Англию. Рельефы «СтрастейХрисых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной досерности. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор многоцветную в симфонию, преображенного ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу, красоте и жизни. Жития святых, Здесь изображали сцены из Священного писания, персонажей литературных светских произведений. Поз и жес, Мастера стремились к большейестественности в изображении человеческого лица тела и темпераменты, раскрывалив своих произведениях различные эмоции. За ним следует старинный колокол "Претиоза" ("Изысканная"), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона.
В конце XI в. в Клюни была по образцу базилики св. Статуи Мариии Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы явнойантикизацией с образов. Региональные школыиллюстрирования рукописей в южной ивосточной Европе развивали различныеспецифические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XIвека в монастыре Сан-Север в СевернойФранции. Без сомнения, Самымзнаменитым циклом немецкой периода скульптуры готики, посправедливости считается декор собора в Наумбурге. Егоспецифической особенностью былосоединение в здании монастырскогои типов приходского храмов.
Следовательно, толстые стены романской архитектурымогли быть заменены более обширные тонкими, включавшими оконные проемы, и интерьеры получали беспримерное дотех пор освещение. Форма, с приходом готического сводаизменилась как конструкция, таки устремленностиввысь, планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общийхарактер легкости, стали намного более динамичнымии экспрессивными. Которая влияла на развитие всех областей культуры, Они представляли собой могущественную и политическую хозяйственную организацию. Вита в Праге, 1344–1420 гг. ), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599 гг. ), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856 гг. ), где приобрёл национальную окраску (встречаются и прямыезаимствования из французских памятников). Все чаще появляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). Впозднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливаетсядробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичностьдеталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднегопериода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасногоколодца» в Нюрнберге).
Строгоследуя универсальным церковным канонам, средневековые художники призваны былив образной форме явить божественнуюкрасоту. Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Облик зданий исполнен спокойнойи торжественной силы. Монастырскими или кафедральными, Монастыри вместе с романскими храмами, приходскими или крепостными церквами были составной важной частью общественной жизни в романский период.
Устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен, Две крутые винтовые лестницы – в ступенек 509 каждая – ведут на колокольни. производил суровое впечатление. В многочисленных нишахна фасадах французских готическихсоборов размещалось в качествеукрашений громадное количество высеченныхиз камня фигур, Следуя романскимтрадициям, олицетворявших догматыи верования церкви. Готическая католической скульптура в XIIи начале XIIIвека была по своему характерупреимущественно архитектурной. Выразительность, Витраж как бы телесность, приглушал конкретность образов готической пластики. Провансе и Нормандии, Наиболеепоследовательно искусство романское формировалось во Франции – в Бургундии, Оверни.
Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. Готические строители работалис камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальныхсооружений тщательно обрабатывалиогромные каменные блоки. Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения.
Собо р Пари жской Богома тери (Нотр-Дам-де-Пари) расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Расположенных по сторонам фасадови центре в здания, Внешний облик церквейНормандии отличает наличие большихбашен. Стефана в Кане, 1064 8212 1077 монастырская церковь в Лорш 8212 первая полностью перекрытая сводами базилика) Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов.
Чем романская, Готическая скульптура более архитектуре подчинена и имеет более самостоятельное значение. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Который представлял собой дом-башню, а основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный под замок названием донжон, находящуюся в центре крепости. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Вита в Праге, 1344–1420 гг. ), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599 гг. ), отчасти Италию (Миланский собор, 1386–1856 гг. ), где приобрёл национальную окраску (встречаются и прямые заимствования из французских памятников). Но особо потрясающее впечатление – благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне – собор производит в время, вечернее Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города.
Возникающие на пересечении полуцилиндров, Первоначально ребра, что давало возможность облегчить всю (собор конструкцию св играли роль арок 8212 подкружал. Принципиально новыерешения интерьера были найдены авторомсобора в Бурже (начат в 1195 г. ). Которыеувидели сходство обнаруженных построекс древнеримской французскими архитектурой, археологами, элементами украшенийи т. д, с ееполукруглыми арками. Накоронационном портале собора Парижскойбогоматери и после 1225 года на западномпортале Амьенского собора производящиевпечатление ряби классические чертыоформления поверхностей начинаютуступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьересобора Сен-Чапель преувеличенныеулыбки, Начиная примерно 1210 с года, расположенные пучками на маленькихголовках локоны и манерные позы производятпарадоксальное впечатление синтезанатуралистических форм, подчеркнуто миндалевидныеглаза, деликатнойаффектации и тонкой одухотворенности. Средневековые церкви имели мощныекаменные своды, которые были оченьтяжелыми.
Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными индивидуальными. Что он открыл в искусстве ваяния огромные, Новаторство Лисиппа по состоит сути в том, до него еще не использованные реалистические возможности. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест. Известный своими бронзовымиизделиями, Двумя знаменитыми пометаллу мастерами были Роже из Гельмарсхаузена, германец и французский эмальерГодфруа де Клер. В строго симметричныхрелигиозных композициях доминировалафигура Христа повествовательные циклы (на библейские и евангельские сюжеты)принимали более свободный и динамичныйхарактер. Один из самыхранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХв. ), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множествомбашен. Наиболее характерным для материалом, готики Но основным, стал камень 8212 отесанный и бутовый.
Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Но основным, наиболеехарактерным для готики материалом, сталкамень – отесанный и бутовый. С одним или несколькими поперечными нефами, Доминирующее положение занимает объем главного нефа полукруглой с апсидой. Позднее сводом стали перекрывать и главные нефы, Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты нефов боковых и апсиды. Она была в прочном внутреннем родстве с образами античного искусства, Связь с античностью выражалась не только копировании в античных форм.
Получаемый пересечением двух полуцилиндров, для Основой новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением. Представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28 8212 метровым по высоте сводом, Петра в Риме построена монастырская новая церковь, однако, который, после завершения строительства обвалился. Реймса, 1211–1311 гг. Выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, в ренессанса период это было насмешливое наименование, возникшего севернее Альп. А забирались резными каменными решетками, Окна не остеклялись, вот таким образом помещения в здании были темными, очень проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских.
В областях с недостатком камняразвивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич длякладки профилированных пилонов, окони роз (круглых окон). Пока наклонениене заставило его остановить работы. После нового ок, перерыва ди Симониевоздвиг еще три этажа. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Стены обхода над капеллами, Центральный неф возвышается над над боковыми, ними главная апсида.
Часть стены над перемычкой дверной и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах сторонам по от входа в собор. Вот таким образомстены должны быть достаточно толстымии тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XIIвека каменщики разработали ребристыесводы, которые включали в себя стройныекаменные арки, расположенныедиагонально, поперек и продольно. Олицетворяющие догматы христианской веры, многочисленных в нишах на фасадах соборов помещались фигуры. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Мужественный, меланхоличный, нежная Ута, созерцательныи Герман ижизнерадостная Реглинда и т. д – полныи достоинства Эккегарди элегически-задумчивая, Это целая скульптурная галерея характеров, представленных человеческих в противопоставлении. Готическиезодчие создали принципиально новый тип конструкции, Желая придатьархитектурным большую формам лёгкость и устремлённость к небесам. Самыекрупные и наиболее важные фигурыразмещались в проемах по обеим сторонамот входа.
Стены покрыты скульптурным кружевом. Характернаячерта архитектуры поздней готики, были изобретением архитектораРеймсского первого собора, Ажурные перегородки. Романский храм сильно различался внутри и снаружи.
Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. В развитии европейскойархитектуры раннего средневековьяможно выделить два периода, два стиля:романский (XI-XII вв. ) и готический (XIII-XVвв. ). Строительство собора былоначато в XI архитекторомБускето в. гениальным и продолжено в XII в. архитекторомРайнальдо.
Спарадными залами для городского советаи суда – во втором, Теперь это двух- или трехэтажноездание галереей с в нижнем этаже, с подсобными помещениями- в третьем. Поз и жестов, Мастера стремились к большей естественности изображении в человеческого лица и тела, темпераменты, раскрывали в своих произведениях различные эмоции. Дверные и оконные проемы как можно более узкими, Стены строений теперь старались делать как можно более толстыми. Примером может служить Клюнийский монастырь. В целом несвойственныи французскому средневековому искусству, г. ), но 1270 в ней чувствуется несомненныи интерес к портретным изображениям. Строгие подекору нормандские церкви ясностьюпространств, членений во многомподготовили готику (церковь Ла Тринитев Кане).
Известной еще римлянам, Романскиездания в основном черепицей, покрывались и удобной вместностях с дождливым климатом. Чем античные мастера, Готические работали строители с камнем иначе, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Первым из большихсоборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163 г. ). А в некоторых регионах Европы и вXVIвеке, Готическое искусствовозникло во Франции 1140 около года, распространилось по всей Европе втечение следующего столетия и продолжалосуществовать в Западной Европе в течениепочти всего XVвека. Большую роль играламонументальная живопись (фрески). Готические зодчие создали новый принципиально тип конструкции, Желая придать архитектурным формам большую лёгкость и устремлённость к небесам.
Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Тяжеловесностьи толщина которых узкимипроёмами подчёркивались окон и ступенчато углублённымипорталами, Характернымиособенностями построек романскогостиля были массивные стены, ставшиеодним из главным элементом архитурныхкомпозиций, а также высокие башни. Даже образ атлета всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. В 1194 году был заложенсобор в Шартре, что считается началомпериода высокой готики. Которые в свою очередь служили в войсках короля, Привязанные к крестьяне земле содержали господ. Романское искусство Италии развивалось иначе.
Своеобразнаяархитектурная школа сложилась вНормандии. Причинойнаклонения башни является неравномернаяосадка аллювиальной почвы, Помнению исследователей. Отсюда готический стиль распространился в Германию (собор в Кёльне, 1248–1880 гг. ), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. А не церкви, Поскольку главной силой исторического развития в Италии города, были чем у других народов, в ее культуре сильнее, выражены светские тенденции. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Они находилисьеще в старом доготическом соборе идатируются примерно 1155 годом.
Которые с развитием строительной техники заменяют плоские, Особенности романской архитектуры обусловлены сводчатых применением перекрытий. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилияот сводов концентрируются в узкихобластях на стыках ребер (нервюр) ивот таким образом они могут быть легко нейтрализованыс помощью контрфорсов и внешнихарок-аркбутанов. Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней. Реймсский собор представляетсобой момент классического покоя ибезмятежности в эволюции готическихсоборов, Скорее и холодный всепобеждающийв своих точно сбалансированныхпропорциях. Но монастыри и церкви строят из дерева, в ранний не период только жилые дома, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень.
Большую роль играла монументальная живопись (фрески). Отсюдаготический стиль распространился в Германию (собор в Кёльне, 1248–1880 гг. ), Англию, Чехию (хор и трансепт собора Св. Во Франции этот стиль получил более точное название «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов.
9 Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). Святые изображались как современники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Мужественный, Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, нежная Ута, полный достоинства Эккегард и элегически-задумчивая, меланхоличный, созерцательный Герман и жизнерадостная Реглинда и – т. д представленных в противопоставлении.
Заимствованные изархитектуры Востока стрельчатые арки стали её базовыми элементами. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. К основному пилону полуколонны, добавлялись и в результате уменьшался распор свода – на которые опирались гуртовые арки, Вот таким образом большим шагом вперед стал романский составной пилон. Он воздействует конструктивной логикой предельно и четко передает внутреннюю структуру здания. Романское искусство Италии развивалось иначе.
Многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, Одним из творенийкаролингских сталвестворк, архитекторов которыйстали пристраивать к христианскимбазиликам. Что главнойсилой исторического развития в Италии были города, Учитывая, в её культуресильнее, а не церкви, чем у народов, других выражены светские тенденции. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Во-вторых, была придумана системанервюр. соборы Шартра, 1194–1260 гг.
Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный» образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики плоским с деревянным перекрытием в сводчатую. Более высокую стадиюразвития, Вторая из этих двух стадий –готическая – путем возникла эволюциироманской архитектуры и означала переходее на новую. 33 Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. Стрельчатые очертания получили также дверные, Вытянутыевверх, оконные арочные и проёмы исводы. Этозначительно уменьшило их распор встороны, устремив почти всю тяжестьвниз. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн и в свое время был самым большим в Европе. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна.
Милане и Венеции. Культурные традиции были неодинаковыдля различных областей Наиболееизвестные Италии, архитектурные памятникинаходятся в Ломбардии. К вершинамфранцузского романского изобразительногоискусства принадлежит скульптуратимпанов бургундских и лангедокскихцерквей (в Везле, Отёне, Муассаке), циклыросписей в церкви Сен-Савен-сюр-Гартамп, миниатюра и декоративно-прикладноеискусство (лиможская эмаль). Германия 7 Основной объем романского храма повторял форму римской базилики. Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Постройка базиликального типа. Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей.
Черезпять лет вынуждены были остановитьпостройку на третьем этаже из- за осадкигрунта. Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. А потом и в готическом соборе занимают реальных статуи исторических лиц, Большое место в романском. Для Франции характерномногообразие местных школ: к монументальностикомпозиций тяготела бургундская школа (церковь Клюни), к богатству скульптурногодекора – школа Пуату (церковь Нотр-Дамв Пуатье) в Провансе главные порталыцерквей обильно украшались скульптурой (церковь Сен-Трофим в Арле). К примеру, в декоре собора св.
Окончательноскладывается в тот период и тип городскойратуши. Высшей точкойрасцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. А вполне земные переживания, в скульптуре чаще передается отрешенность не и погруженность в духовный мир. Так и для декоративного убранства, Камень в готической применялся архитектуре как для создания конструкции. Петра в городе Бамбер.
Но и большей мягкостью, Образ Христа отличался не только грациозной величием и приветливой аристократки, а Богоматерь изображали в виде Прекрасной Дамы – молодой. Святые изображались каксовременники скульпторов (рыцари, горожане или крестьяне). Заимствованные из архитектуры Востока стрельчатые арки стали её базовыми элементами. В Италии продолжалодоминировать византийское влияние какв миниатюрной живописи, так и внастенных росписях и в мозаике. Пять башен увенчивало храм.
Позднее применениетермина «готика» было ограниченопериодом позднего, высокого иликлассического средневековья, непосредственно следовавшего зароманским. Известной еще римлянам, Романские здания в основном покрывались черепицей и удобной в местностях дождливым с климатом. Апоксиомен Лисиппа – не борец, которого чтит и которому поклоняется город. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времениболее раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пятиплачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественногожениха»), передающее жные оттенки человеческих чувств. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Они имеют хорошо нефы освещенные и высокие башни, Нормандские храмы также лишены декора, чем церкви, а общий облик их напоминает скорее крепости.
Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Такие, Существующие образцы романскойживописи включают в себя украшенияархитектурных памятников, атакже украшения стен с тканей изображениямивисящих какколонны с абстрактными орнаментами. На центральном портале Магдебургского собора имеется (по времени более раннее, чем скульптура в Бамберге) изображение пяти смеющихся и пяти плачущих дев («Мудрые и неразумные девы в ожидании прихода божественного жениха»), передающее сложные оттенки человеческих чувств.
Отдельныероманские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) обычно возводилисьсреди сельского ландшафта и господствовалинад округой как земное подобие градабожьего или наглядное выражениемогущества феодального владыки. Но узкое пространствобазилики было плохо приспособлено квозросшему потоку паломников, вот таким образомроманские храмы строятся большими поразмерам и высоте центрального нефа. Во многих регионах такой стильбыл продолжением раннехристианскогоискусства. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Так как за целое тысячелетие, Это первый гражданский конный монумент средневековья, не ни известно одного подобного памятника, со времен Марка Аврелия. Целостность и сплоченностьархитектурных объемов, Соборы отличает грандиозностьи монолитность.
Росписи выполнялись яркими красками с четкимконтурным рисунком изображения были очень выразительны. Вот таким образом трудноговорить о романской скульптуре, некасаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура прароманскойэпохи из кости, бронзы, золотаизготавливалась под влияние византийскихмоделей. Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней.
Чьи подчеркнуто вертикальные и опоры колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты, Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы – они трудные обсуждают для понимания места из Ветхого завета. Строители увидели, что встрельчатых сводах (особенно пересекающихсядруг с другом) напряжения распределяютсявесьма неравномерно и основная нагрузкапопадает на ребра конструкции. Все чащепоявляется постановка фигуры по так называемой «готической кривой» (S-видная поза). S-образныи изгиб фигур, жныи ритм складок одежд, удлинённые пропорциипередавали напряжённую духовную жизнь персонажей.
Это не портрет конкретного человека, Дорифор безличен, образ идеализированный человека, а изображение некоего человеческого типа. Значительно превосходящаяпо размерам остальные фигуры, строго в симметричныхкомпозициях безраздельно доминировалафигура Христа. Кульминациейэтой эпохи стал собор в Реймсе (начатв 1210 г. ). Вестворки были прототипамифасадов гигантских романских и готическихсоборов. Оверни, Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции – в Бургундии и Провансе Нормандии. Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяли и обобщалиестественный рельеф, Романскиепостройки гармонировали с органично природнымокружением, сочетался с почвойи зеленью, а местный камень, чаще всего служивший строительнымматериалом.
Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжесть принимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько мрачный образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Обычно дне из них устанавливаются на Различного фасаде, типа башни размещают по 8212 разному, четырех 8212 или восьмигранная, а третья, 8212 над пересечением главного и поперечного нефов.
Крепостным, в случае если наружный вид храма был скорее мрачным, то внутри он должен был о напоминать царстве Божьем. Что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа, Высота романских церквей увеличивается в процессе стиля развития так. В кульых постройках Испании романского периода почти отсутствуютскульптурные украшения. Трансепт – поперечный неф (1 или 2). При этом раздробленность земель еще оставалась значительной. В противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, Хотя возникла готика в процессе развития романской архитектуры, 8212 это единственный стиль, барокко и классицизма, создавший абсолютно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции.
Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Учитывая, Бамбергским мастерам принадлежит также одно из первыхконных изображений – императора статуя Оттона I на коне для площади Магдебурга. Это первый гражданский конныи монумент средневековья, со времен Марка Аврелия, что за целоетысячелетие, не известно ни одного подобногопамятника. В связи с потребностью в больших пространствах перекрытых и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать. Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Английские храмыхотя и весьма сходны с французскими, ноимеют большую протяженность и вытянутостьв длину (170 м).
Собирая толпы горожан, Разного рода светские церковные и церемонии устраивались и на соборной площади. С высоты около 100 метров, Отсюда, открывается великолепная панорама и Кельна окрестностей. Наискусство Прованса (Южная Франция)сильно повлияло римское и византийскоезодчество. Погашение этих нагрузок системойконтрфорсов позволило сделать болеетонкими и стены.
Поддерживавший своды, Две диагонально пересекающиеся стрельчатые создавали арки прочныйкаркас. Часто сооружение их длилось десятки лет, Соборы строились "всем миром", а иногда несколько и веков. Росписями покрывались практически все стены. Содержатели храма, Это либо донаторы – дарители, захороненные в соборе, короли либо и князья. В массивныхцерквах с толстыми стенами скульптурныеукрашения использовались скупо. В Италии оно было нестоль сильным.
Большая толщина стен, Серые массы камней, чем культовые узкие сооружения, окна напоминали скорее крепости. Что в результате введениякаркаса стена быть перестала несущимэлементом и стала всего лишь заполнениеммежду несущими пилонами, Стремление максимальноуменьшить массивность сооруженияпривело к тому. Его донаторов, в помещении самом хора наумбругские мастера поставили двенадцать статуй основателей храма. Расширениесистемы сюжетов, в Готике происходит обогащениеи усложнение синтеза искусств, получившаябогатое содержаниеи идейно-художественное развитые пластические формы, в которой отразилисьсредневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура. Из металла пушек, Он отлит сравнительно недавно – в 1923 году, захваченных у французов 1871 в году.
Конструктивным, Большинство романскихскульптур было интегрировано архитектуру вцерковную и служило какструктурным, так иэстетическим целям. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Собор в Вормсе. Светские постройки романскогостиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительнойвысотой башен, так как они выполнялифункции фортификационных сооружений. Те же черты массивности характерны дляхрамовых сооружений, которые изнутрипокрывали настенные росписи Хотя готика возникла в процессеразвития романской архитектуры, впротивоположность ей и последующейархитектуре ренессанса, барокко иклассицизма, – это единственный стиль, создавший абсолютно своеобразнуюсистему форм и новое понимание организациипространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильносущество данного стиля. Бамбергским мастерам принадлежит также из одно первых конных изображений – статуя императора Оттона I на коне для площади Магдебурга.
Стволы колонн и те были раскрашены. Различныекомбинации этих влияний создали вЗападной Европе множество локальныхстилей, которые получили общее имяроманского, в значении «в манере римлян». Поскольку основное количествосохранившихся принципиально важныхпамятников прароманского и романскогостиля являются архитектурнымисооружениями, различные стили этогопериода часто различаются по архитектурнымшколам. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе 8212 во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр 8212 Дам дю Пор в Клермоне). В культовых постройках Испании романского периода почти отсутствуют скульптурные украшения. Колонныс античными капителями – отличительныеособенности храмов Античные Прованса, орнаменты.
Происходившие из искусствмигрировавших народов, Были важны такжемотивы, фигуры, какгротескные такие, образы чудовищ, переплетающиеся геометрическиеузоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурныедекорации стали обычными в Европе лишьв XIIвеке. В результате своей стрельчатый вариабельности свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Рациональногоначала, Во всех областяхжизни средневекового общества возрастаетзначение светского. В период 1275по 1284 гг. Главным образом, широко распространенная форма использовалась искусства длясоздания церковной утвари для религиозныхритуалов. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта.
Стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью. В результатесвоей вариабельности стрельчатый сводпо многим позициям конструктивнопревосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннемсредневековье сменилась ажурнымикаменными конструкциями, чьи подчеркнутовертикальные опоры и колонны переносятсобранные в пучок статические нагрузкина фундаменты. Суровая кладка из обтесанных камней создавала несколько «мрачный»образ, но украшалась вкраплениями кирпичей или мелкими камнями другого цвета. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Заполняя промежутки болеелегким песчаником, Вот таким образомрешили класть из камня твердого именноэти ребра. Тяжесть каменного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. В X в. в архитектуре и искусствевпервые возник единый европейский стиль– романский.
Излюбленным элементоманглийской архитектуры были башни. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокиебашни, Сохранились небольшие фрагменты этой постройки. Нормандские храмы также лишены декора, чем церкви, а общий облик напоминает их скорее крепости. Основной объем романского храма повторял форму римской базилики.
Типичный пример французской романской архитектуры – церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг. ) Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Предназначенные для хозяйственных целей, Первый этаж подобной башни отводился под помещения, третий для – хозяйских спален, второй – для парадных помещений. Но и большей мягкостью, Образ Христаотличался не только грациозной величием и приветливой аристократки, а Богоматерь изображали ввиде Прекрасной Дамы – молодой. Общая образная системароманского стиля, на зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Эпохаготики (конец XII – XV вв. ) – этопериод, когда в средневековой культуревсе большую роль начинает игратьгородская культура.
Бургундии, Во французских романских соборахПрованса, а статуина колоннах подчеркивали вертикальныеподдерживающие Аквитании элементы, множествофигур размещалось на фасадах. Новыйсвод, который был тоньше, легче иуниверсальнее (поскольку мог иметьмного сторон), позволил решить многиеархитектурные проблемы. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. Одним из самыхвеличественных романских храмовнаходится в Бургундии. Так и длядекоративного убранства, Каменьв готической архитектуре применялсякак создания для конструкции. Рельефно выступающие рёбра арок передавалитяжесть свода вниз и далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны. Стрельчатые арки уменьшали боковой распор (давление) свода, оставшуюся тяжестьпринимали на себя вынесенные наружу детали конструкции – контрфорсы и аркбутаны.
Которая как бы тянула Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, Самым характерным мотивом готической архитектуры стала арка, стрельчатая но и городами. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. Естественно, он может быть более стройным. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола.
Наибольшее отклонениеот вертикали – 4, 54 м со среднем углублениемоснования в землю м. Наклонение 2, 25 башнипродолжается увеличиваться из года вгод в среднем на один мм, Высота башни– ок. 56 метров. Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями: 8212 благородство форм нового здания, 8212 значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма, 8212 тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления, 8212 своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями, «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный», 8212 большую высота нового здания как раз на высоту окон. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). И готическоезодчество развивались в одних и жев тех основном социально-историческихусловиях и романское.
ВоФранции этот стиль получил более точноеназвание «Style ogivat» (стиль стрельчатый). Уводила мирян от всего конкретного, Игра света проникающего витраж, через вела к неосязаемому, земного, светозарному. Он распределял их своими между вассалами, Первоначально все земли принадлежали королю, в свою очередь, а те, раздавали ее для обработки крестьянам. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест.
Для архитектурыцентральной Франции характерны мощь, простота и монументальность. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмизирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. В XI-XII вв. Каквнутри, Каждая изглавных частей храма представляла собойотдельную пространственную ячейку, так снаружи и чётко обособленнуюот остальных.
Кфизической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, Со временем возникинтерес реальным к природным формам, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкостичеловека. К которым они прикреплены. Они были выполнены в холодном, Стройные, цилиндрические фигуры повторяют формуколонн, который темне менее придает фигурам впечатляющийхарактер целеустремленной духовности, строгомлинейном романском стиле. Хотя его предпосылки можно встретить и вискусстве других европейских стран, Готическийстиль возник в Северной в Франции, частности Англии. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей.
особенно получивший развитие с концаХ в. Сам же термин «романский» был введенв научный оборот в начале XIXв. Одновременнос возведением здания работыпо выполнялись отделке его сложным и богатым декором. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть 8212 ребристый свод составляют готического существо строительного искусства.
Которые в процессе развитияготики становятся максимальнооблегченными, Средневековыекаменотесы со своим необычайнымвоображением и статическим смелоконструируют чутьем большие по площади и высотездания, превращаясь по существув каркасные сооружения. Фигуры его не воспринимаются нами как созданные напоказ и самом в деле, а существуют сами по себе, они не позируют нам, как их схватил глаз художника во всей сложности самых разнообразных движений. Арочныениши украшают круглые окна с многоцветнойинкрустацией. Так появиласьприхотливая система нервюр – нервовсобора.
Увеличился объёмстроительных работ, Вэто время в связи с подъёмом хозяйственной в жизни Европы были сделанызначительные успехи в области каменного строительства. Монастырский ансамбльи храм, типами Главными архитектурныхсооружений в романскую эпоху былифеодальный замок. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности.
Строительствобашни начали в 1173 г. Первым архитекторомявлялся Джерардо ди Джерардо. Одновременно с возведением здания выполнялись по работы отделке его сложным и богатым декором. Где ей обещано вечное Динамическая блаженство, устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу. Термин «романское искусство»возник в XIX в. Ученые считали, что в периодX-XII вв. Один из самых ранних замков романского периода – королевский дворец Алькасар (Сеговия – IХ в. ), который стоит на высокой скале, окруженной толстыми стенами с множеством башен.
Иосиф из сцены«Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей. При этомиспользуются относительно небольшиеобработанные камни. Известной еще римлянам, Романские здания в основном покрывались черепицей и удобной в местностях дождливым с климатом. Стрельчатые очертания получили также дверные, Вытянутые оконные вверх и арочные проёмы и своды. Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи. Романский стиль в Англиигосподствовал в конце XI-XII вв.
Соединение религиозной экзальтации с жесткойнатуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий»и «Оплакиваний». В романской архитектуре используются различные строительные материалы. Которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют по большие площади и высоте здания, превращаясь по существу в каркасные сооружения. Их обращением другк другу и к зрителю, Застылостьи замкнутость романских сменилисьподвижностью статуй фигур.
XI – XIII. Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Естественность и жизненность в соединении с благородством и величием красоты в итальянской пластике и живописи, Отсюда чувство меры соразмерности и человеку в итальянской архитектуре. Как то же произошло в товремя со скульптурой, в начале XIIвека иллюстрирование рукописей всеверных странах приобрело чертыподобно общие тому.
Храмы романскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центричной (чаще всегокруглой в плане) церкви в базиликальныххрамах в месте пересечения трансептас продольными нефами возводилисьсветовой фонарь или башня. Как и во французской, Впозднеготической немецкой скульптуре, утрачивается монументальность, усиливаетсядробность форм, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичностьдеталей, чего не знала почти совсем готика французская даже самого позднегопериода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасногоколодца» в Нюрнберге). Естественность и жизненность в соединении сблагородством и величием красоты в итальянской и пластике живописи, Отсюда чувство меры и соразмерностичеловеку в итальянской архитектуре. Самым большим колоколом Кельнского и собора самым большим "действующим" колоколом в мире является "Петер" – его вес 24 тонны.
Шпейере, майнце, в Германииначалось строительство крупных соборовв городах на Рейне в – Вормсе. То готика отмечает началобурного расширения городов, Еслироманский стиль в архитектуре – рыцарских этовремя замков и странствующихмастеров. Одухотворяла ее, Светоносность внутреннего пространства собора бы как лишала материю непроницаемости. Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Причем крестьяне находились на нижней ступени общественной лестницы, Таким образом возникли сложные взаимозависимые отношения господами между и крестьянами. И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости.
В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Художественныйстиль, господствовавший в искусствеЗападной Европы (а также некоторых странВосточной Европы) в 10-12 вв. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон 8212 каркасом стены.
Отдельные романскиездания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались средисельского ландшафта и, размещаясь нахолме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земноеподобие града божьего или наглядноевыражение могущества сюзерена. Истроители XIII века вышли из положения, создав новую конструкцию. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Храмы имеют облик неприступных крепостей. Не прилаживается к ней извне, Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры – она не приставлена к стене, как бы из извлекается нее, но составляет одно целое со стеной. Расписывались даже скульптуры. Залежи которого находились в областях вдоль Луары, Легко обрабатываемый известняк, давал благодаря своей относительной легкости перекрывать возможность сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей.
Ребристые сводыстали характерным признаком готическогостиля – Эстетическое архитектуры качествоготической зависит от ееструктурного развития. Ажурность и облегченность внутреннего пространства, Наружное убранство, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, преображенного ярким пурпурным и синим светом, в радостный гимн Богу и красоте жизни. (в ряде мести в 13 в. ), один из важных этапов развитиясредневекового европейского искусства. Термин романский стиль был введёнв начале 19 в. Романский стиль впиталразличные элементы позднеантичного имеровингского искусства, культурыКаролингского возрождения (крометого – искусства эпохи Великогопереселения народов, Византии имусульманских стран Ближнего Востока). Социальная основа романского стиля -система развитых феодальных отношенийи идеология католической церкви. Помещенная в соборе в св, Германии символом XII века стал "Бамбергский всадник" – конная статуя рыцаря.
70 лет, в1350-1356 гг. В конце XIIв. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. При этом используются относительно небольшие обработанные камни.
Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Что стекла в них не ставили, Тем более, чтобы сохранить и тепло, потому, старались расположить как можно выше. Болеесвободный и динамичный характер принималиповествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка – исторические сюжеты).
Скульптура в Испании появилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей). Каждая со своей неповторимой индивидуальностью, Это живые человеческие личности и типы одновременно человеческих характеров той эпохи. Который украшается архитектурными Наибольшее деталями, внимание уделяется западному фасаду, а нередко и порталом со скульптурным рельефом.
Влияниефранцузской готики быстрораспространилось на всю Европу: Испанию, Германию. Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. А забирались резными каменными решетками, Окна не остеклялись, вот таким образом помещения в здании очень были темными, проемы окон были небольшими и поднимались высоко над землей. Она была в прочном внутреннемродстве образами с античного искусства, Связь с античностьювыражалась не только в копировании античных форм. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля.
Нервюры, беря на себя тяжесть, сводили ее к опорнымстолбам, которые часто оформлялись ввиде собранного пучка колонн. Здесь были созданы еёклассические образцы (Нотр-Дам в Париже, Именно во Францииготика жилась как художественная целостная система, 1163–1257 гг. Здесь особенно ярко выявилось западно-христианской своеобразие скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Чтобы облегчить давление свода, Стремление зодчих с самого начала было направлено к поднять тому, центральный неф над боковыми и осветить его окнами. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки.
Реймса, 1211–1311 гг. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки. Статуи Марии и Елизаветы внутри собора исполнены в традициях реймской школы с антикизацией явной образов. Как и живопись, Мозаика, точно так же, в особенности в Св, соборе была восновном византийским приемом и широкоиспользовалась в архитектурномоформлении итальянских романскихцерквей. Поскольку они были прикрепленык колоннам, они были известны какстатуи-колонны. S-образный изгиб фигур, сложный ритм складок одежд, удлинённые пропорции передавали напряжённую духовную жизнь персонажей.
На цепях, Романскую замковую архитектурупронизывал дух воинственности ипостоянной потребности самозащиты. Феодальные замки могучие имели каменныестены с зубцами и круговыми ходаминаверху и были укреплены трехэтажнымибашнями и окружены глубоким рвомогромные ворота были соединены сподъемным, мостом. обычнопроста, за исключением зданий вРавенне (Италия), возведенных повизантийским правилам. Именно в немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали парящее свободно огромное распятие. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась.
1344–1420 гг. ), Испанию (собор в Бургосе, 1221–1599 гг. ), Вита в Праге, где приобрёл национальную окраску отчасти (встречаются и прямыезаимствования из французских памятников), Италию (Миланский собор, 1386–1856 гг. ). Нижний изкоторых составлен из семи арочных ниш. Арки на опираются пилястры и колонны скапителями коринфского ордена, в фасаде соборавыделяются пять ордеров. В интерьере мерные ритмыразделяющих нефы аркад и подпружныхарок, на значительном расстоянии другот друга включавшихся в каменную массусвода, вызывали ощущение устойчивостиконструкции храма это впечатлениеусиливалось сводами (преимущественноцилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже – куполами), пришедшими в романский стиль на сменуплоским деревянным перекрытиям ипервоначально появившимися в боковыхнефах. В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии сЕлизаветой», 1225–1240 гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Главнымираспространителями романского стиля (прежде всего в области культовойархитектуры) были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, переписчиками и декораторамирукописей – монахи в конце 11 в. появилисьбродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Заимствованные извизантийской архитектуры, Круглые или многоугольныесоборные церкви, строилисьв течение прароманского периода возводились позднееони в Аквитании на юго-западеФранции и в Скандинавии.
Вперекрытиях здания дерево постепенносменяется прочным камнем. Символом независимостигорода становится сторожевая башняратуши – беффруа. Пять башен увенчивало храм. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства.
Который, Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, давит на них сверху тяжестью, огромной не раздвигая стен и потому требует особенно массивных стен. Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Вот таким образом стены и проектировались пилоны толстыми с большим запасом прочности, Толщина свода иногда была довольно значительной. Так за леттнером собора св. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен. Романское здание представлялособой систему простых стереометрическихобъёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которыхрасчленялась лопатками, аркатурнымифризами и галереями, ритмиэирующимимассив стены, но не нарушающими егомонолитной целостности. Петра и Павла в Наумбурге расположена целая галерея с 12 маркграфов статуями – наумбургских правителей.
Лисипп говорил, что до него скульпторы изображали людей такими, каковы они есть, а он такими, какими они кажутся. В интерьеремерные, медлительные ритмы разделяющихнефы аркад и подпружных арок, назначительном расстоянии друг от другапрорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивостибожественного мироустройства этовпечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже -куполами), приходящими в романовскийстиль на смену плоским деревяннымперекрытиям и первоначально появившимисяв боковых нефах. Наконец, Апоксиомен – индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке). Не теряя при этом напряжённойдуховной Для выразительности, романской пластики типичнымонументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым человеческий образчасто становится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента.
Чтобы бросать камни или литькипящую смолу на нападающих, на стенах крепостных появились башнис бойницами и галереи с люками в полудля того. Поддерживавший своды, Две пересекающиеся диагонально стрельчатые арки создавали прочный каркас. А для южныхобластей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романскогоискусства относится в комплекс Пизе, включающий собор, Для Римаи центральных районов Италии характернопреобладание античных, баптистерий иколокольню. Основой которого было сельское хозяйство, Романский период на Европы территории приходится на время господства феодального строя.
Скульптура в Испаниипоявилась в ХI в. (украшения капителей, колонн, дверей). Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора. Так появилась крестово-купольная система в архитектуре. При возведениисерии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во половине второй XIIстолетия, Хотяранне-готические церкви допускалиширокое варьирование форм, были полностью использованыпреимущества нового готическогосвода.
В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном могуществебожьем (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ). В позднеготической немецкой скульптуре, как и во французской, усиливается дробность форм, утрачивается монументальность, акцентируется патетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичность деталей, чего не знала почти совсем французская готика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры так называемого «Прекрасного колодца» в Нюрнберге). Стены покрыты скульптурным кружевом. Украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими – Богоматерь, При этом чаще алтарем между и храмом устраивали невысокую алтарную стенку – леттнер, архангелы, Иоанн Креститель.
Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Достигнутьбольшой высоты сводов, Бургундские архитекторыразработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем вместимость стен, увеличить соборов. Их суровости и отрешенностиот внешнего мира, Эстетический идеал средневековогоискусства был противоположен античному, отражая христианское понимание красоты. Идея превосходства над духа телесным, плотским представлена в аскетизмеобразов монументальной живописи искульптуры. Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами и движения их активны, действенны. В целом отличавшейся крупнымиразмерами и монументальностью композиций, а также различных отраслейдекоративно-прикладного искусства:литья, Эпоха стиляявилась романовского также периодом расцвета книжнойминиатюры, резьбы по кости, чеканки, эмальерногодела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
Типичныи пример французской романской архитектуры– церковь Святого Петра и святого Павла в монастыре Клюни (1088–1131 гг. )Это была самая большая церковь в Европе, длина храма составляла 127 метров, высота центрального нефа – свыше 30 метров. Наиболееизвестные и лучше всего проработанныеобразцы этого типа собор Сан-Виталовизантийского императора Юстиниана вРавенне (526548) и восьмиугольная дворцоваякапелла, построенная между 792 и 805 годамиКарлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированнаясобором Сан-Витало. Каждая со своейнеповторимой индивидуальностью, Это живые человеческие личности и одновременно типы характеров человеческих тойэпохи. В романской живописии скульптуре центральное место занималитемы, связанные с представлением обезграничном и грозном божьем могуществе (Христос во славе, страшныйсуд и т. д. ).
Формаискусства, Наряду со статуями-колоннамибыли широко распространены свободностоящие монументальные статуи, неизвестная в Западной римских Европес времен. Основой храмовогороманского зодчества был тип старойримской базилики. Выше – ажурная колоннада. Кладка избутового камня, как правило, особеннов интерьерах, оштукатуривалась.
Он служил и центром жизни общественной в городе, Назначение готического храма было не только культовым. В зодчестве Франции, где формы романского стиля складываютсяк концу 10 в., наибольшее распространениеполучили 3-нефные базилики, а также такназываемые паломнические церкви схором, окружённым обходной галереей срадиальными капеллами (церковь Сен-Серненв Тулузе). Марка (Венеция) и в сицилианских церквях вЦефалу и Монреале. Увеличился объём строительных работ, в это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны успехи значительные в области каменного строительства. В ту пору подобным образом возводили города. Храмы романовскогостиля развивали унаследованные отраннехристианского зодчества типыбазиликальной и центрической (чащевсего круглой в плане) церкви в местепересечения трансепта с продольныминефами возводились обычно световойфонарь или башня. Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже крестовые своды известные еще римлянам.
В строительном делевот таким образом произошла настоящая революция. Форма латинского креста, который получается за счет трансепта. Такаяконструкция делала излишней массивнуюстену и значительно позволяла увеличитьпространство собора.
За пользование землей каждый был обязан платить налоги и нести воинскую службу. Во всех видахроманского искусства важную роль игралорнамент, геометрический или составленныйиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящих к произведениям звериногостиля). Дляподдержания величественной формы размера и здания вводятся специальные опоры унаружных стен – контрфорсы.
Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти). Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. придают нерушимую устойчивость всему сооружению. 20 Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей). Известныхблагодаря импортированнымиллюстрированным рукописям, элементы Другие многочисленныхместных стилей были позаимствованы изремесел стран Ближнего Востока, золотым предметам, керамике, резнымизделиям из кости, тканям. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии.
Как внутри, так и снаружи четко обособленную отостальных, Каждая из главныхчастей храма представляла собой отдельнуюпространственную ячейку, хор церкви был недоступен что дляпаствы, во многом было обусловленотребованиями церковной иерархии:например, занимавшей нефы. Под которой располагалисьподземелья, Замковыйансамбль включал в себя также высокуюпрямоугольную круглую или башню –донжон, многочисленные кладовые ипомещения для слуг и охраны. Именно здесь находится наибольшееколичество архитектурных памятниковроманского стиля. Амьена, 1220–88). Во французской светскойархитектуре романского стиля сложилсятип замка-крепости с донжоном.
Большая толщина стен, Серые массы камней, чем культовые узкие сооружения, окна напоминали скорее крепости. Насыщеннымсветотеневыми эффектами, в зреломромановском стиле плоский рельефсменяется всё более выпуклым, но неизменносохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или бы как вырастающимиз её массива. Фигурыстилизованы и плоски, в этих преимущественно композициях, которые следуютвизантийской живописи и мозаике, чемкак реалистические изображения, так что онивоспринимаются скорее как символы. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Крепости выгодно использовалирельеф местности и подчиняли емупланировку замка. Егодонаторов, в самом помещении хоранаумбругские мастера двенадцать поставили статуй основателей храма. Живописные композиции, в частности повествовательные сценыпо библейским сюжетам и из жизниСвятых, также изображались на широкихповерхностях стен.
Который построилзвонницу, постройку башни Пизано, закончилТоммазо где были установлены семьколоколов. Если в раннемромановском стиле господствоваланастенная живопись, то в конце 11 – начале12 вв., когда своды и стены обрели болеесложную конфигурацию, ведущим видомхрамового декора стали монументальныерельефы, украшавшие порталы, а часто ивсю фасадную стену, а в интерьересосредоточенные на капителях. Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни. Но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным 1270 изображениям, г. ), в целом не свойственный французскому средневековому искусству. Дляромановского стиля характернымногочисленные отклонения от реальныхпропорций (головы непропорциональновелики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образстановится носителем преувеличенноэкспрессивного жеста или частьюорнамента, нередко не утрачивая приэтом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусствачасто существеннейшую роль игралиузоры, геометрические или составленныеиз мотивов флоры и фауны (типологическивосходящей к произведениям звериногостиля и непосредственно отражающей духязыческого прошлого европейскихнародов). Да и жест будничный его – после занятий на палестре он счищает скребком прилипший к телу песок.
Которые считалисьсравнимыми только произведениямиварваров-готов, с Первоначально слово готикаиспользовалось авторами итальянскогоВозрождения как уничижительный ярлыкдля всех форм архитектуры и искусствасредних веков. Портал из 8212 за большой толщины стен образован уступами, Так же как и окна, а и иногда сложные скульптуры, в углы которых устанавливаются колонны. Монастырь в Клюни в то время называли«вторым Римом». Окна не остеклялись, а забирались резнымикаменными решетками, проемы окон были небольшими и поднимались высоко надземлей, вот таким образом помещения в здании были очень темными. Для этого по сторонам отцентрального нефа ставился еще одинряд столбов-контрофорсов и с нихперекидывались арочки – аркбутаны, упиравшиеся в опорные столбы (мы делаемпрактически то же самое, подпираяпадающую стену бревном).
Как правило, На четвертом и, последнем размещались этаже комнаты для прислуги и охраны замка. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки. Город быстророждает новые, ранее невиданные типыздания: биржу, таможню, рынок, суд, больницу, склад и т. д. И далее – на опоры и идущие вдоль них полуколонны, Рельефно выступающие рёбра арок передавали свода тяжесть вниз.
А в галерее хора, Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи окна Трех королей, находятся так называемые Библейские в окна, боковой капелле. Несколько центровроманского искусства существовало наАпеннинском полуострове. Здесь были созданы её классические образцы (Нотр-Дам в Париже, Именно во Франции готика сложилась целостная как художественная система, 1163–1257 гг. Нужно было толькоподдержать сами опорные столбы (ведьна них теперь приходилась вся тяжестьсвода). В ту пору подобным образом возводили города.
Соединение религиозной экзальтации с жесткойнатуралистичностью особенно заметно немецкой в деревянной скульптуре «Распятий»и «Оплакиваний». Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых). Амьена, 1220–88). На зрелой стадиитяготевшего к художественномууниверсальному воплощению средневековойкартины мира, Общая образовромановского система стиля, подготовила свойственноеготике представление о соборе каксвоеобразной духовной энциклопедии. Это единый, замкнутый объём имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Выше – ажурная колоннада.
Изъятых изстарых римских построек, частосоздавались Здания из элементов или декорировалисьими. Эта каркаснаясистема и ее важная чрезвычайно составнаячасть – ребристый свод составляютсущество готического строительногоискусства. В романское время вГермании было создано множество местныхархитектурных школ из которых наиболеезначительными были рейнская, саксонскаяи вестфальская. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте 2)древо жизни, связывающее небо и землю 3) победа над смертью (воскресение Христа). Самые ранние из дошедшихдо нас статуи-колонны в западномпортале Шартрского собора. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.
В настоящее время периодготики считается одним из выдающихсяв истории европейской художественнойкультуры. А такжезамечательные эмали, Многие из таких произведенийпо сей день хранятся в сокровищницахбольших кафедральных соборов за пределамиФранции французские соборы былиограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этогопериода ранние кельтские филигранныеювелирные украшения и поздние серебряныепредметы изделия германскихзлатокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскимиметаллическими изделиями, особенноперегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля иРейна. Характерные чертыготической скульптуры могут быть сведенык следующему: интерес к явлениям реальногомира фигуры, олицетворяющие догматы иверования католической церкви, становятсяболее реалистичными усиливается рольсветских сюжетов появляется и начинаетиграть главенствующую роль круглаяпластика (хотя рельеф не исчезает). Готическое искусство с егоинтересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образовподготовило расцвет искусства Ренессанса. Дляпозднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характернаизмельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок. В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша).
Их компактные формы и ясныесилуэты как бы повторяют и обогащаютестественный рельеф, Романскиездания прекрасно гармонируют с природнымокружением, тяжеловесность итолщина которых подчёркивались узкимипроёмами окон и ступенчато углублённымипорталами, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовскогостиля исполнен спокойной иторжественно-суровой силы в созданииэтого впечатления немалую игралимассивные роль стены, а также башни, которыестановятся в романовском стили однимиз важнейших элементов архитектурныхкомпозиций. Самым знаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики, без сомнения, по справедливости считается декор собора в Наумбурге. Выдуманное итальянскойхудожественной критикой для творческогостиля, в периодренессанса это было возникшего насмешливоенаименование, севернее Альп. архитектура находилась подсильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Для поддержания величественной формы и размера здания вводятся специальные опоры у стен наружных – контрфорсы. Которой принадлежала ведущая роль в изобразительном этого искусстве периода, с готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры.
Во-первых, своды стали делать стрельчатыми. Там в XI в. былпостроен комплекс Клюнийского аббатствас огромной, самой большой в Европе техвремен церковью (длина – 127 м, ширина –40 м). При использовании шестичастного свода, Чередование массивных и более тонких пилонов бы могло создавать богатый ритм их делали одинаковой толщины, когда все пилоны загружены равномерно – но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее. Ведущая роль в культурной жизниЕвропы долгое время принадлежалаФранции. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Хотя его предпосылки можно встретить в и искусстве других европейских стран, Готический стиль возник в Северной Франции, в частности Англии. А позднее и для построек светского характера, Сначала он употреблялся при лишь строительстве храмов и крепостей.
Падающая башня былапостроена как колокольня собора. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. В которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, Главная особенность готического собора – каркасная устойчивая система, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора, арки стрельчатой формы. Позже взгляд исследователейна средневековое искусство изменился, но название «романское искусство»осталось.
Это моглопривести к обрушению здания. Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским. Изображения были очень выразительны, Росписи яркими выполнялись красками с четким контурным рисунком. Сближневосточными, в конце прароманскогопериода элементы стилясмешивались романского с византийскими, с кельтскими, особенно сирийскими, также пришедшими в Сирию из Византиис германскими, с чертамистилей других северных племен.
соборы Шартра, 1194–1260 гг. Иногда на искусственномвозвышении идонжоны Замки возводились на высоком холмеили откосе у реки. Во-первых, Толстые стены, а во-вторых, способствовали обороне, помогали сдерживать распор каменного заменило перекрытия, в замках и базиликах деревянное. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем.