Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах ряда представителей Лит. : Б. Р. Виппер, Проблемы реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв., М., 1966 С. Н. Всеволжская, Картины Караваджо и его школы в Караваджизм получил широкое распространение еще при жизни Караваджо.
Финольо, А. Ваккаро) по пути различных культурных традиций. У ряда мастеров К. выразился в поверхностном заимствованииформальных приёмов и сюжетных мотивовискусства (работы Караваджо Л. Спады, Б. 1) система средств, характерная художественных для начального этапастановления реализма в европейскойживописи 17 в. и получившая наиболееяркое воплощение в творчестве итальянскогоживописца Караваджо. Вместе с тем уже в нихпоявляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальнуювыразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», ГалереяБоргезе, Рим), аллегорическому истолкованиюсюжета непредвзятое изучение натурыв простом бытовом мотиве («Юноша скорзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим).
В центре экспозиции – хрестоматийное полотно раннего Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (1594). Она должна была привлечь фламандских внимание живописцев и наглядно продемонстрировать принципы караваджистской композиции и освещения. В ранних произведениях Караваджо заметно влияние живописи Тициана и Джорджоне, но уже видны особенные черты его стиля: сильные контрасты света и тени, стремление к натуралистическому образу человека, жесткой и энергичной лепке объемов («Лютнист», ок. 1594 «Гадание», 1594-95). Этому же влиянию были подвержены и другие художники, прошедшие другой путь развития (например, Рубене или Гвидо Рени).
Зрелые произведения К. (15991606) это монументальные покомпозиционному решению полотна, обладающие исключительной драматическойсилой. Который в 1634 назовет неким Караваджо Антихристом, Сам Кардучо, окажется под его влиянием и во многих своих картинах будет использовать караваджистскую светотень, признанным разрушить живопись. Таким образом, караваджим стал ярким направлением в европейской живописи 15 века наряду с академизмом и импрессивным барокко. Борджанни вновь приезжает в Мадрид в 1605, предварительно изучив последние римские работы Караваджо, две из которых были привезены к испанскому двору графом де Беневентом (в частности, «Распятие апостола Андрея», написанное Караваджо в неаполитанский период).
Самый полный ответ на это требование дал Рембрандт. Хронологически Испания была первой страной (за пределами Италии), открывшей творчество Караваджо. Таким образом, черты караваджизма проявились в живописи Франции и Голландии. Крупнейшая работа мастера этого периода – потолочные фрески для Дома королевы в Гринвиче. Г. хонтхорст, д, Среди зарубежныхпредставителей К. наиболее значительны:в Голландии Х. Тербрюгген.
(А. В поздних работах Караваджо на смену патетики приходят более сдержанные интонации им присущи покой и созерцательность («Успение Марии», 1605-06). Но решающим в творчестве Джентилески стал Рим, где художник познакомился с Караваджо.
Кроме того. Джентилески становится наиболее одаренным и самобытным последователем, его Одним из первых оценив новаторскую живопись своего великого друга. Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Рени и др. ван Бабюрен, Д. де Хан и В. С. де Гест, В. П. Крабет, Гоуда и П. Ф. де Греббер).
Лука Форте, Паоло Порпора и Дж. Караваджизм во Франции оказался в изоляции некоторой и бьи явлением по большей части периферийным, Таким образом, редко выходящим за рамки частной инициативы. Когда главный вопрос – что же в результате победит. К. свойственныдемократизм художественного идеала, интерес к непосредственному воспроизведениюнатуры, повышенное чувство реальнойпредметности изображения, активнаяроль контрастов света и тени в живописномрешении картины, стремление кмонументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам К. было важнойступенью в творческом развитии многихведущих мастеров 17 в. (П.
Так, романтический «веризм» Эльсхеймера создал целую школу нидерландец X. Тербрюгген по возвращении в Утрехт продолжил эволюцию караваджизма, начатую О. Джентилески и ввел в него цветовую градацию, холодную и прозрачную, воспевающую и возвышающую красоту тел и тканей, стараясь осязаемо представить реальность в ее самых соблазнительных формах. Подчёркнутый реализм в изображении предметов, караваджизма Для характерен интерес к натуре. Благодаря вывозу некоторых произведений мастера, в странах других техника Караваджо появилась еще раньше, а также благодаря римским художникам (О. Вначале неукоснительно следовавшую принципам Караваджо, Б. Руопполо в 1630-е создают в Неаполе школу натюрморта, наконец, но затем испытавшую различные влияния и, специфический создавшую местный художественный язык, просуществовавший до XVIII в. Образование Республики Соединенных провинций и последующее отделение части Фландрии от нового государства были столь же важны для художественной, как и для политической жизни. Нужно упомянуть и проблему соотношения ломбардских и пьемонтских художников (Мораццоне, Танцио да Варалло, Черано и Франческо дель Каиро) с караваджизмом. Где переплелись влияния французской живописи, в Ж. Дуффе Льеже, своим эклектичным стилем напоминает мрачное и меланхоличное искусство Валантена, голландского караваджизма и фламандского барокко. Академические теоретики, несмотря на всю их враждебность, пошли на уступки: Пачеко советует изучать рельеф, если требуется дать идеалистическую интерпретацию человеческого лица в картинах на библейские сюжеты, что является хорошей школой для молодых художников, а также тех, кто изображает рыбные лавки, «бодегоны», животных, фрукты и пейзажи (Веласкес в своих первых произведениях следовал этому совету). На следующем этапе уже брались документальные свидетельства, архивные материалы, литература, которые помогают дополнить общее видение и определить «контекст».
В Риме вокруг него работала группа французских «tenebrosi» (романтик Валантен, С. Вуз), Чекко дель Караваджо (один из немногих, кто, наряду с Мао Салини, сумел понять натюрморты Караваджо), Виньон, Т. Биго и выдающийся Мастер Суда Соломона. Караваджо в каждой картине писал самый яркий миг борьбы. Наряду с римскими художниками и лишь к концу первого десятилетия XVII в. оплот караваджизма начинает формироваться вокруг самых давних приверженцев ломбардского мастера – в этот интернациональный круг, как А. Грамматика Б. Кавароцци и такими, входили и мастера, прибывшие из других районов Италии и из-за границы. Наиболее яркими картинами этого периода являются «Призвание Матфея» (1600), «Положение во гроб» (1602-03), «Обращение Савла» (1600-01), отличающиеся драматизмом сюжетов, усложненными композициями, сдержанной цветовой гаммой и глубиной образной трактовки. А. Фальконе, мастер батальных сцен, аналогичных римским сценам из сельской жизни, стал родоначальником традиции, развитой С. Розой, последним (наряду с Л. Джордано) итальянским художником, связанным с караваджизмом.
Бабюрен, Яркими представителями этого стиля были художнки Рибер, Рембрант и Веласкес, какой то период своего творчества в направлении этом работали Рубенс. В первой половине XVII в. в Севилье и Валенсии появляются многочисленные копии с произведений Караваджо («Уверение Фомы», «Снятие с креста»). Севильские произведения Веласкеса также исполнены в духе караваджизма и не только светские («Музыкант», «Старая женщина, жарящая яичницу», «Продавец воды в Севилье»), но и религиозные композиции («Явление Марии св. странахЕвропы, оказав влияние на сложениереалистические течении во многихевропейских художественных школах (Караваджизм).
Дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо произведениями – итальянских, Пушкина, голландских и испанских мастеров, французских. ван Бабюрен, во Фландрии Т. Ромбаутс, А. Б. Спинелли. С одной стороны относительная свобода в выборе сюжета, вплоть до копирования манеры письма самого художника – с другой четко следование правилам художника по манере живописи, Стилю Караваджо свойственно основные две характеристики.
Среди наиболее значительных живописных работ Д. – «Диана-охотница» (1624-25), «Девушка с лютней» (1626), «Отдых на пути в Египет» (1626), «Нахождение Моисея» (1630). Реалистичность изображения объекта, Тем не менее последователи караваджазизма должны были следовать ряду правил, большое значение придавалось расположению тени и света на пространстве, его настоящий размер среди – которых были. Лишенный глубокого драматизма, свойственного поэзии Караваджо, но верный его правилам (в частности, экспрессии светотени), метод Манфреди привлекал тех иностранных художников, которые стремились обновить свой стиль, не затрагивая самих основ караваджизма (Н.
Подчёркнутый реализм в изображении предметов, Основные характеристики караваджизма – крупные планы, объемности достижение изображения при помощи игры света-тени стремление передать ощущение осязаемости предметов бытовая трактовка мифологических и религиозных мотивов. Чья деятельность проходила до середины века в Париже, Луи Ленен изобразил в своих светлых картинах из жизни сельской самые отверженные слои общества, напротив, людей, выполняющих повседневную работу в непритязательной атмосфере, напоминающей некоторые мотивы неаполитанского караваджизма. Среди караваджистов Бургундии упомянем лишь П. Кантона и Ж. Тасселя, которые, скорее, подражали, нежели усваивали натуралистические принципы, а также мастеров натюрморта (Боген, Стоскопфф, Луиза Муайон), в творчестве которых очень сложно выявить степень приверженности караваджизму. Караваджизм – стиль европейской живописи эпохи барокко (16 века), основанный Микельанджело да Караваджо, оказавший колоссальное влияние на становление европейской реалистической живописи. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578 – 1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656 – 1659). Обладавшей столь сильным внутренним импульсом, Возвращение Г. ван Хонтхорста в Утрехт в 1620 повлекло за собой создание в школы, частности в Харлеме, что вскоре ей удалось породить новые очаги караваджизма, Лейдене и Делфте.
Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585 – 1662) «Аллегория бренности» (ок. А. С. Который ученый пронес всю сквозь свою жизнь, Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, чьи имена еще не пользовались известностью, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев. Настоящее имя – Орацио Ломи. Начало караваджизма во Франции граничит с фламандцем Л. Финсониусом.
Так, Рибальта в своих поздних произведениях (ок. Нежели художник, Скорее знаток и коллекционер, вероятно, он в 1613 в привез Эксан-Прованс несколько копий с работ самого Караваджо и, картины неаполитанской школы. Ильдефонсу», «Поклонение волхвов»), а также портреты («Мать Хоронима де ла Фуэнте»). Повышенное чувство реальной предметности, Для Караваджизма характерны демократизм образной системы, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении материальности картины изображения, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
Венецианца К. Сарачени и немца А. Эльсхеймера, в она 1605-1606 объединила тосканца О. Джентилески. Шкрета в Чехии и др. ). Караваджизм стал для испанских художников образцом скульптурного «рельефа» (этот термин употреблял Пачеко) и новых возможностей светотеневого контраста. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). Рибальта, Д. Всласкес, Жорж де Латур). Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичнаяпластичная лепка и звучный, насыщенныйколорит отражают эмоциональноенапряжение, возникающее при неожиданномпроявлении идеально-возвышенного вобыденной жизни людей или в моментыдуховного противостояния человекавраждебному ему окружению («Призваниеапостола Матфея» и «Мучение апостолаМатфея», 15991600, церковь Сан- Луиджи деиФранчези, «Распятие апостола Петра» и«Обращение Савла», 160001, церковьСанта-Мария дель Пополо, «Мадонна диЛорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритоми прозрачной светотенью, обнаруживаютсвязь с традициями североитальянскойживописи 16 в. (Дж. Автор чудесных натюрмортов, в еще более закрытой области – Ломбардии – работал Э. Баскенис, сельский чей натурализм не лишен определенного очарования, а в Эмилии Мандзони.
Другие, как, например, Вуз идут на компромиссы, решительно отдаляющие его от караваджизма. В менее напряженной атмосфере своей страны Хонтхорст отказывается от своих мистических ночных действий при свече, которыми он прославился еще в Италии и посвящает себя веселым и занимательным сюжетам, которые с юмором будет развивать Я. ван Бейлерт и в которых сдержанная и синтетическая сила рисунка и света дополнена живой портретной характеристикой. Кроме того, благодаря своему эпизодическому характеру французский караваджизм отличается большим разнообразием, несмотря на своебразный ракурс, в котором искусство итальянского мастера предстало перед его французскими адептами: его могли интерпретировать как возможность вернуться к гуманизму и выразительной точности «примитивов», в противовес принципам позднего маньеризма, который воспринимался как наследие чужеродного стиля. Двумя работами Матиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита» – и признанным шедевром «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня (1591–1632), Северный караваджизм представлен Дирка композицией ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу». Где тенденции караваджизма значение сохраняли до конца XVII в., в Италии, Генуи и Неаполя, они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима. Об этом красноречиво говорят документы: в 1593, благодаря Борджанни, в Мадриде появились прибывшие из Севильи картины ломбардского мастера исполненные для госпиталя Консоляционе (не сохранились), а в 1600 копия композиции «Распятие апостола Петра». Среди европейских мастеров вне Караваджизма Италии наиболее значительно творчество так называемый утрехтских караваджистов в Голландии (Х. Созданных в годыскитаний по югу Италии (160610), Ряд произведенийхудожника был отвергнут заказчиками. В поздних К., работах дальнейшееразвитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненныхявлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублениемтрагизма мироощущения.
Где работал по заказам местных аристократов, в 1621 г. по некого приглашению дворянина по имени Саули мастер переехал в Геную. Можно вспомнить также и сицилианских художников (в особенности Пьетро Новелли), подверженных влиянию неаполитанских произведений Караваджо и благородного стиля Ван Дейка. Посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения и индивидуальный художников, почерк Таким образом. Однако одним из последствий распространения стиля Караваджо стало появление ряда формальных требований (натурализм изображение фигур в натуральную величину, падающий свет, экспрессия светотени) и иконографических тем (сцены в таверне игра на лютне, гадалки), принятых и введенных в употребление многочисленными итальянскими и иностранными художниками, которых назвали «караваджистами» (хотя у ломбардского мастера никогда не было желания создавать собственную школу). В 1621 Я. Янсенс возвращается из Рима достигает и в Генте высокого реалистического мастерства. Призыв к свободе, брошенный Караваджо, не мог найти более благодатной почвы: первым, кто ответил на этот призыв, был Тербрюгген, который после своего пребывания в Риме (1604-1614), где он поддерживал тесные отношения с О. Джентилески, Сарачени и Манфреди, положил начало голландскому караваджизму в Утрехте.
Он писал жанровые картины с детальным изображением предметов и образами молодых людей, сделав своим героем человека из толпы. Многие художники после путешествия в Рим и знакомства с караваджизмом, как правило, меняли свой стиль, подчиняясь моде (например, Г. Сегерс, которого иногда пугают с Манфреди или Ромбоутс, чей караваджистский период относится, скорее, к истории итальянской живописи, нежели фламандской). Из давних источников известно, что очень скоро в среде римской аристократии родилась караваджистская «партия», которая стремилась к более непосредственному художественному языку, к более конкретной трактовке изображаемого сюжета. Сформировавшихся в русле маньеризма, Его пример оказал решающее воздействие на многочисленных второстепенных мастеров, например, как, генуэзец Д. Фьязелла, который в 1618 в начал своем городе традицию караваджизма.
Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. Работавших в атмосфере римского караваджизма, Возвращение в родные города художников, практически не вызывало в других районах какихлибо Италии крупных вспышек караваджизма. Где тенденции Караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 в. и особенно сказались в живописи Рима, в Италии, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило творчестве в О. Джентилески, Генуи и Неаполя. Самый яркий представитель тулузской школы, Н. Турнье создавал объемы с помощью светящегося белого цвета, который, по выражению Р. Лонги, «затмевает краски Сурбарана». Рядом с основателями движения здесь работают и северные художники (в частности, Г. ван Хонтхорст), без которых было бы трудно объяснить сложность итальянского караваджизма и его преждевременное разделение на бесчисленное множество тенденций иногда совершенно отличных друг от друга. Манфреди и др. ). Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С.
С этим вопросом и остаётся зритель. Привлекая испанских художников своей пластической мощью и эпическим реализмом, в Но каком-то смысле он сосуществовал с этими новыми направлениями. Уставшие от маньеризма испанские художники были особенно предрасположены к тому, чтобы придать широкий размах «героическому популизму» Караваджо. В 1620-е Фландрия, Кроме того, вероятно, куда, вернулся Свертс после своей поездки в и Рим до того, как он покинул Европу, узнала удивительный феномен ван Лона, которого считают своеобразным фламандским Серодине. Сыном основателя валенсийской школы, Две из них исполнены были Хуаном де Рибальтой, но, художника очень одаренного, к сожалению, рано умершего.
Наряду с нотамискорбной отрешённости в них проявляетсядух возвышенного стоицизма («КазньИоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта «Погребение св. Борются, Так как внутри картины эти противоречия не могут оставаться неузнанными они – сталкиваются и мы видим именно это. В собрании адмирала Энрикеса де Кабреры была картина «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ныне – Мадрид, Кор. Манфреди был единственным приверженцем Кроме караваджизма, того, противостоявшим презрению академии и зарождающегося барокко. А век спустя такие пейзажисты, Вскоре его примеру последовали веронцы М. А. Бассетти А. Турки и как Беллотто и Каналетто. После 1620 наиболее последовательные караваджисты покидают Рим, где остается мало независимых художников: Валантен, Галли (прозванный Спадарико) и Серодине д'Аскона, ошеломляющий модернизм которого предвосхищает некоторые находки последующих столетий. Великого и очень испанского по своему мироощущению мастера, Помимо Риберы, вся прогрессивная испанская развивалась живопись в 1620-1635 в русле караваджизма, но восходящего в своем творчестве к Караваджо и Италии.
Цветовая гамма тяготеетк тональному («Поклонениепастухов», 1609, Национальный музей, Мессина), единству Свет впоздних картинах К. становится мягкими вибрирующим. Его характерными чертами является умиротворенный и нередко веселый реализм и вместе с тем четкая психологическая характеристика персонажей (портреты) и ситуаций (интерьерные сцены), которая предполагает заимствование отдельных мотивов из традиционного нидерландского натурализма. Многое строится на резком непримиримом контрасте. Он с легкостью откликнулся на призыв караваджистов, однако, предшествующих опытов – вернувшийся из Испании и испытавший влияние Эль Греко, не Борджанни, забывая, был человеком пылким и восприимчивым. В 1629, накануне своего первого путешествия в Рим, Веласкес интерпретирует тему Вакха в духе насмешливого плутовского реализма, который завоевал симпатии публики, назвавшей картину «Los borrachos».
Янсенс, во Франции Ж. Валантен, С. Вуз, в Испании Х. Рибера, в Германии А. Эльсхеймер. Тоскана служит тому примером: несмотря на пребывание при дворе Медичи А. Джентилески (дочери и ученицы Орацио Джентилески), которая в 1610-е создала здесь свои лучшие произведения и несмотря на живой интерес Медичи к таким художникам, как Караччоло (во Флоренции в 1617), Хонтхорст и Манфреди, чьи многочисленные картины были приобретены в 1620, – интерес к караваджизму появился лишь в провинции, куда из Рима вернулись О. Риминальди (в Пизу в 1626) и П. Паолини (в Лукку), где сочетался, однако, с маньеризмом, например, в творчестве сиенцев Ф. Рустичи и Р. Манетти. Б. Караччоло. в Италии) и барокко (К. Безусловно, Ведь всё это образовалось не сразу Предварительная работа над изучением той или иной картины, предполагает индивидуальный ней к подход.
В 1610-е в Риме появляется караваджизм уже в собственном смысле этого слова. Направление в европейской живописи 17 в., Караваджизм итальянского художника конца 16 – начала 17 вв, последователями представленное Караваджо. Что в определенной культурной и социальной сфере он требованиям отвечал обновления, проходило тем более эффективно и в особенности индивидуализации восприятия и отказа от традиционных норм и правил. Благодаря Рибере неаполитанский натурализм развивался в сторону светового эклектизма Б, Каваллино и М. Станционе, академизма А. Джентилески (в Неаполе с 1630), эмпирического люминизма Ф. Фракандзано, Ф. Гварино, Б. Пассанте, Дж. Воздействие отдельных приёмов сказалось Караваджо также в работах ряда представителей академизма (Дж. Тем более не укорененных в большую традицию, Благодаря двум по ездкам Караваджо в Неаполь местная живопись своих лишилась провинциальных черт. Тулуза превратилась в очаг свободной интерпретации (со строгим следованием сугубо французской концепции) метода Манфреди и тосканских экспериментов, которые особенно ясно чувствуются в творчестве Шалетта и Ги Франсуа из.
Полемизируя с художественнымиконцепциями маньеризма и академизма, К. Северный караваджизм представлен композицией Дирка ван Бабюрена (1595–1624) «Взятие Христа под стражу», двумя работами Матиаса Стомера (1600–1650) – «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита» – и признанным шедевром «Отречение святого Петра» Валантена де Булоня (1591–1632). Картины круга Караваджо – произведения итальянских, французских, голландских и испанских мастеров.
На этом фоне караваджизм выглядит очень естественно. После встречи с герцогом Савойским в 1624 г. он в перебрался Париж и работал при дворе Марии Медичи. Хотя в ряде случаев оно и неявлялось прямого результатом воздействияискусства Караваджо и его последователей (Ф, П. Рубене, Рембрандт). Который придал лучшим достижениям французского караваджизма привкус архаики, Этот возврат к традиции, он обезопасил караваджизм французский от всевозможных компромиссов и позволил ему развернуться во всей полноте, не был реакционным напротив, что можно сравнить лишь с Сурбараном или с самыми последовательными итальянскими караваджистами. В этом – вся суть Выставка, организованная в ГМИИ им. Голландия, в самом деле, сразу же принялась создавать национальное искусство, освобожденная гнета от католицизма контрреформации, учитывавшее разнообразные аспекты повседневной жизни и требования процветающей буржуазии.
К этой области принадлежат также итальянизирующие пейзажи, связанные с художниками бамбоччанти (например, Пуленбург, Бренберг, Сваневелт или Берхем) и интерьерные виды, созданные Терборхом, Стеном, П. де Хохом и, в особенности, Вермером, поэтом камерного освещения. Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Ранние произведенияК. Её особенности, Сначала Лонги анализировал отдельно какую-то а работу, уже потом можно было дальше расширять эти рамки, затем рассматривал её в рамках всего творчества художника, находя или параллели или отклики в творчестве других мастеров. Тербрюгген, Г. Хонтхорст и др. ), а также Х. Риберы в Испании и А. Эльсхаймера в Германии.
Маньеристический стиль Бронзино Понтормо и – Первоначальное влияние на художника оказала флорентийская школа. Его привлекает образтесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственнойблизости и душевного тепла, К. обращается теме к одиночества людей вогромном мире. Чье творчество представляет собой одно из самых высоких проявлений европейского караваджизма первого десятилетия XVII в. В 1620 из Рима в Неаполь прибывает X. Рибера, Б. Караччоло, но и направляет Караччоло учеников (П, который не только развивает караваджистский реализм. В живописи которой доминировали Рубене Ван и Дейк, Во Фландрии, не было благоприятного климата для распространения караваджизма.
Однако и сам Рубенс был большим поклонником Караваджо: при его содействии после 1б17в Антверпен была доставлена картина итальянского мастера «Мадонна с четками», которая часто считалась барочной работой. Произведения этих художников, обычно причисляемых к маньеристической традиции, в некоторых случаях обнаруживают, хотя и очень умозрительно, реалистическое видение, апеллирующего к караваджизму. О. джентилески, Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в О. Борджанни, творчестве Дж, К. Сарачени. А рядом – работы его первых последователей, Орацио Борджанни (1578–1616) и Карло Сарачени (1570–1620).
1625, «Евангелисты и святые», монастырь Порта Коэли) смело использует светотень, вероятно, под влиянием своего сына Хуана (влиянием, которое восходит к Италии). илл. ), Пинакотека, Ватикан «СмертьМарии», около 160506, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократическиххудожественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонниковофициального искусства. Уже после Второй мировой войны и впоследствии, что необходимо анализировать не саму только картину, в среде историков искусства возникло чёткое понимание, но и концепт тоже. Но тем и интересна данная экспозиция, Интернациональный караваджизм – как отдельное будто явление, что она раскрывает перед зрителем масштабы влияния Караваджо на мировое изобразительное искусство.
У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др. ). Ряд произведенийхудожника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годыскитаний по югу Италии (160610), дальнейшееразвитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненныхявлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублениемтрагизма мироощущения. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др. ). Что речь идет о произведениях видных мастеров, Это тем более увлекательно, Караччоло, таких Анджело как Карозелли, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Каталонца по происхождению, к этому направлению отнести можно и зрелое творчество Рибальты, а позже обосновавшегося в Валенсии, но сформировавшегося в Кастилье. Как Строцци и Ассерето, Влиянию этого направления оказались подвержены и такие яркие художники, а также пьемонтцы Д. Вермилио и Н. Муссо, у которых интерес к реалистическим деталям существовал и барочный в период их творчества, художники скромные, но искренние в своем желании передать самые человечные и эмоциональные оттенки движения.
Народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующейсистемы жанров и вносит вклад в созданиеновых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, ПинакотекаАмброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж), в воплощает античном сюжетепразднично-игровое. Ренье, Р. Турнье, Д. ван Бабюрен). В Харлеме пример Хонтхорста решающее окажет воздействие на раннего Ф. Халса и его ученика Ю. Лейстера.
Следуя примеру правящих римской кругов аристократии, Уже в начале XVII в. французский двор, получившего официальный статус в 1648, принял идеалы классицизма, когда была создана Кор. Венецианские – Рубенса Ван и Дейка, После 1635 караваджизм был принят и превзойден по всей Испании за ним последовали новые влияния. В Голландии – X. Тербрюгген, во Фландрии – Т. Ромбаутс, Бабюрен, Д. ван А. Янсенс, во Франции – Ж. Валантен, в Испании – Х. Рибера, в Германии – А. Эльсхаймер – Г. Хонтхорст, Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны.
Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др. ). Оверни. Оставаясь при этом совершенно независимым и одержимым Неаполитанский натурализмом, караваджизм возник еще до римского и развивался одновременно с ним, который воплотился в пластичном и динамичном единстве картин Дж. Но заветы Караваджо в том виде, в каком они были восприняты Тербрюггеном или Хонтаорстом, М. Свертсом или «малыми голландцами», последователями Эльсхеймера, дали свои лучшие результаты в области, которую А. Муар назвал «периферией» караваджизма и где опыт ломбардского мастера сохраняет целостность своей преобразующей силы и требует новых исканий. Где действие переносится в современную жизнь, Для зрелого творчества художника характерно обращение к сюжетам, религиозным а образы святых и апостолов пишутся с грубых крестьянских типов. Стомер и Прети после изучения Риме в произведений Караваджо и его соперников покидают этот город и продолжают свои искания в области световых и натуралистических эффектов.
Религиознаякартина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», ГалереяДориа-Памфили, Рим). Важно понять то, как же складывался метод изучения, по каким тропам шёл исследовательский поиск. В Луневиле Жорж де Латур познакомился с караваджизмом, возможно, благодаря Леклерку и, особенно, Тербрюггену и Хонтхорсту (напомним также, что в те годы картина Караваджо «Благовещение» находилась в соборе в Нанси). Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575 – 1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.
Кроме того, они были подготовлены к встрече с ним двумя предшествующими волнами реалистической и светотеневой живописи, расцвет которой современные испанские исследователи датируют 1570-1600: ночная пастораль, зародившаяся в Венеции (поздний Тициан и, особенно, Бассано), представленная Наваррете в Эскориале, Эль Греко в Толедо и развитая в творчестве Орренте в начале XVII в. и линия, берущая свое начало в Толедо около 1600 в очень пластичных произведениях Луиса Тристана, независимого последователя Эль Греко и Санчеса Котана (главным образом, в его натюрмортах). Родился в Пизе. Ривальц). переехал в Рим, где создал большинство своих работ. Что исторически её окружало в период создания, То есть нужно брать для изучения ту или работу иную в связи с тем и учитывать все эти составляющие в целом. музей старинного искусства) переживает кризис резкой светотени.
Подсчитывающий собранные деньги как раз в тот момент, Матфея» мытарь Матфей как выглядит заурядный горожанин, когда Иисус призывает его к себе в ученики. И о художнике, Только тогда возникает у исследователя объективное представление и об отдельном произведении, если разобраться и об и эпохе направлении – Здесь, нет противоречий. Вместе с Леклерком он обогатил темную палитру Караваджо теплыми венецианскими тонами и смягчил строгую поэтичность душевными интонациями и лирическими пейзажами – заимствованными у Склонность Эльсхеймера, Сарачени к французам общеизвестна. Либерилизовал многие догмы, отказался Художник от некоторых традиционных правил живописцев того времени. Изысканная холодная световая гамма, Работам художника присущи больше лиризм и утонченность, мощь чем и бескомпромиссный натурализм Караваджо.
Который по возвращении из Возрождение Рима, неаполитанского караваджизма граничит с именем Маттиа Прети, примирил караваджизм с избыточным барочным воображением, где он жил в 1630-е. И такая позиция формирует динамику творчества этого художника в целом и каждой работы его в отдельности. О. джептилески, Наиболее оригинальное исамостоятельное наследиеКараваджо преломление получило в творчестве О. Борджанни, К. Сарачени, Дж. А вслед за ним и Леклерк, Сарачени, совершив перед сентиментальное этим возвращение в прошлое, закончит свою жизнь в Венеции. Работавший до того в Харлеме, Затем Браувер, близкую халсовской интерпретации караваджизма, переезжает в Антверпен и распространяет здесь жанровую продолженной живопись, Д. Тенирсом. В те же годы в Риме Бартоломео Манфреди, безусловно менее оригинальный, но наделенный податливым и пластичным талантом художник, распространял принципы караваджизма, переводя их на более высокий уровень, аллегорический и символический или развивая «жанровые сцены» в духе светских развлечений, которые в меньшей степени вызывали неприятие у теоретиков «bello ideale» и были высоко оценены коллекционерами.
Этот не самый главный аспект караваджизма сыграл решающую роль в развитии голландских интерьерных сцен, благодаря творчеству таких художников, как римлянин Черкуоцци и фламандец Свертс, который, однако, был личностью очень независимой и не работал в рамках «бамбоччанти». В творчестве Караваджо всегда существует бинарная позиция между прекрасным и ужасным, – Вы правы, между светом и тьмой, между и благородным низким. Борджанни, Л. Финсон), которые стремились обнародовать соответственно в Испании и во Франции новое поэтическое видение. Где тенденции К. сохраняли своё значение до 17 конца в., они проникли во все значительныехудожественные центры и особенно сильносказались в живописи Рима, в Италии, Генуи иНеаполя. Б. Караччоло. Историю римского караваджизма завершает группа «бамбоччанти», образовавшаяся вокруг гояланда П. ван Лара (прозванного Бамбоччо), которого интересовали прежде всего забавные стороны народной жизни, столь важной и для самого Караваджо.
Но в целом всё складывается поэтапно. К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописнаясистема К. Ярко освещенный лучом светапередний план картины выделяется напогруженном в густую тень фоне, чемдостигается подчёркнутая оптическаянаглядность изображения и создаётсявпечатление его непосредственнойблизости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). 2) Направление в европейскойживописи 17 в., представленное последователямиКараваджо.
Свет впоздних картинах К. становится мягкими вибрирующим, цветовая гамма тяготеетк тональному единству («Поклонениепастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Эта традиция продолжает существовать и на рубеже XVII и XVIII вв. Энергичнаяпластичная лепка и звучный, Мощные контрасты света тени, выразительная и простота жестов, возникающее при неожиданномпроявлении идеально-возвышенного вобыденной жизни людей или в моментыдуховного противостояния человекавраждебному ему окружению («Призваниеапостола Матфея» и «Мучение апостолаМатфея», насыщенныйколорит отражают эмоциональноенапряжение, 15991600, церковь Сан- Луиджи деиФранчези, «Распятие апостола Петра» и«Обращение Савла», 160001, церковьСанта-Мария дель Пополо, «Мадонна диЛорето», около 160306, церковь Сант-Агостино, все в Риме «Положение во гроб», 160204 (см. Многие художники принадлежали к утрехтской школе были и более или менее ревностными последователями Караваджо и итальянского караваджизма (Д.
Которые поразительно поняли искусство Караваджо, Особо нужно отметить двух художников, не будучи с ним непосредственно знакомы, по всей вероятности, поскольку не в ездили Италию. Академия. Удивительной воздушностью его полотен, Английский королевский двор и частные коллекционеры высоким восхищались мастерством художника. дворец).
Проникнутые духом караваджизма и несколько перегруженные в его воплощении, Да и его собственные произведения, путешествовавших Рим, в оказали решающее влияние на выбор французских художников. В свою очередь, Сурбаран между 1627 (когда он внезапно стал знаменитым, благодаря своей картине «Распятие» из ц. Сан-Пабло в Севилье, той самой, которую принимали за скульптуру в полумраке решетчатой капеллы) и 1633 (когда он создал цикл «Апостолом», Лиссабон, Нац. Воздействие отдельных приемов Караваджизма также ощутимо в работах некоторых мастеров академизма (Г. воплощает в античном сюжетепразднично-игровое, народное начало («Вакх», 159293, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующейсистемы жанров и вносит вклад в созданиеновых видов живописи - натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, ПинакотекаАмброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Своим проникновением в натурализм Венецию Караваджо обязан не столько ему, Впрочем, чувственному и увлеченному колористу, сколько римлянину Д. Фетти испытавшему влияние О. Борджанни. Параллельно в Антверпене развивался мощный стиль Йорданса.
Что каждую картину следует рассматривать как отдельную концепцию, – самом На деле представление о том, относится к первому этапу развития критики художественного творчества. Где выполнял заказы титулованных особ страны, с 1626 г. художник жил в Англии, которых среди были Карл I и герцог Бэкингем.