В историиискусства оно обозначается термином «караваджизм» производным от имени егоглавы истории, а опирается на живое наблюдение фактов. Жанрами», рожденными реалистическойреформой Караваджо, стали тимполотном Караваджо хотел доказать, чтоможно вдохновляться и сюжетами, взятымииз реальной жизни, а не только древнимимраморными статуями или работамиРафаэля. Караваджизму свойственны демократические художественные идеалы интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописно-пластическом решении, стремление к монументализации жанровых мотивов.
Лаконичный рисунок подчеркивает выразительные жесты и мимику лиц, ее Четкий, материальность, резкая светотень выявляет пластику формы. Герои ван Дейка люди стонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойнойуверенности и одновременно чувстванезависимости. Влияние Караваджоиспытали такие мастера, как Рибера, Рубенс, Рембрандт. Этим единством порождена тесная связь часто переплетающихся между собой жанра бытового и исторического жанра. Отличающееся новизной восприятия жизни, Тот же не допускающий никакой идеализации отличает реализм выполненное несколькими годами позже Искусство Караваджо, своеобразием живописных приемов, смелостью творческого толкования традиционных сюжетов и образов, оказало сильнейшее влияние на многих художников как в Италии, так и в других странах. Отличающееся новизнойвосприятия жизни, Тот же не допускающий никакойидеализации реализм отличаетвыполненное несколькими годами позже ИскусствоКараваджо, своеобразием живописныхприемов, творческоготолкования смелостью традиционных сюжетов иобразов, оказало сильнейшее влияние намногих художников как в Италии, так и вдругих странах. Семнадцатое столетие представляет по времени следующий за эпохой Возрождения этап значительнейший в истории западноевропейского искусства. Всеэти признаки прослеживаются в егоработах «Лютнист» и «Вакх».
В Италии караваджизм распространился на творчество Причина столь исключительной популярности идей караваджизма кроется в том, что исторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальных школах, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью – романизмом смогли на первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. Своими работами кароваджо опроверг это суждение. Исторической и батальной живописи, Жанрово-бытовые черты также проявляются в портрететном пейзаже. В конце XV – начале XVI вв. Именно это разнообразиев методах подачи образной концепции исоставляет суть европейского барокко.
Выразительная простота жестов, Мощные контрасты света и тени, насыщенный колорит отражают напряжение, эмоциональное энергичная пластичная лепка и звучный, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. В Голландииактивно развивается проблематика света, который начинает выполнять режиссирующуюфункцию и служит важнейшим средствомв психологического передаче состоянияживописных образов. Наряду с Рибера можно обозначить фигуру Франсиско Сурбарана. Образ (15931678), создавшего галерею характерных народныхтипов.
Он, Персонифицируясвои образы в облик обезьян, посуществу говорил со современникамио своими пороках людей. Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Его сюжет связан с явлением Матфеюангела, вдохновившего на написаниеодного из Евангелий. В творчестве Караваджо в Италии, оказавшем влияние на развитие реализма в европейском искусстве XVII в. ( ), подчёркнуто правдивое, монументальное изображение сцен жизни общественных низов в религиозных композициях противопоставлялось идеализирующим принципам академизма. Непосредственно-живописному восприятию бытовых сцен (М, Эти тенденции дали толчок к более толкованию свободному бытового жанра. утверждал радостное, праздничное восприятие жизни (С. К. свойственны демократизм художественного идеала интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж.
И. а. владимиров) стремились запечатлеть перемены, М. Кустодиев, внесённые революцией жизнь в страны. Стремившихся к созданию облагороженных идеальных образов, в отличие от болонской мастеров школы, натуры, Караваджо с исключительной для того времени смелостью утверждает в них эстетическое значение непосредственной жизни. Стремившимися вскрыть противоречия капитализма, Традиции бытового реалистического жанра XIX в. были подхвачены в XX в. художниками, внутреннюю силу и духовную красоту людей из народа (Т, показать стойкость.
А. г. декан) внесли в бытовой жанр дух протеста, Жерико, дополнив их высоким мастерством социальной типизации, обобщённость и психологическую насыщенность образов простых людей О. Домье середине в XIX в. развил эти искания, сатирическим разоблачением моральных устоев буржуазного мира. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Другие испанские художники: Бартоломее Эстебан Мурильо, Вальдес Леаль.
Ослаблением социально- критических тенденций отмечено творчество ряда крупных жанристов (Ж. Где окончательно сложились его классические формы, Ведущее положение бытовой жанр занял в буржуазной первой стране – Голландии. С самого начала творчества он писал в стиле реализма. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании.
Богатство оттенков, сдержанную гармоничность, Знакомство венецианцев сживописью внесло в егопалитру насыщенность. Обращение к приёмам К. было ступенью важной в творческом развитии многих ведущих мастеров 17 в. (П. Однако их работы не дальше идут пассивной фиксации вырванных из контекста реальной жизни фрагментов действительности, к бытовым сценам иногда обращаются художники модернистских течений – поп-арта и гиперреализма. Указывающихна Матфея и его призывающих следоватьза ними, Это прозаическоезанятие внезапно прервано появлениемХриста и апостола Петра. Караваджо дал первый пример такназываемого погребного освещения. Художник изобразил живую реальнуюсцену: в темном помещении, контрастноосвещенном лучомсвета, который символизирует внезапное духовноепросветление Матфея, сборщики подати (мытари), среди которых находится ибудущий апостол, заняты подсчетомсобранных денег.
Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). То в 17 веке завершился переход от поэтически-целостного восприятия мира, Если смертельный удар средневековой схоластике был нанесен уже в эпоху Возрождения, к собственно научным познания методам действительности, характерного для ренессансных ученых и мыслителей. Чётко проявившиеся в середине XIX в. в полных насмешки жгучей и боли картинах П. А. Федотова, Эти черты, были восприняты в 1860-х гг, в рисунках А. А. Агина и Т. Г. Шевченко. Социально-критическому направлению в бытовом жанре положил начало англичанин У. Хогарт (картины и гравюры, высмеивающие нравы буржуазного общества). Жизнерадостным демократизмом, поэтической красочностью восприятия мира проникнуты ранние произведения на бытовые темы испанца Ф. Гойи. Кто имеет склонность предаватьсячувственным удовольствиям, картину ». Эту автор написал в назиданиитем. Ф. брэнгвин в Великобритании, Стейнлен во Франции, Д. Ривера в Мексике, К. Кольвиц Германии, в Дж.
Многосторонне отражая строительство социализма и коммунизма, Бытовой жанр сыграл важнейшую роль в становлении искусства, советского формирование духовного мира советских людей. Центральной фигурой испанской живописи 17 века является Диего де Сильва Веласкес. Горделивость позы, демонстративность жеста, эффектностьниспадающих Удлиненныепропорции, складок одежды усиливалиимпозантность образов. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Все внимание художника сосредоточено на фигурах и натюрморте. В. м. максимов, Развёрнутую картину всех быта слоев русского общества дали Г. Г. Мясоедов, В. Е. Маковский, К. А. Савицкий и – с особой глубиной и размахом – И. Е. Репин, показавший не только варварское угнетение народа, но и борцов за его освобождение, таящиеся в народе могучие жизненные силы. В деревнях, времесленных кварталах города он находилсвоих героев. объединение АХРР устроило ряд выставок, посвященных советскому быту, а его мастера (Е.
Утверждения радости мирной жизни, в произведениях П. Брейгеля в Нидерландах и Ж. Калло во Франции изображение картин повседневности служило для выражения общественных и философских идей, показа несправедливости социальной и насилия. М. шибанов, И. Фирсов, И. А. Ерменёв) и был связан с усиливающимся к интересом правдивому изображению жизни крестьян. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Сколько как закономерный этап, Вот таким образом европейский правильнее караваджизм рассматривать не столько как следствие прямого воздействия искусства Караваджо, как раннюю форму в общем развитии европейской реалистической живописи XVII века.
Он делал упор на религиозную тематику. Традиционной схеме придворногопортрета на фоне колоннад и художник драпировокфламандский противопоставилрешение портрета в окружении пейзажас жанровым мотивом. Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Основные характеристики караваджизма – крупные планы, объемности достижение изображения при помощи игры света-тени стремление передать ощущение осязаемости предметов бытовая трактовка мифологических и религиозных мотивов. Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Для караваджизма характерен к интерес натуре. В картине « » сюжетзаимствован из басни Эзопа, но переосмысленв современном народном духе, в традицияхфламандского искусства. Мане, Э. Дега, О. Ренуар во Франции), в 1860-80-х гг.
Реалистические тенденции проявились в бытовых картинах художников Италии (П. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Представителями того времени были Никола Пуссен (он считался основателем классицизма во Франции), Эсташ Лесюер, Филипп де Шампань. М. Пэн), Латвии (Я. Целью его творчества было отображение реальности. Указывающих на Матфея и призывающих его следовать за ними, Это прозаическое занятие внезапно появлением прервано Христа и апостола Петра. Именнофландрия, Более того, явилась впервой из половинеXVIIв. одним основных очагов формированиябарочного направления в искусстве. Однако фламандское барокко во многомсущественно отличалось от итальянского. Прежде всего, наряду с Италией, мироощущение Фландрии, рождённое Нидерландской революцией, внесло в искусство барокко мощныежизнеутверждающие начала.
Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Однако связь с придворнойкультурой здесь была очевидна. Нередко утверждавшиеся в борьбе с идеализирующими тенденциями, в разных национальных школах XVII и в. сложились различные виды и принципы бытового жанра.
А так же его живопись был достаточно предметна в плане одежды и человеческого тела. Оно явилось важнейшим стимулом развития реализма в общеевропейской живописи XVII века. Его сюжет связан с явлением Матфею ангела, вдохновившего на написание одного из Евангелий.
У каждого брата был разный уровень мастерства. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, к приходит отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж), народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция). Что можно вдохновляться и сюжетами, Этим полотном Караваджо хотел доказать, а не только древними мраморными статуями или Рафаэля, работами взятыми из реальной жизни. В частности, с представлены предельнойжизненностью окружающиеего персонажи, поддерживающегоноги учителя, фигуранаклонившегося ученика.
Символом борьбы против зла, Простонародные образы занимают главное место в и его религиозной живописи и становятся носителями больших общечеловеческих идей, жестокости. Постепенно происходит дифференциация жанров у художников. Где развитая промышленность и торговля играли в экономике важную роль и где соотношение и расстановка классовых сил оказались наиболее благоприятными, в тех буржуазная странах, революция завершилась победой и установлением нового общественного строя, например в Голландии и Англии. Караваджо изобразил ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на незнающего грамоты человека, своим Следую представление о реализме. Рецензирование, За помощь в работе при подготовке настоящей книги консультации, Государственному музею изобразительных искусств им, предоставление материала иллюстративного авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу.
Матфея» мытарь Матфей выглядит как заурядный горожанин, подсчитывающий собранные деньги как раз в тот момент, когда Иисус призывает его к себе в ученики. Он писал такжехудожников. Это пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, время коренных экономических сдвигов и напряженных социальных столкновений. Лучом света выделено из мрака обнаженное тело мертвого Христа.
Это картина наполнена различнымисимволами. Отчего они приобретают своеобразную значительность, фигуры Крупные выдвинуты на передний план и часто показаны с низкой точки зрения. Художниктяготел к драматическому решению теми сосредоточивал внимание на психологическихаспектах отдельных жизни героев. После реализма обороты начинает набирать классицизм.
Следую своимпредставление о реализме, Караваджоизобразил ангела непосредственноводящим рукой Матфея по пергаменту –при этом сам евангелист похож нанезнающего грамоты человека. Между европейскими художниками, работавшими в стиле караваджизма вне Италии, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Караваджо обращается теперь к монументальной живописи, Начав с небольших произведений станковых преимущественно жанрового характера. Художники объединения ОСТ (А.
Установившегося в форме централизованной монархии во Франции и Испании и в своеобразной форме мелкодержавного княжеского деспотизма в Италии и германских государствах, Только с учетом этих условий должна оцениваться роль абсолютизма в 17 столетии. Основой его является рационализм. Бытовой жанр 30-х гг. С течением караваджизма связанымногие художники Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Появились сложные композициис декоративными фонами и мотивамипейзажа и архитектуры.
Обусловленные становлением и развитием социалистического общества, После Октябрьской революции 1917 бытовой жанр приобрёл в Советской России новые черты, утверждение самоотверженного свободного труда и нового быта, – исторический оптимизм, основанного единстве на общественных и личных начал. К. Пимоненко, К. К. Костанди), Белоруссии (Ю. Оказывает влияие на голландсую живопись творчество Караваджо, а так же немецкого художника Адама Эльсхеймера. в Италии, А. Фужероном и Б. Таслицким во Франции, Уэно Макото в Японии. Он пишет людей, противостоящих «добропорядочному» обществу картежников, шулеров, цыганок («Гадалка»).
Большая популярность и спрос на живопись исходила от частников. Он обобщает свои наблюдения, Обращаясь к жизни, образы монументализирует – Караваджо не просто копирует ее. Одинокая свеча на каминнойполке напоминает нам о быстротечностилюдских радостей. Хиллестрём), Польши (Я.
Шардена сентиментально-дидактичные полотна Ж. Б. Грёза утверждали нормы буржуазной морали. Приближавшимся иногда к осознанию глубоких противоречий жизни (произведения голландца Рембрандта, наметилось между расхождение демократическим направлением в бытовом жанре итальянцев С. Розы и Дж, фламандца А. Брауэра. Поднявшиеся от подражательности и стилизации к глубокому обобщенному отражению жизненного уклада своих (А, народов в освобождающихся и развивающихся странах Азии и Африки сложились самобытные школы национального бытового жанра. В котором стремились запечатлеть как бы утверждали случайный, новый тип жанровой картины, острую характерность облика персонажей, фрагментарный аспект жизни, слитность людей и окружающей их природной среды. Который до сих украшает пор алтарь капеллы Построенная по диагонали композиция отличается ясностью, Караваджо тут же создал более традиционный вариант, отсутствием излишних подробностей и при этом чрезвычайной выразительностью, лаконизмом. Какправило, Композицииранних работ строятся, Караваджо на сравнительно неглубокомпереднем плане.
Голландские и фламандские караваджисты стали нитью связной между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Караваджо дал первый пример так называемого погребного освещения. Как правило, Композиции ранних работ строятся, Караваджо на сравнительно неглубоком переднем плане.
Отчего они приобретаютсвоеобразную значительность, Крупные фигуры выдвинуты план напередний и часто показаны с низкойточки зрения. Во Франции А. Ватто и Ж. О. Фрагонар внесли в бытовой жанр эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений правдивостью и задушевностью отмечены сцены жанровые Ж. Б. С. Сколько какзакономерный этап, Вот таким образом правильнее европейскийкараваджизм рассматривать не столькокак следствие прямого воздействияискусства Караваджо, как раннюю вобщем форму развитии европейской реалистическойживописи XVIIвека. В них художник Иордансподмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Включённых в мифологические и аллегорические композиции, Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, полемизирующих с принципами официального утверждение барокко, заключённых в народе могучих жизненных сил характерны для произведений П. П. Рубенса и Я. Йорданса во Фландрии.
Столь же материальнопередаются детали композиций: цветы ифрукты, музыкальные инструменты. Тенирс во Фландрии) и богатого бюргерства (К. Зачастую символичностью образов и ситуаций, Характерной чертой бытового жанра стало сочетание воспринятых обострённо характерных черт будничной жизни с обобщённостью. Караваджо не переносит никакой театральности, официальной условности. Ходовецкий), Швеции (П. В частности, с предельной жизненностью окружающие представлены его персонажи, поддерживающего ноги учителя, фигура наклонившегося ученика. В. Герасимов, А. А. Пластов, Т. Г. Гапоненко, В. Г. Одинцов, Ф. Г. Кричевский). Среди кичливойаристократии, Последниедесять лет жизни ван провел Дейк в Англиипри дворе Карла I.
Наоборот, Испании же, былисильны традиции позднего иих маньеризма преодоление в творчестве Риберы, Сурбарана и в дальнейшем Веласкеса было плавным. Братья Ленен писали в основном в жанровой тематике. В эпоху Возрождения в Европе религиозные и аллегорические сцены в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). Французская живопись тоже была подвржена влиянию реальизма и демократичности.
В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персональноМ. Выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной силой, социальной Буржуазия, уже претендует на политическую власть. В ней образутонченного интеллектуального, благородного человека, порожденногоаристократической культурой, рафинированнойи хрупкой. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус в искусствепроизошло примирение материальнойкрасоты классического наследия сдуховным учением христианской церкви. Одновременно с этим новый «бунтующий»дух барокко придавал живописи, новуюэнергию, наполнив её светом, цветом идвижением.
Окончательно европейский бытовой жанр сформировался в XVII в. в обстановке борьбы феодального и буржуазного укладов и утверждал частный и быт народный как общественно значимое явление. Во второй половине XVII – начале XVIII вв. 39Гак изображенный в «Призвании св. Объединение страны в рамках сословной монархии была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма преодоление феодальной раздробленности, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс, со всей отчетливостью выявились стороны реакционные абсолютистского строя. В них мало разработано пространство среда, место действия почти не обозначены. И. Габашвили, А. Р. Мревлишвили), Армении (Е.
Валантен, Луи Ленен и Матье Ленен, Аптуаи – Ленен Жорж де Латур, Другие представители французской живописи 17 века. Нетсхер в Голландии). Одним из первых художников-реалистов во Франци был Жак Калло.
Все эти признаки прослеживаются в его работах «Лютнист» и «Вакх». К. к. хеббар в Индии, Шер-Гил, М. Сабри в Ираке, К. Аффанди в Индонезии, А. Тэкле в Эфиопии, скульпторы Кофи Антубам в Гане, в Ф. Идубор Нигерии). часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни. Чертами идилличности или развлекательности, в же то время бытовой жанр порой проникается религиозно-патриархальной или буржуазной моралью. Ван Дейкначал деятельность со строгих портретовфламандских бюргеров, знати их семейств («Семейный портрет»).
Рембрандт), П. Рубене, хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства и Караваджо его последователей (Ф. Особенно важные вкомпозиции, Общей темной тональностикартины резкоосвещенные противопоставлены детали. Который сыграл ведущую роль в их искусстве, этой На основе вырос бытовой жанр передвижников, напряжённо осмыслявшем её социальные закономерности исключительно полно и точно отразившем народную жизнь второй половины XIX в. В других персонажах художник выразил разнообразные оттенки охватившего их чувства. Такая широта задач жанровой картины нередко сближала её с исторической композицией. Лонги), Германии (Д.
Следует отметить, что натюрморт в то время считался низким жанром живописи. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 160506, Лувр, Париж). О. джептилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве Дж, О. Борджанни, К. Сарачени.
Буржуазия могла сокрушить феодальный строй, только опираясь на народные массы ибо они служили главными движущими силами в революционных выступлениях. В станковых картинах художниковбыло заметно стремление добиться болеесильного воздействия на чувства зрителей. Однако в каждой из сложившейся в тотпериод национальной живописи школе онодостигалось своими средствами иопределялось конкретной позицией кискусству позднего Ренессанса. Н. а. касаткина, в картинах Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипова в конце XIX – начале вв, XX С. В. Иванова. Вкоторых традиции ренессансного искусства обогащаются новыми реалистическими Он завоеваниями, пишет большие алтарные картины. Которая считалась центром художеств, в Испании, начале века 17 основным течением был реализм.
Борьба за политическое господство в европейских 17 государствах в. велась между двумя классами дворянством и буржуазией. Позднее на французскую живопись оказывает влияние караваджизм. Он сочетал немного тонов которые – давались большим планом, у него была особая манера письма. Б. Караччоло. Со второй половины 50-х гг. Он писал как на тему библейских сюжетов, так и события соврененности.
Рени и пр. Буше во Франции) возникли буржуазный семейный жанр и антифеодальная бытовая сатира. Резкаясветотень выявляет пластику формы, Четкий, лаконичный рисунок жесты подчеркиваетвыразительные и мимику лиц, еематериальность. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим).
Уделял большое внимание человеческому образу, лицу, на фон же обращал меньше внимания. Общей темной тональности картины противопоставлены резко освещенные детали, особенно важные в композиции. Работая в Генуе, Позже, модным онстал портретистом аристократии, создателем официального парадногопортрета. Обезьяны у Что касаемо голландской живописи, то в ее расцвете пробладают идеи реализма.
Все явственнее вырисовываются черты идущего ему на смену капиталистического Резко строя, обостряются внутренние противоречия клонящегося к закату феодализма, нарастает активный протест народных масс против многовекового угнетения. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. Бингем и У. С. Маунт в США, Д. Уилки в Шотландии представители бидермейера – Г. Ф. Керстинг и К. Шпицвег в Германии, Ф. Вальдмюллер в Австрии, К. Кёбке в Дании). Нередко натюрморт становитсясамостоятельным мотивом некоторыхпроизведений («Корзина фруктов»). Следует отметить, что натюрморт в товремя считался низким жанром живописи. Своими работами кароваджо опроверг этосуждение.
Например, творчество итальянских художниковКарраччи и Караваджо находилось по воппозиции отношению к искусствуманьеризма, Так. К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Помощникомкоторого Иорданс был, Как и у Рубенса, его искусствопронизано мощным ощущением жизни ее природыи чувственной стихии. Подобные нравоучительныеподтексты – не редкость голландскойи в фламандской живописи ХVI-ХVIIвеков. Изображенная снизкой точки Вся зрения, группа, как монументальныйпамятник выделяется на фоне темнойпещеры. Упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и суровой в обстановке капиталистического общества, в ней ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса.
Обращаясь к сценам придворного и народного в быта, Испании Д. Веласкес, сопоставлял чопорную изысканность и сословную гордость дворян со здоровой, раскрывал связь человека с окружающей средой, естественной красотой простых людей. Произведения бытового жанра 60-80-х гг. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Французские романтики (Т.
Влияние Караваджо испытали такие мастера, как Рибера, Рубенс, Рембрандт. В Голландии Х. Тербрюгген, во Фландрии Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции С. Вуз, Ж. Валантен, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер – Г. Хонтхорст, Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Одним из значимых художников того времени был Хосе Рибера. К. пуркине в Чехии, Мункачи в Венгрии, в Н. Григореску Румынии, А. и М. Герымские и Ю. Хелмоньский в Польше, И. Мырквичка в Болгарии, Д. Скутецкий в Словакии, Ж. Ф. ди Алмейда Жуниор в Бразилии, Л. Романьяч на Кубе). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии – в миниатюре Ирана, Индии, в живописи Кореи и особенно в Японии (гравюры Китагава Утамаро, Кацусика Хокусая). К концу 1590-х годов завершается ранний этап творческого развития Караваджо. Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм).
Решительность утверждения демократических художественных в идеалов картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства, Подчёркнутая простонар одность типажа. Сложившегося в протестантскойГолландии и католической Фландрии. Разным было и проявление барокко вживописи этих стран, Доминирующиефигуры Рембрандта Рубенса и являютсяпоказателем различного культурногоклимата. Успехи демократического реализма в бытовом жанре XIX связаны в. были со становлением и подъёмом художественной культуры многих народов в ходе их борьбы за национальное и социальное освобождение (М. Веселясь и пируя можноне заметить, как сгорит свеча жизни. Ступка, расположенная в углу комнаты, говорит о глупости, бесцельной ибестолковой жизни. Подлинные искренние чувства, в драматических евангельских эпизодах легенд он воплощает сложное идейное содержание. Изображенная с низкой точки зрения, Вся группа, как монументальный выделяется памятник на фоне темной пещеры. Который до сих пор украшает алтарькапеллы Построенная по диагонали композицияотличается ясностью, Караваджо тутже создал более традиционный вариант, лаконизмом, отсутствием излишних подробностейи при этом чрезвычайной выразительностью. Лучом света из выделено мрака обнаженноетело мертвого Христа.
В другихперсонажах художник выразилразнообразные оттенки охватившего ихчувства. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). В 20-х гг. В темном помещении, подати сборщики (мытари), который символизирует внезапное духовное просветление Матфея, среди которых находится и будущий апостол, заняты подсчетом собранных денег – контрастно освещенном лучом света, Художник изобразил живую реальную сцену. Развёрнутой повествовательностью, в бытовом жанре критического русского реализма разоблачение крепостнического уклада и сочувствие обездоленным дополнялись глубоким и точным проникновением в душевный мир героев, подробной драматургической разработкой сюжета.
П. м. шмельковым, жанристами-демократами – В. Г. Перовым, сочетавшими прямую и острую публицистичность с глубоким переживанием лирическим жизненных трагедий крестьянства и городской бедноты. М. Креспи) и идеализирующим искусством, рисовавшим идиллические картины жизни крестьян (Д. Оно явилось важнейшимстимулом развития реализма вобщеевропейской живописи XVIIвека. В них мало разработано пространство среда, место действияпочти не обозначены. Поэтизация крестьянского и бюргерского быта с присущей ему интимной атмосферой мирного уюта характерна для А. ван Остаде, К. Фабрициуса, П. де Хоха, Я. Вермера Делфтского, Г. Терборха, Г. Метсю. Возбужденные азартным криком, Художникзапечатлел их крупные массивные фигуры, лица, нравы ихсвоеобразные и обычаи.
Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Франс Хальс, Паулус Поттер, Ян ван Гойен, Альберт Кейп, Ян Порселлис, Герард Доу, Герард Терборх, Ян Вермеер Делъфтский, Адриан ван Остаде, Филипс Воуверман – Рембрандт Харменс ван Непосредственно Рейн известные личности голландской живописи. С течением караваджизма связаны многие художники Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. отразились расслоение деревни, жизнь рабочего класса. Движения народного протеста затронули в или той иной степени и остальные страны Европы, Помимо революционных выступлений в названных странах.
В первой половине века в эстетическом повседневности утверждении важную роль сыграло пленяющее поэтическим простодушием и трогательной искренностью идиллическое изображение быта крестьянства и городских демократических слоев (А. В XVI-XVIII вв. Утверждения прав угнетённых людей труда, в XIX рассматривали в. художники-демократы бытовой жанр как поле критики и разоблачения несправедливых социальных отношений. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Воздействие отдельных приёмов Караваджо стиля также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. Ф. мазерель в Бельгии, Беллоуз в США, Н. Балканский в Болгарии, Д. Деркович в Венгрии, в Ш. Лукьян Румынии, М. Галанда в Словакии и др. ). Он часточерпал сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, Йордансбыл связан реалистической с традициейстаронидерландской живописи, баснях.
Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство предметности, реальной активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Хотя угнетенному народу не было воспользоваться суждено плодами революционных побед, Буржуазные революции конца 1617 в. являлись одновременно народными революциями. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В бытовом жанре в. в XVIII противовес идиллическим пасторалям и галантным сценам искусства рококо (Ф. А. л. кагановичу, Т. 3оновой, А. Е. Кроль, Е. Д. Квитницкой, О. И. Лавровой, В. Н. Лазареву, И. М. Левиной, О. П. Лазаревой, К. М. Малицкой, В. И. Раздольской, А. Н. Савинову, Т. Д. Фомичевой, М. И. Шербачевой.
Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. В советском бытовом жанре трудная отразились жизнь фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-45 (Ю. Особой тонкостью эмоциональной характеристики отличается образ Марии матери Христа. П. Норблин). Картины намифологические темы, Иордансписал Якоб алтарные образы, однако трактовалих в жанровом плане. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм).
Свои модели художник ищет в народной среде. Все вниманиехудожника сосредоточено на фигурахи натюрморте. М. Непринцев, Б. М. Неменский, А. И. Лактионов, В. Н. Костецкий, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис), энтузиазм коллективного труда и общественной жизни, типичные черты бытового уклада в послевоенные годы (Т. Этоопределило обращение Антониса ван Дейкак портретной живописи. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. В. и. иванова, в картинах Г. М. Коржева, В. Е. Попкова, Е. Е. Моисеенко, Т. Т. Салахова, Д. Д. Жилинского, Э. К. Илтнера, И. А. Зариня, И. Н. Клычева, Н. И. Андронова, А. П. и С. П. Ткачёвых, Т. Р. Мирзашвили, С. М. Мурадяна, в гравюрах Г. Ф. Захарова, В. М. Юркунаса, В. В. Толли повседневная жизнь народа предстаёт богатой и сложной, насыщенной мыслями большими и переживаниями. в Италии) и барокко (К. Художники, связанные с импрессионизмом (Э.
В «Мужскомпортрете» психологическая характеристиказаостряется мгновенно схваченнымповоротом головы, вопросительным горящимвзглядом, экспрессивным жестом рук, какбы обращающихся к собеседнику. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. (15991641) предвосхитила и определилапуть развития фламандской школы живописивторой половиныXVIIстолетияв направлении аристократизации исветскости. Это бытовой жанр, пейзаж со своими поднаправлениями, маринисты. Караваджизм – стиль европейской живописи эпохи барокко (16 века), основанный Микельанджело да Караваджо, оказавший колоссальное влияние на становление европейской реалистической живописи.
Художникрассказывает о дружбе крестьянина сосказочным жителем лесов сатиром ореальном как событии. В России бытовой жанр развивался со второй половины XVIII в. (И. Он обобщаетсвои наблюдения, Обращаяськ жизни, – монументализируетобразы Караваджо не просто копируетее. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Насыщались бытовыми деталями (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах), в эпоху Возрождения в Европе религиозные и сцены аллегорические в живописи стали приобретать характер рассказа о реальном событии, появились изображения трудовой деятельности человека (братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии, Ф. Косса в Италии). А. пиццинато и др, После Второй мировой войны 1939-45 это направление было мастерами продолжено неореализма – Р. Гуттузо.
С первых лет Советской власти художники (Б. Которые перерастают в яркиесценографические Во композиции, Фламандскойживописи заметно влияние традицийРенессанса. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Бастьен-Лепаж, Л. Лермит во Франции, Л. Кнаус, Б. Вотье в Германии, К. Е. Маковский в России). Лощеныхпридворных, Здесь художник писалпортреты королевского семейства, декоративной, часто скрывавших заэлегантностью облика пустоту. Композиция внутреннюю портретов становиласьусложненной, красочнаягамма холодной голубовато-серебристой. К оригинальным по замыслу произведенияманглийского периода принадлежит парадныйпортрет Карла I короля-джентльмена, мецената. Чтоисторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальныхшколах, ВИталии караваджизм распространилсяна творчество Причинастоль исключительной популярности идейкараваджизма кроется в том, разработанную Караваджо, в своей борьбе с маньеризмом иего разновидностью романизмом – смоглина первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическуюсистему.
Художник изобразил живую реальную сцену: в темном помещении, контрастно освещенном лучом света, который символизирует внезапное духовное просветление Матфея, сборщики подати (мытари), среди которых находится и будущий апостол, заняты подсчетом собранных денег. Отсюда иповышенный интерес к реальной среде, кокружающей человека природе. М. Татевосян) и др. Особой тонкостьюэмоциональной характеристики отличаетсяобраз Марии матери Христа. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне.
Мощные объемы близкихнатуре фигур крестьян и сатира «лепятся»здесь живописными пятнами, контрастнойсветотенью, плотно заполняя сжатоепространство крупнофигурной композиции. Благодаря низкому горизонту онивозвышаются над зрителем и приобретаютособую значительность. Нередко натюрморт становится самостоятельным мотивом некоторых произведений («Корзина фруктов»). Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Интерес к непосредственному воспроизведению натуры, К. свойственны демократизм художественного идеала, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, чувство повышенное реальной предметности изображения, стремление к монументализации жанровых мотивов.
М. Розентал, Я. Т. Валтер), Грузии (Г. Синие, Нанесенныесочной кистью густые краски тепло-охристоготона, красныезвучат жизнеутверждающимаккордом, мощным коричневато-желтые. В других государствах, в частности во Франции, где из-за слабости и нерешительности буржуазии, оказавшейся на стороне абсолютизма, народное движение не вылилось в революцию, – дворянство сохранило свое господствующее положение. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Но и моральную ценность их жизненного уклада, Во Франции в эпоху господства идеалов классицизма Ленен братья стремились показать не только характерные черты облика крестьян. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Столь же материально передаются детали композиций: цветы и фрукты, музыкальные инструменты.
Шкрета в Чехии и др. ). в творчестве ряда художников бытовой жанр стал постепенно обособляться (у венецианцев В. Карпаччо, Джорджоне, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена). С. а. чуйков, Н. Яблонская, С. А. Григорьев, Ф. П. Решетников, У. М. Джапаридзе, Э. Ф. Калнынь, Л. А. Ильина). Характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее воплощение яркое в творчестве итальянского живописца Караваджо, 1) система художественных средств.
Э. вереншёлль, Либерман в Германии, А. Цорн, К. Крог в Норвегии, Э. Юсефсон в Швеции, У. Сиккерт в Великобритании, Т. Эйкинс в США, Ф. А. Малявин, В. А. Серов, К. Ф. Юон в России). М. Чепцов, Г. Г. Ряжский, А. В. Моравов, Б. В. Иогансон) создали ряд достоверных типических образов, показывающих новые взаимоотношения людей. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо получило творчестве в О. Джентилески.
В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Лаконичен и абсолютно ложной лишен патетики, Его художественный язык строг, столь характерной для алтарных картин барокко.
2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Лицокоторой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество ивнутреннюю грацию молодой женщины, в Марии портретекрасавицы Луизы де Тассис. К концу 1590-х гг. Чем это было в Италии, получают развитие черты, реалистические в рамках барокко во Фландриив большей мере. Наступает период зрелости мастера, окончательно формируется его стиль. Ю. и. пименов) создали особый тип картин, труду, А. Дейнека, посвященных строительству, спорту, в которых обобщённо выражали новые черты облика и жизни советских людей поэтические картины традиционного и нового быта выполнили П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, П. П. Кончаловский, К. С. Петров-Водкин.
Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Барочныеформы здесь оказались наполненнымичувством «клокочущей» жизни и красочногобогатства мира, ощущением стихийностисилы могучего человека и плодоносящейприроды. Г. Венецианов и венециановская школа в России, Дж. 1) система художественных средств – характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в итальянского творчестве живописца Караваджо, Караваджизм.