Именно в искусстве Голландии значительную мощь и развитие приобрели портрет, пейзаж, Активное усвоение научных исследований, технических навыков изучение природных явлений, природных ресурсов океана и отдаленных уголков мира, колониальные войны и эмиграция из страны160 характерные признаки 17 века. Постижение мировоззренческих акцентов и мировосприятия Голландии 17 века, отражение его в искусстве и культуре, творчестве малых голландцев, в частности в искусстве Рембрандта. Развитие у учащихся способности к эмоционально-личностному восприятию, осмыслению и анализу особенностей искусства, культуры мировосприятия Голландии 17 века, через произведения великого голландского художника Рембрандта.
Портрет, Ведущее место в голландской XVII живописи века заняли бытовой жанр, представленные и в одесском собрании, пейзаж и натюрморт. Он умеет видеть характерное, Во-первых, в каком-нибудь забубённом гуляке интересное даже в самом заурядном персонаже, залихватском офицерике, в щеголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке для – него нет неинтересных лиц. Где Ян Стен пытается читать мораль, там он слабее. Отчаянных стремлений, Но художник принес в офорт разнообразие и глубину человеческих чувств, даже героизм поступков, пафос поисков и трагизм судьбы, драму старости и с прощание миром. Интимность, в дальнейшем натюрморт утрачивает свой демократизм, одухотворённость свою и поэзию. Ведь их картины были товаром, который надо было продавать, чтобы жить.
Запечатлеть который приглашались самые знаменитые художники, По окончании службы срока устраивался традиционный банкет. Упрямо пролагающей себе путь, Рейсдал чувствует драматизм жизни природы – жизни, засохшие стволы, снова и снова обвивающей побегами молодыми мертвые. Бессильны, в портрете регентов нетдуха товарищества композиций, модели прежних разобщены, опустошение написано на ихлицах, у них мутныевзгляды. Рембрандт, по словам очевидцев, «вращался постоянно в кругу людей низкого звания». Красивого в академическом и обывательском смысле Рембрандт не признавал: ни гладкой миловидности лиц и фигур, ни благообразной плавности рисунка, ни «эмалевой» красочной поверхности. Они пришли из глубины столетий и продолжают свое странствие дальше, уводящей в неведомое будущее – бесконечной по траектории, Души Рембрандта очень стары и вечно молоды.
Действительно новаторские качества голландской живописи удерживались в ней в течение нескольких десятилетий – примерно с 30-х по 70-е годы XVII века, Все когда лучшие и сама голландская буржуазия, то есть тогда, выйдя из купели освободительной борьбы, сохраняла и демократизм нравов и живой, деятельный дух купцов-мореплавателей. ПитерКлас (около 1597 1661), БиллемХеда (15941680/82) чаще всего изображали такназываемые завтраки: блюда с окорокомили пирогом на относительно скромносервированном столе. Голландцы применяли его особенно охотно, Этот рамки эффект давно чувствовали и использовали художники. вышла в печать его серия офортов с пейзажами.
В этом фантастическом сплаве он воплощал и утверждал непреходящие человеческие ценности. Его гений идя от природы, постигая законы природного творчества, продолжает по-своему, его уже по законам человеческого духа – но, Рембрандт не просто подражает природе, создает новые структуры. Сюжет самый низменный: мужчина и женщина за столом в простой комнате, оба пьяные. Но ее завоеваниями воспользовалась буржуазия, Движущими силами революции были крестьяне и беднейшие слои городского пришедшая населения, к власти.
Голландцы на сравнительно небольших землях сумели молочное создать хозяйство, Трудолюбивые земледельцы, которое прославилось на европейском рынке. Иногда Сегерс чувствовал усталость от тревожных фантасмагорий собственных пейзажей, тогда возникали офорты-натюрморты («Книги»). Он бывает и простоватым и мудрым и неотесанным и элегантным и любящим и холодным. Успехом пользовались его ранние вещи, а его поздние шедевры не находили отклика – ах, Но, где он еще не вполне был самим собой, этот благородный талант так опустился. » Как раз в лучшее нем оставалось непонятым.
Привели к тому, Протестантизм вытеснивший полностью влияние католической что церкви, духовенство не имело такого влияния как во Фландрии. Тогда и в ее стремлении к домашнему благополучию, благоустройству, уюту было нечто живое: «чувство честной, бодрой жизни», как говорил Гегель о голландцах. Не этот ли старик приносил в жертву грозному богу своего сына Исаака, не он ли изгнанный из родного края, скорбел и плакал на реках вавилонских. С раннего детства жил в Харлеме. Глава и князь испанских живописцев. Каждый кирпичик стены, узоры на коврах, гвоздики на мебели – каждая пола, плитка На небольших по размеру голландских картинках все видно до мелочей.
Сообщая им важные моральные истины, вступали Картины в диалог со зрителями, о тщете людских стремлений, напоминая об обманчивости земных радостей, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни. Другие слабо мерцают, Одни проступают более явно, но сама индивидуальность представляет нечто целостное, едва осознаваемые и люди интересуют Рембрандта постольку, поскольку в основе, сердцевине в их сложной личности теплится духовный свет. По переработке, Сюжетами картин голландских становятся художников также Ост-Индская кампания, заседания ботанических обществ. Но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века Рубенса, Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, Жоржа де Латура, Сурбарана, Йорданса, Веласкеса, Рембрандта. люди, которые веселы от всего сердца, не могут быть безусловно дурными и подлыми». И почти никто из крупных живописцев того времени не избежал увлечения караваджизмом, Караваджизм явился этапом важным на пути развития реалистического европейского искусства.
Аналитиком был Леонардо да Винчи Рембрандт – нет. О вкладе Бейтевега в голландскую гравюру интерес свидетельствуют к его произведениям Сегерса и Рембрандта. У Бернини его закутанная с головы до ног «святая» Тереза – воплощение сладострастия. «Погребной свет», проникающий в темное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Он написал большой групповой портрет офицеров стрелковой роты (впоследствии неточно названный «Ночной дозор» – дело там происходит днем, а не ночью).
То намеренно подчеркивает некий застывший ритм, Когда же он изображает людей, же столь неподвижную изображает жизнь как бы замершую, как и сами вещи. Их мы видим на групповых портретах регентов и регентш приюта для престарелых. изобржает обычно теневые стороны быта крестьянства. Он не анализирует, а постигает. Завеса облаков редеет и тает, Только что прошел дождь, вызывая мерцающую игру непросохших дождевых капель, них через начинает сквозить солнечный рассеянный свет. Высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и подчеркивает одновременно чудесный характер явления Христа и св, Петром. Примерно до начала 40-х годов Рембрандт был самым популярным художником в Голландии. И писались они частью большей по узаконенному композиционному шаблону, На такие портреты был большой спрос, напоминая, довольно вялому, по выражению одного голландского автора, раскрытую веером колоду карт с королями и валетами.
Первые парсуны изображавшие исторических лиц. Среди которых - Богачи на портретах конца 17 в. демонстрируют модные платья и шляпы с перьями, Старую и новую аристократию Голландии в тоже обслуживают в основном портретисты, принимают горделивые позы, ценное оружие. Она приглашает зрителя рассмеяться в ответ, чем придирчивое морализирование – и будет это лучше, Это картина-улыбка. И это чувствуется не только в его библейских картинах, но и в портретах. Он наряжает ее, парчой, ожерельями, самую ее обыкновенность делает таинственно-обворожительной неправильность – которого художник и не думал скрывать, Эта юная женщина с задорным личиком, украшает цветами, становится под его кистью Флорой – богиней весны.
Картины голландских мастеров XVII в. служили им во образцом всех жанрах, Когда в середине XIX в. художники повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности. Они появились около 1600 года это время и принято считать датой рождения жанра. Своим героем он делает человека из уличной толпы римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия. Никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, пожалуй, передавать специфику жеста женщины, как Терборх, когда она шьет, держит бокал вина либо или лютню моет руки и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет или, так сказать, внутрь себя, в зависимости от характера действия».
Саймон Питерс Верелст пишет немецкого принца Руперта в манере аристократа-интеллектуала французского образца игнорируя и его жестокость и воинственность и безнравственность. Портретная живопись в творчестве Ореста Кипренского и Василия Тропинина. Все богатство содержания, которое он воплощал, не имеет бытия, отдельного от глубины тона, от его трепетности и «расплавленности», оно – в отношениях фигур к фону, в их выступаниях из темноты и погружениях в темноту, в красочных сгустках, в легких, вьющихся штрихах офорта, в бархатистых пятнах – во всей этой неописуемой музыке изобразительного искусства.
Что отличает Халса, ловя Третье, летучие мгновения, – он, пишет быстрыми, экспрессивными ударами кисти, ничего не заглаживая, никогда не зализывая. А Рембрандт изобразил Ганимеда, которого тащит орел, отчаянно орущим, болтающим ногами некрасивым мальчишкой, – очень похоже на несносного капризного ребенка, с которым никак не могут сладить мать и бабушка (у Рембрандта есть такая зарисовка). И национальному искусству, Эрмитаж голландцы Малые 7 В. Самоутверждение было присуще и поведению жителей, которые шли от католической Испании, которое активно освобождалось от религиозных ограничений.
В его сумрачных мощных пейзажах нельзя обнаружить ни малейшего намека на пристрастие к «милым видам», не чуждое Гойену, Саломону Рейсдалу, Поттеру. Он всегда в своих картинах и портретах аристократизм подчеркивал модели, Ван Дейк рано сложился как художник. Сын богатого антверпенского коммерсанта, ее хрупкость и изысканность. Винограда, хрустальных поверхностей, Калфдостигает поразительной виртуозностив передаче фактуры персиков.
Истинным призванием голландских художников стала станковая живопись. Относительная веротерпимость в период начальный жизни республики создала благоприятную атмосферу для научного и философского творчества. Во-вторых, Хале чудесно схватывает мгновенные состояния избегая застылости.
Как большой художник умеет он избегнуть натурализма, Как истинный голландец не боится реалистических деталей. Побуждают к долгому созерцанию, панорамные Его пейзажи зовут в синеву, далеким от опасности, пугают неизвестным будущим. Исполненная им картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св. Он выпил, доволен и лучшего не желает. И он вернулся. Когда они сухие, Или можно прибегнуть к такому сравнению: морские камешки выглядят мутными и мертвенными, богатая игра поверхности, но погрузите в их воду – и они оживают: откуда берется яркая.
Они не возводят ее на котурны, но, всматриваясь в «рядового человека», открывают в нем многое достойное внимания. Не было здесь крупных архитекторов и скульпторов, Скромнее был Голландии вклад в европейскую литературу. В первом и самом значительном из них «Призвание апостола Матфея», действие евангельской легенды художник перенёс в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, а его участниками он сделал людей из уличной толпы. Корпоративный дух был еще крепок у голландских бюргеров и им нравилось фигурировать на картинах в качестве общественных, а не только частных лиц. «Маленький больной Вакх», «Гадалка», «Вакх», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей – эпохи «Мальчик с фруктами», Уже в первых выполненных в Риме работах. «Завтраки» Хедысменяются роскошными «десертами»Калфа. На смену простой утвари приходятмраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, сосуды из перламутровыхраковин, хрустальные бокалы.
Что, Может показаться, голландцы немедленно себе создавали другие штампы, отделавшись от мифологических штампов, от которых, увы, веет буржуазным самодовольством. Страшного царя Саула, Он пишет старого, слушая игру на арфе Давида, который плачет, проникающую ему сердце, в как целебный нож. Что его портреты принимают за произведения самого фламандца, Голландец Адриан настолько Ханнеман абсолютно подражает образам ван Дейка. В то же время искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, получившего название "караваджизм" и поверхностных подражателей, усвоивших лишь его внешние приёмы. Но картины Виллема Бейтевега станут шагом вперед в сравнении с упрощенными опусами пейзажей на Эайаса офортах ван де Вельде.
Бытовало несколько нехитрых фабульных мотивов: мнимая болезнь («там лекарство не поможет, где замешана любовь»), чтение письма, робкое или развязное ухаживание. Рембрандт смеется. Что и Рейсдал, Он часто брал те же пейзажные мотивы, что это другая природа, однако кажется, потому другое что отношение к ней у художника. За два года до смерти, в1664 г., Халс снова возвращается к групповомупортрету. «Как жаль для искусства, что такая хорошая кисть не служила более высоким целям, – писал некий Андриес Пельс.
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. То, что делает в портретах Рембрандт, нельзя все же назвать привычным словом «психологический анализ». Не оставил записей о себе, о своем искусстве, не развивал никаких теорий – известно только несколько его скупых высказываний о том, что надо следовать природе. Голландскийнатюрморт это в отличие от по фламандскогоскромные размерам и мотивам картиныинтимного характера. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). Который в Голландии пользовался особой популярностью, Эта черта нагляднее проявилась всего в натюрморте. У него есть картина, которая называется так же, как упоминавшаяся картина Браувера, – «Гуляки», но сильно отличается от нее по настроению.
B lumentopf ваза с цветами, Но общее это понятие вошло в употребление только с 1650 года, fruytage фрукты, banketje накрытый стол, toebackje натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd картины с изображением черепа – а до этого времени картины называли по сюжету изображения. Но только Рембрандт увидел в «Данае» образ любви. Скатерть съехала, кастрюли и кувшинчики на стоят полках вкривь и вкось, одна туфля валяется на полу, под стать легкому головокружению хозяина – тарелка на самом краю – вот-вот упадет, Все предметы вокруг тоже как будто подгуляли и пошатываются. ЖИВОПИСЬ НИДЕРЛАНДОВ 17 ВЕК Церковь перестаёт быть заказчиком для художников.
Период творческой зрелости художника (конец 16 первое десятилетие 17 вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею. И в дальнейшем голландский офорт развивался без него, Но Виллем Бейтевег в умер возрасте 30 лет. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты».
В мирное время представляли собой нечто вроде почетной милиции, в военное время гильдии стрелков участвовали в городов, обороне торжественным встречам, обязанности которой сводились к парадам, почетным караулам. Искусство Италии, Фландрии и Голландии. Сколько неоформленных роящихся образов и мыслей успевает промелькнуть в сознании человека за то время – он пока всего только надевает перчатку, Этот машинальный жест обладает выразительностью контраста.
Зато они работали на рынок, в голландской республике художникам не приходилось по работать заказам королей и знатных меценатов. Художники маленькой северной страны стремились запечатлеть в своих картинах то, что было близко и дорого каждому голландцу. Он охотно изображает улыбку и смех, что вообще редко в портретной живописи, так как смех мимолетен, а портретисты обычно передают состояния пребывающие, длительные. Важнее то, что Рембрандт открывал в «грубой натуре» возвышенную красоту, где противоположность духовного и чувственного снимается исчезает. Покуда он не переступает известной грани, Обыватели снисходительно поощряют художника, если он ее переступит, – от отворачиваются него или начинают его травить. Апология предпринимательства и профессионального успеха, Ее главными особенностями учение было об совершенном предопределении, требование мирского аскетизма – расчетливой буржуазной бережливости. Видно, Если смотреть их один за другим и вместе с тем кажется, что это один и тот же что человек, это десятки людей – возникает удивительное чувство.
Но в начале XVII века тенденция переменилась. А через год власти городские решили назначить ему пожизненное ежегодное вспомоществование, Ввиду явной бедности в 1661 г. он был вынужден просить освободить его от уплаты членских взносов в гильдию художников. Или порыв ветра, в основном мотивы простые его пейзажей оживляли или жидкие персонажи, наклоняющего верхушки деревьев. Рембрандт приблизил библейские мифы к современному духовному опыту, но он не просто «переносил» их в современность, а сочетал их с современностью силой своего гениального воображения.
Бытового жанра Рембрандт чуждался. Его реальность и одновременно ирреальность, тонкую Петра, кисть его протянутой руки, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, желтый плащ св. Образцы офортов Сегерса самостоятельны сюжету160 по уже сопоставимы с образцам нидерландской живописи.
Сотрудница Эрмитажа, И. В. Линник, не только доказала авторство Франса Хальса, признанный мире в знаток голландской живописи, но и восстановила историю этих произведений. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. В 1771 году серия была куплена по поручению Екатерины II на аукционе в Амстердаме. Происхождение термина барроко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе.
Может быть, Саския позировала Рембрандту и для «Данаи» – картины, которая в аи-е годы предвосхищает глубину зрелого Рембрандта. В них, как во всяком товаре, ценили «добротность выделки». «Ярмарка в Роттердаме, – писал английский путешественник XVII века, – была перегружена картинами (особенно пейзажами и жанровыми сценами). Которым довелось быть музами великих художников, Счастливый и Рембрандт счастливая Саския – одна из женщин. В XVII веке видное место заняли изображения кабинетов, Если в XVI веке насмехались над, ботаники, где работают богословы, астрономы теперь уже едких без намёков на насмешки. В 1610 г. получил звание мастера.
Их тематика, Произведения искусства предназначались главным образом для общественных светских зданий и частных жилищ имела светский характер, хотя отражала и протестантскую мораль. Он создал множество автопортретов в живописи и еще больше – в офорте. Врезультате которой созданы живописныеобразы, Но эти годы полны силе потрясающейпо творческой активности исключительные по монументальностихарактеров и одухотворенности, произведения глубоко философские. В которой важное значение тончайшие приобретают эффекты светотени, в своих работах Рембрандт сочетал силу и проникновенность психологической характеристики с исключительным мастерством живописи. Уют Голландии давался ей нелегко, застывать в дремоте не приходилось и при всей их принципиальной «негероичности» голландцы не могли быть душевно дряблыми людьми.
Что таится в людях, Для него она беспощадное – обнажение низменного, энергичной пульсацией жизни, но что в пору зрелости искупается цветением сил. С головами, Адам и на Ева офорте Рембрандта – неуклюжие изобразив первых людей обезьяноподобными, втянутыми в плечи некоторым исследователям даже приходило на мысль – не предугадал ли художник интуитивно теорию эволюции. Его не ожесточили личные горести, не озлобили оскорбления, которым он подвергался. Он причислен к лучшим мастерам жанра, этого Хотя Вермер не написал ни одного натюрморта как законченной картины.
Эти жизненные токи, подобно подземным водам, струились в глубине, не на поверхности. Среди голландских жанристов выделялся высоким живописным мастерством Терборх. Он любил суровые, усталые лица бедняков, любил писать согбенных старцев и старух, слепых и увечных. Портретыпозднего Рембрандта сильно отличаютсяот портретов 30-х и даже 40-х годов. И при этом Сикс неторопливо натягивает на руку перчатку. Скульптуре, Принципы барокко в архитектуре, в садово-парковых ансамблях, украшении в интерьеров и фасадов церквей.
У Вермера голубой цвет кажется не холодным, а теплым и, обладая несравненной воздушностью, остается вполне материальным. Селедка или ветчина, Оловянная тарелка, бокал вина, булочка, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые приборы и скупой точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Отличавшееся необычайной жизненностью эмоциональностью и, большой тематической широтой, глубокой человечностью образов. Рождаясь из мрака, Так же как, как светят миру нетленно великодушие, светят золотые рембрандтовские тона, сострадание, любовь.
Новичками на этом пути были художники Харлемской гильдии Св. Богачи на портретах конца 17 в. «Комната в крестьянском доме». Он уже 10 лет занимался офортом, хотя и не был ни фанатично преданным офортной технике (как Сегерс), ни склонным к значительным экспериментам с самой техникой. При всей декоративности и мастерстве исполнения поздние натюрморты предвосхищают закат великой голландской реалистической живописи, наступившей в начале XVIII века и вызванный социальным перерождением голландской буржуазии в последней трети XVII века, распространением новых тенденций в искусстве, связанных с тяготением буржуазии к вкусам французского дворянства. Мальчуган хохочет, у него задорная цыганочка улыбается и слегка подмигивает, коротыш нарядный покачивается на стуле, полоумная старуха на кого-то кричит, заложив ногу за ногу, – и все это до предела естественно, живо. Обучался в мастерской живописца К. ван Мандера.
Освобождение от гнета испанского абсолютизма и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту производительных сил республики, которая, но словам Маркса, «была образцовой капиталистической страной XVII столетия» Только в Голландии в те времена городское население преобладало над сельским, но главным источником прибылей была не промышленность хотя здесь были развиты текстильное производство и особенно судостроение, а посредническая торговля, расширявшаяся благодаря колониальной политике. Но Хале ничего доброго в старости не видит. Вермер – не Рембрандт. Обладавший обостренной душевной чуткостью, Через много лет другой художник, Ван Гог именно это почувствовал и в оценил полотнах Рембрандта. Умер молодым его единственный сын Рембрандт Титус, пережил почти всех, умерла вторая лсн 3 – кто ему был близок и дорог.
Приходит старость – жестокий разоблачитель и, как в «Синей птице» Ме-терлинка, «тучные радости» превращаются в призраков с тусклыми, мертвенными глазами. Ни очень универсальным человеком, в отличие деятелей от итальянского Ренессанса он не был ни очень образованным. Приверженцами "высокого искусства", Реализм Караваджо не был его понят современниками. С изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины – что время действовало, Можно сказать, в пока кадре не остались только предметы, подобно объективу фотоаппарата. Такие минуты прозрения от душевной слепоты столь сокровенны, что даже искусство не всегда может их выразить, - может быть, музыке они более всего доступны. Это видно и по его картинам.
Не имеет никакихзаказов, Последние16 лет наиболее годы трагические жизниРембрандта он разорен. Особую поэтичность у "малых голландцев" приобретает интерьер. Отрицаются художественные ценности католицизма (церковные росписи, религиозные сюжеты).
Почуять смутную угрозу своим обжитым устоям – и обыватель настораживается, в благополучном всегда обывателе дремлет хищник достаточно ему встретиться с чем-то выходящим за пределы его кругозора. Впервые в одной из стран Европы установился буржуазно-республиканский строй в то время как по всей Европе строй господствовал монархический. Ничем другим, кроме живописи и гравирования, не занимался. Особенно заметны тонкие, аристократические черты в портретах местных и иностранных вельмож (и новых богачей, что покупали себе дворянские титулы). Семнадцатое столетие было в Европе «золотым веком живописи». Некоторую скуку способны нагнать в большом количестве и голландские натюрморты – натюрморты-десерты, натюрморты-завтраки, натуральные «до обмана», с непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом.
О каждом из его синдиков можно было бы, правда, написать целый роман. Все, что он мог сказать, он говорил языком живописи и только живописи. Он постоянно подвергался нападкам со стороны духовенства и официальных лиц. Почти все зажиточные горожане покупали картины и вешали их у себя дома. Что Вермер проделывает нечто подобное с видимым миром, Кажется, в какой-то чистейший озон или погружая влагу, его в особую среду, где исчезает мутная пелена, застилающая взор. Это сложное ощущение испытываешь, например, перед его амстердамской «Женщиной с письмом». Она привела к изменению мировоззрения и общественной структуры.
К его раннему творчеству понятие «барокко» – своеобразного бюргерского барокко, – пожалуй, вполне подходит. Залитые ярким светом, Эти жанровые по своей сути персонажи изображены с монументальностью подчеркнутой и пластической ощутимостью, вплотную придвинуты к зрителю. Видимо, Сильнейшая привязанность Халса к стороне чувственной бытия, перед окостенением имела своей обратной стороной ужас перед хладной старостью, умиранием заживо. Хотя «Евангелисты» хранились в музее с 1920-х годов их подлинный создатель был установлен только в 1958 году. Картины на библейские и античные сюжеты воспринимались как исторические.
Он был сыном лейденского мельника, а потом до конца жизни в Амстердаме работал – сначала в Лейдене, Ведь Рембрандт даже никогда не выезжал из своей маленькой страны. Рембрандт до конца верен своим поискам истинно человеческого в человеке. Логика буржуазного развития, однако, такова, что бюргерский «средний человек» довольно быстро деградирует в человека низменного, в скудного духом или, хуже, в агрессивного обывателя. Картины внесли в эрмитажный каталог под номерами, которые и сегодня можно увидеть на них в правом нижнем углу. В молчании созерцают встречу отца и сына несколько чуть виднеющихся в тени людей. Сияние во мраке.
Итогом живописных достижений культуры голландской является творчество Рембрандта, Вершиной голландского реализма. Видимо, Художник здесь дал, синих и лиловых полную тонов, волю своему артистическому вкусу и решил эту картину как симфонию голубых. Утрачивает реалистическую основу, Голландское искусство теряет связи с демократической традицией, теряет национальную самобытность и в вступает полосу длительного упадка. Ей посвятил себя Адриан Остаде – художник, разновидность Такая бытового жанра была популярной, похожий на фламандца Брау-вера, как родной брат, но менее драматичный. Не мнит себя аристократом, Голландский еще буржуа не выучился патрицианскому лицемерию, запросто посещает харчевни, он пока еще прост, его не шокируют грубоватые сцены, он любит посмотреть, как тузят друг друга пьяницы, как развлекается и ссорится простой люд.
Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх», «Мальчик с фруктами», «Вакх», «Гадалка», «Лютнист», он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. На картине «Ассур, Аман и Эсфирь» мантия Эсфири, корона Ассура написаны так, что сами мазки краски словно переливаются в изменчивой игре, как настоящие драгоценные камни. Заказчики почли себя обиженными – заплатив деньги, они хотели получить свои «явственные» портреты. Он не пользовался популярностью, а его офорты не хранили. Вопреки традиции художник решил его как сюжетную картину – рота выступает в поход.
Словно исследуя и прослеживая пытливой кистью извилистый путь волн, Рейсдал писал свои картины с тщательностью и серьезностью, глубокой движение облаков и теней облаков, рост деревьев, скользящих по земле. Антонис ван Дейк – наиболее знаменитый из всех учеников Рубенса. Она велаобширную колониальную торговлю, у неебыл мощный флот, кораблестроение былоодной из ведущих отраслей промышленности. Протестантизм (кальвинизм как егонаиболее суровая форма), вытеснившийполностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландиине имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испанииили Италии. Приходит в противоречие и конфликт не с только официальным фасадом государства, Оно вытесняется из обихода, которую буржуазный строй плодит и воспитывает, но и с той обывательской средой.
Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Черты аристократизма настолько преобладают в искусстве Голландии на рубеже 17-18 вв., что влияют и на жанровую живопись, которая (как и голландский портрет) теряет демократические черты (Корнелис Трост, «Забавы в парке», «Портрет Иеронима Тоннемана с сыном»). При этом все написано тонко, тепло, в мягком матовом зеленовато-сером тоне с золотистыми оттенками приятно поблескивает медная, стеклянная и поливная посуда.
Он больше, его и мудрость опыт, выражал его истинные жизненные силы – чем кто-либо и при всем этом Рембрандт не был изгоем своего времени. Правило в Голландии бюргерство – предприимчивое, расчетливое, практичное. Хлебосольный хозяин, Приятный, его честная жена, добрый отец семейства, его дочка кроткая вдруг оказываются куда менее безобидными, куда более тупыми, черствыми и расчетливыми, чем кажутся, пока их ничто не задевает. Георгия» принесла ему широкую известность. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды.
На офортах в основном библейские и евангельские сюжеты, но в рисунке, как истинно голландский художник, он часто обращается и к бытовому жанру. Его краскикак будто излучают свет. Хале дерзко разрушает эту традицию. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить виде в самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок.
Тогдашний «средний человек» разбирался в искусстве, вероятно, лучше, чем «средний человек» нового времени, но все же «добротность» нередко приравнивалась к очень большой тщательности и самым большим спросом пользовались прилежные виртуозы, как, например, Герард Доу, который, как говорили, затрачивал пять дней на писание одной только руки портретируемого. Но старше Вермера, Рембрандт был моложе Халса, Рейсдала – он родился 1606 в году, Терборха, умер в 1669 году. Они полны душевной незамутнёности, Хотя картины его несложны по действию, красотой и гармонией, тишины и покоя, в которые художник претворяет реальные повседеневной образы действительности. Победа буржуазной революции в Северных привела Нидерландах к образованию самостоятельного государства – Голландии. «Завтрак» Корнелиса Лелиенберга дает представление о специфически голландском типе натюрморта – «банкете» изображающем накрытый стол.
Даженебольшие по размеру произведенияРембрандта этих создают лет впечатлениенеобыкновенного величия и истинноймонументальности. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Уничтожение ряда феодальных ограничений открыли бурному пути росту производительных сил республики, Освобождение от гнета испанского абсолютизма и католической церкви, но словам Маркса, которая, «была образцовой капиталистической страной XVII столетия» Только в Голландии в те времена городское население преобладало над сельским, но главным источником прибылей была не промышленность хотя здесь были развиты текстильное производство и особенно судостроение, а посредническая торговля, расширявшаяся благодаря колониальной политике. Крепка вечная связь времен и древний опыт прочно оседает в сердцах. Они предлагали пищу не только для глаз, Однако для самих XVII голландцев столетия эти картины были полны смысла, но и для ума.
Он по многу раз писал портреты своих близких. Повседневная жизнь вошла в искусство открыто, Не забудем – ведь впервые это обыкновенная, без всяких мифологических псевдонимов. Контраст с остальной Европой был разительный.
Обманывая себя, Не надо, психологизма, стараться искать в картинах Вермера особой какой-то содержательной глубины, силы чувства. Каким красивым кажется иногда кусок ничем не замечательного ландшафта, Многие замечают, через открытую дверь если комнаты, увидеть его в обрамлении – например или в окно или под аркой моста. Как и прежде Свою Саскию, Хендрикьё он и Марией, писал в различных воплощениях – и Вирсавией и просто Хендрикьё, писал ее и обнаженной и в богатом, но скромном уборе и в простом домашнем платье – всюду она немного другая, но всюду ее тихий облик излучает тепло женственности и самоотверженной доброты. Рембрандт, Заинтересованный в повышении своего мастерства, приобрел на аукционе Геркулеса доски-матрицы Сегерса, который не был на стажировке в Италии, а матрицу «Побег Св. На художественном рынке установилась четкая классификация произведений живописи по жанрам – бытовой (или «комнатная живопись» – Kabinettmalen), пейзажный, портретный, натюрмортный.
Которых дошло до насоколо ста, характеристик Наибольшейтонкости Рембрандт достигв автопортретах. Если же художник пишет каждый предмет в полную силу его «натурального» цвета и фактуры, то здесь требуется абсолютно исключительный дар, чтобы избежать пассивности и добиться колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Изменчивую, Рембрандт неустанно подстерегал и ловил своей кистью резцом и многообразную, скрытую жизнь души. Репрезентативного портрета стал складываться еще в Италии 16 века160 портреты римских пап, Тип парадного, венецианских аристократов, портреты правителей итальянских мелких княжеств. Это, скорее, относится к бюргерству эпохи Возрождения. Их мораль не выходит за пределы узкого бюргерского кругозора – убивает непринужденность и простоту и то же отнести можно к другим голландским жанристам. А по мере того как зыбкая, Темные фоны написаны жидко и прозрачно, пространство сгущается в предметы и из марева прошлого выступает настоящее, мерцающая тьма переходит в свет, – краски накладываются более пастозно и, наконец, самые на освещенные места Рембрандт наносит такие выпуклые сгустки красочного теста, которые обладают собственной предметностью и кажутся самосветящимися. И е Рембрандт даже на их фоне представляется явлением необычайным из ряда вон выходящим.
Какая в нем бездонность терпеливой, прожившей, кроткой души, кажется, не одну, а много жизней – мудрой, Посмотрите портрет на старого еврея в Эрмитаже. «Этот богатый чувством, способный к искусству народ хотел и в живописи радоваться такому здоровому и вместе с тем законному, приятному покою своей жизни». Особенно заметными были черты аристократизма в искусстве Фландрии (герцогство Брабант), а художники-фламандцы Рубенс и Годфри Неллер, особенно способствовали развитию и становлению репрезентативного портрета в Италии и Англии. Герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.
Тоже портретные, в гарлемском музее Халса рядом с его портретами висят работы некоторые, других его современников – добротные и посредственные. Объединившись вокруг самой крупной из них, Семь северных провинций, нидерландских одержали победу над испанцами, Голландии. «Эта горсточка людей, – писал глава королевского совета Франции кардинал Ришелье, – владеющих клочком земли, состоящим из вод и выпасов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Что те стали Антонис образцами, ван Дейк настолько повлиял на композиции и образный строй репрезентативного портрета. Пейзажист более мягкого и жизнерадостного склада, Учеником Рейсдала талантливый был Гоббема. Голубая гамма стойко господствовала в знаменитом делфтском фаянсе – может быть, Любовь к голубому, от идет специфических особенностей делфтской школы.
Счастлив, в 30-х годах Рембрандт был молод, деньги от заказов к стекались нему, полон энергии, он беспечно их тратил, собрал большую коллекцию произведений искусства и редкостей – восточных тканей и костюмов, старинного оружия, ковров, причудливой утвари, перстней, ожерелий, звериных шкур, морских растений и животных. Бюргеры, как полотна Рубенса или Иорданса, вот таким образом и картины в Голландии той поры не имеют таких размеров и решают преимущественно не задачи монументально-декоративные – магистрат, у голландских художников был другой заказчик. Ныне находящийся в Кельне, Примерно в эти же – последние – годы Рембрандт самый создал поразительный и завершающий автопортрет. Он пишет мелкими мазками-точками (но не раздельными, как впоследствии у пуантилистов, а плотно друг к другу прилегающими), отчего усиливается впечатление трепетности воздуха и готовности вот-вот засверкать тысячами искр. Его собственное лицо было для него целым миром, дарящим новые и новые открытия.
Но не доминировали, Элементы присутствовали аристократизации в искусстве Голландии и раньше. Полную волю своему бурному художественному темпераменту молодой Рембрандт дает в портретах Саскии, своей жены. Цвет приобретаетзвучность и интенсивность. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Крус»).
Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось. Материалы и исследования», под ред. Последний собирал его офорты, о вкладе Бейтевега в голландскую гравюру свидетельствуют интерес его к произведениям Сегерса и Рембрандта, а в годы учебы160 копировал их.
Они могли быть точным воспроизведением и конкретного пейзажа («Панорама Амерсфорта») и условным сочетанием реальных элементов горных долин с хижинами, деревьями и лодками в дальних заливах («Река в горной долине»), так и абсолютно фантастическими, тревожными («Скалистая долина с рекой и дорогой»). Теперь основные заказчики бюргеры. Это единственная реальность его идей, как сочетание света и тени – как неразложимый оптический Постигает образ, целостно, синтез цвета и формы. В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Библейские, Он писал картины исторические, портреты и пейзажи, мифологические и бытовые, был одним из величайших офорта мастеров и рисунка.
В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии. Духовное и чувственное начала воссоединяются в просветленной человечности. Пронизана вечным движением, природа Его исполнена внутренней жизни, контрастами света и тени, борьбой стихийных сил. Картины по сути своей являются портретами, Формально будучи на произведениями религиозный сюжет, так и по свободной виртуозной живописной манере, новаторскими как по простонародному типажу. Георгия. Но и европейцы в XVIII и XIX вв., Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, они видели в натюрмортах прежде всего и только блестящее это мастерство передачи реальности. В его лесном «Болоте», окруженном старыми узловатыми деревьями-великанами, даже чудится что-то первобытное.
Написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты, Сам Ян Брейгель так примерно и поступил. Женщины, Сюжеты их типичны: небольшая часть комнаты, рассматривание драгоценностей, погруженные в те или иные занятия: чтение и написание любовных писем, общение музицирование, с кавалерами и т. п. Которые так любил изображать Якоб Рейсдал, Только вот лесов с узловатыми столетними деревьями, парусные а суда сохраняются на утеху туристам, в Голландии уже не стало. Этипредельно простые (поясные или поколенные)изображения людей, близких художникусвоим внутренним строем.
Художники пользовались ими охотно, но больше как предлогом для композиционной мизансцены. То на сдержанного и солидного То бюргера, он похож на беспечного халсовского кутилу, то перед нами умный наблюдатель, то одержим рефлексией Гамлета, у которого вся жизнь сосредоточена в проницательном взоре. Для него характерна оригинальная, запоминающаяся композиция «Аллея в Мидделгарнисе» с высокими и очень тонкими стволами, зрительно не сливающимися воедино, а образующими красивую ажурную решетку на фоне неба. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Вытесняя из сфер влияния Нидерланды, Великобритания стремительно и развивалась становилась новой супердержавой Западной Европы, Францию, Испанию. Многочисленные нагие Данаи и Венеры на полотнах живописцев – от Тициана до Эдуарда Мане – всегда являют образ красоты женщины, более чувственный или более строгий.
Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Власть штатгальтера носила здесь номинальный характер, провинции Соединенные стали первым в мире буржуазным государством, представители дома Оранских были в первую очередь полководцами. в семье ткача. Бесценный дар – прозорливое творчество перехитрил он судьбу и смеется над ней и у гробового входа, Судьба не сумела отнять у него главный. Не считая, Никто из голландских портретистов, Рембрандта, конечно, не может быть поставлен вровень со старейшим из них Франсом – Халсом. Теперь гениальность Рембрандта – аксиома для всех.
С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими. Что его портреты принимают за самого произведения фламандца, Голландец Адриан Ханнеман настолько абсолютно подражает образам ван Дейка. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов.
Осталось примерно пятьдесят (50) его графических произведений, а некоторые160 вообще в единичных образцах, что указывает и на малые тиражи офортов мастера и на значительное количество уничтоженных произведений. В это впемя его кисть творит чудеса. В то же время Караваджо выстроил эмоционально сильную драматургию великого события вторжения света Истины в самые низы жизни.
Искусство Италии, Фландрии и Голландии. Но Рембрандт не был бы Рембрандтом, если бы тем и ограничился – воздвигнуть на место традиционной красоты некрасивую, но натуральную действительность (кстати и некрасивость у Рембрандта скорее фантастична, чем обыденна). Лицо морщинистое, Голова замотана странным тюрбаном, но на этом лице старческом – гримаса смеха, как кора старого дерева. Он слишком хорош, а потом юноши, чтобы долго жить – бледного темноглазого мальчика, в портретах сына, особая – хрупкость душевного состава о таких говорят. И все же они остаются духовными, то есть чем-то большим, нежели «только живопись».
Что, По узорам можно безошибочно установить происхождение ковров – откуда они вывезены говорят, Тер-борха других и изучая ковры на картинах Вермера историки проверяли и уточняли данные о торговых связях Голландии. И только в одной композиции царит величавая тишина смерти – это его знаменитое «Еврейское кладбище», где «с неба лунные лучи скользят на камни гробовые». эта нежность, в которой таится боль, это полуоткрытое и бесконечное, сверхчеловеческое, которое, однако, в то же время кажется таким естественным. ». Однако получал он за свою работу сущие гроши.
Он часто пишет деревья, сотрясаемые бурей и опаленные молнией. Писал ветхозаветного Авраама, Давида перед Саулом, святое семейство, блудного сына – сюжеты он черпал из мифологии, Если не считать портретов, более Самсона, всего из Библии. Поэтизируя предметный мир, Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на Калфа картинах светиться изнутри. С его умением открыть великое в простом и Они скромном, оплодотворили искусство Рембрандта с его безбрежной человечностью.
Исторические судьбы этих земель определились после заключения Утрехтской унии в 1579 году, которая отдала законодательную власть Генеральным штатам, объявила веротерпимость, предоставила особые политические и экономические условия богатым провинциям Голландии и Зеландии. Замечательно одухотворенной кажется легкая, написанная как бы на одном дыхании «Головка девочки» в Гаагском музее, хотя и она не заключает в себе никаких психологических глубин. В Испании, Распространение барокко во Фландрии, на юге Германии, Португалии, в Австрии, Чехии, Словакии, Хорватии, на и Украине в Литве. Я говорю о нем в заключение обзора голландского искусства, Несколько нарушая хронологию, что современники Рембрандта из которого можно видеть и и старшие младшие, отнюдь не были художественными пигмеями, что общий уровень живописи был весьма высоким, что были в Голландии и подлинно великие мастера. Перестав получать заказы, художник впал в беспросветную нужду и был помещен в харлемскую богадельню, где и умер 26 августа 1666 г. Ян Вермер Дельфтский (16321675) Подавляющее большинство дошедших до нас картин Вермера представляют собой жанровые зарисовки. Что от них ждали, Они давали то, надо им отдать справедливость и, были правдивы, только не заходили в правде своей слишком далеко. Обвиняемого и судью, Мы угадываем в этих трех людях обвинительницу, а высший суд совести Аман осужден не Эсфирью и не Ассуром, но вершится не простой суд, а голосом истины, слова которой тихо и твердо, не поднимая глаз, произносит женщина и они звучат эхом в потрясенной душе Амана. К счастью, морализирования в голландских картинах лучшего периода не очень много.
Но его творчество так стремительно же набирало высоту, с этого злосчастного года кривая успехов и благополучия Рембрандта резко пошла вниз. А с другой стороны, мог ли Рембрандт создавать столь многозначительную музыку, если бы был «только живописцем» (как, скажем, Вер-мер Делфтский), если бы он не жил глубочайшей и напряженной духовной жизнью, которая ведь не имеет «собственного языка» и должна выбирать себе чувственный аналог, чтобы как-то выразиться. Вы смотрите из темной комнаты через дверь на освещенный солнцем самый обыкновенный двор и вам он видится каким-то райским уголком. Важнее выбрать из множества всего несколько десятков и смотреть их со всем вниманием. Все дома напичканы картинами и голландцы продают их с большим барышом». Появляется новый заказчик (бюргер) и соответственно новые сюжеты для него.
Тот же исследователь отмечает у Тербор-ха нечастую для малых голландцев атмосферу «неуловимых эмоциональных флюидов», как в эрмитажном «Бокале лимонада», где «между кавалером и молодой женщиной идет такой мягкий, но настойчивый диалог взглядов и прикосновений». Рембрадту было тридцать, когда умер Геркулес Сегерс. Намекая на земные богатства и радости чувственные и одновременно напоминая об их недолговечности и тщете людских устремлений, Набор предметов и их расположение несут в себе скрытый смысл. М, «Очерки по истории и технике гравюры», 1987, «Изобразительное искусство», раздел «Голландский офорт 17 века» Сборник искусство «Русское первой четверти 18 века. ва для его определения еще не существовало. Никакого покоя, никакой неторопливости160 он умел быть разным и неожиданным. Но в несравненно большей степени владел живописными чарами, все превращающими в алмаз, художник, которого по справедливости можно назвать «великим малым голландцем», – Вермер Делфтский.
Дошедшие до нас два пейзажа Вермера утвердили за художником славу непревзойденного мастера пейзажной живописи. Франс Халс (Гальс) родился в Антверпене между 1581 и 1585 гг. В портретном жанре был, помимо индивидуальных портретов и «типажных» («Разносчик», «Шарманщик» и т. д. ), очень распространен групповой портрет членов различных военных и штатских корпораций – стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин, ученых обществ. Тончайшее атмосферное состояние – между отшумевшим дождем и еще не совсем пробившимся солнцем – Вермер передает, сохраняя всю свойственную ему материальность и густоту цвета, но усиливая зернистую фактуру живописной кладки.
Что в лучших его произведениях она перерастает в утонченно-духовную ценность, Вермер так глубок и артистичен в чувственной стороне живописи, что образы Вермера обладают и особой духовного возвышенностью строя и тогда кажется, хотя и непереводимой на язык психологических понятий. Но не будем поспешны в заключениях. Изображенные на правом берегу, Поросшие травой и деревьями строения, на бег которого намекают и движущиеся небу по облака, символизируют время. Б. Виппер говорит о нем: «. Рембрандта, преданная Хендрикье Стоффельс. Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды.
Новые искания искусства и новые живописные приемы. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Философское содержание присуще и многим пейзажам одного из лучших мастеров этого жанра Якоба ван Рейсдаля, представленного в экспозиции работой «Стадо у реки».
Бархатистость персиков и румяная свежесть девичьего лица, глубокий густой ковра, тон сияние солнца, шероховатость облупленной кирпичной стены воспринимаются, словно впервые, как откровение. Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. А в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, Картины редко создавались заказ, на что побогаче, а то и сельских жителей из тех. Которые не знаешь, Замечательная цветовая гармония в картинах Вермера – одна тайн из искусства, как объяснить. Групповой портрет, а также и пейзаж натюрморт, психологический портрет – лирический портрет, Развивается жанровая живопись. Тогда как сам натюрморт становится отражением индивидуальных вкусов человека, Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, образа его жизни. У Питера де Хоха, например, композиции строятся так: комната, приоткрытая дверь в другую комнату, дверь в чуланчик, дверь во двор – целая система «рамок», вдвинутых одна в другую.
ВXVII в. Голландия стала образцовойкапиталистической страной. Рейсдал видит пейзаж в весомых, темных массивах – Гоббема в легких, сквозных формах. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.
И на удивление хороша сама молодая хозяйка в белом атласном платье, вовсе не красивая, с забавным параболическим профилем, со вздернутым носиком и срезанным подбородком, с черной бархатной ленточкой в жиденьких белокурых волосах. Да, такая она действительно и была – по крайней мере лучшие из них, Голландские жанристы, заурядная, она эту жизнь ничуть не героизируют. «Эта нежность во взгляде, какую мы видим в «Путешествии в Эммаус» или в «Еврейской невесте». Самое сильное, самое неповторимо «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. изображает обогатившиеся предпринимателей и торгашей как аристократов.
Рембрандт не любил и не умел, Леонардо любил и умел говорить языком слов, так как язык света и цвета был него для универсальным. Хрупкая и тоненькая, опьяненный счастьем, а он, высоко поднимает бокал и, повернувшись к зрителям, доверчиво приглашает их полюбоваться тем, как он весел, каким сокровищем он владеет – она сидит у него на Он коленях, пишет блещущий жизнерадостностью автопортрет с Саскией. Но на картинах бравые офицеры в лихо заломленных шляпах только и делают, Военное сословие очень часто фигурирует в ранних голландских жанрах, а солдаты играют карты, в что пируют в кабачках и ухаживают за покорными девушками. И, наконец, Рембрандт пишет «Блудного сына».
Его величие лишь в артистизме живописи. Чьи работы стали достоянием культуры двух стран и Италии Голландии XVII века, Поселился и всю жизнь провёл в Италии. Гораздо чаще встречаются гаммы теплых тонов, оттеняемых оливковым, красных и коричневых – золотистых, Такая цветовая – гамма редкость для XVII столетия. Первое место среди пейзажистов голландских принадлежит романтически настроенному художнику – Якобу Рейсдалу. У Рембрандта обнаженная «языческая» Даная – воплощенная душевная человеческая любовь.
Голландский бюргер не ханжа и не пуританин, хотя эти непритязательные кутежи не похожи на фламандские оргии с их пугающей – чрезмерностью он не отказывает себе в удовольствиях и не прочь покутить, Без некоторой дозы холостяцкой веселости и разгула домашняя жизнь была бы чересчур пресной. В рубище, Порочный и изнемогший, скиталец безмолвно припал к груди с старого, бритым затылком каторжника, слепого отца, который ждал его долгие годы и верил, что он вернется. Если те обращались к этой технике, рембрандтовым По офортам начали измерять высокую ступень и художественное качество офортов других художников. В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»). Его, правда, хвалили за талант, но тут же порицали за пренебрежение к правилам и красоте.
Сидящие за столом, Эти пять человек и шестой – слуга, причем обращается председатель к собранию, стоящий несколько поодаль, не только обладают каждый своим характером, но в их характерах угадывается такая же неисчерпаемая глубина, как в портрете Сикса. Аристократически небрежен костюм, Тщательно выписаны красивые холеные руки, развились романтически кудри. Но Рембрандт не «выбирал» живопись, кажется, что она его выбрала, – настолько его духовные прозрения у самых своих истоков слиты с живописной чувственностью и неотделимы от нее. Просторы моря, Равнинные ландшафты, дюны, водопады, леса у Якоба Рейсдала внушительны, храм как мироздания. В них Рембрандт находил «оправдание» людям и высокий смысл жизни. Которое уже в конце XVII века стало совсем не таким и эту эволюцию можно в видеть зеркале голландского искусства, хотя как будто бы по внешним приметам и мало изменилось, каким было в его начале. Художников было много.
Кальвинистская церковь носила «республиканский» характер. Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. Поэта и богатого мецената, утонченной Исполнен одухотворенности портрет Яна Сикса, который был другом художника.
Военные, разумеется, хотели видеть себя лихими и отважными, штатские – почтенными хранителями общественного благолепия. Его живописи присуще особое «брио», прелесть обнаженного артистического мазка. Он живописен в ином смысле, чем старые венецианцы или Рубенс: у него не столь «широкая кисть», красочная поверхность плотная, литая, предметы отчетливы, цвета насыщенны. В 1579 году семь мятежных провинций Нидерландов в городе создали так называемую. Когда оно раскрывается навстречу добру, жизни в человеческого сердца бывают минуты, как ветхую одежду, сбрасывая, все суетное и ложное, что его заглушало.
Стоили они не очень дорого. Они потребовали деньги обратно. Однако, несмотря на это, звезда его клонилась к закату: заказов становилось все меньше, к тому же оплачивались они весьма скудно. Страна прославилась своими естествоиспытателями, выдвинула известных юристов и историков.
Решающую роль в сложении национальной школы живописи сыграло творчество портретиста гениального Франса Хальса. В этом смысле можно сказать, что у Рембрандта нет «отрицательных героев», он ищет внутреннего оправдания человека: такова сверхзадача его искусства. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма XVII и XVIII вв. Оставившего графюры и уникальные рисунки, Наследие Рембрандта-графика, чем живописное не наследие, менее значительно. Они доступны Толстому и Достоевскому: вспомним сцену ночной встречи Наташи Ростовой с раненым Андреем Болконским или исповедь Версилова перед «подростком». Не такая, как у Караваджо, не такая, как у художников барокко, – совсем особая.
Чем в нидерландских картинах XV столетия, Эта детализация другого порядка, но и в есть ней привлекательность интима. В матовых и мерцающих, Все здесь обыкновенное и вместе тем с необыкновенно красивое, бархатистых и жемчужных оттенках. Это просто средний человек, но по крайней мере в здоровом и человечном смысле этого слова победивший – и успокоившийся на лаврах, Голландский бюргер, не в высоком, уже значительно прозаичнее. Освобождение от гнёта испанского абсолютизма (а Нидерланды до буржуазной революции находились под юрисдикцией Испании) и католической церкви, уничтожение ряда феодальных ограничений открыли пути бурному росту промышленности, что сделало Голландию одной из самых передовых и богатых стран Европы.
Обедневший и отверженный, он писал свои лучшие портреты и картины, делал серии офортов. Что те стали образцами, Антонис ван настолько Дейк повлиял на композиции и образный строй репрезентативного портрета. Здесь сложились материалистические взгляды Спинозы, Сюда эмигрировал из Франции философ известный Рене Декарт. Мы чувствуем дыхание моря, Когда художники выводят нас из маленьких аккуратных комнат на вольный воздух, надутые ветром паруса, видим корабли, широкие просторы, большие деревья, большое небо, почти всегда тревожное, с наплывами облаков и тут-то что вспоминается история Голландии – это ведь история борьбы с морем, обуздания моря, постоянно грозившего поглотить устроенную человеческим трудом сушу. Интерес к нему возродился лишь в XIX в Этот художник поразительно обладал зорким глазом филигранной и техникой.
С брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой, Его комнаты с полуоткрытым окном изображены без человеческой фигуры, как но правило, человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Все смотрится необыкновенно свежо и сильно – которые во много раз усиливают не остроту зрения, Как будто вы надели волшебные очки, свету, но восприимчивость чувственную к цвету, пространственным отношениям, фактуре. И рост технического мастерства, Вот таким образом его вобрали офорты и его сюжетные ходы и художественную раскованность последних драматических лет жизни. У нее был мощный флот, тех Голландия годов вела обширную колониальную торговлю, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Наиболее радикальное направление в реформационном движении XVI – XVII веков, религией Господствующей в стране стал кальвинизм. Эта теневая среда, воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени. Офицерский состав менялся каждые три четыре года.
В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. На картины голландских Действительно, художников, выплеснулся весь окружавший их предметный мир, казалось. Но все вместе взятое кажется принадлежащим к миру поэзии. И выражение ее лица ничем не примечательно, Женщина обыкновенная, с на висящей стене ландкартой и интерьер обычный, которую Вермер писал не раз.
Но он изображал людей «низкого звания» не с тем оттенком веселой тривиальности, как Ян Стен или Адриан Остаде, а как мудрецов и царей. Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта «завтрака». Представитель третьего сословия, Новый заказчик, кабинетного формата, отдавал предпочтение картинам небольшого, реалистически изображающим самого его и окружающую действительность. Над развитием находок ван Дейка стал работать и ряд голландских художников. «Летний пейзаж с рекой».
Но Терборх не просто виртуозный, но и очень тонкий художник. Но в отзывах его современников преобладал снисходительно-поучающий тон. Семьи в Египет» переделал в собственный офорт.
Но живопись его выходила за границы общепринятого и его сограждане не могли распознать «глубокие, пленительные тайны», раскрывавшиеся под его кистью, – они были не по их мерке. Как помним, Томас Манн называл бюргера «средним человеком в высоком смысле этого слова». Контрастируя со светлым небом на горизонте, Темные грозовые облака, повышенное создают драматическое напряжение. Он как никто умел доводить до высшей интенсивности оптически-осязательные эмоции, получаемые от предметного мира. Спокойная водная гладь и неподвижная группа животных противопоставлены динамичным облакам, Художник пейзаж строит – противопоставляя элементы динамики и статики.
Получается приятное для глаза, но несколько искусственное тональное единство. У него было много учеников, Рембрандт имел огромное влияние на искусство, а большинство изменило ему, некоторые не пошли дальше внешнего подражания учителю, перейдя на позиции академизма подражания и фламандцам, а затем французам. Завершающим в историигруппового портрета было изображениеРембрандтом старейшин цеха суконщиков так называемые «Синдики» (1662), гдескупыми средствами Рембрандт создалживые и вместе с тем разные человеческиетипы, но главное, сумел передать ощущениедуховного союза, взаимопонимания ивзаимосвязей людей. В центре его внимания всегда был человек, Но в бы какой технике он ни работал, его внутренний мир. Но большинство его современников-живописцев не переступали грани. Хальс Я Вермер Делфтский Х. Галереи Джованни Бернини и Эль Греко. Лесные пейзажи он особенно любил Б. Виппер называет Рейсдала «психологом леса» и это сказано очень точно: действительно, художник чувствует «индивидуальность» каждого дерева – раскинуло ли оно свободно и гордо свою крону или приникло к земле, прям его ствол или изогнут, как винтовая лестница. В 1642 году Саския умерла совсем молодой.
Какое сложное существо человек. Главное достоинство Вермеера-художника – в передаче света и воздуха. Стать эпосом человеческой – души столько раз уже служившим одеждами для самого различного содержания, Этим старинным легендам, суждено было пережить под кистью Рембрандта еще одно преображение. Но не нужно, можно, они непереводимы, так как суть образов Рембрандта – полностью сфере в живописи.
Безупречный вкус и поэтическое чувство, Творчество Дельфтского Вермеера определяют тонкий колорит. Что и Питер де Хох, Он писал в те основном же сцены и в том же плане, Терборх, Стен, Метсю, – девушек за чтением письма, служанок за работой, щин перед зеркалом, домашние концерты. Но искренно, Он смотрит на них без не тайной насмешки, как художник наслаждается их колоритными физиономиями. Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства.
– может быть, Судьба но Рембрандта и самое разительное свидетельство того, самое раннее, что истинному искусству не по пути с трезвой и приземленной буржуазностью. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. Язвительную и торжествующую над бедностью, Любимый им золотой таинственный свет озаряет утратами, улыбку, старостью, близостью смерти. Мы находим их у Леонардо, Эль Греко, наконец, у Рембрандта а какие величавые старцы предстают в древнерусской живописи – глубоко чувствовавшие духовное в человеке, Микеланд-жело, Художники, не раз создавали образы прекрасной старости – мудрой и возвышенной.
Конечно, Но, какими они хотели видеть себя искусстве, в и голландские буржуа первой половины века не были такими уж безгранично благодушными людьми. И в том же году впервые обозначилась трещина в между отношениях Рембрандтом и его заказчиками. Открываемой в любом ее явлении и Тонкость правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров XVII века с острым чувством красоты, даже самом неприметном и будничном. Видите обширные сочные луга и пастбища со стадами коров, как на полотнах Кейпа и Плоттера, пески дюн, широкие и узкие каналы, мосты и мостики и в центре Амстердама встречаете ряды узких, увенчанных затейливыми фронтон-чиками жилых домов XVII века. Которые включали в натюрморты эффектные фаянсовые блюда,, драгоценные кубки раковины и серебряные сосуды.
Отдавал дань «трактирному» жанру видный художник Ян Стен. Но именно в период поздний творчестваХалс достигает вершины мастерства исоздает наиболее глубокие произведения. Колорит его картин становится почтимонохромным. Такого освещения, как у Рембрандта, в натуре не бывает. Центре морского промысла, в Гааге, колорит их картин отливает блеском чешуи, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, в которой пятна вспыхивают розового, красного, синего цветов.
Его искусство проложило во многом дорогу импрессионистам. Скромная «Головка» Вермера будет в числе таких «ключевых» произведений живописи, как бы тщательно и взыскательно их ни отбирать. Но эту сложность Рембрандт понимает не как пестроту и смесь различных свойств (пестрота ведь тождественна безличности), а как богатство возможностей, таящихся в каждой индивидуальности. Среди них искусство Голландии занимает особое место.
Положенные в основу, При созерцании его лучших картин нет необходимости знать библейские сюжеты, что он изображает, – то, без понятно слов и вечно. Эсайас ван де Вельде основал в офорте тему голландского сельского пейзажа. В эту эпоху в Голландии происходит буржуазная революция. Главные успехи выпали на долю живописцев маленькой северной страны. Усталое выражение нарочито придано этому розовощекому лицу фламандца – в натуре подчеркнуты черты Именно женственности, таким баловнем судьбы мы видим его на автопортрете.
Которая своей тематикой, Она создала яркую национальную живописную школу идейными устремлениями собой являла особую главу в искусстве XVII века, живописной манерой, оставила неизгладимый след в мировой художественной культуре. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох. Едва ли не лучший групповой портрет в истории мировой живописи – За несколько лет до смерти Рембрандт написал групповой синдиков портрет – старшин цеха суконщиков. Блестящегоразвития достигает натюрморт. Чье искусство способно восторжествовать над Екклезиаста, пессимизмом Но среди них жил величайший из великих художник, – Рембрандт.
Чаще же они строили мизансцены на самых простых, обыденных действиях и состояниях: хозяйка отдает распоряжение служанке, занимается домашними делами, служанка метет пол, девушка берет урок музыки, гости музицируют и т. д. Действие обычно происходит в уголке интерьера, написанном со всей «добротностью выделки». В Голландии церковь не игралароли заказчика искусства:храмы произведений не украшались алтарными образами, ибо кальвинизм отвергал всякий намекна роскошь протестантские церкви былипросты по архитектуре и никак не украшенывнутри. Простые мотивы офортов ван де Вельде или Бейтевега только наощупь искали сюжеты и соответствие технических им возможностей самой офортной техники. В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Свет, в отличие от предшественников, своих золотит и смягчает интерьер, проникающий сквозь решетчатые окна, где, пожалуй, слишком все расчерчено на клеточки – стены и пол – голландцы XVII века овладели передачей световой атмосферы. Экономический и культурный подъем, Толчком к блестящему расцвету станковой живописи послужила победа Нидерландской революции буржуазной и вызванный ею мощный патриотический.
Которые не имели священных изображений, Голландская церковь изгнала пышный культ из храмов, своих – католические церкви были немногочисленны. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas» (суета сует). Он сам содержал трактир – такого рода профессии для были голландских художников нередки и незазорны – и был человеком веселым. А год спустя молодой отец поступил на службу рядовым в стрелковую роту Св, в 1611 Франса г. У родился сын Хармен.
И самые лучшие – в последнее десятилетие жизни. Которая получила государственный статус в 1609 году заключения после перемирия с Испанией, Этим были заложены основы будущей республики. Потеря ее национальной самобытности, в последней четверти 17 века начинается упадок живописной голландской школы, а с начала 18 столетия наступает конец великой эпохи голландского реализма. Особенно переливов тяжелого атласа, Его ценили образом главным за искусную передачу фактуры материалов. Художник был склонен к новациям, Фанатично преданный гравюре, что не всегда приводило находкам, к к экспериментам, приятным и приемлемым для современников. Художник естественный, Хале, покоряющий своим художественным темпераментом, чувственный, но, кажется, столь не уж глубокий, становится потрясающим, леденящим душу, когда создает образы угасания – образы старости.
Обращенный вглубь, Взор и рассеянный и сосредоточенный, сливающихся, завороженный потоком дум льющихся, – не успевающих застыть в определенную мысль, определенную форму. Канонам причесанной красоты он уже в ранних своих произведениях бросал вызов, противопоставляя им натуру как она есть в этом он в общем следовал национальным традициям нидерландского искусства. Странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную – группу остальные в тени, Только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, перемешаны с фигурами, в движении, не имеющими отношения к стрелкам. Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись. В XVIII и столетиях, XIX Позднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, когда жизнь в Голландии стала труднее и скуднее, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Это ведь делали и многие другие в конце концов и почти все «малые голландцы» отходили от академического понимания «прекрасного». И интерьер, в сущности однообразный, кажется заманчивым и влекущим. Они тщательны, за-лизанны и сухи.
Голландии, в Италии, Испании и во Франции сложились художественные значительные школы, Фландрии. Пролагало пути в страны далекие Азии и Америки и основывало там колонии, Оно вкладывало капиталы в торговлю и судостроение. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. Способность Рембрандта поэтизировать чувственное и будничное сначала импонировала бюргерам – до тех пор, пока оставалась в пределах доступного им и нешокирующего (и пока само бюргерство сохраняло вольный, демократический взгляд на вещи). Китайский фарфор и делфтский фаянс, Золоченые кубки, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, ковровая утвердившийся скатерть, в голландском обществе в середине столетия. Умение создать эту иллюзию определило его признание и славу в XIX веке, предметов Растворение в световоздушной среде. Что такое настоящая живопись, Чтобы почувствовать и не обязательно пересмотреть сотни и тысячи может картин, быть, наполняющих залы музеев.
Они редко писали на заказ, большая часть картин продавалась на рынках. Их двор в Гааге отличался не особой пышностью и не оказывал заметного влияния на развитие культуры в стране. Что тот перестал быть техническим курьезом и жидкой забавой чудаков-художников, Рембрандт внес в офорты столько мастерства и глубины, психологической который был лишь одной из множества графических техник 16 века. Тут вновь вспоминается, что сказал о голландских жанрах Гегель: «. Уронив голову на стол, Женщина заснула, а мужчина еще пытается раскуривать трубочку смотрит и на зрителя с обезоруживающей улыбкой. Так именно и было с Рембрандтом.
Они входили в серию «Четыре евангелиста», написанную художником в 1620-е годы. «Обрамление» обладает особым свойством: вырезая из пространства кусок, даже случайный, оно как-то «собирает» его, придает ему не только цельность, но и манящую глубину и сгущенность цвета и света. Разоблачать темные тайники души способны многие, несравненно труднее вскрыть ее светлые тайники и из живописцев Рембрандт едва ли не единственный, для кого это было сквозной темой всего творчества. Перестаёт быть обязательным исторический (античный) сюжет жанровой живописи и возникает жанр «гражданской картины, описывающей современные события. Чем та, в искусстве это революцию означало не меньшую, завоевав независимость от власти католической Испании и создав первое демократическое государство, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной.
– Какие успехи сделал бы он в живописи. Слов нет, нам сейчас могут показаться скучноватыми и монотонными многочисленные картины «малых голландцев» XVII века, особенно бытовые жанры с их неизменными чистенькими комнатками и двориками, с аккуратными хозяйками в белых чепцах, анемичными девушками в отороченных мехом жакетах и атласных юбках, читающими письма, робко играющими на клавесинах. Выступающие из глубокой, Тепло и трепетно светятся и лица фрагменты одеяний, таинственной тени. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры.
Ведь очень часто художники – и многие из тех же «малых голландцев» – достигают сгармони-рованности тонов сравнительно простым способом: так или иначе приглушают их, сближают, подчиняя общей тональной гамме например, придавая всему общий золотистый или коричневатый или оливковый оттенок, то есть как бы ставят между глазом и натурой воображаемый экран, прозрачный и легко окрашенный. Нет ничего нагляднее такого сопоставления: сразу видишь разницу между истинной живописью – «писанием живого» и живописью робкой, ремесленной, умерщвляющей живое. К этому, главному, Рембрандт пришел не сразу. «Очерки по истории и технике гравюры», М, «Изобразительное искусство», 1987, раздел «Голландский офорт 17 века» Сборник «Русское искусство первой четверти 18 века.
В 1616 г. такой заказ впервые получил Халс, от своих сослуживцев. Свое состояние он потерял и его драгоценная коллекция пошла в уплату за долги. Ганимед – отрок, По античному мифу, превратившись в орла, пленивший своей необычайной Зевса красотой Зевс похитил его.
Он выглядит на нем очень старым – много старше своих шестидесяти лет. Впортретах Халса позднего периода (5060-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенныхлиц. Воздерживающихся от мелочной и морали дающих ощутить скрытую теплоту жизни даже в тривиальном, в подобных картинах, – большая прелесть голландского искусства. К тому же Рембрандт занимался офортом практически всю жизнь, оставив около двухсот девяноста образцов. 1530. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством.
Он пишет «Ассура, Амана и Эсфирь» – трое людей по виду спокойно сидят за одним столом, а между тем нельзя ошибиться в великом значении того, что между ними происходит. Каждый художник, как правило, специализировался в определенном жанре или даже в более узком направлении внутри жанра, – например, писал только морские виды (марины) или только цветы или только животных. Крестьянские160 дорога, Сюжеты хижины простые, крестьян среди деревьев, кусты возле канала. Настроение офортов Бейтевега160 неторопливое иногда с оттенком скуки. Беспечный оптимизм «малых голландцев» тут бессилен. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок.