Караваджизм, направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо (О. Караваджизм направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610–40-е гг. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов КАРАВАДЖИЗМ – художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 в. (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями Караваджизм – художественная система в европейской живописи начала 17 века, для которой характерны: – натурализм – прозаическая трактовка возвышенных христианских сюжетов – использование крупных планов – эффектная светотеневая лепка объемов. Караваджизм это стиль европейской живописи эпохи барокко, появившийся в Риме в конце XVI века.
Проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в его воплощении и Да его собственные произведения, путешествовавших в Рим, оказали решающее влияние на выбор французских художников. Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте. Шкрета в Чехии и др. ). Который придал лучшим достижениям французского караваджизма привкус архаики, Этот возврат к традиции, он обезопасил французский караваджизм от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во полноте, всей не был реакционным напротив, что можно сравнить лишь с Сурбараном или с самыми последовательными итальянскими караваджистами. А так же его живопись был достаточно предметна в плане одежды и человеческого тела. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из.
Уделял большое внимание человеческому образу, лицу, на фон же обращал меньше внимания. Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. Б. Караччоло. Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ).
«Девушка с лютней» (1626), Среди наиболее значительных живописных Д. – работ «Диана-охотница» (1624-25), «Нахождение Моисея» (1630), «Отдых на пути в Египет» (1626). Сформировавшихся в русле маньеризма, Его пример оказал воздействие решающее на многочисленных второстепенных мастеров, например, как, генуэзец Д. Фьязелла, который в 1618 начал в своем городе традицию караваджизма. После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Как Строцци и Ассерето, Влиянию этого направления оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и барочный в период их творчества, художники скромные, но искренние в своем желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения. В Голландии – X. Тербрюгген, во Фландрии – Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции – в Ж. Валантен, Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймер – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны.
В темном помещении, сборщики подати который (мытари), символизирует внезапное духовное просветление Матфея, среди которых находится и будущий апостол, заняты подсчетом собранных денег – контрастно освещенном лучом света, Художник изобразил живую реальную сцену. Ривальц). В Голландии Х. Тербрюгген, во Фландрии Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер – Г. Хонтхорст, Среди представителей зарубежных К. наиболее значительны.
ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер). Родился в Пизе. Среди европейских мастеров Караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество так называемый утрехтских в караваджистов Голландии (Х. Работавших в атмосфере римского караваджизма, в Возвращение родные города художников, практически не вызывало в других районах Италии какихлибо крупных вспышек караваджизма.
Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Нежели художник, Скорее знаток и коллекционер, вероятно, он в 1613 привез в Эксан-Прованс копий несколько с работ самого Караваджо и, картины неаполитанской школы. Центральной фигурой испанской живописи 17 века является Диего де Сильва Веласкес. Великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, Помимо Риберы, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма, но в восходящего своем творчестве к Караваджо и Италии.
А вслед за ним и Леклерк, Сарачени, перед совершив этим сентиментальное возвращение в прошлое, закончит свою жизнь в Венеции. Тем не менее последователи караваджазизма должны были следовать ряду правил, среди которых были: реалистичность изображения объекта, его настоящий размер, большое значение придавалось расположению тени и света на пространстве. Который до сих пор украшает алтарь капеллы Построенная диагонали по композиция отличается ясностью, Караваджо тут же создал более традиционный вариант, отсутствием излишних подробностей и при этом чрезвычайной выразительностью, лаконизмом. музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени. Интерес к непосредственному воспроизведению натуры, К. свойственны демократизм художественного идеала, активная роль контрастов света тени и в живописном решении картины, повышенное чувство реальной предметности изображения, стремление к монументализации жанровых мотивов. Нередко натюрморт становится самостоятельным мотивом некоторых произведений («Корзина фруктов»). Где действие переносится в современную жизнь, Для зрелого творчества художника характерно обращение к религиозным сюжетам, а образы святых и пишутся апостолов с грубых крестьянских типов. Манфреди был единственным приверженцем караваджизма, того, Кроме противостоявшим презрению академии и зарождающегося барокко. Демократизм художественного идеала, Караваджизму свойственны обострённое чувство реальной предметности, активная роль светотени контрастов в живописно-пластическом решении произведения, материальность изображения интерес к непосредственному воспроизведению натуры, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо. в Италии) и барокко (К. Он имел особое влияние на живопись Генуи, Рима, Неаполя. Следует отметить, что натюрморт в то время считался низким жанром живописи.
Но его идеал человека отличен от Дюрер итальянского, был крупнейшим гуманистом Возрождения. Караваджо дал первый пример так называемого погребного освещения. Удивительной воздушностью его полотен, Английский двор королевский и частные коллекционеры восхищались высоким мастерством художника. Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана».
Настоящее имя – Орацио Ломи. Крупнейшая работа мастера этого периода – потолочные фрески для Дома королевы в Гринвиче. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии. В живописи которой доминировали Рубене и Ван Дейк, Во Фландрии, было не благоприятного климата для распространения караваджизма.
В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. В них мало разработано пространство среда, место действия почти не обозначены. Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами. В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор. Обращение к приёмам К. было важной ступенью в творческом развитии ведущих многих мастеров 17 в. (П. Рени и др.
В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06). Как О. Борджанни, Наиболее сильно наследие Караваджо переняли художники, такие К. Сарачени, О. Джентилески, Дж. Отличающееся новизной восприятия жизни, Тот же не допускающий никакой идеализации реализм отличает выполненное несколькими годами позже Караваджо, Искусство своеобразием живописных приемов, смелостью творческого толкования традиционных сюжетов и образов, оказало сильнейшее влияние на многих художников как в Италии, так и в других странах. К. воплощает в античном сюжете Полемизируя празднично-игровое, с художественными концепциями маньеризма и академизма, приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж), народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция).
Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. Художник отказался от некоторых традиционных правил живописцев того времени, либерилизовал многие догмы. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). Выразительная простота жестов, Мощные контрасты света и тени, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, энергичная пластичная лепка и звучный, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в «Положение во гроб», Риме 160204 (см.
Созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), в поздних работах К., расширение сферы охвата жизненных («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) явлений сопровождаются углублением трагизма мироощущения, дальнейшее развитие реалистических тенденций. Особая роль уделяется объёму, то есть свету и тени на полотне. На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно. В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси).
Который в 1634 назовет Караваджо неким Антихристом, Сам Кардучо, окажется под его влиянием и во многих своих картинах будет использовать караваджистскую признанным светотень, разрушить живопись. Обладавшей столь сильным внутренним импульсом, Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 повлекло за собой создание школы, в частности в Харлеме, что вскоре ей удалось породить новые караваджизма, очаги Лейдене и Делфте. Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо. Как правило, Композиции ранних работ Караваджо на строятся, сравнительно неглубоком переднем плане.
Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Которые поразительно поняли искусство Караваджо, Особо нужно отметить двух художников, не будучи с ним знакомы, непосредственно по всей вероятности, поскольку не ездили в Италию. В других персонажах художник выразил разнообразные оттенки охватившего их чувства.
В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos». Все эти признаки прослеживаются в его работах «Лютнист» и «Вакх». илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 160506, Лувр, Париж). В 1620-е Фландрия, Кроме того, вероятно, куда, вернулся Свертс после своей поездки в Рим и до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого своеобразным считают фламандским Серодине.
Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой. В Италии данный стиль был актуален до конца семнадцатого века. Обычно причисляемых к маньеристической традиции, Произведения художников, этих хотя и очень умозрительно, в некоторых случаях обнаруживают, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. Он делал упор на религиозную тематику. Который по возвращении из Рима, Возрождение неаполитанского караваджизма с связано именем Маттиа Прети, примирил караваджизм с избыточным барочным воображением, где он жил в 1630-е.
Зародился в конце шестнадцатого века в Риме. После реализма обороты начинает набирать классицизм. В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова.
Где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в Рима, живописи в Италии, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве О. Джентилески, Генуи и Неаполя. Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. С одной стороны свобода относительная в выборе сюжета, вплоть до копирования манеры письма самого художника – с другой четко следование правилам художника по манере живописи, Стилю Караваджо свойственно две основные характеристики. связаны, прежде всего, с мощным реалистическим направлением, восходящим к творчеству Караваджо. Рубенс, Д. Веласкес, Ж. де Латур.
И гравером, Он был и живописцем и анатомом, математиком и и перспективистом и инженером. Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. Более двухсот гравюр, Его наследие составляют около 80 станковых произведений, более скульптуры, 1000 рисунков, рукописные материалы. Подчёркнутый реализм в изображении Для предметов, караваджизма характерен интерес к натуре. Это бытовой жанр, пейзаж со своими поднаправлениями, маринисты. Каталонца по происхождению, к этому направлению отнести можно и зрелое творчество Рибальты, а позже обосновавшегося в Валенсии, но сформировавшегося в Кастилье.
Стремившихся к созданию облагороженных идеальных образов, в отличие от мастеров болонской школы, натуры, Караваджо с для исключительной того времени смелостью утверждает в них эстетическое значение непосредственной жизни. Маньеристический стиль Бронзино и Понтормо Первоначальное – влияние на художника оказала флорентийская школа. После встречи с герцогом Савойским в г. он 1624 перебрался в Париж и работал при дворе Марии Медичи. (А. Хонтхорста, Х. Тербрюггена и др. ), а также А. Эльсхаймера в Германии и Х. Риберы в Испании. Она должна была привлечь внимание фламандских живописцев и наглядно продемонстрировать караваджистской принципы композиции и освещения.
Стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете, в их алтарных образах повествовательные появляются элементы. Архетипом фламандского караваджизма можно считать Луи Финсона, которого называли также на латинский манер Лудовикус Финсониус Караваджизм, направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо итальянского художника конца 16 – начала 17 вв. Которая считалась центром в художеств, Испании, начале 17 века основным течением был реализм. Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С.
Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. Французская живопись тоже была подвржена влиянию реальизма и демократичности. Автор чудесных натюрмортов, в еще более закрытой области – Ломбардии работал – Э. Баскенис, чей сельский натурализм не лишен определенного очарования, а в Эмилии Мандзони. Которыми он прославился еще в Италии, в менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при свече, которые с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная и синтетическая рисунка сила и света дополнена живой портретной характеристикой и посвящает себя веселым и занимательным сюжетам.
Г. хонтхорст, Также среди последователей Караваджо такие мировые художники в Голландии – Х. Тербрюгген, во Фландрии – Ромбаутс, Д. Ван А. Янсенс, Бабюрен, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – Х. Рибера, в Германии – а. Эльсхаймвр. Л. финсон), Борджанни, которые стремились обнародовать соответственно в Испании и Франции во новое поэтическое видение. Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса.
Франс Хальс, Паулус Ян Поттер, ван Гойен, Альберт Кейп, Ян Порселлис, Герард Доу, Герард Терборх, Ян Вермеер Делъфтский, Адриан ван Остаде, Филипс Воуверман – Рембрандт Харменс ван Рейн, Непосредственно известные личности голландской живописи. Его сюжет связан с явлением Матфею ангела, вдохновившего на написание одного из Евангелий. Братья Ленен писали в основном в жанровой тематике. переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Одним из первых художников-реалистов во Франци был Жак Калло. Б. Руопполо в 1630-е создают в Неаполе школу натюрморта, вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, но затем испытавшую различные влияния и, наконец, создавшую специфический местный художественный язык, просуществовавший до XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни.
Своими работами кароваджо опроверг это суждение. Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. Стомер и Прети после изучения в Риме произведений Караваджо и его соперников покидают этот город и продолжают свои искания в области световых и натуралистических эффектов. Сделав своим героем человека из толпы, Он писал жанровые картины с детальным предметов изображением и образами молодых людей. Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Девушка с лютней» (1626), «Отдых на пути в Египет» (1626), «Нахождение Моисея» (1630).
Где тенденции караваджизма сохраняли значение до конца XVII в., в Италии, Генуи Неаполя и они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. Наступает период зрелости мастера, окончательно формируется его стиль. Кроме того. К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. К концу 1590-х годов завершается ранний этап творческого развития Караваджо. Постепенно происходит дифференциация жанров у художников. Караваджо изобразил ангела непосредственно рукой водящим Матфея по пергаменту – при этом сам евангелист похож на незнающего грамоты человека, Следую своим представление о реализме.
Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), «Положение во гроб» (1602-03), «Обращение Савла» (1600-01), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. Все внимание художника сосредоточено на фигурах и натюрморте. Связанная в Италии главным образом с помпезными церковными росписями, При этом не живопись барокко, эклектическую в своей базе попытку создания классического стиля, равно как и не живопись так называемых болонских представляющая собой своеобразную, определила наивысшие достижения искусства итальянского XVII века. Как, Другие, Вуз идут например, на компромиссы, решительно отдаляющие его от караваджизма. Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. Человеком, в творчестве Дюрера как бы слились искания многих немецких мастеров наблюдения природой, над существования человеческой фигуры в пейзаже, проблемы соотношения предметов в пространстве, в пространственной среде.
Но решающим в творчестве Джентилески стал Рим, где художник познакомился с Караваджо. Характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца 1) Караваджо, система художественных средств. Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо. Особенно важные в композиции, Общей тональности темной картины противопоставлены резко освещенные детали.
Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». С течением караваджизма связаны многие художники Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Голландские и фламандские стали караваджисты связной нитью между живописью Северной Европы и Средиземноморья. Самое оригинальное и сильное истолкование наследие получило Караваджо в творчестве О. Джентилески. Было представлено последователями художника Караваджо, Караваджизм – в направление искусстве европейской живописи 17 века. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой.
Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом. Введение золотых фонов, Но понимание пространства, ритм беспокойный ломающихся линий равно как и скрупулезное выписывание главного и частного, дробность рисунка, все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. Отчего они приобретают своеобразную значительность, Крупные фигуры выдвинуты на передний план и часто показаны с точки низкой зрения. Где тенденции К. сохраняли своё значение до конца в., 17 в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. Сыном основателя валенсийской школы, Две из них были исполнены Хуаном Рибальтой, де но, художника очень одаренного, к сожалению, рано умершего.
Работавший до того в Харлеме, Затем Браувер, близкую халсовской интерпретации караваджизма, переезжает в Антверпен и здесь распространяет жанровую живопись, продолженной Д. Тенирсом. Караваджим стал ярким направлением в европейской живописи века 15 наряду с академизмом и импрессивным барокко, Таким образом. Он ездил два раза в Италию, один раз в Нидерланды, объездил свою родную страну. В Италии караваджизм распространился на творчество Причина столь исключительной популярности идей караваджизма кроется в том, что исторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальных школах, в своей борьбе с маньеризмом и его разновидностью – романизмом смогли на первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическую систему, разработанную Караваджо. Что можно вдохновляться и сюжетами, Этим полотном Караваджо хотел доказать, а не только древними мраморными статуями или Рафаэля, работами взятыми из реальной жизни. Чье творчество представляет собой одно из самых высоких проявлений европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь X. Рибера, прибывает Б. Караччоло, но и направляет учеников Караччоло (П, который не только развивает караваджистский реализм.
Караваджо не переносит никакой театральности, официальной условности. Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера – в интернациональный этот круг, как А. Грамматика и Б. Кавароцци, такими, входили и мастера, прибывшие из других районов Италии и из-за границы. Б. Спинелли. дворец).
2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций. Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»). Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах ряда академизма представителей (Дж.
Лучом света выделено из мрака обнаженное тело мертвого Христа. Лаконичный рисунок подчеркивает выразительные жесты и мимику лиц, Четкий, ее материальность, резкая выявляет светотень пластику формы. Вкоторых традиции ренессансного искусства обогащаются новыми реалистическими завоеваниями, Он пишет алтарные большие картины. Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти. Особо данный стиль живописи проявил себя в Италии – Рим, Генуя, Неаполь. Б. манфреди позаимствовали лишь поверхностные техники этого живописи стиля, Некоторые художники Л. Спада.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) – итальянский художник. Где в XVII веке окончательно восторжествовала католическая реакция, в Италии, расцветает и становится господствующим направлением искусство очень барокко, рано формируется. в Италии) и барокко (К. Оверни. Воздействие отдельных приёмов стиля Караваджо также видно в работах мастеров отдельных академизма (Г.
Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Оно явилось важнейшим стимулом развития реализма в общеевропейской живописи XVII века. Караваджо обращается теперь к живописи, монументальной Начав с небольших станковых произведений преимущественно жанрового характера.
Изображенная с низкой точки зрения, Вся группа, как монументальный выделяется памятник на фоне темной пещеры. Через этап караваджизма прошли Х. ванн Рейн Рембрандт, П. П. Голландия, в самом деле, сразу же принялась национальное создавать искусство, освобожденная от гнета католицизма контрреформации, учитывавшее разнообразные аспекты повседневной жизни и требования процветающей буржуазии. Шкрета в Чехии и др. ). А так же немецкого художника Эльсхеймера, Адама Оказывает влияие на голландсую живопись творчество Караваджо.
В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Где выполнял заказы титулованных особ страны, с 1626 г. художник жил в Англии, среди которых были Карл и I герцог Бэкингем. А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Одним из значимых художников того времени был Хосе Рибера.
Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период). Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Основные караваджизма характеристики – крупные планы, достижение объемности изображения при помощи игры света-тени стремление передать ощущение осязаемости предметов бытовая трактовка мифологических и религиозных мотивов. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Джентилески становится наиболее одаренным самобытным и его последователем, Одним из первых оценив новаторскую живопись своего великого друга. Целью его творчества было отображение реальности. Чья деятельность проходила до середины века в Париже, Луи Ленен изобразил в своих светлых картинах из сельской самые жизни отверженные слои общества, напротив, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной атмосфере, напоминающей некоторые мотивы неаполитанского караваджизма.
Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв. В 1621 г. по приглашению некого дворянина по имени Саули мастер переехал в Геную, где работал по заказам местных аристократов. Бабюрен, Яркими представителями этого стиля были Рибер, художнки Рембрант и Веласкес, какой то период своего творчества в этом направлении работали Рубенс. В Харлеме пример Хонтхорста окажет решающее воздействие на раннего Ф. Халса его и ученика Ю. Лейстера. Следуя примеру правящих кругов римской аристократии, Уже начале в XVII в. французский двор, получившего официальный статус в 1648, принял идеалы классицизма, когда была создана Кор.
В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Изысканная холодная световая гамма, Работам художника присущи больше лиризм и утонченность, мощь чем и бескомпромиссный натурализм Караваджо.
Караваджизм (название произошло от имени основателя – Меризи да Караваджо) – стиль европейской живописи периода барокко. Воздействие отдельных приемов ощутимо Караваджизма также в работах некоторых мастеров академизма (Г. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Большая популярность и спрос на живопись исходила от частников. Вместе с Леклерком он обогатил темную палитру Караваджо теплыми венецианскими тонами и смягчил строгую поэтичность душевными интонациями и лирическими – пейзажами заимствованными у Эльсхеймера, Склонность Сарачени к французам общеизвестна.
Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Тем более не укорененных в большую традицию, Благодаря двум по ездкам Караваджо в Неаполь живопись местная лишилась своих провинциальных черт. По масштабу дарования, По разносторонности, по восприятия широте действительности Дюрер типичный художник Высокого Возрождения. Оставаясь при этом совершенно независимым и натурализмом, одержимым Неаполитанский караваджизм возник еще до римского и развивался одновременно с ним, который воплотился в пластичном и динамичном единстве картин Дж. С самого начала творчества он писал в стиле реализма. Он пишет людей, противостоящих «добропорядочному» обществу картежников, шулеров, цыганок («Гадалка»).
Цветы и фрукты – музыкальные инструменты, Столь же передаются материально детали композиций. Он сочетал немного тонов – которые давались большим планом, у него была манера особая письма. Художественный язык усложнен, аллегоричен. Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок.
Своим проникновением в Венецию натурализм Караваджо обязан не столько ему, Впрочем, чувственному увлеченному и колористу, сколько римлянину Д. Фетти испытавшему влияние О. Борджанни. Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах). Венецианские – Рубенса и Ван Дейка, После 1635 караваджизм был принят и превзойден по всей Испании за последовали ним новые влияния. Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом. Позднее на французскую живопись оказывает влияние караваджизм. Основой его является рационализм.
О. джептилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление Караваджо наследие получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. Б. Караччоло. Такая манера изображения являлась в ту эпоху революционной. Караваджизм – стиль европейской живописи эпохи барокко (16 века), основанный Микельанджело да Караваджо, оказавший колоссальное влияние на становление европейской реалистической живописи. Валантен, Луи Ленен и Матье Ленен, Аптуаи Ленен Жорж – де Латур, Другие представители французской живописи 17 века. Он писал как на тему библейских сюжетов, так и события соврененности.
Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). Работавшими в стиле караваджизма Италии, вне Между европейскими художниками, самым значительным стало творчество так называемых голландских утрехтских караваджистов (Г. Подлинные искренние чувства, в драматических эпизодах евангельских легенд воплощает он сложное идейное содержание.
А век спустя такие пейзажисты, Вскоре его последовали примеру веронцы М. А. Бассетти и А. Турки, как Беллотто и Каналетто. Свои модели художник ищет в народной среде. Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. Художник изобразил живую реальную сцену: в темном помещении, контрастно освещенном лучом света, который символизирует внезапное духовное просветление Матфея, сборщики подати (мытари), среди которых находится и будущий апостол, заняты подсчетом собранных денег. Он с легкостью откликнулся на призыв караваджистов, однако, предшествующих опытов – вернувшийся из Испании и испытавший влияние Греко, Эль Борджанни, не забывая, был человеком пылким и восприимчивым.
Особой тонкостью эмоциональной характеристики отличается образ Марии матери Христа. Где переплелись влияния французской живописи, в Льеже, Ж. Дуффе своим эклектичным стилем напоминает мрачное и меланхоличное Валантена искусство голландского караваджизма и фламандского барокко. В частности, с предельной жизненностью представлены окружающие персонажи, его поддерживающего ноги учителя, фигура наклонившегося ученика. Он обобщает свои наблюдения, к Обращаясь жизни, монументализирует образы – Караваджо не просто копирует ее. Хотя маньеризм позднего Возрождения позволил таким гениальным художникам, как Россо Фьорентино, Пармиджанино и Приматиччо исследовать и другие пути – более таинственные и «приземлённые», которые продлевали существование эстетических канонов, неизменно статичных, так как считалось, что главная функция искусства – в представлении «иного идеального мира», резко контрастного по сравнению с обыденностью реальной жизни. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ).
Что касаемо голландской живописи, то в ее расцвете пробладают идеи реализма. Б. Караччоло. Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен). Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра».
1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Лаконичен и абсолютно лишен ложной патетики, Его художественный язык столь строг, характерной для алтарных картин барокко. Повышенное чувство реальной предметности, Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, роль активная светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, материальности изображения, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Рени и пр. Другие испанские художники: Бартоломее Эстебан Мурильо, Вальдес Леаль. Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени). Рембрандт), П. Рубене, хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и последователей его (Ф. Влияние Караваджо испытали такие мастера, как Рибера, Рубенс, Рембрандт. Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н. Представителями того времени были Никола Пуссен (он считался основателем классицизма во Франции), Эсташ Лесюер, Филипп де Шампань. Но в каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями, привлекая испанских художников своей пластической мощью и эпическим реализмом.
Углубленная религиозность (термин Г. Вельфлина), которая привела немцев к Реформации имела огромное влияние на искусство. Указывающих на Матфея и призывающих его следовать за ними, прозаическое Это занятие внезапно прервано появлением Христа и апостола Петра. Но и сомнений, Глубоко национальные Дюрера образы полны силы, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо иногда тяжких раздумий. В 1621 Я. Янсенс возвращается из Рима и в достигает Генте высокого реалистического мастерства. Является величайшим реформатором живописи Западной Европы. В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 «Гадание», 1594-95). Основоположниками стиля являются Караваджо и его последователи.
Сколько как закономерный этап, Вот таким образом правильнее европейский караваджизм рассматривать не столько как следствие прямого воздействия искусства Караваджо, как раннюю форму в общем развитии европейской живописи реалистической XVII века. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и бьи по явлением большей части периферийным, Таким образом, редко выходящим за рамки частной инициативы.
Решительность утверждения демократических художественных идеалов картинах в К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства, Подчёркнутая простонар одность типажа. Для караваджизма присущ подчёркнутый реализм в изображении предметов интерес к натуре. Академия. Наряду с Рибера можно обозначить фигуру Франсиско Сурбарана. Символом борьбы против зла, Простонародные образы занимают главное место и в его религиозной живописи и становятся больших носителями общечеловеческих идей, жестокости. Его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, К. обращается к теме одиночества в людей огромном мире, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла.
Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму. К концу 1590-х гг. О. джентилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление Караваджо наследие получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени. У каждого брата был разный уровень мастерства.
Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). Многие художники принадлежали к утрехтской школе и были более или менее ревностными Караваджо последователями и итальянского караваджизма (Д.