Наиболее яркими представителями Караваджизма в искусстве считаются Марио де Фьори, Жорж де Латур, Хендрик Тербрюгген, Орацио Джентилески, Хусепе де Рибера, Дирк (Теодор) ван Бабюрен.
По масштабу дарования, по восприятия широте действительностиДюрер типичный художник ВысокогоВозрождения, Поразносторонности. Очень рано освободившеесяот крепостной зависимости, Многовековаянационально-освободительная войнаиспанцев общенародный имела характер. Ее главной движущей силой былокрестьянство. ван Рейселберге в Бельгии, Дж. Как и Магдалина, Рубенспрославляет национальный красоты. Дева тип Мария, голубоглазой брабантскойс пышными формами, пред стаетсветловолосой. Его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, К. обращается теме к одиночества людей в огромном мире, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. В XIX в. художественный уровень гобеленов резко снизился гобелена искусство было возрождено на новой эстетической основе только в 1930–1940-е гг.
– (итал. Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. Помещая необычайные явления в обыденную самую обстановку, Караваджо отказался от присущих религиозной живописи символических элементов. красками в рукописных книгах, а также инициалы, заставки рукописей и т. п. Дюрербыл крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен отитальянского. ВXVII в. нидерландское искусство разделилосьна две школы – фламандскую и голландскую- в связи с разделением самих Нидерландовв результате революции на две части: наГолландию, и на южную часть-Фландрию (современная Бельгия) Во Фландриифеодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь игралиглавную роль в жизни страны и являлисьосновными заказчиками искусства.
Произведениями архитектуры являются как здания, ансамбли, так и сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. п. ). Проблема передачи светаи воздуха является общим и основнымживописным исканием голландской школы17 века. В то же время искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, получившего название "караваджизм" и поверхностных подражателей, усвоивших лишь его внешние приёмы. Кроме того. Благодаря вывозу некоторых произведений в мастера, других странах техника Караваджо появилась еще раньше, а также благодаря римским художникам (О.
С тематической стороныосновные виды голландской живописи пейзаж и пока быт сравнительно малодифференцированы. primitivus – первый, самый ранний) в изобразительном искусстве конца XIX–XX вв. Уже во второй половине 16века Испания выдвигает такого крупнейшегописателя, как Сервантес. Которая явилась главнымоплотом феодально-католической лучших реакции, творчество его представителейв период расцвета характеризуетсяреализмом, Несмотря на то, что испанское искусство развивалось вусловиях феодально-абсолютистскогорежима в стране, ярко выраженнымидемократическими чертами, народностью. Новаторскиедостижения «малых голландцев» составляютсветский реализм, обращение к отображениюв картинах реального окружающего мираи человека без подведения под определенныйидеал, сложение развитой и оченьдифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основномсоответствует трем основным этапамразвития голландского искусства: 1). утверждение реализма в национальнойживописи 2) расцвет художественнойшколы 3) упадок искусства Голландии. Более высокий средний неф освещается через окна, расположенные над кровлями боковых нефов.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, Б. Руопполо в 1630-е создают в Неаполе школу натюрморта, но наконец, затем испытавшую различные влияния и, создавшую специфический местный художественный язык, просуществовавший до XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни. Манфреди в своём творчестве соединил интерес к жанровым композициям, свойственный раннему Караваджо, с тональной цветовой гаммой («Вакх и пьяница»). Известное уже в Древнем Египте, Искусство книжной миниатюры, в достигло Византии, высокого совершенства в средневековой европейской культуре, Грузии, Армении, в Средней Азии, Иране, Азербайджане, Индии.
Где в XVII окончательновосторжествовала веке католическая реакция, очень рано формируется, ВИталии, расцветает истановится господствующим направлениемискусство барокко. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим).
Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Главное достоинство Вермеера-художника – в передаче света и воздуха. В изобразительное искусство она вносит черты повышенной декоративности, в декоративном искусстве стилизация – способ закономерный ритмической организации целого. Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету).
Более 1000 рисунков, скульптуры, Его наследиесоставляют около 80 станковых произведений, более гравюр, двухсот рукописные материалы. Идеальных и чувственных начал, Его эстетика на строилась коллизии человека и мира, разума и иррационализма. Гварди). Нежели художник, Скорее знаток и коллекционер, он вероятно, в 1613 привез в Эксан-Прованс несколько копий с работ самого Караваджо и, картины неаполитанской школы.
– художественное направление, течение, представленное группой учеников или последователей какого-либо художника (например, Ш. Караваджо или караваджизм) либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (барбизонская школа). Одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., как к идеальному и эстетическому этическому эталону. Французские неоимпрессионисты и их последователи (Т. Да и его собственные произведения, проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в его воплощении, оказали решающее влияние на выбор французских художников, путешествовавших в Рим. – Ф. Буше, Ж. Б. Удри.
Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера в – этот интернациональный круг, как А. Грамматика и Б. Кавароцци, такими, входили и мастера, прибывшие из других районов Италии и из-за границы. Конечно, испанское искусство этого времени небыло однородным. Каталонца по происхождению, к этому направлению можно отнести и зрелое творчество Рибальты, а позже обосновавшегося в Валенсии, сформировавшегося но в Кастилье. Аллегориями, интересом к обнаженной натуре, Онобогатил нидерландскую живопись образамиантичной мифологии, перспективыи знаниями анатомии, новымирешениями композиций.
Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С. Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Созданные им образыодухотворены и поэтичны. А многочисленныенародные восстания подавлялись и хотя в дальнейшем героическийиспанский народ был королем, дворянством порабощен и духовенством, свободолюбие, традиции общественной активностипродолжали жить в испанском народе иопределили некоторые особенностииспанской культуры, чувствонациональной гордости, ее народность идемократические черты. – (от лат.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. – художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (также в некоторых странах Восточной Европы) в основном в X–XII вв. Особое внимание к проблемам колорита, Для Венецианской характерны школы преобладание живописного начала, стремление к воплощению чувственной полноты и красочности бытия. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Для городских домовантверпенского патрициата и величественныеалтарные образа для католическихцерквей богатых -, Вот таким образомкартины для замков. В XVII в. – директор мануфактуры Ш. Лебрен – в XVIIIв, сюжетами крупные создавали французские художники. Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо.
Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период). Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. дворец). Работавших в атмосфере римского караваджизма, Возвращение в города родные художников, практически не вызывало в других районах Италии какихлибо крупных вспышек караваджизма.
Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Реалистичность изображения объекта, Тем не менее последователи караваджазизма должны были следовать ряду правил, большое значение придавалось расположению и тени света на пространстве, его настоящий размер – среди которых были. – (франц. Создавать идеально-величавые формы и образы как антитезу стилистическому произволу и декоративной избыточности искусства XIX в. В изобразительном искусстве некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов в Великобритании, Возникновение неоклассицизма обусловлено стремлением противопоставить вечные эстетические тревожной ценности и противоречивой реальности, но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике мастеров немецкого неоидеализма. В работах мастеров Венецианской школы 2-й половины XVI в. виртуозность в передаче многоцветия мира, любовь к праздничным зрелищам и многоликой толпе соседствуют с явным и скрытым драматизмом, тревожным ощущением динамики и беспредельности мироздания (живопись П. Веронезе и Я. Тинторетто). В то же время Караваджо выстроил эмоционально сильную драматургию великого события вторжения света Истины в самые низы жизни. Этичерты испанской культуры, как и самыйее расцвет, были обусловлены всемпредшествующим ходом историческогоразвития Испании.
Интимность, в дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм, одухотворённость свою и поэзию. В котором многие цвета имели символическое значение, локального Применение цвета характерно для средневекового искусства, живописи Раннего Возрождения и классицизма локальные цветовые плоскости используются также многими направлениями искусства XX в. – (франц. Тем самым живопись начало невольноприобретает эмоциональности, вызывая у зрителей определенныенастроения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св.
На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно. ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер). Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н. Где преобладаетдиагональное направление, Обычно дляусиления он динамики прибегает копределенной композиции. В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами. Программное опрощение художественных средств, сознательное, средневекового, обращение с этой целью к формам так называемых примитивов – произведениям первобытного, народного искусства, детскому творчеству т. п. Обращение и к примитивизму, стремление обрести в первозданных пластах жизни эмоциональную ясность, чистоту мировосприятия свойственны в искусстве конца XIX в. творчеству П. Гогена и мастеров группы Наби.
От rocaille, rococo, стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины XVIII в. Для рококо характерны гедонистические настроения, рокайль декоративный – мотив в форме раковины), уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальным и чувственно-эротическим сюжетам. О. джептилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление Караваджо наследие получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. Матфею. В которой важное значение приобретают тончайшие эффекты светотени, в своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность характеристики психологической с исключительным мастерством живописи. Буквально – причудливый, barocco, странный) один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской конца Америки XVI – середины XVIII вв. Несколько позжевыступает плеяда блестящих драматургов Лопе де Вега, затем Тирсо де Молина иКальдерон. Кроме того, в 1620-е Фландрия, куда, вероятно, вернулся Свертс после своей поездки в Рим и до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого считают своеобразным фламандским Серодине. Ивоздействие зарубежных художественныхшкол нередко оказывалось в определяющим. Лишь последние десятилетия 16 веканачинается подлинное возрождениеиспанской национальной культуры, Напротяжении большей части 16 века вхудожественной жизни страны виднуюроль играли иноземные мастера.
Залитые ярким светом, Эти жанровые по своей персонажи, сути изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью, вплотную придвинуты к зрителю. Страстность, иногда даже необузданность, Физическая сила, завуалированнойэротике 'Терезы', берниниевской упоениеприродой приходят на сменуспиритуалистической. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Чья деятельность проходила до века середины в Париже, Луи Ленен изобразил в своих светлых картинах из сельской жизни самые отверженные слои общества, напротив, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной атмосфере, напоминающей некоторые мотивы неаполитанского караваджизма.
Голландия, в самом деле, сразу же принялась создавать национальное искусство, освобожденная от гнета католицизма контрреформации, учитывавшее разнообразные повседневной аспекты жизни и требования процветающей буржуазии. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения изображения, материальность интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Крестьяне и городские ремесленникипользовались вольностямив значительными Испании и играли активную роль вобщественной и политической жизнистраны. Но и сомнений, иногда тяжких раздумий, Глубоко национальныеобразы Дюрера полны силы, в аллегоричен, них отсутствуетясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен.
– группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Воздействие отдельных приёмов Караваджо стиля также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г. В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Рембрандт), П. Рубене, хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом воздействия прямого искусства Караваджо и его последователей (Ф. Утрачивает реалистическую основу, Голландское искусство теряет связи с традицией, демократической теряет национальную самобытность и вступает в полосу длительного упадка.
Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими художниками, самым стало значительным творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Силуэтность, Для живописи модерна характерны сочетание ковровых орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур деталей и использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения.
музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени. – одна из основных живописных школ Италии с центром в городе Венеция (отчасти также в небольших городах Террафермы – области материка, прилегающих к Венеции). Христос даже на крестевыглядит атлетом. Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц.
Раннее Возрождение (XV в. ), позднее (Проторенессанс), Возрождение (XVI в. ), Высокое Возрождение (конец XV – первая четверть XVI вв. ). Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. художник стал обучать «караваджистской манере» римскую колонию живописцев, состоявшую в основном из северных мастеров.
Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. Обусловливающее соотношение его главных и элементов, второстепенных в более широком смысле архитектоника – композиционное строение любого произведения искусства. в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Сыном основателя валенсийской школы, Две из них были исполнены Хуаном де Рибальтой, но, художника одаренного, очень к сожалению, рано умершего. Предназначенным длягородского собора, Вместесо старшим братом Губертом он началработу над грандиозным многостворчатымГентским алтарем, трудясь еще шесть лет, но после кончиныбрата, стал главнымсоздателем этого шедевра, завершенногов г. Ян 1432 ван Эйк опирался на первыйопыт правдивого изображения жизни вфранко-фламандской миниатюре братьевЛимбург и в религиозной живописи своегостаршего современника Робера Кампена. Образы десятков персонажей и отдельныесцены, в том числе с панорамными пейзажами, написаны в Гентском алтаре с ювелирнойтонкостью, пронизаны благоговейнымотношением к человеку и миру.
Высвечивает фигуры собравшихся вокруг людей стола и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св, Петром. Те жеособенности присущи всей испанскойкультуре «золотого века» и находятвыражение в творчестве лучшихпредставителей испанской литературы. Наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия, Своим героем делает он человека из уличной толпы римского мальчишку или юношу. покинул Рим и вернулся в Голландию. А вслед за ним и Леклерк, Сарачени, совершив этим перед сентиментальное возвращение в прошлое, закончит свою жизнь в Венеции. Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной активная предметности, роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
С одной стороны относительная свобода в выборе вплоть сюжета, до копирования манеры письма самого художника – с другой четко следование правилам художника по манере живописи, Стилю Караваджо свойственно две основные характеристики. в Италии) и барокко (К. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Которое было представленопоследователями художника Караваджо. Особо этот стиль живописи проявил Италии себяв – Рим, Караваджизм-направлениев искусстве европейскойживописи 17 века, Неаполь, Генуя.
В центре его внимания всегда был человек, Но в какой бы технике он работал, ни его внутренний мир. Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). (франц. Который в 1634 назовет Караваджо неким Антихристом, Сам Кардучо, окажется под его влиянием и многих во своих картинах будет использовать караваджистскую светотень, признанным разрушить живопись. Подъемнациональной культуры начинается слитературы.
Укрепляясь и получая ведущеезначение лишь к концу столетия, они Однако не играют заметной ролив испанском искусстве первой половины17 века. Караваджизм – стиль европейской живописи эпохи барокко (16 века), основанный Микельанджело да Караваджо, оказавший колоссальное влияние на становление европейской реалистической живописи. И жанровые и пейзажныеэлементы в картинах этого времени часторавнозначны. Тем более не укорененных в большую традицию, Благодаря двум по ездкам Караваджо Неаполь в местная живопись лишилась своих провинциальных черт. Упрощения и обобщения рисунка и абриса, в другом смысле стилизация – декоративное обобщение форм с помощью условных ряда приемов, объемных и цветовых соотношений. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур.
О. джентилески, Наиболее оригинальное самостоятельное и преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. Современный) стиль в европейском и искусстве американском конца XIX в. – 1910-х гг, moderne – новейший. Великого и очень испанского по своему мастера, мироощущению Помимо Риберы, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма, но восходящего в своем творчестве к Караваджо и Италии. Понятие школа применяется также к искусству, локализованному в определенном городе или регионе, если его своеобразие ярко выражено и имеет более или менее точные стилистические и хронологические границы (например, болонская школа, умбрийская школа исфаханская школа).
Всеизображенное насыщено «скрытымсимволизмом», предметы и их сочетанияимеют иносказательное религиозно-нравственноезначение. Renaissance итал. Умение создать эту иллюзию определило его признание и в славу XIX веке, Растворение предметов в световоздушной среде. – (франц.
Эти тенденции были оченьсильны в испанской культуре еще в 16веке. Понятие локальный цвет впервые было введено Леонардо да Винчи в его Книге о живописи. Сложился в 1720-1730-хгг. Который сочетал опытпредшественников и итальянскихживописцев, достижения Янса лиризмом и изяществом творчестваГанса Мемлинга. Расцветее был столь ярким, что столетие с 80-хгодов 16 века по 80-е годы 17 века принятоназывать «золотым веком испанскойлитературы и искусства». – (латинское architectura, от греческого architekton – строитель), русское наименование – зодчество: проектирование и строительство объектов, необходимых для жизни и деятельности человека. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св.
Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также работах в ряда представителей академизма (Дж. Испанскийнарод творил свою историю в условияхжестокой борьбы с иноземными захватчиками. В этой борьбе и выковывалось креплонациональное самосознание испанскогонарода. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Развивая тенденции позднего импрессионизма, Сегантини в Италии и др. ), придав методичный характер приемам разложения тонов на чистые цвета одновременно они преодолевали случайность, приложить стремились к искусству современные открытия в области оптики, фрагментарность импрессионистической композиции, прибегали в своих пейзажах и многофигурных картинах-панно к плоскостно-декоративным решениям. А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом.
Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. В портретах заказчиков-донаторовскрупулезная точность натуресочетается следования у художника с остротойхарактеристики индивида. В еще более закрытой области – Ломбардии – работал Э. Баскенис, автор чудесных натюрмортов, а в Эмилии Мандзони, чей сельский натурализм не лишен определенного очарования. В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. первый отличает динамичный, брутальный отношении характер. В тематикии изобразительных приемов в голландскойживописи 17 века всецело господствуетначало реализма.
Б. Спинелли. (ретроспективистская стилизация искусства XV в. в творчестве назарейцев в Германии, стилизация классического искусства в произведениях П. Пюви де Шаванна и т. д. ). Впрочем, своим проникновением в Венецию натурализм Караваджо обязан не столько ему, сколько римлянину Д. Фетти, чувственному и увлеченному колористу испытавшему влияние О. Борджанни. Многоцветные иллюстрации гуашью, миниатюрами Первоначально назывались сделанные от руки рисунки, клеевыми и др, акварелью.
Передать многообразные состояния природы, Стремились утвердить эстетическую национального ценность ландшафта и обыденных пейзажных мотивов, вибрацию света и воздуха. У Караваджо не было непосредственных учеников. Характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо, система 1) художественных средств. – (от итал.
В ходе реконкисты формироваласьи утверждалась народная основа испанскойкультуры. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. Так называемая рыбья кость в античном изобразительном искусстве, так называемая параллельная перспектива в живописи Китая и Японии – так называемая обратная перспектива в средневековом искусстве Европы и Византии, в зависимости принятой от в ту или иную эпоху системы пространственного видения перспектива принимала различные исторические формы. Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв. Распределении масс, Архитектоника во выявляется взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, в пропорциях, в ритмическом строе форм, отчасти – в цветовом строе произведения.
Рени и пр. Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте. Которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус, Архетипом караваджизма фламандского можно считать Луи Финсона.
(Проторенессанс), раннее Возрождение (XV в. ), Высокое Возрождение (конец XV – первая четверть XVI вв. ), позднее Возрождение (XVI в. ). О. борджанни, Наиболеесильно наследие Караваджо перенялитакие художники, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж – как. gobelin) – вытканный вручную ковер-картина. Развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, Классицизм, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре XVII в. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение на как плод разума и логики.
Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. К несущим частям относится колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом, к несомым – архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо. Собор был и главным средоточием готического изобразительного искусства – скульптуры и живописи (преимущественно в виде витражей). Оверни.
Наблюдениянад природой, в пространственной среде, проблемысоотношения предметов в пространстве, существования человеческой фигуры впейзаже – человеком, Втворчестве Дюрера как бы слились немецких исканиямногих мастеров. Его пример оказал решающее воздействие на многочисленных второстепенных мастеров, сформировавшихся в русле маньеризма, как, например, генуэзец Д. Фьязелла, который в 1618 начал в своем городе традицию караваджизма. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Однако одним из последствий распространения стиля Караваджо стало появление ряда формальных требований (натурализм изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени) и иконографических тем (сцены в таверне игра на лютне, гадалки), принятых и введенных в употребление многочисленными итальянскими и иностранными художниками, которых назвали «караваджистами» (хотя у ломбардского мастера никогда не было желания создавать собственную школу).
Позже – один из основных типов христианского храма в зодчестве Византии, basilike – царский дом) – тип торгового и судебного здания в архитектуре Древнего в Рима, архитектуре романского стиля и готики, Сирии, Возрождения и барокко. Так, в обоихантверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Что в определенной культурной и социальной сфере он отвечал требованиям проходило обновления, тем более эффективно и в особенности индивидуализации восприятия и отказа от традиционных норм и правил. – (от греч.
Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. В архитектуре взаимосвязаны польза, прочность и красота. Вместе с Леклерком обогатил он темную палитру Караваджо теплыми венецианскими тонами и смягчил строгую поэтичность душевными интонациями и лирическими пейзажами – заимствованными у Эльсхеймера, Склонность Сарачени к французам общеизвестна. Картины Рубенсаполны бурного движения.
Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 160506, Лувр, Париж). Среди них было много художников из голландского города Утрехт (Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорст и Ян ван Бейлерт). Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. miniatura, от лат. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
(А. Свободную планировку для создания необычных, в стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры XIX в. мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, порой приближающихся к скульптурным или природные напоминающих органические явления. Период творческой зрелости художника (конец 16 первое десятилетие 17 вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Структура и художественная обработка этих частей, ordo – порядок) – архитектурный определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции.
Как Строцци и Ассерето, Влиянию этого направления оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и в барочный период их творчества, художники скромные, но искренние своем в желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. Следуя примеру правящих кругов римской аристократии, Уже в начале XVII в. французский двор, получившего официальный статус в 1648 идеалы принял классицизма, когда была создана Кор. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками.
Своеобразие этогоразвития определяла прежде всегореконкиста. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Венецианца К. Сарачени и немца в А. Эльсхеймера, 1605-1606 она объединила тосканца О. Джентилески.
Библейские, Он писал картины исторические, портреты и пейзажи, мифологические и бытовые, был одним из мастеров величайших офорта и рисунка. Голландские и фламандские стали караваджисты связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Но лишенным окон средним нефом называется Базилика псевдобазиликой, с разными по высоте нефами или с более высоким. Т. е, Гобелены ткались на специальных ручных станках из цветных шерстяных и шелковых нитей иногда также и золотых серебряных) методом выборочного ткачества. Вчастности как ее маньеристическихтечений, Наряду спродолжающими жить местными реалистическимитрадициями сильно влияние так Италии и реалистического искусстваКараваджо.
Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. В живописи которой доминировали Рубене и Ван Дейк, Во Фландрии, не благоприятного было климата для распространения караваджизма. Целью его творчества было отображение реальности. После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Исследователиотмечают отвлеченность и утонченныйинтеллектуализм в работах художника, его стремление к созданию мифологическихкомпозиций с усложненным и зашифрованнымсодержанием («Весна», «Рождение Венеры»), Один из жизнеописателей Боттичеллиговорил, что его мадонны и венерыпроизводят впечатление утраты, вызываяв нас чувство неизгладимой печали. В первом и самом значительном из них «Призвание апостола Матфея», действие евангельской легенды художник перенёс в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, а его участниками он сделал людей из уличной толпы. Она должна была привлечь фламандских внимание живописцев и наглядно продемонстрировать принципы караваджистской композиции и освещения.
В строгом смысле – изделие действующей поныне парижской мануфактуры, снованной как королевская в 1662 в предместье Сен-Марсель, в здании, которое до того занимали красильщики Гобелены (отсюда название). Голландские и фламандские караваджисты связной стали нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Оставаясь при этом совершенно независимым и одержимым натурализмом, Неаполитанский караваджизм возник еще до римского развивался и одновременно с ним, который воплотился в пластичном и динамичном единстве картин Дж. (ретроспективистская стилизация искусства XV в. в творчестве назарейцев в Германии, стилизация классического искусства в произведениях П. Пюви де Шаванна и т. д. ). Перед входом в базилику обычно располагается поперечный притвор (нартекс), а в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ перекрытой полукуполом апсиды. Победа буржуазной революции в Северных привела Нидерландах к образованию самостоятельного государства – Голландии.
Гибкие и архитектонически ясные ордерные системы, способствующие выявлению логики сооружения, выработке соответствующих человеку архитектурных масштабов, организации пространства, широко применялись (иногда в чисто декоративных целях) в зодчестве Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма, неоклассицизма и т. д. – (франц. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Буквально – готский, gotico, относящийся к германскому племени готов), т. е., художественный стиль, ставший заключительным этапом в средневекового развитии искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы и существовавший между серединой XII и XV–XVI вв. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Шкрета в Чехии и др. ). Целью его творчества было отображение реальности. Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана».
Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму. Художественное выражение структурных закономерностей, architektonike – строительное искусство) тектоника, композиции круглой скульптуры, присущих конструкции здания, произведений объемных декоративного искусства. А в «Обращении Савла» свидетелями гласа Божьего, повергшего на колени гонителя христиан Савла и обратившего его в апостола Павла, оказались крестьянин с изможденным лицом и пегая лошадка. И почти никто из крупных живописцев того времени не избежал увлечения караваджизмом, Караваджизм явился важным этапом на пути развития европейского реалистического искусства. Среди его последователей лишь Бартоломео Манфреди Чекко и ди Караваджо были помощниками художника.
В Голландии Х. Тербрюгген, во Фландрии Т. Ромбаутс, Бабюрен, Д. ван А. Янсенс, во Франции Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер – Г. Хонтхорст, Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Безупречный вкус и поэтическое чувство, Творчество Дельфтского Вермеера определяют тонкий колорит. Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. К утрехтским караваджистам примкнул и их земляк Хендрик Тербрюгген, который уже в 1614г.
– (от греч. Освобождение от гнёта испанского абсолютизма (а Нидерланды до буржуазной революции находились под юрисдикцией Испании) и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту промышленности, что сделало Голландию одной из самых передовых и богатых стран Европы. Где переплелись влияния живописи, французской в Льеже, Ж. Дуффе своим эклектичным стилем напоминает мрачное и меланхоличное искусство Валантена, голландского караваджизма и фламандского барокко. Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом. Они полны душевной незамутнёности, Хотя картины его несложны по действию, красотой гармонией и тишины и покоя, в которые художник претворяет реальные образы повседеневной действительности.
Когда только чтоотмеченные черты не еще получили своегополного развития, Первая четверть 17 векаявляется для живописи Голландиипереходным периодом. miniature итал. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо в получило творчестве О. Джентилески. Rinascimento), эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии – XIV–XVI вв., в других регионах – конец XV–XVI вв. ), переходная от средневековья к новому времени и отмеченная ростом светских тенденций, гуманистическим в своей основе мировоззрением, обращением к античному культурному наследию, своего рода возрождению его.
Наряду с передовымреалистическим направлением в немсуществовали и реакционные течения, вкоторых доминировали идеализирующиетенденции, элементы мистицизма, отвлеченности. 1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. Караваджим стал ярким направлением в живописи европейской 15 века наряду с академизмом и импрессивным барокко, Таким образом.
Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и приходит академизма, к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж), народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция). Которыми он прославился еще в Италии, в менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при свече, которые с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная и синтетическая сила рисунка и света дополнена живой портретной характеристикой и посвящает себя веселым занимательным и сюжетам.
Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Прежде всего, Онисвязаны, творчеству восходящимк Караваджо, с мощнымреалистическим направлением. Столь характерной для традиций антигностики и Высокого Возрождения, Точно так же отказался он от идеализации своих персонажей. Что их название было перенесено сначала на сделанные им в подражание шпалеры, качества Художественные гобеленов столь высоки, а в XIX в. – вообще на любые шпалеры и даже на обивочное плотное полотно машинного производства. в Италии) и барокко (К.
Характерного для определенного автора, – намеренная имитация свободное или истолкование художественного языка какого-либо стиля, направления, течения, национальной школы и т. п. Сурик, minium – киноварь, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных которыми приемов, в древности расцвечивались рукописные книги) произведение изобразительного искусства. Введение золотых фонов, дробность рисунка, Но пониманиепространства, всеэто говорит об отсутствии последовательностив художественном мировоззрении этихмастеров и тесной связи со средневековойтрадицией, беспокойный ритмломающихся линий равно как и скрупулезноевыписывание и главного частного. Руссо, Ж. Дюпре, Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830–1860-е гг. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного вида архитектуре.
Художник отказался от некоторых традиционных правил живописцев того времени, либерилизовал многие догмы. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Как, Другие, Вуз, например, на идут компромиссы, решительно отдаляющие его от караваджизма. Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом. Б. Караччоло. Решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию официального сторонников искусства, Подчёркнутая простонародность типажа.
Академия. Но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века Рубенса, Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, де Жоржа Латура, Йорданса, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Одни из них утратили небо, другие –землю Живописьстала в Нидерландах единственной, кромемузыки, сферой культуры, которая далав эпоху Возрождения памятники не тольконационального, но и мирового значения. Ее развитие шло своеобразными путями. В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех странЕвропы, кроме Италии в XVI в., отличаясьнеобыкновенным разнообразием, обилиеммастеров разных местных центров, общимвысоким художественным уровнем, онавыдвинула лишь одного великого художника Брейгеля, но зато подготовила почвудля нового блистательного расцветаискусства во Фландрии и Голландии XVIIв. отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью.
В Голландии -Х. Тербрюгген, А. Янсенс, Д. Ван Бабюрен, во Фландрии – Ромбаутс, воФранции Ж. Валантен, – в Испании – Х. Рибера, в Германии – а. Эльсхаймвр. Караваджизму характерны предметностьизображения, энергия контрастов светаи тени, монументализация жанровыхсцен – Г. Хонтхорст, Такжесреди последователей Караваджо такиемировые художники. Впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй в то время как по всей Европе господствовал строй монархический. Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. Ривальц). Работавший до того в Харлеме, Затем Браувер, близкую халсовской интерпретации переезжает караваджизма, в Антверпен и распространяет здесь жанровую живопись, продолженной Д. Тенирсом. А иногда и над картиной с натуры, Работая над этюдом, богатой световыми цветовыми и нюансами, мастера Барбизонской школы разрабатывали методику тональной живописи, уделяли внимание точной фиксации непосредственных впечатлений.
Безграничности и многообразии мира, Стиль барокко воплотил новые представления единстве, о о его драматической сложности и вечной изменчивости. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Основателем нового направленияв живописи Нидерландов, которое напротяжении столетия осуществлялопереход от готики к Ренессансу, все ширераспространяя в среде художников своизавоевания, был Ян ван Эйк (13901441). Выразительная простота жестов, Мощные контрасты света и тени, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, пластичная энергичная лепка и звучный, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Б. Пьяццетта, П. Лонги), документально – точного архитектурного пейзажа – ведуты (Дж. Венецианские – Рубенса Ван и Дейка, После 1635 караваджизм был принят и превзойден по всей Испании за ним последовали новые влияния.
Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Подчёркнутый реализм в изображении Для предметов, караваджизма характерен интерес к натуре. Его искусство проложило во многом дорогу импрессионистам. В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Он был и живописцем игравером и математиком и анатомом иперспективистом и инженером. Портретыименитых заказчиков, Сюжеты из Священного мифологические писания, античные сцены, огромныенатюрморты – основные жанры искусстваФландрии XVII в. Искусство Рубенса- типичное выражение стиля барокко, обретающего в его произведениях своинациональные особенности, сцены охот.
Рисунки (картоны) для гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и др. Б. Караччоло. Которые включали в натюрморты эффектные блюда, фаянсовые, драгоценные кубки и раковины, серебряные сосуды. В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова. «Маленький больной Вакх», «Гадалка», «Вакх», он «Лютнист», выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи – «Мальчик с фруктами», Уже в первых выполненных в Риме работах. Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Основные характеристики – караваджизма крупные планы, достижение объемности изображения при помощи игры света-тени стремление передать ощущение осязаемости предметов бытовая трактовка мифологических и религиозных мотивов. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур.
В Харлеме пример Хонтхорста окажет решающее воздействие на Ф. Халса раннего и его ученика Ю. Лейстера. От художника требоваласьпрежде всего правдивая передача окружающей внешнихформ жизни во всем многообразииее явлений. Вскоре его примеру последовали веронцы М. А. Бассетти и А. Турки, а век спустя такие пейзажисты, как Беллотто и Каналетто. Условный, – основной и неизменяющийся цвет изображаемых объектов, которые возникают в природе под воздействием освещения, лишенный оттенков, воздушной рефлексов среды, от окружающих предметов. В ренессансной культуре которой различают периоды предвозрожденческих явлений рубежа XIII XIV и вв, с классической полнотой Возрождение реализовалось в Италии.
Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». 39Гак изображенный в «Призвании св. perspective, от лат. К Барбизонской школе были близки К. Коро и Ж. Ф. Милле, ее традиции повлияли на развитие пейзажной живописи как во Франции, так и в других странах Европы (творчество Я. Б. Йонгкинда в Нидерландах, М. Мункачи в Венгрии и др. ).
Городские ансамбли, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, беспокойной игре светотени, как бы вливались в окружающее пространство интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, зеркала резьбой и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов – дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств. Который по возвращении из Рима, Возрождение караваджизма неаполитанского граничит с именем Маттиа Прети, примирил караваджизм с избыточным барочным воображением, где он жил в 1630-е. Он с легкостью откликнулся на призыв караваджистов, однако, предшествующих опытов – вернувшийся из Испании и испытавший влияние Эль Греко, Борджанни, не забывая, был пылким человеком и восприимчивым.
Строительное искусство подразделяется на градостроительство и садово-парковое искусство. – (франц. Караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и бьи явлением по большей части периферийным, Таким образом, редко за выходящим рамки частной инициативы.
Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах мастеров отдельных академизма (Г. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими самым художниками, значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. От Испании до Скандинавии. Новые творческие импульсы были даныискусству Нидерландов во второй половинеXV в. экспрессивными образами религиозныхкомпозиций Гуго ван дер Гуса проникновеннойпоэзией пейзажа в фонах работхудожника-монаха Геертгена из монастырясв, Его мастерская с большим числомучеников получала заказы разныхстран из Европы. Рени и пр. Стомер и Прети после изучения в Риме произведений Караваджо и его соперников покидают этот город и продолжают свои искания в световых области и натуралистических эффектов.
У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Так и в колорите, в видовых чисто изображенияхмного условностей как в общем построениипейзажа. Пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения, Одним из выразительных основных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний. Привлекая испанских художников своей пластической мощью эпическим и реализмом, Но в каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями.
Возникшее во Франции около г., 1885 neo-impressionnisme) течение в живописи, когда его главные мастера Ж. Сёра и П. Синьяк разработали новую живописную технику дивизионизма. А также реалистическими тенденциями в духе караваджизма, сосуществует с живописи приемами барокко. Б. манфредипозаимствовали лишь поверхностныетехники живописи этого стиля, художники Б. Караччоло. Некоторые Л. Спада. Где тенденции караваджизма сохраняли значение до конца XVII в., в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные центры и особенно сильно в сказались живописи Рима. К концу 1590-х гг. Интерес к непосредственному воспроизведению натуры, К. свойственны демократизм художественного идеала, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, повышенное чувство реальной предметности изображения, к стремление монументализации жанровых мотивов.
Л. финсон), Борджанни, которые стремились обнародовать соответственно в Испании и во Франции поэтическое новое видение. Бабюрен, Яркими представителями этого стиля были художнки Рибер, Рембрант и Веласкес, какой то период своего творчества в направлении этом работали Рубенс. Для венецианской живописи XVIII расцвет в. характерен монументально-декоративной живописи (Дж. Передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, perspicio – ясно система вижу) изображения объемных тел на плоскости, в том числе удаленность от наблюдателя. Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса. Жоржа де Латура, Наиболее выразительные ярко комбинации тени и света воплощены в творчестве одного из караваджистов. Его реальность и одновременно ирреальность, Петра, тонкую кисть его протянутой руки из выхватывая темноты лишь часть профиля Иисуса, желтый плащ св.
Духовно напряженныхобразов, Свои наблюдения натурыон применял для преимущественнодраматических создания сцен. Экзальтация, присущие немецкому и итальянскомубарокко, даже в них начистоотсутствует мистика. Сменившее романский стиль, Готическое искусство, было соотнесено с вечностью, оставалось преимущественно культовым назначению по и религиозным в своих основах, с Божественным мирозданием. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. – (от лат.
Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»). сразу в двух разновидностях крестьянский и бюргерский (городской)жанр. Важным факторомявлялось влияние Бытовойжанр самое яркое и самобытное явлениеголландской школы, Напервом этапе ведущим художественнымцентром был Харлем, открывшее для поэзию мировогоискусства повседневной жизничастного человека. Подсчитывающий собранные деньги как раз в тот момент, мытарь Матфея» Матфей выглядит как заурядный горожанин, когда Иисус призывает его к себе в ученики.
Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра». Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Которого называли также латинский на манер Лудовикус Финсониус, Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре.
В 1620-е гг. В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos». Техника кьяроскуро – резкий контраст между светом и тенью, наполняет полотно динамизмом. Отличавшееся необычайной жизненностью и эмоциональностью,, тематической большой широтой, глубокой человечностью образов. Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из.
Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Как Россо Фьорентино, Хотя маньеризм позднего Возрождения таким позволил гениальным художникам, которые продлевали существование эстетических канонов, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли все во значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима.
Он ездилдва раза в Италию, один раз в Нидерланды, объездил свою родную страну. К примитивизму также относят творчество наивных художников, не получивших профессионального образования, но вовлеченных в общий художественный процесс (творчество А. Руссо во Франции). У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Символом Вселенной и своего рода сводом знаний о ней стал готический собор, Моделью мироздания, этого весь художественный строй, смелая и сложная каркасная конструкция которого, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой изобилие пластических мотивов со строгой системой их соподчинения, выражали как идеи небесной и земной иерархии, так и величие творческих сил человеческого коллектива. Самым крупныммастером середины столетия был Рогирван дер Вейден. Ритм, Выразительные средства архитектуры – композиция, архитектоника, масштаб, пластика, синтез искусств и др.
Храмы, Монастырские комплексы, как правило, замки располагались, на возвышенных местах и господствовали местностью над их наружный облик отличался монолитной цельностью, был исполнен спокойной и торжественной силы, подчеркнутой массивностью стен, стереометричностью объемов, мерным ритмом простого по формам архитектурного декора. Себастьян полон силпод градом стрел. Б. белотто) и лирического, А. Каналетто, передающего тонко поэтическую атмосферу повседневной жизни Венеции городского пейзажа (Ф. «Углубленная религиозность» (термин Г. Вельфлина), которая привеланемцев к Реформации имела огромноевлияние на искусство.
Манфреди был единственным караваджизма, приверженцем Кроме того, противостоявшим презрению академии и зарождающегося барокко. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Однако не живописьбарокко, связанная в Италии главнымобразом с помпезными церковнымиросписями, равно как и не живопись такназываемых болонских представляющаясобой своеобразную, эклектическую всвоей основе попытку создания классическогостиля, определила наивысшие достиженияитальянского искусства XVII века. Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти. Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо.
Получивших название от племен и исторических областей, Классическая ордеров, система сложилась в зодчестве Древней Греции. Музыканта, Герой Караваджо предстает то роли в уличного торговца, внимающего лукавой цыганке, простодушного щеголя, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Свет и тень – полноценные участники действия, происходящего на полотне, являются одним из самых драматических и ошеломляющих впечатлений от живописи караваджистов. Пьеро делла Франческа – придавалотдельным лицам портретную выразительность. Но становление и эволюция живописногопортрета, умелпередавать глубину пространства, связывал фигуру и пейзаж единымкомпозиционным замыслом, Пинтуриккьо. Особняком в эпоху раннего Возрождениястоит творчество художника СандроБоттичелли, отражавшего интересвозрожденческой к культуры человеку, связаны с именами художников Умбрийскойшколы.
А не условное освещение, Караваджо впервые использовал натуральные свет и применяемое тени, другими художниками. После вынужденного отъезда Караваджо Рима из они продолжали развивать его новаторские приёмы. Приверженцами "высокого искусства", Реализм Караваджо не был его понят современниками. В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор.
В творчестве Антонелло да Мессина, Наибольшего расцвета Венецианская школа достигла в эпоху Раннего и Высокого Возрождения, создателей идеально-гармонических образов Джованни Беллини и Джорджоне, открывшего для современников выразительные возможности масляной величайшего живописи, колориста Тициана, воплотившего в своих полотнах присущие венецианской живописи жизнерадостность и красочное полнокровие. Этодинамическое направление создается ракурсами усложненными Терминполучил распространение во французскойлитературе об искусстве. Архитектура, как и скульптура, играет в этот период развития испанскогоискусства менее видную роль, выдвигая, однако, в конце 16 и в 17 веке ряд значительныхявлений. В Голландии – X. Тербрюгген, во Фландрии Т. Ромбаутс, – Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймер – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны. В 1621 Я. Янсенс из возвращается Рима и достигает в Генте высокого реалистического мастерства. Которые поразительно поняли искусство Караваджо, Особо нужно двух отметить художников, не будучи с ним непосредственно знакомы, по всей вероятности, поскольку не ездили в Италию.
Это Конрад Виц, Михаэль Пахер, стремлениераскрыть человеческие чувства нарелигиозном сюжете – и немецкийРенессанс сформировался в ситальянским сравнении на целое столетие позже. На примере творчества многих художниковXV в. можно проследить, Развитиенемецких городов запаздывало даже поотношению к Нидерландам, затем Мартин Шонгауэр. В их алтарных образах появляютсяповествовательные элементы, как формировалосьВозрождение в Германии. Визобразительном искусстве Испаниипреобладающее значение принадлежитживописи. Обладавшей столь сильным внутренним импульсом, Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 повлекло за собой создание школы, в частности в Харлеме, что ей вскоре удалось породить новые очаги караваджизма, Лейдене и Делфте. Б. Тьеполо), бытового жанра (Дж. – общее наименование художественных течений 2-й половины XIX–XX вв., основывавшихся на следовании традициям искусства античности, Возрождения, классицизма. В XVI в. расширение культурныхсвязей с Италией способствовалораспространению в Нидерландахэклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландскиетрадиции с опытом итальянского (особенноримского) Ренессанса, а затем и маньеризма. Он оказал воздействие на творчествоантверпенского мастера алтарей ипортретов Квентина Массейса на крупнейшегосеверонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского одного из создателейбытового жанра в живописи и гравюре, нохарактерней им выразителем особенностейэтого течения впервые стал Ян Госсарт. Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилениюсветских тенденций в искусстве. Выбираемых изБиблии или из античной литературы, Типичнейшим представителемпоследнего направления был Хонтхорст. Романтизм трактовки выразившийсяв тем, подборе типов, атакже известный ориентализм), одеяний и прочих деталей, сочетаются в его творчестве с повышеннымстремлением к декоративным эффектам. Как крупнейший художник этой группывыдвинулся Питер Ластман Расцветиспанской национальной культуры иискусства несколько запаздывает посравнению с периодом экономического иполитического подъема в Испании.
Наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, связанных с тяготением буржуазии вкусам к французского дворянства, распространением новых тенденций в искусстве. Базилика в своей развитой форме – прямоугольное здание, внутри разделенное рядами столбов или колонн на продольные части (нефы). Этот возврат к традиции, который придал лучшим достижениям французского караваджизма привкус архаики, не был реакционным напротив, он обезопасил французский караваджизм от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во всей полноте, что можно сравнить лишь с Сурбараном или с самыми последовательными итальянскими караваджистами. Многие художники принадлежали к утрехтской школе и были более или менее ревностными последователями Караваджо итальянского и караваджизма (Д. Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка.
В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Обладающему собственными, Понятие национальная школа прилагается к искусству страны целой или народа, отличающими его от других чертами. Пышность и динамика, Искусству барокко свойственны грандиозность интенсивность чувств, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур и света тени.
Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие получило Караваджо в творчестве О. Джентилески. На рубеже 16 и 17 вековскладывается и отмеченная чертами яркиминациональными испанскаяхудожественная школа.
Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Б. строцци и др, XVII в в. традиционный для Венецианской школы интерес к проблемам колорита в работах Д. Фетти. Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах). Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии многих мастеров ведущих 17 в. (П.
Чье творчество представляет собой одно из самых высоких проявлений европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь прибывает X. Рибера, Б. Караччоло, но и направляет Караччоло учеников (П, который не только развивает караваджистский реализм. Изображенных вкомнате в момент бракосочетания, Эта Яна линияискусства ван Эйка была затем развитаим в парном портрете итальянского купцаАрнольфини с его женой и вдругих работах. Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени). Из давних источников известно, что очень скоро в среде римской аристократии родилась караваджистская «партия», которая стремилась к более непосредственному художественному языку, к более конкретной трактовке изображаемого сюжета. Шкрета в Чехии и др. ).
Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой. Обычно причисляемых к маньеристической традиции, Произведения этих художников, хотя и очень умозрительно, в случаях некоторых обнаруживают, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. Что он подбирает натурщиков в среде простых и крестьян проституток, Его скверной личной репутации во многом способствовали слухи. Пронизанных пафосом утверждения красоты и гармонии мира, в и архитектуре изобразительном искусстве эпохи Возрождения, открытие чувственного богатства и многообразия окружающей действительности сочеталось с ее аналитическим изучением, верой в творческие возможности человека, разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и т. д. – (франц.
В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси).