Натюрморт («Stilleven» что по-голландски означает «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Оно известно как голландский натюрморт и считается одной из вершин в живописи масляными красками. Изучая творчество голландских живописцев 17 века я была очарована их великолепными натюрмортами. Голландский натюрморт – уникальное явление в истории живописи.
7 Голландский натюрморт В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта (фр. Натюрморт («Stilleven» 8212 что по-голландски означает 8212 «тихая жизнь») – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи.
Такое пагубное влияние курения скоро вызвало обеспокоенность властей и церкви. Соберутся на девичник и давай рассказывать, что видели интересного и оригинального. Но технически выполненные вполне добротно, Среди голландских картин вот таким образом нередко встречаются вещи бездушные, но совершенством поражающие выполнения отдельных частей или произведения в целом малопривлекательные, в особенности деталей натюрморта. В создании национального натюрморта приняли многие участие местные центры художественной культуры Голландии. Новые тенденции сказались и в области натюрморта, который, хотя и оставался по-прежнему на реалистических позициях и даже сумел их обогатить и умножить, обслуживал теперь эстетические потребности верхушки общества.
Но этот беспорядок лишь кажущийся, так как композиция каждого натюрморта строжайше продумана и найдена. Охотящуюся за мышью, Один из этих кругов включает кошку, третий, второй – женщину с ребенком, почти монохромный, совсем – лестницу, окно и камин. Вот таким образом к работе над фоном надо относиться очень внимательно. Питер Клас рисовал натюрморты. Картины редко создавались на заказ, а в основном свободно продавались на рынках для всех желающих и предназначались для украшения комнат в домах горожан, а то и сельских жителей из тех, что побогаче.
1635 г. Государственные музеи, Берлин. При необходимости цвета уточняют. Владевших дворцами, Крупных аристократов, здесь было меньше, значительно которые нужно было украшать, чем в других странах Европы. Которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, Книга, на севшая вазу, муха, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки. Посмотрит на все это безобразие и сломя голову бежит в свой родной XVII век.
Среди которых появлялась жесткая специализация и разделение труда, Кроме живописцев, кто готовил под картины основу – доски или холст, там работали те изготавливал грунтовал, рамы и т. д. Жесткая конкуренция, как при любых рыночных отношениях, приводила к повышению качества натюрмортов до очень высокого уровня. Родился в Бургстейнфурте, Вестфалии (ныне Германия). Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, «демократические» предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Оставленная, Раковина оболочка, увядшие цветы символ смерти, когда то жившим ней в существом. Это ракушка от моллюска превратилась в произведение ювелирного искусства. Невиданное богатство и роскошь на одном полюсе и потрясающая бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения. ва для его определения еще не существовало.
Создателями более демократического варианта «завтраков» были харлемские художники Виллем Клас Хеда и Питер Клас. Работа над натюрмортом разделяется па несколько этапов. Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа Абрахама и ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты», в середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста. Натюрморты таких живописцев, как Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк получили название ontbijtjes этот термин обычно переводится как «натюрморты-завтраки», хотя, строго говоря, ontbijtом называлась лёгкая закуска, которую можно было принимать в любое время дня.
На компьютере можно сделать с картинкой все, Конечно, отразить, что угодно – обрезать изменить цвет, но мне бы хотелось еще раз напомнить, что задумывал автор определенный вариант. Какие-нибудь штучки, безделушки, аромолампы, посуду, сувениры Вообще-то, этим увлечением чаще «грешат» женщины. Относящихся к началу XVII столетия, в натюрмортах, словно экспонаты музейной в витрине, предметы расставлены в строгом порядке. Изображавшихся на групповых корпоративных портретах, Обилие яств и посуды в ранних работах харлемских живописцев напоминает о этого происхождении жанра от торжественных столов. Благодаря этим работам он стал известным живописцем, Самые успешные его года карьеры – это время работы в Гааге.
Изготавливались в Гауде для широких слоев курильщиков (солдат, крестьян, матросов, студентов) и менее престижные трубки, на производстве которых уже к 1600 году было занято около 500 ремесленников. Оливковая тональная гамма объединяет предметы и придает звучность особую тем чистым цветам, Сдержанная серовато-золотистая, которые подчеркивают свежесть только что разрезанного лимона или мягкий шелк голубой ленточки. Включая и самых талантливых учеников Рембрандта, Никто другой, той сочности глубины и как бы изнутри светящихся красок, не мог достичь того богатства и тонкости светотени, того горячего золотистого колорита, какие отличают произведения Калфа. Основным сословием считалось среднее, XVII в веке в Голландии примерно три четверти населения было городским. Если что-то меняется, нужно об этом оповещать зрителя. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Каждый цвет сравнивают с остальными и при необходимости уточняют.
Были у трудолюбивых и любознательных голландцев еще такие специфические увлечения, – это так называемые «тюльпаномания» и «раковиномания», а также коллекционирование всевозможных диковин, привозимых из экзотических стран. Обогащать живописное решение натюрморта, всего Контраст будет способствовать выявлению цвета и формы предметов, выделять положение предметов на первом плане. Предметы имеют разную форму и размеры, но все они расположены с любовью, бережно, как самое дорогое, так, чтобы каждый был хорошо виден.
Селедка или ветчина, Оловянная тарелка, бокал вина, булочка, скомканная салфетка, лимон или ветка винограда, столовые скупой приборы и точный отбор предметов создает впечатление стола, накрытого на одну персону. Университетский Лейден создал и усовершенствовал тип философского натюрморта « vanitas» (суета сует). Синяя ленточка часов, Оранжево-красная скатерть, о новом понимании колорита, яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле и металле говорят об от отказе монохромного начала. Себастьяна, покровителя лучников.
Прялка, челнок и др – веретена, На золотистой фоне деревянной стены размещены предметы для прядения и ткачества. А как бы случайный, Расположение предметов стало носить празднично-торжественный, не естественный характер. Сорванные фрукты на тарелке, цветы Срезанные в вазе, созданный Богом, убитые звери – это мир, но измененный и преобразованный человеком. Стараясь понять, Для этого на одном листе делают несколько вариантов зарисовок небольшого размера, где расположены наиболее и освещенные наиболее затемненные участки натюрморта, как распределяются свет и тень на всех предметах. Начинают с обобщенной передачи объемов предметов.
Активно работал в Гарлеме, где обосновался в 1621 году. В истории живописи были примеры натюрмортов и пейзажей, но никогда прежде эти жанры не достигали такой массовости и самодостаточности, как в Голландии XVII века. Дело в том, что сам предметный мир в жизни Голландии второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. В картине «Кухня» (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает повое звучание. Будто художник, Кажется, пытается убедить зрителя в его достоинствах путем занимательного выбора обилия и изображенных предметов, еще не уверенный в успехе нового жанра. Выполняя натюрморт в живописи, важно все время правильно видеть натуру: цельно при определении общих цветовых отношений и в конце выполнения работы, конкретно при проработке деталей, т. е. следовать принципам «от общего к частному» и «от частного к общему». Натюрморты красивы, Безусловно, но ведь они еще и могут кое-что поведать, приятны взгляду, если ним к прислушаться.
Щука и окунь, Главной и почти единственной темой его были творчества рыбы – даже лишь два их вида. Он известен своими богатыми натюрмортами. Он был основателем гильдии художников в Гааге. Сын Класа, Николас Берхем, стал известен как пейзажист. Сколько служат для создания самостоятельных художественных у образов, художников следующего поколения веши уже не столько напоминают об отвлечённых истинах.
Геррит Доу (Gerrit Dou (1613-1675) родился в Лейдене. Охотничьими трофеями и разнообразной по материалам посудой – дополняется экзотическими насекомыми или мелкими животными и птицами, Для этого голландский традиционный натюрморт – с фруктами и цветами. Цвета, в полотнах Хеды пленяет не только натуральность изображения предметов и искусность в передаче формы и но живое и искреннее наслаждение, фактуры каждой мелочи самой по себе, с которым раскрывается красота предметного мира. Этим добиваются целостности впечатления от постановки. Вспомним натюрморт В. Ф. Стожарова с изображением льна. Ван Бейерен подписывал свои полотна лишь монограммой AVB и не указывал дат своих произведений, к сожалению, вот таким образом трудно установить было хронологию его работ.
1530. Но бывает и наоборот: в оформлении обложки книги «Малые голландцы» из серии «Художественные направления и стили» (М. Когда художник работал над этим натюрмортом (примерно, в 1653 году), рог все еще использовался во время собраний гильдии.
Предназначенной лишь для обозрения и любования, Еда ранее представлялась нетронутой, а в более натюрмортах поздних видны признаки трапезы. Отмечают также, какие предметы составляют передний план, какие отходят в глубину, какой предмет является самым темным, какой самым светлым. Возникшая на базе морских промыслов и судоходства, Развитая огромное мануфактура, колониальное хозяйство и ведущая роль в мировой торговле обеспечили Голландии экономический подъем. Светлоте, Это поможет найти и передать в живописи между связь предметами по цветовому тону их пространственному размещению, насыщенности цвета. «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.
Что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – нации рыбаков и мореплавателей, Подобное самоограничение в начале XVII века было очень смелым и шагом свидетельствовало об уверенности художника в том. Контраст с остальной Европой был разительный. Понятие прекрасного для голландского заключалось художника во множестве явлений реального мира. Но обе ранние работы эрмитажной коллекции – «Уголок кухни» и «Двор крестьянского дома» – написаны им позже, в Амстердаме, после знакомства с творчеством Рембрандта, влияние которого было решающим в становлении его как художника.
Богатство и роскошь на полюсе одном и бедность и нищета – на другом заставили художников почувствовать опредмеченные в вещах имущественные отношения. То напротив, Когда мы смотрим зеркально на отраженный вариант, райского света, возникнет – четкое ощущение радости, льющегося из будущего, освещающего сумерки земной жизни. Мы знаем, что скатерть была накрахмалена и аккуратно выглажена – она сохраняет еще ровные, острые складки.
Появлению натюрморта как самостоятельного жанра живописи способствовало расширение технических возможностей живописи в передаче реальной действительности в 17 в. Особенно широкое распространение натюрморта жанр получил в голландской живописи. Как видно на примере замечательного натюрморта, с исключительным мастерством он передавал отражения и блики на блестящих и гладких хранящегося поверхностях, в Государственном музее в Амстердаме. Завтрак с крабом. Флориса Герритс ван Схотена, Особо значимыми считаются полотна Николаса Гиллиса, Ван Ханса Эссена, Клары Петерс, Рулофа Кутса и др. И развития экономики, Живопись в Голландии XVII века не могла избежать новых влияния общественных отношений. Для повышения коммерческой привлекательности сюжета, Кроме создания привычных аллегорических ассоциаций художник вводил часто их просто для положительных эмоций.
Центре морского промысла, в Гааге, колорит их картин отливает блеском чешуи, Питер де Пюттер и его ученик Абрахам ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря, в которой вспыхивают пятна розового, синего красного, цветов. Установившейся, Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло определяющим стать для живописной школы, окрепшей и достигшей расцвета. За кажущейся случайностью расположения вещей скрывается тонкий расчет на контраст различных материальных предметов качеств и настойчивое желание полнее рассказать о каждом из них. Но говорить о пессимистическом «конце света», который когда-нибудь состоится для каждого человека, можно только в том случае, если «читаешь» картину слева направо.
Стремясь предельно выявить формы и объемы предметов, Сезанн, Поль применяет новые средства изображения. Картины голландских мастеров XVII в. служили им образцом во всех жанрах, Когда в XIX середине в. художники повсеместно обратились к изображению окружающей их реальности. Яркая желтизна лимона и серебристые рефлексы на стекле металле и говорят об отказе от монохромного начала, Оранжево-красная скатерть, о новом понимании колорита. Предметы скомпонованы в полукруглой нише – рядом деликатно занавеска, отодвинута Этот натюрморт Геррита Доу создан по излюбленной автором схеме. Блестящая влажная чешуя, насыщенный водяными парами воздух, свет и тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья.
К «кухонному» натюрморту Калф обратился еще в свои молодые годы, которые он провел в Париже (между 1640 и 1650 гг. ). Простое по композиции скупое и по цвету произведение, Его Рыбы и кувшин на столе, привлекательно именно благодаря своей лапидарности. Зависимость Нидерландов от феодально-католической Испании в превратилось тормоз для дальнейшего развития страны. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Который может сильно выступать Особую вперед, сложность представляет фон светлого цвета с большой насыщенностью. Для него передать характерное было так же важно, как показать красивое.
– от сложных многопредметных и до лаконичных, Подобные полотна могут быть разнообразны по масштабу и характеру. Соответственно, на смену «монохромным» завтракам приходит сочный, красочно насыщенный, золотисто-теплый колорит. Их работы выполнены в монохромной палитре им характерны тонкие обработки света и фактуры. Если Утрехту, сохранившему даже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту мастерство изображения рыб и других обитателей моря, то университетский Лейден создал и усовершенствовал «ученый» натюрморт типа «vanitas», а более демократический Роттердам – «кухонный» натюрморт наконец, самый перспективный вид голландского натюрморта – жанр «завтраков» – возник в Харлеме. В самом центре простого потемневшего от времени стола на белом вышитом полотенце легкие лежат золотистые стебли льна. В то время, как их современники в Италии, Франции, Испании были сосредоточены на создании громадных религиозных композиций для церковных алтарей, полотен и фресок на сюжеты античной мифологии для дворцовых залов, голландцы писали небольшие картины с видами уголков родного ландшафта, танцы на деревенском празднике или домашний концерт в бюргерском доме, сценки в сельском трактире, на улице или в доме свиданий, накрытые столы с завтраком или десертом, то есть натуру «низкую», непритязательную, не осененную античной или ренессансной поэтической традицией, кроме разве современной ей голландской поэзии.
Он писал натюрморты. Диковинных раковин, Натюрморт фруктами с Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, ярких, экзотических птиц и плодов, пестрых насекомых и цветов – для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения. С изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, а интерьер и фигуры вытеснены были за границы картины – что время действовало, Можно сказать, пока в кадре не остались только предметы, подобно объективу фотоаппарата. Она не обладала для художника иными качествами, Показанная в ряду других товаров, например, существенно от отличными, овощей, фруктов или рыбы. Часто он работал с лупой, Картины Доу изобилуют многочисленными деталями, чтобы более тщательно изобразить той подробность или иной вещи.
В виде карманных и песочных часов и в виде потухшей свечи, Хотя всегда мне хотелось назвать этот натюрморт Символ времени – так как именно эта метафора представленна здесь трижды. В начале 1630-х гг. Он использовал смелую яркую цветовую гамму, его картины отличались реалистичностью. «» иными словами, всякая картина развертывается для нас не только в пространстве, но и во времени». Национального быта и имеют глубоко символический смысл, Все предметы натюрморта этого являются предметами старины, утверждающий извечность человеческого труда.
Он отказывается от лепки светотеневой формы и создает объем большим количеством мелких мазков теплых и холодных цветов. Изображавшихся на групповых корпоративных портретах, Обилие яств и в посуды ранних работах харлемских живописцев напоминает о происхождении этого жанра от торжественных столов. Нежели Хеда, Клас выбирал более домашние объекты, хотя и его более поздние работы более стали красочными и декоративными. Большой натюрморт «Рыбный прилавок» принадлежит ученику де Пюттера, лучшему «живописцу рыб» Абрахаму ван Бейерену (1620/21 – 1690). Неизвестно, сохранился ли кубок, но его изображение в натюрморте до сих пор живо и поражает нас своей красотой.
Сохранившему даже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, Если Утрехту, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту мастерство изображения рыб и других обитателей моря, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, то университетский Лейден создал и усовершенствовал «ученый» натюрморт типа «vanitas», а более демократический Роттердам – «кухонный» натюрморт наконец, перспективный самый вид голландского натюрморта – жанр «завтраков» – возник в Харлеме. Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Которая организовала мастерскую по изготовлению сувениров, Или что-то продемонстрировать – как моя одна приятельница. Они являлись в основном предметом украшения скромных бюргерских домов, – Небольшой кабинетный размер голландских картин обусловлен их предназначением.
Делфте, Цветочные композиции писались во многих голландских городах – Утрехте, но именно Харлем стал центром развития натюрмортов, Гааге изображавших столы, сервированные продукты и готовые блюда. Биллем Клас Хеда. Натюрморт с цветами яблони. Отличительными внешними признаками голландской картины являются ее небольшие размеры и продиктованная этим мелкофигурность, чрезвычайная детализация и тщательность письма.
(до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Зав трак с крабом», 1648 г. ). Значительно тоньше сгармонирован по цвету «Завтрак с ветчиной» (1647). Но вскоре он перешел на натюрморты с плодами и драгоценными предметами – фарфоровые изделия, Его ранними работами кухни были и скромные дворики, венецианские стекла – в стиле барокко, восточные ковры. Композиция держится четким противопоставлением горизонталей и вертикалей, Несмотря на перегруженность, а сами предметы тонким переданы и острым рисунком с выявлением их фактурных качеств. «Натюрморт с фруктами» Балтазара ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов.
Виллем Калф (1622 – 1693), крупнейший голландский натюрмортист второй половины XVII века исходил в своем творчестве из достижений Ф. Рейкхалса и Я. Трека. Именно в этот период на реалистических основе достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии – Виллема Калфа. Утрачивает реалистическую основу и в вступает полосу длительного упадка, Искусство теряет связи с демократической традицией. Ни Венике не отступают от натуры, Ни Хондекутер, претворять его цветовые и фактурные качества в эффект, но новое общественное содержание предмета их заставляет выискивать в нем особенно красивые повороты и ракурсы, подчеркивающий декоративные ценности и помещать изображение на фоне роскошного, украшенного статуями и вазами парка.
Каждый предмет как часть макрокосма, несет на себе многослойную смысловую нагрузку, как например, музыкальный инструмент – символ музыки, слуха, гармонии или мимолетности бытии (музыка бесплотна и исчезает без следа) греховности человека, стремящегося к развлечению светской музыкой. Сказанное относится даже к монументальной живописи, которая не являлась сильной стороной голландского искусства и где, казалось бы, больше был открыт доступ иностранным влияниям. Сообщая им важные моральные истины, Картины вступали в диалог со зрителями, о тщете людских стремлений, напоминая обманчивости об земных радостей, направляя мысль на философские размышления о смысле человеческой жизни. На картины голландских художников, Действительно, выплеснулся весь окружавший их мир, предметный казалось. Последние мазки лучше делать прозрачными и яркими красками. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение.
Что теряется доверие к подобных авторам изданий, Сами понимаете, часто это и не их вина, хотя. Или еще можно совершить захватывающий и опустошительный поход по магазинам. В картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.
Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста (1590 1656). Уже из этого перечисления видно, как велико было разнообразие изображаемых предметов. В Голландии XVII в. жанр натюрморта получил большое распространение. В последовавших затем «банкетных» натюрмортах скатерть всё больше и больше сдвигалась вбок, а к концу 1630-х гг.
Жаровня, Глиняный кувшин и стакан с пивом, две глиняные трубки из Гауды, в которой тлеет торф известного центра их производства, табак на тарелке оловянной и табакерка – что может быть обычнее. Выражаясь музыкальным языком, может дополнять жанровые сцены и портреты, быть самостоятельным, органично вливаясь в единое целое – он может солировать, а примерами с натюрмортов этого периода Вы уже могли встречаться на страницах блога Натюрморт – абсолютно уникальный жанр. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-l'oeil – обман зрения. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию. 1648 г. Государственный Эрмитаж, СанктПетербург. Художник выбирает для изображения каждого из них наиболее точку выгодную зрения, Внимательно исследуя структуру предметов.
Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. Ранней стадии голландского натюрморта характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких пестрых насекомых и цветов. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских «завтраках». Фигурирующий на амстердамском рынке, в свое время у битая П. Артсена дичь изображалась как предмет купли-продажи. Вываленный из корзины на стол, Морской улов, омара, включает – помимо рыб крабов, – устриц, ракушек, морских звезд.
Лежащего на краю стола, Вся композиция строится повторе на плавных линий тела окуня, кувшина, в очертаниях других предметов – рыб изгибов скатерти, – благодаря чему возникает единый волнообразный ритм. Харлем стал родиной самого характерного вида голландского натюрморта «завтрака». Чувствуется присутствие человека, Беспорядок вещей только кажется, так как каждого композиция натюрморта продумана. Но, Художник почти всегда использовал в своих работах одни и же те мотивы, он создавал оригинальные композиции, меняя расстановку, представляющие новый взгляд на привычные предметы.
Это значение передаётся посредством использования предметов в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением. Необычная форма раковин вдохновляла ювелиров на создание необычной посуды. Скатерть написана с благоговейной тщательностью. Была природной, стала рукотворной. Этот важный момент восприятия композиции отметил Б. Р. Жанровая специализация художников приняла и географический характер.
Надкушенных булочек и т. д. Они рассказывали интересные истории, На них запечатлено присутствие человека в виде наполненные крошек, общими для картин того времени аллюзиями и морализаторскими символами. Они появились около 1600 года это время и принято считать датой рождения жанра. Оба художника основали выдающиеся традиции натюрмортной живописи в Гарлеме. Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 1661) и Виллем Хеда (15941680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета.
Находят цвета предметов и фона, определяя основные цветовые отношения в натюрморте. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений в политической и культурной жизни общества. Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не в его функциональной, повседневно-практической роли, а в праздничной, подчеркивающей его «избыточные» свойства – блеск, роскошь изящество, соответствие изысканному вкусу. Художник так располагает предметы в пространстве и на плоскости, что образуется диагональ, объединяющая их и подчеркивающая направление светового потока., а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты vanitas с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов.
Значительные успехи делает художественная литература, появляется профессиональный голландский театр, выдающиеся произведения возникают в области архитектуры, расцветает графика и, наконец, невиданных высот достигает самое характерное, специфически голландское искусство – живопись. Но и европейцы в XVIII и XIX вв., Изумительную способность голландских живописцев передавать материальный мир во всем богатстве и разнообразии ценили не только современники, они видели в натюрмортах прежде всего только и это блестящее мастерство передачи реальности. Лежащего на краю стола, Вся композиция строится на повторе плавных линий тела окуня, кувшина, в очертаниях других предметов рыб, – изгибов скатерти, – благодаря чему возникает единый волнообразный ритм. Плотный букет, Композиция фламандских, как сочетается с несколькими цветами, собранный в вазу или корзину, разбросанными врозь – так и голландских произведений довольно стереотипна. Уже в этой ранней работе проявилось мастерство Хеды в передаче фактуры материала. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Его «Рыбы и кувшин на столе», простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности. Расходящимся от этого центра и как затухающим бы в тоне и цвете, Остальное пространство строится по концентрическим кругам. В Антверпене, Затем, композиция становится шире, он оставляет спокойную упорядоченность форм, тона богаче, разнообразнее, в них нередко сочетание встречается красного с зеленым.
Отныне предмет в натюрморте выступает главным образом не в его функциональной, повседневно практической роли, а в праздничной, подчеркивающей его «избыточные» свойства – блеск, роскошь изящество, соответствие изысканному вкусу. Когда на смену аккуратной живописи мастеров старинных пришло экспериментальное творчество импрессионистов, Работы Доу оставались популярными вплоть до середины XIX столетия. Обе были наследницами художественных традиций Нидерландов – европейской страны, на части территории которой к тому времени образовалась католическая Фландрия, названная так по имени самой значимой провинции (на сегодняшний день это территория Бельгии и Франции).
Складки на столовой скатерти, как правило, уходили параллельными линиями, вопреки законам перспективы, в глубину полотна предметы рассматривались с высокой точки зрения (чтобы легче было охватить их все взглядом), располагались в линию или по кругу и практически не соприкасались. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины Vanitas vanitatis (лат. ) – суета сует. Опрокинувших корзинку с фруктами, Ссора двух попугаев, создала беспорядок, которые падают и катятся, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком слое, пространственном параллельном плоскости картины.
Хеда прибегал к композиционным решениям Гиллиса и Флориса ван Дейка, но, в отличие от них, не боялся нарушить симметрию, располагая белую скатерть в правой или левой части и оставляя середину стола непокрытой. Как следствие, Продуктивность художников достигала невероятных размеров, которая в свою очередь приводила к мастеров, специализации в среде живописцев возникала конкуренция. Горизонтальный формат полотна – нижний край стола с натурой изображаемой строго параллелен раме, Эстетические принципы натюрморта были довольно консервативными. В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью».
Получаемыми от включения Нидерландов в мировую империю Габсбургов, Если первой в половине столетия тяжесть экономической эксплуатации Испанией до известной степени уравновешивалась для буржуазии выгодами, то во второй половине ХУ1 века положение коренным образом изменилось, что гарантировало безопасность торговли. Помещенном в нишу и накрытом богатой ковровой скатертью, На столе, зеленого стекла пузатый рёмер, золоченый стоят ложчатый аугсбургский кубок, высокий штангенглас и серебряный кувшин их формы и контуры растворяются в глубине полутемной ниши. Абрахам ван Бейрен – голландский художник эпохи барокко. Свидетельствующие о непосредственных контактах между ботаниками-садоводами живописцами и Сохранились документы.
Изображающие утварь скромного обихода, Возьмем ли мы натюрморты или натюрморты с предметами быта зажиточных слоев общества, столь обычные в голландской живописи очень и редко встречающиеся во фламандской, натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов, – им всем свойственны общие национальные черты, которые не позволят смешать их с картинами другой школы, в том числе и родственной фламандской. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Но и практическое, Эта тема зеркально отраженных имеет картин не только теоретически-искусствоведческое значение. Обобщением отдельных оттенков цветов, Заканчивают натюрморт, подчиняя всем их другим цветам. Подбором изысканных и красивых предметов, Голландский натюрморт XVII века отличается только не идеальным мастерством художников, окороков, вкусно изображенных булочек, фруктов и омаров. Его полотна часто сравнивают с картинами Вермейера из-за профессиональной обработки текстур и умению сочетать теплыми и холодными цветами. Цинковые кувшины, оловянные тарелки, прозрачное или стекло, зеленоватое серебряный или иногда, позолоченный кубок – чем у Класа, Колорит его произведений в большей степени и его натюрморты состоят из предметов, подчинен тоновому началу, почти лишенных ярких локальных цветов. Чаша с тлеющими угольками, Перед нами рассматриваемые с высокой точки зрения предметы, перевёрнутый бокал, курительные приспособления, череп – каждом в из которых заложены ассоциации с бренностью и тщетой. Если так можно выразиться, Набор предметов, книга, стандартный для голландского натюрморта XVII века – часы, свеча, потухшая табак, трубка, песочные и карманные часы – символы vanitas, бренности всего сущего.
От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски па одну персону, от праздничной торжественности и порядка, еще не нарушенного следами пиршества, – к интимности и «живописному» беспорядку, учиненному присутствовавшим здесь человеком. Что сам предметный мир в Голландии жизни второй половины века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии, Дело в том. Цветы, Но также фрукты, рыба какие-нибудь или морские гады – могли обозначать времена года или космологические циклы стихий – огонь, мертвая птица, воду, землю и воздух. Объединяющее всех европейцев – это осознание информации слева направо, Однако есть особенность одна восприятия зрительного образа. Как чаша подсолнуха, Тарелка и его лучи насквозь пронизывают сочную мякоть очищенного лимона, ориентирована на свет, заставляют сиять, светиться искриться, апельсины, персики, пиву, сливы. Любители ли Вы красивые вещи. В котором голландские национальные черты проявились особенно четко, Натюрморт один – из жанров. Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом.
Другие провинции, отстояв свою приверженность идеям реформации, объединились и стали именоваться Голландской республикой или просто Голландией. 5 Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Появились художники, которые работали только в жанре морского пейзажа или жанре городских видов или изображали интерьеры помещений (комнат, храмов). Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град об искупительной жертве Христа. Показывая в своих огромных декоративных полотнах все изобилие даров природы, Фламандские мастера 17 века в решали натюрмортах иную задачу.
Колорит выдержан в коричневато-зелёных тонах и является одним из первых примеров монохромного нидерландского натюрморта. Потом переходят к более темным, Цвета начинают накладывать чаще всего со светлых мест предметов, в нужных местах делая плавный переход от цвета светлого к более темному соответствующим приемом письма, затем к самым темным. Но для голландского мастера едва ли не большее тоже значение, белая скатерть имело изображение самой вещи, чем роль этой детали в общем композиционно-цветовом построении. Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена.
В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к реальных передаче форм осязаемо материального мира. После учебы в в Роттердаме 1653 году Виллем Калф обосновались в Амстердаме и прожил там всю оставшуюся жизнь. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве Виллема ван Алста, Юриана ван Стрека и в особенности Виллема Калфа и Абрахама ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Это произведение также отличается изысканностью красок и утончённостью проработки. Изображавшихся на групповых корпоративных портретах, Обилие яств и посуды в ранних работах живописцев харлемских напоминает о происхождении этого жанра от торжественных стодол. Что типичный голландский натюрморт – цветы фрукты и Смысл был в том или предметы, битая птица и рыба, связанные с наукой – книги, оптические приборы и т. д. - содержал полную иллюзию реальности. Но со временем потребление табака возросло, причем в самых различных слоях общества. Распакованный саквояж, книги здесь, – лютня, наоборот, могут говорить о грядущих радостях – вино, в такой интерпретации пропадает осуждение земных наслаждений.
Щука и окунь, Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы – даже лишь их два вида. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. Уверенностью, Манера письма голландцев отличается деловитостью, спокойной точностью и энергичностью мазка и свидетельствует о большой добросовестности и любви к самому ремеслу. В истории многочисленных разновидностей жанра натюрморта Калфу выпала задача завершить создание «роскошного натюрморта», который занял видное место в изобразительном искусстве второй половины XVII века. Таким образом, отношения цветов в акварельной работе постепенно подводят к натуре. Сначала определяют размещение натюрморта на листе бумаги, т. е. создают композицию листа. Белое полотенце лежит так, чтобы хорошо просматривались его вышивка и длина. Работал последовательно в Лейдене, Родился Гааге, в Амстердаме, Гааге, Гуде и Ouerschie, где и умер в 1690 году.
Присутствие человека обозначено «живописным» беспорядком, внесенным в расположение вещей и атмосферой уютного жилого интерьера, достигнутой передачей световоздушной среды. В 1628 году Геррит Доу становится первым учеником Его Рембрандта, отец был художником по стеклу и обучал сына этому искусству. Оливковая тональная гамма предметы, объединяет Серовато-золотистая, которые подчеркивают свежесть разрезанного лимона или мягкий шелк драпировки, придавая звучность тем чистым цветам. Иди, созерцай нас и воспроизводи нас» – рынки, Города, жаждущий знания, церкви и тысячи природных богатств взывают нам к и говорят. Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Видимо, Кальф (да и не только он, а и другие художники) брал этот рог у лучников в аренду, для того, чтобы написать свой шедевр.
Который, Новые тенденции сказались и в области натюрморта, обслуживал теперь эстетические потребности верхушки общества, хотя и оставался по-прежнему па реалистических позициях даже и сумел их обогатить и умножить. Накладывая цвет тени, выделяют цвет рефлекса, а на освещенной части блик. Предметный мир в жизни Голландии половины второй века выступает все чаще в качестве свидетельства могущества национальной буржуазии. Кубки из венецианского стекла, Хеда любил серебряные писать чаши с мерцающими бликами, перламутровые раковины. В вопросе восприятия картины существуют как объективные, так и субъективные моменты. «нет никакого сомнения, рассматривая ее как начало, чем другую, другую же как завершение – что по воле художника мы одну воспринимаем сторону картины чуть раньше, Виппер.
И розовый – грелки, Приглушенная колористическая гамма позволяет все оценить же и серо-голубой цвет кувшина и красно-коричневый – стакана с пивом. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Способного удовлетворить аппетит многих, От показа этого обилия, от торжественности праздничной и порядка еще не нарушенного следами пиршества, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски на одну персону, – к интимности и живописному беспорядку, учиненному присутствием здесь человеком. Цвета, полученные смешением красок, проверяют на палитре. Кубок-рог на представленной сегодня картине Кальфа был создан в 1565 году гильдии для амстердамских лучников, Например.
Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Термин «натюрморт» возник во Франции в XVIII в. и в буквальном переводе означает «мертвая натура», «мертвая природа» (nature morte). Которое могло себе позволить растущее население городов, Картины – самое популярное украшение голландского интерьера времен со позднего средневековья. Разглядеть в предмете общественно-историческое Голландский содержание, художник сумел увидеть за вещью человека. Прежде всего, Художника, объемов интересует форм, соотношение пространства, а не особенности материалов предмета.
Эрмитажный «Десерт», принадлежащий к этому ряду произведений, – подлинный шедевр мастера. А 3 века назад художники, видя красивые вещи, создавали натюрморты. Вошедшего в быт знатного буржуа второй половины XVII века, чаще Но это богатство живописных качеств сочетается в натюрмортах Калфа с роскошью и пышностью предметного мира. Поэтизируя предметный мир, Влияние рембрандтовской светотени заставляет на краски картинах Калфа светиться изнутри. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, случайности расположения только что служивших ему вещей. обращается к теме завтраков, но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины ХУ.
Ну, как-то бережнее нужно обращаться с наследием предков. Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. События превращаются в небытие, Люди уходят, лишь продолжают вещи жить своей жизнью на полотнах живописцев или в музеях. Металлическая (главным образом медная) посуда, стоящая вокруг бочки, вместе с битым петухом, висящим на столбе, образуют центр композиции, наиболее ярко высвеченный и выделенный цветом. Голландское искусство 1620 – 1660 годов оказало само воздействие на искусство стран Западной Европы, Напротив и в частности на Южные Нидерланды.
Который также работал Гарлеме, в Он и Виллем Клазун Хеда, были важными представителями своего стиля. Расцветает культура. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины.
Размеры картин, как правило, были не велики (по сравнению с дворцовой живописью или алтарными композициями для церквей), а сюжеты имели камерный характер изображали сцены частной, повседневной жизни. На котором находятся предметы, Впечатление глубины пространства в натюрморте и зависит от трактовки фона. Воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или удовольствия чувственные (цветы, фрукты), в картинах Хармена ван Стенвейка и Яна Давидса де Хема с предметами, соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Или, к примеру, часы, саквояж (чемодан), потухшая свеча, череп – аллегория бренности бытия, как обозначали их в то время: memento mori или vanitas (суета). Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины.
XVII век явил миру две художественные школы – голландскую и фламандскую. Шелковистого полотна, Тонкие светотеневые переходы позволяют с поразительной тонкостью передать все ткани особенности – плотного, гордости голландской хозяйки. В XVIII и XIX столетиях, Позднее, эти домашние живописные собрания широко распродавались на аукционах и охотно приобретались в королевские и аристократические коллекции по всей Европе, жизнь когда в Голландии стала труднее и скуднее, откуда со временем перекочевали в крупнейшие музеи мира. Дичь писалась с тем же чувством, что и остальные предметы рыночной сцены.
В создании национального натюрморта приняли участие многие местные художественной центры культуры Голландии. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. В умении видеть живописную сторону предмета, в мастерстве перевода прозы материальных вещей на поэтический язык живописи Калф не имел соперников. Найденные цвета накладывают крупными пятнами на соответствующие места рисунка натюрморта. «Закуска» Эрмитажа, где, помимо краба, креветок, вина и фруктов изображена еще и серебряная чаша, это свидетельствует о новых вкусах голландского общества, точнее – его господствующей верхушки. Зеркально отразился не только ее сюжет, Картина полностью изменила свое настроение, но смысловое и значение.
Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. C 1642 по 1646 работал в Париже. «Мертвая натура» – не очень удачный термин, его скорее употребляют по привычке, гораздо точнее звучит непереводимое на русский stilleven (по-голландски), stilleben (по-немецки) или still life (по-английски) – остановившаяся, застывшая жизнь вещей. Основанным на богатом или бедном зрительском опыте, Каждый зритель обладает своим восприятием, на интересах, характере образования, на индивидуальных психологических особенностях. Тогда как сам натюрморт отражением становится индивидуальных вкусов человека, Доминирующий серо-коричневатый тон объединяет предметы в единую картину, его образа жизни. Изображаемые предметы могли нести скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча символ окончившейся жизни серебряная посуда означает земное богатство ветчина чувственные радости лимон внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. В виде увенчанной короной розы, Глиняные трубки с маркой этой мастерской, по расходились всей Европе.
Следовательно, И, композиция картины имеет на право сушествование только в авторском варианте. Хеду и Класа роднят зеленовато-серые или коричневатые тона, но произведения Хеды, как правило, более тщательно отделаны, а вкус его более аристократичен, что проявлялось в выборе изображаемых объектов: серебряной, а не оловянной утвари, устриц, а не селёдки и т. п. Самый ранний из известных натюрмортов кисти Хеды датируется 1621 г. и представляет собой аллегорию бренности (Гаага, собрание Брёдиуса). Весь свет сосредоточен на китайской фарфоровой тарелке с фруктами и небрежно скомканной под нею белой салфетке.
Они предлагали пищу не только для глаз, Однако для самих голландцев XVII столетия эти картины были полны но смысла и для ума. «Плоды и омар на столе» (1640) Эрмитажа – одна из лучших работ Рейкхалса. По которому холодные цвета воспринимаются глазом как более отдаленные использует Сезанн оптический закон, чем теплые. Хвалившей художников прежде всего за прилежание и Именно терпение, названные качества ценились в живописи ХУ11 века голландской публикой. Хеда, а также оказавший на него влияние Питер Клас самые значительные представители такого рода натюрмортов в Голландии.
В поздний период творчества ван Бейерен обращается к теме «завтраков», но не в прежнем скромном, типичном для Класа и Хеды, а в роскошном и пышном варианте, который будет характерен для второй половины XVII столетия. В картинах Питера Класа изображается накрытый стол с яствами и посудой. Человек становился инвалидом, несколько Выкуривая таких трубочек в день в течение нескольких лет. Правда или байка, но занятно. Большие декоративные холсты, Поздние работы художника, разнообразием поражающих форм, заполнены множеством предметов.
50-х и 60-х годах ХУ1 века положение в Нидерландах становится крайне напряженным. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Питер де Пюттер (до 1600 – 1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрмортиста. Об особенностях формирования жанра натюрморта в живописи «малых голландцев» я собираюсь рассказать в ближайших выпусках блога. Оба они создавали скромные «завтраки» с простым набором незамысловатых предметов. Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Посредством многочисленных рефлексов обобщающий все предметы, Этим же целям льющийся служит спокойным потоком свет.
В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель» и как «тихая жизнь», что гораздо точнее передает специфику голландского натюрморта. Что там он смотрится органично, вполне и надо сказать, как часть дизайна, не вызывая раздражения. Скомканная скатерть, Опрокинутый бокал, его образ жизни, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия отражают хозяина его индивидуальный вкус. Например, в натюрморте типа vanitas Питера ван Стенвейка (1540-е годы) изображены символы бренности бытия: череп, пустой саквояж, как аллегория последнего путешествия в мир иной, потухшая свеча, а также в сравнении показана тщета земных радостей: лютня, трубка, табак, кувшин, книги. В третьей четверти ХУ11 века Голландское искусство ХУ11 века не оставалось безразличным достижениям к живописи крупнейших фламандских мастеров. Невиданное богатство и роскошь на одном полюсе и потрясающая бедность и нищета – на другом заставили художников опредмеченные почувствовать в вещах имущественные отношения. Этих двух харлемских мастеров часто сравнивают.
И эту наркотическую закладывали смесь в трубки, Курильщики XVII века смешивали табак с коноплей. Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. Заказов на большие картины для церквей голландские художники не получали. Художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, столь Проявляя характерный для времени интерес к многообразию форм природы, мух, бабочек, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.
Эти оттенки серебристо-серой гаммы тонко соотнесены с серым «воздушным» фоном и белой или оливково-зеленой скатертью. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. Социальное перерождение известная аристократизация голландской буржуазии в последней трети 17 столетия порождают тенденцию к сближению с эстетическими воззрениями французского дворянства, приводят к идеализации художественных образов их измельчанию. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды (около 1594 около 1680) царит живописный беспорядок. Но к передаче формы может быть и другой подход. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи. Сколько длина ее у мундштука, заядлых курильщиков ценился не столько внешний вид самой трубки, доходившая иногда до 28 английских дюймов.
Где помимо краба, Закуска, вина и фруктов, креветок изображены золотые часы и серебряная чаша, свидетельствует о новых вкусах голландского общества, – точнее его господствующей верхушки. Берестяной туесок, За ними стоят деревянная чаша-братина и белизну полотенца, которые своей массой и подчеркивают цветом и легкость спелого льна. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста эрмитажного собрания – «Тарелка с плодами и раковины» (1630) и «Раковины». Безусловно, здесь отразились европейская традиция чтения и написания текста. Локальные цвета предметов подчинены нежному серебристому тону, прозрачная светотень мягко лепит объемы, очень сдержанно выявляя фактурное разнообразие вещей.
К первому из них оп был близок широтой тематики: у обоих можно встретить все разновидности жанра натюрморта – от «кухонного» до «роскошного». Будто художник, Кажется, пытается убедить зрителя в его достоинствах путем занимательного выбора и обилия предметов изображенных еще не уверенный в успехе нового жанра. Обычно я эту красоту фотографирую на память. Не было коронованных заказчиков и родовой аристократии, Реформаторская церковь отказалась от великолепия декора, что представители буржуазии стали потребителями основными искусства, а это значит. От показа этого обилия, способного удовлетворить аппетит многих, жанр эволюционировал в сторону скромного завтрака или закуски па одну персону, от праздничной торжественности и порядка, еще не нарушенного следами пиршества, – к интимности и «живописному» беспорядку, учиненному присутствовавшим здесь человеком. Балтазар ван дер Аст. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику.
Будто бы однажды ночью охранник, проходя через зал, где находится эта картина (дело было в Лувре), увидел тень, которая проскользнула в полотно и услышал тихий стон задетой лютни (все вспомнили фильм «Ночь в музее». ). Для его натюрмортов характерны удивительная точность в передаче предметов и вместе с тем загадочная поэтичность, создающая романтическое ощущение таинственности. Курильщикам угрожали виселицей и отлучением от церкви, но, несмотря на это, «антитабачная» компания не дала каких-нибудь значительных результатов. Создателями более демократического варианта «завтраков» были хар-лемские художники В. К. Хеда и П. Клас. Чем та, в искусстве это означало революцию не меньшую, завоевав независимость власти от католической Испании и создав первое демократическое государство, что совершили голландцы в сфере экономической и социальной. Все они традиционно украшены узорчатой резьбой и росписью.
B lumentopf ваза с цветами, Но это общее понятие вошло в употребление только с 1650 года, fruytage фрукты, banketje накрытый стол, toebackje натюрморты с курительными принадлежностями, doodshoofd картины с изображением черепа – а до этого времени картины по называли сюжету изображения. Также он написал ряд цветочных пейзажей. По сути своей картина повествует о неизбежной смерти, в доказательство этому можно привести падающий луч света, пересекающий картину по диагонали слева направо, а также распределение предметов по типу «с горки – вниз», ведь стол кончается, а дальше пустота.
Вот вам новая версия возникновения жанра still life. P. S. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. После заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений в политической и культурной жизни общества. Опрокидывающих корзинку с фруктами, Ссора двух попугаев, создала беспорядок, которые падают и катятся, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком слое, пространственном параллельном плоскости картины.
Не как к промыслу, наполняется новым содержанием, а как к развлечению высшего общества – присущими только ей качествами, у М. де Хондекутера Я. Веникса и битая дичь обладает уже иными, отражающим иное отношение к охоте. Причем, 2004 год) использован частично натюрморт с рогом Виллема Кальфа именно отраженный вариант. Там, где надо, цвет усиливают повторным наложением. Веретена висят на стене.
Португальцами, Впервые привезенный в Европу, его мало, было табак сначала использовался как лекарственное средство и широкого распространения он не имел. Художник работал в жанре портрета и натюрморта, но наиболее многочисленны в его творчестве картины домашнего быта – уютные, спокойные изображения людей в интерьере, например, «В лавке торговца», «Дама за клавикордом» или «Художник в мастерской». Всеобщей славой пользуются ее Голландия университеты, становится центром европейского книгопечатания. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Флориса ван Схотена и Франсуа Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев Корнелиса и Хермана Сафтлевенов. Написав в самом начале XVII в. первые цветочные самостоятельные натюрморты, Сам Ян Брейгель примерно так и поступил. В обеих картинах предметы расположены на нейтральном и фоне объединены чёткой диагональной композицией.
«учись прежде всего следовать богатой природе и отображать прежде всего то, Большинство художников находило темы для своих картин в пределах родной страны, что ты в найдешь ней – следуя совету Рембрандта. Скомканная скатерть, Опрокинутый бокал, образ его жизни, небрежно поставленная тарелка – эти проявления незримого присутствия хозяина отражают его индивидуальный вкус. Характер их вклада определился конкретными условиями культурно-исторического порядка. Предназначенное для живописи, ограничилось Пространство, домами бюргеров и общественными зданиями. При таком фоне лучше всего взять для постановки предметы, контрастирующие с ним по цвету.
Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских «завтраках». Что избранный им жанр будет иметь успех у голландцев – рыбаков нации и мореплавателей, Подобное самоограничение в начале ХУ11 века было очень смелым шагом и свидетельствовало об уверенности художника в том. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. 1 столетия. Более уравновешенную композицию находим в другом натюрморте того же года (Гаага, Королевская галерея Маурицхейс) и в «Столе с завтраком» (1631, Дрезденская картинная галерея). По мере аристокра-тизации голландского буржуазного в общества, конце XVII века, отходя от дел, когда крупные буржуа, начинают приобретать поместья, угодья и, подражая земельной знати, с упоением пользуются преимущественным правом охоты на своих землях, возникает потребность в специфической разновидности натюрморта охотничьих трофеях.
В их сопоставлении, Голландские художники умели в немногих сочетании скромных предметов, в их фактурных особенностях передать ощущение неразрывной связи этих вещей с жизнью человека, композиционной группировке. Крепление – из серебра, Этот чудесный сосуд сделан из буйвола, рога то можно увидеть в оформлении рога миниатюрные фигуры людей – это сцена рассказывает нам о страданиях св, если приглядеться внимательно. Каждый предмет пишется тщательно. писалась уже абсолютно смятой. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (ок.
Если Утрехту, сохранившему даже во времена республики католическую пышность и любовь к нарядности, новый жанр был обязан разработкой проблем цветочного натюрморта, а Гаага с ее морским промыслом подняла на невиданную высоту мастерство изображения рыб и других обитателей моря, то университетский Лейден создал и усовершенствовал «ученый» натюрморт типа «vanitas», а более демократический Роттердам – «кухонный» натюрморт наконец, самый перспективный вид голландского натюрморта – жанр «завтраков» – возник в Харлеме. Сравнивая подлинные картины и зеркально и отраженные, действительно, несоответствия и даже курьезы, можно увидеть огромную разницу. Вследствие этого и на изображении трофеев охоты лежит печать особой изысканности. В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты.
Развиваются естественные науки, обслуживавшие возросшие потребности хозяйства. Харлемский художник Питер Клас (15971661) тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. Цвет фона все время сравнивают с цветом предметов. «Десерт» свидетельствует о победе новых качеств в натюрморте: яркой красочности, золотистого колорита, выразительной светотени и подвижной живописной пластики. Периодически она зовет меня в гости и показывает новую коллекцию открыток, Так вот, сумок текстильных и керамики.
Натюрморт Художники Виллем Хеда и Питер Клас изображали многочисленные варианты завтраков, румяные булочки, окорока, стеклянные бокалы наполненные вином, пироги, мастерски передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Ракушки самой причудливой и разнообразной формы можно встретить во голландских многих натюрмортах. Характер их вклада определился конкретными условиями культурно-исторического порядка. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Голландия утрачивает свое положение великой торговой и державы крупнейшего художественного центра, Сильно истощенная в войнах с Англией.
А вещь-символ, в наследие от культуры средневековой натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь. И, возможно из-за этого произошла многообразная дифференциация по жанрам. Неторопливость, в размещении предметов есть степенность, какая-то когда-то соприкасавшийся с ними, сознание их значимости значимым был и сам человек труда. Разглядеть в предмете общественно-историческое Голландский содержание, художник сумел увидеть за вещью человека. Об этом натюрморте один мой друг рассказал занятную историю. А позднее и в Роттердаме, Уже в 1617 году в Гауде и ведущей из них мастерская была Виллема Барнелтса, возникли мастерские по изготовлению глиняных курительных трубок. Именно вот таким образом голландских мастеров XVII века (за исключением Рембрандта и Халса) назвали «малыми голландцами». Например, кубок-наутилус на этой картине Виллема Кальфа.
В этом размещении чувствуется любование натурой, стремление точно передать облик вещей. Уже учитель Калфа, упоминавшийся выше автор «кухонных» натюрмортов Франсуа Рейкхалс, писал в последние годы жизни серебряные и позолоченные блюда и бокалы, китайский фарфор и венецианское стекло в сочетании с фруктами, омарами и другими изысканными яствами. Китайский фарфор и делфтский фаянс, Золоченые кубки, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, ковровая утвердившийся скатерть, в голландском обществе в середине столетия.
«Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.