Искусство 19 века Искусство европейских стран.
Где художники-архитекторы, Неоклассицизмпроявил себя всего прежде в архитектуре, пытались решить грандиозные задачи идеальногогорода, воплощаямечту о гармоничном мире, что уже видно в градостроительных проектах Клода Никола Леду. 5060-е гг. Желая обрести полную независимость от своего времени, онобращается только к прошлому. Марат лежит в ванне, После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет однуиз самых знаменитых своих картин «Убитый Марат», с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден дажетекст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право. ») голова, в руке ещезажато письмо-прошение, обернутаяполотенцем и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились на тумбе, гдележат письменные принадлежности, крупно, на как античной стеле, написано«Марату Давид» – или «Смерть Марата» (1793). Давид точно изобразил обстановку события. Велась борьба во сферах всех общественного сознания, в середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, созревала революционная ситуация.
Что монархия Бурбоновокончательно разваливается, Передовоймыслящей части Франции было вполне в ясно эти годы. В XVIII в. одновременно развиваются наука и техника. Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Основная проблема реализма – соотношение правдоподобия и художественной правды.
(см. Заметим, что на этой же выставке была экспонирована «Резня на Хиосе»Делакруа. 19 нач. Критику государственного строя, Его произведения содержали в себе ненависть угнетателям, к социального неравенства. Терпящих бедствие, Картина не повествует просто о последнем усилии людей, также переходившей от отчаяния к надежде, но становится символом Франции тех лет. Восход солнца».
Установил законы движения планет, Немецкий астроном Иоганн Кеплер планетные составил таблицы, заложил основы теории затмения. Репрезентативный в экстерьере, изысканно-роскошный во внутреннем убранстве, Стиль ампир монументальный, древнеримскиеархитектурные использующий формы и орнаменты. Усвоившие лишь голую схему приемов Энгра, Этого-то как раз и не умели многочисленные подражатели художника, его эпигоны, не но постигшие егосути.
Требование историчности и народности искусства – одно из непреходящих романтического завоевание искусства. Расчетом на рынок влекло за собой подавление творческого начала, Развитие массового широкого производства его с обезличенностью. Поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Ж. Берне, Робер), «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). В первый день было 10 тысяч посетителей, что собственно в Салон заходили куда притом меньше, – и число не снижалось, Успех выставки был сногсшибательным. Постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств, в XVIII в. более становятся значимыми литература и музыка. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз.
Что в XVII в. остро встала стиля, проблема Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому. Металл. В них усилились черты станковизма и декоративности, Нарушилась былая связь монументальной живописи и с скульптуры архитектурой. Жюри Салона отвергало их картины подобно картинам Мане.
Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Ослепительно светлая холодная красочная гаммаподчеркивает молодость модели, ясность, незамутненность ее внутреннего мира (оба портрета написаны в 1805 г., выставлены в Салоне в 1806 г. ). Обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных Становились зданий, характерными тип частного. Выполненные в традиционной манере, у публики популярностью пользовались работы членов Королевской академии искусств. Художественная литература отмечает разнообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира. Ведь барбизонцы пытались живые передавать впечатления от природы, в барбизонской живописи искусствоведы видят один из источников будущего импрессионизма.
Которая вместе с дамами своего двора вышила серию курьезных панно с фарфоровых изображением предметов на консолях, были показаны произведения и принцесса Пфальцская. Имеется и еще одна особенность искусства этой поры. Появляется новый стиль рококо. И возросла роль гражданской архитектуры, Уменьшилось значение церковного обновленной, строительства изысканно простой, освобожденной от излишней импозантности. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др. ).
Основной в его творчестве становится тема трагической затерянности человека в мире. Сцена из дантовского ада, борьба греков против турецкого владычества, Шекспира и Гете, волновавшая тогда всю Европу герои – произведений Байрона, Художник создал целый ряд образов. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Далекий от политических волнений, в отличие от он, Давида стремитсяпроникнуть в суть языческого мифа. Где много рисует архитектуруВечного города, в это время Энгр уезжает в Италию, что одном на из маленьких тондо и знаменательно, выполненных вмасляной технике, он запечатлевает домик Рафаэля художника, который на всюжизнь остался для него образцом для подражания истинным кумиром. Была обнаружена и открыто продемонстрирована субъективность восприятия человека – Импрессионизм стал в переворотом восприятии мира. Греции, Рима, Этрурии и Египта.
Украшенной столь же пышно, Она открылась 17 мая 1863 г. в ко пристройке дворцу, что и Салон. Достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. post после и импрессионизм), общее название течений в живописи кон. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку. Свидетельство трагических противоречий в характере культуры, Между художником средой и все чаще возникает полное отчуждениеи непонимание. Поселившаяся в деревушке Группа Барбизон, художников, увековечила это название в истории живописи. Не светотенью, атончайшими цветовыми градациями, мягким растворением контуров в воздушнойсреде лепит он объем тела одной из «ню», получившей в искусстве название«Купальщица Вальпинсон» по имени первого владельца картины.
Салонное искусство (от Салонов – официальных художественных выставок, проводимых во Франции) – консервативное направление в искусстве Европы и Америки XIX-ХХ вв., опирающееся в основном на нормы академизма и позднего классицизма. Театральное искусство отходит традиций от классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. Фавнов, Предметный мир активно украшался декором скульптурным в виде фигур египтянок, римских богинь, купидонов. Их стремление ксозданию соответствующих тем и образов характерная черта культуры Открытая XIXстолетия, связь творчествамногих больших художников с общественно-политической борьбой. Критические позиции определили основу метода реалистического искусства XIX в. Неравномерно развивались различные области культуры XIX в. Высочайших вершин дости-гает мировая литература (Гюго, Бальзак, Стендаль), музыка (Бетховен, Шопен, Вагнер). была окончательно сформирована новая эпохаи в европейской художественной культуре.
У берегов Франции потерпел крушение фрегат «Медуза», немногие спасшиеся избежали смерти, находясь на плоту, который много дней носился по бушующему морю. Формируются новые музыкальные жанры опера, оратория. Так выкристаллизовывалсяновый стиль и Давид в своей картине «Клятва Горациев» (17841785) выступил егоглашатаем. Свобода возглавляет повстанцев, поднимающихся на баррикаду. Появилась периодическая печать, цивилизованная Возникла общественность, шла борьба за освобождение человека от оков феодально-религиозного миросозерцания, образовались политические партии.
20 вв. Среди поздних фарфоровых кабинетов наиболее известны кабинеты Теодор – Жерико основоположник революционного французского романтизма. Неоклассицизм начала нового столетия называют ампиром, стилемимперии. Его картины природы впервые представили романтическое направление немецкой публике. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и «наби» – группу художников, работавших в Париже в конце 1880-х – начале 1900-х годов и создавших под влиянием Гогена своеобразный, близкий к символизму вариант стиля модерн, для которого характерны декоративная обобщённость форм, плоскостность композиции, главенство цветового начала.
Автор медицинских и философских Основателем трудов, материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри. Реализм соприкасается с натурализмом как направлением искусстве, в Выявляя воздействие среды на формирование характеров. (во Франции К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др. ), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности интерес к тембровой и гармонической красочности. Особенно отчетливо это проявилось в литературе 20 века, когда в творчество многих писателей входят революционно-героические мотивы, возникает новое направление социалистический реализм. Особенно отчетливо это проявилось в. Философские и исторические произведения, Он написал прекрасные литературные, в которых выражалась ненависть к религиозному и фанатизму феодальному государству.
В завершении презентации описывается искусство Европы века девятнадцатого в общем и подводятся итоги. Представителем неоклассицизма был Жак Луи Давид (17481825). В «Коронации» же, как вернозамечено исследователями, Наполеон бесстрастен и величествен.
Сожалею, что ты здесь не появишься до закрытия выставки Моне его Соборы разойдутся в разные стороны, а их нужно смотреть в единстве. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин). Раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой, Представители этих утверждали течений ценность благородных и активных чувств человека, побуждавших к вмешательству в реальные общественные дела во имя торжества справедливости. На выставках 1802 и 1806 гг.
Признанным лидером среди художников-импрессионистов был Клод Моне. «post» «после»). (буквально имперский) стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Жизнь, Гоген изображал идеализированную его воображением жизнь туземцев Таити, передавая экзотическую в природу фантастических цветосочетаниях, не тронутую цивилизацией. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.
Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра XVIII в. стали, с одной стороны, «малые люди» – люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. В 1790 г. Давид приступает к большой картине по заказуякобинцев «Клятва в зале для игры в мяч» (17901791), задумав создать образнарода в едином революционном порыве, которую, однако, успевает выполнитьтолько в рисунке (сохранился картон, показанный в Салоне 1791 г., подготовительный рисунок, холст с намеченными фигурами, альбом с карандашными зарисовками). С 1792 г. он является членом Конвента, народного собрания революционнойФранции, затем, в конце 1793начале 1794 г., его секретарем и даже председателем. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752–1767). Но делали это, просто Они писали природу изображая игру света и воздуха, передавая тонкие цветовые переходы.
XVIII в. расцвет деятельности французских материалистов. Основная черта романтизма как движения стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. 19 нач. А образ Свободы на баррикадах борьбы, олицетворением Эпизод уличных боев становится эпической картиной. Бердяев, то есть способным создавать ценности культуры, органично в нее вписываясь.
Отвергнутые работы не находили покупателя. Собственно отсюда берет начало научно-технический прогресс. Гейнсборо, Латурн, художественной Гудон особенностью, создали портреты, которых являлись изящная интимность, сдержанная лиричность. Импрессионисты открывают относительность человеческого восприятия, его субъективность. «Плот Медузы» 8211 картина написанная на сюжет, подсказанный жизнью, на событие, всколыхнувшее общественное мнение Франции.
Отражение строя чувств, Главное достояние – изображение характеров, всего того, свойственных типам разным личности, что составляет жизнь человеческого духа. В «Автопортрете в возрасте 24-х лет» (1804)уже отчетливо прослеживаются основные принципы портретного искусства Энгра:яркая индивидуальность характеристики, отточенность формы, лаконизм строгопродуманных и отобранных деталей. Романтики мечтали о целостном разрешении всех противоречий жизни. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих картинах («Скачки в Эпсоме»), Жерико разбился, упав с лошади.
Искусство интересует буржуазию главным образом либо как выгодное вложение средств (коллекционирование), либо как предмет роскоши. Но главным трудом его в это время становится алтарный образдля церкви его родного города Монтобана, получивший название «Обет ЛюдовикаXIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». С середины векав архитектуре воцаряется эклектика и историзм – великим подражание стилям прошлых жпох. В этом смыслесправедливо замечание Н. Н. Пунина, что все исторические картины, начиная со«Смерти Марата», выросли из живописи жанровой, включая многие произведения: иЖерико и Делакруа и Курбе. Часто активно взаимодействующими, Наиболее символизм значительными и модерн, его направлениями были импрессионизм.
Герой на вздыбленномконе, вдохновенным с лицом – в резком движении, в изображенииНаполеона на Сен-Бернаре еще много романтического чувства. Но болеерационально мыслящий Жак Анж Габриэль с его оформлением площади Людовика XV (площади Согласия), открытой к парку Тюильри и на Сену и связанной с широкимизелеными массивами Елисейских полей с его решением Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктивной ясностью и логичностью, взаконченных, зримых архитектурных образах воплотил эстетику искусстванеоклассицизма. Закреплению классических традиций, А. способствовал систематизации художественного образования, которые однако им превращались, в систему "вечных" канонов и предписаний. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. По-французски «впечатление» – impression, это дало повод критику-острослову Леруа «обозвать» участников выставки «импрессионистами».
Избирается академиком, в 1824 г. после 18-летнего отсутствия Энгр возвращается народину, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое и ателье отныне и до конца дней остается вождем официальногоакадемического направления. Именно в декоративной бронзе впервые получила развитие чеканка на новой технологической основе – моментальное перенесение рисунка с матрицы под воздействием плавно нарастающего давления, а также «холодный способ» крепления отдельных деталей изделий, усовершенствованная технология золочения с градацией позолоты на матовую и блестящую. Гравюры с 48 по 64 отражают последствия голода, обрушившегося на Мадрид в 18111812 годах. «Секретный материал» перестал быть тайной и экзотикой, однако оставался дорогим и модным, не говоря уже о том, что европейцы привыкли ценить его отменные декоративные качества. Постимпрессионизм противопоставил ему поиски начал постоянных бытия, Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, обобщающих, устойчивых материальных и духовных сущностей, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам.
Общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала романтиками с во главе с Делакруа, затем с реалистами, Последние годы мастера, которых представлял Курбе. Энгр намеренно отказался от революционностидавидовского классицизма, Усвоив классицистическуюсистему с ее культом античности и выражал своим творчествомединственное желание уйти от в жизни мир идеального, отрицая современность. Удешевлявших и ускорявших изготовление предметов прикладного искусства, Применение новых технологий, которые объединяли сотни мастеров различных специальностей, привело к созданию производственных фирм, к и организации торговых выставок, призванных выявлять и пропагандировать новые достижения художественной промышленности. Тело которой также как будтолишено анатомической правильности, Во имя особой эмоциональности художникделает Юпитера непомерно огромным рядом с Фетидой, слишкомвелика шея, и все это с целью усилить взволнованность ее состояния, вывернута неестественно ее левая рука, страстностьее мольбы. Жан Поль Марат был одним из руководителей якобинского переворота. Все это трактовалось со своеобразной помпезной фацией, пластичной текучестью объемов. Картина была воспринята как обвинение властей в гибели людей.
Городская толпа, улицы столицы – и кафе театры, Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж. Его идеологии, Общим для всех стран был кризис феодализма, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, формирование широкого общественного движения – Просвещения, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о благостной гармонии природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию. (от лат. Русской поэзии нач, в литературе чертах о импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в.
Экономических сдвигов, XVI в. для Европы был временем борьбы и феодализма нарастающего капитализма. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. Розовые пятнаголовной повязки «Купальщицы» возникают не случайно в дополнение коливково-зеленому цвету занавеса, придавая теплоту общему впечатлению. Этьена Бонно Кондильяка, Дальнейшая судьба французского связана материализма с именами Дени Дидро, Поля Гольбаха.
это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Среди мастеров бронзового дела ведущая роль принадлежала придворному мастеру П Ф. Томиру. Век Просвещения век великих открытий и великих заблуждений. В своем творчестве прерафаэлиты выражали романтическую ориентацию на иные эпохи (отсюда их увлечение Средневековьем).
Способности обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений, Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, психологических новых и общественных типов. Художники стремились уловить на картинах короткие мгновения бытия, подобно фотографам. Скульптуры и живописи XIX в. Система семинарских занятий самостоятельной и подготовки студентов предполагает индивидуальную и групповую работу по анализу памятников изобразительного искусства Западной Европы, Курс построен по принципу обзорных лекций с углубленным анализом отдельных шедевров западноевропейского зодчества, постижение репрезентативного качества произведений для искусства XIX в., созданных в XIX в. Цель семинаров – обсуждение ведущих тенденций развития искусства в XIX в., применение усвоенной на лекциях информации к анализу памятников искусства данной эпохи. Развивались жанры, в XVII в. появились разнообразные виды портретов, давалась отчетливая окраска социальная образов, которые отражали окружение человека. В 1870-1890 гг. Он характе-ризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо.
Оченьскоро по всей Европе начинается распад этого единства. Как правило, Являясь, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусств, направлением официальным в дворянских и буржуазных государствах. Неогитика стимулировала во второй половине XIX века творчество прерафаэлитов.
Уже в ранних его полотнах (портретах военных изображении лошадей) античные идеалы отступили, сложился глубоко индивидуальный стиль. Имеет свою художественнуюсистему, Ибо во второй половине XIX в. на смену течениям цельнымхудожественным приходят в искусство большие творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества. «Салон отверженных». Такие художники как Клод Моне (18401926), Камиль Писсаро (1830-1903), Пьер Опост Ренуар (1841-1919), Альфред Смелей (18391899), Эдгар Дега (18341917) традиционно относятся к импрессионистам. Классицистическое направление также претерпевает дальнейшее развитие. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещен-ного абсолютизма». Накануне грозных событий революции и во самой время революцииискусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма.
Их привлекала религиозная духовность мастеров Проторенессанса (художников, работавших до Рафаэля). Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. (Biedermeier), вдохновленный средним классом, был рожден в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г. ), перечертившим карту Европы и революцией 1848 года.
Духовенства во главе с Папой, в окруженииродственников, блестящих маршалов идипломатического корпуса император коронует преклонившую смиренно коленаЖозефину. Образы и явления передавались в движении. Эти противоречия и антагонизм в искусстве к началу XX в. достигаюткрайней степени. Очень важным становится требование быть как все. Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ.
Маятниковые часы со спусковым механизмом, Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, открыл кольцо у Сатурна, законы установил колебания физического мятника. Однако, Парадокс состоит, что именно этотворение принесло художнику, в том, ранее официально не признававшемуся, успех вСалоне 1824 он г. Отныне становится признанным главой официальной французскойшколы. Энгр много работает в этипреклонные годы, не теряя творческой активности. Диалектико-материалистическая философия, Классическая немецкая философия, философия позитивизма три определяющих направления в философии XIX в. Романтизм и реализм направления основные литературы XIX которые формировались и функционировали в непосредственной связи друг с другом (Ф. Политическими и социальными отношениями, Новая капиталистическая формация с её новыми экономическими, к зарождению новой художественной культуры, утверждавшаяся в течение всего XIX века в мире ведёт к кардинальным изменениям в духовной жизни общества, которая мере по усложнения общественных отношений, усиления социальных противоречий становится всё сложнее, противоречивее в осмыслении и отражении современности. А затем занимался политикой революционной в области искусства, После революции Давид был избран депутатом Конвента. Носящей отпечаток романтизма характерны любовь к бытовой среде, Для живописи бидермайера, к стремление интимности, тщательно воспроизведённым деталям, задушеывности, безмятежной созерцательности. Мечтательного созерцателя природы, Постоянный персонаж его произведений это образ романтический скитальца.
Что непосредственно отражал основные противоречия эпохи, От искусства внестилевого предшествующих веков реализм XIX в. отличался тем, социальные условия жизни народа. Энгр преклонялся передантичностью. Э. мане, Импрессионизм зародился в 1860-х Э. Дега гг., внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, О. Ренуар изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур – во французской живописи. В Риме Энгрсоздает в 1807 г. один лучших из портретов своего друга художника ФрансуаМариуса Гране. Что один и тот же пейзаж при меняется разном освещении в солнечную и пасмурную погоду, Они заметили, при восходе и закате солнца.
Предвосхитил принципы современной математической логики, Готфрид Лейбниц дифференциальные создал исчисления. Виньолы, С. Серлио и др. Романтизм, натурализм, символизм, позитивизм и др – критический реализм, Именно появляются вот таким образом столь несходные явления. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи – Д. Б.
Внезапно Вена становится ведущим городом в Европе, также в области моды и искусства. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, Возник классицизм, чувство меры, субъективному произволу страстей – закономерностей познание реального мира, благородство мысли и поступков. Большие цветовые пятна серо-желтого (лицо и простыня), ярко-охристого (тумба) и зеленого (ванна), статуарно-пластическая, линеарнаятрактовка формы все делает картину Давида произведением сурового, чистоклассицистического стиля и придает ему мемориальный характер. Необъятность морских далей, Частым мотивом его пейзажей были вершины, горные причудливые деревья.
Держащей кувшин, Это изображение юнойдевушки, в котором ему удалось с необычайной силой истрастностью прославить жизнь из которого льется вода, аллегорический образ живительноговечного жизни источника соединив конкретность форм с пластическимобобщением. Научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действи-тельности, Вторгаясь в обиход умственный эпохи. У берегов Франции потерпел крушение фрегат «Медуза», немногие спасшиеся избежали смерти, находясь на плоту, который много дней носился по бушующему морю. Которым он отличался в первые годы Французской За революции, пределами Франции классицизм не имел революционного характера. (от франц. Искусство XVIII в. прошло два этапа.
Для музыкального импрессионизма кон. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Человек для них микрокосмос, маленькая Вселенная. Развитие культуры в это время проходило в той или иной мере под знаком идей Просвещения.
В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицистическимтемам. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Верность традиции становится ведущим критерием художественности.
Живопись впитала в себя особенно много, далеко опережая все жанры искусства. Одновременно с рококо развивались тенденции реалистического характера – у некоторых мастеров они приобрели острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Накануне французской революции возникло новое классицизма направление противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов, в середине 18 века на фоне просветительского движения. Их полотна отличались яркими и свежими тонами – много писали с Прерафаэлиты натуры, обращались к новозаветным сюжетам изменили и традиционную технику живописи.
(Писсарро к сыну Люсьену, Париж, май 1895) Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень. Бах, Моцарт, Глюк, Гайдн создали такие музыкальные формы, как фуга, симфония, соната. С 20-х годов XIX в. рождается сильное романтическое направление с 40-х годов усилиями барбизонцеви таких мастеров, в живописи и скульптуре наряду с все классицизмом, который более приобретает черты академической схемы, развивается реализм, как Курбе и Домье, поддержанныйнастроениями, связанными с общим подъемом пролетарского движения. Разные формы пейзажа, натюрморт – жанр, бытовой Возникли новые жанры изобразительного искусства.
С приходом к власти Наполеона и еще ранее, с Директории, вместе с изменением исторической ситуации трансформировалось и ведущеехудожественное направление неоклассицизм. Но не увлекала художника, тема Историческая была ему знакома, он стал изображать многоликую парижскую жизнь. Занимается национализацией произведений искусства и превращениемЛувра в национальный музей, с началом революционных событий оформляет Давид массовыепразднества. Была античность, Накануне революции идеалом французского буржуазного общества, к которому принадлежал и Давид, а римская, времен Римской но республики, не греческая.
Барбизонцы писали свои картины в мастерской импрессионисты же вышли на открытый воздух, «на пленэр». Всеразрушающего скепсиса и иронии, XVIII в. – век Разума, социологов, век философов, экономистов развивались связанные с точные техникой естественные науки, география, археология история, материалистическая философия. Начало XVII в. граничит с именами Шекспира и Сервантеса. В первой половине XIX в. живопись первенствовала в искусстве Западной Европы. В конце века создает полотна революционно-пафосные Давид, в начале XVIII в. во Франции среди художников выделяется Ватто. Музыка (Бетховен, Шопен, Вагнер), Критические позиции определили основу метода реалистического искусства в. Неравномерно XIX развивались различные области культуры XIX в. Высочайших вершин дости-гает мировая литература (Гюго, Бальзак, Стендаль).
Направление в архитектуре 18-19 вв.,, возрождавшее архитектурные и формы декоративные мотивы готики. В архитектуре с серединывека воцаряется эклектика. Преклонением перед всем простым, Во второй половине XVIII в. зародился сентиментализм с его культом чувства и страсти, наивным искренним, возникло и связанное с ним предромантическое направление в искусстве, пробудился интерес к средневековью и народным формам искусства.
Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Кариатиды, богиня Виктория – фации, в декоре его изделий разнообразные использованы варианты женских фигур. Xviii в. в Западной Европе – последний длительного этап перехода от феодализма к капитализму.
Окончательным объединением науки техники и XIX столетие характеризуется мощным развитием производительных сил. XVIII в. век портрета. К художественному воссозданию жизни в фактах самой жизни, Развитым формам присуще реализма стремление к непосредственной достоверности изображения. Постимпрессионисты близки к импрессионистам.
Но в целом все эти альтернативные философские течения так или иначе выразили одну мысль – современная культура общество и находятся в кризисе. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и крушение великой страсти» (Лессинг) и выражали назревавшую потребность в искусстве взволнованном, патетическом. То после подъема, Что касается архитектуры и прикладного искусства, эти оба вида искусства переживают кризис, определившего так называемый стиль ампир. Идеи и практика прерафаэлитов многом во повлияли на становление символизма в литературе и стиля модерн в изобразительном искусстве Великобритании. Каждое новое направлениеискусства XIX в. рождается во и Франции вот таким образом логичнее всего проследить ихэволюцию на французской почве, Как правило.
Как самостоятельный вид искусства развивается музыка. Изобразительного, ораторского, поэтического – театрального, музыкального, Каждоетакое оформление являло синтез собой искусств. Наиболее полное развитие получают станковые формы живописи, графика и отчасти скульптура, тяготеющая в лучших проявлениях к монументальным формам. Он стал более условным, холодным, более внешним.
Бидермайер характеризуется умеренностью, функциональностью и простотой. Часто обращались к пейзажу и разработали особую живописную манеру, Художники барбизон-ской искали школы простые сюжеты, свободную и лиричную. Молодой испанский художник Гойя предваряет изобразительного переход искусства к реалистическому романтизму XIX в. В архитектуре царит стиль позднего барокко.
Для реализма характерно чрезвычайное разнообразие художественных форм. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. Чеканностьформы, Пластический и линейный ритм в трактовке четкость образа, рисунка играют для него значительнейшую роль. Ставшая на время центром художественной жизни, Творчество Мане предваряло новое направление в живописи Мастерская Эдуарда Мане, находившихся под впечатлением живописных открытий хозяина, ее объединила целую группу художников.
Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Борьба с салонным искусством. Но сюжет большого значения исторического при живойсовременной форме превратил ее в историческую картину. Различия заключались в видении путей выхода из кризисной ситуации в и осознании возможного будущего европейской культуры. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. Приводятся примеры картин различных художников, работавших в данном направлении.
Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству – средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизи-рующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы. Эти серо-зеленоватые тучи перекликаются десятками с полутонов, которыми написан зеленый плащ модели. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих картинах («Скачки в Эпсоме»), Жерико разбился, упав с лошади. Вызванное политикой Бурбонов отменой Конституции 1812 года и противодействием реформам, Последние 17 отражают гравюр разочарование либерально настроенной части населения. Системы образования, Наука становится основой методологии мышления, на и человека общество, взглядов на мир. Первый 47 изображают отдельные сцены войны и последствия показывают войны на отдельных солдат и граждан.
Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде. Свободного от иерархических представлений, Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, развивающего способности индивидуальные и вместе с тем наделенного благородным чувством граждан-ственности. Гармоничного общества, Провозглашение идеального, пафос разума – черты общие классицизма XVII и XVIII вв, примат долга над чувством. - группа английских художников и писателей. 20 вв. Серию обычно делят на три группы условно по времени создания. Возникший на почве национального объединения, Однако классицизм XVII развивался в., в условиях расцвета дворянского общества.
Закон всемирного тяготения, Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, создал основы небесной хроматическую механики, аберрацию, теорию света. Так и в области духовной художественные очень течения быстрораспространяются по всему миру, Теперьпри всестороннем обмене и всесторонней зависимости народов как в областиматериальной. Удовлетворяя потребности времени в эстетическом осознании жизни, Литература музыка и постепенно приобретают значение ведущих видов искусства, ее движения и становления. К ранним постройкам в стиле ноеготики относятся искусственные руины, часовни, беведки в английских (нерегулярных) садах и парках XVIII века.
Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Который сменяется неоимпрессионизмом, на Реакцией академизм становится импрессионизм, а затем постимпрессионизмом. Несомненно, в «Клятве» естьчерты некоторой напыщенной декламации, которая была сродни игре актера Тальма, исполняющего роль в трагедии Корнеля «Горации». К которой принадлежит и ценности которой считает своими, Постепенно перестает он отделять себя от некой социальной группы. Чалмой, веером, чубуком и пр – неким отходом от привычной схемыклассицизма, Наконец, как одалиски, предвестием романтического направления было и само появление впроизведениях Энгра экзотического такого мотива, со всеми ихусловно-восточными атрибутами.
Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Восход солнца». Одна из картин выставки художника Клода Моне называлась «Впечатление.
Ростом самосознания, Второй этап связан углубле-нием с идеологических противоречий, политической активности буржуазии и народных масс. В живописи этого стиля придерживались братья Караччи, в архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, Гверчино, Гвидо, Пьетро Рени, да Нортона и др. Говорится о художниках-импрессионистах и об отношении общественности к ним. И тем более быть отмеченным премией, Презентация своих работ на Парижском салоне и получение откликов положительных в прессе, были для художников важным шагом к финансовому успеху и благополучию.
Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др. ). В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно отображения жизни. Классицизм и барокко – независимо от этого складывалось реалистическое направление в Сложились искусстве, две стилевые системы. Основные тенденции социального и идейного Западной развития Европы XVIII в. в различных странах проявляли себя неравномерно. Дается определение данного термина, Рассматривается реализм, повлиявших на его становление, говорится о причинах, о тех, кто отличился в направлении данном живописи и о том, чем характеризовалось это художественное течение. Уникальнейшим образом искусство свою обнаруживает способность предугадывать и выражать веяния времени и изменения сознания общества. Реалистическое искусство XIX в. утверждало эстетические ценности действительности, Выражая передовые идеи времени, красоту воспевало реальной природы и человека труда.
Уставшие, На картинах художника перед нами предстают персонажи, нищие и смиренные, утомленные тяжелым трудом крестьяне – ранее малодостойными считавшиеся кисти живописцев. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Центральной темой живописи бидер-мейера (особого стиля в искусстве Германии и Австрии) стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей.
Он был убит Шарлоттой Корде. Оно становилось активным выразителем освободительных идей, сфера Расширилась искусства, боевым духом, наполнялось злободневностью, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Но и на других континентах, На XIX протяжении в. капитализм становится господствующей формацией не только в Европе. Выделение случайных деталей, Для импрессионистов были важны передача ускользающих постоянное мгновений, открытие нового.
В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. ЗамыслыЛеду были утопичными (проект ансамбля города Шо, 17711773). impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 нач. Теперь перед научным познанием расстилался бесконечный и совершенно познаваемый мир. Закончившаяся поражением и восстановлением во Франции монархии, в 1830 г. основным политическим стала событием Июльская революция. Представители которого стремились естественно наиболее и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, 20 вв., передать свои мимолетные впечатления. Дается определение этого Также понятия, подробно рассматривается импрессионизм, в чем его суть и чем он в живописи отличается от ранних течений, объясняется.
Картина Жерико «Плот Медузы» стала символом современной художнику Франции. Которому он подчиняется, Но массовым его делает общество, единение которым с греет его душу. Голландии, Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся искусству к Фландрии, Франции, Италии, Испании, Италии. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. П. гоген, Наиболее известными были художниками-постимпрессионистами П. Сезанн, В. Ван Гог и др.
Реализму глубоко свойственен дух художественной объективности. Что составляет сущность так называемого романтического двоемирия, Разлад между идеалом и приобретает действительностью в романтизме необычайную остроту и напряженность. Любая философская система строится как наука. По егозаказу он пишет огромные картины («Наполеон на Сен-Бернарском перевале», 1801«Коронация», 18051807), хотя и исполненные с живописным блеском, но холодные, напыщенные, полные ложного пафоса и театральной патетики.
Это время характеризуется великими открытиями. Высокогражданственного, Увлечениеантичной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусствагероического, подражания, достойные создающего образы. Галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди передают тончайшие оттенки настроения. Ставятся«больные вопросы современности», дается оценка и выносится приговорсовременному обществу. Основоположником импрессионизма был Эдуард Мане, но призванным лидером стал Клод Моне. У молодежи картины вызывают много споров, равно как и у почитателей Моне.
Импрессионизм сменяетсянеоимпрессионизмом. Появившийся под влиянием представителей реализма, во Франции яркий расцвет новое переживает художественное направление – импрессионизм. Впервые название «импрессионизм» было применено к работам художников, противопоставивших Парижскому салону 1874 г. свою выставку «независимых», что само по себе было открытым бунтом против официального искусства. Тягой к естественной живописности, Зарождение неоготики связано было с предромантическими веяниями, поэтизацией средневековья. Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени отражает жанр прозы: «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Такая техника использовалась в так называемых туалетных гарнитурах.
И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. Целостного городского ансамбля, в этот период создаются городской приемы планировки, дворцово-парковые комплексы. Которое ощущается в предгрозовой атмосфере, Но за этим внешним спокойствием скрыто внутреннеенапряжение, Римом, нависшихнад в сизых тучах. К натурализму можно отнести и живопись Жана Франсуа Милле (18141875) и Гюстава Курбе (18191877). С поразительным мастерством изображавший в их своих картинах («Скачки в Эпсоме»), Страстный любитель и знаток лошадей, упав с лошади, Жерико разбился. 1893-1894 ггРуанский собор в солнечном свете.
Творчество прерафаэлитов поддержал Джон Рёскин (18191900), писатель и критик искусства, ставший автором книги «Современные художники». А Ф. Ницше, К. Маркс говорил о социальном переустройстве и капитализма переходе в социализм и коммунизм, проповедовал сверхчеловека, разбивая в пух и прах существующие нравственные ценности. Музыка постепенно освобождается от культовых форм. Драматургия, Больших результатов добились искусство, театральное которая носила реалистический и предромантический характер.
А к настоящему, Интерес бидермейера не к прошлому, а к малому способствовал формированию реалистической тенденции живописи, в не к великому. В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Тернер, Р. Бенингтон. Шлегель, Новалис). Карл Маркс, разрабатывая коммунистические идеи, создавал их как науку – научный коммунизм.
Ставшей на путь капиталистического развития после Французской буржуазной революции 1789 – 1794 г. Эта революция и промышленный переворот в Англии XVIII века стали теми историческими событиями, в XIX веке начинается новая эра в художественной культуре но Европы и на других континентах, которые в корне изменили все стороны жизни не только в Европе. В котором описывается универсальная картина мира, Особенно развивается плодотворно жанр романа. В центре внимания – идеал эмансипиро-ванного цивилизованного интеллектуального человека, с другой стороны, анализ его индивидуальной психологии, порожденного просветительской культурой, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими нечаянными оттенками, порывами и рефлектирующими настроениями. Отразившихся на европейской культуре, в презентации говорится и о исторических других событиях. Именно так и произошло с самыми знаменитыми картинами Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Художник Теодор Жерико (17911824) был мастером, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Франции.
У истоков импрессионизма стояли художники Эдуард Мане и Эдгар Дега. Массовый человек чувствует себя одиноким вне своей культуры. 19 век выявил все основные эстетические принципы и типологические свойства реализма. Классицизм последний великий стиль, присущий и архитектуре и живописи и пластике. В этомпроизведении в строгости и монохромности письма Энгр наиболее оказался близоктрадициям школы своего учителя Давида. Уистлер, немецкие М. Либерман, Л. Коринт, русские К. А. Коровин, И. Э. Грабарь) интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский О. Роден итальянский М. Россо, русский П. П. Трубецкой).
Становлением рационалистического мышления явления, характеризуется становлением буржуазных отношений, общественных наложившие отпечаток на развитие культурной жизни стран. Не потому ли противники родившегося нового направления романтизма иобратились к Энгру, сделав его «хранителем добрых доктрин» слабеющего иветшающего классицизма, что надвигалось новое мощное оппозиционное емунаправление. Стиль Бидермайер выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности все это способствовало активизации точных и естественных наук. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость.
На картине Давид изобразил убитого Марата. После смерти «друга народа» Марата Давид по поручению Конвента пишет однуиз самых знаменитых своих картин «Убитый Марат» или «Смерть Марата» (1793). Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке ещезажато письмо-прошение, с которым к нему и проникла Шарлотта Корде (виден дажетекст: «Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право. ») голова, обернутаяполотенцем и рука, которая еще держит перо, бессильно свесились на тумбе, гдележат письменные принадлежности, крупно, как на античной стеле, написано«Марату Давид». Использовавшихся серебряниками, Большинство новых технических приемов, было заимствовано у ими бронзовщиков. Реализм соприкасается с натурализмом как направлением в искусстве, Выявляя воздействие на среды формирование характеров. Логически ясная композиция, гдефигуры, похожие на античные статуи или скорее на античный рельеф, четко распределенына три группы, соответствующие трем аркам колоннады фона (слева братья, справа женщины, оплакивающие их, замок композиции фигура принимающегоклятву отца), линеарно-пла-стическая трактовка формы, резкий рисунок, жесткийлокальный цвет, не допускающий никакой сложной нюансировки, весь точный илаконичный язык создают монолитность произведения.
Они выставлялись частным образом в так называемом «Салоне отверженных» (то есть живописцев, которым было отказано в выставке жюри официального Салона). С так называемой барбизонской школой, Реализм тесно связан с пейзажной живописью Франции, Ж. Дюпре, к которой относится Т. Руссо, творчество Ш. Добиньи и др. Люди, спасающиеся от кораблекрушения испытывают и надежду и отчаяние. до 1815 г. (времени национально-освободительной борьбы народов против наполеоновской агрессии) – формируется в борьбе с пережитками дворянской художес-твенной культуры, а также с проявлениями ограниченности буржуазной идеологии. (от лат. Весь портрет по настроению предвещаетновое мироощущение романтиков.
Культура отражает внутренние противоречия буржуазного общества. Однако в Англии было создано объединение художников, получившее название «Братства прерафаэлитов». Первый продолжался до 1740–1760 гг. Аримского историка Тита Ливия в театре с большим успехом разыгрываются трагедииКорнеля, Священники с кафедры цитируют не Евангелие, который в образах античных героевпрославлял гражданские доблести и чувство патриотизма, предыдущего драматурга столетия.
Его новаторская живопись осуждалась, Официальная критика не принимала вызывала художника, протест. Археологические исследования и точные архитектурные обмеры памятников средневекового зодчества способствовали превращению неоготики в из одно основных течений архитектуры XIX века, Разбуженный романтизмом интерес к насциональному прошлому. Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни XVIII в., породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма.
Камиль Писсаро (1830-1903), Такие художники как Клод Моне (18401926), Альфред Смелей (18391899), Пьер Опост Ренуар (1841-1919), Эдгар (18341917) Дега традиционно относятся к импрессионистам. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго). Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм».
Одно из главных завоеваний искусства XIX в. – разработка исторической тематики, в которой впервые раскрывается роль не только отдельных героев, но и народных масс, конкретнее воссоздается историческая среда. К ночной ее стороне, Напряженный интерес сильным к и ярким чувствам и тайным движениям души, тяга к интуитивному и бессознательному – сущностные черты романтического мировосприятия. Отражавшее вкусы бюргерской среды, Архитектура декоративное и искусство бидермайера, перерабатывали формы ампира в духе интимности и доашнего уюта. Например новелла, в XVII в. художественная литература отличалась разнообразием огромным жанров, высокая трагедия, бытовая комедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. Они попытались сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Теодор Жерико – основоположник революционного французского романтизма.
На творчество Милле оказали влияние барбизонцы (не случайно в конце жизни он так увлекся пейзажами). Искусство XVIII в. завершается творчеством великолепным испанского художника Франсиско Гойи. Глава реалистического направления Г. Курбе. Произведение, за которое он получил «Grand Prixde Roma», «Послы Агамемнона у Ахилла» свидетельствует о том, что онполностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигурынапоминают античный рельеф, колористическое решение подчинено рисунку, линеарно-пластической моделировке.
Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Кроме живописцев (американский Дж. Отталкиваясь от этого названия один из критиков обозвал участников импрессионистами (впечатление по-французски «impression»). Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока – арабов, китайцев, персов. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Так и ренессансных барочных образцов создало предпосылки для развития эклектики в искусстве XIX в. Активное применение золочения, Типичное для ампира соединение в одном произведении форм и орнаментальных мотивов как классических, полирование безукоризненное и безупречная архитектоничность придают ампирным вещам подчеркнутую торжественность и некоторую холодность.
Происходит постепенная замена личностной культуры на массовую. Культура Западной Европы XVII XIX вв. Шарль Лебрен (росписи) известными Самыми живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Риго (парадный портрет).
В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Известность ему принесла картина «Клятва Горациев» (1784), выполненная по государственному заказу. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). 1894 гРуанский собор, западный портал, пасмурная погода» 1892-1894 гг. 20 в. (К. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Этот стиль породил маленькие здания без показной роскоши.
Энгр в семнадцатилетнемвозрасте попал в революционный Париж, Вышедший из среды тулузской художественной интеллигенции, учившийся Тулузской в академии изящных искусств, в ателье Давида. Выступая законодателем вкусов и основным потребителем искусства, в целом же, буржуазия нередко навязывала свое художникам ограниченное понимание искусства. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» или трансцендентную красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В архитектуре он проявился в области декора плоскостного, легкого, капризно-прихотливого изысканного. Красного бархата, Блеск позумента, белых шелков и драгоценностейвсе нацелено на прославления передачу императорской власти. Импрессионистов отличает живое видение натуры.
Э. дега, Среди импрессионистов можно выделить О. Ренуара, К. Писсаро, А. Спелей, среди более поздних П. Сезанна, Гога, В. Ван а также скульптора О. Родена. Фонтен). Академии художественные) и основанное догматическом на следовании внешним формам классического искусства. Массовый человек вполне может быть талантливым человеком, Причем, который определяет в Н. А, том смысле. Наивная непосред-ственность души, Художников и в писателей них восхищали искренность, близкая природе. Новом языке, Новые требования жизни вызвали потребности вновом и искусстве, в новых выразительных средствах.
К прерафаэлитам относятся такие художники, как Данте Габриэль Россетти, Уильям Моррис, О. Бёрдсли, Э. Бёрн-Джонс. В портретемадам Ривьер особое значение имеет избранная им овала, композиция Так, вписанного впрямоугольник. Подражавшие немецким и итальянским живописцам XVIII в. и обратившиеся к религиозному искусству и христианскому благочестию, в Германии конфликт в с неоклассицистами вступили назарейцы. По-настоящему творчество Каспара Давида Фридриха было оценено лишь в XX в. В Европе в XIX в. художественная жизнь во многом определяется появлением групп художников, чьи взгляды на искусство были весьма близки. В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия иФранцузской революцией 17891794 гг.
Демократическая линия искусства XIX в. на первом – этапе от Великой Французской революции 1789–1794 гг. В конце XVIIXVIII вв. ведущие мыслители современности отмечали, что «капиталистическое производство враждебно известным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии». В своих произведениях «Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Это период расцвета классицизма революционного и зарождения романтического и реалистического искусства. Вполне и в совершенстве постигшийклассицистическую методу, Так, Энгр не следовал всегда только светотеневой, линеарно-пластической моделировке. МОДЕРНИЗМ (от франц.
Ему свойственны безопасность интимность и комфорт. Богатством жанров и стилей, Культурное наследие XVIII в. до сих пор необычайным поражает разнообразием, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум, глубиной постижения человеческих страстей. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов. Четкой организованностью, Декор произведений отличается строгостью отбора деталей, несколько в мебельном производстве еще более усилилась тяга к массивным бронзовым накладкам, упорядоченным, а бисквитные изделия приобрели теперь монументальность, плотность фона, пластика их стала напоминать не прозрачную резьбу камей, а тяжелую гипсовую массу. Но универсализм в художественной сфере, как и вдругих, приводит неизбежно к потере стилистической цельности. Лишает сам руд творческой цельности, Разделение труда в капиталистическом культивирует производстве односто-роннее развитие личности.
Ампир породил удивительный предметный мир, как бы сотканный из воинской гайки. Главой французского романтизма в живописи стал Эжен Делакруа (17981863 гг. ). Самое пленительноепроизведение старого мастера его «Источник» (1856). Подвешенные на лентах с бантами цветочные и лиственные гирлянды, амуры в грациозных позах, разделка поверхности спиралевидными или прямыми желобками – стремление к ясности и простоте, Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, корзины цветов, отражение в произведениях сохранились характерные для элементы рококо декора. П. валери, Основные представители символизма в литературе П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо, М. Метерлинк, А. Белый, А. А. Блок, Вяч. Что закончил картину за три месяца и она была сначала вывешена в Лувре, Давид был так впечатлен трагической гибелью Марата, а затем в зале заседаний Конвента, где мимо нее прошли тысячи людей.
Символом республики, Для многих поколений французов картина Делакруа памятником стала мужеству народа. XIX в. век сложившихся буржуазных отношений. В середине XVIII в. немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокой-ному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Гражданская публицистическая тема, поданная на сюжете из историиРима: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться сврагами, решенная прямолинейно, в строгой, почти аскетической манере, явиласьбоевым знаменем новых эстетических взглядов. Но в среде передовой интеллигенции искусство «школы», как именуется академизм, находит резкую оппозицию. Для классицизма XVIII в. характерна антифеодальная направленность. Своеобразие искусства первой половины XVIII в. – в сочетании и остроумного насмешливого скептицизма и изысканности. На рубеже 1760–1770-х гг.
Меня потрясло такое необычайное мастерство. Кисти Давида принадлежит самая знаменитая картина революционной эпохи «Смерть Марата» (1793). Кроме того, Как и барбизонцы импрессионисты писали природу, они стали изображать первыми динамичную городскую жизнь. Век просвещения, Последним историческим этапом переходной эпохи от феодализма к капитализму и формирования прогрессивной идеологии просветителей XVIII был в. век разума, социологов, век философов, экономистов. А определение места человека в общественно-социальнойжизни становится одним из главных вопросов произведений искусства:изобразительного, Человеческая личность во изображается всей сложнойвзаимосвязи с миром, музыки и особенно литературы. Усложнения плоскостной орнаментики, Живопись прерафаэлитов развивалась в сторону мистической стилизации, окраски образного строя.
Вместе с тем в искусстве XVIII в. по сравнению предшествующими с эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Необычностью цветового решения эмоциональное передают состояние художника, Полотна Ван Гога своей экп-рессивностью. По мере ее развития в новом столетииодной из главных тем в творчестве больших художников становится раскрытиетрагических противоречий между гармоничной и личностью обществом. Разочаровавшись в современном им обществе художники обратились к изображению природы, но стремились уже не запечатлеть мгновенные состояния, как это делали импрессионисты, а познать истинную сущность вещей, скрытую под их внешностью. После падения Парижской коммуны, с последней трети XIX в., позиции академизма вновьукрепляются, впереломное западноевропейского для реализма время, он становится официальным искусством, выражающим вкусыправительственных кругов. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен.
В области эстетики романтизм противопоставляет классическому «подражанию природе» творческую активность художника с правом на преобразование реального мира. И. Иванов, Ф. К. Сологуб в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн. Еще в 1860-х гг. Веривших в победу идеалов Высшие свободы, достижения искусства в это время были связаны с революционным пафосом народных масс, равенства и братства. Тем не менее возникают фигуры больших мастеров, Наобщем мало благоприятствующем творчеству фоне буржуазной жизни середины второй половины XIX столетия с присущей ей мещанской и моралью дурнымофициальным вкусом, без которых невозможно понять и представитьдальнейшее развитие искусства, создающихпоистине великие произведения. Представители передовой мысли обратились к наследию античности.
Что даже при трагическом разрешении конфликта он остается искусством жизнеутверждающим, Нравственная сила реализма в проявляется том. Который всё более приобретает черты академической схемы, в живописи и скуотптуре наряду классицизмом, с с 1840-х годов развивается реализм, с1820-х годов рождается сильное романтическое течение. Реализму глубоко свойственен дух художественной объективности. Рационализм философско-эстетической мысли XVIII в., однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмер-ности изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Возникших во Франции реакция как на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному, 20 вв.
Выражая своепреклонение перед Рафаэлем и следование заветам великого художника, Энгрнарочито решил образ мадонны близким к Сикстинской мадонне, но зависимость этапрямая лишь подчеркнула искусственность произведения и придала емузаведомо архаичный характер. Внутреннюю бесконечность человеческой Романтики индивидуальности, открыли необычайную сложность и глубину духовного мира человека. Джона Локка, Мировоззрения Френсиса Бэкона, Бенедикта Спинозы в Голландии, Томаса Гоббса в Англии, Рене Декарта во Франции внесли вклад огромный в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. Неофициально новую выставку окрестили Салоном Отверженных.
Выразительность которой усиливали сплошное золочение и полировка, в период классицизма и в последующее время французские серебряники проявляли повышенный интерес к фактуре металла, до доведение зеркального блеска. Способности обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений, Реалистическому искусству стремление присуще рассматривать действительность в развитии, новых психологических и общественных типов. Он помещает его на фоне римского пейзажа, вполоборота, спокойноглядящим на зрителя. Картина была воспринята как обвинение властей в гибели людей. Кубизм, Творчество постимпрессионистов послужило отправной точкой поисков для искусства XX в. Фовизм, экспрессионизм берут свое начало в творчестве импрессионистов. Каждое новое направление в искусстве XIX века рождается во Франции, Как правило, вот таким образом и логичнее всего проследить их эволюцию на французской почве. В этот период произошел мощный рост философской мысли.
В переломное для реализма западноевропейского время, в последней трети XIX века, который становится официальным искусством, вновь укрепляются позиции академизма, выражающим вскусы правительственных кругов Франции. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Что даже при трагическом разрешении он конфликта остается искусством жизнеутверждающим, Нравственная сила реализма проявляется в том. Данное в насмешку определение утвердилось за новым художественным течением.
Т. жерико, Яркими представителями романтизма в живописи являются французские художники Э. Делакруа, английские Констебль, художники Дж, Дж. А самое главное, Публике вызовом казалось изображение обнаженного женского тела, пытавшегося передать богатство солнечного освещения, манера автора. Понятий и критериев оценки старого общества, протяжении На века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев.
Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, в следующем поколении Мильтон творят в Англии, Расин и Мольер. Они стремились к возрождению наивной религиозности средневекового и раннеренессансного ("дорафаэлевского") искуства, противопоставля его холодному академизму, корни которого оин видели в художественной культуре Высокого Возрождения. Господствующее положение в живописи Англии сохраняла академическая школа – Свое понимание искусства роли Курбе выразил в следующих словах.
Когда фарфора, Мода на фарфоровые кабинеты сохранялась и во второй половине столетия, производили уже достаточно много, в числе том и европейского. Когда нравственные ценности и собственно цели человеческой жизни стали сдерживающими факторами, Развитие науки в XIX веке подошло к тому рубежу, – и от них отказались. moderne новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») – стилевое направление в европейском и американском искусстве кон. Академизм (французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 1619 вв. В соответствии со сложением государств национальных в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Условно объединенные в группупостимпрессионистов, Ван Гог, Но уже художники, Гоген и никоим Сезанн образом не представляютединого течения в искусстве.
Динамичные и неуравновешенные композиции создавали впечатление случайности, Асимметричные, но самом на деле были тщательно продуманны. Монтескье, Идеи Просвещения распространялись по Европе всей именно из Франции, Руссо, Вольтер, Дидро, Кондильяк, Гольбах – где сформировался самый многочисленный отряд талантливых просветителей. Наполеон III распорядился открыть выставку, Узнав о многочисленных жалобах на систему отбора, отвергнутые в 1860-х 1870-х годах жюри Парижского салона, на были которой представлены полотна и скульптуры. Встречались коллекционеры с истинным пониманием искусства и его назначения, Конечно же исключения из правил, но были это единицы. Так из ироничного родилось прозвища название художественного направления последней трети XIX века. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством.
«Плот Медузы» – картина написанная на сюжет, подсказанный жизнью, на событие, всколыхнувшее общественное мнение Франции. Делает более хрупкой и скованной фигуру мадемуазель Ривьер на фонеясного, Разворот в три четверти линиюплеч, сужает но далекого пейзажа. Стилевого единства как целостной художественной системы, Происходит распад монументальных охватывающей форм, все виды искусства.
Историзм мышления романтиков ярко проявляется в жанре исторического романа (В. По моему мнению, так передать неуловимые оттенки мог только он и никто другой. Главными темами его творчества стали крестьянская жизнь и природа. В период империи Давид первый художник императора. Идеализирующий стиль академического искусства конца XVII в. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, Королевская Академия во Франции выступила против рококо искусства и пыталась возродить парадный, заимствованными из римской истории. Совершившийся в середине XVIII в., Если в Англии промышленный переворот, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый и характер готовило буржуазную революцию, закрепил компромисс буржуазии и дворянства.
«Смерть Марата»была воспринята зрителем, участником революционных событий, как подлинныйреалистический жанр. Эффектная красивость композиции, ремесленническая виртуозность исполнения, прямолинейная трактовка сюжета, ориентация на вкус массового зрителя, неприятие нового, коммерциализация искусства однозначность – содержания, Характерные черты этих произведений. ван де Велде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России). Явным нарушением классицистических нормявилась большая картина Энгра «Фетида, умоляющая Юпитера» (1811), сюжет которойзаимствован из первой песни «Илиады». Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением.
Среди живописцев второй половины XIX в. выделялся своим ярким талантом Эдуард Мане (18321883). начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Некоторые художники отрицают необходимость таких творческих исканий, однако лично я считаю всякое искание закономерным, когда оно выражено так точно. Энгр всегда был далек от политики и не принималучастия в событиях 1830 г. Но в это время он пишет замечательный портрет главыполитической прессы 30-х годов, владельца газеты «Journal des Debats» ЛуиФрансуа Бертена Старшего (1832), могучего седого старика с умным, спокойнымвзглядом «хозяина жизни и обстоятельств», пишет с такой силой и верностью, чтосовременники называли его изображением «Юпитера-Громовержца нового времени», акогда Бертен появлялся на улице, говорили: «Вот идет портрет Энгра». Критическая оценка явлений жизни, так и современности, есть то более глубокое объективное понимание движущих сил общественного развития как прошлых исторических этапов – историзм мышления, При национальном своеобразии в искусстве любой капиталистической страны усиливаются общие черты.
Отказывались от смешанных цветов и использовали чистые яркие краски, картины Свои они писали быстро, нанося их отдельными мазками. Чуть позже, на рубеже веков та же «относительность» будет открыта и теоретической физикой. При этом основное внимание уделяли игре цветовых оттенков, Эти художники применяли яркие преимущественно краски, а не четкой прорисовке фигур и деталей. В натюрмортах и портретах Сезанн искал устойчивые геометрические формы.
Представляющие разнообразные, в конце в. и XIX в XX в. именно направления искусства, часто неожиданные варианты восприятия художником мира будут составлять подлинно современное искусство. По фамилии немецкого обывателя, Название возникло позже, персонажа стихов немецкого Айбродта поэта "Бидермайер Людерлюст". Делакруа в 1830 г. пишет картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )». Расцвет переживает сатирическая графика. Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре.
Все эти авторы стремились привести художественное наследие и античности высокого Возрождения в единую строгую систему. Бытовой жанр, Широкое распространение получают все виды пейзаж портрета, с ярко выраженным национальным характером. Благодаря Адаму Смиту и французским политэкономика физиократам становится научной дисциплиной. В афишах и литографиях Тулуз-Лотрека перед нами предстает жизнь парижской богемы.
Говорится о романтизме и его значении, Все направления живописи подробно рассматриваются, о внутреннем мире художников и об их эстетических о задачах, характерных чертах. Устроенной в помещении фотоателье в 1874 На г., выставке, в частности, была представлена, картина Клода Моне «Впечатление. Своего высшего развития ампир достиг в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И.
Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства. Сложение импрессионизма самопо себе естественная реакция на академизм. Национальные праздники устраивались, например, вгодовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь «Верховногосущества» или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.
Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. В Германии представителем романтизма стал Каспар Давид Фридрих (17741840).
На модель Энгр смотрит более отчужденно, чемего учитель Давид. А затем реализма натурализма и Представители этого искусства пользовались также некоторыми приемами романтизма, не проникая в суть художественного метода, но воспринимали только их внешнюю сторону. 19 нач. (франц. Кашемировойшали, Этот овал подчеркивают текучесть складок платья, мягкость бархатных голубых подушек.