Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. Изысканная холодная световая гамма, Работам художника присущи больше и лиризм утонченность, чем мощь и бескомпромиссный натурализм Караваджо. (А. Следуя примеру правящих кругов римской аристократии, Уже в начале XVII в. французский получившего двор, официальный статус в 1648, принял идеалы классицизма, когда была создана Кор.
Так как внутри картины эти противоречия не могут оставаться неузнанными – они сталкиваются, борются и мы видим именно это. Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом. Б. Спинелли. Шкрета в Чехии и др. ). Он умер в 1610г. Им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06), в поздних работах на Караваджо смену патетики приходят более сдержанные интонации. И такая позиция формирует динамику этого творчества художника в целом и каждой его работы в отдельности. Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж.
Сформировавшихся в русле маньеризма, Его оказал пример решающее воздействие на многочисленных второстепенных мастеров, например, как, генуэзец Д. Фьязелла, который в 1618 начал в своем городе традицию караваджизма. Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера – в этот интернациональный круг, как А. Грамматика и Б. Кавароцци, такими, входили и мастера, прибывшие из других Италии районов и из-за границы. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Многие художники принадлежали к утрехтской школе и были более или менее ревностными последователями и Караваджо итальянского караваджизма (Д.
Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так утрехтских называемый караваджистов в Голландии (Х. Орацио Борджанни (1578–1616) и Сарачени Карло (1570–1620), а рядом – работы его первых последователей. К. свойственны демократизм художественного идеала интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов.
Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно работах в отдельных мастеров академизма (Г. Родился в Пизе. Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо. Академия. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Уже после Второй войны, мировой и впоследствии, что необходимо анализировать не только саму картину, в среде историков искусства возникло чёткое понимание, но и концепт тоже. Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой.
Где работал по заказам местных аристократов, в 1621 г. по некого приглашению дворянина по имени Саули мастер переехал в Геную. Великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, Помимо Риберы, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма, но восходящего в творчестве своем к Караваджо и Италии. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см.
Разыгрываемых в грязной, Почти его все работы полны кровавых сцен насилия, когда свет выхватывает из мрака резко очерченные лица и фигуры – это и есть светотень, отталкивающей обстановке. Где тенденции караваджизма сохраняли значение до XVII конца в., в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. «Девушка с лютней» (1626), Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Нахождение Моисея» «Отдых на пути в Египет» (1630), (1626). Б. Караччоло. Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Девушка с лютней» (1626), «Отдых на пути в Египет» (1626), «Нахождение Моисея» (1630). В Риме картины привлекли внимание публики и потрясли ее прямотой страстей художника и психологией изгоя. Но тем и интересна данная экспозиция, Интернациональный караваджизм – как будто отдельное явление, что она раскрывает зрителем перед масштабы влияния Караваджо на мировое изобразительное искусство.
Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д. ) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов. Джентилески становится наиболее одаренным и самобытным последователем, его Одним из первых оценив новаторскую живопись своего великого друга. Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих 17 мастеров в. (П. Шкрета в Чехии и др. ). В Харлеме пример Хонтхорста окажет решающее воздействие на раннего Ф. Халса и его ученика Ю. Лейстера. Столь характерной для традиций антигностики и Высокого Возрождения, Точно же так он отказался от идеализации своих персонажей.
Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими художниками, самым стало значительным творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Привлекая испанских художников пластической своей мощью и эпическим реализмом, Но в каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями. В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор.
Благодаря вывозу некоторых произведений мастера, в других странах техника появилась Караваджо еще раньше, а также благодаря римским художникам (О. Рени и пр. Крупнейшая работа мастера этого периода – потолочные фрески для Дома королевы в Гринвиче. Направление в европейской живописи в., 17 в этом – вся суть Караваджизм итальянского художника конца 16 – начала 17 вв, представленное последователями Караваджо. Характерную для начального этапа становления реализма в европейской живописи в. и 17 получившую наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо, Караваджизм воплощает в себе систему художественных средств. Она должна была привлечь внимание фламандских живописцев и наглядно продемонстрировать принципы караваджистской и композиции освещения.
Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н. Но решающим в творчестве Джентилески стал Рим, где художник познакомился с Караваджо. К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. Которыми он прославился еще в Италии, в менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при свече, которые с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная синтетическая и сила рисунка и света дополнена живой портретной характеристикой и посвящает себя веселым и занимательным сюжетам. Вместе с Леклерком он обогатил палитру темную Караваджо теплыми венецианскими тонами и смягчил строгую поэтичность душевными интонациями и лирическими пейзажами – заимствованными у Эльсхеймера, Склонность Сарачени к французам общеизвестна.
Рени и др. На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно. А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо получило творчестве в О. Джентилески. Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом.
Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса. В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). Караваджизм – стиль европейской живописи эпохи барокко (16 века), основанный Микельанджело да Караваджо, оказавший колоссальное влияние на становление европейской реалистической живописи.
Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах представителей ряда академизма (Дж. Повышенное чувство реальной предметности, Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, материальности монументализация изображения, жанрово-бытовых мотивов. Картины круга Караваджо – произведения итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами. У ряда мастеров караваджизма выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах).
Из давних источников известно, что очень скоро в среде римской аристократии родилась караваджистская «партия», которая стремилась к более непосредственному художественному языку, к более конкретной трактовке изображаемого сюжета. В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси). Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Зародился в конце шестнадцатого века в Риме.
Решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального Подчёркнутая искусства, простонародность типажа. Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»). В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06). 39Гак изображенный в «Призвании св. Обычно причисляемых к маньеристической Произведения традиции, этих художников, хотя и очень умозрительно, в некоторых случаях обнаруживают, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Где переплелись влияния французской живописи, в Льеже, Ж. Дуффе своим эклектичным стилем напоминает мрачное и искусство меланхоличное Валантена, голландского караваджизма и фламандского барокко.
Направление в европейской живописи 17 в., Караваджизм итальянского художника конца 16 – 17 начала вв, представленное последователями Караваджо. О. джентилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление Караваджо наследие получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. Где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 особенно в. и сказались в живописи Рима, в Италии, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески, Генуи и Неаполя. Оставаясь при этом совершенно независимым и одержимым натурализмом, Неаполитанский караваджизм возник еще римского до и развивался одновременно с ним, который воплотился в пластичном и динамичном единстве картин Дж. Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград).
Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка. Повышенное чувство реальной предметности, Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, активная светотеневых роль контрастов в живописно-пластическом решении картины, материальности изображения, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемый утрехтских в караваджистов Голландии (Х.
Где действие переносится в современную жизнь, Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, а образы и святых апостолов пишутся с грубых крестьянских типов. Рени и др. Голландия, в самом деле, сразу же принялась национальное создавать искусство, освобожденная от гнета католицизма контрреформации, учитывавшее разнообразные аспекты повседневной жизни и требования процветающей буржуазии. Чья деятельность проходила до середины века в Париже, Луи Ленен изобразил в своих светлых картинах из сельской самые жизни отверженные слои общества, напротив, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной атмосфере, напоминающей некоторые мотивы неаполитанского караваджизма.
Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, активная роль контрастов светотени живописно-пластическом в решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В творчестве Караваджо всегда существует бинарная позиция между прекрасным и ужасным, – Вы правы, между и светом тьмой, между благородным и низким. Шкрета в Чехии и др. ). Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму.
Манфреди был единственным приверженцем караваджизма, Кроме того, презрению противостоявшим академии и зарождающегося барокко. Маньеристический стиль Бронзино и Понтормо – влияние Первоначальное на художника оказала флорентийская школа. В результате Караваджо стал получать много заказов из религиозных кругов. преследуемый наемными убийцами. Где выполнял заказы особ титулованных страны, с 1626 г. художник жил в Англии, среди которых были Карл I и герцог Бэкингем.
Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо также в работах некоторых академизма мастеров (Г. Безусловно, Ведь всё это образовалось не сразу Предварительная работа над изучением той иной или картины, предполагает индивидуальный к ней подход. Сделав своим героем человека из толпы, Он писал жанровые с картины детальным изображением предметов и образами молодых людей. в Италии) и барокко (К. дворец).
, скорее всего, был убит. Каталонца по происхождению, к этому направлению можно отнести и зрелое творчество а Рибальты, позже обосновавшегося в Валенсии, но сформировавшегося в Кастилье. Проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в его воплощении, Да и его собственные произведения, путешествовавших Рим, в оказали решающее влияние на выбор французских художников. Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Основные характеристики – караваджизма крупные планы, достижение объемности изображения при помощи игры света-тени стремление передать ощущение осязаемости предметов бытовая трактовка мифологических и религиозных мотивов. Представленное последователями Караваджо, - направление в европейской живописи, существовавшее 1610-40-е в гг.
Воздействие отдельных приемов Караваджизма ощутимо также в работах некоторых академизма мастеров (Г. Как Строцци и Ассерето, Влиянию этого направления оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и в барочный период их творчества, художники но скромные искренние в своем желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения. Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 «Гадание», 1594-95). Л. финсон), Борджанни, которые стремились соответственно обнародовать в Испании и во Франции новое поэтическое видение.
Б. Караччоло. В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. А в «Обращении Савла» свидетелями гласа Божьего, повергшего на колени гонителя христиан Савла и обратившего его в апостола Павла, оказались крестьянин с изможденным лицом и пегая лошадка.
Настоящее имя – Орацио Ломи. Чье творчество представляет собой одно из самых проявлений высоких европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь прибывает X. Рибера, Б. Караччоло, но и направляет учеников Караччоло (П, который не только развивает караваджистский реализм. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. переехал в Рим, где создал большинство своих работ.
Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Как же складывался метод Важно изучения, понять то, по каким тропам шёл исследовательский поиск. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах отдельных мастеров академизма (Г.
Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Что каждую картину следует рассматривать как концепцию, отдельную – На самом деле представление о том, относится к первому этапу развития критики художественного творчества. Которые поразительно поняли искусство Караваджо, Особо нужно отметить двух художников, будучи не с ним непосредственно знакомы, по всей вероятности, поскольку не ездили в Италию. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. Стомер и Прети после изучения в Риме произведений Караваджо и его соперников покидают этот город и продолжают свои искания в области световых и натуралистических эффектов. В 1621 Я. Янсенс возвращается из Рима и достигает в Генте высокого реалистического мастерства. Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте.
Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер). Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Сыном основателя валенсийской школы, Две из были них исполнены Хуаном де Рибальтой, но, художника очень одаренного, к сожалению, рано умершего. В живописи которой доминировали Рубене и Ван Дейк, Во Фландрии, не благоприятного было климата для распространения караваджизма. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века.
в Италии) и барокко (К. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Работавший до того Харлеме, в Затем Браувер, близкую халсовской интерпретации караваджизма, переезжает в Антверпен и распространяет здесь жанровую живопись, продолженной Д. Тенирсом. Венецианца К. Сарачени и немца А. Эльсхеймера, в 1605-1606 объединила она тосканца О. Джентилески. Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций. Рембрандт), П. Рубенс, хотя в ряде случаев оно и являлось не результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф.
Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Целью его творчества было отображение реальности. Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. Удивительной воздушностью его полотен, Английский королевский двор и частные коллекционеры восхищались мастерством высоким художника. Работавшими в стиле караваджизма вне Италии, Между европейскими самым художниками, значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Бабюрен, Яркими представителями этого стиля были художнки Рибер, Рембрант и Веласкес, какой то своего период творчества в этом направлении работали Рубенс.
Которого называли также на латинский манер Финсониус, Лудовикус Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона. В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии.
Караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и бьи по явлением большей части периферийным, Таким образом, редко выходящим за рамки частной инициативы. Его привлекает образ тесно человеческого спаянного коллектива, К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. И о художнике, Только тогда возникает у исследователя объективное представление и об отдельном произведении, разобраться, если и об эпохе и направлении – Здесь, нет противоречий. Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах представителей ряда академизма (Дж. В центре экспозиции – хрестоматийное полотно раннего Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594).
Нежели художник, Скорее знаток и коллекционер, вероятно, он в 1613 привез Эксан-Прованс в несколько копий с работ самого Караваджо и, картины неаполитанской школы. Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. в Голландии – X. Тербрюгген, во – Фландрии Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – X. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймвр – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны. «Положение во гроб» (1602-03), Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), отличающиеся драматизмом сюжетов, (1600-01), «Обращение Савла» усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной.
Караваджо в каждой картине писал самый яркий миг борьбы. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). В Голландии – X. Тербрюгген, во Фландрии – Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймер – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо Италии вне наиболее значительны.
Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из. Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен). в Италии) и барокко (К. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С.
Как, Другие, Вуз, например идут компромиссы, на решительно отдаляющие его от караваджизма. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Венецианские – Рубенса и Ван Дейка, После 1635 караваджизм был принят и по превзойден всей Испании за ним последовали новые влияния. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ).
Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи. Многое строится на резком непримиримом контрасте. Которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус проходило тем более эффективно, Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона и в особенности индивидуализации восприятия и отказа от традиционных норм и правил, что в определенной культурной социальной и сфере он отвечал требованиям обновления. Оверни. Который по возвращении из Рима, Возрождение неаполитанского караваджизма граничит с именем Маттиа Прети, примирил с караваджизм избыточным барочным воображением, где он жил в 1630-е.
Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. Франции, Но мода на караваджизм и его светотень быстро распространилась в-Испании, также а в Северной Европе. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Интерес к воспроизведению натуры, Караваджизму свойственны художественные демократичные идеалы, активная роль контрастов света и тени в живописно-пластическом решении картины, повышенное чувство реальной предметности изображения, стремление к монументапизации жанровых мотивов.
А век спустя такие пейзажисты, Вскоре его последовали примеру веронцы М. А. Бассетти и А. Турки, как Беллотто и Каналетто. К концу 1590-х гг. Её особенности, Сначала Лонги анализировал отдельно какую-то а работу, уже потом можно было дальше расширять эти рамки, затем рассматривал её в рамках всего творчества художника, находя или параллели или отклики в творчестве других мастеров. В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова. Характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо, система 1) художественных средств.
Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Который придал лучшим достижениям французского караваджизма архаики, привкус Этот возврат к традиции, он обезопасил французский караваджизм от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во всей полноте, не был реакционным напротив, что можно сравнить лишь с Сурбараном или с самыми последовательными итальянскими караваджистами. О. джентилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие получило Караваджо в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). Б. Караччоло. Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между живописью Европы Северной и Средиземноморья.
Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период). Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра». Своим проникновением в Венецию натурализм Караваджо обязан не столько ему, Впрочем, чувственному и увлеченному колористу, сколько Д. Фетти, римлянину испытавшему влияние О. Борджанни. Характерная для начального этапа становления реализма европейской в живописи XVII в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо, система художественных средств.
После встречи с герцогом Савойским в 1624 г. он в перебрался Париж и работал при дворе Марии Медичи. Выразительная простота жестов, Мощные контрасты света и тени, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, энергичная пластичная лепка и звучный, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека ему враждебному окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. А рядом – работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620).
Северный караваджизм представлен композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», двумя работами Матиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита» – и признанным шедевром «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня (1591–1632). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 160506, Лувр, Париж). Что он подбирает натурщиков в среде простых крестьян и проституток, Его личной скверной репутации во многом способствовали слухи.
Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. Но в целом всё складывается поэтапно. В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos». Работавших в атмосфере римского караваджизма, Возвращение родные в города художников, практически не вызывало в других районах Италии какихлибо крупных вспышек караваджизма. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. в Италии) и барокко (К.
Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. П. Рубенс, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. На следующем этапе уже брались документальные свидетельства, архивные материалы, литература, которые помогают дополнить общее видение и определить «контекст». О. джептилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило творчестве в О. Борджанни, Дж, К. Сарачени.
Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти. Который в 1634 назовет Караваджо неким Антихристом, Сам Кардучо, окажется под его влиянием и во многих картинах своих будет использовать караваджистскую светотень, признанным разрушить живопись. Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени). В Голландии Х. Тербрюгген, во Фландрии Т. Ромбаутс, Д. ван А. Янсенс, Бабюрен, во Франции Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер – Г. Хонтхорст, Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны. Шкрета в Чехии и др. ). Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 повлекло за собой создание школы, обладавшей столь сильным внутренним импульсом, что вскоре ей удалось породить новые очаги караваджизма, в частности в Харлеме, Лейдене и Делфте.
Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), «Положение во гроб» (1602-03), «Обращение Савла» (1600-01), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. А вслед за и ним Леклерк, Сарачени, совершив перед этим сентиментальное возвращение в прошлое, закончит свою жизнь в Венеции. Тем более не укорененных в большую традицию, Благодаря двум по ездкам Караваджо в Неаполь местная лишилась живопись своих провинциальных черт. С этим вопросом и остаётся зритель.
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Голландские и фламандские караваджисты стали связной нитью между Северной живописью Европы и Средиземноморья. У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Что исторически её окружало в период создания, То есть нужно брать изучения для ту или иную работу в связи с тем и учитывать все эти составляющие в целом. Вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, Б. Руопполо в 1630-е создают в Неаполе школу натюрморта, наконец, но затем различные испытавшую влияния и, создавшую специфический местный художественный язык, просуществовавший до XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. В еще более закрытой области – Ломбардии – работал Э. Баскенис, автор чудесных натюрмортов, а в Эмилии Мандзони, чей сельский натурализм не лишен определенного очарования.
Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо. Когда главный вопрос – что же в результате победит. Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Кроме того. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).
Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии многих мастеров ведущих 17 в. (П. Однако одним из последствий распространения стиля Караваджо стало появление ряда формальных требований (натурализм изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени) и иконографических тем (сцены в таверне игра на лютне, гадалки), принятых и введенных в употребление многочисленными итальянскими и иностранными художниками, которых назвали «караваджистами» (хотя у ломбардского мастера никогда не было желания создавать собственную школу). Рембрандт), П. Рубене, хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом воздействия прямого искусства Караваджо и его последователей (Ф. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Для характерен караваджизма интерес к натуре. Интерес к непосредственному воспроизведению натуры, Караваджизму свойственны демократические художественные идеалы, активная роль контрастов света и тени живописно-пластическом в решении картины, повышенное чувство реальной предметности изображения, стремление к монументализации жанровых мотивов. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, активная роль контрастов светотени в живописно-пластическом решении материальность произведения изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. Целью его творчества было отображение реальности.
Где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные центры художественные и особенно сильно сказались в живописи Рима. Вуэ во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж).
Подсчитывающий собранные деньги как в раз тот момент, Матфея» мытарь Матфей выглядит как заурядный горожанин, когда Иисус призывает его к себе в ученики. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие Караваджо в получило творчестве О. Джентилески. Караваджо отказался от присущих религиозной живописи символических элементов, помещая необычайные явления в самую обыденную обстановку. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. В Италии, где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески.
В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. В 1620-е Фландрия, Кроме того, вероятно, куда, вернулся Свертс после своей поездки в Рим и до того, как он покинул Европу, удивительный узнала феномен ван Лона, которого считают своеобразным фламандским Серодине. Обращение к приёмам караваджизма было важной в ступенью творческом развитии многих ведущих мастеров XVII в. (П. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Ривальц). Борджанни, вернувшийся из Испании и испытавший влияние Эль Греко, был человеком пылким и восприимчивым: он с легкостью откликнулся на призыв караваджистов, не забывая, однако, предшествующих опытов.
Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур). Рени и пр. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени.
Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана».