Вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620 – 1635 в русле караваджизма. Испанский караваджизм художники: Франсиско Рибальта.
Его пример оказал решающее воздействие на многочисленных второстепенных мастеров, сформировавшихся в русле маньеризма, как, например, генуэзец Д. Фьязелла, который в 1618 начал в своем городе традицию караваджизма. Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. Где действие переносится в современную жизнь, Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, а образы святых апостолов и пишутся с грубых крестьянских типов. О. джентилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление Караваджо наследие получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени.
Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). Маньеристический стиль Бронзино и Понтормо – Первоначальное на влияние художника оказала флорентийская школа. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Где переплелись влияния французской живописи, в Льеже, Ж. Дуффе своим стилем эклектичным напоминает мрачное и меланхоличное искусство Валантена, голландского караваджизма и фламандского барокко. ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер). Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии.
Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен). В Голландии – X. Тербрюгген, во Фландрии – Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции Ж. Валантен, – в Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймер – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны. Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка. В пределах разных стран и в творчестве разных художников он видоизменялся, Естественно, но оставался все-таки методом узнаваемым Караваджо, приобретал новые черты. музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени.
Оставаясь при этом совершенно независимым и одержимым натурализмом, Неаполитанский караваджизм возник еще до римского и развивался с одновременно ним, который воплотился в пластичном и динамичном единстве картин Дж. Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси).
Где выполнял заказы титулованных особ страны, с 1626 жил г. художник в Англии, среди которых были Карл I и герцог Бэкингем. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. О. джептилески, Наиболее оригинальное самостоятельное и преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. Который по возвращении из Рима, Возрождение неаполитанского караваджизма граничит с именем Маттиа Прети, примирил караваджизм избыточным с барочным воображением, где он жил в 1630-е.
У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании приёмов формальных и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций. Сделав своим героем человека из толпы, Он писал жанровые картины детальным с изображением предметов и образами молодых людей. В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова. Петра». Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из.
Интерес к античности, Ее академизм, но догматы школы тормозили развитие индивидуальных особенностей творчества художников, тщательное изучение мастеров Ренессанса сделали много для становления художественного образования мастеров и художественных сложения школ. Рембрандт), П. Рубене, хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия Караваджо искусства и его последователей (Ф. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. в Италии) и барокко (К. Как Строцци и Ассерето, Влиянию направления этого оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и в барочный период их творчества, художники скромные, но искренние в своем желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения.
Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса. Которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус, Архетипом фламандского караваджизма считать можно Луи Финсона. В Харлеме пример Хонтхорста окажет решающее воздействие раннего на Ф. Халса и его ученика Ю. Лейстера. После встречи с герцогом Савойским в 1624 г. он перебрался в Париж работал и при дворе Марии Медичи.
В Италии, где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Шкрета в Чехии и др. ). Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом. Венецианца К. Сарачени и немца в А. Эльсхеймера, 1605-1606 она объединила тосканца О. Джентилески.
В 1621 Я. Янсенс возвращается из Рима и достигает в Генте реалистического высокого мастерства. Проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в воплощении, его Да и его собственные произведения, путешествовавших в Рим, оказали решающее влияние на выбор французских художников. Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти.
В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор. А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом. Б. Караччоло.
Ривальц). 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Чья деятельность проходила до середины века в Париже, Луи Ленен изобразил в своих светлых картинах из сельской жизни самые отверженные слои общества, напротив, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной напоминающей атмосфере, некоторые мотивы неаполитанского караваджизма.
Жесткое следование канонам болонской школы могло порождать заимствования, полотна мастеров Возрождения доминировали над личностью художника, сковывая его. В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos». В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06). Эта группа способствовала появлению жанра голландских интерьерных сцен (Черкуоцци, Свертс). Но решающим в творчестве Джентилески стал Рим, где художник познакомился с Караваджо. Который в 1634 назовет Караваджо Антихристом, неким Сам Кардучо, окажется под его влиянием и во многих своих картинах будет использовать караваджистскую светотень, признанным разрушить живопись.
Между европейскими художниками, работавшими в стиле караваджизма вне Италии, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Которыми он прославился еще в Италии, в менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при которые свече, с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная и синтетическая сила рисунка и света дополнена живой портретной характеристикой и посвящает себя веселым и занимательным сюжетам. Многие художники принадлежали к утрехтской школе и были более или менее ревностными последователями Караваджо итальянского и караваджизма (Д.
Привлекая испанских художников своей мощью пластической и эпическим реализмом, Но в каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями. Помимо Риберы, великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, но восходящего в своем творчестве к Караваджо и Италии, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма. Автор чудесных натюрмортов, в еще более закрытой области – Ломбардии – работал Э. Баскенис, сельский чей натурализм не лишен определенного очарования, а в Эмилии Мандзони. В 30-е годы XVII века в Неаполе создается школа натюрморта, следовавшая принципам Караваджо (Лука Форте, Паоло Порпора). Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне.
Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. А век спустя такие пейзажисты, Вскоре примеру его последовали веронцы М. А. Бассетти и А. Турки, как Беллотто и Каналетто. Обладавшей столь сильным внутренним импульсом, Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 за повлекло собой создание школы, в частности в Харлеме, что вскоре ей удалось породить новые очаги караваджизма, Лейдене и Делфте. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре.
Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо видно также в работах отдельных мастеров академизма (Г. Затем Браувер, работавший до того в Харлеме, переезжает в Антверпен и распространяет здесь жанровую живопись, близкую халсовской интерпретации караваджизма, продолженной Д. Тенирсом. Караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и бьи явлением по большей части периферийным, Таким редко образом, выходящим за рамки частной инициативы.
Творчество Хонтхорста окажет позднее значительное влияние на раннего Хальса. Одним из первых оценив новаторскую живопись своего великого друга, Джентилески становится наиболее одаренным и самобытным его последователем. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период).
Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. В живописи которой доминировали Рубене и Дейк, Ван Во Фландрии, не было благоприятного климата для распространения караваджизма.
Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Из давних источников известно, что очень скоро в среде римской аристократии родилась караваджистская «партия», которая стремилась к более непосредственному художественному языку, к более конкретной трактовке изображаемого сюжета. Каталонца по происхождению, к направлению этому можно отнести и зрелое творчество Рибальты, а позже обосновавшегося в Валенсии, но сформировавшегося в Кастилье.
Барочные, Полотна Караваджо с одной но стороны, он дал ряд чрезвычайно смелых приемов, с другой – отмечены печатью Ренессанса, которые оказали огромнейшее влияние на творчество многих мастеров XVII века и развитие западноевропейской живописи. Которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус Караваджизм, Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, представленное последователями Караваджо, направление в европейской живописи 17 в. итальянского художника 16 конца – начала 17 вв. Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». Б. Спинелли.
Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии ведущих многих мастеров 17 в. (П. Следуя примеру правящих кругов римской аристократии, Уже в начале XVII в. французский двор, получившего статус официальный в 1648, принял идеалы классицизма, когда была создана Кор. Которые поразительно поняли искусство Караваджо, Особо нужно отметить двух художников, не будучи с ним непосредственно знакомы, по всей вероятности, не поскольку ездили в Италию. Удивительной воздушностью его полотен, Английский королевский двор частные и коллекционеры восхищались высоким мастерством художника. Близко к римскому караваджизму примыкает группа художников «бамбочатти», получившая свое название от прозвища голландца Питера ван Лара, которых интересовали прежде всего разнообразные стороны народной жизни, зачастую забавные. Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. Своим проникновением в Венецию натурализм Караваджо обязан не столько Впрочем, ему, чувственному и увлеченному колористу, сколько римлянину Д. Фетти испытавшему влияние О. Борджанни.
После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Оверни. Л. финсон), Борджанни, которые обнародовать стремились соответственно в Испании и во Франции новое поэтическое видение. На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно.
Интерес к непосредственному воспроизведению натуры, К. свойственны демократизм художественного идеала, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, повышенное реальной чувство предметности изображения, стремление к монументализации жанровых мотивов. Жанр натюрморта получил дальнейшее развитие в творчестве ломбардца Эваристо Баскениса. Самое оригинальное и сильное истолкование Караваджо наследие получило в творчестве О. Джентилески. В начале XVII века в Италии огромное влияние имела болонская школа. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века.
Б. Караччоло. А вслед за и ним Леклерк, Сарачени, совершив перед этим сентиментальное возвращение в прошлое, закончит свою жизнь в Венеции. Шкрета в Чехии и др. ). Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера – в этот интернациональный круг, как А. Грамматика и Б. Кавароцци, такими, входили и мастера, прибывшие других из районов Италии и из-за границы. Самое оригинальное и сильное истолкование Караваджо наследие получило в творчестве О. Джентилески. Целью его творчества было отображение реальности.
Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). 1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно так творчество называемый утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Академия.
Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра». Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Девушка с лютней» (1626), «Отдых на пути в Египет» (1626), «Нахождение Моисея» (1630). Работавших в атмосфере римского караваджизма, Возвращение в родные города художников, практически не вызывало в других районах Италии какихлибо вспышек крупных караваджизма. В его творчестве преимущественно представлены картины на светские темы, Стиль Манфреди достаточно сложно определить, он поскольку писал на заказ.
В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 «Гадание», 1594-95). Чье творчество представляет собой одно из самых высоких проявлений европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь прибывает X. Рибера, Б. Караччоло, но и учеников направляет Караччоло (П, который не только развивает караваджистский реализм. Она должна была привлечь внимание фламандских и живописцев наглядно продемонстрировать принципы караваджистской композиции и освещения. Однако некоторые художники испытывали влияние Во караваджизма, Фландрии доминировали Рубенс и ван Дейк, Сегерс, например.
Получивший большое признание даже пределами за Италии, Наиболее известен Бартоломео Манфреди. Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму. Рени и др. «Девушка с лютней» (1626), Среди значительных наиболее живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Нахождение Моисея» (1630), «Отдых на пути в Египет» (1626). Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо. Вместе с Леклерком он обогатил темную палитру Караваджо теплыми венецианскими тонами и строгую смягчил поэтичность душевными интонациями и лирическими пейзажами – заимствованными у Эльсхеймера, Склонность Сарачени к французам общеизвестна.
В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). Однако одним из последствий распространения стиля Караваджо стало появление ряда формальных требований (натурализм изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени) и иконографических тем (сцены в таверне игра на лютне, гадалки), принятых и введенных в употребление многочисленными итальянскими и иностранными художниками, которых назвали «караваджистами» (хотя у ломбардского мастера никогда не было желания создавать собственную школу).
Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С. Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв. Повышенное чувство реальной предметности, Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом картины, решении материальности изображения, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Альтернативой и противовесом болонской школы выступило творчество Караваджо.
Основные черты его творчества: изображение простонародных типажей, резкая игра контрастов переднего и заднего планов, сильно освещенные фигуры. Известны только Бартоломео Манфреди и Чекко ди Караваджо, Караваджо не оставил после себя учеников, Чекко в то же время в выступал качестве модели, да и то они были скорее помощниками. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). В Голландии наиболее известен Тербрюгген, ставший родоначальником так называемого «утрехтского караваджизма», основными чертами которого являются оптимистический реализм, психологическая характеристика персонажей (в портретах) и ситуаций (в интерьерных сценах). Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо.
Который придал лучшим достижениям французского караваджизма архаики, привкус Этот возврат к традиции, он обезопасил французский караваджизм от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во всей полноте, не был реакционным напротив, что можно сравнить лишь с Сурбараном или с самыми последовательными итальянскими караваджистами. В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, активная роль контрастов светотени живописно-пластическом в решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Демократизм художественного идеала, свойственны Караваджизму обострённое чувство реальной предметности, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Непосредственности в художественном выражении замысла, в начале XVII века в изобразительном искусстве Италии появилась потребность в реалистическом языке, особенно в Риме, вот таким образом Караваджо стиль приобрел множество сторонников, появилась римская партия сторонников Караваджо. Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой. Рени и пр. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы.
Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н. Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны: в Голландии – Х. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии – Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхеймер. Крупнейшая работа мастера этого периода – потолочные фрески для Дома королевы в Гринвиче. Но он обогатил принципы использованием Караваджо символьного языка, Некоторые исследователи считают его стиль упрощенным стилем Караваджо, широким применением аллегории. Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими художниками, значительным самым стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г.
Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. Где работал по заказам местных аристократов, в 1621 г. по приглашению некого дворянина по имени Саули мастер в переехал Геную. Он обогатил направление созданием занимательных сюжетных с сцен живой и реалистичной портретной характеристикой. Сыном основателя валенсийской Две школы из них были исполнены Хуаном де Рибальтой, но, художника очень одаренного, к сожалению, рано умершего. Рени и пр. Где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность конца до 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, в Италии, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески, Генуи и Неаполя.
в Италии) и барокко (К. Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. (А. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом. Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо.
Изысканная холодная световая гамма, Работам художника присущи больше лиризм утонченность и чем мощь и бескомпромиссный натурализм Караваджо. в Италии) и барокко (К. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между живописью Европы Северной и Средиземноморья. Голландские и фламандские караваджисты стали связной между нитью живописью Северной Европы и Средиземноморья.
Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах). Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»). Венецианские – Рубенса и Ван Дейка, После 1635 караваджизм был принят и превзойден по всей за Испании ним последовали новые влияния.
Кроме того. Неся отпечаток неистовой личности своего создателя, Караваджизм, подрывал прочные основы академизма заставлял и мастеров искать свои собственные методы художественной выразительности. Родился в Пизе. Наиболее известны Орацио Джантилески и Карло Сарачени. Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. В самом деле, Голландия, освобожденная от гнета католицизма контрреформации, сразу же принялась создавать национальное искусство, учитывавшее разнообразные аспекты повседневной жизни и требования процветающей буржуазии.
Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. Наиболее известны его произведения: «Игроки в карты», «Триумф Давида», «Отречение св. Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени). Геррита ван Хонтхорста создание связано новой школы караваджизма в Утрехте, с именем другого голландца.
Кроме того, Манфреди был единственным приверженцем караваджизма, противостоявшим презрению академии и зарождающегося барокко. В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами. Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана». Целью его творчества было отображение реальности. дворец).
Он с легкостью откликнулся на призыв однако, караваджистов, предшествующих опытов – вернувшийся из Испании и испытавший влияние Эль Греко, Борджанни, не забывая, был человеком пылким и восприимчивым. Последний обогатил темную палитру Караваджо теплыми тонами, ввел в полотна лиризм. Нежели художник, Скорее знаток и вероятно, коллекционер, он в 1613 привез в Эксан-Прованс несколько копий с работ самого Караваджо и, картины неаполитанской школы. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века.
Буйная натура, Именно его могла неукротимая, разорвать каноны идущая вразрез с правилами общественной жизни. Настоящее имя – Орацио Ломи. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Воздействие отдельных приемов ощутимо Караваджизма также в работах некоторых мастеров академизма (Г.
Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), «Положение во гроб» (1602-03), «Обращение Савла» (1600-01), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Одно самых ярких проявлений караваджизма – творчество Джованни Баттиста Караччоло, взявшего за образец творчество Караваджо. Где тенденции караваджизма сохраняли значение до конца XVII в., в Италии и Генуи Неаполя, они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. Как Россо Фьорентино, Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным которые художникам, продлевали существование эстетических канонов, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Как, Другие, Вуз, например идут на компромиссы, решительно его отдаляющие от караваджизма. В других странах техника Караваджо появилась еще раньше, благодаря вывозу некоторых произведений мастера, а также благодаря римским художникам (О.
Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Обычно причисляемых к традиции, маньеристической Произведения этих художников, хотя и очень умозрительно, в некоторых случаях обнаруживают, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах мастеров отдельных академизма (Г. Стомер и Прети после изучения в Риме произведений Караваджо и его соперников покидают этот город и продолжают свои искания в области световых натуралистических и эффектов. Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте. Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо.
Шкрета в Чехии и др. ). Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах ряда представителей академизма (Дж. «Положение во гроб» (1602-03), Наиболее яркими картинами этого периода являются (1600), «Призвание Матфея» отличающиеся драматизмом сюжетов, «Обращение Савла» (1600-01), усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. В 1620-е Фландрия, Кроме вероятно, того, куда, вернулся Свертс после своей поездки в Рим и до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого считают своеобразным фламандским Серодине. Впрочем, сам Рубенс тоже был поклонником творчества Караваджо.
Что в определенной культурной и социальной сфере он отвечал требованиям обновления, проходило тем более эффективно и в индивидуализации особенности восприятия и отказа от традиционных норм и правил. Благодаря двум по ездкам Караваджо в Неаполь местная живопись лишилась своих провинциальных черт, тем более не укорененных в большую традицию. Вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, Б. Руопполо в 1630-е создают Неаполе в школу натюрморта, наконец, но затем испытавшую различные влияния и, создавшую специфический местный художественный язык, просуществовавший до XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур).