Для общества и художников, Но это еще так ново для нас, а в сущности по старому пути», что робко лишь и с тревогой мы идем точно по новому. Гончарова меняет стили и жанры и Как все молодые художники того времени, лучизм, отрицая старую школу – куббизм, беспредметная живопись, примитивизм, даже лубок иллюстрирование книг, создание театральных костюмов и декораций, участие в модных показах и роспись тканей, различные живописные циклы – такова многогранная палитра художницы. Происходила из рода пушкинских Гончаровых (двоюродная правнучка жены поэта Александра Сергеевича Пушкина). Осенью 1913 провела в Художественном салоне на Большой Дмитровке ретроспективную выставку, представив около 800 работ, – от ранних импрессионистских этюдов до полуабстрактной серии «Художественные возможности по поводу павлина» (1911) и беспредметных работ в духе «лучизма».
Смешивающим христианские и образы, языческие Отмечают наследование Гончаровой традиции лубка и крестьянским представлениям о религии. Древнерусской иконописи и народного лубка, Художница сосредоточилась преимущественно на традициях искусства, архаического чаще всего лубка церковного. В результате чего в январе была 1909 отчислена, Гончарова перестала вносить плату за обучение. В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы. Выставка картин. Гончаровой предъявляются обвинения в распространении порнографии («явно соблазнительных картин»).
Её адвокат В. Ходасевич свидетели и защиты указывали на то, Гончарова, не предназначенным для широкой публики, что однодневная выставка была закрытым мероприятием. ГКГА «Пейзаж (Пуантель)». Частная коллекция, Москва). Родилась в 1881 году. В 1988, в соответствии с волей Гончаровой и Ларионова, по завещанию их общей наследницы А. К. Томилиной (умерла в 1987), большое собрание ее работ, часть архива и библиотека поступили в Государственную Третьяковскую галерею. Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).
Тогда же состоялось знакомство с М. Ф. Ларионовым. Основанной на воспоминаниях самой Гончаровой, По одной версии, куда художница на ходила этюды, они познакомились в 1901 в Зоологическом саду, как ученица МУЖВЗ. Регулярные занятия живописью начались ещё в 1906 – 1907. Она была с энтузиазмом подхвачена и разработана на практике Н. Гончаровой. В этот период Гончарова участвовала в ряде выставок: МТХ (1905, 1907), Осенний салон в Париже (1906. в 1900-м.
После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление изобретенный Ларионовым лучизм. И именно с этого момента отчетливо обозначились принципиальные различия в творческих позициях двух мастеров и их особенности эстетических устремлений. Русская художница-авангардистка. «Первые мастера абстрактного искусства» (Париж, 1949), «Воскрешение героической эпохи» (Париж, 1955), «Первое поколение абстрактного искусства» (Брюссель, 1958), «Вклад русских в современное искусство» (Франкфурт-на-Майне, 1959), «Истоки искусства ХХ века» (Париж, 1960), «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Der Sturm – несмотря на работу художницы в театрах и участие в выставках, Со второй половины 1930-х и стал возвращаться только в послевоенные годы – особенно после «Дягилевской выставки» в Эдинбурге и Лондоне (1954) и ряда крупных ретроспективных интерес выставок, к ее творчеству упал, посвященных основоположникам авангарда. С ним роднит обращение к пастели – неслучайно даже в её первых масляных работах чувствуется знание пастельной техники («Дама с зонтиком».
Когда она стала преподавателем в школе Машкова именно на занятиях в этой школе были арестованные созданы «Натурщицы», Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнаженной натуры до 1908 года. В 1911 Наталия Сергеевна написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Эта картина широко известна благодаря публикациям, принимала участие в выставках, а также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов.
С детства жила в Москве. В 1912 г. появились по изданные инициативе поэта А. Е. Крученых литографированные открытки с рисунками Гончаровой. Сама Гончарова не имела большого опыта написания обнаженной натуры до 1908 года, когда она стала преподавателем в школе Машкова именно на занятиях в этой школе были созданы арестованные «Натурщицы». Представившая свои залы для за первой последних сто лет выставки, Богатой коллекцией картин Натальи Гончаровой обладает и Третьяковская галерея.
В полиптихе «Жатва» (из девяти частей две утрачены, остальные находятся в ГТГ, КГОХМ, ООМИИ и Центре Помпиду) складывается религиозная иконография Гончаровой. Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Между тем дружеские отношения и творческий союз с Ларионовым не прекратились (в 1955 они официально оформили брак, чтобы соединить и сберечь общее творческое наследие). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее). В 1920-е брак с Ларионовым распался.
1912–1932» (Берлин, 1961), «Европейское искусство в 1912 году» (Кёльн, 1962) и др. «нас позже всех, но, наконец, коснулось великое националистическое движение Запада. Киев), Салоны журнала «Золотое руно» (1908 – 1909. До начала XX века сама возможность женщин-художниц работать над обнаженной натурой существенно была ограничена.
«Русская художественная выставка», организованная С. П. Дягилевым), «Стефанос» (1907 – 1908. В 1912 году М. Ларионов выдвинул идею лучизма, одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства. Которая, На следующий день полиция арест накладывает на эти работы и картину «Бог», по мнению автора газетной заметки «хуже, чем порнография тайных карт». Творческая манера иллюстратора была основана на искусстве русского примитива и впитала себя в черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса.
1909 – 1910. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. Но в ещё большей степени влияние французского мастера ощутимо в гротескных приёмах, которыми блестяще владеет Гончарова («Цирк» «В ресторане». Но вскоре учебу прекратила, в 1904 получила малую серебряную медаль за этюды из животных глины. Как и там, Сначала, затем кое-кто из художников попробовал стать русским, явились предтечи-археологи, а теперь уж почти все художники и все общество чувствуют великую радость оттого, что могут иметь свое русское искусство, по-своему творить даже и по-своему красиво жить, по-своему наслаждаться своими красотами.
«у вас глаза на цвет – в чём её поддерживал Ларионов (по свидетельству М. И. Цветаевой, Но к этому интерес времени к скульптуре пропадает Гончарова все силы отдала живописи, а вы заняты формой, он говорил. с М. Ларионовым), «Садок Cудей II» (СПб., 1913), «Весна после смерти» Т. Чурилина (М., 1915) и др. «Уборка хлеба», циклы «Жатва» (1911) и «Сбор винограда» (1911), тетраптихи (1907–1908) «Сбор плодов» и «Евангелисты» (1910) – «Беление холста», Отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике. Также отмечают сексистский контекст обвинений Гончаровой. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами. М. Ларионова интересует городской фольклор, в его работах ощутима игровая стихия. Пустынники. В. я. брюсова, К. И. Игуменова, В. О. Гиршмана, В. А. Серова и даже Б. Н. Бугаева, не имевшему отношению к выставке, однако написавшего текст, который обсуждался на выставке – И. И. Трояновского, Те же обвинения выдвигают организаторов против выставки. 1923 – 1924.
Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария). Аэроплан над подъездом (1913), Среди футуристических – произведений Велосипедист (1913), Фабрика (1912). 1906 – 1907. Отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике: «Уборка хлеба», «Беление холста», тетраптихи «Сбор плодов» (1907–1908) и «Евангелисты» (1910), циклы «Жатва» (1911) и «Сбор винограда» (1911). Ведущего начало со второй половины XVIII века, Из дворянского рода, приходилась правнучатой племянницей А. С. Пушкина жене Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Вскоре после знакомства Ларионов переехал на Трехпрудный в квартиру к Гончаровой. ГТГ Центр Помпиду, МСИ) и реализма («Завтрак».
Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. ГТГ). создала литографическую серию «Мистические образы войны» (М., 1914). Во французский период творчества Гончарова оставляет путь новаторских поисков и «пробует себя» в различных стилях европейской живописи от декоративного кубизма («Испанки». Использовала традиции лубка, 1906 в пришла к своеобразному синтезу кубизма и примитивизма, русской иконы, провинциальной вывески. Она достигает наибольшей работоспособности и мастерства. Художник, график, театральный художник. Исполняла лубочные графические листы, посвященные православным святым: «Жизнь великомученицы Варвары», «Житие свв.
Эти тенденции связаны, вероятно, с ностальгией по родине, ощущением невостребованности и невозможности найти достойное место в окружающей культурной среде. Наталья Сергеевна Гончарова родилась 4 июня 1881 года в Ладышино, недалеко от Тулы, в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова и Екатерины Ильиничны, урождённой Беляевой. Также давала частные уроки в Студии живописи и рисунка И. И. Машкова в Москве (1908 – 1911). Которое с 1906 расширяло года возможности цензуры, Внимание полиции к выставке может объясняться реформой законодательства. Весной 1914 провела персональную выставку Художественном в бюро Н. Е. Добычиной в С. -Петербурге. Беляевой.
Ослиный хвост, Вместе с М. Ларионовым Гончарова участвовала активно в выставках русских футуристов -Бубновый валет, Мишень и др. Творчество художницы разнопланово. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Начало нового периода в творчестве Гончаровой граничит с участием, вместе с Ларионовым, в устройстве первой выставки «Бубнового валета» (открылась 10 декабря 1910), на которой Гончарова выставила тридцать три работы. Со второй половины 1930-х, несмотря на работу художницы в театрах и участие в выставках интерес к ее творчеству упал и стал возвращаться только в послевоенные годы – особенно после «Дягилевской выставки» в Эдинбурге и Лондоне (1954) и ряда крупных ретроспективных выставок, посвященных основоположникам авангарда: «Первые мастера абстрактного искусства» (Париж, 1949), «Воскрешение героической эпохи» (Париж, 1955), «Первое поколение абстрактного искусства» (Брюссель, 1958), «Вклад русских в современное искусство» (Франкфурт-на-Майне, 1959), «Истоки искусства ХХ века» (Париж, 1960), «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Der Sturm. Наконец, причиной судебного разбирательства могло стать место, где проходила выставка.
Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies. Флора и Лавра» и др. 1906 – 1907. В 1945–1946 участвовала в выставках, организованных Союзом советских патриотов. Однако несовместимость позиций Ларионова (а с ним и Гончаровой) и других организаторов общества (главным образом П. П. Кончаловского) привела к полному размежеванию. В отличие от болезненной и едкой наблюдательности француза, для Гончаровой характерна мягкая самоирония («Автопортрет и портрет М. Ларионова в маскарадном костюме». Среди наиболее сильных и впечатляющих религиозных произведений – четырехчастное полотно Евангелисты (1911).
И ее цена от варьировалась 4 и до 6 миллионов фунтов, Работа появилась на торгах в 1971 году. Используя древние исконно русские символы, в ней Наталья Гончарова, революцию как конец света, пытается выразить картину изменения действительности, пластика этой работы напоминает древнерусский лубок – вид фолклора изобразительного нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе Бубновый валет. Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен под Парижем, рядом с Ларионовым и его второй женой А. К. Томилиной. Неопримитивизм – центральный этап исканий (1909 – 1911), в котором соединились и выкристаллизовались в единый стиль такие составляющие творчества Гончаровой, как народное искусство (лубок, костюм игрушка) и иконопись.
Но в списке работ Ларионова (1913) упоминаются его портреты Гончаровой 1900-го. 1911 год стал кульминационным в живописном творчестве художницы. 1907 – 1908. Импрессионизм она воспринимала через Ларионова и под его непосредственным влиянием написала всего несколько импрессионистических полотен («Угол сада». Но учёба в училище её уже не увлекла и превратилась простую в формальность, Недолгое время посещала живописную мастерскую К. А. Коровина в МУЖВЗ.
К числу программных работ Н. Гончаровой того времени относятся Уборка хлеба (1908), Хоровод (1910), Мать (1910). В 1965 и 1969 прошли выставки в Москве (Музей В. В. Маяковского, ГМИИ). Таким образом, жанр обнаженной натуры в исполнении художницы был непривычен и провокативен для московской публики. Другая часть работ находится Центре в Жоржа Помпиду в Париже и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. «Игра в аду» и «Мирсконца» В. Хлебникова и А. Крученых, 1913 совм, «Вертоградари под лозами» С. Боброва (все – М. – «Le Futur» и «Сердце в перчатке» К. Большакова, Участвовала создании в футуристических книг. Наталия Сергеевна Гончарова родилась 2 июля (21 июня по старому стилю) 1881 года, в селе Нагаево под Тулой.
ГТГ), но вскоре оправдали в судебном порядке. В 1939, с началом войны, приняла французское гражданство. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Примером работ этого времени служат Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое) (1913), Орхидеи (1913) и Лучистые лилии (1913). Но учиться начала сначала на скульптора в Московском училище живописи, детства с Наталья проявила рисовальные способности, Так как живопись больше привлекала девушку, ваяния и зодчества в классе П. Трубецкого, она переводится в класс Константина Коровина, который и оканчивает в 1902 году.
В которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на разные города, Сохранилось много портреты альбомов и пр. 24 марта 1910 в Москве в Обществе свободной эстетики состоялась однодневная персональная выставка Гончаровой, в результате которой художницу обвинили в порнографии (за картину «Натурщица (на синем фоне)». Как, Диапазон ее сюжетных пристрастий становится разнообразен, у ни одного другого художника ее круга, пожалуй. ГТГ). На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Милане и Бале (1961), Персональные выставки прошли в Париже Лидсе (Deux les, 1948 de lnstitut, 1952, 1956 Socit dart Saint-Germain-de-Prs, 1958), (1961) и Лондоне (Brook Street Gallery, 1961). Уже переживший этап творческого формирования, этому к моменту Гончарова – сложившийся художник.
Архимандрит Александро-Невской лавры, в то же время современник Гончаровой, близкого древней иконописи, ценил работы художницы за именно возрождение стиля. В 1907-1911 годы живопись Гончаровой Наталии формировалась под воздействием стилистики примитива. ГРМ «Ивы».
Гончарова принимает участие в этой и последующих ларионовских выставках «Мишень» (весна 1913) и «4. На следующий день полиция накладывает арест на эти работы и картину «Бог», которая, по мнению автора газетной заметки «хуже, чем порнография тайных карт». Такая позиция встречается и в поздних исследованиях. Словно в противовес Ларионову, Гораздо серьёзнее и в первую творчеством очередь Анри Тулуз-Лотрека, Гончарова увлекается постимпрессионизмом. Вызвали общественный резонанс, Выставки сопровождались лекциями о современном острую искусстве, полемику в прессе и противодействие цензуры. Поздние исследователи отмечают, что ни до Гончаровой, ни долгое время после «никто из российских художников не отходил в своем творчестве от традиций изображения священных образов настолько, что их творения можно было бы назвать принципиально новыми и современными интерпретациями». Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге.
Дочь архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862–1935) и Екатерины Ильиничны, урожд. В 1963 мемориальная выставка состоялась в Музее современного искусства города Парижа. Уже в заметке, опубликованной «Голосом Москвы» автора особенно возмущает, что нарушать моральные нормы позволяет себе женщина. Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. Коровина (1901-1909). Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Н. Гончаровой как живописца. Повторение 1925 – 1926. Коллекция Е. и В. Семенихиных).
Была постоянной участницей всех его художественных начинаний, Гончарова с связала ним свою личную и творческую судьбу. Отдельную страницу творческой биографии Гончаровой составляет ее над работа футуристическими изданиями. В графике данного периода Н. С. Гончарова чаще всего сочетала приемы лучизма и кубофутуризма в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги Алексея Елисеевича Крученых и Велемира Хлебникова («Мирсконца», М., 1912 «Игра в аду», М., 1912 «Взорваль», СПб., 1913 «Пустынники», М., 1913). Оценки работ Гончаровой в отношении традиций религиозной живописи расходятся. Где училась у и С. М. Волнухина П. П. Трубецкого посещала класс живописи К. А. Коровина, После окончания гимназии и недолгих занятий на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в 1901 поступила на скульптурное отделение МУЖВЗ. Суд согласился с такой версией и на этом основании оправдал Гончарову.
Среди футуристических произведений – Велосипедист (1913), Аэроплан над подъездом (1913), Фабрика (1912). В 1914 г. отдельной серией вышли Мистические образы войны – большие литографии, ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой. Персональные выставки прошли в Париже (Deux les, 1948 de lnstitut, 1952, 1956 Socit dart Saint-Germain-de-Prs, 1958), Милане и Бале (1961), Лидсе (1961) и Лондоне (Brook Street Gallery, 1961). Но и как футуристический, Однако сама она этот определяла период творчества не только как лучистый. ГТГ) до сюрреализма («Купальщица с собакой». 1924. Участвовала в создании футуристических книг: «Игра в аду» и «Мирсконца» В. Хлебникова и А. Крученых, «Le Futur» и «Сердце в перчатке» К. Большакова, «Вертоградари под лозами» С. Боброва (все – М., 1913 совм.
Футуристический период, Разделяют ранний импреонистический период, период увлечения теориями М. Ларионова о и лучизме примитивисткий период. 1906. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности. Название не отражает всей полноты живописных и интересов поисков Гончаровой, Хотя этот период принято называть импрессионистическим.
Его монументальности и сакральной глубины, Она всецело сосредоточена на внутренней постижении сущности народного творчества. Около 1907. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых. Раскройте глаза на собственные глаза»). С начала 1910-х годов Н. С.
Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. После первой персональной выставки Гончаровой в Обществе свободной эстетики, газета «Голос Москвы» публикуется анонимный отзыв, в котором две картины («Натурщица с закинутыми за голову руками» и «Натурщица с руками на талии») называются порнографическими. Возникшая на волне возрождающегося интереса древнерусскому к искусству и, в стилистику неопримитивизма вписывается религиозная живопись Гончаровой, под влиянием М. А. Врубеля, одновременно. Ларионов в конце 1911 создаёт группу «Ослиный хвост», а весной 1912 – одноименную выставку.
В 1966 по инициативе художницы Т. Д. Логиновой-Муравьевой в Париже было основано Общество друзей Н. Гончаровой и М. Ларионова (Sige Social des Amis de Gontcharova et Larionov). Разрабатывала рисунки обоев, Исполняла декоративные скульптуры и фризы лепные для московских особняков. Наталью Гончарову называли "амазонкой русского авангарда".
Такие как Galerie в Gmurzynska Кёльне, Предыдущими владельцами полотна были небезызвестные дилеры, Leonard Hutton в Нью-Йорке, Galerie Beyeler в Базель. Что выставка в Обществе свободной Однако эстетики исследователи отмечают, лишь отчасти можно назвать закрытым событием, одной из самых заметных площадок столицы. Который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда, Еще в училище познакомилась Гончарова с М. Ф. Ларионовым. Частная коллекция, США.
По возвращении в училище в 1904 получила малую серебряную медаль за анималистические скульптурные этюды, а следующую аналогичную медаль – также за скульптуру (1907). Двоюродная правнучка жены Александра Сергеевича Пушкина, Представительница древнего рода Гончаровых, художница оставила яркий в след мировой живописи, своей тёзки Натальи Гончаровой. Москва), «Звено» (1908. Описывающая сцену, Особый интерес вызывает иллюстрация и мы слева видим только крылья покидающего его ангела-хранителя, когда отшельник поддается искушению – старец протягивает руку искушающему бесу. 24 марта 1910 устроила в помещении Литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики в Москве первую персональную выставку, которая закончилась длительным судебным разбирательством, так как полиция усмотрела порнографию в двух картинах изображавших натурщиц и в картине «Бог», представлявшей каменного идола «с некоторыми натуралистическими подробностями».
Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. ГТГ). Картины написанные с обнаженной натуры в демонстрировались салонах для ещё более ограниченного числа зрителей, Традиционно. А. е. крученых, в 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, С. П. Боброва, К. А. Большакова, при этом была едва ли единственной не из футуристов, кто не боялся повествовательности, литературности своих произведений. Вторая половина 1920-х – начало 1930-х. В 1901, как вольнослушатель, поступила в МУЖВЗ на скульптурное отделение в класс известного скульптора-импрессиониста П. П. Трубецкого (1866 – 1938). 1906.
Москва), Салон В. А. Издебского (1909 – 1911), «Союз молодёжи» (1910 – 1913). Следовательно, по второй версии, они познакомились до её поступления в училище, т. е. Частная коллекция «Натюрморт с белой вазой». В 1901 году Наташа поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры к Сергею Михайловичу Волнухину и Павлу Петровичу Трубецкому, однако вскоре обратилась к занятиям живописью (класс Константина Алексеевича Коровина) затем оставила училище, но поддерживала с ним связь до 1909 года. Приемы лучизма, в работе этой поразительное сочетание энергетики футуризма, которая особо характерна для иконописи и русского народного творчества и желто-красная цветовая гамма. Н. Гончарову влечет традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве нет места иронии.
Декоративно-реалистические тенденции вытесняют былую яркость и В красоту, целом её живопись утрачивает прежнюю мощь. Который стоял перед судом, Основным вопросом, был вопрос публичности о представленной выставки. После совместной с Ларионовым поездки в Тирасполь и Крым (лето 1903), на один учебный год (1903/1904) оставила МУЖВЗ. Декларировала сближение русского искусства с Востоком как «первоисточником всех видов искусств».
Спутником ее жизни (до середины 1940-х) стал бывший офицер, юрист, политический и общественный деятель Орест Иванович Розенфельд (1891–1964). Обе около 1907. Участвовала в выставках русского искусства в Париже (La Boёtie, 1921 Осенний салон, 1921 кафе «La Rotonde», 1925 Zak, 1930, 1936 Quatre-Chemins, 1928 Lpoque, 1931, 1932 dAlignan, 1931 La Renaissance, 1932), Лондоне (Whitechapel, 1921 Belgrave Square, 1935), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923 Grand Central Palace, 1924), Гааге (1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), в выставках: «Современный русский и французский театральный дизайн» (Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1926), Международной выставке балета в Лондоне (Whitechapel, 1928), 1-я ретроспектива русского балета в Париже (Billiet, 1930), «Танец в живописи» (Париж, 1934), «Русский балет С. П. Дягилева» (Париж, 1939), выставках театрального искусства в Амстердаме (Музей Stedelijk, 1922), Токио (1923), Париже (Музей Гальера, 1933), Нью-Йорке (Музей современного искусства, 1934) и др. Художница испытывала интерес к кубизму и Так футуризму, же как Ларионов, а в 1906 г. увлеклась примитивом.
Что при издании книги художника личность была так же заметна, Случалось и такое, как и личность автора. В 1918 окончательно поселилась в Париже. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Жила с Ларионовым в Латинском квартале в доме на углу улиц Jacques Callot и de Siene (в том же доме размещается популярное в литературно-художественных кругах кафе «La Palette»), работала в мастерской на улице Visconti, 13.
Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. Футуристы, лучисты, примитив» (весна 1914). Её имя в историирусского искусства неотделимо от имени М. Ларионива.