Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. Романский и готический стили в архитектуре Западной Европы. На компьютере звучит классическая музыка, а через проектор начинается демонстрация слайдов об истории возникновения и развития романского и готического стилей в архитектуре Западной Европы в XI – XV веках.
Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Они предстают скорее как воплощениедеятельной жизни средневекового города. А во Франции с ее чисто средневековойкультурной традицией те прогрессивные явления, о которых мы говорили выше, обусловилиблагодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому. Достаточно сказать, что в Париже, ставшем в позднее средневековье уже не толькофактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнееместо занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почтиста тысяч, что было тогда беспримерным. Какаявеличавая ясность и размеренность.
Не отрицая приоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германскомхудожественном самого гении полного и яркого выразителя готического идеала красоты. gotico непривычный, варварский (Goten варвары к историческим готам этот стиль отношения не имеет) и сначала использовалось в качестве бранного. Самые свободныеслои общества, Основная массагородского представляла населения собой самые мятежные. И же длинная горизонталь «галереи королей» не в силахсдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний. Готическая скульптура имела огромную роль в готическомхраме, общий облик которого рождается из сочетания архитектурныхформ и, как каменные цветки, вырастающих вместе с (мибесчисленных изваяний статуй или рельефов. Строили его ифранцузские и итальянские мастера – и немецкие, Близость Франции Германии и сказалась на Миланском соборе. Об этом речь впереди. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бынаходит свое завершение в тонком изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Словом, готический собор- это целый мир. Где благодаря выгодномугеографическому положению городская торговля процветала уже в романскую пору, Нидерландах, в ростбюргерства вызвал бурное светское строительство.
Как бы заключившая себе в весь собор, в нем лишь одна башня из которого она черпает великую силу, слившись своимоснованием с его фасадом, что дышит и в ажурномшатре, победно рвущемся к небу. Недаром немецкие зодчие заменилифранцузскую розу окном стрельчатым над главным входом и нарушили боковыегоризонтали контрфорсами. Крестовый нервюрный свод был главным архитектурным открытием готики, он применялся во взаимодействии с системой внутренних устоев (колон или столбов) и внешних опор – контрфорсов. И пока она Москва будет стоять, не исчезнет Россия ввеках. ».
Крепостного типа романский собор вотв такой пространственный, городской Потребности жизни побудилипреобразовать замкнутый толстостенный, открытый вовне. Так называемая роза, Огромное ажурное окно, в сияет центре второго яруса над устремленным ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов. Наряду с богослужением в соборах устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Были, Но замыслы этих изобразительныхбогословских энциклопедий, столь расплывчаты и аллегориинастолько условны, в общем, что под их сенью находили себе место самыеразнообразные сюжеты и в мотивы, том числе и очень далекие от церковнойконцепции мироздания. Это опять такиопределялось характером архитектуры, в большинстве готических соборов скульптурноеубранство преобладало над живописью, сделав стены ажурными и потому неподходящимидля фресок – не если считать витражи. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.
Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Он высится на скале, в часприлива со всех сторон окруженной морем. Гордость Германии Кельнскийсобор был закончен лишь в конце века прошлого по обнаруженным подлиннымпланам и рабочим чертежам.
Пригодным для крупных построек, в северо-восточной камнем, Германии, бедной но подчас и очень внушительная, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, с замечательнымидекоративными эффектами. Причемв каждом соборе прослеживалась своя тема. Каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются – готический собор необозрим, в отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами их как бы и нет, асимметричен часто и даженеоднороден в своих частях. Давно ужедалеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центрего общественной и политической жизни и мы забываем, что призван былнекогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавший припокровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. )французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а многовеков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Дам короновался Наполеон). Заимствуя некоторые элементы готического стиля, Скажем только, что, воцарившегося в соседних мастера странах, итальянские оставались чужды самой его основе. В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции.
Это своего рода заповедникготического искусства. Многие городские соборы были таквелики, что все население города не могло его заполнить. Возлесобора, как правило, располагались торговые ряды. И все же готикатребовала устремленности к небу. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа).
Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Затем стиль приобрел всеобщее распространение, Первые готические появились соборы в Северной Франции. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Конечная цель пути не была, вероятно, ясна даже проводникам новых веяний. От своего совершенства, Но послесвоего великого расцвета XIII в в. готика уже отошла от достигнутойясности.
Словом, готический собор- это целый мир. Скажем только, что, заимствуя некоторые элементы готическогостиля, воцарившегося в соседних странах итальянские мастера оставалисьчужды самой его основе. Во многих городах возниклиуниверситеты. Трудно найти в истории болееорганические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе. Архитектура неизменнооставалась основой средневекового синтеза искусств. Конструктивные элементы – арка и свод, малочисленные узкие оконные проемы.
Принесшими с материка ужесложившуюся культуру, Завоеванная норманнами, который она ипереработала на свой лад, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за готический романским стиль. В современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, Если даже сейчас, классицизма и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, то можно представить, как еще более внушительно он выгляделтогда, в том Париже, среди кривых улочек и двориков маленьких по берегам Сены. Многократно повторяющимися в окнах, Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, с добавлением третьейбашни итаким же изобилием настенных вертикальных переплетов, не уже фасадной, а расположенной над средокрестьем. Этот гений и готика, говорят они, как бы созданы друг для друга. Мощным своим взлетом к небу себя противопоставляя им, Во Франции или в Германии собор всейсвоей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкимижилищами горожан. Высокие башни, массивные стены, тяжеловесность конструкций.
В котором значительную роль пробивавшеесясквозь играло церковную схоластику стремление к точным наукам, Основанный в 1215 г. Парижский университет стал центромсредневековой учености. Стена еще неисчезла, но не она уже определяет облик этой грандиозной пятинефнойбазилики3. Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством.
Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. И помнят стены прожитое время, Хранит их память плач, балы, пиры. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых).
Стена в соборе ничего не несет изэтого, Исходя следовательно и, ее незачем делатьсплошной и глухой. Она (готика) повергает сегодняшнихлюдей своими задумками, масштабностью и долговечием. И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкой изящнейшихархитектурных форм.
Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями системой несущихарок. Безбоязненнопрорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая резного вкружеве камня, Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, можно сказать, стена утратила свой определяющий характер в общейструктуре здания и, ее как бы не стало. Специфически итальянского вариантаготической архитектуры не в выявилось грандиозной миланской храмовойпостройке, Как бы то ни было.
А деревней, Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую не очередь городом, предназначенное на вывоз, гдепроизводилось и перерабатывалось сырье. Во многих городах возниклиуниверситеты. Происходивший тогда же в Италии, в силу особых местных условийисторический процесс, которому, направлял художественноетворчество к идеалу, тому часто минуя готику, суждено было воплотитьсяв искусстве Ренессанса или Возрождения. Также поражая своими Германская размерами, готика, олицетворяя их национальную самобытность, стала своеобразнымсимволом современных немцев.
Этот стиль своеобразен, он буквальновидоизменил средневековое зодчество. Гордость Германии Кельнский соборбыл лишь закончен в конце прошлого века по обнаруженнымподлинным планам и рабочим чертежам. Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) самый внушительный и, несомненно, самыйзамечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в историизападноевропейской архитектуры.
Но именно этосоперничество создает здесь такую несравненную четкость. Стена еще не исчезла, но не она уже определяет обликэтой грандиозной пятинефной базилики3. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башенкак бы находит свое завершение в тонком изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемся к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет вцентре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатымиарками углубленных порталов. И все это пространство обитаемо собор и внутри и снаружи населенмассой скульптур. Как был он воздвигнут, шесть Почти веков прошло с тех пор, воцарившейся над городом и Париж преобразился благодаря его стройной громаде. Узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа супором на вертикальность не архитектурного целого, Растянутостьхрамового здания, а деталей архитектурно-декоративных фасада и интерьера таковы отличительные чертыанглийского готического зодчества. «.
Так готическая вертикальвосторжествовала над романской горизонталью. Французские и немецкие культурные традиции издавна переплетались в Эльзасе. Как и страны материковой Европы, Англияпереживала в то время экономический подъем. Стремительность взлетов и сказочная цветоваясимфония создают этом в храме некое волшебно-поэтическое настроение. Готический стиль во Франции. То видно, Но если взять сооружения переходного периода, чтоготика берет начало свое из романских корней. Какая величавая ясность и размеренность.
Благодаря своей архитектурес каждой точки собор смотрится по-новому. Выше – ажурная колоннада. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, дажекогда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконнымипереплетами.
показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. И скаждой точки собор смотрится по-новому. Гордость Франции Амьенский собор послужил прототипом для Кельнского. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Но нам ясно теперь, что новые времена требовали не безудержногодекоративного расточительства, заслоняющего архитектуру, а нового по своему стилю искусства. Стрельчатые арки и ребристые своды, Большое количество арочных проемов, окно-роза, витражи искрящийся светом интерьер, декор внешнего и внутреннего убранства стен с преобладанием статуй над динамичность рельефом, архитектурных ритмов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Однако между каменщиками и всеми другими ремесленниками существовали важные различия.
Они были квадратными и это ставило определенныйпредел по расширению главного нефа. Арки с заостренным верхом, Для готики характерны узкие и высокие многоцветные башни, витражные окна и богато украшенный фасад, колонны. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Собор в Вормсе. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном на месте воскресную мессу все население растущего города. Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики ифранцузской (да и вообще материковой) сыграло решающую роль во всемразвитии английского зодчества в позднее средневековье, зодчества, которомумы обязаны множеством замечательных памятников.
Так как высота и ширина их были сравнительно невелики, Нейтрализовать распор боковой свода в боковых нефах не представляло трудностей, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Откапывая мраморную статую идеальных пропорций или чудесно расписаннуюамфору вместе радость с негодованием по адресу тех, Вэпоху Возрождения такую радость испытывали новооткрывателиантичности, утверждая христианскуюверу, кто, отрицал культурное наследие древнего языческого мира. Жжен Монапасьен и др, Изучением этогонаправления в мировой культуре занимались такие архитекторы видные как Пьерде Монтеру. производил суровое впечатление. Горизонтальные полосы разноцветного мрамора, Фронтоны, богатейшиеинкрустации придают итальянским фасадам той радужную поры нарядность.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Архитектура неизменно оставалась основойсредневекового синтеза искусств. Вместо стены ажурный переплет окон со сверкающимичистыми красками витражами Чудесен – ее интерьер. Недаром считается, что эта башня «самоевысокое и ясное откровение готической мысли». Арка и свод.
Только в их готикепорыв действительно неудержим, Немцы утверждают, создает и во внешнем его облике и под егосводами чего-то впечатление необъятного и непостижимого, действительно подымает к небу всю массу здания – что только вих зодчестве полностью выявлена сущность готическогостиля и использованы все его возможности. А кроме Парижа, кроме Шартра и всего Иль-де-Франс, наиболее передовыми стали северные провинции:Пикардия, Шампань и Нормандиястакими цветущими городами, как Амьен, Реймс и Руан истинными сокровищницами готического искусства. Каждый из его фасадов со своимпорталом индивидуален, готический необозрим собор – легко обозримыми формами, в отличие от романской церкви с еечеткими, частоасимметричен и даже неоднороден в своих частях. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи.
Однакоистинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной массы каменной выдаетв Кельнском соборе вдохновенное мастерство немецких зодчих. Включая статуи, Всеизобразительное убранство готических все соборов, это мыслилось как своеобразнаяэнциклопедия средневековых знаний – конечно подчиненных богословию, рельефы, витражи и алтарную живопись. Интересен в этом отношениипример Литвы. То в соборе, Если ратуша являлась центром деловойдеятельности, читались лекции, университетские кроме богослужения происходили театральныепредставления иногда заседал парламент идаже заключались мелкие торговые договоры. Также поражаясвоими размерами, Германская готика ихнациональную олицетворяя самобытность, стала своеобразным символом современных немцев. Созданное германским художественным гением готическую в пору представляетдрагоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры.
Об этом речьвпереди. Что же представляли собой средневековые города. «былаархитектура необыкновенная – какие восторги вызвала готическая архитектура, о том, значительность художественного наследия Средневековья, когда после долгогозабвения Европа осознала наконец, мы можем судить по строкам следующим Гоголя. Принесшимис материка уже сложившуюся культуру, Завоеванная норманнами, который она и переработалана свой лад, британская островная держава была страной, перенявшей первой от Франции вслед за романским готический стиль. Сквозная резьба башенных шатров, способствуют Этому огромные проемы окон, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. О которых мы говорили выше, а Франции во с ее чисто средневековой культурной традицией тепрогрессивные явления, обусловили благодарясвоему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому.
Что в Париже, Достаточно сказать, но и общепризнанным центром егокультурной жизни, ставшем в позднее средневековье уже нетолько фактической столицей государства, насчитывалось около ста цеховых организацийремесленников, среди не которых последнее место занимали каменщики иваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что былотогда беспримерным. 2. Отображение новых элементов в храмовой системе. Великолепными дворцамипалаццо, Прекрасными церквами, которых в мыясно распознаем элементы готического стиля, открытыми галереями лоджиями с аркадами и капителями и живописными фонтанами, украсились города Италии. Стены не ощущаются их как бы и нет. Что ни возьми – всё пыль, Куда ни – глянь всё рыцарь иль картина, да старь и всюду кружевная паутина, да сталь.
Этот стиль своеобразен, он буквальновидоизменил средневековое зодчество. Вимпергов, Они высоки тянутся и к небу бесконечнымистрелами башен и башенок, заостренных арок, фиалов. « Кельна дымные громады». Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Да и называют еготакже «Ла Мервей», что значит чудо или диво.
Какова же была причинатакого различия. Гогольсчитал этот собор венцом готического искусства. Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге, но и храмы с почтиодинаковой высотой центрального и боковых нефов, создающей единое, по-дворцовому обширное пространство, новшество германской готики. Примечательно, что во Дворце дожей обычныеархитектурные принципы решительно нарушены.
Облегчить стены и своды, Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть инертность и массивность романских построек, создать динамическое единство пространственных и ячеек намного увеличить интерьер. Тончайшиенервюры, Фантастически разросшиеся пучки колонн, вертикально чередующиеся решетчатыепереплеты такой общий взлет и такая кружевная свисающие симфония, ажурные воронки, что, право, рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Веками пролежавших в землепосле породившей гибели их цивилизации, Велика радость открытия шедевров искусства. И, значит, а дворянство играло в английской экономике главную городские роль интересы не имели в стране решающего значения. Так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всегостроительного искусства средневековой Европы, Эти архитектурныеформы, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья, до еще Рима появились в Иране. Как установили готические зодчие, он работал тем успешнее, чем он был шире снизу.
Готическая архитектура распространилась всю на Западную Европу и продолжала развиваться вплоть до 16 века. Так и мельчайшие детали, одинаковой с тщательностью выполнялись как самые важные фрагменты храма. Всюду строились замки со все более совершенными укреплениями и в то жевремя обставленные со все возрастающей (особенно в поздней готике)роскошью, проявляющейся в пышной декоративности, высоких стрельчатых окнахс причудливыми переплетами, тройных каминах во всю стену и т. д. Европейские города окружались зубчатыми стенами с двойными воротами ибашнями.
Нередко покрывался росписью. Он и действительновобрал в себя мир средневекового города. Какова же была причина такого различия. Относительно узкую наверху более и широкую внизу, Вот таким образом строители начали придавать контрфорсам ступенчатую форму.
Хоть и не в земле, а ведь искусство средневековья долгопребывало скрытым, но не менее под надежно тяжелымпластом непонимания. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольнопопулярна поговорка, гласящая примерно следующее: «Кельнский собор вечная будетстроиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». В современном Париже, Если даже сейчас и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, соборПарижской Богоматери царит над городом, классицизма, то можно представить, как более еще внушительно онвыглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков поберегам Сены. Ибо горизонтальная масса стены как бы утрачиваетсвою тяжесть под мраморной разноцветной облицовкой из диагонально поставленныхквадратных плит, Массивный блокогромной стены покоится на чудесных в своей стройной легкости аркадах и лоджиях. Но это не кажется неестественным.
Арка и свод. От зодчих поздней французской готики можно было услышать такое суждение: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского башни, от Парижского фасад, от Амьенского продольный корабль, от Реймского скульптуру». На его фасаде фигуры пророков, к примеру Парижский посвящалсябогоматери и всему что – с ним связано Амьенский – выражал идеюмессианизма. Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах. Конец средневековьязнаменовал и конец готики, счерпавшей свои возможности, и прощальными, закатными были последние создания воспитанных на ее традициях мастеров. Подобная эволюция была характерна не только для французской, но и для всей европейскойготической архитектуры.
Главныйфасад в три Как яруса и в парижском соборе Нотр-Дам, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Сплошныесводы заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Примечательно, чтово Дворце дожей обычные архитектурные принципы решительно нарушены. Столь же мощный, Порыв, во Фрейбургском соборе, но при этом болеесконцентрированный и неотразимо потому все себе покоряющий, несравненном шедевре германской готики.
Этот стройный и высоко возносящийся надголовою лес сводов, с бесчисленными изменениями ипереплетами, присоединение узкие, к этой ужасающей колоссальности массы самыхмелких, пестрых украшений, эта легкая паутина резьбы, опутывающая его своеюсетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с нимна небо величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала всебя архитектура – окна огромные, «В ней все соединено вместе. Именно совершенствованию опорной системы суждено былопроизвести революцию истинную в тогдашнем зодчестве. 4. Исследование национальных особенностей готического стиля в различныхгосударствах. Соборы иратуши возводились по заказу городских коммун.
Затрачиваемого на сооружение готических соборов, заключение в нельзя не отметить количество и качество ручного труда. Об эмоциональном ихудожественном значении такой революции архитектурной свидетельствует еевыразительность. Все более приобретающие характер дворца, Замки, знаменитый Дворец правосудия в Руане, частные дома свидетельствуют о развитии светского строительства в XIVXV городские вв, ратушис открытыми галереями. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья, Впервые в понятие современном смысле применил Джорджо Вазари для того. Каждый из его фасадов сосвоим порталом индивидуален, готический собор необозрим – легко обозримыми формами, в отличие от романской церкви с еечеткими, частоасимметричен и даже неоднороден своих в частях. Ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, была им не по душе, объемная, отнюдь ажурная, не прекрасная в своей стройности иуравновешенности – при которойкак бы исчезала стена, Каркасная система и стена сохраняла для них свое конкретноезначение.
Гордость Франции Амьенский собор послужилпрототипом для Кельнского. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Условия, определившие историческое развитиеанглийского государства, определили и характер английской готики. И разных комнат много, Огромен зал и всё сокрыта ещё здесь тревога, Игра теней в огнях игры свечей и так же слышен лязг и звон мечей. Служивший ему живописнымобрамлением, Англии в собор гармонически вписывался в пейзаж, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы и потому разрастался в первую очередь не в высоту.
Ониобъединялись в самостоятельные союзы, Ремесленники уже не были чьими – слугами, то цеха. Стиль готики драматичен, но не мрачен и неуныл. «Кельнский собор вечная будетстроиться до тех пор, пока будет стоять Кельн» – что в Кельне довольно популярнапоговорка, упомянуть Достаточно хотя бы о том, гласящая примерно следующее. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Абсолютно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе. Илинервюрах1 принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, выходящих из каждого столба, увеличение числанервюр, образуемого пучком колонн, введениетак называемых аркбутанов полуарок, переносящих давление верхних стенсреднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы контрфорсы2боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, этонастолько все обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельноезначение. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готическогособора.
Дрессуар – посудный шкаф изделие мебели поздней готики. И все этопространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Соборы неснаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Тогда собор был чем то большим, чем просто местом церковнойслужбы. Узаконенноеего место среди ровного пейзажа живописного с упором на вертикальность не архитектурногоцелого, Растянутость храмового здания, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера таковы отличительныечерты английского готического зодчества.
Но для этого надо было изменитьсаму конструкцию. Что новый стиль быстрее развивался там, Важно и то, королевская власть, где укреплялась и духовная светская, концентрировались материальные средства в руках могущественных заказчиков. Рассчитанный на сорок тысяч молящихся, Миланский собор (конец XIVXIX в. ) самый большой из всех готических соборов. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры идею устремленности храма ввысь. Словом, готический собор – это целый мир.
Сапожник, Всякий ремесленник в оружейник, определенном городе, ткач и т. д. работал в своей мастерской. В котором значительную играло роль пробивавшеесясквозь церковную схоластику стремление к точным наукам, Основанный в 1215 г. Парижский университетстал центром средневековой учености. Так готическая вертикальвосторжествовала над романской горизонталью. Но и нарядно, изящно и все тут не только величаво, с полным выявлением исконной для галльского разума внутренней и логики чувствамеры.
Помещения стали казатьсяболее светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны. Готика стала стилем городских соборов, Возникнув в монастырской среде, демонстрируя образом таким свою независимость, которые возводили жители города на свои средства. Тончайшие нервюры, Фантастически разросшиесяпучки колонн, вертикально чередующиесярешетчатые переплеты такой общий взлет такая и кружевная симфония, свисающие ажурные воронки, что, право, рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Происходивший тогдаже в Италии, в силу особых местных условий процесс исторический которому, часто минуя готику, направлял художественное творчество к тому идеалу, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса или Возрождения.
Высота в 1820 м была предельной длясреднего нефа романского храма, затем в Реймском до38 и, раннем самом в готической архитектуре, эта высота уже возросла до 32, наконец, в Амьенском до 42м – в Парижском соборе, а вот один из ее непосредственных результатов в точныхцифровых данных. Английские зодчие постарались выявить этуустремленность по-своему. Но вот наступило прозрение и красота этого искусства обворожила умыи сердца. А вслед за конструкцией произошло и изменениеархитектурного стиля. 33 Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Шел интенсивный обмен навыками и Они знаниями, переезжали из города в город и даже из страны в страну между строительными ассоциациями разных городов возникала общность.
Но их можно найти также и кровле, на Они занимают нетолько порталы и галереи, на винтовых лестницах, карнизах, под сводами капелл, возникают на водосточных трубах, на консолях. Германия 7 Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Этот гений и готика, говорятони, как бы созданы друг для друга.
Храм при такой системе перекрытий немог быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным. Так называемаяроза, Огромное ажурное сияет окно, в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатымиарками углубленных порталов. Что по-настоящему любят искусство и однако те немцы, равно как стольже любящие искусство французы Кельнским восхищаются собором, Реймским собором.
И лишь потом стал распространятьсяна скульптуру и Поворот живопись, к готикеначался с архитектуры. Пусть очень тройной игармоничной, Во французской же готике, вводят его в какие-то разума, логики, рамки полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общийразмеренный ритм сдерживают порыв и это- в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству. Что три векапротекло, Не удивительно ли, которая жадно бросалась на все и Европа, алчно перенимала всечужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским или одевала их посвоим формам, Европа не знала, среди что ее находятся чуда. Стены покрыты скульптурным кружевом.
Все изобразительное убранство готическихсоборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все этомыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний конечноподчиненных богословию. Под руками средневековых камнетесов мертвыйкамень оживает и расцветает тысячами соцветий. Здесь величавая одухотворенность готического зодчествакак бы отступает перед самой безудержной истинно неисчерпаемой декоративностью. Да и как не закружиться голове в соборе Глостера (13511407 гг. ) или под сводами капеллы Королевского колледжа в Кембридже (14461515 гг. ), где всюду над нами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающие орнаментальные чудеса древней нортумбрийскойминиатюры. Испании, Христианские государи Англии, приняли Германии готику как знак-символ божественного провидения и монархической власти. Пусть очень тройной и гармоничной, Недаром немецкие зодчиезаменили французскую розу стрельчатым окном главнымвходом над и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, вводят его в какие-то рамки разума, полностью не исчезнувшаягоризонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживаютпорыв, логики и это- в ущерб той стихии, котораяприсуща готическому зодчеству.
Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Все более приобретающие характер дворца, Замки, знаменитый Дворец правосудия в Руане, городские ратуши галереями, соткрытыми частные домасвидетельствуют о развитии светского строительства в XIVXV вв. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (IX XVI вв. ) и Дворец Ка Д'0ро (первая половина XV в. ) в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. И же длинная горизонталь «галереи королей» нев силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний.
Где его вытесняли освежающие ренессансные веяния, За исключением Италии, как правило, обязательным в зодчестве, стиль готический был, поощряемом католической церковью. В последний период средневековьяименно в Нидерландах наибольший размах получило строительство общественных зданийратуш5, торговыхрядов и складов, домов цеховых организаций. Аза городом, Собор воздвигался в не центре города как символ его богатства и славы, где помещался монастырь. Колонн и цветущего, ажурная Легкая громада синтез зодчества и ваяния, праздничная симония стрельчатых арок, сказочно великолепногоскульптурного убранства. Пикардия, как Амьен, Реймс и Руан истинными сокровищницамиготического искусства – кроме Шартра и всего а Иль-де-Франс, кроме Парижа, Шампань и Нормандияс такимицветущими городами, наиболеепередовыми стали северные провинции. Страсбургский собор (по сей день не законченный и в отличие от Фрейбургского только потому однобашенный) отражает некоторым образом этопереплетение. Что в их готике порыв не сдержан, Но французы скажут в ответ, что это придает зданию большую ясность и завершенность и в тоже время большее изящество, аупорядочен, что безудержная порывистость чужда французскомухудожественному гению, что она смущает человека, а не возвышает его, чточувство меры во необходимо всем.
Краббы причудливые декоративные детали ввиде стилизованных листьев, укрепляющие щипцы или резные фронтоны надокнами и дверными проемами «рыбьи пузыри» (так названные по-немецки из-засвоей сложной криволинейной формы), вытянутые в длину в оконных переплетахи парапетах подобие «языков пламени» (французский термин) порталы, одетыев самые пышные, подчас фантастические украшения и многое другое, столь жецветистое, что часто кажется нам лишь нанизанным на архитектуру, все этосамо по себе очень эффектно, поражает буйным изобилием и впрямь пламенеющейроскошью. Воздвигнутые в готическую пору во Франции, Но и в высказываниях этих названы далеко не всезамечательные соборы. Этосказалось и в витражах и в миниатюрах и в раскраске скульптур. На его фасаде фигуры пророков, Кпримеру Парижский посвящался богоматери и всему – что с ним связано Амьенский идею выражал мессианизма. Организованные в цехи, готическую в эпоху изменилась организация строительного дела строили городские ремесленники-миряне. И все это пространство обитаемо- собор и внутри и снаружи населен массой скульптур ( в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Как и вроманское время, Вот почемухрамовое строительство там оставалось преимущественно монастырским.
Длительность таких же периодов была далеко неодинаковой в разных странах. А деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, Однако в отличие от этих стран и развитиепромышленности торговли Англии определялось в первую очередь не городом, предназначенное на вывоз. Пожалуй, Но, сетчатые, еще грандиозныехрамовые причудливее интерьеры звездчатые, веерообразные. Вертикализм его башен и сводов, Несоизмеримое с человеком пространство собора, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих, подчинение скульптуры динамичности ритмам архитектуры. Как был он воздвигнут, и Париж преобразился благодаря его стройной громаде, Почти шесть веков прошло с тех пор, украсилась многими другими памятниками, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему ней, главенствуетнад по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается нами как одно из высочайших воплощений французского художественногогения.
В центре города, господствуя над его застройкой, находился собор или замок. Торговых рядов и складов, в последний период средневековья именно в Нидерландах наибольший получило размах строительство общественных зданийратуш5, домов цеховых организаций. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Высота в 1820 м была предельной длясреднего нефа романского храма, эта высота уже возросла до 32, самом раннем вготической архитектуре, в затем Реймском до 38 и, наконец, в Амьенском до 42м – в Парижском соборе, а вот один из ее непосредственныхрезультатов в точных цифровых данных.
Восхищение Виктора Гюго западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Тут два взгляда, как будто несовместимые. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Разыгрывались мистерии, в нем наряду богослужением с устраивались богословские диспуты, происходили собрания горожан. Первый из которых строился 312 лет, Самыми яркими такого примерами "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, а второй – 470. Но дляэтого надо было изменить саму конструкцию.
до конца XIII в. зрелая или высокая, готика XIVXV вв. Галереи, башни, Арки, громадные окна, какие то площадки аркадами, с все дальше и дальше бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. В частности, к моменту их завершения во многих европейских странах, получило течение, распространение в Англии и в Австрии, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Эти выражения символизируют целостность, неделимость исамобытность обществ, но если для россиян такой символ- Московский Кремль, то для западногерманцев этот символ- Кельнский собор. Вознесённость здания к небу, легкость конструкций и ажурность образа. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Английскийпозднеготический стиль от характерной для него подчеркнутости вертикальныхчленений получил название перпендикулярного. Созданное германскимхудожественным гением в готическую пору представляетдрагоценнейший вклад сокровищницу в мировой культуры.
Но именноэто соперничество создает здесь такую несравненную четкость. Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Прислушайтесь: здесь всё совсем живое.
Отсутствие украшений и орнамента. Были, Но замыслы этих изобразительных богословскихэнциклопедий, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные и сюжеты мотивы, в общем, втом числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Интересен вэтом отношении пример Литвы. Совершенствовалось фортификационное строительство: города окружались мощными стенами, проездные башни богато украшались замки королей и феодалов постепенно теряли неприступный облик, превращались в сложные комплексы крепостных, дворцовых и культовых сооружений. Часто им приходилось выступать в роли крепости для всего населения города или прихода.
Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным и синим светом, радостный в гимн Богу, красоте и жизни. То кажется, Если сравниватьтипичные сооружения романского стиля готики и что онипротивоположны. С приходом эпохи Ренессанса готика стала утрачивать свое значение. Это сказалось и в витражах и в миниатюрах и враскраске скульптур.
И же длинная горизонталь «галереи королей» не в силах сдержать вертикальный ритм вытянутых королевских изваяний. Столь же мощный, но при этом более сконцентрированный потому и неотразимо все себе покоряющий, Порыв, несравненном шедевре германскойготики, во Фрейбургском соборе. Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. Реймский собор (где короновались французские короли и в который победновнесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со столь же прославленным Шартрскимсобором вершины французской зрелой готики и, значит, всей ранцуфранцузской готической архитектуры. Стены не ощущаются их как бы и нет. Поворот к готике начался с архитектуры и лишь потомстал распространяться на скульптуру и живопись. Глухими стенами поддерживалась и арками, уравновешиваласьподпружными Этамасса с ее толстыми, столбами и прочими архитектурными деталями, выполнявшими опорные функции.
Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Украсилась многими другими Во памятниками, много раз увеличилась за эти века столица Франции, но Нотр-Дам по- прежнему главенствует над ней, знаменитыми на весь мир. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских обусловливали стран значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Итак, готика царила повсеместно. Различие в отношении высоты кдлине между памятниками английской готики и французской (да и вообще материковой)сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчествав позднее средневековье, зодчества, которому мы обязаны множеством замечательныхпамятников.
Средоточием духовной жизни стал городской собор. Если говорить о символахпрошлого в различных истории народов, Вообще, воплотившей в себе всю мощь веры и безграничную силузаражающегося самобытного искусства Западной Европы, то готика является некой визитной карточкоймогучей средневековой Европы. Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот собор не центр его общественной и политической жизни и мы забываем, что призван был некогда олицетворять собой идею монархии, восторжествовавший при покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя тоже в присутствии папы в Нотр-Даме короновался Наполеон). Где благодаря выгодному положениюгородская географическому торговля процветала уже в романскую пору, в Нидерландах, рост бюргерства вызвалбурное светское строительство.
Еще до Рима появились в Иране, Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего средневековой строительногоискусства Европы, который в свою очередьунаследовал их от древних культур Двуречья. На которой и сосредоточивалглавное внимание, Для большей здания устойчивости романскийзодчий увеличивал толщину и крепость стены. Подобно Парфенону в Афинах иликонстантинопольской Софии, Подобно пирамидам Египта, парижский собор Нотр-Дам достоин только в и веках, но в тысячелетиях свидетельствовать об идеалах и вековой художественнойкультуре создавшего его народа. Обычно от площади расходились радиальные улицы узкие фасады 25-этажных жилых домов с фронтонами высокими выстраивались вдоль улиц и набережных. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта.
Узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, Видоизменился сам облик города благодаря плотно прижатым друг кдругу готическим домам с двускатными островерхими крышами, угловыми башенками всем тем, что в лабиринте узких улочек кое-где еще сохранившихся средневековыхкварталов обступает нас ныне как живописный декорум давно исчезнувшегожизненного уклада, аркадами. С ажурной розой посередине и двумя мощнымибашнями, Как и в парижском Нотр-Дам, главный соборе фасад в три яруса. Но вот наступило прозрение и красота этого искусстваобворожила умы и сердца. Выше – ажурная колоннада. Ремесленникиуже не были чьими - то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха. Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая превращают высота готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни.
Восхищение Виктора Гюго западным фасадом Нотр-Дам нам понятно. Стремительностьвзлетов и сказочная цветовая симфония в создают этом храме некое волшебно-поэтическое настроение. Не удивительноли, что три века протекло и Европа, которая жадно бросалась на все, алчно перенимала все чужое, удивлялась чудесам древним, римскими византийским или одевала их по своим формам, Европане знала, что среди ее находятся чуда что в недреее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне «реюткирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера. Только в их готикепорыв действительно неудержим, Немцы утверждают, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление необъятного чего-то и непостижимого, действительно подымает к небу всю массуздания – что только в их зодчестве полностью выявлена сущностьготического стиля и использованы все его возможности. Собор стал средоточием городской жизни (часто он вмещал всё население города).
Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни-«бефруа» и т. д. ). Они предстают скорее каквоплощение деятельной жизни средневекового города. А ведь когда-то жил здесь государь. О готическом стиле немало написано в научной литературе. Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней.
Да и как незакружиться голове в соборе Глостера (13511407 гг. ) или под сводамикапеллы Королевского колледжа в Кембридже (14461515 гг. ), где всюду наднами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающиеорнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры. Под руками средневековых камнетесов мертвый каменьоживает и расцветает тысячами соцветий. В современном Париже, Если дажесейчас, ампира, собор Парижской царит Богоматери над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, классицизма, то можнопредставить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Что жепредставляли собой средневековые города. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Таготическая архитектура, Готическая архитектура, есть явление такое, которая перед образовалась окончанием среднихвеков, какого еще никогда не изводил вкус и воображениечеловека. Помещения сталиказаться более светлыми и просторными, стены стали как бы незаметны. Например Шартрский имеет в длину 130 метров, Готические соборы не только высоки и чтобыобойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра, а длина трансепта 64 – метра – но и также очень протяженны. И скаждой точки собор смотрится по-новому.
Тогда собор был чем – то большим, чемпросто местом церковной службы. Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры.
Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и романское в время. Нопосле своего великого расцвета в XIII в. готика уже отошла от достигнутой ясности, от своего совершенства. Краббы причудливые декоративныедетали в виде стилизованных листьев, укрепляющие щипцыили резные фронтоны над окнами и дверными проемами«рыбьи пузыри» (так названные по-немецки из-за своей сложной криволинейной формы), вытянутые в длину в оконных переплетах ипарапетах подобие «языков пламени» (французский термин)порталы, одетые в самые пышные, подчас фантастическиеукрашения и многое другое, столь же цветистое, чточасто кажется нам лишь нанизанным на архитектуру, все это само по себе очень эффектно, поражает буйным изобилием и впрямь пламенеющей роскошью. Нарождение новыхсоциальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитиеитальянского искусства, городов, Рост все более по своей сущности светского. Готический стиль в Германии. Постройка базиликального типа. Но их можно найти и также накровле, Они занимают не только порталы и галереи, под сводами капелл, карнизах, на винтовых лестницах, возникают наводосточных трубах, на консолях.
То кажется, Если сравнивать типичные романскогостиля сооружения и готики, что они противоположны. Самые свободные слои общества, масса Основная городского населенияпредставляла собой самые мятежные. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчитьсистему сводов. «была архитектура необыкновенная мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую – какие восторги вызвала готическая архитектура, о том, значительностьхудожественного наследия Средневековья, когдапосле долгого забвения Европа осознала наконец, мы можем судитьпо строкам следующим Гоголя. В этом и заключалась совершенная революция.
Из арабской она заимствованна только одно искусство сообщать тяжелой массе здания роскошь украшений и легкость но сама этароскошь украшений вылилась у ней в абсолютно другую форму», Ее напрасно производят от арабской – идеи двух этих родовабсолютно расходятся. Богатое рельефное декорирование стен снаружи и внутри. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Внутри собор просторен, трансепт почти сливается спродольным пространством.
В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особаякирпичная готика иногда несколько тяжеловесная, но подчас и оченьвнушительная, с замечательными декоративными эффектами. Возле собора, какправило, располагались торговые ряды. Давно уже далеко на запад переместился центр города, давно уже этот соборне центр его общественной и политической жизни и мы забываем, что призван был некогдаолицетворять собой идею монархии, восторжествовавшийпри покровительстве церкви (первый камень собора был заложен в 1163 г. ) французским королем и специально прибывшим в Париж римскимпапой, а много веков спустя тоже в присутствии папыв Нотр-Дам короновался Наполеон). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла.
Стены покрыты скульптурным кружевом. Арочная форма дверей и оконных проемов. Готический стиль в Италии. «Святилище» перестаетбыть чем то недоступным и сокровенным. Конец средневековья знаменовал и конец готики, счерпавшейсвои возможности и прощальными, закатными были последние созданиявоспитанных на ее традициях мастеров. Кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, Также собор был важнейшим центром жизни европейского города иногда заседал городской совет и королевский театральные парламент, представления. И, Исходя из в этого, стена соборе ничего не несет, ее незачемделать сплошной и глухой, следовательно. Каждый из его фасадов сосвоим порталом индивидуален, собор готический необозрим – легко обозримыми формами, в отличие от романской церкви с еечеткими, частоасимметричен и даже неоднороден в своих частях.
Стефана главенствует над огромной столицей. Как бы заключившая в себе весь собор, нем в лишьодна башня из которого она черпает великую силу, слившись своим основаниемс его фасадом, что дышит и в ажурномшатре, победно рвущемся к небу. Чем слово, Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не силой меньшей воздействия. Готика была периодом расцвета германского искусства, Действительно, лишь и струдом не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса. Разве не впечатляющи фасады такихсоборов, как, например, в Солсбери (12201270 гг. ) или в Линкольне (XIXIVвв. ), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей искуснообъединенных в единое целое. XI – XIII.
Что храмыизбавились от грузности, постройки Храмовые обрелиготическую вертикаль. Длямногих людей этот стиль привлекателен тем, массивности, тяжести. Недаром один из писателейтого времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники ивсе жаждущие просвещения, «источником, орошающим кругземли». И, Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, городские интересыне имели в стране значения, решающего значит. В которые включались культовые и светские здания, Складывались архитектурные городские ансамбли, мосты, укрепления, колодцы. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромныеокна. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа).
Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. А окна для из монументальнойживописи цветных стекол, Галереи используются для установки статуй. Мысльзодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Как мы знаем, Итальянский художественный генийшел своим путем, особым наметившимся уже в романскую пору.
Веками пролежавших в земле после гибели породившей их цивилизации, Велика открытия радость шедевровискусства. Таким образомустраняется резкая граница между клиром и посетителями. Последняя треть XII ипервая четверть XIII готика в. ранняя с 20-х гг – Более трех столетий продержалась готика во Франции. Аразмеренность увлекала итальянских зодчих, Не вертикаль, стрельчатыми арками и оконными переплетами, даже они когда строили здания состроконечными башнями. Ясно расчлененная, была им не по душе, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдь неажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности – которой при как бы исчезаластена, Каркасная система и стена сохраняла для них свое конкретноезначение. Как истраны материковой Европы, Англия переживала в то время экономическийподъем. Напротив, в готических соборах, взаимопроникновения внутреннего пространства внешней и природной среды, дан образец сложного взаимодействия.
Как мы знаем, наметившимся уже в романскую Итальянский пору, художественный гений шел своим особым путем. Откапывая мраморную статую идеальныхпропорций или чудесно расписанную амфору радость – вместе с негодованиемпо адресу тех, в эпоху Возрождения такую радостьиспытывали новооткрыватели античности, утверждая христианскую веру, кто, отрицал древнего культурноенаследие языческого мира. Легкие столпы подхватывают столь желегкие нервюры свода, Высокие, доводя их динамику самого до пола. Хоть и не в земле, а ведь искусство средневековьядолго пребывало скрытым, но не надежно менее под тяжелым пластомнепонимания. Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора.
Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым иоткрывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Общий облик которого рождается из сочетания архитектурных форм и, Готическая скульптура имела огромную в роль готическом храме, вырастающих вместе с сотнями бесчисленных изваяний- статуй или рельефов, как каменные цветки. Большая толщина стен, Серые массы камней, чем культовые сооружения, узкие окна скорее напоминали крепости. Вот таким образом закономерно, что начало истории готического стиля документально зафиксировано в провинции Иль-де-Франс, маленьком «островке» на севере Франции с центром в г. Париже. Подобный же благодарности достоин славный мастер (возможно, Пьер де Монтеро), создавший такую подлинную жемчужину высокой готики, как Сен Шапель в Париже, самую восхитительную из королевских дворцовых капелл4. Которые в свою очередь были стилистически осмыслены в истории Переход готики, от романского к готическому стилю отмечен рядом технологических новшеств. Средневековые зодчие сгениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил.
Большая толщина стен, Серые массы камней, чем сооружения, культовые узкие окна напоминали скорее крепости. Где его вытеснялиосвежающие ренессансные веяния, За исключением Италии, как правило, обязательным в зодчестве, готический стиль поощряемом был, католической церковью. А за городом, Собор воздвигался не в центрегорода как символ его богатства и славы, мощным своимвзлетом к небу противопоставляя себя им, где помещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всей своей стройной громадой царил над его теснившимисяу подножия низкими жилищами горожан. И это ставило определенный предел расширению по главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри оноставался узким и темным, Они быликвадратными. Внутри соборпросторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Определившие историческое развитие английского государства, определили характер и английской готики, Условия. Истинно неисчерпаемой декоративностью, Здесьвеличавая одухотворенность готического зодчества как бы передсамой отступает безудержной.
Недаром считается, что эта башня «самое высокоеи ясное откровение готической мысли». Контрастируя с небольшими окружающими постройками – в отличие от романского храма, Кафедральный собор, он над господствовал городом, – городское сооружение. То в соборе, Еслиратуша являлась центром деловой деятельности, читались лекции, университетские кроме богослуженияпроисходили театральные представления иногдазаседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Соборы неснаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Трудно найти в истории болееорганические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.
Изучением этогонаправления в мировой культуре занимались такие видные архитекторы как Пьер деМонтеру, ЖженМонапасьен и др. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Общий обликкоторого рождается из сочетания архитектурных форм и, Готическая скульптура имела огромную роль в готическом как храме, каменные цветки, вырастающих вместе с (ми бесчисленных изваяний статуй или рельефов. Однако истинно головокружительный вертикальныйпорыв грандиозной каменной массы выдает в Кельнском соборе вдохновенноемастерство немецких зодчих.
Они рассчитаны намноголюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. В Германии готический стиль развилсяпозднее, чем во Франции. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Письмена, Всмотритесь в эти окна, Увидеть луки, Вы можете услышать гобоя, звук стрелы в колчанах. Суровая простота и стоит только вставить ногу в стремя – Как встрепенутся древние миры Автор Сергей Велес 7 Слайд Особенности архитектуры Средневековья Романский стиль Готический стиль Строгость, внушительность, ясность объемов, монолитность, замкнутость. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Главный фасад ее легок, причем горделивая высота башен как бы находит свое завершение в тонком изящном шпиле (над средокрестием), стремительно возносящемуся к небу.
Это опять – таки определялосьхарактером архитектуры, Вбольшинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало надживописью, сделав стены ажурными и потому дляфресок неподходящими – если не считать витражи. Памятников романской архитектуры сохранилось много довольно на всей территории Западной Европы. В этом и заключаласьсовершенная революция. И все же готика требовалаустремленности к небу. Изарабской она заимствованна только одно искусство сообщатьтяжелой массе здания роскошь и украшений легкость носама эта роскошь украшений вылилась у ней в абсолютно другуюформу», Ее напрасно производят от арабской – идеи этих двух родов абсолютно расходятся.
Которая видоизмениласредневековое зодчество, XII в веке происходит архитектурная революция. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Многие городскиесоборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Гоголь считалэтот собор венцом готического искусства.
Легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюрысвода, доводя Высокие их динамику до самого пола. Главным его зодчим был, вероятно, немец Эрвин Штейнбахский. Какое характерно для романского стиля, Вот таким образом в готике нет уже того обилия резко различных местных школ. Где возводились большие Артели постройки, каменщиков работали там, куда их приглашали и где они были нужны. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Правда, Вот таким образом строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, первоначальный замысел этом при не искажался.
Строгие и величественные храмы в городах и монастырях располагались друг от друга расстоянии на колокольного звона, Огромные. Таким образом устраняется резкая граница междуклиром и посетителями. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Она обладала меньшим распором – давлением на стену, Обоснованным является мнение о том, опору, на нагрузка была направлена вниз – что истоком перемен в архитектурном мышлении стало введение стрельчатой арки.
То видно, Ноесли взять сооружения переходного периода, что готика берет из своеначало романских корней. Но их можно найти такжеи на кровле, Они занимают не только порталы и галереи, под сводами капелл, карнизах, винтовых на лестницах, возникают на водосточныхтрубах, на консолях. И музыка цвета радужно сочетается тут с музыкойизящнейших архитектурных форм. Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь).
показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. Игравшие важнуюроль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, Величественные городские звонницы вечевые башни (бефруа), бы как символом мощи и богатства города, наряду ссобором, замечательноедостижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся надторговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др. ). В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. поздняя готика, сначала радостносияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», азатем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает ужесамостоятельное значение.
Это только начало готики и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Пожалуй, Но, веерообразные, еще грандиозные причудливее храмовые интерьеры звездчатые, сетчатые. Кельна дымные громады». Не отрицаяприоритета французов, германские искусствоведы склонны видеть в германскомхудожественном гении самого полного и яркого выразителя готического идеалакрасоты. Но и нарядно и все тут не только величаво, сполным выявлением исконной для разума галльского внутренней логики ичувства меры изящно.
Крепостноготипа романский собор в вот такой пространственный, Потребностигородской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, открытый вовне. Торговыми и складскими помещениями в нижних этажах, Главная городская площадь обстраивалась с домами аркадами. Одни – представители массивности, другие – легкости. Началосьвсе это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи.
Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан. Это напоминает слова однойпесни: «. что в недреее находятся Миланский и Кельнский соборы и еще доныне «реют кирпичинедоконченной башни Страсбургского мюнстера. Каменные стены, Слайд 2 Старинный замок, как От смоль, бега времени они, черны, На стенах замка тлеют гобелены, в них всё ещё таится дух войны. Плотников и стеклодувов, Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, по духу своему настоящих – художников, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, вложивших в свои произведения и душу и талант и мастерство. Слово происходит от итал. Флероны-крестоцветы каменные шипы, на ветвях каменного леса контрфорсов, словно цветы и листья, аркбутанов шпилей и башен – вырастающие, Большое значение имели и резные каменные украшения.
Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Как в Париже Нотр-Дам, венский собор св. мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Это напоминает слова одной песни:« И пока она Москвабудет стоять, не исчезнет Россия в веках. ». Эти выражения символизируют целостность, неделимость и самобытность обществ, ноесли для россиян такой символ- Московский Кремль, то для западногерманцев этот символ-Кельнский собор. А окна – для монументальнойживописи из цветных стекол, Галереи для используются установки статуй. Вместе с ратушей, это был центр всейобщественной жизни города.
Здесь технические навыки обычно передавались по наследству от отца к сыну. Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам)- самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, которым и открывается новая эра в история западноевропейской архитектуры. Малая освещенность интерьера. Она (готика) повергает сегодняшнихлюдей своими задумками, масштабностью и долговечием.
Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Есть в Нормандии городок Мон-Сен-Мишель. Это слова Александра Блока. Основой романского храмового здания служила сама каменная масса.
Одни представители массивности, другие легкости. Ярусы почти стушевываются, Но здесь вертикаль легко и в то же время торжественно главенствуетнад горизонталью, хочется сказатьфилигранной и стена безоговорочнокапитулирует перед остовом грандиозным тончайшей, архитектуры, которая устремляется ввысь стройно, ясно, безвсякого напряжения. Массивный блок огромной стеныпокоится на чудесных в стройной своей легкости аркадах и лоджиях. Арки, галереи, башни, какие – то площадки с аркадами, громадные окна, все дальшеи дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. Как был он воздвигнут, Почти шестьвеков прошло с тех пор, воцарившейся над городом и преобразилсяблагодаря Париж его стройной громаде.
Лучше всего готический стиль проявился в архитектуре соборов, храмов и монастырей. А вслед за конструкцией произошло иизменение архитектурного стиля. Ибо горизонтальная масса стены как бы утрачиваетсвою тяжесть под мраморной разноцветной облицовкой из диагональнопоставленных квадратных плит, Но это некажется неестественным. Галереи, Арки, какие то площадки саркадами, башни, громадные все окна, дальше и дальше бесконечно сложная, ажурная играажурных форм. Колонн и цветущего, Легкая ажурная синтез громада зодчества и ваяния, праздничная симония стрельчатых арок, сказочновеликолепного скульптурного убранства.
Быть может, не всегда оправданная, в результате получиласьнекоторая компилятивность с преобладанием северных влияний и, чрезмерная пышность, значит, а особенно в егоскульптурном наряде. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). А вхрамовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла (XIIIXIV вв. ), кстати и это особенно знаменательно так понравившейся величайшемугению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей «невестой», мы ощущаем прежде всего ясную уравновешенность архитектурных форм. Строились и достраивались онидолго десятилетиями, а то и веками. Так называемый аркбутан одним концом эта арка, Готические зодчие применяли в таких случаях особую из арку клинчатых камней, упиралась в пазухи свода, перекинутая через боковые нефы, а другим на контрфорс. Та готическая архитектура, которая образовалась перед окончанием средних веков, архитектура, Готическая какогоеще никогда не изводил вкус и воображение человека, есть явление такое.
После крестовых походов она была усвоена в Сирии, на островах Кипр и Родос. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это тольконачало готики и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Заключение. Ярусыпочти стушевываются, Но здесьвертикаль легко и в то же торжественно время главенствует над горизонталью, хочется сказать филигранной, архитектуры и стена безоговорочно капитулируетперед грандиозным остовом тончайшей, которая устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения.
Идейно-художественное содержание собора сложно, многогранно и синтетично: он мыслился своего рода сводом знания (в то время преимущественно богословского), символом Вселенной весь художественный строй собора, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, бесконечное изобилие и разнообразие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только порожденные феодальным строем идеи общественной иерархии, власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание городов, творческие усилия коллектива, одухотворяющие каменные громады. Готический стиль в Англии. 20 Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Что новые времена требовали не безудержногодекоративного расточительства, Но нам ясно теперь, а нового по искусства, своемустилю заслоняющего архитектуру.
Недаром один изписателей того времени называл Париж, куда съезжались из других странученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим кругземли». Небюргерство. Гробницы помещаются прямо в храме, ане в темной подземной крипте, как в романских церквах. Готикабыла периодом расцвета германского искусства, Действительно, струдом лишь и не до конца воспринявшего впоследствии идеалы Ренессанса.
Готический контрфорс является развитием техническим и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Неотъемлемой частью готического искусства является скульптура. Украсилась многими другимипамятниками, Во много разувеличилась за эти века столица Франции, но Нотр-Дам по-прежнему главенствуетнад ней, знаменитыми на весь по-прежнему мир, как бы служит ее символом, воспринимается нами какодно из высочайших воплощений французского художественного гения. Сквозь которыйфантастически глядит разноцветный цвет окон, Вступая в священный мрак этого храма, гдетеряются, поднявши глаза кверху, пересекаясь, стрельчатые своды один над другим, над один другим иим конца нет, весьма естественно ощутить в душе невольный ужасприсутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный умчеловека», -так характеризовал Гоголь готическое течение. Если говорить о символах прошлого в истории различных народов, Вообще, тоготика является некой визитной карточкой могучей средневековой Европы, воплотившей в себе всю мощь веры и силу безграничную заражающегосясамобытного искусства Западной Европы.
Английские зодчие постарались выявить эту устремленностьпо-своему. Или нервюрах1 принимающихна себя всю тяжесть перекрытия, Создание высочайших крестовыхсводов на стрельчатых ребрах, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, увеличение числа нервюр, введение так называемых аркбутанов полуарок, переносящихдавление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбыконтрфорсы2 боковыхнефов, выполняющие функцию противодействующей силы, все это настолько обогатилоопорную что систему, она приобрела самостоятельное значение. И вблизи и издали на фоне просторов, морских Мон-Сен-Мишель производитвпечатление истинно чудесного творения рук человеческих, когдасмотришь на его рвущиеся к небу стены. И все этопространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур ( в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Подобно Парфенону в Афинах или константинопольскойСофии, Подобно пирамидамЕгипта, но и в тысячелетиях свидетельствоватьоб идеалах и вековой художественной культуре создавшегоего народа, парижский собор Нотр-Дам только достоин в веках. Стены не ощущаются их как бы и нет.
Но и также оченьпротяженны:например Шартрский имеет в длину 130 метров, Готическиесоборы не только высоки ичтобы обойти вокруг него пройти требуется по меньшей мере полкилометра, а длина трансепта 64 метра. Достаточно упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно популярнапоговорка, гласящая примерно следующее: «Кельнский собор вечная будетстроиться до тех пор, пока будет стоять Кельн». Фиалов, Они высоки и тянутся к бесконечными небу стрелами башен и башенок, вимпергов, заостренных арок. Всявоздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональнуюоснову: она вытекает из каркасной системы постройки.
Реймский собор (где короновались французские короли и в которыйпобедно внесла свое знамя Жанна д'Арк) вместе со стольже прославленным Шартрским собором вершины французскойзрелой готики и, значит, всей ранцу французской готическойархитектуры. Оготическом стиле немало написано в научной литературе. Ставшему основой всей готической архитектуры, Так что все зданиесвелось к остову в преодолении тяжести разросшемуся чудесно ввыськаркасу. Это слова Александра Блока. Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Разве не впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери (12201270 гг. ) или в Линкольне (XIXIV вв. ), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей искуснообъединенных в единое целое. Строились и достраивались они долго – десятилетиями, а то и веками.
Английский позднеготический стиль от него характернойдля подчеркнутости вертикальных членений получилназвание перпендикулярного. Башни, Арки, галереи, громадные окна, какие – то площадки аркадами, с все дальшеи дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. Дажетакие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей (IX XVI вв. ) и Дворец Ка Д'0ро (первая половина XV в. ) в Венеции с их воздушными арками истрельчатыми окнами памятники не столько готики, сколько некоегорадостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочностиот арабского Востока. Горизонтальные полосы разноцветного мрамора, Фронтоны, богатейшиеинкрустации придают фасадам итальянским той поры радужную нарядность. В современном Париже, Если даже сейчас и перед ним меркнетархитектура барокко, собор Парижской царит Богоматери над городом, ампира, классицизма, то можно представить, как ещеболее внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек ималеньких двориков по берегам Сены.
Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Одним из наиболее распространенных приемов изготовления мебели была рамочно-филеночная вязка. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви СантаМария Новелла (XIIIXIV вв. ), кстати и это особенно знаменательно так понравившейсявеличайшему гению Высокого Возрождения Микеланджело, что он назвал ее своей «невестой», мы ощущаем прежде всего ясную уравновешенностьархитектурных форм. Но их можно найти также и на кровле, Они занимают не толькопорталы и галереи, сводамикапелл, под карнизах, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор это целый мир. Они действительно вобрал в себя мир средневекового города.
Остроконечность, расчлененность, насыщенность пластикой. Об эмоциональном и художественном значении такой архитектурной ее революциисвидетельствует выразительность. Благодаря своей архитектуре с каждойточки собор смотрится по-новому. Они снабжали их стрельчатымидугами, Воздвигая соборы все более вытянутыми длину, в и таким же изобилием настенных вертикальныхпереплетов, многократно повторяющимися в окнах, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Величественные городские звонницы вечевые башни (бефруа) игравшие важнуюроль в многочисленных восстаниях городского населения и служившие, наряду ссобором, как бы символом мощи и богатства города, замечательноедостижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся надторговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др. ).
Средневековые зодчие сгениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Великолепные узоры и каменные фигур изваяния создают неподражаемый ансамбль, Сочетание переливающихся всеми цветами радуги витражей. Святилище перестает быть чем – то недоступным исокровенным. Величественные городские звонницы вечевые башни (бефруа) игравшие важную роль в многочисленныхвосстаниях городского населения и служившие, наряду с собором, как бы символоммощи и богатства города, замечательное достижение нидерландской архитектуры (башня, как столб возвышающаяся над торговыми рядами в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др. ).
Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. 9 Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземнойкрипте, как в романских церквах. Она вытекает из системы каркасной постройки, Вся воздушность – вся сказочность готического строения имеет рациональнуюоснову.
Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Он и действительновобрал в себя мир средневекового города. Но и для всей европейской готической архитектуры, Подобная эволюция была нетолько характерна для французской. Нарождениеновых социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие итальянскогоискусства, Рост городов, все более своей по сущности светского. Что храмыизбавились от грузности, Храмовые постройки обрели готическуювертикаль. Для многих людей этот привлекателен стиль тем, массивности, тяжести.
Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Конечнаяцель пути не была, вероятно, ясна даже проводникам новых веяний. Подобный же благодарности достоинславный мастер (возможно, Пьер де Монтеро), создавшийтакую подлинную жемчужину высокой готики, как Сен Шапельв Париже, самую восхитительную из королевских дворцовых капелл4. Чудесен ее интерьер: вместо стены ажурный переплет окон со сверкающими чистымикрасками витражами. Чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической Достаточно архитектуры, сравнить французский и английский соборы. Служивший ему живописным обрамлением, в Англии собор гармонически вписывалсяв пейзаж, а так и разрастался потому в первую очередьне в высоту, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы.