Впоследствии разработал эту технику письма масляными красками, названную караваджизмом. Кьяроскуро (итал. Плодотворным оказалось воздействие Караваджо, главным образом его поздней, «темной» манеры, на мастеров неаполитанской школы первой половины XVII в. К 1620 г. караваджизм и в Риме и в Неаполе уже исчерпал свои возможности и начал быстро растворяться в академически-барочных направлениях, хотя отголоски караваджизма можно проследить в творчестве многих итальянских живописце, вплоть до конца XVII столетия. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли значение до конца XVII в., они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах ряда представителей Лит. : Б. Р. Виппер, Проблемы реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв., М., 1966 С. Н. Всеволжская, Картины Караваджо и его школы в КАРАВАДЖИЗМ, направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо (О.
Итальянский караваджизм художники: Бартоломео Манфреди, Чекко ди Караваджо, Джованни Бальоне, Орацио Джентилески, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Карло Селлито, Рутилло Манетти, Пьетро Паолини.
Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между Северной живописью Европы и Средиземноморья. Повышенное чувство реальной предметности, Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, активная роль светотеневых в контрастов живописно-пластическом решении картины, материальности изображения, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Оставаясь в пределах реализма, а Караваджо использовал лишь некоторые и находки приемы барокко, присущего северным художественным школам Италии. Лощеныхпридворных, Здесь художник писалпортреты королевского семейства, декоративной, скрывавших часто заэлегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становиласьусложненной, красочнаягамма холодной голубовато-серебристой. К оригинальным по замыслу произведенияманглийского периода принадлежит парадныйпортрет Карла I короля-джентльмена, мецената. Каталонца по происхождению, к этому направлению отнести можно и зрелое творчество Рибальты, а позже обосновавшегося в Валенсии, но сформировавшегося в Кастилье.
Вот таким образом такой настоящий отчаяние у апостола в Поцелуя Иуды, вот таким образом такая искренняя неожиданность в Выбор Христом апостола Матфея, вот таким образом такой печаль и скорбь в возложении в гроб, потому прячут лучшего и незаменимого, которому бы еще жить на радость общины. Обычно причисляемых к маньеристической традиции, Произведения этих художников, хотя и очень умозрительно, некоторых в случаях обнаруживают, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно. Мастера же мало одаренные жевали приемы Караваджо всю жизнь, но поработали ради становления и укрепления реализма несмотря поздний маньеризм, академизм братьев Каарачи, странные выходки малоодаренные мастеров барокко. Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен).
Своим проникновением в натурализм Венецию Караваджо обязан не столько ему, Впрочем, чувственному и увлеченному колористу, сколько римлянину Д. Фетти испытавшему влияние О. Борджанни. Обезьяны у Время караваджизму возникновения следует называть смесью художественных течений конце 16 века. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). Шкрета в Чехии и др. ). К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. Работавший до того в Харлеме, Затем Браувер, близкую халсовской интерпретации переезжает караваджизма, в Антверпен и распространяет здесь жанровую живопись, продолженной Д. Тенирсом.
В менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при свече, которыми он прославился еще в Италии и посвящает себя веселым и занимательным сюжетам, которые с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная и синтетическая сила рисунка и света дополнена живой портретной характеристикой. Вся группа изображенная с низкой точки зрения, как монументальный памятник выделяется на фоне темной пещеры. Как Строцци и Влиянию Ассерето, этого направления оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и в барочный период их творчества, художники скромные, но искренние в своем желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения. Кроме того.
Целью его творчества было отображение реальности. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, активная контрастов роль светотени в живописно-пластическом решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Который придал лучшим достижениям французского караваджизма привкус архаики, Этот возврат к традиции, он обезопасил французский караваджизм от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во всей полноте, не был реакционным напротив, что можно сравнить лишь с Сурбараном или самыми с последовательными итальянскими караваджистами. Караваджо дал первый пример такназываемого погребного освещения. Художник изобразил живую реальнуюсцену: в темном помещении, контрастноосвещенном лучомсвета, который символизирует внезапное духовноепросветление Матфея, сборщики подати (мытари), среди которых находится ибудущий апостол, заняты подсчетомсобранных денег. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Караваджо – великий реалист.
Где тенденции караваджизма сохраняли значение до XVII конца в., в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. в искусствепроизошло примирение материальнойкрасоты классического наследия сдуховным учением христианской церкви. Одновременно с этим новый «бунтующий»дух барокко придавал живописи, новуюэнергию, наполнив её светом, цветом идвижением. Другие, как, например, Вуз идут на компромиссы, решительно отдаляющие его от караваджизма. Венецианские – Рубенса Ван и Дейка, После 1635 караваджизм был принят и превзойден по всей Испании за ним последовали новые влияния. В частности, с представлены предельнойжизненностью окружающиеего персонажи, поддерживающегоноги учителя, фигуранаклонившегося ученика.
Возбужденные азартным криком, Художникзапечатлел их крупные массивные фигуры, лица, нравы ихсвоеобразные и обычаи. Целью его творчества было отображение реальности. В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом. Караваджо тут же создал более традиционный вариант, который до сих пор украшает алтарь капеллы Построенная по диагонали композиция отличается ясностью, лаконизмом, отсутствием излишних подробностей и при этом чрезвычайной выразительностью.
Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), «Положение во гроб» (1602-03), «Обращение Савла» (1600-01), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Наряду с нотамискорбной отрешённости в них проявляетсядух возвышенного стоицизма («КазньИоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. В станковых картинах художниковбыло заметно стремление добиться болеесильного воздействия на чувства зрителей. Однако в каждой из сложившейся в тотпериод национальной школе живописи онодостигалось своими средствами иопределялось конкретной позицией позднего кискусству Ренессанса. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные покомпозиционному решению полотна, обладающие исключительной драматическойсилой.
Насыщенный неприятными приключениями и тяжким трудом жизни, Караваджо прожил трагически недолгую, оборвалась на 38 году. В «Мужскомпортрете» психологическая характеристиказаостряется мгновенно схваченнымповоротом головы, вопросительным горящимвзглядом, экспрессивным жестом рук, какбы обращающихся к собеседнику. Еще живы и в полной мере авторитетные мастера позднего маньеризма. Но и от него не ничего, позаимствуйте Помощником работал Караваджо и в мастерской римского маньеристов Джузеппе дьАрпино, кроме технических навыков.
Однако связь с придворнойкультурой здесь была очевидна. Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими художниками, самым стало значительным творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Из давних источников известно, что очень скоро в среде римской аристократии родилась караваджистская «партия», которая стремилась к более непосредственному художественному языку, к более конкретной трактовке изображаемого сюжета.
Ему было не до того. В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами. Где переплелись влияния французской живописи, в Льеже, Ж. Дуффе своим эклектичным стилем напоминает мрачное и меланхоличное Валантена искусство голландского караваджизма и фламандского барокко. Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму.
Что в определенной культурной и социальной сфере он отвечал требованиям обновления, тем проходило более эффективно и в особенности индивидуализации восприятия и отказа от традиционных норм и правил. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо видно также в работах отдельных мастеров академизма (Г. Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра».
Но он никогда не был караваджистов. Л. финсон), Борджанни, которые стремились обнародовать в соответственно Испании и во Франции новое поэтическое видение. Это картина наполнена различнымисимволами. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом.
Традиционной схеме придворногопортрета на фоне колоннад и художник драпировокфламандский противопоставилрешение портрета в окружении пейзажас жанровым мотивом. Что он подбирает натурщиков в среде простых и крестьян проституток, Его скверной личной репутации во многом способствовали слухи. Нежели художник, Скорее знаток и коллекционер, вероятно, он в 1613 привез в Эксан-Прованс несколько копий с работ самого Караваджо и, неаполитанской картины школы. Чья деятельность проходила до середины века в Париже, Луи Ленен изобразил в своих светлых картинах из сельской жизни самые отверженные слои напротив, общества, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной атмосфере, напоминающей некоторые мотивы неаполитанского караваджизма.
К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописнаясистема К. Ярко освещенный лучом светапередний план картины выделяется напогруженном в густую тень фоне, чемдостигается подчёркнутая оптическаянаглядность изображения и создаётсявпечатление его непосредственнойблизости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Столь же материальнопередаются детали композиций: цветы ифрукты, музыкальные инструменты. Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период). Религиознаякартина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», ГалереяДориа-Памфили, Рим).
Но даже недостатки образования и мастерства Караваджо станут его преимуществами. Именно это разнообразиев методах подачи концепции образной исоставляет суть европейского барокко. Мощные объемы близкихнатуре фигур крестьян и сатира «лепятся»здесь живописными пятнами, контрастнойсветотенью, плотно заполняя сжатоепространство крупнофигурной композиции. Благодаря низкому горизонту онивозвышаются над зрителем и приобретаютособую значительность.
Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Его сюжет связан с явлением Матфеюангела, вдохновившего на написаниеодного из Евангелий. Все вниманиехудожника сосредоточено на фигурахи натюрморте. Всеэти признаки прослеживаются в егоработах «Лютнист» и «Вакх». Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо в также работах некоторых мастеров академизма (Г. Сложившегося в протестантскойГолландии и католической Фландрии. Разным было и проявление барокко вживописи этих стран, Доминирующиефигуры Рембрандта Рубенса и являютсяпоказателем различного культурногоклимата.
Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С. Свои модели художник ищет в народной среде. Отчего они приобретаютсвоеобразную значительность, Крупные выдвинуты фигуры напередний план и часто показаны с низкойточки зрения. Который до сих пор украшает алтарькапеллы Построенная по диагонали композицияотличается ясностью, Караваджо тутже создал более традиционный вариант, лаконизмом, отсутствием излишних подробностейи при этом чрезвычайной выразительностью. Лучом света выделено мрака из обнаженноетело мертвого Христа.
А в караваджистов – мурлыкал струны лютней и поют или лихих сладеньких песен, в картинах Караваджо гремит трагическая музыка иногда рядом с проститутками. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Художниктяготел к драматическому решению теми сосредоточивал на внимание психологическихаспектах жизни отдельных героев. Работая в Генуе, Позже, онстал портретистом модным аристократии, создателем официального парадногопортрета. Ривальц).
Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 повлекло за собой создание школы, обладавшей столь сильным внутренним импульсом, что вскоре ей удалось породить новые очаги караваджизма, в частности в Харлеме, Лейдене и Делфте. Вкоторых традиции ренессансного искусства обогащаются реалистическими новыми завоеваниями, Он пишет большие алтарные картины. 1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). Академия.
Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. Благодаря вывозу некоторых произведений мастера, в других странах техника Караваджо появилась еще а раньше, также благодаря римским художникам (О. Сделав своим героем человека из толпы, Он писал жанровые с картины детальным изображением предметов и образами молодых людей. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
Вот таким образом так много простонародных типов в его картинах. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, демократизм художественного идеала, материальность изображения, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер). Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из. Чье творчество представляет собой одно из самых высоких проявлений европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь прибывает Б. Караччоло, X. Рибера, но и направляет учеников Караччоло (П, который не только развивает караваджистский реализм. Хотя его моделью и сотрудником в молодые годы был Марио Миннити, нет Почти сведений о прямых учеников Караваджо, художник и последователь мастера. 2) Направление в европейскойживописи 17 в., представленное последователямиКараваджо.
Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. А в караваджистов – мурлыкающий струны лютней и поют лихих или сладеньких песен, картинах в Караваджо гремит трагическая музыка иногда рядом с. В деревнях, времесленных кварталах города он находилсвоих героев. Художник изобразил живую реальную сцену: в темном помещении, контрастно освещенном лучом света, который символизирует внезапное духовное просветление Матфея, сборщики подати (мытари), среди которых находится и будущий апостол, заняты подсчетом собранных денег. Караваджо учился у природы, в строгой к нему реальности.
Цветы и фрукты – музыкальные Столь инструменты, же материально передаются детали композиций. Отличающееся новизнойвосприятия жизни, Тот же не допускающий никакойидеализации реализм отличаетвыполненное несколькими годами позже ИскусствоКараваджо, своеобразием живописныхприемов, смелостью творческоготолкования сюжетов традиционных иобразов, оказало сильнейшее влияние намногих художников как в Италии, так и вдругих странах. Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. Как сгорит свеча жизни. Ступка, Веселясь и пируя можноне заметить, говорит о глупости, расположенная в углу комнаты ибестолковой бесцельной жизни.
Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Созданных в годыскитаний по югу Италии (160610), Ряд был произведенийхудожника отвергнут заказчиками. В поздних работах К., дальнейшееразвитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненныхявлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублениемтрагизма мироощущения. В темном помещении, сборщики подати (мытари), который символизирует внезапное духовное просветление Матфея, среди которых находится и будущий апостол, заняты подсчетом собранных денег – контрастно освещенном лучом Художник света изобразил живую реальную сцену. После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Караваджо – автодидакт за малым или крупным счетом. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П.
Все внимание художника сосредоточено на фигурах и натюрморте. Лаконичен и абсолютно лишен ложной патетики, Его художественный строг, язык столь характерной для алтарных картин барокко. Указывающихна Матфея и призывающих его следоватьза ними, Это прозаическоезанятие внезапно прервано появлениемХриста апостола и Петра. Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур.
В других персонажах художник выразил разнообразные оттенки охватившего их чувства. Столь характерной для традиций антигностики и Высокого Возрождения, Точно так же он отказался от своих идеализации персонажей. Караваджо – великий реалист. Караваджо изобразил ангела непосредственно водящим рукой Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на незнающего человека, грамоты Следую своим представление о реализме. К концу 1590-х годов завершается ранний этап творческого развития Караваджо. (А. Хотя в ряде случаев оно неявлялось и результатом прямого воздействияискусства Караваджо и его последователей (Ф, П. Рубене, Рембрандт). Образ (15931678), создавшего галерею характерных народныхтипов. Которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус Ранние произведенияК, фламандского Архетипом караваджизма можно считать Луи Финсона.
Т. е, За пристрастие к освещения ночного Герард Хонтхорст даже получил прозвище Герардо делла Нотт. Изображенная снизкой точки зрения, Вся группа, монументальныйпамятник как выделяется на фоне темнойпещеры. Проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в его воплощении, Да и его собственные произведения, в путешествовавших Рим, оказали решающее влияние на выбор французских художников. Чтоисторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальныхшколах, ВИталии караваджизм распространилсяна творчество Причинастоль исключительной популярности идейкараваджизма кроется в том, разработанную в Караваджо, своей борьбе с маньеризмом иего разновидностью – романизмом смоглина первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическуюсистему. В живописи которой доминировали Рубене и Ван Дейк, Во Фландрии, не было климата благоприятного для распространения караваджизма. Появились художники, специализирующиеся на ночных сценах и вечернем освещении (Матиас Стомера, Бартоломео Манфреди, во Франции – Жорж де Латур, Жак Белланж).
Б. Караччоло. Он с легкостью откликнулся на караваджистов, призыв однако, предшествующих опытов – вернувшийся из Испании и испытавший влияние Эль Греко, Борджанни, не забывая, был человеком пылким и восприимчивым. Но он никогда не был караваджистов.
Он обобщаетсвои наблюдения, Обращаяськ жизни, монументализируетобразы – не Караваджо просто копируетее. Появились сложные композициис декоративными фонами и мотивамипейзажа и архитектуры. Все эти признаки прослеживаются в его работах «Лютнист» и «Вакх». Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичнаяпластичная лепка и звучный, насыщенныйколорит отражают эмоциональноенапряжение, возникающее при неожиданномпроявлении идеально-возвышенного вобыденной жизни людей или в моментыдуховного противостояния человекавраждебному ему окружению («Призваниеапостола Матфея» и «Мучение апостолаМатфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деиФранчези, «Распятие апостола Петра» и«Обращение Савла», 160001, церковьСанта-Мария дель Пополо, «Мадонна диЛорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Ночной Герардо. Особенно важные в композиции, Общей темной тональности картины резко противопоставлены освещенные детали.
Какправило, Композицииранних работ Караваджо строятся, на неглубокомпереднем сравнительно плане. В 1621 Я. Янсенс возвращается из Рима и достигает в Генте высокого реалистического мастерства. Его привлекает образтесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственнойблизости и душевного К. обращается тепла, к теме одиночества людей вогромном мире. Г. хонтхорст, д, Среди зарубежныхпредставителей К. наиболее значительны:в Голландии Х. Тербрюгген. О. джентилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в О. Борджанни, творчестве Дж, К. Сарачени. 39Гак изображенный в «Призвании св. Лучом света выделено из мрака обнаженное тело мертвого Христа.
Настоящее имя – Орацио Ломи. 1) система художественных средств, характерная для начального этапастановления реализма в европейскойживописи 17 в. и получившая наиболееяркое воплощение в творчестве итальянскогоживописца Караваджо. Помещая необычайные явления в самую обыденную обстановку, Караваджо отказался присущих от религиозной живописи символических элементов. Особой тонкостьюэмоциональной характеристики отличаетсяобраз Марии матери Христа. Свет впоздних картинах К. становится мягкими вибрирующим, цветовая гамма тяготеетк тональному единству («Поклонениепастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). в Италии) и барокко (К.
Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Помощникомкоторого Иорданс был, Как и у его Рубенса искусствопронизано мощным ощущением жизни природыи ее чувственной стихии.
Что было не до созерцаний, Потому неприятный трагических течение событий пришвидчився настолько. Матфея» мытарь Матфей выглядит как заурядный горожанин, подсчитывающий собранные деньги как раз в тот момент, когда Иисус призывает его к себе в ученики. Работавших в атмосфере римского караваджизма, в Возвращение родные города художников, практически не вызывало в других районах Италии какихлибо крупных вспышек караваджизма. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Удивительной воздушностью его полотен, Английский королевский и двор частные коллекционеры восхищались высоким мастерством художника.
Которого называли также на латинский Лудовикус манер Финсониус, Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона. Народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующейсистемы жанров и вносит вклад в созданиеновых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, ПинакотекаАмброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж), в воплощает античном сюжетепразднично-игровое. Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Девушка с лютней» (1626), «Отдых на пути в Египет» (1626), «Нахождение Моисея» (1630). Следует отметить, что натюрморт в то время считался низким жанром живописи. В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 «Гадание», 1594-95). Указывающих на Матфея и призывающих его следовать ними, за Это прозаическое занятие внезапно прервано появлением Христа и апостола Петра.
Который по возвращении из Рима, Возрождение неаполитанского караваджизма с связано именем Маттиа Прети, примирил караваджизм с избыточным барочным воображением, где он жил в 1630-е. Чем это было в Италии, получают развитие черты, реалистические в рамках барокко во Фландриив большей мере. Рени и пр. Полемизируя с художественнымиконцепциями маньеризма и академизма, К. Который в 1634 назовет Караваджо неким Антихристом, Сам окажется Кардучо, под его влиянием и во многих своих картинах будет использовать караваджистскую светотень, признанным разрушить живопись. Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка. Особо нужно отметить двух художников, которые поразительно поняли искусство Караваджо, по всей вероятности, не будучи с ним непосредственно знакомы, поскольку не ездили в Италию. Например, творчество итальянских художниковКарраччи и Караваджо находилось воппозиции по к отношению искусствуманьеризма, Так.
Изысканная холодная световая гамма, Работам художника присущи больше лиризм и чем утонченность, мощь и бескомпромиссный натурализм Караваджо. В Харлеме пример Хонтхорста окажет решающее воздействие на раннего и Ф. Халса его ученика Ю. Лейстера. Напомним, что даже сам Караваджо в молодые годы учился в маньеристов Симоне Петерцано, но ничего не взял от устаревших, перегруженных искусственных композиций своего учителя и маньеризма как такового. Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени). В них мало разработано пространство среда, место действия почти не обозначены.
Проблема реализма в этих художественных школах еще хорошо не изучена и недооценена. Караваджо обращается теперь к монументальной Начав живописи, с небольших станковых произведений преимущественно жанрового характера. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Одинокая свеча на каминнойполке напоминает нам о быстротечностилюдских радостей. Сарачени, а вслед за ним и Леклерк, закончит свою жизнь в Венеции, совершив перед этим сентиментальное возвращение в прошлое. Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо.
Однако одним из последствий распространения стиля Караваджо стало появление ряда формальных требований (натурализм изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени) и иконографических тем (сцены в таверне игра на лютне, гадалки), принятых и введенных в употребление многочисленными итальянскими и иностранными художниками, которых назвали «караваджистами» (хотя у ломбардского мастера никогда не было желания создавать собственную школу). Б. Караччоло. Но даже недостатки образования и мастерства Караваджо станут его преимуществами. Вместе с тем уже в нихпоявляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальнуювыразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», ГалереяБоргезе, Рим), аллегорическому истолкованиюсюжета непредвзятое изучение натурыв простом бытовом мотиве («Юноша скорзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Сформировавшихся в русле маньеризма, Его пример оказал решающее на воздействие многочисленных второстепенных мастеров, например, как, генуэзец Д. Фьязелла, который в 1618 начал в своем городе традицию караваджизма.
Где выполнял заказы титулованных особ страны, с 1626 г. художник жил в Англии, среди которых были I Карл и герцог Бэкингем. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Некоторые из них талант и могучий талант. Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв.
Крупнейшая работа мастера этого периода – потолочные фрески для Дома королевы в Гринвиче. Этим полотном Караваджо хотел доказать, что можно вдохновляться и сюжетами, взятыми из реальной жизни, а не только древними мраморными статуями или работами Рафаэля. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя.
Где работал по заказам местных аристократов, 1621 в г. по приглашению некого дворянина по имени Саули мастер переехал в Геную. Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. Лицокоторой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество грацию ивнутреннюю молодой женщины, в портретекрасавицы Марии Луизы де Тассис. воплощает в античном сюжетепразднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующейсистемы жанров и вносит вклад в созданиеновых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, ПинакотекаАмброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Склонность Сарачени к французам общеизвестна: вместе с Леклерком он обогатил темную палитру Караваджо теплыми венецианскими тонами и смягчил строгую поэтичность душевными интонациями и лирическими пейзажами, заимствованными у Эльсхеймера. Оверни. Что исторические тенденции к реализму, в Италии караваджизм распространился на творчество Причина столь исключительной популярности караваджизма идей кроется в том, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью – романизмом смогли на первых порах опереться на стройную, существовавшие в различных национальных школах, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. Самое оригинальное и сильное наследие истолкование Караваджо получило в творчестве О. Джентилески.
Маньеристический стиль Бронзино и Понтормо Первоначальное – влияние на художника оказала флорентийская школа. Резкаясветотень выявляет пластику формы, Четкий, лаконичный рисунок подчеркиваетвыразительные жесты и лиц, мимику еематериальность. Тем более не укорененных в большую традицию, Благодаря двум по ездкам Караваджо в Неаполь живопись местная лишилась своих провинциальных черт. Родился в Пизе. Но его учениками стали (после смерти мастера) художники Фландрии (ныне Бельгия), Испании, Франции, Голландии, Италии. Этоопределило обращение Антониса ван Дейкак портретной живописи. Отчего они приобретают своеобразную значительность, Крупные фигуры выдвинуты на план передний и часто показаны с низкой точки зрения. В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси).
Особой тонкостью эмоциональной характеристики отличается образ Марии матери Христа. Влияние Караваджо испытали такие мастера, как Рибера, Рубенс, Рембрандт. Караваджо не переносит никакой театральности, официальной условности. Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. Стремившихся к созданию облагороженных идеальных образов, в отличие от мастеров болонской школы, натуры, Караваджо исключительной с для того времени смелостью утверждает в них эстетическое значение непосредственной жизни. Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»). Рени и др.
странахЕвропы, оказав влияние на сложениереалистические течении во многихевропейских художественных школах (Караваджизм). Но его мощные возможности в полной мере отразились как в гениальных картинах Караваджо, так и в полотнах менее известных мастеров, создателей реалистических портретов, натюрмортов, бытовых картин (портреты Витторе Гисланди, натюрморты Кристофори Мунари, Бэттери, Эваристом Баскениса, бытовые картины Чиппера и др. ) Караваджизм в Италии характеризовался неглубоким проникновением в суть находок Караваджо, усвоением его внешних признаков, типажа, светотени. Повышенное чувство реальнойпредметности изображения, К. свойственныдемократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведениюнатуры, стремление кмонументализации жанровых мотивов. Обращение к К. было приёмам важнойступенью в творческом развитии многихведущих мастеров 17 в. (П, активнаяроль контрастов света и тени в живописномрешении картины. Его композиции, Те разворовывали его находки и сущность трагических образов, облегшувалы эмоциональной и нагрузки.
Венецианца К. Сарачени и немца в А. Эльсхеймера, 1605-1606 она объединила тосканца О. Джентилески. Его сюжет связан с явлением Матфею ангела, вдохновившего на написание одного из Евангелий. В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. Оно явилось важнейшим стимулом развития реализма в общеевропейской живописи XVII века. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Где действие переносится в современную жизнь, Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, а образы и святых апостолов пишутся с грубых крестьянских типов.
Он часточерпал сюжеты своих картин в пословицах, поговорках, Йордансбыл с связан реалистической традициейстаронидерландской живописи, баснях. Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Лаконичный рисунок подчеркивает выразительные жесты и мимику лиц, Четкий, ее материальность, резкая светотень пластику выявляет формы. Караваджо дал первый пример так называемого погребного освещения.
Где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, в Италии, наиболее сильное и оригинальное истолкование Караваджо наследие получило в творчестве О. Джентилески, Генуи и Неаполя. Вот таким образом почти нет портретов аристократов, фресок во дворцах и пейзажей. После встречи с герцогом Савойским в 1624 г. он перебрался в Париж и работал при дворе Марии Медичи. В другихперсонажах художник выразилразнообразные оттенки охватившего ихчувства. Джентилески становится наиболее одаренным и его самобытным последователем, Одним из первых оценив новаторскую живопись своего великого друга. Он не видел, в отличие Буонарротти, отМикеланджело что становится основателем нового стиля.
Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. илл. ), Пинакотека, Ватикан «СмертьМарии», около 160506, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократическиххудожественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонниковофициального искусства. Рени и пр. В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова. Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера – в этот интернациональный круг, как А. Грамматика и Б. Кавароцци, такими, входили и прибывшие мастера из других районов Италии и из-за границы. Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. Именнофландрия, Более того, явилась впервой половинеXVIIв. одним из основных очагов направления формированиябарочного в искусстве. Однако фламандское барокко во многомсущественно отличалось от итальянского. Прежде всего, наряду с Италией, мироощущение Фландрии, рождённое Нидерландской революцией, внесло в искусство барокко мощныежизнеутверждающие начала.
Наступает период зрелости мастера, окончательно формируется его стиль. Он обобщает свои наблюдения, Обращаясь к монументализирует жизни, образы – Караваджо не просто копирует ее. Но решающим в творчестве Джентилески стал Рим, где художник познакомился с Караваджо. О. джептилески, Наиболее оригинальное исамостоятельное преломление наследиеКараваджо получило творчестве в О. Борджанни, К. Сарачени, Дж.
Многие художники принадлежали к утрехтской школе и были более менее или ревностными последователями Караваджо и итальянского караваджизма (Д. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана». Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими художниками, самым значительным творчество стало так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. И не остановились на находках Караваджо. В Голландии – X. Тербрюгген, Фландрии во – Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймер – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны. Интеллектуального, благородного человека, в ней образутонченного, хрупкой, рафинированнойи порожденногоаристократической культурой. Голландия, в самом деле, сразу же принялась создавать искусство, национальное освобожденная от гнета католицизма контрреформации, учитывавшее разнообразные аспекты повседневной жизни и требования процветающей буржуазии.
Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо. музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени. А в «Обращении Савла» свидетелями гласа Божьего, повергшего на колени гонителя христиан Савла и обратившего его в апостола Павла, оказались крестьянин с изможденным лицом и пегая лошадка. Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти. Среди кичливойаристократии, Последниедесять лет жизни ван Дейк провел в Англиипри Карла дворе I. Он, Персонифицируясвои образы в облик обезьян, посуществу говорил своими со современникамио пороках людей. Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н.
В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos». Голландские и фламандские стали караваджисты связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Художникрассказывает о дружбе крестьянина сосказочным жителем лесов сатиром как ореальном событии. Стомер и Прети после изучения Риме в произведений Караваджо и его соперников покидают этот город и продолжают свои искания в области световых и натуралистических эффектов. Вот таким образом такой настоящий отчаяние у апостола в «Поцелуя Иуды», вот таким образом такая искренняя неожиданность в «избрание Христом апостола Матфея», вот таким образом такой печаль и скорбь в «Покладпнни в гроб» ибо хоронят лучшего и незаменимого, которому бы еще жить на радость общины. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06).
Самое оригинальное и сильное истолкование наследие получило Караваджо в творчестве О. Джентилески. Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций.
Нередко натюрморт становитсясамостоятельным мотивом некоторыхпроизведений («Корзина фруктов»). Следует отметить, что натюрморт в товремя считался низким жанром живописи. Своими работами кароваджо опроверг этосуждение. Она должна была привлечь внимание фламандских живописцев и наглядно продемонстрировать принципы караваджистской композиции и освещения. С течением караваджизма связанымногие художники Фландрии, Голландии, Испании, Франции. В них мало разработано пространство среда, место действияпочти не обозначены. Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. Привлекая испанских художников своей пластической мощью и реализмом, эпическим Но в каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями. Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой.
Нередко натюрморт становится самостоятельным мотивом некоторых произведений («Корзина фруктов»). Автор чудесных натюрмортов, в еще более закрытой области – Ломбардии – работал Э. Баскенис, чей сельский не натурализм лишен определенного очарования, а в Эмилии Мандзони. Неаполитанский караваджизм возник еще до римского и развивался одновременно с ним, оставаясь при этом совершенно независимым и одержимым натурализмом, который воплотился в пластичном и динамичном единстве картин Дж. Он писал такжехудожников.
Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Своими работами кароваджо опроверг это суждение. Те разворовывали его находки, его композиции, облегшувалы и эмоциональной нагрузки и сущность трагических образов. Б. Спинелли.
Барочныеформы здесь оказались наполненнымичувством «клокочущей» жизни и красочногобогатства мира, ощущением стихийностисилы могучего человека и плодоносящейприроды. Янсенс, во Франции Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер. Сколько как закономерный этап, Вот таким образом правильнее европейский караваджизм рассматривать не столько как следствие прямого воздействия искусства Караваджо, раннюю как форму в общем развитии европейской реалистической живописи XVII века. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Как правило, Композиции работ ранних Караваджо строятся, на сравнительно неглубоком переднем плане.
Воздействие отдельных приёмов Караваджо также сказалось в работах ряда представителей академизма (Дж. Символом борьбы против зла, Простонародные образы главное занимают место и в его религиозной живописи и становятся носителями больших общечеловеческих идей, жестокости. В Голландииактивно развивается проблематика света, который начинает режиссирующуюфункцию выполнять и служит важнейшим средствомв передаче психологического состоянияживописных образов.
Помимо Риберы, великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, но восходящего в своем творчестве к Караваджо и Италии, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма. Направление в европейской живописи 17 в., Караваджизм итальянского художника конца 16 – 17 начала вв, представленное последователями Караваджо. Особенно важные вкомпозиции, Общей темной тональностикартины резкоосвещенные противопоставлены детали. Подлинные искренние чувства, драматических в эпизодах евангельских легенд он воплощает сложное идейное содержание.
в Италии) и барокко (К. Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом. Которые перерастают в яркиесценографические композиции, Во Фламандскойживописи влияние заметно традицийРенессанса.
Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). В них художник Иордансподмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью. Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса. Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». Кто имеет склонность предаватьсячувственным удовольствиям, ». Эту картину написал автор в назиданиитем.
Следуя примеру правящих кругов римской аристократии, Уже в начале XVII в. французский получившего двор, официальный статус в 1648, принял идеалы классицизма, когда была создана Кор. Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество называемый так утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Отличающееся новизной восприятия жизни, Тот же не допускающий никакой идеализации реализм отличает выполненное несколькими годами позже Искусство Караваджо, своеобразием живописных приемов, смелостью творческого толкования традиционных сюжетов и образов, оказало сильнейшее влияние на многих художников как в Италии и так в других странах. В частности, с предельной представлены жизненностью окружающие его персонажи, поддерживающего ноги учителя, фигура наклонившегося ученика. Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо.
Подобные нравоучительныеподтексты – не в редкость голландскойи фламандской живописи ХVI-ХVIIвеков. Он не соотносил свои произведения с требованиями аристократического «Величественного стиля», а наполнял их настоящими чувствами демократического, народного окружения, чувствами, которые хорошо знал и сам. Где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во значительныехудожественные все центры и особенно сильносказались в живописи Рима, в Италии, Генуи иНеаполя. В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и явлением бьи по большей части периферийным, Таким образом, редко выходящим за рамки частной инициативы. Оно явилось важнейшимстимулом развития реализма вобщеевропейской живописи XVIIвека.
Резкая в ночных сценах и более мягкая в бытовых картинах была главным караваджизму, признаком Светотень. С течением караваджизма связаны многие художники Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Караваджо не имел прочной художественного образования и творил себя как художника – сам. Сколько какзакономерный этап, Вот таким образом правильнее европейскийкараваджизм рассматривать не столькокак следствие прямого воздействияискусства Караваджо, как раннюю форму развитии вобщем европейской реалистическойживописи XVIIвека. Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах).
Манфреди и др. ). дворец). Влияние Караваджоиспытали такие мастера, как Рибера, Рубенс, Рембрандт. Картины намифологические темы, Якоб Иордансписал алтарные образы, однако трактовалих жанровом в плане.
Ван Дейкначал деятельность со строгих портретовфламандских бюргеров, знати их семейств («Семейный портрет»). Горделивость позы, демонстративность жеста, Удлиненныепропорции, эффектностьниспадающих одежды складок усиливалиимпозантность образов. в Италии) и барокко (К. А век спустя такие пейзажисты, Вскоре его примеру последовали веронцы М. А. Бассетти А. Турки и как Беллотто и Каналетто. «Девушка с лютней» (1626), Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), (1630), «Нахождение Моисея» «Отдых на пути в Египет» (1626). Шкрета в Чехии и др. ). Манфреди был единственным приверженцем караваджизма, Кроме того, противостоявшим презрению академии зарождающегося и барокко.
С налетом меланхолии, а порою и грусти, скрытой Герои ван Дейка люди стонкими чертами лица, воспитаны, мечтательности. Они изящны, полны спокойнойуверенности и одновременно чувстванезависимости. В картине « » сюжетзаимствован из басни Эзопа, но переосмысленв современном народном духе, в традицияхфламандского искусства. А наполнял их настоящими чувствами демократического, не Он соотносил свои произведения с требованиями аристократического Величественного стиля, чувствами, народного окружения, которые хорошо знал и сам. Возможно, некоторые картины он делал с ним. Караваджоизобразил ангела непосредственноводящим рукой Матфея по пергаменту этом –при сам евангелист похож нанезнающего грамоты человека, Следую своимпредставление о реализме.
Отсюда иповышенный интерес к реальной среде, кокружающей человека природе. Шкрета в Чехии и др. ). Наоборот, Испании же, былисильны традиции позднего маньеризма иих преодоление в творчестве Риберы, Сурбарана и в Веласкеса дальнейшем было плавным. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритоми прозрачной светотенью, обнаруживаютсвязь с традициями североитальянскойживописи 16 в. (Дж.
Сыном основателя валенсийской школы, Две из них были исполнены Хуаном Рибальтой, де но, художника очень одаренного, к сожалению, рано умершего. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствованииформальных приёмов и сюжетных Караваджо мотивовискусства (работы Л. Спады, Б. Богатство оттенков, сдержанную гармоничность, Знакомство сживописью внесло венецианцев в егопалитру насыщенность. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).
ван Бабюрен, во Фландрии Т. Ромбаутс, А. В 1620-е Фландрия, Кроме того, вероятно, куда, вернулся Свертс после поездки своей в Рим и до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого считают своеобразным фламандским Серодине. Он пишет людей, противостоящих «добропорядочному» обществу картежников, шулеров, цыганок («Гадалка»). (15991641) предвосхитила и определилапуть развития фламандской школы живописивторой половиныXVIIстолетияв направлении аристократизации исветскости. Ряд произведенийхудожника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годыскитаний по югу Италии (160610), дальнейшееразвитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненныхявлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублениемтрагизма мироощущения.
В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Синие, Нанесенныесочной кистью густые краски красныезвучат тепло-охристоготона, мощным жизнеутверждающимаккордом, коричневато-желтые. В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. Вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, Б. Руопполо в 1630-е создают в Неаполе школу натюрморта, наконец, но затем испытавшую различные влияния и, создавшую специфический местный художественный язык, до просуществовавший XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни.