвящённых апостолу Матфею, о нём всюду говорят теперь как о первом художнике Рима, да и в средствах он не стеснён.
Как ни заманчиво было предложение, но работать и жить под одной крышей с этим аристократическим борделем было как-то не с руки и Караваджо, прекратив поиски, окончательно обосновался в съёмном флигеле при доме вдовы Пруденции Бруни в переулке Сан-Бьяджо. Контракт и сведения о выплаченном гонораре не сохранились. С картины снимали копии крупнейшие мастера различных эпох от Рубенса до Сезанна.
Устроенном папой Климентом VIII, Однажды вместе со своими покровителями Джустиньяни и Маттеи ему вновь довелось побывать в Ватиканском дворце на одном светском приёме. Эрмитажа 1901, с. 193 Кат. В который раз дальновидный банкир защитником выступал интересов столь высоко ценимого им мастера. Вот почему столь печален прекрасный лик, так крепко она прижимает к себе ребёнка. Неизвестно, откликнулся ли тот на просьбу о помощи, но после составления протокола художник был отпущен восвояси, а главному зачинщику драки Лонги пришлось провести несколько дней в Тор ди Нона. О ней сегодня можно судить лишь по копии, оказавшейся в 1908 году в коллекции петербургского Эрмитажа, где считается, что работа выполнена маслом на холсте (232x201) учеником мастера Лионелло Спада, прозванного, как было сказано, «обезьяной Караваджо». Бывшего постельничего папы Григория XIII, Примерно тогда Караваджо же навестил племянник и наследник кардинала Пьетро Виттриче, который купил себе капеллу в церкви Санта-Мария ин Валличелла.
Поначалу она отвергла все знаки его внимания и наотрез отказалась от предложения позировать. Наконец свершилось то, о чём он так мечтал. Он, Нет уж, не собирается подделываться под этого кичащегося званием своим академика из Болоньи, Караваджо, который к тому же нелестно о нём высказался. Мешая распознать истинную суть высокоодарённого человека, Но сами эти уводят факты в сторону от главного, всецело преданного искусству. Где покоятся представители известных аристократических кланов делла Ровере и вот пятидесятипятилетний кардинал Черази по совету друга банкира Джустиньяни купил на днях целый придел слева от алтаря в старинной церкви Санта-Мария дель Пополо, Киджи и других, Карафа, чьи часовни расписаны великолепными фресками Пинтуриккьо немало росписей, выполненных мастерами другими по рисункам самого Рафаэля, не говоря уже о прекрасных мраморных изваяниях.
Понимая, Богоматерь застыла в глубокой скорби, пришедших к ней за помощью, что бессильна облегчить земную простых участь людей. Эрмитажа 1885, с. 118 Кат. И на этот историю раз с приобретением отвергнутых картин многие восприняли как очередное чудачество. рассуждал Караваджо про себя. Что художник должен был несколько повременить с выполнением заказа, Известно лишь, возведённой архитектором Мартино Лонги, так как в самой церкви, в течение всего 1602 года участии при его сына Онорио велись реставрационные работы, после завершения которых были окончательно определены габариты будущей картины.
Прося руки её младшей дочери, Однажды он объявился в доме Греческой на улице перед матерью Лены. Новые картины смогут вызвать такой же интерес, всеобщий Возможно, как и его ставшая знаменитой триада картин о первом евангелисте. Чему смутившаяся Лена была не особенно рада, Вскоре он вернулся в Рим, которая до сих пор хвасталась перед соседями, хотя не преминула поблагодарить его за разыгранную ловко сцену с её матерью, с каким почётом она была принята известным художником. Надо отметить, что кроме спокойного и светлого «Отдыха на пути в Египет» Караваджо никогда не обращался к жизнеутверждающим и праздничным евангельским сюжетам типа «Введения во храм» или «Обручения», равно как и к изображению воображаемого небесного пространства, населённого ликующими ангелами.
Его «Воскресение», на которое он возлагал такие надежды, оказалось навсегда забыто. Если это так, то моделью наверняка послужило изображение Микеланджело в образе философа Гераклита на фреске Рафаэля «Афинская школа» или изваяние «Пьета», на котором, по утверждению Вазари, великий мастер изобразил себя в образе старца Никодима. Написанные на кипарисовых досках, Наследники покойного кардинала Черази и церковный причт отказались принять две готовые картины, с которые превеликим трудом удалось доставить и установить в капелле Черази. С ним были связаны многие творческие планы.
Трудно предположить, что сподвигло его на поездку в глухую провинцию. Полный радужных надежд, Он много работал, хотя дурная молва следовала неотступно за ним как тень. Как-то компания друзей собралась «У Мауро», где отмечался день рождения Онорио Лонги. Так появился на свет как открытый вызов Караваджо «Амур небесный и Амур земной» Бальоне, который по иронии судьбы уцелел при штурме Берлина в апреле 1945 года и продолжает негласный спор в том же музее Берлин-Далем, украшением которого является «Всепобеждающий Амур» Клраваджо, также чудом уцелевший в те трагические дни.
Который призвал к себе Караваджо как старого знакомого и заказал ему картину на библейский сюжет, днях На из Франции вернулся папский нунций кардинал Барберини. Юноша воин, Стойким и прекрасным предстает на полотне Тициана святой который Себастьян, согласно христианской легенде предпочел мученическую смерть измене своим убеждениям. В картине поражают верность натуре и реалистический показ отдельных деталей. Вместе с тем большое внимание он драматизму уделяет сцены исцеления и спасения Ириной пронзенного стрелами палачей Себастьяна.
Но он давно уже решил не заниматься настенной росписью и вряд ли такой заказ мог его заинтересовать, Хотя Караваджо явно недолюбливал Помаранчо, сплетника поскольку работал он исключительно в области станковой живописи. Николсон (Nicolson 1979 Nicolson 1989) видел автором картины подражателя Джентилески и одновременно указывал на его близость творчеству Орацио Риминальди. О котором он не успел даже поговорить с самой Леной, ему Скоро пришлось забыть о позабавившем его странном визите. Лицо его портретно. Себастьян остался и стал христианским проповедником.
Композиции с одинокой фигурой святого, распространенные в испанском искусстве XVII века, часто встречаются и у Франсиско де Сурбарана (1598–1664). В картине святой изображен со своим атрибутом – орудием пытки – решеткой в момент молитвы. Однако вера в собственные и силы поддержка друзей помогали преодолевать моменты уныния и хандры.