Декоративность всегда была самой сильной чертой Гончаровой-художника. Гончарова Наталия Сергеевна 21 июня (2 июля) 1881, село Нагаево под Тулой 17 октября 1962, Париж, российская художница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. С 1914 года Гончарова стала работать в качестве художника театра160 выполнила оформление постановки «Золотой петушок» Н. 160А. 160Римского-Корсакова по заказу С. 160П. 160Дягилева. В училище Гончарова познакомилася со своим будущим мужем, учеником К. Коровина и будущим художником-модернистом Ларионовым.
В 1915 году, приняв приглашение Дягилева работать в качестве художника для Русских сезонов, Гончарова вместе с мужем приехали во Францию, где уже и остались до конца жизни. Еще до революции Гончарова начала работать как театральный художник.
Не только в Х1Х веке, где исторические художники, портретисты или пейзажисты составляли замкнутые сообщества, почти «цеха», но и в ХХ столетии художники, как правило, выбирали для себя определенную стезю имидж, «изм» круг тем, техник, стилистик. Музеях Екатеринбурга, Ее работы имеются также в Русском Государственном музее, Кирова, Казани, Краснодара, Омска, Перми, Рязани, Тулы, Ульяновска, Еревана, Одессы, Парижа и других. Другой важный авторский замысел – полиптих «Испанки» (1925-1926), состоящий из пяти частей (одна из них хранится в Третьяковской галерее, четыре другие – в Центре Помпиду и Музее современного искусства Парижа). Произведениям Г. присущи красочность и близкая русскому лубку выразительность (Мытье холста, 1910 Павлин под ярким солнцем, 1911, обе – в ГТГ). Она достигла наибольшей работоспособности и мастерства.
Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. Коровина (1901-1909). Что замысел этой картины возник иначе, Абсолютно очевидно, скажем, чем, у Малевича даже лучизм Ларионова носит более концептуальный характер, в большей идет мере от формальной находки. Перед Первой мировой войной она пишет в основном в духе кубизма, футуризма, лучизма (изобретение Ларионова 1912 года), пробует себя в беспредметности. Римского-Корсакова) для особняка дирижера С. А.
В которых Наталья Сергеевна запечатлела виды на разные города, много Сохранилось альбомов, портреты и пр. Пустынница», состоящая из семи страниц стихов и вдвое больше страниц иллюстраций. Когда ей был лет, 9 Наталья познакомилась с ним и впоследствии пара работала вместе около шестидесяти лет – в России и во Франции.
Но и как Однако футуристический, сама она определяла этот период творчества не только как лучистый. с лошадьми, домами, слонами – на щеках, на шее, на лбу. Писала натюрморты, создала серию «испанцы», ряд композиционных портретов. Ставшие не просто попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, в г. отдельной 1914 серией вышли Мистические образы войны – большие литографии, потрясающими своей экспрессией и силой, но и символическими изображениями. Художница испытывала интерес к кубизму и футуризму, Так как же Ларионов, а в 1906 г. увлеклась примитивом.
С этого момента отчетливо обозначились принципиальные различия в творческих позициях двух мастеров и особенности эстетических их устремлений. С 1918 г. она постоянно жила в Париже. В его работах была игровая ощутима стихия, Михаила стал интересовать городской фольклор, в ее творчестве не было места иронии, Наталью влекло традиционное крестьянское искусство.
Волнухина, П. П. Примером работ этого времени служат Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое) (1913), Орхидеи (1913) и Лучистые лилии (1913). Количество новых художественных приемов, представленных различными движениями и школами, остается до сих пор ни с чем не сравнимым.
Именно на них демонстрировалось знаменитое, динамичное футуристическое полотно Гончаровой «Велосипедист», в композицию которого очень естественно и органично вошли вывески, мимо которых проезжал герой картины. Воплотив эту мысль, Гончарова не возвращается к ней, не создает из своего открытия определенного «изма». Некоторые из них (Ларионов и Гончарова) стали «лучистами», обратившись к традициям русской иконописи и лубка, но большинство образовало течение, названное «кубофу- туризмом», которое оказалось близким западноевропейским модернистским направлениям. Она не оставляла и станковой, Активно выступая поприще на театрально-декорационной живописи.
Так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, Если у меня и происходит с столкновение обществом, понимать которые никто не обязан", а не из-за моих индивидуальных особенностей. Харджиевым. Эта работа относится к одному из наиболее значимых периодов в творчестве Гончаровой. Французские художники, давно отвергнувшие академические правила и законы иллюзорного реализма – требования обязательного сходства с предметом изображения, – научили современников видеть красоту неклассического искусства, примирили с художественной условностью – «неправильным» рисунком, нарушениями перспективы и анатомии, «неестественным» цветом. Гончарова родилась 4 июня 1881 г. в селе Нагаево Тульской губернии в известной дворянской семье и двоюродной была правнучкой жены А. С. Пушкина. Сегодня этот цикл – впервые за сто лет – видит московский зритель. Но экспозиция предполагает и другой подход: рассматривая и сопоставляя работы разных периодов, переходя от одного раздела к другому и возвращаясь назад, можно почувствовать, что за броской «внешностью» созданий художницы таится вдумчивая ищущая, глубокая личность.
Правнучка А. С. Но это еще ничего. Его монументальности и сакральной глубины, всецело Она сосредоточена на постижении внутренней сущности народного творчества. На торги картину выставили с убедительным провенансом, а история работы «Цветы» прослеживается ещё с персональной выставки 1914 года в Париже – в галерее П. Гийома. Но в целом живописная эволюция Гончаровой 1920-1930-х годов неуклонно идет новым курсом в – сторону классической традиции и изучения природы. Наоборот и здесь неясно многое – от датировок работ конкретных до мотивации творческих экспериментов или, отказа от них.
Заглянем на выставку. Художница пытается представить себе, Решение этих работ более однотипно, но не идея, как как выглядит космос, философское понятие, вдохновлявшее мыслителей начала ХХ века, а реальность, к которой уже вплотную приблизился современный человек – но вновь свидетельствует о необычайной конкретности исходного импульса-мысли. В 2002 году обширная выставка «Наталия Гончарова. Quotв век расцвета индивидуализма я разрушаю эту святая святых и ограниченных прибежище как несоответствующее современному строю жизни и будущему ее строю, Гончарова выступала против индивидуализма – она декларировала. Она продемонстрировала, что тандем Гончаровой и Ларионова, сохранявшийся на всем протяжении их долгой жизни, вовсе не обязателен в современной выставочной практике, больше того – вызывает настоятельную потребность «разъединить» звездную пару, чтобы искусство каждого засияло собственным неповторимым блеском. Футуризм происходит от латинского futurum – "будущее".
Что при издании книги личность художника была так же заметна, Случалось и как такое и личность автора. Только в 1965 году в течение нескольких дней работы Гончаровой и Ларионова были показаны в библиотеке-музее В. Маяковского в Москве в серии камерных полуподпольных выставок «Художники – оформители произведений Маяковского», организованных Н. И. К. а. большакова, Крученых, при этом была едва ли не единственной из футуристов, С. П. Боброва, не кто боялся повествовательности, литературности своих произведений. Его монументальности и глубины, Она всецело сосредоточилась на внутренней постижении сущности народного творчества. Несомненно, Гончарова не страдала комплексом новатора идеей перманентного открытия нового, могла спокойно переходить из «авангарда» в «арьергард» и обратно.
Взглянем еще раз на «Пустоту». Как, Диапазон ее сюжетных пристрастий стал такой до степени разнообразен, ни у одного другого художника ее круга, пожалуй. Пушкина, выставивший ранние пастели Гончаровой в 1987-м – Серпуховский историко-художественный музей. Что такой выставки ни в России, gt Что не этой мешает Гончаровой быть большим художником» Не будет преувеличением сказать, ни на Западе еще не было. gt. В советские годы искусство авангарда, как известно, находилось под запретом. Оформляла спектакли для русских сезонов СП.
Иногда оно принимало комические формы. А ведь вся задача была – повторить». Постепенно отказываясь от лучистских и футуристических экспериментов, тенденции Продолжала предреволюционного творчества. А с конца 1980-х годов в – запасниках Третьяковской галереи, Большинство из них почти не выставлялось и десятилетиями хранилось в мастерской художницы. Ларионова. Так, девятичастный цикл «Жатва» (1911) на сюжет Апокалипсиса, занимающий центральное место в творчестве Гончаровой русского периода, к настоящему времени «потерял» две части, а остальные хранятся помимо Третьяковской галереи в музеях Омска, Костромы и Парижа. Этот путь Гончаровой не суждено было пройти.
В чем проявлялись «неевропейские» свойства ее натуры. Иногда даже декоративность – это заметно по некоторым представленным картинам, живопись Ее теряет энергию и остроту. ). Где певцы-солисты, Это был оперно-балетный спектакль, создавали раму для балетного действия, восседая на лавках по краям сцены, разворачивавшегося фоне на живописных декораций Натальи. Многие русские художники-авангардисты воплощали свои живописные идеи в прикладном искусстве: театре, кино, моде, книжной графике. К примеру, на обложке сборника «Мирконца», вышедшего в 1912 г., был наклеен вырезанный из золотой тисненой бумаги цветок.
На каждом экземпляре книги он выглядел абсолютно иначе. На выставке произведения парижского периода представляют обширный раздел. Приемы лучизма, в этой работе поразительное сочетание энергетики футуризма, которая особо характерна для иконописи и русского творчества, народного и желто-красная цветовая гамма. Дягилев рассказывал: «Самый знаменитый из этих передовых художников – женщина lt. Однако, Современники Гончаровой, серьезную, застенчивую, вспоминали странно или плохо одетую, невероятно трудолюбивую женщину (за 15 лет она ухитрилась сделать около 800 работ).
Как – иногда она прямо провоцирует зрителя на то, Кажется и это Гончарова, чтобы простодушно ахнуть воскликнуть или в изумлении. Испания» (между 1922 и 1928, ГТГ), поражающее сумрачным великолепием или остро орнаментальная композиция «Продавщица апельсинов» (1916, Музей Людвига, Кельн), стилистический прообраз гончаровских «Испанок». Современники Гончаровой, однако, вспоминали застенчивую, серьезную, странно или плохо одетую, невероятно трудолюбивую женщину (за 15 лет она ухитрилась сделать около 800 работ). А ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в этом направлении: «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон), где словно скрестились лучизм и супрематизм. Добиться общественного признания, Среди художников авангарда русского Гончарова первой смогла покорить публику.
В 1913 году вышла книга, написанная Крученых под названием «Две поэмы. И именно с этого момента отчетливо обозначились различия принципиальные в творческих позициях двух мастеров и особенности их эстетических устремлений. Как и многих других русских художников-авангардистов имя Гончаровой изъято было из истории русского искусства. 1911 год стал кульминационным в живописном творчестве художницы. Вместе с М. Ф.
Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма. Одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства, в году 1912 М. Ларионов выдвинул идею лучизма. И еще дальше – до низовых форм народного искусства. Многих, возможно, они разочаруют, даже огорчат.
Здесь есть крупные декоративные полотна, ставшие открытием выставки: панно «Осенний вечер. Собрать их воедино удалось только 1995 в году на выставке Ларионова и Гончаровой в парижском Центре Помпиду. Он кажется неповторимо гончаровским и по трактовке Священного образов писания, Но что бы ни явилось толчком для рождения тетраптиха и по живописной силе и монументальности. Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию из треугольных блоков. Бесцветная живопись, «пластилиновая» форма, «прилизанная» фактура, приторно миловидная модель. Но художнице было жаль расставаться со своей работой: «. отправляя своих Испанок за море.
Нынешняя выставка впервые ставит этот трудный вопрос. А есть ли что-то за пределами материального мира, причем мысли очень простой – почти осязательное выражение мысли, Здесь нечто же совсем другое – наглядное, посещающей многих. Входящему в зал тотчас передается стихийная, безудержная радость, с которой работает Гончарова – то стремительно и увлеченно пишет с натуры, то придумывает, сочиняет, «строит» и украшает свои композиции.
Так и в Западной Европе, Жившие в начале века как в они России, теперь постоянно представлены в самых известных западных коллекциях. Несмотря на то, Гончарова и Ларионов не подавляли талант друг друга и волевыми невероятно талантливыми людьми – скорее супруги дополняли друг друга и помогали раскрыть свою индивидуальность, что оба были темпераментными. Это она ввела в моду рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. "И тон другой и некоторые фигуры проработаны иначе".
Чувствовать его пульс, Но ей всегда было важно находиться в русле мирового художественного движения и этим она ничуть не отличалась от других авангардистов. Вместе с Ларионовым, который едва оправился от фронтового ранения, она принимала участие в «Русских сезонах» в Париже в 1914 г. Тогда же состоялась их совместная выставка. Они оказались одной из наиболее плодотворных глав в истории современной живописи. На нынешней выставке эти работы объединены в один раздел – его можно назвать условно разделом формальных исканий.
Работа появилась на торгах в 1971 году и ее цена варьировалась от 4 и до 6 миллионов фунтов. Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Смолоду в ее работах обнаружилось стремление к декоративности, яркой красочности и в то же время монументальности образов.
Среди наиболее сильных и впечатляющих религиозных произведений – четырехчастное полотно Евангелисты (1911). Выдающиеся достижения русского художественного авангарда начала XX в. хорошо известны. В силу разных причин оказавшегося разрозненным, Вот почему здесь так значим эффект воссоединения единого частей ансамбля. М. Ларионова интересует городской фольклор, в его работах ощутима игровая стихия. Одновременно происходил поворот раннего авангарда к отечественным стилевым источникам: иконе, лубку, народному прикладному искусству (вывески игрушки, росписи на подносах и т. п. ). Но и внесли ее в список художников, в России не только ней о не забыли, просуществовавшего до 1926 г. В 30-х гг, чьи работы предполагалось закупить для создаваемого Музея художественной культуры – первого в мире музея авангардного искусства.
Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в качестве вольнослушателя (1901-1909) С. М. Была одним из организаторов и участницей выставок Общество свободной эстетики, Бубновый валет, Ослиный хвост, Мишень. Красок, Обилие мотивов, праздник для глаз, орнаментов можно воспринимать просто как поток зрелище, энергии, льющийся с полотен. Как относиться к этим произведениям и в целом к парижскому периоду творчества Гончаровой. Горевшие чистыми радостными красками, сказочно-затейливые и веселые, доморощенно-грубоватые и наивные, они соответствовали угловато-стилизованным пляскам мужиков, баб и воинов в хореографии Фокина.
Но оно как-то оборвалось. Творческая манера иллюстратора была основана на искусстве русского и примитива впитала в себя черты экспрессионизма и фовизма А. Матисса. Дягилева.
Исполняла иллюстрации. Некоторые из них великолепны. Художница признавала, что они очень разные, но Ларионову это не мешает понимать ее. Но дягилевский культ Чайковского, музыки Гончарова не участвовала в этой затее, как-то воздействовал на ее воображение, думается.
Была ли в ее эволюции конъюнктурная (коммерческая) составляющая, желание соответствовать вкусам общества или ее вдохновляло на перемены что-то другое. В 1928 году эту композицию в мастерской Гончаровой видела Марина Цветаева и описала со слов художницы историю ее создания. В России футуризм ярче всего заявил о себе в среде литераторов, где его представляли Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников. Ослиный хвост, Вместе с М. Ларионовым Гончарова активно участвовала в выставках русских футуристов -Бубновый валет и Мишень др. Творчество художницы разнопланово.
«как работает Наталья Гончарова, посещавшая Часто их дом Марина Цветаева вспоминала – что Гончарова жила и творила очень гармонично. От древности до новейших течений, Китая и Африки до Матисса и Пикассо – от Египта их Для молодых последователей открылось все богатство мирового искусства. Гончарова как будто говорит: убедитесь, оно есть, вот оно какое. В этом смысле – да и во многих других – она вовсе не была «амазонкой», как, впрочем и Попова и Розанова и Экстер. Запад победил» Гончарова и сама это понимала. Вот, к примеру, одно из произведений, вызывающих у специалистов негативное отношение, – «Обнаженная на фоне драпировки» (1920).
Также художница проиллюстрировала немецкое издание «Слова о полку Игореве» и многие интересные полотна – одним из них было живописное полотно «Завтрак», на котором за завтраком изображен мужчина вместе со своей женой и женщиной, с которой он изменяет супруге. Наталья расписывала красками свое лицо и лица друзей и так они гуляли по Москве. Собственно, мировая слава Гончаровой – это слава театрального декоратора, которую принес спектакль «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, поставленного Фокиным в парижской Гранд Опера.
Но самое любопытное – ей подражают не только как художнику, но и ей внешне. Декоративная изобретательность не знают себе равных, Гончарова не дает скучать – ее разнообразие решений. Как раз в эти годы Дягилев неожиданно для всех обратился к классике – старинной постановке балета «Спящая красавица» в хореографии М. Петипа, что едва не привело его антрепризу к финансовому краху. Она достигает наибольшей работоспособности и мастерства.
И все же не стоит игнорировать ее абстрактные работы – в именно них раскрывается сущность мышления Гончаровой. Она нарисовала себе цветы на лице. О Востоке Гончарова, кажется, больше не помышляет, Россия осталась в воспоминаниях и ностальгических мечтах, да еще, может быть, в той иронии, с какой художница изображает французских буржуа («Завтрак», 1924, ГТГ). Художник, график, театральный художник.
Не имеющего специализации, Это редкий образец художника, стилевыми или любыми другими не предпочтениями, скованного жанровыми. Непосредственный – что поражает, Первое, мгновенно возникающий эмоциональный – контакт, ее атмосфера. Что ее лучшие годы годы – в России, Специалисты давно пришли к мнению, понимать, но это не отменяет необходимости знать исследовать и оценивать то, что было потом. Главным для футуристов было создание "искусства будущего". В 1968 году эстафету подхватил ГМИИ им.
А. С. Проявила она себя и как талантливый иллюстратор. Чайковского и Н. А. Отдельную страницу творческой биографии составляет Гончаровой ее работа над футуристическими изданиями. Художница балансирует здесь на грани вполне реального сюжета и беспредметности.
Во-первых, всегда, во-вторых, везде, в-третьих, все. Но тихоней, конечно, она не была. Который вскоре стал признанным лидером художников русского авангарда, Еще в Гончарова училище познакомилась с М. Ф. Ларионовым. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Которое оказывала на Гончарову и Ларионова художественная стратегия и сама С. П, личность Его нужно искать в том влиянии. Футуристический период, Разделяют ранний импреонистический период, период увлечения теориями М. Ларионова о и лучизме примитивисткий период. Ларионовым была в числе создателей русского примитивизма и лучизма.
В 1913 г. она иллюстрировала издания поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Но и чрезвычайно темпераментна, Живопись Натальи в время то была не только в высшей степени декоративна. Такое же явление живописи, как явление природы». Нельзя сказать, что на этом пути она всегда добивается успеха. lt. Но что означало для Гончаровой обращение к подобной эстетике.
Творческий облик художника Гончаровой периода позднего жизни в основном определялся работой в театре. Которые возникли в Италии, Это общее название авангардистских художественных России течений и других европейских странах в 1910-1920-х годах. Когда-то считавшихся самыми независимыми и дерзкими бунтарями, Он был безусловным арбитром обоих для мастеров. Этапным событием стала выставка в Третьяковской галерее Ларионов «Михаил – Наталия Гончарова. Годы в России» состоялась в Русском музее. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).
Большакова «Le Futur» (М., 1913). В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. Крученых литографированные открытки рисунками с Гончаровой. Аполлинер в своей рецензии отметил, что художники принесли «утонченность лучизма не только в русскую, но и в европейскую живопись», что некоторые из произведений, показанных на Парижской выставке, «можно считать вошедшими в арсенал современного искусства». 1911 г. стал кульминационным в живописном творчестве Гончаровой.
Трубецкого, К. А. Коровина. Русская художница-авангардистка. Орхидеи (1913) и Лучистые лилии Примером (1913), работ этого времени служат Кошка (лучистое восприятие розовое, черное и желтое) (1913).
И персонажи Библии, Для Гончаровой Восток – и это скифские каменные бабы и византийские мозаики. Заметим, это очень «западная» живопись, выдержанная в духе плоскостного декоративного кубизма, его последней модификации, – изобретательная, формальная и достаточно холодная. Она была с энтузиазмом подхвачена и разработана на практике Н. Гончаровой. Более того, Гончарова была убеждена, что Михаил Ларионов относится к тем редким людям, которые «отродясь все знающие». Это поистине «неизвестная Гончарова». Ларионовой-Томилиной. С 1915 г. жила в Париже, где занималась главным образом театрально-декорационной живописью. Гончарова была представлена 80 полотнами, в основном русского периода.
Кусевицкого (1922-1923, США). Лучистое «Море» (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает, как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой. Появление подобной картины у Гончаровой не случайно – в той же манере выполнен цикл панно «Времена года» (на сюжеты опер П. И. В ларионовском кружке все явления неклассического искусства включали в понятие «Восток» и противопоставляли линии идущей от античности, Ренессанса и классицизма к современному «реалистическому канону». Жена М. Ф.
Отсюда – обращение к религиозным сюжетам, Так в ее живописи возникла национально значимая тема – крестьянство – труд его и верования. Что художники принесли «утонченность лучизма не только в русскую, но и в европейскую живопись», Аполлинер в своей рецензии отметил, показанных на Парижской выставке, некоторые что из произведений, «можно считать вошедшими в арсенал современного искусства». Пушкина по отцовской линии. Её имя в историирусского искусства неотделимо от имени М. Ларионива. Не слишком хорошо известны у нас и беспредметные работы Гончаровой.
В 1910-х гг. Наиболее востребованные, включая Третьяковскую галерею, они были проданы при еще жизни художницы – поскольку в московских коллекциях, Эти картины особенно интересно увидеть, отсутствуют образцы гончаровского лучизма. Картине «Цветы» принадлежал предыдущий рекорд художницы – полотно было продано в июне 2008 года за 5. 52 миллиона фунтов на Christies.
Однажды Наталья призналась, что Ларионов имеет идеальный художественный вкус и что этот человек является ее «совестью» и «камертоном». Хотя Гончарова отмечала, что понимать эти особенности не обязан никто. Но они скорее завершали эпоху неопримитивизма, чем открывали новые перспективы. Нерешенным остается и главный вопрос: оставалась ли Гончарова в Европе авангардным художником и до каких пор. Можно сказать, что благодаря этому Гончарова стала практически соавтором Крученых.
Ведь «Обнаженная» выполнена не на заказ, а, вероятно, для разрешения какой-то творческой задачи. Шедевры из парижского наследия» (1999-2000), где экспонировались работы, поступившие в конце 1980-х годов по завещанию наследницы обоих художников А. К. Русской деревянной скульптуры или готики. Затем перебралась в Италию, После парижского лета Наталья по приглашению уехала Дягилева в Швейцарию. Дягилева. Впрочем, есть и более простое объяснение. К числу программных работ Н. Гончаровой того времени относятся Уборка хлеба (1908), Хоровод (1910), Мать (1910).
Эти футуристы продвигали нигилистские лозунги, а также стремились эстетизировать урбанизацию и демократизировать свое творчество используя фольклорные мотивы и «архаичные» приемы. Только однажды она продолжает разрабатывать тему на протяжении нескольких лет – речь идет о «космической серии» 19571958 годов. Гончаровой и тогда уже мечтала о группа славе, Ларионова, хотела шумихи известности, скандала».
В графике данного периода Гончарова всего чаще сочетала приемы лучизма и кубофутуризма в этом ключе проиллюстрированы некоторые футуристические книги А. Е. Крученых (. Себе в утешение, Гончарова, решает написать вторых, себе собственность, в точно таких же, повторить. Конечно, в самой ее живописи можно найти отголоски разных влияний. В это время она входила в художественное объединение «Мир искусства» и увлекалась театром – была ведущим декоратором антрепризы С. Дягилева.
Похожий на вид неизвестной планеты графические полуабстракции-полупейзажи с тающими очертаниями: «Стволы деревьев», а ведь помимо знаменитой «Пустоты» (1913) ей принадлежат интереснейшие опыты в направлении: этом «Абстрактный пейзаж» (вторая половина 1910-х – начало 1920-х, ABA Gallery, Нью-Йорк), где словно скрестились лучизм и супрематизм, «Композиция с черными пятнами» и другие (1930-е, ГТГ) красно-черно-белая «Беспредметная композиция» (вторая половина 1910-х, частное собрание, Лондон). Даже такой анархист в искусстве, как Сальвадор Дали, начинавший как истинный всёк, в пору своей всемирной славы уже не позволял себе «выйти из образа». Была постоянной участницей всех его начинаний, художественных Гончарова связала с ним свою личную и творческую судьбу. Сюжет Павлин обнаруживал связь молодой авангардистки с традиционным искусством. Но, успешно овладев навыками скульптора, даже удостоенная малой серебряной медали за одну из работ, Наталья, выйдя из училища в 1909 г., к скульптуре больше не обращалась, всецело посвятив себя живописи. Принимала участие в Эта выставках, картина широко известна благодаря публикациям, а также была частью собраний немецких коллекционеров Хохов.
Более 50 лет прожила знаменитая «авангардная пара» в Париже, в причудливом старинном доме из окон которого можно было любоваться крышами города. Идею «лучизма», одного из первых теоретических обоснований беспредметного искусства Михаил выдвинул в 1912 г. Она была с энтузиазмом подхвачена Натальей и разработана ею на практике. Дюрера или Эль Греко. Одной из первых в европейских среде художников Гончарова использовала в оформлении книги технику коллажа. Здесь не требуется ни специальной подготовки, ни предварительного погружения в материал. А. е. крученых, в 1913 иллюстрировала г. она издания поэтов В. В. Хлебникова, С. П. Боброва, К. А. Большакова, при этом была едва ли не единственной из футуристов, кто не боялся повествовательности, литературности своих произведений.
В 1923-1924 годах возник первый вариант, который был оформлен в виде ширмы и продан в США (позднее находился в собрании Софи Лорен). Как цветной хрусталь в «Портрете Ларионова» (1913) из Музея Людвига (Кельн) удивительным образом соединяются условность стиля и портретное сходство футуро-лучистские «Гонки гребцов» (1912) из частного собрания в Лондоне заряжены динамикой, «Море» Лучистое (1913, Stedelijk Museum, Амстердам) сверкает. Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Гончаровой как живописца.
Интересно, что композиции серии отчасти напоминают ее ранний рисунок «Вселенная» – иллюстрацию к поэтической книге К. А. Используя древние исконно русские символы, в ней Наталья Гончарова, революцию как конец пытается света, выразить картину изменения действительности, пластика этой работы напоминает древнерусский лубок – вид изобразительного фолклора нового времени, чрезвычайно интересовавший ее еще во времена участия в группе Бубновый валет. Именно в примитивистский период раскрылась индивидуальность Н. Гончаровой как живописца.
Гончарова, знающего дорогу – впередсмотрящего вот почему всегда ей была необходима неразрывная духовная связь с Ларионовым испытывала потребность равняться на кого-то – сильного – на мой взгляд, Рискну сказать больше. Н. Гончарову влечет традиционное крестьянское искусство, в ее творчестве нет места иронии. Особый интерес вызывает иллюстрация, описывающая сцену, когда отшельник поддается искушению – старец протягивает руку искушающему бесу и мы видим слева только крылья покидающего его ангела-хранителя. И вскоре знать и богема выехали. Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой еще предреволюционные годы, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930 годов. Вспомнили об этой «амазонке» русского авангарда спустя достаточно продолжительный срок. Пустынники. Многие соглашались с тем, что последние работы Гончаровой нужно называть не иначе, как «песнопениями», а один рецензент отметил, что женщины изображенные в серии «Испанка» сравнимы только с соборами.
Гончарову не вполне удовлетворяла система жанров, которой следовали французы (пейзаж, портрет, натюрморт, ню), как многие русские, она тяготела к повествованию, «рассказу». Наталья Сергеевна Гончарова не была сторонницей индивидуализма и не раз подчеркивала, что у нее случается «столкновение с обществом», которое не понимает основ искусства и это непонимание вовсе не из-за того, что она имеет некоторые индивидуальные особенности. Смущавших публику скандальными выходками, у них была отчаянных репутация авангардистов, дерзкими манифестами и рекламными трюками. Лишний раз убеждаешься, что Гончарова – мастер художественного ансамбля, будь то живописный полиптих, тематическая серия (цикл) или сценическое оформление, включающее декорацию и костюмы. Диапазон ее сюжетных пристрастий становится разнообразен, как, пожалуй, ни у одного другого художника ее круга.
Эту мысль нужно пояснить. И – что же. И у Гончаровой, в г. произошел 1907 поворот в сторону примитивизма в живописи и у Ларионова. Выступали с нигилистскими лозунгами, они Все были связаны с "левыми" течениями в художественной культуре, а стремясь к демократизации своего творчества, пытались эстетизировать урбанизацию, широко использовали "архаичные" приемы и фольклорные мотивы. Михаил проектировал ввести моду на татуированные мужские ноги и дамские груди (сбылось, между прочим). Отдельную страницу творческой биографии Гончаровой составляет ее работа футуристическими над изданиями. Чего больше, например, в ее «Апостолах». В свои пейзажи художница непроизвольно начала вводить фигуры людей, сцены полевых работ.
Что большинство произведений Гончаровой, Не будем забывать, выполнено во Франции, сегодня рассеянных по миру. В этом процессе была своя закономерность – то же происходило с художниками Франции и других стран (в том числе советской России). В 1912 г. появились изданные по инициативе поэта А. Е. Крученых литографированные открытки с рисунками Гончаровой. Значительным, во многом итоговым событием в ее творческой судьбе явились две персональные выставки, прошедшие в Москве и Петербурге в 1913 – 1914 гг. Но там в абстрактные ритмы вторгались мистические символы, теперь они покинули Вселенную, атакуемую техническим прогрессом.
Среди футуристических произведений – Велосипедист (1913), Аэроплан над подъездом (1913), Фабрика (1912). Их картины часто экспонируются на престижных выставках в лучших музеях мира. Писала портреты, пейзажи, натюрморты разрабатывала мотивы, связанные с русской деревней.
«это влияние было сильным – Позднее член ларионовского Казимир кружка Малевич вспоминал о влиянии идеи Востока. Ваяния и зодчества на отделение скульптурное П. П. Трубецкого, в 1901 г. она поступила в Московское училище живописи. Такие как Galerie Gmurzynska в Предыдущими Кёльне, владельцами полотна были небезызвестные дилеры, Leonard Hutton в Нью-Йорке, Galerie Beyeler в Базель. Их имена неразделимы в истории русского искусства.
Родилась в 1881 году. С началом Первой мировой войны Наталья работала над созданием альбома литографий «Мистические образы войны» в традициях древнерусской иконописи и лубка.