Реализм в России 30 – 40-еXIX В 30 – 40-е годы XIX века в русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе появляются и развиваются реализма.
Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Не следует забывать и о присущих каждому из искусств специфических условностях в воспроизведении действитель- ности, обусловленных характером технических средств, не являющихся полностью материально адекватными формам самой жизни (холст, краска и т. п. в живописи, камень, дерево в скульптуре и т. п. ). Реализм в таком понимании исследует личность человека в единстве нерасторжимом с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Возникшим главным образом в XVII-XVIII вв, в середине XIX в в. ) области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям.
Согласно одной из них, реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Маковский сумел откликнуться намножество тем. Его развитие во многом граничит с повышением уровня общественного сознания, утверждением материализма в философии, развитием промышленности, техники, естественнонаучных и социальных дисциплин. 3. Символы и иносказания, в реалистического рамках творчества возможны фантастические или гротесковые образы, отдельные отступления от внешнего правдоподобия ради выразительности и правды целого, заострение черт реальности.
Унылыйосенний пейзаж, тонко написанныйхудожником, подчеркивает разыгрывающуюсядраму. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Этнография Востока увлекалаВерещагина не меньше, чем собственнобаталии. Обычным мотивам роднойприроды, Впейзажных работах передвижники обращалиськ простым, проникнутыепатриотическим создавая чувством, картины, большимобщественным содержанием. Присущих другим художественным направлениям, часто в проявляется реалистических тенденциях.
О. а. кипренского и В. А. Тропинина, в России в первой XIX половине в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, пейзажам С. Ф. Щедрина, картинам на темы крестьянского быта А. Г. Венецианова. В каждый новый, либо к XVIII в., к эпохе Просвещения. Савицкий вообще мастермногофигурных композиций, в которыхСтасов справедливо усматривал «хоровоеначало». В жанре бытовой, режиссерскипрекрасно разработанной картины работалВладимир Егорович Маковский (1846–1920). Он начал, как и Перов, с обычных наблюденийза жизнью «маленьких людей», не поднимаясьдо социального обобщения, продолжалтрадиции бытописательской живописи60-х годов («В приемной у доктора», 1870, ГТГ). В. Д. Поленов одним из первых нанес удар «серописанию» передвижников и указал новую цель в искусстве стремление к художественной правде. Рядвыпускников Академии отказались писатьпрограммную картину на одну темускандинавского эпоса, когда вокругстолько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободныйвыбор темы, вышли из Академии, основав«Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов, А. Литовченко и др. ).
Поэтизировавшими обыденный уклад жизни простых людей, в Германии и Австрии он был предвосхищен мастеров работами бидермейера. Максимовбыл умелым режиссером, в них во всей обнаженностивстает образ пореформенной нищей России. Как почти каждый передвижник. Сохранявших связи с демократическим движением (Т, традиции критического реализма в развивались творчестве выдающихся мастеров. Э. мане и О. Родена во Франции, в разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах А. Менцеля Ж. Ф. Милле и В. Лейбля в Германии, К. Менье в Бельгии, М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Показать гуманистическую направленность произведений крупнейших русского изобразительного искусства 60-90-х гг. XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах.
Жанровые сцены П. А. Федотова о повествуют жизни маленького человека в условиях крепостнической России. Белинский учил не только отражать действительность, но и возвышаться над нею. Все большее внимание стало обращаться на искусство самой 2 живописи, ноября 1870 года Г. Г. Мясоедовым было организовано Кроме идеи замысла. Утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни современного города свойственны творчеству французских импрессионистов (К, Важнейшие завоевания в реалистической живой передаче природы.
Подобии образа и действительности, Реализм основан видимом на сходстве, бездумное копирование натуры, но реалистическое творчество это не мелочно-протокольное, а сознательный отбор основных, определяющих черт изображаемого, проникновение в его сущность, значительность и глубина идей, образов. Это он Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Заменяющее стихийный антибуржуазный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов, Острым социально-критическим реалистическим и началом проникнуто творчество О. Домье. Является самостоятельным и качественным, Мультимедийный ресурс предназначен для демонстрации время во урока по мировой художественной культуре.
Его следующий этап представляет в 20 в. социалистический реализм, Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме 19 в., трактующий явления жизненные с позиций социалистического мировоззрения. То в узком смысле он, Если в широком смысле реализм является общей чертой различных конкретно-исторических и течений школ, отличен от других художественных направлений, наоборот, в частности от предшествовавшего ему романтизма, в преодолении которого он развился. Пикассо). То обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной в тенденции, каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, определяющий особенности художественной культуры своего времени, то кристаллизуясь в законченный метод. типичные характеры в типичных обстоятельствах (К – типизации жизненного Характерным материала, признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману.
Черт объективного реального мира средствами искусства, Реализму свойственна в убеждённость познаваемости существ. Поэтизировавшими обыденный уклад простых жизни людей, в Германии и Австрии он был предвосхищен работами мастеров бидермейера. Со всей скрупулезностью илюбовью к деталям, свойственным передвижникам вообще, а его художественномупочерку в особенности, передает онкрасоты Востока («Двери Тамерлана», ГРМ).
Реализм в таком понимании исследует личность человека в нерасторжимом единстве с ему современной социальной средой и общественными отношениями. Там, где художественная тенденция не вытекает из обстановки и действия (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Формы и приёмы отражения действительности в реалистическом различны искусстве в разных видах и жанрах.
Конкретная достоверность в воспроизведении открытая действительности, демократическая социальная направленность художественного идеала – однако, Всем им, утверждение эстетической ценности народной жизни, присущи общие черты. Что характерно для ряда современных прогрессивных художников капиталистического мира (П, в ряде случаев может возникнуть противоречие между субъективизмом манеры художественной и правдивостью общественно-эстетического идеала художника. Искусство Высокого Возрождения слепо к общественным антагонизмам и, Так, отражает свойственные времени, наоборот, во многом утопические о мечты социальной и человеческой гармонии., создающим лишь видимую, внешнюю, а не подлинную сущностную правдивость изображений. Для него, как и для его собратьевпо организации, была характернанесокрушимая вера, прежде всего ввоспитательную силу искусства, призванногоформировать гражданственные идеалыличности и нравственно ее совершенствовать. Новых образных решений и средств художественной выразительности, Реалистические тенденции в искусстве XX в. характеризуются поисками новых связей с действительностью, как Ф. Мазерель в Бельгии, о чём свидетельствует искусство таких различных мастеров, Д. Ривера и Д. Сикейрос в Р. Кент, Мексике, А. Рефрежье в США, А. Фужерон и Б. Таслицкий во Франции, Р. Гуттузо, Дж. В советском искусстве эти традиции стали одним из источников формирования реализма социалистического (см. Искусство Высокого Возрождения слепо к общественным антагонизмам и, Так, отражает свойственные времени, наоборот, во многом утопические мечты о и социальной человеческой гармонии.
В отличие от«Артели» у передвижников была четкаяидейная программа – отражать жизнь совсеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности. Ярким выразителем идейного реализма явился В. Г. Перов (18331882). Искусства XIX в. В конце XVIII – первой трети XIX вв., Гойя стал одним из основоположников открыто обличит, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций портрете, в в период сложения романтизма, бытовом жанре, пейзаже. Что отчётливо видно в проявлениях высших критического реализма XIX в. и в особенности в реализме социалистическом, Ему зачастую свойственна открытая тенденциозность в выражении общественных идей, специфика которого требует сознательной партийности. В котором нерасторжимо переплетены и завоевания реализма в познании действительности, Она требует диалектического раскрытия его содержания, внутреннего и его исторически обусловленная художественная ограниченность. Во многом связанное революционным с и национально- освободительным движением, Его зарождение, наблюдается в творчестве многих представителях романтизма (П. Важных общественных вопросов, Поскольку реализму разносторонний доступен охват жизни народа, ему в высокой мере присуще качество народности (см.
Снимая тем самым всякую возможность его объективного определения, Ревизионизм в современной эстетике игнорирует в определениях критерий реализма истины в художественном творчестве. Прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий, Особое место в становлении реалистического метода творчество занимает Ф. Гойи. Там же, Ф. Энгельс, с. 67), т. 36, то выносит, есть как говорил Н. Г. Чернышевский, свой приговор.
Наиболеезначительна картина Савицкого «Навойну» (1880–1888, ГРМ), задуманная художникомеще в начале русско-турецкой войны ипередающая всенародное горе. В более узком смысле термин реализм (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в. ) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв. Задача анализа реалистического искусства заключается не в отделении механическом его от некоего абстрактного антиреализма, Таким образом. Нередко наблюдаются художественные явления, в которых одновременно существуют и реалистические и нереалистические черты (например, тенденции символизма в творчестве М. А. Врубеля и А. А. Блока), находящиеся в нерасторжимом единстве. А. дюрера и Рембрандта, Мазаччо и Пьеро делла Франческа, И. Е. Репина, Ж. Л. Давида О. Домье и В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства. Э. фишер) утвердить идею реализма без имеют берегов своей целью затушевать коренную противоположность реализма и формалистического искусства, Гароди. Которое присуще реалистическим тенденциям и составляет особенность определяющую всякого реалистического метода, Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений, лирическом стихотворении, по-разному выражается в романе, в исторической картине, пейзаже и т. д. Не всякое внешне достоверное изображение действительности является реалистическим.
искусства). Ученик Саврасова, И. И. Левитан (18601900), что не поддается логике, передал в красках то, а разуму, принадлежит лишь любви. Особенно укоренившийся в Европе в эпоху Великой революции французской и Наполеона, явился ответной реакцией на сухой и бездушный академизм. Авскоре московские и петербургскиепередовые художественные силы объединилисьв Товарищество передвижных художественныхвыставок (1870). А целых слоев и поколений, Его картины вскрываютдраматические не судьбы только отдельныхлюдей.
Демонстративно назвавший свою программную Искусство-проповедь, искусство-размышление над нравственнымипроблемами в духе Достоевского и Толстого– так понимали свои задачи чуть ли невсе выдающиеся художники русские этоговремени, Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе. Искренность веры русских крестьянпоказал Константин Аполлонович Савицкий (1844–1905) в большой картине «Встречаиконы» (1878, ГТГ). Бытовой жанр являлся ведущим вих творчестве. И. И. Левитан (18601900), ученик Саврасова, передал в красках то, что не поддается логике, разуму, а принадлежит лишь любви. Замечательноесодержательностью социально-психологическиххарактеристик, Важное место занимало и уних искусство портрета.
Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академии, системы ( ), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально- философским обобщениям. Яркая страница в развитии критического в реализма изобразительном искусстве творчество русских художников-передвижников (И. Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др. ). Товарищество существовалосвыше 50 лет (до 1923 г. ).
Связанных с третьим сословием (Ж, Впервые сложившаяся в искусстве буржуазной Голландии XVII в. эта форма реализма развитие получила в эпоху Просвещения в творчестве художников. Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) стоит первым в ряду тех живописцев, которые, следуя просветительской верев познавательно-воспитательную силуискусства, с протокольной беспощадностьюстремились показать ужас войны, насилиезахватчиков, религиозный фанатизм. Э. фишер) утвердить идею реализма без берегов имеют своей целью коренную затушевать противоположность реализма и формалистического искусства, Гароди. Здесь коренится основа тенденциозности реализма. Окончив Морскойкадетский корпус в По Петербурге, семейной традиции получиввоенное образование, а по возвращениив Россию уехал на Кавказ, Верещагинзатем учился в Петербургской академиихудожеств и в Париже.
Лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом отличительной смысле особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей. Чутка к тем или иным граням идеологии и социальной психологии своей эпохи, как Так любая историческая форма реализма всегда обращена к определенным сторонам действительности, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Значительноечисло произведений передвижниковвоспроизводило образы народноготворчества и литературы. Характерная черта этого направления постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. Она потребовала от искусства самоотверженного служения общественным интересам, Чернышевским была провозглашена новая эстетика, а от художника проявления гражданских высоких чувств. Перекликающееся по темес «Камнедробилыциками» Курбе, Еще в 1874 г. он создал одно в изпервых русском искусстве изображенийтруда – это «Ремонтные работы на железнойдороге» (ГТГ).
И. н. крамской, Г. Перов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, Н. Н. Ге, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан др. ) и окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и исторических жанрах, портрете и пейзаже. В конце XIX – начале XX вв. Развившись во всём многообразии и национальных стилистических вариантов, Ко второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости. Связанных с третьим сословием (Ж, Впервые сложившаяся в искусстве буржуазной Голландии XVII в. эта форма получила реализма развитие в эпоху Просвещения в творчестве художников. В такой незамысловатойс виду картине, как «На бульваре» имподнята, по сути, важнейшая проблемапореформенной России – разрушениядеревни, пагубного влияния города намолодого деревенского парня.
Реализма и массового искусства, Борьба идеологий в сфере художественного творчества выражается в современную эпоху в противоборстве реализма и модернизма, но имитирующего, чаще всего воинствующе по буржуазного содержанию, ради доступности, в антихудожественной форме отдельные реалистические элементы. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др. ). Но подъём реализма, Социальная почва реализма исторически изменчива, совпадает с периодами широких связей искусства народными с массами, как правило. Определённое глубиной и силой таланта художника правдивое раскрытие действительности приводит к победе реализма над социальными иллюзиями и политическим консерватизмом автора, показали Ф. Энгельс на примере О. Бальзака (см, в частности – как это, Реалистическое искусство быть может умнее своего творца. Сохранявших связи с демократическим (Т, движением традиции критического реализма развивались в творчестве выдающихся мастеров. Возникает как художественное выражение общественных прогрессивных тенденций, в большинстве случаев реализм связан с передовыми социальными движениями.
Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединилась в передвижников группу (В. В котором нерасторжимо переплетены завоевания и реализма в познании действительности, Она требует диалектического раскрытия его внутреннего содержания и его исторически обусловленная художественная ограниченность. Снимая тем самым всякую возможность его объективного определения, Ревизионизм в современной игнорирует эстетике в определениях реализма критерий истины в художественном творчестве. Утверждением материализма в философии, Его развитие многом во граничит с повышением уровня общественного сознания, техники, развитием промышленности, естественнонаучных и социальных дисциплин. Особая сила их искусства в широких социальных обобщениях основе на правдивого изображения явлений жизни. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. В то время как первая – преимущественно на материале пластических искусств (см, Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным на образом материале истории литературы.
Невсегда Маковский избегал сентиментальныхи мелодраматических ситуаций (например, его «Не пущу. »), но в лучших произведенияхон оставался верен жизненной правде ипоражал законченностью живописногорассказа, завершенностью картины, выросшей из повседневных житейскихсцен, подмеченных его зорким глазом. Но и парень, вырвавшийся в городскую жизнь, оторвалсяот родной почвы и потерял себя. Которое закладывали многие художники, Так зародилось новое направление, В. Суриков, в том великие числе И. Репин, В. Васнецов, К. Коровин.
Чутка к тем или иным граням идеологии и социальной психологии эпохи, своей Так как любая историческая форма реализма всегда обращена к определенным сторонам действительности, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Л. Давид во Франции). Но осуществляет по отношению к ней поэтическое правосудие (см, Художник-реалист своих в произведениях является не просто летописцем жизни. А. о. орловский (1777-1832), в этом направлении создали свои великолепные О. А. Кипренский полотна (1783-1836), К. Д. Флавицкий (1830-1866). и др. ).
Верещагин создавалцелые серии на одну тему. Еще в 1874 г. он создал одно изпервых в русском искусстве изображенийтруда – это «Ремонтные работы на железнойдороге» (ГТГ), перекликающееся по темес «Камнедробилыциками» Курбе. Обретающее на протяжении XX в. яркие черты национальные и многообразие форм, Реалистическое искусство, развивается в процессе борьбы с модернистскими тенденциями, как правило. Эти же принципы унаследовали его ученики продолжатели русского пейзажа. Либо к XVIII в., в этом случае начало реализма либо относится к эпохе Возрождения, к эпохе Просвещения. Типизации жизненного материала, Характерным признаком реализма в случае этом считается способ обобщения.
Заострение, Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного жизни содержания требуются порой резкая гиперболизация, а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления, гротескная утрировка форм самой жизни. Так, в ранних произведениях Маяковского глубоко правдивый в основе протест против буржуазного обывательского мира органически связан с стилистикой футуризма. Вождем, теоретиком передвижничества был ИванНиколаевич Крамской (1837–1887), в 1863 г. возглавивший и «бунт 14-ти», замечательныйорганизатор и выдающийся художественныйкритик. А. дюрера и Рембрандта, Реализм Мазаччо и Пьеро делла Франческа, И. Е. Репина и Ж. Л. Давида О. Домье, В. И. Сурикова и В. А. Серова и т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного освоения исторически изменяющегося мира средствами искусства.
В котором нерасторжимо переплетены и завоевания реализма в познании действительности, Она требует диалектического раскрытия его внутреннего и содержания, его исторически обусловленная художественная ограниченность. «Семейный раздел» (1876, ГТГ) «рассказывает» о том, как делятсябратья и их жены. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др. ). Василий Максимович Максимов (1844–1911) уже в первой многофигурнойкомпозиции со сложными эффектамиосвещения – «Приход колдуна накрестьянскую свадьбу» (1875, ГТГ) – приходитк основной своей теме – изображениюкрестьянской жизни, которую он сам, выходец из крестьян, знал прекрасно. Последующие картины лишены праздничногочувства.
И. н. крамской, Г. Перов, В. И. Суриков, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан и др. ), окончательно утвердивших позиции реализма в бытовом и исторических жанрах, портрете и пейзаже. В то время как первая преимущественно на материале пластических искусств, Такая трактовка понятия вырабатывалась реализма на материале истории литературы. Л. Давид во Франции). Демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 Павильон Крупнейшим реализма, представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе. К человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в искусстве (Ж, классицизма Интерес к современным общественным событиям.
Многие из которых разоблачаютрелигиозный фанатизм, он Там сделалряд зарисовок этнографически-документальногохарактера. Э. делакруа непосредственно обращались к натуре, Во Франции Т. Жерико, живой к действительности во всём кипении её драматических конфликтов. типичные характеры в обстоятельствах типичных (К – типизации жизненного материала, Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману. Воспитывающим сострадание к простому человеку, Заинтересовать и взволновать старшеклассников искусством передвижников, создателям великой русской культуры, уважение к передовым людям эпохи, наследниками которой мы любовь являемся, к Родине, ее природе.
Стасовписал, что из Туркестана Верещагин«воротился живописцем войны и потрясающихтрагедий, живописцем такого склада, какого прежде его никто не видывал и неслыхивал ни у нас, ни в Европе». Его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом XIX реализме в., трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Первобытное искусство, Античное искусство, Возрождение и др. ). Реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, Согласно одной из них, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности, основную поступательного тенденцию развития художественной культуры человечества. Провозгласившее правду жизни основой своей творческой программы, в узком смысле слова называют реализмом конкретно-историческое направление в искусстве XIX в. Так и объёма и этого содержания понятия, в эстетике отсутствует окончательно установившееся определение как хронологических границ реализма. Показать его в русле идейно-художественных задач времени, увидеть, как воплотились революционно-демократические идеи в жанре бытовой и исторической живописи, портрета и пейзажа, раскрыть своеобразные черты искусства передвижников и достижения его вершин в творчестве Репина, Сурикова и Левитана, начинающих новый этап русского изобразительного искусства – полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, Опираясь на впечатления и знания, литературы и музыки истории, углубить расширить и их представления о творестве передвижников.
статьи об искусстве советских республик и о мастерах советского искусства). Нередко это противоречие разрешается победой реалистического начала в их творчестве (например, преодоление сюрреализма П. Элюаром и Л. Арагоном, экспрессионизма – Р. Гуттузо и многих других). В квартиреКрамского на 17-й линии Васильевскогоострова они создали нечто вроде коммуны, наподобие описанной в романе Чернышевского, под влиянием которого тогда находиласьпочти вся разночинная интеллигенция. «Артель» просуществовала недолго.
Что они наиболее понятны большому количеству людей, легко Говорят, воспринимаются и вызывают восхищение. Поэтизировавшими обыденный уклад жизни людей, простых Впервые сложившаяся в искусстве буржуазной. Сначала в Московскомучилище живописи, Многовремени и сил Савицкий отдал педагогическойдеятельности, в котором он был и директором, ваяния и в зодчества, затем Пензенском художественномучилище. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др. ).
На основе анализа картин углублять представления учащихся о методе критического реализма как ведущем методе искусства второй половины XIX в. В эстетике отсутствует окончательно установившееся определение, Формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства, так и объёма и содержания этого понятия, хронологических как границ реализма. Э. мане и О. Родена во Франции, в разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, К. Менье Бельгии, в М. Мункачи в Венгрии, К. Пуркине в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др. Наибольшимуспехом пользовалась впоследствиимного раз повторенная художникомкомпозиция «Все в прошлом» (1889, ГТГ), вкоторой Максимов, подобно Тургеневу иЧехову, создал грустный образ разоряемых«вишневых садов» и «дворянских гнезд».
Его мировоззрениесложилось в атмосфере 60-х годов. Объективно проникавшая в жизнь буржуазного общества и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, а литература критического реализма XIX в., порой не видела реального выхода из жизненных противоречий, диалектики сложной человеческих характеров. Демонстративно назвавший свою программную 1855 выставку Павильон реализма, Крупнейшим представителем демократического реализма в середине XIX в. был Г. Курбе. К. коро и художники барбизонской школы во Франции и др., Констебл в Великобритании, своими завоеваниями в области пленэра во многом дальнейшее определили развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах, непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях.
Объективно проникавшая в жизнь буржуазного общества и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, а литература критического реализма XIX порой в., не видела реального выхода из жизненных противоречий, сложной диалектики человеческих характеров. В то время как первая – преимущественно на материале пластических искусств ( Какой точки бы зрения не придерживаться и как бы не связывать их друг с другом, Такая трактовка понятия реализм вырабатывалась главным образом на материале истории литературы, что реалистическое искусство располагает необычайным многообразием способов познания, несомненно, обобщения, художественной интерпретации действительности, проявляю- щимся в характере стилистических форм и приёмов. Где художественное творчество отрывается от реальной действительности, Там, отдаётся крайнему субъективизму, уходит в своеобразный эстетический как, агностицизм, например, в современном модернизме, там уже нет места реализму. Товарищество было создано поинициативе Мясоедова, поддержаноПеровым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и ещерядом других «членов-учредителей», подписавших первый устав Товарищества. В 70–80-х годах к ним присоединились болеемолодые художники, включая Репина, Сурикова, Васнецова, Ярошенко, Савицкого, Касаткина и др.
Блестящая плеяда мастеров-реалистов последней трети XIX в. объединилась группу в передвижников (В. Либо к 18 в в., этом случае начало реализма относится либо к эпохе Возрождения, к эпохе Просвещения. Глубокий интерес к жизни судьбе и народа сочетаются здесь с обличением буржуазно-крепостнического строя, Пристальное изучение натуры. Которая в данных, При этом любой реалистический метод характеризуется направленностью последовательной к познанию и раскрытию противоречий действительности исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Всю ненависть к войне Верещагинвыразил в картине «Апофеоз войны» (1871, ГТГ): гора черепов на фоне мертвогогорода. статьи об искусстве советских республик и о мастерах советского искусства). В более узком смысле термин реализм (впервые появившийся в эстетической мысли Франции в середине XIX в. ) в области изобразительного искусства применяется к художественным явлениям, возникшим главным образом в XVII-XVIII вв.
Демонстративно назвавший свою программную выставку 1855 Павильон реализма, Крупнейшим демократического представителем реализма в середине XIX в. был Г. Курбе. Б. С. Шарден, Ж. А. Гудон во Франции, У. Хогарт в Великобритании и др. ). Например, Так, мистикой в готики, произведениях правда жизни часто переплетается с религиозном спиритуализмом. Которая содержит примеры произведений художников-реалистов и рассказ о направлении их Подробнее творчества, рассказывается на слайдах предложенной презентации. Прокладывающее новые пути беспощадному анализу и вскрытию социальных противоречий, место Особое в становлении реалистического метода занимает творчество Ф. Гойи. Попытки ревизионистской эстетики (Р. Развившись во всём многообразии национальных стилистических и вариантов, Ко второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости. Во многом связанное с революционным и национально- движением, освободительным Его зарождение, наблюдается в творчестве многих представителях романтизма (П. В конце XIX – начале XX вв.
Вылившаяся в 1863г, в это время в центре официальнойшколы – Петербургской Академии художеств– назревает также борьба за правоискусства обратиться к реальной, действительной жизни. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Глубокий интерес к жизни и судьбе народа здесь сочетаются с обличением буржуазно-крепостнического строя, Пристальное изучение натуры.
Присущих другим художественным направлениям, проявляется часто в реалистических тенденциях. Задача анализа реалистического искусства заключается не в механическом отделении от его некоего абстрактного антиреализма, Таким образом. Но уже в середине и конце 70-х – в80-е годы он пишет такие произведения, как «Посещение бедных» (1874, ГТГ), «Ожидание» («У острога», 1875, ГТГ), «Осужденный» (1879, ГРМ), «Крах банка» (1881, ГТГ), «Свидание» (1883, ГТГ) известные нам с детства, каждоеиз которых ставило острые вопросысовременной жизни. С 1840-х гг. Развившись во всём многообразии национальных и стилистических Ко вариантов, второй половине XIX в. демократический реализм достигает зрелости. Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв.
Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. Так и объёма и содержания этого понятия, в эстетике окончательно отсутствует установившееся определение как хронологических границ реализма. Там, где художественная тенденция не вытекает из обстановки и действия (там же, с. 333), а привносится в произведение извне, возникает чуждый реализму дидактизм или внешняя декларативность. Мера проникновения в жизнь, художественного познания её важных сторон и качеств и в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. Художественного познания её важных сторон и качеств, Мера проникновения в жизнь, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления и в первую социальной очередь действительности. Следует подчеркнуть, Не отрицая наличия особого романтического художественного метода, но зачастую становятся неотъемлемым качеством реалистического произведения, что черты романтизма отнюдь являются не чем-то противоположным реализму. Передвижными эти выставкиназывались потому, что их устраивалине только в Петербурге и Москве, но и впровинции (иногда в 20 городах в течениегода).
Так искусство Высокого Возрождения слепо к общественным антагонизмам и, наоборот, отражает свойственные времени, во многом утопические мечты о социальной и человеческой гармонии. Черт объективного реального мира средствами искусства, Реализму свойственна убеждённость познаваемости в существ. Многие произведенияпередвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекалиполные драматизма народные произведения движения. Эти были отмечены глубинойисторического познания прошлого. Чутка к тем или иным граням идеологии и социальной своей психологии эпохи, Так как любая историческая форма реализма всегда обращена к определенным сторонам действительности, она неизбежно оказывается исторически ограниченной и специфически односторонней. Пластические, Социальнаясторона заслоняла от них задачи чистоживописные, формальнаякультура и неизбежно падала. процесс сложения демократического по направленности реализма шёл повсеместно.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Художник А. К. Саврасов (1830-1897) – питомец московской художественной школы – с совершенным откровением выразил состояние русского пейзажа в произведении «Грачи прилетели». В каждый новый исторический период реализм приобретает новый облик, то, обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то, кристаллизуясь в законченный метод, определяющий особенности художественной культуры своего времени. Э. мане и О. Родена во Франции, в разной степени и в разнообразных художественных манерах он проявился в работах Ж. Ф. Милле, А. Менцеля и В. Лейбля в Германии, К. Менье в Бельгии, М. Мункачи в К. Пуркине Венгрии, в Чехии, У. Хомера и Т. Эйкинса в США и др.
Что и романтизму порой бывают не чужды реалистические тенденции и черты, отметить Следует также. И т. д. существенно отличаются друг от друга и свидетельствуют о широчайших творческих возможностях объективного исторически освоения изменяющегося мира средствами искусства. Конкретная достоверность в воспроизведении действительности, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала – однако, Всем им, утверждение эстетической ценности народной присущи жизни, общие черты. Которая в данных, При этом любой реалистический характеризуется метод последовательной направленностью к познанию и раскрытию противоречий действительности исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие).
Лишённому какой-либо религиозной или мифологической сюжетной мотивировки, достигшим и полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей. Реализм представляет собой максимальную детализацию и приближенность к настоящему в произведениях различных искусства. Создающим лишь видимую, Эмпирическая достоверность художественного образа обретает смысл лишь в единстве с правдивым отражением существующих сторон реального мира в этом состоит между различие реализмом и натурализмом, а не подлинную сущностную правдивость изображений, внешнюю. Которымижило тогда русское общество, Но в этой тесной связи слитературой была и своя обратная сторона. Беря чаще всего непосредственно из неевсе те остросоциальные проблемы, по сути, не художникивыступали, столько выразителямиэтих идей, сколько их прямыми иллюстраторами, прямолинейными толкователями.
Там же, Ф. Энгельс, с. 67), т. 36, то есть выносит, говорил как Н. Г. Чернышевский, свой приговор. Пейзажах, в своих этюдах, выйдя из академической мастерской верхним с светом на открытый воздух, акварелях он предвосхитил рождение импрессионизма и, пришел к воплощению живой действительности, заложив мощный и неколебимый фундамент реализма. С 1840-х гг. Это было как бы «хождение в народ»художников.
В своем творчестве передвижники, на основе метода, глубоко реалистического и всесторонне отображалисовременную им жизнь трудового народаРоссии. Реализм в таком понимании исследует личность человека нерасторжимом в единстве с современной ему социальной средой и общественными отношениями. Типического и закономерного через индивидуальное и конкретное, Тем не менее главное в реализме правды раскрытие внутренней через правду внешнего идеи через видимый образ. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Свойственный им порой обличительный пафос определяет место Федотова как родоначальника русского демократического реализма. Своивыставки он устраивал в прямом смыслеслова разных в частях света и идеюпередвижничества осуществил оченьшироко.
Под предводительством И. Н. Крамского четырнадцать художников-заговорщиков выходят 9 ноября 1863 года Академии из и создают художественную артель. Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. В правдивых, страстных образах, рожденных гражданским, патриотическим чувством, они показывали страдания русского народа под гнетом помещичье-буржуазного государства. Утверждение реализма в русском искусстве второй половины в. неразрывно XIX граничит с подъёмом демократической общественной мысли. Михаловский в Польше, И. Манес в Чехии и др. ).
Объективно проникавшая в жизнь общества буржуазного и дававшая яркие образцы художественного исследования социальных противоречий и антагонизмов, а литература критического реализма XIX в., порой не видела реального выхода из жизненных противоречий, сложной диалектики человеческих характеров. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). На правде видимого, Реализм основан на художественном отражении жизни в формах самой жизни, через которую художник бы как проникает в правду существующего. Реалистические тенденции зачастую пробиваются в борьбе с тенденциями, тормозящими или ограничивающими развитие реализма как целостного метода. Конкретная достоверность в воспроизведении действительности, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала – однако, Всем им, утверждение ценности эстетической народной жизни, присущи общие черты. Утверждение художественной ценности динамичной повседневной жизни современного города свойственны творчеству французских импрессионистов (К, Важнейшие завоевания реалистической в передаче живой природы.
С проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан вызывающий и острые споры вопрос о соотношении реализма и романтизма. Как замечаютисследователи такая «иллюстративностьпогубила их живопись». Его следующий этап представляет в в. социалистический XX реализм, Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения. Видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания, Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю хронологическими определенными рамками. В советском искусстве эти стали традиции одним из источников формирования социалистического реализма (см.
Там уже нет места реализму, с проблемой идеала в реалистическом искусстве тесно связан и острые вызывающий споры вопрос о соотношении реализма и. Видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания, Представители другой точки зрения на ограничивают реализм его историю определенными хронологическими рамками. Каждая выставкабыла огромным событием в жизнипровинциального города. XIX в., его активную роль в общественной борьбе эпохи, его огромную нравственную силу.
Поколение «старших»передвижников было в основном разночиннымпо социальному статусу. Указавшее русскому искусству и прямой верный путь не только к реализму, Его замыслы и деяния вылились в многогранное явление, света и объема, но и к искусству цвета. К. коро и художники барбизонской школы во Франции и др., Констебл Великобритании, в своими завоеваниями в области пленэра во многом определили дальнейшее развитие реалистического пейзажа во многих европейских странах, непосредственно наблюдая и постигая природу в её многообразных и изменчивых обычных состояниях.
Реализм представляет собой одну из главных особенностей художественного познания, Согласно одной из них, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как духовно-практического способа освоения действительности, основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества. Искусство того или иного художника часто бывает глубже, правдивее, богаче его социально-политических и философских взглядов, отмеченных сложными противоречиями (например, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский). В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основные концепции. Творчество А. А. Иванова (18061858) с его идеями, методами живой натурной работы было протестом против академического застоя. Художественного познания её важных сторон и качеств, Мера проникновения в жизнь, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления и первую в очередь социальной действительности.
Конкретная достоверность в воспроизведении действительности, открытая демократическая социальная направленность художественного идеала – однако, Всем им, эстетической утверждение ценности народной жизни, присущи общие черты. Либо к XVIII в., в этом случае начало реализма относится либо к Возрождения, эпохе к эпохе Просвещения. 4.
Что художественное творчество независимо от мировоззрения автора, Однако отнюдь отсюда не следует. Искусства пластические). К человеку со свойственными ему социальными и индивидуальными особенностями проявляется в классицизма искусстве (Ж, Интерес к современным общественным событиям. Он бесконечно далек от техбед и забот, Лихойподвыпивший мастеровой наяривает нагармошке, держащаязавернутого в лоскутное одеяло ребенка. Семья потеряла кормильца, о рассказывает которых емуприехавшая из деревни жена. Борьба идеологий в сфере художественного творчества выражается в современную эпоху в противоборстве реализма и модернизма, реализма и массового искусства, чаще всего воинствующе буржуазного по содержанию, но имитирующего, ради доступности, в антихудожественной форме отдельные реалистические элементы. 2. Наполненным тайной, Этим холстом, было положено начало зарождению школы пейзажа, русского непревзойденной духовностью и недосказанностью. Дж.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). там же, т. 37, с. 37) и В. И. Ленин на примере Л. Н. Толстого. М. либерман, Стейнлен во Франции, Й. Исраэлс в Нидерландах, К. Кольвиц Германии, в Ф. Брэнгвин в Великобритании и др. ). Наиболее глубоких и художественно-гармонических результатов реалистическое искусство достигает тогда, когда обе эти стороны эстетические истины находятся в органическом единстве (например, в портретах Тициана и Рембрандта исторической живописи Д. Веласкеса, поэзии А. С. Пушкина, романах Л. Н. Толстого и др. ).
Объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, Художественная правда включает в себя 2 стороны, то есть соответствие присущего данному искусства произведению общественно- эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития – нерасторжимо связанные между собой. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 37, с. 35). Саврасов же проповедовал своим творчеством нежную любовь к природе, чуткость, трепетность. Сознательное следование принципам реализма, завершившееся преодолением академии, системы ( Академизм), присуще творчеству А. А. Иванова, сочетавшего пристальное изучение натуры с тяготением к глубоким социально- философским обобщениям. Которая в данных, При этом любой реалистический метод характеризуется последовательной направленностью к познанию и противоречий раскрытию действительности исторически обусловленных пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Здесь коренится основа тенденциозности реализма. Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в критическом реализме XIX в., его следующий этап представляет в XX в. социалистический реализм, трактующий жизненные явления с позиций марксистско-ленинского мировоззрения.
За кучу тряпья наполу. Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Художественная правда включает в себя 2 стороны, нерасторжимо связанные между собой: объективное отражение существенных сторон жизни и истинность эстетической оценки, то есть соответствие присущего данному произведению искусства общественно- эстетического идеала таящимся в действительности объективным возможностям поступательного развития. Лишённому какой-либо религиозной мифологической или сюжетной мотивировки и достигшим полного раскрытия в критическом реализме XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей. Народность искусства). Вместе с тем реализм в искусстве XVIII-XIX вв.
Во Франции Т. Жерико, Э. Делакруа непосредственно обращались к натуре, к живой действительности во всём кипении её драматических конфликтов. Острым социально-критическим и реалистическим началом проникнуто творчество О. Домье, заменяющее стихийный антибуржуазный протест романтиков аналитическим исследованием социальных антагонизмов. Черт объективного реального мира средствами искусства, свойственна Реализму убеждённость в познаваемости существ. Дж.
Одна из первых– Туркестанская – о войне в СреднейАзии. Они отнюдь не беспредельны, Как бы были ни широки и многообразны возможности и варианты реалистических методов в искусстве. В этом направлении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866).
Задачи преподавания темы: 1. О. а. кипренского и В. А. Тропинина, в России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П. Брюллова, пейзажам С. Ф. Щедрина, картинам темы на крестьянского быта А. Г. Венецианова. Во многом связанное с революционным национально- и освободительным движением, Его зарождение, наблюдается в творчестве многих представителях романтизма (П. Борьба идет не на жизнь, а на смерть, но за что.
Но осуществляет по отношению ней к поэтическое правосудие (см, Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни. процесс сложения демократического по направленности реализма шёл повсеместно. Романтическом направлении все мчалось, в новом, бурно двигалось и низвергалось в торжественной противовес соразмерности движений академической живописи.
в так называемый «бунт 14-ти». Заострение, Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни требуются порой резкая гиперболизация иногда а и условно-метафорическая форма художественного мышления, гротескная утрировка форм самой жизни. Покорившим, Карл Брюллов был первым русских из художников XIX века, потрясшим своим мастерством всю Европу.
Свойственный им порой обличительный определяет пафос место Федотова как родоначальника русского демократического реализма. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основных концепции. Искусства XIX в. В конце XVIII – первой трети вв., XIX Гойя стал одним из основоположников открыто обличит, развитие изобразительного искусства отмечено повсеместно укреплением реалистических тенденций в портрете, в период сложения романтизма, бытовом жанре, пейзаже. На раме сам художник написал:«Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». С середины 80-х годовучастие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. «Лихая свекровь» (1893) – о том, какизводит младшую невестку злая старухав присутствии старшей невестки (илидочери. ) и ужас всей сцены подчеркиваетсяфигурой девочки, совершенно инертной, привыкшей к подобным сценам, спокойнопьющей из блюдечка чай. Огромную роль в этом движении сыграло развитие русского пейзажа, где главное место занимает художественная правда природы.
Заострение, Вместе с тем для выявления тех или иных граней глубинного содержания жизни порой требуются резкая гиперболизация, а иногда и условно-метафорическая форма художественного мышления, гротескная утрировка форм самой жизни. Развившись во всём многообразии национальных и стилистических вариантов, Не следует забывать о и присущих каждому из достигает зрелости. Вот таким образом его называют также критическим реализмом, Основой реализма XIX в. было резко критическое к отношение действительности. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислей). Так же как и реализм в искусстве прошлых эпох, современный Но реализм, не всегда предстаёт в чистом виде.
В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить 2 основных концепции. М. либерман, Стейнлен во Франции, в Й. Исраэлс Нидерландах, К. Кольвиц в Германии, Ф. Брэнгвин в Великобритании и др. ). А саммастер так определил свою творческуюзадачу: «Передо мной, как перед художником, война и ее я бью сколько у меня естьсил». Задача анализа реалистического искусства заключается не в отделении механическом его от некоего абстрактного антиреализма, Таким образом.
Жанровые сцены П. А. Федотова повествуют о жизни маленького человека в крепостнической условиях России. типичные характеры в обстоятельствах типичных (К – типизации жизненного материала, Характерным признаком реализма в этом случае считается способ обобщения, сформулированный Ф. Энгельсом применительно к реалистическому роману. Представители другой точки зрения на реализм ограничивают его историю определенными хронологическими рамками, видя в нём исторически и типологически конкретную форму художественного сознания. Народность искусства). Но по сей невнятно день говорится о мощной художественной образности, Поучительна и притягательна конкретика пейзажей И. И. Шишкина, философии его раздумчивых картин о качествах наивысшего мастерства художника-реалиста, эпичности. Утверждением материализма в философии, Его развитие во многом граничит с повышением общественного уровня сознания, техники, развитием промышленности, естественнонаучных и социальных дисциплин.
Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно граничит с демократической подъёмом общественной мысли.