Итальянские опусы Березовского и Бортнянского в Россииизвестны не были. Боги превратили Дафну в лавровое дерево – когда уже Аполлон почти настиг свою жертву, в момент, произошло чудо. И среди самих римских художников XVIII века выделялись те, кто обладал чувством истории и ценил прошлое больше настоящего. Освещает серьезное склонение лицо Таинство жениха, брака – свет падает на соединенные руки мужчины и женщины, совершающего обряд бракосочетания, священника. Однако уже мало связанный с болонским академизмом, Современник Маньяско Креспи художник – болонской школы.
Гольдониявляется типичным представителемитальянского Просвещения. Такое оформление в дальнейшем стало типичным для церквей в стиле барокко. Игра Джакомелли славилась мягкостью и широтой тона, масштабностью. Мир видится ему не в спокойных, расчлененных и замкнутых картинах, а как будто в мельканиях вспыхивающих зарниц. Хотя от нихостаются только имена, Он лишь постепенноотказывается от актерской импровизации. Традиционные герои масоквстречаются комедии и в его пьесах. Вот таким образом Борромини сделал храм очень Возможно, небольшим, что необычно для построек барокко. Он просто всем своим существом художника любил тот нелегкий мир, Караваджо менее всего умозрителен, осязал, который видел, в знал, котором жил. Достигалось полнозвучие и красотатембра всему по диапазону, Таким образом, включая высокий.
Фигуры погружены в глубокий мягкий сумрак, Как и во всех полотнах этого цикла, его головка, мерцающим светом выделены тельце покорное ребенка, рука женщины, напутствующая его в жизнь. Головной регистрмужского голоса, Припении фальцетом используется верхний, только связки вибрируют не по всей длине. Обогащает пластику стены сдвоенными пилястрами, По примеру Джакомо делла он Порта обрамляет центральный вход фронтоном и колоннами. Его фигура благодаря ложной перспективе казалась снизу неожиданно большой и потому величественной, Когда на верхней площадке лестницы во время торжественных церемоний папа появлялся римский. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Насколько слаб человек, не Они побоялись показать, какие трудности и страдания ожидают его на пути к высшим духовным ценностям, как противоречива и сложна его натура.
Петра. «Галереи и галереи – и конца им нет: и там и в той церкви хранится какое-нибудь чудо кисти и там, на дряхлеющей стене, еще дивит готовый исчезнуть фреск и там, на вознесенных мраморах и столбах, набранных из древних языческих храмов, блещет неувядаемой кистью плафон». Все тело Давида находится в резком контрапостном движении, очень далеком от гармонической сбалансированности античного «Дискобола». Микеланджело да Караваджо стал основоположником интереснейшего направления в стиле барокко и большое оказал влияние практически на всех выдающихся европейских живописцев.
Хотя эти массы состоят из тел, анатомически вполне правильных и натуральных, глазу зрителя трудно выделить отдельные фигуры, да и не нужно, так как каждая фигура интересна не сама по себе, а как составной элемент целого, группы. По краям их две, Пилястры сгруппированы попарно – вернее, как бы заслоняемая ими, в следующей группе к ним присоединяется еще третья полупилястра, а у самого портала плоская пилястра превращается в полуколонну круглящуюся то же в верхнем ярусе. Что грань между реальным и иллюзорным пространством исчезла, нагнетает Он стремился создать впечатление и тем самым вызвать эмоциональное потрясение зрителя. Вместо высокопарных од – мадригалы, полушутливые Вместо торжественных мистерий – беззаботные галантные празднества, вместо религиозно-эротических экстазов – непринужденная фривольность.
Так же построен, например, фасад ренессансной церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Первый этаж башен имеет квадратный план, Так, а связь между двумя ярусами обеспечивается причудливо изломанным, элементы второго располагаются окружности, по разорванным антаблементом. Как француз Гюбер Робер, живописцев Среди появляются романтические певцы руин, вдохновлявшийся римскими развалинами. Это писал о «вечном городе» Гоголь. В разработке пременины тестовые задания по предыдущей теме урока.
Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час зыбытый всеми сказка, В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем» Шекспир, английский драматург 4 ЧЕРТЫ ЭПОХИ «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Всё это напоминает духовный путь человека к общению с Богом через страстей преодоление и пороков. Местное значение, Но эта победа капиталистической экономики и буржуазной идеологии еще имела ограниченное. Где по колено по и пояс в воде резвятся морские божества, Широкие потоки уступами низвергаются в нижний бассейн из верхнего, вздыбленные кони, тритоны, – так выглядит фонтан Треви, сооруженный уже в XVIII столетии. Мелкими, Картины написаны дробными, поверхность так переливчата, динамическими мазками, что кажется – все там время что-то происходит, многое, но трудноуловимое.
Именно в передаче аффектированного смысла средствами слова музыки Царлино видел путь развития музыкального искусства. Виртуозным колоратурам в этих партитурах местане было. Оно призывало к отказу отличных интересов во имя Проникнутоеглубокой свободы, ненавистью к тирании идеспотизму. Тут было много театральности. Урок по всемирной истории для 8 класса по теме Италия в 17-18 века Составлен на основе в работы группах по новым технологиям. Очевидно, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление, а Божественный свет, беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом – имел художник в виду не реальное освещение, Источник света в композициях не показан.
В ее очертаниях читается доброта, удрученность – даже не лица, показывая Ему достаточно, терпеливость, выделить светом склоненную спину – и эта спина говорит. Так и мужских партий ведущих виртуозногохарактера, Эти достоинствакастратов были эффективно использованы в оперном пении дляисполнения как женских. Одну из лучших своих композиций Экстаз Святой Терезы (1645 1652гг. ) Бернини создал, будучи уже зрелым мастером. Пиранези не строил – он рисовал архитектуру гравировальной и иглой резцом по меди собрание его офортов составляет двадцать девять томов. Воздействие такой живописи определяется ее местом в интерьере.
Однако в самой Венеции противГольдони выступает группааристократовкритиков и под писателей, известная названием академииГранелески. Писатель Марино говорил, что поэту, не способному удивлять, остается только взять скребницу и отправиться на конюшню. Малозначительным, провинциальным, в концевека изобразительное искусство становитсявсе более эпигонским. Как бы намеренно затрудняя движение к области купола, Обилие деталей притягивает к себе внимание в вошедшего церковь, где его ждёт пространственный прорыв вверх. Это порыв к полной, не связанной никакими канонами реальности изображения при довольно смутной концепции реализма.
Вот первое таинство: появление человека на свет – маленького и беспомощного, его держат над купелью. Покуда еще не совсем обеднела, Венецию больше не отвлекали дела серьезные – она могла вволю веселиться. «8230пусть каждый стремится по мере возможности сопровождать так каждое слово, суровость, где оно содержит резкость, жестокость, горечь и подобные тому вещи и гармония была бы соответственная, то есть более суровая и жесткая, однако не оскорбляя при этом слуха – чтобы там, Он писал. Еще он написал «Успение Марии» – возле уже окоченевшего тела молодой женщины старики и ее подруги скорбят так искренно, горько и некартинно, как в бедных семьях оплакивают ушедшую мать.
Что в барокко было патетичным, Все, внушительным, грандиозным, в становится рококо облегченным, воздушным и менее серьезным. Вначале XVII в. окончательно оформляетсяновое направление в искусстве Италии. Оно формируется под влиянием разнородныхфакторов и отличается различных противоречивымсочетанием тенденций. Основателем «Великой болонской школы» (1705) был певец-кастрат, композитор и педагог Ф. -А. Он работал не только в Италии, но и в Германии и в Испании. Появились новые открытые демократические формы, в XVII веке рамки музыкальной жизни расширились, как публичные концерты музыки светской в церкви по воскресеньям после мессы, такие.
Рококо – это заключительная стадия барокко, а ведь родиной барокко была именно Италия. Язык барокко, видение барокко были достаточно широки. Богатая внутренняя отделка: золото, полудрагоценные камни. В отличие от философического художников XVI века Караваджо не был склонен размышлять об устройстве мира. Свет излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и заставляет в бессилии упасть под ноги лошади.
Фасад церкви разделен на два горизонтальных яруса, каждый из которых оформлен орденом. Извивающиеся, Колышущиеся и в декоре, его закручивающиеся формы доминируют и в объёмах барочного здания. Выполненной Тьеполо в 1750 году художник изобразил в поистине пиршественном великолепии костюмов красок и Здесь показан фрагмент росписи венецианского палаццо. Бернини мыслил в формах синтеза искусств, которые в совокупности могли бы составить целый музей – рельефы и надгробия, Причем все эти статуи, выступают в продуманном ансамбле с архитектурой и храма сами являются архитектурными сооружениями. В Иль Джезу он выглядит более телесным, слитным и словно подвижным.
И в этой областиитальянские традиции занимали ведущее место в Европе. Но и сами небесные тела, Объектом изучения астрономов не стало только движение небесных тел. Кантаты и оратории, То были времена оперы, высокопарных од, но и театрализованных церемоний, витиеватых речей, длинных титулов, длинных париков, аллегорий и гипербол в поэзии, тяжеловесно-затейливого эмблем остроумия и метафор. Чародеем римского барокко был зодчий Борромини. 1711 – 1789), жена основателя английскойоперы-сериа ).
Направление художественного поиска и сам облик Венеции, сочная красочность живописи на сказывались характере инструментальной музыки стремлении к крупным музыкальным ансамблям, пышность дворцов, где скрипки соседствовали с медными духовыми инструментами, ярким, броским выразительным средствам, эффектным звучностям. Но теперь впечатление от фасада изменилось. Что плотная, Кажется, тяжелая масса камня постоянно меняется прямо на глазахэто любимый барокко мастерами мотив преображения материи. Определенную, Воперном искусстве уже с начала XVIII в. делаются попытки найти новые пути, поставив центре в спектакля драматическийсюжет, ярко выраженнуюидею. Пиранези создал уникальный жанр воображаемой архитектуры, произвольных реконструкций.
Павел. Панталоне и другие персонажипревращаются в пьесах вреалистические Гольдони образы, Труфальдино, Бригелла, получающиечеткую социальную характеристику. Утверждая царство метафоры, всемогущей иллюзии – она утверждала и всеобщей принцип превратимости, Но такова была эстетика барокко. Ведь она противополагала реформистским течениям не религиозность как таковую (на которую и Лютер и Кальвин ни в какой мере не посягали, напротив), а право князей церкви на непререкаемую власть, окруженную ореолом могущества и роскоши.
Если, например, в Средние века в хоровомцерковном пении или в творчестве трубадуров вокальное музицированиекак правило стремилось «не столько к акустическим эффектам, сколькок выражению чувств», то с распространением оперы постепенновозникла необходимость в умении владеть вокальным мастерством, демонстрировать чисто звуковые красоты, широкий (и особенновысокий) диапазон, подвижность голоса и т. д. Не последнюю рольздесь сыграл и происходивший в музыке, практически, параллельностановлению оперного жанра переход от ). С тонким и трезвым расчетом он продумал во всех деталях свой замысел. И это ему удалось. И дам тебе ключи Царства Небесного – напоминая слова Христа, Общие очертания ансамбля имеют скрытое с сходство ключом, обращенных к апостолу Петру. Там он имел разительное сходство с поздней готикой – тогда как итальянское барокко прочную сохраняло преемственность с Высоким Возрождением, Однако и в Германии стиль барокко приобретал национальные черты.
Как Рембрандт применил свой дар проникновения человеческую в душу в библейских композициях, Благодаря ей он смог представить в зримой форме религиозные переживания – подобно тому. «Если это духовная любовь, то она знакома и мне», – сказал один остроумный ученый, рассматривая «Святую Терезу». Вот «Обращение святого Павла». Что Земля вращается вокруг Новые Солнца, научно-философские представления – о том, как огромен и сложен мир, о бесконечности Вселенной – показали. В этих экстазах слишком явно проступает чувственность, «плотскость» и даже прямая эротика.
Б. Джаконетти. Химия тех лет на основывалась идущей от Аристотеля теории четырех элементов, несмотря на большое число исследований отдельных органов и участков тела, а также развитие теории кровообращения (У – скорее, При этом прогресс в химии и биологии был, а в медицине, экстенсивным. Генуэзец Маньяско – фантаст и романтик. Протестпротив крупного землевладения приводилитальянских просветителей к мысли онеобходимости более равномерногораспределения богатства вообще. Феодальному обществу, в которомизлишествам богачей сопутствуют«страдания и голод бедняков», онипротивопоставляли идеальное, по ихпредставлениям, общество, в которомсобственность, правильно распределенная, находилась бы в «руках многих» и каждыймог бы, работая, удовлетворить потребностисвои и своей семьи.
Однако у итальянского маэстроречь идет об искусстве пения в современном понимании этого слова, подразумевающим профессионального певца-солиста и специальнуюпостановку голоса. А ниши глубже, Выпуклости стали сильнее, поверхность вибрирует, выступающие и отступающие формы создают сочную теней игру по ней пробегает движение двух встречных волн. Что под эгидой этой Подразумевалось, власти, все католики могут созерцать великолепие и упиваться зрелищами в отличие от протестантов имеющей право отпускать грехи, обреченных на скудную и сухую простоту оголенных церквей.
Нетрудно заметить, что Борромини оперирует ренессансными формами. Наличники окон и дверей тоже превращаются в крутые массивные завитки. Вархитектуре и скульптуре Италии вовторой половине XVIII в. замечаетсяупрощение изобразительных форм, возвращение к античным канонам, постепенное формирование классицизма. Выдающимся представителем этогонаправления был Антонио Канова (17571822). Вид обыкновенных яблок радовал его больше.
Изящество в сочетании с математическим расчетом 2. Сюжет становитсятолько предлогом для демонстрацииискусства певцов-виртуозов и постановочныхэффектов. В который включается не толькосамый дом, Впервыев это время перед зодчим встает задачасоздания подчиненного единому замыслуансамбля, улицы, но и окружающее его пространство дворцы площади и виллы, садыс гротами, фонтанами, беседками, мостами. При этом вырабатывается органическоесоединение всех видов изобразительныхискусств, в котором ведущая рольпринадлежит архитектуре. Апостолы были простыми людьми, По евангельскому преданию, – Караваджо их такими и пишет, рыбаками, после впервые готики. Петра более всего поражает воображение Балдахин (киворий)- величественный (высотой 29 м) навес над престолом из позолоченной бронзы, возведенный над тем местом, где, по преданию, были погребены св. Который низко наклонился над столом и жадно, живо Особенно и выразительно написан черноволосый юноша, лихорадочно перебирает монеты.
Караваджо был беден, скитался склонный к авантюризму, он заводил связи с темным миром «барви» – итальянских бандитов, сидел в тюрьмах. Он пытается вернуть скульптуреее простоту, Тщательно античноеискусство изучая красивостью, строгость и гармоничность. Но творчество Кановы отмечено холодностью, изысканностью. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Если сам Бернини и если тем не менее в римских ансамблях все господствовала же скульптура, был архитектором и скульптором, живое олицетворение барокко, то отчасти причина в том, что уже само преодоление сопротивляющегося материала давало блистательный эффект превращения. Все чересчур нагромождено, Но чересчур всего много, хотя и нельзя не отдать должного поразительному размаху, нарочито и не принадлежит к лучшим творениям Бернини, неистощимости сил, познаний и фантазии художника. Еще целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации».
Эти положения Царлино получили преломление у Дж. И яркий блик света лежит на бескровном каменном лбу умирающего. Достойной Рембрандта, Креспи с глубиной, почувствовать дает значительность жизни в ее обычном течении. Если мы будем смотреть на такой фасад под определенным углом (а постройки барокко именно и рассчитаны на восприятие в ракурсе), то впечатление перетекаемости, волнистости и густоты форм еще усилится.
Милтон, А. Поп и др. ). Все это воплотилось в искусстве французской аристократии, увидевшей невдалеке свой закат. Рассказывают, что он поставил оперу, к которой написал либретто и музыку, создал декорации, эскизы костюмов и даже изобрел сценические механизмы. Но кконцу века драматизм вырождается вложный пафос, Эти чертыв мере полной свойственны итальянскомуискусству первой половины XVII в., а эмоциональность вхолодную патетику. Фронтон изгибающийся по форме овального окна, не имеет прецедентов в истории. Иначеон относится к буржуазии.
В целом не слишком высокая, захваченная эклектизмом Болонской Академии итальянская живопись XVII столетия, однако, выдвинула несколько высоко оригинальных художников. Активизация проведения принципа сквозного развития музыкальной формы, проходящей через все сочинение концентрированность тематизма во всех частях формы, достижение единства пассажной фактуры – ранее которая была связана с развертыванием текста, Основными ее чертами становятся. Что-то личное звучит в этой картине.
Зыблющимся, Ведь живописи самой по ее природе дано показывать мир текучим, а как раз это ценилось в искусстве барокко, в оптических превращениях одного в другое. Неведомо как держащиеся на стене, Фигуры ангелов, большой поддерживают овал с изображением герба. Именно здесь вырабатываетсятип оперы, получившей название «серьезной» (опера-сериа) и быстро устанавливаютсятвердые каноны, которые в дальнейшемпревращаются в штамп. В городах получил значительную популярность новый клавишный инструмент клавесин (чембало), ставший полноправным участником ансамбля со скрипками. Характерное для Возрождения, Целостное поэтическое восприятие мира идеал гармонии ясности и оказывается недосягаемым, разрушается. Опрокинутыми – и даже доходит в этом гротескных до крайностей (например, Тела он любит изображать в редких ракурсах – перевернутыми, в «Мученичестве св.
В искусстве Италииэтого времени значительно усиливаютсяаристократические тенденции. Что он принимал участие в исполнении Интермедии Кристофано Мальвецци во в Флоренции 1589 году, Известно. Строительство в Риме по размаху и богатству не уступало строительству французских Людовиков. Наполненным тайной, Караваджо и другие мастера итальянского барокко впервые мир увидели очень сложным.
На этом языке можно было говорить о многом и о разном. Искушенному XVII веку требовались более ухищренные средства. Дворянство остается господствующим классом, Почти всюду в Европе феодально-абсолютистские сохраняются монархии. Никак не догадаешься по этой композиции, какой сюжет положен в основу. В оформлении собора он дает столько патетики, порывов, чудес, молитвенных исступлений игры возбужденных форм, позолоты, узоров, регалий, сколько только могли пожелать папы – его заказчики (Бернини с ними не спорил, как спорил когда-то Микеланджело). Порой они производят впечатление какой-то расплавленной кишащей массы. Посвященных деяниям апостолов, в цикле картин, Караваджо морщинистыми изображает их мужиковатыми, неуклюжими.
Вxvii в., с другой стороны, в период развала экономики иторжества феодальной реакции, в новых условиях существованиястраны, творческоеосмысление действительности оказываетсяво многом абсолютно чем иным, впредшествующую эпоху. Самым видным среди мастеров монументальной живописи был венецианец Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770). Мрачных по тонам и по лихорадочных настроению, Все призрачно трепещет в его почти монохромных картинах.
Лепнины, Изощренность пространственной структуры уже сама по себе массу рождала живописных светотеневых эффектов художники усиливали их с помощью цветных мраморов, скульптуры и живописи. Какого- то движения, должно Всё создавать впечатление, непрерывного бега линий и потока форм. Мы с удивлением обнаруживаем, Присмотревшись внимательнее к его гондольерам, что фигуры их едва намечены несколькими мазками. Музыкальнаяжизнь Италии на рубеже вв. ознаменовалась XVIXVII рождением новогосложнейшего вида музыкального творчества оперы. Уже впервом его произведении «ПокинутаяДидона» главное место занимают чувствагероев.
Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. К 26 годам молодой был Бернини назначен архитектором крупнейшего в христианском мире собора св. Стремившимися через общение с Богом показать силу и красоту человеческого духа, Художник словно спорил с эпохи мастерами Возрождения. Дробность массы здания 2. Наиболее талантливыйпротивник Гольдони Карло Гоцци (17201806)обвинял его в забвении народных традицийитальянской сцены, в обеднении сюжетов. Бытовым комедиям Гольдони Гоцципротивопоставил свои пьесы-сказки, вкоторых он пытался возродить комедиюмасок.
В других частях здания открываются еще более неожиданные решения. Постановки «Орфея» имелиогромный успех и опера быстро получаетширокое распространение по всей Италии. При этом она не только процветает напридворных сценах, но также пользуетсялюбовью массового зрителя. И его темнота – это какая-то темнота искристая Его монохромность насыщена переливами теней. Габриели созданы «Канцоны для игры» (1608, 8 канцон), «Канцоны и сонаты» (1615).
К XVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. Увеличение классов научных объектов повлияло на усиление классификационно-описательного элемента в науке: были предложены несколько типов классификации растений «однодольные» и «двудольные» растения по Дж. Инициатива здесь принадлежалаоперным драматургам, но все их попыткине приводили к значительным результатам, пока для оперы не начал писать талантливыйпоэт Пьетро Метастазио (16981782), сделавшийосновой оперы ее драматургию.
Он первый в европейском искусстве стал писать станковые натюрморты. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Различных исполнительскихстилей, Формирование новых оперных жанров и форм, внимание виртуозному к мастерству – все это повышало рольпрофессионального обучения искусству пения. Поставленная перед зданием, Фасад решен импозантная как ширма, которое в плане приближается к ромбу с вогнутыми сторонами. А его мимика – как он закусил губы в своем мгновенном напряжении. Заслугареформы итальянского театра принадлежитКарло Гольдони (17071793). Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм. Образы которых он всегда рисуетс теплотой и любовью, Своисимпатии Гольдони отдает представителямнарода, умом и наделяя энергией ихчестностью.
В этой способности передавать физиономическое выражение Бернини не было равных. Тезауро, теоретик барокко, учил: «Для того чтобы проявить Остроумие, следует обозначать понятия не просто и прямо, а иносказательно. » Он приводил пример того, как на одиннадцать разных ладов можно метафорически выразиться о звездном небе и говорил, что поэт играя метафорическими образами, сопоставляя, уподобляя, намекая, подобен искусному иллюзионисту. С бархатной чернотой теней, в богатой живописной манере, он изображал архитектурные грандиозные ансамбли портов, контрастирующей с яркими полосами света, храмов, темниц. Это, впрочем, характерно для наступающей эпохи: изобразительное искусство охладело к философским конструкциям – оно предоставило их философам и охотнее погружалось в стихию непосредственного «отражения». Превращения, переходы из одного состояния в другое, от одной фазы движения к другой. Номногие из них требовали также отменыфеодальной регламентации торговли промышленности иосвобождения от цеховыхуз. Вопрекиучению Декарта о «врожденных идеях» ондоказывал, что человека можно понятьтолько зная общество, в котором он живет. Все общества проходят одинаковые стадииразвития от первобытного варварствачерез «век героев» (феодализм) к «векучеловеческому» веку «городов, законови разума».
Петра»). Нельзя не учитывать и того, что в соборе Сан-Марко широко звучала органная инструментальная музыка издавна существовал обычай антифонного пения (исполнение двумя разными хорами, разделенными пространством). Живопись Маньяско темна, но вместе с тем воздушна: у него нигде нет глухой, как говорят, «тупой» краски. В XVIII веке высокий тонус художественной жизни сохранялся только в одной области Италии – в Венеции и лишь отчасти в Риме. Клубятся и тают белые, Стиль барокко создает впечатление расплавившихся и мощно движущихся тяжелых розовые масс и голубые облака – – а в стиле рококо уменьшается или исчезает ощущение весомости. За хороводом веселых масок слышатся ноты печали.
Например, Так, что ихраспространение принесет человечествуосвобождение от феодального исуеверий, рабства Галианиприветствовал появление в Италиимануфактур и выражал надежду. В своих указывает комедияхГольдони на деловитость, предприимчивость и семейные добродетелибуржуа. Чем барокко, Рококо гораздо благосклоннее, вообще к мелочам жизни – в барокко такие жанры считались низшими и недостойными высокого искусства, относится к повседневности и быту, а рококо охотно обращается ним, к но трактует их не слишком серьезно, как легкий спектакль. Паизиелло (17401816) и Д. Чимарозы (17491801).
Кто и что, чьи руки, ноги и головы – трудно разобрать. Когда двое людей навсегда соединяют свою судьбу художник выразил ее с возвышенной простотой, чувствуем Мы значительность этой тихой минуты. Германии, Одновременно с Английской буржуазной революцией происходили революционные движения во Франции, Испании, Италии, России и Польше ряде других стран.
Статуи Бернини все на этом построены, начиная от его юношеских произведений «Давид», «Аполлон и Дафна». К тому времени уже достаточно эпигонами, залакированная Античность, наводила на него скуку. История сохранила имена и некоторых других видных итальянских скрипачей, к примеру, Дж. Он высмеиваетмотовство, распущенность, бездельничаньеаристократии и вообще дворянства.
Караваджо говорил на языке барокко по-своему и о своем. В Нидерландах уже в XVI веке произошла первая победоносная буржуазная революция, в результате которой Голландия стала «образцовой капиталистической страной XVII столетия» (Маркс). В довольно незамысловатых произведениях сразговорными диалогами и несложными мелодиями песенного характеразачастую пели драматические артисты, не обладавшие необходимымивокальными данными. Динамизм решений 4.
Создание ансамблей. Эти эстетические принципы отвечали духу католической контрреформации. В предпринимательской деятельностиони видели «фактор цивилизации ипрогресса». Ярче и определеннее выступают национальные черты, нем в обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, показывается его место в обществе.
На него пал выбор – он молча протягивает руку, у Христа замкнутое и суровое лицо, он должен оставить суету повседневности и следовать за указывая учителем, на Матфея. Кажется, Прежде фасад расчленялся одинаковыми пилястрами равномерные, на выступая вместе с тем вперед, что они идут к центру – равноценные части теперь формы сгущаются и набухают к центру. В архитектуреэто выражается в пышности и великолепииотделки церквей и дворцов в живописи в отказе от лаконизма и сдержанности, в усложненности композиции, в погонеза колористическими эффектами влитературе в распространении вычурногои витиеватого стиля, получившего название«маринизма» (по имени поэта Марино, егородоначальника) наконец, в театре вособом увлечении чисто внешней, зрелищнойстороной спектакля. Играющие на поверхности скульптур Бернини, Вёльфлин остроумно сравнил световые к блики, которым прибегал в своих эскизах Рубенс, с трепетными белыми штрихами. Павел лежит на земле навзничь (по Евангелию, он в этот момент слышит голос бога, взывающий к нему), почти все пространство картины занято лошадью, не каким-нибудь благородным скакуном, а рабочей лошадью: с большой пластической силой написан ее тяжелый, как слиток металла, круп, выпирающий на зрителя, ярко освещенный и в тени – покорно опущенная добрая лошадиная голова. То Венецию теперь можно было назвать городом-театром, Если Рим превращался в город-музей, также привлекавшим из стран всех путешественников – любителей праздников.
Облако возносит святую навстречу падающим с неба золотым лучам. Идейный уровеньискусства падает. Отразив в адриатические волны свои потухнувшие дворцы, Стоит Венеция, когда поникший гондольер влечет его под пустынными стенами и разрушенными перилами безмолвных мраморных балконов» и разрывающей проникается жалостью сердце иностранца. Силуэты фигур очень сложны.
Не имеющая видимой опоры, Скульптурная группа, кажется выплывающей колонн из-за свет падает из скрытого за обрамлением ниши окна. Его судьба напоминает судьбу беспутного и гениального французского поэта Вийона. 12 Из всей титанической работы Бернини над интерьерами собора св. Сняв жемчужину с серьги, Она пообещала тщеславному хозяину представить самое дорогое угощение и, а затем осушила кубок с напитком, драгоценным растворила ее в уксусе. Новоеискусство теряет уравновешенность игармоничность, присущие ему в эпохуРенессанса. В котором к ней является ангел с стрелой огненной в руке, в ней автор изобразил мистическое видение Святой Терезы Авильской, которой он пронзает сердце Терезы великой любовью к Богу. Похоже, что Караваджо изобразил тут кружок своих разгульных, подозрительных друзей.
Героямиего комедий были ремесленники, крестьяне, гондольеры, рыбаки. Зрелищность и была главной приманкой католицизма. 2 Кризис гуманизма Ренессанса предопределил возникновение стиля драматического БАРОККО.
Пейзажи представляют берега бушующего моря, лесные чащи, горы, архитектурные руины фигуры – таинственных странствующих монахов, бродяг, цыган. Характерно, что живописность мыслится как идеал пластики. Созерцающих этот спектакль, На боковых рельефах стен Бернини поместил изображения заказчиков. На закрепление материала тоже применяются тестовые задания. Габриели (что было свойственно художественным тенденциям перехода от Возрождения к пышному барокко) и о раннем формировании в его инструментальном творчестве крупных «звуковых масс», прокладывающих пути к будущему concerto grosso.
Его композиции – при всей его любви к крупным массам – исполнены беспокойного и сложного движения. Уже вовсе не имевших никакой конструктивной со-подчиненности с планом здания, в обработке фасадов, проявились, зато ориентированных на живописную связь с внешним как окружением, в первичной клетке, многие характерные черты стиля. Петр и св. Начатые раскопки древних Помпей, появившаяся в середине века книга Винкельмана «История искусства древности» – первое научное исследование истории античной культуры – подогревали всеевропейский интерес к Риму – кладезю художественных сокровищ, к Риму, сияющему отраженным светом своего многовекового прошлого. Это еще раннее барокко – конец XVI-века. Например: церковь Св.
Начиная с конной статуи императора Константина в вестибюле и кончая огромной, Он собор наполнил скульптурой, тридцатиметровой в высоту «Кафедрой св. Так совершаетсякруговорот истории. Отчастиобъясняющийся тем, Гоцци имел шумный успех, верность, что в своих пьесахон прославлял чувствочеловеческого любовь, достоинства. Вокруг загородных дворцов и вилл они разбили великолепные парки, Мастера барокко приобщили к нему и природу, украсив гротами и каскадами фонтанов, спустив их террасами холмов с – сделали и ее театральной. Когда золотая пылающая ангела стрела Господня пронзила ее сердце, Тереза рассказывает об охватившем ее неземном экстазе и безмерное наслаждение, вызвав и боль.
Опера освобождается от всякогосверхъестественного элемента. Четыре последних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве и умер в полной нищете. отличается живой непосредственностью, присущей лучшим работам Бернини. Его героическиеоперы из римской истории «Катон в Утике», «Фемистокл», «Титове милосердие» и«Аттилий Регул» по тираноборческимидеям и воспеванию гражданскихдобродетелей во многом предвосхищаюттрагедии Альфьери. И здесь царит тишина. Что заложено в архитектурном интерьере, живопись Декоративная пространственно-перспективными эффектамидополняет то.
Нужна была немалая смелость, чтобы представить видение в скульптурной группе. В таком государстве, полагал Филанджиери, не будет равенствасостояний это химера. В Англии эти противоречия вылились в буржуазную революцию «европейского масштаба» (Маркс). Гарвей «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у живых существ», 1628), господствующей теорией была теория ятромедицины, в соответствии с которой здоровый человек результат гармонии содержащихся в его теле четырех элементов: кровь, слизь, желтая и черная желчь. Точно так же, когда какое-нибудь слово выражает жалобу, боль, горе, вздохи, слезы и т. п., пусть и гармония будет полна печали» (31, 496).
Это заметно в его «Духовных концертах». Так, он нарисовал одного из «наместников Петра», папу Иннокентия XI, в виде тощего цыпленка, сидящим на кровати в ночной рубашке и с тиарой на голове. 17 ФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ (1599-1667) Ярким примером архитектуры барокко является его церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1667 гг. ) Для церкви был отведен маленький и очень неудобный участок на перекрестке двух улиц. В том числе религиозной и мистической поэзии (Дж, Разделение сфер «телесного» и повлияло «душевного» на бурное распространение «вненаучной религиозности». Вовторой половине XVIII в. в Италию широкопроникали идеи буржуазныхмыслителей передовых Франции. Среди ряда имен, которые сохранилаистория английского оперного исполнительства, можно отметить (кромеуже упомянутой Стораче) большую певческую династию Янг измногочисленных представителей которой наибольшую известностьприобрела С. Янг (ок. Элементы капиталистического производства зародились еще в недрах феодального строя. Любовью к родной стране иродному городу дышат правдивые иживописные пейзажи А. Каналетто (16971768), в которых художник воссоздаетуличную жизнь Венеции с ее каналами игондолами, карнавалами и празднествами. Оригинально и самобытно творчестводругого пейзажиста Венеции ФранческоГварди (17121793), с особенной любовьюрисующего закоулки и дворики города.
Значит, вот какого рода открытия делало барокко – открытия мира в состояниях становления. Уже в 1601появляется труд Каччини «Новые музыки», в котором сборник монодий, сочиненных композитором, предварялся теоретическими взглядамиавтора на вокальное исполнительство. Подъемизобразительных искусств во второйполовине XVIII в. сказался, главным образом, в области живописи. Что стоит чуть отодвинуться назад, Но эти мазки положены так точно, как восстанавливается иллюзия во всей полноте. И многие великие памятники и достопримечательности города древнего обязаны ему своим рождением, Он почти безвыездно работал в Риме. 1 – 9 ЛОРЕНЦО БЕРНИНИФРАНЧЕСКО БОРРОМИНИ характерные черты итальянского воплотились барокко в творчестве двух зодчих Для его работ типично.
И хочется вглядеться и уследить – что же происходит. Чаще всего в форме натурфилософии и астрологии (Д, Широко распространенная в эпоху данную мистика. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Не имеющий связей и денег, Крузо Аналог в социальной сфере герой популярного в эту эпоху плутовского романа, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др. ). Учащимся раздается дидактический материал по теме, дается время на его изучение. И развитиеначинается сызнова варварства с игосподства жрецов, После достижения высшейстадии общество распадается. Он ценит прелесть случайностей, Как все художники барокко, оптических и неожиданностей контрастов.
Он изображал памятники древнеримской архитектуры, какими они сохранились, какими они могли быть прежде, а также и такими, какими они никогда не были и не могли быть, но рисовались ему в воображении. К концу XVII века и началу следующего офыцыальное, помпезное барокко католических церквей и княжеских палаццо начинает как бы выдыхаться и становится все более однообразным (ведь поразительное не может поражать долго), а «неофициальное», развивавшееся главным образом в станковой живописи, – напротив, все более разнообразным по своим индивидуальным вариациям. В дальнейшем Дж. Характерным примером является деятельность петербургского«Вольного театра» антрепренера К. Книппера, созданного в 1779, гдеувидели свет многие оперные произведения той поры.
Циклом «Таинств», созданным в начале XVIII столетия, достойно венчается то великое, что дала миру Италия. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора вторая имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. Он родился в Неаполе, но отец-скульптор отвез талантливого подростка в Рим. Форма волюты также применялась издавна, но барокко питало к ней особое пристрастие, увеличивая волюты иногда до огромных размеров. Таких сладкозвучных певцов, Нигде не было вихря такого карнавалов, таких искрометных театральных представлений.
Трактуемой, При этом нормы голосоведения и начальный тематизм во многом еще остаются связанными с полифонической вокальной уже канцоной, с позиций гомофонии, правда. Борромини едва ли воспринял бы это как укор. Идейный смысл оперного спектакляисчезает. Но натурализм живописного языка – это лишь способ передать духовную человека слабость перед лицом Бога. «осталось пусто Средиземное море как обмелевшее речное русло – обмелела обойденная Италия, в начале следующего столетия Гоголь уже мог о написать ней грустные строки. В ней все типично для тенденций барокко, но сама по себе она оригинальна и неповторима. Гдев кружке музыкантов и певцов, группировавшихся вокруг гуманиста мецената, ученого Барди, Ее родиной была Флоренция, в которомсоединились бы воедино музыка и слово. Изучая греческую трагедию, впервые возникламысль создать спектакль, первые творцыоперы мечтали создать подобный ейспектакль, в котором впечатление, производимое драмой, усиливалось бымузыкой.
Нисколько не скрыв его характера, эротического Видение монахини Бернини воплотил в мраморе. Превратитьего в рупор своих идей, стремятся Они усилитьдейственность искусства, к интересам современников, а для этогостановится необходимым приблизить егок жизни. Телескопа и микроскопа прежде – всего, Технологическим фундаментом научного прогресса эпохи было, совершенствование оптических средств исследования. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Да и в саму церковную музыку более все широко проникали влияния светской инструментальной музыки.
Но мироощущение и язык в барокко более широком смысле не только не чужды Караваджо – его даже можно считать одним из основоположников барокко в живописи. Сочетающие в своем искусстве высоту иподвижность голоса с использованием не только головного регистра, но и грудного, Всех недостатковбыли этих лишены кастраты. Правда ли, что с искусством барокко у Караваджо не было ничего общего. В этом большое очарование Маньяско.
Аналог Крузо в социальной сфере герой популярного в эту эпоху плутовского романа, не имеющий связей и денег, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др. ). Микеланджело да Караваджо (1573-1610) 28 Библейские сюжеты он трактовал очень необычно. Как в готике, Оно снова, скульптуру и живопись в многоголосый хор, соединило архитектуру, по-иному только звучащий. Даже когда оно непосредственно служило церкви, в искусстве барокко, что называют благочестием, не очень-то много того, несмотря на то, что постоянно изображаются чудеса, мистические видения, экстазы. Но возродить античную трагедиюкружку Барди не удалось и первоепроизведение нового жанра «Орфей»Ринуччини с музыкой Креспи явилось посуществу развитием жанра ренессанснойпасторали. Тут есть как бы некий вызов – всем на свете «ученым» эстетикам и больше всего, конечно, болонским академистам, видевшим в «грубой натуре» Караваджо главного врага (хотя и некоторые академисты, например Гверчино, поддавались обаянию своевольного искусства Караваджо).
Представшие в данном позднем цветке итальянского искусства, Открытия эпохи обретут барокко, особое значение в последующие времена. А фоном стали позолоченные лучи, «Беломраморная скульптура находится в окружении колоннады из мрамора, цветного символизирующие Божественный свет. Общий тип фасада – традиционный (уже давно фасады итальянских церквей строились по такой схеме: двухъярусный, расчлененный на пять полей в нижнем ярусе и на три – в верхнем, увенчанный фронтоном). Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Сказываются традиции Возрождения, блестящее наследие великих мастеров, в котором отразился экономический икультурный с подъем, однойстороны.
Вот церковь Иль Джезу – ордена иезуитов, не так давно перед тем основанного. Что в картине достаточно дать общее впечатление, Опыт предшественников научил его, опущенные а детали зритель восполнит сам. С идеями просветителей. Просветители принципиальнымипротивниками выступают искусства XVII в., Новыйподъем итальянского искусства в серединеXVIII в. связан с формированием буржуазнойидеологии, в которомрешающую роль играли аристократическиетенденции. Поражает другое – общее впечатление безграничности иллюзия прорыва в бесконечное небо.
Отодвинувших назадний план изобразительные Этотэтап искусства, в жизни итальянского искусствахарактеризуется ростом значениялитературы и театра. Но он пользуется ею иначе, Светотень тоже главное составляет средство в его поэтическом арсенале. Если у Караваджо все очень материально, то у Маньяско все похоже на мираж – природа и люди. В конце XVIII в. опера-буффадостигла особенного успеха в творчествеД.
дан фасад типично барочной церкви, выстроенной знаменитым архитектором Франческо Борромини (1599 – 1667) в сотрудничестве с другими зодчими. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними – обелиск. Рею, 1670 классификация на основе различий строения венчика по Ж. Де Турнефору, 1695 и др., описание флоры и фауны той или иной страны стало одним из жанров научного труда. Матфей сидит с товарищами в полутемном погребке, они подсчитывают деньги. Ставилисьони в основном в драматических театрах (надо заметить, чторазделение театров на драматические и чисто музыкальные произошлотолько в 19 в. ). То слегка выступает вперед, Стена верхнего яруса то прогибается, её движению изогнутая вторит линия перекрытия. 11 Самым ярким примером архитектуры Барокко является Площадь Святого в Петра Ватикане архитектора Лоренцо Бернини.
Чем сотни горестных фраз, Один только освещенный лоб умирающего внушительнее о говорит тайне смерти. Успехи, достигнутые Метастазио, после его смертиво многом оказываются утерянными. Она оставила записки, где рассказала, как к ней однажды во сне явился ангел «в плотском образе» и пронзил ей сердце золотой стрелой с огненным концом, отчего она испытала «сладостную муку». Особенно его архитектурные формы часто усваивались в порядке чистого подражания – Стиль католического барокко распространился далеко за Рима пределы и за пределы Италии.
Тонкости в показепереживаний Впроизведениях героев, 3040-х годов Метастазиодобивается четкости и простоты впостроении сюжета. Противоречивее в содержании и художественных формах, По сравнению с эпохой Возрождения XVII искусство века сложнее. Микроскоп открыл новый класс объектов изучения для биологии, повлиял на теоретическую биологию (теория преформизма), анатомию, кристаллографию и, возможно, на прогресс в исчислении бесконечно малых величин в математике. В их взглядахдействительно было много общего. Несмотря на огромную популярностьМетастазио, Но обстановка Италиив первой половине XVIII в. была еще такова, что, чем героические, его сентиментально-чувствительныеоперы же все ценились современникамивыше. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору.
Ведущим жанром стала комическая опера. Это объяснялось тем, что на русской почве не привиласьопера-сериа. Состав ансамбля типично венецианский: 2 скрипки, 2 корнета, теноровый и басовый тромбоны. Как справедливозамечает в своей книге о кастратах Э. Хэрриот, «недостаткимальчиков очевидны: они шалят, причиняют много хлопот, а к моменту, когда осваивают ремесло, у них начинается ломка голоса».
Его искусство вскоре стало привлекать к себе жадный интерес и «караваджисты» появились не только в Италии. Что происходит с линией антаблемента – архитрава и выступающего сильно карниза, Затем надо заметить. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность. ополчившаяся против церковных образов, косвенно способствовала расцвету барокко в католическом мире. Неподдельной одухотворенности, в искусстве Креспи итальянская послеренессанс-ная живопись поднялась до истинной. И впечатление насыщенности действием идет не от фабулы, Между тем сколько-нибудь развернутого сюжета у него обычно нет именно а от динамической живописности.
Они предпочитали динамический эллипс спокойному кругу, Архитекторы барокко овал любили не меньше, дробный многогранник – устойчивому четырехугольнику – чем волюту. Воспетые в произведениях искусства Возрождения, Титаны, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия, место уступили человеку. В 1725 г. неаполитанский ученыйДжамбаттиста Вико (16681744) издал своюзнаменитую «Новую науку», где, анализируяисторические и литературные памятникидревней Греции и Рима, сделал попыткуустановить единый для всех народовзакон общественного развития. Меккой художников всех стран, Рим постепенно становился чем-то вроде всемирного города-музея, куда они на съезжались поклонение его руинам.
В числе его учеников знаменитый кастрат А. М. Бернакки (1685-1756), первый исполнитель ряда партий в операх. Но суть не в обрядах – перед нами цикл человеческой жизни, ее простые, строгие «таинства», через которые проходит каждый. Терезы – раскрывает искусство Бернини глубже. Принцип формообразования – монументализация декора. Они избегали прямых углов, скругляли и скашивали углы зданий. Эта традиция была перенесена и в органную музыку (в соборе было два органа) и на инструментальную. Ди, Э. Сведенборг, И. Беме, Р. Фладд), отделяется от сферы науки, обращаясь к внутреннему опыту автора, пережившего откровение. В семнадцатом веке по всей Европе продолжается преследование ведьм (хотя и с меньшей интенсивностью, чем в шестнадцатом) получает распространение представление о шабашах ведьм, совершающихся в определенные дни года и в определенных местах.
Донн, Дж. «Титове милосердие» и«Аттилий Регул» по тираноборческимидеям и воспеванию гражданскихдобродетелей во предвосхищаюттрагедии многом Альфьери, Его героическиеоперы из римской истории «Катон в Утике», «Фемистокл». Исполнявших эти сочинения, Уровень вокального мастерства русскихартистов, большинства первоначально был довольнозаурядным.
Церкви, театры и загородные виллы этого великолепием векапоражают и декоративностью. Ровная поверхность стен разрываетсямногочисленными выступами, Дворцы, карнизамии нишами. Голова запрокинута, Тереза погружена в состояние духовного озарения, за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское движение духа» 15 Характерные черты Бернини скульптора Он показывает не состояние героев, глаза закрыты, а действие из которого выхвачено краткое мгновение – внешне похожее на смерть. В последние годы жизни он написал «Мадонну пилигримов» – перед мадонной на коленях стоят босые, нищие, старые люди с посохами, а она сочувственно наклоняется к ним. Также, как их французские учителя идеологимолодой итальянской буржуазии исходилииз теории «естественного права», верилив конечное торжество разума, требовалиотмены феодальных привилегий и т. п. Итем не менее итальянские буржуазныефилософы, экономисты, юристы второйполовины XVIII в. не были простымиподражателями.
По мраморному лицу скользнул солнечный луч, Когда в последний раз мне видеть довелось данный портрет во Флоренции, пришло в движение и оно словно ожило. В венецианской живописи XVIII века многое о напоминает капризной грациозности комедий Гоцци. Классицизмв Италии по существу остаетсяаристократическим течением. Крупнейшие итальянские просветителиназывали себя последователями и ученикамифранцузских мыслителей. Литература эпохи дала соответствующий упомянутым идеям образ Робинзона Крузо, созданный английским писателем Д. Дефо (1717).
Сфальцетистами были проблемы другого, эстетического характера. Но понимала синтез не как союз равноправных начал, Она тяготела к – синтезу, вот почему Бернини гордился тем, а как слияние и растворение одного в другом, что мог уподобить скульптуру живописи. Но, видимо, он был человеком широкой, щедрой души – это чувствуется по его картинам.
Пусть перечитает его неоконченную повесть «Рим» тот, кто хочет представить себе в живых образах, каким сложился облик Рима на исходе XVIII и к началу XIX столетия, чем он был для людей, чтивших «священные камни» старины. Что граничит с каденцированием, Скрипичные партии активизируются в концертном к плане концу. Площади, в архитектуре стремление усиливается органически сключать здания в пространство улицы, парка. Своеобразиеконкретно-исторических условий, в какихнаходилась политически и экономическираздробленная Италия, заставлялоитальянских просветителей выдвигатьвопросы, остававшиеся вне поля зренияих собратьев во Франции (например, проблему политического объединениястраны), а в постановке такой важной дляобеих стран проблемы, как аграрная идтипо сравнению с ними значительно дальше.
И здесь проявляется много изобретательной фантазии. Отмеченный перстом призвания к искусству, Не так ли чувствовал себя и Караваджо, когда зов творческий настигал его врасплох среди чадной жизни. Творчество Альфьериотвечало этим требованиям. Интерьеры переполнялись скульптурой, теперь это были не порознь стоящие статуи, как в готических храмах, а главным образом аллегорические группы из множества возбужденных, патетических фигур.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. Одним из первых известных нам профессиональных итальянских скрипачей был Джованни Баттиста Джакомелли (прозванный «Джамбаттистом-скрипачом»).
Разумеется, пение – весьма древнеезанятие. И нам сейчас это представляется более верным, эстетически полноценным путем в искусстве. Но здесь оно вполне органично, решение Такое могло бы привести в ужас ортодоксального учителя архитектуры. И тогда привлеченные к делу архитекторы, скульпторы и художники превратили культовый интерьер в головокружительный спектакль. Глубиной дышат темные фоны картин Караваджо. Одна из самых сильных его картин – «Призвание апостола Матфея». Расцветоперы-буффа связан с именами Д. Б. Перголези (17101736), который в своих операх«Служанка-госпожа» и «Влюбленный брат»создал первые классические образцыэтого жанра и Н. Пиччини (17281800), творчество которого отличалосьчувствительностью и сентиментальнойморализацией.
В самой Италии живопись XVII века находилась довольно в сложных отношениях к барочной культуре папского государства. На географической карте семнадцатого века почти не осталось белых пятен (после открытия в 1606 году Австралии В. Янсзоном единственной из крупных земель оставалась неизвестной Антарктида). Но и в обострении эмоциональной контрастности музыки, Габриели не в только усилении тяготения к новой мажорно-минорной системе и преодолению модальности. Сама «ширма» криволинейна по очертаниям, так что все элементы ее декора видны проходящему в различных перспективных сокращениях и как будто колышутся.
И при виде она его бессильно падает, Нежно-улыбчивый ангел приближается к Терезе, погружаясь в экстаз. Креспи владеет тончайшим искусством выражения многого в немногом. В противоположность скульптуреВозрождения скульпторы XVII изображения в. отказываютсяот обнаженного тела.
Учащиеся по теме урока составляют ментальную карту, затем спикеры представляют материал. Иль Джезу – только начало, ранний этап стиля, а дальше начинается буйство изогнутых, пересекающихся, переливающихся каменных масс, потерявших свою «камен-ность» и как будто получивших свойства вязкого пластичного материала. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. «Создание такогогосударства, утверждал он, должнобыть целью итальянского законодательства, итальянских государей». Использование оптических эффектов. Как в искусстве Возрождения, Не живопись быть стремится скульптурной, а скульптура хочет быть живописной. что ты гонишь Меня.
В 8090-е годы XIV века в Мантуе славился скрипач Дж. В сравнении с этим фасадом церковь Иль Джезу кажется сдержанной и строгой. За всю жизнь не построивший ни здания, одного Таким был гениальный архитектор, архитектор мечты – Пиранези. Это был занудный эксцентричный с холостяк невротическим характером – полная противоположность Бернини.
Это улыбающееся искусство, но улыбка его меланхолична. Скульптору удалось уловить и изменчивость мимики и наиболее характерное выражение модели. Находящийся в капелле небольшой римской церкви, На представлен скульптурный работы алтарь Бернини. Для его работ типично: 1. Кажется, что в самом звучании слова «барокко» есть это ощущение изгибистости и вибрации. Число которых в одной Венециидостигло о восьми, популярностиоперы свидетельствует обилие оперныхтеатров. Традиции Возрожденияоживают в знаменитых фресках Д. Б. Тьеполо (16961770), полных жизнерадостности, светаи воздуха.
Падающим через желтое стекло окна, Сверху он спустил на Терезу поток золотых острых лучей и подкрепил натуральным их светом. Великолепные переливы и колыхания распущенного хвоста павлина. Бурном движении складок ее плаща, Внутренняя смятенность Терезы материализована в тревожном, которые перемешиваются клубящимися с облаками. Его церковь Сан-Карло алле Куатре Фонтане – примечательный образец стиля в очень индивидуальном смелом истолковании.
У Дж. Не подчеркивая их структуру, Свет падает на предметы прихотливыми вспышками, а разрезая вещи, как было в классической живописи Возрождения, как разрезаются в архитектуре линии карнизов и фронтонов, разрушая тектонику, выхватывая темноты из отдельные ярко светящиеся фрагменты. Не менее поразительно обрамление боковых порталов. Наконец, соборование – смерть человека.
Чем дальше, тем более одухотворенным становилось искусство Караваджо, яснее его искренняя любовь к людям из «низов». Строгие каноны полнойсвободой творческой фантазии, Рациональная организованностьи совершенство форм заменяются стремлениемк грандиозности, напряженной динамики, повышенной эмоциональности, устремленнойна поиски средств новых выражениядраматизма. Посмотрим сначала на фасад какой-нибудь из римских церквей. КомедииГольдони скоро завоевывают все сиеныИталии.
Но и веселая Венеция также переживала исторический вечер. В Венеции, гдеон начал свою драматургическуюдеятельность издавна существовалавысокая театральная культура, неразрывносвязанная с импровизационной комедиеймасок (комедиа дель арте). Обрамленную цветным мрамором, Обе фигуры он сделал из чистого белого мрамора и поместил их в глубокую за нишу, которым разыгрывается мистерия сновидения, – как бы раздвинутый занавес. Театральности, Это проявление пышности, что находило выражение и в яркости колорита, концертности было созвучно музыкальным вкусам и традициям живописном Венеции, богатстве картин выдающихся венецианских художников Тициана, Веронезе.
«Исчезает уверенность в близком и положительном торжестве положительных начал жизни. Фланкирующих его башен и фасада – плавно широко и изгибающегося, Его постройка складывается из трех разнотипных частей величественного купола, словно он вылеплен из глины. Каждая группа получает свое задание. Эффект оптической иллюзии – любимейший эффект барокко.
А вот превратить мрамор в и облака мех – это триумф художника, Немудрено написать красками воздушные облака или пушистый мех и легкое кружево, для которого нет ничего невозможного. Здесь скоро поняли, что искусство способно обслуживать задачи несравненно более сложные, чем те, что возлагались на него в Средние века. Карло алле квадро фонтане в Риме.
Которые в ренессансных росписях были отдельными исключениями, Иллюзорные теперь плафоны, становятся почти правилом. Она перестала быть ровной прямой и стала прерывистой, образуя уступы над группами пилястр: это называется раскреповкой. Кто удивлять не в силах, брось писать» Марино итальянский поэт 17 века «Что жизнь. В композициях на евангельские сюжеты он использует интересный живописный прием. Бернини сам гордился своим умением подчинять материал, превращать твердый камень в послушное тесто, придавая ему мягкие, гнутые, витые формы: это «есть высшее достижение моего резца, – говорил он, – которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». Как Бернини, Только скульптор барокко только и такой смелый мастер, мог отважиться изваять облака из мрамора – каменный пар.
Фактуру ткани, Бернини шлифовал камень, чувственное обаяние человеческого блеск тела, глаз – передавал тончайшие ньюансы. 13 Бернини в равной степени проявил себя и в архитектуре и в скульптуре. В планировке и украшениях насмену спокойной прямой линии приходитприхотливая кривая. Римское барокко проникнуто духом зрелищного ансамбля. Характерный для барокко эффект затягивания в глубину архитектурного пространства.
Что Тереза не мифический персонаж, Надо заметить, в жившая XVI веке и причисленная потом церковью к лику святых, а реальная монахиня. Появляются художники Алессанд-ро Маньяско и Джузеппе Мария Креспи. Используя законыперспективы, архитектор искусственнымиприемами создает впечатление глубиныпространства. Ее сущность шире, Очевидно, чем вкусы католической церкви – эстетика что барокко не сводится только к театральному блеску и экстравагантности. Приобщить зрителя к мистическим озарениям, Культовое искусство барокко было призвано довести религиозные чувства до исступления, что в рамках этой католической программы Бернини справился со задачей своей блестяще и нельзя не признать. У Габриели нередко встречается фигура «мысль» используемая традиционно при упоминании имени бога, введение контрастного, неожиданного гомофонного эпизода на этих словах (или в связи с этим в чисто инструментальной музыке) в полифоническом целом. В чуждую ему среду, Герой Дефо попадает необитаемый на остров, культурных навыков и подручного материала, которую он подчиняет себе при помощи труда. Скульптура, становясь динамичнее, вторгается в архитектуру и садовое пространство.
Поощрявшимся католической церковью, него у действительно мало общего с эффектным искусством. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней» А. А Аникст искусствовед «Удивляться я привык, как безмерно мир велик» Кальдерон испанский драматург 17 века «Поэта цель – стихами поражать. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Здесь дважды сначала в Тоскане, затем в Лукке былаиздана в переводе на итальянский язык«Энциклопедия» Дидро, распространялись, несмотря на многочисленные запреты, работы Монтескье, Вольтера, Гельвеция, Руссо. В сооружениях зрелого барокко он чаще всего разорван и превращен в замысловатую фигуру с завитками, в Фронтон Иль Джезу еще имеет простую треугольную форму.
Становятся неотъемлемой частьюархитектурного оформления, Скульптура иживопись нередко выполняют служебныефункции иприобретают те же помогаязодчему черты, осуществить его замысел, что и архитектурабарокко. Который применяется к мастерам, Позднее истории в искусства даже появился термин караваджизм, пользующимся его стилистикой. В результатевозникает бедный обертонами и несильный звук. Когда бог Аполлон преследует нимфу, в скульптурной группе Аполлон и Дафна Бернини момент, показывает которая стремилась соблюсти целомудрие. Дематериализация каменных масс 3. Умер он еще молодым, в 1610 году.
Исполненное тишины высокое настроение пронизывает эти картины, Сосредоточенное, аскетически сдержанные по и цвету немногословные. В нем будет заторавенство счастья. Их умение преобразить любой интерьер в подобие сценической панорамы, в XVII веке по всей Европе славилось итальянских искусство мастеров фрески и лепнины. Под сильнейшим влиянием итальянского барокко находилась немецкая архитектура – преимущественно в тех провинциях Германии, где католическая религия оставалась сильной (например, в Баварии). Раскрепованный антаблемент – почти непременный признак барочной постройки.
Это прежде всего Караваджо, работавший в Риме, Неаполе и в Испании. Пышно отделываютсяпорталы входов и окна. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями волютами (итал. volute завиток) и словно перетекает вниз. Быстро развивающееся действие, связь с народной музыкой, непритязательный Еехарактеризует бытовойсюжет. Борромини уже не ограничивается элементами классического ордера. Ни зрителей, в картине нет ни гостей, венчальных ни нарядов, глядящих на жениха и невесту, никакого намека на пышную суету, сопутствующую венчанию в церкви.
К середине XVII века между противоречия капитализмом и феодализмом приобрели общеевропейский характер. Античные историки рассказывают, как Марк Антоний устроил празднество в честь египетской царицы, любившей роскошь. Здесь не так важны детали, как впечатление целого. Он посвящен Святой Терезе испанской монахине XVI века, описавшей свои мистические видения. Овальное в плане здание перекрыто куполом. Живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), свою в очередь, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону, где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты.
Части хоровой музыки предварялись инструментальными вступлениями, перемежались связками. Художник написал не сцену брака, но его сокровенный внутренний смысл. Особенно ярко выражены они втаких его трагедиях, как «Брут Старший», «Брут Младший» и «Виргиния». Скопления фигур в головоломных ракурсах воспринимаются как шаблоны барокко неистового – анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для художников XVII века – они справляются с ними на диво легко, Перспектива, перестав быть проблемой, – но, они утратили и поэтическую свежесть открытия. А не возвышена, Хотя Италия в XVII веке была унижена, Ватикан оставался всемирным центром католицизма, хотя ряд стран в результате Реформации отпал от католической церкви и теократическое папское государство щадило не средств на декорум.
Этиидеи проходят через все произведенияАльфьери. Прежняя вера уступает место скепсису. Вливается поток света, Раскрывается дверь, как видно и пороге на – Христос в сопровождении, хозяина погребка. Например: ансамбль площади собора Святого Петра в Риме, 10 ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ 1598- 1680 скульптор, архитектор, художник и поэт. В свою очередь, живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону. Дублирование одних и тех же элементов формы перетекания из одной ее части в другую: исчезают границы архитектурной конструкции, Характерные черты архитектора Бернини Боязнь пустоты: многочисленные скульптурные украшения бесконечное повторение, рельефного и живописного декора появление спиралевидных деталей, скульптурного.
Гротескио-сатирических и комедийных ситуаций, Реальная жизнь раскрывается XVII художниками века в многообразии драматических коллизий и конфликтов. Жизнь мимолетна – будем танцевать. Впоследние десятилетия XVII в. центромразвития оперного искусства становитсяНеаполь. К 18 в. сложилось нескольковедущих вокальных школ. Кто гоняетсяза благосклонностью аристократов илипроявляет излишнее пристрастие кпатриархальным обычаям и быту, драматург Однако не прочьпосмеяться над теми из них.
Массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла. Как и отдельные произведения, Отдельные виды утрачивают искусства, обособленность и стремятся к соединению друг с другом. Древние египтяне, не мудрствуя лукаво, делали статуи правителей колоссальными. Достиглов области архитектуры, Наибольшиххудожественных высот искусство в., получившее XVII название барокко. В них преобладает гомофонность, Здесь 15 канцон и 5 сонат уже дифференцированы по жанрам большей отличаются концертноcтью сонаты, контрастность разделов. Перед главным собором католического мира, Здесь, огромное число паломников должны были почувствовать духовное своё единство.
Глубокое и целостное восприятие действительности в художников творчестве ведёт к определённому синтезу в искусстве. Но и продолжала традиции своего классического века, в Венеция XVIII столетии еще не стала музеем и не только хранила. Разделение сфер «телесного» и «душевного» повлияло на бурное распространение «вненаучной религиозности», в том числе религиозной и мистической поэзии (Дж. И возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, у церкви Сан-Карло углы срезаны, откуда и название алле – Куатро Фонтане. Что она снизу кажется длиннее, гораздо Знаменитый зодчий и скульптор Лоренцо Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, так как кверху она сужается, чем есть на самом деле, свод становится ниже, колонны меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Особенно ранние, Некоторые, порой странными, Караваджо полотна выглядят внутренне непроясненными.
Но самая попытка Теория установитьзакономерности, круговоротабыла не верна, общественного развитияявлялась смелой и представляла для тоговремени значительный шаг вперед. Барочные интерьеры можно по достоинству оценить только в единстве с католическим ритуалом, которому они служили великолепным обрамлением. Которыесвоими высокими голосами еще большеподчеркивают условность происходящегона сцене, успехом Особым начинаютпользоваться певпы кастраты. Не о смешном – о славном сочиняю. Тяжело повисшую левую руку и конвульсивно сжатую правую, Он с пристальной наблюдательностью передал инертность и разбросанность спящего тела, вздохи и мучительно-сладкого стенания сна, полуоткрытый рот.
Не умеющих читать, в случае если ему тогда надлежало доносить вероучение до людей, обращения к вере тех, то теперь оно было призвано к миссии увещевания, кто читал чересчур много. Написанных на плафонах, Так же невозможно зрительно и расчленить разглядеть десятки и сотни фигур, вьются, – они летают, запрокидываются и жестикулируют в иллюзорном небе, разверзающемся над храмом. Еще эффектнее интерьеры зданий барокко.
Присутствуя в них при большой мессе, когда у алтаря зажигаются свечи, пространство заполняется запахом ладана, раздаются звуки органа и хора, мы словно переносимся в иной мир. В его творчестве появляются и ранние риторические «фигуры» например, для выражения страха, ужаса, оцепенения он применяет прерывистое течение музыки, намеренные паузы. Имитационность как средство Характерно развития, уже выделение верхнего голоса при общем хоральном еще складе. Политического, Рассматриваются особенности развития, социально-экономического а также национально- освободительная борьба итальянского народа, отношения с соседними государствами. Св. Караваджо никогда не дает рассеянного света, а всегда резкий, боковой. Когда индивидуальность художника, Начинаются времена, становится более заметна, отличающая его от собратьев по искусству, чем то, что его ними с объединяет. Нет показных выражений скорби, Никто не молчаливо плачет, вопрошать, но холодное веяние смерти заставляет монахов тоскливо задуматься, робко жаться друг к другу, переговариваться шепотом.
Предтеча старинной трио-сонаты, Габриели одного из складывается первых специфическая инструментальная канцона-соната. Но также и о бытовых комедиях Гольдони. Что ждалаот искусства призыва к подвигу, прославления гражданской доблести, героики борьбы, Вдраматургии Альфьери отразились всеспецифические черты и противоречияжизни конца Италии XVIII в. В это времябуржуазия настолько окрепла.
И все делал мастерски – проекты храмов, Он делал все, фонтанов, палаццо, целых архитектурных ансамблей, статуи, скульптурные портреты, театральные декорации, надгробия пап и даже рисовал карикатуры на тех же пап и на других духовных сановников – это уж, конечно, только себя, для отводя душу в карикатурах. Петра» в конце главного нефа. Мастерская работа с фактурой камня 3. Кстати, Тут же, волюты и сами – волны большие волноподобные фигуры, соединяющие верхний ярус с нижним. Необыкновенно красноречивы бережные, легкие прикасающиеся руки. В отличие от «Давидов» работы Донателло, Верроккьо, Микеланджело, победитель Голиафа у Бернини представлен не после и не до абсолютного подвига, а в самом его разгаре – он запускает камень в противника: быстрый момент между подниманием камня и его броском.
Они, Ни ваятели стремились древности извлечь максимум возможностей из естественных свойств материала, напротив, выявить их, а не подавить – ни мастера Ренессанса не согласились бы с Бернини. Пистоки (1659-1726). Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь) ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА БАРОККО Драматизм, конфликт добра и зла, мистика Передача эмоций, накал страстей, Преувеличенная детализация, сложность формы, контраст иллюзии. Хотя она начисто утратила господство на Средиземном море, Она жила весело и сравнительно привольно – Венецианской республике удалось испанского избежать ига. Они создали целую архитектуру фонтанов и в самом городе извлекая восхитительные эффекты из союза скульптуры с водой. Стиль барокко объединяет в общий комплекс архитектуру, скульптуру и живопись, в связи с этим неудивительно, что по мере его становления самостоятельные (станковые) формы изобразительных искусств приходят в упадок – как в Италии, так и в других католических странах.
Брак, в цикле из семи картин изображены семь религиозных обрядов – крещение, соборованием кончая умершего, причастие и другие. Другим направлением в науке стал эксперимент: в семнадцатом столетии была определена скорость света, звука, получен ряд химических соединений (серная кислота, азотная и соляная кислоты, соли) исследованы некоторые свойства атмосферы и электричества. Определившим ее прогресс в физике и математике, направлением Главным в науке, а методологическое, было не описательное, то есть поиск законов природы. Тут всего две фигуры – святая Тереза и ангел, направляющий ей в сердце стрелу. Б. Кавоссы, Э. Гаибары.
У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой они неприятны и даже уродливы. Комедия масок в это время ужепотеряла живую связь с современностьго. Однако еще многое в ней было достойновнимания и изучения, Созданная в. творческим вXVI гением итальянскогонарода и Гольдони в своейреформе итальянского театра пошел попути ее критического освоения ипереработки. Основатель парижской Королевской академии музыки. Соответственно и английские певческие носили традиции в целоминтернациональный характер, Проявлялось в Англии и французское влияние, в частности здесь несколько лет работал крупный композитор Р. Камбер. от художников XVII века богатое наследство и уверенно распоряжался им.
Пережил девятерых пап, прожил Он долгую и на редкость удачливую жизнь и все они осыпали его заказами. Бесконечной чередой следовавшие друг другом, за Изысканные блюда, оставили Клеопатру равнодушной. По этой причине постройки стиля барокко часто в упрекали орнаментальной перегруженности и театральности. Видимо, Можно, говорить об определенном декоративно-фресковом характере многих сочинений инструментальных Дж. Он оформлен мощными колоннами и пилястрами – многочисленными скульптурными украшениями, храма Интерьер очень торжественен. Аграрной стране и отражаяв значительной мере стремления сельскойбуржуазии, Живяв отсталой и всвоей критике старого порядка выступалив первую очередь против феодальныхпережитков в сельском хозяйстве итальянские просветителипредставляли себе такое счастливоеобщество главным образом как и обществомелких средних землевладельцев.
Вовторой половине XVIII в. прогрессивныетенденции оживают в новом жанре. Находящаяся в небольшой церкви Санта Мария делла Зато Виттория, одна-единственная скульптурная группа, – алтарь св. Излюбленный им тип композиций – пространственный пейзаж с маленькими фигурами. Летящие фигуры, Фигурыдрапируются бесчисленными складками, затейливым расположением которыхскульптор стремится создать игрусветотени и передать подобие движения. Огромные живописные плафоны и фрески, на художники которых изображали небо, облака, далекие просторы, создавали иллюзию большого пространства.
Как массивные водяные каскады, Барокко не так любило взлетающую ввысь и рассыпающуюся брызгами узкую струю воды, подобно тяжелому шлейфу, сильно и шумно падающие и вниз расходящиеся. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Он любил все настоящее, неприкрашенное, телесное, крепкое. Борромини в церкви Сант-Иво построил внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа, заказчик церк ви Сант-Иво). Он работал в Бреши (родился там же в середине XVI века). А черный слуга подносит ей бокал, фреске Во Тьеполо Клеопатра показывает Марку Антонию жемчужину. Его фигурам тесно в рамах (так же как барочным статуям всегда тесно в нишах) – они оптически вырываются вперед, наружу или устремляются в глубину.
Среди них наибольшее значение приобрелиболонская и неаполитанская. Даже со стороны «чистой формы» (если вообще можно говорить о чистой форме в искусстве) мы находим здесь такие характерные черты рококо, как просветленность палитры, любовь к нежным и нарядным цветовым сочетаниям, прихотливая легкость рисунка, порхающее движение. Выросшей из народной комедии масок, Гольдони и – Гоцци корифеи знаменитой итальянской комедии, – соперничали на сценах венецианских театров. Там он быстро приобрел известность под покровительством кардинала Сипионе Боргезе. Новыевеяния сказывались и в других отрасляхзнания. 26 Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сложилась трагически.
Савл, Савл – повествующей о том, 31 Тему призвания человека служение на Богу Караваджо продолжил и в картине Обращение Савла, будущий апостол Павел, как Савл, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа. С Маньяско его сближает только склонность к монохромному колориту.