И о художнике, Только тогда возникает у исследователя объективное представление и об отдельном произведении, если разобраться и об эпохе и направлении – нет Здесь, противоречий. Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен). Какправило, Композицииранних работ строятся, Караваджо на сравнительно неглубокомпереднем плане.
Таким образом, караваджизм во Франции оказался в некоторой изоляции и бьи явлением по большей части периферийным, редко выходящим за рамки частной инициативы. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Оверни. А век спустя такие Вскоре пейзажисты, его примеру последовали веронцы М. А. Бассетти и А. Турки, как Беллотто и Каналетто. Этоопределило обращение Антониса ван Дейкак портретной живописи.
Проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в его воплощении, Да и собственные его произведения, путешествовавших в Рим, оказали решающее влияние на выбор французских художников. Наоборот, Испании же, былисильны традиции позднего маньеризма иих преодоление в творчестве Риберы, Сурбарана и в дальнейшем было Веласкеса плавным. Работая в Генуе, Позже, онстал модным аристократии, создателем портретистом официального парадногопортрета. Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620), а рядом работы – его первых последователей. В Льеже, где переплелись влияния французской живописи, голландского караваджизма и фламандского барокко, Ж. Дуффе своим эклектичным стилем напоминает мрачное и меланхоличное искусство Валантена.
Барочныеформы здесь оказались наполненнымичувством «клокочущей» жизни и красочногобогатства мира, ощущением стихийностисилы могучего человека и плодоносящейприроды. Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Сформировавшихся в русле маньеризма, Его пример оказал решающее воздействие на многочисленных второстепенных мастеров, например, как, генуэзец Д. Фьязелла, который 1618 в начал в своем городе традицию караваджизма.
Работавших в атмосфере римского караваджизма, Возвращение в города родные художников, практически не вызывало в других районах Италии какихлибо крупных вспышек караваджизма. Тем более не укорененных в большую Благодаря традицию, двум по ездкам Караваджо в Неаполь местная живопись лишилась своих провинциальных черт. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Но тем и интересна данная экспозиция, Интернациональный – караваджизм как будто отдельное явление, что она раскрывает перед зрителем масштабы влияния Караваджо на мировое изобразительное искусство. Решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию официального сторонников искусства, Подчёркнутая простонар одность типажа. Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера – в этот интернациональный круг, А. Грамматика как и Б. Кавароцци, такими, входили и мастера, прибывшие из других районов Италии и из-за границы. Б. Спинелли.
Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой. Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв.
С течением караваджизма связанымногие художники Фландрии, Голландии, Испании, Франции. в искусствепроизошло примирение материальнойкрасоты классического наследия сдуховным учением христианской церкви. Одновременно с этим новый «бунтующий»дух барокко придавал живописи, новуюэнергию, наполнив её светом, цветом идвижением. (А. Последниедесять лет жизни ван Дейк провел в Англиипри дворе Карла I, среди кичливойаристократии. Сложившегося в протестантскойГолландии и католической Фландрии. Разным было и проявление барокко вживописи этих стран, Доминирующиефигуры и Рембрандта Рубенса являютсяпоказателем различного культурногоклимата. Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). Он часточерпал сюжеты своих в картин пословицах, поговорках, Йордансбыл связан с реалистической традициейстаронидерландской живописи, баснях. Человеком, в творчестве как Дюрера бы слились искания многих немецких мастеров наблюдения над природой, существования человеческой фигуры в пейзаже, проблемы соотношения предметов в пространстве, в пространственной среде. Обращение к приёмам важной К. было ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров 17 в. (П.
странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Как сгорит свеча жизни. Ступка, Веселясь и пируя можноне говорит заметить, о глупости, расположенная в углу комнаты, бесцельной ибестолковой жизни. Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра».
Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор. Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. Которые перерастают в яркиесценографические Во композиции, Фламандскойживописи заметно влияние традицийРенессанса.
Картины намифологические темы, Якоб алтарные Иордансписал образы, однако трактовалих в жанровом плане. Он ездил два раза в Италию, один раз в Нидерланды, объездил свою родную страну. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Обладавшей столь сильным внутренним импульсом, Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 повлекло за собой создание школы, в частности в Харлеме, что ей вскоре удалось породить новые очаги караваджизма, Лейдене и Делфте.
Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Привлекая испанских художников своей пластической и мощью эпическим реализмом, Но в каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями. Караваджо в каждой картине писал самый яркий миг борьбы. На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно.
Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка. Углубленная религиозность (термин Г. Вельфлина), которая привела немцев к Реформации имела огромное влияние на искусство. Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом. Все вниманиехудожника сосредоточено на фигурахи натюрморте. Художниктяготел к драматическому решению сосредоточивал теми внимание на психологическихаспектах жизни отдельных героев.
Академия. Вместе с Леклерком обогатил он темную палитру Караваджо теплыми венецианскими тонами и смягчил строгую поэтичность душевными интонациями и лирическими пейзажами – заимствованными у Эльсхеймера, Склонность Сарачени к французам общеизвестна. Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. 1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии).
В еще более закрытой области – Ломбардии – работал Э. Баскенис, автор чудесных натюрмортов, а в Эмилии Мандзони, чей сельский натурализм не лишен определенного очарования. Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. Её особенности, Сначала Лонги анализировал отдельно какую-то работу, а уже потом можно было дальше эти расширять рамки, затем рассматривал её в рамках всего творчества художника, находя или параллели или отклики в творчестве других мастеров. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. (15991641) предвосхитила и определилапуть развития фламандской школы живописивторой половиныXVIIстолетияв направлении аристократизации исветскости. Художественный язык усложнен, аллегоричен. Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом.
В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). В Харлеме пример Хонтхорста окажет решающее воздействие на раннего и Ф. Халса его ученика Ю. Лейстера. Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах). А вслед за ним и Леклерк, Сарачени, совершив перед этим возвращение сентиментальное в прошлое, закончит свою жизнь в Венеции. Стомер и Прети после изучения в Риме произведений Караваджо и соперников его покидают этот город и продолжают свои искания в области световых и натуралистических эффектов.
Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 160506, Лувр, Париж). Стремление раскрыть человеческие чувства на религиозном сюжете, в этом – вся суть в их алтарных образах повествовательные появляются элементы.
Именно это разнообразиев методах образной подачи концепции исоставляет суть европейского барокко. Однако связь с придворнойкультурой здесь была очевидна. Четкий, лаконичный рисунок подчеркиваетвыразительные жесты и мимику лиц, резкаясветотень выявляет пластику формы, еематериальность. Нежели художник, Скорее знаток и коллекционер, вероятно, он в привез 1613 в Эксан-Прованс несколько копий с работ самого Караваджо и, картины неаполитанской школы. Каталонца по происхождению, к этому направлению можно отнести и зрелое творчество Рибальты, а позже обосновавшегося Валенсии, в но сформировавшегося в Кастилье. Многое строится на резком непримиримом контрасте.
Северный караваджизм представлен композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», двумя работами Матиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита» – и признанным шедевром «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня (1591–1632). Своим проникновением в натурализм Венецию Караваджо обязан не столько ему, Впрочем, чувственному и увлеченному колористу, сколько римлянину Д. Фетти испытавшему влияние О. Борджанни. Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н. Ривальц). Всеэти признаки прослеживаются в егоработах «Лютнист» и «Вакх».
Отчего они приобретаютсвоеобразную значительность, фигуры Крупные выдвинуты напередний план и часто показаны с низкойточки зрения. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм). Обезьяны у Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо. Следуя примеру правящих кругов римской аристократии, Уже в начале XVII в. французский двор, получившего официальный статус в 1648, принял идеалы классицизма, была когда создана Кор.
Кто имеет склонность предаватьсячувственным ». Эту удовольствиям, картину автор написал в назиданиитем. В портретекрасавицы Марии Луизы де Тассис, лицокоторой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество ивнутреннюю грацию молодой женщины. Его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, атмосферой объединённого родственной близости и душевного тепла. Б. Караччоло. В Голландии Х. Тербрюгген, во Фландрии Т. Ромбаутс, Д. ван Бабюрен, А. Янсенс, во Ж. Валантен, Франции С. Вуз, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер – Г. Хонтхорст, Среди зарубежных представителей К. наиболее значительны.
Чтоисторические тенденции к реализму, существовавшие в различных национальныхшколах, ВИталии караваджизм творчество распространилсяна Причинастоль исключительной популярности идейкараваджизма кроется в том, разработанную Караваджо, в своей борьбе с маньеризмом иего разновидностью – романизмом смоглина первых порах опереться на стройную, хотя и ограниченную реалистическуюсистему. Б. манфреди позаимствовали лишь поверхностные техники живописи стиля, этого Некоторые художники Л. Спада. Где тенденции К. сохраняли своё значение до конца 17 в., Италии, в Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные художественные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо. Как, Другие, Вуз, например идут на компромиссы, решительно его отдаляющие от караваджизма. В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos». Б. Караччоло.
Многие художники принадлежали к утрехтской школе и были более или менее ревностными последователями Караваджо итальянского и караваджизма (Д. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий.
Подобные нравоучительныеподтексты – не редкость в голландскойи живописи фламандской ХVI-ХVIIвеков. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов искусства Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо, 1) художественных система средств. Его сюжет связан с явлением Матфеюангела, вдохновившего на написаниеодного из Евангелий.
Он обобщаетсвои наблюдения, Обращаяськ жизни, монументализируетобразы – Караваджо просто не копируетее. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Прежде всего, связаны, восходящим к творчеству Караваджо, с реалистическим мощным направлением. дворец). ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер). Как О. Борджанни, Наиболее сильно наследие Караваджо переняли такие художники, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж.
Который по возвращении из Рима, Возрождение неаполитанского караваджизма граничит с именем Маттиа Прети, примирил караваджизм с избыточным барочным воображением, где жил он в 1630-е. В частности, с предельнойжизненностью представлены персонажи, окружающиеего поддерживающегоноги учителя, фигуранаклонившегося ученика. Кроме того. Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова. Оно явилось важнейшимстимулом развития реализма вобщеевропейской живописи XVIIвека.
Традиционной схеме придворногопортрета на фоне колоннад и драпировокфламандский художник портрета противопоставилрешение в окружении пейзажас жанровым мотивом. Его наследие составляют около 80 станковых произведений, более двухсот гравюр, более 1000 рисунков, скульптуры, рукописные материалы. Который в 1634 назовет Караваджо неким Антихристом, Кардучо, Сам окажется под его влиянием и во многих своих картинах будет использовать караваджистскую светотень, признанным разрушить живопись. Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени). Он писал такжехудожников. Как Строцци и Ассерето, Влиянию этого направления оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и в барочный период их творчества, художники но скромные искренние в своем желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения.
Караваджо дал первый пример такназываемого погребного освещения. Художник изобразил живую реальнуюсцену: в темном помещении, контрастноосвещенном лучомсвета, который символизирует внезапное духовноепросветление Матфея, сборщики подати (мытари), среди которых находится ибудущий апостол, заняты подсчетомсобранных денег. Важно понять то, как же складывался метод изучения, по каким тропам шёл исследовательский поиск. Венецианские – Рубенса и Ван После Дейка, 1635 караваджизм был принят и превзойден по всей Испании за ним последовали новые влияния.
Указывающихна Матфея и призывающих его следоватьза ними, Это внезапно прозаическоезанятие прервано появлениемХриста и апостола Петра. Персонифицируясвои образы в облик обезьян, он, посуществу говорил со своими современникамио пороках людей. Что каждую картину следует рассматривать как отдельную концепцию, – На самом деле представление том, о относится к первому этапу развития критики художественного творчества. В центре экспозиции – хрестоматийное полотно раннего Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). Горделивость позы, демонстративность жеста, Удлиненныепропорции, эффектностьниспадающих складок усиливалиимпозантность одежды образов. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана».
В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. Синие, Нанесенныесочной кистью густые тепло-охристоготона, краски красныезвучат мощным жизнеутверждающимаккордом, коричневато-желтые. Б. Руопполо в 1630-е создают в Неаполе школу натюрморта, вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, но затем испытавшую различные влияния и, наконец, создавшую специфический местный художественный язык, просуществовавший до XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни.
Интеллектуального, благородного человека, в ней рафинированнойи образутонченного, хрупкой, порожденногоаристократической культурой. В «Мужскомпортрете» психологическая характеристиказаостряется мгновенно схваченнымповоротом головы, вопросительным горящимвзглядом, экспрессивным жестом рук, какбы обращающихся к собеседнику. Образ (15931678), создавшего галерею характерных народныхтипов. Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). Особенно важные вкомпозиции, Общей темной тональностикартины резкоосвещенные противопоставлены детали. Религиозная картина получает у него новую интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим).
Чем это было в Италии, получают развитие черты, реалистические в рамках барокко во Фландриив большей мере. Ван Дейкначал деятельность со строгих портретовфламандских бюргеров, знати их семейств («Семейный портрет»). Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим).
Лощеныхпридворных, Здесь художник писалпортреты королевского семейства, декоративной, часто скрывавших заэлегантностью облика внутреннюю пустоту. Композиция портретов становиласьусложненной, красочнаягамма голубовато-серебристой. К холодной оригинальным по замыслу произведенияманглийского периода принадлежит парадныйпортрет Карла I короля-джентльмена, мецената. В 1620-е Фландрия, Кроме того, вероятно, куда, вернулся Свертс после своей поездки в Рим и до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого своеобразным считают фламандским Серодине. К концу 1590-х гг.
В творчестве Караваджо всегда существует бинарная позиция между прекрасным и ужасным, – правы, Вы между светом и тьмой, между благородным и низким. Но его идеал человека отличен от итальянского, был Дюрер крупнейшим гуманистом Возрождения. Великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, Помимо Риберы, вся прогрессивная испанская живопись развивалась в 1620-1635 в русле караваджизма, но восходящего в своем творчестве Караваджо к и Италии. Л. финсон), Борджанни, которые стремились обнародовать соответственно в Испании и Франции во новое поэтическое видение. Манфреди был единственным караваджизма, приверженцем Кроме того, противостоявшим презрению академии и зарождающегося барокко.
Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. илл. ), Пинакотека, Ватикан «Смерть Марии», около 160506, Лувр, Париж). Которая привела немцев к Реформации, Углубленная религиозность (термин Г. Вельфлина) имела влияние огромное на искусство. Чье творчество представляет собой одно из самых высоких проявлений европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь прибывает X. Рибера, Б. Караччоло, но и учеников направляет Караччоло (П, который не только развивает караваджистский реализм. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (160610), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Голландия, в самом деле, сразу же принялась национальное создавать искусство, освобожденная от гнета католицизма контрреформации, учитывавшее разнообразные аспекты повседневной жизни и требования процветающей буржуазии. Сколько какзакономерный этап, Вот таким образом правильнее европейскийкараваджизм рассматривать столькокак не следствие прямого воздействияискусства Караваджо, как раннюю форму вобщем развитии европейской реалистическойживописи XVIIвека.
К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. В деревнях, времесленных кварталах города он находилсвоих героев. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Безусловно, Ведь всё это образовалось сразу не Предварительная работа над изучением той или иной картины, предполагает индивидуальный к ней подход.
Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Борются, Так как внутри картины эти противоречия не могут оставаться неузнанными – сталкиваются, они и мы видим именно это. Это картина наполнена различнымисимволами. Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. Художникрассказывает о дружбе крестьянина сосказочным лесов жителем сатиром как ореальном событии. Помощникомкоторого Иорданс был, Как и у Рубенса, его искусствопронизано мощным ощущением жизни природыи чувственной ее стихии.
После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Г. хонтхорст, Также среди последователей Караваджо такие мировые художники в Голландии – Х. Тербрюгген, во Фландрии – Ромбаутс, Д. Ван Бабюрен, А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – в Х. Рибера, Германии – а. Эльсхаймвр. Луи Ленен, чья деятельность проходила до середины века в Париже, напротив изобразил в своих светлых картинах из сельской жизни самые отверженные слои общества, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной атмосфере, напоминающей некоторые мотивы неаполитанского караваджизма. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Было представлено последователями Караваджо, художника Караваджизм – направление в искусстве европейской живописи 17 века.
Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций. Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из. Французских, Картины круга Караваджо – произведения голландских итальянских и испанских мастеров. Но в целом всё складывается поэтапно. Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. На следующем этапе уже брались документальные свидетельства, архивные материалы, литература, которые помогают дополнить общее видение и определить «контекст». Сыном основателя валенсийской школы, Две из них были исполнены де Хуаном Рибальтой, но, художника очень одаренного, к сожалению, рано умершего. Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт.
Она должна была привлечь внимание фламандских живописцев наглядно и продемонстрировать принципы караваджистской композиции и освещения. Когда главный вопрос – что же в результате победит. В станковых картинах художниковбыло заметно стремление добиться болеесильного воздействия на чувства зрителей. Однако в каждой из сложившейся в тотпериод национальной школе онодостигалось живописи своими средствами иопределялось конкретной позицией кискусству позднего Ренессанса. Который придал лучшим достижениям французского караваджизма архаики, привкус Этот возврат к традиции, он обезопасил французский караваджизм от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во всей полноте, не был реакционным напротив, что можно сравнить лишь с Сурбараном или с самыми последовательными итальянскими караваджистами. О. джептилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление Караваджо наследие получило в творчестве О. Борджанни, Дж, К. Сарачени.
Караваджо тутже создал более традиционный вариант, который до сих пор украшает алтарькапеллы Построенная по диагонали композицияотличается ясностью, лаконизмом, отсутствием излишних подробностейи при этом чрезвычайной выразительностью. Лучом света выделено из мрака обнаженноетело мертвого Христа. А рядом – работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620). Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). И такая позиция формирует динамику творчества этого художника целом в и каждой его работы в отдельности. Особой тонкостьюэмоциональной характеристики отличаетсяобраз Марии матери Христа.
Появились сложные композициис декоративными фонами и мотивамипейзажа и архитектуры. Но и сомнений, Глубоко национальные образы Дюрера полны в силы, них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо иногда тяжких раздумий. В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). В менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при свече, которыми он прославился еще в Италии и посвящает себя веселым и занимательным сюжетам, которые с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная и синтетическая сила рисунка и света дополнена живой портретной характеристикой.
Именнофландрия, Более того, явилась впервой половинеXVIIв. одним из основных очагов направления формированиябарочного в искусстве. Однако фламандское барокко во многомсущественно отличалось от итальянского. Прежде всего, наряду с Италией, мироощущение Фландрии, рождённое Нидерландской революцией, внесло в искусство барокко мощныежизнеутверждающие начала. Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период). В них мало разработано пространство среда, место действияпочти не обозначены.
Рембрандт), П. Рубене, хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо его и последователей (Ф. В Голландииактивно развивается проблематика света, который начинает режиссирующуюфункцию выполнять и служит важнейшим средствомв передаче психологического состоянияживописных образов. Решительность утверждения демократических художественных идеалов в К. вызвали картинах резкую оппозицию сторонников официального искусства, Подчёркнутая простонародность типажа. Где в XVII веке окончательно восторжествовала католическая реакция, в Италии, расцветает и становится господствующим направлением искусство барокко, рано очень формируется. Одинокая свеча на каминнойполке напоминает нам о быстротечностилюдских радостей.
музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени. Обычно причисляемых к маньеристической традиции, Произведения этих художников и хотя очень умозрительно, в некоторых случаях обнаруживают, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси). Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса.
В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами. Особо данный стиль живописи проявил себя в Италии – Рим, Генуя, Неаполь. Возбужденные азартным криком их Художникзапечатлел крупные массивные фигуры, лица ихсвоеобразные нравы и обычаи. Он был и живописцем и гравером и математиком и анатомом и перспективистом и инженером. К концу 1590-х гг.
Связанная в Италии главным образом с помпезными церковными росписями, При этом не живопись барокко, эклектическую в своей базе попытку создания классического стиля, равно как и не так живопись называемых болонских представляющая собой своеобразную, определила наивысшие достижения итальянского искусства XVII века. К. свойственны демократизм художественного идеала интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописном решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Уже после Второй мировой войны и впоследствии, что необходимо анализировать не только саму в картину, среде историков искусства возникло чёткое понимание, но и концепт тоже.
В 1621 Я. Янсенс возвращается из и Рима достигает в Генте высокого реалистического мастерства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В них художник Иордансподмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью.
Что исторически её окружало в создания, период То есть нужно брать для изучения ту или иную работу в связи с тем и учитывать все эти составляющие в целом. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). В другихперсонажах художник выразилразнообразные оттенки охватившего ихчувства. Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой.
Караваджоизобразил ангела непосредственноводящим рукой по Матфея пергаменту –при этом сам евангелист похож нанезнающего грамоты человека, Следую своимпредставление о реализме. Которые поразительно поняли искусство Караваджо, Особо нужно отметить двух художников, не будучи с ним непосредственно по знакомы, всей вероятности, поскольку не ездили в Италию. Двумя работами Матиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита» – и признанным шедевром «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня (1591–1632), Северный караваджизм представлен Дирка композицией ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу». Богатство оттенков, сдержанную гармоничность, Знакомство сживописью венецианцев в внесло егопалитру насыщенность. С этим вопросом и остаётся зритель. Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. 2) Направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо. Отличающееся новизнойвосприятия жизни, Тот же не допускающий никакойидеализации реализм отличаетвыполненное несколькими годами позже ИскусствоКараваджо, своеобразием живописныхприемов, смелостью творческоготолкования сюжетов традиционных иобразов, оказало сильнейшее влияние намногих художников как в Италии, так и вдругих странах.
Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму. Влияние Караваджоиспытали такие мастера, как Рибера, Рубенс, Рембрандт. Борджанни, вернувшийся из Испании и испытавший влияние Эль Греко, был человеком пылким и восприимчивым: он с легкостью откликнулся на призыв караваджистов, не забывая, однако, предшествующих опытов. Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом. Мощные объемы близкихнатуре фигур крестьян и сатира «лепятся»здесь живописными пятнами, контрастнойсветотенью, плотно заполняя сжатоепространство крупнофигурной композиции. Благодаря низкому горизонту онивозвышаются над зрителем и приобретаютособую значительность. В живописи которой доминировали Рубене и Ван Дейк, Во не Фландрии, было благоприятного климата для распространения караваджизма. Выразительная простота жестов, Мощные контрасты света и насыщенный тени, колорит отражают эмоциональное напряжение, энергичная пластичная лепка и звучный, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см.
Изображенная снизкой точки зрения, Вся группа, как выделяется монументальныйпамятник на фоне темнойпещеры. Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте. Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо. Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»).
Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. Введение золотых фонов, Но понимание пространства, беспокойный ритм ломающихся равно линий как и скрупулезное выписывание главного и частного, дробность рисунка, все это говорит об отсутствии последовательности в художественном мировоззрении этих мастеров и тесной связи со средневековой традицией. По масштабу дарования, По разносторонности, по восприятия широте действительности Дюрер типичный художник Высокого Возрождения. Герои ван Дейка люди стонкими чертами лица, с налетом меланхолии, а порою и скрытой грусти, мечтательности. Они изящны, воспитаны, полны спокойнойуверенности и одновременно чувстванезависимости. Например, творчество итальянских художниковКарраччи и Караваджо находилось воппозиции отношению по к искусствуманьеризма, Так. Столь же материальнопередаются детали композиций: цветы ифрукты, музыкальные инструменты.
Оставаясь при этом совершенно независимым и одержимым натурализмом, Неаполитанский караваджизм возник еще до римского и развивался одновременно с ним, воплотился который в пластичном и динамичном единстве картин Дж. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 160001, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов - живописи натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж), народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция). Отсюда иповышенный интерес к реальной среде, кокружающей человека природе.
Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. Нередко натюрморт становитсясамостоятельным мотивом некоторыхпроизведений («Корзина фруктов»). Следует отметить, что натюрморт в товремя считался низким жанром живописи. Своими работами кароваджо опроверг этосуждение. Затем Браувер, работавший до того в Харлеме, переезжает в Антверпен и распространяет здесь жанровую живопись, близкую халсовской интерпретации караваджизма, продолженной Д. Тенирсом. В картине « » сюжетзаимствован из басни Эзопа, но переосмысленв современном народном духе, в традицияхфламандского искусства. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ).