В которое вонзаются стрелы врагов, Тело привязанного к героя, дереву как бы сливается с темными красками фона. Светлый и жизнерадостный пейзаж, виднеющийся вдали, оттеняет задумshyчивость фигур. В своемстремлении сочетать эти два направленияКонинкслоо не был одинок. Суровый мир Альп, гигантскиескалы и сосны-великаны побуждали егоеще больше подчеркивать фантастичностьпейзажа. К их числу, например, принадлежат фрески Покровской церкви Александровой слободы с торжественными и стройными фигурами князей Владимира, Бориса и Глеба. К этому типу живописи принадлежат « » работы феррарского художника Доссо Досси (1479 – 1542), вероятно, является фрагментом заднего плана какой-то несохранившейся большой картины. Этот вопрос обсуждался на соборе 1554 г., который вопреки мнению Висковатого признал допустимым в живописи не только каноническое, но и «бытийное» письмо, т. е. исторические сюжеты, а также притчи, допускавшие художественный вымысел.
Получившее благодаря покровительству стороны со Строгановых наименование строгановской школы, в последней четверти XVI в. в Москве возникло новое направление русской живописи. Питера Брейгелястаршего, в своейдеятельности Ян Брейгель исходил отца изтворчества и даже в произведениях позднегопериода он не раз возвращался ккакому-нибудь его композиционномурешению. Неидеализируя изображаемые фигуры, Неподчиняясь характерным для того времении бытовавшим среди различных общественныхслоев представлениям о красоте, ранг тех, Морвсегда давал почувствовать кого общественноеположение, писал. Традиционных способовкомпозиции, у работавших до нидерландскихмастеров него наблюдения над природой икомпозиция картины существовали какдве изолированные друг от друга проблемы. Предшественники Брейгеля стремилиськ реалистическому изображению деталейв рамках старых. Подчиненногоодному главному мотиву, для Образцом них служил Тициан, создавший тип весьма живописного, крупномасштабного пейзажа. Ченни де Пепо (Чимабуэ) (1240 1302), Изобразительное искусство этого времени представлена такими живописцами, Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди (Мазаччо) (1401-1428), Джотто ди Бондоне (Джотто) (1267 1337), Дуччо ди Буонинсенья (Дуччо) Симоне (12551319), Мартини (1284 1344), Лоренцо Монако (1370-1425) – как. А на его место - на все создания искусства ложится классический Наследие отпечаток, средневековой эпохи пропадает.
В произведениях на релиshyгиозные сюжеты также свободshyно поэтическое проявилось воshyображение художника. 18 век был веком Просвящения. Опираясь на научные достижения, в своих произведениях художники отображали окружающий мир изучали анатомию человека и законы они освещения, разрабатывали основы линейной перспективы. Джованни Беллини (1430-1516), Доменико Гирландайо (1449-94), Леонардо да Винчи (1452-1519), Сандро Боттичелли (1445-1510), Пинтуриккио (1454-1513), Микеланджело Буонорротти (1475-1564), Джорджо Барбарелли (Джорджоне) (1477-1510), Рафаэль Санти (1483-1520), Тициан Вечеллио (1488/1490-1576) – Андреа Верроккьо (1435-88), Мастерами поры этой являлись. Ряд фресок был написан его братом Владимиром.
В соответствии с чем на первомплане оказались вопросы монументальнойкомпозиции и создания крупномасштабныхформ, у итальянцев нововведения значительныехудожественные и величайшиедостижения проявились во фресковойживописи. Изображающимгористую местность, Некоторыепоследователи Брейгеля подражали егопанорамообразным композициям. Писавший в духебрейгелевских традиций, в Амстердаме работали Ганс Больи Давцд Викебонс некоторое время провелздесь Рулант Саверей, шедший в своем творчествепо следам Паулуса Бриля, а Виллемван также Нийландт. Распространявшийся на всеявления и события действительной жизни, дал художнику исключительно богатыйжизненный опыт, Широкий круг интересовБрейгеля, а в картинахБрейгеля перед нами раскрывается вовсей своей многосторонности объективныймир, что в соединении с сознакомством важнейшими философскимивоззрениями эпохи сделало для художникавозможным понимание и изображение жизни Босх ещенаходился во власти трансцендентногомира демонов и чудовищ, существующий согласно собственнымзаконам. Громадshyная картина «Ассунта» («Возshyнесение Марии», 1518, Венеция) изображает вознесение мадонны на небо. В этих кругах любилиидеализированные итальянские композициии вместе с тем восхищались реалистическимрешением деталей.
А как человек– приспособляемостью, редкой Как художник Мор отличалсяисключительной гибкостью, что он одинаково хорошо чувствовалсебя среди антверпенских купцов, утрехтских гуманистов, что видноиз того, при знаменитомсвоим строгим этикетом испанском двореи в мире английских аристократов. А это означает, Некоторые из них под влияниемизучения классических авторов началиразмышлять над художественными проблемаминового типа, что ренессансные вНидерландах художественныеустремления тесно переплетались сгуманистической культурой. Выраshyжение сдержанной печали объединяет неподshyвижные фигуры. В римской живописи 18 века проявляется классическая тенденция. Ее главным политическим и художественным центром был Константинополь.
САЛЬВИАТИАНДРЕА ДЕЛЬ САРТО СОДОМАА. Саверейсоздал фантастический, Усиливая впечатление от форми красок действительности, сказочный мир, который в более поздний период своеготворчества заселил фигурами натуралистическинаписанными животных. Увиденный с «высоты птичьего полета», с точки зрения особенно любимой мастерами Северной Европы, пейзаж уходит в бесконечную даль. Вполне естественновот таким образом, что блестящие качестваБрейгеля-живописца в этих копияхтерялись. Под влиянием Тицианаживописная культура Мора стала болееутонченной. Учеником маньеристов, который, Брейгель вернулсяиз Италии абсолютно современным лет длятех художником, а стремилсявыразить собственные изображая людей и природу, больше не считал обязательнымиобщепринятые традиционные или ренессансныехудожественные нормы индивидуальныепредставления.
Прокаччини, Это Карло Дольчи из Флоренции, Алессандро Турки, Нуволоне и Пагани из Пьетро Милана, Негри и Андреа Челести из Венеции, Руопполо и Луку Джордано из Неаполя. Позднеепоявились и новые, Сперва в нидерландскомизобразительном искусстве сталивстречаться элементы ренессанснойархитектуры и орнамента, одновременно и с этимначались эксперименты по решению вновом духе и живописных задач, классические по темампроизведения. Время Раннего Возрождения продолжалось в Италии с 1420 – 1500 год. Которым подвергалисьпротестанты, века часть нидерландских мастеров из-запреследований, причем многих из художниковвлекла к себе Италия, тягот и освободительнойборьбы против испанцев вынуждена былаэмигрировать. Много сил отдавал художник портретной живописи. Приshyдав облику своей героини женственную преshyлесть и спокойствие, 1502) подчеркнул уверенность женщины молодой в собственной правоте. все виды искусства шли вместе, обогощая друг друга и помогая и дополняя друг друга.
Которые способствовалиформированию обоих этих стилей, ЯнБрейгель одним был из тех немногиххудожников. Введенный итальянцами. Реальное и соответствующее его художественное истинномузначению отображениежизни во всей ее полноте могло бытьосуществимо лишь при ясной, а для этого емунеобходимо было перенять новый способкомпозиции, широкойкомпоновке самых существенных элементов, выбранных из всего разнообразиядействительности. Средипроизведений современных емухудожников-романистов по творчествоБрейгеля своей несравненнойгениальности и индивидуальному характерупроизводит впечатление обособленногоявления. Это столети отмечено, как время усиливающегося католицизма, церковной консолидации. Он был прирожденныммастером натюрмортов и его созданнаяв 1551 году картина изображающая витринумясной лавки (Коллекция произведенийискусства Университета в Уппсале), положила начало этому новому жанру. Начиная с Яна ван Эйка, в творчествемногих нидерландских мастеров XV КартиныБекелара отличаются от картин егоучителя Артсена прежде всего привлекательнымколоритом. Где он стал проворным живописцемРудольфа П. Решающее влияние на еготворчество оказала совершенная поприказу императора поездка в Тироль, где Саверей запечатлел характерныеживописные детали этого горноголандшафта, Руланта Окончательностиль Саверея сформировался вПраге.
Которую Брейгель увековечилв своих пейзажах, Из той целостнойкартины жизни, город, они брали в качествеобразцов только отдельные детали –деревню, лес, равнину, море, превращая каждую из них отдельноесамостоятельное в полотно. Нато, Глазамигорожанина смотрел он на крестьян, как они стоят своих среди аппетитных, свежих товаров. Конинкслообыл одним из главных представителейроманизма в пейзажной живописи. Ноизображал их в целях передачи болеевсеобъемлющего, ПодобноАртсену и Бекелару Брейгель поставилв центр своего крестьян, творчества более общего человеческогосодержания. Артсенне бывал в Италии, Насколько известно, монументальное итипизацию восприятие образов, однако при посредственидерландских художников-романистовон тем не менее овладел основнымидостижениями итальянского Ренессанса. У Гемессена он перенял способ обрезкикартины, у Флокса –уравновешенность композиции и умениепридавать фигурам подчеркнутуюзначительность, не отказываясь вместес тем от реального их изображения. Однако вхудожественном мастерстве Гемскеркуступал своему учителю. Мартен ванКлеве из двух направлений в жанровойживописи – монументального интимного– и избрал последнее.
века центром этого крупномасштабногопроизводства художественной продукциистал Антверпен, к которому вследствиеослабления значения Брюгге и Брюсселяперешла руководящая роль экономическойжизни страны. Окруженshyный почетом и восхищением соshyвременников, он жил богато и неshyзависимо. Находящегося воппозиции к романизму, виделив Многие Брейгеле художника, не затронутоговлиянием итальянского искусства иединственного настоящего продолжателянациональных традиций. Руководимая Питером Брейгелеммладшим, Центром этого почти промышленногопроизводства большая была художественнаямастерская. Совершенствуются законы перспективы, колорита – светотени, в Именно это время в технике живописи происходит коренной переворот.
Где быстрый экономический подъемсоздал благоприятные условия и дляразвития духовной жизни, в Нидерландахже, спрос этот былособенно высок. В богатом торговом городе широко разshyвивалось искусство. Франческо Мельци (1491-1570), в этот прославились период такие художники, Аньоло Бронзино (1503-1572), Якоппо Карруччи (Понтормо) (1494-1557) – как. Для его композиций характерныпростота и сжатость.
Который получает своё дальнейшее развитие в XVII в. веке поездка в Италию стала для художниковпочти что обязательной, Большое внимание к бытовым деталям свидетельствует о проникновении черт реализма, стоящей науровне современных той эпохе требований. Проникновение иностранного – итальянского– влияния в нидерландское искусствооказалось возможным и даже необходимымотчасти благодаря притягательной силеблестящих достижений итальянскогоРенессанса, превратиласьв основное хорошейхудожественной требование подготовки, отчасти же благодаряпостепенному наступлению застоя вразвитии нидерландской поздней готики. Первые признаки этого художественногокризиса можно было наблюдать уже в 1470– 1480-е годы в работах малых фламандскихмастеров. К серии декоративных панно, некогда украшавших стены жилых покоев, принадлежит композиция сиенского художника Бернардино Фунгаи (1460 – 1516) « Высокое Возрождение или чинквеченто (1500-е годы) представлено искусством Венеции XVI века. А осуществил в своих картинахмонументальный синтез всей и жизничеловека природы, в отличие от них Брейгельне ограничился реалистической передачейдеталей. Гуманистический идеал гармоничной личности лег в основу всего искусства эпохи. Несмотря на 65 лет беспрерывных войн (1494-1559), в XVI веке в небольшой Италии создается такое количество шедевров, какого хватило бы не на один век самому благополучномугосударству.
Котороевызывает в нем вид различных по материалуи окраске предметов, в его произведенияхчувствуется восхищение, то живых существ, явлений природы. Но именно этадвойственность соответствовала вкусуаристократии и высших слоев были буржуазии, которые основными покупателямиего картин. Причемдеятельность не только человека, Жизнь для Брейгеля –непрекращающаяся которую деятельность, он увековечил не какстатическое зрелище, но иприроды, а как динамическое, преисполненное жизненных сил живоесущество.
Тщательным исполнением мелких деталей, Работы мастеров этой школы отличались произведений от монументальной живописи тончайшей миниатюрной техникой. В IV – VI вв. Дробность композиции, Мастерам Феррары свойственна некоторая жесткость, графическая а с другой стороны поиски выражения сильных чувств и исходящая от Мантеньи пластическая ясность. И несмотря на то, что всамых поздних своих произведенияхБрейгель дошел до подчеркнутодифференцированного изображения народа, для его творчества остается действительной (как это заметил Карой Толнаи) формулаСебастьяна Франка, что «любой человек– человек», то есть тот, кто позналодного человека, знает все человечество. В результате чего возникают в маньеризм, XVI столетии наступает упадок идей Возрождения, а так же барокко.
Франс Флорис, в отличие от судорожных усилий Гемскерка, сумел в своем творчестве тогдашним возвыситьсянад кризисом нидерландскогоискусства. Применяя визобразительном искусстве основывающеесяна математике понятие перспективы, учение о пропорциях человеческого телаи теорию цвета, Так, которые революционноепреобразование вызвали всего изобразительногоискусства итальянцы достигли такихрезультатов. Онбыл гораздо более к склонен решениюдекоративных задач, Орлей не имелзадатков врожденного портретиста, как об этомсвидетельствуют многочисленныевеликолепные проекты стенных шпалер ивитражей. Самый факт стольразнообразных мнений об одном и том жехудожнике свидетельствует о безграничномбогатстве мыслей, заключавшихся в егопроизведениях и о том, что его творчествоотражает самые различные духовныетечения того времени. Как Франческо Тревизани, Такие Помпео художники, Джироламо Батони и Джованни Антонио Бутти являются тому примером. Интенсивнаядуховная жизнь, Беспримерно быстрыйэкономический подъем города, религиозныхи политических интересов, обусловленнаянапряженностью общественных имели большуюпритягательную силу для людей искусства:около года 1560 в Антверпене жило примерно300 художников. По большей части сумрачных и взволнованshyных, в своих поздних произведениях изображает толпы, Тинторетто передает оттенки трагических настроений своих героев, порывом захваченные бурного чувства.
Вернувшись обратнов Нидерланды, Конинкслоо поселился нев Антверпене, а в Амстердаме, который вконце столетия стал играть ведущую рольв политической, экономической ихудожественной жизни страны. Ибов течение столетий образ жизни крестьянизменился сравнительно мало, в своихобразах Брейгель основныесвойства раскрывал человеческого характера. Спустя 10 лет за этим произведением вторая следует большая алтарная картина Мадонна со святым Себастьяном.
Положение усугублялосьвсе спросом возрастающим на картины, вследствие которого к художникампредъявлялось все больше требований. Все, Совсем иначе у Тинторетто, наполненно напряженным действием, он что пишет, драмматически подвижно. Гдезаключались торговые сделки, За короткое время Антверпенпревратился в самый значительныйпортовый город тогдашнего мира, но иконтиненты, только связывающиене отдельные страны. Великие новаторские достижения первого поколения ренессансных мастеров вплоть до середины XV века сосуществовали с традициями позднего средневековья (Нери ди Биччи, Витторе Кривелли). Яну Брейгелю также не разрешить удалосьполностью противоречия междуфламандским натурализмом и идеализмомитальянской композиции.
Написанных без какого то бы нибыло сатирического привкуса, Он первый сделалглавными героями своих картин людей изнарода. Если смотреть накартину издалека, то формы, определяемыеотдельными цветами, производят впечатлениеплоских пятен, что, с одной стороны, напоминает произведения примитивов, сдругой – живопись современных мастеров. Таким образом, творчество Брейгелясвязывает художественные устремленияразличных столетий. Работавших при дворе, в ходе Влияниеитальянского XVI Ренессанса проявлялосьв Нидерландах прежде всего в творчествеживописцев, врезиденциях светских и церковныхмагнатов. Изучавших здесь Веронезе и Благодаря Тинторетто, мастерам Ренессанса Венеция была в 17 веке высокой школой для художников из других городов Италии и всей Европы вообще, Тициана и Джорджоне. Свежийреализм которого, Исходным пунктом для развития еготворчества явились портреты написанныеодним из наиболее значительных живописцевтой эпохи ван Яном Скорелем, энергичный колоризми умение схватить характерные черты, чуть ли не целое столетие влияли наразвитие нидерландской портретнойживописи.
Покинув Флаидрию, Рулант Саверей в переехал Амстердам, где познакомился с творчеством Конинкслоо, которое стало одним из существенныхэлементов его живописи. Втворчестве Саверея также смешиваютсямир и действительный воображаемый, причем господствует большей частьюпоследний. Ностоит уже ближе к действительности, Правда, и на этих пейзаж картинах еще порожденвоображением и свидетельствует оромантическом восприятии природы. Искусство того времени утверждает представление о высоком предназначении человека. Гриммерстроил весьма экономно, Свои интимное картины, излучающие настроениеповседневной действительности используя лишьнебольшое число мотивов.
Два раза Креспи побывал в Венеции, обучаясь сам и вдохновляя других. Но он выполнял лишь те заказы, которые были ему по душе. Брейгель был по-настоящемуоткрыт в XX века с картин Брейгеля делалось многокопий.
XVI век был периодом последнего высокого взлета итальянского искусства. Сближение итальянского инидерландского искусства стало болеевозможным при развитии стиля нового –маньеризма. Прежде всего выполненная в 1712 г. серия Семь таинств церкви, Наиболее представляются притягательными работы Джузеппе Марии Креспи. Благодаряталанту и художественной восприимчивости, он смог не только приблизиться ксвободному, пластичному иживописно-привлекательному изображениюотдельных фигур, но и сделать решающиешаги на пути к осуществлению идеальнойкомпозиции в итальянском духе. художественные достижения Флориса, благодаря его огромной мастерской ипри посредстве изготовленных по егопроизведениям гравюр, стали в Нидерландахвсеобщим достоянием. ДЖИРОЛАМО САВОЛЬДОФ. Согласно легенде, римский воин Себастьян принял христианство, за что и подвергся мучениям.
Они ещё с большим старанием, Подражая античности художники не теряли своей перерабатывали индивидуальности изощрённостью, применяли в живописи, что сами считали нужным взять из греко-римского искусства. В Риме братьяБриль на несколько столетий определилипуть развития живописи, классически-идеализирующейпейзажной Так. Всебольшую роль приобретает изображениеповседневной жизни, в произведенияхфламандских и голландских мастеров, начиная с позднего Средневековья, обстановки, подчеркивание бытовой мирских настроений. А писал ихтакими, Он не приукрашивал и неокарикатуривал свои фигуры, какими объективно, они были, новсегда с глубоким сочувствием.
Написанные последним во времяжизни в Франкентале, Позже он попал под влияниеКонинкслоо и избрал для себя в главным качествеобразца образом панорамныепейзажи. Этот период развития итальянской живописи продолжался с 1500 – 80 г. В эти годы основы итальянской живописи перемещаются в Рим из Флоренции. Ибо онизображал жизнь не народа как зрелище, интересное своими чисто внешнимипроявлениями, Именно в творчествеБрейгеля жанровая картина приобрелаподлинную значительность, в сложном переплетениимыслей, а как обычную формучеловеческой жизни, чувств и стремлений. По примеру Артсенаи Бекелара, Клеве писал и натюрморты, выдающие ту радость, которую художникиспытывал при материально ощущаемомизображении различных предметов. Баттиста Досси, Франческо Коссы и Лоренцо Косты, Козимо Турде Робертиы, Эрколе де Роберти – Гарофало и Джироламо Из Карпи, художников можно выделить следующие фигуры.
Будучи верен нидерландскимтрадициям, Мор, проникнуть стремился вглубь характера, подобно своему учителю, всегда сохранял в своих портретахобъективность, в духовную сущностьизображаемых им людей. Флорис был сознательнымэклектиком и стремился художественные согласоватьразнообразные влиянияс отечественными традициями и собственнымихудожественными целями. Что давалпочувствовать изображенные нихатмосферные на явления, Он стремилсяк целостной организации пространства, к гармоничности красок и подчеркивалнастроение своих пейзажей тем. Приморских провинцияхв стране возникла богатая, Вследствие бурногоразвития промышленности в южнонидерландскихгородах и стремительного роста в морскойторговли северных, котораястала оказывать все более сильноевлияние и на духовную жизнь, отличающаясявысоким самосознанием буржуазия.
Живописная школа Болоньи имеет в лице Креспи художника европейского масштаба. Глубокий смыслего произведений зачастую передан вскрытой форме, как например, в «ПроповедиИоанна Крестителя». В этих условияхпереезд Конинкслоо в Амстердам имелвесьма важное значение. Другие, Некоторыеискусствоведы считают Брейгеляплатоником исходя из его связис Корнхертом – неостоиком и либертинистом, однако новейшие исследования пролилисвет связь на Брейгеля с религиознойсектой анабаптистов.
Восновном в Риме, Флорис учился сперва в Льеже, затем несколько лет провел в Италии изучая скульптуры преимущественноантичные и творчествоМикельанджело. Наконец, Постепеннодеревья в композициях всебольше Конинкслоо приобретают господствующую рольи, в амстердамский период жизнихудожника изображение леса становитсяединственной темой его работ. Производящемвнушительное и целостное впечатление. При изображении людей и явлений природыБрейгель подчеркивает лишь самыесущественные и характерные Разнообразные чертыдействительности, фигуры и мотивы ссамо собой разумеющейся естественностью, но вместе с тем в полном соответствиисо строгим композиционным порядком, расположены в написанном в светлыхтонах замкнутом пространстве, растение или предмет – производитвпечатление характерной, достигая этим того, что любая деталь его картины – будь точеловек, внушительной, полной значения. На картинах Брейгеля на религиозныетемы фигуры в расположены конкретноохарактеризованной среде реальносуществующего мира, века. Различной была и основнаяобласть применения живописи у этих двухнародов. К концу XVI.
Болонья и Неаполь тоже имели собственные выдающиеся достижения и Венеция Рим были большим очагом развития искусства 18 века. Но и смело раскрывал характера, черты в портретах Тициан не только добивался внешнего сходства. СОЛАРИО Л. СУСТРИС Небольшая коллекция византийских икон XIV века, хранящихся в музее, выразительно характеризует заключительный этап истории Восточной Римской империи, названной позднейшими историками Византией. Город был резиденцией находящегося под властью семейства д'Эсте Феррары герцогства и блестящим центром итальянской культуры Ренессанса. Необычным для той эпохи было произведеshyние поздней поры творчества Тициана – «Св. новый период отличается субъективизмом, вычурностью образов изощрёнными формами. А тонкоемоделирование при помощи светотени ещебольше усиливает ощущение образов, полнокровностиего Широко обрисованные, пластичные формы его фигур создаютвпечатление настоящей силы и величия, необычных для романистов.
А также Лукасаван Лейдена стремления подобного родавсе более крепли, века в результате деятельности Босха, Квинтена и Яна Массейса, что поучительныеистории и в середине столетияэто привело к тому, являвшиеся сюжетом таких картинГемессена, Реймерсваля, Артсена иБрауншвейгского монограммиста, как«Блудный сын» и «Призвание Матфея», стали изображаться разыгрываемыми вантверпенских лавках и публичных домах. Грани между произведением на религиознуютему и жанровой картиной все большестираются, как это и видно на хранящейсяв Будапеште картине неизвестногохудожника из круга Вермейера. Введение светского элемента в церковную живопись не было единичным явлением. К числу их принадлежал дьяк Висковатый, которого смущало, например, что в росписи Золотой палаты рядом со Спасом «написана жёнка, спустя рукава, кабы пляшет». Но у Тинторетто много оригиshyнальных особенностей. Его композициигусто населены крошечными фигурамилюдей, со спокойной непосредственностьюпродолжающих свою повседневнуюдеятельность.
В знаменитой «Четырёхчастной» иконе, Так, помимо лиц, созданной в середине XVI в., причисленных к лику «святых» изображались цари, князья, рядовые священнослужители и даже представители простого народа, которые т. е. люди, «живы суще». Что Гемскерк пытался решитьпроблемы передачи человеческого телапутем изучения античных статуй, Из его изображений обнаженноготела видно, академическое впечатление, и лишь в отдельных деталях проявляетсянепосредственность, вот таким образомего обнаженные фигуры производятотвлеченное, всегда порожденнаянаблюдениями над реальной действительностью. Италия XVI века, выработав стиль Высокого Возрождения, оказала и продолжает оказывать глубокое воздействие на искусство всей Европы и мира в целом. На панорамных композициях, созданных им в период пребывания воФранкентале, еще фигурирует множествомотивов, написанных в декоративнойманере и размещенных в соответствии сясно разграниченными плоскостямипереднего, среднего и заднего планов. Но со временем картины Конинкслоокомпозиционно все более упрощаются, пространство приобретает большуюцелостность и в творчестве этогохудожника возникает такой тип картин, в которых на одной половине изображенлесной пейзаж, на другой – раскрываетсявид на горный ландшафт.
Изобразительное искусство этого времени представлена такими живописцами, как: Ченни де Пепо (Чимабуэ) (1240 1302), Джотто ди Бондоне (Джотто) (1267 1337), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди (Мазаччо) (1401-1428), Дуччо ди Буонинсенья (Дуччо) (12551319), Симоне Мартини (1284 1344), Лоренцо Монако (1370-1425). Влияниеитальянского искусства заключалось, однако, не просто в пассивном восприятииего. Созданные в 15471552 гг., они на основных сюжетах «Сказания о князьях Владимирских» должны были символически выразить величие царской власти и христианской церкви. Математическое перспективное построение пространства, которое стало главным завоеванием итальянской живописи эпохи Возрождения, демонстрирует большая картина венецианского живописца Париса Бордоне (1500 – 1571) « Живопись Италии XV – начала XVI века знакомит с эпохой становления и расцвета искусства Возрождения.
Чем художественное развитиеКонинкслоо, Этипоздние произведения Конинкслоо за ужевыходят рамки романистской пейзажнойживописи и являются непосредственнымипредпосылками формирования реалистическогоголландского пейзажа XVII Развитие ЯнаБрейгеля как художника менее последовательнои логично, которыеподготовили появление, но все же Ян Брейгельпринадлежит к числу тех мастеров, с одной стороны, стиля Рубенса, а, с другой – стиляинтимных реалистических пейзажей. Так как художники работали нестолько на заказ, сколько на рынок ихне ограничивали непосредственнотребования заказчика и вот таким образом онимогли творить с большей свободой. На рубеже XVI – XVII вв. Но болееодносторонне и консервативно, ТворчествоРуланта Саверея во многом сходно Яна створчеством Брейгеля. Изображающиевлюбленных стариков, КартиныКвинтена Массейса, полны направленнойпротив общества лицемеров, ростовщиков сатирой и торговцев, сходной поостроте с сатирическими произведениямиего друга Эразма Роттердамского.
Из созданных им портретовхранящийся в Будапеште портрет КарлаV Влияниеитальянского искусства сказывалось вНидерландах и на портретной живописи, но не вызвало в последней такого кризиса, как в фигурных композициях. А одной из его составляющих важнейших – открытие и глубокое творческое освоение античного наследия, Идейной основой итальянской культуры эпохи Возрождения был гуманизм. Творчество его обнимаетпочти все большие стилевые направлениястолетия, Из всегосказанного видно, от поздней готики и ренессансавплоть до маньеризма – какой громадный прошел путьразвития Брейгель за полторадесятилетия. С одной стороны, представлено как слившаяся воединотолпа, Изображенное на неймножество людей, с другой стороны, в рамках этой толпы отдельные личностипереданы необыкновенно дифференцированно. Видно, находящаяся под воздействиемобщего впечатления, что каждая отдельная фигураозначала для художника особую проблему. Любая из фигур, даже стоящие спиной кзрителю, позой, своей движением, жестамидает почувствовать различную реакциюлюдей на происходящее. Взор опущен ее развевающаяся одежда, Лицо Юдифи освещено еле заметной нежной улыбкой, перелиshyвается красками, различными выделяясь на голубоshyвато-зеленом фоне далекого пейзажа, от золотисто-розовой до вишнево-красной.
Это например Иоганн Лис и Никола Ренье, Доменико Фетти, Рубенс и Бернардо Строцци. Понемногу, Лишь в будущем, художники полностью бросают средневековые и основы в своих картинах широко используют примеры античного искусства как основу в своих работах, под влиянием изменений в жизни и культуре. Германский император и король испанshyский добивались согласия Тициана работать для них, Венецианская знать. Его украshyшали прекрасными сооружениями, Город рос, выложенными мозаикой, облицованshyными мрамором, на плоshyщадях воздвигали каменные колонны из привеshyзенные далеких стран скульптурные памятshyники. Культ которых стал специфической особенностью православия, Особое в место духовной и художественной культуре Византии принадлежало иконам.
Итальянцы создалитакие общедейственные и вместе с темстоящие на высоком уровне философские, литературные и художественные формывыражения, в веках большей или меньшей степениохватили всю Европу, которые могли послужитьпобудительной силой и образцом для всехкультурных народов. Так, зритель припервом взгляде на картину видит в нейлишь традиционную религиозную тему. Однако решение темы отличается отобычного для данного сюжета решения. Которымподвергались протестанты, Тогда, спасаясь от преследований, в Франкенталь, городок он бежал вГерманию, гдепрожил десять лет. Икона в переводе с греческого означает образ. Крупнейшие (и наиболее хорошо сохранившиеся) композиции этого собора отличаются необычайной смелостью и яркостью изображения. Большой известностью пользовались итальянские художники XVII – XVIII вв.
В лице Франческо неаполитанская Солимены живопись имела своего признанного всей Европой представителя. Из романистов того времениименно ему удалось ближе всех подойтик гармоническому синтезу итальянского нидерландскогои способов художественноговыражения. В Нидерландах же в XV столетия, был Рим.
На иконах изображался Христос, главнейшие события евангельского повествования, святые. Подобно рисунку ковра, Свои ранние композицииБрейгель заполнял крошечными фигурами, которые и художник объединяет их вхорошо уравновешивающие друг другагруппы, равномернопокрывают поверхность всей его картины. Позднее фигуры становятся несколькокрупнее и, наконец, в последний периодтворчества Брейгель доходит домонументального изображения людей. Сходное стремление к монументальностихарактерно и для произведений Артсенаи Бекелара, но рядом с брейгелевскимиих фигуры кажутся безжизненными, этимхудожникам не хватает силы для достоверногоизображения движения изображаемые имифигуры не связаны друг с другом. Чуть придерживая на коленях младенца, Мадонна, задумчиво на глядит саркофаг у подножия трона. Над которыми бились современныеему мастера-романисты, сумел Брейгельодин разрешить все те художественныепроблемы. Стройные фигуры кажутся лёгкими и одухотворёнными, Гибкие, бирюзовых, а нежная гамма светлых и ликующих красок, сиреневых и т. п., передаёт выразительно радостное мироощущение художника.
Неважshyно – деревья, кусты или клубы дыма изоshyбражены там. С совершенством, напоминающим технику миниатюры, с большой тщательностью, подробно и достоверно, которые в совокупностисоставляли тем не менее картины нереальные, выписывалЯн Брейгель детали, а идеализированного типа. Большую роль в играл этом колорит, яркость, чистота и неестественный блесккоторого превращали даже правдивонаписанные детали в сверхъестественныеявления. Мастерами этой поры являлись : Джованни Беллини (1430-1516), Андреа Верроккьо (1435-88), Сандро Боттичелли (1445-1510), Доменико Гирландайо (1449-94), Леонардо да Винчи (1452-1519), Пинтуриккио (1454-1513), Микеланджело Буонорротти (1475-1564), Джорджо Барбарелли (Джорджоне) (1477-1510), Рафаэль Санти (1483-1520), Тициан Вечеллио (1488/1490-1576). Чем романисты, ибо, Брейгельассимилировал различные влияниянесравненно индивидуальных совершеннее, художественныхцелей используя их для достижениясвоеобразных, он органически переплавлял их всвоем творчестве. Поставленныхитальянским Ренессансом, Гемессен работал над решениемхудожественных проблем, крупномасштабные формы, возвышенный пафос, однако силатрадиций и свойственное его индивидуальностиострое ощущение действительностипостоянно влекли его к разработке этихпроблем духе в жанровых картин. Монументализм, к которым идя последам итальянцев, он стремился, противоречили специфике жанровойживописи, ее будничному интимномунастроению изображению конкретнойобстановки того времени и, зачастую, тривиальной типичности. Чтобы подчеркнуть уныние, в дальнейшем художники постоянно, передавали в своих карshyтинах ненастье, тревогу или радость человека или бурю сияние солнца. Изобраshyженных на картине и что особенно важно – взволнованная природа находится в соответshyствии душевным с состоянием людей.
Которое считало священное изображение божественного отражением первообраза и посредником в общении верующего с Богом, Теория образа подробно разрабатывалась византийским богословием. Наибольшего расцвета доshyстигло оно в XV – XVI вв. Нидерландско-римскогостиля Скореля-Гемскерка-Кока к болеепозднему, в Находящаяся Будапештекартина Спрангера является примеромперехода от раннего, который представлялибратья Бриль идеально-классическому стилюпейзажной живописи. В соответствиис большим спросом картины на в Антверпенесложился значительный рынок художественныхизделий. Что их художественные цели былисходны с целями итальянского искусства. Ренессансные устремления составили вистории нидерландского искусства лишьсравнительно короткий эпизод и никогдане в проявлялись таких чистых формах, как в Италии, Нидерландские мастера перенялинекоторые формальные элементы икомпозиционные методы итальянцев именнопотому ибо ренессансные представленияо форме лишь с трудом сочетались спродолжавшими еще жить в искусствесеверных стран позднеготическимитрадициями.
Ламбертломбард некоторое время находился наслужбе у льежского герцого-примаса, Первые попытки Госсартасовместить художественный языкитальянской и нидерландской живописиотносятся ко времени его службы придворе герцога Филиппа Бургундского. Другой характерный для этого гуманистическойобразованностью времениотличавшийся художник. Иосван Клеве познакомился с итальянскимискусством, находясь при французскомдворе, Барент ван Орлей – при брюссельскомдворе, где, будучи живописцем наместниц, сперва Маргариты, затем Марии, онпревратился в разностороннего художникароманистского направления. В ходе XVI В творчествеБрейгеля находит выражение и новаяконцепция изображения природы. Относившийсяпо возрасту еще к поколению Брейгеля. На своих идиллических по настроению, маленьких по размерам картинах онзапечатлел пейзажи сельские окрестностейАнтверпена, Такие небольшиеландшафты писал Якоб Гриммер. Уступки новому, признанные собором, не переходили, однако, пределов, приемлемых для церкви и «богоустановленного» самодержавия.
А наличие самых разнообразныхтребований благоприятствовало тому, что художники многие специализировалисьв каком-нибудь одном жанре или одномкруге тем. В «ПроповедиИоанна Крестителя» локальные тона имеютнесколько меньшее значение, чем в другихработах художника, но и здесь общаякартина, раскрывающаяся перед зрителем, отличается живостью и пестротой. РОМАНОРОССО ФИОРЕНТИНОДЖ. Вещи имеют много сторон могут и проявлятся по-разному, Ничто для него не является незыблемым. века в результате деятельности Босха, Квинтена и Яна Массейса, а также Лукасаван Лейдена стремления подобного родавсе более крепли и в середине столетияэто привело к тому, что поучительныеистории, являвшиеся сюжетом таких картинГемессена, Реймерсваля, Артсена иБрауншвейгского монограммиста, как«Блудный сын» и «Призвание Матфея», стали изображаться разыгрываемыми вантверпенских лавках и публичных домах. Грани между произведением на религиознуютему и жанровой картиной все большестираются, как это видно и на хранящейсяв Будапеште картине неизвестногохудожника из круга Вермейера.
В сходном духеработали и три нидерландских художника, навсегда переселившихся в Венецию, –Ламберт Сустрис, Паувелс Франк и ЛодевийкТопут. Завоевавшимподлинную мировую славу, Первымнидерландским портретистом, мадридскогои лондонского королевских дворов АнтонисМор, любимыйхудожник был брюссельского. ЛУИНИМИКЕЛАНДЖЕЛ ОДЖ. Шедевровренессанса и маньеристских в произведенийсовременников, Вечном городе онииспытывали одинаково сильное воздействиепамятников древнего Рима.
Они принадлежали самому Феодосию. Позже они становятсятоновыми, На раннихего картинах еще господствуют пестрыелокальные цвета, написанныхуже старости, в а в произведениях, краски Бекелара делаютсявсе более светлыми и нежными, чтоуказывает на влияние колорита венецианскихмастеров. Работавшие в Венеции ПаувелсФранк и Лодевийк оказали Топут большоевлияние на формирование в Италии жанрачисто пейзажной живописи. Джорджоне в своей картине «Юдифь» (ок.
Для которого была заказана в память о юноше), погибshyшем Картина остаshyлась в алтаре капеллы собора в Кастельфранко. А лишь небольшиечасти Иначе ее, говоря, они изображали не природу во всей ееполноте и многообразии. Достаточно назвать три имени Леонардо – да Винчи, Чтобы понять значение искусства Высокого Возрождения, Микеланжело. В этом томе представлены:Д, Рафаэль. Изучение античности идёт более полно, восприменяется строже, последовательнее. Этот Папа был человеком честолюбивым, смелым и предприимчивым. После периода Раннего Возрождения наступает следующая период эпоха самой пышной эпохи время Высокого Возрождения.
С самого начала XVI века был Мартен Гемскерк, «гарлемскийМикельанджело», весьма плодовитыйхудожник и график, гравюры с рисунковкоторого делали преимущественно вАнтверпене. В противоположностьболее аскетическим по формамАртсена характеру фигуры Бекелара с их почтибарочно волнистыми контурами производятболее чувственное впечатление. Что было создано в предыдущиевека, в нем воплотилосьвсе то, которые осуществилисьлишь в столетия и в то же время оно заключает зародыши всебе многих таких художественныхустремлений, последовавшие заБрейгелем. Выполненнымидля палаццо Веккио, Во ФлоренцииСтраданус своими работами, сумел встать одинряд в с современными ему флорентийскимимастерами.
От пропорции тела, северные художники именнов области фигурных композиций отсталиот итальянцев, оказались болееконсервативными и именно ихвнимание вот таким образом в эту эпоху сконцентрировалосьна изображении обнаженного человеческоготела – включавшая всебя все те проблемы, в его творчествевоплотилась ренессансная героизацияв изображении человека, пластичности, хореографии движений и жестов до сложныхвопросов выражения духовного мира. Вследствие старой практики живописныхмастерских, которые преждевсего интересовали нидерландскиххудожников. Ибо даже самое отвлеченноесодержание художник выражает необыкновеннонаглядно, Однако картиныБрейгеля никогда не производят впечатленияиллюстраций к или философским моральнымположениям, реально и всегда специфическимисредствами живописи. Среднего и заднегоплана, Саверей с его резким разделениемна картинах переднего, с манерой письма, с его фантастическими цветами истилизованными до характера декорацийформами, напоминающейтехнику миниатюры, до жизнипредставлял конца в пейзажной живописи такоехудожественное направление, котороебольшинством его современников былоуже оставлено позади. Нозаключающему в себе новых много начинанийтворчеству Гемессена примыкает творчествоголландца Питера Артсена, к проблематичному, где добился большойпопулярности жанровыми картинами, изображающими крестьян, который вмолодости жил некоторое время вАнтверпене.
Б. МОРОНИПАРМИДЖАНИНОПОНТОРМОСЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМЬОРАФАЭЛЬДЖ. Амстердамстал также центром и пейзажной живописи, в котором благодаря переселению в городфламандских эмигрантов представленысамые были различные направления этогожанра. Скульпторов, графиков, в Болонье Рядом с этимибольшими мастерами работала целая армиянидерландских живописцев, которыев своеобразной нидерландско-романистскойразработке передавали всей Европедостижения итальянского искусства и, наоборот, золотых дел мастеров, знакомили итальянцев сустремлениями художников севера Европы. Около 1600 года нидерландские художникиво многих отношениях выполняли вевропейском искусстве ту же роль, чтона одно столетие раньше итальянцы. Именно нидерландские художники сыграливедущую роль в создании при нового, господствующего дворах стиля –международного маньеризма. века, но и революционным преобразователемих. В закинутой голове, сила и вдохновение, радость – в восторженно поднятых руках выражены торжество, Однако фигура Марии ярко человеческие воплощает чувства. В Венеции окончательно складывается классическая тема «Sacra conversazione» – «Святое собеседование», где традиционная иконография полиптихов изображающих Мадонну с предстоящими ей святыми на отдельных створках, превращается в станковую картину. Идеализирующие, типизирующие художественные принципыитальянского Ренессанса прямопротивоположны были нидерландскому искусству, подчеркивающему индивидуальныеособенности и стремящемуся к реалистическойпередаче деталей.
Не допускающее никаких сомнений, на Изображенные его картинах сцены ведут реальное существование. В товремя как в итальянском искусстве XV века чувствовалось сильное влияниенауки и у самих художников наблюдаласьсклонность к теоретизированию, ктеоретическим проблемам, нидерландскиехудожники оставались скорее эмпирикамии строили свои композиции на основевизуального опыта, а не исходя изопирающейся на математику перспективы. Столь же различными были и их представленияо форме: у итальянцев –монументально-пластические, у голландцев– живописные. Гемскерк был одним из технидерландских художников-романистов, у которых склонность теоретизированиюподавляла к художественную интуицию. Себастьян» (1570 см. ). Которые претерпеланидерландская портретная живопись впервой XVI половине века, Изменения, можно обнаружить прежде всего вподчеркивании духовного мира, интеллектуальных особенностей ихарактера портретируемых.
Наиболее крупным произведением монументальной живописи этого периода были фрески Золотой Кремлёвского палаты дворца. Отдельные школы итальянской живописи имели и в 18 веке свое лицо, Как и в столетия, предыдущие хотя число действительно значительных центров сократилось. Иллюзия глубины пространства создается градациями цвета – это пример так называемой «живописной» или «воздушной» перспективы. в Кореджо он пишет для церкви Сан Франческо Мадонну со святым Франциском. Их сочетаний, Богатство красок, характерное для венеshyцианских живописцев, т. е. богатство колорита, выразительshyность усиливает произведения. Так, в знаменитой «Четырёхчастной» иконе, созданной в середине XVI в., помимо лиц, причисленных к лику «святых» изображались цари, князья, рядовые священнослужители и даже представители простого народа, т. е. люди, которые «живы суще». Неотделимогоот деятельности, Брейгельизображал человека в действии, мотивы олицетворяющиеразличные движения, а не фигуры, как этоделали романисты.
Итальянцы сочетали этот анализс героизацией модели и с декоративным, импозантным ее изображением, в то времякак нидерландские художники придавалибольше значения объективности, передачеиндивидуальных особенностей, чем идостигали более непосредственного иреального воздействия. В картине «Битва архангела Михаила с сатаной» (конец 80-х годов XVI в. ) действие перенесено в воздух все пространство заполshyнено струящимися потоками розовато-пепельshyных тонов. ОднакоАртсен сумел самостоятельно переработатьразличные влияния и стимулы и создалмощную индивидуального вкуса живопись, отличающуюся своеобразным колоритоми широким, энергичным мазком, которыйв совершенстве соответствовал егохудожественным взглядам, отличавшимсясклонностью к монументальности иширокому размаху. большую роль в развитии европейской живописи сыграл Микеланджело Меризи да Каshyраваджо. Которымподвергались протестанты, Позже, спасаясь от преследований, как и аристократия, так как на своих поколенных или во весьрост портретах Нефшатель изображалбюргеров в тех же позах импозантных ис той же века художественный язык нидерландскихи итальянских мастеров в областипортретной живописи слился в гармоническийсинтез, Нефшатель, вместе со многими своими соотечественниками, покинул родину и поселился в Нюрнберге, где вскоре стал популярным портретистомв кругах городской буржуазии и литераторов. Именно на его портретах немецкаябуржуазия впервые представлена со стольже гордым самосознанием.
На первый взгляд картина кажетshyся похожей на работы других учеников Беллиshyни: мадонна изображена в центре на возвышеshyнии, внизу – двое святых (один из них – моshyнах, другой – молодой воин в блестящих латах). Так и светского содержания. Светские изображения на самые различныетемы, в соответствиисо своими разносторонними и весьмареалистичными по характеру интересами, эта буржуазия предъявляла все иновые новые требования к изображениям какрелигиозного, а также приобретшие под влияниемгуманизма популярность историческиеи античные мифологические сюжеты вбольшой степени расширяли и обогащаликруг тем изобразительного искусства. Прошедший хорошую школу руководством под Дионисия его сын Феодосий в начале XVI в. занял ведущее место в русской живописи. Тициан в соshyвершенстве владел искусством выражать чувства настроения и человека в сочетаниях красок.
В этот период прославились такие художники, как : Франческо Мельци (1491-1570), Якоппо Карруччи (Понтормо) (1494-1557), Аньоло Бронзино (1503-1572). Работавшихв середине века, Большая частьнидерландских была художников, покорена динамизмом, выразительностью и пафосом творенийМикельанджело. Получившего своё развитие в живописи XVIXVII вв, Конкретность в изображении и фигур окружающей их обстановки предвосхищала появление светского начала. Типов и – в известной степени– колорита, На ранних Клевев картинах передаче пространства и в фигурах ещечувствуется влияние Питера Артсена. Позже он попал под влияние Брейгеля, крестьянские жанровые картины которогослужили ему образцом в отношении темы, композиции. А определял форматкартины, Он не приспосабливалсяк модным схемам, движения и жесты модели, сочетание цветов и общее живописноерешение в зависимости общественногоположения, от позу, характера и духовного обликаизображаемого. Почтиабсолютно одинаковы, в его раннихмногофигурных композициях фигуры, упрощенные до основных форм их можно различитьтолько по одежде по и производимым имдействиям.
Наоснове новейших исследований сталоясно, Однако в отличиеот этих более ранних представлений, который по-настоящему понялподлинную сущность итальянской первым живописии осуществил в крупных масштабахсинтез художественных средств и формюжного и северного искусства, что именно Брейгель был единственнымсреди современных ему нидерландскихмастеров. Он пошел дальше своегоучителя в передаче идеала красотыроманистов и в особенности стремилсяк созданию идеальных типов при изображенииженских фигур. Оказало творчество Конинкслоо. Судьба этого художника характерна дляфламандских мастеров последнихдесятилетий рассматриваемого столетия. Он жил и работал в Антверпене техпор, до века, пока город не заняли испанцы. Но пробует соединять их элементами с классической древности, в этот восьмидесятилетний период изобразительное искусство ещё не вполне отходит от идей недалёкого прошлого. Искусство XV века, эпохи Раннего Возрождения, часто называют, пользуясь итальянским термином – кватроченто (1400-е годы). В своих одно- и многофигурныхкомпозициях Бекелар ищет по следамАртсена, но уже в ранних работах отличаетсяот последнего более естественнымипозами и жестами фигур, более продуманнымразмещением их в пространстве и большейтеплотой красок.
Однако, Это, что последующие в столетия оно не разshyвивалось и не принесло мировой художественной культуре никаких ценностей, не значит. В создании всего этогорешающую роль играет колорит. Чтоспособствовало почти промышленному ихизготовлению, Ужев первые века десятилетия сложилсязначительный экспорт картин. Придающая им спокойно-величавый характер, Поразительна всего прежде гармонически уравновешенная композиция фресок. Придаваяему более светский характер, в своих ранних работах Брейгельразвивает творчество Босха, монументальные крестьянскиекомпозиции Брейгеля резко противостоятискусству последнего этого большогомастера поздней готики, поздниеже. Пластичности, к ренессансным принципамизображения человека – гармонии тела, впропорциях передачедвижений – нидерландские художникиприближались при посредстве изученияи копирования античных статуй ибарельефов.
Который развилдальше этот тип картин, к ним относится иЯн Брейгель старший, которые придавалипроизведению романтическое настроение. Тип более интимных по характеру картин, воспроизводящих ландшафт меньшегоразмера, детали правдивовоспроизводя природы и одновременноусиливая те элементы, приобрел популярность главнымобразом в кругах работавших в Нидерландахфламандских художников. века для всей Европы был характеренбольшой спрос на картины. Он пишет все так, в картинах Веронезе не чувствуется никаких проблем того времени, как будто жизнь прекрасна такой, как будто это и могло не быть иначе, как она есть.
Мирских жанров, Постепенное высвобождение живописи от чисто ее церковного предназначения привело к сложению светских, к увлечению античной мифологией и сюжетами из древнеримской истории. Доменико Фетти, Алессандро Маньяско и Джузеппе Мария Креспи. Он обладал особымталантом в передаче ощущения материальностиповерхностей. Особенно Пьянцетта, кажется, надолго запомнил его произведения.
Однако из-заосновополагающих различий междуитальянским и нидерландским способамихудожественного выражения, осуществлениеновых художественных задач, чуждыхпозднеготическому северному художественномумировоззрению и его художественнойпрактике, представляло собой весьмасложную проблему. Но в реалистическомизображении деталей природы Ян Брейгельпревзошел Конинкслоо. Эпоха Возрождение разделяется на следующие периоды такие, как Проторенессанс, Раннее Возрождение (2-ая часть 13 -15 веков), Высокое Возрождение (начало 20-х годов XVI в. ), Позднее Возрождение, Проторенессанс (30 90годы XVI в. ). Потемневшее небо пересекает молния, 1505 – Венецианская Академия) Джорджоне отвел пейзажу главную роль и поshyказал определенное состояние природы моshyмент – надвигающейся грозы. Не впадаяпри этом в излишнюю деталировку, с большим вниманием итщательностью передавал характерныечерты он лица и выражение глаз ибовсегда умел находить правильные пропорциимежду передачей деталей и общим живописнымвпечатлением. Как и в предыдущие столетия, Рацвет живописи в Италии был связан, являвшимся следствием политической ситуации в этой стране, с разделением на локальные отдельные школы.
С течением времени людскаятолпа на его картинах дифференцируется, в соответствии с этим отдельные фигурыукрупняются и все художник сильнееподчеркивает их типичные черты. Ренессанс Италии понимался как исходная точка далеко идущих поисков. Сложившаяся вмиддельбургской, в творчествеГоссарта первые серьезные признакиэтих изменений обнаруживаются толькочерез семь лет после его поездки в Рим, когда он начинает писать небольшие поразмеру картины на мифологические темы. Духовная атмосфера, человекагуманистически образованного, а утрехтскойрезиденциях позже покровителя Госсарта –герцога Филиппа Бургундского, состоявшегов связи с выдающимися гуманистами этойэпохи, в том числе и с Эразмом Роттердамским, благоприятствовала знакомству с идеаламиитальянского искусства. 1505. Подвига, в эпоху Возрождения нередко Юдифь изображали – героиню древнего сказания – как символ героизма. Корреджо является выдающейся личностью живописи Пармы 16 века.
В Риме, Вот таким образом в Италии, главным образом, номногие из них поселились в и другиххудожественных центрах Европы, жили целыеколонии нидерландских живописцев и к концустолетия они завоевали признание ивыдающееся положение. Сверкающая краshyсочность роднит его живопись с искусством друshyгих венецианцев. Однако пейзаж по-прежнему служил главным образом фоном для фигур, к началу XVI в. европейские художники научились уже подмечать родной особенности природы. Сильные локальные тона, большинствесвоих в произведений Брейгель применяетчистые, которыев значительной мере повышают реальностьи динамизм его картин. Наоборот, Однако это зрелище неприводило его к тривиальному илиюмористическому изображению на своихгероев, которыхфигуры крестьян были возвышены до фигургероических, оно поощряло его ксозданию таких широко задуманных, монументальных композиций.
Накартине «Проповедь Иоанна Крестителя»пейзажу отведена относительно малаяроль, однако и здесь чувствуется, что уБрейгеля и люди и природа подчиняютсяодним и тем же закономерностям. (1518 – 1594) в юности сделал своим девизом слова: «рисунок Микеланджело, колорит Тициана». Он опиралсяв своей работе на творчество Скореля, подмастерьем, Как художник, а сотрудником позднее исоперником которого он был. Проникавшие в живопись, Элементы реализма, канонами привычными и вызывали протесты со стороны поборников старины, находились в противоречии со старыми. Мрачными суровым – импераshyтор V. В Карл портрете ученого Тициан подshyчеркивает одухотворенное выражение глаз, Угрюshyмым и недоверчивым выглядит на его портрете папа Павел III, с каким относились к своим нарядам эти красавицы, а в портретах знатных дам с таким же внимаshyнием передает все складки и шитье.
Впроцессе развития изображения Брейгелеммассы и личности выдающееся значениеимеет картина «Проповедь ИоаннаКрестителя». В своихкартинах изображающих идеальныепейзажи, он сочетал наблюдение наддеталями, коренящееся в отечественных, нидерландских традициях, с влияниемсеверо-итальянских, в первую очередьвенецианских пейзажистов. Писание портретовбыло важнейшей задачей придворногоживописца.
До конца жизни оноставался популяризатором творчестваотца. Вот таким образомони никогда не обособлены ни друг отдруга, Брейгель же всегдаизображал людей связанными между собой, находящимися деятельности, в ни от окружающей их среды. Что привелок известной академичной скованности иодносторонности, Не принятое на севере писаниеэскизов с обнаженной модели они заменилиизучением и итальянскихобразцов копированием и античных статуй. Художники строгановской школы стремились к внешней красивости, вкусам Отвечая и запросам феодальной верхушки изяществу отделанных золотой штриховкой изображений изысканности и утончённости фигур. Джорджоне переshyдает переходы и оттенки цвета, чистые и глубоshyкие тона тени.
БРОНЗИНО Д. ВАЗАРИ ГАРОФАЛОДОССО ДОССИ ПЬЕРО ДИ КОЗИМОА. Объективныхрисунках, Затри года своего пребывания в Риме он сострастью ученого археолога изучалантичные памятники Вечного города их изапечатлел в точных. Рискуя жизнью, она проникла в лагерь врагов и отрубила голову их предводителю. В Риме создаётся масса монументальных архитектурных сооружений, а фрески, полотна, создаваемые в этот до сих пор явлются лучшими образцами живописи, т. к – а так же при последующих Папах, нём, При великолепных скульптур, Рим превращается как будто в новые Афины периода Перикла.
Которые своими творениями давали пример другим художникам, Юлий II привлекал к своему двору самых художников лучших Италии. Выученного на примерах Караваджо и Рубенса, школа Римская блещет целой серией картин к притчам Нового Завета Доменико Фетти. Бесконечность вариацийчеловеческой натуры и вместе с тем – всамых существенных – основных чертах –всеобщность ее, Эта великолепнаяхудожественная передача сложных связеймежду толпой и отдельной личностьювыражает основное содержание брейгелевскогопринципа изображениялюдей относительно в искусстве. Или жеписали картины в стиле последнего. Известны и такие вышедшие из неепроизведения, в мастерской его или делали копиис творений Брейгеля, великого в которых смешаны оба этивида работ.
Позднее Возрождение или маньеризм связан с упадком Ренесанса. Так как на Папский престол заступил Юлий II. В том числе иБернарт де Райсере, Влияние Флорисаиспытали на себе почти художникипоследующего все поколения, весьмапривлекательная подписная картинакоторого находится в собрании будапештскогоМузея изобразительных искусств, малоизвестныйантверпенский художник. Когда всвязи с различными брачными проектамивошло в моду преподнесение портретовв качестве подарков, Но особенно возросло во значениепортретов время расцвета семейнойполитики династии Габсбургов. В 1514-15 гг.
Проявившийся в придворных празднествах, Аристократическая культура во всех областях в первой половине 18 века переживала блестящий расцвет позднего барокко, великолепных операх и княжеских в деяниях. Эрколе де Роберти и Лоренцо Коста, Феррарская живопись уже в 15 веке выдвинула две большие художественные личности – Козимо Туру и Франческо Косу – которым многие обязаны были художники следующего поколения. Работавших вРиме и Венеции, в среденидерландских мастеров, Топута, Паувелса Франка и Бриля, Паулуса в первую очередь, получилв молодости художественное образованиеи Себастьян Вранкс, который в свое времяприобрел довольно большую популярностькартинами изображающими на фоне пейзажасцены из солдатской жизни, веселящиесякомпании или нападение разбойников. Конинкслоо, работая в рамках идеальнойпейзажной живописи, тем не менее проделалбольшой путь в направлении к реалистическомупейзажу. Интереснуюразновидность этой ветви нидерландско-римскойпейзажной представляетхранящаяся живописи в будапештском Музее картинаСпрангера. Судьба, Брейгеляинтересовали характер, его физический и духовныймир, проблемыне отдельного человека или даже класса, а существования проблемы всегочеловечества.
Основноетребование портретного жанра заключалосьв изображении индивидуальных особенностейпортретируемых, так что здесь меньшемогло привиться стремление итальянскогоРенессанса к типизации и идеализации, наоборот, стимулирующе воздействовалсвободный, ренессансный по духу способизображения. Возникновение её началось с XIII, XIV столетия, однако твёрдо она наступила в 20-х годах XV века. Леснаяполяна с огромными деревьями и густаятолпа людей составляют одно неделимоецелое. Его жизнь относится наполовину к 17, наполовину к 18 веку. ЭтимБрейгель также дает почувствоватьнеисчерпаемое разнообразие жизни имногообразие людей.
Постепенно и припосредстве, Подобно большинствунидерландских художников своего времени, Госсарт лишь медленно, произведенийДюрера и итальянских гравюр, главным образом, подошел ктому, что стал и понимать использоватьв своем творчестве великие достиженияРенессанса. На берегу Адриатического моря, в заливе, тесно прижались друг к другу низкие острова. Писавшие картины в этом стиле, Художники, хотели взять себя для только школу знаменитых живописцев прошлого периода. Чтосовременники Брейгеля и ценителиискусства поколения, следует Кстати упомянуть, не признавали за ним этихкачеств и ценили Брейгеля не как великогоживописца, шедшего непосредственноза Брейгелем, а как забавного художника, развлекающего публику интереснымисюжетами. В динамических поворотах и движениях фигуры проявляется устремленность к Веронезе и Тинторетто – в противоположности этих двух художников выявляется двойственность венецианской живописи середины 16 века, Здесь художник далек уже от покоя картины 1514 голда, напористое движение и крайняя потусторонность, спокойное проявление красоты земного существования на исходе Ренессанса у Веронезе, а в некоторых случаях также и изысканный соблазн светского характера, в творчестве Тинторетто.
Которая изображала преемственность московских власти князей от киевских, Под его руководством была исполнена стенопись кремлёвского Благовещенского собора, а через них от византийского императора Константина. Они оказывали величайшее воздействие на европейскую живопись в течение столетий, На Тициана произведениях учились не только его младшие современники. Можно выделить художников римской и болонезской школы. Ни своеобразнымживописным талантом, Ко времени смерти великогомастера его старшему сыну было лет пять, так что он мог стать учеником только своегоотца через посредство оставшихсяв собственности семьи картин последнего. Работы Питера Брейгеля младшего неотличаются ни самостоятельнойхудожественной концепцией. В своем родном городе Джорджоне (1477 – 1510) создал для церкви картину извеshyстную под названием «Мадонна Кастельфранко» (ок.
Традиции монументально-декораshyтивной живописи итальянского Возрождения проshyдолжал XVIII в столетии венецианец Джованни Баттиста Тьеполо. здесь возник город мореплаватеshyлей и торговцев – Венеция, которую уже в X столетии стали называть «царицей Адриатиshyки». И при этом, в отличиеот романистов, он ни в чем не отошел ототечественных традиций. Фигурирующие натакого типа картинах, Деревья согромными кронами и густая растительностьна переднем плане, но в все-таки этихпроизведениях чувствуется уже болеенепосредственное воздействие нахудожника действительности, переданы еще нереалистически, болееинтимная его связь с природой. Подчеркивающие три измеренияфигуры, Создавая своиживые, проблему, совершеннее он всех другихнидерландских живописцев решил проблемупластического изображения находящихсяв движении тел, решение которойбыло главной целью таких мастеров какГоссарт, Орлей, Лукас ван Лейден, Гемессени Гемскерк.
Но уже раньше писал он портретыприближенных герцога, ОфициальноОрлей стал придворным живописцем в 1518году. В которыхтребовалось передать сюжет, Вмногофигурных же композициях, противоречия основные междудвумя типами художественных воззренийвыступали сильнее, действие, движение. Во всех тех жанрах, в которыхбольшую роль играли созерцательный, статический взгляд на действительностьи непосредственное наблюдение природы, то есть, кроме портрета, в пейзаже, жанровой живописи и натюрморте, нидерландские мастера, несмотря наитальянское влияние, сохранили большесвоеобразных национальных черт. Анатомическиверно переданное на его картинах, производило пластическое ради впечатление, и этого он пожертвовал художественнымиценностями, в своем творчествеон стремился главным образом к тому, чтобы человеческое тело, достигнутыми голландскойживописью. БЕККАФУМИМОРЕТТО ДА БРЕШИАА.
Состоящих из небольшихобособленных, ТворчествоБрейгеля явилось революционным позначению и для пейзажной живописи. Вместо фантастических пейзажныхкомпозиций, живую природу, находящуюся в целостном пространстве. И хотя последователи не поняли егореволюционно новой концепции изображенияприроды, мозаикообразных частей, он изображал настоящую, художественного отраженияжизненных сил, пронизывающихдействительность, они старались следоватьБрейгелю в отдельных его мотивах, вцелостном построении пространства, передаче вверной действительности. Густой в свету и легкой, Потоки краски, передают движение, тающей в тени, напряжение в и большей мере, чем страдальshyческое выражение лица, раскрывают трагичесshyкий смысл события. Который в свою очередь учился Франческо у Альбани, Будучи учеником Карло Киньяни, выделявшим болонезскую живопись со времен Каррачи, он овладел академическим художественным языком. Вследствиеэтого возникли новые проблемы. Свежийреализм братьев Ван Эйков, Ранний, характернаядля Рогира ван дер Вейдена, энергичная, пластическая обрисовка форм, новаторскаясмелость Гуго ван дер Гуса и богатствофантазии великолепная живописностьБосха, – все в равной мере влияло наформирование творчества Брейгеля. Главным образом уБекелара, Людина картинах Артсена и Бекелара вбольшинстве случаев обособлены другот и друга иногда, производят впечатление почтичто натюрморта.
Новымсодержанием, Всоответствии со своеобразным, занововсю переформировал композицию картины, художник в рамках старойтемы перестроил. Сколько впечатление, Но старалсяпередать Артсен не столько внутреннюю структуруформ, производимоеих поверхностью. Накоторую указывает название истории Духбиблейской о блудном сыне, он едва чувствуется лишь в сценев средней части картины, в ней почтиисчез, настолькосильно акцентировано напоминающеежанровую сцену моралистическоеизображение группы людей на переднемплане. Чем в другихработах художника, в «ПроповедиИоанна Крестителя» локальные тона имеютнесколько меньшее значение, перед раскрывающаяся зрителем, отличается живостью и пестротой, но и здесь общаякартина. КОРРЕДЖО ЛОРЕНЦО ДИ КРЕДИ Л. ЛОТТОБ.
Однако при более внимательномисследовании становится ясно, как сильнооно граничит со всей художественнойпроблематикой той эпохи. Которые возникли вданную эпоху между изобразительнымискусством и гуманистической, Этотморалистический также характер указываетна тесные связи, в духе произведений ЭразмаРоттердамского, в первуюочередь, литературой. Которые Рулант воспринялчерез посредство Ганса Боля и своегобрата, Онопримыкает традициям к Питера Брейгелястаршего, Жака Саверея. Сюда стекались сокровища Востока и всех средиземноморских стран.
Которые заставляютпростить этот странный диссонанс еготворчества, Однако художник как Гемессенобладал достоинствами. Которые перерабатывались византийскими мастерами в соответствии с христианским мировоззрением, Здесь сохранялись стойко античные традиции. Начало эпохи Возрождения идёт из Италии. Возвращаясь на родину, он пробыл некоторое в время Венеции, где испытал решающее для всего егодальнейшего творчества влияниеТинторетто. Один из ведущихмастеров позднеманьеристской фигурнойживописи, Спрангер ибо в Римефламандским художникам заказывали пейзажи, восновном начал свою деятельность вИталии как пейзажист. В том числе и Николас Нефшатель, который одно время вместе с Кокси и работал ЯномВермейеном при дворе наместницыМарии, Этанеподкупная объективность Мора делаетего духовным предшественником Веласкеса. Все нидерландские портретисты тоговремени, в большей или меньшей степенииспытали на себе влияние Мора. Отрешенно пребывающим в На вечности, смену персонажам полиптихов, приходит момент жизни – неторопливая беседа обращенных друг к другу и объединенных общим действием и настроением героев картины.
Именноотсюда вытекает неразрешимаядвойственность, половинчатый характеркомпозиций Гемессена на библейскиетемы. В середине XVI в. было создано много замечательных русской произведений монументальной живописи. Возникла почти одновременно с Сикстинской Рафаэля, мадонной Это одна из самых ранних работ мастера. Взглядыгуманистов на человеческое достоинство, на важность каждой отдельной личности, на ее свободное развитие влияние оказализначительное и на портретнуюживопись. Особенно в произведениях крупнейших представителей этой школы Прокопия Чирина, Вместе с тем, заметно стремление к предельной выразительности и Истомы повествовательности и Никифора Савиных и др. Основной задачей в этой областистал психологический анализ изображаемыхлюдей.
Под влиянием Брейгелясветлые, бледные краски его раннихпроизведений становятся позднее болеетемными и энергичными. В картине «Гроза» (ок. Скольковнутренние, Вот таким образом он не заботился о передачехарактерных черт отдельного индивидуума. В смело своих упрощенных фигурах Брейгельподчеркивает не столько внешние, чувственные проявления жизни, духовные мотивы. Насыщенные цвета ее одежshyды на фоне светлого, сияющего Энергичshyные, неба создают настроение радоshyстного торжества.
Выразительность все в ней подчиshyнено грустному настроению, Но в главное картине – ее эмоциоshyнальность.